Содержание
Антиблокировочная система ABS
Антиблокировочная система ABS. Принцип работы.
Как ни странно, многие аварии происходят именно из-за высокой эффективности тормозов. На скользких дорогах — мокрых или покрытых ледяной коркой — экстренное задействование тормозов с целью быстро остановить автомобиль либо резко снизить его скорость приводит обычно к прямо противоположному результату. Колеса блокируются и теряют сцепление с дорожным покрытием, а автомобиль нисколько не уменьшает скорость и, более того, вовсе перестает слушаться руля.
Опытный водитель в таких случаях будет тормозить прерывисто, регулируя усилие на педаль тормоза таким образом, чтобы сохранить максимальное сцепление колес с дорогой и не допустить срыва автомобиля в занос. Однако далеко не все водители имеют достаточный опыт, чтобы точно оценить ситуацию, и уж совсем немногие обладают выдержкой и необходимыми навыками, чтобы отреагировать на изменение дорожной обстановки должным образом. Отсюда аварии и законное желание инженеров приставить к тормозам «пастуха», абсолютно беспристрастного, способного исправлять оплошности водителя и сохранять ему контроль над автомобилем в любых условиях движения.
История создания ABS
Итак, своим появлением антиблокировочные системы обязаны работам конструкторов над улучшением активной безопасности автомобиля. Первые варианты ABS были представлены еще в начале 70-х. Они вполне справлялись с возложенными обязанностями, но были построены на аналоговых процессорах, а потому оказались дорогостоящими в производстве и ненадежными в эксплуатации. Далее изготовления опытных образцов дело не продвинулось, хотя, в любом случае, это был, безусловно, шаг вперед.
Лед тронулся, и следующим шагом конструкторов стала замена аналогового процессора более надежными и недорогими цифровыми электронными блоками на интегральных схемах. В 1978 году ABS второго поколения увидела свет, и первым автомобилем, получившим ее (правда, не в базовой комплектации, а под заказ за дополнительную плату), стал Mercedes-Benz 450 SEL. А сегодня уже трудно подсчитать как количество поколений ABS, так и число автомобилей, на которые антиблокировочная система устанавливается серийно.
Общее устройство и принцип работы ABS
Состав ABSАнтиблокировочная система состоит из трех основных элементов: электронного блока управления, гидравлического блока и датчиков скорости колес. ABS приводится в рабочее состояние после включения зажигания и достижения автомобилем некоторой скорости движения.
В основу работы колесных датчиков положен принцип электромагнитной индукции. При вращении колеса мимо датчика проходят зубцы и впадины специального ротора и наводят в обмотке датчика электрический сигнал, частота которого пропорциональна угловой скорости колеса и количеству зубцов на роторе.
При торможении, как только датчик определяет, что колесо начинает блокироваться, электронный блок, обрабатывающий сигналы от всех датчиков, отдает управляющий импульс электромагнитным клапанам гидравлического блока (см. принципиальную схему работы ABS).
Гидравлический блок установлен в тормозной магистрали сразу после главного тормозного цилиндра, а его клапаны управляют давлением жидкости в контурах тормозной системы. Если заторможенное колесо начало скользить, клапаны гидроблока понижают или временно прекращают подачу жидкости к рабочему тормозному цилиндру. Этого может оказаться недостаточно, чтобы колесо разблокировалось, и тогда электромагнитный клапан направит тормозную жидкость в отводную магистраль, снижая тем самым давление в рабочем тормозном цилиндре. Когда колесо вновь начинает вращаться, по достижении им некоторой угловой скорости, электронный блок ABS снимает свою команду, клапаны открываются, и гидравлическое давление опять передается на тормозной механизм. Торможение и растормаживание колеса будут происходить периодически (этот процесс называется модуляцией, и гидроблок иногда называют модулятором тормозного давления), и водитель ощущает работу ABS частыми резкими толчками на педали тормоза, пока не исчезнет угроза блокирования или до полной остановки автомобиля.
При работе ABS эффективность замедления автомобиля, кроме того, что управление не выходит из-под контроля водителя, остается выше, чем при торможении юзом. Испытаниями установлено, что на скользком покрытии тормозной путь автомобиля, оснащенного ABS, может быть на 15% короче, чем у обычной автомашины. Кроме того, ходимость протектора покрышек при использовании ABS увеличивается на 5-7%.
И всё же ABS не панацея
Внутреннее устройства блока управления ABSВ свое время страховые компании США провели анализ дорожно-транспортных происшествий, и оказалось, что автомобили с ABS чаще становятся участниками аварий, чем автомобили с обычной тормозной системой. Так, на сухом покрытии отмечено увеличение ДТП на 42%, а на влажном — даже на 65%. Согласитесь, в свете сказанного в предыдущей главе эти цифры обескураживают. Специалисты считают, что наличие в автомобиле ABS создает у водителя иллюзию безопасности, в результате чего он не учитывает, что ABS не создает сцепления с дорогой — это прерогатива протектора и размеров пятна контакта покрышек колес. Да, ABS предотвратит блокировку тормозов и позволит сохранить контроль над курсовой устойчивостью и поворачиваемостью, но она не гарантирует уменьшения тормозного пути. Когда речь идет о сухих и нескользких дорогах, бывает как раз наоборот — тормозной путь оказывается больше, чем у обычного автомобиля, но понимание этого приходит, к сожалению, слишком поздно.
Другой вопрос — могут ли ABS всегда достоверно распознавать ситуацию? Помнится, журналисты World Off Road во время испытаний внедорожников моделировали неудачный въезд на холм: потеря сцепления на полпути вверх, сильное нажатие на педаль тормоза, чтобы удержать машину на склоне, включение задней передачи — и мягкий спуск с горы, используя торможение двигателем.
Все шло нормально, пока не пришел черед Ford Explorer, а затем и Mitsubishi Pajero, оснащенных ABS. Джипы упрямо скатывались с холма, несмотря на то, что испытатели выжимали педаль тормоза до упора: система воспринимала небольшое скольжение вниз на сыпучем склоне и резкое нажатие на тормоз в этот момент как команду разблокировать колеса. В результате и Ford, и Mitsubishi не могли удержаться на склоне без применения «ручника». Нетрудно представить, чем чревата подобная ситуация в реальной жизни, если склон достаточно длинный, коллизия приключилась ближе к вершине, водитель растерялся (или не действует стояночный тормоз), а сзади уже пристроилась какая-нибудь машина. Словом, как бы ни была хороша ABS в плане улучшения активной безопасности автомобиля, главным по-прежнему остается водитель, который обязан критически осмысливать дорожную ситуацию и реальные возможности своего «железного друга»
Проблемы эксплуатации ABS
Будем считать предыдущую главу не более чем «лирическим» отступлением и вернемся к рассмотрению сугубо практических вещей, например, неисправностей, с которыми могут столкнуться владельцы автомобилей с ABS.
Заметим, что современные ABS обладают достаточно высокой надежностью и могут длительное время работать не выходя из строя. Электронные блоки ABS отказывают крайне редко, поскольку защищены специальными реле и предохранителями, и если такая неисправность все-таки случилась, то ее причина нередко бывает связана с нарушениями правил и рекомендаций, о которых упомянем чуть ниже. Самыми же уязвимыми в схеме ABS являются колесные датчики, располагаемые вблизи вращающихся деталей ступицы или полуосей.
Место расположения этих датчиков благополучным никак не назовешь: различные загрязнения или даже слишком большой люфт в подшипниках ступицы способны вызывать сбои в работе датчиков, которые и становятся чаще всего виновниками неполадок в работе ABS.
Кроме того, на работоспособность ABS влияет величина напряжения между клеммами аккумулятора. При уменьшении напряжения до 10,5 В и ниже ABS вообще может самостоятельно выключиться через предохранительный электронный блок.
Предохранительное реле может также сработать при недопустимых колебаниях и всплесках напряжения в сети автомобиля. Чтобы этого не случилось, вот обещанные рекомендации: нельзя разъединять электрические разъемы при включенном зажигании и работающем двигателе, не желательно заводить двигатель методом «прикуривания» от постороннего аккумулятора либо предоставлять для этой цели в качестве «донора» собственный автомобиль и, кроме того, необходимо строго следить за состоянием контактных соединений на генераторе. Что еще? Если автомобилю потребовался ремонт с применением сварки, то перед началом работ следует отсоединить проводку от электронного блока управления ABS. Кроме того, этот блок не рекомендуется подвергать нагреву свыше 85 градусов по Цельсию более двух часов. Это к тому, если автомобиль предполагается красить, а затем сушить горячим методом в специальной камере.
О том, что ABS неисправна, свидетельствует загорание контрольной лампы на панели приборов. Слишком нервно реагировать на это не следует, без тормозов автомобиль не останется, но при торможении будет вести себя как машина, в которой ABS отсутствует.
Если контрольная лампочка ABS загорелась во время движения, необходимо остановить автомобиль, заглушить двигатель и проверить напряжение между клеммами аккумулятора. Если оно окажется ниже 10,5 В, то можно продолжать движение, а при первой возможности зарядить аккумулятор. Если лампочка ABS периодически загорается и гаснет, то, скорее всего, барахлит какой-нибудь контакт в электрической цепи ABS. Автомобиль следует загнать на смотровую канаву, проверить все провода и зачистить электрические контакты. Если причина мигания лампы ABS не будет обнаружена, то дальнейшие поиски неисправности следует продолжить в специализированном автосервисе.
Существует ряд особенностей, связанных с обслуживанием или ремонтом тормозной системы с ABS. Например, перед заменой тормозной жидкости следует разрядить аккумулятор давления в гидроблоке ABS. Для этого при выключенном зажигании необходимо раз двадцать нажать на педаль тормоза. Следует помнить, что, включая зажигание, вы одновременно подключаете электронасос в гидроблоке ABS. Если система разгерметизирована, то жидкость из нее просто выгонит. Но этот же прием можно использовать при прокачке системы — зажигание включают ровно настолько, сколько из прозрачного шланга, надетого на штуцер для прокачки, будут выходить пузырьки воздуха.
Почему антиблокировочная
Плавно нажимая на педаль тормоза, мы замедляем движение автомобиля до полной его остановки. Однако, бывает, что нужно остановиться мгновенно, мы резко жмем на педаль, вот тогда и возникает опасность «юза», т.е. скольжения заблокированных колес по скользкой дороге, при котором автомобиль не слушается поворота руля. В автошколах инструктор по вождению учит: на мокром асфальте эффективней гасить скорость «толчками», быстро нажимая и отпуская педаль тормоза, ощущая при этом границу скольжения и стараясь не перейти ее. Скажите, кто в минуту опасности вспомнит подобные наставления?
Статистика неумолима — 10% аварий происходит из-за того, что заблокированные передние колеса на льду, снегу и мокром асфальте не могут изменить направления движения автомобиля.
Что делать? Люди придумали антиблокировочную систему (ABS), т.е. ряд устройств, которые при торможении автомобиля, вне зависимости от действий водителя, предотвращают блокировку колес. Таким образом, автомобиль с ABS на скользкой поверхности дороги при необходимости в экстренной остановке не только не «проскочит» с невращающимися колесами вперед, не только не потеряет управление (иногда от этого зависит жизнь пешеходов), но и, возможно, не вылетит с проезжей части со всеми вытекающими из этого последствиями.
Как работает ABS?
Замечено, что максимальное сцепление колеса с поверхностью дороги (будь это сухой или мокрый асфальт, мокрая брусчатка или укатанный снег) достигается при некотором, а точнее 15-30 процентном относительном его проскальзывании. Именно это проскальзывание и является тем единственно допустимым и желательным, которое обеспечивается настройкой элементов системы. Что же это за элементы? Во-первых, заметим, что ABS работает, создавая импульсы давления тормозной жидкости, которые передаются колесам. Т.е. наставления инструктора выполняет за человека электроника и исполнительные механизмы, делая это самым оптимальным образом.
Все существующие на автомобилях ABS включают три главных группы: датчики, установленные на колесах и регистрирующие скорость их вращения, электронный блок обработки данных и любопытный узел — модулятор или даже блок модуляторов, который и меняет циклически давление в тормозной магистрали.
Датчики
Представьте себе, что на ступице колеса закреплен зубчатый венец. Датчик неподвижно крепится над торцем венца. Он состоит из магнитного сердечника, расположенного внутри катушки. При вращении зубчатого венца в катушке индуцируется электрический ток, частота которого прямо пропорциональна угловой скорости вращения колеса. Полученная таким образом от датчика информация передается по проводу электронному блоку управления.
Электронный блок управления
Получая информацию, что называется «с колес», блок управления отслеживает моменты их блокировки. А так как блокировка происходит от переизбытка давления тормозной жидкости в магистрали, подводящей ее к колесу, «мозг» вырабатывает команду: «снизить давление!
Модуляторы
Выполняют эту команду модуляторы, содержащие, как правило, два электромагнитных клапана. Первый перекрывает доступ жидкости в магистраль, идущую от главного цилиндра к колесу, второй — при избыточном давлении открывает путь тормозной жидкости в резервуар гидроаккумулятора. С какой частотой работает модулятор? Она колеблется, обычно от четырех до семнадцати Гц.
ABS бывают разные
В самых дорогих, а значит, и самых эффективных системах каждое колесо имеет индивидуальное регулирование давления тормозной жидкости. Естественно, что количество датчиков угловой скорости, модуляторов давления и каналов управления в этом случае равно числу колес. Дешевые обходятся ABS с двумя датчиками на задних колесах, одним общим модулятором и одним каналом управления. Наибольшее применение получила система с четырьмя датчиками, но с двумя модуляторами (по одному на ось) и двумя каналами управления. Наконец, выпускают трехканальную систему, с четырьмя датчиками угловой скорости. Три модулятора этой системы обслуживают три канала, производя индивидуальное регулирование давления тормозной жидкости в магистралях передних колес по-отдельности и обеих задних колес.
Вы думаете, что давление тормозной жидкости в тормозной магистрали создается только главным тормозным цилиндром? Отнюдь нет. Часто ему помогает специальный, встроенный в систему гидронасос. В новейших ABS с помощью компьютера оценивается динамика движения автомобиля, угол наклона дорожного полотна, сцепление с поверхностью дороги, влияние включенного круиз-контроля при замедлении автомобиля и другие факторы и, на основании этой информации определяет какое нужно давление в тормозной магистрали. Определив величину давления, его обеспечивают подачей или стравливанием тормозной жидкости в гидроаккумулятор.
Прогресс не остановить. Конструкторы концерна Daimler-Chrysler совместно с компанией Lucas недавно решили еще одну задачу. В случае, когда есть необходимость срочно остановить автомобиль (как правило в таких случаях водитель жмет на педаль тормоза быстрее и сильнее — «бьет» по тормозам), система, о которой идет речь, с помощью бортового компьютера определяет оптимальное давление и минимальный тормозной путь, достижимые в конкретных дорожных условиях и, с помощью изменения давления в магистрали, действую за водителя, исполняет его желание самым лучшим способом.
Следующим шагом по улучшению безопасности является применение антиблокировочной системы в комбинации с антипробуксовочной, связанных вместе единой системой управления, но это — тема нашего следующего материала.
ABS — друг водителя
Перейдем теперь от теории к практике. Почему все-таки нужно стремиться приобрести автомобиль с ABS? В экстренной ситуации, когда инстинктивно вы с силой жмете на педаль тормоза, при любых, даже самых неблагоприятных дорожных условиях, автомобиль не развернет, не уведет с заданного курса. Напротив, управляемость машины сохранится, это значит, что вы сможете объехать препятствие, а при торможении на скользком повороте избежать заноса.
Работа ABS сопровождается импульсивными толчками на педали тормоза (их сила зависит от конкретной марки автомобиля) и звуком «трещетки», который исходит из блока модуляторов.
Об исправности системы сигнализирует световой индикатор (с надписью «ABS») на приборном щитке. Индикатор загорается при включенном зажигании и гаснет через 2-3 секунды после пуска двигателя. Если сигнал подается при работающем двигателе — есть повод для беспокойства, нужно ехать на СТО диагностировать и, возможно, ремонтировать систему.
Следует помнить о том, что торможение автомобиля с ABS не должно быть многократным и прерывистым. Тормозную педаль необходимо удерживать нажатой со значительным усилием во время процесса торможения — система сама обеспечит наименьший тормозной путь.
То есть, если есть ABS — просто давите на педаль тормоза и все!
Чтобы сделать такой простой вывод в США, например, потребовалось провести изучение причин достаточно большого количества автомобильных аварий в 1986-95 годах, в период массового внедрения ABS на американских автомобилях. Специалисты Страхового Института Безопасности Движения на Автострадах (Insurance Institute for Highway Safety) сначала не верили полученной статистике: вероятность гибели пассажиров при столкновении двух автомобилей, двигавшихся по сухому асфальту, оснащенных ABS была на 42% выше, чем при авариях машин без ABS. Оказалось, что во всех случаях водители, пересевшие с автомобилей, оснащенных обычными тормозными системами на модели с ABS допускали ошибку: они по привычке импульсивно нажимали на педаль при торможении и этим дезинформировали электронный блок управления, что и приводило к снижению эффективности торможения в ряде случаев до опасной черты.
На сухой дороге ABS может уменьшить тормозной путь автомобиля примерно на 20% по сравнению с тормозным путем машин с заблокированными колесами. На снегу, льду, мокром асфальте разница, естественно, будет намного больше. Замечено: применение ABS способствует увеличению срока службы шин.
Установка ABS ненамного повышает стоимость автомобиля, не усложняет его техническое обслуживание и не требует от водителя каких-то особых навыков управления. Постоянное совершенствование конструкции систем вместе со снижением их стоимости вскоре приведет к тому, что они станут неотъемлемой, стандартной частью легковых автомобилей всех классов.
Схема ABS с интегрированным узлом управления
Компоновка и расположение элементов ABS
1 — датчик угловой скорости;
2 — вращающийся элемент с прорезями и выступами;
3 — электронный блок управления;
4 — модулятор; монтажный разъем;
6 — предохранители;
7 — диагностический разъем;
8 — переключатель;
9 — блок предохранителей;
10 — аккумулятор;
11 — панель приборов;
12 — выключатель ABS;
13 — индикатор ABS
Элементы системы ABS расположенные на передних колёсах
Элементы системы ABS расположенные на задних колёсах
модулятор антиблокировочной системы abs
A — элементы системы на передних колесах;
B — элементы системы на задних колесах;
C — интегрированный блок управления
Что такое АБС в автомобиле: как работает система ABS
Антиблокировочная система ABS (АБС) – это система, которая не позволяет колесам полностью блокироваться при экстренном торможении. Данное решение является одной из первых электронных систем активной безопасности, которые стали повсеместно устанавливать на автомобили.
Сегодня такая система является неотъемлемой частью практически любого современного авто, причем даже в бюджетном сегменте. Также в развитых странах обязательное наличие АБС в автомобиле закреплено на законодательном уровне.
При этом многие водители знают, что машина имеет данную систему, однако не до конца понимают, что такое ABS и как работает данное решение. В этой статье мы рассмотрим, как устроена ABS, что это такое, а также какие функции выполняет такая система и почему важно следить за исправностью АБС в автомобиле.
Содержание статьи
- Система АБС: назначение и особенности
- Устройство и схема АБС
- Полезные советы
- Подведем итоги
Система АБС: назначение и особенности
Перед тем, как рассматривать ABS, что это такое и как устроена система, необходимо разобраться с основным назначением и функциями. Начнем с того, что на панели приборов большинства авто при включении зажигания кратковременно загорается индикатор «ABS». Также при резком нажатии на педаль тормоза удается ощутить характерную вибрацию педали. Все это указывает на наличие и работоспособность указанной системы на машине.
Так вот, ABS или антиблокировочная система не позволяет колесам блокироваться при активном торможении. Такая система позволяет избежать полной потери управляемости в случае блокировки управляемых колес. Если точнее, АБС – это система, позволяющая управлять давлением в тормозных магистралях.
Начнем с того, что автомобиль без АБС с нажатой педалью тормоза и на полностью заблокированных колесах просто скользит, не реагируя на руль. Чтобы получить возможность управлять машиной, следует отпустить педаль тормоза и частично разблокировать колеса, позволив им вращаться.
Автогонщики и водители-профессионалы хорошо знают эту особенность, практикуя на автомобиле без АБС так называемый прием импульсного (ступенчатого) торможения. Весь прием сводится к тому, что водитель быстро нажимает и затем слегка приотпускает педаль тормоза, тем самым блокируя колеса для торможения, однако, не допуская полной блокировки, чтобы не произошло потери управляемости.
Само собой, обычный водитель, а не опытный профессионал при экстренном торможении испытывает моментальный испуг и сильно нажимает на тормоз. При этом машина без АБС становится попросту неуправляемой, вращение рулем во время торможения не позволяет изменить траекторию движения транспортного средства.
В такой ситуации теряется контроль над авто, не получается объехать препятствие, каким либо образом изменить траекторию движения авто при торможении и т.д. Естественно, все эти факторы долгое время оставались причиной многочисленных ДТП с серьезными последствиями.
- Решить проблему была призвана система АБС. В двух словах, когда водитель сильно жмет на тормоз, система фактически имитирует работу гонщика-профессионала, который очень быстро нажимает и приотпускает тормоза. При этом электроника справляется с задачей намного быстрее и эффективнее по сравнению с человеком.
Вибрации, которые ощущаются при работе АБС на педали тормоза в виде «трещетки» и есть те самые импульсы-нажатия. Если точнее, как только система определяет, что колесо блокируется, она снижает давление в тормозной магистрали на данном колесе, чтобы позволить ему вращаться.
Пока водитель не отпустит педаль тормоза процесс блокировки и разблокировки колеса происходит непрерывно по несколько раз в секунду до момента, пока водитель не перестанет сильно жать на педаль. Система ABC настроена так, что антиблокировка ABS срабатывает только при активном торможении, то есть при легком подтормаживании ее работа зачастую не ощущается.
Еще следует добавить, что на авто с АБС машина при экстренном торможении имеет увеличенный тормозной путь по сравнению с моделями без такой системы в точно таких же условиях. Другими словами, ошибочно думать, что антиблокировочная система необходима для уменьшения тормозного пути. Главная ее задача — сохранить управляемость во время торможения, а также обеспечить равномерное и по возможности прямолинейное торможение.
Если же говорить о тормозном пути, все будет зависеть от покрытия. Например, если резко тормозить на сухом асфальте, АБС уменьшает тормозной путь, не позволяя колесам скользить. Если же тормозить на рыхлых поверхностях, на снегу или на льду, заблокированные без ABS колеса зарываются и тормозной путь меньше.
Однако, даже с учетом увеличения тормозного пути, именно АБС сохраняет возможность маневрирования и управления автомобилем, что зачастую намного важнее.
Устройство и схема АБС
Итак, разобравшись с назначением, можно перейти к тому, как устроена система ABS, что это такое в конструктивном плане. Так вот, система ABC (как иногда ошибочно прописывают аббревиатуру на форумах неопытные автолюбители), включает в себя следующие основные элементы:
- блок ABS;
- набор датчиков АБС;
- клапаны для сброса давления;
- проводка;
- насос;
Чтобы понять, как работает ABC и что это такое, достаточно представить всю систему в качестве инструмента, который управляет давлением тормозной жидкости на каждом колесе. Если иначе, система ABS фиксирует, какое колесо блокируется, затем открывается клапан и давление тормозной жидкости падает.
После клапан закрывается и давление растет. Если в систему АБС интегрирован насос, это решение позволяет быстрее создать нужное давление. В результате связка блок АБС + датчики на колесах эффективно справляются с поставленной задачей.
Еще отметим, что системы АБС отличаются по количеству датчиков и клапанов в гидравлических магистралях. Сегодня можно выделить четырехканальные, а также трехканальные, двухканальные и даже одноканальные системы. В зависимости от количества каналов, удается более или менее гибко управлять давлением в тормозной системе.
Например, если каналов три, тогда АБС работает с двумя передними колесами по отдельности, в то же время только один канал идет на заднюю ось. Два канала предполагают работу с передней и задней осью. Само собой, современные системы четырехканальные, то есть на каждое колесо по отдельности. Другие решения не используются, так как сильно устарели.
Кстати, еще добавим, что датчики ABS также используются в некоторых системах контроля давления в шинах автомобиля. Получается, система АБС не только эволюционировала, но и отдельные возможности ее составных компонентов были расширены.
Полезные советы
Если в развитых странах автомобили без ABS практически не встречаются, то на территории СНГ по дорогам колесит немало таких авто (отечественный автопром, старые иномарки, некоторые новые сверхбюджетные модели и т.д.). Также на многих автомобилях данная система попросту не работает, а владельцы не спешат устранить неисправность.
В любом случае, понимание того, для чего нужна АБС, что это такое и как работает, позволяет дать несколько рекомендаций водителям, у которых такой системы нет. Само собой, если ABS – это гарантия того, что колеса не заблокируются, то отсутствие такой системы означает необходимость получения водителем определенных навыков экстренного торможения.
Рекомендуем также прочитать статью о том, нужно ли прокачивать тормоза после замены колодок. Из этой статьи вы узнаете, когда требуется прокачка тормозов после замены тормозных колодок, а также нужна ли данная процедура в обязательном порядке.
Другими словами, работу АБС можно заменить прерывистым торможением, нажимая на педаль частыми качками-толчками. Конечно, в экстренной ситуации применить такой прием сложно, так как водитель инстинктивно жмет на тормоз со всей силы, не убирая ногу.
Если же ситуация прогнозируемая, тогда данный прием похож на работу одноканальной АБС. Прерывистое торможение позволит с достаточной эффективностью затормозить и при этом сохранить управляемость во время торможения.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что для повышения комфорта и безопасности оснащение автомобиля системой антиблокировки является обязательным. Рассмотрев ABS, что это такое и как работает, можно также утверждать, что это простое и одновременно важное, а также весьма полезное решение.
Даже не смотря на заявления скептиков о том, что АБС увеличивает тормозной путь, такой помощник при экстремальном торможении попросту незаменим, особенно если речь идет о рядовых водителях.
В качестве итога отметим, что понимание принципов работы АБС, что это, а также какого именно торможения следует ожидать на автомобиле с такой системой, позволяет заранее принимать во внимание немного увеличенный тормозной путь на тех или иных поверхностях.
В свою очередь, это дополнительно стимулирует водителей держать дистанцию, а также избегать других сложных ситуаций, которые могут возникнуть, если отдельно не учитывать некоторые особенности работы антиблокировочной системы тормозов.
Что такое АБС? Описание антиблокировочных тормозных систем
Советы и рекомендации
- Главная
- Особенности
- Советы и рекомендации
АБС является жизненно важной частью оборудования для обеспечения безопасности любого нового автомобиля и эффективно повышает эффективность торможения.
Вот все, что вам нужно знать…
Автор: Dean Gibson
23 сентября 2020 г.
23 сентября 2020 г.
из наиболее важных достижений в области безопасности новых автомобилей.
Проще говоря, ABS использует электронику для обнаружения и предотвращения блокировки колес. Это помогает водителю сохранять контроль над автомобилем при торможении в условиях плохого сцепления с дорогой, потому что рулевое управление автомобиля будет работать при включенной системе ABS. Начиная с 1970-х годов система ABS постепенно стала использоваться в качестве средства обеспечения безопасности на новых автомобилях, а в соответствии с законодательством ЕС она стала обязательной на всех автомобилях, выпущенных с 2004 года.
• Что такое Euro NCAP?
Большинство людей знают, что их автомобили оснащены ABS, но гораздо меньше людей знают, что она делает и как она работает. Основной принцип заключается в том, что датчики, установленные на колесах автомобиля, определяют, находятся ли они на грани блокировки при торможении. Если колесо блокируется, то гидравлические клапаны срабатывают, чтобы немного снизить тормозное давление, чтобы этого не произошло. Во многих отношениях электроника выполняет торможение с частотой педалирования, когда водитель нажимает на педаль тормоза, чтобы предотвратить блокировку колес. Это позволяет водителю сохранить контроль над рулем, который теряется при блокировке колес.
История ABS
Хотя концепция неблокирующих тормозов существует уже несколько лет, первые по-настоящему эффективные антиблокировочные тормозные системы появились в 1950-х годах, когда британская фирма Dunlop впервые разработала свою систему Maxaret для использования в авиации.
Эта гидравлическая система увеличила тормозной путь самолета при посадке, так как почти полностью устранила риск блокировки колес даже на льду, а также значительно уменьшила вероятность проколов и разрывов шин. Инженерам по транспортным средствам не потребовалось много времени, чтобы понять, что система может быть полезна и для автомобилей.
Первым дорожным автомобилем с ABS был Jensen FF 1966 года выпуска. FF был первым серийным спортивным автомобилем с полным приводом, и в нем также использовалась антиблокировочная система Maxaret для увеличения тормозного пути. Однако гидравлическая система не совсем подходила для использования в транспортных средствах, а FF был слишком громоздким и дорогим, чтобы иметь успех в продажах.
• Что такое контроль устойчивости ESP?
С внедрением более совершенной электроники в 1970-х и 1980-х годах, ABS была усовершенствована такими фирмами, как Chrysler, General Motors и Bosch, в то время как 1985 Ford Scorpio был первым автомобилем, оснащенным системой ABS в стандартной комплектации.
• Самые безопасные автомобили в продаже
С тех пор фирмы разработали АБС для мотоциклов, а законодательство ЕС, введенное в действие в 2004 году, означает, что каждый новый автомобиль, продаваемый в Европе, должен иметь АБС в стандартной комплектации.
Как работают тормоза с АБС?
ABS — это электронная система управления тормозами, которая в принципе работает так же, как торможение с помощью педалирования, только намного эффективнее. Этот передовой метод вождения полезен на автомобилях, не оборудованных ABS, поскольку водитель нажимает на педаль тормоза, чтобы восстановить контроль над рулевым управлением, одновременно обеспечивая максимальное торможение.
Система ABS использует датчики, чтобы определить, когда одно колесо вращается с другой скоростью, чем другие. Если датчик регистрирует, что колесо при торможении вращается медленнее, то это признак того, что колесо блокируется или вот-вот заблокируется. Затем электроника снижает тормозное давление, активируя предохранительный клапан, пока оно не сравняется с другими колесами.
Если колесо снова начинает блокироваться, процесс повторяется так же, как нажатие на педаль тормоза, хотя электроника достаточно чувствительна, чтобы это могло повторяться много раз в секунду, тогда как каденсовое торможение водителем может только реально повторяться один или два раза в секунду. Вы можете сказать, работает ли система ABS вашего автомобиля, если резко тормозите и чувствуете дрожание педали тормоза под правой ногой.
В современных системах ABS используется четырехканальный модуль контроллера с отдельными датчиками и предохранительными клапанами на всех четырех колесах. Более старые варианты с одним, двумя или тремя каналами будут иметь датчики на передней или задней оси, в зависимости от компоновки системы. средство передвижения.
• Что такое AEB?
Преимущества ABS
Улучшенное торможение, обеспечиваемое ABS, не вызывает сомнений. Испытания показали, что автомобиль, оснащенный системой торможения с АБС на асфальте, остановится на гораздо меньшем расстоянии, чем идентичный автомобиль без АБС, даже если этим автомобилем управляет кто-то, кто имеет опыт торможения с частотой педалирования.
Другим преимуществом ABS является то, что рулевое управление автомобиля будет работать при максимальном тормозном усилии. В автомобиле с заблокированными колесами движение автомобиля вперед преодолевает сцепление шин и блокировку рулевого управления. Но поскольку колеса автомобиля, оборудованного ABS, все равно будут вращаться, автомобиль будет следовать направлению управляемых колес.
Проблемы с ABS
Если вы едете по рыхлому покрытию, ABS может помешать вам легко остановить автомобиль. На рыхлой грязи, грязи или снегу или на любых поверхностях с плохим сцеплением антиблокировочная функция может перестать работать, а постоянное расцепление, которое включает электроника, может фактически увеличить тормозной путь.
• Как использовать тормоза с АБС
На рыхлых поверхностях заблокированное колесо более эффективно останавливается, потому что оно «закапывается», помогая остановить автомобиль. Вот почему многие внедорожники оснащены специальным режимом для бездорожья, который снижает эффективность ABS или полностью отключает ее для улучшения сцепления с дорогой на низкой скорости.
Если система ABS вашего автомобиля неисправна, на приборной панели загорится оранжевая сигнальная лампа. Общие проблемы с ABS включают поврежденные датчики и заблокированные выпускные клапаны, хотя в целом большинство автомобилей с ABS будут надежными. Если у вас действительно есть проблемы с ABS, то в целях безопасности лучше всего проверить свой автомобиль в гараже или у механика, чтобы он починил или отремонтировал его.
Каков ваш опыт работы с ABS? Это когда-нибудь спасало вас от несчастного случая? Дайте нам знать в разделе комментариев ниже…
CarWale Gyaan: Что такое антиблокировочная тормозная система (ABS) и как работает ABS?
Введение
Как мы все знаем, ABS (сокращение от Anti-Lock Braking System) теперь обязательна в автомобилях. Вам может быть интересно, что такое ABS и как она работает? И почему это классифицируется как оборудование для обеспечения безопасности в автомобилях? Давай выясним.
Как следует из названия, антиблокировочная тормозная система — это устройство, предотвращающее блокировку тормозов. Это, в свою очередь, предотвращает неконтролируемое занос автомобиля при резком торможении на поверхностях с плохим сцеплением. Кроме того, он позволяет контролировать рулевое управление автомобиля в условиях экстренного торможения.
История
Концепция ABS восходит к началу 1900-х годов. Многие пионеры в области авиации и железной дороги использовали различные методы предотвращения проскальзывания шин при торможении. В него входили истребители и даже тепловозы. Однако именно в 1971 году компания Chrysler представила современную АБС в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, для своего флагманского седана Imperial. Американский автопроизводитель называл эту систему «Sure-Track». Ford также использовал эту систему на Lincoln Continental. И General Motors предлагала его в качестве опции для различных моделей Cadillac.
В том же году Nissan предложил EAL (электроантиблокировочная система), разработанную японской компанией Denso, в качестве опции для седана President. Это стало первой электронной ABS в Японии. В 1976 году WABCO разрабатывала ABS для коммерческих автомобилей. Именно Mercedes-Benz W116 в 1978 году стал первым серийным автомобилем, в котором использовалась электронная четырехколесная многоканальная антиблокировочная система (ABS) от Bosch. Спустя почти 10 лет после этого ABS вошла в стандартную комплектацию всех автомобилей Mercedes-Benz. Между тем BMW первой внедрила ABS на мотоциклах в 1919 году. 88.
Как работает ABS?
Прежде всего, давайте разберемся, что происходит, когда вы пытаетесь резко затормозить в автомобиле без ABS в условиях плохого сцепления, например, на заснеженных или мокрых дорогах. Ваше нажатие на педаль тормоза приведет к торможению колес, но, поскольку сцепление шин с поверхностью дороги отсутствует, колеса вообще перестанут вращаться, даже когда автомобиль находится в движении. Это называется блокировкой колес. А когда колеса заблокированы, невозможно увернуться, если впереди есть препятствие.
ABS работает по принципу «порогового торможения». Пороговое торможение — это техника вождения, наиболее часто используемая в автоспорте. Этот метод предполагает, что водитель модулирует давление на педаль тормоза, чтобы максимизировать тормозное усилие. Оптимальная величина тормозного усилия развивается в тот момент, когда колесо только начинает проскальзывать. Педаль тормоза отпускается, когда шины достигают точки проскальзывания, поскольку торможение за пределами этой точки приводит к скольжению шины. В современной электронной АБС это делается автоматически с помощью датчиков и гидроприводов.
АБС делает то, что даже если вы нажимаете на тормоз, прижав правую ногу к полу, она чувствует резкое замедление колес. И вместо того, чтобы тормозить колеса за один раз (что, как мы знаем, заблокирует колеса), он тормозит их с перерывами. Говоря простым языком, даже если педаль тормоза полностью нажата из-за панического торможения, тормоза срабатывают – вкл-выкл-вкл-выкл-вкл-выкл и так далее.
Это может происходить сотни раз за одну секунду, поэтому при срабатывании ABS возникает ощущение «пульсации» педали тормоза. Таким образом, выполняя это прерывистое торможение, ABS напрямую предотвращает блокировку колес. Кроме того, вы можете увести автомобиль от любого препятствия во время торможения благодаря предотвращению блокировки с помощью ABS.
Механизм ABS:
Типовой блок ABS состоит из четырех компонентов/деталей – датчиков скорости, клапанов, главного цилиндра и ECU (блок с электронным управлением). Датчики скорости расположены на вращающихся колесах, которые непрерывно отправляют информацию об ускорении и торможении колес в ЭБУ. Когда ECU обнаруживает какие-либо нарушения при резком торможении, он посылает сигнал клапанам. Затем клапаны соответственно открываются и закрываются, таким образом контролируя подачу тормозной жидкости от главного цилиндра к тормозам. ABS классифицируется по количеству каналов, т.е. по количеству клапанов, которые по отдельности управляют колесами, и по количеству датчиков.
ABS и EBD: в чем разница?
EBD — еще одна функция безопасности, связанная с тормозами. EBD расшифровывается как Electronic Brakeforce Distribution и, как следует из названия, контролирует каждый из отдельных тормозов и колес. При торможении EBD решает, какое колесо будет тормозить больше, а какое меньше, в зависимости от таких условий, как доступное сцепление с дорогой, угол наклона колеса, вес автомобиля и многое другое. В большинстве случаев тормозная сила распределяется спереди, поскольку передняя часть тяжелее (в автомобиле с передним расположением двигателя), чем задняя часть автомобиля. В некоторых современных системах сразу после торможения на задние тормоза оказывается большее давление, прежде чем становится очевидным эффект переноса веса, а затем тормозное усилие перераспределяется.
Таким образом, как и ABS, EBD также предотвращает блокировку колеса в различных условиях движения. Но EBD делает это, регулируя тормозное давление на всех четырех колесах, а не периодически подтормаживая каждое колесо, как в ABS.
АБС для прохождения поворотов:
В настоящее время используется только в мотоциклах. АБС для прохождения поворотов является одной из революционных технологий АБС. Помогает в ситуации экстренного торможения, когда мотоцикл полностью наклонен в повороте. Используя все обычное оборудование, ABS на поворотах также использует нечто, называемое IMU (блок измерения инерции). Благодаря использованию ABS на поворотах водитель может тянуть рычаг тормоза до упора в середине поворота, но интеллектуальная система будет контролировать все параметры торможения, и водитель может выйти из поворота, не теряя сцепления с дорогой и не блокируя ни один из мотоциклов.