Услуги

Марки

Шоссе

Техцентры на карте
Новости

Вопрос-ответ

Что такое АБС (Антиблокировочная Система Тормозов)? Антиблокировочная система тормозов abs как работает


Как работает автомобильная система ABS (антиблокировочная тормозная система)

 КАК РАБОТАЕТ АВТОМОБИЛЬНАЯ СИСТЕМА ABS (АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА) 

Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется автомобильной антиблокировочной системой (АБС/ABS), как работает и устроен данный тормозной помощник. Кроме того, расскажем про принцип функционирования антиблокировочной системы тормозного узла транспортного средства, для чего она нужна, а также в чем ее главные преимущества и недостатки. В заключении мы поговорим о том, какие проблемы и неисправности могут возникать с системой АБС в процессе ее эксплуатации.

При нажатии на тормозную педаль мы производим замедление движения транспортного средства по дорожному полотну благодаря целому ряду специальных узлов, устройств и электронных помощников. В том случае, если нам необходимо остановить автомобиль немедленно, мгновенно, то мы резко жмем на педаль тормоза, однако тогда возникает опасность появления неуправляемого заноса машины, то есть происходит скольжение заблокированных колес и транспортное средство просто не подчиняется, а также не слушает команд руля. Вот именно для такой ситуации и предназначен тормозной помощник АБС (антиблокировочная система), которая экстренно приходит на помощь водителю.

Говоря понятным языком, в состав антиблокировочной системы того или иного автомобиля, в котором она установлена входит ряд устройств, которые при торможении машины, вне зависимости от действий водителя, не допускают блокировку колес. Исходя из этого автомобиль с системой АБС при экстренном торможении или остановки не только не потеряет управление и проскочит колесами вперед, но также не вылетит с дороги на обочину или в кювет.1. Как функционирует антиблокировочная система (АБС/ABS)

Довольно часто у будущих автовладельцев возникает насущный вопрос: "нужна ли в покупаемом автомобиле система АБС или приобрести машину без нее, тем самым сэкономив на цене?". Как рекомендует большинство специалистов по обслуживанию и ремонту транспортных средств, необходимо стремиться приобретать автомобиль с антиблокировочной системой. Дело в том, что когда наступает экстренная ситуация, то мы инстинктивно со всей силы жмем на тормозную педаль. Благодаря тормозному помощнику под названием АБС, даже при самых неблагоприятных погодных условиях наш автомобиль не занесет, не развернет и не уведет с заданной траектории. Даже наоборот, при срабатывании АБС управляемость транспортного средства останется прежней, то есть мы без особых усилий сможем объехать препятствие. Кроме того, данный помощник помогает на скользком дорожном полотне избегать заноса осей автомобиля.

Функционирование системы АБС, как правило, сопровождается толчками импульсного характера на тормозной педали и звуком напоминающим потрескивание. Если антиблокировочная система в исправном состоянии, то об этом нам просигнализирует индикатор со световой подсветкой на приборной панели автомобиля. На приборном щитке в момент срабатывания системы АБС, загорится индикатор с надписью "ABS" желтоватого оттенка. В том случае, когда индикатор загорается при заводе двигателя, а затем гаснет, примерно через 3 секунды, то это считается нормальным моментом и по этому поводу переживать не стоит, так как происходит просто стандартная проверка всех систем транспортного средства перед началом движения, которую инициирует бортовой компьютер.
Отметим, что тормозной помощник АБС способен сокращать тормозной путь автомобиля на сухом дорожном полотне в среднем на 25 процентов в сравнении с тормозным путем транспортного средства со стандартной системой тормозов, то есть с заблокированными колесами. Для того, чтобы наверняка убедиться в эффективности системы АБС на том или ином автомобиле для сравнения с обычными тормозами без АБС, необходимо использовать заснеженную дорогу, лед или мокрый асфальт. Разница в этом случае будет намного существенной. Кроме того, уже доказано, что использование системы АБС на автомобиле обеспечивает увеличение срока службы покрышек.
Многие эксперты и специалисты утверждают, что автомобиль оснащенный антиблокировочной системой создает у водителя подобие безопасности. Система АБС предотвращает блокировку тормозов, следовательно колес и позволяет сохранить контроль над курсовой устойчивостью с возможностью поворачивания в экстренной ситуации, но она не дает гарантий сокращения тормозного пути транспортного средства. Проще говоря, как бы не была эффективна система АБС в отношении активной безопасности машины, ведущую роль в экстренной ситуации все равно играет только водитель.2. Какие проблемы и неисправности могут возникать с системой АБС в процессе ее эксплуатацииПрактически все современные системы АБС являются довольно надежными узлами транспортного средства и могут функционировать не выходя из строя, как минимум гарантийный срок, который предоставляется заводом изготовителем на новый автомобиль. Хотя это выглядит довольно смешно, ведь машины произведенные еще в 90-х годах 20 века с установленными антиблокировочными системами работают и перерабатывают уже 5-ый, а то и 6-ой гарантийные сроки. Жаль, но стоит привыкнуть, что качество новых, современных автомобилей предназначено только на срок их гарантийной эксплуатации, а затем, как говорится милости просим за запчастями к официальным дилерам. Уже всем давно известно, что продавать качественные и надежные машины просто не выгодно. Выгодно когда они начинают ломаться сразу по истечению гарантийного срока. Это называется новый автомобильный маркетинг 21 века.

Возвращаясь к основной теме нашего рассказа, заметим, что специальные блоки АБС электронного типа являются весьма надежными и перестают работать довольно редко, так как они защищены особенными реле с предохранителями. В том случае, если все же неисправность с системой произошла, то ее причина довольно часто напрямую связана с нарушением правил эксплуатации транспортного средства, а также рекомендаций по обслуживанию завода изготовителя относительно того или иного автомобиля.

Заметим, что самым слабым звеном в схеме системы АБС являются датчики, которые устанавливаются на колеса автомобиля. Они, как правило, располагаются рядом с вращающимися элементами ступицы или полуоси. К сожалению места, где располагаются датчики АБС являются самыми не защищенными. 

При попадании на них разных загрязнений, появление чрезмерного люфта в ступичных подшипниках способны довольно часто вызывать различные сбои в работе этих не маловажных деталей антиблокировочной системы транспортного средства. Как правило, вышеописанные моменты и становятся основными причинами неисправностей в функционировании системы АБС.

Кроме датчиков на оптимальное функционирование системы АБС влияет показатель напряжения между клеммами аккумуляторной батареи. Если в батареи происходит снижение напряжения до 10 Вольт и ниже, то антиблокировочная система в таком случае может просто автоматически отключаться через специальный электронный блок предохранителей. Предохранительное реле довольно часто также срабатывает при резких колебаниях напряжения в сети автомобиля. 

Для того, чтобы понять что антиблокировочная система автомобиля перешла в неисправных режим, нам подскажет загоревшаяся контрольная лампа на приборной панели транспортного средства. Переживать по этому поводу сильно не стоит, так как машина в любом случае без тормозов не осталась, однако при резком торможении она может вести себя немного по другому, чем ранее (с исправной АБС). Главными отличиями при торможении автомобиля с неисправной АБС будут следующие моменты: появление неуправляемого заноса при сильном нажатии на педаль тормоза, увод машины по непредсказуемой траектории, а также значительное увеличение тормозного пути, особенно в неблагоприятную погоду (снег, гололед, дождь).

Видео обзор: "Как работает антиблокировочная тормозная система АБС"

В заключении отметим, что необходимо знать и понимать, что торможение транспортного средства с системой АБС не должно быть многократным и прерывистым. При торможении, в момент самого процесса, педаль нужно удерживать с определенным, как можно более сильным усилием, чтобы антиблокировочная система обеспечила наименьший тормозной путь и тем самым выдала наибольшую эффективность. Кроме того, если индикаторная лампочка со значком "ABS" периодически появляется и гаснет на приборной панели автомобиля, то чаще всего в таком случае причиной возникновения неполадки становятся небольшие проблемы с контактом электрической цепи АБС. При вышеописанной неполадке с антиблокировочной системой, транспортное средство необходимо загнать на эстакаду и проверить все провода, а также при надобности произвести зачистку электрических контактов. Если причина мигания индикаторной лампы на приборной панели не установлена, то поиск неисправности нужно в обязательном порядке продолжать при помощи специалистов по ремонту на станции технического обслуживания транспортных средств.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ. ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

bazliter.ru

Антиблокировочная система торможения ABS. Плюсы и минусы

Довольно долгое время активной безопасности автомобиля уделялось не так много внимания, как следовало бы: человеческий гений был в основном направлен на то, чтобы сделать машину более быстрой и, одновременно, комфортной для водителя и пассажиров. Если какие-то разработки в направлении улучшения безопасности авто и велись, то немногие из предложенных инженерами и конструкторами новаций применялись на серийных автомобилях. Главный недостаток систем активной безопасности заключался в их несовершенстве. Когда же человечество вступило в век электроники, многие из предложенных ранее средств были доработаны и наконец установлении на автомобили. Одной из таких систем стала антиблокировочная система торможения – ABS, которой сегодня оснащается каждый выпускаемый для стран Евросоюза автомобиль. Об этой системе и пойдет речь в сегодняшнем материале.

Полвека на признание

Первые прототипы механизмов, которые помогали избежать блокирования колес при торможении, появились в 1920-х годах. И устанавливались эти системы на шасси самолетов. На автомобили такие системы тоже пробовали ставить, но они были крайне неэффективны из-за громоздкого устройства самих тормозных механизмов. Даже после того, как обычные тросовые тормоза начали вытеснять более совершенные гидравлические, с вакуумным усилителем (это произошло в середине ХХ века), проблема все равно не была решена. Дело в том, что на обработку информации о торможении требовались доли секунд, а необходимых устройств для обработки этой информации на тот момент еще не существовало в природе. Ситуация изменилась, когда в промышленности, в том числе и автомобильной, началось массовое использование электроники. Именно применение электронных датчиков, при помощи которых считывалась информация о торможении, и блоков управления, в которых шла обработка полученных от датчиков сведений, позволило автопроизводителям усовершенствовать антиблокировочные системы торможения и устанавливать их на машины серийно.

Впервые это произошло в 1978 году, а пионером стала немецкая компания Mercedes-Benz, которая одной из первых в мире применяла различные инновационные системы в производстве серийных автомобилей.

Mercedes-Benz S-Class 1978 года. Именно на эти автомобили впервые стали устанавливать ABS.

Поначалу антиблокировочные системы устанавливались только в качестве опции на модель S-Class. Но после того, как в эффективности ABS убедились и другие производители, эта система стала появляться и на автомобилях иных брендов.

Принцип действия ABS

Предназначение антиблокировочной системы торможения заключается в разблокировке колес при экстренном торможении. В автомобиле без ABS при торможении колеса блокируются, что может привести к заносу, при этом водитель фактически теряет контроль над управляемостью машиной.

Авто с ABS и без.

Авто с ABS в той же ситуации ведет себя по-другому: система разблокирует тормоза, позволяя колесам вращаться, а водителю – не терять контроль над управлением машиной. Например, при торможении на обледенелом участке дороги автомобиль не уйдет в юз, и водитель сможет увести его в сторону от препятствия, избежав, таким образом, столкновения.

Из чего состоит антиблокировочная система торможения

ABS представляет собой своеобразный комплекс, состоящий из трех компонентов. Первый – датчики скорости. Они устанавливаются на ступицах колес и постоянно анализируют, с какой скоростью вращается каждое колесо. Второй – управляющие клапаны. Эти клапаны монтируются в магистралях тормозной системы, их функция – регулировать давление при срабатывании системы ABS. Третий – электронный блок управления, куда, собственно, и поступает информация с датчиков скорости. Тут эта информация анализируется, обрабатывается, и в случае надобности, ЭБУ отправляет сигнал в тормозную магистраль на управляющие клапаны. Эти клапаны, открываясь и закрываясь, регулируют давление в тормозной системе, и не дают тормозам заблокировать колеса до тех пор, пока максимальная расчетная скорость торможения (для каждой модели она уникальна и рассчитывается еще на конвейере) не совпадет по параметрам с заданной скоростью торможения. Тогда ABS перестает функционировать и происходит торможение.

Схема ABS

Сегодня ABS различают по количеству каналов: одноканальные (когда тормозное усилие ограничивается во всей тормозной системе), двухканальная (когда тормозное усилие ограничивается только по правым или левым колесам) и многоканальная (когда тормозное усилие ограничивается на каждом отдельном колесе).

Достоинства и недостатки ABS

Антиблокировочная система торможения стала эффективным средством активной безопасности, которая помогла сберечь не одну человеческую жизнь. В этом ее главное достоинство. К плюсам можно отнести возможность одновременного торможения и маневрирования, эффективного и безопасного торможения при входе в поворот и выходе из него. Минусы у этой системы тоже есть. Например, при срабатывании ABS происходит незначительное увеличение тормозного пути, а также не система не функционирует на скорости до 10 км/час.

Уже сегодня антиблокировочная система торможения эволюционирует, превращаясь в сложный комплекс систем активной безопасности, включающей, помимо ABS, такие системы как система распределения тормозных усилий, система помощи при экстренном торможении, система курсовой устойчивости, противопробуксовочная система.

avtoexperts.ru

что это такое, как работает, устройство системы АБС

1486 Просмотров

Многие любители автомобилей слышали про такую опцию, как антиблокировочная система тормозов. Чаще всего подобные схемы устанавливают на более дорогие автомобили. Такая опция устанавливается для того, чтобы удержать автомобиль на дороге во время резкого торможения.

Устройство

Эта конструкция устроена, так что во время резкого нажатия педали тормоза, колеса автомобиля не блокируются полностью, а лишь частично, что обеспечивает устойчивость на дороге. Система ABS работает так, что во время проскальзывания колес на льду, она предотвращает скольжение. Из-за того, что эта конструкция правильно работает, водитель получает управляемый во время торможения автомобиль, а также в виде преимуществ быстрое торможение. Антиблокировочная система включает в себя обильное количество компонентов, чтобы считывать необходимую информацию.

Установка системы ABS

Установка системы ABS

Первым в этом списке значится датчик скорости. Именно он передает все значения электронному блоку управления EBD, который срабатывает во время резкого замедления. Вторым устройством является этот самый блок EBD, ведь такое количество информации должен просчитывать компьютер.

Насос и различные клапаны тоже входят в состав конфигурации АБС. У блока АБС существуют клапаны, которые имеют три рабочих положения.

  1. Первое положение – это когда клапан открыт и все давление подается на тормозной диск.
  2. Во втором положении клапан блокирует линию, тем самым отделяет главный цилиндр от тормозного диска.
  3. В третьем положении клапан EBD медленно спускает давление в тормозной системе.

В этой схеме предусмотрен насос. Он требуется для того, чтобы восполнять давление жидкости, которое спускает клапан. Принцип работы, который за основу взяла антиблокировочная система, основан на том, что блок управления, считав информацию о скоростях вращения колес, неравномерно подает сигнал исполнительным органам, в результате чего клапан блокирует тормозной диск, и колеса снова начинают равномерно вращаться.

Дополнения

Помимо функции АБС, на автомобиль устанавливаются дополнительные элементы, которые помогают водителю. Одна из таких систем – ESP. Эта система может называться по-разному в зависимости от производителя. Система ESP тоже оказывает воздействия в помощь водителю для того, чтобы удержать машину в трудных ситуациях на дороге.

Главной задачей ESP является контролировать динамику автомобиля и сразу же прийти на помощь, когда это нужно.

Существует еще одна опция, которая помогает водителю. Эта опция имеет аббревиатуру EBD. Данный помощник считается продолжением развития АБС. Главное отличие функции EBD от других похожих компонентов, которые также помогают водителю, в том, что конструкция EBD контролирует ситуацию на дороге постоянно, чего нельзя сказать об ESP и АБС. Современные автомобили оснащаются системой EBD для того, чтобы удерживать траекторию в поворотах методом блокировки тормозных дисков.

Меры предосторожности

Для того, чтобы такое устройство, как блок EBD, работало исправно, долгое время не следует держать ногу на педали тормоза. В это время, пока нога находится на педали тормоза, тормозные диски перегреваются, из-за этого может случиться сбой, и автомобиль затормозит самостоятельно.

Еще не следует постоянно притормаживать во время спуска, это снижает активность тормозной опции автомобиля. Из-за того, что автомобиль будет неспособен резко затормозить, можно попасть в серьезное ДТП. Не стоит выезжать на непрогретом автомобиле, это может привести к тому, что колеса забуксуют, и автомобиль потеряет управление.

Также стоит при выборе скорости учитывать состояние дорожного полотна. Это очень важно, по причине того, что автомобиль будет тормозить так, как посчитает нужным. Для того, чтобы возобновить работоспособность тормозных дисков после въезда в водную преграду, нужно несколькими качками прокачать тормозные диски до тех пор, пока автомобиль не начнет притормаживать от толчков.

История создания

Впервые такое решение антиблокировочной системы было придумано для железнодорожного транспорта, именно оно воздействует для генерации бесплатной энергии. Дело в том, что было замечено, когда колеса просто блокируются, вырабатывается много тепловой энергии и выработки. Эту неприятность удалось решить с помощью устройства, которое называется автоматическим регулятором торможения колес. В то время все автомобили тормозили по механическому принципу. Для того, чтобы затормозить от водителя требовалось много сил, из-за чего портилась управляемость автомобиля.

Машина с ABS и без

Машина с ABS и без

Со временем появилась новая конструкция торможения, которая приводилась в работу с помощью гидравлики. Но это тоже не решало проблемы. Первые предпосылки на АБС появились еще в 1936 году, но из-за того, что не было электроники, принцип работы не смог выйти в свет.

В 1964 году немецкие разработчики создали первую в мире систему АБС. В дальнейшем эта система станет называться EBD. В будущем уже опция EBD сможет удерживать автомобили в поворотах.

Резюме

Из данной статьи можно понять, что представляет собой антиблокировочная система. В статье подробно описаны, какие системы существуют, и как они работают. В тексте сказано о том, как работает система ESP, а также то, что система ESP является дополнительным элементом системы АБС.

Мы постарались подробно рассказать о том, как устроены тормозные диски, и как эти диски нужно приводить в эффективность. В нашей статье можно узнать о принципе работы всей тормозной конструкции и каждого элемента отдельно. Список всех дополнительных устройств и агрегатов тоже предоставлен в тексте.

portalmashin.ru

Что такое АБС (Антиблокировочная Система Тормозов)? znamus.ru

Как АБС работает?

Когда автомобиль катится по дороге и водитель применяет тормоза, энергия перемещающегося автомобиля преобразуется в тепло при трении тормозных колодок о диск или барабан, и автомобиль замедляется. Если коэффициент трения между дорогой и шинами превышает максимально возможный, шина начинает скользить по поверхности дороги. Это — пример пробуксовки колес. Пробуксовку колес можно определить как разность между скоростью автомобиля и скоростью колеса относительно поверхности дороги. Когда колесо блокируется и скользит, наблюдается 100-процентная пробуксовка. Нулевая пробуксовка имеет место в случае, когда колеса катятся без применения тормозов.

Нормальное торможение будет происходить между этими граничными состояниями. К сожалению, не все случаи замедления автомобиля — подпадают под «нормальную» категорию. При аварийном или резком торможении на скользкой дороге колеса могут легко заблокироваться. При заблокированных колесах автомобилем управлять невозможно — чтобы сохранить управляемость, колеса должны катиться. Помимо этого было обнаружено, что при торможении катящегося колеса с коэффициентом скольжения 8 — 35% коэффициент трения между шиной и дорогой намного больше, чем при скольжении. Когда колеса прекращают катиться, а автомобиль продолжает двигаться, он будет следовать по пути наименьшего сопротивления.

Антблокировочные тормозные системы применяются для исключения таких ситуаций, контролируя скорость вращения колес. Когда система определяет, что одно колесо вращается слишком медленно по сравнению с другими, гидравлическое давление на тормозной механизм этого колеса уменьшается, предотвращая его блокировку. Все антиблокировочные тормозные системы отказоустойчивы. В случае сбоя электронного устройства управления (ЕСU), тормоза будут функционировать так же, как в стандартной системе (без АБС). Что такое АБС (Антиблокировочная Система Тормозов)?

Принцип работы1. Гидравлический модулятор 2. Датчик скорости вращения колеса и сигнальный ротор 3. Главное реле 4. Блок управления АБС

Когда водитель резко давит на тормозную педаль, система должна среагировать следующим образом: 1. Поддерживать то давление, которое создает водитель 2. Уменьшить давление в одном или нескольких тормозных механизмах 3. Увеличить давление и поддерживать его на максимально допустимом уровне, не допуская при этом блокировки колес. Электронное устройство управления постоянно контролирует сигналы от датчиков скорости вращения колес.

Если один датчик (или несколько) показывает более высокую степень замедления колеса по сравнению с другими датчиками, блок управления знает, что может произойти полная блокировка колеса. Первоначально ничто не происходит — давление в тормозном механизме поддерживается на определенном уровне. Этот момент называется фазой удержания давления. Гидравлический модулятор начинает частично закрывать клапан, предотвращая увеличение давления в контуре тормозного механизма. Этот же клапан не пускает жидкость назад, удерживая давление на постоянном уровне. Начинает работать насос, но его выходной клапан остается закрытым, если создаваемое насосом давление не превышает давления, создаваемого главным цилиндром. Если колесо продолжает замедляться быстрее других, блок управления дает команду гидравлическому модулятору уменьшить давление в контуре тормозного механизма этого колеса. Модулятор закрывает клапан, и давление перестает расти несмотря на дальнейшее нажатие на педаль. Кроме того, клапан устанавливается в такое положение, что открывается возвратный канал к питательному бачку. Давления в контуре падает и колесо начинает вращаться.

Для каждого переднего колеса имеется собственный электромагнитный клапан. Для задних колес используется один клапан, который управляется ЕСU на основании сигнала от датчиков скорости вращения колес, выбирая наименьшее значение.

С этого момента колесо снова ускоряется. Блок управления допускает только некоторое приращение скорости. Как только будет определено, что колесо больше не на грани блокировки, клапан прерывает цикл, восстанавливая нормальное торможение. Модулятор позволяет давлению расти до значения, какое было до момента уменьшения давления. Эта последовательность процессов происходит меньше чем за одну секунду. Фактически, она может происходить от четырех до десяти раз в секунду, в зависимости от того, насколько скользкое дорожное покрытие.

znamus.ru

Антиблокировочная тормозная система ABS: устройство и принцип работы |

Антиблокировочная тормозная система (ABS) – это электрогидравлическая система активной безопасности, позволяющая сохранить управляемость и устойчивость автомобиля при торможении за счет предотвращения блокировки колес. АБС особенно эффективна на дорожных покрытиях с невысоким коэффициентом сцепления, а также при плохой погоде (снег, гололед, дождь). Расшифровка аббревиатуры ABS — Antilock Brake System, что дословно переводится как «антиблокировочная система тормозов». Рассмотрим принцип работы системы, ее основные составляющие, поколения, а также плюсы и минусы использования.

В состав антиблокировочной тормозной системы входят:

  • Датчики частоты вращения колес. Датчики работают на основе эффекта Холла и установлены на ступице каждого колеса. Они определяют скорость вращения колес и передают сигнал в блок управления АБС.
  • Блок управления. Основная функция электронного блока управления (ЭБУ) – обеспечить работу тормозной системы в наиболее эффективном и стабильном диапазоне, при котором тормозная сила будет максимальна, а колеса автомобиля не будут заблокированы. Для этого блок управления проводит непрерывные вычисления изменения скорости вращения колес (замедления). На основании данных показателей формируются управляющие сигналы для исполнительных устройств: насоса и электромагнитных клапанов гидравлического блока.
  • Гидравлический блок. Этот компонент ABS является исполнительным устройством. Гидравлический блок включает в себя электромагнитные клапаны (впускные и выпускные), гидроаккумуляторы, кулачковый насос с электрическим двигателем, демпфирующие камеры.

Электромагнитные клапаны управляют процессом торможения, каждый в своем контуре. Для каждого рабочего тормозного цилиндра предполагается пара клапанов (один впускной и один выпускной). Гидроаккумуляторы предназначены для ускорения сброса давления в тормозном контуре. Они наполняются тормозной жидкостью во время открытия выпускных клапанов. Далее в работу включается кулачковый насос, который откачивает тормозную жидкость обратно в главный тормозной цилиндр. Именно по этой причине при работе системы АБС водителем ощущаются толчки в педаль тормоза. Демпфирующие камеры гасят колебания жидкости при работе системы. Так как в автомобиле два контура гидропривода тормозной системы, в гидравлический блок, как правило, интегрируют два аккумулятора давления и две демпфирующие камеры.

Антиблокировочная система тормозов выполняет свою работу циклически, при этом каждый цикл состоит из трех фаз:

  1. Увеличение давления (водителем). Торможение происходит в нормальном режиме, давление в системе повышается за счет нажатия водителем на педаль тормоза. Впускные клапана гидроблока открыты, выпускные закрыты. Если скорость вращения колеса слишком интенсивно замедляется и превышает определенное значение, то блок управления ABS переводит впускной клапан в положение «закрыто», выпускной также закрыт. Система переходит в следующую фазу.
  2. Удержание давления. На данном этапе система АБС как бы «отрезает» главный тормозной цилиндр от процесса торможения, и в контуре «гидравлический блок — рабочий тормозной цилиндр колеса» поддерживается постоянное давление. Даже если водитель начнет нажимать на педаль тормоза дальше, давление увеличиваться не будет. В этом режиме торможение происходит при максимальной тормозной силе, то есть наиболее эффективно. Блок управления продолжает контролировать скорость вращения колес, и если она уменьшится ниже допустимого порога, то есть возникнет угроза блокировки колес, поступит команда на открытие выпускного клапана и сброс давления.
  3. Сброс давления. В этой фазе открывается выпускной клапан, и давление резко понижается. Сначала жидкость попадает в гидроаккумулятор, далее откачивается насосом обратно в ГТЦ. Впускной клапан продолжает находиться в закрытом положении. После того, как скорость замедления колес вернется к допустимым значениям, выпускной клапан закрывается. Открывается впускной клапан, и цикл начинается с начала.

Существует довольно распространенное заблуждение, что ABS самостоятельно повышает давление в тормозной системе. На самом деле это не так, если речь идет о системе АБС в ее чистом виде (без ESP). Давление в ней повышается исключительно за счет действий водителя.

Данный цикл работы антиблокировочной тормозной системы автомобиля воспроизводится, пока не завершится торможение, и может повторяться около 6 раз в секунду. Отметим, что срабатывание ABS происходит при экстренном (резком) торможении. Отключить систему АБС нельзя без вмешательств в конструкцию автомобиля, так как приостановка ее работы может привести к трагическим последствиям (потому не предусмотрена автопроизводителями).

Отметим, что ABS интегрируется в штатную тормозную систему автомашины, не изменяя ее конструктивно. Если антиблокировочная тормозная система автомобиля неисправна, на панели приборов загорится соответствующий индикатор (контрольная лампа).

Чтобы создать систему ABS, потребовалось 14 лет усилий огромного числа инженеров. ABS выпускается с 1978 года, ее создатель – фирма Bosch.

Первое поколение системы (1970 год) получило название ABS-1. Данное электромеханическое изделие не отличалось надежностью и долговечностью из-за тысячи аналоговых компонентов, которые использовались в ЭБУ. Хотя главная функция ABS и выполнялась, но изделие для массового производства не подходило.

Второе поколение (1978 год). ABS-2 фирмы Bosch впервые начала устанавливаться как опция в автомобилях Mercedes-Benz S-класса, а спустя некоторое время и в лимузинах BMW 7-й серии. Количество компонентов уменьшилось до 140, а масса гидравлического блока составила 6,3 кг.

В последующих поколениях ABS инженеры Bosch сделали ставку на усовершенствование системы и уменьшение ее габаритов. Так, в 1980 году вышла ABS-2E, в которой масса гидравлического блока составила уже 4,9 кг, а количество компонентов уменьшилось до 40. В 1995 году появилась ABS 5.3 с массой гидравлического блока 2,6 кг и 25 компонентами. В 2003 году выходит ABS 8, в которой 16 компонентов, а масса гидравлического блока снизилась до 1,6 кг. С 2010 года Bosch выпускает 9 поколение системы ABS, которую отличают компактные габариты и гидравлический блок массой всего 1,1 кг.

Рассмотрим основные плюсы системы АБС:

  • сохраняет управляемость и устойчивость автомобиля при экстренном торможении, плохой погоде и т.д.
  • в большинстве случаев уменьшает длину тормозного пути
  • повышает эффективность процесса торможения
  • обеспечивает лучшую маневренность автомобиля на скользком дорожном покрытии

Антиблокировочная система имеет и недостатки: ее использование увеличивает тормозной путь на мягких грунтах (песок). На таких покрытиях колеса наоборот необходимо блокировать. В последних поколениях ABS данный недочет практически устранен: система «научилась» определять тип поверхности, а после реализовывать отдельный алгоритм под определенное покрытие.

argi.su

Антиблокировочная тормозная система - ABS. Устройство, как работает и неисправности АБС

Антиблокировочная тормозная система - ABS

Плавно нажимая на педаль тормоза, мы замедляем движение автомобиля до полной его остановки. Однако, бывает, что нужно остановиться мгновенно, мы резко жмем на педаль, вот тогда и возникает опасность "юза", т.е. скольжения заблокированных колес по скользкой дороге, при котором автомобиль не слушается поворота руля. В этой систуации на помощь водителю придет система ABS. В этой статье мы поговорим про устройство и как работает ABS.

Люди придумали антиблокировочную систему (ABS), т.е. ряд устройств, которые при торможении автомобиля, вне зависимости от действий водителя, предотвращают блокировку колес. Таким образом, автомобиль с ABS на скользкой поверхности дороги при необходимости в экстренной остановке не только не "проскочит" с невращающимися колесами вперед, не только не потеряет управление (иногда от этого зависит жизнь пешеходов), но и, возможно, не вылетит с проезжей части со всеми вытекающими из этого последствиями.

Устройство системы ABS
Замечено, что максимальное сцепление колеса с поверхностью дороги (будь это сухой или мокрый асфальт, мокрая брусчатка или укатанный снег) достигается при некотором, а точнее 15-30 процентном относительном его проскальзывании. Именно это проскальзывание и является тем единственно допустимым и желательным, которое обеспечивается настройкой элементов системы. Что же это за элементы?

Во-первых, заметим, что ABS работает, создавая импульсы давления тормозной жидкости, которые передаются колесам. Т.е. наставления инструктора выполняет за человека электроника и исполнительные механизмы, делая это самым оптимальным образом. Все существующие на автомобилях ABS включают в себя три главных составляющих: датчики, установленные на колесах и регистрирующие скорость их вращения, электронный блок обработки данных и модулятор или даже блок модуляторов, который и меняет циклически давление в тормозной магистрали.

Датчики

Представьте себе, что на ступице колеса закреплен зубчатый венец. Датчик неподвижно крепится над торцом венца. Он состоит из магнитного сердечника, расположенного внутри катушки. При вращении зубчатого венца в катушке индуцируется электрический ток, частота которого прямо пропорциональна угловой скорости вращения колеса. Полученная таким образом от датчика информация передается по проводу электронному блоку управления.

Электронный блок управления

Получая информацию, что называется "с колес", блок управления отслеживает моменты их блокировки. А так как блокировка происходит от переизбытка давления тормозной жидкости в магистрали, подводящей ее к колесу, "мозг" вырабатывает команду: "снизить давление!"

Модуляторы

Выполняют эту команду модуляторы, содержащие, как правило, два электромагнитных клапана. Первый перекрывает доступ жидкости в магистраль, идущую от главного цилиндра к колесу, второй - при избыточном давлении открывает путь тормозной жидкости в резервуар гидроаккумулятора.

Разновидности системы ABS
В самых дорогих, а значит, и самых эффективных системах каждое колесо имеет индивидуальное регулирование давления тормозной жидкости. Естественно, что количество датчиков угловой скорости, модуляторов давления и каналов управления в этом случае равно числу колес. Дешевые обходятся ABS с двумя датчиками на задних колесах, одним общим модулятором и одним каналом управления.

Наибольшее применение получила система с четырьмя датчиками, но с двумя модуляторами (по одному на ось) и двумя каналами управления. Наконец, выпускают трехканальную систему, с четырьмя датчиками угловой скорости. Три модулятора этой системы обслуживают три канала, производя индивидуальное регулирование давления тормозной жидкости в магистралях передних колес по отдельности и обеих задних колес.

Вы думаете, что давление тормозной жидкости в тормозной магистрали создается только главным тормозным цилиндром? Отнюдь нет. Часто ему помогает специальный, встроенный в систему гидронасос. В новейших ABS с помощью компьютера оценивается динамика движения автомобиля, угол наклона дорожного полотна, сцепление с поверхностью дороги, влияние включенного круиз-контроля при замедлении автомобиля и другие факторы и, на основании этой информации определяет какое нужно давление в тормозной магистрали. Определив необходимую величину давления, ее обеспечивают подачей или стравливанием тормозной жидкости в гидроаккумулятор.

Схема и работа системы ABS
Перейдем теперь от теории к практике. Почему все-таки нужно стремиться приобрести автомобиль с ABS? В экстренной ситуации, когда инстинктивно вы с силой жмете на педаль тормоза, при любых, даже самых неблагоприятных дорожных условиях, автомобиль не развернет, не уведет с заданного курса. Напротив, управляемость машины сохранится, это значит, что вы сможете объехать препятствие, а при торможении на скользком повороте избежать заноса.

Работа ABS сопровождается импульсными толчками на педали тормоза (их сила зависит от конкретной марки автомобиля) и звуком "трещетки", который исходит из блока модуляторов. Об исправности системы сигнализирует световой индикатор (с надписью "ABS") на приборном щитке. Индикатор загорается при включенном зажигании и гаснет через 2-3 секунды после пуска двигателя. Если сигнал подается при работающем двигателе - есть повод для беспокойства, нужно ехать на СТО диагностировать и, возможно, ремонтировать систему.

Следует помнить о том, что торможение автомобиля с ABS не должно быть многократным и прерывистым. Тормозную педаль необходимо удерживать нажатой со значительным усилием во время процесса торможения - система сама обеспечит наименьший тормозной путь.

На сухой дороге ABS может уменьшить тормозной путь автомобиля примерно на 20% по сравнению с тормозным путем машин с заблокированными колесами. На снегу, льду, мокром асфальте разница, естественно, будет намного больше. Замечено: применение ABS способствует увеличению срока службы шин. Установка ABS ненамного повышает стоимость автомобиля, не усложняет его техническое обслуживание и не требует от водителя каких-то особых навыков управления. Постоянное совершенствование конструкции систем вместе со снижением их стоимости вскоре приведет к тому, что они станут неотъемлемой, стандартной частью легковых автомобилей всех классов.

Схема АБС (анти-блокировочная система) автомобиля1- датчик угловой скорости; 2 - вращающийся элемент с прорезями и выступами; 3 - электронный блок управления; 4 - модулятор; монтажный разъем; 6 - предохранители; 7 - диагностический разъем; 8 - переключатель; 9 - блок предохранителей; 10 - аккумулятор; 11 - панель приборов; 12 - выключатель ABS; 13 - индикатор ABS A - элементы системы на передних колесах; B - элементы системы на задних колесах; C - интегрированный блок управления Специалисты считают, что наличие в автомобиле ABS создает у водителя иллюзию безопасности, в результате чего он не учитывает, что ABS не создает сцепления с дорогой - это прерогатива протектора и размеров пятна контакта покрышек колес. Да, ABS предотвратит блокировку тормозов и позволит сохранить контроль над курсовой устойчивостью и поворачиваемостью, но она не гарантирует уменьшения тормозного пути. Когда речь идет о сухих и нескользких дорогах, бывает как раз наоборот - тормозной путь оказывается больше, чем у обычного автомобиля, но понимание этого приходит, к сожалению, слишком поздно.

Словом, как бы ни была хороша ABS в плане улучшения активной безопасности автомобиля, главным по-прежнему остается водитель, который обязан критически осмысливать дорожную ситуацию и реальные возможности своего "железного друга".

Проблемы эксплуатации и неисправности ABS
Заметим, что современные ABS обладают достаточно высокой надежностью и могут длительное время работать не выходя из строя. Электронные блоки ABS отказывают крайне редко, поскольку защищены специальными реле и предохранителями, и если такая неисправность все-таки случилась, то ее причина нередко бывает связана с нарушениями правил и рекомендаций, о которых упомянем чуть ниже.

Самыми же уязвимыми в схеме ABS являются колесные датчики, располагаемые вблизи вращающихся деталей ступицы или полуосей. Место расположения этих датчиков благополучным никак не назовешь: различные загрязнения или даже слишком большой люфт в подшипниках ступицы способны вызывать сбои в работе датчиков, которые и становятся чаще всего виновниками неполадок в работе ABS.

Кроме того, на работоспособность ABS влияет величина напряжения между клеммами аккумулятора. При уменьшении напряжения до 10,5 В и ниже ABS вообще может самостоятельно выключиться через предохранительный электронный блок. Предохранительное реле может также сработать при недопустимых колебаниях и всплесках напряжения в сети автомобиля. Чтобы этого не случилось, вот рекомендации: нельзя разъединять электрические разъемы при включенном зажигании и работающем двигателе, не желательно заводить двигатель методом "прикуривания" от постороннего аккумулятора либо предоставлять для этой цели в качестве "донора" собственный автомобиль и, кроме того, необходимо строго следить за состоянием контактных соединений на генераторе. Что еще? Если автомобилю потребовался ремонт с применением сварки, то перед началом работ следует отсоединить проводку от электронного блока управления ABS.

Кроме того, этот блок не рекомендуется подвергать нагреву свыше 85 градусов по Цельсию более двух часов. Это к тому, если автомобиль предполагается красить, а затем сушить горячим методом в специальной камере. О том, что ABS неисправна, свидетельствует загорание контрольной лампы на панели приборов. Слишком нервно реагировать на это не следует, без тормозов автомобиль не останется, но при торможении будет вести себя как машина, в которой ABS отсутствует. Если контрольная лампочка ABS загорелась во время движения, необходимо остановить автомобиль, заглушить двигатель и проверить напряжение между клеммами аккумулятора. Если оно окажется ниже 10,5 В, то можно продолжать движение, а при первой возможности зарядить аккумулятор.

Если лампочка ABS периодически загорается и гаснет, то, скорее всего, барахлит какой-нибудь контакт в электрической цепи ABS. Автомобиль следует загнать на смотровую канаву, проверить все провода и зачистить электрические контакты. Если причина мигания лампы ABS не будет обнаружена, то дальнейшие поиски неисправности следует продолжить в специализированном автосервисе.

Существует ряд особенностей, связанных с обслуживанием или ремонтом тормозной системы с ABS. Например, перед заменой тормозной жидкости следует разрядить аккумулятор давления в гидроблоке ABS. Для этого при выключенном зажигании необходимо раз двадцать нажать на педаль тормоза. Следует помнить, что, включая зажигание, вы одновременно подключаете электронасос в гидроблоке ABS. Если система разгерметизирована, то жидкость из нее просто выгонит.

Но этот же прием можно использовать при прокачке системы - зажигание включают ровно настолько, сколько из прозрачного шланга, надетого на штуцер для прокачки, будут выходить пузырьки воздуха.

Поделиться с друзьями:
Статьи по теме:

sto39.ru

что это, для чего нужна антиблокировочная система

Система ABS в автомобиле Многие водители, приобретая машину, получают в ней набор опций, о которых ничего не знают, да ещё и зашифрованных различными аббревиатурами. И самая распространённая из них ABS. АБС в машине — что это и как ей пользоваться поможет разобраться наша статья.Для начала расшифруем и выясним, для чего нужна АБС.ABS (Antilock Brake System) — антиблокировочная система тормозов. То есть система, которая не позволяет заблокировать колесо при резком торможении, оставляя автомобиль в управляемом состоянии. С 2004 г. данная система устанавливается на все европейские автомобили, начиная с комплектации Norma.Ответим на некоторые вопросы, с которыми сталкиваются счастливые обладатели этой опции на своих авто.

Содержание статьи

Когда впервые появилась ABS?

ABS это антиблокировочная система тормозов, которая не позволяет заблокировать колесо при резком торможении, оставляя автомобиль в управляемом состоянии.

Разработка этой системы началась ещё в конце 30-x годов, и только в 1978 году автолюбители получили возможность установки АБС на машины премиум-класса в качестве дополнительной опции.Устройство блока АБС представляет собой систему датчиков, учитывающих скорость вращения колес, датчика давления тормозной жидкости, самого модуля управления и гидравлический блок в качестве конечного исполнителя.

Как устроен датчик АБС?

Первоначально на автомобили устанавливались пассивные датчики, которые не могли уловить скорость вращения колёса менее 5-7 км/ч.С девяностых годов прошлого столетия в АБС стали устанавливать активные датчики. Основное отличие от пассивных: активные датчики работают от источника питания. 

Датчик ABS

Датчик ABS на переднем колесе

 

Сначала датчики системы ABS были магниторезистивные, затем стали ставить в системы антиблокировки тормозов более точные датчики, использующие эффект Холла.

Сначала это были магниторезистивные датчики. Они представляли собой индукционное кольцо, находящееся под напряжением, которое устанавливалось на ступице колеса. При вращении создавалось магнитное поле, которое заставляло электроны постоянного тока менять траекторию, тем самым увеличивая сопротивление. Именно информацию об изменении сопротивления и передавал датчик АБС блоку управления. Скорость вращения они могли улавливать с того момента, как автомобиль тронулся.Устройство современных датчиков АБС в автомобилях изменилось еще в прошлом веке. И связано это с применением в них эффекта Холла. Теперь его работа заключается в том, что в сам датчик устанавливается полупроводниковая пластина, кольцо постоянного магнита устанавливается на ступице, рядом с тормозными дисками и при вращении колеса создаётся магнитное поле, которое заставляет перемещаться электроны на один из краев пластины, микросхемы преобразуют сигнал и передают в блок управления АБС. Этот датчик более точный, так как не имеет импульсного характера, но микросхемы подняли стоимость системы, кроме того микросхема от неровностей дороги может выйти из строя.

Где же находится датчик скорости вращения колеса АБС?

Датчики скорости устанавливаются на каждое колесо в ступице. Его принцип работы заключается в том, чтобы зафиксировать изменение частоты вращения колеса, передать электронный сигнал в блок управления, где программа сама сформирует дальнейшие действия гидравлической системы тормозов.

Как же работает датчик АБС простыми словами?

 

Схема работы ABS

Движение автомобиля с системой ABS и без антиблокировки колес

 

При блокировке колеса с датчика поступает сигнал в блок управления ABS, который в свою очередь подает команду снизить тормозное усилие на колесо.

Принцип работы датчика АБС заключается в следующем. При резком торможении система собирает информацию о том, что колесо не вращается, при этом машина все ещё движется. Дальше с датчика ABS передаётся информацию в основную систему тормозов, о том, что необходимо уменьшить тормозное усилие на данное колесо, благодаря чему блокировка колеса снимается и автомобиль выходит из заноса.

Как работает блок управления АБС

При движении блок управления ABS беспрерывно получает информацию и контролирует работу всей системы в целом и при малейшем сбое включает антиблокировочную систему.

Есть ли ABS на вашем авто?

Если вы купили поддержанный автомобиль и задались вопросом, как узнать, есть ли антиблокировочная система у вашего «железного коня», то ответ на него найти очень просто. Надо набрать скорость и нажать педаль тормоза. В результате, если АБС установлено и датчики не отключены, то можно почувствовать отдачу тормозного усилия в ногу в виде кратковременных толчков.

Как правильно тормозить на машине с АБС?

 

Блок упралвения ABS

Блок управления системой ABS на автомобиле

 

Для улучшения работы системы ABS необходимо запомнить и выполнять несколько простых правил.

По теории все просто в случае экстренного торможения — педаль в пол, и блок АБС все остальное сделает сам. Но на практике так не всегда бывает.Для того чтобы получить максимум от антиблокировочной системы тормозов, значительно повысить эффективность торможения, уменьшить вероятность блокировки колёс и заноса вашего автомобиля, улучшить маневренность на мокром асфальте, уменьшить износ резины, необходимо выполнять простые правила:

  1. Педаль тормоза нужно нажимать плавно, с нарастающим усилием.
  2. Не отпускать педаль, при обратной отдаче.
  3. Использовать покрышки по сезону.
  4. Полностью не полагаться на систему, так как работает блок АБС не всегда корректно.

Но, как и всё, система имеет свои недостатки. На дороге с рыхлым покрытием, будь то снег или песок, ABS вам не поможет, а даже, наоборот, удлинит тормозной путь.  Надеемся, что наша статья помогла Вам найти ответы на то, как, когда и почему срабатывает АБС. Но, все же, пользуясь ей, будьте аккуратнее, держите под контролем свои действия и действия машины.

mytopgear.ru


Станции

Районы

Округа

RoadPart | Все права защищены © 2018 | Карта сайта