Услуги

Марки

Шоссе

Техцентры на карте
Новости

Вопрос-ответ

Полезные советы АКПП. Акпп положения рычага


Советы мастера

Советы автовладельцам

АКПП очень облегчает вождение, делает его более радостным и комфортным. Но... если только она действует безукоризненно. Это качество заложено в современных АКПП еще на этапе проектирования, но все же эти агрегаты имеют весьма высокую (в сравнении) склонность к сбоям и отказам. Аккуратная эксплуатация способствует значительному снижению вероятности возникновения таких проблем.

Основные постулаты "автомата": 1. При каждом визите в автосервис, а это может быть как регламентное обслуживание, так и необходимый текущий ремонт, настаивайте на внешнем осмотре АКПП. Это позволит вовремя обнаружить неисправность наиболее часто приводящую к выходу ее из строя - подтеканию (или течи) трансмиссионной жидкости. 2. Обратитесь к специалистам сервиса, либо просто вновь загляните в руководство по эксплуатации Вашего автомобиля с тем, чтобы четко уяснить для себя назначение органов управления АКПП, контрольных ламп и всевозможных переключателей. 3. Помните, что положениями рычага управления "Р" и "R" можно воспользоваться только после полной остановки автомобиля. 4. Бережно и внимательно относитесь к аккумуляторной батарее Вашего авто, т.к. запуск двигателя возможен только посредством стартера. 5. Неисправности системы охлаждения двигателя, приводящие к его перегреву, незамедлительно повлекут перегрев трансмиссионной жидкости в АКПП с самыми серьезными для нее последствиями. 6. В холодное время года применяйте щадящие приемы вождения первые 10 - 15 минут, давая тем самым трансмиссионной жидкости набрать "рабочую" температуру. 7. Избегайте буксировки Вашего автомобиля с неработающим двигателем. Воспользуйтесь автомобилем - погрузчиком.

Советы по эксплуатации

Что означают символы положения рычага выбора диапазона и зачем они нужны? Рычаг выбора диапазона (РВД) работы коробки передач имеет несколько положений, которые имеют буквенное и цифровое обозначение. Количество этих положений у разных моделей автомобилей разные, но на всех автомобилях РВД обязательно имеет положения, обозначенные буквами «Р», «R» и «N». Р - парковка. В этом положении включен трансмиссионный тормоз, удерживающий машину во время стоянки. Двигатель работает на холостом ходу. Этого тормоза достаточно на ровном месте. В ином случае сначала затяните ручной тормоз и затем включите трансмиссионнный - Р. В этом положении рычага можно запускать двигатель. R - задний ход. Это положение следующее по ходу рычага. Его можно включать только при полной остановке автомобиля, иначе поломки не избежать. N - нейтраль. Здесь все понятно: вращение от двигателя не передается к ведущим колесам и незаторможенная машина может свободно катиться. В данном положении, как и положении Р, возможен пуск двигателя. Во время движения автомобиля включать нейтраль не рекомендуется. Но если это все же произошло, необходимо сбросить газ и только после того, как упадут обороты, включите нужную передачу. D - движение. Положение для езды. В этом случае обеспечивается оптимальный режим работы двигателя и движения автомобиля в нормальных условиях. В автоматическом режиме последовательно включаются все передачи (обычно их четыре). Автомобиль начинает движение со второй передачи- это обусловлено работой гидротрансформатора. Первую передачу при необходимости включает только "кик-даун". Торможение двигателем в данном положении рычага достаточно эффективно. S (либо цифра 3) - диапазон пониженных передач. В это положение рекомендуется переводить рычаг на дороге с небольшими подъемами и спусками. Высшая передача в данном случае - третья. Первую передачу можно включить с помощью "кик-даун". В положении S торможение двигателем еще более эффективно, чем в положении D. L (либо цифра 2) - второй диапазон пониженных передач. Используется для езды в тяжелых условиях, например, в горах. В этом положении включается только первая (для трогания с места) и вторая передачи. Торможение двигателем еще эффективнее, чем в положении S. Если при наборе скорости передвинуть рычаг в положение S, а затем обратно в L, то вторая передача включается раньше. 1 - разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется при движении на крутых спусках.

На некоторых моделях автомобилей разрешение на использование четвертой, повышающей, передачи осуществляется с помощью специальной кнопки «OD». Если она находится в утопленном состоянии и РВД установлен в положение «D», то переключение на повышающую передачу разрешено. В противном случае включение четвертой повышающей передачи запрещено. Состояние системы управления в этом случае отражается с помощью индикатора «O/D OFF». В случае разрешения использования повышающей передачи индикатор не горит, а при запрете загорается. Следует отметить, что рычаг селектора автоматической коробки передач можно переводить из положения D в S и даже в L (соответственно 3 или 2) во время движения, например, при обгоне. Но так как в этот момент включится понижающая передача, есть опасность "перекрутить" двигатель. Чтобы этого не произошло, по меткам на шкале спидометра контролируйте предельную скорость на данной передаче, или следите за оборотами двигателя по тахометру, если таковой имеется. В некоторых моделях автомобилей автоматическая коробка передач имеет специальный режим W (winter-зима). Разгон. Момент переключения передач в автоматической коробке зависит от скорости автомобиля, нагрузки на двигатель, от того, плавно или резко вы нажимаете на акселератор и, конечно же, от положения рычага селектора (он имеет такое название, поскольку предназначен для выбора режима работы коробки). Во время движения, если вы прибавляете "газ" понемногу, плавно надавливая на акселератор, каждая следующая (т.е. высшая) передача будет включаться, как только обороты двигателя станут достаточными для перехода на нее, и разгон автомобиля при этом происходит плавно. Если же вы нажимаете на педаль резко, то передачи станут переключаться несколько позднее, а разгон будет интенсивнее. На автоматических коробках передач последних годов выпуска имеются переключатели режима разгона: N-нормальный (либо Е - экономичный) и S - спортивный.

Для чего нужны дополнительные кнопки (переключатели)? Что такое зимний режим? На большинстве современных автомобилей с автоматической трансмиссией в систему управления заложено несколько вариантов управления переключением передач. К ним относятся - экономичная, спортивная, зимняя и т.п. Экономичная программа. Программа настроена на обеспечение движения с минимальным расходом топлива. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер. Спортивная программа. Эта программа настроена на максимальное использование мощности двигателя. Автомобиль в этом случае развивает, по сравнению с экономичной программой, значительно большие ускорения. Для реализации экономичной или спортивной программы на приборной панели или рядом с рычагом выбора диапазона расположена специальная кнопка или переключатель, которые в зависимости от марки автомобиля может иметь обозначение «POWER», «S», «SPORT», «AUTO», «A/T MODE» и т.п. Электронные блоки управления практически всех современных автомобилей имеют специальную программу трогания с места на скользкой дороге (зимняя программа). Для ее активизации так же имеется специальная кнопка или переключатель, которые могут иметь обозначения «WINTER», «W», «HOLD», «*» и т.п. В случае ее действия возможны различные алгоритмы работы АКПП, но, как правило, во всех случаях трогание осуществляется либо со второй, либо с третьей передачи.

Что такое овердрайв (overdrive)? Какой из режимов предпочтительней в городских условиях драйв или овердрайв? Оverdrive в терминологии американских автомобилестроителей означает повышающая передача. Обозначается, обычно, как “OD”, либо D, либо D в кружочке. Повышающую передачу рекомендуется использовать для размеренной, экономичной езды на магистрали. Можно ли переключать рычаг выбора диапазона на ходу? Можно, но только не во все положения. Категорически запрещается при движении вперед переводить РВД в положения «Р» и «R». В оба эти положения рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКПП. Кроме того, не рекомендуется во время движения переводить РВД в положение «N», поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем и резкое торможение может вызвать занос автомобиля. А во все остальные положения РВД можно спокойно переводить. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так перевод РВД из положения «3» в положение «2» увеличит эффективность торможения двигателем и т.д.

Следует ли переводить рычаг выбора диапазона в “N” при остановке у светофора? Имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду, для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла коробке. В остальных случаях это делать даже не рекомендуется. Нужно ли использовать стояночный тормоз на стоянке, если рычаг выбора диапазона находится в положении “P”? Для надежной фиксации автомобиля на стоянке на относительно ровных участках исправного механизма блокировки выходного вала АКПП вполне достаточно. Но если автомобиль стоит на уклоне, то включение ручного тормоза обязательно. Причем первым необходимо затянуть ручной тормоз и только после этого установить РВД в положение «Р». В этом случае Вы освобождаете от дополнительной нагрузки, связанной со стремлением автомобиля скатиться вниз, механизм блокировки выходного вала АКПП.

Как определить количество передач в АКПП? В японских автомобилях четырехскоростную АКПП можно опознать по дополнительной кнопке на РВД, которая имеет маркировку “OD OFF”, либо “Hold”. Если такой кнопки нет, то, скорее всего, АКПП трехскоростная без повышающей передачи. В европейских автомобилях рычаг выбора диапазона трехскоростных АКПП маркируется символами PRND21. Четырехскоростных – PRND3. Пятискоростных – PRND4… В американских автомобилях о наличии четвертой (иногда пятой) повышающей передачи говорит символ D в кружочке. Имея некоторый опыт, определить количество передач можно и на практике, следя за стрелкой тахометра во время разгона автомобиля. Каждое переключение будет сопровождаться некоторым понижением оборотов двигателя. Только при этом, надо иметь в виду, что стрелка тахометра таким же образом реагирует и на блокировку гидротрансформатора (правда, падение оборотов в этом случае будет не столь заметным, как во время переключения передач).

Можно ли буксовать на машине с АКПП? Ничего криминального во время буксования в АКПП не происходит. Повышенное тепловыделение в гидротрансформаторе в этом случае может быть критичным, если система охлаждения имеет низкую эффективность (радиатор охлаждения АКПП засорен продуктами износа).

Как буксировать автомобиль с АКПП? В этом вопросе тоже нет единого ответа. Для некоторых автомобилей имеются очень жесткие паспортные ограничения. Например, Jeep Grand Cherokee рекомендуют транспортировать только на эвакуаторе. Немного проще у Chrysler`а с передним приводом. Автомобили с АКПП можно буксировать со скоростью 40 км/ч на расстояние 25 км. И все же, какая бы машина ни была, в случае неисправной трансмиссии предпочтительнее эвакуатор. Дело в том, что в АКПП смазка осуществляется принудительно, т.е. масло подводится к каждой паре трения под давлением. Если трансмиссия неисправна, значит, нет уверенности в наличии смазки. Правда, косвенно работоспособность насоса оценить можно. Надо сравнить уровень масла при заглушенном и работающем моторе. Если уровень не меняется, о буксировке даже и не думайте. Буксировку же осуществляйте при работающем двигателе и установке РВД в положение “N”. Есть еще один способ буксировки автомобиля с вышедшей из строя АКПП. Налейте максимально в АКПП масло, что обеспечит хоть какую-то смазку всех ее деталей.

Допускается ли буксировка прицепа автомобилем оборудованным АКПП? Допускается. Но надо помнить, что чем выше нагрузка, тем больше выделение тепла в гидротрансформаторе. Если вы постоянно пользуетесь прицепом, подумайте об установке дополнительного радиатора в систему охлаждения АКПП. Кроме того, в случае длительного буксирования прицепа использование повышающей передачи нежелательно. Лучше это делать на диапазонах «3» или «2».

Надо ли прогревать АКПП перед началом движения? Первое время после начала движения рекомендуется избегать динамичной езды, пока масла во всех агрегатах не прогрелось до рабочей температуры. В холодное время года, до начала движения не помешает немного прогреть масло в АКПП. Для этого необходимо переместить РВД во все положения, задерживаясь в каждом из них на несколько секунд. Затем включите один из диапазонов движения, и несколько минут удерживайте автомобиль тормозом, двигатель при этом должен работать на холостых оборотах.

Что такое кикдаун (kickdown)? Если во время движения нажать до упора педаль управления дроссельной заслонкой, то в коробке передач произойдет переключение на одну или две передачи вниз. Этот режим рекомендуется использовать для получения более высоких значений ускорения, что бывает полезным, например, во время обгона. Обратное повышающее переключение в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль управления дроссельной заслонкой, то коробка передач перейдет в штатный режим работы. Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время принудительного понижения передачи ведущие колеса могут начать буксовать, что может привести к возникновению заноса.

Как правильно начинать движение автомобиля с АКПП? Перед началом движения всегда следует нажать на педаль тормоза, перевести РВД в нужную позицию, не нажимая при этом на педаль управления дроссельной заслонкой. После легкого толчка можно отпустить педаль тормоза и начать движение, воздействуя для этого на педаль управления дроссельной заслонкой.

Что такое Autostick (Steptronic, Tiptronic)? Это система управления работой АКПП, в которой на ряду с автоматическим, предусмотрен и полуавтоматический режим управления, при котором команду на переключение передачи дает водитель, а качество этих переключений обеспечивает система управления. В зависимости от производителя этот режим имеет разные названия (Autostick, Steptronic, Tiptronic), реализуется он только на автомобилях, имеющих электронную систему управления АКПП, и то не на всех. В автомобилях оборудованных такой системой, РВД имеет специальное положение, в котором включается режим Autostick. Относительно этого положения есть два противоположных, не фиксируемых положения РВД. Эти положения имеют обозначения “+”(“Up”) и “-”(“Dn”), соответственно для переключения на более высокую или более низкую передачу. Режим Autostick является скорее полуавтоматическим, чем ручным, т.к. трансмиссионный компьютер, не перестает контролировать действия водителя и не позволит ему, например, тронуться с высшей передачи, или выбрать передачу таким образом, чтобы обороты двигателя превысили допустимые. В остальном же, полная иллюзия механической трансмиссии. По желанию водителя можно перейти и на обычный автоматический режим управления, переведя РВД в положение “D”.

Стоит ли покупать АКПП бывшую в употреблении? Зачастую, после возникновения неисправностей в АКПП, владельцы автомобилей лихорадочно покупают газеты, "лопатят" Интернет с целью найти подходящую б/у АКПП. Как специалист, который работает по данному вопросу достаточно давно, я попытаюсь читателям описать данную проблему с точки зрения ремонтника. Вопрос о целесообразности установки б/у АКПП принимается только владельцем автомобиля в зависимости от конкретных преследуемых целей. Немного из истории вопроса, или о том, как долго можно ездить на автомобиле, оборудованном АКПП.

1. Первая ошибка владельцев, это непонимание принципов работы автоматической трансмиссии, то есть АКПП. В отличие от механических коробок передач, АКПП устроена несколько иначе и в ней нет (словами клиента) "шестеренок, которые надо переключать", меняя передаточное число.

2. Вторая типичная ошибка, это проблема ATF. Очень часто эту жидкость для автоматических трансмиссий называют просто "масло" и по этой причине иногда заливают масла, предназначенные для работы в других узлах. Если произвести дословно ATF (Automatic Transmission Fluid) переводится как "жидкость для автоматических транмиссий". По своему назначению и функциям, выполняемым в автоматической коробке ATF более "родственна" тормозной жидкости, применяемой в тормозной системе. Как и тормозная жидкость ATF приводит в движение огромное количество поршней, клапанов внутри АКПП. Функция смазки же деталей АКПП здесь вторична, хотя, несомненно, очень важная. Рабочие параметры ATF значительно отличаются от параметров масел. Это касается и рабочих температур и вязкости. Поэтому следует отличать рабочую жидкость от масла.

3. Ресурс работоспособности автоматических трансмиссий колеблется от 20 000 до 250 000 и более километров. Это зависит от конкретных условий эксплуатации автомобиля. Например, самым новым автомобилем, попавшим на ремонт в московский сервис, был Mitsubishi Pajero 2003 года выпуска. Пробег автомобиля составил около 70 000 километров. За основу, для определения остаточного ресурса автомобиля или АКПП, берется пробег от 100 000 до 150 000 километров (в зависимости от модели). То есть более-менее обоснованным будет предположение, что АКПП с пробегом более указанного срока либо выработали свой ресурс, либо находятся на стадии его выработки. В силу этого фактора бывшие в употреблении агрегаты имеют цену значительно меньше, чем стоимость проведения капитального ремонта АКПП.

4. Если перед владельцем автомобиля с неисправной автоматической трансмиссией стоит вопрос только временной работоспособности автомобиля на небольшой срок (от недели до месяца), то покупка б/у агрегата будет вполне оправданной. Правда при этом стоит вопрос о том, что в любом случае агрегат нужно будет устанавливать на автомобиль и в случае его неисправности снимать. Естественно, что делать это придется либо самому, либо на СТО. Важным вопросом является и правильная установка АКПП на автомобиле. При отсутствии опыта и навыков, а также технологического инструмента данная операция будет довольно проблематичной, а подчас и невозможной для специалистов низкой квалификации. Следует также учесть, что АКПП значительно тяжелее механического аналога, что требует использование трансмиссионной стойки при установке. Если демонтаж и установку будут производить на СТО, то естественно, что работу нужно будет оплачивать. В моей практике часты случаи, когда клиент приобретал б/у АКПП, и только четвёртая по счету оказалась в рабочем состоянии. Естественно, что он все время клиент оплачивал работы по установке и демонтажу, более месяца потратил на все поиски-замены коробок, а впоследствии приехал к нам на капитальный ремонт установленной АКПП через три месяца.

5. Наиболее же актуальным является вопрос приобретения б/у АКПП тогда, когда нужно получить большое количество запчастей для замены или есть проблемы с корпусом (например, повышенный износ мест посадки подшипников/разбитые места посадки), которые нельзя устранить методом восстановления поверхности.Правда, не всегда внутренние детали полностью пригодны, некоторые приходится менять, однако это значительно сокращает расходы на ремонт для клиента.

6. Очень важным моментом является то, что после пробега 100 000 километров требует ремонта или замены гидротрансформатор ("жидкостное сцепление", "преобразователь"), который сопрягается с маховиком двигателя посредством нескольких болтов или шпилек с гайками. В гидротрансформаторе после такого пробега изнашивается диск блокировки (напоминает диск сцепления в механической КПП), а также другие детали (например, обгонная муфта, подшипники). В большинстве случаев гидротрансформатор подлежит ремонту, но иногда его меняют на новый.

Как проверить уровень ATF в АКПП? На большей части автомобилей уровень ATF в коробке передач проверяется при работающем двигателе в положении рычага выбора передач "P". На щупе обычно имеется несколько меток. Они выполнены в виде насечек или отверстий. Первая снизу пара насечек указывает на минимальный и максимальный уровень жидкости в непрогретой коробке передач. Вторая пара насечек указывает на уровень в прогретой коробке передач. Также может существовать надпись "cold" и "hot" для определения количества рабочей жидкости в холодной и прогретой АКПП. На автомобилях марки Mitsubishi, а также других марках автомобилей, на которых установлена АКПП Mitsubishi, уровень жидкости проверяется в положении рычага "N" при работающем двигателе. При этом не забудьте затянуть стояночный тормоз. На автомобилях Honda и ее американском варианте Acura уровень ATF в коробке передач проверяется после прогрева (пробега соответственно 5-15 километров) в положении рычага "P". Двигатель заглушен. Для более точного проведения измерений на всех марках машин рекомендуется дать поработать двигателю на холостых оборотах в течении 2-х минут при соответствующей позиции рычага ("P" или "N" соответственно), а на автомобилях Honda, Acura проводить измерения через 2 минуты после остановки двигателя. Это нужно для того, чтобы уровень рабочей жидкости в АКПП стабилизировался. На некоторых марках автомобилей (Audi, Volkswagen, Skoda, BMW и др.) вместо щупа для измерения применяется контрольная пробка. Жидкость в такие коробки передач может заливаться как по специальному трубопроводу, так и непосредственно в контрольную трубку.

Что происходит в АКПП в случае пониженного или повышенного уровня ATF? При недостаточном уровне рабочей жидкости в АКПП масляный насос вместе с жидкостью всасывает воздух, в результате чего жидкость становится более сжимаемой, чем это нужно. В процессе работы детали АКПП, которые конструкционно должны быть прижаты друг к другу, начинают проворачиваться, что приводит к быстрому выходу из строя коробки передач. Примерно та же ситуация получается и при завышенном уровне жидкости. Следует заметить, АКПП может выйти из строя не только вследствии недостаточного количества ATF, но и по причине так называемого "масляного голодания". Обычно это происходит тогда, когда повреждается поддон АКПП вследствии наезда на какое-либо препятствие (камень в лесу, движение по глубокой колее, бездорожье). В таком случае поддон коробки прижимается к масляному фильтру, частично закрывая его маслозаборное отверстие. Поэтому обращайте внимание на целостность поддона АКПП.

www.raap.lv

Особенности управления автомобилем с АКПП

Как утверждают знатоки, сталкивавшиеся с огромным количеством неисправных автоматических коробок передач (АКПП), представляющее большинство поломок и дефектов в них вызвано глупостью и ленью владельцев машин, или, если выражаться литературно, неправильной эксплуатацией и несвоевременным техническим обслуживанием. Некоторые технические вопросы мы по ходу дела объясним, а что-то Вам придется принять на веру. Согласитесь, что принцип «доверяй мнению профессионала» весьма разумен.

Основные режимы работы АКПП

Выбор режима работы АКПП производится путем переключения рычага селектора в различные положения, имеющие буквенные и цифровые обозначения. Внешнее оформление селектора и количество возможных положений рычага переключения у разных марок автомобилей и типов автоматических трансмиссий разные, но все они имеют режим работы, обозначенные буквами P, R, D и N. Напомним, что означают эти таинственные буквы:

  • Режим P (паркинг) – в этом положении рычага селектора двигатель отсоединен от трансмиссии, в АКПП включена «нейтраль», а выходной вал коробки передач чисто механически заблокирован от проворачивания. Режим используется при длительной остановке автомобиля и обеспечивает надежное удерживание автомобиля.
  • Режим R (реверс) – в этом режиме двигатель соединен с трансмиссией, в АКПП включена передача заднего хода. Используется для движения задним ходом.
  • Режим D (драйв) – двигатель соединен с трансмиссией, АКПП готова для движения вперед. Режим позволяет двигаться с любой скоростью.

Помимо данного (назовем его стандартным) режима автоматические трансмиссии, как правило, имеют ряд специальных режимов. Они обозначаются буквами или цифрами и выбираются либо рычагом селектора, либо нажатием соответствующих кнопок.

Все они относятся к движению автомобиля «вперед» и, в зависимости от специфики решаемых этими режимами задач, соответствующим образом видоизменяют характер работы АКПП. Наиболее часто встречающиеся дополнительные режимы:

  • Экономичный режим, оправдывая свое название, обеспечивает экономию топлива и наиболее плавное переключение передач. Рекомендуется при спокойной манере езды.
  • Спортивный режим, при котором моменты переключения передач подобраны так, чтобы обеспечить максимальное использование мощности двигателя. Если вы предпочитаете динамичную, спортивную манеру езды, нажмите кнопку и вообразите себя Шумахером, пока не надоест.
  • Зимний режим. Сущность данного режима заключается в том, что он обеспечивает трогание с места со второй передачи, а переключение передач происходит также, как при экономичном режиме. Это облегчает управление автомобилем на заснеженной трассе.
  • Режим «овердрайв» используется при движении по скоростным магистралям, не сопровождающемся резкими изменениями скоростного режима и нагрузки на двигатель.
  • Режимы понижающих передач (их может быть несколько) применяются при медленном движении по пересеченной местности, бездорожью, горной дороге, езде с прицепом и т. п.

В этих режимах обеспечивается наиболее эффективное торможение автомобиля двигателем. Поскольку обозначения вышеуказанных режимов не стандартизированы и могут сильно отличаться на автомобилях разных марок, для их правильной идентификации настоятельно рекомендуем Вам прочитать инструкцию для пользователя, либо обратиться за консультацией к специалистам. (Существует, впрочем, еще «метод пробного тыка», но учтите: ремонт коробки – дело дорогое).

  • Режим N (нейтраль) – двигатель отсоединен от трансмиссии, автомобиль не заторможен.

Мы упомянули об этом режиме потому, что он объективно существует, но по, мнению специалистов, было бы лучше, если бы вы – водитель автомобиля – тут же о нем забыли. Дело в том, что неграмотное пользование данным режимом чревато для АКПП самыми тяжелыми последствиями.

Нейтральный режим предназначен исключительно для буксировки на небольшие расстояния и перемещения вручную автомобилей с работающим двигателем. Чтобы не перегрелось трансмиссионное масло, скорость буксировки должна быть невысокой.

Советы по управлению автомобилем с АКПП

Существует ряд простых правил, следование которым позволяет максимально увеличить ресурс АКПП.

Правило первое. При трогании с места и изменения направления движения на противоположное переключение рычага селектора должны производиться при нажатой педали тормоза и полностью заторможенном автомобиле. Распространено мнение, что при переводе рычага из режима D в R и обратно следует делать задержку в положении N. Специалисты утверждают, что данное суждение ошибочно, т. к. при подобных действиях АКПП вынуждена сбрасывать «лишний» раз, что приводит к ускоренной выработке ее ресурса.

Правило второе. Начинать движение (снимать ногу с педали тормоза и нажимать на педаль газа) следует только после характерного толчка, свидетельствующего о полном включении передачи.

Правило третье. Во время остановок на светофорах, непродолжительных стоянок, остановках в пробках не стоит устанавливать рычаг селектора в положение N. Также не рекомендуется делать это длительных спусках для обеспечения движения «накатом». Нарушения этого правила могут привести к поломке механизма АКПП.

Если автомобиль забуксовал, то давить на педаль газа не только бесполезно, но и вредно как для АКПП, так и для главной передачи. В таких случаях можно попробовать выбраться из неприятной ситуации, включив режим понижающей передачи, и действуя педалью тормоза как сцеплением, обеспечивать медленное вращение колес.

Наличие автоматической трансмиссии вынуждает при «раскачивании» автомобиля не просто переключать селектор «вперед - назад», а останавливать движение в точке «зависания« тормозом. Если не пользоваться тормозом, АКПП сильно пострадает.

Прочие тонкости манипулирования автоматической трансмиссией Вы постигнете на практике. Тогда вождение автомобиля станет для Вас по-настоящему комфортным, как и планировали разработчики АКПП.

 

Автор неизвестен

transparts.by

Полезные советы АКПП - Советы АКПП - Советы автовладельцам

АКПП значительно облегчает вождение, делает его более комфортным, если она действует безукоризненно. Это заложено в современных АКПП еще на этапе проектирования, но, как и всякая другая составная часть автомобиля, АКПП имеет склонность к возникновению неисправностей.

В целом, большинство проблем с АКПП возникают из-за нарушения правил эксплуатации, или несвоевременного технического обслуживания.

Аккуратная эксплуатация способствует значительному снижению вероятности возникновения таких проблем.

Основные рекомендации при визите в автосервис:

1. При каждом визите в автосервис, а это может быть как регламентное обслуживание, так и необходимый текущий ремонт, настаивайте полной диагностике АКПП. Это позволит вовремя обнаружить неисправность, приводящую к выходу из строя АКПП. Не нужно забывать, что проблемы лучше решать сразу, и гораздо выгоднее и безопаснее не ждать возникновения проблемы, а ее предупреждать.

2. Обратитесь к специалистам сервиса, либо просто вновь загляните в руководство по эксплуатации Вашего автомобиля с тем, чтобы четко уяснить для себя назначение органов управления АКПП, контрольных ламп и всевозможных переключателей.

3. Помните, что положениями рычага управления "Р" и "R" можно воспользоваться только после полной остановки автомобиля.

4. Неисправности системы охлаждения двигателя, приводящие к его перегреву, незамедлительно повлекут перегрев трансмиссионной жидкости в АКПП с самыми серьезными для нее последствиями.

5. В холодное время года применяйте щадящие приемы вождения первые 10 - 15 минут, давая тем самым трансмиссионной жидкости набрать "рабочую" температуру.

6. Избегайте буксировки Вашего автомобиля с неработающим двигателем. Воспользуйтесь автомобилем - погрузчиком.

Советы, обязательные к исполнению!

1) Все переключения рычага селектора при троганье и изменении направления движения (вперед-назад) должны производиться при нажатой педали тормоза и полной остановке автомобиля.

2) Начинать движение, снимая ногу с педали тормоза и перенеся ее на педаль газа, следует только после характерного толчка, свидетельствующего о полном включении передачи. При движении на длинных спусках, остановках у светофоров и в "пробках" не рекомендуется устанавливать рычаг селектора в положение "N".

3) Следует избегать длительной пробуксовки ведущих колес, например при застревании автомобиля. В этом случае необходимо включить режим понижающей передачи и, действуя педалью тормоза как сцеплением, обеспечить медленное их вращение. Наличие АКПП вынуждает при "раскачивании" автомобиля не просто переключать селектор вперед-назад, а останавливать движение в точке зависания тормозом.

4) Буксировать автомобиль можно не далее 30 км со скоростью до 50 км/ч.

5) При крайней необходимости буксировки на более дальние расстояния рекомендуем залить в трансмиссию дополнительно 2-3 литра масла.

6) При сильных морозах ниже 25° рекомендуется прогреть коробку, принудительно включив первую или вторую передачу, проехать около 2-5 км и только после этого устанавливать рычаг селектора в положение "D" - движение вперед.

АКПП зимой

АКПП работают отлично и крайне надежны во все времена года, кроме зимы. Поэтому при эксплуатации автомобиля оснащенного АКПП зимой (при темперетуре ниже 15 градусов мороза) необходимо выполнять следующие рекомендации:

1) Надо греть машину до РАБОЧЕЙ! температуры. Маслянный радиатор коробки и двигателя один и тот же, а коробка от двигателя дальше, поэтому АКПП прогревается ПОЗЖЕ.

2) Если уж очень торопитесь, прогреть хотя бы до 40, а потом на ходу, включив 3 передачу и на скорости не более 40 км/ч до рабочей.

3) В холодное время года, до начала движения следует немного прогреть трансмиссионную жидкость в АКПП. Для этого необходимо "прогнать" (переместить) рычаг переключения во все положения, задерживаясь в каждом из них на несколько секунд. Затем включить один из диапазонов АКПП, и несколько минут удерживать автомобиль тормозом режиме (при нажатой педали тормоза). Двигатель при этом должен работать на холостых оборотах.

4) Перед началом движения всегда следует нажать на педаль тормоза, перевести рычаг в нужную позицию, не нажимая при этом на педаль управления дроссельной заслонкой (педаль газа). После легкого толчка можно отпустить педаль тормоза и начать движение, воздействуя для этого на педаль газа.

5) Перед зимой смените масло и фильтр. Простая истина но результат очень впечатляющий - экономия денег на ремонте.

Поговорим о том, что может быть если этого не сделать:

В управляющей системе АКПП есть некоторое кол- во клапанов, состоящих из полимерных материалов и пружинки, которые открываются от давления. При густом масле давление выше и полимерный материал, если вы газанули с пробуксовкой, ломает. Следствие - пружинка с осколками пластика пролетает дальше и клинит шестерни. Поскольку приводная шестерня включения/выключения тоже из полимерного материала - она ломается. Результат - коробка не переключает передачи либо выше 2, либо быстро перетыкается со 2 на 4. Если так поездить – выходят из строя фрикционы что влечет за собой капитальный ремонт АКПП.

Часто задаваемые вопросы

Что означают символы положения рычага выбора диапазона?

Рычаг выбора диапазона (РВД) работы коробки передач имеет несколько положений, которые имеют буквенное и цифровое обозначение. Количество этих положений у разных моделей автомобилей разные, но на всех автомобилях РВД обязательно имеет положения, обозначенные буквами «Р», «R» и «N».

Позиция «P»

Режим паркинга, выбирается при длительной стоянке автомобиля. В этом положении РВД в АКПП выключены все элементы управления, а ее выходной вал заблокирован, поэтому движение автомобиля невозможно. На этом режиме разрешен запуск двигателя. Когда РВД находится в режиме паркинга, категорически не рекомендуется нажимать на педаль газа.

Позиция «R»

Задний ход. Перевод рычага в положение «R» во время движения может привести к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии. В этом положение РВД запуск двигателя невозможен.

Позиция «N»

Нейтральная скорость. В коробке передач выключены либо все элементы управления, либо включен только один. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться. На этом режиме разрешен запуск двигателя.

Диапазон «D»

Основной режим движения. Он обеспечивает автоматическое переключение с первой по последнюю передачу. В нормальных условиях движения рекомендуется использовать именно его.

Диапазон «1»

Разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется при движении на крутых спусках.

Диапазон «2»

Разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется использовать на извилистых горных дорогах. Переключение на третью и четвертую передачи запрещено.

Диапазон «3»

Разрешено движение на первых трех передачах. Рекомендуется использовать при движении по холмистой дороге или в условиях частых остановок.

На некоторых моделях автомобилей разрешение на использование четвертой, повышающей, передачи осуществляется с помощью специальной кнопки «OD». Если она находится в утопленном состоянии и РВД установлен в положение «D», то переключение на повышающую передачу разрешено. В противном случае включение четвертой повышающей передачи запрещено. Состояние системы управления в этом случае отражается с помощью индикатора «O/D OFF». В случае разрешения использования повышающей передачи индикатор не горит, а при запрете загорается.

Дополнительные кнопки (переключатели). Зимний режим.

На большинстве современных автомобилей с автоматической трансмиссией в систему управления заложено несколько вариантов управления переключением передач. К ним относятся - экономичная, спортивная, зимняя и т.п.

Экономичная программа

Программа настроена на обеспечение движения с минимальным расходом топлива. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер.

Спортивная программа

Эта программа настроена на максимальное использование мощности двигателя. Автомобиль в этом случае развивает, по сравнению с экономичной программой, значительно большие ускорения.

Для реализации экономичной или спортивной программы на приборной панели или рядом с рычагом выбора диапазона расположена специальная кнопка или переключатель, которые в зависимости от марки автомобиля может иметь обозначение «POWER», «S», «SPORT», «AUTO», «A/T MODE» и т.п.

Электронные блоки управления практически всех современных автомобилей имеют специальную программу трогания с места на скользкой дороге (зимняя программа). Для ее активизации так же имеется специальная кнопка или переключатель, которые могут иметь обозначения «WINTER», «W», «HOLD», «*» и т.п. В случае ее действия возможны различные алгоритмы работы АКПП, но, как правило, во всех случаях трогание осуществляется либо со второй, либо с третьей передачи.

Овердрайв (overdrive)? Какой из режимов предпочтительней в городских условиях драйв или овердрайв?

Оverdrive означает повышающая передача. Обозначается, обычно, как "OD”, либо D, либо D в кружочке.

Повышающую передачу рекомендуется использовать для размеренной, экономичной езды на магистрали.

Можно ли переключать рычаг выбора диапазона на ходу?

Можно, но только не во все положения. Категорически запрещается при движении вперед переводить РВД в положения «Р» и «R». В оба эти положения рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКПП. Кроме того, не рекомендуется во время движения переводить РВД в положение «N», поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем и резкое торможение может вызвать занос автомобиля. А во все остальные положения РВД можно спокойно переводить. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так перевод РВД из положения «3» в положение «2» увеличит эффективность торможения двигателем.

Следует ли переводить рычаг выбора диапазона в "N” и «P» при остановке у светофора?

Имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду, для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла коробке. В остальных случаях это делать не рекомендуется.

Нужно ли использовать стояночный тормоз на стоянке, если рычаг выбора диапазона находится в положении "P”?

Для надежной фиксации автомобиля на стоянке на относительно ровных участках исправного механизма блокировки выходного вала АКПП вполне достаточно. Но если автомобиль стоит на уклоне, то включение ручного тормоза обязательно. Причем первым необходимо затянуть ручной тормоз и только после этого установить РВД в положение «Р». В этом случае Вы освобождаете от дополнительной нагрузки, связанной со стремлением автомобиля скатиться вниз, механизм блокировки выходного вала АКПП.

Можно ли буксовать на машине с АКПП?

Можно. Но, повышенное тепловыделение в гидротрансформаторе в этом случае может быть критичным, если система охлаждения имеет низкую эффективность (радиатор охлаждения АКПП засорен продуктами износа). Поэтому, если у Вас автомобиль, оснащенный АКПП и Вам часто приходится буксировать прицепы с грузами или другие автомобили следует позаботится об установке дополнительного радиатора.

Как буксировать автомобиль с АКПП?

В этом вопросе тоже нет единого ответа. Для некоторых автомобилей имеются очень жесткие паспортные ограничения. Например, Jeep Grand Cherokee рекомендуют транспортировать только на эвакуаторе. Немного проще у Chrysler`а с передним приводом. Автомобили с трехскоростной АКПП можно буксировать со скоростью 40 км/ч на расстояние 25 км, а с четырехскоростной АКПП – со скоростью 72 км/ч на расстояние до 160 км. И все же, какая бы машина ни была, в случае неисправной трансмиссии предпочтительнее эвакуатор. Буксировку осуществляется только при работающем двигателе и установке РВД в положение "N”. Если же необходимо осуществить буксировку автомобиля с вышедшей из строя АКПП. Налейте максимально в АКПП масло, что обеспечит хоть какую-то смазку всех ее деталей.

Надо ли прогревать АКПП перед началом движения?

Первое время после начала движения рекомендуется избегать динамичной езды, пока масла во всех агрегатах не прогрелось до рабочей температуры. В холодное время года, до начала движения не помешает немного прогреть масло в АКПП. Для этого необходимо переместить РВД во все положения, задерживаясь в каждом из них на несколько секунд. Затем включите один из диапазонов движения, и несколько минут удерживайте автомобиль тормозом, двигатель при этом должен работать на холостых оборотах.

Что такое кикдаун (kickdown)?

Если во время движения нажать до упора педаль газа, то в коробке передач произойдет переключение на одну или две передачи вниз. Этот режим рекомендуется использовать для получения более высоких значений ускорения, что бывает полезным, например, во время обгона. Обратное повышающее переключение в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить газа, то коробка передач перейдет в штатный режим работы.

Что такое Autostick (Steptronic, Tiptronic)?

Это система управления работой АКПП, в которой на ряду с автоматическим, предусмотрен и полуавтоматический режим управления, при котором команду на переключение передачи дает водитель, а качество этих переключений обеспечивает система управления. В зависимости от производителя этот режим имеет разные названия (Autostick, Steptronic, Tiptronic), реализуется он только на автомобилях, имеющих электронную систему управления АКПП, и то не на всех. В автомобилях оборудованных такой системой, РВД имеет специальное положение, в котором включается режим Autostick. Относительно этого положения есть два противоположных, не фиксируемых положения РВД. Эти положения имеют обозначения "+”("Up”) и "-”("Dn”), соответственно для переключения на более высокую или более низкую передачу. Режим Autostick является скорее полуавтоматическим, чем ручным, т.к. трансмиссионный компьютер, не перестает контролировать действия водителя и не позволит ему, например, тронуться с высшей передачи, или выбрать передачу таким образом, чтобы обороты двигателя превысили допустимые. В остальном же, полная иллюзия механической трансмиссии. По желанию водителя можно перейти и на обычный автоматический режим управления, переведя РВД в положение "D”.

autogorod55.moy.su

Положения рычага выбора диапазонов переключения передач - АКПП - Статьи - Каталог статей

В автоматической коробке передач переключение скоростей происходит автоматически. Однако, водитель может в любой момент вмешаться в работу автоматики, выбрав наиболее оптимальный режим движения автомобиля исходя из внешних условий движения.

Частые поломки АКПП связаны именно с неумением правильно пользоваться положением рычага выбора диапазонов переключения передач АКПП или просто ленью водителя, не желающего, лишний раз протянуть руку к рычагу. Нарушаются правила эксплуатации автоматической коробки передач , что существенно уменьшает ее срок службы, а в конечном итоге приводит к ее поломке и дорогостоящему ремонту.

Рычаг выбора диапазонов переключения передач устанавливается сбоку от водителя в полу на щите или на рулевой колонке. См. фото 1, 2,3. Соответственно на каждой конкретной марке автомобиля он исполнен по-разному, но имеет ряд одинаковых признаков. Первый признак, это несколько положений рычага, которые обозначаются буквами или цифрами см. фото 4. Второй признак, на рычаге установлен фиксатор рычага «фиксатор опасных переключений» см. фото 5. Фиксатор « опасных переключений» расположен на рычаге справа или слева, выполнен в виде кнопки. Если рычаг расположен на рулевой колонке, то фиксатор может отсутствовать. Для предотвращения поломки АКПП категорически запрещается нажимать фиксатор рычага при перемещении рычага из D в R в P при движении автомобиля вперед!!! Может привести к серьезной поломке АКПП.

Позиция «P» Парковка. Выбирается при длительной стоянке автомобиля, когда убрана нога водителя с педали тормоза. В этом положении все элементы АКПП отключены, давление ATF подается только в гидротрансформатор, радиатор охлаждения АКПП, подшипники. Выходной вал коробки заблокирован, перемещение автомобиля невозможно. Переводить рычаг в это положение, можно только при полностью остановленном автомобиле, иначе это может привести к поломке автомата. ( Если уже кто то пытался перевести рычаг на P в движении и может мне возразить, что ничего не случилось, был слышен треск, а потом машина встала, рассказываю. Стоит защита от д-у-р-а-к-о-в, в виде подпружиненного храпового механизма, «собачка», см. фото 6, который может в итоге и не сработать, выломает штифт из корпуса АКПП , все это перемелет, переклинить и вылезет наружу. Такую АКПП я уже ремонтировал.)

Позиция «R» Реверс, задний ход. С этим все понятно, но переводить рычаг в эту позицию можно только при неподвижном автомобиле. При переводе рычага в положение R, когда автомобиль движется вперед, может привести к выходу из строя АКПП, трансмиссии, двигателя (например обрыв ремня ГРМ). В лучшем случае автомобиль бросит в занос, потом заглохнет двигатель и авто пойдет накатом.

Позиция «N» Нейтраль. Выбирается при буксировке автомобиля. (при движении накатом пользоваться не советую, об этом в отдельной статье) В этом положении все элементы АКПП отключены , давление ATF подается в гидротрансформатор, радиатор охлаждения АКПП, подшипники . Выходной вал АКПП свободно вращается, т.е. блокировка отключена, автомобиль перемещается свободно.

Позиция «D» или «D4» Основной режим движения автомобиля вперед. Все передачи автоматически переключаются с первой по … сколько есть в АКПП, третью, четвертую или пятую. Используется в нормальных условиях движения автомобиля.

Позиция «3» или «D3» Реализована в пятиступенчатых или четырехступенчатых АКПП. Движение только до трех передачах вперед. Рекомендую использовать при движении в городе, с частыми притормаживаниями авто. Так же рекомендую использовать на грунтовых дорогах с частыми подъемами и спусками.

Позиция «2» Движение только до двух передач вперед. Переключать можно при начале движения и в движении, когда авто двигается вперед со скоростью не более 50 км/ч, при «сброшенной» педали акселератора «газа», кнопку «опасных переключений» нажимать не надо. Рекомендую использовать этот режим движения в первую очередь на грунтовых, лесных, заболоченных дорогах, когда больше 40 и не разгонишься. Зимой, при торможении двигателем на скользкой дороге (автомобили с задним приводом ). При движении в горах, например, когда идете в колонне машин на перевале, нет необходимости все время вдавливать в пол педаль тормоза, переключитесь на «2»!!! Тормоза не откажут в экстренном случае, колодки тормозные будут целее , охлаждение двигателя лучше и АКПП не задушите в горах.

Позиция «1» или «L» Движение только на первой передаче вперед. Переключать можно при начале движения и движении автомобиля вперед на скорости не более 25-30 км/ч зависит от вида АКПП и двигателя, при «сброшенной» педали акселератора «газа» с нажатием кнопки «опасных переключений».

На большой скорости не переключать!!! Сразу на 1 передачу при большой скорости АКПП не переключиться, но все равно автомобиль может бросить в занос!!!

Рекомендую использовать этот режим в первую очередь при движении по бездорожью, грязи, снегу и т. п. Использовать на очень крутом спуске или подъеме. ОБЯЗАТЕЛЬНО использовать, когда автомобиль застрял в колее позицию «L» или «1» и никакую другую и педаль газа не вдавливать в пол, а нажимать не более 1/3 от полного хода!!! На 5 ступенчатых автоматах позицию "2", если нет позиции "L" .

Кнопка «OD» OD –overdrive повышающая передача. Кнопка OD см на фото 7. На 5 ступенчатой АКПП это 5 передача, на 4 ступенчатой АКПП это 4 передача. Расположена на рычаге выбора диапазонов переключения передач. Кнопка «OD» отжата, на приборной доске горит «OD OFF»-что в переводе на русский язык – повышающая (4 или 5) передача выключена, переключение на повышающую передачу запрещено. См. на фото 7A. Если кнопка нажата, а рычаг находится в положении «D» индикатор на приборной доске не горит «OD OFF», то переключение на повышающую передачу разрешено. См. на фото 7B.Рекомендую включать кнопку OD только при достижении автомобилем скорости 80-100 км/ч (в зависимости от типа АКПП и двигателя) и выключать при достижении авто скорости менее 70км/ч. В городе не рекомендую пользоваться «OD», из-за частых переключений. Так же при полной загрузке автомобиля, буксировке другого авто (что крайне не желательно на автомате), с прицепом, повышенную передачу не включать вообще.

На большинстве моделей автомобилей рычаг переключения блокируется, и что бы его привести в подвижность, необходимо повернуть ключ в замке зажигания и нажать педаль тормоза. При отключенном аккумуляторе или его разряде, эта система не работает, не подается электричество на трос электромагнитного клапана - система безопасности. В этом случае для снятия блокировки на некоторых моделях существует кнопка, обычно красного цвета см. фото8.

Про программы управления АКПП и соответственно про все дополнительные кнопки я расскажу в другой статье. Так же в другой статье будет рассказано о АКПП с режимом ручного управления, MANUAL.

Источник: http://akppinfo.narod.ru

toyota.ucoz.ru


Смотрите также

Станции

Районы

Округа

RoadPart | Все права защищены © 2018 | Карта сайта