Как открутить ржавый болт или гайку. Болт заржавел как открутить
Заржавел болт - как открутить
С подобной проблемой наверняка сталкивались многие. Попробуем обобщить те рекомендации и способы, которые активно применяются на просторах нашей необъятной родины, ибо «голь на выдумку хитра», а отечественные автомобили и производители крепежа далеко не всегда радуют нас качеством деталей и их защитой от воздействия влаги и долгой эксплуатации.
Для начала несколько рекомендаций, которые возможно помогут Вам избежать проблемы до ее появления:
Во-первых – покупайте качественный автокрепеж Не стоит пренебрегать даже малейшей возможностью убедиться, что приобретаемый Вами болт изготовлен с соблюдением необходимых норм, из качественного сырья и соответствует своему классу прочности. Поэтому ищем на автокрепеже «клеймо» производителя. Для автокрепежа на ВАЗ и КАМаЗ лучше всего будет увидет знак ОАО «БелЗАН» , для автокрепежа на ГАЗ, УАЗ, МАЗ и других – знак завода «Красная Этна». Бебелевский завод славится качеством автомобильного крепежа, но и цены у него повыше, крепеж производства Красной Этны стоит дешевле, но обеспечивает стабильное качество. Не допустить прикипание деталей При закручивании болта, шпильки или гайки стоит самому побеспокоиться о том, как не допустить «прикипание» деталей. Самые простые способы – это смазывать крепеж перед закручиванием любой слабощелочной смазкой, в самом простом случае – вазелином с графитовым порошком. Такая мера предосторожности позволяет легко открутить деталь и после нескольких лет нахождения на открытом воздухе. Использовать качественные инструменты Используйте качественные инструменты, и используйте их правильно. Не стоит пренебрегать нормами затяжки крепежа в тех случаях, когда они предусмотрены для данного узла. Кстати такие нормы есть практически для всего ассортимента автомобильного крепежа в зависимости от его размеров. Отраслевой стандарт затяжки резьбовых соединений Вы можете посмотреть здесь.
1. Воспользуйтесь тормозной жидкостью, скипидаром, керосином, олеиновой кислотой или популярными «проникающими» смазками, например WD, чтобы подготовить крепеж к откручиванию. Полейте болт/гайку, при сильном загрязнении лучше обернуть тряпкой смоченной в этих жидкостях, можно постукивать по детали молотком, улучшая проникновение смазки в соединение.
2. Используйте для откручивания автокрепежа правильные и качественные инструменты. Используйте головки, накидные или «газовые» ключи, а не рожковые. Можно конечно использовать профессиональные инструменты из Германии, но в реальности достаточно отказаться от китайских поделок, чтобы получить приемлемый результат.
3. Откручивайте деталь «враскачку», как бы прорезая резьбу. Это также поможем более полному проникновению используемой вами смазки вглубь резьбового соединения.
Если предыдущие советы не возымели успеха, пора переходить к народным средствам:
1. Первый способ давно известен под название «русский ключ». В зависимости от размеров болта возьмите прочную плоскую отвертку или зубило и с помощью молотка попытайтесь ударами открутить упирающуюся деталь.
2. Второй способ заключается в нагреве детали с помощью сильного паяльника, промышленного фена, паяльной лампы или обычной газовой конфорки. После разогрева попытайтесь открутить болт. В некоторых случаях помогает «экстремальный» вариант – резкое охлаждение детали, но может привести к непредсказуемым последствиям.
3. В третьем случае в борьбе с автокрепежом нам на помощь приходит наука – вокруг головки болта или гайки делается бортик из воска или пластилина. В образовавшуюся чашечку кладется кусочек цинка и наливается серная кислота. В получившемся гальваническом элементе кислота разъедает ржавчину и восстанавливает железо на поверхности цинка. Гайка или болт не подвергаются воздействию кислоты, поскольку цинк более химически активный металл. Через сутки Вы скорее всего легко отвернете проблемную деталь.
Остается рассмотреть последний вопрос — что делать если крепеж был некачественным или пострадал от внешних факторов, и мы уже «сорвали» болт или гайку,а на поверхности детали у нас едва-едва торчат остатки болта или шпильки.1. Аккуратно привариваем гайку или какой-нибудь рычаг к остаткам крепежной детали и с соблюдением всех предыдущих рекомендаций пытаемся таки открутить ее.2. Так же аккуратно высверливаем остатки болта и удаляем остатки резьбы из соединения.
Надеюсь, что представленная Вам «народная медицина» поможет Вам в борьбе с ржавыми деталями.Покупайте качественный автомобильный крепеж, и помните, что скупой платит дважды.
avto-bolt.ru
Как открутить ржавый болт, как открутить гайку
В мире много людей, которые никогда не сталкивались с проблемой касающейся откручивания ржавого болта или гайки. И только представьте себе эти элементы, на ум приходит лишь один способ – использование болгарки. Иногда, глядя на этот процесс, просто опускаются руки, ведь хочется все сделать быстро, качественно и не пользоваться таким инструментом. А бывают и случаи, когда даже болгарка не помогает, а наоборот усугубляет ситуацию. Ответом на вопрос как открутить ржавый болт или гайку без использования этого инструмента, владеют практически все любители автомобилей. Лишь они чаще всех сталкиваются с данной проблемой, поэтому к их советам необходимо прислушиваться.
Рассмотрим самые популярные методы, которые помогут открутить ржавые элементы:
1. Рычаг. Это первое, что желательно сделать. Рычагом принимается труба из стали, которую надевают на ключ. По самому крепежу и по его радиусу необходимо заранее пройтись щеткой из металла. Однако делать это нужно крайне аккуратно и тщательно. Основное правило – не переусердствовать. Если перетрудится в этом деле, то итогом может стать сорванная гайка либо же болт.
2. Зубило. Этот способ не подразумевает под собой удаление ржавого элемента. Зубилом и всего лишь 1-м резким ударом молотка реально запросто сорвать соединения. Необходимо установить данный инструмент поближе к краю ржавого элемента в сторону противоположную направления резьбы, после чего быстрым движением нанести мощное движение молотком. Если вы научитесь это делать, то больше не будете задаваться вопросом, как открутить гайку либо же болт.
3. Обстукивание. Данный способ не нуждается в определенных знаниях или умениях, он скорее часть технического процесса. Заключается в нескольких быстрых ударах молотком по крепежу. Данные мероприятия помогут значительно разрушить соединения оксидов и облегчат задачу.
4. Расшатывание. Этот способ действенный только если ржавые элементы хоть на немного переместились по резьбе, а этот процесс не заметить просто невозможно. Поэтому следует просто сильно затянуть крепеж, а потом снова его ослабить. Данные движения помогут ослабить соединения со ржавчиной.
5. Разогрев. Чтобы быстро освободить гайку или болт от ржавчины можно разогреть капризный крепеж. В этом случае подходят: газовая грелка, паяльник или же простая зажигалка. Можно также воспользоваться горючей ветошью, но главное соблюдать все правила безопасности. Не стоит ждать пока ржавые элементы станут холодными, нужно попытаться их выкрутить. Для этой задачи нужно будет правильно подобрать ключ. Если открутить элементы с первого раза не получилось, то тогда стоит попробовать объединить сразу несколько методов.
6. Бензин, керосин и скипидар. Все они являются отличными растворителями, поэтому их использование принесет настоящую пользу и поможет добиться нужного результата. Бензином, керосином или скипидаром следует залить элементы, после чего подождать минут 20 и попробовать прокрутить гайку или же болт.
7. Уксус. Столовый уксус сможет вернуть к жизни ржавые элементы. Действия такие же как и с бензином.
dommovik.ru
Как откручивать заржавевшие болты
Можно спилить болт, но мы рассматриваем случай, когда его следует аккуратно открутить. Внимательно нужно отнестись к выбору используемого инструмента. Он не должен быть сильно изношен или выполнен из низкокачественных материалов. Хрупкие разводные или накидные ключи могут не только сломаться при работе с проблемными крепежами и элементами механизмов, но и повредить гайки и шляпки болтов, тем самым усугубив ситуацию.
Основные способы снятия болтов
Первым способом является отвинчивание болта, посредством вращения его в обе стороны по оси. Вам понадобится крепкий качественный ключ, который нужно плотно надеть на шляпку болта. После этого прокрутите его на максимальное количество оборотов, вывинчивая из резьбы. Упершись, прокрутить его, возвращая в исходное положение. Движения должны быть резкими, чтобы целой частью резьбы прорезать прикипевший участок.
Если болт сильно заржавел, и описанный выше способ не помогает, следует воспользоваться вспомогательной смазкой. Довольно популярной сегодня является WD-40, также помогут керосин, скипидар, бензин или олеиновая кислота. Ними нужно залить проблемную зону разбираемого механизма и оставить на несколько часов. Для лучшего проникновения смазки в ржавчину можно немного пристукнуть болт молотком. Выждав необходимое время, отвинчивайте крепеж резкими движениями.
С более сложными случаями поможет справиться создание резкого перепада температуры болта. Для этого его следует разогреть до максимально возможной температуры, используя доступные подручные средства. Нагревателем может выступить промышленный фен, газовую горелку, паяльник или бытовую газовую плиту. После разогрева, болт оставляют немного остыть и после начинают выкручивать. Данный способ опасен тем, что может привести к разрыву металла, как самого болта, так и элемента механизма.
В наиболее сложных случаях следует прибегнуть к использованию химических свойств веществ. Вокруг выступающей над поверхностью детали шляпки болта вылепливается небольшой бортик. Его можно сделать из пластилина или парафина. Далее вовнутрь засыпаются цинковые опилки, и заливается серная кислота. В результате различной активности ржавчины и металла болта, кислота воздействует только на ржавчину. Направленности реакции помогает цинк. Результатом является полное растворение ржавчины, после чего можно без труда вывинтить болт.
Чаще всего болты прикипают на:
корпусах погружных водяных насосов;донных деталях автомобилей;внешних металлических конструкциях;металлических соединениях водопроводных сетей.
www.znaikak.ru
КАК ОТКРУТИТЬ ЗАРЖАВЕВШИЙ БОЛТ ИЛИ ГАЙКУ — mixProgram.ru
Второй способ. Нет возможности применить WD-40. Чем её можно заменить? Подойдут следующие подручные средства: керосин, солярка, бензин, скипидар. С ещё более худшим результатом, но всё же помогает использование уксусной кислоты. Подойдёт и уксусная эссенция. Можно применить Кока-Колу. Этот распространённый напиток имеет в своём составе ортофосфорную кислоту, а она тоже растворяет окислы и некоторые другие загрязнители. Кстати, ей можно легко смыть пятна в салоне автомобиля. (Стоит задуматься, нужно ли пить такой прохладительный напиток?). В случае применения «заменителей», пытаться открутить проблемное соединение не ранее, чем через час, но лучше пропитайте жидкостью тряпочку, обмотайте соединение и оставьте на сутки. Дальше действуем, так же как и в случае с WD-40.
Третий способ. Нагрев. При нагреве детали соединения расширяются, расширение происходит не равномерно. Гайка, обычно расширяется быстрей. Образовавшийся зазор и позволит раскрутить соединение. К тому же нагрев разрушает ржавчину. Чем можно нагреть? В зависимости от массы соединения и местных условий, нагреть можно зажигалкой, свечкой, спичкой, газовой горелкой, паяльной лампой. Можно смочить тряпочку в керосине, бензине обмотать ей соединение и поджечь. Конечно, этот способ нагрева требует максимальной осторожности и соблюдения правил пожарной безопасности. Можно использовать промышленный фен или мощный паяльник.
Четвёртый способ. Вместо того, что бы откручивать гайку, попробуйте её дозакрутить. Слой ржавчины сломается. Раскачайте гайку вперёд-назад и откручивайте.
Советы
Чтобы не пришлось применять перечисленные способы, закручивайте гайки с указанным производителем моментом. Не закручивайте грязное болтовое соединение. Очистите его и смажьте. Подойдёт для смазки литол, солидол, графитовая смазка, отработка. Для соединений, работающих при температурах 70-120 градусов, подойдёт смазка ШРУС. Можно использовать силиконовую или тефлоновую смазки в аэрозольных упаковках. Хорошо подходит смазка на основе медного порошка, но она дорога.
mixprogram.ru
Как открутить заржавевший болт или гайку
Так можно ли открутить проблемный болт или ржавую гайку, не прибегая к экстренным мерам? Этим вопросом лучше всех владеют автолюбители. Именно они чаще всего сталкиваются с подобными ситуациями и могут дать дельный совет, поделившись успешным опытом и рецептами из собственного арсенала средств. Рассмотрим имеющиеся варианты.
Рычаг
Это первое, что можно предпринять при необходимости открутить ржавую гайку или капризный болт. В качестве рычажного приспособления используется стальная труба, надеваемая на ключ. По крепежу и вокруг него предварительно следует хорошенько пройтись щеткой с металлическим ворсом. Использовать лучше накидной ключ, но в крайнем случае подойдет и рожковый. Делать нужно все аккуратно. Главное – не перестараться. Чрезмерное усилие недопустимо, так как результатом может стать сорванная шляпка болта, слизанные ребра гайки или сломанный ключ.Обстукивание
Эта не требующая специальных навыков и глубоких знаний в теоретической механике операция может стать либо решением вопроса, либо подготовительным этапом к развязке проблемы откручивания ржавого болта или гайки. В любом случае два-три резких удара молотком по крепежу через наставку из цветного металла не повредят. Подобное действие поможет разрушить оксидные наслоения и существенно облегчит задачу.Расшатывание
Возможно, в процессе раскручивания ржавый болт или непослушная гайка на какую-то пару микрон уже сдвинулись по резьбе, но этот момент, естественно, заметить нельзя. Поэтому нужно попробовать еще сильнее затянуть крепеж и снова пытаться ослабить. Такой прием позволяет разрушить оксидные образования и, постепенно расшатывая, раскрутить резьбовое соединение.Разогрев
Добиться желаемого результата стоит попробовать путем разогрева капризного крепежа. Здесь подойдет все – газовая горелка, паяльник, карманная зажигалка. Можно даже использовать пропитанную бензином или другой горючей жидкостью ветошь, но делать это следует аккуратно, соблюдая правила безопасности. Не дожидаясь, когда старая гайка или ржавая шляпка болта остынут, нужно пытаться их открутить. Лучше всего для этих целей подойдет не рожковый, а накидной или торцовый ключ. Если с первого раза не получится, можно пробовать комбинировать приемы – хорошо обстучать, расшатать, использовать рычаг.WD-40
«Побрызгай вэдэшкой» – так ответят в любом гараже на жалобу о проблемном болте или капризной гайке. И будут абсолютно правы. Лучшего средства пока еще не придумали. Точный ее рецепт остается тайной, но доподлинно известно, что жидкость на 50 % состоит из уайт-спирита. Чтобы открутить закисший крепеж, предварительно нужно открыть доступ к резьбе, обработав место вокруг болта или гайки металлической щеткой, а после – обильно залить крепеж «волшебной» жидкостью, распылив ее из баллончика. Через 15-20 минут можно уже пробовать откручивать. Это средство действительно эффективно и почти всегда помогает.Бензин, керосин, скипидар и другие
К сожалению, WD-40 не всякий раз есть под рукой, а покупка баллончика из-за одной ржавой гайки или болта – не лучшее решение с точки зрения экономии. Поэтому стоит попробовать что-то из продуктов нефтепереработки – от уайт-спирита до скипидара. Все они обладают высокой проникающей способностью и являются растворителями. Это их свойство поможет в случае забивания резьбового соединения грязью различной природы. Процедура стандартная – место вокруг крепежа очищается и заливается керосином, соляркой, бензином. Через 10-15 минут, когда жидкость проникнет глубоко в резьбу, болт или гайку можно пробовать крутить.Уксус
Заржавевшие, никак не желающие откручиваться болт или гайку поможет «вернуть к послушанию» столовый уксус. Для этого область резьбового соединения нужно намочить уксусом и выждать от 15 до 30 минут. Если время не лимитировано, то можно просто накрыть крепеж смоченной в уксусе тряпкой. За пару часов уксус основательно подорвет ржавчину и ослабит в крепеже сцепление сопрягающихся поверхностей. После такого «компресса» ржавый болт или гайка сначала нехотя, а затем все легче и легче поддадутся раскручиванию.Coca-Cola
Это не шутка для людей, далеких от техники, и не новость для специалистов. В кока-коле содержится ортофосфорная кислота, эффективно применяемая на производстве для обезжиривания, пайки, очистки металлических поверхностей от ржавчины. Порядок действий все тот же. Крепеж зачищается и поливается модной «шипучкой». А пока проблемные болт или гайка отмокают, есть время задуматься, какую гадость некоторые из нас с удовольствием пьют, считая чуть ли не эликсиром здоровья.Преобразователь ржавчины
Подобные средства изготавливаются на основе кислот, разрушающих оксид железа. Для их эффективного применения лучше смочить в преобразователе кусочек ветоши, накрыть ею откручиваемый болт или гайку и оставить на несколько часов. Крепеж перед этим желательно хорошо обезжирить бензином, керосином или еще каким-нибудь растворителем. Преобразователь хорошо «разбивает» ржавчину и резьбовое соединение раскручивается.Тормозная жидкость
Свежая или уже использованная – неважно, «тормозуха» хорошо помогает. Она обладает высокой проникающей и смазывающей способностью, а потому при необходимости открутить ржавую гайку или тугой непослушный болт ее можно смело использовать. Лучше, конечно, смочить тормозной жидкостью кусочек ветоши, накрыть закисший крепеж и час-два подождать. За это время жидкость просочится в резьбу и соединение легче будет раскрутить.Спиртовой раствор йода
Речь идее об обычном аптечном спиртовом растворе йода. В этом тандеме спирт, он же этилен, и йод, как элемент таблицы Менделеева, поровну распределяют между собой функции по освобождению закисшего в ржавчине крепежа. Спирт обладает высокой проникающей способностью, а йод взаимодействует с оксидами железа и другими его соединениями, образующимися при контакте с внешней средой. Таким образом эти два вещества ослабляют ржавчину, облегчая процесс освобождения заржавевшего болта или гайки. Чтобы не испачкать руки и с целью удобства, наносить йод на соединение лучше с помощью шприца.www.vse-sekrety.com
Заржавевший болт: как его открутить
Для начала попытайтесь открутить гайку шестигранным накидным ключом. При этом не стоит использовать всю свою силу, потому что если процесс окисления зашел далеко и окись увеличила болт в размерах, — она не поможет.
Попробуйте использовать универсальную смазку WD-40. Найти ее не составит особого труда. Она должна быть у всех автолюбителей, кто хоть единожды ремонтировал свою машину. Нанесите ее на чистую сухую тряпку и приложите на соединение. Она растворит окись. Правда, прежде придется подождать (от 40 минут до 24 часов). Чаще этот метод является действенным.Если специальной жидкости нет, а ближайший магазин находится неблизко, можно использовать то, что находится под рукой, например керосин, солярку или бензин. Из пищевых продуктов можно использовать уксусную кислоту или кока-колу. Действия — те же. Наносим на тряпочку, прикладываем и ждем.Если это все же не помогло, попробуйте прогреть детали соединения, используя фен, зажигалку или свечку. Однако помните о мерах предосторожности. Детали соединения при нагреве немного расширятся, образовавшийся зазор позволит раскрутить его. Отметим также, что иногда «клин вышибают клином», поэтому попробуйте не раскручивать гайку, а закрутить. Возможно, ржавчина отвалится, и вам нужно будет лишь «раскачать» гайку, совершая движения «вперед-назад».Бывает, что после всего проделанного желаемого результата вы так и не достигли — тогда следует воспользоваться химией. Вокруг заржавевшего болта прилепите бортик. Его можно сделать из плавленого пластика или парафина. В образовавшееся кольцо насыпьте цинковые опилки и залейте серной кислотой. Если вы помните уроки химии, то должны знать, что болт воздействию кислоты не подвергнется, так как цинк более активен, а вот ржавчина будет растворена полностью.Чтобы избежать этогоДля того чтобы не приходилось применять вышеизложенные изощренные методы, старайтесь закручивать гайки правильно. Очищайте болтовое соединение от грязи и пыли и обязательно смазывайте его.Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yaostrov.ru
КАК ОТКРУТИТЬ РЖАВЫЙ БОЛТ - Ремонт
Сложно найти мастера, который ни разу в своей жизни не сталкивался с прикипевшим резьбовым соединением. Сегодня мы расскажем о лучших способах, как разобраться с подобной проблемой при различном типе соединений и с использованием разнообразных инструментов и приспособлений.
Какие гаечные ключи использовать
Срыв заржавевшей резьбы требует существенного усилия. К сожалению, обычные рожковые ключи для этих целей малопригодны. Они не только недостаточно эффективны, так можно попросту испортить хороший инструмент. Даже рожки из Cr-V способны разогнуться и навсегда потерять исходный размер.
В старых мастерских рожковые ключи усиливали, наваривая на них отрезки арматуры и используя специально для срыва ржавых резьбовых соединений. Сегодня необходимости в подобных доработках нет: повсеместно распространены торцевые головки и накидные ключи, которые подходят для срыва наилучшим образом.
Есть, однако, небольшое предостережение: ключи и головки, имеющие по 12 или 18 граней для срыва, подходят не лучшим образом, велика вероятность проскальзывания. Лучше использовать для срыва шестигранные инструменты. Ещё лучше, если головки имеют так называемые поворотные или винтовые грани. Они так и называются — головки для сорванных граней. При откручивании они сами обеспечивают требуемое усилие прижима.
Если подходящие торцевые головки найти достаточно просто, то накидные ключи с шестью гранями встречаются исключительно редко. Тем не менее, они незаменимы для срыва гаек с большим вылетом резьбы, где единственной альтернативной накидному кольцевому ключу может послужить лишь удлинённая головка, да и то не всегда. Накидные ключи с двенадцатью гранями на сильно закипевших гайках с высокой вероятностью придут в негодность.
В некоторых ситуациях и торцевые, и накидные ключи бесполезны. Гайки и болты с полностью слизанными гранями можно открутить только с использованием трубных разводных ключей или самозажимных струбцин. Совет из автосервиса: использовать для зажима гайки небольшие слесарные тиски (или тиски часовщика) с разводным ключом в качестве рычага.
Смазки и химия для травления
Процессы, приводящие к заклиниваю резьбы из-за ржавчины, происходят в микроскопическом масштабе. Ближайшая их аналогия на макроуровне — когда крупа застревает в воронке: расклиниваясь друг о друга, частички ржавчины и солей плотно забивают стеснённое пространство. Ситуация усугубляется тем, что, окисляясь на воздухе, ржавчина увеличивается в размерах и как бы распирает резьбу изнутри.
Простейший способ избавиться от такого эффекта — превратить кристаллические частицы в вязкую кашу. Растворителем может послужить широкий спектр жидкостей — от воды до керосина и машинного масла. Чем более текучей будет смазка, тем эффективнее её работа в ослаблении заржавевшей резьбы. В высокой текучести и заключается преимущество универсальных смазок типа WD-40.
Отметим, что химический состав ржавчины может отличаться от случая к случаю, и попытки смазать резьбовое соединение не всегда приводят к успеху. Альтернативой может быть попытка растворить отложение солей внутри резьбы с помощью воды, либо слабо концентрированных растворов кислот или щелочей. Единственный недостаток такого метода — для осуществления реакции необходимо время, зачастую довольно продолжительное. Однако если оставить резьбу, смоченной кока-колой, средством для чистки раковин с соляной кислотой или даже обычной водой, на несколько часов, то скрутить заржавевшую гайку будет не в пример легче.
Что значит «погреть» резьбу
Решить проблему быстро можно только при помощи механического воздействия на резьбовое соединение. При этом воздействие обязательно должно быть динамическим: на застрявшую в воронке крупу нет смысла давить, но если потрясти её, то крупинки снова начнут просыпаться.
В простонародье это называется «погреть резьбу» — нанести серию точечных ударов по разным частям соединения. Именно вибрационное воздействие помогает ослабить заклинившую резьбу и впоследствии срыв обычным ключом может произойти вовсе без ощутимого усилия.
Чтобы качественно погреть резьбу нужно обстучать гайку как по граням, так и в осевом направлении. Удары по болту так же могут увенчаться успехом. Наибольший эффект оказывает работа перфоратором в режиме долбления, но гайку при этом нужно периодически проворачивать.
Как прожечь заржавевшую гайку
Альтернатива предыдущему способу — разрушить крупные кристаллы солей и окислов, уменьшив силу трения внутри резьбы. Сделать это можно за счёт температурного расширения металла гайки и болта. В самом простом случае к облизанной гайке приваривают ещё одну, но большего диаметра. За счёт прогрева резьбы и наличия свежих граней раскрутить резьбу становится очень просто.
Прокалка резьбового соединения помогает почти в 100% случаев, но это не всегда удобно сделать по двум причинам:
- На месте нет подходящего оборудования;
- Соединяемые или соседние детали чувствительны к нагреву.
Однако раскалять резьбу добела вовсе не обязательно. Достаточно обеспечить нагрев примерно до 450–500 ºС, при этом расширения на несколько микрон будет вполне достаточно. Даже обычная газовая горелка на пропановом баллончике справится с этой задачей.
Более изощренный способ — обмотать гайку несколькими витками нихромовой или фехралевой проволоки и подать на концы напряжение от автомобильного аккумулятора. Такой локальный нагрев убережёт чувствительные детали от воздействия пламени и поможет существенно ослабить резьбу.
Как пользоваться съёмником гаек
Болтовые соединения, остававшиеся ржавыми по десятку и более лет, могут оказаться совершенно неподдатливыми. Чтобы разъединить детали раньше гайку зарубали или ослабляли с помощью зубила. Достаточно двух насечек на разных гранях, но только не на соседних.
Сегодня для этих целей предусмотрен специальный инструмент. Съёмники похожи на накидные ключи, но на одной из граней есть подвижной твёрдосплавный резец с винтовым механизмом подачи. Пользоваться съёмником очень просто: подкрутив резец вплотную для надёжной фиксации, нужно накинуть на хвост винта вороток и сделать ещё 2–3 полных оборота. Угол заточки специально подобран таким образом, чтобы гайка деформировалась, и при этом увеличивался её внутренний диаметр.
Пары насечек с разных сторон будет достаточно, чтобы резьба начала свободно проворачиваться. Однако стоит быть аккуратным: сталь резца довольно хрупкая, плюс всегда есть вероятность повредить резьбу болта, что в большинстве случаев нежелательно.
Если закипела шпилька: учимся работать экстрактором
Если болт вкручен во внутреннюю резьбу в одной из деталей, то прогрев, прокаливание и прочие воздействия на соединение сильно ограничены. Очень часто в таких случаях болт срывается и внутри детали остаётся обломок.
Если оборвался болт крупного диаметра (М10 и более), и при этом для фиксации можно использовать более мелкий крепёж, то гораздо выгоднее просверлить новое отверстие и изготовить в нём резьбу меньшего размера. Возможно и обратное: высверлить болт более крупным сверлом полностью и нарезать резьбу большего размера.
При подобных операциях нужно быть очень осторожным и тщательно контролировать направление сверления. Особенно в тех случаях, когда твёрдый стальной болт окружен более мягким материалом, например как в блоке цилиндров двигателя.
При наличии специального инструмента обломок вполне можно выкрутить. Использовать экстрактор есть смысл при размерах сломанного болта от М6 и выше, более мелкие шпильки требуют почти ювелирного подхода.
Чтобы выкрутить обломок экстрактором, сперва нужно проделать по его центральной оси продольное отверстие такого диаметра, под который конкретно используемый экстрактор рассчитан. Перед этим видимый край обломка стачивается перпендикулярно и кернится точно по центру.
Экстрактор имеет левую резьбу с небольшой конусностью. При вкручивании его в тело болта или шпильки наступает момент, когда силы трения во внутренней резьбе становятся выше, чем в наружной, и тогда закипевший обломок срывается и может быть относительно легко удалён.
При пользовании экстрактором необходимо, чтобы в обломке оставалось достаточно «тела», иначе конусный винт может раздавить остатки шпильки и заклинить её ещё сильнее. Также очень важно точно придерживаться установленных диаметров подготовительных отверстий и использовать экстракторы только соответствующего размера.
Способы предотвратить коррозию на резьбе
Когда вы восстановите резьбовое соединение, позаботьтесь о том, чтобы проблема не возникла вновь. Защитить резьбу от корродирования можно с помощью смазок с нейтральной кислотностью или слабощелочных. Этот класс ГСМ именуется консервационными, типичные примеры — графитовая смазка УСсА и «Солидол».
Также поможет защита резьбового соединения от окружающей среды. Для этого пригодны большинство красок и эмалей на алкидной или полиуретановой основе. Не стоит использовать силикон, ибо его высокая кислотность только способствует образованию ржавчины.
Наконец, не забывайте, что некоторые резьбовые соединения нуждаются в обслуживании и перетяжке. Если соединение должно оставаться разъёмным, его нужно периодически (раз в 2–3 года) отпускать и смазывать хотя бы обычным машинным маслом.
Материалы: http://www.rmnt.ru/story/instrument/1257031.htm
my-repairs.ru