Владение рулевым колесом как способ безопасного вождения. Работа рулевым колесом
Приемы работы рулевым колесом
Владение различными приемами работы с рулевым колесом очень пригодятся водителю не только при выполнении обычных маневров на дороге, но и, главным образом, в случае возникновения экстремальной ситуации. Все начинается с правильной посадки водителя за рулем и с правильного расположения рук на рулевом колесе. Посадка водителя должна обеспечивать устойчивое положение корпуса водителя, освобождая его руки для выполнения функций, связанных с точным управлением транспортным средством.
В свою очередь, правильное расположение рук на руле должно гарантировать водителю свободу манипулирования рулевым колесом при различных режимах управления автомобилем. Расположение рук в верхней части рулевого колеса, с одной стороны, несколько уменьшает мышечную нагрузку рук, но с другой стороны, заметно снижает скорость манипулирования рулем. Расположение рук в нижнем секторе рулевого колеса обеспечивает возможность поворота руля на больший угол за один прием, но в тоже время становится невозможной одновременная работа обеих рук, которые попросту мешаются друг другу. Поэтому оптимальным расположением рук на рулевом колесе считается позиция, при которой руки водителя лежат практически параллельно друг другу, на цифрах 10 и 2 или на 9 и 3, если представить себе вместо руля часовой циферблат. Эта базовая, исходная позиция, с которой начинаются все приемы работы с рулевым колесом.
Самым простым приемом работы с рулевым колесом, знакомым каждому новичку, является управление автомобилем без отрыва рук от рулевого колеса. Такой прием применяется в тех случаях, когда требуется немного скорректировать положение автомобиля в пределах своей полосы движения или выполнить плавный поворот. Для поворота руля на небольшой угол и возврата его обратно, водителю требуется лишь «приклеить» кисти своих рук к рулю в исходном положении и не перемещать их относительно обода рулевого колеса, корректируя движение транспортного средства.
Таким образом, для обеспечения работы рулевым колесом без отрыва кистей рук наиболее важным является правильная посадка водителя и правильное расположение рук на рулевом колесе. В частности, при слишком близком расположении водителя к рулевому колесу он просто не сможет повернуть руль на 90°, поскольку ему помешает его же собственное тело. В случае с управлением автомобилем без отрыва рук от рулевого колеса не требуется перемещения рук из базового положения на руле. При поворотах руля на угол 70° — 90° ладони водителя могут практически непроизвольно несколько сместиться по ободу рулевого колеса, но ни в коем случае нельзя допустить подобного, ведь это может привести к негативным последствиям, вплоть до потери управления автомобилем.
Более сложный прием работы с рулевым колесом – это руление перехватом. Этот прием по-существу является основным способом вращения рулевого колеса при выполнении поворота автомобиля. Манипуляции рулевым колесом начинаются, как обычно, из базовой позиции. При осуществлении поворота налево обе руки начинают плавно поворачивать руль налево до тех пор, пока у водителя не возникает чувство дискомфорта и его левая рука уже дальше работать не может, поскольку она фактически теряет контакт с рулевым колесом. Далее правая рука без остановки также продолжает поворачивать руль, в то время как левая рука перемещается на руль чуть выше правой руки.
Затем осуществляется очередной поворот руля обеими руками, вследствие чего руки оказываются в базовой позиции на рулевом колесе. Если угол поворота автомобиля все еще недостаточен, то из этой исходной позиции снова можно продолжить руление перехватом, только в этот раз уже правая рука водителя перемещается в самую верхнюю на руле точку, а левая рука без остановки продолжает поворачивать руль. Повторять эти манипуляции рулевым колесом можно сколь угодно раз до тех пор, пока не будет полностью осуществлен поворот автомобиля. При повороте руля направо разница состоит только в том, что основной рукой теперь будет левая, поскольку именно она поворачивает руль, а правой рукой водитель лишь помогает ей. Для успешного овладения этим приемом работы с рулевым колесом требуется тренировка водителя на специальной площадке, например, прохождение «змейки», где приходится вращать рулевое колесо то в одну, то в другую сторону.
Своеобразным продолжением приема руления с перехватом является так называемое скоростное руление. Его отличие от традиционной техники перехвата заключается в том, что скоростное руление выполняется на боковом секторе рулевого колеса. Это означает, что руки водителя во время манипулирования рулевым колесом располагаются в боковом секторе, где и производится перекрестный захват руля.
Поворот направо выполняется двумя руками вплоть до того момента, когда левая кисть приблизится к верхней точке рулевого колеса, а правая рука перейдет в правую горизонтальную точку рулевого колеса. Далее осуществляется перехват, когда правая рука быстро переносится влево вверх, а левая продолжает вращать рулевое колесо. При осуществлении поворота направо все манипуляции выполняется в правом верхнем секторе рулевого колеса тянущими движениями. При повороте налево, соответственно, зеркально изменяются лишь позиции обеих рук.
Работа рулевым колесом одной рукой обеспечивает водителю возможность легко маневрировать при движении автомобиля задним ходом. В некоторых нештатных ситуациях этот прием может использоваться и при движении автомобиля вперед. При осуществлении поворота направо левая рука водителя располагается на рулевом колесе, немного упираясь ладонью в обод рулевого колеса.
Поворот руля почти на 180° приведет к тому, что левая рука уже не сможет дальше вращать руль. Поэтому далее водитель выпрямляет свои пальцы и продолжает поворачивать руль, провернув кисть левой руки против часовой стрелки. Удерживая пальцы в таком положении и надежно упираясь ладонью, водитель продолжает выполнять маневр дальше. После того, как кисть левой руки минует неудобный для вращения нижний сектор рулевого колеса, можно ослабить давление ладони и слегка обнять пальцами обод руля. Далее водитель спокойно доворачивает руль до начального положения и может сделать еще один оборот рулевого колеса или вернуть руль обратно.
Для осуществления поворота налево следует только поменять руку. Работа рулевым колесом одной рукой позволяет водителю не тратить время на смену положения рук, а также обеспечивает высокую точность управления за счет того, что кисть руки постоянно находится в одной и той же позиции на ободе рулевого колеса.
В некоторых случаях, например, для удержания транспортного средства в случае наезда на небольшие препятствия или при потере автомобилем поперечной устойчивости на небольшой скорости, можно использовать силовое руление. Оно заключается в том, что одна рука тянет рулевое колесо, а другая – толкает его. В частности, при повороте направо правая рука водителя тянет рулевое колесо, левая же рука остается в левой горизонтальной точке, чтобы она легко скользила по ободу рулевого колеса. После того, как правая рука проходит правую горизонтальную точку, левая рука толкающим усилием продолжает вращение рулевого колеса. Правая рука одновременно переносится в верхнюю точку. Далее, когда обе руки встречаются в верхней точке рулевого колеса, правая рука снова продолжает поворот руля тянущим усилием.
Приемы работы рулевым колесом требуют тренировки, чтобы водитель мог умело и грамотно применять их в различных экстремальных ситуациях. Использование контраварийных приемов управления может быть неэффективным, если не овладеть, в первую очередь, такими базовыми навыками, как правильная посадка водителя и оптимальное расположение рук на рулевом колесе.
Источник: AnyTyres.ru – тесты и обзоры шин (при перепечатке активная ссылка обязательна)
www.anytyres.ru
Как крутить руль автомобиля правильно
Правильное обращение с рулём — первостепенная задача всех начинающих водителей. Зная, как крутить руль, автомобилист сможет избежать большинства ошибок на дороге. Пренебрежение к этому этапу обучения ведёт за собой ряд негативных последствий.
Вращение рулевого колеса подразумевает под собой доведение движений руками до автоматизма, что позволит облегчить управление транспортным средством. Научиться крутить руль в домашних условиях можно при помощи тренажёра, созданного своими руками.
Правильное положение рук за рулём
Классификация движения рук:
- Движение рабочего типа — начинается с момента захвата руля и завершается в момент его отпускания.
- Движение холостого типа — подразумевает под собой момент между отпусканием руля и его последующим захватом.
- Отпускание и захват руля во время его вращения — рулевое колесо при этом не должно остановиться.
Ошибка новичков
Первые уроки вождения для начинающих автомобилистов крайне важны, но многие из них из-за чрезмерного волнения допускают ряд существенных ошибок. Одна из них — возвращение руля в крайнее исходное положение после прохождения поворота. Хотя управляющий механизм разработан таким образом, что руль всегда после подкручивания самостоятельно возвращается в положение, которое соответствует движению транспортного средства по прямой линии. Соответственно, помощь от водителя ему не требуется. Правильно крутить руль автомобиля в первую очередь, значит — уметь избегать ненужных движений руками.
Сам процесс вождения при этом не нарушается, но при возникновении критической ситуации нужно уметь адекватно координировать свои действия.
На видео — основные положения рук на руле:
Способы рулевого управления
Особенности руления различны, но в большинстве своём все они зависят от положения рук и скорости обращения.
Начальным расположением рук в любом случае считается горизонтальная позиция «9-3». Это обусловлено доступностью рычагов управления поворотниками и дворниками, которые находятся непосредственно под пальцами автомобилиста. Вообще, вся эргономика руля разработана именно под такое положение рук.
Три основных способа рулевого управления зависят от типа поворотов, которые, в свою очередь, подразделяются на плавные, средние и крутые. Крутить руль на поворотах гораздо сложнее, чем по прямой трассе. Только зная применимые в этом случае приёмы руления, можно войти в поворот без ущерба для водителя и машины.
Положение рук при повороте направо
Вхождение в плавный, с большим радиусом, скоростной поворот осуществляется двумя руками, без малейшего отрыва от руля. Руки при этом не смещаются, угол поворота сравнительно небольшой, приблизительно четверть руля. Максимальное смещение рулевого колеса в таком случае — 180˚. При совершении скоростного плавного поворота руль просто немного «наклоняется» в сторону совершения манёвра. Техника выполнения называется «толкание». Поворачивая влево, главенствующей рукой выступает правая, и наоборот. Ошибочным вариантом является поворачивание левой рукой налево.
На видео — как правильно рулить:
Повороты среднего уровня сложности сопровождаются изменением исходного положения руля на три четверти оборота. Такие поворотные участки считаются наиболее распространёнными. Без отрыва рук совершить манёвр в этой ситуации не удастся. А если что-то и получится, то выглядеть это будет весьма странно. Поэтому для преодоления поворотов такого типа разработана иная техника. Водитель должен расположить правую руку на руле в позиции на «6 часов». Только из нижнего положения проводится поворот в левую сторону. Это значительно увеличит угол вращения руля. Однако всё зависит от конкретной ситуации. Угол поворота должен быть таким, чтобы манёвр прошёл успешно.
Этот способ руления можно назвать универсальным и подходящим для большинства случаев. Он подходит как для левых, так и для правых поворотных участков. Главенствующая рука, как и в предыдущем случае, должна быть противоположной выполняемому повороту. Ей же проводится и возврат рулевого колеса в исходное положение. Незадействованная рука просто пропускает руль сквозь себя.
Отпускать руль не следует ни при каких обстоятельствах. Его резкое вращение считается грубым и недопустимым нарушением. Контроль управления — главная задача для автомобилиста, выполняемая в процессе всего движения до полной остановки.
Положение рук при повороте налево
При крутых поворотах (въезд-выезд во двор, разворот на 180˚) используется приём «Перехваты». При проведении манёвра надо быстро крутить руль до максимально возможного угла, то есть до его пограничного положения. Повернуть руль нужно за два движения руками и так же вернуть его в исходное положение. В конце проведения приёма руки водителя должны находиться на руле в позиции «9-3». Такое положение позволит продолжать движение авто в прямом направлении, разгоняться до определённой скорости и совершать обгон других транспортных средств в установленных для этого местах.
Руление одной рукой хоть и встречается довольно часто, но правильным не является. Такой приём возможен только при движении машины задним ходом, а также при постановке авто в гараж.
На видео — как надо и как не надо крутить руль:
Часто встречаются водители, у которых исходное положение рук на рулевом колесе находится в позиции «10-2». В недалёком прошлом это был наиболее верный вариант. Это актуально для моделей авто семидесятых, восьмидесятых годов прошлого столетия. Однако на сегодняшний день устройство современного руля таково, что положение «9-3» будет более верным.
Упражнение «Змейка» как способ научиться крутить руль
Упражнение «Змейка» отрабатывается на учебной площадке автошколы.
Главная ошибка при выполнении «Змейки» — медленная езда сопровождается медленным вращением рулевого колеса. Это категорически неправильно!
Крутить руль на «Змейке» надо очень быстро. Общая скорость передвижения при этом достаточно низкая. Соответственно, чем выше скоростной режим авто, тем спокойнее и плавнее движение рулём. Угол поворота руля также незначительный.
В результате обучения водитель отточит навыки передвижения при малых скоростях, получит достаточные знания о рулевом управлении, особенностях возвращения его в прямое положение. Также у автомобилиста сформируется понятие о «реакционности» «носа» транспортного средства. Его суть состоит в том, что при возвращении руля в исходное прямое положение из пограничного состояния, авто ещё некоторое время движется в направлении крутого поворота.
Удачно освоив упражнение «Змейка», водитель с лёгкостью преодолеет все остальные учебные участки на площадке автошколы.
На видео — прохождение упражнения «Змейка»:
Научиться правильно крутить руль автомобиля — обязанность каждого участника дорожного движения. Только адекватная реакция на острую, чрезвычайную ситуацию, отсутствие лишних движений и паники помогут избежать печальных последствий и вмятин на автомобиле. Даже спасённые пассажиры не избавят водителя от ремонта транспортного средства, а он, как известно, стоит немалых денег. Вождение автомобиля ассоциируется только с собственными силами и знаниями, пренебрегать которыми не стоит никогда!
365cars.ru
Как правильно работать рулевым колесом во время выполнения поворота
При всей кажущейся простоте, работа рулем во время выполнения поворота состоит из нескольких техник, каждая из которых нуждается в подробном рассмотрении.
Руление без отрыва кистей рук
Пожалуй, самая простая техника руления, использующаяся для выполнения плавного и простого поворота. В исходном положении во время прямолинейного движения обе руки находятся на рулевом колесе (1).
Если разбить рулевое колесо на условные секторы по аналогии с часовым циферблатом, левая рука должна держать руль в районе цифры 10, правая – в области «двойки».
Для изменения направления движения автомобиля поверните рулевое колесо в левую (2) или правую (3) сторону на угол, величина которого составляет не более 900.
Руки не должны ослаблять хват рулевого колеса или скользить по его ободу. После завершения поворота верните руль в исходное положение.
Силовое руление
В случае более крутого поворота или при разворачивании машины, когда руль необходимо повернуть на угол свыше 900, применяется техника силового руления.
Суть этого способа управления рулем состоит в том, что работа руками выполняется поочередно каждой рукой с использованием перехватов. Рассмотрим более детально технику силового руления на примере выполнения поворота налево.
Из исходного положения (1), ослабив хват руля, переместите левую руку по его ободу в верхнюю часть рулевого колеса, правую руку при этом оставьте в прежнем положении (2).
Крепко обхватив левой рукой обод, выполняйте ею поворот руля влево до тех пор, пока рука не окажется в левой нижней части руля, а правая, ослабив хват, скользит по ободу вниз.
Заняв положение (3) и плотно обхватив обод правой рукой, выполняйте поворот руля влево до тех пор, пока правая рука не окажется в правой верхней части руля, левую в это время свободно переместите вверх.
В результате обе руки окажутся в верхней части рулевого колеса (4) друг напротив друга.
В случае необходимости продолжить поворот из этого положения, повторите вышеописанную последовательность действий.
Если же поворот выполнен, руль выровняйте, пропуская его сквозь пальцы и не теряя при этом контроль за рулевым колесом.
Техника скоростного руления
Как и силовая, эта техника используется в случае выполнения крутых поворотов. Как следует из названия, она позволяет выполнить поворот существенно быстрее, чем при использовании силового руления.
Из исходного положения (1) выполните поворот рулевого колеса примерно на 900 влево, крепко обхватывая при этом обоими руками обод руля (2).
Продолжая вращение правой рукой руля влево, разожмите пальцы левой руки и, перемещая ее поверх правой руки, выполните хват рулевого обода в его правой верхней части (3). Руки при этом окажутся в положении «крест-накрест».
Плотно обхватив обод левой рукой, продолжайте выворачивать руль влево (4), сняв с руля правую руку (5).
После того, как руль будет вывернут до положения, при котором левая рука окажется в его левой нижней части, правой рукой выполните хват в правой верхней части обода рулевого колеса (6). В случае необходимости последовательность действий повторите.
Отдавайте себе отчет в том, что хотя силовой способ руления медленнее, он дает возможность водителю в каждый момент времени четко знать, куда направлены передние колеса его машины. В случае же скоростного руления обратная связь водителя с автомобилем отсутствует, что чревато многими неприятностями.
Чтобы руль не скользил в руках, позаботьтесь об оснащении рулевого колеса чехлом или оплеткой.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!
Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях и поставьте оценку
Загрузка...Не спешите уходить! Это может быть вам полезным
goodmaster.com.ua
Работа с рулевым колесом
Техника работы с рулевым колесом намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. На этой страничке я ознакомлю Вас с тем, на что в процессе обучения следует обратить внимание в первую очередь!
ВНИМАНИЕ Не рекомендуется поворачивать руль, когда автомобиль находится в неподвижном состоянии с выключенным двигателем. Во-первых, это приводит к преждевременному износу шин, во-вторых, при выключенном двигателе не работает гидравлический усилитель, поэтому вы можете повредить рулевой механизм.
Каждый водитель должен уметь поворачивать рулевое колесо, не снимая с него рук, это умение особенно пригодится, когда вождение автомобиля происходит по скользкой дороге.
Держать руль следует не сильно, но в то же время достаточно крепко: когда автомобиль движется, даже небольшое усилие может резко изменить траекторию его движения. Если учесть состояние современных российских дорог, то данное правило приобретает особую актуальность. По этой же причине категорически запрещается убирать с рулевого колеса обе руки во время движения автомобиля, потому что вовремя «поймать» его в случае необходимости вы, возможно, не успеете.
Каждый водитель должен четко представлять себе, куда именно в данный момент направлены управляемые колеса его автомобиля (то есть иметь так называемую «обратную связь» с автомобилем). Следует использовать специальную технику руления, приведенную ниже, чтобы не потерять обратную связь при повороте на большие углы (когда водитель вынужден перехватывать рулевое колесо руками).
- Одна рука, которая контролирует положение руля, должна оставаться на месте. При выполнении левого поворота это будет правая рука, а при выполнении правого поворота — левая. Следовательно, если вы выполняете поворот налево, то перехватывать рулевое колесо будет левая рука, а при правом повороте — правая. Контролирующая рука будет постоянно находиться на своем месте и на нем же останется при возврате рулевого колеса в исходное положение. Вы можете сменить контролирующую руку в тот момент, когда руль при повороте проходит свое нейтральное положение.
- Поворачивать рулевое колесо необходимо двумя руками, по возможности не перехватывая его, на максимально больший угол. Только при невозможности дальнейшего поворота перехватывайте руль. Многие новички допускают одну и ту же распространенную ошибку: поворачивая рулевое колесо, они постоянно перехватывают его через очень короткие расстояния. Такое «мельтешение» совершенно ни к чему, более того — оно чревато потерей контроля над транспортным средством.
Допустим, вам необходимо повернуть налево под большим углом (такое бывает, например, при проезде Y-образных перекрестков). В данном случае правая рука контролирующая, а перехватывать рулевое колесо нужно левой. Сразу после того, как левая рука охватит руль, нужно раскрыть пальцы правой руки и упереться ладонью в обод рулевого колеса, что позволит провернуть ее относительно точки соприкосновения и опять охватить руль. В результате руки на ободе рулевого колеса примут исходное положение. Если необходимо произвести еще один оборот, все перечисленные действия следует повторить.
- При возврате рулевого колеса в нейтральное положение контролирующая рука должна оставаться на своем месте. Для того чтобы провернуть ладонь относительно руля, разожмите пальцы и слегка упритесь ладонью в обод. При скрещивании рук левая возвращается на свое место, а затем рулевое колесо двумя руками возвращается в нейтральное положение.
- Бывает так, что сразу после этого необходимо повернуть руль в правую сторону (данный прием используется для выхода из заноса). В данном случае нужно быстро выполнить смену ведущей руки — это позволит вам всегда иметь обратную связь с автомобилем. Руки действовать в данной ситуации должны симметрично тому, как они действуют при выполнении левого поворота.
В зависимости от текущей дорожной ситуации, и особенно от того, насколько быстро она меняется, техника руления может осуществляться одним из двух способов: силовым или скоростным.
Сущность силового способа управления рулевым колесом заключается в том, что вы работаете либо одновременно двумя руками без перехвата, либо каждой рукой по очереди, но с перехватами. При повороте руля старайтесь не допускать скрещивания рук, поскольку можно потерять контроль над машиной и спровоцировать возникновение аварийной ситуации. Рулевое колесо нужно пропускать сквозь пальцы, а положение рук изменяется в зависимости от угла поворота.
Далее рассмотрен пример выполнения правого поворота при использовании силового способа управления рулем.
- Придайте рукам исходное положение на рулевом колесе. Затем скользящим движением переместите правую руку вверх по рулю таким образом, чтобы она не заходила на воображаемом часовом циферблате за цифру 12. После этого поверните рулевое колесо по направлению часовой стрелки правой рукой, левая рука в данной ситуации должна скользить вниз по ободу руля в направлении, противоположном направлению его вращения.
- Затем крепко возьмите руль в нижней его части левой рукой и продолжите поворот в том же направлении настолько, насколько это необходимо, причем одновременно правая рука скользящим движением должна перемещаться по ободу рулевого колеса вверх.
- Выровнять траекторию движения автомобиля после совершения правого поворота можно, пропустив руль в обратном направлении сквозь пальцы, при этом следите внимательно за тем, чтобы он самопроизвольно не вращался.
Как правило, силовой способ работы с рулевым колесом используется при движении по неровным и грунтовым дорогам, по колее, на ухабистых дорогах и т. п. Характерной особенностью силового способа является то, что в данном случае водитель транспортного средства всегда четко представляет себе, на какой угол и в каком направлении повернуты управляемые колеса его автомобиля.
Скоростной способ работы позволяет поворачивать руль в нужном направлении примерно в 3–5 раз быстрее, чем при использовании силового способа (в немалой степени это зависит от индивидуальных качеств водителя). Скоростной способ позволяет оперировать как одной, так и двумя руками, а также сочетать использование рук. Скоростной способ при повороте руля на угол более 180° позволяет применять перекрестный перехват рук.
ВНИМАНИЕ В отличие от силового способа, скоростной способ работы с рулевым колесом не дает водителю возможности четко представлять себе направление управляемых колес автомобиля. Это существенный недостаток: обратная связь является одним из важнейших условий, позволяющих своевременно вывести транспортное средство из поворота и стабилизировать его при попадании в занос.
Если вы хотите повернуть направо, используя скоростной способ и работая при этом одной рукой, то из начального положения выполните переход от захвата рулевого колеса к рулению тыльной стороной кисти. На первый взгляд это может показаться сложным, но достаточно всего нескольких тренировок — и вы освоите этот прием. В нижней части руля осуществляется руление тыльной стороной кисти и последовательным переходом:
- к рулению открытым хватом через ребро ладони;
- затем к рулению открытым хватом с переходом к рулению закрытым хватом;
- наконец, к рулению закрытым хватом.
Из начального положения поверните рулевое колесо направо до того момента, когда нужно будет выполнить скоростной перехват правой рукой, чтобы выполнить правый поворот, используя скоростной способ руления с перекрестным перехватом. Затем продолжайте поворот руля левой рукой, одновременно выполняя перехват правой руки (момент начала перекрестного перехвата). После того, как вы выполните перехват правой рукой, осуществляется дальнейший поворот рулевого колеса до момента перехвата обода руля левой рукой. Затем выполняется поворот рулевого колеса правой рукой со скоростным перехватом левой рукой, а по окончании перехвата производится поворот руля левой рукой с последующим перехватом правой рукой (завершение перекрестного перехвата).
Выбирая подходящий способ работы с рулевым колесом, не забывайте, что угловая скорость поворота руля должна быть сопоставима с выбранной траекторией движения, а также со скоростью транспортного средства. Например, если в процессе движения неожиданно возникла необходимость выполнить тот или иной маневр (объехать препятствие, выбоину на дороге и т. п.), настоятельно рекомендуется применять только скоростной способ (особенно если скорость движения вашего автомобиля не превышает 50–60 км/ч). Стандартный хват рулевого колеса разрешается изменять, когда вы полностью контролируете ситуацию и можете точно спрогнозировать свои действия при прохождении поворота, адекватно оценив его крутизну и допустимую скорость движения.
Определив заранее угол, на который вам предстоит повернуть руль, выполняйте предварительный хват с таким расчетом, чтобы при прохождении поворота, когда нужно будет соблюдать особую точность руления, у вас обязательно действовали обе руки. Например, готовясь к левому повороту, вы можете из начального положения выполнить предварительный захват до начала поворота руля. Затем при повороте в левую сторону левая рука должна поворачивать рулевое колесо, а правая — скользить по нему.
Чем выше уровень профессионализма водителя, тем реже он использует в управлении автомобилем скоростной способ работы с рулевым колесом. То же самое и наоборот: чем ниже мастерство — тем чаще человек вынужден пользоваться скоростным способом. Поэтому обязательно в процессе обучения уделите должное внимание тренировке техники руления.
Очень часто встречается такое явление: водитель после выполнения маневра (разворота, прохождения поворота и т. п.) отпускает руль в «свободное плавание» и ждет, когда он самостоятельно вернется в исходное положение. Учтите, что с точки зрения безопасности дорожного движения так поступать нельзя. Дело в том, что при разбалансированном стабилизирующем моменте (причиной этого могут быть неотрегулированные развал и схождение колес, незначительные неполадки в рулевом механизме и др.) руль может не вернуться в начальное положение, а остановиться раньше времени, и тогда избежать неприятностей будет очень трудно (для исправления ситуации будет критично мало времени). Если же вы не можете обойтись без такого приема, хотя бы придерживайте рулевое колесо скользящим хватом, чтобы в любой момент у вас была возможность своевременно отреагировать соответствующим образом на его нештатное поведение.
Еще одна плохая привычка, присущая многим водителям — работа с рулевым колесом одной рукой, в то время как другая лежит, например, на рычаге переключения передач.
ВНИМАНИЕ Снимать руку с рулевого колеса разрешается только для выполнения каких-то других действий, связанных с управлением автомобилем: переключения света фар, работы с рычагом переключения передач и т. п. Учтите: если вам приходится держать руль одной рукой, то необходимо увеличивать силу хвата.
Опытный водитель, обладающий высоким уровнем профессионализма, ни на секунду не теряет контакта с рулевым колесом в любой дорожной ситуации.
www.avtoinstruktorzel.ru
Положение рук на руле. Основные приемы руления — Автокадабра
Фотография с курса спортивного вождения в Европе. Ответ (фрагмент лекции) Александра Илюхина, мастера спорта, преподавателя кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСиТ:
- Техника называется "вращение рулевого колеса двумя руками". У вас есть много чудных способов управления рулем - "а ля досааф", или "английская техника", мы ее еще называем "техникой ГАИ". Когда вас научили: сколько-то вы надоили в эту сторону рулевое колесо, сколько-то вы раздоили в эту сторону (автоинструктор демонстрирует технику вращения рулевого колеса). Сколько движений вы сделали, где находятся в этот момент ваши колеса - непонятно! Но эта техника имеет право на существование.
Теперь посмотрим, как в целом выглядит техника вращения рулевого колеса. Я однажды начинаю вращение двумя руками, после того, как у меня одна рука появилась наверху - это сигнал для моей нижней руки - опустить рулевое колесо.
Средний темп движения (автоинструктор демонстрирует средний темп вращения рулевого колеса), прогресс движения рулевого колеса.
Ну и критическая ситуация, когда вам нужно будет из нее выходить, вы, как последний раз в жизни, какие-то движения рулевого колеса будете осуществлять (автоинструктор демонстрирует высокий темп вращения рулевого колеса).
Ответ Антона Захарова, ведущего инструктора Центра Высшего водительского мастерства:
- Рулем надо уметь работать таким образом, чтобы не терять положение передних колес. Передние колеса вы же не видите, вы должны знать руками, куда смотрят сейчас ваши передние колеса, сколько вам потребуется времени, чтобы их вернуть в прямое положение.
Это те вещи, которые проистекают из-за порядка на рулевом колесе, из-за верных амплитуд работы рулевым колесом и т.д. Это следствие использования техники эффективной работы рулевым колесом, естественно, этому нужно учиться.
Если вы не умеете вращать рулевое колесо, вы уже где-то подставляетесь, где-то рискуете поскользнуться или не стабилизировать автомобиль, или получить ритмический занос там, где его могло бы не быть, ну и т.д.
Старайтесь все-таки управлять автомобилем двумя руками, старайтесь держать обе руки на рулевом колесе, старайтесь держать ваши плечи максимально расслабленными. У вас может быть напряжена спина, но плечи ваши должны быть расслаблены, руки ваши должны быть расслаблены. Это положение, которое вам дает физически, а на самом деле и психологически, быть готовым к определенным действиям.
Ответ Михаила Горбачева, мастера спорта, автора многих книг по вождению автомобиля, члена Союза Журналистов:
- Сейчас я вам покажу, как правильно управлять автомобилем. Какие действия должен делать водитель с рулем. Руль - это главный орган управления автомобилем. Многие на вопрос: какой главный орган управления автомобилем? Отвечают: тормоз, педали тормоза. На самом деле, это не так. Главное - это руль! Как водитель рулит, так автомобиль и едет!
Существует главное правило в управлении автомобилем - "рулить скупо". Что значит "рулить скупо"? Как правильно рулить я вам сейчас продемонстрирую.
Мы подъезжаем к повороту, делаем один поворот рулем, машина идет по дуге, приезжаем точно на середину дороги - и руль крутим обратно.
Здесь мы прибегаем к такому методу, который называется "ага-метод". Поворачиваю руль и думаю: ага, чего-то я мало повернул, следующий раз поверну больше. Подъезжаю к повороту, вновь поворачиваю руль и думаю: ага, чего-то я повернул много, в следующий раз поверну меньше. Повернул руль на правильный угол, думаю: ага, теперь я повернул на правильный угол, я теперь его запомню и буду делать только так.
Ответ Николая Островского, мастера спорта, инструктора Школы водительского мастерства "Тушино Ринг":
Водитель должен относиться к технике руления таким образом, чтобы он имел возможность с одинаковой скоростью и с одинаковым усилием повернуть руль как вправо, так и влево. Поэтому здесь выбирается хват обязательно двумя руками симметрично относительно оси руля, примерно вот в таком положении (автоинструктор демонстрирует правильное положение рук на рулевом колесе). Этот угол хвата от указательного пальца правой и левой руки соединяется с центром руля и называется угол хвата. Чем выше физическая возможность человека - этот угол меньше, чем она ниже - хват увеличивается, но не больше 180°. Желательно выбрать вот такой угол хвата (автоинструктор демонстрирует угол хвата). Об этом очень много писалось, люди защищали диссертации. Кстати, школа руления, которая существует у нас в СССР, в России - это вообще уникальная школа автоспорта. Она была разработана в 80-х годах, когда наши ведущие гонщики конкурировали на автомобилях нашего российского автопрома, которые явно не соответствовали мировым стандартам. Поэтому приходилось использовать технику руления, конкурируя с пилотами, которые управляли спортивными болидами с короткой рейкой, гидроусилителем руля и т.д. Наши водители были этого лишены, поэтому они разрабатывали технику руления, которую собрал воедино Эрнест Сергеевич Цыганков, разработал методику и преподает успешно на протяжении всего этого времени. Я думаю, много тысяч водителей ему благодарны, что они в какой-то момент воспользовались этой техникой, смогли выйти из тяжелой ситуации на дороге, потому что именно на первом этапе управления автомобилем водитель компенсирует все ошибки, которые были им допущены по прогнозированию дорожной ситуации, по выбору траектории движения и т.д., все ошибки он компенсирует именно скоростным рулением, за счет этого, удается избежать негативных последствий.
Ответ Станислава Семионова, ведущего инструктора школы вождения Михаила Горбачева "Drive-Class":
- Во-первых, чтобы понимать, куда повернуты колеса, а это очень важно в экстренных ситуациях, например, при возникновении заноса. Для того чтобы рулить точно, т.е. понимать насколько нужно повернуть. И для того, чтобы выглядеть красиво за рулем, что тоже важно.
Итак, стандартное положение рук на руле в современном автомобиле сейчас принято "9-3". В любом современном автомобиле вы найдете какое-нибудь напоминание о том, что нужно держать руль именно в этом положении.
Например, в этом автомобиле, если я держу руки в положении 9-3, рычаги управления дворниками и поворотниками находятся непосредственно под моими пальцами.
Есть выемки на руле под большие пальцы, и кнопки управления аудиосистемой тоже очень удобно находятся под большими пальцами. Т.е. вся аргономика руля сделана так, что в этом автомобиле нужно держать руль именно в положении 9-3. В своем автомобиле можете посмотреть и тоже что-нибудь найдете.
На сегодняшний момент существует много разных способов руления, но основными являются три. Почему три, потому что, если на самом деле рассмотреть все множество поворотов, которые вы можете встретить на дорогах, то все повороты можно разделить на три категории.
Повороты бывают плавные, средние и крутые. И для каждой категории поворотов существует свой прием по рулению. Главное правильно понимать к какой категории относится тот поворот, к которому вы сейчас подъезжаете.
Первые повороты - это плавные скоростные, достаточно большого радиуса повороты, которые делаются двумя руками без отрыва от руля. Руки не смещаем, и поворот делаем достаточно плавно на небольшой угол, например, на четверть руля или может быть даже меньше и так далее. Возможно смещение руля и на 180 градусов, которое в данном случае является предельным.
Поэтому в данном случае, если поворот у вас плавный скоростной, то вы просто немножко наклоняете руль и таким образом двигаетесь, допустим, в левом повороте.
Если говорить о технике, то она крайне проста, главное, чтобы вы руль толкали. Если это будет левый поворот, то здесь рабочая главная рука правая. Если вы двигаетесь в правом повороте, то здесь рабочая рука левая. Т.е. вы руль от себя как бы немножко толкаете.
В общем, в данном случае является ошибкой поворачивать налево левой рукой. Правильно налево поворачивать правой.
Следующая категория поворотов - это повороты средние, где руль нам нужно повернуть, допустим, на три четверти оборота руля. Таких поворотов достаточно много, и если вы будете делать такой прием поворота без отрыва рук, то это крайне неудобно и со стороны выглядит, в общем-то, странно.
Поэтому данный прием выполняется следующим образом. Вы опускаете правую руку в "6 часов" на руле, здесь есть специальные выемки для большого пальца и только лишь правой рукой из нижнего положения делаете левый поворот. Таким образом, вы повернули руль на достаточно большой угол. Таких поворотов достаточно много в Москве.
Необязательно поворачивать на такой большой угол, можете поворачивать и на меньший, или может быть даже на больший, если вы не вписываетесь в поворот. Вариантов достаточно много и этот прием можно назвать универсальным.
То же самое можно делать для правых поворотов, для этого вы используете левую руку, которую также опускаете вниз в район "6 часов" и просто толкаете ею руль. Правая рука практически ничего не делает и только пропускает руль через себя.
Возврат руля обязательно осуществляется той рукой, которой вы поворачивали. Ни в коем случае нельзя руль отпускать. Отпускание руля на выходе из поворота, когда руль начинает сам резко крутиться, является, в общем, достаточно грубой ошибкой.
Поэтому даже если пропускать руль через руки - это не совсем правильно. Т.е. чем вы поворачивали в поворот, тем из поворота и выезжаете.
И последний прием по рулению - это самые крутые повороты, например, разворот автомобиля влево в обратную сторону или, например, выезд-въезд во двор. Прием называется "Перехваты" и поворачивать руль очень часто приходится на максимально возможный угол, т.е. до упора.
Здесь все выполняется следующим образом. Примерно за два движения руками мы повернули руль до упора, и обратно так же два движения и вы находитесь в прямом положении рук на руле.
Если у кого-то возникает ощущение, что иногда руль стоит не прямо, и он не знает где прямо, то все очень просто - нужно повернуть руль до упора, обратно отсчитать примерно полтора оборота и тогда вы окажетесь в прямом положении. Потому что в среднем автомобиле от прямых колес до упора руля примерно полтора оборота. В этом автомобиле чуть-чуть меньше, но это похоже на полтора.
Так же можно попробовать поворот руля вправо такими же перехватами. Заметьте, что руки касаются точно положения "9-3" на руле. Вот те же "9 часов", вот те же "3 часа". Когда я выпрямляю руль, колеса находятся прямо и руки при этом находятся в положении "9-3", я могу спокойно разгоняться и ехать или объезжать какие-нибудь там ямы, потому что руки находятся в этом положении.
В общем, считается на самом деле ошибкой держать руки, например, внизу или ехать с рукой на "12".
Очень часто можно встретить положение рук "10-2", что было правильно, но сейчас автомобили и рули устроены так, что "10-2" не всегда неудобно.
Опять-таки все это зависит от автомобиля, если вы двигаетесь на Жигулях какого-нибудь там 70-го года выпуска или на Москвиче 65-го, то там это, в общем, нормально.
Если у вас автомобиль современный, то еще раз говорю, вы можете посмотреть на свой руль, и увидите на нем напоминание о том, что нужно держаться за него в положении "9-3".
Ответ Андрея Лунина, ведущего инструктора автодромной подготовки клуба "Экстрим-Драйв":
- Положение рук на руле. Естественно двумя руками мы должны держать рулевое колесо в точках 10 и 2 по циферблату часов, либо 9 и 3, как вариант.
Обязательно двумя руками, обязательно закрытой хваткой, когда большие пальцы закрывают, обхватывают обод рулевого колеса.
Посадка хват двумя руками - это поза готовности нормального водителя. Если мы держим рулевое колесо двумя руками в точках 10 и 2 и правильно работаем рулевым колесом, то у нас поставлена техника руления, у нас есть большая скорость руления.
Необходимо иметь мышечную память. Мы должны иметь возможность не глядя рулевое колесо в случае необходимости возвращать в прямое положение соответствующее прямому положению передних колес.
Ответ Кирилла Папкова, инструктора школы водительского мастерства BMW:
- Руль штука круглая, но хорошо его таким не воспринимать. Вот эти штучки на руле, тоже ошибочная такая иллюзия точек хвата руля.
Есть множество всяческих разных методик хватов, как раньше учили держать руль. Сейчас ввиду того что все автомобили оснащены в основном какими-либо усилителями например рулевого управления электрическими, гидравлическими без разницы, мы можем пальчиком руль поворачивать.
Нам не приходится каких-то чрезмерных усилий прикладывать к повороту руля. Поэтому мы можем взять руль широко, расположив симметрично руки, и отсюда мы способны поворачивать руль куда угодно, легко и непринужденно.
Почему был когда-то придуман хват, так называемый 10-2, потому что на Волге ГАЗ-24, например, руль из положения 9-3 вообще не провернешь, сил не хватит. А из положения 10-2, в принципе, прикладывая усилия чуть ли не всем корпусом, руль повернуть можно.
Соответственно, при наличии усилителя рулевого управления сейчас на всех автомобилях мы можем особо сильно не утруждаться. Руль крутится плавно и равномерно везде практически, поэтому мы можем рулить из этого широкого хвата, так называемого 9-3 или "без пятнадцати три". Опять же, если воспринимать руль как циферблат часов.
В чем преимущество. Во-первых, если на руле есть кнопочки, то очень удобно их нажимать без отрыва рук от руля. Если руки будут на 10-2, то нам придется громкость магнитолы менять при помощи смещения куда-либо руки, на это тратится лишнее время, лишние силы, даже, как бы там ни было.
Второе преимущество, поворотнички, дворнички тоже все здесь, нам не нужно руку никуда перемещать. Кстати, выпуклые штучки на руле -- это и есть, чтобы его держать, упор большого пальца. Т.е. вдруг, я почему-то рулю одной рукой, чтобы у меня руль просто не выскользнул из руки.
Вот из этого хвата 9-3 в любую сторону я могу руль повернуть максимально много, т.е. практически до ? оборота руля, даже при скрещивании рук.
Если у меня есть поворот, который требует геометрического поворота руля, я лучше поверну его без отрыва рук от руля, чем делая мелкие перехваты, пытаясь, каждый раз поймать где-то руль.
Если я буду поворачивать одной рукой - это тоже не очень хорошо, потому что: мне приходится тянуть руль вниз, я теряю ответную связь на руле, он у меня висит где-то внизу на большом пальце, я не чувствую, что происходит с передними колесами.
Если я поворачиваю двумя руками, я, во-первых, толкающей рукой через верхний сектор, чувствую, все что происходит под колесами, во-вторых, свободной нижней рукой я себя страхую, если вдруг мне потребуется второй поворот - она будет наготове.
Так я могу поворачивать бесконечно долго, если найду бесконечное количество поворотов. Это так называемый метод безотрывного руления, обеспечивает вам возможность проехать любой поворот на скорости больше 40 км/ч. В смысле те повороты, которые рассчитаны на прохождение более 40 км/ч. Другой какой-то там метод руления осуществлять даже не безопасно.
Вообще, почему неправильно руль перебирать - каждый раз мы теряем его нулевую точку, прямое положение колес. Плюс ко всему руль практически везде по фактуре своей одинаков, для того, чтобы понять, где он прямо, а где не прямо нужно на него посмотреть, как только я посмотрел на руль, я перестал смотреть на дорогу и куда-то улетел.
Большими пальцами лежа на спицах в специальных выемках я чувствую прямое положение колес, нейтральное положение руля.
Исходя из этого, можно найти еще второй метод руления, когда вам нужно порулить побольше -- метод перехват. Сейчас в среднем у каждого автомобиля в каждую сторону руль поворачивается на полтора оборота. Одним перехватом руля я перекрыл диапазон руления вправо.
Про что я говорил, что руль как бы круглый, сейчас я эту иллюзию разрушу - он прямоугольный штурвал. У вас есть сектор девяти, сектор трех, вот в этих секторах в идеале руки и должны работать. Так я всегда знаю, где у меня колеса прямо и это будет максимально быстро.
Если я использую другой перехват, кошачий, я его называю: раз, два, три, четыре, пять, шесть и обратно - да, я давно уже улетел с дороги.
Для чего используются глубокие повороты, для того, чтобы парковаться около дома. Согласитесь, что для того чтобы парковаться у дома, мы делаем так: небрежно держим руль одной рукой, а в другой еще и телефон.
Конечно, не критично, если около дома я буду рулить ладошкой, а не правильным перехватом. Но с другой стороны, как у меня руки привыкли работать на большой поворот руля, так они и отработают на любой скорости движения.
Если вдруг у меня возникнет занос и будет необходимость на высокой скорости крутить руль от упора до упора, я себе этим мало что не помогу, скорее всего максимально быстро улечу с дороги.
Вот если я себя заставлю каждый день около дома работать перехватом абсолютно не обращая на это внимание -- а через три месяца я не буду обращать на это внимание, потому что три месяца так порулив, я забуду, что есть какие-то другие хваты и метод руления типа "ладошка" -- то потом на высокой скорости я на занос отработаю правильно и самое важное из заноса поставлю колеса прямо максимально эффективно и быстро именно тогда когда это нужно, а не буду потом где-то искать, что приведет к следующим заносам, вращениям и потере траектории движения.
Для стабилизации автомобиля лучше все ж таки рули двумя руками. Если мы говорим о глубоких поворотах руля. Можно рулить так называемым перекатом одной рукой. В этом плюс, что рука всегда возвращается в то же место. Но если в какой-то точке она у меня подскользнется куда-то, то обратно уже не вернется, это плохо. Если мне придется делать еще какие-то методы руления, я просто напросто собьюсь. А любая малейшая пауза на то, чтобы найти руль, она критична.
Одной рукой можно рулить для изменения направления движения. Если поворот круче чем на 180 градусов, но меньше чем перехват, бывает, что так мало вроде бы, то начинаешь перехватом рулить до трех четвертей дорулил и этого вроде как достаточно, докручивать не надо. Использовать перехват не очень рационально тогда получается, лишнее движение. Перед захватом из нижнего сектора в 6 часов повернул одной рукой толкающей и все.
Опять же метод идеален для проезда перекрестков, но если я на занос буду так рулить, и потом окажется этого мало, то надо будет вмешивать какой-то еще комбинированный метод руления и вот тогда обратно возвращать руль будет очень тяжело.
Самая частая ошибка с точки зрения руления и всего остального - вцепиться в руль и попытаться что-нибудь сделать резко. Как только мы прикладываем к нему усилия, как только он становится для нас точкой опоры, он перестает быть органом управления.
Так вот порулив, у меня сустав заклинило и дальше я рулить не могу, если я руки расслаблю, все провернется дальше свободно.
То же самое с перехватом, нельзя руки напрягать, у меня локти внизу, они работают как на шарнирах, я его кручу-то там мизинцами.
Резкий маневр: если это объезд какой-то, то все равно не требуется перехватов. Вряд ли у вас когда-либо в жизни объезд потребует таких перехватов руля. Там руление быстрое, без отрыва рук от руля, конечно, большие пальцы должны быть внутри.
Если мы говорим про перехват в случае заноса, заранее вынимайте пальцы из руля для того, чтобы их не сломать. С другой стороны начало большого поворота должно быть с большими пальцами внутри, когда вы перехватываетесь, большой палец тоже должен быть внутри.
Если мы будем ставить пальцы на большие уплотнения, вот тогда шансов сломать большой палец еще больше, во-первых. Во-вторых, тактильно так менее понятно, что это нейтральное положение руля.
Интересно? Приглашаем вас отработать полученную теорию на 6-часовой практике!
eXtrimDrive
autokadabra.ru
Работа с рулевым колесом – Частные уроки вождения в Одессе, обучение вождению – Profi-Driving
- правая рука – без остановки продолжает поворачивать руль,
- левая рука – перемещается на руль чуть выше правой руки (и позже берет инициативу на себя).
- левая рука – без остановки продолжает поворачивать руль,
- правая рука – перемещается в самую верхнюю точку на руле.
- правая рука – выполняет основную работу, так как обслуживает больший сектор поворота,
- левая рука – выполняет вспомогательную работу, обеспечивая вращение руля без остановок, в те периоды времени, когда правая рука меняет свою позицию.
www.profi-driving.od.ua
Неисправности рулевого управления - что может подвести в дороге?
Рулевое управление – это один из важнейших элементов автомобиля, правильная работа которого очень важна для безопасности водителя и пассажиров. Неисправности рулевого управления по серьёзности приравнивают к неисправностям тормозной системы. И если рулевое управление на транспортном средстве вышло из строя, значить ездить на нём категорически запрещено.
1. В чем заключается работа системы управления?
За управление автомобилем отвечает рулевая система. Работа системы рулевого управления состоит в повороте колёс транспортного средства и изменении направления движения. Рулевая система вместе с тормозной является самым важным элементом управления автомобилем. Управление может осуществляться методом поворота передних колёс, что называется кинематическим способом. Или же управление может происходить через притормаживание колёс, что называется силовым методом. Силовой метод поворота лежит в основе системы курсовой устойчивости. Конструктивно рулевая система транспортного средства состоит из таких элементов:
1. Рулевой механизм.
2. Рулевое колесо и рулевая колонка.
3. Рулевой привод.
4. Усилитель рулевого управления.
Рулевое колесо предназначается для передачи усилия от водителя на рулевой механизм посредством рулевой колонки. Также по вибрациям рулевого колеса водитель может узнать информацию об особенностях движения. Диаметр рулевого колеса в легковых авто 380-420 миллиметров, а в грузовых – 440-550 миллиметров.
Рулевая колонка соединяет рулевое колесо с рулевым механизмом. Она состоит из нескольких шарнирных соединений и рулевого вала. На автомобилях устанавливается электрическое или механическое регулирование рулевой колонки в разных направлениях. Во время фронтального удара колонка имеет свойство складываться, защищая водителя от травм. Также колонку можно заблокировать, что защитит авто от угона.
Рулевой механизм нужен для преобразования вращательного движения руля автомобиля в поступательное движение тяги привода, что обеспечивает поворот колёс ведущей оси. В качестве рулевого механизма используют разные виды редукторов с разными передаточными числами. На легковых авто в основном устанавливают реечные рулевые механизмы.
Рулевой привод обеспечивает передачу усилия по команде водителя на колёсачерез рулевой механизм, благодаря чему они и поворачиваются. Привод определяет нужное соотношение угла поворота управляемых колёс и исключает их поворот во время работы подвески. Конструкция привода определяется типом подвески автомобиля. Самый распространённый – механический привод, который состоит из рулевых шарниров и рулевых тяг.
Усилитель рулевого управления уменьшает требуемое усилие на рулевое колесо для его поворота, благодаря чему управление автомобилем становится и безопаснее, и комфортнее. Бывают такие типы усилителей: электрический, гидравлический, пневматический. Тип усилителя зависит от типа рулевого привода. Систему рулевого управления можно охарактеризовать такими кинематическими параметрами:
1. Угол схождения.
2. Угол поперечного наклона оси поворота колеса.
3. Угол продольного наклона оси поворота колеса.
4. Угол развала.
5. Плечо обкатки.
6. Плечо стабилизации.
Конструктивно, система рулевого управления – это компромисс между кинематическими параметрами, потому что она объединяет противоречащие между собой лёгкость движения и устойчивость движения.
2. В каких случаях рулевое управление будет в зоне риска?
Даже самые мелкие неисправности рулевого управления становятся причиной тяжёлых и опасных для здоровья последствий. По этой причине эксплуатация транспортных средств с таким поломками строго запрещается. Как же диагностировать поломку? Первыми признаками возможной неисправности механизмов системы рулевого управления являются:
1. Ощущение биения на руле.
2. Наблюдаются стуки в системе рулевого управления.
3. Увеличивается люфт рулевого колеса (холостое движение, во время которого автомобиль никак не реагирует на команды водителя).
4. Слышен шум в гидроусилителе рулевого управления.
5. Рулевое колесо вращается очень туго.
6. Рабочая жидкость протекает. Протекание рабочей жидкости происходит не очень заметно и лужу под авто увидеть не удастся. Чтобы диагностировать протекание, нужно осмотреть элементы системы, и при наличии проблем, они будут выглядеть запотевшими.
По каким же причинам ломаются системы рулевого управления? Причины поломок систем рулевого управления:
1. Низкое качество дорожного покрытия.
2. Очень высокая интенсивность эксплуатации транспортного средства и несоблюдение правил его эксплуатации (например, неправильная периодичность технического обслуживания).
3. Использование неоригинальной гидравлической жидкости низкого качества, которой заполняют систему.
4. Использование некачественных компонентов системы и комплектующих при её ремонте.
5. Низкое качество работ по ремонту и ТО системы.
6. Достижение предельного срока службы элемента.
7. На работу рулевого управления также влияют отклонения в работе колёс из-за нарушенной балансировки, низкого давления в покрышках, сильного износа ступичного подшипника.
С любой из систем транспортного средства полумеры и шутки недопустимы. Но что касается рулевого управления, то здесь не может быть компромиссов, так как от этой системы зависит здоровье водителя и его пассажиров. Поэтому автомобилисты обязаны вовремя проходить осмотр и техническое обслуживания рулевого управления в профессиональных сервисных центрах. А, если были замечены признаки возможной неисправности, то следует сразу же обращаться на СТО, не дожидаясь времени следующего осмотра.
3. Устраняем неисправности рулевого управления.
Рулевое управление – элемент довольно надёжный. Но и он иногда ломается, что приводит к повышенной опасности. Поэтому очень важно вовремя распознать неисправность и оперативно с ней разобраться. Стоит отметить, что использование на современных авто рулевого механизма реечного типа заметно повышает надёжность и безопасность движения. Но даже такие механизмы невечные и, хоть и нечасто, а ломаются.
С некоторыми возникающими неисправностями рулевого управления водитель может разобраться самостоятельно, но вот с серьёзными неисправностями лучше обращаться сразу к специалистам. В любом случае, рекомендуем даже после собственноручного ремонта проверить авто на СТО, так как безупречная работа рулевого управления для авто – одно из главных требований. Какие же бывают неисправности рулевого управления? Самые распространённые неисправности рулевого управления:
1. Износ пары «шестерня-рейка».
2. Износ подшипников рулевого вала или его разрушение.
3. Нарушение герметичности системы.
4. Износ шарнира наконечника рулевой тяги.
Самые распространённые неисправности гидроусилителя руля:
1. Износ подшипника вала гидронасоса.
2. Низкий уровень гидравлической жидкости в резервуаре.
3. Пробуксовка ремня привода гидронасоса.
4. Ослабление креплений.
5. Повреждения шлангов.
6. Засорение элементов гидроусилителя.
Эти неисправности рулевого управления и гидроусилителя руля, в большинстве случаев, приводят к возникновению следующих проблем:
1. Вращение рулевого колеса становится тугим.
2. Увеличение холостого хода транспортного средства.
3. Утечка рабочей жидкости.
4. Плохая устойчивость автомобиля.
Как же устранить неисправности рулевого управления?
Причины и методы борьбы с тугим вращением рулевого колеса:
1. Пониженное давление в покрышках. При обнаружении, его немедленно следует повысить до нормального значения.
2. Пониженный уровень масла в картере рулевого механизма. При обнаружении, его немедленно следует повысить к нормальному уровню.
3. Деформирование деталей рулевого механизма, подшипников верхней опоры стойки, рулевого привода, шаровых шарниров, телескопической стойки подвески. Деформированную деталь нужно сразу же заменить новой.
4. Неправильно отрегулированы зазоры в зацеплениях ролика с червяком или углы передних колёс. В таком случае, нужно правильно отрегулировать эти углы и зазоры.
5. Сильно затянутая регулировочная гайка на оси маятникового рычага. В этом случае гайку необходимо ослабить.
Причины и методы борьбы с увеличением холостого хода автомобиля:
1. Сильно большие зазоры в подшипниках шаровых шарниров, ступиц, червячном зацеплении. В таком случае, этот зазор нужно отрегулировать.
2. Слабо затянуты гайки рулевых тяг либо болты рулевого механизма. В таком случае, их нужно подтянуть.
3. Люфты заклёпочных соединений. Если обнаружена такая неисправность, то придётся подогнать детали, чтобы устранить люфты.
Причины и методы борьбы с утечкой масла:
1. Повреждения либо износ сальников и уплотнительных накладок или червяка. Тогда эти элементы следует срочно заменить.
2. Болты крепления крышки картера разболтались и их необходимо дотянуть.
3. Разболтались гайки и болты поворотных рычагов, рулевых тяг, нижнего фланца, кронштейна. После обнаружения неисправности, эти болты и гайки потребуется затянуть посильнее.
4. Большие зазоры между упорными рейками, осью тяг и в подшипниках колёс. В таком случае, понадобится отрегулировать зазоры.
Причины и методы борьбы с плохой устойчивостью транспортного средства:
1. Неправильный угол на передних колёсах или большой зазор в подшипниках, шарнирных тягах, зацеплении ролика и червяка. При обнаружении, все зазоры и угли нужно будет отрегулировать.
2. Повреждены поворотные кулаки или рычаги подвески. В таком случае, неисправные детали следует немедля заменить.
Таким образом, причин поломки рулевого управление может быть множество, поэтому на диагностику и последующий ремонт тратится немалое количество времени. Но лучше диагностировать и устранить неполадки заранее, чем потом жалеть, что это было не сделано.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today