Особенности вариатора. Особенности вариатора
Особенности вариатора
Оснащенный электроникой механизм, именуемый «вариатор», служит для передачи вращения с мотора на устройства для передвижения транспортного средства (винт, гусеницы или колеса), и недопущения резкого изменения скоростей, с которыми вращаются ведущий и ведомый диски. У автомашин легкового типа автоматическая коробка передач может иметь порядка 8-ми таких скоростей, у коробки же механической их всего пять. А вариатор, как видно из самого названия этого устройства, выбор скорости не ограничивает. Их уже долгое время устанавливают на гидроциклы, мопеды, скутеры, снегоходы и прочие механизмы для передвижения.
Коробка вариатор для автомобилей тоже был разработан еще в 1950-х годах, но достаточное широкое распространение он приобретает только сейчас.
Преимущества вариатора
Оборудованный вариатором автомобиль стартует и разгоняется исключительно плавно, двигается он ровно, и легко может обогнать автомашины даже с более мощными моторами, потому что в переключении скоростей он не нуждается. Управлять им гораздо легче даже новичкам, что, несомненно, является плюсом вариатора. Преодолевая подъемы, оборудованная вариатором автомашина никогда не покатится назад. Не застрянет она и на оборудованных светофорами перекрестках, и тем более – на железнодорожных переездах, что гораздо опаснее. Ее я система трансмиссии изнашивается в значительно меньшей степени. Как и автомашины с автоматическими коробками передач, оборудованные вариаторами автомобили имеют под своими рулями всего лишь две педали, что очень повышает удобство управления.
Из вышеизложенного со всей очевидностью следует вывод, что автомобиль с вариаторная коробка передач существенно превосходит автомашины, укомплектованные передаточными устройствами другого типа. Он более быстро и плавно набирает скорость, экономит больше топлива, более оптимально распределяет нагрузку на двигатель и приводные элементы.
Читайте о снятии и установке коробки передач автомобиля. А также о пятиступенчатой механической коробке передач.
Мотор контролируется не нажатием педали «газ», а с помощью электроники, благодаря чему он эксплуатируется менее интенсивно, что сокращает периодичность его профилактического обслуживания и потребность в ремонте. Работает он значительно тише, что важно в городских условиях, а выпускаемые им отработанные газы – менее токсичны.
Недостатки вариатора
К минусам вариаторов можно отнести то обстоятельство, что пока они не устанавливаются на серийные автомобили с мощными двигателями, хотя начало этому процессу уже положено. Трансмиссию оборудованных вариаторами автомашин следует наполнять не обычным маслом, а исключительно дорогостоящей специальной жидкостью, уровень которой положено контролировать постоянно. Значительно дороже по сравнению с автоматическими и механическими КПП обойдется и его ремонт, причем пока еще сложно найти и квалифицированных специалистов для производства такого ремонта.
Наконец, он оптимально работает только при условии исправности всего комплекса датчиков: давления, положения коленчатого вала и АБС, скорости. При поломке хотя бы одного из них трансмиссия начинает работать только в аварийном режиме, а если его отключить принудительно, то весьма вероятно ее повреждение.
Смотрите видео о том, что такое вариатор в автомобиле.
Эксплуатация вариатора
Продлить срок службы вариатора можно, выполняя нижеследующие несложные требования а именно:
- зимой, и вообще до наступления тепла, не следует нагружать трансмиссию сразу после того, как автомобиль тронулся с места. Некоторое время надо ехать медленно, пока все элементы этой системы как следует не разогреются;
- как можно чаще проверять по уровню количество и качество залитой в трансмиссию специальной жидкости, вовремя ее доливать и менять при необходимости;
- не стартовать резко, и не перегружать трансмиссию, буксируя другое транспортное средство, или преодолевая бездорожье.
- обеспечивать постоянную исправность всего комплекса датчиков, целостность питающей их проводки, работоспособность разъемов.
Несмотря на плюсы и минусы вариатора большинство автомобильных специалистов предсказывают им блестящие перспективы внедрения. Привычным автоматическим, механическим и даже роботизированным коробкам переключения передач придется резко потесниться.
Опубликовано: 25 июля 2017
automend.ru
Устройство и характеристики вариатора скутера| Информация, эксплуатация, обслуживание
Вариатор – это один из самых важных узлов скутера. Он представляет собой механическую бесступенчатую трансмиссию. Это одновременно и сложный и простой узел. Задача вариатора состоит в том, что бы заменить большую и не удобную коробку передач. Благодаря этой детали намного упростилась конструкция скутера, и водителю стало легче им управлять. Далеко не последняя задача вариатора – передавать крутящий момент на колесо с максимальной эффективностью. С виду это довольно незатейливый механизм, но для того, что бы его настроить потребуется максимум внимания и умения. Чтобы грамотно его настроить, нужно не забыть о следующих факторах: вес и размер роликов, диаметр шкивов, их амплитудность, длина и ширина ремня, жесткость пружины торкдрайвера, жесткость пружин сцепления и так далее.
Существует много видов различных вариаторов, но в скутерах устанавливают, как правило, клиноременные, которых в свою очередь имеется два: автоклиноременные и механические.
Устройство клиноременного вариатора следующее: два раздвижных шкива и соединяющий их клиновой ремень. Две конусных поверхности, которые образуют шкив, называются «щеки», между ними есть определенный зазор. Шкив, который вращается двигателем, называется ведущим, а тот с которого осуществляется отбор мощности – ведомым. Ведущий шкив закреплен на левой шейке коленвала, а ведомый соединяется с редуктором заднего колеса через механизм сцепления. Когда частота вращения коленчатого вала изменяется, муфта вариатора меняет расстояние между щеками шкива.
Клиноременной вариатор состоит из: 1 - неподвижной щеки ведущего шкива, 2 - клинового ремня, 3 - подвижной щеки ведущего шкива, 4 - пластины с направляющими грузиков, 5 - грузики, 6 - неподвижная щека ведомого шкива, 7 - подвижная щека ведомого шкива, 8 - пружина, 9 - центробежное сцепление. Благодаря тому, что на скутерах установлены клиноременные вариаторы, управлять ими достаточно просто даже людям, которые никогда не сидели за рулем мототехники.
Вариатор скутера можно отнести к механическим типам трансмиссий. Если говорить понятным языкам, то вариатор способен обеспечить оптимальное передаточное число трансмиссии в какой-то определенный момент времени. Не дорогие скутера оснащены механическими вариаторами, их работа осуществляется за счет роликов. Такое решение зарекомендовало себя не с лучшей стороны. Сила трения и температура оказывают негативное влияние. Дорогие брендовые модели оснащают вариаторами, которые управляются бортовым компьютером. Для того, чтобы увеличить возможности из стандартного вариатора механического типа по максимуму, устанавливают ролики, которые нужно подобрать по весу, а лучше купить готовые набор и таким образом увеличится мощность скутера и работать он будет более ровно.
Вариатор тесно связан с работой сцепления. Если что-то одно будет работать неправильно, но это отразиться на работе другого.
Есть несколько параметров, по которым можно определить правильную работу вариатора и по ним можно судить о его хорошей настройке. Первый – ремень не должен проскакивать в шкивах. Проскальзывание должно быть минимальное. В противном случае это может повредить трансмиссии, детали будут изнашиваться намного быстрее. Как можно определить, что проскальзывание имеет место? Вы будете видеть, что ваш скутер «ревет, пытается ехать, но ему это не удается». Так же причиной проскальзывания может быть большой износ. Второй – обороты двигателя должны быть постоянными. Еще на заводе вариатор скутера настраивают оптимально при помощи специальных грузиков. Некоторые любители экспериментов меняют их на более легкие, что бы увеличить разгон, но делать этого не следует, иначе можно потерять не только в скорости разгона, но и в максимальной скорости вообще. Заводская настройка вариатора считается идеальной, и менять ее не рекомендуется, можно только ухудшить положение. Наиболее оптимальная настройка позволяет обеспечить ровный разгон без всяких провалов и главное – в нужной зоне оборотов.
www.moto-scuter.ru
Особенности работы вариатора - Принцип работы вариатора, его особенности, плюсы и минусы
Как работает вариатор?
В отличие от традиционных АКПП, бесступенчатая не имеет передач, то есть лишена зубчатых шестерен. Внешне и по особенностям езды определить автомобиль с вариатором не удается. Его даже не так просто отличить от АКПП. Различия все же есть и заключаются они в принципе работы:
- нет фиксированных передач;
- нет толчков в момент движения;
- плавные изменения на разгоне или торможении передаточного числа.
Именно за это многие предпочитают бесступенчатый вариатор cvt обычной трансмиссии.
Есть два вида вариаторов: тороидный и клиноременной. Более распространенным является второй тип и, в большинстве случаев, приходится иметь дело именно с ним.
Клиноременной состоит из таких деталей: 2 раздвижные шкива, ремень, соединяющий их. Движение шкивов приводит к удару друг с другом. А ремень — это металлическая лента (другой материал не способен выдержать подобные нагрузки). В момент сближения шкивов ремень выталкивается и становится клинообразным, а если они раздвигаются -то уходит внутрь. В это же время уменьшается передаточное отношение и радиус. В промежуточном положении ремень прямой.
Вариаторы делятся на два типа: тороидный и клиноременной
Движение шкивов осуществляется за счет специального гидравлического привода. А он управляется в современных авто электроникой. Водителю достаточно выбрать режим — спортивный, стандартный — а электроника соответствующим образом настраивает работу вариатора. Вот на этом основан принцип действия вариатора клиноременного типа. Тороидная модель устроена немного иначе. Главные элементы здесь — ролики и соосные диски, между которыми передается крутящий момент. Для изменения отношения должно поменяться положение роликов. Стоит сказать, что практически каждый автопроизводитель разрабатывает свой тип коробки. Это означает, что вариаторы от разных производителей могут значительно отличаться друг от друга. Отличия заключаются в типе ремня, особенностях шкивов.
Особенности вариатора, его плюсы и минусы
Безусловно, имеет вариатор плюсы и минусы, которые влияют на выбор конкретной модели авто. Но от этого популярность не перестает расти, что обусловлено их преимуществами. «За» выступают экологи, а также водители.
Особенности и преимущества вариатора
- Постоянное ускорение от полной остановки до крейсерской скорости. Машина едет плавно, нет рывков во время езды.
- Отличная реакция на изменение условий движения, например, наклон дороги, скорость движения Меньше выбросов в окружающую среду.
- Меньший процент потери мощности по сравнению с обычной АКПП. Автомобиль почти никогда не замедляется, даже при повышенных нагрузках.
- Лучшая работа двигателя. Улучшенные динамические показатели.
- Простая конструкция и малое количество составляющих. Меньшая масса вариатора по сравнению с трансмиссионной коробкой.
- Машина удерживается в определенном диапазоне мощности, независимо от скорости движения.
- Экономия топлива.
Тем не менее, несмотря на приведенные достоинства, есть и недостатки вариатора. И они следующие:
- Несмотря на кажущуюся простоту, нуждается в регулярном уходе, обслуживании, что далеко выходит за рамки обычной диагностики. Главная проблема — в ремне, который изнашивается довольно быстро, и каждые 50-70 тыс. км надо его менять.
- Конструкционные особенности вариатора делают его практически непригодным для сильных нагрузок, поэтому его редко устанавливают на машины, предназначенные для езды в плохих условиях.
- Срок службы вариатора — назвать его долговечным нельзя.
- Из-за причин, описанных в пункте 1 и 3 сервисные центры неохотно берутся за ремонт cvt, так как обычно его полная замена производится намного легче. Правда, владельцу это обойдется примерно в 30-40% от стоимости машины.
- Не всем водителям нравится его «задумчивость», ведь для переключения передач надо несколько секунд.
Таким образом, говоря про надежность вариатора, можно смело выбирать АКПП, несмотря на более сложную конструкцию последней детали. Упомянутые виды вариаторов уже давно распространены в странах Европы, на наши дороги они попали недавно. Но все больше водителей знают про кпп вариатор, понимают, что это и выбирают для езды.
Как правильно эксплуатировать вариатор?
Если водитель слышал, что такое вариатор на машине, то это уже хорошо, но для управления авто обычного понимания недостаточно. Ремонт, точнее замена данного узла, обойдётся дорого (о чем уже ранее упоминалось). Надо обязательно знать, как пользоваться вариатором, чтобы не допустить серьезных повреждений. Подобно классическому «автомату», вариатор лишен педали сцепления. А вот по принципу работы и конструкционным особенностям они полностью отличаются. Чтобы разобраться с тем, как правильно ездить на вариаторе, познакомимся с режимами его работы:
«P» — означает паркинг. Применяют при подъезде к месту длительной остановки. С этого положения запускается мотор;
«D» — движение, драйв. Режим обычного движения;
"N«— нейтраль. Используют во время остановок на наклонной плоскости. Водитель должен остановить автомобиль педалью тормоза, перевести рычаг в данное положение, активировать ручник, отпустить тормоз и повторно его выжать;
«L» — низкий. Данный режим применяется при буксировке и в сложных условиях передвижения. Его можно сравнить с первой передачей «механики»;
«S» — спортивный. Режим, когда используется максимальный потенциал. Его оценят любители полихачить и те, кто не упускает возможности стартовать со светофора;
«E» — экономный. Полная противоположность приведенному выше режиму. Если почитать про бесступенчатый вариатор отзывы, то станет понятно, что он любит уход. В частности, надо периодически менять трансмиссионное масло. Жидкость надо использовать специальную, которая, несмотря на свою специфику, стоит не так дорого. Если вовремя не заменить жидкость или не долить ее, то это приведет к проскальзыванию ремня, из-за чего могут разрушиться диски.
Эксплуатация вариатора зимой
Еще один важный вопрос: «Как прогреть вариатор зимой?». В условиях нашего климата это более чем актуально. Когда столбик термометра опускается ниже нуля, то с вариаторной КПП происходит следующее:
- Густеет жидкость, которая залита в коробку. Это снижает смазывающие свойства масла, что повышает нагрузку на все узлы. Правда, возможно подобное только при достаточно низких температурах.
- Снижается эластичность резиновых компонентов.
- Металл имеет свойство сжиматься на морозе, и это может привести к изменению регулировочных параметров.
Оставляя про коробку вариатор отзывы, водители делятся опытом эксплуатации в холодное время года. Единого мнения о том, как правильно прогревать, нет, и на тематических форумах ведутся жаркие споры на эту тему. Прогревать можно в движении, на стоянке. Авторитетные специалисты говорят, что повысить ресурс вариатора поможет правильный прогрев, характер которого напрямую зависит от температуры воздуха.
Правильный прогрев продлит жизнь вариатора
- При температуре от 0 до −5: прогрев не требуется
- От −10 до — 15 градусов: 3-5 минут на стоянке и 5-7 минут в движении
- От −15 до −23 градусов: 5-10 минут на стоянке и 10-15 минут в движении
- От −23 до −30 градусов: 10-15 минут на стоянке и 15-20 минут в движении.
- При температурах ниже −30 градусов эксплуатация только в случае необходимости и только в щадящем режиме.
Сегодня водители встают перед дилеммой — вариатор или механика, что лучше — и выбор обычно делают в пользу первого. Если вы готовы смириться с недостатками, то преимущества станут наградой за испытанные неудобства. При правильной эксплуатации узел прослужит долго и безупречно, но если придется ремонтировать, то обойдется дорого. Мы довольно подробно разобрали устройство вариатора автомобиля, чтобы каждый мог открыть для себя новые технологии и повысить комфорт жизни.
А для большей наглядности — посмотрите видео на нашем сайте про устройство вариатора, его особенности, преимущества и недостатки
provariator.ru