Как правильно прогревать автомобиль. Прогревать или нет машину
Прогрев двигателя автомобиля - нужно ли прогревать зимой и летом
Чтобы автомобиль исправно служил долгое время необходимо не только следить за его техническим состоянием, но и правильно эксплуатировать. Сегодня, когда технологии автопрома шагнули уже далеко вперед, одним из немногих пережитков, доставшихся водителям из прошлого, остается необходимость прогрева двигателя машины перед поездкой.
Прогревать или нет
Тема прогрева двигателя навсегда разбила общество автомобилистов на два лагеря, поддерживающих и тех, кто напрочь отрицает необходимость данной процедуры.
На самом деле, правильного ответа на вопрос до сих пор не существует. Все, до чего смогли додуматься автомобилисты на сегодня это выявление положительных и отрицательных сторон предварительного прогрева двигателя.
К плюсам можно отнести:
- Разжижение моторного масла до нужной вязкости перед работой двигателя под нагрузкой.
- В ходе разогрева уменьшаются зазоры между элементами поршневой группы двигателя.
- «Прогретый» двигатель работает стабильнее и экономичнее.
Ну и немаловажный факт – при прогреве двигателя прогревается и салон автомобиля, что делает комфортной поездку в холодный период.
Минусами, по словам скептиков, являются:
- Дополнительный расход горючего, затрачиваемый в ходе работы двигателя на «холостых» оборотах.
- Нанесение вреда свечам зажигания, нейтрализатору и маслу.
- Ухудшение экологической обстановки из-за лишнего времени работы двигателя.
Не стоит забывать и о масле, находящемся в трансмиссии. Тем более, если на автомобиле установлена автоматическая коробка передач или вариатор.
Вязкое холодное масло может стать причиной выхода из строя отдельных деталей гидротрансформатора или гидромуфты.
В течение какого времени необходимо прогревать машину
Чтобы прогрев двигателя автомобиля был наиболее эффективным, следует брать во внимание температуру окружающей среды.
При показаниях градусника от 0 до +5 градусов достаточно пару минут работы на «холостых» оборотах.
Если на улице около -10 градусов, можно накинуть еще минуту. Этого будет достаточно для разогрева моторного масла и основных узлов. А вот для обогрева салона времени мало. Комфортную температуру в нем можно получить только после 5 минут прогрева.
Если термометр показывает температуру в диапазоне от 10 до 20 градусов мороза, прогрев машины следует производить около 5 минут. При этом, замершие стекла в салоне лучше отогревать уже после, так как на это потребуется дополнительное время.
При морозе ниже -20 градусов, прогрев двигателя необходимо выполнять не менее 5 минут и выше. Все зависит от типа и технического состояния двигателя, масла и топлива. Что касается обогрева салона, то наиболее комфортные условия можно получить только после 10-минутного прогрева.
Нужно ли прогревать летом
Ответ на этот вопрос можно найти, зная особенности принципа работы двигателя.
Любой автомобилист знает, чтобы в моторе образовалось нужное рабочее давление масла, а поршни, расширившись под воздействием температуры в камерах сгорания, идеально соприкасались со стенками цилиндров, двигателю необходимо достичь рабочей температуры +90 градусов. Естественно, зимой на это уйдет некоторое время, но и летом придется его потратить, пусть и меньшее количество.
Как правило, на это уходит не более трех минут. Этого как раз хватит для того, чтобы осмотреть зеркала и пристегнуть ремни безопасности. В первое время желательно удерживать обороты двигателя на отметке 2000.
Особенности инжектора и турбодизеля
Бытует мнение, что инжекторный двигатель не нуждается в прогреве, но это неправильное мнение. Несмотря на наличие автомата подогрева, инжекторный двигатель лучше все же прогреть зимой в течение 1-2 минут. После запуска мотора не нужно давить на «газ», автоматика сама выберет нужные параметры смеси для работы. И только со стабилизаций оборотов можно начинать движение.
При использовании синтетической смазки и безупречной топливной системе, летний прогрев практически отпадает.
В случае с дизельным ДВС, зимний прогрев однозначно обязателен – это связано с особенностями воспламенения солярки. Тем более, если мотор турбированный. Дело в том, что пуск турбины возможен только при определенных оборотах, в противном случае может возникнуть перегрев мотора, влекущий за собой серьезные проблемы.
Последовательность действий
Казалось бы, что может быть проще: запустил двигатель, подержал его несколько минуть на «холостых» оборотах и все – можно ехать. Но, к прогреву двигателя необходимо подходить грамотно, что позволит продлить срок эксплуатации автомобиля.
Для этого достаточно выполнить ряд шагов:
- В холодное время необходимо начинать с «разогрева» аккумулятора. Для этого следует включить на 10-15 секунд дальний свет, нагрузив тем самым батарею. После чего свет выключается на 30 секунд, давая возможность восстановиться АКБ.
- Чтобы ускорить процесс нагрева двигателя можно накрыть радиатор плотной тканью (войлоком или старым одеялом).
- Запустить двигатель.
- Если установлена механическая коробка передач — подержать выжатой педаль сцепления, разгрузив тем самым коленвал для разогрева смазки.
- В случае, если машина не завелась, стоит сделать перерыв 3-4 минуты, чтобы «отдохнул» аккумулятор. Важно следить, чтобы стартер при запуске работал не более 20 секунд. Если после нескольких попыток мотор молчит, самое время искать неисправности.
- После пуска двигателя можно включать печку для обогрева салона, направив воздух сначала в салон, и только потом на лобовое стекло. Это позволит компенсировать перепад температур на его поверхности и «за бортом», тем самым убережет его от появления микротрещин.
- Начинать движение тоже лучше с небольшой скорости (40-50 км/ч) тем более, если автомобиль задне или полноприводной. Дело в том, что в редукторах мостов также желательно сначала прогреть трансмиссионную смазку.
Мнение специалистов
Чтобы автомобиль дольше прослужил, а его эксплуатация вызывала комфорт, следует использовать качественное топливо и смазочные материалы. В этом единогласно уверены создатели всех марок автомобилей.
Важно всегда следить за уровнем масла в двигателе и КПП, и периодичностью ее замены с учетом сезона. От этого во многом зависит продолжительность срока эксплуатации всех узлов и агрегатов, а также время необходимого прогрева двигателя.
В случае с дизельными моторами, в условиях морозного климата, желательно использовать соответствующие типы топлива. И тогда автомобиль отплатит надежностью и долговечностью.
smotriavto.ru
Прогревать или нет машину летом?
Россия — страна огромная и за 365 дней в году температура меняется от -30 до +30 градусов, а где-то и до -50 доходит. То что мотор транспортного средства необходимо довести до рабочей температуры в зимнее время, знает даже новичок. А вот необходим ли автомобилю прогрев в летний период знает далеко не каждый. Подавляющее большинство автопроизводителей автомобилей сообщают владельцам о том, что прогревать машину в жару совсем не обязательно и не имеет под собой оснований, но это заблуждение неверно.
3 доказательства необходимости прогрева автомобиля даже в жару
Моторное масло должно смазать рабочие детали ДВСПока двигатель автомобиля находится в рабочем состоянии, то есть машина заведена, масло постоянно двигаясь внутри мотора смазывает необходимые детали. Однако в заглушенном состоянии масло скапливается в специальном нижнем отсеке, а на деталях при высыхании образуется пленка. Чтобы пленка растворилась и масло снова обволокло все детали двигателя необходим хотя бы минутный прогрев двигателя перед началом движения.
Фильтры должны очистить маслоДля прочистки моторного масла от частиц, которые могли попасть в двигатель, в нем установлен фильтр очистки. При непрогретом состоянии он не может качественно очистить масло от металлической стружки и другого мусора. Однако в рабочем состоянии масла, фильтр справляется с очисткой в разы лучше. Таким образом можно сделать вывод, что прогрев даже летом увеличивает ресурс двигателя автомобиля.
Маслосъемные кольца могут сломатьсяНепосредственная работа данных колец на поршнях сводится к сбору лишнего масла и помощи в организации необходимого уровня давления. При непрогретой машине вязкость масла еще недостаточна и на маслосъемные кольца приходится огромная нагрузка. Начало езды без прогрева может привести к их скорой поломке.
Однако помните, что в летнее время температура воздуха достаточно высока и автомобилю требуется существенно меньшее время на прогрев, нежели в зимнее. Достаточно 1 минуты и автомобиль готов к поездке.
Фото с интернет-ресурсов
www.drivenn.ru
Греть двигатель или нет?
Автоинструкторы уверяют, что недостаточная смазка является одной из главных причин возникновения разного рода неисправностей при прогреве двигателя и его холодном запуске. Поэтому зимой нужно более внимательно относиться к моторному маслу. Во-первых, при покупке обращать внимание на его вязкость, а также на качество, которое определяется спецификацией.
Чем опасно не прогревать двигатель?
Не стоит забывать, что в масле низкого качества часто образуются низкотемпературные отложения на поверхностях двигателя и его внутренних деталях. Особенно это происходит во время разогрева до рабочей температуры. Плохое масло может превратиться во что угодно, покрыть стенки емкости слоем мази, забить все отверстия и каналы.
Поэтому в холодное время года поездка без прогрева двигателя может стать небезопасной.
У современных компактных моторов каналы смазочной системы имеют малые сечения, поэтому двигатель очень чувствителен к качеству и вязкости масла. Если при холодном пуске степень вязкости повышена, масло не сможет быстро поступить к подшипникам.
Таким образом, рекомендуется применять синтетические масла, у которых стабильная температура вязкости.
Сколько занимает прогрев?
К сожалению, в этом случае страдает экология. Холодный мотор работает на обогащенной смеси топлива, при этом сильно возрастают выбросы CH и CO, которые являются основными вредными компонентами выхлопных газов. Проверить это на практике нетрудно. Если машину прогревают во дворе дома, то неприятный запах будет чувствоваться даже в квартирах верхних этажей.
Время для прогрева достаточно велико, значит, число вредных веществ, которые окажутся в атмосфере, тоже будет немалым.
Что произойдет, если не греть, а сразу ехать?
В цилиндры будет поступать больше топлива, и прогрев займет намного меньше времени, то есть количество выбросов будет меньше. В некоторых странах власти, руководствуясь этим, запрещают прогревать мотор после запуска (нужно отметить, что в основном это теплые страны, у нас пока такого опыта нет).
С технической точки зрения прогрев двигателя — вещь необходимая. Она помогает снизить износ деталей, отсрочить ремонт, наконец, сэкономить деньги.
Но плата за такую экономию слишком высока: страдает экология, атмосфера загрязняется, а от этого напрямую зависит наше с вами здоровье.
Посмотрите видеоматериал, на тему «Греть машину или нет»:
Отечественный автопром
Конструкция отечественных моделей карбюратора слишком грубая и несовершенная, и не может обеспечить двигателю устойчивое функционирование при движении авто сразу же после запуска. А вот характерные для иномарок системы впрыска топлива (точнее его дозировки) помогают улучшить работу холодного мотора, что снижает выхлопы вредных веществ.
Но и такие устройства не в состоянии полностью снизить негативное воздействие.
Даже если в транспортном средстве есть система с каталитическим нейтрализатором, которая уменьшает токсичные выбросы, она не будет работать эффективно, пока нейтрализатор не нагреется до необходимой рабочей температуры, на что опять требуется продолжительное время.
Современный автопром
Сегодня некоторые современные марки автомобилей оборудуются специальными системами с принудительным электропрогревом нейтрализатора, что решает наконец-то проблему загрязнения воздуха вредными выбросами на этапе прогрева машины. Но такого транспорта пока совсем немного.
Если зимой с утра вы выгляните в окно, то увидите десятки водителей, которые прогревают свои автомобили, принося, таким образом, ощутимый урон не только окружающей среде, но и людям. Конечно, запрещать это делать — не наше дело, мы лишь обрисовали общую картину.
А греть или не греть — решает каждый для себя сам.
Удачного прогрева и зимнего завода!
В статье использовано изображение с сайта www.sobaki-dendy.ya.ru
spokoino.ru
нужен ли он и как правильно прогревать?
Многие сторонники прогрева двигателя утверждают, что холодный мотор больше подвержен механическому износу. Это лишь отчасти, ведь при испытании не прогретого двигателя заметного износа не было замечено. Это объясняется тем, что холодный двигатель в движении, т.е. под нагрузкой, быстрее прогревается и выходит на свой оптимальный режим работы.
Как едет автомобиль на холодном двигателе?
Остается вопрос: как едет автомобиль на холодном двигателе? Современные машины оборудованы системой впрыска, которая самостоятельно изменяет параметры мотора, в зависимости от его параметров на данный момент. Т.е. всю черновую работу по прогреву двигателя сделает за вас электроника.
Единственное правило, которое надо соблюдать при езде на холодном моторе - это не раскручивать мотор до предельных оборотов и стараться не давать ему максимальных нагрузок. Это необходимо для прогрева технологических жидкостей: авто масла, смазочных компонентов и топлива.Сколько времени нужно прогревать двигатель?Современные автомобили не стоит долго прогревать, достаточно трех-пяти минут для прогрева, чтобы спокойно ехать и не волноваться за повышенный износ двигателя. Двигатель во время езды прогревается быстрее, чем работая на холостом ходу. Давайте разберемся, сколько времени нужно прогревать двигатель при определенной температуре воздуха.
От + 5 до 0 достаточно всего 1-2 минуты для прогрева двигателя. При этой температуре стекла автомобиля еще не успевают покрыться льдом, так что длительный прогрев не нужен.При температуре от 0 до минус 10 - время прогрева двигателя составляет приблизительно 2 минуты. За это время двигатель выйдет на рабочую температуру, прогреются все технические жидкости для дальнейшего движения. В свою очередь, для прогрева салона автомобиля потребуется не менее 5 минут.
При температуре от -10 до минус 20 - время прогрева составляет от 3 до 5 минут. При такой температуре возможно замерзание стекол автомобиля и пока они не отогреются - дальнейшая поездка будет опасной. Лучший вариант, это прогреть двигатель 2-3 минуты, а после включить печку и подождать еще пару-тройку минут, пока не раз морозятся стекла автомобиля.
При температуре минус 20 и ниже - прогрев двигателя должен составлять не менее 5 минут. Достаточное время прогрева зависит от технического состояния вашего авто и чем современней ваша машина и чем лучше работает печка, тем меньше будет время прогрева. Для прогрева технических жидкостей достаточно не более 5 минут, а для прогрева салона - не менее 10 минут.
Что делать, если не желаете долго ждать, когда прогреется двигатель? В таком случае помогает сигнализация с авто запуском. Не выходя из дома запускают двигатель с брелка, и в то время как вы одеваетесь и выходите из дома, ваш автомобиль будет прогрет.
По своему опыту скажу: прогрев двигателя зимой необходим пока не будет хороший обзор, в случае если на стеклах появился лёд. Но иной раз ждать пока растают стекла и прогреется салон автомобиля - время терять. Легче купить специальную щетку и очищать ей стекла ото льда.
Возмущение экологов по этому поводу можно игнорировать по той простой причине, что в сельской местности прогрев особого вреда природе и людям не принесет. А в городе, где количество авто велико, львиную долю всякой гадости в воздухе дают не выхлопы, а как ни поразительно, пыль от постоянно истирающейся резины колес и колодок. Любопытный факт: во время Второй мировой войны талантливый немецкий генерал Эрвин Роммель, по свидетельству его сослуживцев, требовал, чтобы перед началом движения вся подчиненная ему техника прогревалась не менее 10 минут. Это правило действовало даже когда он командовал германским «ограниченным контингентом» в пустынях Африки. В результате процент поломок во вверенных ему моторизованных подразделениях всегда был заметно ниже среднестатистических.
В слу
stroysystems.ru
Как правильно прогревать автомобиль | Автоблог
Про прогрев автомобиля я уже писал несколько статей, например как прогревать двигатель или прогрев автомата. Но это все отдельные части автомобиля. Понятно когда двигатель запущен, то рано или поздно автомобиль все равно прогреется. Но прогреются не все части автомобиля, прогреется лишь только двигатель, трансмиссия, ну и салон конечно, а вот что с остальными узлами автомобиля? Как правильно прогревать автомобиль? Давайте сегодня поговорим об этом…….
Как правильно прогревать автомобиль
Зимнее утро. Темное, потому как солнце встает поздно, на улице – 25 или – 30, просто «дубак» и вы пытаетесь завести своего железного коня. И вот счастье, двигатель запустился, пусть и не с первой попытки, и с трудом начал работать. Тяжело ему «бедняжке», ведь какое бы ни было хорошее масло, а оно при таких низких температурах все равно густеет (зима это просто смерть для автомобиля). Двигатель запущен и вы думаете, все, потарахтит минут 15 и рвану по делам / на работу. Но не спешите, да через 15 минут двигатель полностью прогреется, от него тепло перейдет коробке передач, потому как они жестко соединены, да и в салоне станет тепло. Но вот как быть с приводами, стойками и резинками, автомобиля? Ведь они также задубели, на морозе. Как прогреть авто полностью? Подвеска и приводы, а на заднеприводных автомобилях и задний мост, также очень сильно подвержены износу, что нужно сделать, чтобы правильно прогреть автомобиль на морозе.
После того как вы прогрели двигатель, трансмиссию и салон, вам нужно прогреть и вашу подвеску, чтобы она служила вам как можно дольше. Для этого не рвем с места стоянки, а медленно, 20 – 40 км/ч начинаем двигаться. Автомобиль, имеющий подвеску с маслеными амортизаторами максимально подвержен износу, масло в амортизаторах такое же густое, а разогреть его может только движение. Качения вверх – вниз, которые амортизатор гасит. После того как вы выехали с места ночной парковки, вам нужно километра 2 – 3 проехать не быстро и максимально плавно. Помните нужно избегать глубоких ям на дороге, в которые может провалиться колесо. Также не стоит, и рвать с места, в приводах колеса хоть нет жидкой смазки, они, также замерзшие износ в холодные температуры не значительно, но увеличивается. Если у вас заднеприводный автомобиль, у него в заднем мосту также как и коробке передач, находится 1 – 2 литра, трансмиссионного масла. Оно также замерзшее, если вы резко «рванете с места», то есть большая вероятность что у вас выдавит масленые сальники заднего моста, так что также не рвем, едем 2 – 3 километра плавно.
И помните правильно прогреть автомобиль нужно полностью, а не только двигатель и трансмиссию. На этом все искренне ваш автоблоггер.
avto-blogger.ru
Сколько нужно прогревать машину
10.03.2014
Часто слышу вопрос о том, сколько надо греть машину по времени и можно ли ехать на непрогретом двигателе. Зачем вообще это нужно?
У каждого в автомобиле есть приборная панель, которая отражает его состояние. Один из информеров это указатель температуры охлаждающей жидкости. Его информация нам и понадобится.
Когда я сажусь за руль, будь то лето или зима, то прогреваю машину примерно до 50-75 градусов. У кого указатель в виде «палок», то до трех. Автомобиль едет плавно и без рывков, двигатель работает тихо.
Зачем прогревать машину
Многие мои знакомые прогревают свои машины не больше 5 минут или сразу начинают движение на малой скорости и в процессе набирают нужную температуру.
Производители автомобилей в своих руководствах по эксплуатации, тоже рекомендуют не задерживаться с прогревом двигателя летом и нагревать его в процессе движения, не давая нагрузок на двигатель.
Лично мне не нравится такая езда. Я спокойно жду, когда указатель температуры дойдет до нужного значения и еду. Летом оно достигается примерно за 10 минут, а зимой за 15 минут.
Прогревать автомобиль нужно чтобы масло в двигателе дошло до всех его трущихся поверхностей и система смазки была приведена в рабочее состояние. При непрогретом двигателе и нагрузках на него, происходит повышенный износ, и как следствие, сокращение срока службы двигателя.
Зимой, для облегчения пуска двигателя, когда масло загустело и осело на дне, некоторые водители держат сцепление выжатым и только после запуска, потихоньку отпускают его.
П.С. На самом деле, сколько водителей, столько и мнений. Одни считают, что нужно греть машину до рабочей температуры, а другие не прогревают автомобиль и едут сразу. Попробуйте так и так и решите, какой способ вам больше нравится.
А Вы долго прогреваете двигатель своего автомобиля?
Самостоятельная замена масла в двигателе
Чистка салона автомобиля и багажного отделения – неожиданный сюрприз!
Шиномонтаж – переобуваем резину
avtomirrf.ru
Прогревать машину зимой или нет?
С приходом холодов автолюбители задаются вопросом: "Cтоит ли прогревать машину зимой?". И когда прогревать - в движении или на месте? Споры ведутся уже очень давно, а однозначного ответа до сих пор нет. В этой статье TengriMIX взвесит все "за" и "против" прогрева мотора и попытается сделать вывод.
Как греется мотор
Полностью прогретым мотор будет тогда, когда все его детали и рабочие жидкости выйдут на рабочие температуры, то есть при фиксированном режиме работы перестанут меняться. Быстрее всего прогревается охлаждающая жидкость - это тот процесс, который мы видим по изменению положения стрелки на указателе температуры. С ней же прогреваются детали верхней части двигателя (поршни, цилиндры, головка) - темп практически тот же. А вот масло в поддоне греется значительно медленнее. Откуда это видно? У кого есть бортовой компьютер, замечал, наверное, что даже после достижения нормальной температуры охлаждающей жидкости расход топлива на холостых может еще какое-то время уменьшаться. Это как раз и связано с медленным прогревом масла. И наконец, дольше всего греется нейтрализатор, а вместе с ним выходит на рабочий уровень токсичность отработавших газов. Но все скорости прогрева зависят от режима работы двигателя.
Сопротивление движению
Почему мотору не нравится мороз? Главная причина в том, что любое моторное масло густеет на холоде. А при определенных температурах вообще может перестать течь. Минеральные масла - уже при минус 20°-25° С, лучшие синтетики - при минус 45°-55° С. В итоге узлы трения работают "всухую", резко возрастают мощности механических потерь, которые требуют лишнего бензина. Но когда мотор быстрее выйдет на нормальный уровень механических потерь? Если стоять и греться или если сразу после пуска отправиться в дорогу? Это даст ответ на вопрос об экономии - ведь лишние потери требуют дополнительного топлива.
Российскими экспертами был проведен эксперимент. Его суть заключалась в проверке расходования топлива обычным впрысковым двигателем при одинаковых пробегах, но разных алгоритмах прогрева. Немного об автомобиле, который участвовал в эксперименте. Чистый "европеец" 2005 года выпуска, 1,6 л рабочего объема, заявлен как Евро-4. Всю сознательную жизнь провел в России, но, кроме технического обслуживания, ничего в нем не делалось.
Итак, три программы прогрева. Первый вариант - "дедовский": полностью прогреть мотор и только после этого поехать. Второй - согласно инструкциям современных автомобилей: "пустить и поехать". А третий - это тот, который чаще всего можно встретить: завести, смахнуть снег, помахать лопатой (в общем, потянуть время), а догревать машину уже в поездке. В день эксперимента на улице было -15°. Аккумулятор у машины хороший, в поддоне - дорогая синтетика. Пробег - от стоянки до работы: это около 5 километров, причем без пробок!
Вариант 1. Пускаются. Стрелка тахометра устанавливается на отметке "1200", компьютер показывает мгновенный расход топлива 2,5 л/ч. Через минуту расход снижается до 1,9 л, через 10 минут - до 0,9 л. Тогда же видимые изменения на бортовом компьютере заканчиваются - стрелка на указателе температуры не доползает даже до 50 градусов и встает намертво. Для надежности экспериментаторы ждут еще 10 минут - расход топлива уменьшается до 0,8 л/ч, что пока больше, чем обычные 0,6, наблюдаемые при полном прогреве всего мотора. Лучшего результата достичь не удается - поехали! Едут на фиксированном режиме, третья передача, 50 км/ч, светофоров по дороге нет. Расход по компьютеру - 6,4-6,6 л/100 км. Всего потрачено на прогрев 0,45 л, на дорогу - около 0,33 л. Итого - около 0,8 л.
Вариант 2. Сели, завелись и сразу поехали. Машине это не очень понравилось, и она для начала выдала расход больше 10 л. Потом он начал быстро снижаться, но из-за короткого заезда до прежних 6,5 так и не дополз - остановился на 6,8 л. Итого израсходовано всего 0,45 л. Плюс экономия 20 минут драгоценного времени. Экономия, вроде, есть, но внушительной она кажется только на малых пробегах.
© netdna-cdn.com
Вариант 3. После пуска экспериментаторы грели мотор 5 минут, пока отскребали лед со стекол. Стартовали с расхода на холостых 1,3 л/ч. Начало пробега ознаменовалось цифрой 7,6 л/100 км, к концу заезда вернулись на 6,6. Итого с учетом пробега - 0,55 л. Лучше, чем в первом варианте, но немного хуже, чем во втором.
Удар по экологии
Понятно, что нежелание автопроизводителей греть автомобиль вызвано вовсе не заботой о нашем кошельке. Главный аргумент - экология. Ведь современные нормы токсичности Евро-4 и выше накладывают жесткие ограничения на содержание токсических компонентов на пусковых режимах и в период прогрева. Вот и посмотрим, что будет с токсичностью до нейтрализатора (на профессиональном сленге она называется "сырой") и после (это "сухая" токсичность).
Итак, "сырая" токсичность при холодном пуске очень большая. Причина - необходимость резкого обогащения топливовоздушной смеси. Топливо должно быть испаренным, а при большом "минусе" на улице испаряться оно не очень-то и хочет. Да и воздух в цилиндры поступает холодный, плотный. Значит, чтобы компенсировать малую испаряемость топлива и низкую температуру воздуха, надо лить бензина значительно больше. А то, что не испарилось или испарилось уже в процесс сгорания, летит в трубу. "ЦеО" и "ЦеАши" - ну очень большие! И давить их должны каталитические нейтрализаторы. Но беда большинства современных нейтрализаторов в том, что они работают эффективно только в узком диапазоне температур и состава смеси. Температура должна быть высокой, а состав смеси - стехиометрическим, то есть воздуха в ней должно быть ровно столько, сколько необходимо для полного сгорания топлива. В противном случае эффективность резко падает.
Любопытно, что при низких температурах в процессе прогрева за нейтрализатором может наблюдаться более высокая концентрация токсических компонентов, чем на входе! Откуда? Скорее всего, это парит несгоревший на первых пусковых циклах бензин - он "садится" на сотах активного элемента катализатора. По мере его разогрева эффективность работы растет, и, наконец, горячий катализатор при рабочем составе смеси давит практически всю токсичность. Иными словами, на пусковых режимах и при прогреве, если не используется современный катализатор с внешним подогревом, токсичность двигателя с нейтрализатором не слишком будет отличаться от его более раннего собрата, такового не имеющего. Потому главная задача - как можно быстрее вывести температуру активной зоны катализатора в рабочий диапазон.
Нейтрализатор греется от потока отработавших газов, и тем быстрее, чем больше их расход и температура. Но когда процесс в нем пошел, он начинает разогреваться и сам - дожигание токсических компонентов идет с выделением энергии. Поэтому температура в активной зоне работающего катализатора выше, чем у отработавших газов. И наш эксперимент показал, что даже при нормальной температуре в боксе, на режиме минимальных оборотов холостого хода, нейтрализатор не выходит на рабочий режим! Тем более на морозе. Поэтому подавить токсичность на режиме прогрева, если греть мотор на стоянке, не получится: значит, надо двигаться.
© wordpress.com
А какова разница в выбросах?
Вариант 1. Начальное содержание СН очень высоко, под 1000 ppm, что, впрочем, ожидаемо. По мере прогрева мотора оно начинало медленно снижаться. Но даже после 20 минут прогрева, когда температура охлаждающей жидкости уже вышла на рабочий уровень, содержание остаточных углеводородов осталось высоким - около 180 ppm. Антифриз-то прогрелся, а вот нейтрализатор холодный, работает неэффективно.
Вариант 2. Начало - то же, но темпы другие: под конец заезда на выходе фиксировалось где-то 15-20 ppm. Нейтрализатор заработал! Вроде бы ответ есть…
Но не все так просто! Если смотреть на относительные концентрации токсических компонентов, то получается, что дышим-то мы их абсолютными значениями: не "пи-пи-эмами", а граммами и килограммами! То есть эти концентрации надо умножить на расход отработавших газов. В ходе эксперимента на холостых при прогреве он составлял около 15 кг/ч, а вот при движении, если брать в среднем, будет около 80! Если умножить одно на другое, то получается, что при прогреве на стоянке, вместе с дальнейшей дорогой, автовладелец наградил природу количеством граммов остаточных углеводородов, большим практически в два раза, чем при движении сразу после пуска (4,5 грамма против 2,8).
Вариант 3. Экспериментаторы немного погрелись, а потом поехали. Этот вариант дал еще большее снижение абсолютного выброса СН: до 2,1 грамма. Кстати, в этом случае при движении за 5 км пути выброс составлял чуть больше грамма СН, близкого к нормам Евро-4.
Цифры весьма показательны и в целом понятны. При движении на холодном моторе автолюбители достаточно долго работают на высокой токсичности, при этом расходы отработавших газов большие. Да и обдув нейтрализатора холодным воздухом при движении тоже тормозит его прогрев. При прогреве на стоянке нейтрализатор так и не выходит на штатный режим, но зато при начале движения на больших расходах быстрее начинает эффективно гасить токсичность. А при коротком начальном прогреве мотор и на стоянке не успевает изрядно "навредит", и при прогреве в движении работает значительно лучше: ведь он уже набрал какую-то температуру. Вот и результат.
Но кое-что не учтено. Смердящий на стоянке автомобиль окутывает облаком дыма пространство вокруг себя, и там жить противно. А движущийся как бы размывает свое "добро" по пространству. Глобально - получается сопоставимо, а в отдельно взятой точке - ущерб от одного движущегося автомобиля в разы меньше. Но ведь на стоянке одновременно пыхтит один-два экипажа, а по дороге их ползут толпы.
Смерть мотору
О том, что при пуске и прогреве резко растет износ двигателя, не писал только ленивый. Некоторые даже убеждают народ, что один холодный пуск равен 100 км пробега! Подобных точных цифр давать не стоит - они совсем разные. И моторы разные, и температуры за бортом, и масла, залитые в поддон, да и пробег, с которым сравнивают, тоже может быть либо за городом, либо в городских пробках. Поэтому справедливее эквивалент от 20 до 200 км: главное - тенденция. И важно, что движение без прогрева не дает деталям двигателя подготовиться к приему больших нагрузок. Им приходится плохо - и не только подшипникам.
Есть в моторе такая деталь - поршень, а у него на боковой поверхности нарезаны канавки, чтобы поршневые кольца ставить. Так вот, эти канавки наиболее чувствительны к нагрузкам и первыми разрушаются, когда те становятся чрезмерными. И здесь именно такая ситуация. Если сразу стартовать да еще побуксовать малость, выбираясь из сугроба, нагрузки на мотор станут сразу большими. Тепловые потоки от рабочего тела разогревают днище поршня быстро, а зона канавок касается холодного цилиндра, который чуть теплее антифриза. Возникают большие перепады температур, и с ними - запредельные напряжения. А поршень без канавок - уже не поршень… И чем лучше прогрет двигатель, тем меньше опасность такой беды.
© imgur.com
А что же автопроизводители? Они все знают, но ресурс мотора их, честно говоря, не волнует. Мотор должен отходить гарантийный срок, затем быть продан и отправлен куда-нибудь в третий мир. Иначе рынок затоварится. Оттуда и рекомендации - экология первична, экономия тоже где-то там, а ресурс - кому он интересен?
И все-таки как лучше?
Третий вариант является наиболее предпочтительным. По экономии топлива он приемлем, а по токсичности - вообще лучший. Предварительно подогретый двигатель готов принимать нагрузки и хорошо защищен от износа. Кстати, фактически владельцы авто чаще всего и следуют этой рекомендации: мотор греется, пока отскребаются стекла и сметается снег.
И еще. Вдруг придется резко газануть на совсем холодном моторе - мало ли, как сложится обстановка на дороге? И вот тут несложно влететь в совсем плохую ситуацию - клапаны могут зависнуть и встретиться с поршнем, или провернутся вкладыши коленчатого вала. А любая СТО спишет это на неправильную эксплуатацию двигателя. Следовательно, в гарантии откажут. Многие моторы от таких ситуаций спасает соответствующая блокировка в программе управления двигателем, но есть она не у всех. А вот предварительно прогретый мотор и такое издевательство снесет без последствий.
В общем, греть! Только чуть-чуть и по-быстрому.
По материалам: zr.ru, car-tales.ru, amastercar.ru
Подготовила: Нурлыайым Нурсаин
mix.tn.kz