Масло для коробки передач автоматической и механической. Лучшее масло для коробки передач. Масла акпп
Масло для коробки передач автоматической и механической. Лучшее масло для коробки передач
Замена такого компонента, как смазочная жидкость, благодаря которой металлические, трущиеся друг о друга детали дольше сохраняются, очень важна. Рассмотрим в статье масло для коробки передач.
Значение
Для чего оно требуется? Посмотрим на сам механизм. В коробке передач имеются шестерни, которые монтированы на валах. Последние вращаются на подшипниках. Понятно, что через зубья шестерни соприкасаются, из-за чего происходит трение. Частички металла поглощает масло для автоматической коробки передач или механической.
Однако, помимо этого, на жидкость негативно влияет высокое давление и скольжение. Это разрушительно действует на пленку, образующуюся на трущихся элементах. В итоге металл заедает, и конструкция постепенно разрушается.
Свойства
Для устранения агрессивного воздействия среды служит масло для коробки передач, обладающее вязкостью и имеющее специальные присадки. Благодаря масляной пленке восприимчивость деталей коробки передач существенно снижается.
Добавки в трансмиссионной жидкости содержатся, по сути, те же самые, что и в моторных маслах. Это присадки, которые защищают детали от износа, образования коррозии. Они действуют определенным образом в зависимости от температуры и других факторов. Однако для смазки в КПП их добавляют совсем в иных пропорциях, чем в моторную жидкость.
Для усиления и надежности масляной пленки добавляется хлор, фосфор, сера и цинк. То есть целое множество химических элементов. Они образуют оксиды, которые, несмотря на высокое давление и механическое трение, способствуют сохранению деталей в коробке передач.
Типы
Трансмиссионная смазочная жидкость, как и моторная, имеет три основы.
Минеральная.
Полусинтетическая.
Синтетическая.
Рассмотрим подробнее особенности каждой из них.
Синтетика
Это лучшее масло для коробки передач. Оно обладает отличной текучестью. Однако если сильны изменения рабочих температур, то смазка может вызывать утечки через сальники. Особенно остро это может коснуться автомобилей, имеющих большой пробег.
Преимущество масла заключается в его густоте, которая от низкой температуры зависит меньше в период холодов, чем другие основы. Такие смазки часто используют в качестве всесезонок.
Полусинтетика
Ее основа получается в результате смешивания синтетики и минералки. Масло имеет преимущества по сравнению с минералкой и стоит дешевле синтетики. Поэтому немало автолюбителей отдают предпочтение именно этому виду.
Минералка
Но чаще всего все-таки используют минералку. Это самый дешевый вариант. Чтобы улучшить его характеристики, туда добавляют некоторые присадки с серой.
Вывод простой: синтетика по своим характеристикам превосходит минералку. Однако в силу своей дороговизны используется реже.
Ни в коем случае нельзя самостоятельно смешивать синтетическую основу с минеральной. Этот процесс производится в специальных условиях на высокотехнологичном оборудовании. При самостоятельном смешивании результатом будет необходимость замены коробки передач в скором времени.
Смазочная жидкость для автоматической и механической КПП
Масло для механической коробки передач снимает нагрузки, смазывает трущиеся элементы, отводит тепло и образовавшуюся ржавчину.
Такие зубчатые передачи и подшипники, находящиеся внутри, требуют смазки путем погружения и разбрызгивания. Иногда ее бывает недостаточно, и для масла добавляется принудительный подвод, осуществляемый под давлением.
Масло для автоматической коробки передач (ATF) имеет более высококачественные характеристики. Здесь оно призвано передавать механическую энергию по всей системе. Это даже больше похоже на гидравлическую жидкость, чем на масло.
Кроме того, что оно смазывает зубчатые передачи, создается жидкая среда. Работа всех механизмов становится плавной, легче отводится тепло, и обеспечивается защита от коррозии.
Индекс вязкости у него также выше, и смазка способна сильнее сопротивляться образованию пены.
Масло для роботизированной коробки передач не так сильно действует на сальники и эластомеры.
Такой состав является очень стойким к процессу окисления.
Иногда этот вид используют для механических коробок передач. Это делать можно, но обойдется такая смазка дороже.
Классификация по вязкости
Как в моторном, так и в трансмиссионном масле известны две классификации:
Первая классификация делит масла на летние, зимние и всесезонные. Последние у нас являются самыми распространенными.
Вторая — на семь групп, наиболее распространенными из которых являются GL-5 для умеренных нагрузок и GL-4 для экстремального вождения.
Замена масла
Не во всех марках автомобилей трансмиссионное масло меняется. В некоторых дорогих моделях такую замену не предусматривает сам изготовитель. Обычно в новые автоматические коробки оно заливается на весь срок эксплуатации. В таких машинах даже не предусмотрено щупа для проверки уровня этой смазки.
На следующих моделях замены масла для КПП не требуется:
немецкие марки после девяностых годов выпуска;
«Шевроле Юкон» с автоматической КПП типа 6L80;
Однако если имеется проблема в механизме, то масло для коробки передач потребуется все же заменить. Однако такие вопросы, безусловно, решают специалисты.
Для обычных же марок желательно, чтобы каждые восемьдесят тысяч километров, то есть один раз в два года, менялось масло для коробки передач, ВАЗ это или иномарка. Естественно, этот показатель является усредненным и не принимает во внимание различные обстоятельства, такие как пробки, сложные климатические условия, качество дорог. Поэтому, если говорить о российских условиях, то они могут быть приближены к экстремальным. Поэтому те, кто заботится о своем авто, иногда меняют жидкость один раз в сорок тысяч километров или даже того чаще.
Но также состояние смазки можно определить и визуальным осмотром. Если жидкость темная и к тому же пахнет гарью, ждать от коробки передач размеренной езды не стоит. Лучше сразу же обратиться в сервис, чтобы заменить масло.
Лучшее масло для зимы
Какое масло для коробки передач выбрать в этом случае? Следует заливать лишь то, что предписано производителем. Если же это неизвестно, то руководствуются общими рекомендациями.
Так, при низких температурах используют зимние смазки. Их можно отличить по букве W, «winter», что означает «зима». Самым подходящим вариантом является вязкость 80W, 85W. Отличным вариантом станет и всесезонка 75W, которую не нужно будет менять при наступлении теплого сезона. Такие масла почти не поменяют вязкость до тридцати градусов мороза. Поэтому запустить двигатель на холодную пору с ними удастся без проблем. Кроме того, расход топлива в период разогрева снижается, потому что мотор не нагружается дополнительно, как было бы в случае вращения шестерен в картере, если бы масло застыло. Особенно это заметно на отечественных авто. Такая всесезонная синтетика проявляет большую стабильность не только в зимнее, но и в летнее время года.
Однако перед тем как заливать жидкость в редуктор, все-таки нужно быть полностью уверенным, что оно подойдет для автомобиля. Дело в том, что для некоторых иномарок можно использовать только специальное масло для механической коробки передач и для автоматической. Рассчитано оно на все время эксплуатации. Найти подобные марки у нас в продаже достаточно сложно. Однако если проигнорировать инструкцию и залить обычные GL-4 или GL-5, то ресурс КПП может существенно сократиться.
Промывка при замене
Считается, что, меняя масло для коробки передач, желательно промыть агрегат. Тогда частички старой смазки вычистятся. Лучше для такой процедуры использовать то же масло, что и будет в дальнейшем залито. Но если это оказывается слишком дорого, то выбрать масло для коробки передач можно специальное трансформаторное или веретенное. Чтобы никакие каналы и ведущий мост не повредились, на автомобиле проезжают четверть километра при минимальной нагрузке.
Заключение
Трансмиссионное масло для коробок передач стоит недешево. Наиболее дорогой маркой является «Мотул» для автоматической КПП. Для механики смазки стоят дешевле.
Однако водитель должен быть в курсе всех появляющихся новинок, так как известно, что этот рынок — очень динамичный и быстро развивающийся, а значит, постоянно появляются новые продукты, отрывающие новые возможности и улучшающие состояние деталей автомобиля.
fb.ru
Замена масла АКПП
Замена масла АКПП. Масло в АКПП G-Class нужно менять каждые 48 тыс.км., а при эксплуатации в тяжелых условиях — каждые 24 тыс.км. Так написано в руководстве по АКПП серии 722.3. Вот и на моем авто, пора уже менять масло. Раньше мне казалось это нечто сложным, и делается только через специальные аппараты замены на СТО. Однако на 300GE меняется легко, самостоятельно, хотя желательно наличие помощника, быстрее будет.
Сначала определимся с маслом. Либо оригинальное (А000 989 92 03), либо неоригинальное. Т.к. АКПП выпуска еще начала 90-х годов, тут смело можно использовать неоригинальное.
Для использования в качестве рабочей жидкости в АКПП 722.3 имеют допуск масла , входящие в листы допуска 236.6 :
Agip ATF D 309 ENI S.p.A. — Refining & Marketing Division, ROM/ИталияAral Getriebeöl ATF 22 Aral Aktiengesellschaft, Hamburg/ГерманияAvia Fluid ATF 86 Avia Mineralöl-AG, München/ГерманияBayWa ATF 3000 BayWa AG, München/ГерманияBP Autran MBX BP p.l.c., London/АнглияCalpam Pamatic Fluid 289 Calpam Mineralöl Gesellschaft mbH, Aschaffenburg/ГерманияCalypsol ATF-X Conti Handelsgesellschaft mbH, Mannheim/ГерманияCastrol TQD (22256) Castrol Limited, SWINDON/АнглияDivinol Fluid 666 Zeller+Gmelin GmbH & Co. KG, Eislingen/ГерманияFinamatic II D Total Lubrifiants, PARIS la Defense Cedex/ФранцияFuchs Titan ATF 3000 Fuchs Petrolub AG, Mannheim/ГерманияGulf ATF D II D S.A. Espanola de Lubrificantes, Madrid/ИспанияIgol ATF 420 Igol France, AMIENS CEDEX/ФранцияINA ATF SuperMaziva-Zagreb d.o.o., Zagreb/ХорватияKrafft ATF D-21247 Krafft S.L., ANDOAIN (Guipuzcoa)/ИспанияMB 236.6 Flüssigkeitsgetriebeöl A 000 989 92 03 Daimler AG, Stuttgart/Германияmegol ATF Variable Meguin GmbH & Co. KG Mineraloelwerke, Saarlouis/Германияmegol Hydraulikoel ATF Dexron II D Meguin GmbH & Co. KG Mineraloelwerke, Saarlouis/ГерманияMotorex ATF IID Bucher AG Langenthal, LANGENTHAL/ШвейцарияMotorex ATF Super Bucher AG Langenthal, LANGENTHAL/ШвейцарияOest ATF T 4011 Georg Oest Mineralölwerk GmbH & Co KG, Freudenstadt/ГерманияOJS Frontol Universal ATF 100 Oelwerke Julius Schindler GmbH, Hamburg/ГерманияPetromin ATF II-D Petromin Oils, Jeddah/ОАЭPrista ATF Prista Oil AD, ROUSSE/БолгарияRasanta ATF-D Müller Mineralöle GmbH & Co. KG , Eschweiler/ГерманияShell Donax TA D-21666 Shell International Petroleum Company, London/АнглияShell Donax TA D-21774 Shell International Petroleum Company, London/АнглияSonol ATF-MB Sonol Israel Ltd., Netanya/ИзраильSunamatic 153 Sun Oil Co. (Бельгия) N.V., Aartselaar/БельгияTexamatic 4011 Chevron Global Lubricants, GENT/ZWIJNAARDE/БельгияTotal Fluide ATX Total Lubrifiants, PARIS la Defense Cedex/ФранцияValvoline ATF type D The Valvoline Company, LEXINGTON, KY/СШАVat ATF Type D VATOIL Europe, Breda/ГолландияWisura ATF 300 S Wisura Mineralölwerk, Bremen/Германия
Заметьте, масло Mobil ATF 220 не имеет допуска! Несмотря на это, его часто советуют на форумах.В последнее время, использую масла только от Valvoline. Их не подделывают + есть интересная серия MaxLife, дла авто с большим пробегом.
В состав MaxLIfe входит в два раза больше компонентов по сравнению с традиционными маслами, что соответствует условиям работы современных двигателей с увеличенным пробегом. Преимущества нового моторного масла MaxLife заключаются в следующем: улучшение кондиционных свойств сальников. Уникальный кондиционирующий компонент помогает сохранять и поддерживать эластичность сальников, что предотвращает утечки масла.
В списке есть Valvoline ATF type D (даташит здесь), однако в продаже его найти не удалось. В продаже есть его «аналог» из серии MaxLife — Valvoline MaxLife ATF (даташит здесь). Дополнительный «плюс» у последнего — более низкая температура замерзания (-51С), а значит в -35С зимой будет легче крутиться (заводиться). Однако это Dextron III, а нам нужен Dextron II.
Было найдено в продаже и закуплено немецкое масло Aral Getriebeöl ATF 22.
Объем масла 8л.Следующее что нам понадобится:1. Маслянный фильтр. Номер 460 277 01 95
Фото старого и нового масляных фильтров
2. Прокладка поддона. Использовал неоригинал Febi 02061.3. Колечки под сливные пробки. Обязательно их меняйте! Номер колечка N007603 010100, 2шт (можно купить в обычных магазинах, подобрав по размеру). Каталог экзиста выдает два разных колечка — это неправильно! Сливные пробки что на поддоне АКПП, что на гидротрансформаторе — одинаковые! Смотрите фото ниже.
Все готово, приступаем к замене. Сначала отворачиваем пробку на поддоне и сливаем масло.
Берем «трещетку» с головкой на 27 и за гайку коленвала, что под муфтой вентилятора, медленно, повторяю медленно, вращаем сам коленвал. Вот тут второй человек и нужен (быть под машиной), что бы смотрел, когда в отверстии кожуха гидротрансформатора появится сливная пробка. Я был один, поэтому пришлось побегать
После того как стечет масло, откручиваем крышку поддона АКПП
Удаляем старую прокладку
Отчищаем/отмываем внутреннюю поверхность поддона
Надеваем новую резинку на поддон
Теперь меняем старый фильтр на новый
Не забываем удалить старые уплотнительные резинки, если они не снялись сразу вместе со старым фильтром. На новом фильтре они уже установлены.
Примечание. Если есть опыт по ремонту авто, то можно еще разобрать, и почистить клапанную коробку. В моем случае, коробка оказалась внутри чистой.
Собираем все обратно, закручиваем пробки с новыми колечками.Теперь заливаем 5л масла через отверстие щупа с помощью маленькой воронки.
Заводим двигатель. При работающем на холостом ходу двигателе, постепенно доливаем масло, проверяя по уровню, переводя рычаг выбора диапазона АКПП во все режимы и обратно. Проверяем уровень, если нужно доливаем, снова рычагом АКПП пользуемся, и вновь проверяем. И так до нужного уровня. Переливать нельзя! Если таково случилось, берем шприц, трубочку длинную от капельницы и откачиваем лишнее через отверстие щупа.
Справочная информация по АКПП:1. Книга по АКПП Mercedes (50Mb)2. Устройство и работа АКПП 722.3 (1Мб)
legendwagen.ru
Масло для АКПП
Стоит сказать, что в АКПП заливают не масло в привычном понимании этого слова. На самом деле, туда заливают специальную жидкость для автоматических трансмиссий. Эта жидкость специально разработана для АКПП и имеет свою собственную аббревиатуру – ATF. Название аббревиатуры расшифровывается так – automatic transmission fluid. Причем аббревиатура находится на всех упаковках данного вещества. Но, многие зададут вопрос, а собственно, какая разница, что заливать, эту специальную жидкость или масло? Но разница все же есть и эта разница достаточно существенная. Ведь еще со школьной скамьи мы все знаем, что масло является веществом, которое принято использовать для смазывания трущихся деталей механизмов. А вот жидкость, которую используют в АКПП в качестве масла, имеет огромное количество характеристик и выполняет такие функции, которые абсолютно не свойственны маслу.
Автоматические трансмиссии отличаются от механических тем, что во время движения авто между первичным валом АКПП и коленчатым валом двигателя нет жесткой связи. Сцепление здесь выполняет гидротрансформатор. Именно гидротрансформатор производит передачу крутящего момента от двигателя к АКПП. Здесь основным рабочим веществом является ATF. Кроме этого ATF применяется для передачи управляющего давления на фрикционы многодисковых сцеплений, при этом вызывая включение нужной передачи.
Во время работы механизмы и узлы АКПП подвергаются очень серьезным тепловым нагрузкам. К примеру, на поверхности фрикционов в момент переключения передачи температура может достигать четырехсот градусов. Трансмиссионная жидкость выполняет роль своеобразного теплоотвода и обеспечивает сброс части тепла в атмосферу. Помимо этого, ATF должна обеспечивать смазку шестеренных механизмов и подшипников, а также и других деталей. ATF также не должна вспениваться и окисляться, для предотвращения таких изменений в жидкость добавляют большое количество присадок. Стоит сказать, что ATF должна полностью раскрывать все свои функции при очень большой температурной разнице – от минус сорока градусов, до плюс ста пятидесяти градусов.
В АККП и гидротрансформаторе происходит постоянная циркуляция масла, причем эта циркуляция происходит под очень высоким давлением. Из-за того, что уровень масла может быть недостаточным может произойти отказ в работе гидромеханической передачи. Повышенный уровень масла требует дополнительных электрических затрат для его перемешивания. Создатели такой жидкости приложили максимум усилий для того, чтобы сделать эту жидкость максимально полезной для АКПП, однако они еще не придумали, как автомобилю обходиться без такой жидкости.
Сегодня функционирование автомобиля невозможно без этой жидкости по нескольким причинам:
- Даже если автоматическая трансмиссия и обладает герметичностью, добавление количества масла просто необходимо производить во время технического осмотра автомобиля, потому как при работе и высоких температурах часть масла превращается в пар и попадает в атмосферу. Попросту говоря, испаряется из автомобиля. Для его нормального функционирования следует поддерживать надлежащий уровень масла в системе. Для того, чтобы определить необходимый уровень масла можно воспользоваться трубкой со специальным щупом. Стоит сказать, что многие современные марки авто не оборудованы щупом, это происходит, потому что европейские автовладельцы сами пытаются производить авторемонт и вследствие неумелого обращения ломают авто.- Во время длительного эксплуатационного срока масло теряет часть своих свойств, которые необходимы ему для обеспечения нормального функционирования отдельных частей авто. Из-за того, что происходит испарение легких фракций, увеличивается вязкость масла. Кроме этого, со временем происходит выработка ресурса. Стоит сказать, что масло во время всего срока функционирования должно оставаться чистым, может допускаться небольшое потемнение его цвета.Если масло потемнело, появился запах гари, то необходимо произвести немедленную замену масла и ремонт коробки. Специалисты рекомендуют менять масло после 50-60 тысяч километров пробега авто, и то если авто функционировало в нормальном режиме. Если автомобиль использовался в экстремальном режиме, то масло следует менять после сорока тысяч километров пробега. Следует внимательно отнестись к тому, что замена масла необходима после определенного количества пройденных километров, даже если масло не потеряло свой цвет, иначе это может привести к поломке коробки и дорогостоящему ремонту.Чаще всего требуемая марка масла указана в технических характеристиках автомобиля. Если в технических характеристиках не указана необходимая марка масла, то следует знать вот что. Требуемая вам жидкость всегда будет иметь надпись на упаковке – ATF. Чаще всего встречается ATF с названием Dexron. Она имеет русские цифры в названии. Чем больше цифра в названии, тем качество жидкости в упаковке лучше, следовательно, автоматическая коробка, для которой эта жидкость будет использована – новее.АКПП может потреблять, в зависимости от типа, от семи до пятнадцати литров масла. Однако, такие цифры вовсе не показатель того, что для замены вам необходимо покупать такое же количество масла. Замена масла в АКПП происходит не полностью, то есть одновременно вы не сможете сменить более пятидесяти процентов масла. Это происходит из-за того, что просто физически невозможно слить все масло из АКПП. Тут дело даже не в вашем умении, ведь полностью заменить масло можно, только если полностью разобрать АКПП. При замене масла следует также заменить и фильтр, поэтому, при покупке масла вам необходимо будет приобрести новый фильтр.
Чем грозит повышенный или пониженный уровень масла в АКПП?
Заниженный уровень ATF опасен тем, что насос вместе с маслом может начать захватывать воздух. Из-за этого может образоваться «эмульсия», которая обладает низкой теплопроводностью и теплоемкостью, а также хорошо сжимается. Как следствие может возникнуть понижение давления в системе управления, трущиеся элементы могут недополучать нужную смазку, а самое страшное – будет очень плохой отвод тепла из АКПП. Вспененное масло в АКПП может привести к тому, что коробка передач автомобиля быстро станет непригодной. Многие путают мелкие пузырьки со вспененным маслом. На самом деле, вспененное масло представляет собой равномерно вспененную жидкость, на поверхности которой заметны очень небольшие воздушные пузырьки. Также стоит отметить, что вспененное масло – повод к увеличению общего объема масла при проверке. Для того чтобы это выявить, следует подождать, пока масло остынет, а лишь затем провести его проверку. В случае, когда щуп будет сухим необходимо долить несколько литров масла. Если уровень масла превысил допустимую норму, то его вспенивание могут вызвать вращающиеся детали АКПП. Такое вспенивание заметно не сразу, а только спустя некоторое время при включенном двигателе. Если уровень масла занижен – наличие воздуха в системе не позволяет достичь необходимого усилия для сжимания ведомых и ведущих дисков в пакетах фрикционов. Это приводит к пробуксовке этих элементов и, в итоге, к сгоранию АКПП. При завышенном уровне масла, да и при заниженном уровне масла происходит его вспенивание, следствием этого является выброс масла через сапун коробки передач. Это можно увидеть, если заглянуть под машину.
Для того, чтобы проверить уровень жидкости, чаще всего разогревают трансмиссию до 65 градусов. Для того, чтобы трансмиссия набрала такую температуру, будет достаточным проехать пару километров. Затем следует остановиться и, что очень важно, не выключая двигатель произвести затяжку ручного тормоза, при этом авто следует удерживать рабочим тормозом и провести селекторный рычаг через все положения, останавливаясь на несколько секунд в каждом положении, после чего следует окончательно установить селекторный рычаг в положение «P». Затем необходимо использовать щуп и по его отметкам выяснить, какое количество жидкости находится в трансмиссии. Предельный допустимый уровень жидкости должен располагаться между нижней и верхней отметками щупа. Заливка жидкости в трансмиссию происходит через тонкое отверстие для щупа. Так как автомат является чрезвычайно требовательным к чистоте, то заливать следует только новое масло, используя при этом воронку с сеточкой-фильтром, во время того, как вы будете проверять уровень необходимо использовать ветошь, на которой нет ворса.
Во время проверки уровня жидкости важно обратить внимание на ее запах и цвет. Если жидкость издает характерный горелый запах, а сама стала темного цвета, то это первые сигналы того, что надо обращаться на СТО и проходить диагностику. Ели есть вспененные пузырьки, возможно, уровень жидкости слишком высок. Если жидкость приобрела цвет молока, отсюда следует, что в нее попала вода из системы охлаждения. Если жидкость пахнет гарью, а ее цвет – темный, есть примесь твердых частиц, то производители рекомендуют полностью разобрать коробку, промыть ее детали, собрать и только после этих действий производить диагностику и устранение неполадок.Однако, в некоторых случаях можно избежать дорогостоящего ремонта. Это можно сделать простой заменой масла, фильтра и промывкой клапанов. Такие процедуры помогают далеко не всегда, и если неисправности коробки появились, то, скорее всего, без вмешательства опытного специалиста вам просто не обойтись.
Часто компании-производители говорят и пишут о том, что фильтр и масло являются неизменными на протяжении всего срока службы авто. По их словам, если возникла необходимость в замене масла, то проблемы появились, скорее всего, в коробке. Опытные специалисты заявляют о том, что те коробки, в которых смена масла происходит регулярно, обладают более длительным эксплуатационным сроком. Для того, чтобы быстро осуществить проверку состояния АКПП можно взять трансмиссионное масло на анализ. Основными параметрами для анализа станут цвет и запах масла. Такой тест будет иметь какой-то результат в том случае, если вы меняли масло достаточно давно. Стоит сказать, что новое масло обладает зеленым или красным цветом, так как производители добавляют в него специальный краситель. Также в последнее время производители масла стали использовать и желтый цвет. В процессе работы масло очень быстро теряет этот первоначальный яркий цвет. Если раньше потеря маслом цвета означало его непригодность к дальнейшему использованию, то теперь, если масло стало темно-коричневого или темно-красного цвета – в этом нет ничего страшного, так как это нормальное рабочее состояние масла. Также можно отметить, что если масло приобрело определенный запах, то это не является сигналом к его замене. И все же при помощи анализа состояния масла можно обнаружить кое-какие неисправности в коробке. Такой анализ по силам самостоятельно провести каждому человеку. Для анализа вам будет необходим только лист чистой бумаги. На лист бумаги необходимо капнуть каплю масла со щупа, а затем хорошенько его осмотреть. Если масло не имеет определенного цвета и в нем есть примесь металлических частиц, или масло стало липким и прилипло к листу бумаги, то в таком случае вам необходимо производить ремонт коробки. Для правильного определения текучести масла следует сравнить текучесть нового масла с текучестью старого. Стоит сказать, что хорошее масло моментально впитается в бумагу, а плохое будет впитываться очень долго и может вообще не впитаться. Если вы увидели, что масло со щупа оказалось совсем мутным, то это означает, что охлаждающая жидкость попала в трансмиссию. Если это произошло, то вам необходимо немедленно осуществлять полную переборку трансмиссии. Также следует сделать переборку и промывку гидротрансформатора и радиатора. А если ваш гидротрансформатор обладает блокировочной муфтой, то вам будет необходимо менять гидротрансформатор.
Если на щупе, который вы вытащили, масло пузырится или пенится, то это означает, что масло имеет или высокий или, наоборот, низкий уровень. Если с уровнем масла все хорошо, тогда это означает, что во всасывающую полость насоса попал воздух. Осмотр следует начать с фильтра и, в первую очередь следует проверить кольцевые уплотнения и прокладки. Если не устранить проникновение воздуха, то пузырение масла может привести к порче коробки.
Если вы не до конца уверены в том, какое у вас масло, то вам необходимо поехать в ближайший автосервис и обратиться за консультацией к специалисту. После того, как мастер сменит масло и вскроет поддон, он более детально сможет рассказать вам о состоянии вашей коробки. Если на поддоне есть частички металла, пластмассы или какие-либо наросты, то следует готовиться к самому худшему. При наличии чего-либо на поддоне, исправить ситуацию замена масла или фильтра вряд ли сможет. В этом случае следует снимать коробку и делать полный ремонт. Но не всегда можно доверять и осмотру конструкции поддона, так как современные фильтры могут не пропускать нежелательные элементы.
Возможно Вас заинтересуют следующие статьи:
akppua.com
полная, частичная и аппаратная замена
Каждый водитель рано или поздно задумается: а не пора ли заменить масло в АКПП? Если ответ утвердительный, то возникает второй вопрос. Какой маркой масла воспользоваться, где это сделать и, самое главное, как осуществляется замена масла в автоматической КПП? Обычно водитель помнит, что нужно регулярно менять масло в двигателе, а вот про АКПП часто забывают. Как показывает опыт, если долгое время не менять масло в АКПП, то это приведет к серьезным поломкам, а, значит, и дорогостоящему ремонту.
Каковы причины замены гидравлики в АКПП
В автомобилях, которые проехали от 25 до 40 тысяч километров, жидкость или масло в АКПП становится густой. Это по причине того, что образуются продукты распада в результате долгого времени использования смазки. Теперь жидкость не смазывает детали, а трется о них. Другими словами, она превращается в обыкновенную грязь, которая не несет никаких полезных свойств. Из-за чего сильно изнашиваются втулки, подшипники, шайбы. Тяжело осуществляется переключение скоростей. Из строя выходит практически вся коробка передач.
Если на пробег не обращать внимания, то очень скоро старое масло в коробке передач приведет к тому, что она полностью выйдет из строя. Поэтому, если надо менять смазку, это следует сделать, иначе вам придется дорого заплатить за ремонт. Это касается особенно холодного времени года, когда морозы под тридцать градусов. Причем поменять жидкость нужно не только в двигателе, но и в коробке. Иначе есть опасность, что будет сожжена вся коробка передач.
Вся загвоздка заключается в том, что вовремя не получилось поменять жидкость в коробке. В итоге оно смешалось с продуктами распада, загустело, что мешает его продвижению по трубкам коробки. Поэтому однажды на снегу вы обнаружите вытекшую жидкость.
Чем старее масло, тем оно будет гуще, может быть даже таким, как гудрон. Поэтому при запуске машины АКПП сначала работает с сильным трением, так как гидравлика не успевает дойти до его деталей, в виду того, что оно очень густое. А значит, детали сильно изнашиваются.
В итоге, решив сэкономить на замене гидравлики, вы заплатите в разы больше за ремонт всей коробки передач, в том числе, возможно, и деталей в двигателе.
3 способа замены гидравлики
Как мы уже увидели, замена масла в коробке автомат очень важна. Для этой цели выделяют три способа замены:
- Во-первых, частичная замена.
- Во-вторых, полная замена.
- В-третьих, аппаратная замена.
При выборе способа замены жидкости лучше всего обратить внимание на его цвет. Темный оттенок с крупицами стружки говорит о том, что уже давно пора заменить жидкость в АКПП. В этом случае нужно провести полную замену масла. Если же цвет еще терпим, но уже начинает темнеть, то замените смазку частично, то есть процентов на сорок. Оба эти способа можно сделать самому. Но если вы не уверены в своих силах, то обратитесь в СТО, там вам организуют аппаратную замену масла, которая обойдется от двухсот до четырехсот рублей.
Плюсы и минусы
- Частичная замена масла в АКПП. Выполняется самим водителем, но лучше все-таки обращаться в СТО к специалистам. Для начала откручивается пробка под коробкой. Пусть вся жижа вытечет. Сольется где-то порядка сорока процентов. Теперь надо залить свежей жидкости до краев. Проехав пару сотен километров, снова повторите свои действия. Так нужно сделать три или четыре раза.
Плюсы:
- Работа выполняется бесплатно и самостоятельно.
- Субстанции тратится очень мало.
- Таким способом еще промываются детали, также есть возможность обнаружить поломки.
- Коробка передач полностью не вымывается от продуктов износа и других отложений, что привело бы ее к поломке.
Минусы:
- Нужно несколько раз повторять одну и ту же процедуру, а значит, смазки вытекает много.
- Невозможно полностью заменить жидкость.
- Полная замена масла в АКПП. Как это ни странно, но полная замена масла в АКПП осуществляется также вручную. Сделать это правильно может не только специалист. Можно поменять смазку и в двигателе, а не только в коробке передач. Менять гидравлику нужно так, чтобы не повредить деталей АКПП. Для этого надо учесть некоторые нюансы:
- Во-первых, быть уверенным в своих силах, что все сделаете правильно.
- Поменять жидкость можно, используя наши советы. Далее будет описан данный способ подробно:
- Прогреваем коробку, проезжая приблизительно десять километров.
- Глушим мотор, сливаем жидкость, как в первом случае.
- Откручиваем поддон, опасаясь облиться горячей смазкой, которой в нем все еще его много – около 3 литров.
- Снимаем фильтр и сливаем остатки смазки, промывам его.
- Теперь возвращаем на место снятые детали.
- Заливаем свежее масло в количестве вылитого.
- Далее отсоединяем трубки, которые отводят масло, от охлаждающего радиатора, надеваем на них шланги, заводим двигатель и сливаем смазку до тех пор, пока оно не станет нужного цвета.
Плюсы:
- Субстанции уходит мало.
- Способ дешевый.
Минусы:
Делать важно все правильно, иначе из строя выйдет не только вся коробка передач, но и другие узлы машины.
- Аппаратная замена масла в АКПП. Поменять масло можно при помощи автоматической аппаратной системы. Гидравлика таким образом меняется в сервисе специалистами. В большинстве сервисов есть автоматическая система замены смазки в АКПП. Менять масло надо методом вытеснения. То есть требуется залить свежую жидкость, а старая высасывается при помощи автоматической системы. Вот как жидкость надо менять:
- Аппарат подсоединяется к коробке мимо охлаждающего устройства.
- Машину требуется завести.
- Прежнюю жидкость выливают, новую заливают. При этом контролировать необходимо цвет смазки, пока он не станет светлой.
- Вам гидравлику поменяли. Требуется около десяти литров жидкости.
Плюсы:
- Вас никто не обманет.
- Коробка работает быстрее, происходит замена жидкости полностью.
- Все выполняют специалисты с гарантией.
Минусы:
- Есть опасность после замены жидкости выхода из строя деталей коробки.
- Не везде есть подобное устройство.
- Дорогое удовольствие.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что перед каждым водителем есть выбор: каким методом замены жидкости воспользоваться. В любом случае заменять жидкость в коробке очень важно, так как иначе устройство выйдет из строя. И делать это нужно каждые тридцать тысяч километров.
portalmashin.ru
Нужно ли менять масло в АКПП, ресур, сроки замены жидкости ATF
Споры о необходимости замены жидкости ATF возникли не на пустом месте. Тем не менее вопрос: нужно ли менять масло в АКПП? – уже давно имеет технически обоснованный ответ. Рассмотрим процессы, влияющие на ресурс жидкости АКПП, а также основные правила замены.
Понимание принципа работы
Подробное устройство автоматической коробки передач мы уже рассматривали, поэтому остановимся только на самых важных моментах работы АКПП. В отличие от механической коробки передач, в коробке автомат при движении отсутствует постоянная связь между коленчатым валом и первичным валом АКПП. Для передачи крутящего момента от коленвала используется гидротрансформатор (аналогом ГДТ в механической коробке является сцепление). Входной вал ГДТ жестко соединен с маховиком коленвала, а выходной вал с трансмиссией и корпусом гидротрансформатора. Передача крутящего момента от входного вала к выходному осуществляется трансмиссионным маслом. Поскольку кратко описать принцип работы в понятиях довольно сложно, предлагаем посмотреть видео.Когда скорости входного и выходного валов уравниваются, давлением жидкости блокируется входной вал и корпус ГДТ. Таким образом, мы получаем жесткую связку маховик-выходной вал КПП.
Почему жидкость ATF имеет ресурс
Рассматривать роль масла в коробке передач будем с учетом факторов, обуславливающих необходимость периодической замены жидкости ATF. Как было сказано выше, при уравнивании скорости вращения входного и выходного валов турбинное колесо прижимается к корпусу ГДТ. Для обеспечения достаточного коэффициента сцепления на корпусе турбинного колеса расположена фрикционная накладка, а на корпус ГДТ наносится фрикционный слой. При соприкосновении двух поверхностей происходит проскальзывание, что провоцирует отщепление микрочастиц поверхности фрикционов. А поскольку турбинное колесо вращается в масле, то отколовшиеся частицы попадают в жидкость АТФ.
Для понимания вреда, который наносят твердые частички, следует вспомнить о гидравлической клапанной плите. Именно в ней осуществляется вся магия по перенаправлению давления жидкости для замыкания/размыкания гидротрансформатора, смене передач. Блок управления АКПП управляет соленоидами, которые открывают либо закрывают необходимые каналы в гидроблоке. Для обеспечения необходимого давления масла каналы должны быть чистыми, соленоиды должны двигаться без заеданий и не зависать в определенных положениях. В обратном случае начинаются:
- толчки при переключении передач;
- пинки при смене режимов селектора АКПП;
- проблемы с включением передач и т.д.
Как вы уже догадались, пыль от фрикционных накладок загрязняет масло. В итоге в каналах скапливаются грязевые отложения, которые препятствуют нормальной циркуляции жидкости АТФ. Фрикционная пыль является сильным абразивом, а поэтому увеличивается износ мест перемещения соленоидов.
Износ фрикционных накладок, перегрев
Перемена передаточных чисел в АКПП происходит путем блокировки соответствующих пакетов фрикционов. Разумеется, при соприкосновении фрикционных и стальных дисков избежать частичного проскальзывания невозможно, что также добавляет частиц износа в масле.
Для улавливания продуктов износа в конструкции предусмотрен фильтр. Менять масло АКПП нужно обязательно с фильтром.
Вторым фактором, из-за которого жидкость ATF теряет свойства, являет перегрев. При работе происходит постоянное сжатие жидкости, что ведет к повышению температуры масла. Также отвод тепла осуществляется от трущихся пар планетарного редуктора. Неминуемо выделение тепла при проскальзывании стальных и фрикционных дисков, фрикционной накладки турбинного колеса и корпуса ГДТ. Примечательно, что чем больше износ фрикционных дисков, тем больше они проскальзывают, провоцируя тем самым увеличение температуры масла. Все эти факторы заставляют работать жидкость АТФ в очень тяжелых условиях, что со временем неминуемо приводит к потере определенных физических свойств (вязкости, плотности, теплоемкости и т.д.).
Почему современным АКПП замена масла нужна чаще
При незаблокированном ГДТ между входным и выходным валом КПП допускается проворачивание, так как связываются они только циркуляцией масла. Именно это дает автоматической трансмиссии всем известную плавность и мягкость, а также способствует общей износостойкости узла. Но в таком случае КПД коробки автомат довольно низок (75%-85%). В старых добрых автоматах конца ХХ века блокировка гидротрансформатора происходила на скорости 60-70 км/час. При таких скоростях крутящий момент подавляющего большинства двигателей не способен причинить АКПП вред, как бы водитель не управлялся с педалью акселератора.
КПД современных 6-ти, 8-ми ступенчатых АКПП может достигать рекордных 94-95%. Достигается это ранней блокировкой ГДТ. Муфта блокировки с проскальзыванием подключается настолько рано, насколько это возможно. В итоге мы получаем:
- улучшение разгонной динамики автомобиля за счет более полной передачи крутящего момента от коленвала к колесам;
- уменьшение расхода топлива, так как уменьшаются механические потери на перекачивания масла;
- больше фрикционной пыли в жидкости АТФ, что требует более частой замены масла АКПП.
Требования производителей АКПП
Многие старые, да и некоторые современные АКПП, имеют в руководстве по ремонту и эксплуатации положения, утверждающее, что масло в АКПП заливается на весь срок службы трансмиссии. Но даже в самой надежной АКПП, с «грубым» управлением и поздней блокировкой ГДТ требуется замена масла. Если вы желаете долгой жизни автоматической коробке, замену жидкости ATF следует проводить не реже чем каждые 100 тыс. км. Для современных автоматических трансмиссий срок замены масла сокращается до 80 тыс./км. При расчете срока замены учитывайте условия эксплуатации. Срок службы жидкости АТФ сокращают:
- постоянная динамичная езда с педалью «в пол»;
- частая езда в заносе, особенно на асфальте, цепком грунте либо покрытиях с изменяющимся коэффициентом сцепления;
- езда груженным либо с тяжелым прицепом;
- неправильная буксировка автомобиля.
Если ваш автомобиль используется в подобных условиях, срок замены масла АКПП лучше сократить до 80 тыс.км. Для современных автоматических коробок периодичность замены следует сокращать до 50-60 тыс. км.
Проверка состояния
На многих коробках передач не предусмотрен щуп, поэтому на таких авто проверить состояние масла можно, открутив болт сливного отверстия, которое, кстати, также нечасто предусмотренной конструкцией, либо сняв поддон. В остальных случаях состояние жидкости АТФ, а также уровень проверяется специальным щупом. Качество масла лучше всего определять капельным тестом. Для проверки вам нужно капнуть немного масла на чистую ветошь светлого цвета. Жидкость АТФ должна быть без горелого запаха, иметь вязкость и оттенок, близкие к новому маслу. Небольшое помутнение спустя несколько десятков тысяч километров допускается, но не более.
Если вы собираетесь проводить регламентные работы своими руками, рекомендуем прочитать, как заменить жидкость АКПП, а также что следует заливать в автоматическую коробку передач. Надеемся, теперь вопрос, нужно ли менять масло в АКПП – для вас решен.
autolirika.ru
FAQ по "АКПП" (Ответы на часто задаваемые вопросы, уровень масла, состояние АКПП, что лить и т.д.)
1. Как проверить уровень масла в АКПП? Для большинства автомобилей уровень масла (ATF) в автоматической коробке перемены передач (АКПП) проверяется при работающем двигателе и установке рычага выбора диапазона (РВД) в положение "P". На щупе для измерения масла в АКПП, как правило, имеется несколько меток. Две верхние, а иногда и единственные, соответствуют нормальному уровню масла, прогретого до рабочей температуры (90°С). Часто этот участок щупа отмечен насечкой и/или надписью "Hot". Для того чтобы масло в АКПП прогрелось до рабочей температуры необходимо проехать километров 15-20. После прогрева масла в АКПП установите автомобиль на ровной, горизонтальной площадке. Вытащите щуп из АКПП, и насухо протрите его. Затем вставьте щуп обратно в щуповую трубу до упора и вновь извлеките. Самое нижнее, сухое место на щупе и будет соответствовать уровню масла в АКПП. Иногда на щупе есть еще и нижние метки, соответствующие уровню холодного. Эта метка предназначена для приблизительного определения количества залитого масла в случае его замены. Окончательно уровень, все равно, следует проверять после прогрева масла. Часто на щупе бывает написано, в каком положении РВД следует проверять уровень и тип используемого масла. Есть и особый случай - автомобили Honda и Acura. У них уровень масла проверяется так же после достижения температуры масла рабочей температуры, но при заглушенном двигателе. Есть АКПП, в которых уровень масла проверяется при установке РВД в положение "N". Такие коробки передач используются на переднеприводных автомобилях Mitsubishi, Proton и Hyundai. Заметьте, речь идет не о моделях автомобилей, а о моделях трансмиссий. Так, например, переднеприводные коробки и Mitsubishi можно встретить на автомобилях Chrysler и наоборот. Если у вас автомобиль Proton или Hyundai, то уровень масла в АКПП следует проверять в положение РВД "N". В случае автомобиля Mitsubishi или Chrysler c поперечным расположением двигателя, посмотрите на АКПП со стороны колеса. Если есть боковая штампованная крышка, закрепленная десятью болтами, то у Вас АКПП производства Chrysler, и проверку уровня масла следует осуществлять при установке РВД в положение "P". Отсутствие такой крышки говорит о том, что на Вашем автомобиле установлена АКПП фирмы Mitsubishi, и уровень масла следует проверять при установке РВД в положение "N". Также в положение "N" РВД проверяется уровень на автомобилях Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee с АКПП производства фирмы Chrysler. Но на некоторых моделях этих автомобилей установлены АКПП фирмы Aisin Warner, в которых уровень масла следует проверять в положение РВД "P". Для определения типа коробки, установленной на Вашем автомобиле, можно воспользоваться следующим способом. АКПП фирмы Aisin Warner имеет поддон прямоугольной формы, щуповая труба приварена прямо к поддону сбоку, а в задней части поддона имеется сливная пробка. У автоматических коробок фирмы Chrysler поддон почти квадратный, щуповая труба установлена в картере коробки и сливной пробки нет. Кроме того, проверку уровня масла в АКПП автомобилей VW, Audi с трехскоростными коробками следует проводить при установке РВД в положение "N". В некоторых АКПП вместо щупа в картере имеется контрольная пробка. Не удобство этого заключается в том, что для проверки масла нужно ставить автомобиль на "яму" или поднимать на подъемнике. Но есть и преимущество: никогда не перельете масла в АКПП, что весьма важно. Такие пробки имеют АКПП фирмы ZF, которыми, как правило, оборудуются автомобили BMW. Причем на BMW с пятискоростными коробками эта же пробка служит и для заливки масла. В целях безопасности контроль уровня в этом случае производится при чуть теплом масле. Это - европейская мода. На "американцах" такая процедура проверки уровня нам встречалась только в АКПП 4T40E. Следует отметить, что имеется АКПП, у которой, вообще, не предусмотрено ни каких устройств для определения уровня масла. Это трансмиссия Mercedes 722.6, которая устанавливается сейчас, практически, на все автомобили этой фирмы. Дело в том, что емкость, куда заливается масла для АКПП, соединена с масляным поддоном через перепускной клапан, назначение которого поддерживать требуемый уровень масла в поддоне. Поэтому уровень залитого масла не играет такого значения, как для других трансмиссий.
2. Чем опасны заниженный или завышенный уровень масла в АКПП? Слишком низкий уровень ATF опасен тем, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате образуется воздушно- масляная "эмульсия", которая хорошо сжимается и имеет низкую теплоемкость и теплопроводность. Масло теряет важнейшие из своих свойств и становится сжимаемым. Следствием этого будут снижение давления в системе управления, плохой отвод тепла из АКПП, ухудшение смазки трущихся элементов. Эксплуатация автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро выведет коробку из строя. Хотелось бы отметить, что не стоит путать отдельные крупные пузырьки воздуха в масле на щупе (что иногда бывает) с пенящимся маслом, которое представляет собой равномерно вспененную жидкость с очень мелкими пузырьками воздуха. Вспенивание масла увеличивают его объем, поэтому при проверке уровня он окажется завышенным. В этом случае следует заглушить двигатель и дать отстояться маслу в течение некоторого времени, и затем, не заводя двигатель, проверить уровень масла. Если щуп окажется совсем сухой, то можно смело долить литр, а то и два. Масло может вспениваться и вращающимися деталями АКПП, если уровень превышает допустимое значение. В этом случае в масло начинают окунаться вращающиеся детали АКПП и вспенивают его. Вспенивание происходит не сразу после запуска двигателя, как в случае с заниженным уровнем, а в процессе движения, особенно с высокими оборотами двигателя. Как в случае заниженного уровня масла, так и в случае завышенного уровня вспенивание масла приводит к увеличению его объема, и, как следствие этого, к его выбросу через сапун коробки передач. Заглянув под машину, можно часто увидеть там, что вся коробка в масле. Вот случай из практики. Ford Explorer приехал на диагностику с жалобой на то, что с уровнем твориться что-то непонятное. Уровень - то есть, то нет, а АКПП вся в масле. В беседе с клиентом выяснилось, что щуп был утерян и заменен новым, заказанным по VIN у дилера. При сравнении щупа и щуповой трубы оказалось, что щуп гораздо короче трубы. Уровень ATF находился как раз на уровне оси коробки. (Обычно уровень находится примерно вровень с прокладкой поддона). Таким образом, жалоба клиента были вызвана слишком высоким уровнем ATF в АКПП.
3. Уровень нормальный, но ATF пенится, в чем причина? Такое возможно в случае повреждения уплотнение фильтра или самого фильтра.
4. Уровень постоянно понижается, а следы течи масла отсутствуют. Предпосылкой такой неисправности является наличие у некоторых типов АКПП вакуумного модулятора - специального устройства формирующего давление, пропорционального степени разряжения во впускном коллекторе двигателя. Внешне вакуумный модулятор напоминает аналогичное устройство на жигулевском трамблере. Модулятор соединен с впускным коллектором трубочкой, по которой, в случае неисправности мембраны модулятора, масло из АКПП попадает в коллектор и сгорает. Типичные представители автомобилей, на которых установлена АКПП с модулятором: Ford Scorpio, Ford Sierra, Ford Explorer, Mercedes, переднеприводные автомобили концерна General Motors с четырехступенчатыми АКПП. Следует отметить, что с начала 90-х годов происходит отказ от использования модуляторов и замена их электрическими датчиками. Еще одной причиной понижения уровня ATF в АКПП при отсутствии течи может служить нарушение герметичности системы охлаждения. У многих автомобилей радиатор для охлаждения масла АКПП встроен в радиатор охлаждения антифриза двигателя. При нарушении герметичности встроенного радиатора, масло попадает в систему охлаждения двигателя, в результате чего антифриз превращается в розоватую эмульсию.
5. Сколько масла следует заливать в АКПП? В зависимости от типа, АКПП может вмещать от 4,2 литра (DAIHATSU TERIOS) до 15,5 литра ATF (FORD EXPEDITION). Надо иметь в виду, что при замене сливается далеко не весь объем масла. Часть масла остается в каналах системы управления, и, кроме того, далеко не все трансформаторы имеют пробки для слива из них масла. Поэтому при сливе масла часть его остается в АКПП, но это считается допустимым. Если Вы хотите полностью сменить масло, то необходима двух или трехкратная замена масла.
6. Как определить, что залито в АКПП, и какое масло заливать при его замене? Трансмиссионные масла отличаются как цветом, так и запахом. Есть светло желтые масла, а есть красных оттенков (от светлого CASTROL до насыщенного красного ELF). Следует сразу сказать, что цвет масла определяется только красителем, который добавляется в него, чтобы можно было отличить масло для АКПП от других масел, используемых в автомобиле. Больше ничего цвет масла не определяет. Кроме того, через небольшой отрезок времени работы любое масло приобретает прозрачно-коричневый цвет. Учитывая то, что при замене масла обновляется далеко не весь его объем, а также то, что в процессе эксплуатации цвет и запах масла меняются - определить его марку, практически, невозможно, даже если оно менялось недавно. Необходима хотя бы однократная, а лучше двукратная замена масла (в случае отсутствия серьезных проблем в работе АКПП). Использовать следует то масло, которое оговорено в инструкции по эксплуатации автомобиля. Бывает, что тип рекомендованного масла указывается еще и на щупе. Кроме того, производители масел выпускают плакаты и альбомы (их можно найти в специализированных магазинах) с перечнем марок автомобилей и рекомендованных масел, как моторных, так и трансмиссионных. Обычно, инструкция по эксплуатации рекомендует использовать вполне определенный тип масла. Наверное, этому есть не только техническое, но и коммерческое обоснование. Например, Chrysler и переднеприводные Mitsubishi (Hyundai) используют Mopar ATF 7176, и в инструкции указывается, что это масло имеет повышенные фрикционные свойства по сравнению с Dexron или Mercon. Но на щупе у Dodge RAM и Jeep Grand Chrokee можно обнаружить рекомендации заливать Mopar ATF 7176 или Dexron II. Значит все- таки можно. Другой пример: Mobil не рекомендует смешивать разные типы масел, даже собственного производства. А вот цитата с флакона Mobil Synthetic ATF: "Compatible with conventional ATF fluids" (Совместимо с обычными маслами для автоматических коробок передач). Если дело касается замены масла в двигателе - алгоритм прост. Едем в солидный магазин, выбираем производителя масла (по одному нам известному критерию). Из всего ассортимента выбираем масло для бензиновых или дизельных двигателей, выбираем класс масла по API (чтоб не ниже, чем в инструкции по эксплуатации) и желаемую вязкость по SAE. Все. Почему если дело касается трансмиссии - начинаем не щадя времени и денег искать зеленое масло? Не из-за того ли, что АКПП более экзотичный агрегат, чем двигатель? Опыт ремонта нескольких тысяч автоматических трансмиссий говорит о том, что причины поломок более прозаичны, чем смешение различных типов масел при его замене. Первостепенное значение имеют условия эксплуатации трансмиссии, и даже самая дорогая синтетика не поможет, если они нарушаются.
7. Как часто следует менять масло в АКПП? Срок замены масла зависит от типа АКПП, и, обычно, при нормальных условиях эксплуатации рекомендуется его менять через 70 тысяч километров пробега автомобиля (либо через 2 года), и через 25 тысяч километров (либо через 1 год), если условия эксплуатации отличны от нормальных (жаркий климат, холодный климат, эксплуатация в условиях мегаполиса, постоянная эксплуатация машины с полной загрузкой и т.п.). У некоторых дорогих моделях (например, BMW 750) по инструкции замена масла вообще не предусмотрена. Но независимо ни от чего регулярно (1 раз в неделю) проверяйте качество масла в АКПП Вашего автомобиля. Придерживаться установленных сроков замены следует, если в процессе эксплуатации не происходит значительного изменения качества масла или Вы не попадали в сложные условия движения (застряли, долго буксировали другой автомобиль и т.п.). В случае потемнения масла и или приобретения им горелого запаха необходимо его заменить, не дожидаясь планового срока замены. Но не всегда замена горелого масла может спасти положение. Чаще всего в этих случаях требуется капитальный ремонт АКПП. При замене масла в АКПП необходимо менять также прокладку поддона и фильтр. В некоторых типах АКПП замена фильтра во время смены масла не предусматривается, т.к. фильтр не доступен без снятия и разборки АКПП (например, Daewoo Espero, Nissan Maxima (с коробкой RE4F02A), SAAB 900 и 95, Volvo 850, переднеприводные модели Opel с четырехскоростной АКПП). Как оценить качество масла в АКПП? Разные типы масел отличаются как цветом, так и запахом. Если Ваша коробка недавно побывала в ремонте, достаньте щуп и запомните цвет и запах ATF. Если в процессе эксплуатации сильно изменился цвет или запах, то, значит, есть повод обратиться в сервис для проверки состояния АКПП. При покупке машины с "автоматом", масло должно быть прозрачным и не иметь темно-коричневого оттенка или горелого запаха. Капните масло со щупа на белую бумажную салфетку и убедитесь, что масло легко впитывается, и в нем нет посторонних включений. Если в неисправной АКПП перед продажей несколько раз подряд менялось масло, то все равно при тщательном анализе капли масла в нем можно различить мелкие черные частички, не гармонирующие с прозрачным и ярким маслом. Зачастую можно увидеть черный налет на щупе. В этом случае необходимо хорошо вытереть щуп и повторно проанализировать состояние масла. Если налет повторно не появился, то, значит, предыдущий был следствием того, что щуп долгое время не использовался. Не помешает также заглянуть в систему охлаждения двигателя и убедиться, что антифриз прозрачный и не содержит водо- масляной эмульсии. Имейте в виду, что можно встретить антифриз красного цвета, на первый взгляд напоминающий масло для автоматических AКПП.
8. Какие масла используются в АКПП кроме масла для автоматических АКПП? В переднеприводных конструкциях АКПП, а также в некоторых полноприводных компоновках трансмиссий (например AUDI, SUBARU) главная передача и дифференциал располагается в одном картере с коробкой передач. Такая компоновка называется transaxle, в отличие от transmission, когда главная передача находится в заднем мосту. Если главная пара находится в одном корпусе с АКПП и представляет собой гипоидную передачу, то в картер дифференциала заливается масло для гипоидных передач (раздельная смазка). В остальных случаях смазка может быть как раздельной, так и совместной. В случае цилиндрического, косозубого зацепления в главной передаче для ее смазки используется, как правило, масло для AКПП. Проверка уровня масла в дифференциале при совместной смазке не требуется. В случае раздельной смазки, как правило, имеется контрольная пробка или щуп. Как заменить масло в АКПП? Последовательность действий при замене масла такая же, как и при замене масла в двигателе. Сливаем старое масло, меняем фильтр, заливаем новое масло. В большинстве случаев для замены фильтра требуется снять поддон. Иногда фильтр находится внутри АКПП и недоступен без демонтажа и разборки АКПП. В этом случае замена масла происходит без замены фильтра. Вместе с фильтром меняется и прокладка поддона. Обычно фильтр и прокладка продаются в одном наборе (Filter kit). На некоторых моделях поддон ставится без прокладки на герметик. Если фильтр выполнен в виде мелкой металлической сетки и не имеет повреждений, то можно оставить старый, промыв и продув его сжатым воздухом. Перед установкой фильтра на место проверьте качество уплотнения его посадочного отверстия. Затягивать болты крепления фильтра и поддона следует строго определенными моментами, оговоренными в инструкции по эксплуатации автомобиля. После того, как Вы залили свежее масло, необходимо завести двигатель. Удерживая машину тормозом, переместите РВД во все положениям, задерживаясь в каждом на несколько секунд. Затем установите его в положение "Р" или "N", проверьте уровень масла и доведите его до отметки, соответствующей холодному состоянию масла. Окончательно проверьте уровень только после пробега 15-20 километров, когда температура масла достигнет рабочего значения. В процессе замены масла следует оценить наличие продуктов износа, находящиеся в поддоне, на магнитах поддона и в фильтре. Небольшое количество взвеси в масле, пыли цветных металлов и небольшой серый налет на магнитах можно считать нормой. Кусочки пластмассы, металлов, наличие черных чешуек или глиноподобных отложений в поддоне свидетельствуют о необходимости капитального ремонта АКПП, даже если жалобы на работу трансмиссии пока отсутствуют.
9. Оправдано ли использование присадок к ATF? Современные масла уже имеют в своем составе все необходимые присадки.Этот вопрос часто задают при возникновении проблем в работе автоматической трансмиссии. В большинстве случаев проблемы в работе АКПП сопровождаются повышенным износом фрикционных элементов управления. Это необратимый процесс и ни замена масла, ни присадки не восстановят их. Поэтому, по большому счету, капитальный ремонт - единственный способ восстановить работоспособность трансмиссии.
10. Что означают символы положения рычага выбора диапазона и зачем они нужны? Рычаг выбора диапазона (РВД) работы коробки передач имеет несколько положений, которые имеют буквенное и цифровое обозначение. Количество этих положений у разных моделей автомобилей разные, но на всех автомобилях РВД обязательно имеет положения, обозначенные буквами "Р", "R" и "N". Позиция "P" Выбирается при длительной стоянке автомобиля. В этом положении РВД в АКПП выключены все элементы управления, а ее выходной вал заблокирован, поэтому движение автомобиля невозможно. На этом режиме разрешен запуск двигателя. Позиция "R Задний ход. Перевод рычага в положение "R" во время движения может привести к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии. В этом положение РВД запуск двигателя невозможен. Позиция "N" В коробке передач выключены либо все элементы управления, либо включен только один. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться. На этом режиме разрешен запуск двигателя. Для автомобилей, оборудованных четырехскоростными коробками передач, РВД диапазона имеет, как правило, четыре положения движения вперед: "D", "3", "2" и "1"("L"). Следует отметить, что в случае установки РВД в одно из этих положений запуск двигателя невозможен. Диапазон "D" - основной режим движения. Он обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу. В нормальных условиях движения рекомендуется использовать именно его. Диапазон "3" - разрешено движение на первых трех передачах. Рекомендуется использовать при движении по холмистой дороге или в условиях частых остановок. Диапазон "2" - разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется использовать на извилистых горных дорогах. Переключение на третью и четвертую передачи запрещено. Диапазон "1" - разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется при движении на крутых спусках. На некоторых моделях автомобилей разрешение на использование четвертой, повышающей, передачи осуществляется с помощью специальной кнопки "OD". Если она находится в утопленном состоянии и РВД установлен в положение "D", то переключение на повышающую передачу разрешено. В противном случае включение четвертой повышающей передачи запрещено. Состояние системы управления в этом случае отражается с помощью индикатора "O/D OFF". В случае разрешения использования повышающей передачи индикатор не горит, а при запрете загорается.
11. Для чего нужны дополнительные кнопки (переключатели)? Что такое зимний режим? На большинстве современных автомобилей с автоматической трансмиссией в систему управления заложено несколько вариантов управления переключением передач. К ним относятся - экономичная, спортивная, зимняя и т.п. Экономичная программа. Программа настроена на обеспечение движения с минимальным расходом топлива. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер. Спортивная программа. Эта программа настроена на максимальное использование мощности двигателя. Автомобиль в этом случае развивает, по сравнению с экономичной программой, значительно большие ускорения. Для реализации экономичной или спортивной программы на приборной панели или рядом с рычагом выбора диапазона расположена специальная кнопка или переключатель, которые в зависимости от марки автомобиля может иметь обозначение "POWER", "S", "SPORT", "AUTO", "A/T MODE" и т.п. Электронные блоки управления практически всех современных автомобилей имеют специальную программу трогания с места на скользкой дороге (зимняя программа). Для ее активизации так же имеется специальная кнопка или переключатель, которые могут иметь обозначения "WINTER", "W", "HOLD", "*" и т.п. В случае ее действия возможны различные алгоритмы работы АКПП, но, как правило, во всех случаях трогание осуществляется либо со второй, либо с третьей передачи.
12. Что такое овердрайв (overdrive)? Какой из режимов предпочтительней в городских условиях драйв или овердрайв? Оverdrive в терминологии американских автомобилестроителей означает повышающая передача. Обозначается, обычно, как "OD", либо D, либо D в кружочке. Повышающую передачу рекомендуется использовать для размеренной, экономичной езды на магистрали.
13. Можно ли переключать рычаг выбора диапазона на ходу? Можно, но только не во все положения. Категорически запрещается при движении вперед переводить РВД в положения "Р" и "R". В оба эти положения рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКПП. Кроме того, не рекомендуется во время движения переводить РВД в положение "N", поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем и резкое торможение может вызвать занос автомобиля. А во все остальные положения РВД можно спокойно переводить. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так перевод РВД из положения "3" в положение "2" увеличит эффективность торможения двигателем и т.д.
avtoved.guru
Проверка уровня и замена масла в АКПП своими руками или в сервисе
Техническое обслуживание автомобиля производится в соответствии с сервисной книжкой. Своевременная замена масла в АКПП даст возможность сохранить ресурс одного из самых сложных и дорогостоящих агрегатов автомобиля.
Прежде всего, следует отметить, что процедура замены масла в АКПП имеет значительные отличия в сравнении с обслуживанием МКПП. В технических центрах для выполнения данной операции используется специальное оборудование, позволяющее ее значительно упростить. Впрочем, это не означает, что выполнить такую работу в условиях гаража с использованием доступного инструмента невозможно.
У некоторых автовладельцев возникает вопрос: как поменять масло в АКПП самому без привлечения специалистов СТО и сложного дорогостоящего оборудования. Опытными специалистами разработаны приемы, позволяющие произвести техническое обслуживание автоматической коробки.
Перед началом работ потребуется разобраться в нескольких вопросах:
- Какое масло следует заливать в АКПП и каковы его свойства?
- Как выполняется частичная и полная замена эксплуатационной жидкости?
- Какие инструменты потребуются для проведения технического обслуживания автоматической коробки?
При выполнении указанной операции учитываются особенности устройства данного агрегата. Для снижения температуры эксплуатационной жидкости масло проходит через радиатор, установленный вне корпуса коробки.
При попытке слива масла даже со снятием поддона, некоторый объем масла в АКПП остается в трубках теплообменника и соединительных патрубках. На сервисе для максимального удаления жидкости используется компрессор с гибкой трубкой и насадкой.
Маркировка масел для автоматических коробок передач
В технической документации на автомобиль обязательно указываются конкретные марки эксплуатационных жидкостей для агрегатов. Соблюдение требований по техническому обслуживанию важно для сохранения ресурса коробки передач, гидротрансформатора и главного редуктора. В некоторых случаях может быть произведена замена на жидкость с аналогичными характеристиками.
Для понимания того, какое масло следует заливать в АКПП, необходимо ознакомиться с общими принципами их маркировки.
Для агрегатов автоматической трансмиссии в силу особенностей их конструкции технические жидкости, заправляемые в них, должны имеет особые свойства.
Масло в АКПП выполняет следующие функции:
- снижение трения между соприкасающимися рабочими поверхностями;
- передача крутящего момента от силового агрегата на трансмиссию;
- обеспечение работы гидравлической системы управления коробкой передач;
- охлаждение узлов и деталей трансмиссии;
- защита поверхностей от возникновения очагов коррозии.
Принимая во внимание крайне жесткий температурный режим в агрегатах трансмиссии, при подборе основы для масел берется высококачественные нефтепродукты или синтетика. В нее вводится пакет присадок, препятствующий вспениванию и окислению эксплуатационной жидкости.
Кроме того, они являются ингибиторами процессов электрохимической коррозии, которые неизбежны ввиду высоких температур до 150 °C и применения разнородных материалов.
Видео — как самостоятельно оценить масло в АКПП на необходимость его замены:
Существует несколько спецификаций трансмиссионных масел, разработанных разными компаниями. Две из них имеют американское происхождение, они созданы специализированными лабораториями корпораций General Motors Co и Ford.
Первая спецификация обозначается аббревиатурой ATF (сокращение от Automatic Transmission Fluids), что обозначает автоматические трансмиссионные масла.
Трансмиссионные масла для автоматических коробок разрабатываются нефтеперерабатывающими компаниями по заказам автопроизводителей. На рынок они выпускаются под такими маркировками, как Dexron, Mercon и Type F, и имеют разные характеристики в основном по фрикционным свойствам. В качестве основы для них могут быть использованы продукты минерального происхождения, а также синтетика и полусинтетика.
Спецификацию собственной разработки имеет также компания Ford, которая существенно отличается от характеристик GM. Для автоматических коробок, разработанных в последние годы, автопроизводитель установил новые требования. Спецификация соответственно получила наименование Ford New Mercon.
В Европейском Союзе применяется классификация ZF TE-ML. Она охватывает весь спектр жидкостей, используемых при эксплуатации гидромеханических передач.
С учетом приведенных выше сведений, ответ на вопрос какое масло лить в АКПП может быть только один: в автоматическую коробку передач следует заправлять эксплуатационную жидкость, предписанную разработчиком механизма.
Как проверить уровень масла в АКПП
Контроль технического состояния транспортного средства между предусмотренными регламентом очередными ТО позволит избежать поломок автоматической коробки. В ходе выполнения данной операции следует проверить уровень масла в АКПП, т.к. его падение может привести к таким последствиям:
- увеличению износа в парах трения;
- уменьшению ресурса коробки и необходимости проведения дорогостоящего ремонта;
- возможности отказа гидравлической системы управления агрегатом.
Проверка уровня масла в АКПП проводится в последовательности, определенной руководством по эксплуатации автомобиля. Порядок действий мастера следующий:
- Автомобиль устанавливается на ровную площадку над смотровой ямой или на подъемнике.
- Производится наружный осмотр картера коробки, его целью является обнаружение возможных следов утечки эксплуатационной жидкости.
- На боковой поверхности корпуса АКП примерно посредине имеется пробка, при помощи гаечного ключа выкручиваем ее.
Предварительно место вокруг болта тщательно очищается от загрязнений, вытекание небольшого количества эксплуатационной жидкости свидетельствуют о нормальном ее уровне.
Важно! Проверка уровня масла проводится при температурах агрегата, указанных производителем (обычно — не более 50°C). При высоких значениях температуры происходит тепловое расширение масла. Это приведет к неправильному определению уровня.
Большинство современных АКПП оснащается щупами для проверки уровня, в таком случае процесс проверки становится совсем уж простым. Достаточно выставить автомобиль на смотровой яме, дать остыть агрегату и провести контроль уровня.
Для этого щуп вынимается из картера, протирается чистой ветошью, после чего вновь опускается и вытаскивается. Уровень должен быть между нанесенными рисками минимальной и максимальной.
Контроль технического состояния сложного агрегата позволит избежать неприятных последствий и существенно увеличит его ресурс. Ответ на вопрос как проверить масло в АКПП именно вашего автомобиля можно найти в технической документации к нему. В последние годы все больше автопроизводителей свои рекомендации сводят к «необходимости своевременного посещения авторизованных станций технического обслуживания».
Как заменить масло в АКПП
Техническое обслуживание автомобилей, оснащенных автоматическими коробками, в специализированных центрах обходится не очень дешево. При выполнении данной операции применяются компрессоры, откачивающие масло из агрегата.
В условиях гаража такое оборудование автовладельцам недоступно и для выполнения замены эксплуатационной жидкости используются иные приемы.
Периодичность технического обслуживания АКПП у разных производителей отличается и зачастую значительно. Обычно этот показатель не превышает 50 000 – 60 000 км пробега, как и у механических коробок переключения передач.
Видео — замена масла в АКПП ZF 5HP19 VW (Audi, Skoda, BMW и др.):
Некоторым производителям удалось добиться таких характеристик масла, позволяющих не менять его в течение всего срока эксплуатации. Речь идет о премиальном сегменте автомобилей (Lexus, Infiniti, Maybach и другие).
В таких машинах замена трансмиссионного масла предусматривается только в случае возникновения неисправности и при проведении ремонта узла. Проблема самостоятельного обслуживания трансмиссии для владельцев таких авто вряд ли возникает, все операции выполняются на специализированных СТО.
Если же перед владельцем встала проблема как поменять масло в АКПП, то начинать следует с изучения опыта водителей, выполнявших данное действие. Основная сложность при замене эксплуатационной жидкости состоит в невозможности полностью слить ее из агрегата.
Частичная замена
Данный способ является наиболее простым и предполагает постепенное освежение масла в автоматической коробке, проводимое в несколько этапов.
Для выполнения процедуры потребуются автомобильный подъемник или смотровая яма, из инструмента понадобится набор ключей и емкость для слива отработки.
Для выполнения технического обслуживания следует приобрести необходимые расходные материалы и комплектующие:
- Трансмиссионное масло указанной в технической документации марки и в необходимом количестве.
- Фильтрующий элемент очистки эксплуатационной жидкости.
- Прокладка уплотнительная для крышки поддона.
Самостоятельная частичная замена масла в АКПП проводится в такой последовательности:
- Проводится проверка уровня в картере при помощи щупа либо путем выкручивания пробки. При нехватке эксплуатационной жидкости в обязательном порядке требуется установить причину утечки.
- Под корпус автоматической коробки передач устанавливается емкость для слива отработанного продукта.
- Из поддона выкручивается пробка и масло сливается до того момента пока течь из картера полностью не прекратится.
- С коробки демонстрируется поддон и вынимается фильтрующий элемент.
- Все детали очищаются и промываются, протираются насухо ветошью. При выполнении данного действия следует быть особенно аккуратным.
- Вставляем на предназначенное ему место новый фильтрующий элемент. На поддон картера устанавливается новая прокладка и деталь закрепляется при помощи болтов.
- В АКПП заливаем столько масла, сколько было слито отработки.
Последняя операция может выполняться при помощи большого шприца либо гибкой трубки подходящего диаметра с воронкой. Заполнение картера во втором варианте происходит быстрее, однако требует привлечения помощника.
Видео — замена масла в АКПП своими руками на автомобиле Honda CR-V:
После частичной замены масла АКПП проводим проверку его уровня щупом или по вытеканию из контрольного отверстия.
С учетом того факта, что некоторая часть масла остается в картере после выполнения ТО, произойдет перемешивание старой и вновь залитой жидкости. Операция повторяется после пробега в пределах от 300 до 500 км. Замена эксплуатационной жидкости, таким образом, позволит сэкономить на услугах СТО, однако придется потратиться на расходные материалы и комплектующие.
Видео — замена масла в автоматической коробке передач:
Одним из недостатков такого способа является невозможность полной замены эксплуатационной жидкости в картере автоматической коробки переключения передач. Кроме того, придется потратить значительное количество времени на выполнение технического обслуживания агрегата. Имеет ли смысл так экономить на услугах специализированных СТО — каждый из автовладельцев должен решать сам.
Полная замена
Для выполнения данной операции в гаражных условиях опытными специалистами придумано несколько несложных приспособлений. Обычно для этого используется ручной насос с ресивером, иногда применяются совсем уж подручные средства: компрессор для подкачки колес или пакет из плотного полиэтилена.
Полная замена масла в АКПП производится в следующем порядке:
- Из картера сливаем эксплуатационную жидкость, демонтируем поддон и фильтр. После очистки и промывки устанавливаем их на место.
- Трубки, соединяющие коробку с радиатором, отстыковываются с одной стороны.
- К патрубкам радиатора подсоединяются дополнительные шланги, через подающий трубопровод в теплообменник подается свежее масло.
Операция выполняется до того момента пока из второй трубки не пойдет чистая эксплуатационная жидкость. После полного вытеснения отработки из радиатора соединительные трубки устанавливается на место и закрепляются новыми хомутами. Следующим действием производится заправка коробки свежим трансмиссионным маслом до указанного в руководстве по эксплуатации уровня.
Другие способы полной замены эксплуатационной жидкости в АКПП предполагают использование самодельных приспособлений.
Для реализации данного способа потребуется электрический компрессор и пластиковая канистра емкостью в 10 литров. В ней делается герметичная врезка двух патрубков: для подачи воздуха и для перекачивания трансмиссионного масла. Для этого через патрубок вводится трубка на дно бачка.
Замена масла в таком случае производится при запущенном двигателе, процедура выполняется до того момента пока из сливного шланга не начнет поступать чистая эксплуатационная жидкость. Данный способ технического обслуживания агрегата позволяет сократить время регламентных работ на автомобиле до минимально возможного.
По окончании заправки картера проводится проверка уровня масла в АКПП в описанном выше порядке. Перед выездом необходимо выполнить осмотр агрегата, особенное внимание уделяется креплению трубопроводов на патрубках, фиксации поддона и затягиванию с определенным моментом пробки картера. Повторный контроль технического состояния агрегата рекомендуется произвести через 10 -15 км пробега.
Собственноручно произведенная замена укрепляет уверенность владельца в сохранении ресурса дорогостоящего агрегата. Но стоит оговориться, что это относится к автовладельцам, обладающим опытом в техническом обслуживании автомобиля. В другом случае для замены масла в АКПП целесообразнее обратиться к специалистам!
Если хотите узнать сколько заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством, читайте статью.
На нашем сайте можно рассчитать расстояние между городами (здесь) и расход топлива.
О важности балансировки колес http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/kolesa/balansirovka.html знают все водители.
Видео — замена масла в АКПП автомобиля Ниссан Тиида:
Может заинтересовать:
Как быстро избавиться от царапин на машинеДобавить свою рекламу
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиляДобавить свою рекламу
Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стеклоДобавить свою рекламу
Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?Добавить свою рекламу
voditeliauto.ru