Колесные диски:особенности, новинки, советы по выбору. Волнистый профиль диска колеса предназначен для
Тесты КСР - Нетяговый подвижной состав
Приблизительный список вопросов по тесту КСР Нетяговый подвижной состав. Вопросы взяты из открытых источников в сети.
Автосцепное устройство состоит из:База тележки, это: Буфера на вагонах РЖД используются:В буксовом узле с цилиндрическими подшипниками на горячей посадке подшипники имеют габаритные размеры: В буксовых узлах устанавливается подшипники качения в количестве:В вагонах – лабораториях перевозят следующие грузы?В качестве хладагентов систем кондиционирования пассажирских вагонов используют: В контейнерах можно перевозить:Вагонная ось это: Вагонные колеса классифицируются:Вагонные оси по конструкции различаются: Вагоны-хопперы предназначены для перевозки:Внутреннее кольцо буксового узла грузового вагона имеет внутренний диаметр равный: Волнистый профиль диска колеса предназначен для:Габарит приближения строений – это:Габариты приближения строений – это? Гаситель сухого трения пассажирской тележки расположен: Гребень колеса необходим дляДиаметр шейки оси РУ1 равен: Для каких вагонов предназначается колесная пара типа РУ1Ш-950? Для чего в эксплуатационных условиях приходиться увеличивать передаточное число ТРП вагона?Для чего в эксплуатационных условиях приходиться уменьшать передаточное число ТРП вагона? Для чего предназначен капитальный ремонт (КР) грузовых вагонов? Для чего предназначен кузов вагона? Для чего предназначен переключатель грузовых режимов ВР 483МДля чего предназначен переключатель равнинного ("Рав") и горного ("Тор")режимов ВР 483 М? Для чего предназначен плунжер ВР 483М?Для чего предназначен толкатель ВР 483М?Для чего предназначена третья манжета на штоке главного поршня ВР 483М?Для чего предназначена ТРП на вагонах? Для чего предназначены вагоны промышленного транспорта?Для чего предназначены ударно-тяговые приборы? Для чего предназначены цистерны? Для чего при наличии регулятора ТРП на вагонах предусмотрена еще и ручная регулировкаИз каких основных узлов состоит тележкаИзменяется ли удельная тормозная сила вагона, оборудованного авторежимом 265А1, по мере его загрузки?К вагонам грузового парка относятся: К пассажирским вагонам относятсяК технико-экономическим параметрам вагонов относится:Как влияет скорость движения вагона на период его "собственных" колебаний?Как делятся фрикционные тормоза по способу управления?Как изменяется обеспеченность вагона тормозными средствами при загрузке вагона, оборудованного авторежимом 265 А1?Как классифицируются тележки вагонов? Как проверить исправность действия авторежима 265А1 на порожнем грузовом вагоне, оборудованном композиционными колодками?Как регулируют привод авторежима 265А1 на вагонах повышенной тары (27-36т)?Как усилие со штока поршня ТЦ передается на фрикционные узлы в механической части тормоза вагона?Какая модель принадлежит для тележки пассажирских вагонов? Какая модель принадлежит для тележки рефрежираторных вагонов?Какая модель принадлежит основной двухосной грузовой тележке РФ? Какие гасители колебаний применяются в грузовых вагонах ж.д. РФ?Какие детали ВР 483 М исполняют команды КМ? Какие емкости ВР 483 М использует для управления механической частью тормоза? Какие качественные характеристики определяют механическую часть тормоза вагона?Какие по конструкции бывают соединительные балки тележек восьмиосных вагонов?Какие рабочие емкости ВР 483 М соединяет между собой при 2-ом (служебном) положении ручки КМ? Какие рабочие емкости ВР 483 М соединяет между собой при 5-ом (служебном торможении) положении ручки КМ?Какие рабочие емкости ВР 483 М соединяет между собой при 6-ом положении (ЭТ) ручки КМ?Какие скорости движения вагона навиваются критическими? Каким образом определяют правильность установки авторежима 265А1 на вагоне, имеющего тару 28т? Каким требованиям должны удовлетворять колесные пары?Какими параметрами характеризуется механическая часть тормоза вагона? Какими свойствами обладает грузовой ВР 483М?Какими свойствами обладает грузовой ВР 483М?Каков критерий правильной регулировки ТРП грузового вагона?Каково назначение гасителя колебаний на вагоне? Каковы критерии, учитываемые при выборе конструкции ТРП на вагоне? Какое назначение имеет ВР 483 М? Какой габарит имеет наибольшие размеры ширины и высоты, для подвижного состава, допускаемого к обращению по путям общей сети железных дорог СНГ, Балтии и МНР 1520ммКакой клапан применяется для отпуска тормоза вагона ВР 483М? Какой критерий правильной регулировки ТРП грузового вагона? Какой применяют способ регулирования привода авторежима 265А1 на вагонах с повышенной тарой (27т и выше)?Какой установочный размер проверяют по завершению ручной регулировки ТРП тележки грузового вагона?Какой элемент ВР 483 М воспринимает темп и величину изменения давления в ТМ?Какой элемент ВР 483 М разобщает при торможении ТЦ с атмосферой (Ат)? Какую долю в нормативе МПС по величине выхода штока поршня ТЦ составляет перемещение от сжатия возвратной пружины регулятора вагона?Какую долю в нормативе МПС по величине выхода штока поршня ТЦ составляет перемещение от упругих деформаций элемент ОВ ТРП вагона?Какую задачу выполняет обратный клапан, размещенный в главной части ВР 483М?Какую функцию выполняет ТРП на вагоне?Классификация грузовых и пассажирских вагонов:Клеймо на торце оси ФФ обозначает:Когда возникает необходимость изменения передаточного числа ТРП на вагоне в эксплуатационных условияхКогда при наличии регулятора на вагоне выполняют ручную регулировку ТРП? Колеса с осью соединяются:Колёса соединены с осью колёсной пары вагона при помощиКолеса, насаженные на ось, удерживаются на ней благодаря наличию натяга, образующегося в следствии того, что:Колёсная пара вагона содержит следующие элементы: Колесные пары предназначены для:Колёсные пары с независимым вращением колёс предназначены для: Колесные пары формируются:Колея РЖД составляет:Коэффициент вертикальной динамики может превышать единицу: Коэффициент вертикальной динамики может превышать единицу: Коэффициент устойчивости колеса по критерию вкатывания на рельс не зависит от:Материал вагонных осейМежду какими деталями буксового узла устанавливаются резиновые уплотнения круглого сечения?Можно ли изменить величину передаточного числа несимметричной ТРП вагона бункерного типа а эксплуатационных условиях? Можно ли изменить величину передаточного числа симметричной ТРП вагона в эксплуатационных условиях? На какие основные группы разделяются вагоны по назначению?На какой высоте гребня колеса проверяют толщину гребня? На какой грузовой режим "Порожний", "Средний" или "Груженый" работы воздухораспределителя 483М устанавливают его переключатель при наличии на вагоне авторежима 265А1?На каком кольце имеется буртик?На что влияет длина продольных элементов (тяг, затяжек рычагов, серьги) ТРП в грузовом вагоне?На что направлен планово-предупредительный ремонт?На что направлен ремонт по техническому состоянию вагона? На шейке или средней части оси в горячем состоянии наносят знаки и клеймаНазначение дисциплиныНазначение ТРП на вагонеНазовите колесную пару с креплением подшипников на шейке оси при помощи корончатой гайки.Назовите колесную пару с креплением подшипников на шейке оси при помощи шайбы.Назовите модель тележки для грузовых вагонов, которая имеет массу 12'000 кг:Недостатками тепловой посадки колеса на ось является:Неравномерный прокат колес устраняют при помощи:Неравномерный прокат колёс чаще всего встречается у:Неразрушающий контроль состояния деталей вагонов применяется при следующих видах ремонта вагонов: Нормальная диаграмма запрессовки имеет вид:Облегчение тары вагона ведёт к: Объясните работу авторежима 265А1 при толчке тележки вверх при движении вагона по неровностям пути? Объясните работу авторежима 265А1 при торможении вагона, загружённого до полной грузоподъемности?Объясните, почему при загрузке вагона авторежим 265А1 повышает давление в ТЦ при торможении вагона?определяется тип колесной парыОсновная причина саморасцепа пассажирского поездаОсновная цель дисциплины?Особенностью конструкции тележки модели 18-115 является: От каких характеристик вагона зависит безопасность движения? Пассажирские вагоны РЖД отапливаются:Плавный переход в местах изменения диаметра называется:По каким основным признакам классифицируются вагоны?Подшипниками с каким наружным диаметром оборудуются оси типа РУ1 и РУ1Ш? Подшипники скольжения используются в буксах:Почему в поезде, где вагоны оборудованы авторежимом 265А1, эффективность его тормозной системы возрастает?Почему в процессе приемки и испытания тормозной системы нового вагона или после его ремонта при проверке действия авторежима 265А1 загрузку вагона имитируют постановкой пластины толщиной 30 мм между опорной гайкой авторежима и плитой?Почему в эксплуатационных условиях приходится изменить передаточное число ТРП вагона? Почему в эксплуатационных условиях приходиться изменять передаточное число ТРП вагонаПочему при наличии полуавтоматического регулятора ТРП на вагонах предусмотрена еще и ручная регулировка? При капитальном ремонте пассажирских вагонов: При ремонте вагонов применяется методика:При ремонте вагонов широко применяется: При сборке буксового узла в нагретом состоянии на предпоступичной части оси устанавливаются:При сборке буксового узла внутренние кольца устанавливаются в нагретом состоянии: Рабочий парк грузовых вагонов РЖД равен приблизительно:Равномерный прокат колёс грузовых вагонов возникает по причине:Рама грузовой тележки вагонов РЖД модели 18-100 содержит несущие элементы:Рама тележки модели 18-100 (грузовой вагон) состоит из:Рама тележки предназначена дляРамы тележек вагонов иногда имеют связи (помимо пятниковых узлов):Рамы тележек грузовых вагонов РЖД обычно изготавливают:Расстояние между внутренними гранями колесной пары, предназначенной для скоростей движения до 120 км/ч, должно быть:Рациональное усилие запрессовки колеса на ось на каждые 100 мм диаметраподступичной части оси принимается: Ремонт техники (вагона) (ГОСТ18322-78):Себестоимость вагона это показатель, непосредственно влияющий на: Силы крипа, это характеристика:Сколько двухрядных пружин устанавливается в рессорный комплект с одной стороны тележки, если грузоподъемность вагона составляет 48 тонн? Скорость запрессовки колеса на ось равна:Смотровая крышка крепится к крепительной 4 болтами с резьбойСовременные вагоны имеют вращение колёсных пар на подшипниках:Специальная гайка М110 предназначена для:Средства технологического оснащения (ГОСТ 3.1109-82):Срок службы оси РУ1 составляет: Срок службы рамы тележки ограничен по причине: Тележка 18-100 имееет массу в кг: Тележка вагона предназначена для: Тележка вагона состоит из следующих частей:Тележка модели 18-100 состоит из: 2 колесных пар, 4 буксовых узлов, 2 литых рам, 2 комплектов рессорного подвешивания, тормозной рычажной передачи. Назовите недостающий элементТележка модели УВЗ-9М состоит из: колесных пар, буксовых узлов, балансира, боковых рам тележек, рессорного подвешивания, надрессорной балки. Назовите недостающий элемент.Тележки вагонов РЖД могут содержать:Техническое обслуживание грузовых вагонов осуществляется: Технологический процесс изготовления вагонной осиТиповой технологический процессТрещины пружин рессорного подвешивания вагонов ремонтируютТяговый хомут – это: У пассажирских вагонов РЖД применяются тележки: Ударно-тяговые приборы предназначены для:Упругие элементы рессорного подвешивания характеризуются гибкостью, которая равна:Упругие элементы рессорного подвешивания характеризуются жёсткостью, которая равна:Функция оператора железнодорожного подвижного состава? Цистерны имеют обязательно:Чем определяется тип колесной парыЧто зависит от длины продольных элементов (тяг, затяжек рычагов серьги) ТРП на грузовом вагонеЧто изменится в работе ВР 483М при переключении режимов "Рав" и "Гор"? Что называется вагоном? Что называется необрессоренной массой вагона? Что называется необрессоренными частями вагона?Что называется обрессоренной массой вагона? Что называется обрессоренными частями вагона? Что называется резонансом?Что называют базой четырехосной тележки?Что необходимо выполнить на вагоне при вынужденной замене изношенных композиционных колодок новыми чугунными?Что необходимо выполнить на вагоне при вынужденной замене изношенных чугунных колодок новыми композиционными?Что обозначает цифра 950 у колесной пары типа РУ1-950?Что подлежит проверке в ТРП после подкатки тележек с полномерными колодками под вагон? Что представляет собою земляное полотноЧто произойдет с удельной тормозной силой грузового поезда, если все вагоны оборудованы авторежимом 265А1, но имеют разную степень загрузки, разные грузовые режимы работы воздухораспределителей и разные типы тормозных колодок? Что происходит в авторежиме 265А1 при загрузке вагона?Что происходит с усилием, возникшем на штоке поршня ТЦ в процессе торможения вагона, при транспортировке его ТРП на фрикционные узлы?Что такое "коэффициент динамики"?Что такое "основные узлы вагона"?Что такое "статический прогиб" рессор?Что такое автосцепкаЧто такое вагон? Что такое деповской и капитальный ремонт вагонов?Что такое думпка́р? Что такое изнашивание? Что такое износ? Что такое изотермический вагон?Что такое инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования? Что такое коммуникации технологические в вагоноремонтном предприятии?Что такое надежность технологического процесса?Что такое оборудование технологическое стандартное?Что такое основные производственные участки (участки основного производства)? Что такое пассажирский вагон?Что такое производственный процесс?Что такое производственный участок в структуре депо? Что такое пункт технического обслуживания? Что такое ремонтопригодность?Что такое рефрижераторный вагон? Что такое техническая диагностика? Что такое технологический процесс?Что такое технологический узелЧто такое технологическое оборудование? Что такое технология? Что такое формирование колесной пары? Что такое хо́ппер (англ. hopper, буквально- прыгун, от англ. hop - прыгать, подпрыгивать)?Что такое ширина колеи? Что учитывается в нормативе МПС по величине выхода штока поршня ТЦ вагона?Что учитывают при установке размера "А" авторегулятора ТРП 574Б или 675?Что характеризует передаточное число ТРП? Что является обязательным атрибутом кассетной буксы?Шум в пассажирском вагоне влияет на:
kcp.ucoz.com
Профиль катания колес
Движение колесных пар по рельсовому пути происходит в сложных условиях. Поэтому большое значение придают правильному выбору профиля поверхности катания колес, чтобы он по возможности обеспечивал лучшие условия прохождения колесной пары по прямым и кривым участкам пути.
Рис. 6.26. Наименование частей бандажа
1 - круг катания2 - поверхность катания3 - наружная фаска4 - наружная грань5 - упорный бурт6 - внутренняя поверхность7 - выточка для бандажного кольца8 - прижимной бурт9 - внутренняя грань10 - вершина гребня11 - гребень
Поверхность катания колес вагонов метрополитена в средней (рабочей) части имеет коническую форму с уклоном 1:20, и затем на протяжении 30 мм до наружной плоскости колеса переходит в другую конусность 1:7.
Рис. 6.27. Профиль поверхности катания цельнокатаного колеса
Рабочим диаметром колеса считают диаметр, замеренный в плоскости круга катания на расстоянии 70 мм от внутренней грани колеса, где расположен гребень. Гребень возвышается над точкой круга катания на 28 мм. Толщину гребня замеряют на расстоянии 18 мм от вершины. У новых гребней она равна 33 мм.
В процессе эксплуатации подвижного состава на поверхности катания колес могут появиться следующие дефекты:
· прокат - естественное постепенное изменение профиля поверхности катания, заключающееся в появлении равномерного углубления-канавки по всей окружности колеса, вызванное износом и пластической деформацией металла.
· местные выбоины - образуются при заклинивании колесной пары во время движения.
· износ гребня - происходит в процессе эксплуатации вследствие трения его о головку рельса, главным образом на кривых и особенно при новых рельсах. В результате такого износа угол перехода поверхности катания к гребню углубляется в тело бандажа и от этого гребень становится тоньше, а его угол наклона рабочей плоскости вместо 60° начинает приближаться к прямому.
· выкрашивание - выпадание кусочков металла на поверхности катания происходит в результате сильно развитой сетки трещин.
Похожие статьи:
poznayka.org
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ: БОНУСЫ ИНЖЕНЕРАМ!: МЫ В СОЦ.СЕТЯХ: | Навигация по справочнику TehTab.ru: главная страница / / Техническая информация / / Справочник инженера / / Транспорт инженеров. Личные автомобили, велосипеды, пепелацы и гравицапы инженеров. И даже педальные кони... / / Размеры шин и дисков часть 1. Маркировка и подбор колесного диска автомобиля.
|
tehtab.ru
Колесные диски: особенности, новинки, советы по выбору
Колесный диск — важнейший элемент экстерьера любого автомобиля, который помимо эстетического значения выполняет и массу утилитарных функций. Расскажем, что нового предлагается на рынке дисков, и как сделать правильный выбор во всем многообразии предложений
Фото автора и фирм-производителей
Когда мы обращаем внимание на какую-нибудь деталь грузовика безотносительно его марки, чаще всего это оказываются диски
Для начала разберемся с понятиями. В справочной литературе «диском» называется соединительный элемент между ступицей и ободом. Поэтому мы будем использовать технически грамотное определение «колесо» и подразумевать под этим понятием колесный диск и обод в сборе (без шины).
Итак, автомобильное колесо включает в себя обод и диск. Обод, внешняя часть колеса, представляет собой цилиндр сложного профиля, предназначенный для установки на нем шины. Обод может быть разъемным и неразъемным. Разъемный обод, который еще недавно считался визитной карточкой тяжелого грузовика, уступает место более жестким и технологичным неразъемным конструкциям. Неразъемные ободья отличаются малой массой и легко поддаются герметизации.
Легкое стальное колесо Gen35 от Maxion Wheels разработано специально для тяжелых грузовиков
Если говорить о дисковой части колеса, то она, как правило, Выполняется выгнутой наружу. Это вызвано компоновочными соображениями, а еще сложный профиль способствует увеличению поперечной жесткости диска. В плоскости диска в обязательном порядке имеются крепежные отверстия и центральное отверстие для монтажа колеса на ступицу. Помимо этого просверливается еще ряд отверстий-окон, выполняющих сразу несколько функций: декоративная привлекательность, разнообразие дизайна, уменьшение массы и вентиляция тормоза.
Колесо автомобиля включает в себя внешнюю часть (обод) и диск
Ряд полезных сведений отражается в маркировке колеса. Международное обозначение включает в себя характеристики обода, расположенные в определенной последовательности: ширина обода по посадочным полкам в дюймах; буквенное обозначение формы закраины; пометка «х» для неразъемных и «–» для разъемных ободьев; посадочный диаметр в дюймах; буквенное обозначение типа посадочной полки. Также на колесе проставляются дата изготовления, максимальная статическая нагрузка (в кгс или фунтах), знак соответствия при обязательной сертификации (по ГОСТ Р50460) и величина вылета обода (в мм). Последнее означает расстояние от продольной плоскости симметрии обода до привалочной плоскости диска. Наиболее распространенные обозначения: OFFSET, ET и DEPORT.
Новинка Alcoa с покрытием Dura-Bright EVO более устойчива к коррозии, чем предшественник
Вылет для колес транспортного средства рассчитывается производителем. И соблюдение этого параметра при изготовлении или подборе колеса является важным условием его безопасного расположения в колесной арке. К тому же разность расчетной и реальной величин образует своего рода плечо, и сила, действующая на него, нагружает элементы подвески и поворотный механизм. Результатом может стать опасное отклонение автомобиля от курса. Допущение составляет порядка ±5 мм.
Кованые алюминиевые колеса примерно в два раза легче стальных штампованных
Вкратце о требованиях, предъявляемых к колесу. Эта деталь, в первую очередь, должна быть прочной, чтобы выдерживать не только стандартные нагрузки, но и пиковые, во время внештатных ситуаций: наезды на препятствия, аварии и т. д. Поэтому при подборе колеса следует помнить, что обозначенная на нем предельная статическая нагрузка как минимум должна быть не меньше четверти максимальной массы снаряженного автомобиля, указанной в сопроводительных документах.
Второе важнейшее требование, предъявляемое к колесам, — их малый вес. Колеса входят в состав неподрессоренных частей автомобиля, и уменьшение их массы благотворно сказывается на работе подвески. По расчетам специалистов, снижение массы колеса (неподрессоренных частей) на 1 кг при определенных скоростных режимах эквивалентно изменению массы кузова (подрессоренных частей) на 15 кг. То есть только для шести колес грузовика облегчение составит порядка 90 кг.
При вращении тяжелого тела гироскопический эффект проявляется в полной мере, поэтому колесо с пониженной массой проще повернуть, что, в свою очередь, снижает нагрузку на рулевой привод. Да и разгон/торможение осуществляется за меньшие промежутки времени у колес с малой инерцией вращения. Таким образом, при облегчении колеса мы имеем целый комплекс положительных изменений, вплоть до снижения расхода топлива и повышения безопасности движения.
Другим важным моментом является точность исполнения колеса — отсутствие у него радиальных и осевых биений. Например, по ГОСТ 37.001.429-98 для колес, производимых в России, отклонения на участках, максимально удаленных от оси вращения, не должны превышать 1 мм в радиальном направлении и 0,7 мм в осевом.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
В зависимости от того, каким способом и из какого материала изготовлены колеса, существенно отличаются их технические характеристики, внешний вид и цена. Стальные колеса изготавливают штамповкой, а легкосплавные — литьем или ковкой.
Сталь является самым дешевым конструкционным материалом. Поэтому стальные колеса вплоть до середины 20 века монопольно властвовали на дорогах, да и сейчас по годовому объему выпуска в мире они с большим отрывом удерживают лидирующее место. Все составные части колеса выштамповываются из стального листа, вальцуются и привариваются друг к другу. Поскольку сталь не обладает коррозионной стойкостью, колеса, изготовленные из нее, покрывают грунтовкой, эмалью и лаком. Главными достоинствами этих колес считаются традиционно невысокая цена и достаточная пластичность материала, позволяющая колесу при ударе не лопаться, а деформироваться. Последнее обстоятельство — важный аргумент в пользу безопасности, потому что колесо не разрушается полностью, сохраняя какое-то подобие своей геометрии и вероятность отсутствия разгерметизации шины.
Главными достоинствами стального колеса считаются невысокая цена и достаточная пластичность материала
Из недостатков штампованных колес обычно называют их увеличенную массу, недостаточную геометрическую точность изготовления, слабую коррозионную устойчивость и не слишком разнообразный дизайн. На российском рынке стальных штампованных колес основную конкурентную борьбу ведут немецкие производители и предприятия, расположенные на территории СНГ. Вот некоторые из них: KFZ, Mefro, Hayes Lemmerz, Maxion Wheels, КрКЗ (Кременчугский колесный завод), ЧКПЗ (Челябинский кузнечнопрессовый завод), Группа «ГАЗ».
Что касается технологии алюминиевого литья, то ее стали использовать для производства колес с 1960-х годов. Позже в ход пошел и магний. Отливки, изготовленные методом гравитационного литья, могли иметь самый разнообразный дизайн, отличались плавностью линий и требовали лишь незначительной доводки режущим инструментом. Алюминиевые и магниевые сплавы легче и прочнее стали, что позволяет снизить массу колеса на 15–20 % и значительно увеличить прочностные характеристики. Немаловажно и то, что теплопроводность легких сплавов выше, чем у стали, в несколько раз. Это обстоятельство способствует существенно лучшему отводу тепла от тормозных механизмов. Другие преимущества легкосплавных литых колес заключаются в высокой демпфирующей способности и хорошей коррозионной устойчивости алюминия. Обратная сторона медали — высокая цена, определяемая используемым материалом, и то, что при сильных динамических нагрузках они не мнутся, а колются, так как отливка имеет кристаллическую структуру. Правда, в последнее время разработчики активно борются с этим неприятным явлением. Российский рынок литых легкосплавных колес существенно более разнообразен, нежели его «стальной собрат». Основная конкурентная борьба происходит между российскими (Каменск-Уральский металлургический завод, ООО «КиК»), немецкими (Artec, BBS), итальянскими (Alessio) и турецкими компаниями, и объективно выделить среди них однозначного лидера весьма сложно.
Ковка, или так называемая объемная штамповка — на данный момент вершина конструкторской мысли в сфере производства колес для автомобилей. Впервые эта технология была разработана и применена в России в середине 1980-х на заводе «ВИЛС». Поковка, получаемая путем поэтапной деформации заготовки, обрабатывается и доводится полностью на металлорежущих станках. Точная механическая обработка гарантирует идеально круглую форму колеса, исключает биение. Но для осуществления этих действий требуется дорогостоящее, сложное и мощное оборудование (усилие пресса достигает 8000 тонн). Между тем, преимущества полной механообработки изделия налицо: прочность выше, чем у стальных колес, в 2,5 раза и превышение в 2 раза уровня требуемых по ГОСТу пластических свойств. Слоистая структура металла (вместо зернистой у литых колес) обеспечивает конструкции максимальную прочность.
Масса полезных сведений о колесе отражена в маркировке
Именно поэтому кованые колеса под воздействием предельных динамических нагрузок не колются, а сминаются, и никаких трещин не возникает. Также происходит уменьшение массы по сравнению с литыми колесами на 15–20 % (со стальным штампованными — на 40–55 %). Кстати, именно этот пункт приобретает особую актуальность в контексте объявленного увеличения штрафов за перегруз.
Единственный недостаток кованых колес — их высокая цена плюс ограниченность в дизайнерском разнообразии (внешне они чуть проигрывают литым). Добавим, что основными поставщиками кованых легкосплавных колес на российском рынке являются компания Alcoa, Белокалитвинское металлургическое производственное объединение (БКМПО), Красноярский металлургический завод (КРАМЗ) и Ступинская металлургическая компания (СМК).
НОВИНКИ РЫНКА
Компания Alcoa, создатель кованых алюминиевых колес и мировой лидер в области их разработки, в этом году представила самые прочные и простые в эксплуатации колеса для грузовых автомобилей — Dura-Bright EVO. Сохранив все преимущества своего предшественника — модели Dura-Bright с технологией XBR (специальная обработка, придающая блеск поверхности), новое колесо с покрытием Dura-Bright EVO демонстрирует совершенно новый уровень эксплуатационных характеристик. Колесо с покрытием Dura-Bright EVO в 10 раз более устойчиво к коррозии, вызванной солью на дорогах и атмосферными осадками. Кроме того, новое изделие в 3 раза более устойчиво к воздействию химикатов, включая кислоту, входящую в состав агрессивных моющих средств для грузовых автомобилей. Эти характеристики позволяют использовать более широкий ассортимент моющих средств, сохраняя при этом целостность колесного диска и его блеск. Колеса Dura-Bright EVO уже поступили в продажу в Европе, ожидается, что к 2015 году эта продукция поступит и на рынки других стран. Интересно, что сегодня в производственном портфеле Alcoa имеется еще две модели кованых колес для тяжелых грузовиков: Dura Flange с защитным покрытием зоны обода (делает колеса наиболее подходящими для транспорта, работающего с тяжелыми грузами в условиях бездорожья) и Work Horse без вентиляционных отверстий (для защиты тормозов строительной техники от песка и грязи).
Каждое колесо Alcoa изготавливается из цельной заготовки, полученной из высокопрочного алюминиевого сплава
Maxion Wheels — глобальный производитель автомобильных колес, образованный при слиянии компаний Hayes Lemmerz и Iochpe-Maxion продолжает работу по непрерывному улучшению характеристик выпускаемой продукции. В качестве примера можно назвать новую модель стального колеса размера 22,5x8,25. Вес новинки 37,5 кг, что на 1 кг меньше, чем вес моделей предыдущего поколения. При этом максимально допустимая нагрузка на колесо, при которой возможна его эксплуатация, выросла на 200 кг и составляет 3750 кг. Новая модель успешно прошла все испытания на соответствие требованиям стандартов Европейской ассоциации производителей колес (EUWA).
Вместе с тем новая модель колеса является взаимозаменяемой со старыми моделями и может устанавливаться, в том числе, и на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации долгое время. Новинка уже доступна на российском рынке.
5koleso.ru
Диски: тенденции колесной моды — Материалы о шинах и автосервисе
Автомобильные шины и диски подвержены влиянию моды, как и любая другая вещь, способная выделить что-либо, сделать индивидуальным и неповторимым. Автомобильные колесные диски уже давно стали не просто запасной частью авто. Сегодня диски — непременный атрибут любимого автомобилистами процесса тюнинга. Рынок автомобильных дисков представлен широчайшим ассортиментом марок и моделей. На прилавках магазина можно найти диски на любой вкус и цвет. Такое разнообразие ассортимента значительно усложняет выбор, да и продавцы не всегда попадаются добросовестные. Чтобы не растеряться в процессе выбора дисков для своего авто, попробуем проанализировать главные моменты, на которые следует обратить внимание при покупке.
Классификация колесных дисков
Наиболее распространенными классификациями колесных дисков можно считать классификации по технологии изготовления и по конструкции колес. По технологии изготовления диски бывают стальными и легкосплавными. Легкосплавные, в свою очередь, могут быть литыми или коваными. По конструкции колес диски бывают разборные и неразборные. Неразборные могут быть одно-, двухили трехкомпонентные.
На сегодняшний день наиболее распространены штампованные стальные диски. Как правило, они состоят из тарелки и приваренного к ней обода, которые изготавливаются из катаного стального листа. Практически все автопроизводители комплектуют большинство своих авто именно этим типом дисков. Главные плюсы такого диска: невысокая стоимость, возможность реставрации после смятия (при ударах он мнется, а не лопается), нанесение менее значительного ущерба стойкам автомобиля при ударах (сминаясь, диск поглощает значительную часть ударных нагрузок). Главные минусы: большая масса, невысокая коррозионная стойкость, ограниченные возможности при разработке дизайна диска.
Легкосплавные диски изготавливаются из алюминиевых и магниевых сплавов методом литья или ковки. По многим характеристикам они намного лучше стальных. Главное назначение легкосплавного диска — снижение массы колеса, так как уменьшение веса неподрессоренных элементов подвески, к которым относятся и колеса, повышает безопасность вождения, улучшает плавность хода, снижает износ деталей. При правильной балансировке наличие литых дисков на автомобиле практически полностью исключает возникновение неприятных и опасных вибраций.
Литые легкосплавные диски обладают зернистой внутренней структурой металла. Это свойство является их основным минусом. При продолжительной эксплуатации автомобиля на ухабистых дорогах в металле диска начинается процесс накопления опасных микротрещин, невидимых невооруженным глазом. Рано или поздно эти микротрещины дают о себе знать. От сильных ударов литые диски попросту раскалываются. Главные недостатки литых дисков — высокая хрупкость и необходимость защитного покрытия поверхности диска (так как без покрытия диски покрываются оксидной пленкой и быстро теряют товарный вид).
Литые алюминиевые диски, по сравнению со стальными, имеют бесспорное преимущество — меньшую массу. Масса литого колеса из алюминиевых сплавов меньше аналогичного стального на 20–30 %, что для диска размером 5,5 х 13 составляет около одного килограмма. Исключением могут быть диски низкого качества неизвестных производителей — масса таких дисков практически не отличается от массы стальных.
Из автомобильной теории известно, что уменьшение массы колеса способствует более легкому его вращению, что положительно сказывается на моменте инерции при разгоне или торможении автомобиля. Также применение легких сплавов позволяет изготовить диски самой разнообразной формы и внешнего вида. Кроме эстетической стороны, это способствует качественному охлаждению тормозных элементов.
Алюминиевые диски обладают хорошей антикоррозионной стойкостью, вследствие способности алюминия образовывать прочную защитную пленку на поверхности изделия. Она препятствует разрушению диска, однако сильно ухудшает товарный вид. Поэтому алюминиевые диски необходимо окрашивать. Для этих целей современные производители применяют многослойные лакокрасочные покрытия, характеризующиеся высокой прочностью. Основной недостаток таких дисков — это отсутствие возможности их восстановления после деформации. Причем если всемирно известным производителям автомобильных дисков удалось уйти от таких проблем, как появление микротрещин или разрушение диска при ударе, то в случае смятия диска он все равно становится непригодным для дальнейшего использования.
В целом, литые алюминиевые диски имеют огромный разброс, как по техническим характеристикам, так и по своей стоимости. Диски, изготовленные известными западными производителями, отличаются наиболее оптимальной сбалансированностью сплавов, обеспечивающей высокую ударную прочность и низкую массу диска, но вместе с тем и его высокую стоимость. Такие свойства не характерны для изделий турецких и китайских производителей, однако невысокая стоимость продукции позволяет им прочно удерживать лидирующие позиции на рынке автомобильных товаров.
Литые магниевые диски обладают всеми основными достоинствами литых алюминиевых дисков, но даже в большей степени. Но при этом они не нашли широкого применения в силу своей низкой коррозионной стойкости. Повышенные требования к защите магниевых дисков от воздействия окружающей среды приводят к тому, что их приходится покрывать специальными лаками и красками, стойкими к влиянию внешних факторов. Однако это неизбежно увеличивает их стоимость. Кроме того, применение для крепления балансировочных грузов стальных пружин приводит к возникновению электрохимической пары «магний-сталь», что способствует ускоренному разрушению тела диска.
На сегодняшний день наиболее распространеныштампованные стальные диски |
Легкосплавные диски изготавливаютсяиз алюминиевых и магниевых сплавов |
Кованые легкосплавные диски изготавливаются методом горячей штамповки из магниевых или алюминиевых сплавов с последующей механической и термообработкой. Металл таких дисков имеет многослойную волокнистую структуру и поэтому чрезвычайно прочен. Кроме того, они в полтора-два раза легче, чем стальные. Кованые диски выдерживают сильнейшие удары, в исключительных случаях они не лопаются, как литые, а гнутся без образования трещин. Безусловно, это намного безопаснее.
Теоретически смять кованый диск возможно, однако скорее разрушатся элементы подвески автомобиля, чем сомнется край кованого диска. Достоинствами таких дисков являются низкая масса, высокая прочность и жесткость конструкции, антикоррозионная стойкость, а недостатками — высокая стоимость и ограниченные возможности дизайна. Если легкосплавные диски расположить по возрастанию технических параметров, то ряд будет выглядеть так:
- литые магниевые диски — легкие по весу, однако капризные, так как быстро растрескиваются;
- литые алюминиевые диски — имеют оптимальное соотношение качеств;
- кованые алюминиевые диски — легкие и прочные;
- кованые магниевые диски — легкие и сверхпрочные.
Но не всегда при покупке автомобильных дисков первостепенное значение имеют их технические характеристики. Зачастую для автовладельца определяющим фактором является внешний вид колеса и автомобиля в целом. Профессионалы советуют сразу отбросить крайности, приобретая магниевые диски. Как кованые, так и литые магниевые диски — это большая редкость на прилавках отечественных магазинов. Как правило, их делают только под заказ для спортивных автомобилей, участвующих в соревнованиях. Цена магниевых дисков может составлять до 5 000 долларов за комплект.
Как же отличить литой диск от кованого? Внешне найти разницу между современным литым и кованым автомобильным диском очень непросто. Безошибочным вариантом является только сравнение массы дисков – независимо от размера кованый диск легче стального в полтора и даже в два раза, а литой — только на треть. Однако обзор рынка показывает, что некоторые литые диски оказываются тяжелее штампованных стальных. Поэтому если потенциальному покупателю важен не только внешний вид автомобиля, за покупкой лучше всего идти, предварительно узнав массу штатного диска своего авто.
Параметры дисков
Практически на каждом автомобильном диске есть специальная маркировка. Если она имеется, то разобраться во всей необходимой информации, которая определит степень соответствия диска конкретному автомобилю, не составит большого труда. Однако перед самостоятельным подбором автомобильных дисков рекомендуется ознакомиться с руководством по эксплуатации автомобиля. В нем обязательно найдутся обязательные и рекомендуемые производителем транспортного средства параметры.
Параметр D (измеряется в дюймах) — диаметр кольцевой части обода диска, на которую опирается автошина. Еще его называют посадочным диаметром.
Параметр В (измеряется в дюймах) — расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин колеса. От него напрямую зависит возможная ширина профиля устанавливаемых автошин. Допустимым является отклонение 0,5–1 дюйм, но для низкопрофильных автошин такое отклонение должно быть минимальным.
Параметр ЕТ (измеряется в миллиметрах) — расстояние от плоскости диска, которая прилегает к ступице, до плоскости, которая проходит через ось середины ширины обода диска. Этот параметр определяет, насколько глубоко диск утоплен в арку автомобиля. Его еще называют вылетом (выносом) диска. Допустимым является отклонение в пределах 5 мм. При больших же отступлениях обязательна примерка дисков, поскольку диск может упираться в подкрылки, детали подвески или элементы тормозной системы автомобиля. Кроме того, установка колес с вылетом меньше предусмотренного приведет к значительному снижению устойчивости автомобиля, повышенной чувствительности рулевого управления и неравномерности распределения тормозных усилий.
Параметр HUMP (измеряется в миллиметрах) — расстояние между кольцевыми выступами, которые служат для дополнительной фиксации бортов бескамерных автошин при монтаже.
Параметр DIA (измеряется в миллиметрах) — диаметр центрального отверстия. Его величина должна соответствовать величине диаметра центрирующего выступа, расположенного на ступице автомобиля. Отклонение диаметра допускается только в сторону увеличения. В таком случае необходима установка специальных переходных центровочных колец. Некоторые отечественные «умельцы» умудряются устанавливать на автомобили легкосплавные диски с меньшим, чем стандартное, значением DIA, рассверливая центральное отверстие диска. Такая модернизация может привести к негативным последствиям вследствие изменения структуры металла диска.
Параметр PCD (имеет измерение шт/мм) означает количество отверстий для крепежа и диаметр окружности центров отверстий. Именно эта величина колесного диска должна абсолютно соответствовать заявленным производителем автомобиля значениям. При ее изменении будет невозможно надежно зафиксировать колесо на ступице автомобиля. Отклонение даже в 1 мм приведет к перекосу колес и деталей крепления.
Правильный размер
Соотношение «шина — обод»
В это соотношение входят два параметра — ширина обода и монтажный диаметр. На подавляющее большинство современных легковых автомобилей устанавливают диски диаметром 13–17 дюймов. В последнее время наблюдается тенденция увеличения монтажного диаметра. На автомобили, для которых стандартными являются 13-дюймовые диски, часто устанавливают 14и даже 15-дюймовые диски. Такая тенденция объясняется стремлением автовладельцев применять автошины низких и сверхнизких серий, так как их ездовые характеристики лучше, чем у высокопрофильных шин. Но при неизменном диаметре колеса, чем ниже профиль шины, тем больше в колесе металла и, соответственно, меньше резины.
Использование стальных дисков с увеличенным монтажным диаметром нецелесообразно — от этого увеличивается общая масса колеса. А вот использование легкосплавных дисков позволит увеличить монтажный диаметр, не утяжеляя колесо. На спортивных версиях серийных автомобилей устанавливаются тормозные элементы большего размера, поэтому и диски должны быть больше монтажного диаметра, так как детали тормозной системы будут упираться в обод диска.
Существует золотое правило выбора ширины обода — она должна быть на 25% меньшей, чем ширина профиля шины.
Например, для подбора ширины диска под автошину размером 185/60 R14 необходимо перевести значение ширины профиля шины из миллиметров в дюймы. Для этого необходимо 185разделить на 25,4 (количество миллиметров в одном дюйме). В дюймах это получится — 7,68. От этой величины необходимо отнять 25 % и округлить полученное число до стандартного значения. То есть формула пересчета будет выглядеть следующим образом: 185/25,4 25 % = 5,46.
Таким образом, для автопокрышки размером 185/60 R14 необходимо использовать диск шириной 5,5 дюйма. Допустимое отклонение ширины диска от стандартного составляет 0,5–1 дюйм для дисков с диаметром до 15 дюймов и 1–1,5 дюйма для дисков с диаметром свыше 15 дюймов.
Конечно, лучше всего подобрать диск точно под шину. Использование как слишком узких, так и слишком широких дисков нежелательно — нарушается проектный профиль шины. Ее боковины или сжаты закраинами обода, или растянуты на нем. Вследствие этого нарушаются ездовые характеристики шины: уменьшается ее боковая жесткость, сопротивление уводу, ухудшается реакция на поворот и т. п. Также изменение размеров и формы пятна контакта шины с дорожным покрытием значительно увеличивает риск аквапланирования, что в дождливую погоду может привести к серьезным последствиям.
Соотношение «автомобиль — колесо»
Как уже упоминалось, на конкретной модели автомобиля необходимо использовать только те диски, значение PCD которых определено заводом-изготовителем транспортного средства. Например, на ступицу автомобиля с PCD 4 х 98 часто устанавливают диски со значением PCD 4 х1 00. Вроде бы и разница незначительная — лишь в 2 мм, однако в таком случае только один болт (или гайка) из четырех будет затянут полностью. Остальные же отверстия потеряют центровку, и крепеж будет либо недотянут, либо затянут с перекосом, так как посадка диска на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет сильно вибрировать, а затянутые резьбовые элементы будут самопроизвольно откручиваться.
Как правило, штатные колеса автомобиля имеют центральное отверстие, точно подогнанное к оси ступицы. На заводах автопроизводителей колеса центрируют именно по этому отверстию — его диаметр называется посадочным. Но при покупке дисков в магазине часто оказывается, что центральное отверстие диска несколько больше стандартного. Удивляться не стоит — большинство производителей изготавливают диски с центральным отверстием заведомо увеличенного диаметра и комплектуют диск набором переходных колец. Это позволяет устанавливать его на различные модели автомобилей. В таком случае колеса центрируют по значению PCD.
Вылет колеса
Cуществует три типа вылета колеса — нулевой, положительный (ступица диска выступает наружу относительно серединной оси обода) и отрицательный (ступица диска утоплена внутрь относительно серединной оси обода).
Каждая модель автомобиля имеет стандартное значение вылета диска. Этим обеспечивается оптимальная управляемость и устойчивость автомобиля, а также наиболее низкая нагрузка на подшипники ступиц. Немецкие автопроизводители обозначают вылет как ET, французские — как Deport, англоязычные производители — как Offset.
Установка колес с нештатным вылетом диска нежелательна: уменьшение вылета резко увеличивает нагрузки на подшипники ступиц и подвеску в целом, а увеличение приводит к возникновению нежелательных трений диска об элементы подвески или тормозной системы.
Стоит помнить, что производители автомобилей тщательно рассчитывают элементы крепления колес, подвески, тормозной системы и другие параметры под определенные типы колесного диска. Поэтому изменение параметров колесного диска автовладелец выполняет на свой страх и риск.
Цветовая палитра
Для того чтобы привлечь внимание покупателей, разработчики автодисков идут на различные эксперименты, которые нередко получают большой успех. Использование различных оттенков и вариантов покрытий — лишь небольшая часть дизайнерских решений для повышения потребительского спроса.
Одним из таких дизайнерских изобретений стали хромированные диски. Хромированные поверхности со своим неповторимым зеркальным и сверкающим серебряным блеском уже не один год удерживают лидирующие позиции среди модных тенденций. По прогнозам экспертов, популярность хромированных дисков в ближайшие годы будет возрастать.
Хромированные поверхности удерживаютлидирующие позиции среди модных тенденций
Зеркально-блестящий эффект этих дисков обеспечивается за счет специальной технологии обработки. Хром наносится на отполированную металлическую поверхность диффузионным или гальваническим способом, что существенно повышает степень износостойкости дисков. Это несомненный плюс, ведь даже при ударах покрытие не деформируется.
Одной из возможных идей является также окрашивание дисков. Палитра цветов разнообразна: применяются как сочетания нескольких цветов, их комбинирование, так и нанесение специальных цветных вставок на диски. С помощью правильно подобранных цветов, автомобиль будет выглядеть стильно и оригинально.
В заключение стоит напомнить, что модные тенденции периодически меняются, но мода на качество и безопасность — постоянна.
При использовании материалов с нашего сайта гиперссылка на tire.com.ua обязательна.
tire.com.ua
Профиль шины – что обозначает этот параметр и на что влияет? + видео » АвтоНоватор
В маркировке, нанесенной сбоку на покрышке, всегда указывается профиль шины, и, безусловно, каждый автомобилист должен уметь правильно его расшифровать. Давайте вместе проследим закономерности, которые нам могут сказать эти цифры.
Что такое профиль шины и где его узнать?
Первые цифры идентификации покрышки всегда обозначают ее ширину, следующее значение показывает высоту (выражается в процентном соотношении к ширине), и в завершении указывается тип, а также посадочный диаметр, выраженный в дюймах. Например, низкопрофильные шины R15, имеющие размерность покрышки 180/50/R15, нужно расшифровать следующим образом: ширина составляет 180 мм, высота будет равна 50 % ширины, а, следовательно, 90 мм, тип – радиальные, а посадочный диаметр равен 15 дюймов, что соответствует 381 мм.
Ширина профиля показывает расстояние между наружными боковыми сторонами покрышки, находящейся в накаченном состоянии. Причем в этом случае никакие возвышения, возникшие из-за защитных поясов, обводов, а также обивки не учитываются. Чаще всего, данное значение рекомендует производитель авто, однако, если по каким-либо причинам оно не известно, то принято выбирать такие покрышки, ширина профиля которых будет шире обода не более, чем на 30 %.
Высота профиля шины значительным образом влияет на управляемость автомобилем, а значит, и на уровень комфорта во время движения.
Широкопрофильные шины низкого давления – оцениваем характеристики
В основном, на автомобили высокой проходимости, которые вынуждены работать на достаточно мягких грунтах, устанавливают широкопрофильные шины низкого давления. Это обусловлено достаточно большой площадью опоры, а также весьма низким удельным давлением на грунт, что способствует хорошим амортизационным свойствам и плавности хода, даже по неровной местности. Именно поэтому такие шины нашли свое широкое применение в сельхозтехнике, землеройно-транспортных машинах и т.д.
Кроме того, широкопрофильные шины обладают еще рядом достоинств:
- отличное сопротивление качению;
- тяговое КПД возрастает до 20 %;
- из-за повышенной устойчивости к повреждениям, такие покрышки изнашиваются в 2,5 раза медленнее;
- давление на грунт снижается почти в 4 раза;
- повышается проходимость авто;
- вес шин снижается до 15 %, а следовательно, снижается и вес всего колеса;
- обеспечивается более плавный ход автомобиля;
- уменьшается расход топлива.
Но, несмотря на такой длинный список плюсов, такая резина имеет и один минус, он заключается в необходимости использовать сразу два типа шин (широкопрофильные и обычные), а значит нужно возить с собой и две запаски. Так что это, и правда, удел лишь больших вместительных машин, на малолитражках такого вы не увидите, да это и не требуется, если вы внимательно взвесили достоинства.
Давление в низкопрофильных шинах и другие характеристики
Также стоит уделить немного внимания и низкопрофильным покрышкам, уже из названия понятно, что в этом случае высота профиля будет гораздо меньше, нежели у стандартных, и в этом случае значение, указанное сбоку на шине и обозначающее высоту профиля, будет ниже 50. Их отличительной особенностью является довольно высокий скоростной индекс, достигающийся за счет большого ресурса и высокой выносливости из-за более жесткого каркаса.
Таким образом, эти шины являются идеальными для езды на повышенных скоростях, этому также способствует и давление. Они отлично входят в повороты, ведь и их строение, и довольно мягкий каркас обеспечивают великолепное сцепление с дорожным покрытием. А благодаря лучшему сопротивлению боковому заносу значительно облегчается управляемость авто. Кроме того, повышенной комфортностью отличается и процесс торможения.
Что же насчет недостатков, так они следующие:
- из-за состояния наших дорог низкопрофильные шины довольно быстро изнашиваются;
- малая амортизация колеса на ухабах, что не самым лучшим образом отражается на комфорте езды по бездорожью;
- повышенный уровень шума;
- может повредиться подвеска, опять-таки при движении по плохому дорожному покрытию.
Так что, прежде чем приобретать подобную резину, определитесь, по каким дорогам преимущественно будете ездить. Узнать, какое давление в низкопрофильных шинах нужно соблюдать, а также рекомендуемый тип покрышек, можно довольно легко, для этого необходимо взглянуть на центральную стойку в проеме водительской двери, и там находится табличка с нужной информацией от производителя. Профиль шины, диски, тип резины – все это в значительной степени влияет не только на комфорт вождения, но и на безопасность, поэтому их подбору следует уделять достаточно внимания.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!carnovato.ru
Основные элементы конструкции колесного движетеля
Колесный движителе состоит из ведущих и ведомых колес, с помощью которых осуществляется движение ТС и управление им. Ведущими называются колеса, к которым через трансмиссию подводится вращающий момент от СУ. Ведущие колеса преобразуют этот момент в тяговое усилие, а вращательное движение колеса — в поступательное движение ТС. К ведомым колесам вращающий момент не подводится. Их назначение (так же как и ведущих колес) состоит в передаче нагрузки от веса ТС на дорогу, создании на поверхности дороги внешних реактивных продольных сил, вызывающих уменьшение скорости движения или остановку ТС, уменьшении передаваемых машине динамических нагрузок, возникающих при движении по неровной дороге, и создании на поверхности дороги внешних реактивных боковых сил, заставляющих ТС двигаться по криволинейной траектории.
Конструкция трансмиссий колесных машин позволяет при движении в хороших дорожных условиях отключать часть колес от силовой установки и ведущие колеса использовать в качестве ведомых.
Рис. Дисковое колесо с глубоким неразборным ободом:1 — монтажный ручей; 2 — обод; 3 — диск колеса
Колеса состоят из наружной (упругой) и внутренней (жесткой) частей. К наружной части относится эластичная шина, а внутренней — обод, соединительная часть с деталями крепления, ступица и подшипники. Соединительной частью могут служить дисковое колесо — диск, присоединенный к ободу с помощью неразъемного соединения, а также бездисковое, или спицевое, колесо — спицы, представляющие собой часть ступицы.
Ступицей называется центральная часть колеса, устанавли-ваемая на подшипниках на концах балок мостов или цапфах. Подшипники способны воспринимать как радиальные, так и осевые нагрузки для того, чтобы через ступицу на направляющее устройство подвески и несущую систему передавались действующие на колесо поперечные усилия, а плоскость качения колеса сохраняла неизменное положение. Для этого ступицу устанавливают на двух роликовых конических подшипниках качения, обеспечивающих вращение ступицы с минимальными потерями на трение и возможность регулировки осевого зазора гайкой, удерживающей ступицу на оси.
Рис. Конструкция (а) и крепление (б) бездискового колеса с разъемным ободом:1 — секторы обода; 2 — спицевая ступица; 3 прижим; 4 — шпилька; 5 — гайка
Внутренний (больший по размеру) подшипник, обычно расположенный в плоскости диска колеса, воспринимает основную часть радиальной нагрузки. Меньший наружный подшипник, являющийся поддерживающим, обеспечивает правильное положение ступицы на оси. Внутреннее пространство ступицы заполняется консистентной смазкой и защищается от попадания грязи с внутренней стороны уплотнительным элементом, а с наружной — колпаком или фланцем полуоси (на ведущих колесах). Ступицы бывают фланцевые и спицевые.
Рис. Дисковое колесо с плоским разборным ободом:1 — цельный съемный борт; 2 — разрезное замочное кольцо; 3 — основание обода; 4 — диск
Ободом называется часть колеса, на которой монтируется шина. По конструкции ободья бывают глубокие неразборные и плоские разборные, которые, в свою очередь, подразделяются на ободья со съемным разрезным бортом, с цельным съемным бортом и разрезным замочным кольцом, а также разъемные (в поперечной плоскости) и с отъемным бортом.
Глубокие неразборные ободья имеют в средней части кольцевое углубление, называемое монтажным ручьем, облегчающее монтаж и демонтаж шины. Размеры ручья зависят от параметров шины. Обод может быть симметричным и несимме-тричным. Неразборные ободья применяется для шин с относительно эластичными бортами. У плоских разборных ободов один из бортов при монтаже шины может отделяться от обода, а затем снова закрепляться на нем.
Дисковое колесо с плоским разборным ободом имеет цельный съемный борт 1 и разрезное кольцо 2. Профиль основания обода 3 выполнен с конической посадочной полкой. Одна закраина составляет с ним единое целое, а роль другой выполняет борт, удерживаемый кольцом 2. Шину свободно надевают на плоский обод, а затем устанавливают детали 1 и 2, причем замочное кольцо 2 закладывается в канавку основания обода 3. От выпадания кольцо 2 удерживает давление сжатого воздуха в шине. Конические посадочные полки основания обода и борта 1 обеспечивают плотную посадку шины на обод и исключают возможность их относительного проворачивания. В конструкции колеса с разрезным съемным бортом функции замочного кольца выполняет сам разрезной борт.
В колесах с отъемными бортами при монтаже шины один борт 1 обода отводится от диска 2, а затем притягивается с помощью большого числа болтов 3, расположенных по окружности диска. В конструкции данного обода предусмотрена металлическая кольцевая вставка (распорное кольцо 4), которая при затягивании болтов обода зажимает борта шины, предотвращая ее проворачивания на ободе. Такая конструкция облегчает монтаж и демонтаж шин, так как для этого необходимо лишь отвернуть и завернуть гайки болтов 3. Ее применяют на машинах высокой проходимости с системой регулирования давления воздуха в шинах.
Рис. Колесо с отъемным бортом: 1 — отъемный борт; 2 — диск; 3 — болт; 4 — распорное кольцо
В конструкциях бездисковых колес используют разъемные (составные) ободья, состоящие из отдельных секторов, образующих при установке сплошной обод с бортами. С внутренней стороны ободья имеют коническую поверхность для центрирования и закрепления на ступице. Соединение обода со ступицей обеспечивается с помощью прижимов 3.
В дисковых колесах крепление дисков к ступице колеса осуществляется с помощью гаек и шпилек. Гайки имеют сферические опорные поверхности для центрирования. Чтобы избежать самоотвертывания при движении ТС, гайки для левых колес имеют левую резьбу, а для правых — правую.
ustroistvo-avtomobilya.ru