Как выполнить подбор свечей зажигания по марке автомобиля. Свечи для авто
Авто-Свечи - подбор и замена свечей зажигания и накаливания для вашего автомобиля или мотоцикла
Интернет-магазин «Авто-Свечи» — крупнейший и наиболее удобный сервис подбора свечей на любые виды техники: автомобили, мотоциклы и так далее.
Наш ассортимент включает свечи зажигания и накаливания от лидеров отрасли. Вы можете быть уверены, что покупаете только лучшие свечи.
Благодаря нашему каталогу подбора вы можете узнать какие свечи подходят на ваш автомобиль или мотоцикл. Гарантия правильного результата — 100%. Наши свечи изготовлены на производственных мощностях Японии, Германии и Китая.
Наши поставщики — Bosch, Denso и NGK. Мы стараемся сохранить доступные цены.
Ассортимент свечей включает самые разные модели: иридиевые, платиновые и стандартные никелевые.
Высококачественные свечи с электродом из драгоценных металлов чрезвычайно долговечны. У нас можно найти современные модели: Bosch Double Iridium, NGK Laser Platinum и Denso Iridium TT.
Если вы ищете свечу на свой автомобиль, то у нас без проблем можно найти замену ваших старых свечей.
Гарантируем качество
Покупая свечи в нашем интернет-магазине Вы застрахованы от подделок.
Гарантируем 100% оригинальность свечей, так как мы работаем напрямую с представительствами и дистрибьютерами имеющихся у нас брендов.
С нашим магазином удобно работать: помимо точного поиска по каталогу, мы предоставляем быструю доставку по всей России. Подробнее о доставке можно найти на странице доставки.
При нашем магазине работает сертифицированный автосервис, где профессиональные мастера могут осуществить замену свечей на вашем автомобиле.
avto-svecha.ru
Лучшие автомобильные свечи зажигания
Свечи зажигания – это такая деталь автомобиля, без которой машина просто не заведется и не поедет. Подобные изделия работают в самых экстремальных условиях. Они, то принимают на себя рабочую смесь, образовавшуюся из воздуха и паров бензина, то находятся прямо в раскаленных газах. И так десятки раз за секунду. Ввиду этого, выбор самых лучших свечей зажигания – проблема, к решению которой нужно подходить ответственно. Как узнать, какие свечи зажигания лучше? Стоит ознакомиться с рейтингом.
При составлении рейтинга свечей учитываются определенные показатели. Качество свечи – это то, как функционирует двигатель при использовании деталей конкретного производителя. Ресурс – это то, насколько длительное время работает деталь до полного отказа. Рассмотрим, какие производители на данный момент считаются самыми лучшим.
Свечи зажигания — важный элемент в составе автомобиля
Bosch – немецкое качество
Признанным лидером считается производитель Bosch. Многолетний опыт работы позволил разработчикам компании разработать и воплотить в жизнь практически совершенную конструкцию свечей. Лучшие свечи зажигания от BOSCH используются при сборке Fiat, Audi, Peugeot, Toyota, Mitsubishi, Ford и прочих авто.
BOSCH Super оснащены центральным электродом из меди, который имеет хромоникелевое покрытие, защищающим изделие от электрокоррозии и коррозии. Одновременно со стабильным образованием искры они отличаются устойчивостью к температурным перепадам и высокой износостойкостью.
Видео о выборе свечей зажигания:
Свечи серии Super Plus произведены с центральным электродом из никеля, что делает свечу защищенной от коррозии. Легирование электрода обеспечивает хорошее сопротивление электрокоррозии.
Свечи Super Plus 4 отличается центральным заостренным и четырьмя массовыми электродами, обладающими серебряным покрытием. У подобной продукции мощность работы увеличена на 60%.
Серия Platinum оснащен центральным электродом из платины, который плавно переходит в керамический изолятор. Благодаря уникальной конструкции изделия, даже во время морозов обеспечивается надежный старт двигателя.
Свечи зажигания Bosch являются одними из самых популярных и известных свечей зажигания
Говоря о производителе Bosch, нет нужды выбирать какие свечи лучше. Вся продукция очень высокого качества.
NGK
Фирма NGK Spark Plug является крупным производителем свечей зажигания. Объем продаж данного типа продукции составляет более 450 миллионов и продолжает увеличиваться. Продукция представленной компании рекомендована для автомобилей Volvo, Audi, Ferrari, BMW и других.
Востребованность продукции данной фирмы заключается в том, что она делает основной упор на изготовление керамики высокого качества. Она считается важным элементом запасных частей, которые подвержены действию высокой температуры.
Высококачественные автомобильные свечи NGK
Brisk
АО «BriskTabora.s.» поставляет свою продукцию во многие государства мира. Основной продукцией производства являются непосредственно свечи зажигания, которые выпускаются под маркой Brisk.
Серия Classic – это хорошие свечи зажигания, которые идеально соответствуют критериям ДВС карбюраторных авто, обладающих системой контактного зажигания. Прекрасное качество и оптимальная цена позволяет данной серии выигрывать битву за потребителя у конкурентов на рынке автозапчастей в России.
Доступная цена свечей Brisk позволяет им быть в лидерах
Brisk Exstra –- представляют собой серию, имеющую 2-3 боковых электрода. Рекомендуются для Opel, VW, Audi и BMW.
Brisk Premium – серия, отличающаяся уникальностью конструкции. Именно она позволяет вырабатывать высокую мощность искры и имеет хорошую акселерацию.
Разновидность Silver разработаны именно для тех транспортных средств
, которые осуществляют свою работу на газу.Brisk Silver — свечи зажигания для автомобилей на газу
В свечах Forte диаметр центрального электрода стал больше. При этом свеча имеет новую форму разрядника искры и её корпус имеет гальваническое покрытие. Ресурс работы увеличенный.
DENSO: особые свечи зажигания
Корпорация DENSO стала известна в России благодаря таким свечам зажигания, которые созданы с использованием новых технологий. Качество изделий подтверждено сертификацией по QS 9000 и ISO 9000 стандартам. На российском рынке огромной популярностью обладают линейки — Iridium, стандарт и Platinum. Компания сотрудничает с Toyota.
Серия Стандарт обладают встроенными резисторами, которые исключают радиопомехи при работе свечи. Изделия создаются по U-Groove технологии. U – образный паз повышает характеристики сгорания у рабочей смеси, что оказывает влияние на плавность хода. При этом происходит реальная экономия топлива.
В свечах DENSO Platinum имеется электрод из платины. Благодаря этому увеличен рабочий ресурс изделий. Центральный электрод дает возможность использовать низкое потребляемое напряжение благодаря своей тонкости.
Denso — японские свечи зажигания
Серия Iridium – новое поколение деталей. Они имеют центральный электрод, произведенный из иридиевого сплава. Ввиду этого, повышается износостойкость. Свечи обладают высокими показателями воспламеняемости и просто уникальным напряжением зажигания даже при сильных нагрузках.
Champion: известный поставщик запчастей
Фирма Champion с успехом сотрудничает с такими известными фирмами как Alfa Romeo, Audi, Volvo, GM, VW, Jaguar, Suzuki и другие. Бренд уважают IndyCar, Formula 1 и NasCar.
Champion Copper Core OE – это свечи зажигания, пользующиеся популярностью во всем мире. Сердечник центрального электрода выполнен из меди, что увеличивает теплоотдачу, а значит, снижает вероятность калильного зажигания. От коррозии данные изделия защищает оцинкованный корпус.
Серия Double Copper OE считается самым совершенным типом свечей. Он разрабатывается по уникальной технологии. Сердечник у электрода выполнен из меди, что обеспечивает уникальную теплоотдачу.
Champion Platinum OE – это признанная технологическая вершина производства запчастей данного типа. Платиновые наплавки у центральных электродов уменьшают износ. Срок службы свечи увеличивается.
Популярные во всем мире свечи зажигания Champion
Подводя итог, можно сделать вывод, что какие хорошие свечи зажигания, решает лично каждый автовладелец. Кто-то предпочитает те изделия, которые обладают электродами, выполненными из редких и дорогих материалов. Для этих целей отлично подходит иридиум или платина, поэтому хорошие запчасти стоят в несколько раз дороже. А кто-то при выборе свечей зажигания в первую очередь учитывает марку детали и марку авто, а так же то, в каких условиях эксплуатируется транспортное средство.
Лучшие цены и условия на покупку новых авто
Кредит 9.9% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне Мас МоторсКак выбрать свечи для авто.
Свечи зажигания используются для воспламенения топливно-воздушной смеси двигателя. При правильном подборе свечи будут способствовать продолжительной работе двигателя. Для подбора свечей автомобиля необходимо руководствоваться не ценовой политикой, а параметрами, указанными в сервисной книге автомобиля.
1
Одним из главных показателей для выбора свечей являются параметры ее размера, которые можно замерить или посмотреть в инструкции. Важно подбирать свечи по длине “юбки” и диаметру резьбы. Основной причиной отсутствия зажигания при работе двигателя является некорректно подобранные свечи.2
Не менее важным критерием отбора свечей выступает калильное число, показывающее температурные характеристики работы свечи. Большое калильное число означает устойчивость свечи к высокой температуре. Низкое калильное число имеет место у “горячей” свечи, такие свечи отлично подходят для небольших температурных нагрузок.3
Для исключения возникновения перебоев при работе двигателя подбирается оптимальный зазор между электродами свечи, который зависит от энергетических возможностей системы зажигания, состава рабочей смеси. Для слабых систем старых моделей рекомендуется зазор не менее 0,4 мм. Для мощных современных систем подходят зазоры в 1 мм и более. С помощью боковых электродов зазор можно регулировать. Увеличивая зазор, смесь загорается быстрее, но срок службы свечи снижается.4
Типы свечей по конструкции:- свечи с одним электродом – имеют по одному центральному и боковому электроду;
- свечи с несколькими электродами – имеют сложную конструкцию центрального электрода с несколькими боковыми;
- иридиевые, платиновые свечи – имеют тонкий металлический центральный и боковые электроды, способные к самоочищению.
5
Иридиевые и платиновые свечи прослужат долгое время и позволят сэкономить расход топлива, но при этом являются достаточно дорогостоящими. Более доступным и бюджетным вариантом остаются свечи с несколькими электродами, которые отличаются от одноэлектродных способностью развивать большую мощность двигателя.При соблюдении всех особенностей выбор не составит труда, а свечи прослужат свой заявленный срок. Необходимо помнить, что для каждой модели марки автомобиля подходят определенные свечи.
sovetclub.ru
Правильный подбор свечей зажигания по автомобилю
Грамотный подбор свечей зажигания по автомобилю необходим для получения максимальной отдачи двигателя и работы мотора. В огромном числе моделей и производителей разобраться подчас трудно, поэтому совет по грамотному выбору свечей не будет лишним.
Многоэлектродная свеча зажигания
Содержание статьи
Выбор свечей зажигания
Параметры свечи зажигания, важные для установки в мотор – это диаметр и длина резьбового хвостовика, размер шестигранника для заворачивания. Жесткие требования предъявляются к резьбе, а размеры шестигранника могут варьироваться в ряде случаев.
Геометрические параметры
Диаметр резьбы соответствует той, что нарезана в головке блока, иначе свеча либо не завернется, либо провалится в отверстие. Длина же резьбы равняется заданной, чтобы обеспечить правильную и безопасную работу: когда применяя более короткую, мы уводим искровой промежуток внутрь отверстия в головке блока цилиндров (ГБЦ), вентиляция зазора между электродами ухудшается – вероятны перебои воспламенения. Нитки резьбы, которые остались свободными, покрываются нагаром, и заворачивание впоследствии «правильной» свечи повредит их, ухудшит надежность крепления и герметичность. Аналогично покрывается нагаром и резьба, если она длиннее нужного – резьба в алюминиевой головке пострадает уже при выворачивании. На современных моторах с компактными камерами сгорания свеча с удлиненной резьбовой частью упирается в клапана при открытии или в поршень, так что работать мотор с такой свечой не сможет.
Маркировка NGK BPR6ES
У каждого производителя свечей своя маркировка, поэтому подбор аналогов нужно производить, сначала расшифровав маркировку штатных свечей, затем выбирать нужную кодировку другого производителя. Если на машине штатно стоят свечи NGK BPR6ES, то первая буква B указывает на то, что диаметр резьбы – 14 мм, а длину описывает буква E – 19 мм.
Маркировка отечественных свечей
Что до шестигранника, то следовать его размеру нужно только в моторах с двухвальными головками (DOHC), где свечи утоплены в колодцы – шестигранник большего размера не войдет в колодец. В моторах, где свечи стоят сбоку головки, нет принципиального значения, соответствует ли размер шестигранника штатным свечам, разве что понадобится второй свечной ключ.
К конструкции установочного узла свечей относится тип уплотнения – изначально использовалось металлическое кольцо-прокладка, которые сжимаются при затяжке. На 16-клапанных моторах, где из-за малого диаметра юбки прокладка не имела бы достаточной площади, применяется коническое уплотнение – свеча уплотняет сама себя, вдавливается конической частью юбки в фаску на отверстии в головке. Новые свечи должны соответствовать по типу уплотнения штатным – свечи с конусом не герметичны в головках, где отверстие рассчитывается на использование кольца-прокладки.
Таблица заменяемости свечей различных производителей
Россия | Bosch,Германия | Champion,Англия | Motorkraft,США | NGK,Япония |
A11 | W8A; W9A; W8AP;W9AP; W8AC;W9AC | L88A;L88 | AE52 | V5HS |
А14ДА17ДВ | W6CCW7DC; W7DP; WR7DC; | N5N10Y | AG3; AG31AG252 | BP6ES |
А17ДВ-10 | WR7DPW7DC; W7DP; W7DTC;WR7DP; WR7DC | N9Y | AG252 | BP6ES |
А20Д1;А20Д2 | W6CC | N3 | AG4 | B7ES |
A23 | W5A; W5AP;W5AC | LW81;LW82 | AE2;АЕЗ | B7HS |
Таблица заменяемости отечественных свечей А17ДВ и А17ДВР-10 на аналоги импортных производителей
Фирма | Обозначение свечей | Фирма | Обозначение свечей |
ROBERT BOSCH | W7DC, W7DP, W7DTC, W7D | NIPPONDENSO | W16EP, W16EP-U, W20EP, W20EP-U, W20EX-U |
AC DELCO | 41-8XLS, 42-XLS | CHAMPION | N9Y, N79YC, N89Y, N10Y, N-11V, N-9VC |
ISOLATOR | 6D, FM14-175/2 | UNIPART | GSP151, GSP 163, GSP4362, GSP4362X |
MARELLI | CW7LP, CW78LP, CW8LP | DUCELLIER | 599250, 599252, 599304, 599314 |
MOTORCRAFT | AG22, AG22C, AG32, AG32C, AG252, AG252C | EYQUEM | C62LS, 75LS, 707LSX, 750LS, 755LJS |
BAKONY | FE65P | HITACHI | 45PW-11, 45PX |
KLG | FE55R, FE65R | LODGE | L6Y, M6Y, 2HLE, 15HLNY, HLNY, HLN, 2HLNY |
NGK | BP5EA-L, BP5ES-L, BP6E, BP6EK, BP6EY,BP6EZ, BP6E, BP7ES | ISKRA | FE55R, FE65R, W6DC, W6DP, W6D |
MARCHAL | GT345H, GT355HA, 8H, 9H | ||
PRESTDLITE | 14G32 | PAL | 14-7V |
BERU | 14-7D, 14-7DU, 175/14/3A, 0001335403,0001335702, 0001335709 |
Калильное число
Калильное число определяет способность к охлаждению и поддерживает нужную рабочую температуру электродов при работе двигателя. Калильное число новых свечей соответствует калильному числу штатных, иначе двигатель либо начнет со временем работать с перебоями (слишком «холодные» свечи покроются нагаром), либо будет детонировать (слишком «горячие» перегреются).
Маркировка калильного числа у каждого производителя своя, и может даже различаться по направлению роста чисел. Поэтому при выборе свечей ориентируйтесь на сводную таблицу:
Россия | NGK | Denso | Bosch | Brisk | Beru |
14 | 5 | 16 | 8 | 17 | 8 |
17 | 6 | 20 | 7 | 15 | 7 |
20 | 7 | 22 | 6 | 14 | 6 |
Когда выбираете свечи других производителей, найдите таблицы сопоставления или используйте каталог производителя по маркам автомобилей.
Конструкция электродов
Видео: Как подобрать свечи к иномарке
В отличие от геометрических размеров и калильного числа, конструкция электродов варьируется. На что в этом случае обращать внимание?
В первую очередь – на вылет электродов относительно юбки. На моторах с многоклапанными головками, где свеча стоит по центру камеры сгорания перпендикулярно поршню, используются свечи с малым вылетом – иногда центральный электрод у них утоплен внутрь юбки. Это нужно в первую очередь по компоновочным соображениям – меньше вероятность «встречи» с поршнем и клапанами. С двухклапанными головками используют свечи с большим вылетом электродов. Для чего это нужно?
Дело в том, что распределение смеси по цилиндру неравномерно – если в камере сгорания завихрения топливной смеси хорошо ее перемешивают, то вблизи к поверхности камеры сгорания образовываются застойные зоны, где смесь имеет неоптимальный для легкого воспламенения состав. Поэтому вынесенные вглубь камеры сгорания электроды дают воспламенение, стабильность работы мотора на холостом ходу. Пример таких свечей – штатные свечи восьмиклапанных Renault Logan (77 00 500 168) – центральный электрод имеет сравнительно большой вылет.
На этих же свечах видим два боковых электрода. Подобные конструкции, которые содержат 2-4 боковых электрода, рассчитаны на увеличение ресурса свечи (а не на получение «многоискрового» зажигания, как некоторые считают) – когда вследствие износа увеличивается зазор между работающей парой, искра бьёт между соседней, где зазор меньше. У таких свечей есть и минусы – дополнительные боковые электроды ухудшают вентиляцию искрового промежутка, создают аэродинамическую тень.
Поэтому гнаться за увеличением числа боковых электродов нет смысла – ресурс свечей зависит от качества бензина, а вот некоторое ухудшение работы мотора с многоэлектродными свечами возможно на моторах, где условия воспламенения и так далеки от идеальных – когда прошивки Евро-4 ставятся на двигатели, спроектированные еще в 80-е годы и неспособные адекватно работать с переобедненными смесями изначально. Когда меняем штатные свечи на многоэлектродные, обнаруживаем рост вибраций на холостом ходу: как раз скажется ухудшенная вентиляция искрового промежутка.
Зазор между электродами
Видео: Свечи зажигания азбука для неопытных и самодиагностика
Даже в одной серии свечей зажигания может быть несколько вариантов, которые отличаются зазором. У однотипных свечей NGK BPR6ES-11 и BPR6ES-12 разница в зазоре: в первом случае он составляет 1,1 мм, во втором – 1,2 мм.
Чем больше зазор между электродами, тем мощнее искра, тем лучше условия для воспламенения смеси. Но для этого требуется и большее напряжение – а величина, которую обеспечивает система зажигания, не бесконечна. Это важно при запуске мотора, когда напряжение в сети падает: возьмем катушку зажигания, коэффициент трансформации (отношение напряжения на выходе к напряжению на входе) составляет около 2800. При напряжении 14 вольт на работающем моторе она выдат под 40 киловольт напряжения – проблем с пробитием искрового промежутка не будет. При зимнем запуске, когда с трудом проворачивающий коленвал стартер может легко посадить аккумулятор до 8-9 вольт, напряжение, которое сможет создать катушка зажигания, составит уже 22-25 киловольт, и эта разница ощутима.
Единственный случай, когда можно отходить от штатного зазора – это замена свечей зажигания на иридиевые: электроды обеспечивает уверенное воспламенение смеси и при меньшем зазоре, к тому же эти свечи снижают нагрузку на высоковольтные цепи зажигания, так как зазор между тонкими электродами пробивается легче. Поэтому производители иридиевых свечей указывают функциональными аналогами свечей с зазорами 1,0-1,2 мм иридиевые с зазором 0,8 мм.
Нетрадиционные конструкции
Всегда хочется получить от двигателя большего, и этим пользуются многие: вспомните хотя бы недавно рекламировавшиеся свечи «Бугаец», якобы обеспечивающие непревзойденную экономичность, увеличение мощности и так далее. Консервативность мировых производителей свечей зажигания – не инерция мышления: улучшить отлаженную десятилетиями конструкцию сложно.
Прорывом в свое время стало появление иридиевых и платиновых свечей – они по ряду параметров превосходят обычные, но разительно отличается и цена.
avtomotoprof.ru
Как выбрать лучшие свечи зажигания для автомобиля ВАЗ
Для правильной работы бензинового двигателя состояние и качество свечей зажигания играют определяющую роль. К примеру, нестабильная искра даст пропуски воспламенения, которые не только выдадут себя потряхиванием на низких оборотах и езде внатяг, но и приведут к попаданию горючей смеси в катализатор – а это уже риск его перегрева и выхода из строя. Не зря уже начиная с эконорм Евро 3 в программах ЭБУ впрыска отечественных автомобилей предусмотрена диагностика неравномерности вращения коленвала и отключение подачи топлива в сбоящие цилиндры.
Содержание статьи
Конструктивные особенности свечей зажигания
У кажущейся простой детальки есть много нюансов. Перечислим основные:
- Калильное число характеризует скорость теплоотвода от электродов к юбке свечи. При работе свеча должна разогреваться до такой температуры, чтобы нагар на ней окислялся, не успевая нарастать, но и перегрев ей опасен: возможно возникновение калильного зажигания, сами электроды начнут ускоренно разрушаться. Проблема в том, что сама тепловая нагрузка на свечу неравномерна – при езде на низких оборотах нагрев значительно меньше, чем при езде «педаль в пол». Свечи со штатным калильным числом в обоих этих случаях будут работать на крайней точке оптимального режима – недо- и перегреваться соответственно.
- Искровой зазор зависит в первую очередь от мощности штатной системы зажигания и максимального давления в цилиндре в конце такта сжатия: он должен быть таким, чтобы обеспечить уверенный пробой искры даже при низком напряжении в сети (прокрутка стартером на подсевшем аккумуляторе). А разница в этом случае очевидна: обычно коэффициент трансфомации у катушек зажигания около 2000, то есть при работающем генераторе они могут выдать до 28 киловольт, при запуске же – всего 14! Следовательно, приобретаемый комплект свечей должен иметь именно тот зазор, что установлен производителем автомобиля: увеличенный означает риск пропусков зажигания (зато в пределах возможностей катушки обеспечит более мощную, лучше воспламеняющую смесь искру), уменьшенный гарантирует возможность запуска с севшей батареей, но чреват перебоями уже из-за снижения энергии искры.
- Вылет электродов также многое значит для работоспособности свечи в конкретном моторе. Например, на восьмиклапанных моторах, где свеча стоит сбоку камеры сгорания, увеличение вылета оптимизирует воспламенение смеси: зона, прилегающая к стенкам камеры сгорания, хуже вентилируется, в то время как вынос электродов дальше гарантирует, что в искровом зазоре будет качественная, легко воспламеняющаяся смесь. Для ВАЗовских восьмиклапанников, где вентиляция камеры сгорания ухудшена конструктивно (впускные и выпускные каналы расположены в одном направлении, а не друг напротив друга), это достаточно чувствительно. Свечи же с заглубленными внутрь электродами применяются, как правило, на многоклапанных моторах с минимальным объемом камеры сгорания, иначе они могут столкнуться с клапанами или поршнем.
- Количество электродов в реальной эксплуатации мало принципиально. Многоэлектродные свечи теоретически имеют увеличенный ресурс – когда эрозия разрушает один из боковых электродов, искра начинает бить в другой (в отличие от распространенного заблуждения, одновременно между несколькими электродами искра не возникает). На практике же обычно искра «плавает» (именно поэтому кажется, что их несколько) – в условиях плохого распределения смеси по цилиндру искра может переходить из рабочей зоны в «затененную», то есть загрязненную остаточными отработанными газами. Как итог вместо улучшения ресурса мы получим ухудшение работы мотора, что, опять-таки, принципиально для ВАЗовского восьмиклапанника, и так отвратительно работающего на холостом ходу с предписанной нынешними эконормами обедненной смесью.
Видео: Тест свечей зажигания на стенде.
Благородные металлы: практический смысл применения
Как мы уже сказали в последнем пункте, большой практической пользы в увеличении ресурса свечей переход на многоэлектродную схему не принес. Фактически при этом борьбу с самой причиной естественного износа свечей, то есть эрозией контактов, заменили паллиативом – подстановкой «запасных». Для увеличения же непосредственно надежности электродов конструкцию свечей ощутимо переработали.
В «платиновых» и «иридиевых» свечах зажигания главная особенность, бросающаяся в глаза – это очень тонкий центральный электрод, точно локализующий точку возникновения искры – напротив него на боковом электроде напаяна бляшка из соответствующего металла, им же покрыт и центральный электрод.
Плюсы подобных свечей очевидны: электроды имеют срок службы, в нормальных условиях в два-три раза превосходящий таковой у обычных свечей. Тонкий центральный электрод прекрасно самоочищается, что также способствует надежности работы.
Минусы, увы, тоже существенны. Первый – это цена: комплект с надписью Platinum или Iridium обойдется минимум в два-три раза дороже обычных свечей. Второй, как ни странно, это нежность: невыгорающий нагар моментально убивает подобные свечи, а механическая чистка им противопоказана, как и дедовский прожиг горелкой. В первую очередь мы, конечно, говорим о печально известном ферроцене, нарваться на который не редкость и до сих пор.
Нетрадиционные схемы
Часть конструкторских решений в свечах зажигания нетрадиционной схемы можно называть условно рабочими – улучшая что-то одно, они ухудшают другое. Простейший пример – это серия свечей NGK V-Line: центральный электрод у них имеет канавку, соответственно, искра всегда проскакивает между краем электрода и боковым. В теории это улучшает воспламенение смеси за счет выноса искры в лучше вентилируемое пространство и стабилизации точки искрообразования, но и эрозия такого центрального электрода ускоряется.
Часть же свечей на рынке нельзя отнести никак иначе чем к «гербалайфу» от авторынка: всевозможные «форкамерные», «факельные» и так далее свечи в лучшем случае работают не лучше штатных, в худшем – ускоренно разрушается. Например, в печально известных свечах «Бугаец» напаянная юбка не только ухудшала вентиляцию искрового промежутка, но и выгорала, а иногда и уходила в «свободный полет» в камеру сгорания. Из работоспособных, но бесполезных в практике обычного автомобилиста конструкций отметим разве что свечи, не имеющие бокового электрода вообще – они изначально создавались для работы в моторах сверхвысокой форсировки, чтобы избежать перегрева выступающих боковых электродов, в обычном городском цикле на моторе «гражданской» степени форсирования они отвратительно самоочищаются и гарантируют перебои на холостом ходу даже на идеального качества бензине.
Выбираем свечи зажигания для ВАЗ
Поговорим о свечах зажигания на конкретном примере – 16-клапанном моторе ВАЗ-2110, который с завода комплектуется свечами А17ДВРМ Энгельсовского завода. Этот же завод, кстати, производит оригинальные свечи и для других российских конвейеров: маркировку «ЭЗ» можно увидеть на свечах Renault Original, к примеру. Для удобства будем ориентироваться именно на эти свечи.
ЭЗ А17ДВРМ
Главный плюс этих свечей зажигания – стабильность качества: встретить в оригинальном комплекте большой разнобой по сопротивлению или величине искрового зазора трудно. Мы не зря упомянули слово «оригинальный» — увы, рынок наводнен то ли подделками, то ли уходящей в свободную продажу отбраковкой. Свечи имеют неплохой запас по прекращению искрообразования, со штатной системой зажигания выдерживая прокрутку при падении напряжения до 6В без прекращения искрообразования. Стабильно работают они и на режимах максимальных нагрузок – пропуски воспламенения, которые можно «выловить» чувствительным газоанализатором, минимальны.
Что касается ресурса, то своей задаче – отработать от ТО до ТО – они отвечают с уверенностью. С учетом низкой цены и распространенности они явно достойны рекомендаций.
ЭЗ Т17ДВРМ
Трехэлектродная версия уже знакомых А17ДВРМ. Теоретический выигрыш в ресурсе принес тут и свой минус: параметры свечей «плавают» сильнее, а это в первую очередь нестабильный зазор, отсюда некоторое ухудшение моторных характеристик. Но надо заметить, что это ухудшение можно «выловить» только на измерительном стенде, в реальной эксплуатации нельзя сказать, что трехэлектродные свечи из Энгельса будут хуже одноэлектродных.
Denso W20EPR-U11
Отличные свечи от одного из мировых лидеров в их производстве: высокое и стабильное качество изготовления, уверенная работа в любых режимах и хороший ресурс. Свечи уверенно выдерживают просадку напряжения при запуске до 6,5 В (неожиданно проиграв отечественным!), пропуски воспламенения с ними минимальны.
В их конструкции применено то же решение, что и у NGK в серии V-Line, но с точностью до наоборот: канавка проштампована в боковом электроде. Это определенно выгоднее в плане производства, так как не нужно строго ориентировать боковой электрод относительно центрального, но вот и практической пользы от такой конструкции, очевидно, меньше.
Brisk LR15YCY-1
Свечи с увеличенным вылетом центрального электрода ожидаемо не показали увеличение моторных характеристик на 16-клапанном двигателе: это решение было бы более «рабочим» на восьмиклапаннике. По всем показателям это крепкий «середняк», но вот цена ощутимо выше, чем у конкурентов с теми же самыми качествами. Отметим только хороший результат по запуску на севшем аккумуляторе: 6,2В – это отличный результат… но оригинальные свечи из Энгельса и дешевле, и, как ни странно, лучше чешских.
NGK BPR6ES-11
Маркетологи компании явно ошиблись, отнеся эти свечи к серии V-Line: центральный электрод у них лишен канавки. Скажем сразу: оригинальный комплект — это крепкий «середнячок», ничем не выделяющийся, но и не проваливающий испытания. Определенно не нравится заметная грубость изготовления – даже маркировка Made in France всегда набита неравномерно, неровно обычно напаян боковой электрод. Складывается впечатление, что технологию изготовления специально загрубили в угоду низкой себестоимости, а ведь эти свечи могли бы быть и лучше.
Главный же минус у NGK – это не они сами, а чудовищное количество подделок на рынке. Достаточно набрать в поиске на Ebay или AliExpress «spark plug» без уточнения марки, как тут же появится многостраничный список «типа NGK» из Китая.
Bosch WR7DPX
Эти свечи оставим вне рейтинга, учитывая, насколько серия Platinum дороже собратьев, не содержащих благородные металлы. Однако же именно эти свечи демонстрируют наилучшие результаты по всем моторным испытаниям – на это в первую очередь играет тоненький центральный электрод, полностью срытый в изоляторе: мотор заводится при снижении напряжения в бортсети менее 6В, что другим свечам недоступно, минимальная токсичность явно указывает на наименьшее количество пропусков воспламенения.
Перегреть центральный электрод при максимальных нагрузках придется постараться – конструкция гарантирует надежность теплопередачи от него в изолятор и далее на юбку. Значит, эту свечу можно посоветовать и владельцам разъездных автомобилей, и любителям агрессивной езды. Если, конечно, не остановит цена.
avtomotoprof.ru
Как подобрать свечи зажигания по марке автомобиля
Бензиновые двигатели внутреннего сгорания сегодня являются высокотехнологичными агрегатами с большим количеством узлов и механизмов, работа которых динамично корректируется ЭСУД. Благодаря активному использованию электроники процесс сгорания топливно-воздушной смеси в двигателе контролируемый, что позволяет добиться высокой мощности и повысить КПД одновременно с уменьшением рабочего объема силового агрегата. Электронное управление также позволяет достичь максимальной топливной экономичности и снижения уровня содержания токсичных веществ в отработавших газах.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое датчик Холла. Из этой статьи вы узнаете о принципах работы и конструкции устройства, а также о назначении датчика на эффекте Холла в общем устройстве системы зажигания.Система зажигания двигателя обеспечивает своевременный поджиг смеси топлива и воздуха в камере сгорания посредством искры от свечи зажигания. Получается, от нормальной и правильной работы свечей напрямую зависит стабильность работы двигателя. Необходимо также учитывать, что свечи не являются универсальными, то есть для каждого типа двигателя подбирать свечи зажигания необходимо по марке автомобиля.
Читайте в этой статье
Особенности и параметры при подборе свечей зажигания
Начнем с того, что неправильно подобранные свечи зажигания могут стать причиной увеличенного расхода топлива, снижения мощности двигателя, ухудшения разгонной динамики. В некоторых случаях могут возникнуть симптомы калильного зажигания и другие неполадки, так как процесс воспламенения смеси с несоответствующими данному типу ДВС свечами зажигания становится отличным от нормального, что негативно влияет на общее состояние мотора, стабильность работы двигателя и моторесурс силового агрегата.
Как известно, свеча зажигания предназначена для воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания. Воспламенение происходит от электрической искры, которая образуется между электродами свечи во время пропускания через нее тока высокого напряжения.
Для разных типов двигателей свечи зажигания изготавливаются с учетом ряда особенностей, главными из которых принято считать:
- материалы изготовления свечей зажигания;
- калильное число свечей зажигания;
Указанные параметры являются основными для производителей двигателя, которые рекомендуют тот или иной тип свечей применительно к конкретной модели и марке авто. Наиболее значимой характеристикой при подборе свечей по марке и модели автомобиля является физический размер свечи, а также калильное число. Под калильным числом следует понимать эффективность теплоотдачи свечи зажигания.
Нормальной рабочей температурой свечей зажигания является показатель от 500 до 700 градусов Цельсия. При такой температуре на электродах и других элементах свечи не происходит образование нагара, так как избытки попадающего в камеру сгорания моторного масла полностью выгорают на изоляторе и электродах. Другими словами, реализуется процесс самоочищения свечи зажигания, который необходим для нормальной работы устройства на протяжении запланированного срока службы.
С учетом калильного числа свечи делятся на так называемые «холодные» и «горячие». Простыми словами, калильное число свечей зажигания является параметром, который предполагает нагрев свечи за определенное время до такой температуры, когда топливно-воздушная смесь будет воспламеняться самопроизвольно. В отдельных случаях мотор некоторое время работает после того, как зажигание было выключено. Указанное явление называется «дизелинг» и также может быть вызвано неправильно подобранными свечами.
Если сказать иначе, при КЗ (калильное зажигание) воспламенение смеси будет происходить не от искры зажигания в точно заданный момент, а от контакта с разогретой свечей зажигания. В случае возникновения калильного зажигания процесс сгорания смеси становится неконтролируемым и имеет разрушительные последствия для двигателя, частично напоминая детонацию или вызывая эффект «дизелинга».
Как самому правильно подобрать свечи зажигания по марке машины
Для правильного подбора свечей зажигания по марке автомобиля и модели двигателя необходимо учитывать следующие требования:
- свечи зажигания должны подходить по размеру;
- калильное число должно соответствовать конкретному типу двигателя;
- изделие должно быть оригинальным и максимально качественным;
В самом начале следует изучить маркировку рекомендуемых производителем ДВС свечей зажигания для конкретного мотора. Указанная маркировка содержит важную информацию о размерах свечи зажигания, теплового конуса устройства и т.д. На данном этапе настоятельно рекомендуется придерживаться инструкции к транспортному средству и официально представленной технической документации. В документах должны быть указаны рекомендуемые свечи и подходящие для замены аналоги. В техническом руководстве на автомобиль может даже указываться отдельная марка рекомендуемых свечей.
Еще одним доступным способом является подбор свечей зажигания по образцу. Владельцу будет достаточно аккуратно выкрутить уже работавшую ранее в двигателе свечу, затем изучить нанесенную маркировку. Далее по индексу в любом автомагазине осуществляется подбор из списка взаимозаменяемых аналогов. Обратите внимание, такой способ можно считать верным только в случае 100% уверенности в том, что в двигателе изначально стоят рекомендуемые свечи зажигания. Если такой уверенности нет, а также отсутствует мануал к авто, тогда читаем дальше.
Самостоятельный подбор свечей зажигания
На начальном этапе самостоятельного подбора пристальное внимание следует уделять геометрическим размерам свечей. Если свеча окажется слишком маленькой по размеру, тогда вкрутить в блок такую свечу зажигания не получится или электроды свечи не будут доставать до камеры сгорания. Если же свеча будет больше рекомендуемой, тогда существует риск удара электродов об поршень, в результате чего возникнет серьезная неисправность двигателя. Помните, только после подбора свечи зажигания по размеру можно переходить к выбору калильного числа.
Как уже было сказано, калильное число определяет тепловые режимы работы свечи зажигания. Более высокое значение калильного числа указывает на то, что свеча «холодная». Такие свечи могут работать в условиях высоких температур и подходят для форсированных и спортивных двигателей. Установка «горячих» свечей на данные моторы будет означать, что устройство быстро перегреется, возникнет эффект калильного зажигания и т.д. Также не следует ставить «холодные» свечи с низким калильным числом на обычные двигатели, конструктивные особенности которых не предполагают использование подобных свечей зажигания. В этом случае свечи не будут очищаться, мотор может работать с перебоями и т.п.
Только убедившись в соответствии свечей зажигания рекомендуемым размерам и калильному числу можно переходить к выбору с учетом особенностей конструкции свечи зажигания. На рынке представлены различные производители свечей зажигания, среди наиболее известных отмечены фирмы: Beru, Bosch, Champion, Denso, NGK.
Для простоты общее многообразие свечей зажигания сегодня можно условно разделить на три основных типа:
- привычные классические с одним электродом;
- свечи зажигания с несколькими электродами;
- иридиевые и платиновые свечи зажигания;
Простые свечи зажигания представляют собой керамический корпус, в котором находится центральный электрод. В нижней части выполнена металлическая резьба и расположен боковой электрод. Свечи данного типа наиболее доступны по цене, но имеют небольшой срок службы (до 15 тыс. км.) и наименее качественно осуществляют воспламенение смеси в камере сгорания. При этом продуты разных производителей могут иметь определенные конструктивные отличия в виде медных электродов, а также различной формы бокового электрода для улучшенного искрообразования.
Многоэлектродные свечи отличаются от обычных тем, что вокруг центрального электрода выполнены до 4 боковых электродов. Главным преимуществом является увеличенный срок службы и стабильное образование искры. Если один электрод выходит из строя или загрязняется, искра начинает создаваться на другом электроде. Также свечи зажигания данного типа имеют дополнительный плюс сравнительно с одноэлектродной конструкцией. В обычных свечах боковой электрод немного перекрывает образующийся факел при воспламенении топлива в цилиндре, в то время как свечи зажигания с несколькими электродами воспламеняют факел строго по центру искры. Это значит, что заряд топлива во втором случае лучше поджигается и сгорает более полноценно. В результате происходит увеличение мощности двигателя, снижается токсичность выхлопа и расход горючего. Многоэлектродные свечи зажигания не сильно отличаются по цене от обычных аналогов, имеют больший срок службы и позволяют мотору работать более стабильно.
Иридиевые и платиновые свечи зажигания свечам с тонкими электродами (наконечниками) являются самыми новыми разработками, которые пришли в массы из автоспорта. На спортивных авто было замечено, что тонкие центральный и боковой электроды позволяют увеличить мощность двигателя. Так происходит благодаря усиленной искре, которая образуется на заостренных концах электродов. Минусом тонких электродов является их ускоренный износ в условиях высоких температур.
По этой причине задачей разработчиков стало изготовление свечей зажигания с тонкими электродами, которые могли бы иметь повышенную устойчивость к износу. В результате электроды изготовили из редкоземельных элементов, которыми являются платина и иридий. Иридиевые и платиновые свечи зажигания сочетают в себе долговечность, высокую способность к самоочистке и максимально качественное искрообразование. Различные производители предлагают свечи с несколькими боковыми электродами, прячут центральный электрод глубоко в корпус, комбинируют платину и иридий, уменьшают толщину электродов и т.д. По заверениям изготовителя иридиевые или платиновые свечи могут служить от 40 до 50 тыс. км, увеличивают мощность двигателя и экономят до 5% топлива. Также встречаются позиции, которые рассчитаны на срок службы до 100 тыс. км. Главным недостатком можно считать достаточно высокую стоимость таких свечей зажигания, которая зачастую имеет минимальный порог от 50 у.е. за самый простой комплект.
Советы и рекомендации
Следует отдельно учесть, что в мануале к автомобилю содержится список свечей зажигания, которые производитель рекомендовал на момент производства транспортного средства. Со временем ситуация может измениться и список подходящих по параметрам свечей зачастую оказывается расширенным. Для упрощения подбора существуют специальные таблицы взаимозаменяемых свечей зажигания, которые должны быть в наличии у продавцов или представлены на сайтах интернет-магазинов.
Необходимо добавить, что в сети Интернет дополнительно реализованы особые сервисы, которые позволяют осуществить быстрый подбор свечей зажигания по марке и модели авто онлайн. Для подбора понадобится указать модель автомобиля, VIN-код и объем двигателя. Зачастую сервисы предложат сразу несколько подходящих вариантов на указанную модель транспортного средства.
При кажущейся простоте подбора свечей зажигания по марке автомобиля, перед покупкой стоит убедиться, что на упаковке с новыми элементами отдельно указан список моделей, на которых допускается использование данных свечей. Также советуем обратить внимание на репутацию продавца (особенно в случае покупки в интернет-магазинах). Дело в том, что сегодня на рынке представлено большое количество низкосортных подделок.
Внимательно осмотрите комплект приобретаемых свечей зажигания, а также обратите внимание на упаковку. Сами свечи не должны иметь сколов на изоляторе, повреждений электродов и других дефектов. В случае приобретения нового комплекта в автомагазинах или торговых точках уточните возможность проверки работоспособности свечей зажигания на специальном пророверочном стенде. Такое оборудование обязательно должно быть в наличии у дилера с высокой репутацией.
Напоследок добавим, что подбор свечей зажигания на автомобили с ГБО требует отдельного подхода. При выборе необходимо проконсультироваться со специалистами-установщиками газового оборудования на автомобиль, а также попросить продавца свечей уделить данному вопросу повышенное внимание.
Читайте также
-
Иридиевые свечи зажигания
Свечи зажигания с иридиевыми и платиновыми электродами: преимущества по сравнению с обычными свечами. Что лучше на практике, иридиевые или платиновые свечи.
krutimotor.ru
Подбор свечей зажигания по марке автомобиля
Современный двигатель внутреннего сгорания оснащен электронной системой управления с множеством датчиков. С их помощью осуществляется контроль над процессами сгорания топлива в цилиндре.
От правильности подбора свечей зажигания, в том числе и по марке автомобиля, во многом зависит работа двигателя. Ошибки в этом вопросе могут привести к увеличению расхода топлива и снижению динамики транспортного средства.
Свечи зажигания предназначены для воспламенения воздушно-топливной смеси в цилиндре двигателя. Поджог осуществляется за счет образования искры между электродами данного устройства при пропускании через него электрического тока высокого напряжения.
Стабильность работы данного устройства зависит от нескольких факторов:
- особенностей конструкции;
- использованных в процесс изготовления материалов;
- соответствия параметров данного устройства характеристикам двигателя.
Автопроизводители рекомендуют определенные типы свечей зажигания для конкретных марок автомобилей. Основной характеристикой этого устройства является калильное число, которое зависит от эффективности теплоотдачи конструкции и так называемого теплового конуса. Данный параметр определяется в специальной лаборатории для каждого типа изделий.
Калильное число свечи зажигания, по сути, является интегрированным показателем времени. По истечении некоторого периода детали, помещенного в определенные условия устройства, нагреваются до температуры при которой происходит самопроизвольное воспламенение смеси. Данное явление получило название калильного зажигания, этот процесс протекает бесконтрольно, в отдельных случаях отмечается даже работа двигателя после его выключения.
Видео — процесс изготовления свечей зажигания DENSO:
Оптимальная температура для устойчивой работы свечи находится в диапазоне от 500 ⁰C до 600 ⁰C, когда на ней не образуется нагара. В цилиндре двигателя присутствует некоторое количество масла, которое неизбежно попадает на электроды и изолятор. При указанных выше температурах оно сгорает полностью и без остатков. Таким образом, происходит самоочищение свечи и обеспечивается ее стабильная работа.
Методика подбора свечей зажигания по марке автомобиля
На комплектующих отечественного производства в маркировке имеется указание на размер теплового конуса изделия. Однако практика показывает, что одного этого параметра недостаточно для правильного подбора свечей зажигания по марке автомобиля и модели двигателя.
Для решения данной проблемы компаниями — производителями машин и предприятиями изготовителями комплектующих предлагаются возможные варианты замены.
В технической документации на автомобиль указывается рекомендованная марка свечей зажигания. В свою очередь, на упаковке изделия указывается список моделей машин, на которых она может быть использована.
Такой подход хорош только при условии, что имеется руководство по эксплуатации автомобиля, а сотрудники магазинов автозапчастей хорошо знают ассортимент. К сожалению, часто автолюбителю приходится полагаться исключительно на свои силы.
При подборе свечей по образцу, установленному на данной марке автомобиля действия владельца просты:
- изделие с соблюдением мер безопасности выкручивается из двигателя;
- с корпуса свечи считывается маркировка;
- по индексу в магазине подбирается необходимое изделие.
Данная методика может быть использована только в том случае, если автовладелец уверен, что на автомобиле установлены правильные свечи.
В технической документации автомобиля указывается список рекомендованных свечей зажигания на момент его производства. За время эксплуатации производители комплектующих могут предложить и другие варианты, подходящие по параметрам.
Для машин отечественного производства в свое время были составлены специальные таблицы взаимозаменяемости свечей зажигания, в которую были включена и продукция иностранных компаний.
На современном этапе на процесс подбора комплектующих для автомобиля оказывают существенное влияние информационные технологии. В интернете имеются специальные сервисы, позволяющие выбрать нужное изделие из обширной номенклатуры изделий. Подбор свечей зажигания для автомобиля при этом не должен ограничиваться только формальным соответствием маркировки рекомендованной производителем.
Специфика подбора
На рынке запасных частей имеется значительное количество контрафактных изделий, откровенных подделок под известные бренды. Возникает вполне закономерный вопрос, как подобрать свечи зажигания по марке автомобиля и не приобрести при этом некондиционное устройство. Бракованные детали и подделки встречаются на рынках и в небольших магазинах значительно чаще, нежели в крупных специализированных автомагазинах.
Полной гарантии от приобретения подделки дать невозможно, но при соблюдении приведенных ниже рекомендаций вероятность такого события будет значительно ниже:
- При покупке комплекта свечей зажигания следует внимательно осмотреть не только само изделие, но и упаковку. Устройство не должно иметь сколов изолятора и повреждений на электродах и других частях.
- В серьезных торговых точках имеются приборы для проверки свечей зажигания. Конечно, они не могут в полной мере имитировать процессы, протекающие в цилиндре, но такое испытание лишним не будет.
- Наличие отметки о сертификации продукции в аккредитованной лаборатории является некоторой гарантией соответствия изделия нормам российского стандарта.
Если подбор свечей по марке автомобиля осуществляется в интернет магазинах, то не нужно стесняться проверять комплектность и их соответствие образцам на сайте при получении заказа. Осмотр каждого изделия из набора обязателен, при необходимости вскрывается упаковка. Установка на двигатель свечей не подходящих по параметрам чревата не только повышением расхода топлива, но и серьезными поломками.
Обзор онлайн сервисов по подбору свечей зажигания
Интернет магазины предлагают большой выбор запасных частей и комплектующих для автомобилей. Как подобрать свечи зажигания на авто в сети и не допустить при этом ошибок?
Порядок работы интернет магазинов с незначительными вариациями следующий:
- автовладелец делает заказ по телефону или непосредственно на сайте;
- заявка обрабатывается и передается на исполнение в службу доставки;
- при получении товара покупатель проверяет комплектность и рассчитывается.
При необходимости сотрудники магазина могут оказать помощь и произвести подбор свечи по автомобилю. Для этого специалисту необходимо сообщить следующие данные: модель машины, объем двигателя и ВИН-код. По этим данным продавец-консультант может предложить несколько вариантов изделий таких популярных производителей, как Bosch, NGK, DENSO, пригодных для использования на данной модели машины.
В Российской Федерации наиболее популярными сервисами, где выполняется подбор свечей зажигания по марке автомобиля, являются следующие сайты:
- Электронный каталог запасных частей от торговой марки Denso (ССЫЛКА).
- Каталог комплектующих от компании Bosch (bishka.ru/catalogue/svechizazhiganija).
- Подбор продукции NGK по марке машины (ССЫЛКА).
Приобретение нового комплекта свечей взамен изношенных позволит восстановить параметры двигателя и снизить расход топлива. Своевременное и регулярное техническое обслуживание и ремонт автомобиля — гарантия продления его ресурса и безотказной эксплуатации в течение длительного времени.
Перед дальней поездкой советуем рассчитать расстояние между городами на автомобиле и выбрать оптимальный маршрут.
Классы автомобилей по размерам (подробнее) позволяют эффективнее вести их учет.
Подбор дисков по марке автомобиля (http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/kolesa/podbor-diskov-po-avtomobilju.html) тоже следует вести внимательно.
Видео — подбор свечей зажигания по марке автомобиля:
Может заинтересовать:
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиляДобавить свою рекламу
Как быстро избавиться от царапин на кузове автоДобавить свою рекламу
Работа водителем в Яндекс-таксиДобавить свою рекламу
Поможет в сложных ситуацияхДобавить свою рекламу
voditeliauto.ru