Рубрики
Разное

Нужно ли при запуске двигателя выжимать сцепление: Зачем нужно обязательно выжимать сцепление «на автомате» перед запуском двигателя — Лайфхак

Зачем нужно обязательно выжимать сцепление «на автомате» перед запуском двигателя — Лайфхак

  • Лайфхак
  • Эксплуатация

www.istockphoto.com

И хотя автоматические коробки передач постепенно вытесняют с рынка «механику», трехпедальных автомобилей на российских дорогах предостаточно. А потому вопрос, нужно ли выжимать сцепление каждый раз перед запуском двигателя, все еще актуален. Мнения обывателей по этому поводу разделяются, а что думают специалисты? Ответ нашел портал «АвтоВзгляд».

Кристина Извекова

В прошлом веке, когда трава была зеленее и не образовывались пробки, у водителей даже не возникало такого вопроса — сцепление автоматически выжимали все. Однако с момента распада СССР автопром сделал серьезный рывок вперед: машины стали технически более совершенными, и необходимость в некоторых манипуляциях попросту отпала. А посему многие задумались о том, нужно ли выжимать левую педаль перед стартом?

Чтобы это выяснить, достаточно взять в руки руководство по эксплуатации автомобиля — так вы точно не промахнетесь и не навредите агрегатам. Но если читать длинный и скучный мануал времени и желания нет, попробуем объяснить коротко и по делу.

www.carzrus.net

НЕ ВЫЖИМАТЬ

Противники сей манипуляции утверждают, что выжимать сцепление полезно только новичкам. Мол, припаркуются, оставив машину на передаче, да благополучно об этом забудут — «заведутся», не касаясь педалей, автомобиль, что логично, дернется и въедет в забор, другое транспортное средство или стену.

Но тогда возникает другой вопрос: а как их спасет от столкновения выжатое сцепление? Авто все равно неспешно покатится, если стоит под углом, а пока совсем «зеленый» водитель смекнет, что к чему, будет уже поздно. Лучше уж тогда советовать им взять за привычку запускать двигатель на «тормозе».

На этом их аргументы, по сути, заканчиваются — слабовато. Те же водители, кто, напротив, призывает выжимать сцепление перед тем, как пробуждать мотор, доказывают свою правоту куда более убедительно.

1173213

computerizedautopro.com

442705

ВЫЖИМАТЬ

Выжатое сцепление позволяет запускать двигатель, не беспокоя валы коробки передач, что в свою очередь снимает дополнительную нагрузку не только с самой трансмиссии, но и со стартера. Кроме того, поскольку тратится меньше электроэнергии, проще работать аккумуляторной батарее. И особенно в морозное время года, когда ей и так приходится несладко.

Да, при выжатом сцеплении страдает упорный подшипник коленчатого вала, вынужденный трудится практически насухую, ведь масло после простоя поступает к нему не сразу. Но стоит отметить, что ремонт стартера обходится автовладельцу куда дороже, а потому выбираем меньшее из двух зол.

К слову, некоторые машины — в частности, Hyundai Solaris, Ford Focus и Renault Megane вообще отказываются «просыпаться», пока водитель не выжмет сцепление. Да, здесь вариантов нет — всегда придавливаем левую педаль.

sinistermousemove.art

ТАК НУЖНО ЛИ?

Технические специалисты придерживаются мнения, что зимой выжимать сцепление все-таки необходимо. Нагрузки на систему электрооборудования при отрицательных температурах и так слишком велики, а игнорируя левую педаль, вы, повторимся, взваливаете на узлы дополнительную работу. Да, упорный подшипник проживет дольше, зато намучаетесь с «беспричинно» разряжающейся батареей и сократите ресурс стартера.

Что же до теплого времени года, то здесь — советуют эксперты — нужно смотреть по ситуации. Если двигатель без проблем запускается без выжатого сцепления, то и не трогайте педали. Крайне маловероятно, что таким образом вы нанесете агрегатам серьезный вред.

Добавим от себя, что не лишним будет все же заглянуть на досуге в руководство по эксплуатации машины. Один раз прочитаете и больше никогда терзаться сомнениями не будете.

259062

  • Общество
  • Страхование и налоги

Зачем ГИБДД, если есть сервис от страховщиков

41101

  • Общество
  • Страхование и налоги

Зачем ГИБДД, если есть сервис от страховщиков

41101

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс.Дзен

автосервис, ремонт, аккумулятор

в каких случаях это необходимо

Если в развитых европейских странах, Японии и США легковые автомобили с механической коробкой передач (МКПП) уже давно являются безнадежно устаревшим архаизмом (кроме некоторых спорткаров и раритетных авто), на территории СНГ все происходит с точностью до наоборот.

Большинство моделей (даже новых) на отечественных дорогах являются представителями бюджетного сегмента. Такие авто традиционно оснащаются привычной «механикой» для максимального удешевления.

Однако дело не только в цене. По сравнению с «автоматом» (АКПП) и тем более «роботом» (РКПП) традиционная механическая коробка передач отличается завидной выносливостью, большим ресурсом, простотой обслуживания и вполне приемлемой стоимостью ремонта КПП данного типа.

Итак, педалей три и никакой автоматики, то есть трансмиссия полностью подчиняется водителю. При этом многие автолюбители постоянно спорят о том, нужно ли выжимать сцепление при запуске двигателя. Данный вопрос порой ставит в тупик не только новичков, но и водителей со стажем. Давайте разбираться.

Содержание статьи

  • Выжим сцепления при запуске мотора: все «за» и «против»
    • Почему и когда сцепление не рекомендуется выжимать перед пуском ДВС
  • Что в итоге

Выжим сцепления при запуске мотора: все «за» и «против»

Как правило, привычка выжимать сцепление перед запуском двигателя у многих водителей, которые ездят на авто с МКПП, является доведенным до полного автоматизма действием. Сцепление выжимается всегда, независимо от времени года, степени прогрева двигателя и т.д.

При этом, хотя и реже, встречаются такие автовладельцы, которые категорически не рекомендуют постоянно выжимать педаль сцепления перед тем, как завести мотор. Рассмотрим аргументы одной и другой стороны.

  • Начнем со сторонников выжима. Если не вдаваться в технические подробности, нажимая педаль сцепления, водитель полностью «размыкает» коробку и двигатель.

Именно по этой причине те, кто привык ездить на машинах еще со времен СССР, хорошо знают о том, что стартеру с выжатым сцеплением легче провернуть коленчатый вал, так как первичный вал в коробке при выжатом сцеплении не крутится.

С учетом того, что карбюраторные автомобили сами по себе часто испытывают определенные трудности с запуском (особенно холодным), становится понятно, зачем выжимать сцепление при запуске двигателя на таких авто.

Теперь о более современных ТС с механической коробкой. Достаточно часто необходимость выжимать сцепление перед пуском мотора продиктована тем, что на некоторых автомобилях европейского и американского производства силовой агрегат  без такого действия попросту не заведется.

Данное решение позволяет повысить безопасность в процессе эксплуатации, особенно если говорить о начинающих водителях. Другими словами, если владелец еще не имеет четко выработанной привычки снимать коробку с передачи после стоянки ТС и переводить КПП на «нейтралку», тогда выжим педали сцепления позволяет избежать рисков запуска ДВС с включенной передачей.

Фактически, исключается вероятность того, что машина дернется при запуске от стартера, что может стать причиной определенных неприятностей. Получается, выжим сцепления играет роль  своеобразной защиты, подстраховывая забывчивого или неопытного водителя.

Следующий аргумент напрямую связан с особенностью конструкции. Если заводить двигатель, особенно холодный, без нажатого сцепления, заряд АКБ расходуется быстрее, возрастает нагрузка на стартер и т.д. Выше мы уже говорили, что если педаль сцепления не выжать, тогда в момент запуска необходимо будет проворачивать и первичный вал КПП.

Если представить, что масло в двигателе зимой густое, к этому добавить еще более вязкую смазку в коробке передач, а также принять во внимание то, что в холодное время года АКБ закономерно хуже держит и сильнее расходует заряд, тогда необходимость выжать сцепление тоже вполне очевидна.

Почему и когда сцепление не рекомендуется выжимать перед пуском ДВС

Теперь рассмотрим утверждения противников, которые твердо уверены в том, что выжимать сцепление перед запуском двигателя не нужно.

Главным аргументом является то, что выжим сцепления способен нанести вред силовому агрегату и сократить его ресурс.

Если точнее, речь идет об упорном подшипнике коленвала. Если сцепление выжимать в момент пуска ДВС, тогда указанный подшипник подвергается значительным нагрузкам, на которые он изначально никак не рассчитан.

Более того, этому элементу под такой нагрузкой приходится какое-то время работать в условиях сухого трения (без масла). Дело в том, что смазочная жидкость, особенно густая, доходит до него не сразу.

Рекомендуем также прочитать статью о том, на каких оборотах двигателя лучше ездить. Из этой статьи вы узнаете о том, какие обороты лучше держать на бензиновых и дизельных авто для сохранения ресурса двигателя без ущерба для динамики.

Результатом становится значительное сокращение срока службы элемента, сам коленчатый вал получает осевой люфт, дальше появляются повышенные вибрации, которые затем передаются на кузов. Итог — двигатель нужно разбирать, так как мотор нуждается в неотложном ремонте.

С учетом приведенной выше информации данная группа автовладельцев акцентирует внимание на том, что выжимать сцепление перед запуском может быть и нужно, но только при определенных условиях. К таковым относится сильное понижение наружной температуры, когда масло в ДВС и КПП сильно густое.

В таких условиях изначально важнее успешно завести двигатель, а не думать о ресурсе подшипника. Однако если никаких предпосылок для выжима нет, то педаль сцепления перед пуском ДВС нажимать не стоит.

Что в итоге

Если проанализировать полученную информацию, становится понятно, что в холодное время года на непрогретом ДВС лучше выжимать сцепление. Это позволит, прежде всего, облегчить запуск мотора и продлить жизнь стартеру.

Дело в том, что на практике получается следующее — заботясь о ресурсе подшипника коленвала и не выжимая сцепление, тем самым водитель сокращает ресурс стартера. К этому стоит добавить и ускоренный выход из строя АКБ. Еще страдает выжимной подшипник и другие элементы самого сцепления.

Как утверждают автомеханики, осевой люфт коленвала не так часто является единственной причиной, по которой ДВС нужно вскрывать. Другими словами, к тому моменту, когда возникнут неполадки с этим подшипником, агрегат сам по себе уже будет иметь солидный пробег, а это в большинстве случаев означает неизбежное наличие целой группы разных неисправностей.

Получается, за время эксплуатации выйдет дороже менять аккумуляторы и постоянно ремонтировать стартер, чем принципиально не выжимать сцепление, ссылаясь на опорный подшипник. Если же ваш автомобиль из той группы авто, которые не заводятся без выжима сцепления, тогда и вовсе не стоит рассматривать эту особенность в качестве проблемы.

Напоследок отметим, что даже с учетом разногласий, как сторонники, так и противники выжима сцепления сходятся в одном — машина должна быть обязательно подготовлена с учетом сезонности.

Очень важно правильно подобрать моторное масло и свечи зажигания для конкретного типа двигателя. В зимний период нужно использовать оптимальный вариант из маловязких масел,  чтобы облегчить прокручивание валов в ДВС и КПП.

Что касается начинающих водителей, следует взять за правило ставить автомобиль на стояночный тормоз (исключение составляет зимний период, когда могут примерзнуть тормозные колодки после простоя), а также всегда проверять, чтобы КПП перед запуском была поставлена на «нейтралку».

Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно обкатывать двигатель после капитального ремонта. Из этой статьи вы узнаете об особенностях обкатки отремонтированного ДВС, а также об основных правилах и рекомендациях, которые нужно соблюдать в период обкатки двигателя.

Еще одним вариантом, который позволит решить вопрос выжима сцепления, является приобретение автомобиля с автоматической коробкой. При этом не стоит забывать, что такая машина будет изначально дороже.

Также автомобили с АКПП сложнее обслуживать, а еще накладываются определенные ограничения в процессе эксплуатации (коробку нужно прогревать перед поездкой, запрещаются пробуксовки в грязи, снегу или на льду, крайне нежелательно или вовсе запрещено буксировать машину с автоматом на тросе и т.д.).

Нужно ли нажимать педаль сцепления при запуске автомобиля на нейтрали?

Приведенный выше вопрос — это первое, что приходит в голову учащемуся. Это связано с тем, что обучающиеся водители сталкиваются с этой проблемой в наибольшей степени. Мотор зажигания автомобиля и двигатель имеют бесконечную связь с педалью сцепления. И это заставляет всегда выжимать сцепление. Производители автомобилей понимают этот термин, чтобы избежать несчастных случаев во время обручения. Выжатие педали сцепления при запуске автомобиля на нейтрали жизненно необходим, чтобы оставаться в целости и сохранности.

Многие автомобильные компании устанавливают на педаль сцепления различные датчики. Автомобиль включит зажигание только после нажатия педали сцепления в нейтральном положении. Многие традиционные производители автомобилей предусматривают небольшой переключатель под педалью сцепления, который появляется при нажатии на педаль.

Можно задаться вопросом, почему машина не заводится, если педаль не нажата. Итак, давайте найдем ответ на этот вопрос ниже.

Почему важно выжимать педаль сцепления при запуске автомобиля в нейтральном положении?

Сцепление – это главное, что помогает сделать движение автомобиля плавным. Полностью выжать сцепление или поставить машину на нейтраль — это почти одно и то же. Оба эти процесса отключают колеса от работающего двигателя. А вот запуск автомобиля с выжатой педалью сцепления берет на себя чрезмерную нагрузку от двигателя и мотора зажигания. Детали коробки передач входят в зацепление с двигателем, когда педаль сцепления не нажата. Кроме того, вся коробка передач отключается после нажатия на педаль сцепления при запуске автомобиля.

Давайте поговорим о пагубных последствиях невыжатого сцепления при запуске автомобиля на нейтральной передаче

1. Износ аккумуляторной батареи

Педаль сцепления значительно увеличивает или уменьшает энергопотребление автомобиля. Нажатие педали сцепления при запуске автомобиля на нейтрали уменьшает износ автомобильного аккумулятора. Это может стоить вам целое состояние, если в автомобиле слабый аккумулятор или система зажигания.

Секреты нажатия на педаль сцепления при запуске автомобиля на нейтрали. (Источник фото: пикси)

        УЗНАТЬ БОЛЬШЕ :

  • Как работает «переключение передач без сцепления» в автомобиле с механической коробкой передач?
  • Переключение на нейтраль при остановке в автомобилях с автоматической коробкой передач плохо или хорошо?

2. Производство сопротивления

При нажатии на педаль сцепления вся коробка передач отключается от зажигания и, следовательно, уменьшается сопротивление. Сопротивление намного выше, когда сцепление не выжато при запуске автомобиля на нейтрали. Изучить советы по вождению от профессионалов, чтобы избавиться от сопротивления, было бы здорово. Только главный вал двигателя не ощущает никакого воздействия, зато все части коробки передач начинают работать и соответственно тянуть.

3. Давление на двигатель

Автомобиль может пройти через многое, если он работает только с двигателем мощностью 1 л.с. Однако это никак не может повлиять на двигатель мощностью 100 л.с. Стартер мощностью 1 л.с. может когда-нибудь взорваться или начать выделять дым, если не следить за всем процессом в значительной степени. Итак, надо сказать, что нажатие на педаль сцепления при запуске автомобиля на нейтрали обязательно для лучшей жизни автомобиля.

Правда о нажатии на педаль сцепления при запуске автомобиля на нейтрали. (Источник фото: astra)

>> Ищу авто из Японии в хорошем состоянии, нажмите здесь <<

Вердикт

Вот и все! Это были некоторые из основных моментов, которые делают нажатием педали сцепления при запуске автомобиля на нейтральной передаче . Обязательно помните об этих советах, чтобы избежать каких-либо дилемм.

коробка передач — Нужно ли нажимать педаль сцепления при запуске автомобиля на нейтрали?

Насколько я знаю, нажатие сцепления и нейтральная передача отключают двигатель от колес. Так будет ли иметь значение, если я не выжму сцепление, если начну с нейтральной передачи?

  • коробка передач
  • сцепление
  • механическая коробка передач
  • шестерни

5

Зависит от конкретного автомобиля. Многие современные автомобили со стандартной коробкой передач в США оснащены датчиком педали сцепления, который не позволит вам завести автомобиль, если педаль не полностью нажата. Вы повернете ключ, и ничего не произойдет.

У меня были старые автомобили, которые предшествовали этому датчику, который мог перемещать автомобиль, если сцепление было включено, а коробка передач включена. Это было названо аварийным способом перемещения транспортного средства (например, если вы заглохли на железнодорожных путях).

17

Будучи из Канады, я чувствую себя обязанным упомянуть, что если вы не выжимаете сцепление во время запуска, когда он совсем холодный (скажем, < 0 по Цельсию), вы заметите, что стартер значительно работает, поскольку он вращает как холодный двигатель и холодная передача. Если на улице очень холодно, в такой ситуации у вашего аккумулятора может не хватить энергии, чтобы вообще завести машину.

Это имеет смысл, если вы когда-нибудь пробовали заливать холодное трансмиссионное масло; оно немного более вязкое, чем моторное масло, и действует как мед при низких температурах.

Это не будет проблемой, когда тепло, или если вы используете синтетическое трансмиссионное масло, но все же это ненужный износ вашего стартера и не очень хорошая привычка.

3

Я езжу на старом лендровере с 202-дюймовым рядным шестицилиндровым двигателем. И меня учили трогаться с места на нейтральной передаче с выжатым сцеплением. на любом конце своего броска)

Честно говоря, по моему опыту, в любом случае это не имеет значения.

Однако — Запуск двигателя под водой следует производить на нейтральной передаче. Я чувствую, как пластины скользят, и точка трения становится догадкой. Если ваш 4WD заглох, то лучше всего начать с коробки передач в нейтральном положении и выжатым сцеплением, чтобы диски сцепления были более сухими, что может быть необходимо для выхода из воды. Это из личного опыта.

На мой взгляд, это хорошая практика.
Нажатие сцепления означает, что вы отсоединяете двигатель от коробки передач. Следовательно, мощность, необходимая от стартера, будет меньше. Это не только приведет к меньшему износу стартера, но и потребует меньшего тока от аккумулятора (в случаях, когда состояние аккумулятора ухудшилось).

В случаях, когда погода холодная, масло в коробке передач становится более густым, а эффективность аккумулятора снижается, эта практика может сэкономить много энергии при запуске двигателя.

Теперь о практической части: Будут случаи, когда автомобиль будет случайно оставлен на передаче (кроме нейтральной). Выжатое сцепление при запуске предотвратит движение автомобиля (что иногда может привести даже к небольшому столкновению).

Итак, краткий ответ на этот вопрос — «определенное да»!

2

В некоторых автомобилях (см. ответ Боба Кросса) вам действительно нужно нажать на педаль сцепления, иначе датчик не позволит машине завестись.

Но в большинстве ситуаций следует выжимать педаль сцепления.

Причины нажатия на педаль сцепления:

  • Вы избегаете «тряски и остановки» автомобиля, если оставили включенной передачу. Эта ошибка может привести к механическому повреждению или удару о другую машину (или стену).
  • Автозапуск двигателя должен включать больше передач, он быстрее изнашивается и больше нагружает аккумулятор.
  • Самостоятельному стартеру потребуется больше энергии аккумулятора, чтобы привести в движение различные механизмы, которые остаются подключенными, если педаль сцепления поднята. Это показывает много эффекта, когда батарея старая, частично разряжена или ваша машина простояла на морозе несколько часов.
  • Менее мощные двигатели, как правило, оснащаются менее мощными автостартерами. Запустить их будет сложнее, если вы оставите педаль сцепления поднятой.

  • Старые, перегруженные, плохо настроенные (карбюрация и т.п.) двигатели и очень холодные двигатели плохо запускаются в течение первых 30 секунд — 1 минуты при поднятой педали сцепления. Старые автомобили с далеко не идеальной смазкой или небольшим смещением шестерен и шарикоподшипников на слух ощущается разница между удерживанием педали вверх или вниз, обороты на слух также меняются.

Единственная причина, по которой я обнаружил, что нужно запускать двигатель с включенным сцеплением и передачей, — это отвезти машину в ремонт, когда насос (ы) сцепления или проводка (старые автомобили) ломаются или застревают. Некоторым хорошим водителям удается переключать передачи при поломанном сцеплении, но в целом лучше постараться как можно скорее отвезти машину в ближайший ремонт (на случай, если не получится увезти ее на эвакуаторе).

Я был бы удивлен, если бы любой серийный автомобиль, продаваемый сегодня (в США?), не имел блокировки сцепления. Вы должны нажать педаль сцепления до пола, чтобы сработал датчик, позволяющий включить стартер.

Итак, отвечая на ваш вопрос, если у вас нет блокировки и вы находитесь в нейтральном положении, технически это не имеет значения. Практически, однако…

Плюсы:

  • Вы предотвратите износ упорного подшипника вашего двигателя. Но мы говорим о незначительном даже в долгосрочной перспективе для большинства автомобилей. Проблемы с этим связаны с более старыми автомобилями с некачественными упорными подшипниками.

Минусы:

  • Вы можете дернуть машину вперед/назад и столкнуться с людьми/предметами.

Для меня минусы перевешивают плюсы.

6

Есть два момента, которые могут привести к движению автомобиля при запуске двигателя: сцепление не выключается при нажатии на педаль и трансмиссия не выключается при переводе рычага в нейтральное положение. Выключение сцепления защищает от отказа трансмиссии, а перевод трансмиссии в нейтральное положение защищает от отказа сцепления. Вероятность одновременного отказа обоих очень мала, поэтому выполнение обоих значительно снижает вероятность неожиданного движения автомобиля.

Это важно даже для автомобилей с переключателями блокировки, поскольку переключатели могут указывать на то, что все находится в безопасном состоянии, даже если фактическое механическое состояние неисправного сцепления или трансмиссии отличается.

Одна из возможных проблем с нажатием на сцепление при запуске двигателя заключается в том, что на большинстве двигателей часть нагрузки на сцепление передается на кривошип. На небольшом количестве автомобилей эта боковая нагрузка на кривошип до появления давления масла может привести к преждевременному выходу из строя.

Довольно редко (я слышал, что это происходит довольно часто только на старом 3,2-литровом двигателе V8 Maserati).

Я всегда так делаю при запуске и выключении двигателя. Это предотвратит неожиданное движение автомобиля (если вы забыли, что автомобиль на самом деле был на передаче, а не на нейтральной передаче. Еще одна вещь, заслуживающая внимания, в основном для современных дизельных автомобилей (но также современных бензиновых автомобилей с турбонаддувом), оснащенных маховиком Duel Mass, заключается в том, что выжимание сцепления при запуске двигателя снижает давление на колесо, что продлевает его срок службы, что особенно важно, учитывая стоимость замены двухмассового маховика. 0005

1

«Механическая коробка передач» стоит в тегах вопроса: для таких коробок не нужно нажимать на педаль сцепления, если вы собираетесь завести машину на нейтрали. С механической коробкой передач вы «всегда» должны запускать машину на нейтральной передаче!

Нажатие на педаль сцепления во время проворачивания коленчатого вала возможно, но это приведет к дополнительному износу системы сцепления, увеличению нагрузки на коленчатый вал и подшипник, так как масло еще не качается. Как правило: педали (любые) нужно нажимать при крайней необходимости 🙂 По возможности держите ноги подальше от них, за исключением, очевидно, газов. Нажимайте сцепление, нажимайте тормоз ТОЛЬКО по мере необходимости.

В Соединенном Королевстве это обычно приводит к провалу экзамена по вождению. 🙂

В автомобиле без автоматической коробки передач, если вы включите зажигание, автомобиль будет двигаться, если он был случайно оставлен на передаче. Он будет резко наклоняться вперед или назад без предупреждения, что может привести к травмам пешеходов и/или повреждению соседних транспортных средств.

И если вы не выжимали сцепление, вы обычно не можете сказать, была ли коробка передач автомобиля оставлена ​​в нейтральном положении или на самом деле включена передача. Имейте в виду, что механические коробки передач, в отличие от автоматических, не имеют видимой метки, указывающей положение трансмиссии — нет метки с пометкой «стоянка» — так как же определить, что коробка передач находится в нейтральном положении?

Иногда ручной тормоз удерживает автомобиль на месте достаточно долго, чтобы двигатель заглох, если повезет. Но если ручной тормоз выключен или неисправен, а транспортное средство находится на передаче, транспортное средство будет двигаться.

В Великобритании существуют различные уголовные преступления, которые вы можете совершить в этой ситуации, в зависимости от того, насколько вам не повезло, включая вождение без должной осторожности и внимания, опасное вождение и причинение смерти в результате неосторожного или опасного вождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *