Содержание
мотор не заводится, загнуло клапана
Устройство и эксплуатация автомобиля 11 июля 2021 385 0
Содержание статьи
- 1 На каких двигателях не гнет клапана?
- 2 Причины обрыва ремня ГРМ
- 3 Признаки обрыва ремня ГРМ
- 4 Последствия
- 4.0.1 Видео:Обрыв ремня ГРМ. Чем грозит?
- 5 Оценка состояния ременного привода
- 6 Как избежать обрыва ремня ГРМ?
- 7 На что обращать внимание в процессе ремонта?
- 8 Правила обращения с новым комплектом привода ГРМ
Последствия оборванного ремня газораспределительного механизма зависят от конструктивных особенностей двигателя и от режима работы в момент встречи клапанов с поршнями. Давайте рассмотрим причины и последствия обрыва ремня ГРМ и расскажем, как определить, загнуло ли клапана после перескока цепи или ремня газораспределительного механизма.
На каких двигателях не гнет клапана?
В момент обрыва ремня ГРМ возвратно-поступательное движение поршней сохраняется, так как сила инерции маховика продолжает вращать коленвал. Но поскольку синхронизация между распределительным и коленчатым валом отсутствует, в момент приближения поршней к верхней мертвой точки (ВМТ) определенные клапаны остаются открытыми. Так и происходит «встреча» тарелок клапанов с поршнями.
Почему же на некоторых двигателях при перескоке или обрыве привода ГРМ клапана не загибает? Ответ в особой конструкции поршней, которые имеют специальные углубления. За счет «цековок» между поршнями в ВМТ и полностью открытыми клапанами есть зазор, который сохраняет детали от повреждений при обрыве ремня. Информацию о конструктивных особенностях модели двигателя вашего авто ищите в технической документации.
К примеру, двигатели ВАЗ модели 11186 и 11189, выпущенные до 15.08.18, были «втыковыми», но после указанной даты оснащались доработанной поршневой группой, исключающей риск удара поршней о клапаны при обрыве ремня ГРМ.
Редко встречаются двигатели, на которых разрушение ремня в режиме холостого хода не приводит к загнутым клапанам (например, 4A-GE от Toyota). Некоторые производители уменьшают риски за счет хрупкого материала толкателей. Такое решение встречается на дизельном двигателе 1,7 DR от Opel, на котором при «встрече» на небольших оборотах последствия ограничиваются лишь несколькими лопнувшими толкателями. Такие решения в общемировой практике двигателестроения встречаются редко, поэтому практически на всех дизельных моторах обрыв ремня газораспределительного механизма приводит к загнутым клапанам.
Причины обрыва ремня ГРМ
- Несоблюдение сервисного интервала по замене ремня ГРМ.
- Слишком большое либо недостаточное усилие натяжки.
- Попадание на рабочую поверхность ремня моторного масла и других технических жидкостей, снижающих зацеп между зубьями ремня и шестернями. Нередко в таких случаях ремень сначала перескакивает на 1-2 зуба, после чего двигатель теряет мощность, плохо запускается и может работать неустойчиво.
- Попадание инородных предметов под ремень. На большинстве авто привод газораспределительного механизма защищен пластиковым кожухом. В случае повреждения или неправильной установки последнего попадающие в рабочую зону грязь и мелкие камни сокращают срок службы ремня, роликов и даже могут стать причиной обрыва.
- Заклинивание водяной помпы. В случае заклинивания обводного или натяжного ролика обрыв не происходит моментально. Из-за повышенного трения внешняя зона ремня начинает быстро нагреваться. Если вовремя заметить запах жженой резины, прислушаться к постороннему звуку со стороны привода ГРМ и заглушить двигатель, удастся уберечься от дорогостоящих последствий обрыва ремня.
- Неправильное перераспределение усилия на зубья ремня. Причину следует искать в несоосности шкивов, шестерен, обводного и натяжного ролика. Обратите внимание и на выработку зубьев шестерни коленчатого, распределительного вала, ТНВД. На больших пробегах из-за выработки на шестернях стачиваются зубья ремня, что уменьшает его срок службы и повышает риск перескока/обрыва.
- Несоблюдение рекомендаций по сборке привода ГРМ и обращению с новым ремнем.
- Брак при производстве или выбор изготовителем некачественного сырья для изготовления ремня.
Признаки обрыва ремня ГРМ
При обрыве ремня ГРМ двигатель резко глохнет, при этом со стороны моторного отсека слышен громкий хлопок (не всегда можно услышать, если авто двигается на большой скорости и малых оборотах). Двигатель после этого не запускается. При прокрутке стартером коленчатый вал вращается быстрее обычного. Если на авто порвало ремень ГРМ, характерный звук вращающегося «вхолостую» коленчатого вала говорит об отсутствии в цилиндрах компрессии.
Последствия
На многих двигателях последствия обрыва ремня ГРМ не ограничиваются загнутыми клапанами. Если неприятность случается при движении на большой скорости и высоких оборотах, сила удара может быть достаточной для повреждения поршней, нарушения геометрии втулок клапанов. Оценить последствия в полной мере можно только после снятия ГБЦ.
Если ремень оборвался на холостых и точно неизвестно, загибает ли на двигателе клапана, следует установить новый ремень, замерить компрессию в двигателе. Показатели каждого из цилиндров не должны отличаться более чем на 1,5-2 Атм. Чтобы еще больше не навредить мотору, воспользуйтесь эндоскопом с поворотной камерой. Оценить степень деформации ножки клапана не получится, но увидеть отметки на поршнях от удара вы сможете.
Если после установки нового ремня двигатель запустился, но работает неустойчиво (троит), клапана все-таки загнуло и следует готовиться к серьезному ремонту.
Помимо нового комплекта ГРМ (ремень, ролики) необходимо будет заменить прокладки впускного/выпускного коллектора и прочие уплотнения, которые будут непригодны для повторной установки. В ходе ремонта следует проверить водяную помпу, состояние сальников клапанов и поршневой группы.
Видео:Обрыв ремня ГРМ. Чем грозит?
Оценка состояния ременного привода
Средний срок службы ремня ГРМ 50-70 тыс. км. Точные интервалы замены указаны в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего авто. В ситуациях, когда после покупки автомобиля нет достоверной информации о сроках предыдущего обслуживания привода ГРМ, необходимость срочной замены можно понять по следующим признакам:
- Трещины основания ремня.
- Износ верхней грани зубьев.
- Масло на ремне ГРМ.
- Шум со стороны помпы, натяжного или обводного ролика.
- Износ краев ремня.
Как избежать обрыва ремня ГРМ?
- Соблюдайте предписанные заводом-изготовителем сроки замены.
- Раз в 15-20 тыс.км. осматривайте привод газораспределительного механизма на наличие масляных запотеваний, антифриза.
- На пробегах свыше 150 тыс. км. при каждой замене ремня ГРМ осматривайте звездочки распределительных валов, коленвала и ТНВД на предмет критического износа зубьев.
- Устанавливайте качественный комплект ГРМ от проверенного производителя.
Многие именитые компании позволяют проверить подлинность своих комплектов. Для этого на упаковке нанесена голографическая защита и/или указан код, который нужно ввести в дешифратор на сайте производителя. Встречается голограмма, просканировав которую, покупатель получает уведомление о подлинности купленного продукта.
На что обращать внимание в процессе ремонта?
Успех ремонта во многом зависит от правильной дефектовки деталей газораспределительного механизма и цилиндропоршневой группы. Если происходит обрыв ремня газораспределительного механизма, особое внимание уделите замерам выступанию поршней и проверке геометрии клапанов. Проверьте состояние направляющих клапанов и фаски посадочных мест клапанов в ГБЦ. Требование к исправным клапанам:
- диаметр ножки клапана одинаковый по всей длине стержня;
- биение тарелки не более 0.025 мм;
- биение стержня на длине 10 см не превышает 0.015 мм;
- фаска клапана не имеет глубоких повреждений.
Для проверки биения стержня и тарелки клапан устанавливают на пару V-образных упоров. Замер осуществляется стрелочным индикатором часового типа, установленным на специальной стойке.
Правила обращения с новым комплектом привода ГРМ
- Не сворачивайте ремень кольцами, не допускайте перегиба или скручивания ремня ГРМ, поскольку при этом может повредиться эластичный корд.
- Некоторыми изготовителями автомобилей разработан монтажный инструмент для обслуживания привода ГРМ. Применение любого другого инструмента может привести к смещению фаз газораспределительного механизма, повреждению ремня. Ошибка с установкой меток чревата неустойчивой работой двигателя, потерей мощности и даже «встречей» клапанов с поршнями.
- Никогда не устанавливайте повторно ремень, бывший в употреблении.
В современных ремнях ГРМ применяется стекловолоконный корд. Он обладает большим запасом прочности на разрыв, что повлекло за собой потерю в эластичности. Поэтому нельзя допускать изгиба или излома ремня. Этим можно повредить эластичный корд и сократить срок службы ремня.
Гнет ли клапана «Весты» при обрыве ремня ГРМ? 🦈 avtoshark.com
На «Весте» гнет клапана в результате обрыва ремня или цепи ГРМ. Далее происходит нарушение синхронизации вращения коленчатого вала и распределительных валов в головке блока цилиндров.
«Лада Веста» гнет клапана или нет, часто интересуются владельцы отечественных машин. Ведь в случае загиба не получится избежать ремонта двигателя.
Почему двигатель гнет клапана
Инженеры-мотористы стараются сделать эффективный двигатель, повышая степень сжатия, усложняя конструкцию. Это улучшает реализацию энергии топлива, но делает мотор более требовательным к комплектующим, качеству, периодичности технического обслуживания.
Некачественные комплектующие, плохое или несвоевременное техническое обслуживание влекут за собой серьезные поломки. Одно из них – растяжение, а впоследствии обрыв ремня или цепи ГРМ.
Какие двигатели ставятся на «Лада Веста»
Автомобили «Лада Веста» комплектуются 4 двигателями. 2 двигателя разработки «АвтоВАЗа» объемом 1,6, новый 1,8-литровый 16-клапанный силовой агрегат. 1,6-литровый ставится в 2 вариациях – с 8 и 16 клапанами. 1 двигатель объемом 1,6 литра разработан группой Renault-Nissan.
Гнет ли клапана на «Весте» при обрыве ремня ГРМ
Клапана «Лада Веста» гнет, если дата выпуска до 15 августа 2018 года. Но, по заявлениям автопроизводителя, в июле 2018 года была модернизирована поршневая группа на всех двигателях объемом 1,6 литра. В результате стали устанавливать новые поршни с цековками (углублениями), поэтому «Веста» уже не гнет клапана. Двигателя 1,8 литра данная модернизация не коснулась.
Мотор «ВАЗ» 21116
В начале 2012 года был выпущен новый 8-клапанный двигатель объемом 1,6 литра. Точнее, это модернизация старого двигателя с индексом 21114. Модернизация коснулась многих аспектов, но основными задачами были снижение расхода топлива, повышение динамических характеристик за счет уменьшения механических потерь. Дополнительно повысили нормы экологичности, перешли с Евро-3 на Евро-5. Мощность осталась на прежнем уровне – 87 л. с.
Двигатель «Лады Весты». Источник фото: https://img.rg.ru/pril/article/178/38/47/VESTA_Cross_Interior_030.jpg
Мотор планировали ставить на начальные комплектации автомобиля, но впоследствии от этой идеи отказались.
Были модернизированы шатунно-поршневая группа (снижена масса) и камера сгорания, сильной модернизации подвергся впускной коллектор двигателя. А поскольку использовались втыковые поршни (без цековок), то была необходимость повышения надежности ГРМ. Фирма «Гейтс» подобрала серийный ремень, удовлетворяющий основным техническим условиям. Во избежание механических повреждений он закрывается пластиковым кожухом.
Мотор «ВАЗ» 21129
Двигатель был создан в 2015 году на базе вазовского 21127 мотора. Это 16-клапанный (по 4 клапана на цилиндр, 2 впускных, 2 выпускных) агрегат объемом 1,6 литра. Стал жестче блок цилиндров, улучшена система смазки, впрыска топлива и многие другие элементы.
Основные новшества – выпуск и впускной ресивер переменной длины. Благодаря этому максимальная мощность стала 106 л. с. вместо 98 ранее, а также повысилась приемистость на разных режимах работы двигателя. Он стал лучше отзываться на нажатие педали газа на низких и средних оборотах.
Наиболее частой проблемой мотора были плавающие холостые обороты. Особенность не могли долгое время решить, пока не поставили комбинацию из двух датчиков ДАД+ДТВ (датчик абсолютного давления + датчик температуры воздуха). После этого плавающих оборотов не встречалось.
Мотор «ВАЗ» 21179
В 2015 году был сделан новый двигатель объемом 1,8 литра, мощностью 122 л. с. Это первый двигатель производства «АвтоВАЗа» с функцией изменения фаз газораспределения. Производство стартовало в феврале 2016 года.
Конструктивно это тот же мотор семейства 21116-21129. Увеличение объема было достигнуто за счет увеличения хода поршня. Сделаны и другие, более мелкие доработки. Мотор втыковый, то есть загибает клапана при обрыве или перескоке ремня ГРМ.
На столь небольшой срок производства и эксплуатации уже известно, что это самый беспроблемный мотор. Есть жалобы на постоянный масложор, поломки редукционного насоса.
Мотор Renault-Nissan HR16DE-h5M
Renault-Nissan HR16DE-h5M – это созданный японскими инженерами 4-цилиндровый, 16-клапанный двигатель с поперечным расположением в подкапотном пространстве. Мотор получился очень хороший. Привод цепной, что отлично сказалось на долговечности узла ГРМ. Замена цепи происходит реже, чем ремня, примерно раз в 150-200 тыс. км.
Конструктивно мотор современный. Имеет механизм газораспределения, фазовращатель расположен на впускном валу. Механическая дроссельная заслонка уступила место электронной, что позволило снизить расход топлива и улучшить сгорание топливно-воздушной смеси, повысив мощность. Двигатель развивает 113 лошадиных сил, соответствует нормам Евро-5.
Из явных недостатков известны следующие моменты:
- Свист двигателя. Звук ремня генератора исправляется либо натяжкой, либо заменой.
- Неисправное реле блока зажигания. Глохнет двигатель посреди дороги и не заводится, либо заводится, но проблемно.
- Прогорает прокладка выхлопной трубы. На средних оборотах резко повышается звук выхлопа, устраняется заменой.
- Сильная вибрация двигателя. Решается заменой вышедшей из строя подушки двигателя.
Это наиболее распространенные минусы двигателя. Сам по себе он очень надежный, неприхотливый. При рекомендациях заправляться 95 бензином можно использовать АИ-92.
Гнет ли клапана «Веста» 2019
Lada Vesta 2019 года выпуска не гнет клапана при условии, что установлен двигатель 1,6 литра. Но надеяться на модернизацию все равно не стоит, так как есть случаи загиба на автомобиле 2019 года. Вот неудачливый владелец поделился видео:
В случае, если установлен мотор 1,8 литра, загиб клапанов и дорогой ремонт обеспечены, поскольку «АвтоВАЗ» не предлагает поршни с цековками (проточками).
Почему происходит обрыв
Обрыв ремня или цепи ГРМ происходит по целому ряду причин:
- бракованный или поддельный ремень/цепь;
- плохое техническое обслуживание, несоблюдение сроков замены;
- повреждение ремня, цепи или всего газораспределительного механизма.
Избежать этого можно своевременным обслуживанием автомобиля на дилерской станции ТО либо в проверенном клубном сервисе (есть риск потери гарантии). Более дешевым выходом будет самостоятельное обслуживание.
Как диагностировать проблемы с ремнем ГРМ
Для надежной работы двигателя необходимо следить за состоянием механизма и ремня или цепи ГРМ. Отслуживший срок ремень выдадут следующие неисправности:
- трещины и потертости на детали;
- тикающие, шаркающие и другие посторонние звуки от механизма ГРМ.
Если вы заметили один или оба признака, то заменить или проверить ремень ГРМ будет нелишним. Это спасет от дорогого капитального ремонта ДВС.
Последствия при обрыве ремня ГРМ
На «Весте» гнет клапана в результате обрыва ремня или цепи ГРМ. Далее происходит нарушение синхронизации вращения коленчатого вала и распределительных валов в головке блока цилиндров. В результате поршни и клапана в открытом состоянии встречаются в верхней мертвой точке, далее загибает клапана на «Весте» и дополнительно повреждает поршни. В особо тяжелых случаях возможно повреждение стенок цилиндров. Как следствие – дорогой ремонт со снятием и разборкой двигателя.
Поршни, которые не гнут клапана
Такие поршни существуют, но не для всех автомобилей. Иногда автопроизводитель дорабатывает поршни и ставит безвтыковые. Сторонние фирмы делают неоригинальные комплектующие. Но у таких поршней есть 2 особенности:
- неоптимальная форма дна поршня и, следовательно камеры сгорания, снижение степени сжатия;
- они тяжелее.
Эти факторы понижают коэффициент полезного действия мотора на 5-10%.
Мотористы после замены поршневой группы на нестандартную дорабатывают программное обеспечение двигателя для компенсации изменения формы дна поршня. Также может потребоваться увеличение теплового зазора в ЦПГ.
Признаки прогара клапанов на «Весте»
Мастера говорят, что случаи прогара клапанов на «Весте» нередки. Явный признак – сильное троение двигателя. Перед этим сначала происходит падение компрессии, после ощутимо возрастает расход топлива.
Троение может появляться по разным причинам:
- износ ЦПГ и снижение компрессии;
- плохие свечи зажигания;
- прогар одного или нескольких из поршней;
- поломка системы зажигания.
Для нахождения прогоревших клапанов используют дополнительные проверки. После первого замера компрессии нужно в цилиндр залить 2-3 кубика моторного масла. После снова померить компрессию. Если она поднимется, то это износ ЦПГ или залегшие кольца. Это становится понятно, так как появилась масляная пленка. Если компрессия останется неизменной, то цилиндр с неисправным клапаном найден, так как лишний воздух вышел через него.
Причины прогара клапанов
Главными причинами являются:
- поджатые клапана;
- износ направляющей или самого стержня клапана;
- бедная топливная смесь.
Если причины 1 и 2 характерны для солидных пробегов автомобиля и характеризуются естественным износом, то 3 причина – это ненастроенная система подачи топлива. Чаще всего наблюдается при установке газового оборудования на автомобиль.
Последствия прогара клапанов
Последствия могут самые разные, от повышенного расхода и до выгорания не только самого клапана, но и его седла. Прогоревшее седло требует ремонта головки блока цилиндров. Сгоревший клапан может разрушиться, упасть в цилиндр, где повредит не только поршень, но и стенки блока цилиндров, а заодно и ГБЦ.
Читайте также: Как заменить клапан адсорбера на Лада Веста
Регулировка клапанов на «Весте»
Регулировка производится по-разному, в зависимости от мотора.
На двигателях объемом 1,6 литра установлены гидрокомпенсаторы, которые избавляют от регулировки клапанов. А вот на Renault-Nissan 1,8 литра нет гидрокомпенсаторов. На нем установлены толкатели. Регулировка производится за счет подбора регулировочных шайб с выводом теплового зазора клапана на предписанный заводом-изготовителем размер.
Что делать, если порвался ремень ГРМ, и как этого избежать в дальнейшем
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Как понять, что порвался ремень ГРМ
- Что делать, если оборвался ремень ГРМ на на ходу
- Предотвращение преждевременного обрыва ремня ГРМ
Некоторые владельцы автомобилей не уделяют достаточно внимания ремню ГРМ, но только когда уже слишком поздно. В лучшем случае его повреждение может привести к невозможности запуска автомобиля. Далее вы узнаете, что делать, если порвался ремень ГРМ, и как этого избежать.
Первые признаки обрыва ремня ГРМ
Многие владельцы автомобиля сталкиваются с вопросом, что делать, если порвался ремень ГРМ. Для начинающих водителей тема данной поломки относится к разряду страшилок, являющихся причиной слухов, большинство из которых расходятся с реальностью.
Привод газораспределительного механизма (газораспределительного механизма) осуществляется от шестерни коленчатого вала. Используемые ранее ремни и цепи ГРМ, получившие распространение около 20 лет назад, вызывали недоверие у автовладельцев.
По сравнению с цепным механизмом ременная передача имеет более простую конструкцию, меньше весит и работает не так шумно. Однако есть у него и недостатки, главный из которых – малый ресурс ремня ГРМ.
Вопрос, что делать, если порвался ремень ГРМ, возникает при наличии признаков повреждения, заключающихся в том, что транспортное средство начинает глохнуть, после чего его невозможно завести. При попытке включить зажигание появляется металлический стук, причиной которого является удар поршней о клапана. Стоит отметить, что поломка может стать причиной довольно серьезной проблемы: на высокой скорости – это гарантированный выход из строя клапанов, которые придется менять. Если говорить о самых страшных последствиях, то это повреждение поршней, прокладок и пастели.
Признаки того, что ремень ГРМ порвался и что-то нужно делать, должны включать следующее:
- двигатель внезапно глохнет;
- невозможно завести машину;
- появился металлический стук в верхней части двигателя при работе стартера (поршни били по клапанам).
Однако, прежде чем искать ответ на вопрос, что делать, если порвался ремень ГРМ, нужно убедиться, что обрыв действительно произошел, заглянув под капот автомобиля. Вы увидите порванный ремень ГРМ и его поврежденный кожух.
Что касается цепного привода, то он имеет достаточно большой срок службы. Если мотор не «форсировать», цепь может прослужить более 200 тысяч километров. Со временем он начинает растягиваться и греметь, что говорит о необходимости его замены. Если говорить о качественном ремне, то он способен прослужить около 60 тысяч километров, после чего его меняют, даже если внешне он не поврежден. Если этого не сделать своевременно, может произойти обрыв.
Причины обрыва ремня ГРМ
Ремень ГРМ соединяет коленвал и распредвал. Кроме того, благодаря ему в двигателе своевременно открываются клапана, в результате чего в цилиндры поступает необходимое количество топливной смеси.
Так как ремень ГРМ может порваться только при движении автомобиля, определить эту поломку несложно. Двигатель автомобиля глохнет, что может потребовать капитального ремонта.
Причины, по которым может порваться ремень ГРМ:
- Износ . Поскольку этот элемент имеет большое значение, для его изготовления используются только самые прочные материалы. Срок его эксплуатации в этом случае составляет около 150 тысяч километров. Если его своевременно не заменить, ремень ГРМ может порваться. Кроме того, стоит учитывать, что некоторые автомобили имеют меньший срок годности, поэтому диагностику желательно делать каждые 15 тысяч километров. В среднем замена необходима каждые 80-140 тысяч километров. Однако в первую очередь следует придерживаться рекомендаций производителя.
Однако на практике, если агрегат исправен (генератор, шкивы, помпа в порядке), то ремень может прослужить около 100 тысяч километров. Но при этом не стоит забывать, что многое зависит от того, кто производитель.
- Десинхронизация натяжных роликов . Благодаря этим элементам происходит натяжение ремня, что предотвращает его слетание с зубьев. Если вовремя их не поменять, это приведет к преждевременному истиранию. Причина может заключаться в заклинивании насоса.
- Запчасти низкого качества . Производители, особенно если речь идет о европейских, японских и американских брендах, устанавливают только качественные детали. Поэтому, если после износа вместо более дешевых аналогов использовать их, они могут быстро порваться, что приведет к повреждению ремня. Нередко возникает ситуация, когда ремень ГРМ обрывается через 5000 километров пробега. Как правило, экономия на покупке этого расходного материала приводит к весьма печальным последствиям. Если сравнить разницу в цене качественного и некачественного товара с глобальными последствиями, которые могут возникнуть, то это соотношение несоизмеримо.
- Неисправны шкивы, валы, натяжители . При выходе из строя одного из этих узлов происходит обрыв ремня ГРМ. Поэтому производители, как правило, рекомендуют вместе с ним менять ролики натяжителя.
- Недостаточное или чрезмерное натяжение ремня . Неправильная регулировка натяжения приводит к тем же последствиям, что и неисправности агрегатов. Например, при слабом натяжении ремень ГРМ проскальзывает из-за недостаточного сцепления с рабочей поверхностью шкива, поэтому он перегревается, теряет эластичность и начинает разрушаться. В противном случае происходит растяжение и дальнейший разрыв армирующих волокон. Понять, что с натяжением ремня ГРМ что-то не так, можно по характерному свисту. Чаще всего это происходит в сырую погоду.
Иногда ремень не рвется, но изнашиваются зубья, в результате чего он перестает выполнять свои функции.
Что происходит при обрыве ремня ГРМ
На последствия обрыва ремня ГРМ влияет конструкция силового агрегата.
Для того, чтобы понять, что будет в этом случае, нужно разбираться в механике двигателя внутреннего сгорания.
При работающем двигателе поршни непрерывно перемещаются от одной мертвой точки к другой. В момент такта впуска поршень движется вниз и открывается впускной клапан, во время выпуска открывается выпускной клапан и поршень движется вверх. Когда он находится в верхней мертвой точке, все клапаны должны быть закрыты.
При обрыве ремня распредвал останавливается, а клапана фиксируются в одном положении. В это время коленчатый вал продолжает двигаться по инерции, а поршни устремляются в сторону открытых клапанов.
Стоит отметить, что некоторые двигатели, например, 8-клапанный ВАЗ-2111, имеют углубления, разработанные специально для исключения контакта с клапанами в случае обрыва. Это помогает избавиться от последствий, разве что машина просто не сможет доехать до мастерской или гаража.
Конструкция современных многоклапанных моторов устроена таким образом, чтобы получить максимальную мощность при малом объеме, поэтому поршни не имеют таких канавок или им не хватает глубины. В этом случае при обрыве ремня ГРМ это непременно приведет к встрече поршней и клапанов, в результате чего последние будут загибаться.
Если сломалось на холостых, чаще всего гнутся только несколько клапанов, если это случилось в редукторе на высоких оборотах, то придется менять весь комплект.
Чем больше частота вращения коленчатого вала в момент обрыва, тем хуже последствия. Кроме загиба клапанов могут лопнуть направляющие втулки, а это в свою очередь приводит к замене блока цилиндров и его головки. Кроме того, удар часто вызывает разрушение поршней.
Были случаи, когда при торможении на большой скорости от удара гнулись все клапана, повреждалась головка блока, лопались направляющие втулки, а осколки от них пробивали поршни насквозь. Стоит отметить, что в таких случаях ремонт двигателя обходится очень дорого. По статистике такие повреждения чаще всего получают японские двухвальные (DOHC) двигатели.
Если сравнивать бензиновые двигатели с дизелями, то у первых последствия обрыва ремня ГРМ более легкие. Их конструкция устроена таким образом, что клапаны практически не имеют люфта, когда поршень находится в ВМТ.
В этом случае при обрыве ремня происходит следующее:
- загибает клапан;
- распредвал с подшипниками разрушен;
- выходит из строя головка блока;
- Толкатели и тяги изгибаются.
При обрыве на высоких скоростях поршни могут разрушиться и блок цилиндров может быть поврежден.
Так как эта проблема достаточно распространена, производители стали делать углубления в верхней части поршня, которые направлены на предотвращение «заклинивания» подвижных частей. Если ремень ГРМ порвался в дороге, то его просто необходимо заменить.
Что делать, если порвался ремень ГРМ
Если возник вопрос, что делать, если порвался ремень ГРМ, то:
- Вскрыть моторный отсек, поднять или снять защитный кожух механизма.
- Оцените внешний вид ремня. Если порвется, то это обязательно будет видно. В случае, когда обрыв возникает внизу, для его обнаружения нужно прокрутить коленвал на пол-оборота.
- Затем при помощи буксировки автомобиль необходимо доставить в гараж или на СТО. С автоматической коробкой передач без эвакуатора не обойтись, так как буксировка в случае с такими автомобилями вообще не допустима.
Дополнительно к сопутствующим деталям Вам необходимо будет купить:
- Новый ремень ГРМ или ремкомплект с обводной и натяжным роликом.
- Прокладки коллектора (впускной и выпускной).
- Клапанные крышки и прокладки ГБЦ.
- Набор болтов для крепления.
- Предполагается износ насоса.
Если порвался ремень ГРМ, проще всего его заменить на подъемнике. Для этого потребуются следующие инструменты:
- отвертка;
- набор ключей;
- зубчатые штифты для установочных меток;
- специальный инструмент при необходимости.
При демонтаже необходимо действовать по следующему плану:
- Снимите крышку, которая крепится болтами.
- Снять болты картера.
- Снимите компрессор и установите ремень на место.
- Снимите ремень генератора.
- Снимите клемму с аккумулятора, тем самым разомкнув контакты.
- Открутить крепления от двигателя, снять генератор, клемму, а также шкив помпы, предварительно открутив болты, которые их держат.
- При необходимости снять опору двигателя.
- Снимите кожух, защищающий ремень ГРМ.
Теперь можно произвести замену. Для этого сначала вытягивают изношенный ремень, но предварительно не забудьте снять крышки зубчатых шкивов. После установки нового подтяните натяжитель. Замените и ролики, если они тоже пришли в негодность. Далее конструкция собирается в обратном порядке. Следует учитывать, что демонтаж и установка ремня, если он порвался, для каждой марки автомобиля может немного отличаться, но в целом процесс практически одинаков.
Что делать, чтобы ремень ГРМ не оборвался в самый неподходящий момент
Чтобы не пришлось думать, что делать, если ремень ГРМ оборвался и не надо менять его в дороге из-за на обрыв, нужно менять своевременно (через 60 000 км). При этом запчасти должны быть только оригинальными.
Если вы не хотите стоять перед вопросом, что делать, если порвался ремень ГРМ, не пренебрегайте периодической проверкой степени натяжения, оно должно быть равномерным, без провисаний по всей длине. Также необходимо следить за состоянием помпы и всех роликов.