Смазочная система дизеля и ее основные проблемы. Система смазки дизельного двигателя
Система смазки дизельного двигателя
От качества и соответствия дизельного моторного масла, а также от общего состояния системы смазки напрямую зависит ресурс дизельного двигателя. Эффективная работа системы смазки в дизеле влияет на качество запуска двигателя, повышает экономичность ДВС, снижает уровень содержания токсичных элементов в отработавших газах.
Читайте в этой статье
Основные функции
- Главной задачей системы смазки является подача моторного масла для образования масляной пленки между парами трения (трущиеся поверхности).Так достигается уменьшение износа нагруженных деталей, снижение фрикционных потерь.
- Также масло осуществляет эффективное удаление посторонних частиц, которые возникают в результате механического износа, смывает нагар, защищает детали от коррозии.
- Еще одной важной функцией системы смазки является охлаждение трущихся поверхностей. В отдельных конструкциях ДВС подача масла дополнительно служит для охлаждения днища поршня.
Принцип работы системы смазки дизельного мотора
Подавляющее большинство дизельных ДВС имеют систему смазки, в которой моторное масло подается к наиболее нагруженным деталям (элементы кривошипно-шатунного механизма, ГРМ) под давлением. Другие детали, которые подвержены меньшей нагрузке, смазывается посредством разбрызгивания.
В списке основных элементов системы смазки двигателя находятся:
- поддон картера двигателя, который служит резервуаром для масла;
- масляный насос, закачивающий смазочный материал;
- масляный фильтр, очищающий моторное масло;
Маслонасос в дизеле может приводиться в действие от коленвала, распредвала или дополнительного приводного вала. Наибольшее количество смазки подается к подшипникам коленчатого вала по специальным масляным каналам. Шестерни маслонасосов могут иметь внешнее или внутреннее зацепление. Что касается второго варианта, такие конструкции отличаются меньшими габаритами, менее шумны в работе, износ шестерен наименее влияет на снижение производительности насоса.
Показатель необходимой производительности насоса зависит от того, какое давление в системе смазки необходимо для того или иного двигателя с учетом ряда особенностей.
Высокофорсированный дизельный мотор должен иметь такой масляный насос, который способен обеспечить большой запас по производительности. Это необходимо для поддержания эффективности работы системы смазки в условиях любых нагрузок, а также с учетом потенциального износа самого насоса, подшипников распредвала и коленчатого вала.
Реализация охлаждения поршней особенно необходима в турбодизелях мощных грузовиков, которые отличаются высоким показателем наддува, имеют камеру сгорания в днище поршня. Распространенной и относительно простой схемой является способ подачи масла посредством форсунок-распылителей, которые находятся снизу цилиндра. Эффективность такого решения уступает второму способу, который заключается в осуществлении подачи смазочного материала по специальному каналу, высверленному в шатуне. Далее смазка попадает в верхнюю головку, после чего оказывается в распылителе. Посредством распылителя масло попадает в область днища поршня.
Самой эффективной схемой выступает способ подачи масла через канал в шатуне в специальную полость, которая изготовлена в днище поршня.
Эта полость служит для улучшенного охлаждения. Стоит добавить, что функция охлаждения поршней требует также качественного охлаждения самого моторного масла, для чего в системе смазки используются масляные радиаторы.
Распространенные неисправности
Главной проблемой в работе системы смазки двигателя считается низкое давление масла. Такая неисправность проявляется в результате износа маслонасоса или подшипников коленвала, закупорки масляных каналов, использования некачественного смазочного материала.
В ряде случаев снижение давления масла в дизеле приводит к необходимости серьезного ремонта. Перегрев дизельного двигателя, попадание большого количества горючего или ОЖ в масляную систему приводит к разжижению смазочного материала. Это приводит к закономерному падению давления и сокращению ресурса мотора.
Профилактические меры
Основной рекомендацией по уходу за системой смазки является использование качественных смазочных материалов, которые полностью соответствуют всем допускам производителя ДВС, а также регулярная плановая замена масла и масляного фильтра строго по регламенту.
Если двигатель эксплуатируется в тяжелых условиях, тогда интервал замены смазочного материала следует сокращать. В случае езды на некачественном масле или возникновении неисправностей, которые привели к быстрой потере защитных и моющих свойств, обязательна качественная промывка дизельного двигателя.
Читайте также
krutimotor.ru
Cмазочная система дизельного двигателя
Общие сведения. Смазочная система предназначена для бесперебойной подачи масла к трущимся деталям дизеля с целью уменьшения трения и изнашивания деталей, а также для отвода от них теплоты и продуктов изнашивания.
Схема смазочной системы дизеля СМД-31 приведена на рисунках 47 и 48, а дизелей СМД-23/24 – на рисунке 49.
От состояния и режимов эксплуатации агрегатов смазочной системы в значительной мере зависят надежность и долговечность работы дизеля.
Смазочная система дизелей комбинированная, т. е. часть деталей смазывается под давлением, часть – разбрызгиванием. Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого отличие от центрифуги дизелей СМД-23/24 масло из ее ротора не поступает через ось 9 в главную масляную магистраль, а полностью сливается через форсунки в нижнюю крышку картера.
Рис. 47. Схема подачи масла в главную магистраль дизеля СМД-31: 1 – масляный насос; 2 – нижняя крышка картера; 3 и 7 – масляные каналы в блок-картере; 4 – водомасляный теплообменник; 5 – маслозаливной патрубок; 6 – центрифуга; 8 – масляный полнопоточный фильтр; 9 – главная масляная магистраль; 10 -предохранительный клапан; 11 – перепускной клапан; 12 – пробка сливного отверстия; 13 – маслоприемник; 14 – редукционный клапанПолнопоточный масляный фильтр 31А-10с2 дизеля СМД-31 установлен на левой стороне блок-картера. Поток охлажденного в теплообменнике масла, направляясь в магистраль дизеля, проходит основную очистку в полнопоточном масляном фильтре.
Фильтр представляет собой алюминиевый корпус, к которому с помощью стержней прикреплены две одинаковые фильтрующие секции, работающие параллельно. Каждая секция состоит из неразборного фильтрующего элемента (31А-10с8) и колпака. Уплотнение фильтрующего элемента с корпусом обеспечивается прокладкой, а по стержню – уплотнительным кольцом, размещенным в опорной чашке.
Масло по каналам в корпусе фильтра поступает в полость между колпаком и фильтрующим элементом. Пройдя через фильтрующие элементы, масло через окна в переходниках, по каналам в корпусе поступает в главную масляную магистраль дизеля.
В корпусе фильтра размещены два клапана: перепускной и предохранительный. Перепускной клапан открывается при разности давлений 0,18…0,23 МПа (1,8…2,3 кгс/см2) и служит для перепуска масла в магистраль в случае загрязнения фильтрующих элементов.
Предохранительный клапан служит для поддержания давления в главной масляной магистрали в пределах 0,4…0,55 МПа (4,0… 5,5 кгс/см2). Принцип его действия был описан ранее.
Масляный фильтр турбокомпрессора сетчатого типа 17К-28с9А установлен на дизелях типа СМД-23/24 для дополнительной очистки масла, поступающего в турбокомпрессор. Фильтр состоит из литого чугунного корпуса, стального штампованного колпака и разборного фильтрующего элемента. В дно колпака вварен стержень – ось фильтрующего элемента. На верхний конец стержня навернута гайка 5, с помощью которой колпак с фильтрующим элементом прикреплен к корпусу. Стык колпака с корпусом герметизируют резиновыми кольцами. Фильтрующий элемент поджимают к корпусу пружиной и уплотняют резиновыми кольцами.
Масло из главной магистрали по маслоподводящей трубке поступает в фильтр. Пройдя через отверстие сетчатого фильтра, дополнительно очищенное масло попадает во внутреннюю полость фильтрующего элемента, откуда по сверлению в корпусе фильтра и трубке 6 подводится к подшипнику турбокомпрессора.
Рис. 55. Масляный фильтр турбокомпрессора: 1 – колпак; 2 – фильтрующий элемент; 3 -трубка подвода масла к фильтру; 4-корпус; 5 – гайка; 6 – трубка отвода масла от фильтра; 7, 8 и 11 – уплотни-тельные кольца; 9 – стержень; 10 -каркас; 12 – шайба; 13 – крышка; 14 -пружина
Водомасляный теплообменник. Вместо масляного радиатора в смазочной системе дизеля СМД-31 применяют водомасляный теплообменник. Он предназначен для охлаждения масла водой, циркулирующей в системе охлаждения дизеля. Теплообменник установлен на левой стороне блок-картера и представляет собой набор трубок, заключенных в общий корпус 22. Вода, поступая по трубкам, охлаждает масло, проходящее через корпус теплообменника.
Техническое обслуживание смазочной системы. Показателями состояния смазочной системы являются давление масла в главной магистрали и его температура, которые постоянно должен контролировать механизатор.
В связи с тем что рекомендуемые для дизелей моторные масла могут работать при температуре до 125 °С (чего практически не бывает) и с целью уменьшения количества приборов на дизелях масляные термометры не устанавливают, а контролируют только давление масла.
Давление масла в главной масляной магистрали смазочной системы дизелей СМД-31 и СМД-23/24 при установившемся режиме работы, температуре охлаждающей жидкости 85…95 °С и номинальной частоте вращения коленчатого вала должно быть 0,3…0,55 МПа (3…5.5 кгс/см2), а при минимальной частоте вращения холостого хода (700… 800 мин-1) – не менее 0,1 МПа (1 кгс/см2).
Срок службы дизеля, сохранение его мощности и экономичности в течение длительного периода зависят от соблюдения правил технического обслуживания смазочной системы:– смазочные материалы необходимо применять только в соответствии с инструкцией по эксплуатации; – смазочные материалы следует предохранять от загрязнения. Заливать масло в дизель только из чистой емкости через воронку с сеткой. Предварительно необходимо тщательно удалить пыль и грязь у заправочных отверстий;– заменять масло в дизеле и смазывать агрегаты нужно согласно таблицам смазывания и в сроки, указанные в них. Сливать масло из картера при замене нужно сразу после остановки дизеля;– следить за герметичностью соединений в смазочной системе, не допускать подтекания масла;– наблюдать во время работы дизеля за показаниями манометра. В случае снижения давления и загорания лампочки – сигнализатора аварийного давления масла нужно немедленно остановить дизель, установить причину и устранить ее;– перед пуском дизеля следует обязательно проверить с помощью измерителя уровень масла в нижней крышке картера. При неработающем дизеле он должен быть между верхней и нижней метками масло-измерителя. Измерять уровень масла и доливать его в нижнюю крышку картера нужно не раньше чем через 5 мин после остановки дизеля, когда основная масса масла стечет со стенок дизеля в картер. При преждевременной доливке картер переполняется, что вызывает повышенный расход масла и закоксовывание поршневых колец.
При уровне масла в картере ниже нижней метки маслоизмерителя работа дизеля категорически запрещается.
При техническом обслуживании смазочной системы обязательно надо очищать ротор центрифуги от отложений, промывать фильтр турбокомпрессора и заменять фильтрующие элементы масляного фильтра дизеля СМД-31.
Очищать й промывать центрифуги следует в таком порядке. Отверните гайку, снимите колпак центрифуги, отверните гайку, снимите с оси упорную шайбу, а затем ротор. Для
разборки ротора установите его в тиски так, чтобы бобышки с форсунками располагались между губками тисков и, не зажимая губок, отверните гайку, крепящую крышку к остову ротора. Снимите крышку ротора, очистите остов и внутреннюю поверхность крышки ротора от отложений, после чего промойте остов и крышку в чистом дизельном топливе. Соберите ротор в обратном порядке, проверив: не повреждено ли уплотнительное кольцо, если нужно смажьте его солидолом. Если кольцо повреждено, замените его. Гайку крепления ротора затяните моментом 20…40 Н • м (2…4 кгс * м). Промойте колпак центрифуги в чистом дизельном топливе, установите ротор на ось, поставьте шайбу и заверните гайку, после чего проверьте вращение ротора рукой. Он должен вращаться легко, без рывков и заеданий. Для обеспечения герметичности центрифуги при установке колпака проверьте, правильно ли уложена в корпусе центрифуги прокладка. Поврежденную прокладку замените. Во избежание деформации оси ротора гайку затяните с небольшим усилием. После сборки центрифуги проверьте ее работу по времени вращения (выбегу) ротора. После остановки прогретого дизеля ротор должен вращаться не менее 40 с. Если время выбега ротора меньше указанного, разберите центрифугу и проверьте состояние шеек оси и подшипников ротора. Забоины и нати-ры тщательно зачистите.
Порядок промывки масляного фильтра турбокомпрессора следующий.
Отверните гайку и снимите колпак с фильтрующим элементом. Снимите с фильтрующего элемента уплотнительное кольцо, а со стержня – фильтрующий элемент, уплотнительное кольцо, шайбу и пружину. Разберите фильтрующий элемент, открыв крышку и вытащив из него металлический каркас. Промойте сетку фильтрующего элемента в чистом дизельном топливе снаружи и изнутри. Соберите масляный фильтр турбокомпрессора в обратной последовательности, после чего пустите дизель и проверьте, не подтекает ли масло.
Обслуживание полнопоточного масляного фильтра дизеля СМД-31 заключается в следующем.
Отверните пробку и через 1…2 мин начинайте разбирать фильтр. Выверните стержни и снимите колпаки в сборе со стержнями и опорными чашками. Снимите фильтрующие элементы. Промойте колпаки со стержнями и опорными чашками в чистом дизельном топливе. Установите новые фильтрующие элементы из комплекта ЗИП. При этом обратите внимание на наличие и состояние прокладок. Проверьте целостность прокладок, в случае необходимости замените их новыми из комплекта ЗИП. Соберите фильтр и установите на место пробку. Пустите дизель и проверьте герметичность фильтра. При наличии подтекания подтяните стержни. При снижении или повышении давления масла в системе выверните из корпуса фильтра пробку, выньте предохранительный клапан. Промойте дизельным топливом клапан и его гнездо в корпусе, после чего установите клапан на место. Нажимая на клапан убедитесь, отсутствует ли его заедание, после чего вверните пробку.
По мере изнашивания зубчатых колес и корпуса масляного насоса снижается его подача. В то же время с увеличением наработки дизеля увеличиваются зазоры в подшипниках коленчатого вала и других деталей. В результате чего снижается давление масла в главной масляной магистрали. Однако при номинальной частоте вращения коленчатого вала оно не должно быть ниже 0,15 МПа. Если давление масла в главной магистрали меньше этой величины, эксплуатация дизеля должна быть прекращена.
Читать далее: Cистема охлаждения дизельного двигателя
Категория: - Техническое обслуживание дизелей
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
Система смазки дизельного двигателя
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам смазки дизельных двигателей. Целью изобретения является повышение эффективности на пусковых и неустановившихся режимах работы двигателя. В систему смазки двигателя, включающую в себя масляную емкость 1, главную масляную магистраль /ГММ/ 2, гидроаккумулятор 3, гидродроссель 4, пневмодроссель 5, трубопровод 6, сообщающий камеру сгорания с пневмодросселем 5, шестеренный масляный насос 7, обратный клапан 8, дополнительно вводят магнитный клапан 9, выключатель 10 и регулируемый гидродроссель 11 с пневматической полостью 20. При этом в корпусе 12 управляемого гидродросселя 11 устанавливают блок поршней, состоящий из пневматического 13 и гидравлического 14 поршней, жестко связанных между собой штоком 15, и пружину 16. При увеличении нагрузки увеличивается давление в камере сгорания, а следовательно, и в пневматической полости 20 гидродросселя 11. При этом блок поршней перемещается и гидравлический поршень 14 приоткрывает входной 17 и выходной 18 масляные каналы гидродросселя 11. Подача масла в трущиеся пары двигателя увеличивается. Перед запуском двигателя выключателем 10 подают напряжение на магнитный клапан 9, который перемещает шток 15 и связанный с ним гидравлический поршень 14. Открываются входной 17 и выходной 18 каналы и осуществляется предпусковая смазка двигателя. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (st)s F 01 M 1/16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21). 4447945/25-06 (22) 27.06.88 (46)15,07.90. Бюл. N 26 (71) Ленинградская лесотехническая академия,им. С.М.Кирова (72) К.Н.Баринов, В.П,Антипин, А.И.Карпилович, А.А,Шевцов, М.М.Арановский, И.В.Васильев и Ю.В.Мельников (53) 621.431-72 (088,8) (56) Авторское свидетельство. СССР
N. 1497383, кл. F 01 М 1/16, 1988. (54)СИСТЕМА СМАЗКИ ДИЗЕЛЬНОГО
ДВ И ГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам смазки дизельных двигателей. Целью изобретения является повышение эффективности на пусковых и неустановившихся режимах работы двигателя. В систему смазки двигателя, включающую в себя масляную емкость 1, главную масляную магистраль (ГММ) 2, гидроаккумулятор 3, гидродроссель 4, пневмодроссель 5, трубопровод 6, сообщающий камеру сгорания с пневмодросселем 5, ше6 5
„„5U „„1578370 А1 стеренный масляный насос 7, обратный кла-, пан 8, дополнительно вводят магнитный клапан 9, выключатель 10 и регулируемый гидродроссель 11 с пневматической полостью 20. При этом в корпусе 12 управляемого гидродросселя 11 устанавливают блок поршней, состоящий из пневматического 13 и гидравлического 14 поршней, жестко связанных между собой штоком 15, и пружину
16. При увеличении нагрузки увеличивается давление в камере сгорания, а следовательно, и в пневматической полости 20 гидродросселя 1.1, При этом блок поршней перемещается и гидравлический поршень
14 приоткрывает входной 17 и выходной 18 масляные каналы гидродросселя 11. Подача. масла в трущиеся пары двигателя увеличивается. Перед запуском двигателя выключателем 10 подают напряжение на магнитный клапан 9, который перемещает шток 15 и овязанный с ним гидравлический поршень
14. Открываются входной 17 и выходной 18 каналы и осуществляется предпусковая смазка двигателя, 1 ил.
1578370
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам смазки дизельных двигателей.
Цель изобретения — повышение эффективности на пусковых и неустановившихся режимах работы двигателя, На чертеже изображена схема системы смазки.
Система включает в себя масляную емкость 1, главную масляную магистраль (ГММ) 2, гидроаккумулятор 3, гидродроссель 4, пневмодроссель 5, трубопровод 6, сообщающий камеру сгорания с пневмодросселем 5, шестеренный масляный насос
7, обратный клапан 8, магнитный клапан 9, выключатель 10, регулируемый гидродроссель 11, Б корпусе 12 регулируемого гидро дросселя 11 установлен блок поршней, состоящий из пневматического 13 и гидравлического 14 поршней, жестко связанных между собой штоком 15, и пружина 16. Кроме того, в корпусе выполнены радиальные входной 17 и выходной 18 масляные каналы, из которых входйой канал 17 сообщен с подводящей магистралью 19, а также расположена пневматическая полость 20.
Система смазки дизеля работает следующим образом, Шестеренный насос 7 подает масло из емкости 1 в ГММ 2 через гидродроссель 4.
При холостом ходе двигателя, когда нагрузка минимальна, давление газов в камере сгорания и после пневмодросселя 5 в пневматической полости 20 минимально, При этом пневматический 13 и гидравлический
14 поршни, связанные штоком 15 регулируемого гидродросселя 11, под действием пружины 16 перемещаются, и гидравлический поршень 14 частично (на 30%) перекрывает сечение радиальных входного 17 и выходного 18 масляных каналов. За счет этого происходит заполнение маслом гидроаккумулятора 3. При возрастании нагрузки частота вращения шестеренного насоса
7 падает.и подача им масла в ГММ 2 уменьшается. Однако при возрастании нагрузки увеличивается давление в камере сгорания, а следовательно, и в трубопроводе 6 и за пневмодросселем 5;что приводит к перемещению блока поршней регулируемого гидродросселя 11 и открытию входного 17 и выходного 18 масляных каналов. При этом в
ГММ 2 через маслоподводящую магистраль
19 дополнительно подается масло из гидроаккумулятора 3, обеспечивая жидкостный 55 режим трения при увеличении нагрузки
Перед остановкой двигателя при работе на холостом ходу гидроаккумулятор 3 заполняется маслом, причем. после остановки двигателя давление в камере сгорания трубопровода 6 и за.пневмодросселем 5 снижается до атмосферного, за счет. чего гидравлический поршень 14 управляемого гидродросселя 11 перекрывает входной 17 и выходной 18 каналы. Одновременно за счет разности давления в гидроаккумуляторе 3 и на выходе шестеренного насоса 7 закрывается обратный клапан 8 и масло в гидроаккумуляторе 3 остается под давлением. Перед пуском двигателя выключателем
10 на магнитный клапан 9, связанный через шток 15 с гидравлическим поршнем 14, подается напряжение от системы электрооборудования; При этом поршень 14 перемещается и через входной 17 и выходной 18 масляные каналы гидроаккумулятор
3 сообщается с ГММ 2. 3 i î позволяет улучшить смазочный режим в парах трения при пуске двигателя, что значительно снижает износы пар трения в двигателе.
Формула изобретения
Система смазки дизельного двигателя транспортного средства, содержащая масляную емкость, главную масляную магист-раль, гидроаккумулятор, гидродроссель, установленный на входе в главную масляную магистраль, пневмодроссель, вход которого сообщен с камерой сгорания, шестеренный масляный насос с входом, размещенным в масляной емкости, и обратный клапан, установленный на выходе шестеренного масляного насоса, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения эффективности на пусковых и неустановившихся режимах работы двигателя, система снабжена магнитным клапаном, электрически связанным с системой электрооборудования двигателя. через выключатель, и регулируемым гидродросселем с пневмополостью, выполненным в виде корпуса с размещенными в нем пневматическим и подпружиненным гидравлическим поршнями, жестко связанными между собой при помощи штока в блок, причем в-боковой стенке корпуса выполнены радиальные входной и выходной масляные каналы, сообщенные соответственно с выходом масляного насоса и гидродросселем, пневматическая полость регулируемого гидродросселя сообщена с камерой сгорания, блок поршней связан с магнитным клапаном и установлен в корпусе с возможностью возвратно-поступательного перемещения и перекрытия входного и выходного радиальных масляных каналов,.а гидроаккумулятор установлен перед входным масляным каналом,
www.findpatent.ru
Система смазки двигателя. Общее устройство и принцип действия
Назначение системы смазки заключается в снижении трения сопряженных деталей двигателя. Кроме того система смазки выполняет и побочные функции — понижает температуру деталей двигателя, удаляет продукты износа и нагара, защищает детали двигателя от коррозии.
Общее устройство
В систему смазки двигателя входят:
- поддон картера с маслозаборником
- масляный насос
- масляный радиатор
- масляный фильтр
- соединительные магистрали и каналы
Рис. Схема системы смазки: 1 — масляный поддон; 2 — датчик уровня и температуры масла; 3 — масляный насос; 4 — редукционный клапан; 5 — масляный радиатор; 6 — масляный фильтр; 7 — перепускной клапан; 8 — обратный клапан; 9 — датчик давления масла; 10 — коленчатый вал; 11 — форсунки; 12 — распределительный вал выпускных клапанов; 13 — распределительный вал впускных клапанов; 14 — вакуумный насос; 15 — турбонагнетатель; 16 — стекание масла; 17 — сетчатый фильтр; 18 — дроссель.
Предназначением поддона картера двигателя является хранения масла. Проконтролировать уровень масла в поддоне можно используя щуп, а также датчик уровня и температуры масла.
Масляный насос служит для закачки масла в систему. В действие он приводится коленчатым, распределительным или дополнительным приводным валом. Самыми распространенными являются масляные насосы шестеренного типа.
Рис. Односекционный шестеренный масляный насос со встроенным редукционным клапаном:1 — впускная полость; 2 — нагнетательная полость; 3 — редукционный клапан
От продуктов нагара и износа масло очищается масляным фильтром. Очищение моторного масла достигается фильтрующим элементом, замену которого рекомендуется производить одновременно с заменой масла.
Охлаждение и нагрев моторного масла производит масляный радиатор. Через масляный радиатор пропускается охлаждающая жидкость, которая нагревает масло в холодном двигателе и охлаждает его, когда двигатель горячий. Масло в двигателе должно иметь температуру выше 100°С чтобы из него выпаривалась остаточная вода, но его температура не должна превосходить границу в диапазоне от от 138°С до 148°С.
Давление масла в системе контролируют датчики установленные в масляной магистрали. Датчик направляет сигнал к лампе на приборной панели. Также информация о давлении может поступать в систему управления двигателем. При снижении давления сверх нормы, система управления должна остановить двигатель.
Современные двигатели могут иметь датчики уровня и температуры масла. Поступающая от них информация также отображается на приборной панели.
Постоянное рабочее давление в системе смазки поддерживается с помощью одного или нескольких редукционных (перепускных) клапанов, которые устанавливают в масляных насосе и фильтре.
Принцип действия системы смазки двигателя
Самой распространенной системой смазки двигателей в настоящее время является комбинированная. В такой системе одни детали смазываются под давлением, а другие – самотеком или разбрызгиванием.
Двигатель смазывается циклически. После его запуска, масло закачивается в систему масляным насосом. Насос создает необходимое давление и подает масло в масляный фильтр, в котором происходит его очистка от механических примесей. Далее масло по каналам подается к:
- шатунным шейкам коленчатого вала
- коренным шейкам коленчатого вала
- опорам распределительного вала
- верхней опоре шатуна для смазки поршневого пальца
К рабочей поверхности цилиндра масло поступает из отверстий в нижней опоре шатуна или от специальных форсунок.
Другие части двигателя смазываются разбрызгиванием, т.е. часть масла вытекающего из зазоров в соединениях разбрызгивается подвижными частями КШМ и ГРМ. При разбрызгивании масла создается масляный туман, который при оседании смазывает детали двигателя.
Масло стекает в поддон картера двигателя под действием силы тяжести, после чего цикл смазки повторяется.
Также в некоторых автомобилях применяется система смазки с сухим картером. В такой системе основной запас масла содержится в автономном масляном баке, откуда подается в главную масляную магистраль двигателя нагнетающей секцией масляного насоса. Такие системы обеспечивают бесперебойный подвод масла к трущимся деталям двигателя на длительных крутых подъемах, спусках и при кренах без какого-либо масляного голодания и утечек масла через сальники коленчатого вала. Кроме того, применение системы с сухим картером позволяет уменьшить высоту двигателя, снизить расход масла и сохранять его физико-химические свойства в течение более длительного периода благодаря возможности удаления из масла картерных газов.
Рис. Типичная схема смазочной системы двигателя с сухим картером:1 — масляная центрифуга; 2 — двигатель; 3 — полнопоточный фильтр грубой очистки; 4 — масляный радиатор; 5 — перепускной клапан; 6 — масляный бак; 7 — змеевик для подогрева масла; 8 — предпусковой маслозакачивающий насос; 9 — маслопрцемный сетчатый фильтр; 10, 11 — нагнетающая и откачивающая секции основного масляного насоса
Видео: Система смазки двигателя
Устройство системы смазки двигателей ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-63 и ГАЗ-51А, ЗИЛ-157К, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-151, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150, ЯАЗ-М-206Б
Ознакомиться с особенностями устройства двигателей отечественных автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ И ЯАЗ можно в следующей записи.
Система смазки двигателя ВАЗ
Система смазки двигателя ВАЗ — комбинированная, т.е. смазывание происходит одновременно двумя способами: под давлением и разбрызгиванием. При температуре масла 85 °С и частоте вращения коленвала 5600 мин-1, давление в системе смазки составляет от 3,5 до 4,5 кгс/см2. При минимальной частоте вращения коленчатого вала (от 850 до 900 мин-1) минимальное давление должно составлять не менее 0,5 кгс/см2. Вместимость системы смазки, включая масло в масляном фильтре, составляет 3,75 л.
Рис. Схема системы смазки двигателя ВАЗ:1 — масляный насос; 2 — масляный картер: 3 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 4 — горизонтальный канал для подачи масла от фильтра в масляную магистраль; 5 — канал для подачи масла к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания; 6 — канал в шейке коленчатого вала; 7 — передний сальник коленчатого вала; 8 — канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса и распределителя зажигания; 9 — шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 10 — валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 11 — канал для стока масла; 12 — канал в кулачке распределительного вала; 13 — магистральный канал в распределительном валу; 14 — канал в опорной шейке коленчатого вала; 15 — кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 16 — крышка маслоналивной горловины; 17 — наклонный канал с головке цилиндров; 18 — вертикальный канал в блоке цилиндров; 19 — масляная магистраль; 20 — датчики давления и контрольной лампы давление масла; 21 — канал подачи масла к коренному подшипнику; 22 — канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 23 — указатель уровня масла; 24 — масляный фильтр; 25 — перепускной клапан масляного фильтра; 26 — противодренажный клапан
Подробней система смазки двигателя ВАЗ рассмотрена нами в следующей статье.
ustroistvo-avtomobilya.ru
Смазочная система дизеля и ее основные проблемы
01 августа 2018 Категория: Полезная информация.
Ресурс дизельного мотора прямо связан с качеством и регламентом замены моторного масла. Когда система смазки дизеля работает исправно, мотор запускается в любую погоду, работает эффективно и экономично, а уровень вредных выхлопов сокращается.
Как функционирует система смазки дизельного мотора
Смазочная система дизеля устроена так, чтобы подавать моторное масло к деталям, работающим под постоянной интенсивной нагрузкой: элементам кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма. Остальные, менее нагруженные детали, орошаются маслом по принципу разбрызгивания.
Масло хранится в поддоне картера двигателя и оттуда поступает на детали через масляный насос.
Маслонанос, который качает смазку, в зависимости от особенности конструкции двигателя, приводит в действие коленчатый, распределительный или доп.приводной вал.
Немного масла по специальным каналам поступает поступает на подшипники коленвала. Основная же часть смазки подается через форсунки-распылители внизу цилиндра.
Более эффективный метод - подача масла по специальному каналу в шатуне, через верхнюю головку на распылитель и уже оттуда - в область днища поршня. Таким образом достигается эффективное охлаждение поршня.
Чтобы само масло было достаточно холодным, в системе предусмотрены специальные масляные радиаторы.
Важным элементом системы является также масляный фильтр, который очищает масло.
Система смазки двигателя выполняет ряд важнейших задач:
- подает моторное масло на трущиеся детали, чтобы оно образовало защитную пленку для уменьшения трения и защитило детали от преждевременного износа;
- позволяет с помощью масла удалить посторонние частицы и включения, смыть нагар и защитить таким образом элементы двигателя от коррозии;
- охлаждает трущиеся поверхности за счет масла, что снижает риск перегрева двигателя.
Типичные неисправности системы смазки дизельного ДВС
Самая распространенная проблема в работе смазывающей системы двигателя - падение давление масла.
Причин такой ситуации много - от износа масляного насоса и закупорки маслопроводящих каналов до ошибочно выбранного масла. Водитель может узнать о проблеме по соответствующему значку на приборной панели.
Другая частая ситуация - когда уровень масла в двигателе падает. В результате такого явления, как масляное голодание, двигатель преждевременного выходит из строя, и его ресурс значительно сокращается.
Если дизельный двигатель перегрелся в процессе работы или в масляную систему попало топливо или антифриз, моторное масло разжижается и теряет свою смазочную эффективность. Результат схож с последствиями масляного голодания.
Профилактика
Чтобы продлить жизнь своему дизельному двигателю:
-
используйте только качественное, дорогое масло. Выбирать его лучше по каталогу, в соответствие с рекомендациями производителя.
-
сокращайте заявленный производителем регламент замены масла.
-
меняйте масляный фильтр каждый раз, когда меняете моторное масло. Выбирайте фильтр средней ценовой категории и не экономьте на нем.
О том, как устроена система подачи топлива дизельного двигателя, мы писали здесь.
Клапаны Delphi для своего дизельного двигателя вы найдете в нашем каталоге
ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ
dieselkraft.by
Система смазки дизельного двигателя ЗМЗ-5143.10, работа системы смазки
Система смазки дизельного двигателя ЗМЗ-5143.10 комбинированная, многофункциональная с подачей масла к трущимся поверхностям под давлением и разбрызгиванием. Кроме того система смазки используется для охлаждения поршней и подшипников турбокомпрессора, приводит в рабочее состояние гидроопоры и гидронатяжители.
Система смазки дизельного двигателя ЗМЗ-5143.10, циркуляция масла в системе.
Циркуляция масла в системе происходит следующим образом. Масляный насос засасывает масло из картера и по каналу в блоке подводит его к жидкостно-масляному теплообменнику, а затем к полнопоточному фильтру. В случае превышения давления до 4.5 кгс/см2, плунжер редукционного клапана масляного насоса открывает перепускное отверстие, через которое масло перетекает в зону всасывания масляного насоса.
После фильтра моторное масло поступает в главную масляную магистраль и через каналы в блоке смазывает коренные подшипники, подшипники промежуточного вала, верхний подшипник валика привода масляного насоса и подводится к гидронатяжителю цепи первой ступени привода распределительных валов. От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала смазывает шатунные подшипники.
Поршневые пальцы и верхние головки шатунов смазываются разбрызгиванием. От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки опорной поверхности ведомой шестерни привода и нижнего подшипника валика. Шестерни привода маслонасоса смазываются струей масла через калиброванное отверстие в главной масляной магистрали.
Для охлаждения поршня предусмотрена масляная форсунка, в которую масло поступает под давлением. При давлении масла 1.2-1.5 кгс/см2 происходит открытие клапана форсунки и подача непрерывной струи масла на днище поршня.
Из главной масляной магистрали моторное масло через вертикальный канал в блоке поступает в головку цилиндров, смазывает опоры распределительных валов и подводится к гидронатяжителю цепи второй ступени привода распределительных валов, к гидроопорам и к датчику сигнализатора аварийного давления масла. Вытекая из зазоров и стекая в картер в передней части головки цилиндров, масло смазывает цепи, рычаги натяжных устройств со звездочками и звездочки привода распределительных валов.
Через специальные отверстия в блоке масло под давлением по нагнетательной трубке поступает в подшипниковый узел турбокомпрессора, а затем отработанное масло по шлангу стекает в масляный картер двигателя.
Контроль за системой смазки двигателя дизельного двигателя ЗМЗ-5143.10.
Контроль за давлением масла осуществляется датчиком указателя давления масла и указателем в комбинации приборов. Кроме того, система снабжена датчиком сигнализатора аварийного давления масла и сигнализатором аварийного давления масла. Сигнализатор аварийного давления масла загорается при давлении масла в системе 0.4-0.8 кгс/см2.
Емкость системы смазки 6.5 литра. Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке клапанов и закрытую крышкой. Уровень масла контролируется по меткам П и 0 на стержне указателя уровня. При эксплуатации автомобиля по пересеченной местности уровень масла следует поддерживать вблизи метки П, не превышая ее. Слив масла производится через отверстие в картере закрытое пробкой.
Похожие Статьи :
auto.kombat.com.ua
Для уменьшения трения между деталями применяют масла. Чтобы понять значение масла для двигателя, достаточно напомнить, что даже кратковременная работа двигателя без масла в течение около минуты вызывает выплавление подшипников, а более длительная работа при водит к заклиниванию поршней и отказу в работе двигателя. Система смазки предназначена для подачи масла к трущимся поверхностям с целью уменьшения трения, удаления продуктов износа и охлаждения трущихся деталей двигателя. На современных двигателях применяют комбинированную систему смазки, когда наиболее нагруженные детали смазываются под давлением (подшипники коленчатого вала, распределительного вала, оси коромысел клапанов и др.), часть деталей - самотеком (толкатели, штанги, направляющие стержни клапанов), а остальные трущиеся поверхности - разбрызгиванием (зеркало цилиндров, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала). Система смазки двигателя ЗИЛ – 375 включает в себя: резервуар для масла, в качестве которого используется поддон картера, маслоприемник, двухсекционный масляный насос, фильтр очистки масла (центрифуга), маслораспределительную камеру, два магистральных канала, маслотеплообменник с подводящей и отводящей трубками. Смазка трущихся поверхностей двигателя осуществляется следующим образом. Из поддона картера масло через маслоприемник засасывается в масляный насос. Через канал в задней перегородке блока цилиндров насос под давлением подает масло в фильтр очистки масла (центрифугу), откуда неочищенное масло, которое создает центробежную реактивную силу, снова стекает в поддон, а очищенное поступает в маслораспределительную камеру. Из маслораспределительной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала и далее подается к коренным подшипникам коленчатого вала. По каналам в коленчатом валу масло подается к шатунным подшипникам. В теле шатуна предусмотрено отверстие, в момент падения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке маслосъемного кольца отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках и в верхней головке шатуна. Из переднего конца правого магистрального канала масло подается по каналу для смазки компрессора, а по каналу стекает в картер двигателя. В средней шейке распределительного вала предусмотрены отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке цилиндров 1 раз за оборот вала масло подается в каналы, выполненные в каждой головке цилиндров. Из этих каналов масло поступает в канал, полой оси коромысел, а через отверстия в ее стенке поступает к втулкам коромысел. Через каналы масло самотеком поступает для смазки штанг, клапанов и механизмов вращения клапанов. Аналогично осуществляется смазка трущихся деталей двигателей ЗИЛ-130. Масляный насос - двухсекционный, шестеренчатый служит для создания давления в системе смазки. Привод насоса осуществляется от распределительного вала двигателя. В корпусе насоса расположены две пары шестерен. Ведущая шестерня каждой секции закреплена на валу насоса, а ведомая свободно вращается на оси. Каналом в блоке и трубопроводе насос соединен с неподвижным маслоприемником. При вращении шестерен они своими зубьями захватывают масло и гонят его по стенкам корпуса в нагнетательную секцию к выходному отверстию. Верхняя секция насоса подает масло в систему смазки двигателя и в фильтр очистки масла, а нижняя - в масляный теплообменник. Редукц' |
aboutavtobus.ru