Рубрики
Разное

Сапун что это такое: что это, зачем нужен и как обслуживать :: Autonews

что это такое, как он работает и нужно ли его обслуживать? Сапун автомобильный

В автомобилях есть множество мелких рабочих деталей, которые совершенно незаметны для водителя, но их важность значительна, и их неисправность иногда может привести к серьезным проблемам. Маленькая штучка со смешным названием «респиратор» — одна из них. Давайте разберемся, где он находится, для чего используется, как работает и нуждается ли в обслуживании?

Сапун — это клапан для сообщения с атмосферой, необходимый компонент всех более или менее крупных узлов полых машин, содержащих смазку и воздух.     

Когда валы и шестерни внутри герметичного узла вращаются, их трение вызывает нагрев масла и воздуха над ними. В результате и жидкость, и газ увеличиваются в объеме. Масло никогда не наливается до самого верха — над ним всегда остается «воздушная подушка». Пустота, другими словами. Эта пустота позволяет маслу подниматься при нагревании, но не вытекать наружу. Узел нагревается от движения — масло расширяется, и часть воздуха уходит в атмосферу. При остановке автомобиль остывает — масло сжимается, и вакуум всасывает недостающий воздух. Поэтому давление внутри всегда атмосферное — нулевое, проще говоря.

Чтобы сделать давление внутри и снаружи одинаковым, в принципе, достаточно простого отверстия в верхней части устройства — корпусе редуктора или редукторе моста. Но нельзя просто сделать отверстие: внутрь может попасть абразивная песчаная пыль — при езде по пыльным дорогам — и влага — при мойке или езде под дождем. При парковке на крутом склоне может произойти утечка масла. Вентиляционный клапан в виде простого отверстия, закрытого войлочной пробкой, проницаемой для воздуха, можно встретить, например, в малообъемных узлах, работающих со смазкой, а не с жидкостью — например, в редукторах больших и мощных шлифовальных машин или циркулярных пил. С другой стороны, в автомобилях клапан для стравливания воздуха в основном встречается в коробках передач, раздаточных коробках полноприводных автомобилей и редукторах мостов, которые имеют несколько более сложную схему.

В автомобилях это небольшой резьбовой ниппель со сквозным отверстием, который вкручивается в корпус узла или механизма. Сверху этот сосок закрыт подвижным (способным перемещаться и вращаться в вертикальной плоскости при нажатии) колпачком — чашечкой. Под колпачком лицевая сторона сопла закрыта резиновым диском — своеобразной «таблеткой», которая прижимается к соплу пружиной. Фактически, этот диск является клапанным элементом вентиляционного отверстия.

Устройство сапуна для автомобиля

Дизайн элементарен, но есть несколько важных нюансов, о которых не все знают…. Рассмотрим, как это работает, как говорится, «в базовом варианте»!

Теоретически, внутри корпуса устройства, где установлена заглушка, всегда должно быть атмосферное давление — не может быть избыточного или пониженного давления. Но на самом деле, если открутить вентиляционную пробку или даже просто энергично подвигать ее крышку вверх-вниз и вправо-влево, добившись смещения «таблетки», можно услышать тихое «шипение». Кроме того, «шипение» может быть результатом как небольшого избыточного давления, так и небольшого вакуума. И то, и другое — норма, а не вина!

Сапун — внешний вид

 Машина завелась. Шестерни и валы вращаются, трение нагревает их, и они нагревают масло. Он расширяется, нагревает и сжимает находящийся над ним слой воздуха. Давление воздуха внутри коробки передач или моста увеличивается. Но калиброванная пружина в вентиляционном отверстии очень слабая и давит на резиновую «таблетку» с ничтожно малым усилием в 10-12 грамм. Как только давление достигает какой-то ничтожной величины, едва превышающей атмосферное, оно выбрасывается в атмосферу, поднимая «таблетку» вверх, преодолевая сопротивление слабой пружины. 

Машина остановилась. Устройства начинают охлаждаться. Температура и уровень масла падают, как и давление воздуха внутри. Постепенно внутри оси создается вакуум, когда пружина прижимает резиновую таблетку к концу вентиляционной пробки, герметизируя ось….. В конце концов, однако, давление внутри, хотя и с некоторой задержкой, становится атмосферным. Почему? 

Напомним, что пружина очень, очень слабая. А резиновая «таблетка» — это не прецизионный клапан с идеально притертыми седлом и диском. Воздушный клапан не рассчитан на длительное удержание вакуума — это часть его конструкции, так и должно быть! Он пропускает атмосферный воздух в блок примерно с той же скоростью, с которой там растет разрежение, синхронно с охлаждением масла. Поэтому разрежение внутри, хотя оно и возникает, ничтожно мало и длится недолго.

Есть и третья ситуация. Собственно, именно в нем и будут играть роль и «таблетка», и пружина, потому что в первых двух ситуациях (систематический нагрев во время движения и медленное охлаждение при остановке) можно было бы вполне обойтись и без них — вентиляционный клапан успешно работал бы, будучи просто «дыркой», сообщающей картриджи агрегатов с атмосферой….. 

Такой ситуацией является внезапное охлаждение мостов, раздаточных коробок и корпусов, при внезапном заезде в глубокую лужу или намеренном преодолении брода. В этом случае разрежение внутри узлов возникает быстро и достигает ощутимых значений — например, задний мост, нагретый до 90 градусов, может попасть в глубокую воронку с талой водой при температуре около нуля….. Здесь к усилию пружины сжатия добавляется ход разрежения, который еще сильнее всасывает «таблетку» в наконечник, предотвращая засасывание воды в коробку передач или трансмиссию, которая может легко переполниться выше уровня вентиляционного отверстия. Сапун является самозакрывающимся и достаточно надежным.

Сапун — разобран по частям внешний вид

При кратковременном (хотя и довольно сильном) охлаждении блока сапун в достаточной степени защищает внутренний объем от попадания воды извне, но что произойдет, если он останется в воде до самой ступицы (или даже глубже) в течение длительного периода времени? Скажем, когда нападение «Форда» затягивается или внедорожник застревает в болоте? В этом случае очень вероятно, что вода будет засасываться в масло через резиновые уплотнения — сальники полуосей или ШРУСов. Сальники профилированы для обеспечения определенной степени самоуплотнения, но не от воды снаружи, а от масла внутри. Сальник, по сути, герметичен в обоих направлениях благодаря постоянному сжатию кольцевой пружиной, но его упругость в направлении «наружу» все же заметно выше, чем в обратном направлении из-за формы профиля. И если новая оригинальная упаковка может успешно противостоять всасыванию воды снаружи вакуумом, то изношенный и/или не очень качественный сальник — вряд ли. Тем не менее, в обоих случаях они отлично удерживают трансмиссионное масло!

По этой причине большинство владельцев внедорожников (особенно не новых) не доверяют (и абсолютно искренне) дехромам в стандартном варианте. Из них вырезают крышку, выбрасывают пружину и «таблетку», на оставшиеся соединения надевают тонкие шланги и проводят их в переднее пространство под капотом и в полость крыла внутри багажника или в полость фонаря. Как правило, в чистом, сухом месте вверх…. В этом случае клапан в воздухоотводчике становится лишним и продолжает успешно выполнять свою роль соединения с атмосферой. Но владельцам автомобилей на автомагистралях эта процедура совсем не нужна.

Однако если вы не являетесь владельцем внедорожника, клапан выпуска воздуха способен создать проблемы и для вас. Когда он засоряется или просто производит впечатление некачественного продукта от производителя. Проблема в том, что при всей своей простоте эта деталь требует очень высокой степени точности и повторяемости при производстве! Пружина должна быть строго откалибрована по силе сжатия, планшет должен быть изготовлен из очень качественной резины, не допускающей деформации и залипания от масла и температуры. Искривление, прилипание крышки и т.д. недопустимо. 

Поврежденная или запущенная вентиляционная пробка приведет к быстрому загрязнению или залипанию (что приведет к выдавливанию масла через сальники после их нагрева) и, наоборот, к легкому проникновению воды (что приведет к эмульсии масла). Даже если сапун изначально качественный и не «левый», он требует периодического «обслуживания», несмотря на кажущуюся полную самодостаточность и автономность, заключающуюся в простом покачивании и повороте крышки вручную. Благодаря этому внутренняя часть не загрязняется, а «таблетка» не прилипает. 

Так выглядит сапун для автомобиля

Хотя иногда плохой контроль качества со стороны производителя (это касается в основном отечественного автопрома) вынуждает автовладельцев исправлять и дорабатывать даже условно исправную сборку….. Например, нередки случаи вытекания масла через воздушный клапан переднеприводных автомобилей ВАЗ старых моделей. Гаражная практика (и даже, кажется, некоторые официальные журналы АвтоВАЗа) рекомендовала заливать масло в коробку передач чуть выше номинального объема, воздушная подушка над уровнем масла оказалась недостаточной для компенсации теплового расширения — смазка стала просачиваться через сапун и стекать на корпус коробки передач….. Водители поднимают его выше с помощью короткого шланга, так как это распространенная практика среди джиперов.

Или взять вентиляционные отверстия заднего моста на ВАЗ-классике, Волгах и ИЖах 1990-х годов, когда все делалось ногами — качество комплектующих было настолько ужасным, что заводы намеренно удаляли и пружину, и «таблетку» из вентиляционных отверстий, надевая колпачок обратно и делая таким образом простую «дырку». — Если бы только это как-то работало и не выкачивало масло наружу…. Если владельцы таких автомобилей не ездили по руслам ручьев и не парковались на горах, то у них не было проблем с таким упрощением, а зачастую они даже не знали о нем. ..

Сапун двигателя ВАЗ – что это и диагностика неисправностей

Эффективное функционирование системы вентиляции оказывает существенное влияние на КПД работы двигателя. По технологии чистка картера должна проводиться каждый раз при замене моторного масла. В противном случае существенно увеличивается риск засорения вентиляционных каналов. Сапун ВАЗ играет важную роль на мощность силового агрегата и его срок службы. 

Интересно! Порядок подключения высоковольтных проводов ВАЗ 2109

Сапун двигателя: что это такое?

Сапун карбюратора ВАЗ — специальный клапан, основная задача которого — сообщение силового агрегата с атмосферой. Данный узел обязателен практически для всех узлов техники пустотелого типа. Речь идет о блоках, внутри которых вращаются валы, шестерни и происходит нагрев масла. 

Где находится сапун двигателя?

Практика показывает, что сапун двигателя ВАЗ может находиться в разных местах. Чаще всего его расположение связано с областью клапанной крышки. Речь идет о заливной горловине. Данная информация, как правило, содержится во внутренней инструкции к описанию. Также можно почерпнуть ценные данные в тематических форумах. 

 

Устройство сапуна

Патрубок сапуна ВАЗ играет важную роль в обеспечении работы всей системы. Устройство данного узла не отличается какой-либо сложностью. Рассмотрим его строение на примере детали КПП/моста. К основным элементам относятся:

  • внешний корпус. Деталь производится из прочного металла;
  • пружина прижимного типа. Механизм отлично работает в автономном режиме;
  • прокладка резинового типа. Данный элемент влияет на герметичность и своевременность сброса давления;
  • гайка стопорного типа. Выполняет фиксирующую функцию;
  • тело. Сброс давления осуществляется через сквозное отверстие. 

Практика показывает, что без данного модуля мотора обойтись невозможно. Но стоит заметить, что сапун моста ВАЗ также выполняет важную задачу.

Интересно! Автомобиль ВАЗ 2121 (Нива): история и характеристики

Почему идет дым из сапуна?

Неисправность сапуна, как правило, связана с плохой пропускаемостью газов. Существует ряд причин, почему из сапуна идет дым. К основным из них относятся:

  • износ колец маслосъемных;
  • прогорание выпускных клапанов;
  • стирание сальника вала;
  • грязное масло в системе или его перелив;
  • попадание тосола, антифриза в смазку ДВС.

Не менее распространена проблема использования контрафактного масла. Такой расходный материал часто приводит к забиванию клапана сапуна ВАЗ. 

Ремонт и обслуживание сапуна

Со временем шланг сапуна ВАЗ может расслоиться и треснуть. Если речь о самом изделии, его лучше всего заменить на новое. Купить его можно без проблем в любом автомагазине. Сервис заключается в своевременной чистке. Снаружи детали грязь убирается ветошью или скребком.

Чистка внутри выполняется шомполом в виде проволоки. В некоторых случаях плоскость аккуратно прожигается. Данный метод отлично подходит для чистки маслоуловительной сетки. 

Двигатель гонит масло через сапун: решение проблемы

Сапун карбюратора ВАЗ в процессе эксплуатации выходит из строя. При своевременном обнаружении и ремонте устройства можно снизить стоимость ремонта силового агрегата. Проблему лучше всего устранить на раннем этапе.

Внимательно проверяйте клапан сапуна ВАЗ на предмет целостности и работоспособности.

Решение проблемы заключается в замене масла на ДВС и непосредственно специального клапана.

Немаловажное значение имеет проверка компрессии в цилиндрах. В некоторых случаях помогает генеральная чистка клапана. 

Интересно! Вскрытие авто и изготовление ключей от специалистов

СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА

Сапун ВАЗ купить можно без проблем в любом автомагазине.  Проблема будет намного серьезней, если из строя выйдет целая система вентиляции картера. Ее основное предназначение заключается в  формировании топливно-воздушной смеси. Таким образом, обеспечивается стабильная работа силового агрегата. 

Функциональная система имеет сложную конструкцию. Схема приведена ниже. 

ВАЗ 8 клапанов сапун имеет стандартную форму. Принцип работы вентиляционной системы заключается в возникновении разрежения в области коллектора.

Принцип функционирования системы заключается в организации принудительного потока воздушной массы. Данный эффект достигается за счет разряжения в области впускного коллектора. Реакция возникает на фоне открытия клапана PCV. В результате картеры попадают во впуск. Далее происходит объединение смеси непосредственно с чистым воздухом. Процесс происходит в цилиндрах ДВС. 

ПРИЗНАКИ ПРОТЕКАНИЯ МАСЛА ЧЕРЕЗ САПУН

Дым из сапуна ВАЗ может образовываться по ряду причин. В любом случае потребуется срочный ремонт устройства. Главный симптом забитого устройства – замасливание внешней поверхности блока цилиндров. Не менее распространен признак критического износа функциональных деталей. Речь идет о группе клапанов и цилиндров. 

ПРИЧИНЫ ВЫБРАСЫВАНИЯ МАСЛА ЧЕРЕЗ САПУН

Сапун ВАЗ кидает масло по ряду причин. В первую очередь это касается сильного износа поршневой группы колец. Также может быть поломан сам клапан. В некоторых случаях наблюдается засорение стока маслоотражателя. В процессе эксплуатации наблюдается снижение пропускной способности фильтра воздушного типа. 

Интересно! Регулировка холостого хода на автомобиле ВАЗ

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ПРИЧИНЫ ГОНА МАСЛА

Крышка сапуна ВАЗ может быть деформирована в процессе эксплуатации. В таком случае ее лучше заменить на новую. Диагностика функционального устройства должна проводиться в специализированном сервисе. Квалифицированные специалисты точно определят причину поломки и быстро устранят ее. Все работы выполняются на современном оборудовании. 

ОСМОТР И ЧИСТКА СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ

Чистка сапуна ВАЗ выполняется строго по утвержденной технологии. Так, после ослабления хомутов отсоединяется воздушный патрубок. Далее прокручивается гайка крепления крышки. Вся внутренняя полость подлежит тщательному протиранию тряпкой. Она заранее пропитывается керосином. 

 

  • Автор: avtor