Как восстановить аккумулятор автомобиля. Зарядка аккумулятора малым током
Методы заряда аккумуляторов
Метод заряда током постоянной силы.
Полный заряд АКБ происходит при подключении ее к источнику тока постоянной силы с напряжением до 16,2 В. Сила тока при 20-часовом заряде берется равной 1/20 Ср, а при 10-часовом — 1/10Ср (где Ср — номинальная емкость АКБ).
Преимуществом заряда током постоянной силы является возможность полного заряда батареи. Чем меньше зарядный ток, тем глубже заряд. Однако, не стоит впадать в крайность — при совсем низком токе время зарядки будет несравнимо большим. Наоборот, при очень большом токе батарея «закипит» значительно быстрее, но при этом не успеет зарядиться на все 100%.
К недостаткам данного метода относятся:
- необходимость стабилизации силы тока,
- обильное газовыделение,
- возможность повышения температуры.
Для снижения указанных отрицательных эффектов применяют двухступенчатый режим заряда. В течение 1-й ступени производят заряд током 0,1Ср до достижения АКБ напряжения 14,4 В. Затем продолжают заряд током, уменьшенным в 2 раза.
Метод заряда при постоянном напряжении.
Данным методом можно зарядить АКБ до 90-95% номинальной емкости. Недостаток метода — значительный нагрев батареи из-за большой силы тока в начале заряда.
Напряжение источника, к которому подключена АКБ, выдерживается постоянным.
В зависимости от величины напряжения ток может достигать в начале процесса значительной силы, а затем по мере заряда снижается до нуля. Обычно напряжение источника равно 14,6-15 В.
Есть и неклассические способы.
Метод подзаряда малым током.
Величина тока от 0,03 А до 0,5 А. Используется для компенсации тока саморазряда и поддержания АКБ в заряженном состоянии, также для восстановления ее емкости в тренировочном цикле.
Автоматический метод заряда. Современный, оптимальный метод заряда батарей, состоящий из двух этапов. На первом этапе производится заряд АКБ током постоянной силы 0,1Ср, после того как напряжение АКБ возрастет и достигнет 14,4-14,8 В (напряжения ограничения), дальнейшая подзарядка происходит при постоянном напряжении с автоматически уменьшающимся током.
Этот метод исключает отрицательные эффекты, присущие вышеперечисленным способам. Он обеспечивает автоматическое поддержание оптимальной скорости заряда, не допуская опасного для батареи перенапряжения, приводящего к обильному газовыделению и кипению электролита.
При правильно выбранном напряжении величина силы тока уменьшается до значения, компенсирующего саморазряд А=E.
ВНИМАНИЕ!
- Производить заряд АКБ разрешается только в помещениях с подходящей приточно-вытяжной вентиляцией!
- Во время заряда выделяется взрывчатая смесь водорода и кислорода, вредная для жизни и взрывоопасная!
- Не подходите к аккумулятору, особенно во время заряда, с открытым огнем или зажженной сигаретой! Не производите никаких действий, способствующих образованию искры!
- При выключенном двигателе и всех потребителях электроэнергии отсоедините как описано выше и выньте аккумулятор из автомобиля (при зарядке батареи на автомобиле обязательно отсоедините электрические кабели и следуйте инструкции автомобиля)!
- Аккумулятор заряжается только постоянным током!
- Запрещено осуществлять заряд аккумулятора высокими зарядными токами!
www.aktex.ru
Как правильно и каким током заряжать автомобильный аккумулятор?
Прежде всего, разберемся, в каких случаях надо ставить аккумулятор на зарядку.
Большинство пользователей заряжают аккумулятор только тогда, когда он уже еле-еле ворочает стартер. Это в корне неверно. Аккумулятор нужно проверять периодически, а не в критических ситуациях. Для этого требуется совсем немногое — время от времени проверять плотность электролита.
• Изначально, еще при предпродажной подготовке, электролит в аккумуляторах доводят до плотности 1,28 г/см куб. (В северных районах зимой плотность увеличивают до 1,30 г/см куб). При разрядке аккумулятора происходит снижение плотности и если плотность снизится до 1,25 г/см куб., то аккумулятор обязательно нужно ставить на подзарядку.
• При разнице в 0,2 г/см куб плотности электролита в разных банках также требуется подзарядка.
Кроме того, аккумулятор нуждается в зарядке:
• после трехмесячного бездействия;
• периодически малым током для снятия возможной сульфатации.
Прежде, чем поставить аккумулятор на зарядку, обязательно нужно протереть корпус, особенно тщательно вокруг заливных отверстий, так как там больше всего скапливается грязь, попадание которой во внутрь аккумулятора приведет к нежелательным последствиям.
После отворачивания пробок обратите внимание на уровень электролита — он должен быть во всех банках одинаковым. В случае снижения уровня ниже пластин (а это уже признак того, что с аккумулятором не все в порядке), долейте дистиллированную воду (ни в коем случае не электролит!) так, чтобы только были закрыты пластины. Свойства электролита таковы, что при снижении заряда понижается не только его плотность, но и уровень, а при повышении заряда плотность и уровень повышаются. Поэтому, если сразу вывести уровень на должную высоту, то при зарядке часть электролита может выплеснуться или придется постоянно следить за его уровнем и излишки откачивать.
После этих подготовительных трудов можно приступать напрямую к самой зарядке. Заряжать допускается и не снимая батарею с машины, но обязательно надо снять оба штатных провода. При подключении проводов зарядного устройства соблюдайте полярность — «+» и «—» зарядного устройства подключаются к одноименным клеммам аккумулятора.
Для зарядки аккумулятора берется ток равный 0,1 величины емкости АКБ. Т.е., если емкость АКБ составляет 60 А/час., то ток зарядки будет 6 А.
Некоторые считают, что если повысить ток, то можно сократить время зарядки. Это неправильно — время не сократится, а вред аккумулятору будет нанесен однозначно. Повышение зарядного тока приведет к выпадению из решеток активной массы, и могут покоробиться сами пластины.
Можно уменьшить рекомендуемый зарядный ток вдвое. Это, конечно, увеличит время зарядки, но скажется на качестве зарядки в лучшую сторону. Для профилактики аккумулятора от образования сульфатации пластин (зарядка малым током) применяют именно это значение.
Важно отследить конец зарядки батареи. Признаком окончания зарядки будет момент бурного выделения газов, т.н. «кипение» аккумулятора. Но уследить момент его появления бывает сложно, т.к. «кипение» с определенного момента сопровождает весь процесс зарядки, поэтому лучше периодически проверять плотность электролита. При достижении нормы не нужно сразу отключать зарядное устройство, а еще в течение часа продолжить зарядку небольшим током.
При зарядке может случиться так, что плотность электролита будет расти неравномерно во всех банках, а в каких-то может остановиться вовсе в середине процесса. Обратите на это внимание — такое случается, если на решетках произошло обсыпание активной массы и, как следствие, возможен преждевременный выход из строя этих банок.
Переливание электролита из одной банки в другую или попытка повысить плотность с помощью доливки электролита более высокой плотности к положительному результату не приведет. Как бы это ни было печально, но готовьтесь к скорой замене батареи.
www.remotvet.ru
Как восстановить аккумулятор автомобиля: даруем аккумулятору вторую жизнь
Как бы это не было прискорбно, но у всего есть свой срок службы. Считается, что у аккумулятора он составляет порядка трех лет, после чего батарея отправляется на свалку, а ее место в автомобиле занимает новая АКБ.
Однако не спешите раньше времени прощаться со старым аккумулятором, поскольку существует несколько способов его реанимации. Именно с ними сегодня вас и хочется познакомить.
К наиболее распространенным и излюбленным большинством автовладельцев методам реанимирования аккумуляторов относят:1. Продолжительный заряд АКБ малым током.2. Заряд АКБ в дистиллированной воде.3. Максимальные разряды АКБ малыми токами.
Согласитесь, название способов восстановления дают лишь поверхностные представления об их сути. Для достижения отличного результата требуется познакомиться с этими методами реанимирования АКБ поближе.
Продолжительный заряд АКБ малым током
С помощью данного нехитрого способа можно вернуть жизнь только аккумулятору с незначительной и не застарелой сульфатацией пластин.
Для того, чтобы даровать вторую жизнь АКБ, вам необходимо:1. Заполнить аккумулятор дистиллированной водой немного выше уровня.2. Включить АКБ на заряд током нормальной величины (0,1 емкости аккумулятора).3. Как только станет заметно газообразование в АКБ, следует на минут 20-30 отключить заряд.4. После перерыва АКБ вновь необходимо подключить к току, только на этот раз уменьшенному в десять раз в сравнении с первоначальным, т.е 0,01 емкости АКБ.5. Заметив усиленное газообразование на пластинах обеих полярностей, надо отключить АКБ от тока и сделать перерыв на 15-20 минут.
Четвертый и пятый этап восстановления аккумулятора следует повторить несколько раз. Порой, чтобы АКБ пришла в полную боевую готовность, требуется повторять указанные процедуры несколько дней подряд, прежде чем начать эксплуатировать аккумулятор на всю мощь.
Во избежание неудобств, связанных с работой аккумулятора, рекомендуем периодически проверять уровень электролита в АКБ (высота его слоя не должна быть менее 5 мм над верхними кромками пластин), а при необходимости можно добавить дистиллированной воды. Следите, чтобы в аккумулятор не попали какие-либо посторонние вещества. Следы окисления на аккумуляторных клеммах и проводах необходимо аккуратно удалять.
Заряд АКБ в дистиллированной воде
Если сульфатация АКБ глубокая, но не застарелая, то можно постараться восстановить аккумулятор следующим способом.1. Разряжаем аккумулятор до напряжения 9 В.2. Сливаем весь раствор электролита и заполняем аккумулятор дистиллированной водой. Ждем около часа.3. После паузы в работе аккумулятор включаем на заряд. При этом напряжение тока на каждом зажиме аккумулятора ни в коем случае не должно превышать 11,5 В.4. Постепенно увеличиваем заряд. После того, как удельный вес раствора был увеличен примерно до 1,1-1,12, необходимо довести зарядный ток до величины, равной 0,1 емкости АКБ.5. Заряжать таким образом АКБ следует до тех пор, пока не будет заметно равномерное выделение газа на пластинах обеих полярностей.6. После этого необходимо аккумулятор разрядить в течение полутора-двух часов током, равным 0,2 величины разрядного тока, соответствующего десятичасовому режиму разряда аккумулятора.
Пятый и шестой этап восстановления аккумулятора следует повторить несколько раз. После того, как удельный вес раствора не перестанет повышаться, следует довести уровень электролита до нормы и аккумулятор готов к эксплуатации.
Стоит отметить, что подобный метод довольно времязатратный, нередко, чтобы даровать аккумулятору вторую жизнь, могут потребоваться недели.
Реанимирование аккумулятора методом максимальных разрядов малыми токами
Метод восстановления АКБ, о котором сейчас пойдет речь, подходит для аккумуляторов с застарелой сульфатацией. Очевидно, что процесс будет долгим и трудоемким, однако он того стоит.
1. В первую очередь вам необходимо зарядить аккумулятор током, равным 0,2*Q (где Q — емкость аккумулятора).2. После того, как напряжение достигло 12 В, зарядный ток следует снизить до величины, рассчитываемой по формуле 0,05*Q.3. Заряд следует прекратить тогда, когда и напряжение, и вес электролита достигнут стабильных значений.4. Дайте аккумулятору отдохнуть полчаса-час. После чего опять заряжайте его малым током, до тех пор пока он не «закипит».
Данный этап следует повторить несколько раз. О том, что пора прекратить процедуру, вы поймете тогда, когда электролит начнет закипать спустя несколько минут после начала зарядки.
После этого вам следует повторить первый этап работы, а через пару часов продолжить заряжать аккумулятор указанным способом. Для восстановления работоспособности АКБ вам может потребоваться повторить весь цикл работ до 8 раз.
Конечно, восстановление аккумулятора своими силами – это довольно долгий и трудоемкий процесс, однако приложив немного стараний вы сможете заметно продлить жизнь АКБ и сэкономить значительную сумму.
autopulse.net
Ток заряда автомобильного аккумулятора
Автомобильные аккумуляторы, независимо от их емкости, типа и размеров, в обязательном порядке должны быть хотя бы изредка заряжены в условиях, близких к идеальным. Это продлит жизнь аккумулятору и избавит от неприятных неожиданностей, особенно зимой. Только заражать АКБ нужно правильно, иначе в один прекрасный день аккумулятор без видимых на то причин, прикажет долго жить, не отходив и половину срока службы.
Содержание:
- Как правильно заражать аккумулятор автомобиля
- Ток заряда свинцового аккумулятора
- Технологии зарядки АКБ
- Особенности зарядки постоянным и переменным током
Как правильно заражать аккумулятор автомобиля
В принципе, существует только два метода зарядки аккумуляторной батареи. Первый метод предполагает зарядку постоянной силой тока, второй же проводится при постоянном значении напряжения на клеммах. Выбор способа зарядки зависит от типа аккумулятора, а они могут быть:
- кислотные;
- щелочные;
- литий-ионные;
- гелевые;
- гибридные.
Тем не менее, зарядка производится от источника постоянного тока, напряжение на выходе которого должно быть выше, чем номинальное напряжение АКБ. В случае с автомобильными аккумуляторами для легковушек с бортовым напряжением 12 вольт, напряжение зарядки должно составлять 14-16 вольт.
Ток заряда свинцового аккумулятора
Для зарядки аккумуляторных батарей со свинцовыми пластинами применяют разные зарядные устройства, но основной задачей при зарядке АКБ станет как рассчитать ток зарядки аккумулятора и как ограничить ток зарядки, чтобы не допустить осыпания пластин и закипания электролита. Именно для этого применяются импульсные зарядные устройства, которые делают всю работу автоматически.
Зарядные устройства с ручной регулировкой параметров, в частности тока зарядки, требуют постоянного контроля процесса, чтобы вовремя изменить характеристики зарядного тока. Ток, время заряда и напряжение — это основные параметры, которые придется контролировать при зарядке вручную или же их будет регулировать импульсное зарядное устройство. Рассчитать номинальный ток заряда довольно просто. Для этого необходимо знать емкость АКБ, а зарядный ток должен составлять одну десятую от номинальной емкости батареи.
Технологии зарядки АКБ
Для батареи емкостью 60 а/ч ток зарядки составит, соответственно, 6 А и при достижении этого параметра можно считать зарядку завершенной. В процессе зарядки напряжение постоянно растет, а ток падает. Постоянный показатель силы тока для нашего аккумулятора в 6 ампер на протяжение 2 часов будет говорить о том, что зарядка прошла успешно.
Очень важно при этом контролировать силу тока во время зарядки, потому что после 20-26 часов работы при слишком высоком токе, электролит закипит и банки аккумулятора попросту замкнут накоротко. Спасти такой аккумулятор практически невозможно. Здоровый аккумулятор должен заряжаться не более 15-17 часов при соблюдении оптимальных параметров зарядки.
В некоторых случаях можно проводить заряд аккумулятора малым током. Это нужно для того, чтобы выровнять показатель плотности в каждой из банок. Особенно это касается батарей необслуживаемого типа. Если показатель плотности низкий и составляет около 1,2 — 1,3, причем в разных банках, то установив малый ток в пределах 2 ампер, после 40-часового цикла зарядки плотность электролита в банках восстановится. Таким методом заряжают аккумуляторы, которые разряжены полностью. К примеру, после многократных попытках пуска двигателя в холодное время года, рекомендуют именно такой метод зарядки, причем нельзя пропустить момент, когда пластины начнут сульфатироваться. Ток заряда для гелевых аккумуляторов и ток заряда для литий-ионных батарей определено строго в соответствии с их характеристиками и они заряжаются только специальными ЗУ.
Особенности зарядки постоянным и переменным током
При работе с электролитом следует помнить, что ни в коем случае нельзя при зарядке доливать в банки электролит. Для долива используется только дистиллированная вода. Необслуживаемые АКБ, которых сегодня подавляющее большинство, заряжаются автоматическими импульсными зарядными устройствами.
Технология зарядки АКБ по двум методам не представляет собой ничего сверхъестественного. Если заряжать АКБ постоянным напряжением, достаточно выставить уровень силы тока на величину одной десятой от емкости и запустить процесс зарядки. По мере зарядки ток будет падать, когда он упадет полностью, а это может занять до 10-15 часов, АКБ полностью восстановил свой заряд.
Зарядка переменным током несколько сложнее, но тоже в ней нет ничего архисложного. Вся сложность состоит в том, чтобы следить за напряжением на клеммах аккумулятора. Точно так же, как и в первом случае, показатель силы тока устанавливается на отметку 10% от емкости, после чего заряд проводится до тех пор, пока напряжение на клеммах не вырастет до 14 вольт. Как только это параметр достигнут, ток уменьшается вдвое, батарея заряжается до показателя 15 В.
После этого в третий раз ток уменьшается вдвое, а после стабилизации напряжения на клеммах в течение нескольких часов, зарядку можно считать завершенной. Не разряжайте аккумуляторы до предела и удачных всем дорог!
Читайте также:
avtoshef.com
Обслуживание автомобильных аккумуляторов | AVTONAUKA.RU
В предыдущей статье Эксплуатируем автомобильный аккумулятор были рассмотрены главные причины, благодаря которым исправный автомобильный аккумулятор может преждевременно выйти из строя. Здесь же продолжим тему эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей, и рассмотрим, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор.
Как обычно бывает? Пока аккумулятор работает исправно, мало, кто обращает на него внимание – работает, ну и ладно. Но как только в его работе начинаются перебои, например, утренний запуск двигателя происходит тяжелее обычного, после некоторого простоя стартер крутит двигатель уже менее энергично, чем раньше, тут уже многие начинают понимать, что настала пора уделить время аккумулятору и достают зарядники. Как говорится, лишь бы не было слишком поздно.
Начнем с того, что плотность рабочего полностью заряженного аккумулятора составляет 1,28 г/куб.см. Аккумуляторы, в которых изначально залит электролит такой плотности, подходят для использования в большинстве регионов России. В районах Крайнего Севера, где зимняя температура опускается ниже 40 градусов, рекомендуется в зимний период использовать батареи с плотностью электролита 1,30 г/куб.см. Но даже такой «высокоплотный» аккумулятор в разряженном состоянии может замерзнуть при температуре «-15 градусов». Поэтому, за состоянием аккумуляторной батареи нужно следить регулярно. Плотность электролита измеряется ареометром.
В каких случаях автомобильный аккумулятор нуждается в подзарядке?
Считается, что уменьшение величины от начальной плотности электролита на 0,01 г/куб.см, означает разряд батареи примерно на 6%. Из этого следует, что снижение плотности до 1,24 г/куб.см равно разряду аккумулятора почти на 25%, т.е. на четверть. Летом такой аккумулятор еще будет работать, а вот с наступлением холодов или зимой ему придется тяжеловато. Исходя из признаков состояния АКБ, приведенных в первой статье, можно предположить, как долго такой аккумулятор еще прослужит.
Поэтому, ставим рабочий аккумулятор на зарядку в случаях:
- снижения плотности до 1,25 г/куб.см, если плотность еще ниже – тем более не стоит медлить;
- если плотность в разных банках отличается более чем на 0,02 г/куб.см;
- если аккумулятор использовался, а потом был в бездействии более трех месяцев (например, все это время автомобиль стоял). Но это при условии, что аккумулятор хранился должным образом (об этом ниже), в любом случае потребуется проверить плотность;
- периодически, с целью снятия неглубокой сульфатации пластин малым зарядным током.
Вышеприведенные случаи — это периодическая зарядная профилактика для рабочего аккумулятора.
На что следует обратить внимание перед тем, как аккумуляторную батарею ставить на зарядку?
Перед тем, как приступить к проверке уровня электролита и его плотности, необходимо протереть и очистить корпус аккумулятора от грязи и подтеков, если таковые имеются. Особое внимание — на места прилегания пробок заливных отверстий к корпусу. Там обычно скапливается грязь, которая в момент отворачивания пробок может попасть внутрь, т.е. в электролит, что нежелательно.
У рабочего аккумулятора, хоть и частично разряженного, уровень электролита будет в пределах нормы, т.е. решетки пластин будут покрыты полностью. Но может оказаться так, что в какой-то из банок, а может и не в одной, уровень окажется значительно ниже, или решетки будут оголены вовсе. Плотность в этом случае проверить будет затруднительно. Но, однозначно, это признак того, что в этой банке или в этих банках что-то не так.
В этом случае необходимо долить дистиллированную воду не до полного уровня, а ровно на столько, чтобы она чуть прикрыла решетку пластин, и затем уже ставить аккумулятор на зарядку. Если пластины закрыты, то доливать пока ничего не нужно! Дело в том, что во время естественного разряда, уровень электролита в банках понижается, а во время заряда – повышается.
Вот и нужно, по необходимости, долить воду, чтобы лишь прикрыть пластины, чтобы не получилось так, что в конце заряда уровень электролита в банке оказался значительно больше необходимого значения. Весь аккумулятор из-за этой банки придется заряжать намного дольше, в то время, как в остальных банках уровень электролита уже поднимется и плотность дойдет до нормы, т.е. остальные банки уже будут заряжены.
Теперь, непосредственно, зарядка аккумулятора зарядным устройством.
Заряжать автомобильный аккумулятор можно не снимая с машины, если до него свободно достают провода от зарядного устройства. Только предварительно нужно отсоединить от аккумулятора штатные провода «+» и «массу». Вместо них подключаются провода от зарядника: плюсовой провод – на «+» аккумулятора, а минусовой провод — на минусовую клемму.
Каким током заряжать автомобильный аккумулятор?
Величина зарядного тока берется как 0,1 от величины номинальной емкости АКБ. Например, если емкость аккумулятора 55 Ач, то зарядный ток не должен превышать 5,5 Ампер, если аккумулятор — 60 Ач, то зарядный ток берется не более 6 Ампер. Выше этих величин поднимать зарядный ток не рекомендуется, в противном случае аккумулятору можно навредить. Высокий зарядный ток может привести к короблению пластин и выпадению активной массы из решеток. А это сокращает срок службы батареи.
Но если не спешить, самая оптимальная зарядка аккумуляторной батареи будет являться током равным 0,05 от значения емкости АКБ (0,1 делим еще пополам). Для батарей 55 и 60 Ач это будут значения 2.75 и 3 Ампера соответственно. Чем меньше ток, тем глубже заряд. В этом случае время до полной зарядки аккумулятора увеличится, но сам заряд будет проходить качественнее. С целью профилактики для снятия сульфатации электродов, рекомендуется брать именно эти значения зарядного тока.
Для сокращения общего времени заряда можно процесс зарядки разделить на два этапа. Сначала выставить зарядный ток равный 0,1 от емкости батареи, а после того, как плотность электролита поднимется до 1,26 г/куб.см, уменьшить его вдвое (0,05) и продолжить зарядку до полного.
Сколько нужно заряжать автомобильный аккумулятор?
Признаком течения зарядки является, так называемое, «кипение» электролита – выделение газов. Но это «кипение» не должно быть слишком интенсивным. Если газы выделяются слишком обильно, то лучше немного уменьшить ток. А вот при зарядке малыми токами электролит может и вовсе не «закипеть», и увеличится время зарядного процесса. Поэтому в процессе нужно будет несколько раз проверять изменение плотности. Когда плотность электролита восстановится до нормы (1,28 г/куб.см), рекомендуется продолжить заряд малым током еще примерно, в течение 1 часа, так сказать, для закрепления. После этого зарядку автомобильного аккумулятора можно считать оконченной.
Может получиться так, что во время зарядки в какой-то из банок плотность электролита будет расти медленнее, в сравнении с другими банками, и остановится на каком-то значении, т.е. не дойдет до нормы. Такое бывает, когда целостность активной массы на решетках уже нарушена. Возможно, эта банка скоро полностью выйдет из строя, а может еще немного послужит. Станет ясно в процессе дальнейшей эксплуатации аккумулятора.
Но категорически запрещается «выравнивать» плотность электролита или его уровень путем переливания его из одной банки в другую!
Нужно исходить из того, что изначально во всех банках был залит электролит одной плотности. Пока аккумулятор новый, разряд–заряд во всех банках примерно одинаков. Со временем, насыщенность сульфатом свинца в электролите в разных банках будет разная. И если их перемешать между собой, путем переливания из одной банки в другую, то плотность электролита в них изменится от первоначальной, и аккумулятор гораздо быстрее выйдет из строя.
Чем нежелателен перезаряд аккумулятора? Когда заряд АКБ подходит к концу, в аккумуляторе начинается еще один процесс – электролиз воды, входящей в состав электролита. Вода распадается на кислород и водород и, таким образом, испаряется. Когда электролит уже «набрал» свою плотность, а зарядный ток не отключился (если ток большой – это еще хуже), то вода из электролита потихоньку выкипает. Это значит, что позднее потребуется доливка дистиллированной воды в электролит до необходимого уровня.
Еще один момент. Доливать воду необходимо или непосредственно перед зарядкой (например, чтобы вода чуть закрыла оголенные пластины), или в конце процесса зарядки (чтобы выровнять уровень во всех банках). Нельзя, например, с вечера добавить воду до нужного уровня и оставить аккумулятор стоять до утра. Утром можете не завести мотор. Разница плотности электролита в разных его слоях приводит к появлению, так называемых, паразитных токов, которые усиливают саморазряд батареи. Чтобы этого не происходило, добавленная вода должна как следует перемешаться с электролитом в процессе заряда, чтобы электролит стал однородным. Т.е. долили воду – сразу ставьте на зарядку.
Теперь, несколько слов о необслуживаемых автомобильных аккумуляторах. Все, что касается проверки и обслуживания, т.е. того, о чем изложено в этой статье выше, относится только к обслуживаемым батареям по той простой причине, что необслуживаемые аккумуляторы не имеют заливных отверстий для электролита. Поэтому проверить плотность электролита и его уровень в банках у необслуживаемых батарей невозможно. Тем не менее, такие аккумуляторы также нуждаются в уходе и периодической подзарядке.
Индикатор состояния заряженности, который имеют подобные аккумуляторы, не дает полной картины. Часто случается так, что индикатор показывает, что батарея заряжена, а ее емкости едва хватает на две попытки провернуть двигатель. Такой аккумулятор нужно ставить на зарядку.
Сколько нужно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор?
Время зарядки зависит от того, на сколько АКБ разряжена. Следует обратить особое внимание на величину зарядного тока. Выше уже упоминалось о том, что большой зарядный ток приводит к выкипанию воды из электролита. Восполнить воду путем доливания в таких батареях уже не получится, равно, как и проверить уровень, а понижение уровня электролита, со временем, приводит к сульфатации и выходу батареи из строя. Так что, имея необслуживаемый аккумулятор, придется чаще проверять работу генератора.
При зарядке от внешнего зарядного устройства, величину зарядного тока предпочтительнее выбирать равной 0,05 от емкости батареи. Т.е. такую, при которой электролит не «закипит». Времени для полной зарядки аккумулятора, в этом случае, потребуется больше, но зато заряд будет проходить качественнее, и батарея, в конечном итоге, прослужит дольше.
Для необслуживаемых батарей (как, впрочем, и для любых АКБ) лучше использовать зарядное устройство, на котором есть возможность установить для заряда не значение тока, а значение постоянного напряжения. В этом случае, по законам физики, по мере возрастания напряжения на аккумуляторе, сила зарядного тока будет падать. Таким образом, работа подобного зарядного устройства идентична зарядке автомобильным генератором, что является самым оптимальным режимом для аккумулятора.
Очень удобно – ставите выходное напряжение примерно 13,8 Вольт и идете заниматься другими делами. Как только напряжение на выходе с зарядника сравняется с напряжением на АКБ, которое будет расти в процессе заряда, значение силы зарядного тока упадет до «0», и перезаряда не случится. Но если не терпится зарядить АКБ быстро, или нет времени ждать, то нужно помнить, что величина зарядного напряжения не должна превышать 14,5 Вольт, в противном случае это может привести к выкипанию воды в процессе заряда, восполнить которую будет невозможно.
И в заключение, несколько слов о том, как хранить автомобильный аккумулятор.
Особых хитростей здесь нет. Нужно только запомнить, что автомобильный аккумулятор любого типа хранится только в полностью заряженном состоянии, сухой и чистый снаружи, предпочтительно в холодном месте. В теплом помещении естественный процесс саморазряда усиливается. Если зимой автомобиль не используется, то аккумулятор лучше оставить на машине, но предварительно его зарядить и после этого не подключать силовые провода (плюс и массу), во избежание дополнительного саморазряда. Но если в вашем регионе температура опускается ниже 40 градусов, то лучше занести АКБ в более «теплое» место. Можно смазать клеммы техническим вазелином. И пусть хранится до нужного времени.
avtonauka.ru
Как восстановить аккумулятор
Чтобы восстановить автомобильный аккумулятор наиболее часто применяют 3 способа:
I. Длительный заряд аккумуляторов малым током.II. Заряд аккумулятора в дистиллированной воде.III. Глубокие разряды аккумуляторов малыми токами.
I Способ восстановления длительного заряда малым током.
Этот способ с успехом применяется при незначительной и не застарелой сульфатации пластин. В такие аккумуляторы доливают дистиллированной водой несколько выше обычного уровня и..1АКБ включают на заряд током нормальной величины (0.1 емкости АКБ, для АКБ емкостью 100 А/ч = ток заряда будет 10 А/ч). Заряд ведут до начала заметного газообразования. После этого прекращают заряд на 20—30 мин.
2Затем вновь включают аккумуляторы на заряд, уменьшив величину зарядного тока в десять раз (0.01 емкости АКБ, для АКБ емкостью 100 А/ч = ток заряда будет 1 А/ч). Заряд ведут до начала усиленного газообразования на пластинах обеих полярностей. Затем делают перерыв на 20 мин.
3Вновь ведут заряд таким же током. Такой заряд уменьшенным током с последующим перерывом повторяют несколько раз. В результате удельный вес раствора электролита постепенно достигает постоянной величины, близкой к нормальной. По окончании указанных зарядов малым током, которые иногда приходится проводить в течение нескольких суток, удельный вес раствора электролита доводят до нормы, после чего аккумуляторы пускают в эксплуатацию.
Величина удельного веса раствора электролита должна находиться в пределах 1.20-1.21. Снижение удельного веса раствора электролита указывает, что аккумулятор частично разряжается, а следовательно, неправильно осуществляется режим непрерывного подзаряда.
Необходимо следить, чтобы высота слоя раствора электролита над верхними кромками пластин была не менее 5 мм. В связи с этим периодически надо доливать в аккумуляторы дистиллированную воду. Раствор серной кислоты удельным весом 1.18 доливают только тогда, когда удельный вес раствора после перезаряда окажется ниже нормы.
Нужно тщательно следить, чтобы в аккумуляторы не попали какие-либо посторонние вещества, так как вследствие загрязнения раствора электролита аккумуляторные пластины могут быть испорчены. Образующиеся на соединениях проводов и полюсных зажимах окислы следует осторожно удалять.
II Восстановление способом заряда в дистиллированной воде.
Этот способ находит применение при глубокой, но не застарелой сульфатации. 1Засульфатированные аккумуляторы разряжают в десятичасовом режиме до напряжения 9 В.
2Сливают раствор электролита и заменяют его дистиллированной водой.
3Спустя час аккумуляторы включают на заряд при токе такой величины, чтобы напряжение на зажимах каждого аккумулятора не превышало 11,5 В. По мере заряда удельный вес раствора электролита постепенно увеличивается.
После повышения удельного веса раствора примерно до 1,1-1,12 зарядный ток доводят до величины, равной 0,2 нормального зарядного тока (0.1 емкости АКБ, Например, для аккумулятора емкостью 65 А/ч эта величина составит 6,5 А/ч).
Когда начнётся равномерное выделение газа на пластинах обеих полярностей во всех аккумуляторах и удельный вес раствора электролита перестанет возрастать, заряд прекращают.
4Аккумуляторы включают на разряд, который продолжают в течение примерно 1,5-2 ч током, равным 0,2 величины разрядного тока, соответствующего десятичасовому режиму разряда аккумулятора.
Такие циклы заряд—разряда продолжают несколько раз до тех пор, пока удельный вес раствора не перестанет повышаться. После этого доводят удельный вес раствора электролита до нормы и пускают батарею в эксплуатацию.Выполнение указанных заряд-разрядов может потребовать длительного периода (3—5 недель).
III Восстановление способом глубоких разрядов малыми токами.
В случае, когда появившийся в аккумуляторах сульфат не устраняется своевременно и полностью, количество этого сульфата с течением времени увеличивается и, наконец, наступает явление застарелой сульфатации, вредное влияние которой указанными выше способами устранить не удаётся. Отдаваемая аккумуляторами ёмкость при этом резко снижается.
Для восстановления ёмкости таких аккумуляторов с застарелой сульфатацией применяется способ заряда аккумуляторов (с перезарядом; токами нормальной величины и последующего длительного глубокого разряда малыми токами. Этот способ,принципиально отличается от других способов, которые основаны на применении длительного заряда аккумуляторов малыми токами.
Путём проведения нескольких циклов глубокого разряда малыми токами и нормального заряда с перезарядом ёмкость аккумуляторов может быть полностью восстановлена. Такие циклы заряд—разряда должны производиться в следующем порядке:
1Сначала повреждённый аккумулятор заряжают током, численно равным 0.2*Q (где Q — номинальная ёмкость аккумулятора в ампер-часах). Когда его напряжение достигнет 12 В, ток заряда снижают до величины, численно равной 0,05*Q. Когда напряжение и удельный вес раствора электролита достигнут стабильных значений, заряд прекращают и оставляют аккумулятор отключённым на 0,5-1,0 ч.
2После этого снова заряжают его малым током до тех пор, пока аккумулятор не «закипит», а напряжение его не перестанет повышаться.
3Затем снова делают перерыв на 0,5-1,0 ч и повторяют заряд малым током.
Число прерывистых зарядов малыми токами обычно не превышает трёх. Прекращают их тогда, когда при очередном включении аккумулятора на заряд малым током раствор электролита начинает «кипеть» через 2—3 мин, а напряжение достигает величины, которая наблюдалась в конце предыдущего заряда (до последнего перерыва).
4По окончании полного заряда аккумулятор разряжают током, равным 0,02*Q. Разряд ведут до тех пор, пока напряжение аккумулятора не снизится до 9 В. После этого разряд прекращают.
5Спустя 1-2 ч аккумулятор начинают заряжать так, как было указано выше.
В зависимости от того, насколько велика потеря ёмкости у повреждённых аккумуляторов, число восстановительных циклов заряд—разряда будет различным. Обычно после 7—8 циклов можно полностью восстановить работоспособность аккумуляторов, которые до этого отдавали не более 50—60% номинальной ёмкости.
Еще советы автомобилистам:
nasovet.ru
КАК ЗАРЯЖАТЬ АККУМУЛЯТОРЫ
Жизнь современного человека трудно себе представить без различных бытовых помощников. Автомобили, компьютеры, звуковоспроизводящие устройства, телефоны, бытовая медицинская техника, фонари и т.д. - все это стало неотемлемой необходимостью в наше время. Связующим звеном, которым можно связать такие разные предметы как автомобиль и фонарик, являются химические источники тока. В данной статье мы рассмотрим основной класс электрохимических возобновляемых источников тока - аккумуляторные батареи, а так же как заряжать аккумуляторы различных типов. Соблюдение режима эксплуатации аккумуляторных батарей, и в частности режима заряки, гарантирует их безотказную работу в течении всего срока службы. Основополагающими факторами при заряде любых батарей являются токи и напряжения приложенные во время процесса зарядки. Установлено, что зарядка чрезмерно большим током приводит к деформации пластин аккумуляторов и даже к их разрушению. Зарядка малым током вызывает сульфатацию пластин и снижению емкости аккумуляторной батареи. Зарядный ток, рекомендуемый в инструкции по эксплуатации батареи, обеспечивает оптимальное протекание электрохимических процессов в ней и нормальную работу в течении всего срока эксплуатации. Некоторые недобросовесные производители (в частности Китайские) приводят в паспортах на свои изделия совершенно ненормированные показатели токов заряда,и как следствие батарея выходит из эксплуатации раньше времени. Цель таких производителей - экономическая выгода (ведь вышедший из строя аккумулятор придется сменить на новый). Чтобы не попадаться на удочку таких горе-производителей, приведу несколько теоретических выкладок и советов. Зарядку аккумуляторных батарей производят вполне определенным током, значение которого можно вычислить по формуле I=0,1Q для кислотных
и I=0,25Q для щелочных аккумуляторных батарей,
где Q-паспортная электрическая емкость батареи (А-ч), а I-средний зарядный ток (А). Для герметичных кислотно-свинцовых аккумуляторов (гелевых)
значение зарядного тока расчитывают исходя из того, что он должен составлять 0,2-0,3 от емкости батареи. Такое же значение зарядного тока применимо и для NI-MH аккумуляторов. Кислотные батареи чуствительны к недозарядке и перезарядке. Щелочные аккумуляторные батареи менее критичны к режиму эксплуатации. Гелевые элементы питания можно заряжать/разряжать только до значений указанных в паспорте или на самой батарее. NI-MH и NI-CD батареи заряжают до номинального паспортного значения, но из 10 циклов заряда разряда такие батареи желательно хотя бы один раз разрядить полностью (до нижнего номинального значения) а затем зарядить. Связано это с возникновением эффекта памяти у этих батарей - устройства в которых они применяются как правило не позволяют произвести полного разряда батареи (отключаются раньше), и мы производим заряд недоразряженного элемента. Со временем (в очень короткие сроки) это приводит к выходу батареи из строя.
Блок схема зарядного устройства состоит из понижающего трансформатора и выпрямителя. В качестве регуляторов тока в практических схемах используют: проволочные реостаты; магазины конденсаторов, включаемых последовательно с первичной обмоткой трансформатора; транзисторные и интегральные стабилизаторы тока; тиристорные регуляторы. Далее предлагаю рассмотреть несколько простых практических схем для зарядки аккумуляторных батарей.
Для зарядки кислотных АКБ на протяжении 15 лет использую простой самодельный зарядник
с перемотанным трансформатором ТС-270 (транс перематывался для достижения токов в 15А,что в конечном счете и не понадобилось).
Электронную начинку регулятора тока можно собрать по схеме Руслана Старобинского
или по схеме Германа Рабурахманова (десульфатирующее зарядное устройство, для восстановления аккумуляторной батареи).
Прибор желательно оснастить амперметром для наблюдений за протекающими процессами (на снимке миллиамперметр от радиостанции с константановым шунтом). Для зарядки герметичных кислотно-свинцовых аккумуляторов (гелевых) можно применить устройство на микросхеме L200C.
Но в силу того, что микросхема эта довольно редкая и дорогая, можно изготовить более простое универсальное зарядное устройство, подходящее для всех типов не слишком емких аккумуляторов.
Основа схемы-интегральный стабилизатор К142ЕН12; диодный мост-любой на ток не менее 2А;
транзистор германиевый из-за малого открывающего напряжения Б-Э; резисторы R1-R4 с мощностью рассеивания от 2Вт (можно намотать из нихрома). Сборка схемы зарядки. Она содержит минимальное количество деталей и может быть произведена навесным монтажем. В качестве переключателя режимов зарядного тока применим галетный.
Подключаем к заряднику полностью разряженный аккумулятор, выбираем зарядный ток по известной формуле и заряжаем в течении 12 часов. В заключении совет по выбору ЗУ при покупке - не поленитесь поискать в сети данные на приглянувшееся вам зарядное устройство. Это сможет вас уберечь от ненужных трат. Если же имеющееся у вас устройство вызывает подозрение (изготовленное неизвестно где ЗУ для малоемкого аккумулятора), не поленитесь открыть его корпус - в некоторых устройствах ничего кроме выпрямителя не имеется, и у вас будет поле для модернизаций и усовершенствований (если вы конечно не хотите потерять свой аккумулятор раньше времени). Конечно тут приведены не все теоретические и практические выкладки и тонкости, а только самые основные. В дальнейших наших публикациях мы познакомимся с более сложными типами ЗУ. Автор: Электродыч.
el-shema.ru