Стояночная тормозная система. Стояночная тормозная система легкового автомобиля
Характеристика стояночной тормозной системы
содержание .. 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ..
48. Характеристика стояночной тормозной системы и её тормозных механизмов
48. 1.Характеристика стояночной тормозной системы
Стояночная тормозная система легковых автомобилей ВАЗ представлена на рис. 10.17. В систему входят задние тормозные механизмы и механический тормозной привод. Стояночная тормозная система обычно приводится в действие от рычага (рукоятки) рукой водителя. Иногда стояночная система приводится в действие ногой от специальной педали. Удержание транспортного средства на уклоне должно производиться как на участке подъема так и участка спуска дороги.
Рис. 10.17. Стояночная тормозная система легковых автомобилей ВАЗ:
1 — чехол; 2, 14 — тросы; 3, 8, 13 — рычаги; 4 — кнопка; 5, 11 — пружины; 6 — тяга; 7 — кронштейн; 9 — направляющая; 10 — втулка; 12 — планка; 15, 16 —
гайки
Стояночная система должна удерживать автомобиль или прицеп (полуприцеп) на уклоне определенной величины неограниченно долгое время. В связи с этим использование, например, гидравлики или пневматики в тормозных механизмах стояночной системы невозможно из-за опасности утечки жидкости или воздуха стечением времени. Привод тормозных механизмов стояночной системы у современных транспортных средств может быть механическим, от рычага (педали) через тросы (тяги) и рычаги, электрическим, пневматическим и т. д.
В механический тормозной привод автомобилей ВАЗ повышенной проходимости входят ручной рычаг 3, передний трос 2, направляющая 9, задний трос 14, разжимные рычаги 13 и распорные планки 12. Рычаг 3 шарнирно закреплен на кронштейне 7 с чехлом 1 и установлен на полу кузова автомобиля между передними сиденьями. При перемещении рычага вверх усилие от него передается через рычаг 8, передний трос 2, направляющую 9 и задний трос 14 на разжимные рычаги 13, распорные планки 12 и от них — на тормозные колодки задних тормозных механизмов.
Рычаг 3 фиксируется в заданном положении защелкой, которая постоянно поджимается к зубчатому сектору пружиной 5 через тягу 6. Защелка освобождается нажатием на кнопку 4. Пружина 11 обеспечивает возвращение переднего и заднего тросов в исходное положение при отпускании рычага 3 стояночной тормозной системы.
Натяжение переднего и заднего тросов и, следовательно, ход ручного рычага 3 регулируются гайкой 16 с втулкой 10, которая стопорится контргайкой 15.
48. 2.Характеристикатормозных механизмов стояночной тормозной системы.
Для обеспечения тормозной эффективности достаточно использовать тормозные механизмы наиболее нагруженной оси или нескольких осей транспортного средства. Обычно для этой цели используют заднюю ось или заднюю тележку грузового автомобиля или автобуса, заднюю ось или две задние оси соответственно двух- или трехосного полуприцепа.
На легковых автомобилях и прицепах нагрузка на переднюю и заднюю оси распределяется почти одинаково. Поэтому у них стояночная система обычно выполнена с использованием задних, неуправляемых колес, что конструктивно несколько проще. Хотя принципиально возможна и технически реализована некоторыми фирмами стояночная тормозная система на передних колесах легкового автомобиля.
Стояночная тормозная система грузовых автомобилей имеет только один тормозной механизм, устанавливаемый на выходных концах вторичного вала коробки передач, ведомого вала раздаточной коробки или ведущего вала главной передачи. Применяют преимущественно колодочные тормозные механизмы барабанного типа,
Распространенная конструкция такого типа изображена на рис. 221, Отлитый из серого чугуна тормозной барабан 2 прикреплен к фланцу вторичного вала коробки передач. Две одинаковые отлитые из алюминиевого сплава колодки 13 с фрикционными накладками 1 и стальными опорными сухарями 15 притянуты пружинами 5 и 14 к опорному пальцу 7 и разжимающему кулаку 16 и удерживаются болтами 11(не препятствующими разжиманию колодок) от боковых смещений.
Рис. 221. Ручной тормоз автомобиля ЗИЛ-130: 1 — фрикционная накладка; 2 — тормозной барабан; 3 — задняя крышка коробки Передач; 4 — уплотнение; 5 — малая оттяжная пружина колодок; 6 — чека опорного пальца; 7 — опорный палец; 8 и 23— гайки; 9 — винт; 10 — фланец вторичного вала коробки передач; 11 — болт; 12 — шайба; 13 — колодка; 14 — большая оттяжная пружина колодок; 15 — сухарь колодки; 16 — разжимающий кулак; 17 — щит; 18 — регулировочный рычаг; 19 — вилка; 20 — ушко тяги ручного привода комбинированного тормозного крана; 21 — тяга привода; 22 — палец тяги; 24— пластина рычага; 25 — зубчатый сектор; 26 — стопорная эащелка; 27 —рычаг управления ручным тормозом
Опорный палец закреплен в задней крышке коробки передач, выполняющей функции базовой детали опорного узла тормоза,
На валу разжимного кулака установлен рычаг 18, к которому присоединена тяга 21 привода тормоза. Рычаг 27 управления тормозом установлен на картере коробки передач. Его фиксацию в определенном положении при торможении осуществляют зубчатый сектор 25 и стопорная защелка 26.
Зазор между барабаном и колодками регулируют изменением длины тяги 21 путем навинчивания на нее или свинчивания вилки 19 или перестановкой пальца 22 в одно из отверстий рычага 18.
Для затормаживания на стоянке и аварийного торможения на автомобилях КамАЗ использованы тормозные механизмы колес среднего и заднего мостов. С этой целью применены тормозные камеры с пружинным аккумулятором энергии (рис. 222).
В обычных условиях движения автомобиля полость Б аккумулятора постоянно сообщается с источником сжатого воздуха, а в полость А тормозной камеры подводится воздух от тормозного крана, в результате чего комбинированная тормозная камера действует как обычная.
Для заторможения автомобиля на стоянке или при аварии привода служебной тормозной системы воздух из полости Б выпускается в атмосферу, в результате чего происходит торможение автомобиля под действием силы упругости пружины 6.
Рис. 222. Схема работы тормозной камеры с пружинным аккумулятором энергии:
а — тормоз выключен; б — рабочее торможение; в — торможение с использованием аккумулятора; А и Б — полости; 1 — рычаг разжимающего устройства; 2 и 4 — штоки; 3 — диафрагма; 5 — поршень; 6 — пружина; 7 — винт
49. Тормозные механизмы и приборы тормозного пневмопривода грузовых автомобилей.
Колесный тормозной механизм грузового автомобиля. На грузовых автомобилях с пневматическим тормозным приводом применяются колесные тормозные механизмы барабанного типа. Такой тормозной механизм (рис. 10.18) состоит из двух тормозных колодок 9 с фрикционными накладками 3, установленных на опорном диске 4 и стянутых пружиной 8.
1 — разжимной кулак; 2 — рычаг; 3 — накладка; 4 — диск; 5 — тормозная камера; 6— тормозной барабан; 7 — пальцы; 8— пружина; 9— колодка
Нижние концы колодок закреплены на эксцентриковых пальцах 7, обеспечивающих регулировку зазора между нижними частями колодок и тормозным барабаном 6. Верхние концы колодок упираются в разжимной кулак 1, который при торможении раздвигает колодки и прижимает их к тормозному барабану.
Разжимной кулак приводится в действие через регулировочный рычаг 2, установленный на валу кулака и соединенный со штоком тормозной камеры 5, в которую поступает сжатый воздух при торможении.
При растормаживании возвращение тормозных колодок в исходное положение обеспечивает стяжная пружина 8. Регулировка зазора между верхними частями колодок и тормозным барабаном производится регулировочным рычагом 2. Регулировочный рычаг имеет специальный червячный механизм и выполняется с ручным или автоматическим регулированием. На рис. 10.19, а показан регулировочный рычаг с ручным регулированием.
Рис. 10.19. Регулировочные рычаги колесных тормозных механизмов: а — с ручным регулированием; б — с автоматическим регулированием; 1, 15—оси; 2 — фиксатор; 3, 9, 12 — пружины; 4, 8, 13 — корпуса; 5, 14 — червяки; 6, 16 — шестерни; 7 — скоба; 10 — гайка; 11 — установочное кольцо
В корпусе 4 рычага установлен червяк 5 с запрессованной в него осью 1, которая имеет квадратный хвостовик для поворота червяка вручную при регулировке. Червяк находится в зацеплении с червячной шестерней 6, установленной на шлицах вала кулака. При регулировке зазора между тормозными колодками и барабаном при повороте оси 1 червяк поворачивает червячную шестерню и разжимной кулак. Шариковый фиксатор 2 с пружиной 3 удерживает червяк от самопроворачивания и исключает нарушение регулировки.
Регулировочный рычаг с муфтой для автоматической регулировки зазора между тормозными колодками и барабаном представлен на рис. 10.19, б.
В корпусе 13 рычага размещен червяк 14, который находится в зацеплении с червячной шестерней 16, установленной на шлицах вала разжимного кулака. На оси 15 червяка на шлицах установлена гайка 10. Корпус 8 муфты может свободно поворачиваться внутри корпуса 13 рычага относительно цилиндрической части гайки 10. На корпусе муфты с помощью двух стяжных болтов неподвижно закреплены скоба 7 и установочное кольцо 11. Внутри гайки 10 и корпуса 8 муфты установлена с небольшим натягом по наружному диаметру пружина 9 из проволоки прямоугольного сечения. Пружина позволяет свободно поворачиваться гайке 10 относительно корпуса 8 муфты по направлению навивки пружины и блокировать поворот гайки при обратном движении.
При торможении регулировочный рычаг поворачивается, не касаясь скобой 7 специального упора, жестко закрепленного на балке моста автомобиля. При износе фрикционных накладок тормозных колодок увеличивается угол поворота регулировочного рычага. Поэтому при торможении скоба 7 касается упора и поворачивается вместе с корпусом 8 муфты на определенный угол. При этом гайка 10 остается неподвижной.
При растормаживании скоба 7 возвращается в исходное положение и поворачивает корпус 8 муфты, а пружина 9 блокирует гайку 10. В результате происходит поворот червяка 14 и разжимного кулака и автоматическая регулировка зазора между тормозными колодками и барабаном.
Для предотвращения самопроизвольного поворота скобы 7 и корпуса 8 муфты, вызывающего нарушение регулировки, предназначена пружина 12, которая фиксирует муфту. В случае выхода из строя муфты автоматической регулировки зазоры можно регулировать вручную вращением гайки 10.
содержание .. 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ..
zinref.ru
Стояночная тормозная система
Стояночные тормозные системы с механическим приводом имеют одинаковый принцип действия и сходную конструкцию, отличающуюся, в основном, конструкцией деталей механического привода тормозных механизмов задних колес.
Стояночная тормозная система автомобиля имеет привод, включающий в себя установленный на кронштейне рычаг с кнопкой и тросы. Передние концы тросов соединяются с рычагом через уравниватель и тягу. Задние концы тросов соединяются с колодками тормозных механизмов задних колес через разжимные рычаги и планки. Рычаг фиксируется при помощи защелки с зубчатым сектором, которая управляется кнопкой.
При подъеме рукоятки вверх рычаг перемещает вперед тягу с уравнителем тросов, который закреплен на резьбовом конце тяги гайками. Присоединенные к уравнителю тросы левого и правого тормозов перемещают вперед рычаги, которые, воздействуя на планки, разжимают тормозные колодки. Разжимаясь, колодки прижимаются к тормозным барабанам, и задние колеса затормаживаются.
На изучаемых автомобилях имеется контрольная лампа включения стояночной тормозной системы, выключатель которой рис. крепится под рычагом стояночного тормоза и приводится в действие специальным упором на рычаге. При опущенном рычаге контакты выключателя разомкнуты, и тока в цепи контрольной лампы нет. При подъеме рычага и включении стояночной тормозной системы контакты выключателя замыкаются, и загорается контрольная лампа на щитке приборов.
Стояночный ручной тормоз барабанного типа устанавливается на автомобилях ГАЗ, ЗИЛ-130, Волга. При оттягивании рычага разжимной кулак разводит колодки и прижимает их к барабану. При оттормаживании стяжные пружины оттягивают колодки от барабана. Состоит: Рычаг ручного тормоза, сектор, регулировочный рычаг тормоза, тормозной барабан, стяжная пружина, тормозная колодка, разжимной кулак.
Ручной тормоз тяжелых грузовых автомобилей МАЗ ленточного типа. Он действует на ведомый вал коробки, к фланцу которого прикреплен тормозной барабан.
При ТО-2проверить состояние тормозных накладок тормозного механизма, состояние тормозного барабана, троса стояночного тормоза. Отрегулировать свободный ход рычага стояночного тормоза. Через одно ТО-2 смазать разжимной и регулировочный механизмы стояночного тормоза.
Колеса и шины
1. Элементы
Обод, ободная лента, камера, шина.
2. Технические параметры.
Боковое биение, дисбаланс, высота рисунка протектора, давление в шине.
3. Причины изменения технических параметров.
Деформация обода, неравномерный износ протектора, нарушение герметичности камеры, прокол шины.
4. Диагностические признаки и их параметры.
Давление в шине, повышенный дисбаланс колеса, повышенный прогиб шины и т. д.
5. ТО и ремонт
Проверка давления в шине, удаление острых предметов из протектора, замена шины, камер, ободных лент, вулканизации камер, шин, восстановление протектора, балансировка колес, правка дисков.
Колесолегкового автомобиля представляет собой стальной диск, к которому приваривается глубокий неразборный обод. Колеса крепятся к ступицам четырьмя специальными болтами с конусными головками или на шпильках при помощи специальных гаек с конусными поверхностями по пять гаек на каждом колесе. На легковых автомобилях обычно применяют дисковые колеса с глубокими ободьями, представляющими собой неразъемное сварное соединение обода с диском, на наружной стороне которого имеются ребра жесткости и выступы для крепления декоративного колпака. В средней части обода имеется кольцовое углубление — монтажный ручей, облегчающий монтаж и демонтаж шин. По обеим сторонам обода расположены конические посадочные полки, на которые монтируют борта шин. Наклон посадочных полок на угол (5±1)° обеспечивает плотную посадку шины на ободе.Крепежные отверстия дисков имеют конические фаски с углом 60°, обеспечивающие центрирование диска и предотвращение самоотвертывания крепежных гаек.
На большинстве грузовых автомобилей шины монтируют на диск колеса с плоским (без углубления) ободом, который делается разборным для облегчения монтажа и демонтажа шин. Обод и диск колеса соединены сваркой. Съемное бортовое кольцо крепится замочным кольцом . Иногда бортовое кольцо выполняют разрезным, тогда его устанавливают на обод без замочного кольца.
Диски колес грузовых автомобилей крепятся к ступице при помощи шпилек и гаек с конусными фасками. Чтобы гайки самопроизвольно не отворачивались, резьба шпилек и гаек правых колес правая, левых колес — левая.
На автомобилях МАЗ, КамАЗ и автобусах ЛиАЗ применяют бездисковые колеса. Они не имеют диска между ободом и ступицей. Передние колеса устанавливают на конические поверхности ступиц колес, а задние на кольца, прикрепленные к ступице гайками и шпильками.
Шина автомобиля служит для обеспечения надежного контакта колес с дорогой, а также смягчения ударов и поглощения толчков от неровностей дороги. Автомобильные шины бывают камерными и бескамерными.
Камерная шина состоит из покрышки и камеры, устанавливаемых на ободе колеса. Покрышка имеет каркас, брекер (подушечный слой), протектор, боковины и борта. Каркас изготовлен из нескольких слоев прорезиненного корда (ткани из синтетических волокон — капрона, перлона, нейлона) с резиновыми прослойками. В зависимости от расположения нитей корда различают два типа шин: диагональные и радиальные. У диагональных шин нити в смежных слоях корда перекрещиваются под углом 45...60е, а у радиальных шин они располагаются в одном направлении — от одного борта к другому.
Протекторпредставляет собой слой резины, наложенный на каркас. Для повышения коэффициента сцепления на внешней стороне протектора имеется рельефный рисунок с продольными и поперечными канавками. Когда рисунок протектора изнашивается до уровня выступов (индикаторов), на его поверхности появляются шесть сплошных полос, свидетельствующих о непригодности шины к дальнейшей эксплуатации. Протектор с такой степенью износа рисунка не обеспечивает надлежащего сцепления с дорогой и, кроме того, шина легко подвергается проколу во время движения.
Брекерпредставляет собой размещенный между каркасом и протектором резинокордный слой, связывающий протектор с каркасом и предохраняющий последний от повреждений. Большинство моделей современных отечественных радиальных шин в отличие от диагональных имеют брекер с металлическим кордом.
Вентиль служит для пропускания воздуха внутрь камеры и предотвращения выхода воздуха из камеры. Он состоит из резинового корпуса с пятой, при помощи которой привулканизирован к стенке камеры. Внутри корпуса помещена металлическая втулка вентиля с внутренней резьбой для ввинчивания золотника и наружной резьбой для навинчивания ключа-колпачка.
Бескамерная шинапо бортам имеет уплотнительный слой и кольцевые уплотнения, обеспечивающие плотную посадку на обод колеса, а внутренняя поверхность шины покрыта специальным герметизирующим слоем, предотвращающим утечку воздуха. При установке бескамерных шин предъявляются повышенные требования к дискам колес. Бескамерные шины могут устанавливаться только на ободе с ровной, без вмятин и погнутостей, поверхностью. При плохом качестве или состоянии дисков колес в бескамерную шину может устанавливаться камера соответствующего размера, чем предотвращается самопроизвольное падение давления в бескамерной шине при дефектах диска.
При установке шин необходимо, чтобы на одну ось устанавливались шины одной модели с одинаковым рисунком протектора и с одинаковой степенью износа для обеспечения устойчивости автомобиля.
studfiles.net
73) Устройство стояночной тормозной системы авто
Стояночная тормозная система
Стояночная тормозная система служит для удержания транспортного средства неподвижно на дороге. Используется не только на стоянке, она также применяется для предотвращения скатывания транспортного средства назад при старте на подъеме. Стояночная тормозная система приводится в действие с помощью рычага стояночного тормоза. Водитель рукой может управлять тормозными механизмами задних колес.
Стояночный (ручной) тормоз имеет механический тросовый привод на колодки задних тормозов. Рычаг стояночного тормоза соединяется тросом с задними тормозными механизмами, в которых находится устройство, приводящее в действие штатные колодки.
Водитель натягивает рукоятку, увлекая вместе с ней проложенный в оболочке трос и коромысло. Коромысло уравнивает натяжение тросов и через них натягивает рычаги в тормозных устройствах правого и левого колес, которые, опираясь на планки, раздвигают тормозные колодки в разные стороны.
На большей части автомобилей, особенно на внедорожниках, ручник действует не на колеса, а на трансмиссию. Например ручной тормоз автомобилей ГАЗ-51 А, ГАЗ-63 А, М-21 и М-13 действует на карданный вал и именуется еще центральным тормозом.
74) Типы тормозного привода авто и его устройства
Тормозные приводы по виду энергоносителя — рабочего тела, различают на:
Механический
Энергоноситель: твердые тела — тяги, рычаги, тросы.
Недостатки: слишком податлив, склонен к появлению люфта, трению, что делает нелинейным, нестабильным и медленным.
Эта система имела очень большие потери на трение, кроме того, требовала постоянного обслуживания и регулировки — подтягивания тросов и так далее (как тросовый привод стояночного тормоза на современных автомобилях).
Вакуумный или пневматический
Энергоноситель: газ или разрежение.
Недостатки: угроза разгерметизации, инертность.
Ныне распространён на грузовиках, автобусах и поездах.
Гидравлический
Энергоноситель: жидкость.
Недостатки: угроза разгерметизации и попадания воздуха, чего трудно избежать (например, при составлении автопоезда), ненадёжность уплотнений, образование паровых пробок и «проваливание» педали с потерей эффективности торможения при закипании тормозной жидкости из-за нагрева тормозных механизмов при длительном торможении.
Привод в гидросистеме осуществляется за счёт давления несжимаемой жидкости, создаваемого педалью в главном цилиндре и передаваемого к рабочим цилиндрам по специальным трубопроводам. Ранее использовались жидкости на основе растительных масел и спиртов (обычно касторового масла и бутилового спирта, в СССР — жидкость БСК). В наше время распространены гликолевые тормозные жидкости и жидкости на основе минеральных масел, появляются жидкости на силиконовой основе. С целью увеличения надёжности в настоящее время гидравлическая тормозная система автомобиля как правило включает в себя два контура. Очень часто применяются различные усилители, снижающие усилие на педали тормоза.
Электрический
энергоноситель: ток, электромагнитное поле.
недостатки: на автомобилях, в силу дефицита электроэнергии не может быть достаточно мощным и применяется сегодня лишь для управления тормозами некоторых легковых прицепов. Массово применяется на трамвайных вагонах, где дефицита электроэнергии нет.
Также применяется на гибридных автомобилях как вспомогательное средство в целях рекуперативного торможения - вместо затраты энергии на торможение идёт обратный процесс съёма энергии с колёс в аккумулятор, тем самым замедляя автомобиль.
Комбинированный
энергоноситель: применяются несколько видов энергоносителей.
недостатки: сложные, без особой необходимости не применяют.
studfiles.net
Стояночная тормозная система — Энциклопедия журнала "За рулем"
Стояночный тормоз предназначен для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания его на уклонах.
Стояночный тормоз также называют ручным или парковочным тормозом, а в шоферской среде - ручником. Даже в том случае, если он приводится не рычагом, а педалью.
Стояночный тормоз нужен для парковки, особенно если площадка с уклоном; для длительной стоянки с работающим двигателем и при трогании на подъеме. Кроме того, стояночным тормозом можно остановить автомобиль в случае отказа главной тормозной системы.
На некоторых автомобилях стояночный тормоз действует на трансмиссию, а не на тормозные механизмы колес. Как правило, такая конструкция встречается на внедорожниках и грузовиках. Раньше практиковался способ, при котором стояночный тормоз блокирует вращение карданного вала. Например, такой тормоз применялся на "Волге" ГАЗ-21. По терминологии тех лет, такой тормоз назывался "центральным". На современных автомобилях практически не используется.
Стояночная тормозная система обычно приводится в действие от рычага (рукоятки) рукой водителя. Иногда стояночная система приводится в действие ногой от специальной педали. Удержание транспортного средства на уклоне должно производиться как на участке подъема так и участка спуска дороги. Стояночная система должна удерживать автомобиль или прицеп (полуприцеп) на уклоне определенной величины неограниченно долгое время. В связи с этим использование, например, гидравлики или пневматики в тормозных механизмах стояночной системы невозможно из-за опасности утечки жидкости или воздуха с течением времени. Привод тормозных механизмов стояночной системы у современных транспортных средств может быть механическим, от рычага (педали) через тросы (тяги) и рычаги, электрическим, пневматическим и т. д.Для обеспечения тормозной эффективности достаточно использовать тормозные механизмы наиболее нагруженной оси или нескольких осей транспортного средства. Обычно для этой цели используют заднюю ось или заднюю тележку грузового автомобиля или автобуса, заднюю ось или две задние оси соответственно двух- или трехосного полуприцепа. На легковых автомобилях и прицепах нагрузка на переднюю и заднюю оси распределяется почти одинаково. Поэтому у них стояночная система обычно выполнена с использованием задних, неуправляемых колес, что конструктивно несколько проще. Хотя принципиально возможна и технически реализована некоторыми фирмами стояночная тормозная система на передних колесах легкового автомобиля (например, некоторые автомобили Citroen).В последнее время появились конструкции стояночного тормоза с электрическим приводом.
Механический стояночный тормоз Электрический стояночный тормоз
wiki.zr.ru
Принцип работы стояночного тормоза
Система торможения, в широком ее понятии, автомобиля это набор механизмов и узлов, что предназначены для значительного уменьшения скорости движения или полнейшей остановки на дороге. Обычно автомобиль имеет несколько тормозных устройств, которые призваны тем или иным действием помогают водителю контролировать ситуацию на дороге. Достигает путем выполнения определенных действий. Сегодня мы и рассмотрим все эти тормозные устройства, но в особенности нас интересует стояночная тормозная система.
Виды устройств
Как уже было сказано, типично машина может иметь одну и более тормозную систему одновременно. Сделано это для обеспечения максимальной безопасности во время движения. То есть, таковые системы имеют такие именования:
- Рабочая.
- Запасная.
- Вспомогательная.
- Стояночная.
Все их вместе может иметь автопоезд. Как правило, чтобы управлять таким автомобилем, нужно иметь определенные навыки, но и оснащенность машины здесь также очень важна. Рабочая наиболее часто используется. Это тот механизм, который начинает работать с нажатия ногой на педаль тормоза. Запасная нужна для экстренной и плавной остановки автомобиля в случае выхода из исправного состояния рабочей системы. Вспомогательная используется для торможения двигателем и сохранения значения скорости в одном диапазоне на длинных горных дорогах, где очень много спусков. Последняя, и та, что нам сегодня интересна, стояночная тормозная система нужна сохранения транспортного средства в состоянии покоя при его стоянке или для того, чтобы тронуться на подъеме без отката назад. В легковых машинах она же выступает и в роли запасной, так как вовремя дернутый ручник вполне может остановить до аварии.
Устройство стояночного механизма
Как и все в автомобиле стояночная тормозная система имеет свое устройство и назначение. Приводиться она в действие, как правило, с помощью специального рычага. Бывают и исключения, на грузовиках ручник может приводиться в действия специальной пневматической кнопкой.
Сам механизм приводится в действие специальным механическим приводом. С рабочей системой человек взаимодействует путем нажатия на педаль ногой, а стояночная приводится в действие ручным рычагом. Причем рычаг фиксируется в том положении, в котором его оставляет человек, в то время как педаль возвращается в обычное положение, когда ее отпускают. Фиксирует рычаг специальный храповой механизм, щелчки которого можно услышать, когда рычаг тормоза поднимается вверх. Здесь же расположена кнопка выключения рычага и датчик его включения. Лампа от датчика обычно располагается на приборной панели автомобиля.
Конструкция обычно включает в себя рабочий трос в количестве трех штук. Они имеют такой вид: один располагается посередине и является главным, а остальные отходят от него влево и вправо. Соответственно, центральный трос соединен с ручным приводом, а остальные отходят к тормозным механизмам колес машины на заднем мосту автомобиля. Соединяется они между собой с помощью уравнителя. С механизмами на колесах тросы соединяются путем специальных концевиков, которые позволяют регулировать длину троса.
В качестве тормоза обычно используются штатные барабанные или дисковые тормоза. То есть, каких-либо иных устройств не предусматривается, потому что незачем делать сложнее общую конструкцию автомобиля. Специалисты рекомендуют регулярно использовать ручник, чтобы не произошло залипание тросов и потом они не сорвались при их резком включении. Очень часто ручником пренебрегают владельцы автомобилей с автоматической коробкой передач, где им можно и не пользоваться вовсе.
Похожие статьи:
autodont.ru
Тормозная система автомобиля
Тормозная система наряду с рулевым управлением - важнейшие приспособления, позволяющие совершать маневры в потоке машин. Тормозная система позволяет снижать скорость движения вплоть до полной остановки автомобиля.
Тормозная системаИстория создания тормозной системы
Тормозные системы применялись еще на каретах. Первые автомобили, в которых использовались колеса от экипажей, унаследовали от них и тормоза с колодками, обхватывающими обод с двух сторон. Похожие тормоза до сих пор используются на любительских велосипедах.
Первый дисковый тормозной механизм запатентовал англичанин Уильям Ланчестер в 1902 году. Тормоза с медными колодками издавали душераздирающий скрип, поэтому запатентованные несколько позже Луи Рено барабанные тормоза получили более широкое распространение.
Современная гидравлическая система привода тормозов была запатентована американцем Уильямом Локхидом и нашла применение в автомобилях Уолтера Крайслера в начале двадцатых годов.
В конце пятидесятых в связи с резким увеличением предельной скорости серийных автомобилей на них начали устанавливать более эффективные дисковые тормоза.
В дальнейшем диски постепенно увеличивались в размерах для более эффективного торможения. Появились вентилируемые и перфорированные диски, которые быстрее остывают. Тормозные цилиндры также претерпели изменения – на самые мощные сейчас устанавливаются многопоршневые цилиндры, способные прижимать к дискам колодки большой площади.
В наше время тормозная система непрерывно совершенствуется. Для большей эффективности автомобили оснащают антиблокировочными системами, антипробуксовочными системами и системами курсовой устойчивости. Все это в совокупности ведет к повышению активной безопасности при торможении.
Какие бывают тормозные системы
В современных легковых автомобилях устанавливаются две тормозные системы: рабочая и стояночная. Рабочая система поделена на две части в целях безопасности. Если одна часть системы отказывает, вторая выполняет функцию аварийной.
Рабочая система используется для снижения скорости движения автомобиля.
Стояночная система нужна для блокировки колес во время стоянки. Кроме того, стояночную тормозную систему используют при старте на подъеме, когда автомобиль может скатиться назад.
Как действует тормозная система
Кинетическая энергия движущегося автомобиля гасится, превращаясь в тепловую через трение неподвижных деталей о подвижные. Роль подвижных деталей играют тормозные диски или барабаны, трущиеся о неподвижные тормозные колодки.
Тормозные колодки
Принцип действия рабочей тормозной системы
Нажимая на педаль, водитель передает нагрузку на вакуумный усилитель тормозов. Вакуумный усилитель передает усиленную нагрузку на главный тормозной цилиндр. Поршень главного тормозного цилиндра давит на тормозную жидкость в трубках, передавая усилие на рабочие цилиндры. Цилиндры прижимают колодки к дискам (или барабанам). Вращение колеса за счет трения колодок и дисков замедляется, и автомобиль останавливается. Когда водитель отпускает педаль, давление падает, и колодки разводятся, освобождая диски или барабаны.
Тормозные барабаны
Принцип действия стояночной тормозной системы
Водитель, находясь в салоне, тянет вверх рычаг стояночного тормоза. Рычаг фиксируется в поднятом положении. Присоединенные к рычагу тросы передают усилие на механизм, сводящий колодки стояночного тормоза. Колодки прижимаются к барабанам, и колеса блокируются.
Ручник
Как пользоваться тормозной системой
При торможении в автомобиле с АКПП коробка самостоятельно переходит на пониженную передачу. Водителю остается лишь жать на педаль тормоза. Если же у вас автомобиль с МКПП, тормозить можно двумя способами: выжав сцепление или продолжая двигаться на передаче. В первом случае вы останавливаете автомобиль за счет трения между дисками и колодками. Если же сцепление не разомкнуто, двигатель, работающий на низких оборотах, помогает тормозной системе, гася инерцию автомобиля. Особенное актуально тормозить двигателем на спусках. Если использовать только тормозную систему, колодки и диски будут перегреваться, и длина тормозного пути автомобиля, едущего под гору, увеличивается на 25%. Правильно подобрав передачу и тормозя на спуске двигателем, можно существенно продлить срок службы тормозных колодок и дисков.
Интересные факты о тормозной системе
Тормозные колодки гоночных автомобилей, таких, к примеру, как болиды Формулы-1, для эффективной работы необходимо прогревать. Дело в том, что колодки могут работать при очень высоких температурах, возникающих при снижении скорости с 250 до 50 км/ч. К сожалению, эффективно тормозить такие колодки начинают только после прогрева, в рамках рабочего диапазона температуры.
Практически на каждой упаковке с тормозными колодками можно найти надпись «Asbestos free», то есть, «Без асбеста». Дело в том, что при трении содержащей асбест накладки о диск образуется опасная для организма пыль.
blamper.ru
Стояночная тормозная система. Грузовые автомобили. Тормоза
Стояночная тормозная система
Тормозные колодки автомобиля ГАЗ имеют фрикционные накладки для увеличения коэффициента трения. Разжимным приспособлением служит гидравлический рабочий тормозной цилиндр 5 колеса.
Принцип действия тормозной системы заключается в следующем, при нажатии на педаль тормоза водитель передвигает поршни цилиндра 5, которые раздвигают колодки и прижимают их накладками к внутренней поверхности тормозного барабана. Возникающая сила трения останавливает колесо. Для отключения тормоза автомобиля необходимо отпустить тормозную педаль. В этом случае пружина 6 оттянет колодки от тормозного барабана и колесо получит возможность свободно вращаться.
Механизм стояночного (центрального) тормоза.
а – устройство, б – схема действия, 1 – барабан, 2 – колодки, 3 – щит, 4 – разжимной стержень, 5 – рычаг ручного тормоза, 6 – зубчатый сектор, 7 – тяга, 8 – стяжная пружина, 9 – корпус регулировочного устройства.Состоит из барабана 1, укрепленного на корпусе коробки передач. На барабане симметрично размещены две тормозные колодки 2, которые присоединены к кронштейну 3, установленному на ведомом валу коробки передач, и разжимного устройства 4.
К тормозным колодкам снаружи прикреплены фрикционные накладки. Разжимное устройство 4 соединено через приводной рычаги тягу с рычагом ручного тормоза 5.
Для затормаживания автомобиля ручной тормоз 5 рукой перемещают назад. Под действием рычага 5, разжимное устройство прижимает колодки к барабану и затормаживает ведомый вал коробки передач и карданный вал, следовательно и ведущие колеса автомобиля. В заторможенном состоянии ручной тормоз фиксируется на секторе защелкой. Для того, чтобы выключить стояночный тормоз, надо нажать специальную фиксирующую кнопку, находящуюся на стояночном ручном тормозе и подать рычаг тормоза вперед. При этом разжимное устройство 4 тоже переместиться вперед и под действием стяжных пружин 8 колодки 2 отойдут в исходное положение.
На всех автомобилях применяют механический привод для ручного тормоза.
Этот привод состоит из рычага 5, с зубчатым сектором 6 и тяги 7 привода, действующей на устройство 4 для разжатия колодок.2.
Необходимый зазор между фрикционными накладками колодок и барабаном устанавливают регулирочным винтом, который расположен в корпусе регулировочного устройства 9.При ввертывании в корпус винт раздвигает опоры, приближая колодки к барабану.
После регулировки необходимо проверить действие стояночного тормоза. Поделитесь на страничкеСледующая глава >
tech.wikireading.ru