ATF масло для АКПП-Характеристики и применение и совместимость масел ATF. Акпп жидкость
Масло для «автоматов»: экспертиза 8 жидкостей для АКП
Тест универсальных жидкостей для автоматических коробок передач. На испытаниях, которые проводятся по четырем параметрам, — восемь жидкостей для автоматических трансмиссий с обозначением Multi-Vehicle («для разных автомобилей»).
01
Нужно ли менять жидкость в автоматической коробке?
Если верить инструкции по эксплуатации, то в случае с новым автомобилем «автомат» не требует какого-либо обслуживания вплоть до пробега 100 тысяч километров. Правда, скептики-масленщики морщатся: мол, к 40–50 тысячам было бы неплохо залить свежую жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), подходящую для конкретной машины. Но наряду со специализированными жидкостями популярностью пользуются и так называемые «мультяшки» — ATF с красивым именем Multi-Vehicle («малти-виикл», то есть для разных автомобилей), которые можно лить едва ли не в любую АКП, не утруждая себя поиском фирменного масла.
Казалось бы, зачем они нужны, если можно купить родную жидкость? Ответ прост: для вторички. Их берут те, кто уже по второму кругу одометра катается на «автомате» и понятия не имеет, что и когда в него заливалось. Кроме того, далеко не каждый склад или магазин держит в закромах бутылку, заведомо подходящую именно вашей АТ. Поставка жидкости под заказ может идти долго — а «мультяшки» соответствуют многим допускам. Так что вопрос тут вовсе не в цене («мультяшки» не дешевле), а именно в быстроте решения проблемы.
В общем, для теста мы взяли восемь жидкостей с обозначением Multi-Vehicle. Проверка «мультяшек» нам показалась очень интересной, потому что с технической точки зрения создать подобный товар очень непросто. Понятно, что оценить их универсальность в полном объеме задача непосильная: число требований, допусков и спецификаций для ATF переваливает за сотню (стараются как производители автомобилей, так и изготовители коробок передач). Поэтому мы объединили всевозможные критерии по группам, более близким и понятным потребителю.
02
Микрофотографии поверхностей одинаковых вкладышей после идентичного цикла испытаний показывают, почему при прочих равных коэффициент трения и износ могут различаться в несколько раз. [1] Так выглядит поверхность, работавшая с жидкостью-лидером, после 100 тысяч циклов нагружения. [2] А так — с одним из аутсайдеров.Микрофотографии поверхностей одинаковых вкладышей после идентичного цикла испытаний показывают, почему при прочих равных коэффициент трения и износ могут различаться в несколько раз. [1] Так выглядит поверхность, работавшая с жидкостью-лидером, после 100 тысяч циклов нагружения. [2] А так — с одним из аутсайдеров.
Микрофотографии поверхностей одинаковых вкладышей после идентичного цикла испытаний показывают, почему при прочих равных коэффициент трения и износ могут различаться в несколько раз. [1] Так выглядит поверхность, работавшая с жидкостью-лидером, после 100 тысяч циклов нагружения. [2] А так — с одним из аутсайдеров.
Вот по каким параметрам мы будем их проверять.
1. Потери на трение в коробке передач. Интересно, почувствует водитель разницу или нет?
2. Влияние жидкости на эффективность передачи потока энергии от двигателя к трансмиссии. От этого зависят динамика и расход топлива.
3. Холодный пуск.
4. Защитные свойства жидкости. По темпу износа пар трения оценим близость ремонта или, не дай бог, замены коробки.
КАК ПРОВЕРЯЕМ
Основные физико-химические показатели — вязкость и индекс вязкости, температуру вспышки и застывания — мы измерили в сертифицированной лаборатории. Потери на трение и износ оценили на машине трения — устройстве, моделирующем условия работы различных пар трения. Испытания проводили в два этапа. На первом исследовали модель, аналогичную зубчатому зацеплению. На втором этапе моделировали условия работы в подшипниках. При этом измеряли коэффициенты трения, разогрев масла, износ пар трения. Износ определяли точным взвешиванием деталей до и после цикла испытаний, а для модели подшипника — еще и методом лунок. Это когда до испытаний на рабочей поверхности образца, в зоне, наиболее подверженной износу, нарезается лунка фиксированного размера, а по окончании испытаний фиксируется изменение ее диаметра. Чем значительнее он увеличится, тем выше износ.
Испытания для каждой жидкости на одном и другом этапах продолжались долго: сто тысяч циклов нагружения для модели подшипника и пятьдесят тысяч — для модели зубчатого зацепления.
РАЗДАЧА ПРЯНИКОВ
Итак, смотрим, что получилось. Сразу бросилось в глаза, что влияние марки жидкости на коэффициент трения было очень неоднозначным. Для модели зубчатого зацепления все различия уложились в пределы погрешности измерений. Чуть лучше других смотрится голландский NGN Universal ATF. А вот для модели подшипника
www.zr.ru
Минеральная Или Синтетическая. Статьи О Ремонте И Обслуживании АКПП И Вариаторов – TipTronic
Важную роль в эффективной работе автоматических коробок передач играют трансмиссионные жидкости (ATF). Сегодня синтетические марки активно вытесняют минеральные. Но и приверженцев минеральных жидкостей остается немало. Каковы отличия между «синтетикой» и «минералкой», что использовать, чтобы не пришлось поменять соленоид АКПП или делать другие виды ремонта раньше времени?
Виды ATF
Все современные трансмиссионные жидкости для коробок «автомат» можно разделить на три группы:
- минеральные;
- синтетические;
- полусинтетические.
Ещё несколько лет тому большинство производителей расходников делали акцент на минеральные ATF. Они отличались простотой в изготовлении, устраивали покупателей своими невысокими ценами, в целом удовлетворяли основным требованиям. Но где-то 7-9 лет тому на рынке появились синтетические жидкости, которые, как уверяют специалисты, по большинству показателей превосходят минеральные масла. При их использовании, как правило, не нужно устанавливать дополнительное охлаждение АКПП и переживать насчет иных сложностей с работой агрегата.
Это и позволило «синтетике» завоевать около 70% рынка соответствующей категории расходных материалов.
Отличия минеральных и синтетических ATF
Намного убедительнее «синтетика» на фоне «минералки» выглядит по таким показателям, как срок службы и температурные показатели. Так, синтетические жидкости замерзают при более низких отрицательных температурах, что актуально для автовладельцев в нашей стране. Так, если минеральное масло будет эффективно при температурах до -30 градусов Цельсия, то синтетическое - вплоть до -50. При таком холоде минеральное ATF замерзнет вообще, предварительно сильно загустев.
Второй плюс «синтетики» - время эффективной работы благодаря наличию специальных присадок в составе. Срок службы больше на 20% в сравнении с возможностями минеральных жидкостей.
Вот почему автоматическая коробка с синтетическим маслом лучше готова к длительной эксплуатации и даже некоторым «экстремальным» условиям.
Почему минеральные ATF все же используются?
Раз минеральные масла хуже, то почему же производители, а вместе с ними и автовладельцы не перешли на «синтетику» полностью? Все не так однозначно. Прежде всего, у синтетических жидкостей также имеются слабые стороны. Главная из них - высокая стоимость. Разница в сравнении с минеральными маслами достигает 3-х раз. По мере развития технологий это стоимостное отличие будет снижаться, но пока это обстоятельство остается важным для многих покупателей.
Второй недостаток прямо обуславливает первый и не дает производителям расходных материалов полностью отказаться от минеральных ATF - это сложность производства синтетических жидкостей для автоматических коробок.
Обе разновидности трансмиссионных жидкостей остаются востребованными. Из-за высокой цены «синтетика» не может полностью завоевать рынок. Когда цена упадет, тогда, возможно, все и откажутся от минеральных масел, что также позволит делать ремонт РКПП Форд и агрегатов других марок реже - при условии своевременного обслуживания и замены ATF.
tiptronic.su
Что такое жидкость ATF? Характеристики и типы трансмиссионной жидкости для АКПП
Что такое жидкость ATF?
Жидкость ATF – это особое трансмиссионное масло, которое обладает жидкой консистенцией и обладает минеральной, либо синтетической основой. Предназначено оно для автомобилей, работающих на «автоматике». Трансмиссионная жидкость ATF отвечает за выполнения множества функций, к примеру:
- бесперебойное функционирование коробки передач – её контроль и управление;
- охлаждение и должная смазка деталей, которые поддаются трению;
- передача крутящего момента, который через гидротрансформатор переходит от мотора к коробке;
- обеспечение работы фрикционных дисков.
Многие приравнивают масло к смеси для АКПП, однако свойства ATF отличаются по множеству параметров. Для получения правильного состава эксплуатируют минеральные масла, в которые добавляют особые вещества. Если использовать посторонние жидкости для «автоматики», то это наверняка спровоцирует поломку коробки передач, либо же ее полный выход из строя.
Кроме самих производителей, которые выпускают технические жидкости под своим именем, на рынке существуют “универсальные” ATF жидкости.
Производителем первой спецификации масла стал автомобильный концерн General Motors. Новая смесь поступила на массовый рынок в 1949 году. Связано это было с тем, что в 1938 году все та же компания разработала первую автоматическую коробку передач. Впоследствии автоконцерн вплотную занялся совершенствование спецификаций трансмиссионных смесей и установил строжайшие требования к составу. Поскольку конкурентов на этом рынке не было, то GM стал законодателем технических характеристик для ATF.
Первые разновидности жидкости изготавливались на жире, который вырабатывался из сала морских китов. Вследствие выхода закона, запрещающего охоту на указанных жителей океана, корпорации пришлось разработать синтетическую основу.
На данный момент конкуренцию спецификациям от General Motors составляют другие именитые автомобильные бренды – Chrysler, Hyundai, Mitsubishi Ford и Toyota.
Обращайте особое внимание на упаковку приобретаемой жидкости ATF. Учитывайте тип масла, а также спецификацию, которая подходит вашей коробки передач.
Типы трансмиссионных масел ATF
После того, как мы ознакомились с тем, что такое масло ATF, изучим всевозможные спецификации жидкости. Самая первая из них, как уже было отмечено выше, увидела свет в 1949 году благодаря стараниям General Motors. Общепринятое название смеси – ATF-A, которую применяли на всех транспортных средствах, оснащенных «автоматикой». В 1957 году спецификацию пересмотрели и таким образом возникла Type A Suffix A.
Так, существуют такие основные типы ATF:
- Mercon – введена компанией Ford в 80-х годах прошлого века. Они максимально приближаются к другим спецификациям и могут быть с ними совместимы. Основные отличия между разновидностями от компаний GM и Ford заключаются в том, что первая обращает большее внимание на плавность переключения, а вторая – на скорость.
- Dexron – выпускалась GM, начиная с 1968 года. Поскольку при изготовлении использовался жир китов, производство пришлось приостановить. Причиной этого также послужили слабые технические характеристики, ведь масло демонстрировало плохую переносимость высоких температур. В 1972 появляется Dexron ІІС, где основой послужило масло жожоба, которое впоследствии провоцировало коррозию некоторых деталей. Следующее масло, которое оснастили присадками, подавляющими развитие ржавчины, обрело приставку IID. Жидкость с индексом IIE выпускалась вплоть до 1993 года. Ее отличительная черта – наличие добавок, которые снижали гигроскопичную избыточность. Инновационным стал выход типа Dexron III (1993). Новинка сохраняла свои жидкие свойства даже при очень низких температурах, также улучшились фрикционные характеристики. В 2005 возникло новое поколение с приставкой «VI». Разрабатывалось трансмиссионное масло ATF для применения на новой коробке передач, которая являлась 6-диапазонной. Смесь имеет более продолжительный срок службы, а также сниженную степень кинематической вязкости. Последний параметр позволяет повысить топливную экономичность.
- Alison C-4 – разработана General Motors специально для заливки в крупногабаритные транспортные средства – внедорожную технику и грузовики.
На изображение слева находится чистая жидкость ATF, а справа после истечения срока использования.
Когда менять трансмиссионную смесь?
Жидкость ATF нужно периодически менять, ведь это позволит увеличить срок службы не только трансмиссии, но и автомобиля в целом. Следовательно, нужно проводить систематические замеры уровня масла. На срок замены влияет:
- пробег транспортного средства;
- условия эксплуатации;
- стиль вождения.
Профессионалы рекомендуют проводить замену трансмиссионного масла после каждых 20-25 000 км. Следовательно, такая операция осуществляется не чаще, чем один раз в 24 месяца.
Доверить проведение процедуры следует специалистам на СТО, где есть вся необходимая аппаратура, которая позволит именно заменить масло. Ведь самостоятельно можно лишь слить часть жидкости ATF, значительная часть остается в коробке. При помощи технических приборов, профессионалы также смогут промыть, либо же заменить фильтра.
Проверка трансмиссионного масла в АКПП
Продолжительный срок эксплуатации трансмиссии обеспечивает своевременная проверка остатков смеси в АКПП. Такая операция осуществляется по-разному – все зависит от типа трансмиссии. Прежде чем приступить к выполнению процедуры, хорошенько ознакомьтесь с пользовательской инструкцией.
Проконтролировать оставшийся уровень смеси можно как на горячей, так и на холодной трансмиссии, ведь щуп располагает соответствующими отметками.
Если вы решились самостоятельно провести данную операцию, то стоит помнить о необходимости соблюсти точный уровень масла. В каждом из случаев вы подвергаете всю систему опасности:
- недостаточный уровень провоцирует попадание воздуха в насос вместе с маслом (в такой ситуации происходит подгорание, пробуксовка фрикционов и общий выход из строя системы). Если вы выяснили, что уровень не достигает нужной отметки, то попробуйте определить причину утечки масла;
- повышенный уровень способствует тому, что излишки масла переливаются через сапун, уровень снижается, следовательно, возникают те же проблемы, что и в вышеописанной ситуации. Выброс через сапун диагностируют по степени загрязненности детали жидкостью.
На фото представлена схематическая версия DSG коробки передач, с пояснениями.
Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF
Каждая из групп масел обладает разными фрикционными показателями и отличиями в температурах. Что означают различные спецификации ATF:
- Dexron IID не терпит слишком холодные температуры, следовательно, подходит для использования только в тех странах, где в зимний сезон температура не опускается ниже -15 градусов. Подходит для автомобилей предыдущих поколений.
- Dexron IIE хорошо проявляет себя даже при температурах в -30, необходим он лишь в тех местностях, где преобладают сильные и частые морозы. Производитель гарантирует, что жидкость сохранит свою вязкость. Даже если ваша трансмиссия подразумевает использование IID, в холодное время года смените ее на IIE.
- Dexron III применяется буквально на всех современных автомоделях.
Неправильно подобранная смесь спровоцирует множественные неполадки в функционировании АКПП. Весьма предсказуемо проскальзывание дисков, увеличение времени, которое требуется для смены передачи, возникновение рывков при запуске. Все это будет вызвано более долгим образованием рабочего давления масла. Изначально вы можете не обратить внимания на такие симптомы, однако далее они будут проявляться в большей мере.
Можно ли смешивать жидкости разных типов?
Смешивание жидкостей допустимо, но все же лучше не рисковать, ведь это может привести к поломке, а полная замена АКПП изрядно ударит по карману. Для того, чтоб идентифицировать тип масла, добавьте в него специальный краситель, который не повлияет на характеристики масел ATF. Если же определить спецификацию не удается, то лучше его полностью перезалить.
Долговременное использование одной и той же жидкости, или использование некачественной подделки приводит к неисправностям и поломкам в разных системах двигателя.
Вопросы эксплуатации ATF
Долговечность коробки передач зависит от поддержания оптимального уровня жидкости. Если вы знаете, что такое ATF, то вам также известно, что замену масла проводят только в автосервисах под присмотром специалистов.
О том, что с жидкостью что-то не так, свидетельствует ее черный, либо же темно-коричневый цвет. При этом наблюдается появление горелого запаха. Цвет масла нормально функционирующей трансмиссии является густо-красным или красным с оранжевым оттенком.
Как уже было отмечено выше, важно не допустить переливание жидкости. Вспенивание масла провоцирует его выброс через сапун. В случае если уровень недостаточный, то насос захватывает воздух. Это влияет на фрикционы – диски начинают пробуксовывать и сгорать.
Понравилась статья? Расскажи друзьям
Получай рассылку лучших статей
automotolife.com
масло для АКПП. Характеристики, применение, срок годности. Совместимость масел ATF
С появлением современных автоматических трансмиссий остро встал вопрос о защите механизмов и узлов агрегатов. Масла для механических коробок, были непригодны, поскольку их характеристики не соответствовали необходимым требованиям. Автоматическая коробка, как и механика, переключает передачи, но автомат действует самостоятельно, и это сильно усложняет его конструкцию. Кроме того, условия работы механизмов и узлов автомата не соответствуют условиям эксплуатации механики, поэтому для него разработали новый ATF тип смазок.
Смазка ATF
Жидкости ATF, это специальные масла, применяемые для работы в АКПП с гидравлическим трансформатором, а так же в некоторых моделях вариаторов. Аббревиатура смазок расшифровывается следующим образом: ATF (Automatic Transmission Fluid, жидкость для автоматических трансмиссий). Назначение смазки, это защита внутренних деталей коробки от коррозии, перегрева и износа, кроме того, с помощью жидкости передаётся импульс от силовой установки трансмиссии. Смазки жидкие, с повышенной текучестью, минеральной, либо синтетической основой.
Трансмиссионная жидкость выполняют следующие функции:
- Контроль и управление автоматической коробкой;
- Охлаждение деталей и механизмов;
- Образование защитной пленки на поверхности деталей;
- Защита от коррозии;
- Предотвращение раннего износа механизмов от сил трения;
- Передача импульса от силовой установки к трансмиссии;
- Помогают работать фрикционным дискам.
Рабочая жидкость в механических коробках и ATF масло для АКПП, смазки, не похожие друг на друга. Показатели жидкости ATF отличаются от обычного масла по многим характеристикам. Для создания нужной консистенции применяют минеральные масла, добавляя в них специальные присадки. Каждой автоматической коробке подходит определенный вид масла, с присущим ему набором характеристик. Использование не соответствующей жидкости неминуемо ведёт к поломке механизма, поэтому так сложно подобрать продукт, аналогичный оригиналу.
Впервые, спецификация трансмиссионных смазок введена в обиход в 1949 году. Концерн, предложивший сделать это, General Motors, конкурентов и аналогов в то время не было, а жидкость АТФ специально разрабатывалась под АКПП, сконструированную компанией. В данное время, разработкой и стандартизацией трансмиссионных жидкостей занимаются: Hyundai, Toyota, Ford, Mitsubishi, GM.
Типы ATF жидкостей
Первый тип ATF в АКПП произведен компанией GM, он назывался ATF–А. В 1957 году произведена модернизация и появилась новая жидкость под названием Type А Suffix А.
Типы ATF жидкостей, представленных на современном рынке:
- Тип Mercon, разработка 1980г, велась авто производителем Ford. Совместим с другими типами смазок, поскольку их характеристики идентичны. Отличие от конкурентов, это расчет на применение жидкостей в механизмах, где необходима скорость при переключении передач.
- Начиная с 1968 года, компанией GM начала выпускаться смазка под названием Dexron. Жидкость не переносила высокие температуры, кроме того, в её основу входил жир китов, поэтому вскоре производство прекратили. С 1972г тип заменен на новую жидкость, под названием Dexron IIC, однако продукт был склонен к созданию коррозии в некоторых узлах коробок, поэтому его так же заменили на Dexron IID, в котором использовали антикоррозионные присадки. До 1993 года GM выпускала масло с приставкой IIE, которое славилось способностью минимизировать количество влаги в коробке. Славу GM завоевала с выходом жидкости Dexron III, в 1993 году. Продукт имел повышенную текучесть и работоспособность при отрицательных температурах, а так же улучшенные свойства по отношению к трущимся поверхностям. Применяется для гидроусилителей и гидравлических систем. В 2005 году вышла новая жидкость с индексом IV. Продукт разрабатывался для шести ступенчатой коробки, имеет улучшенные характеристики, увеличенный срок службы, повышенную топливную экономичность.
- Смазка Alison C-4, применяется на грузовиках и строительных машинах.
Специально для автоматических коробок автомобилей Toyota и Lexus компанией Toyotaразработана жидкость ATF WS. Успешно применяется в автоматических трансмиссиях и автоматах с возможностью ручного переключения. Смазка ATF WS Toyota приоритетная, когда речь идет о её использовании на автомобилях, выпущенных фирмой.
Замена ATF жидкости
Трансмиссионная жидкость относится к расходным материалам, которые периодически меняются. Своевременная замена АТФ в АКПП увеличивает срок службы деталей и механизмов трансмиссии, ведь в процессе работы они подвергаются повышенному износу, продукты которого оседают в масле.
Условия, влияющие на срок замены масла:
- Промежуточный пробег автомобиля между заменой жидкости;
- Среда и условия, в которых эксплуатировался автомобиль;
- Характер эксплуатации и стиль вождения транспортного средства.
Рекомендуемый период замены масла 20-25 тысяч километров пробега и не реже чем раз в 2 года, даже если машина не эксплуатировалась. Связано это со склонностью масла к старению.
Конструкция автоматических коробок требует обязательного снятия поддона и очистки магнитов от металлической стружки и скопившегося мусора. Меняя масло, в обязательном порядке меняется и фильтрующий элемент, для удаления примесей и обеспечения очистки жидкости в дальнейшем.
Процедуру желательно проводить на фирменных станциях обслуживания, оборудованных специальными приспособлениями для откачки остатков жидкости из системы. Самостоятельное проведение операции позволит совершить только частичную замену жидкости, что может пагубно сказаться на эксплуатации агрегата в дальнейшем.
Проверка уровня ATF в коробке
Качество выполнения функций и продолжительность срока службы коробки напрямую зависят от уровня смазывающей жидкости в изделии. Процедуру проверки уровня масла проводят регулярно, поскольку отклонение установленных норм влечёт за собой неприятные последствия:
- Недостаток масла приводит к попаданию в систему смазки пузырьков воздуха, подхватываемых насосом, и быстрому износу фрикционов в дальнейшем. Происходит их пробуксовка и подгорание, что выводит из строя систему.
- Переизбыток смазки приводит к её утечке через клапан вентиляции, что чревато потерей значительного количества жидкости и так же выходом из строя фрикционов.
Контроль уровня жидкости на каждой модели коробки проводится в соответствии с требованиями. Перед выполнением работ необходимо ознакомиться с документацией к изделию и выполнять процедуру чётко следуя установленному регламенту.
Выбор жидкости по ATF спецификации
Для выбора трансмиссионных масел придерживаются критериев, которые стандартизованы и объединены в группы, учитывающие характеристики продукта. Отличительная черта групп масел, наличие различных показателей, температурных фрикционных и др.
Спецификации ATF GM:
- Dexron B: первая спецификация ATF жидкостей, разработана в 1967 г;
- Dexron II: начало разработки 1973г, стандарт получил всемирное признание;
- Dexron IID: начало внедрения 1981г, предназначен для АКПП, эксплуатирующихся при температуре не ниже -15°С;
- Dexron IIE: начало внедрения 1991г, предназначен для АКПП, эксплуатирующихся при температуре до -30°С. Синтетическая основа, улучшенные характеристики вязкости;
- Dexron III: внедрён в 1993г, предназначен для применения в современных коробках, повышенные требования к вязкости и трению;
- Dexron IV: Синтетический продукт, заливается в современные коробки.
Компания Ford так же имеет спецификацию, её название «Mercon», однако широкого применения маркировка не получила, она унифицирована со спецификацией GM. Например: DesxronIII / MerconV.
Компания Crysler так же специфицирует свою продукцию, спецификация носит название «Mopar». В нашем регионе она не распространена, а если и встречается, то так же унифицирована с Dexron.
Классификация Mitsubishi (MMC)-Hyundai:
- MMC ATF SP: жидкость трансмиссионная, минеральная основа, коробки 1992-1995 г.в.;
- MMC ATF SP II: жидкость трансмиссионная, полусинтетическая основа, коробки 1995-1997 г.в.;
- MMC ATF SP III: жидкость трансмиссионная, синтетическая основа, современные коробки.
Классификация Toyota:
- Type T (TT): применяется в коробках с полным приводом А241Н и А540Н, выпущенных в 80-х годах;
- Type T-II: разработана для автоматических коробок с электронным управлением, выпускаемых в начале 1990 годов;
- Type TT-II: автоматические коробки с электронным управлением 95-98 годов выпуска;
- Type TT-III: автоматические коробки с электронным управлением 98-2000 годов выпуска;
- Type TT-VI: автоматические коробки с электронным управлением после 2000 года выпуска;
- ATF WS: поколение синтетических смазок, используемое в современных коробках передач, выпускаемых компанией Toyota.
Неправильный подбор смеси влечёт за собой большое количество поломок, поэтому необходимо обращаться к документации на изделие и следовать тем рекомендациям, которые там прописаны.
Взаимозаменяемость ATF жидкостей
Эксплуатируя и обслуживая автоматическую коробку передач, необходимо придерживаться четких правил, прописанных в инструкции, особенно, что касается применения ATF жидкости. Случаются ситуации, когда подобрать оригинальную смазку невозможно, в этом случае, её заменяют сторонней продукцией с аналогичными характеристиками.
Взаимозаменяемость жидкостей GM:
- Разбавлять залитую в АКПП жидкость продуктом с другими характеристиками необходимо в пропорциях, рекомендуемых конструктором коробки;
- Dextron IID меняется на Dextron IIE без опасения за последствия, поскольку идентификаторы трения, применяемые в продуктах аналогичны. Замена в ином порядке с IIE на IID, не допустима.
- Dextron III применяется в коробке с первичным маслом Dextron II, при условии меньшего количества модификаторов трения в первоначальной смазке. Обратная замена III на II запрещена.
Эти правила внесены, из-за возможных реакций, при смешивании жидкостей с различными модификаторами. В результате взаимодействия возможно образование осадка, способного навредить механизмам. По той же причине, при полной замене жидкости на аналогичную по характеристикам рекомендуется провести промывку системы от остатков предыдущего масла.Смешиваемость жидкостей Toyota выглядит следующим образом:
ATF спецификация | Тип ATF жидкости | |||
Dextron II или III | Type T | Type T-II | Type T-IV | |
Dextron II или III | Да | — | — | — |
Type T | — | Да | — | Да |
Type T-II | — | — | Да | Да |
Type T-IV | — | — | — | Да |
Важно! При переходе с ранней модификации Type T, Type T-II на позднюю модификацию Type T-IV, проводится только полная замена жидкости с промывкой. Переход с новой модификации на старую не допускается.
Современные коробки Toyota в качестве трансмиссионной смазки используют новый тип жидкости Toyota ATF WS, стандарта JWS 3324. Это синтетическая смазка, которая обязательна к применению в коробках концерна, в случае её указания в инструкции к изделию. Если в инструкции жидкость не указана, применять её в качестве аналога запрещено.
Важно! Трансмиссионная жидкость Toyota ATF WS не взаимозаменяема с жидкостями производства Toyota и Dexron. Смазка WS имеет особенность впитывать влагу, поэтому ёмкость для хранения открывается один раз.
В случае необходимости трансмиссионная смазка ATF WS заменяется аналогичными по характеристикам маслами сторонних производителей: Idemitsu, Aisin, Zic.
Меняя смазку в АКПП необходимо помнить, что современные трансмиссионные жидкости, это смесь компонентов в определённой пропорции, каждый из которых в отдельности представляет собой конечный продукт. Настройки современных автоматических коробок после 2003 года выпуска чувствительны к смене составляющих и учитывают их специфику в процессе работы. Таким образом, если есть сомнение в типе старого масла, надо делать его полную замену.
motoran.ru
ATF (трансмиссионная жидкость для АКПП)
Жидкость для автоматических коробок переключения передач (ATF, Automatic Transmission Fluid) - это жидкое высокоиндексное масло на синтетической или минеральной основе. Трансмиссионная жидкость для АКПП обеспечивает работу системы контроля и управления передачами, передает крутящий момент через гидротрансформатор от мотора к коробке передач, смазывает и охлаждает трущиеся детали.
Тип рекомендуемой к применению в АКПП трансмиссионной жидкости обычно указывается в руководстве пользователя для автомобиля и дублируется гравировкой на масляном щупе трансмиссии. В большинстве современных автомобилей с роботизированной КПП используется ATF типа Dexron, Dexron-2 или Dexron-3. Однако совсем недавно появился новый тип ATF жидкости – тип T или T-2. Эти разновидности трансмиссионных жидкостей предусмотрительно окрашены в разные цвета, тип T – в желтый, а Dexron – в красный, так как смешивать их крайне не рекомендуется.
История создания жидкости ATF
Hydramatic – первая управляемая автоматически ручная трансмиссия с вакуумным переключением передач была создана в 1938 году фирмой Pontiac, которая структурно являлась частью концерна General Motors.
Уже к концу 40-х годов автоматическая трансмиссия стала привычной частью транспортного средства для автовладельцев США
Так как этот концерн все инновационные, дизайнерские идеи и новые конструкторские разработки предпочитал проверять и обкатывать на моделях Oldsmobile, то уже в 1939 году новая трансмиссия Hydramatic была предложена покупателям как дополнительная опция на машину Oldsmobile Custom 8 Cruiser всего за 57$. А уже к концу 40-х годов автоматическая трансмиссия стала привычной частью транспортного средства для автовладельцев США. Неудивительно, что и создателем первой в мире спецификации для трансмиссионных жидкостей АКПП – Type A - в 1949 году стал все тот же концерн General Motors (первоначально для автоматических коробок передач использовались простые моторные масла).
GM стал разрабатывать, классифицировать и устанавливать строгие требования к трансмиссионным жидкостям. Спецификации, создаваемые General Motors, ввиду отсутствия конкуренции в этой области, сразу же становились всемирными стандартами жидкостей для автоматических трансмиссий.
В качестве основного смазывающего элемента в составе первой ATF применялась ворвань - жидкий жир, добываемый из сала морских китов
В 1957 году существующая спецификация была пересмотрена и добавлено новое приложение “A” – трансмиссионные жидкости Type A-Suffix A (сокращенно ATF-TASA). Ровно через 10 лет после этого была создана спецификация типа B – ATF Dexron-B. Примечательно, что в качестве основного смазывающего элемента в составе жидкости применялась ворвань - жидкий жир, добываемый из сала морских китов.
Однако дальнейшее развитие как собственных, так и мировых технологий в производстве роботизированных коробок передач вынудило корпорацию General Motors вводить новые стандарты. Уже в 1973 году была разработана спецификация ATF Dexron-2C, а в 1981 году ей на смену пришла ATF Dexron-2D.
Вследствие нападок со стороны защитников окружающей среды, а также из-за выхода закона запрещающего охоту на китов, корпорация GM к 1991 году создает усовершенствованный стандарт ATF Dexron-2E на синтетической базе (до этого момента основа трансмиссионных жидкостей была минеральной, а в качестве одного из компонентов использовалось спермацетовое масло, которое добывалось из представителей семейства китообразных).
В 1994 году мировой общественности были представлены спецификации с новыми требованиями к вязкостно-температурным и фрикционным свойствам – ATF Dexron-3F и Dexron-3G. А еще через 8 лет вышла спецификация ATF Dexron-3H. Однако самой современной и одновременно самой жесткой спецификацией стала ATF Dexron-4.
На сегодняшний день, помимо спецификаций корпорации General Motors, известны спецификации таких автопроизводителей, как Ford, Chrysler, Toyota, а также Mitsubishi и Hyundai.
Вопросы эксплуатации ATF
Для обеспечения долговечности трансмиссии и ее правильной работы необходимо поддерживать оптимальный уровень жидкости. Срок эксплуатации ATF жидкости во многом зависит от пробега, условий эксплуатации, а также возраста транспортного средства.
Замену ATF жидкости необходимо осуществлять только в специализированных автосервисах с использованием аппаратуры для 100% замены жидкости в АКПП. Если требуется, при замене жидкости необходимо заменить и фильтр, а также провести диагностику состояния трансмиссии.
О состоянии трансмиссии можно судить по запаху и цвету ее трансмиссионной жидкости. Для нормально функционирующей автоматической коробки передач характерными цветами ATF являются оранжево-красный или густо-красный. Горелый запах в сочетании с черным или темно-коричневым цветом свидительствует о неисправности трансмиссии.
Следует помнить, что слишком низкий уровень трансмиссионной жидкости служит причиной захвата насосом вместе с маслом некоторого количества воздуха. Вследствие этого диски фрикционов не сжимаются как надо, появляется пробуксовка дисков, и они сгорают.
Эксплуатация транспортного средства со вспененным маслом в автоматической коробке передач очень быстро выведет трансмиссию из строя. Так как вспенившееся масло имеет больший объем, то при проверке уровня он окажется завышенным. Трансмиссионное масло может вспениваться и вращающимися деталями коробки передач, если уровень масла превышает допустимое значение.
Как при завышенном, так и при заниженном уровне масла вспенивание приводит к увеличению его объема, вследствие чего оно выбрасывается через сапун АКПП. В таком случае, заглянув под автомобиль, можно увидеть, что вся коробка передач в масле.
blamper.ru
Как выбрать жидкость для АКПП, подбор жидкости ATF
Правильно выбранная жидкость ATF продлит срок службы автоматической коробки
Автоматическая коробка передач является одним из самых сложных в техническом плане узлов автомобиля. С ее помощью осуществляется передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам полностью в автоматическом режиме, без вмешательств водителя. Конструктивно коробка включает в себя множество различных деталей и механизмов, которые в процессе работы поддаются трению. Поэтому, чтобы обеспечить АКПП продолжительный эксплуатационный период следует позаботиться о надежном и качественном смазывании трущихся поверхностей. Для этой цели в автоматических коробках используется специальная рабочая жидкость ATF.
ATF-жидкости представляют собой специальные масла, созданные на минеральной или синтетической основе, которые отличаются устойчивостью к вспениванию и окислению. Масло с минеральной основой является менее устойчивым к колебаниям температурных режимов, поэтому имеет меньший эксплуатационный ресурс и подлежит более частой замене. Синтетические жидкости отличаются более высокими эксплуатационными показателями и могут использоваться на протяжении длительного периода времени.
Функциональное назначение ATF-жидкости
Чтобы разобраться, как выбрать трансмиссионное масло для АКПП рассмотрим для чего оно предназначается. Масло автоматической коробки выполняет широкий спектр функций, поэтому оно должно отвечать различным специфическим требованиям, основными из которых является: возможность работы в широком температурном диапазоне от -40ºС до +170ºС, устойчивость к окислению и образованию пены, поддержка требуемого уровня вязкости в широком интервале температур.
К основным функциям, которые выполняет АКПП, относятся:
- смазывание зубчатых передач;
- отвод тепла от нагретых деталей;
- передача механической энергии в гидротрансформаторе;
- обеспечение легкого и плавного переключения передач;
- поддержка фрикционных свойств сцепления.
Как видно из перечисленных функций, масло в АКПП играет роль не просто жидкости для смазывания поверхностей, а выполняет функцию вещества, которое способствует передаче механической и тепловой энергии. И это именно так, ведь роль сцепления в коробке автомате отводится гидротрансформатору – поэтому существенную часть работы по передаче крутящего момента возлагается именно на ATF-масло. В результате этого рабочая жидкость коробки должна выдерживать существенные механические нагрузки. Кроме этого, ATF-жидкость выполняет важную функцию по отводу тепла от трущихся деталей и охлаждению коробки. Учитывая высокие динамические нагрузки на элементы коробки, масло АКПП практически постоянно работает в температурных режимах от +90ºС до +150ºС.
Состав трансмиссионного масла
Чтобы правильно выбрать масло для АКПП нужно, чтобы его химический состав обеспечивал перечисленные выше функциональные назначения. Основными элементами, которые включаются в состав жидкостей ATF, являются:
- присадки, поддерживающие требуемый уровень вязкости;
- комплекс износоустойчивых и моющих присадок;
- антиоксиданты и модификаторы трения;
- ингибиторы коррозии и пассиваторы;
- вещества, исключающие закипание и вспенивание масла;
- присадки, исключающие процессы «разбухания» уплотнителей.
Многокомпонентный состав масла АКПП, а также сложные эксплуатационные условия приводят к тому, что ATF жидкость «стареет» и требуется ее замена. Менять масло рекомендуется даже в так называемых необслуживаемых коробках – это существенно продлит их срок службы.
Принципы выбора трансмиссионного масла
Многие задаются вопросом «Как выбрать жидкость для АКПП»? Главных критериев есть два – это вязкость масла и его температурный диапазон работы. Также важно учитывать и состав присадок, которые входят в состав выбираемой ATF жидкости. Чтобы не ошибиться в выборе следует ориентироваться на рекомендации по техническим характеристикам масла и его составу, которые указывает производитель автоматической коробки. Эти рекомендации получены в процессе многотысячных часов испытаний, проведенных с автоматическими коробками, поэтому их выполнение гарантирует, что коробка будет работать в оптимальном эксплуатационном режиме и прослужит максимально долго.
Оригинальная ATF
Чтобы не мучиться, как выбрать жидкость для АКПП, и какая именно подойдет наиболее лучше и не принесет вреда коробке, рекомендуется использовать оригинальную ATF, выпускаемую под тем же брендом, что и автомобиль. Это масло на 100% подойдет для коробки, ведь именно под нее оно и разрабатывалось и заливалось на автомобили, выпускаемые с конвейера. Каждый из автопроизводителей имеет свои маркировки и допуски на трансмиссионные жидкости, используемые в коробках автоматах их автомобилей.
Преимуществом оригинальной ATF является то, что ее смело можно использовать на конкретной коробке, не вникая в специфику состава и технических свойств. Эти жидкости обязательные для применения на гарантийных автомобилях – без них гарантия на АКПП пропадает. Единственным их недостатком является высокая стоимость, но если сравнить ее с ценой ремонта АКПП, которая была повреждена из-за некачественного масла, то выбор стает очевидным.
Универсальная ATF
Выбрать масло для АКПП можно и универсального типа. Оно отличается от оригинального тем, что соответствует допускам сразу нескольких автопроизводителей и может использоваться для разных моделей АКПП. К основным преимуществам этих жидкостей относится то, что можно выбирать масло разных производителей, оно имеет качество практически такое же, что и у оригинального, его цена существенно ниже. Правда, есть у этих ATF-жидкостей и отрицательные стороны. Чтобы выбрать универсальное масло, нужно знать какие именно допуски существуют для конкретной коробки и можно ли эту жидкость в нее заливать. Ведь неправильно подобранная жидкость может привести к серьезным поломкам коробки и ее дорогостоящему ремонту. Кроме этого, при использовании универсального масла автомобиль будет снят с гарантии.
Если Вы не знаете, как выбрать жидкость для АКПП или сомневаетесь в правильности своего выбора, обращайтесь на сервис «Вегас-АТМ». Наши специалисты помогут правильно подобрать ATF-жидкость для коробки вашего автомобиля. Вам будут предложены на выбор как оригинальные масла, так универсальные. Кроме этого, механики смогут провести замену масла в АКПП, выполнить ее диагностику, предоставят водителю рекомендации по ее эксплуатации.
akpp.17na19.ru
Полезная статья про замену жидкости в автоматической коробке передач: МашиноМания
Dexron-II, полученный в 1975-м, уже точно не содержал в себе натуральный компонент и существовал в трех «модификациях». Первая (IIC) отличалась агрессивностью к металлическим деталям. На второй (IID) этого эффекта удалось избежать. А третья (IIC), где имелись стабилизаторы вязкости при низких и высоких температурах, создавалась с учетом использования в коробках соленоидов управления
Кстати, с конца 60-х Ford использовал свои масла и стандарты — Type F, Type G и т.д. В 1987-м их сменили на Mercon. В Chrysler тогда же пришли к собственному продукту под названием Mopar. В 90-х годах прошлого столетия, и тем более в нынешнем веке, автопроизводителей вообще прорвало. Ладно, допуски — в конце концов, компании могут позволить себе определенные отношения (не столько технические, сколько финансовые) с «любимыми» масляными концернами. И учитывая эти допуски, можно подобрать жидкость, исходя уже из своих финансовых реалий. Но на рынке появились и дорогие фирменные спецжидкости, которые без альтернативы стали заливать у дилеров. Например, Honda ATF Z1 или DW-1. Nissan Matic D, Matic J, Matic K и Matic S. Toyota Type T-IV и Toyota ATF WS. А вместе с ними и отчасти как альтернатива им ряд производителей предложил также не всегда дешевые универсальные продукты. Это Castrol Transmax Z, Red Line D4 ATF, Amalie Universal Synthetic ATF и т.д. Чем обусловлен такой вброс? И возможен ли здесь отступ от вроде бы жестких предписаний автопроизводителей?Mercon — «фордовский» стандарт, придуманный, видимо, в пику джиэмовскому Dexron. Оба стандарта, по крайней мере, созданные в расчете на старые четырехступенчатые «автоматы», вряд ли предполагают какие-то ключевые отличия по составу жидкостей
В начале нынешнего века появились как специализированные ATF, так и универсальные продукты, отвечающие максимуму допусков. Некоторые из последних, например, Castrol Transmax Z, можно использовать до сих пор
Баланс противоречий
Какие же вообще задачи возложены на жидкость, работающую в автоматических коробках? Тут, видимо, не обойтись без краткого теоретического экскурса. Подобно моторному маслу и обычной «трансмиссионке», ATF смазывает детали и отводит тепло от трущихся поверхностей. Есть у нее за счет присадок и ряд свойств, ставших для современных смазочных материалов традиционными — антикоррозийные, антипенные, гидрофобные, антиокислительные и сохраняющие вязкость в широком диапазоне температур. Это все, повторимся, давно стало обычным набором качеств едва ли не для любого масла. Но суть ATF в том, что, помимо прочего, она еще и должна передавать крутящий момент внутри пакетов фрикционов. Причем делать это не между плотно сдвинутых деталей — в процессе пробуксовок фрикционных дисков относительно друг друга. Парадокс! С одной стороны, «автоматическая жидкость» обязана обеспечивать смазку «железу», например, шестерням планетарных механизмов, а в подшипниках еще и создавать на поверхностях скользкую масляную пленку. С другой, под давлением во фрикционах приобретать высокий коэффициент трения. То есть фактически работать на молекулярном уровне. Так могут ли принципиально отличаться ATF? Если говорить об их классах, то да. Особенно если речь идет о Dexron-II или Dexron-III и стандартах нынешнего столетия. «Автоматы», выпущенные в последние 10-15 лет, серьезно отличаются от тех агрегатов, что существовали в 90-е годы и тем более ранее. Дело не в компоновке и даже не в конструкции отдельных узлов — в современных тенденциях. Трансмиссия наравне с двигателем — тот инструмент, который способен сделать автомобиль экономичнее (и, соответственно, экологичнее), динамичнее и комфортнее. Достигается это пробуксовками фрикционных дисков относительно друг друга и блокировкой гидротрансформатора (lock up’ом). Конечно, работающие с разной угловой скоростью диски формируют сам принцип функционирования АКП. Lock up же как эффективный способ увеличения КПД применяется добрые три десятилетия. Однако только в последнее время проскальзывание фрикционов возведено в степень, а блокировку гидромуфты стали использовать едва ли не с первой передачи. На сколько-то процентов это сделало силовые установки экономичнее, а непосредственно «автоматам» придало скорость переключений передач на уровне хорошо настроенных механических коробок вплоть до секвентальных. Одновременно сделав переходы между ступенями сверхплавными и почти незаметными. Но и обусловило более температурно нагруженный режим работы коробки. При нем свои свойства ATF должна сохранять в большем диапазоне. И, кроме того, обеспечивать передачу момента в условиях возросшего времени пробуксовок.Состав фрикционного покрытия дисков как-то принципиально не меняется. Наверняка каждый производитель каким-то образом дорабатывает его. Однако в нем в качестве связующих остаются различные синтетические смолы, а для получения коэффициента трения используется металлическая крошка, керамика, композиты. При этом на вторичный рынок детали зачастую поставляются из США. В общем, говорить о сочетании конкретной ATF с конкретными фрикционными дисками, пожалуй, не стоит
Не ошибиться и не переплатить
Вот и выходит, что в тех же 90-х годах просто не могла появиться ATF, в которой были бы учтены требования коробок 2000-х. А «фирменные» продукты тех лет? Маркетинг чистой воды! Те коробки Honda, Nissan, Toyota прекрасно работали на Dexron-IV или III. А все эти Z1, Matic и Type T-IV были не более чем желанием автопроизводителей заработать на якобы специализированном продукте.ATF Z1 недавно сменила другая «спецжидкость» — DW-1. Она призвана работать с последними коробками Honda. А Z1... Представляется, что ее могут заменить привычные Dexron’ы
Ситуация с нынешними «автоматами» иная. С учетом нового подхода, обусловившего длительные пробуксовки, придерживаться рекомендованной жидкости нужно. Но не бездумно. Как и прежде, автопроизводители имеют «фирменные» ATF, которые фактически являются продуктами от известных масляных компаний. Подобные есть, например, у BMW, Mazda, Volvo, других фирм. От «спецжидкостей» Mobil, Castrol, Shell они отличаются только лейблом и сильно завышенной ценой. Чтобы не переплачивать, достаточно определить марку и модель «автомата», установленного на автомобиль, и подбирать ATF, исходя из коробки, а не производителя машины. Ведь не секрет, что производителей трансмиссий можно пересчитать по пальцам, и одна и та же АКП может стоять на Opel, VW, Toyota. Так зачем для нее покупать дорогую жидкость, если ее, руководствуясь допусками, можно подобрать среди тех же Mobil/Castrol/Shell. Есть ATF и от трансмиссионных фирм, например, от Aisin. Наконец, имеются универсальные масла, отвечающие едва ли не всем существующим требованиям.На рынке предлагаются жидкости, отвечающие самым последним допускам производителей трансмиссий. Например, Mobil ATF LT, которую можно заливать в современные коробки Mercedes и ZF. Да, эта ATF недешева, но стоит все-таки меньше, чем продукты под марками автомобильных компаний
Что же будет, если в новые «автоматы» залить Dexron-II, III или IV? Ожидать моментального разрушения агрегата не стоит. Вот не вполне корректная работа возможна. Наверняка использование ATF не по классу скажется на ресурсе коробки. И уж, конечно, пробеги от замены до замены нужно будет значительно сократить. Но к чему такие эксперименты? Ставить их стоит лишь в критических ситуациях, например, когда добавка попавшегося под руку Dexron все же лучше езды «на сухую». А как, кстати, и с какими интервалами менять жидкость? Обратимся к мнению профессионала.Интересно, что свой Dexron-VI Mobil ориентирует на модели GM, а Mannol (справа) допускает применение вроде бы аналогичной жидкости в более широких «марочных» диапазонах
Сергей Петрачков, руководитель СТО «КоробАс»
— Прежде всего, нужно понимать — несменяемость ATF, о чем сейчас заявляют многие производители, исключительно маркетинговый ход. Ни одна, пусть и самая современная жидкость, не способна сохранять свои качества на протяжении, скажем, 100 тысяч гарантийных километров. При таком пробеге коробка, возможно, не выйдет из строя, однако проблемы обязательно догонят нынешнего владельца, экономившего на замене, или следующего хозяина. Особенно в случае с современными АКП, которые из-за продолжительно буксующих блокировок гидротрансформаторов и всех пакетов фрикционов начинают интенсивно изнашиваться с первых километров работы. А жидкость, в свою очередь, активно загрязняется продуктами их износа. Интервалы замены зависят от конструкции коробки, точнее, от расположения фильтра. Если он находится за поддоном или есть внешний фильтрующий элемент, то менять можно через 50 тыс. км. Само собой, вместе с самим фильтром. Если же последний расположен внутри «автомата», он единственный и для его замены требуется разборка агрегата, то менять ATF лучше чаще — через 30 тыс. км. Понятно, что такой фильтр будет заменен лишь при капитальном восстановлении трансмиссии, а частое обновление жидкости поможет протянуть ему до ремонта. По замене ATF тоже есть варианты. Самый простой — слив из пробки или частичная замена. Дешево, но не всегда оправданно. Сливается всего около двух-трех литров и фильтр в таком случае не меняется. Можно, конечно, применять подобный способ, но только когда жидкость таким образом обновляется постоянно. И то нужно иногда добираться до фильтра. Оптимальнее менять жидкость со снятием поддона. Так и сливается больше — от четырех и более литров, — и фильтр можно заменить. Упомянутые выше интервалы касаются как раз таки подобного вида смены ATF. А вот менять жидкость методом полной замены, на аппарате, я не советую. Есть масса примеров, когда после этой операции автомобиль как минимум терял подвижность. В самых худших случаях дело доходит до глобального ремонта. Дело в том, что новая ATF смывает отложения, которые скапливаются внутри коробки, и забивает ими фильтр. Такой исход, кстати, гарантирован на моделях, у которых фильтр расположен внутри корпуса. На «автоматах», где в контур охлаждения врезан термостат, вообще можно оставить коробку без части жидкости. В конце концов, сейчас многие трансмиссии не имеют щупов. Жидкость заливается через контрольную точку либо какой-нибудь датчик. Кто будет с этим возиться в сервисах, ориентированных на быструю замену «расходников»? Кто будет менять там фильтры? Сомневаюсь, что персонал в этих структурах достаточно знаком с устройством различных моделей АКП.Подделки встречаются и на рынке жидкостей для автоматических трансмиссий. Как в случае с моторными маслами, определить это при покупке практически невозможно
Подытожим: — Если неизвестно, что залито в коробку и предполагается частичная замена, лучше использовать жидкость выше классом (например, вместо Dexron-III Dexron-IV) — чтобы улучшить свойства полученной ATF — Старые (четырехступенчатые) коробки вне зависимости от марки автомобиля и производителя трансмиссии прекрасно работают на Dexron-IV, Dexron-III или даже Dexron-II. Но стоит учитывать, что ATF выше классом обладает и улучшенными характеристиками — Выбирая жидкость для новых «автоматов», то есть имеющих от пяти передач и выше, надо следовать допускам производителей АКП. Тем не менее, пользоваться ATF, продающимися под марками автомобильных компаний, вовсе не обязательно — чистая переплата — К полной замене жидкости нужно относиться с осторожностью. Для некоторых коробок она категорически противопоказана. Необходимо также понимать, что в СТО по замене расходных материалов шанс получить грамотную консультацию и, соответственно, обслуживание крайне мал. Они на это просто не ориентированыНюансы механики
Мы говорим об ATF, а между тем есть свои нюансы и в применении масел для механических коробок и других трансмиссионных узлов. Да, ТАД-17 осталось в советском прошлом, на смену отечественным ГОСТам пришел, как и в случае с моторными маслами, класс качества по API. В нем после индекса GL стоит цифра, обозначающая количество использованных в смазке противоизносных, противозадирных присадок и область применения. Удел GL-1 и GL-2, не содержащих таковых или имеющих их незначительно, специфическая техника, например, сельскохозяйственная. GL-3 и GL-4 используются куда более широко — едва ли не во всех коробках передач, как без синхронизаторов, так и с ними. Наконец, класс GL-5, где процент подобных присадок максимальный, ориентирован на гипоидные передачи (редукторы), а также на другие узлы (скажем, «раздатки»), в которых нет синхронизаторов. Объясняется это тем, что антизадирные присадки на основе серо- и фосфорсодержащих составов, хорошо защищая сталь и чугун, агрессивны к цветным металлам, из которых выполнены синхронизаторы. Впрочем, сейчас не редкость «смешанные» продукты с маркировкой GL-4/5. Да и не факт, что производитель запрещает использовать в КП GL-5. Равно как GL-4 в гипоидных редукторах. В общем, не лишним будет уточнить. Второй критерий выбора, не столь критичный и все-таки важный — вязкость по SAE. Тут также аналогии с моторными маслами, разве что цифры несколько «подправлены». Низкотемпературные свойства лежат здесь в пределах от минус 12 (85W) до минус 55 (70W). Вязкость при рабочей температуре определяется второй цифрой — 80, 85, 90, 140 или даже 250. Всесезонным можно считать масло с индексом 75W-90, при котором подвижность шестерен будет обеспечиваться и в сорокаградусный мороз, а между их зубьями будет достаточный для смазки масляный клин. К трансмиссионному маслу с индексом GL-5 нужно относиться осторожно. Антизадирные присадки, которыми насыщена такая смазка, если нет допуска производителя для механической коробки передач, способны химически разрушать синхронизаторы, сделанные из цветных металлов. Источник: drom.ruwww.mashinomania.ru