ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-14 «ЧАЙКА». Чайка акпп
технические характеристики и фото :: SYL.ru
ГАЗ-14, известный как "Чайка", советский автомобиль представительского класса, выпускался на Горьковском заводе в период с 1977 по 1988 год. Всего за 11 лет производства было изготовлено 1 120 экземпляров. Предшественник - модель "Чайка" ГАЗ-13, которая долгое время считалась лучшей представительской машиной в СССР и использовалась как транспортное средство для правительственных структур и высшего партийного руководства страны.
Новый советский лимузин
Разработка новой "Чайки" началась в 1967 году, при этом прослеживалась явная тенденция подражания стилю американских автомобилей того времени. Однако лимузины и кадиллаки из США хоть и отличались великолепным дизайном, но обладали целым рядом недостатков, как, например, большой расход топлива или слишком широкие габариты. В итоге внешние параметры "Чайки" второго поколения в чем-то перекликались с американскими моделями, но были более скромными. Тем не менее для СССР ГАЗ-14 "Чайка" стал настоящим прорывом в легковом автомобилестроении.
Машина создавалась на шасси ГАЗ-13, но при этом кузов планировался совершенно другой конфигурации. Разработчики сразу столкнулись с проблемами компоновки. Двигатель оказался слишком высоким, капот пришлось поднять более чем на 8 сантиметров, и в сочетании с низко посаженной крышей возникло визуальное несоответствие пропорций. Над экстерьером пришлось поработать.
В 1971 году собрали первый прототип автомобиля, колесная база которого стала длиннее на 200 миллиметров. Двигатель удалось расположить ниже, и постепенно кузов приобрел проектные очертания. В 1975 году несколько опытных экземпляров прошли дорожные испытания, а спустя год автомобиль был принят государственной комиссией и рекомендован к серийному производству.
ГАЗ-14: технические характеристики
Тип кузова - четырехдверный седан, тип - лимузин, вместимость - 7 мест. Максимальная скорость автомобиля - 175 км/час, объем топливного бака - 100 литров.
Габаритно-весовые параметры:
- длина кузова - 6 114 мм;
- высота - 1 525 мм;
- ширина - 2 020 мм;
- дорожный просвет (клиренс) - 210 мм;
- база колесная - 3 450 мм;
- задняя колея - 1 580 мм;
- вес автомобиля - 2 605 кг;
- полная масса - 3 165 кг.
Силовая установка
Двигатель для нового автомобиля взяли от предшественника ГАЗ-13, но его кардинально модернизировали. За счет изменения фазы газораспределения, замены впускного коллектора и других мер удалось повысить мощность с 195 до 220 л.с. Это существенно улучшило динамические показатели ГАЗ-14 "Чайка", возросли скорость и приемистость автомобиля.
Характеристики двигателя :
- модель ЗМЗ-13;
- тип карбюраторный, бензиновый;
- рабочий объем цилиндров - 5526 куб. см;
- число цилиндров - 8;
- диаметр цилиндра - 100 мм;
- расположение V-образное;
- ход поршня - 88 мм;
- привод клапанов гидравлический;
- степень сжатия - 8,5;
- мощность 220 л.с.;
- расход бензина в городе - 29 литров на 100 км;
- расход топлива в смешанном режиме - 24 литра на 100 км;
- охлаждение - тосол, антифриз;
- топливо рекомендуемое - бензин АИ-95 "Экстра";
Двигатель ГАЗ-14 оснащался электронной системой зажигания, которая позволяла экономить до 15 % топлива.
Трансмиссия
На автомобиле была установлена автоматическая коробка передач, созданная на основе американской Fordomatic. Трансмиссия получилась достаточно эффективная, трехступенчатая, с двумя режимами Т (торможение двигателем) и одним Р (режим стоянки). Коробка оснащена двойным сцеплением, которое взаимодействует с редуктором типа "Равинье", регулирующим переключения первой передачи и заднего хода.
Вторая передача включается обычным порядком. Третья, прямая, начинает работать после включения обоих механизмов сцепления и снятия ленточных тормозов.
Кроме планетарного редуктора отдельную роль в коробке передач играет гидротранформатор, который обеспечивает расширенный диапазон соотношения передаточных чисел.
Ходовая часть
Передняя подвеска ГАЗ-14 была заново переработана, шкворни и резьбовые втулки, регулирующие схождение колес, заменили на поворотный кулак с шаровыми опорами. Двойные поперечные рычаги крепились на балку посредством резино-металлических шарниров. Задняя подвеска, зависимая, на параболических, малолистовых рессорах, не нуждалась в доработке, но гидравлические амортизаторы были заменены на более современные.
Сегодня рессорная подвеска считается анахронизмом, а в то время она была наиболее эффективным средством для достижения комфорта. Плавное раскачивание машины вызывало чувство покоя и расслабленности у пассажиров советского лимузина.
Тормозная система
Автомобиль ГАЗ-14 модернизировался практически по всем направлениям. Усовершенствование коснулось и тормозной системы, которая должна была отвечать самым высоким техническим требованиям и обеспечивать безопасность машины. На передние колеса установили лицензионные Lucas-Girling, вентилируемые диски с двойным суппортом. Задние тормоза оставили прежние, барабанного типа, с автоматически регулируемым зазором колодок. Ручник был связан только с задними колесами.
Система тормозов ГАЗ-14 двухконтурная, с диагональным действием, переднее левое колесо связано трубопроводом с правым задним, а левое заднее - с правым передним. На автомобиле установлен специальный датчик нагрузки, который регулирует интенсивность торможения заднего моста. При увеличении веса машины срабатывает клапан, открывающий прямоток гидравлики в тормозные цилиндры задних колес, и коэффициент их действия в этом случае достигает 100 %.
Интерьер
Оснащению внутреннего пространства ГАЗ-14 уделялось много внимания, поскольку автомобиль предназначался для перевозки не только советских руководителей, но и зарубежных гостей. Обращали на себя внимание многочисленные сервоприводы, установленные по всему салону. Автоматика, электроподъемники, сенсорные переключатели - все это работало на повышение комфорта салона, который был оборудован двумя автономными отопителями, сложной и эффективной системой вентиляции, автоматическими заслонками воздухозаборников и встроенным кондиционером, обеспечивающим многослойное распределение зоны охлаждения.
В салоне находились стереофонический радиоприемник Рижского завода "Радиотехника", кассетная приставка "Вильма" и четыре компактных динамика, обеспечивающих стереозвучание. В то время вся эта аппаратура считалась верхом достижений и воспринималась как суперсовременное оборудование.
Салон ГАЗ-14 постарались сделать максимально безопасным, даже обивку сидений и дверей применили из утолщенного велюра, который мог в случае аварии послужить смягчающим удар амортизатором.
Хронология производства
Серийным выпуск советского лимузина ГАЗ-14 можно было назвать только условно. Машину собирали не на конвейере, а в специальных цехах, методом ручной сборки на стапелях. В год таким методом производилось около ста автомобилей. Каждая машина проходила ответственные испытания с получением номерного сертификата, в который были вписаны все инженеры и рабочие, участвовавшие в сборке.
В 1988 году по распоряжению известного политического деятеля М. Горбачева ГАЗ-14 был снят с производства. Выпуск автомобиля прекратился, была уничтожена вся документация. Уникальная машина канула в небытие.
Но тем не менее в 2008 году автомобилю было присвоено звание культурно-технического объекта бывшего СССР.
ГАЗ-14, цена которого колеблется от 650 000 до 2 400 000 рублей, можно приобрести в специализированных автосалонах Москвы и Санкт-Петербурга.
www.syl.ru
Чайка Акпп Чё посмотреть
9 мес. назад
Оговорки: ручку управления антенной назвал дворником и радиоприемник назвал магнитолой:) Исправляюсь!...
7 г. назад
место проживания http://zenkevich.ru/ правообладатель http://www.utro-russia.ru/ производство ООО"ТВпро Медиа" Тест драйв ГАЗ-13...
3 г. назад
Пилот (Driver): Рииво Синиярв (Riivo Sinijarv) http://rdrc.ru/pilot/1171/ Событие (Event): RDRC stage 4, 2015 Место (Place): г. Элиста (the city of Elista,...
8 мес. назад
Виден разброс по Компрессии до обработки... Чайководовы (Чайкообладатели) как Вам звук работы двигателя?...
3 г. назад
Автомобиль Газ-13 "Чайка". Видеоролик сделан с помощью приложения 3D Инструктор. Мат и оскорбления запрещены....
2 г. назад
Реставратор и энтузиаст Андрей Жаринов рассказывает о своем опыте восстановления легендарного советского...
2 г. назад
Газ-23 ( это 21, волга с V8 ) Газ-2424 ( это 24, волга с V8 ) Газ-2434 ( это 2410, волга с V8 ) Газ-31013 ( это 3102, волга с V8 ) На модифи...
4 г. назад
Обсуждение и ваши комментарии. http://smotra.ru/users/erik_davidych/blog/188159/ А ты посмотрел фильм SmotraRun 2013?
5 мес. назад
Суровые Реставраторы https://vk.com/club60291562 Запчасти и реставрация 24 х Волг https://vk.com/garage_i Группа в ВК НАШЕГО Канала...
2 г. назад
Ссылка на канал: https://www.youtube.com/channel/UC2GXsKmBaIcMcaJaHcstveA Заработок в интернете без обмана http://youtu.be/L-30RHMyY_Q.
4 г. назад
Полноприводные тачки преодолевают горы и грязь. Русские концепт кары и автомобили ограниченной серии....
4 г. назад
место проживания и Комментарии тут http://zenkevich.ru/ правообладатель http://www.utro-russia.ru/ производство ООО"ТВпро Медиа...
2 г. назад
Вконтакте: https://vk.com/smotra.semey.
2 г. назад
КАМАЗ-6560 (8х8) оснащён крано-манипуляторной установкой Чайка VR85. Чайка VR85 оснащён траверсой и разработан...
cheposmotret.ru
ГАЗ-13 Чайка Расход топлива Объем багажника, бака Размеры Шины Грузоподъемность
Когда понтонный автодизайн (с крыльями, образующими единое целое с капотом и кузовом) уступил место «плавниковому» стилю, ЗИЛ и ГАЗ начали разработку новых моделей для правительства, призванных сменить ЗиС-110 и ГАЗ-М12. Так сложилось, что конкурсы дизайнеров обоих заводов выиграл горьковчанин Лев Еремеев. Его проекты, вдохновленные обликом «американки» Packard Caribbean, понравились обеим комиссиям.
ГАЗ-13 Чайка - видео тест драйв
Переход от ГАЗ-М12 «ЗиМ» к ГАЗ-13 стал одним из самых революционных в истории ГАЗа. В «Чайке» практически не было узлов, унаследованных от предшественницы. 8-цилиндровый двигатель полностью разработали заново, благодаря чему он стал одним из лучших мировых образцов (позднее его дефорсированный упрошенный вариант станут использовать на грузовиках, автобусах и даже бронетранспортерах). Несущий кузов ЗиМа, имевший нарекания по жесткости, заменили кузовом на легкой Х-образной раме. Автоматическая коробка передач с гидротрансформатором стала более мощным усовершенствованным вариантом АКПП ГАЗ-21 «Волга».
Радиаторы опытной партии были покрыты настоящим золотом. Начальник участка лично купил в магазине для этих целей несколько обручальных колец. В отделке салона также широко использовали позолоту, особенно на первых образцах. Основной задачей новеньких «Чаек» стало обслуживание делегатов XXI съезда КПСС, и они справились с ней без нареканий. Да и в целом у «Чайки» оказалось на редкость мало каких-либо недочетов. По сравнению с сегодняшним оснащением правительственных машин «Чайка» имела скромную комплектацию: пепельницы и электроприкуриватели, 5-диапазонный приемник с автоматической настройкой (против 3-диапазонного у «ЗиМа»), первые в истории ГАЗа электроподъемники антенны и боковых стекол.
Продуманная система отопления равномерно прогревала пассажирское отделение. Интересные детали: перчаточный ящик располагался не справа, а по центру машины; коробка передач управлялась не рычагом, а кнопками. По общему мнению, «Чайка» по многим параметрам догнала или даже превзошла престижный ЗИЛ-111. Когда автомобиль ГАЗ-13 показали главе СССР Н. С. Хрущеву, тот пришел в восторг от внешнего вида, отделки, динамики машины и плавности ее хода, и тут же заявил присутствовавшему главному конструктору ЗИЛа: «Вот, рыжий дурак, какие машины надо делать!». Сам Никита Сергеевич по рангу должен был ездить на ЗИЛах, зато любил преподносить «Чайки» в подарок — народным героям, деятелям культуры, науки и промышленности, лидерам дружественных стран. Среди обожателей этой машины были и такие, кому по статусу она не полагалась, особенно среди военных чинов. Чтобы выйти из данной ситуации, они заказывали начинку ГАЗ-13 в старом кузове ЗиМа. В народе этот вариант машины прозвали «ослобыком».
Как ни странно, но совершенство «Чайки» стало ее проблемой. Нашлось немало недовольных тем, что автомобиль для чиновников 2-го ранга во многом оказался лучше машины, предназначенной для первых лиц государства. Закончилось тем, что ЗИЛ через 4 года модернизировали, «разведя» его с «Чайкой», а последней долго отказывали в рестайлинге (обновлении). Например, модель следующего поколения постоянно возвращали на доработку. В результате ГАЗ-13 выпускалась до 1981 г. Убранство салона с годами становилось все скромнее и сдержаннее. Однако техническое совершенство позволило «Чайке» до конца своей службы удерживаться на общемировом уровне и дало конструкторам время для скрупулезного устранения тех или иных недочетов представительской модели следующего поколения.
Технические характеристики ГАЗ-13 Чайка
- Кузов: 4‑дв. седан (7‑мест.), 4‑дв. лимузин (7‑мест.), 4‑дв. фаэтон (6‑мест.)
Двигатель ГАЗ-13 Чайка
- Марка: ГАЗ-13 (ЗМЗ-13)- Объём: 5 526 см3- Максимальная мощность: 195 л. с., при 4400 об/мин- Максимальный крутящий момент: 411 9 Н·м, при 2500 об/мин- Разгон до 100 км/ч: 20 с
- Марка: ГАЗ-13Д (ЗМЗ-13Д)- Объём: 5 526 см3- Максимальная мощность: 215 л. с., при 4400 об/мин- Максимальный крутящий момент: 411 9 Н·м, при 2300 об/мин- Разгон до 100 км/ч: 20 с
Максимальная скорость ГАЗ-13 Чайка
- 160 км/ч
Коробка передач: 3-скоростная автоматическая
Расход топлива ГАЗ-13 Чайка
- контрольный расход топлива при скорости 35-40 км/час: 14 л. на 100км
Габаритные размеры ГАЗ-13 Чайка
- Длина: 5600 мм- Ширина: 2000 мм- Высота: 1620 мм- Клиренс: 180 мм- Колёсная база: 3250 мм- Колея задняя: 1530 мм- Колея передняя: 1540 мм
Объём бака ГАЗ-13 Чайка
- 80 литров
Грузоподъемность ГАЗ-13 Чайка
- 500 кг
Вес ГАЗ-13 Чайка
- Собственная масса: 2100 кг- Полная масса: 2 600 кг
Фото ГАЗ-13 Чайка
Панель приборов ГАЗ-13 Чайка
Салон ГАЗ-13 Чайка
Похожие материалы
Load More...Добавить отзыв
mir-automoto.ru
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-14 «ЧАЙКА» | МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР
Дизайн ходового прототипа второй серии прорабатывался художником-конструктором Станиславом Волковым, выпускником Художественнопромышленного училища имени В.И. Мухиной. Опытный образец по его проекту был создан в 1971 году. Машина получила раму с увеличенной на 200 мм колёсной базой, а также двигатель с уменьшенной высотой. За первым образцом последовало ещё несколько прототипов с различными вариантами внешнего вида.
В 1975 году предсерийные машины были направлены в испытательный пробег по дорогам Кавказа и Крыма, а годом позже на тех же трассах состоялись государственные испытания, результатом которых стала рекомендация автомобиля к серийному производству.
Первая промышленная партия ГАЗ-14 была выпущена в 1977 году.
Некоторые знатоки автостарины утверждают, что один из них, окрашенный в вишнёвый цвет, был собран досрочно, ко дню рождения генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева.
Компоновка автомобиля выполнена по классической рамной схеме с передним расположением двигателя и ведущими задними колёсами. Рама практически такая же, как на ГАЗ-13 — хребтовая, Х-образная. Колёсная база по сравнению с предыдущей «Чайкой», была увеличена до 3450 мм, что позволило пассажирам с удобством пользоваться креслами-страпонтенами среднего ряда. Высота нового автомобиля была уменьшена до 1525 мм, что привело к снижению его центра тяжести, уменьшению лобового сопротивления и повышению устойчивости машины на высоких скоростях.
Восьмицилиндровый V-образный двигатель незначительно отличался от того, что был установлен на ГАЗ-13 (добавлю, подобные моторы стояли также на грузовиках и самоходных орудиях, выпускаемых ГАЗом), однако изменение фаз газораспределения, установка новых впускного и выпускного коллекторов, а также двух карбюраторов вместо одного позволило поднять мощность мотора со 195 до 220 л.с. В результате несколько улучшилась приёмистость «Чайки», и до 175 км/ч возросла её максимальная скорость. Утверждают также, что для уменьшения высоты двигателя был несколько увеличен развал блока цилиндров.
Представительские автомобили Горьковского автозавода: ГАЗ-12 (ЗИМ), ГАЗ-13 «Чайка»
Коленчатый вал оснастили гасителем крутильных колебаний, что снизило уровень вибраций, а толкатели клапанов сделали гидравлическими. Система зажигания машины стала электронной, что повысило надёжность и стабильность работы двигателя на высоких оборотах.
Стоит напомнить, что на ГАЗ-13 сиденье водителя и переднего пассажира представляло собой единый диван, ну а на ГАЗ-14 это были уже раздельные сиденья ковшеобразной формы, положение которых можно было регулировать по горизонтали, высоте и углу наклона. Правда, на «чайках» с перегородкой между передней и задней частью салона регулировка положения кресла была минимальной — чаще приходилось подбирать шофёра под размеры рабочего места водителя.
Автоматическая коробка передач ГАЗ-14 несколько отличалась от АКП предыдущей «Чайки» — она имела иные передаточные числа в ступенях планетарного редуктора, а также совсем другой селектор режимов работы АКП: прежний кнопочный, располагавшийся на панели приборов, был заменён напольным рычагом, практически таким же, как на современных машинах с коробками-автоматами. Соответственно, АКП имела три передачи для движения вперёд и одну — для движения задним ходом. Передачи включались с помощью двух многодисковых механизмов сцепления, двух ленточных тормозов и муфты свободного хода.
Основные размеры автомобиля ГАЗ-14 «Чайка»
Компоновка автомобиля ГАЗ-14
Передняя подвеска автомобиля — независимая, бесшкворневая, пружинная, на поперечных рычагах, с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия и со стабилизатором поперечной устойчивости. В общих чертах подвеска осталась почти такой же, как на ГАЗ-13, однако ряд её узлов был основательно модернизирован. В частности, шкворни и резьбовые втулки были заменены шаровыми опорами и сайлент-блоками (резинометаллическими шарнирами).
Основа задней подвески — две продольные листовые несимметричные рессоры. Для гашения колебаний использовалась пара телескопических амортизаторов двустороннего действия. Рессоры и задний мост машины соединялись стремянками через резиновые подушки, изолирующие салон от шума и вибраций.
ГАЗ-14 был оборудован рабочими и стояночными тормозами. Первые, с гидравлическим приводом, устанавливались на всех колёсах автомобиля, стояночные же с помощью механического привода стопорили только задние колёса.
Тормозные устройства передних колёс были дисковыми, вентилируемыми, задние — классическими барабанными. Гидропривод тормозов был двухконтурным, причём каждый из контуров был задействован на два передних и одно заднее колесо. Ко всему, каждый контур оснащался собственным гидровакуумным усилителем, а вся тормозная система в целом — центральным вакуумным усилителем.
Подкапотное пространство автомобиля ГАЗ-14
Передняя часть салона ГАЗ-14
Основные органы управления ГАЗ-14:
1 — патрубки системы вентиляции и отопления; 2 — переключатель фар и указателей поворота; 3 — рулевое колесо, 4 — приборная панель; 5 — рычаг управления АКПП; 6 — рычаги регулировки отопления и вентиляции; 7 — предохранители; 8 — перчаточный ящик; 9 — пепельница и прикуриватель; 10 — выключатели; 11 — педаль акселератора; 12 — выключатель массы аккумулятора; 13 — замок зажигания и противоугонного устройства; 14-тормозная педаль; 15-рукоятка привода замков капота; 16-рукоятка управления жалюзи радиатора; 17 — включатель насоса подачи стеклоомывающей жидкости; 18 — педаль включения стояночного тормоза; 19 — рукоятка отключения стояночного тормоза
Приборная панель ГАЗ-14:
1 — комбинация контрольных приборов; 2 — головка перевода стрелок часов; 3 — часы; 4 — спидометр; 5 — кнопка сброса суточного пробега; 6 — выключатель вентилятора переднего отопителя; 7 — выключатель вентилятора заднего отопителя; 8 — выключатель стояночных фонарей; 9 — радиоприёмник; 10 — регулятор кондиционера; 11 — переключатель вентилятора кондиционера; 12 — выключатель аварийной сигнализации; 13 — выключатель стеклоочистителя; 14 — контрольная лампа системы обогрева заднего стекла; 15 — кнопка управления воздушными заслонками карбюратора; 16 — контрольная лампа включённого дальнего света; 17 — контрольная лампа работы указателя оборотов; 18 — включатель обогрева заднего стекла; 19 — включатель противотуманных фар; 20 — центральный переключатель света; 21 — включатель очистителя фар
Комбинация приборов ГАЗ-14:
1 — контрольная лампа состояния аккумулятора; 2 — контрольная лампа резервного остатка топлива в баке; 3 — указатель количества топлива в баке; 4 — контрольная лампа неисправности рабочих тормозов; 5 — контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя; 6 — указатель давления масла в системе смазки двигателя; 7 — контрольная лампа-дублёр; 8 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 9 — контрольная лампа перегрева охлаждающей жидкости; 10 — контрольная лампа включённого стояночного тормоза; 11 — амперметр
В отличие от ГАЗ-13, где стояночный тормоз стопорил выходной вал коробки передач, на ГАЗ-14 он с помощью небольшой педали под левой ногой водителя затормаживал задние колёса.
Рулевое управление автомобиля состояло из редуктора, тяг и гидроусилителя. Наличие последнего значительно уменьшало усилие на рулевом колесе и существенно повышало безопасность движения, а также комфортабельность управления легковой машиной полной массой более трёх тонн.
Рулевой редуктор, в который входили глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, имел среднее передаточное число 18,2.
Гидроусилитель рулевого управления состоял из лопастного насоса, распределителя и силового цилиндра, при этом насос устанавливался на двигателе и приводился во вращение двухручьевой клиноременной передачей от шкива на коленчатом валу двигателя.
Восьмицилиндровый V-образный двигатель ЗМЗ-14 (ГАЗ-14)
Передняя подвеска ГАЗ-14:
1 — пружина; 2 — нижний рычаг подвески; 3 — буфер хода сжатия; 4 — гайка; 5 — нижний шаровой шарнир; 6 — регулировочная гайка затяжки подшипников ступицы колеса; 7 — колпак колеса; 8 — колпак ступицы; 9 — цилиндр тормоза; 10 — ступица с тормозным диском; 11 — стойка; 12 — верхний шаровой шарнир; 13 — болт верхних рычагов; 14 — буфер хода отдачи; 15 — верхние рычаги; 16 — регулировочные прокладки; 17 — ось верхних рычагов
Задняя подвеска ГАЗ-14:
1 — лонжерон рамы; 2 — задний мост; 3 — колесо; 4 — передний кронштейн рессоры; 5 — буфер хода сжатия; 6 — верхние рычаги; 7 — рессора; 8 — серьга
Рулевое управление ГАЗ-14:
1 — масляный насос; 2 — дополнительный бачок насоса; 3 — основной бачок; 4 — рулевой редуктор; 5 — соединительная муфта; 6 — рулевая колонка; 7 — рулевое колесо; 8 — правая рулевая тяга; 9 — маятниковый рычаг; 10 — средняя рулевая тяга; 11 — цилиндр гидроусилителя; 12 — кронштейн; 13 — золотниковый механизм; 14 — левая рулевая тяга; 15 — поворотный рычаг стойки
В отличие от предшественника, в оснащение ГАЗ-14 входило немало устройств, повышающих комфорт и безопасность. Так, машина была оснащена разветвлённой системой отопления и вентиляции с тремя (!) отопителями, встроенным кондиционером, дистанционным электроприводом заслонок воздухозаборников, стеклоподъёмниками с электроприводом, а также стереофонической аудиосистемой «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма» и пультом дистанционного управления в левом подлокотнике заднего дивана.
К средствам пассивной безопасности относились силовые пояса в дверях, мягкая обивка внутренней части салона, задние противотуманные фонари, а также редко в то время встречавшиеся трёхточечные ремни безопасности. Помимо этого следует упомянуть фароочистители, систему блокировки дверей с места водителя. Зеркало заднего обзора на «Чайке» было только внутриса-лонное, однако пользы от него было немного, поскольку у большинства «чаек» заднее и задние боковые окна зашторивались. Внешнее водительское зеркало было установлено на машине лишь в середине 1980-х годов.
В завершение следует заметить, что автомобиль, запущенный в серию в 1977 году, выглядел вполне современным, отвечавшим стилистическим направлениям мирового автодизайна. Монтаж ГАЗ-14 осуществлял ПАМС (производство автомобилей малых серий), подразделение Горьковского автозавода.
ГАЗ-14 «Чайка» (РАФ-3920) в варианте «санитарный автомобиль»
Салон кареты «скорой помощи» на базе «Чайки» был достаточно просторным
На ГАЗ-1405 «Чайка» с кузовом «фаэтон» командующие округов принимали военные парады
Неудавшаяся попытка модификации внешнего вида ГАЗ-14
Сборка машин производилась на стапелях, вручную, бригадным методом, с производительностью около сотни ГАЗ-14 в год. Те; ология сборки была весьма сложно, так, в её процессе монтажникам приходилось несколько раз собирать и разбирать каждый автомобиль. Машины окрашивались пятнадцатью слоями чёрной нитроэмали с промежуточной шлифовкой слоёв, после чего проходили приёмочные испытания на различных трассах протяжённостью в сотни километров.
Производство представительского автомобиля ГАЗ-14 «Чайка» продолжалось вплоть до 1988 года, за неполные 11 лет было выпущено 1120 таких машин нескольких модификаций.
Завершение выпуска последней «Чайки» оказалось весьма печальным. В 1988 году в стране разгорелась нешуточная «борьба с привилегиями», в рамках которой автомобиль был снят с производства, а последняя полусобранная машина отправлена в металлолом. Мало того, чуть ли не впервые в истории ГАЗа, одновременно были уничтожены рабочая документация на автомобиль, технологическая оснастка, сборочные стапели и кузовные штампы. Несколько лет назад Техсовет ОАО «ГАЗ» обсуждал идею возобновления производства ГАЗ-14 — внешний вид представительского автомобиля мог бы ещё много лет соответствовать современной автомобильной моде. Однако без уничтоженных документов и оснастки воссоздание «Чайки» влетело бы в такую копеечку, что о рентабельности её выпуска не могло быть и речи.
Технические характеристики автомобиля ГАЗ-14 «ЧАЙКА»
Длина, мм……………………………………….6114Ширина, мм……………………………………2020Высота, мм……………………………………..1525База, мм………………………………………….3450Колея, мм……………………………………….1580Дорожный просвет, мм……………………..180Снаряжённая масса, кг……………………2605Полная масса, кг……………………………..3165Ёмкость топливного бака, л………………100Рабочий объём двигателя, л……………..5.53Мощность, л.с…………………………………..220Передние тормоза…………………….дисковыеЗадние тормоза……………………барабанныеПередняя подвеска…………….независимая, пружиннаяЗадняя подвеска…………………….зависимая, рессорнаяМаксимальная скорость, км/ч……………175Время разгона до 100 км/ч, с……………….15Расход топлива, л/100 км…………..17,5 — 29
Игорь ЕВСТРАТОВ
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Рекомендуем почитать
- ГАЗ-13 «Чайка» Если в конце 1940-х годов ГАЗ-12 ЗИМ выглядел вполне стильно, то в конце 1950-х от его былого великолепия не осталось и следа. Именно поэтому конструкторам автозавода пришлось...
- ГАЗ-14 «Чайка» Переменчивая автомобильная мода, тяготевшая в начале 1960-х годах к конструкциям более строгого, угловатого стиля, побудила конструкторов ГАЗа к разработке представительского автомобиля...
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам:
modelist-konstruktor.com
Селектор АКПП Газ 13 Чайка
Все разделы Транспорт Автомобили Мотоциклы Мотороллеры и мопеды Велосипеды Грузовики Автобусы Троллейбусы Трамваи Списанная военная техника Железнодорожный транспорт Авиация Водно-моторная техника Запчасти Запчасти для автомобилей Запчасти для мотоциклов Запчасти для мотороллеров Запчасти для велосипедов Запчасти для грузовиков Запчасти для общественного транспорта Запчасти для военной техники Запчасти для ЖД транспорта Запчасти для авиации Запчасти для водно-моторной техники Литература, каталоги Книги Журналы Каталоги Кухонная и домашняя утварь Посуда Замки, ключи, дверные ручки Каминные принадлежности Кашпо Лаковая миниатюра Металлическая посуда и предметы сервировки Металлические столовые приборы Подстаканники Прялки, швейные машинки Самовары Ступки Сундуки, короба Таблички и вывески Утюги Холодильники Чайники, кофейники, бульотки Шкатулки, футляры, жестяные коробки Другое Радиотехника Радиоприемники Телевизоры Магнитофоны Проигрыватели Видеомагнитофоны Усилители Акустика Литература, каталоги Запчасти Другое Аудио- и видео-носители Грампластинки Катушки Компакт-кассеты Видеокассеты Диафильмы Литература, каталоги Другое Граммофоны, патефоны Граммофоны Патефоны Литература, каталоги Запчасти Другое Фотография Фотографии Слайды Дагеротипы Копии, репринты Другое Часы Наручные Настенные Карманные, часы-кулон Каминные, настольные Напольные Литература, каталоги Запчасти Другое Ювелирные изделия Золотые Серебряные Медные Бронзовые Костяные Деревянные Литература, каталоги Ювелирные изделия из других материалов Техника и приборы Барометры, термометры Бинокли, лупы, подзорные трубы Весы и гири Кассовые аппараты Компасы Печатные машинки Телефоны Фототехника Киноаппаратура Литература, каталоги Запчасти Другое Музыкальные инструменты, приборы Аккордеоны, баяны, гармони Губные гармошки Духовые инструменты Клавишные инструменты Синтезаторы и др Колокольчики и колокола Музыкальные шкатулки, полифоны Струнные инструменты Электрогитары и др Ударные инструменты Примочки Литература, каталоги Запчасти Другое Книги Букинистические антикварные книги Подарочные и эксклюзивные книги Газеты, журналы Репринтные издания Другое Текстиль Одежда Головные уборы Старинные костюмы Бисерная вышивка и плетение Вышивки Гобелены Ковры Кружева Платки и шали Скатерти, рушники, подзоры Литература, каталоги Другое Предметы интерьера Настенные панно Письменные приборы Предметы из кости Рамы для картин и фото Скульптура Чугунная пластика Эмали клуазоне Литература, каталоги Другое Гравюры, карты, плакаты Гравюры Карты и атласы Плакаты Копии и реплики Литература, каталоги Другое Рисунок, акварель и графика Русская Советская Иностранная Современная Копии и репродукции Литература, каталоги Другое Предметы культа Антикварные религиозные книги Иконы Киоты, рамы Лампады Медная пластика Церковная утварь Литература, каталоги Другое Осветительные приборы Люстры Настольные лампы, керосиновые лампы Плафоны, подвески, абажуры Подсвечники, канделябры, бра Фонари Литература, каталоги Запчасти Другое Антикварная мебель Мебель Мягкая мебель Кухонная мебель Детали, фурнитура Копии, реплики Литература, каталоги Другое Фарфор, фаянс, керамика Изделия из фаянса, майолики, керамики Фарфоровая посуда и изделия Литература, каталоги Другое Статуэтки и скульптуры Золотые Серебряные Бронзовые Медные Костяные Стеклянные и хрустальные Фарфоровые Керамические Каменные Гипсовые Деревянные Пластиковые Литература, каталоги Другое Оружие Огнестрельное оружие Холодное оружие Метательное оружие Антикварное оружие Коллекционное оружие Наградное оружие Амуниция для оружия Декоративное оружие Литература, каталоги Запчасти Другое Предметы военной истории Амуниция Доспехи Копии, реплики Литература, каталоги Другое Нумизматика Россия и СССР Античные монеты Золотая Орда Золотые инвестиционные монеты Оптовые лоты, подборки монет Платежные жетоны Специальные выпуски, Коллекции Сувенирные монеты Копии, реплики Литература, каталоги Аксессуары Другое Бонистика Банкноты Литература, каталоги Другое Филателия Тематические выпуски Уникальные марки Почтовые марки Непочтовые марки Литература, каталоги Аксессуары, кляссеры Другое Макеты и модели Диорамы Железнодорожные модели Модели военной техники Модели зарубежных автомобилей Модели кораблей Модели мототехники Модели отечественных автомобилей Модели самолётов Фигурки Литература, каталоги, журналы Детали, запчасти, фрагменты Другое Игрушки и игры Техника Заводные игрушки Елочные игрушки Солдатики, оружие Куклы и аксессуары Музыкальные игрушки Настольные игры Мягкие игрушки Животные Персонажи книг и фильмов Наборы, коллекции Литература, каталоги Другое Открытки, конверты, почтовые карточки Открытки Конверты Почтовые карточки Копии, репринты Литература, каталоги Другое Документы Документы Копии, репринты Другое Жетоны, Медали, Значки Mедали наградные Военные нагрудные знаки и знаки отличия Гражданские нагрудные знаки Памятные медали и знаки Жетоны Настольные медали Тематические сувенирные значки Литература, каталоги Другое Этикетки, Бутылки, Пробки Этикетки Бутылки Мини-бутылки Пробки Банки Подставки Другое Спортивное коллекционирование Билеты Карточки Наклейки Олимпиады Программки Другое Предметы под старину Мебель Осветительные приборы Предметы быта, домашняя утварь Предметы интерьера Приборы и техника Рамы, зеркала Скульптуры Украшения Часы Другое Другое в коллекционировании Автомобильные номера Билеты Вещи знаменитостей, автографы Вымпелы Календари Магниты сувенирные Минералы и окаменелости Пластиковые карты Пуговицы Табакокурение Удивительные вещи Стимпанк
retromarket.su
Про сервисное обслуживание акпп автоматических КП (коробок передач).
Сегодня, в отличие от времен, когда знакомство автолюбителей с акпп заканчивалось на автобусах «ЛиАЗ», представительских лимузинов "Чайка" и "ЗИЛ", рынок готов предложить самые разные марки автомобилей, оснащенные автоматическими коробками передач. Автоматическая трансмиссия (АКПП) в большинстве случаев представлена в автомобилях гидромеханической передачей. Основные свойства такой акпп заключаются в следующем: Она содержит гидродинамический трансформатор, механические передачи и систему управления автоматическим переключением передач. При гидромеханической передаче поток мощности, который при механической трансмиссии передается от двигателя к колесам посредством сочетания определенных шестерен, идет еще и через Гидротрансформатор (в простонародье - бублик), рабочие колеса которого связаны друг с другом через жидкость. В связи с этим динамические нагрузки, вызываемые крутильными колебаниями, идущими от двигателя, уменьшаются. Гидродинамический трансформатор, благодаря особенностям своей характеристики, трансформирует крутящий момент двигателя. Поэтому число передач в механической части акпп делается меньше числа передач в механических коробках – 5-6 передач вместо 13-16 в большегрузных автопоездах и на 1-2 передачи меньше в легковых автомобилях. Переключение передач в гидромеханических передачах осуществляется без разрыва потока мощности, обороты двигателя при этом изменяются плавно. Эти свойства позволяют автоматической коробке передач встать на уровень выше механической и значительно облегчить условия эксплуатации автомобиля. И помните - как только Вы запустили двигатель, процесс работы в акпп начался и продолжается до полной остановке мотора. Таким образом, можно утверждать уверенно - обслуживать АКПП нужно обязательно. Чем чаще, тем лучше, невзирая на некоторые рекомендации заводов о необслуживании автоматической коробки.
|
akpp-car.ru
14 - это... Что такое ГАЗ-14?
ГАЗ-14 «Чайка»
Общие данные
Производитель: | ГАЗ, ЗМЗ |
Марка: | ГАЗ-14 (ЗМЗ-14) |
Тип: | бензиновый карбюраторный, четырёхтактный,V8, верхнеклапанный |
Объём: | 5526 см3 |
Максимальная мощность: | 220 л.с., при 4200 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 451,1 Н·м, при 2800 об/мин |
Конфигурация: | V8 |
Цилиндров: | 8 |
Клапанов: | 16 |
Разгон до 100 км/ч: | 15 с |
Расход топлива при смешанном цикле: | 24 л/100 км |
Расход топлива при городском цикле: | 29 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 17,5 — 22 л/100 км |
Диаметр цилиндра: | 100 мм |
Ход поршня: | 88 мм |
Cтепень сжатия: | 8,5 |
Система питания: | два карбюратора, К-114Б и В |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | OHV |
Материал блока цилиндров: | алюминий |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | алюминий |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Рекомендованное топливо: | АИ-95 «Экстра» |
Характеристики
Массово-габаритные
Колея задняя: | 1580 мм |
Масса: | собственная — 2 605 кгполная — 3 165 кг |
Динамические
Разгон до 100 км/ч: | 15 с |
Макс. скорость: | 175 км/ч |
На рынке
Предшественник Предшественник | Преемник Преемник |
Другое
Расход топлива: | 14…29 л /100 км |
Объём бака: | 100 л |
ГАЗ-14 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, ручная сборка на Горьковском автомобильном заводе c 1977 по 1988 год.
Всего было изготовлено около 1120 автомобилей этой модели.
История создания
Явная ориентация создателей «Чайки» ГАЗ-13 на переменчивую американскую автомобильную моду середины 1950-х годов сделала её дизайн очень быстро устаревающим. Уже в 1957—1958 модельных годах созданные в рамках того же направления кузова в США были сняты с производства и заменены более сложно и экстравагантно оформленными. В начале же 1960-х по всему миру произошёл ещё более резкий переход к принципиально новому стилю, более строгому и угловатому, вроде того, что впоследствии был использован создателями «Волги» ГАЗ-24.
В результате уже к началу шестидесятых, казалось бы, только что запущенная в производство «Чайка» на фоне большинства иностранных образцов внешне воспринималась устарело. Тем более что разработанная в 1961 году модернизированная версия, оформленная в духе более современных американских автомобилей 1957—1959 модельных годов, в серию так и не пошла. Особенно заметно это становилось на фоне автомобиля более высокого класса ЗИЛ-111, внешность которого была обновлена в 1963 году и более-менее вписывалась в стилистические тенденции начала 60-х.
Начало работы над проектом нового автомобиля большого класса на ГАЗе относится ко второй половине десятилетия, с 1967 года.
В 1968 году уже существовал полноразмерный макет будущей «Чайки» второго поколения, внешность которого явно восходила к некоему обобщённому образу высококлассного американского автомобиля тех лет, при этом не копируя напрямую какую-либо определённую модель или их группу. Проект был утверждён макетной комиссией в 1969 году, после чего приступили к изготовлению прототипов.
К сожалению, в силу целого ряда причин путь новой модели к производству был очень долгим.
Первая серия прототипов была построена на основе шасси ГАЗ-13 (дизайнер — Лев Еремеев). Однако создателей автомобиля не удовлетворили их эстетические и технические качества. Сочетание низкой линии крыши и вынужденно высокого из-за габаритов двигателя капота нарушало визуальные пропорции, а понизившиеся вместе с крышей сидения требовали удлинения колёсной базы для сохранения необходимого пространства для ног пассажиров. Требовались более серьёзные изменения компоновки.
В 1971 году был построен ходовой прототип второй серии. Он уже имел изменённое шасси с увеличенной на 200 мм колёсной базой и более низкий двигатель. Внешний облик автомобиля создавал Станислав Волков, выпускник художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, впоследствии работавший над дизайном семейства «ГАЗель».
Впоследствии, вплоть до середины 1970-х годов, было построено ещё несколько прототипов. Они имели различные варианты оформления, постепенно приближаясь к тому, которое было впоследствии выбрано для серийной модели.
В 1975 году предсерийные экземпляры прошли испытания в самых разнообразных дорожных условиях, в том числе и экстремальных, на дорогах Крыма и Кавказа, а в следующем, 1976 году, после устранения выявленных недостатков, по тому же маршруту проходили уже государственные приёмочные испытания, в результате которых автомобиль окончательно был рекомендован к производству.
В 1977 году была выпущена первая промышленная партия, но самую первую машину вишнёвого цвета собрали в качестве «трудового подарка» ещё в конце 1976, по случаю дня рождения Л. И. Брежнева (отмечался 19 декабря).
Таким образом, между началом работ по новой «Чайке» и стартом её серийного производства прошло более десяти лет.
Тем не менее, даже на момент начала своего выпуска автомобиль выглядел в рамках своего стилистического направления вполне современным, чем он был обязан затяжному кризису американского автопрома 1970-х годов, когда обновление модельных рядов замедлилось во много раз, а развитие дизайна вообще практически остановилось.
Более того, в США приблизительно сравнимые по классу с «Чайкой» рамные «полноразмерные» автомобили выпускались в имевших аналогичное оформление кузовах до конца восьмидесятых — середины девяностых годов, в частности: «Кадиллак Флитвуд» и «Кадиллак Брогэм» — до 1992, «Линкольн Таункар» — до 1989, «Олдсмобиль 88» — до 1985, «Шевроле Каприс» — до 1990, «Форд ЛТД Краун Виктория» и «Меркурий Гранд Маркис» — до 1991. Впоследствии большинство из упомянутых выше моделей были подвергнуты рестайлингу, заключавшемуся преимущественно в замене кузова на более современный и аэродинамичный, и выпускались: компанией «Дженерал Моторс» — до второй половины девяностых годов, «Форд Мотор» — производятся до настоящего времени, хотя и в значительно модернизированном виде.
Технические особенности
Двигатель ГАЗ-14С технической точки зрения автомобиль, по сути, был глубоко модернизированным вариантом своего предшественника, ГАЗ-13. При этом новая модель была существенно крупнее, и по сути «ушла» в более высокий подкласс, вплотную приблизившись по габаритам, техническим характеристикам и уровням комфорта и оснащённости к моделям ЗИЛ высшего класса.
По сравнению с ГАЗ-13, высота автомобиля была снижена на 95 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях.
Рама осталась Х-образной, как у предыдущей модели, но при этом колёсная база была удлинена на 200 мм для компенсации уменьшения высоты автомобиля и менее вертикальной посадки водителя и пассажиров, составляя теперь 3450 мм. Соответственно увеличилась и общая длина автомобиля.
Двигатель остался в основе тем же, что и на ГАЗ-13, но за счёт изменения фаз газораспределения, новых впускного и выпускного коллекторов, введения системы питания с двумя карбюраторами и других мер, максимальная мощность поднялась со 195 до 220 л.с., что ощутимо улучшило динамику — на четверть уменьшилось время разгона до 100 км /ч, возросла максимальная скорость. Также, по некоторым непроверенным данным, для понижения линии капота был немного увеличен развал блока цилиндров. Для снижения шумности системы газораспределения, уменьшения объёма технического обслуживания и повышения устойчивости работы двигателя толкатели клапанов были сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний, что уменьшило уровень вибраций. Появилась более надёжная и обеспечивающая большую стабильность работы двигателя на высоких оборотах электронная система зажигания, причём для обеспечения максимальной надёжности её элементы дублировались.
Автоматическая коробка передач в целом унаследована от модели-предшественника, но были изменены передаточные числа её планетарной части, а наиболее заметным отличием было расположение селектора режимов работы АКПП — если на ГАЗ-13 он был кнопочным и располагался слева на панели приборов, то на ГАЗ-14 был введён более современный напольный в виде рычага.
Передняя подвеска сохранила лишь общую схему и была полностью переработана — вместо шкворней и резьбовых втулок в ней появились шаровые опоры и резинометаллические шарниры (сайлент-блоки). Усовершенствована была и задняя рессорная зависимая подвеска. Всё это позволило улучшить комфортабельность автомобиля, повысить его ходовые качества.
Тормоза также были модернизированы и вполне соответствовали требованиям тех лет. Впереди появились массивные вентилируемые дисковые механизмы. Тормозная система имела два контура, причём каждый из них действовал на два передних и одно заднее колесо, и в каждом имелся свой гидровакуумный усилитель, помимо которых использовался один центральный вакуумный усилитель (каскадная схема). На ГАЗ 14 применили дисковые тормоза с внутренней вентиляцией и двумя ступенями усиления английской фирмы «Гирлинг». Усилителей три: один вакуумный, два других — гидровакуумные. Тормозная система дублируется — имеются два независимо действующих контура.
Стояночный тормоз был перенесён с выходного вала коробки передач на задние колёса, и привод его обеспечивался теперь не рычагом под панелью приборов, а специальной ножной педалькой.
В чём новая модель представляла собой настоящий прорыв — так это в уровне оснащённости салона и использовании всевозможных сервоприводов.
Автомобиль был весьма обильно снабжён различными устройствами, повышающими комфорт для водителя и пассажиров. К их услугам были очень сложная система вентиляции и отопления с двумя отдельными отопителями, электромеханическим приводом заслонок воздухозаборников и встроенным кондиционером, обеспечивавшая индивидуальный микроклимат на переднем и заднем сидении, электростеклоподъёмники, так же автомобиль оснащался стереофоническим радиоприёмником высшего класса «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма» (Рижский радиозавод), в левом подлокотнике заднего дивана установлен пульт дистанционного управления радиоприёмником, который имел приоритентое право включения. Центральный замок, четыре пепельницы. Некоторые автомобили имели встроенный радиотелефон «Алтай» или спутниковый «Кавказ».
Гнутые атермальные боковые стёкла с лёгкой сине-зелёной тонировкой не пропускали в салон ультрафиолетовое излучение. Заднее стекло и некоторые боковые имели электрообогрев. Имелся и фароочиститель струйного типа.
Всего в автомобиле было 17 электродвигателей различной мощности.
Акустический комфорт благодаря мощной шумоизоляции и специальной настройке агрегатов также был «на уровне» — по данным прессы тех лет, при равномерном движении уровень шума в салоне не превышал 73 дБ.
Большое внимание было уделено безопасности. В автомобиле имелись трёхточечные ремни безопасности, силовые пояса в дверях, мягкая обивка интерьера, задние противотуманные фонари, и другие элементы пассивной и активной безопасности.
Новые конструктивные решения позволили существенно уменьшить объём технического обслуживания и снизить его трудоёмкость. Это и бесшкворневая подвеска, и гидротолкатели клапанов, и электронное зажигание, и многие другие узлы и агрегаты, не требовавшие регулировки и обслуживания в процессе нормальной эксплуатации. Так, общее число смазочных операций на 1000 км сократилось по сравнению с ГАЗ-13 в 6 раз.
Хронология выпуска
В 1977 году был развёрнут серийный выпуск автомобиля, но, разумеется, ни массовым, ни тем более конвейерным он не был.
Сборка «Чаек» осуществлялась силами находившегося на территории ГАЗа ПАМСа (Производство автомобилей малых серий), бригадным методом, вручную на стапелях. Так собиралось всего около сотни машин в год. Процесс сборки был очень сложен и включал в себя несколько последовательных сборок и разборок автомобиля.
Данные о каждом из участвовавших в сборке специалистов и индивидуальных особенностях автомобиля и отдельных агрегатов вносились в специальный сопроводительный документ. Каждый собранный автомобиль проходил обязательные приёмочные испытания протяжённостью в сотни километров.
Мелкосерийное производство «Чайки» продолжалось в течение 11 лет, до 1988 года. С 1985 года автомобиль получил индекс 1402 и несколько новшевств, в частности сиденья, на которых ранее не регулировался угол наклона спинки, теперь устанавливали от ГАЗ 3102 с более широким диапазоном регулировки поясничного подпора спинки сиденья. Так же была усовершенствована система охлаждения двигателя.
В 1988 году, в рамках так называемой «борьбы с привилегиями», автомобиль был снят с производства по личному указанию М. С. Горбачёва[источник не указан 693 дня], причём одновременно была уничтожена вся технологическая оснастка, рабочая документация, сборочные линии, кузовные штампы и так далее (даже оснастка для производства игрушечной масштабной модели автомобиля, также выпускавшейся на ГАЗе).
В результате этого необдуманного, волюнтаристского решения был уничтожен вместе со всем производственным комплексом уникальный автомобиль с высоким техническим уровнем, на тот момент практически не уступавший зарубежным аналогам и имевший большой модернизационный потенциал.[источник не указан 693 дня] В производстве же были оставлены устаревшая уже даже по меркам середины семидесятых годов «Волга» ГАЗ-24 и её модернизированный вариант — ГАЗ-3102.
Всего за период с 1976 по 1989 было собрано 1 120 автомобилей ГАЗ-14 всех модификаций. Последняя машина была собрана 24 декабря 1988 года и покинула завод в январе 1989. Следующая недособранная машина, уже находившаяся на стапеле, была уничтожена.
В середине девяностых руководство ГАЗа вынашивало планы по возобновлению производства «Чайки». Однако выяснилось, что практически никакой документации или производственной оснастки на заводе не сохранилось, а разработка автомобиля такого класса «с нуля» была заводу не под силу и экономически нецелесообразна.
В 2008 году автомобилю был присвоен статус объекта культурно-технического наследия СССР.
Обзор модификаций
ГАЗ-14-05 на параде в Киеве, 2008 г.Помимо базового седана ГАЗ-14, заводом выпускалась модификация ГАЗ-14-05 — парадный фаэтон. С 1982 по 1988 год их было выпущено 15 экземпляров, причём самый первый хранится в музее ОАО «ГАЗ».
Фаэтон имел локально усиленную несущую систему кузова. Вместо полноценного кабриолетного механизма подъёмных боковых стёкол и убираемого электрогидравлическим приводом тента, характерных для ГАЗ-13Б, у него имелись стёкла лишь на передних дверях и простой тент, устанавливаемый вручную над передним сидением. Он служил лишь для профилактических обкаток автомобиля во время хранения. В качестве дополнительного оборудования он имел микрофонную стойку для системы громкой связи и флагштоки. По имеющейся информации, один из фаэтонов был подарен Фиделю Кастро.
Санитарные автомобили на базе ГАЗ-14 стали изготавливаться на РАФ-е, уже после прекращения выпуска «Чайки» ГАЗ-13. Примечательно, что новая машина получила индекс уже по новому стандарту — РАФ-3920. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для Правительства Фиделя Кастро. Остальные автомобили были окрашены в чёрный цвет.
«Чайки»-седаны из Горького разбирали и резали, одновременно готовя эскизы универсала. В работе участвовал известный инженер Эйсерт — руководитель группы, создавшей авангардный для своего времени РАФ-2203. Отвечал за заказ начальник бюро спецавтомобилей Юрис Пенцис. Поначалу лепили из пластилина высокую крышу, но позже от столь серьёзной переделки кузова отказались. Запасное колесо убрали в нишу за левой задней дверью. Над ней в салоне поставили столик, рядом с носилками отвели два места для персонала, установили шкафчики. Остальную начинку автомобили получали уже в Москве. Разумеется, никакой санитарной символики — красных крестов, надписей — на машинах не было.
К концу 1980-х гг. стало очевидно, что советские автомобили высокого класса явно уступают зарубежным аналогам, причем не только в эстетическом смысле, но и технически. Именно с такой мотивацией и началась работа ЗАМСа над новой «Чайкой». Модель получила заводской индекс ГАЗ-14-07.
Было проведено небольшое обновление, автомобиль получил имитированную под ГАЗ-3102 решётку радиатора, и новые пластиковые очки для блока передних фар. В остальном внешний вид лимузина никаких изменений не претерпел.
Однако, в техническом плане новый автомобиль ощутимо превзошел своего предка. На автомобиль установили первую Советскую климатическую установку «Весна». Теперь не только отопитель, но и кондиционер обслуживали весь объем салона. Кнопочный блок управления с дисплеем позволял задавать различные настройки циркуляции и температуры воздуха в салоне. Имелся так же штатный градусник температуры воздуха за бортом. Была усовершенствована и аудиосистема «Чайки». Теперь стереофонический приёмник Vilma не прятался в боковом бардачке, а был совмещён с радиоприёмником Unitra, выпущенным БРЗ. Кстати, прежний приоритет управления аудиосистемой с заднего сидения был передан водителю. Сидения оснастили электрорегулировками с памятью на 2 персоны, а также встроенным подогревом. Ко всему прочему, электропакет пополнился электроприводами регулировки зеркал заднего вида и электрошторками. Комфорт водителя был улучшен регулируемой по высоте рулевой колонкой. Компоновка автомобиля не изменилась, но из-за отсутствия заднего кондиционера, огромный багажник «Чайки» удалось увеличить. Но главное новшество коснулось двигателя. Мотор новой «Чайки» доработали, добавили ещё по одной свече на каждый цилиндр, что повлекло за собой увеличение числа клапанов до 32. На автомобильный двигатель, впервые в СССР были установлены два инжектора ИС-52. В результате этих доработок мощность двигателя возросла с 220 л.с. до 485 л.с.
В паре с двигателем работала новая АКПП, разработанная в МАДИ специально для «Чайки». Был внедрен ручной и принудительный режим повышения и понижения передач. Так как максимальная скорость увеличилась со 175 до 220 км\ч, то двухконтурную тормозную систему дополнили задними дисковыми тормозами.
Несмотря на отличные характеристики, автомобиль не пошел в серию, в связи с постановлением М. С. Горбачева о снятии автомобилей «Чайка» с производства.
Эксплуатация
В целом автомобиль был неприхотлив и ремонтопригоден, на его эксплуатационных характеристиках благотворно сказывалось высокое качество деталей и сборки. Основные нарекания водителей вызывала компоновка рабочего места и нагрев АКПП, который снижал комфорт езды.
В игровой и сувенирной индустрии
ГАЗ-14 ГАЗ-14 (днище)Масштабные модели автомобилей ГАЗ-14 выпускались непосредственно самим Горьковским Автозаводом с 1985 по 1988 год. Несмотря на грубоватое исполнение и посредственное качество окраски, модель является желанным раритетом для большинства коллекционеров. Модель повторила судьбу «большого» автомобиля — все пресс-формы и данные были уничтожены.
Кроме самого ГАЗа, в СССР и России модель 14-й «Чайки» больше никем не производилась.
В 2011 году масштабная копия ГАЗ-14 «Чайка» чёрного цвета вышла в журнальной серии «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини», а в июле 2012 года модели ГАЗ-14 и ГАЗ-14-05 были изготовлены компанией "Наш автопром".
Так же компанией "Наш автопром" в сентябре 2012 года были выпущены модели ГАЗ-РАФ-3920 белого и чёрного цветов.
Модели универсалов РАФ-3920 и фаэтонов ГАЗ-14-05 выпускаются некоторыми одиночками в ограниченных количествах, с применением горьковской модели «Чайки».
См. также
Примечания
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 18 сентября 2011. |
Ссылки
dic.academic.ru