Все о автоматической коробке передач на мотоциклах. Акпп мотоцикл
Мотоциклы с автоматической коробкой передач
Появление автоматических коробок передач на мотоциклах обусловлено желанием повысить комфорт от вождения, путем избавления байкера от необходимости постоянно переключать скорости. Особенно это актуально при движении по городу, когда требуется постоянно менять темп движения. С АКПП не требуется щелкать передачи перед светофором или во время выполнения обгона. Умная электроника сама выбирает требуемое передаточное число для улучшения динамических характеристик и максимально оптимальной работы двигателя.
Развитие АКПП в мотоциклах
Первым байком с автоматической коробкой стала серийно выпускаемая Honda CB-750. Для отличия от механической версии, к названию мотоцикла было добавлено «authomatic». Популярности модель не получила из-за следующих недостатков АКПП, перечисленных в нижеприведенном списке:
- отсутствие плавной смены передаточного числа;
- увеличение веса байка;
- низкая надежность, особенно при динамическом стиле езды или неправильном техническом обслуживании;
- малая ремонтопригодность;
- недостаток специалистов, способных выполнить ремонт и обслуживание АКПП;
- наличие провалов во время переключения передач ставило под угрозу жизнь байкера выполняющего маневр, например, обгон;
- рывки при движении провоцировали ускоренный износ силовой установки и трансмиссии.
Мешали продвижению АКПП и взгляды мотоциклистов того времени. Большинство отказывалось ездить на мототехнике, которая не предполагает переключение скоростей. Данные факторы не позволили закрепится автоматической коробке на рынке и другие производители не стали выпускать authomatic-модели байков.
Первый байк с автоматом
Не смотря на отсутствие успеха, Honda продолжила развивать идею автоматической коробки передач. В 2005 году в продажу была выпущена DN-01, достойно конкурировавшая с механическими собратьями. АКПП на данный байк перекочевала с квадрациклов. В КПП присутствует шесть ступеней, обеспечивающих три режима работы:
- authomatic, предназначенный для максимально плавного движения;
- sport, раскрывающий все динамические качества аппарата, делая его резким, быстрым и с характерным звуком, исходящим из глушителя;
- triptronic, позволяющий самостоятельно переключать передачи.
Успех Honda DN-01 заставил других мотопроизводителей задуматься об выпуске байков с АКПП. Aprilia сумела достичь того же уровня, что и дебютант. Параллельно с автоматами, устанавливаемых на мощных байках, активно стала продаваться и мелкокубаторная техника с вариаторами.
Принцип работы автомата на байках
В основе классической мотоциклетной автоматической коробки передач лежит барабан. К нему одной стороной прикрепляются колодки, чем-то схожие с тормозными. Второй их конец закрепляется при помощи пружин.
При вращении барабана возникает центробежная сила. Она заставляет колодки расходится. Происходит их прижатие к внешнему барабану. Таким образом удается максимально эффективно передать крутящий момент.
Мотоциклетная АКПП
Преимущества мото с автоматом
Главными плюсами, которые имеют мотоциклы с автоматической коробкой передач, являются:
- улучшенная обтекаемость кузова;
- комфорт при вождении, особенно на участках с интенсивным движением;
- щадящий режим работы двигателя;
- новичкам стало проще держаться в плотном потоке;
- современные АКПП имеют более компактный размер;
- улучшение развесовки.
Развитие автоматов привело к уменьшению времени задержек во время переключения между передачами. Это способствует повышению динамики. Время разгона некоторых байков с АКПП теперь сравнялось с механикой, а в некоторых случаях даже улучшилось.
Недостатки байка с автоматической коробкой передач
Мотоцикл с автоматической КПП имеет и ряд недостатков, не позволяющих вытеснить механику с рынка:
- сложность конструкции;
- более низкая надежность, чем у механических аналогов;
- большой расход бензина, постоянно возрастающий в результате износа АКПП;
- хуже маневренность, так как присутствуют паузы, необходимые для правильной работы электроники и выполнения действий самим автоматом;
- более низкий КПД трансмиссии;
- тяжелый вес, негативно влияющий на динамику.
Немаловажным является широкое распространение классической КПП. Это привело к значительно меньшей цене на детали для механики. Специалисты, работающий с автоматической, мотоциклетной коробкой есть не в каждом городе, что вносит в жизнь байкера определенные трудности. Гаражному ремонту АКПП также не подлежит, так как является высокоточным устройством, чувствительным к любым неточностям сборки.
Aprilia Shiver 850
Данная модель байка является «стритом» классического исполнения. Мотоцикл отлично подходит для неспешных прогулок, но при необходимости выдает достаточно приличные динамические показатели. Это позволяет отнести его к нейкедам среднего класса. В аппарате использована технология Ride by Wire, благодаря чему все электронное управление отлично оптимизировано.
Двигатель и автоматическая трансмиссия выдают максимальное ускорение, но при этом электроника стремится максимально снизить потребление бензина. Управляющие сигналы, исходящие с ЭБУ, контролируют полноту и правильность отдачи крутящего момента во всем диапазоне оборотов. Это позволяет Aprilia Shiver 850 уверенно чувствовать себя как на высокой скорости находясь на трассе, так и на дорогах со смешанным покрытием.
Aprilia Shiver 850
Honda VFR1200F Auto
Honda VFR1200F Auto относится к семейству спорт-туреров VFR, и также является мото с автоматической коробкой передач. Модели с механикой и автоматом не особо отличаются. Изготавливаются они на одинаковых рамах и с схожими двигателями. На тестах динамические характеристики близки друг к другу.
Еще одной особенностью, помимо автомата, становится наличие кардана. Он позволяет передать всю мощь крутящего момента. Автоматическая коробка передач отлично вписалась в такой вид трансмиссии и благодаря электронике полностью нивелирует инерционность карданной передачи.
Honda VFR1200F Auto с автоматической коробкой и карданной передачей
Honda NC700XD
После небольших доработок мотоцикла Honda NC700XD мир увидела версия с буквой «D» в конце, обозначающей, что байк оборудован автоматической коробкой передач. Так как аппарат отнесен к классу «турист», мотовладельцы двигаться на нем будут преимущественно по прямым, хорошим дорогам. Съезжать на нем на бездорожье не рекомендуется.
Honda NC700XD сконструирована для длительных поездок на большие расстояния. Это нашло отражение в конструкции АКПП, которая передает большой крутящий момент, преимущественно на средних и высоких оборотах. Становиться на козла и ездить в стиле вилли на данном аппарате не получится.
Honda NC700XD
Honda DN-01
После удачного выпуска Хондой модели СВ750 Automatic, мир увидел Honda DN-01. Произошло это в 2005 году, когда про возможность установки мотоциклетной, автоматической коробки передач знали лишь некоторые байкеры, преимущественно являющиеся приверженцами японского мотогиганта. Успех предыдущей модели добиться DN-01 не удалось, из-за чего после 5 лет выпуска компания решила завершить выпуск аппарата.
Причина низких продаж лежала не только в автоматической коробке передач. Проектируя обтекаемость байка, инженеры допустили ошибку с ветрозащитой. Это нанесло существенный удар по комфорту, что особо актуально для мотоциклов туристического класса, предназначенный для быстрых поездок на длительные расстояния. Работа АКПП также не была оптимальной, поэтому многие отмечали ощутимые толчки при смене передаточного числа.
Honda DN-01
Развитие автоматических передач происходит большими темпами, поэтому в ближайшем будущем они вполне возможно полностью вытеснят механику. Чтобы удовлетворить любителей механики, в АКПП существуют специальные ее режимы, например, triptronic. Он позволяет вручную выбирать требуемое передаточное число. При этом байкер, уставший переключать скорости при интенсивном режиме, сможет в любой момент перевести коробку в полностью автоматический режим.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
swapmotor.ru
Автоматическая коробка передач на мотоциклах. Модели байков, оснащенных АКПП
Вслед за распространением автоматических коробок передач на авто, некоторые мотопроизводители тоже задумались об возможности оснащения мотоциклов таким видом трансмиссии.
Первопроходцем в этом вопросе стали японцы – компания Honda. Первый байк, у которого коробка передач являлась автоматической, появился в 1975 году. Именно тогда Honda выпустила модель СВ750, с приставкой Automatic.
Однако успеха модель не получила, по ряду технических причин. Трансмиссия мотоцикла была крайне ненадежной, работала она с рывками. И вместо комфортной езды, на которую рассчитан был мотоцикл, получилась проблемная. Поэтому идею с автоматической коробкой тогда отложили.
И вот по прошествии времени, когда технология производства автоматических коробок значительно улучшилась, к автоматическим коробкам решили вновь вернуться.
Достоинства и недостатки
Первым и неоспоримым преимуществом автоматических коробок на мотоциклах является все тот же комфорт. Ведь водителю не нужно следить за работой КПП, переключаться с нижней на высшую передачу и обратно, все делает коробка самостоятельно.
Еще одним преимуществом является работа силовой установки в более щадящем режиме, нежели при механической коробке, что положительно сказывается на общем ресурсе мотора.
Автоматическая коробка на мотоциклах несколько облегчает управление транспортом, особенно на прямых участках дороги.
Но имеются и недостатки, причем тоже существенны. Конструкция такой коробки на порядок сложнее механической КПП, что сказывается на ее надежности. О топливной экономичности можно забыть, с такой КПП мотоцикл топлива расходует больше.
Многим мотолюбителям не будет по душе то, что никакого драйва при вождении мотоцикла с такой КПП не получить, о резких ускорениях и маневрах можно сразу забыть.
И все же сейчас мотоциклы с автоматической коробкой производятся, причем в этом вопросе впереди всех та же Honda.
Но сейчас у мотоциклов с автоматической коробкой есть своя целевая аудитория, которая с удовольствием раскатывают на байках с АКПП, обычно это новички, решившие пересесть со скутера на что-то более серьезное.
Стоит ли же пересаживаться с байка с «механикой» на АКПП, здесь уже решать самому мотолюбителю. Тем, кому по душе спокойная езда с максимально возможным комфортом, такой мотоцикл может стать хорошим «другом». Но, если же кто-то предпочитает «дать по газам», резко уходя со старта, АКПП будет сильной обузой.
Зимний шлем для снегохода, это в первую очередь необходимая защита во время активного отдыха.
Мопеда Yamaha Jog для ценителей быстрой езды.
Honda DN-01
к содержанию ↑Далее рассмотрим, какие же модели недавно выпускались или сейчас производятся. Итак, следующим после СВ750 Automatic, у Хонда стал байк с обозначением DN-01. Появился он в 2005 году, но все же особого признания не получил, поэтому через 5 лет его сняли с производства.
Данный мотоцикл относился к туристическому классу. Выглядела она вполне неплохо, но форма мотоцикла оказалась не особо удачной из-за слабой ветрозащиты.
По поводу технической части, то мотоцикл не «блистал» ими, некоторые даже отмечали, что силовая установка была откровенно слабой.
Характеристики Honda DN-01 | ||
Параметр | Ед. изм. | Показатель |
Длина | мм | 2315 |
Ширина | мм | 820 |
Высота | мм | 1115 |
Высота по седлу | мм | |
Силовой агрегат | тип | V-обр., 2-цилиндр. |
Объем рабочий | куб. см. | 680 |
Мощность | л.с. | 61 |
КПП | тип | автомат., 6-ступ., |
Привод | тип | кардан |
Honda VFR1200F Auto
к содержанию ↑Следующий из мотоциклов, на борту которого установлена автоматическая коробка — Honda VFR1200F Auto. Входит он в семейство спорт-туреров VFR.
Разработчики попросту взяли знаменитый турер и заменили на нем «механику» на «автомат».
Этот мотоцикл получился «посерьезнее» предшественника в лице DN-01.
Характеристики Honda VFR1200F Auto | ||
Параметр | Ед. изм. | Показатель |
Длина | мм | 2250 |
Ширина | мм | 886 |
Высота | мм | 1220 |
Высота по седлу | мм | 815 |
Силовой агрегат | тип | V-обр., 4-цилиндр. |
Объем рабочий | куб. см. | 1237 |
Мощность | л.с. | 170 |
КПП | тип | автомат., 6-ступ., |
Привод | тип | кардан |
Honda NC700XD
к содержанию ↑Недавно Хонда сделала еще одну попытку в создании байка с АКПП, для этого она взяла модель NC700X, несколько ее доработали и установили автомат. Получившаяся модель имеет обозначение Honda NC700XD.
Это еще один «турист», который рассчитан на длительные путешествия по хорошим дорогам. Смотрится он вполне неплохо, а вот по техническим характеристикам он средний.
Характеристики Honda NC700XD | ||
Параметр | Ед. изм. | Показатель |
Длина | мм | 2210 |
Ширина | мм | 830 |
Высота | мм | 1285 |
Высота по седлу | мм | 830 |
Силовой агрегат | тип | Рядный, 2-цилиндр |
Объем рабочий | куб. см. | 670 |
Мощность | л.с. | 52 |
КПП | тип | автомат., 6-ступ., |
Привод | тип | цепь |
Легкий американский круизер от Honda Steed 400, с максимальной скоростью 140 км/ч.
Большая подборка фото Honda Valkyrie смотрите в нашей галерее.
Aprilia Shiver 850
к содержанию ↑Последняя модель, известная тем, что обладает коробкой автомат производства не Хонда. Данный мотоцикл выпускает Aprilia, а модель обозначается как Shiver 850.
Данный мотоцикл является классическим «стритом». Характеристики его тоже выдающимися не назовешь.
Характеристики Aprilia Shiver 850 | ||
Параметр | Ед. изм. | Показатель |
Длина | мм | 2080 |
Ширина | мм | 800 |
Высота | мм | 1270 |
Высота по седлу | мм | 800 |
Силовой агрегат | тип | V-обр, 2-цилиндр. |
Объем рабочий | куб. см. | 840 |
Мощность | л.с. | 76 |
КПП | тип | автомат., 6-ступ., |
Привод | тип | цепь |
Это пока самые известные модели мотоциклов, имеющие АКПП. Остальные мировые бренды продолжают устанавливать на свои мотоциклы только механические коробки, оставляя автоматы для скутеров.
Видео
к содержанию ↑В данном видео, вам подробно расскажут о байке Honda DN-01 с автоматической КПП. Его достоинства и недостатки, как в городской среде, так и за городом.
Понравилась статья? Расскажи друзьям!
themoto.net
Мотоциклы с автоматической коробкой передач: Honda
В то время как автомобильные концерны начали осваивать АКПП, подобной идеей загорелись производители мототехники. Мотоциклы с автоматической коробкой передач должны были стать намного удобнее, позволив байкеру насладиться ездой, не отвлекаясь на тахометр.
Первый опыт
Первый в мире мотоцикл с автоматической коробкой передач появился в 1975 году. Новинку представила компания Honda, которая поставила модель на конвейер и выпускала её для канадского рынка, а также продавала в США. Японцы надеялись, что их творение, получившее название Honda CB-750, вызовет невероятный интерес у любителей мототехники, однако ожидания не оправдались. Мотоциклы с автоматической коробкой передач получили большое количество негативных отзывов. Байкеры не пришли в восторг от массивной АКПП, которая плохо выполняла свою непосредственную функцию, а также была неремонтопригодной. Стоит отметить, что с подобной проблемой столкнулись автомобильные гиганты, которые также испытывали трудности с недоработанной трансмиссией. Большинство автомобилей не способно было оправдать надежд водителей, которые отдавали большие деньги за «автомат». Пока в СССР выпускали обычную коробку передач мотоцикла «Днепр», японская фирма получила колоссальный опыт с АКПП.
Возвращение к АКПП
Несмотря на неудачу с Honda CB-750, концерн не распрощался с идеей создать целую линейку мотоциклов с автоматической коробкой передач. Проекты были заморожены и ждали лучших времён, когда АКПП полностью будет доработана, а её характеристики выйдут на должный уровень. Спустя три десятка лет автомобили с «автоматом» завоевали мировой рынок и стали популярнее «механики». Такого результата удалось достичь благодаря плавной работе механизма, который значительно снизил расход топлива, увеличил манёвренность и динамику автомобиля.
В 2005 году японцы решили поставить на серийное производство модель Honda DN-01. Этот спортивный мотоцикл с автоматической коробкой передач стал успешнее своего предшественника. Новый байк получил АККП с шестью скоростями и тремя режимами:
- Sport.
- Tiptronic.
- Automatic.
Для мотолюбителей отлично подойдёт режим automatic, который даёт возможность насладиться комфортной ездой, сконцентрировавшись лишь на дороге. Переключив на sport, агрегат моментально меняет не только динамику, но и звук двигателя, демонстрируя весь потенциал. Режим tiptronic был создан специально для поклонников механики, предпочитающих держать спорт-байк под собственным контролем.
Лучший среди аналогов
На современном рынке мототехники можно найти множество моделей с АККП, но лучшими остаются японцы. Они занимаются производством байков, которые представлены в двух вариациях трансмиссии: автоматическая и механическая. Если раньше «автомат» был менее привлекательным вариантом, имея большой вес, то в новых моделях он тяжелее обычной КПП лишь на 10 кг. Сейчас Honda представляет несколько мотоциклов, оснащённых «автоматом». Среди них лучшим является Crosstourer, получивший:
- V-образный, шестнадцатиклапанный мотор объёмом 1237 см3.
- 130 л. с.
- Клиренс – 18 см.
- Систему электростартера.
- Бензобак объёмом 21,5 литра.
Это модель является не только самой продаваемой, но и наиболее надёжной. Итальянские специалисты, занимающиеся установкой АКПП на свои мотоциклы, существенно не дотягивают до уровня японцев.
fb.ru
В чем особенности мотоциклов с автоматической коробкой передач?
Если составляющие конструкции автомобиля чаще упоминаются в повседневных разговорах, то устройство мотоцикла известно в основном только настоящим поклонникам данного вида транспортных средств. К примеру, знаете ли вы, что мотоцикл с автоматической КПП – это такая же реальность, как и автомобиль с коробкой-автомат, вот только принцип ее действия на двухколесном транспорте несколько отличается? Если нет, то скоро вам станет известно об особенностях работы АКПП на мотоциклах и ее преимуществах на данном виде транспортных средств.
Как работает коробка-автомат на мотоцикле
Удобство и комфорт передвижения – важные составляющие любой поездки, и со временем к данному заключению пришли не только автомобилисты, но и мотолюбители. Благодаря этому мир увидели модели мотоциклов с автоматической коробкой передач – гениальным и достаточно простым изобретением.
Не сложен и принцип работы автоматической коробки передач на мотоцикле: к внутреннему барабану за один край прикреплены колодки (точно такие же, как в барабанном тормозе), а их второй конец подсоединен к ним посредством пружин. Когда барабан вращается, действие центробежной силы заставляет эти элементы расходиться и прижиматься к внешнему барабану, тем самым передавая ему крутящий момент. Эффективность такой системы подтверждена не одним годом практики, и ее можно найти внутри любого современного скутера.
Знаете ли Вы? Первый патент на автоматическую КПП был выдан еще в 1904 году братьям Стертевант из Бостона, но материалы тех времен не могли гарантировать надежность устройства, из-за чего об открытии на время забыли.
Достоинства и недостатки коробки на мотоцикле
Все новые конструкции, так или иначе, сталкиваются с проблемой несовершенства. Однако в случае с автоматической коробкой передач разработчикам удалось избежать многих неточностей, так как все первоначальные недочеты уже были отработаны на автомобильных коробках передач на протяжении десятилетий. В итоге, мотоциклы с автоматической коробкой передач работают плавно, без рывков и с минимальной задержкой между переключением скоростей.
Первым и самым главным преимуществом данного вида трансмиссий на мотоциклах является все тот же комфорт передвижения, так как водителю больше не нужно следить за работой передаточной коробки и вручную переключаться с низкой передачи на более высокую и обратно, ведь все это за него делает АКПП.
Кроме того, рабочие условия силовой установки в этом случае более щадящие, нежели при взаимодействии с механикой, а значит, общий ресурс двигателя будет увеличен.
Наличие коробки-автомат на мотоциклах существенно облегчает управление транспортным средством, что особенно заметно на ровных участках пути, однако и это устройство не лишено недостатков. Увеличенный вес, повышенный расход топлива, довольно сложная конструкция и необходимость в дорогостоящем обслуживании – основные критерии, которые заставляют многих мотолюбителей отдавать предпочтение классической «механике». Также не понравится управлять таким мотоциклом и любителям острых ощущений, поскольку придется забыть о резком ускорении и переключении скоростей.
Можно сказать, что мотоциклы с автоматической КПП уже нашли свою целевую аудиторию, которая представлена в основном новичками-мотолюбителями, недавно пересевшими со скутеров на более серьезный мототранспорт. Стоит ли менять механический байк на транспортное средство с АКПП – это уже отдельный вопрос, ответ на который в каждом отдельном случае может существенно отличаться. Так, любители спокойной и максимальной комфортной езды, наверняка оценят всю прелесть передвижения на коробке-автомат, в то время как экстремалы, предпочитающие хорошо «газануть», будут считать ее обузой.
Интересно знать! Лидером в разработке мотоциклов «автомат» стала известная компания «Honda», которая выпустила первый серийный мотоцикл с АКПП (был предложен в 1975 году в Канаде). Но модель Honda CB 750с не получила коммерческого успеха, так как коробка-автомат отличалась большим весом, ненадежностью, да и работала рывками.
Что выбрать: автомат или механику
Автоматическую коробку переключения передач выбирают в основном люди, которые не умеют или не хотят переключать скоростные режимы вручную. При этом стоит учитывать, что мотоциклы с коробкой-автомат отличаются от механических аналогов не только внутренними составляющими, но и внешним видом. Более обтекаемая и логически завершенная форма кузова, компактный размер, лучшие пропорции и V-образный двигатель с оптимальным объемом не могут не влиять на общую привлекательность данного транспортного средства.
Управление многих мотоциклов с автоматической КПП – кнопочное, с размещением кнопки на руле, а отсутствие рычагов и механического сцепления делает езду намного проще, позволяя полностью сосредоточиться на дорожной обстановке, ускорении, торможении и маневрировании.
Механическая коробка передач – это традиционный вариант КПП, который намного проще автомата, как в плане работы, так и в обслуживании. Детали к «механике» значительно дешевле, нежели к автомату, а с точки зрения динамики, механическая КПП дает возможность полного контроля мощности байка. Тем не менее, вариаторы хоть и проигрывают в динамических показателях, но значительно мягче ручного переключения передач.
Благодаря оптимизации технологий, с каждым годом разница между механикой и автоматом становиться все меньшей. Однако, в плане стоимости, на данном этапе нельзя сказать, что отличий нет. Бюджетный и средний класс «механики» дешевле и экономичнее в роботе, в то время как АКПП стоит достаточно дорого (за комфорт всегда приходится платить).
В том случае, когда для вас больше важна экономия, лучше обратить внимание на менее прожорливую механику, хотя новые типы силовых установок и современные передаточные коробки минимизируют топливный разрыв между двумя видами КПП до 0,1-0,3 литров на 100 км. Более того, чаще всего байки покупают не бедные люди, которые, к тому же, не планируют их использовать каждый день, а это значит, что столь незначительная разница в топливных затратах вообще не принципиальна.
Если при выборе оптимального для себя варианта исходить из будущих условий эксплуатации, то стоит отметить, что мотоцикл с автоматической коробкой передач идеально подходит для передвижения в городских условиях, с постоянным торможением, разгоном, сменой полос и опережением. Автомат мягче и быстрее меняет скорости, благодаря чему водитель меньше устает.
Обратите внимание! Опытные байкеры предпочитают МКПП, так как в сложных дорожных условиях (на мокрой, грязной или грунтовой дороге) она дает больше контроля над мотоциклом. Хотя вам может показаться, что для транспортных средств с АБС это не принципиально, но в тех случаях, когда нужно резко выполнить маневр, а АКПП срабатывает в установленном заводском режиме, даже такой нюанс очень важен.
Бытует мнение, что «автомат» (не важно, идет речь о мотоциклах или автомобилях) - это удел женщин или лентяев, в то время как на механике ездят чуть ли не «профи», но так ли это на самом деле? Убеждать кого-то в правоте этого утверждения или, напротив, в его неуместности – это бесполезная трата времени. Поэтому, выбирая между МКПП и АКПП, сначала ответьте себе на несколько несложных вопросов. Сколько денег вы готовы потратить на покупку и содержание мотоцикла? Что вам важнее: комфорт или контроль?
С практической точки зрения наличие подобного выбора просто расширяет круг возможных вариантов, среди которых каждый водитель сможет подобрать наиболее оптимальный для себя.
Список производителей, выпускающих мототранспорт с автоматической коробкой передач
Самыми удачными моделями мотоциклов с АКПП являются творения компаний Honda, Yamaha, BMW и Aprilia. Honda – первопроходец в плане разработки и выпуска АКПП для мотоциклов. Первая автоматическая гидравлическая коробка передач была создана специалистами компании на базе КПП квадроциклов Honda и так же, как автомобильная передаточная коробка, предусматривает три рабочих режима: управление «автомат», режим «triptronic» и «sport», которые выбираются с помощью кнопки на левой ручке руля. За работой трансмиссии следит электронная система «Human Friendly Transmission».
Следом за первой моделью «автоматического мотоцикла» от Honda, которая, к слову, остается лидером в этой сфере, были выпущены и другие аналогичные модели, а также продолжают разрабатываться системы бесступенчатого переключения передач (вариаторов) и варианты режимов, в зависимости от дорожных и климатических условий. Тем не менее, нельзя утверждать, что идея создания мотоциклов с автоматической коробкой передач понравилась всем без исключения производителям.
Кроме Honda, среди «серийников» популярными остаются только детища итальянской фирмы «Aprilia» и немецкой «BMW», а известная фирма «Yamaha» снабжает автоматическими КПП только легкие скутеры, продолжая выпускать тяжелые машины со стандартной механической трансмиссией.
Что касается конкретных представителей мира «автоматических» мотоциклов, то тут стоит упомянуть следующие транспортные средства:
Honda VFR1200XD Crosstourer AUTO может предложить покупателю стабильную работу передаточной коробки, которая выражается в плавном разгоне, качественном переключении передач и легкости управления транспортным средством. Кроме того, владельцы этого мотоцикла сходятся и на том, что датчик наклона, который препятствует самостоятельному переключению передач на поворотах, работает четко и без сбоев.
Немного хуже отзываются о мотоцикле Aprilia NA 850 MANA, поскольку он считается более сложной и не слишком надежной моделью с неоправданно большим расходом топлива и худшими динамическими характеристиками. Также проблемы появляются в процессе обслуживания сложной АКПП, и при необходимости использования управляемого заноса и силового скольжения (на этом байке невозможно выполнить подобные маневры).
Важно! Разница в цене между похожими моделями мотоциклов с разными типами коробок передач практически такая же, как и в автомобилях (в районе 2000 долларов).
Несмотря на высокую стоимость «автоматики», все большее число мотоциклистов выбирают спокойную и комфортную езду, которую способна обеспечить АКПП. Более того, ежегодно к ним присоединяются и многие байкеры, решившие немного отдохнуть от своей обыденности. Однако, чтобы делать какие-либо выводы, стоит самому оценить все преимущества и недостатки подобного вида транспорта.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
Автоматическая коробка на мотоцикле. Honda DCT.
Следует сразу отметить, что КПП которую ставят на мотоциклы Хонда не является в полной мере «Автоматической коробкой» в том значении которое обычно соответствует этому словосочетанию. В ней нет ни фрикционов, ни планетарных передач, ни гидротрансформатора. Коробка DCT — это механическая коробка с роботизированным переключением передач. И более того у неё 2 (два) сцепления. DCT — Dual Clutch Transmission. Трансмиссия с двумя сцеплениями. С этой стороны она родственна автомобильным коробкам типа DSG у Фольксвагена или Getrag Powershift у Форда. Но сама коробка остается «мотоциклетного» типа с шестернями постоянного зацепления и кулачковыми муфтами.
Как же устроена эта коробка и зачем ей два сцепления?
HONDA 6ст DCT 2го поколенияИтак крутящий момент от коленвала через два трехдисковых «мокрых» сцепления приходит на 2 ведущих вала. Один из этих валов проходит внутри другого. Внутренний вал приводит в действие ведущие шестерни нечетных 1,3 и 5-ой передач, а на второй, наружный, насажены шестерни четных 2, 4 и 6-ой передач
Когда вы трогаетесь электроника с помощью электромотора включает сразу 1 и 2 передачи, и смыкает сцепление внутреннего вала. Поехали. Когда приходит время переключения на вторую, разжимается сцепление внутреннего вала, зажимается сцепление наружного, и параллельно замыкается 3-я… и так далее. То есть переключения происходят «бесшовно» без разрыва передачи крутящего момента на колесо.
Самое сложное в этом процессе это правильно настроить приводы сцеплений и научить электронику не только правильно последовательно переключать передачи в зависимости от условий, но и уметь предвидеть куда должно быть следующее переключение — вверх или вниз. Потому что когда вы движетесь на 4 передаче и у вас уже превыбрана пятая, но вы начинаете притормаживать, ЭБУ понимает что надо срочно, пока еще вы не вышли из зоны оборотов 4 передачи, менять 5 на 3. В общем научить коробку правильно ездить тот еще секс и куча времени.
Вот так выглядит привод переключения передачТаком образом роботизированная коробка смены передач для мотоциклов получается не сильно больше обычной механической, может использовать обычные надежные шестерни и при этом позволяет переключать автоматически передачи без разрыва крутящего момента на колесе.
Центральный процессор который отвечает за работу коробки передач собирает данные с многочисленных датчиков, начиная от оборотов двигателя и заканчивая углом продольного и поперечного наклона мотоцикла, и на основании этого выдает команды исполняющим механизмам.
И именно создание релевантной системы правильно пререключающей передачи и было самой большой проблемой у Honda. Первые поколения DCT вызывали немало нареканий, позволяя себе переключать передачи во время когда мотоцикл находился в наклоне в повороте.
Вот как было в первой версии DCT и как стало во втором поколении
До и после появления системы понимающей как едет мотоцикл Теперь передачи не переключаются в связках поворотов, до выхода удерживается одна передача. Во втором же поколении изменилась и система отвечающая за выбор режима работы трансмиссии Из ручного режима система теперь имеет возможность сама вернуться в автоматический режим.На сегодня у коробки DCT 2 автоматических режима обычный и «спортивный». Во втором случае передачи переключаются позднее и резче. Обороты мотора поддерживаются в зоне близкой к максимальному моменту. В то время когда в «обычном» режиме передачи меняются раньше, плавнее и работа больше настроена на комфорт и топливную экономию.
Для DCT устанавливаемой на Honda Africa Twin CRF1000, кроме переключалки передач на руле (когда кпп а «ручном режиме») есть опциональная лапка под левой ногой.
В новом поколении DCT сцепление не постоянно сжато на максимум, а линия его максимального момента которое оно держит без проскальзывания идет параллельно крутящему моменту мотора, таким образом реализовано его проскальзывание в случаях если появляется резкая пульсация момента, например при неаккуратном обращении с ручкой газа. Это помогает более плавному и комфортному управлению мотоциклом. Это аналогично тому когда мотоциклист «травит» сцеплением например пробираясь в пробке или разворачиваясь на узкой улице.
На Honda Africa Twin CRF1000 есть еще кнопочка G -которая будучи нажатой расширяет разницу между моментом выдаваемым мотором и запасом по сцеплению, что позволяет например слайдить на грунте. Так же современная система DCT установленная на Honda Africa Twin CRF1000 может отслеживать продольный уклон и тем самым позволяет тормозить двигателем на спуске не переключаясь вверх. Ну или наоборот при подъеме удерживает передачу ниже.
В целом конечно автоматическая коробка для большинства мотоциклистов это благо. А хорошоработающая это двойное благо. Все холивары на моторесурсах подобны таким же на автофорумах, но отгремевшим уже более десяти лет назад, когда каждый первый бил себя пяткой в грудь, утверждая, что он никогда в жизни не пересядет на богомерзкий автомат. Но…
С другой стороны, до полного перехода на электропривод осталось не так уж и много и большинство из нас доживет до того момента когда коробка переключения передач на мотоцикле канет в лету и останется лишь в учебниках по истории техники.
freebiker.ru
Автоматическая КПП на мотоцикле - МОЙ МОТОЦИКЛ
Вспомните у кого были проблемы с сцеплением, когда учились ездить на мотоцикле впервые, пока тронешься сколько раз глохнешь или когда долго не ездил. Я лично с этим сталкивался и знаю как оно,сам пока приловчился на «касике» , а у меня коробка чувствительная очень, не раз матами укрывал себя и немного его.
А вот фирма Honda видно хотела упростить жизнь мотоциклистам и выпустила новинку — байки серии NC700 c опциональной автоматической трансмиссией DCT. Многие опытные рейдеры отнеслись к этому скептически. Дело в том, что с точки зрения настоящего поклонника двухколесной техники, лишить мотоцикл сцепления и стандартной механической коробки передач — это то же самое, что изобрести автомобиль без руля.
В этом году инженеры компании продолжили движение в этом направлении, выпустив обновленную модель Honda NC700X, которая по уверениям официальных представителей Honda может стать великолепным выбором для начинающих мотоциклистов любого возраста и для тех, кто снова хочет оседлать байк после долгого перерыва. Новинка доступна в красном или черном цвете, отличается высокопроизводительным и в то же время очень экономичным мотором и наряду с обычным сцеплением представлена в варианте с автоматической коробкой передач.
На Honda NC700X никакой проблемы со сцеплением не будет, так как никаких рычагов на левой ручке руля нет в принципе, а коробка передач, может работать абсолютно самостоятельно. Чтобы стартовать со светофора на Honda NC700X достаточно просто повернуть ручку газа. При этом систему DCT можно при желании переключить из штатного “дорожного” режима Drive в более динамичный Sport. При этом мотоцикл будет резче реагировать на манипуляции с ручкой газа, а электронный блок управления — быстрее “щелкать” передачами. Как уверяют разработчики, электроника Honda NC700X может обучаться и запоминать стиль езды водителя, постоянно отслеживая и анализируя такие парматеры работы, как скорость мотоцикла, угол наклона в повороте и наиболее часто задействованную передачу. Благодаря такой “наблюдательности” мотоцикл заранее знает, что от него хочет байкер и в буквальном смысле предвидит его действия за рулем.
Когда начинающий водитель освоит особенности езды с автоматической коробкой, то может вмешиваться в процесс работы DCT посредством кнопок на левой ручке руля. Этот навык не будет лишним. Во время езды в плотном городском транспортном потоке может показаться, что DCT ведет себя слишком вальяжно — электроника настроена на экономичную работу мотора и до последнего старается умерить пыл водителя. Например, при необходимости резко ускориться, райдер может до отказа выкрутить ручку газа, но реакция последует не сразу — сначала коробка переключится на пониженную передачу и только после этого Honda NC700X начнет разгоняться. В спортивном режиме все это происходит немного быстрее, но, тем не менее, переключив передачу вниз вручную и нажав на газ, можно заставить байк двигаться куда энергичнее.
Мотор и топливная система Honda NC700X заслуживают отдельного рассказа. Пламенное сердце мотоцикла обладает двумя достоинствами — рекордной экономичностью — расход топлива NC700X по шоссе не превышает 3 литров на сто километров, и умением доставить удовольствие от вождения владельцу мотоцикла. Ведь несмотря на электронных помощников и автоматическую КПП, этот мотоцикл никак нельзя назвать чахоткой с задушенным двигателем. 670-кубовый мотор с параллельным расположением двух цилиндров выдает 48 лошадиных сил, которых более чем достаточно, чтобы прокатиться с ветерком. Что же касается топливной эффективности двигателя, то работу по оптимизации этого показателя инженеры начали изнутри. В первую очередь они покрыли стенки камер сгорания специальным составом, который снижает трение. Топливо-воздушная смесь в оба цилиндра поставляется посредством одного дроссельного узла с диаметром заслонки 36 мм, а сам блок цилиндров значительно наклонен вперед, чтобы добиться оптимальной централизации масс.
Honda NC700X великолепно подходит для езды по городским улицам. Вес байка сбалансирован почти идеально, прямая позиция водителя за рулем позволяет издали следить за развитием дорожной ситуации, а широкий руль обладает хорошей информативностью. Стоковая резина Bridgestone BT-023 имеет отличное сцепление с асфальтом, а вот несколько длинноходная подвеска (рабочий ход 137 мм спереди и 150 мм сзади) справится не только с гладким твердым покрытием, но и с легким бездорожьем. У конструкторов Honda NC700X конечно же не было задачи сделать из него эндуро, но благодаря их решению использовать крепкую подвеску, мотоцикл на “отлично” справится с любыми ямами, которые могут встретиться на дорогах каменных джунглей.
Тормоза у Honda NC700X комбинированные — если надавить на лапку тормоза, то одновременно активируются тормозные скобы на переднем и на заднем колесе, но наглухо заблокировать колеса не даст ABS. Она же оптимально распределяет усилия между передним и задним суппортами, которые сжимают 320-миллиметровый тормозной диск спереди и 240-миллиметровый сзади. Несмотря на то, что DCT сделала поездку комфортной для новичков, она же сыграла и злую шутку с весом мотоцикла. Снаряженная масса Honda NC700X составляет целых 218 килограммов, но во время движения грузным этот байк не назовешь — он уверенно входит в повороты и ныряет в просветы между автомобилями.
Я б с удовольствием попробовал бы покататься на таком байке. Как оно без сцепление и с полным автоматом.
Информация взята из источника в интернете.
mmoto.tk
Honda VFR1200F Auto — журнал За рулем
Идея оснастить мотоцикл «автоматом» появилась, наверное, на следующий день после изобретения самого мотоцикла. Попытки автоматизации в результате породили скутер, вот только мотоцикл пока так и остался механическим.
001_MOTO_1010_018
Honda VFR1200F Auto: спорт-турер, 2010 г., 1273 см³, 172 л.с., 790 000 руб.Honda VFR1200F Auto: спорт-турер, 2010 г., 1273 см³, 172 л.с., 790 000 руб.
ПЕРВЫЙ БЛИН. Главным энтузиастом по части внедрения автоматических трансмиссий в мотоциклы была и остается Honda. Причем если немного углубиться в историю, станет ясно, что нашумевший DN-01 далеко не первый эксперимент «крылатых» на этом поприще. Honda всегда вела довольно-таки агрессивную политику экспансии на североамериканский рынок, и сейчас США — один из главных потребителей крупной мототехники этой марки. Но, учитывая беззаветную любовь этой нации к автоматическим коробкам на автомобилях, не попытаться внедрить их на мотоциклы, было бы, по крайней мере, не дальновидно. Так, еще в 1975 году канадцы, а через год и американцы получили возможность купить настоящий серийный мотоцикл с «автоматической коробкой передач» — Honda CB 750 Automatic. Кавычки я поставил не зря. Фактически, та коробка представляла собой полуавтомат с гидромуфтой и механическим переключением двух передач. То есть, по сути, пилот был избавлен от необходимости дергать рычаг сцепления, но при этом щелкать лапкой все равно приходилось. Аппарат вышел очень задумчивым, прожорливым и совсем не быстрым, даже на фоне своего механического клона, и не снискал особой популярности, даже среди не сильно требовательных к динамике и управляемости американцев. Через три года производство свернули. Последующие эксперименты Honda на этом поприще также заканчивались безрезультатно.
Honda CB 750 AutomaticHonda CB 750 Automatic
ТУПИКОВАЯ ВЕТВЬ. Еще одной серьезной попыткой избавиться от рычага и лапки можно считать недавний эксперимент с DN-01. Фирменная хондовская гидростатика, так хорошо зарекомендовавшая себя на квадриках, в целом неплохо чувствовала себя и на нео-чоппероиде (геометрия, посадка, мотор — все чисто чопперное, только в пластике), но на что-то более «злое» этот агрегат ставить было просто опасно — слишком уж задумчивый. Собственно говоря, эксперимент с DN-01 можно считать окончанием опыта, начатого в 1975 году. Только если тогда это были первые попытки из серии «а что получится, если…», то DN стал большой синей печатью ЗАГСа в свидетельстве о разводе мотоцикла и гидромеханики. Что же дальше? Итак, гидромеханика отпадает. Вариатор? Тоже проходили. Есть еще «робот» — последняя мода автомобильных трансмиссий. Дешево и сердито: приладил к обычной «механике» пару моторчиков, «мозг» и вперед! Только вот переключаются такие коробки примерно со скоростью домохозяйки на первом занятии по вождению. Вспомните инструктора в автошколе: «вы-ы-жали сцепление, включили переда-а-ачу, пла-а-вно отпускаем сцепление…» В общем, тоже не вариант. Из «жизнеспособных» вариантов остался только один — Double clutch transmission, роботизированная коробка с двумя сцеплениями, она же преселективная. Относительная простота и компактность конструкции, молниеносная быстрота переключений, плавность работы, все это давно завоевало сердца автопроизводителей. Audi, VW, Mitsubishi, BMW, даже Porsche, уже давно ставят подобные агрегаты на свои автомобили, причем не только и не столько на бытовые «авоськи на колесах», сколько на вполне серьезные модели вроде Сarrera 4 или Lancer Evo X, а это говорит о многом. Именно такую трансмиссию и получил с иголочки новый спорт-турер VFR1200F. О подробностях устройства коробки мы уже писали в «Мото» №6–2009. Не буду повторять и описание самого мотоцикла — о нем подробно рассказано в февральском номере этого года, — а остановлюсь на самом интересном: как же оно едет.
Журналистский штамп «первым делом осваиваюсь за рулем…» имеет в случае с «выфером» вполне практический смысл. С ходу разобраться в органах управления не получится. Берусь за руль, пальцы левой руки хватаются за воздух: рычага-то нет! Выглядит как-то дико и некомфортно, ну что ж, придется привыкать. Теперь кнопки. На правом пульте — главный селектор коробки, «качалка» с буквами «D/S» и «N». Знакомо по автомобилям: «D» — это Drive, «S» — Sport, «N» — соответственно, нейтраль. Под указательным пальцем еще один непривычный «курок» с маркировкой «АТ-МТ». Ясно — это выбор автоматического или ручного режимов, только вот левая нога проваливается в воздух вслед за пальцами. Классической «лапки» тут тоже нет, а управление коробкой в ручном режиме осуществляется «лепестками» на левом пульте. Под указательным пальцем — «вверх» под большим — «вниз». Ввиду того что место под «курок» моргалки дальним светом занято «лепестком» КП, переключатель света сделан трехпозиционным: «дальний-ближний-дальний», только второй «дальний» не фиксируется в нажатом положении — вот и моргалка. Еще один необычный девайс на руле — хитрой формы загогулина, как бы огибающая руль у левого пульта. Может, звучит смешно, но это стояночный тормоз. Ручник на мотоцикле последний раз я встречал на изделиях Ирбитского завода, но то были колясочники. Но и здесь все логично. Мотоцикл с «автоматом» невозможно оставить «на передаче», если вдруг придется парковаться на уклоне. А так — дернул и пошел. Главное не забыть потом «снять с ручника». Кроме контрольной лампы на приборке, о его включенности ничто не сигнализирует (только мотоцикл туговато разгоняется). Сама система довольно проста. На заднем тормозном диске установлен дополнительный суппорт с тросовым приводом. С ним-то и связан рычаг на руле. Замечу, после теста, я еще пару недель машинально искал этот рычаг на других мотоциклах. Уж больно удобно, остановившись на светофоре под горочку, не держать аппарат ногами или тормозом, а просто дернуть за ручку.
После краткого вводного курса в системы управления тронулся в путь. Вернее, собрался. Потому что именно момент троганья с места меня волновал, пожалуй, больше всего. Как отреагирует 1200-кубовый монстр на движение ручки газа? Дернет с места? Или будет тупить, как скутер, пока не включится сцепление, а потом все-таки дернет? Или, наоборот, придется по две секунды ждать, пока электроника соизволит сообразить? Ведь в пробках, в плотном трафике, да даже просто на шоссе, быстрая реакция может здорово выручить, причем реакция не только
www.zr.ru