Содержание
Как избежать ремонта системы охлаждения?
Владелец современного автомобиля часто вспоминает о наличии системы охлаждения только тогда, когда стрелка указателя температуры сдвигается с привычного места в красный сектор на шкале, на щитке загорается красная лампочка, или, еще хуже, из-под капота появляются клубы пара.
Чтобы избежать подобных ситуаций, разберем наиболее типичные причины их появления, а заодно развеем некоторые мифы.
В учебнике написано, что нужно применять “Тосол”, а мне рекомендуют антифриз. Это, ведь, совершенно разные вещества!
На самом деле это одно из самых стойких заблуждений, которому уже не один десяток лет. Антифриз (от анти- и freeze – замерзать, англ.) – это жидкость, не замерзающая при низких температурах. А “Тосол” – это всего лишь разновидность антифриза, отличающаяся составом присадок. Поэтому вполне возможно, что продавец может порекомендовать вам другой антифриз, который по составу присадок может быть не хуже, а даже лучше.
Я не доливаю воду в систему охлаждения, жидкость не подтекает. Зачем ее менять? Ведь этиленгликоль свой состав не меняет, и температура замерзания не изменилась?
Элементы системы охлаждения современных двигателей изготовлены из различных материалов (чугун, сталь, алюминиевые сплавы, латунь и т.д.). Поэтому для защиты их от коррозии, кроме этиленгликоля и воды в состав антифризов вводят комплекс антикоррозионных присадок. Кроме них в этом “коктейле” смешаны антипенные и ряд других присадок. Поскольку присадки вступают в химические реакции с материалами деталей системы охлаждения, рано или поздно антифриз теряет свои свойства. Высокая температура деталей, с которыми он контактирует, ускоряет химические реакции между компонентами антифриза и материалами, из которых изготовлены детали системы охлаждения. Поэтому менять его все же нужно. Причем, производители обычно указывают или пробег, или срок службы. Например, антифриз, приготовленный из концентрата в легковых авто работает 5 лет или 250000 км пробега.
Не знаю, кто и как фасовал этот концентрат, лучше я его совсем разбавлять водой не буду. В этом случае он гарантированно не замерзнет!
Крайне опасное заблуждение! Этиленгликоль (концентрат антифриза) замерзает при температуре всего −12,9 °C. В то же время, он обладает совершенно уникальным свойством понижать температуру замерзания водных растворов (вплоть до -700С). Поэтому чистый этиленгликоль замерзнет раньше, чем даже разбавленный на треть. Не зря в рекомендациях по применению концентрата обычно указано: для получения температуры замерзания -200С готовится смесь из 33% концентрата и 67% дистиллированной воды, соотношение 50:50 дает температуру замерзания -380С, 70:30 – -690С. Но добавлять больше 70% концентрата нельзя!
Чтобы не купить подделку, нужно попробовать антифриз “на язык”. Настоящий – сладковатый на вкус.
Мысль правильная, с точки зрения вкуса антифриза. Он действительно сладкий, как и все гликоли. Но такая проба – дело очень опасное. Независимо от торговой марки, все антифризы являются сильными ядами, поэтому пробовать их на язык категорически запрещено! Кроме того, таким образом можно лишь определить наличие в жидкости этиленгликоля. А сколько его там, какой состав присадок, и не является ли эта смесь подкрашенной синькой водой с добавлением настоящего антифриза “для вкуса” – сказать трудно. Поэтому правильнее будет купить охлаждающую жидкость в магазине. Если есть сомнения по поводу маркировки, или нового названия – попросите каталог фирмы-производителя, они есть в большинстве серьезных магазинов. Еще один путь – зайти на сайт одного из производителей или официальных дилеров.
Зачем искать для долива точно такой же антифриз? Взял любой такого же цвета, и никаких проблем!
Добавление ярких красителей производится совершенно не для того, чтобы выделить антифризы, одинаковые по составу. Во-первых, яркие неестественные цвета привлекают внимание и сигнализируют об опасности, так как антифризы ядовиты. Во-вторых, подкрашенный антифриз облегчает поиски утечек, если таковые появляются, и облегчает контроль его уровня в расширительном бачке. В-третьих, применение нового цвета привлекает внимание покупателей к новому продукту (первоначально антифризы окрашивались в синий цвет, и лишь затем появились красный и зеленый).
Поэтому антифризы как одного цвета, так и разноцветные, лучше не смешивать. Все определяется совместимостью пакета присадок. В некоторых случаях они могут просто нейтрализовать друг друга, а иногда могут выпасть в осадок. И тот, и другой результат приведут к досрочному ремонту системы охлаждения. Относительно безопасны при смешивании антифризы с допуском VW – VW TL 774F (G12 Plus). Но в этом случае нужно быть абсолютно уверенным в марке антифриза, который уже залит в двигатель.
Менять антифриз не нужно, пока не изменился его цвет.
Долговечность красителя и долговечность антифриза – вещи разные, и между собой они чаще всего не взаимосвязаны. Поэтому ориентироваться на цвет антифриза при определении срока его замены не стоит. Для этого есть рекомендации завода-изготовителя автомобиля (в первую очередь) и производителя антифриза (во вторую очередь). Если, кстати, это новый продукт, обратите внимание, есть ли у него допуски производителя именно Вашего авто. Допуск есть – никаких проблем, можно руководствоваться теми сроками замены, которые рекомендованы для этого антифриза.
В моем стареньком “жигуленке” летом можно использовать обычную воду. Это позволяет экономить на антифризе.
Сэкономить можно. Но придется тратить деньги на промывку системы охлаждения от накипи, отложившейся на стенках блока цилиндров и в радиаторе. Кроме этого, антифриз имеет смазывающие свойства, чего требует насос системы охлаждения и краник печки во многих двигателях (и ВАЗов в том числе). Если в систему залить обычную воду, это может привести к коррозии деталей из алюминиевых сплавов.
Итак, использовать воду в системе охлаждения можно только в экстренных случаях, чтобы доехать до сервиса или домой. Выбирая антифриз, нужно выполнять рекомендации завода-изготовителя автомобиля, как по требованиям к самому антифризу, так и к срокам его замены. Между собой антифризы разных марок лучше не смешивать. Если есть сомнения – обратитесь к продавцам магазинов или на сайты производителей (официальных дилеров). Это позволит избежать досрочных ремонтов системы охлаждения.
Источник: www.infocar.com.ua
Можно ли разбавлять антифриз с водой, что будет, если мешать тосол летом, зимой
Сегодня в автомобильной системе охлаждения используется антифриз, обладающий низкой температурой замерзания. Кроме функции отвода тепла, это вещество наделено антикоррозийными и смазывающими свойствами. Вода для этих целей практически не применяется из-за содержания в ней различных примесей, приводящих к образованию накипи, а также из-за замерзания при отрицательных температурах. Однако воду при определённых обстоятельствах с тосолом смешивать можно.
Содержание
Можно ли разбавлять антифриз водой
Когда и зачем разбавлять
Смешивание летом и зимой
Какая вода пригодна
Рекомендации изготовителя
Порядок действий при разбавлении антифриза водой
На автомобиле
В ёмкостях
Разбавление антифриза в экстренных ситуациях
Разбавление концентрата антифриза
Таблица: пропорции воды и концентрата антифриза
Видео: как разбавить концентрат антифриза
Можно ли разбавлять антифриз водой
Автолюбители нередко сталкиваются с ситуацией, когда в систему охлаждения требуется добавить антифриз, а необходимой жидкости под руками нет, и ближайший магазин находится неблизко. Первая мысль, которая приходит в голову — долить обычную воду. Но прежде чем это сделать, нужно знать, годится ли она для этих целей.
Когда и зачем разбавлять
Поскольку в составе антифриза присутствует значительная часть воды, то при её добавлении ничего плохого не произойдёт. В этом случае всего лишь снизится концентрация антифриза и чем больше добавить воды, тем его свойства будут хуже. Однако бывают ситуации, когда охлаждающую жидкость рекомендуется разбавлять. Это приходится делать, как правило, если тосол подвергался кипению, при котором часть воды испарилась, а жидкость в системе охлаждения стала более концентрированной.
Смешивание летом и зимой
В основном воду в антифриз приходится добавлять именно летом, поскольку жидкость испаряется активнее. Доливать воду следует с соблюдением следующих рекомендаций:
- если первоначально система охлаждения мотора была заполнена концентратом, который ранее не разбавлялся, и при этом ушло порядка 100–250 мл тосола, то в него можно смело добавлять дистиллированную воду;
- при значительном испарении антифриза, уровень до нормы лучше довести оригинальным составом. Если марка залитой жидкости неизвестна, то для разбавления следует использовать дистиллят, а осенью произвести замену антифриза.
Если антифриз испарился в большом количестве, то до нормы его лучше довести оригинальным составом
Зимой доливать воду запрещается в любых количествах. В противном случае велика вероятность неполадок системы охлаждения или мотора в результате её замерзания, что повлечёт к дорогостоящему ремонту.
При использовании в охлаждающей системе антифриза, его минимальная температура замерзания должна быть -25 °C, а при добавлении воды этот показатель будет уменьшаться.
Какая вода пригодна
Идеальным вариантом для разбавления тосола является дистиллят. В нём не содержится кальций и магний. Использовать для рассматриваемых целей обычную воду не стоит, поскольку она негативно влияет на компоненты охладительной системы. Если для разбавления антифриза взять такую воду, то возможно его выпадение в осадок. Воду из-под крана можно залить только в случае невысокого показателя жёсткости — не более 5 мг-экв/л. Если нет возможности определить жёсткость, то воду с тосолом нужно смешать в малом количестве и в случае отсутствия осадка, её можно будет добавлять в систему.
Для добавления в антифриз лучше всего использовать дистиллированную воду
Рекомендации изготовителя
Если придерживаться рекомендаций производителей тосола, то они запрещают доливать воду в рассматриваемое средство. Объясняется это тем, что антифриз изначально содержит различные добавки, продлевающие срок службы системы охлаждения, смазывая необходимые узлы и обеспечивая лучшее охлаждение мотора. Вода будет только ухудшать эти показатели. Если на отечественных авто раньше воду использовали без каких-либо опасений, то система охлаждения современных машин изготовлена из алюминиевых сплавов, на которых от воды с высоким показателем жёсткости появляется коррозия. В результате радиатор со временем засоряется, что приведёт к постоянному перегреву мотора.
Порядок действий при разбавлении антифриза водой
Тосол разводят с водой по-разному, в зависимости от возникшей ситуации и приобретённого средства.
На автомобиле
Для смешивания рассматриваемых жидкостей непосредственно на транспортном средстве сперва потребуется определить температуру замерзания антифриза посредством ареометра. С его помощью из расширительного бачка набираем часть жидкости. Показания прибора сравниваем с температурой на канистре от тосола. Если ёмкости под рукой нет, то следует ориентироваться на средний температурный показатель замерзания вещества -40С. Поэтому воду следует добавлять до тех пор, пока не доведём показатель до нужного значения.
Чтобы определить температуру замерзания антифриза потребуется ареометр
В ёмкостях
В автомагазинах предлагается антифриз в двух вариантах:
- готовый для эксплуатации;
- в виде концентрата.
Если с готовым средством всё просто — купил и залил, то с концентратом придётся немного повозиться. Для его разведения потребуется дистиллят и подходящая ёмкость. Объём разбавленного вещества должен соответствовать объёму теплоотводящей жидкости в системе вашего автомобиля.
Разбавление антифриза в экстренных ситуациях
Иногда бывает так, что охлаждающую жидкость из-за возникшей утечки требуется долить в дороге, а её в запасе нет. Как правило, дистиллированной воды также не бывает. Поэтому для наполнения системы можно применить кипячёную либо отфильтрованную воду. При большой утечке воду можно добавлять в любом количестве, но только в летний период. По окончании поездки необходимо слить жидкость из системы и заполнить её свежим тосолом.
В случае утечки антифриза в дороге, в систему охлаждения можно добавить воду
Разбавление концентрата антифриза
Концентрат антифриза — вещество, в котором отсутствует дистиллированная вода. Остальные компоненты, такие как краситель, присадки и этиленгликоль присутствуют в полном объёме.
Концентрат антифриза представляет собой вещество, в котором отсутствует дистиллированная вода
Чтобы антифриз выполнял свои функции и его не пришлось вылить из-за неправильного смешивания, нужно соблюсти правильные пропорции. Сама процедура не является сложной и состоит в смешивании концентрата с дистиллированной водой согласно табличным значениям.
Таблица: пропорции воды и концентрата антифриза
Процент воды | Процент концентрата | Порог замерзания, °С | Порог закипания, °С |
87,5% | 12,5% | -7 | 100 |
75% | 25% | -15 | 100 |
50% | 50% | -40; -45 | +130; +140 |
40% | 60% | -50; -60 | +150; +160 |
25% | 75% | -70 | +170 |
Видео: как разбавить концентрат антифриза
Чтобы система охлаждения вашего авто служила как можно дольше, в качестве теплоотводящей жидкости следует использовать только антифриз. Его доливку и разведение с водой способен выполнить каждый автовладелец, придерживаясь приведённых рекомендаций.
- Автор: Владимир Долженков
- Распечатать
Оцените статью:
(1 голос, среднее: 5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Ответы на часто задаваемые вопросы об охлаждающей жидкости и антифризе
У вас есть вопросы о том, что такое охлаждающая жидкость/антифриз, зачем они нужны вашему автомобилю и как использовать охлаждающую жидкость/антифриз Prestone? В разделе часто задаваемых вопросов вы найдете всю необходимую информацию, чтобы гарантировать максимальную защиту двигателя и системы охлаждения вашего автомобиля.
Что такое охлаждающая жидкость/антифриз и как они работают?
Охлаждающая жидкость/антифриз — это смесь антифриза и воды, которая циркулирует в системе охлаждения вашего автомобиля для регулирования температуры двигателя. Предотвращает замерзание двигателя зимой, а также обеспечивает круглогодичную защиту от перегрева.
Охлаждающая жидкость/антифриз содержит этиленгликоль, органическое соединение, обеспечивающее защиту от замерзания и повышающее температуру кипения воды. Это означает, что при использовании в системе охлаждения он предотвращает замерзание при низких температурах, а также защищает двигатель от сильного нагрева, который в противном случае может повредить внутренние компоненты.
Вариант этиленгликоля, который чаще всего используется в охлаждающей жидкости/антифризе, представляет собой моноэтиленгликоль или МЭГ. Без запаха и цвета, он обладает отличными антифризными свойствами, но его всегда следует хранить вдали от детей и животных из-за его сладкого вкуса и токсичности.
Охлаждающая жидкость/антифриз Prestone содержит премиальную формулу, гарантирующую защиту в экстремальных условиях от -37°C до +129°C.
Как использовать охлаждающую жидкость/антифриз Prestone?
Точно так же, как проверка масла или давления в шинах, проверка того, что охлаждающая жидкость/антифриз вашего автомобиля должным образом защищает ваш автомобиль, является важной частью технического обслуживания автомобиля. Без него вы рискуете перегреться, так как нечему поглощать тепло, выделяемое при эксплуатации автомобиля.
Мы настоятельно рекомендуем в Prestone проводить осмотры раз в две недели, чтобы узнать, нужно ли доливать охлаждающую жидкость/антифриз, а также проверить, защищает ли он ваш автомобиль.
Если вы обнаружите, что вам нужно долить, вот полезное руководство.
- Начните с поиска бачка охлаждающей жидкости/антифриза. Обычно это видно по обеим сторонам моторного отсека под капотом и определяется по ярко окрашенной жидкости внутри.
- При добавлении охлаждающей жидкости/антифриза важно убедиться, что двигатель остыл, прежде чем откручивать крышку расширительного бачка, так как охлаждающая жидкость работает при температуре около 90°С.
- Если вы используете готовую к использованию охлаждающую жидкость/антифриз Prestone, ее следует добавлять прямо в систему охлаждения через расширительный бачок.
- Найдите метки «мин» и «макс» сбоку на расширительном бачке охлаждающей жидкости. В идеале уровень жидкости должен постоянно поддерживаться на отметке «max».
- После заливки охлаждающей жидкости/антифриза Prestone убедитесь, что крышка расширительного бачка установлена на место и затянута.
Что делает система охлаждения?
Система охлаждения предназначена для отвода тепла от двигателя и поддержания его работы при оптимальной температуре. Система состоит из радиатора, вентилятора и шлангов, которые проходят вокруг блока цилиндров, позволяя охлаждающей жидкости/антифризу поглощать тепло от каждой части двигателя.
Затем это тепло рассеивается в радиаторе благодаря объему холодного воздуха, поступающему через переднюю решетку и вентилятор, а жидкость рециркулирует для поглощения большего количества тепла. Поскольку процесс является непрерывным, это гарантирует, что двигатель всегда работает при правильной температуре.
Как определить бачок охлаждающей жидкости/антифриза в автомобиле?
Бачок с охлаждающей жидкостью/антифризом в вашем автомобиле должен быть легко идентифицирован по цветной крышке. Многие автомобили имеют желтую крышку с охлаждающей жидкостью/антифризом. Вы, вероятно, обнаружите, что на крышке также есть предупреждающий символ, который подчеркивает опасность отвинчивания крышки при работающем или горячем двигателе.
Сам бачок обычно сделан из толстого полупрозрачного белого пластика, и вы должны видеть цветную охлаждающую жидкость/антифриз (часто розовую, желтую или зеленую) через стенку бачка.
Если вы изо всех сил пытаетесь найти бачок охлаждающей жидкости вашего автомобиля, лучше всего обратиться к руководству пользователя, в котором есть схема, показывающая различные детали и компоненты под капотом. Если у вас больше нет руководства, зайдите в Интернет и посетите веб-сайт производителя или форумы, посвященные марке и модели вашего автомобиля — знакомый автомобилист сможет указать вам направление бачка охлаждающей жидкости для вашего конкретного типа автомобиля.
Как проверить уровень системы охлаждения?
Проверка уровня охлаждающей жидкости/антифриза — простой процесс, занимающий всего несколько минут каждые пару недель.
Чтобы проверить уровень охлаждающей жидкости/антифриза в автомобиле, найдите бачок и проверьте уровень жидкости по минимальным и максимальным отметкам, нанесенным сбоку. Цвет охлаждающей жидкости/антифриза должен упростить это, но вам, возможно, придется протереть бутылку, чтобы четко увидеть маркеры.
В идеале уровень всегда должен быть ближе (или непосредственно к) отметке «максимум», поэтому, если он упал до «минимума», мы рекомендуем долить его.
При добавлении в автомобиль любой жидкости, такой как охлаждающая жидкость/антифриз Prestone, важно убедиться, что двигатель остыл, прежде чем отвинчивать крышку расширительного бачка, поскольку охлаждающая жидкость работает при температуре около 90°C. После заливки убедитесь, что крышка расширительного бачка установлена на место и затянута.
Если уровень ниже минимальной линии, долейте его до максимальной линии и контролируйте ежедневно. Если он продолжает падать, вам нужно проверить его на наличие утечек или вызвать механика, чтобы он проверил это за вас.
Должен ли я использовать готовую к использованию охлаждающую жидкость/антифриз или концентрированную? Готовая к использованию охлаждающая жидкость/антифриз Prestone
специально разработана, чтобы обеспечить простой и удобный способ дозаправки системы охлаждения вашего автомобиля. Готовую к использованию формулу можно добавить в резервуар с охлаждающей жидкостью прямо из бутылки, в то время как концентрированную альтернативу перед использованием необходимо смешать с водой.
Как готовая к использованию, так и концентрированная версии охлаждающей жидкости/антифриза Prestone поставляются в бутылках, которые легко наливать, что позволяет легко доливать охлаждающую жидкость самостоятельно.
Можно ли добавлять охлаждающую жидкость/антифриз Prestone к другим охлаждающим жидкостям?
Да. Благодаря своей уникальной и запатентованной формуле Prestone Coolant/Antifreeze можно безопасно смешивать с другими продуктами в системе охлаждения, не вызывая повреждений или образования геля. Он также гарантированно совместим со всеми автомобилями, фургонами и легкими грузовиками.
Это означает, что нет необходимости промывать систему охлаждения вашего автомобиля перед добавлением охлаждающей жидкости/антифриза Prestone. Просто залейте продукт в резервуар для охлаждающей жидкости — это так просто.
Узнайте больше об охлаждающей жидкости/антифризе Prestone и других продуктах из нашей линейки высокопроизводительных средств для технического обслуживания автомобилей здесь .
охлаждающая жидкость. Можно ли добавлять в двигатель незамерзающую жидкость?
спросил
Изменено
3 года, 6 месяцев назад
Просмотрено
87 тысяч раз
Я читал в Интернете и нашел несколько человек, говорящих, что вы никогда не должны добавлять концентрированный антифриз в систему охлаждения. Вы должны только разбавлять водой то, что у вас уже есть, и добавлять антифриз только при промывке, это правильно?
- охлаждающая жидкость
- система охлаждения
- охлаждение
- резервуар охлаждающей жидкости
Причина, по которой добавление незамерзающей жидкости в почти полную систему не рекомендуется, заключается в том, что вы не будете иметь представление о фактической концентрации. Большинство производителей рекомендуют смесь концентрата антифриза с водой в соотношении 50/50. Смеси со слишком большим количеством воды могут не обеспечить достаточную защиту от выкипания или замерзания. Смеси со слишком большим количеством антифриза могут вызвать перегрев. Это связано с тем, что антифриз сам по себе не очень эффективно поглощает тепло двигателя без примеси воды.
В современном мире легко найти предварительно смешанные бутылки 50/50 антифриза и воды. В отличие от бутылки с концентратом, вы можете доливать смесь из контейнера с предварительно смешанной смесью. Ухудшить соотношения в радиаторе, добавляя ложку правильной смеси, в принципе невозможно.
Итак, если кто-то читает вам нотации о том, что вы должны / не должны ставить в свой автомобиль, убедитесь, что вы говорите об одном и том же продукте.
2007 6,0 дизель powerstroke фургон ford e 350
Никакой воды, только чистый концентрированный антифриз.
Я вел этот дизель со скоростью 70 миль в час при температуре 112 градусов по пустыне Аризоны, буксируя прицеп весом 10 000 фунтов.
Это не хуже, чем люди
Моя температура оставалась на уровне 180 градусов и никогда не колебалась, вентилятор охлаждения включался только тогда, когда я разгонялся до скорости выше 75 миль в час. Я снова буксирую 10000-фунтовый прицеп. Я больше никогда не буду заливать воду в этот двигатель
Всегда помните, что производители хотят продавать новые автомобили, если они прослужат вечно, они разорятся
Нет, 50~70% разбавления водой. Если вы промываете водой, то в блоке двигателя находится 100% воды, которую трудно слить на большинстве автомобилей. Затем вам нужно рассчитать, сколько чистого AF нужно добавить, чтобы оставшаяся вода составляла 50–70% AF, а затем добавить добавить еще. 50~70% AF, чтобы завершить. Лучше иметь слишком много AF, чем слишком мало.
Возможно, я неправильно истолковываю то, что вы спрашиваете, но цель всегда одна (если только ваш дом не иглу): все, что вы добавляете в систему охлаждения, всегда должно быть смешано с 50% антифриза и 50% дистиллированной воды. Независимо от того, промывали ли вы систему охлаждения или сбрасывали уровень, это должно быть смесью. ЕДИНСТВЕННОЕ исключение из этого правила — если вы добавляете, а то, что уже находится в системе, представляет собой чистый антифриз, то вам нужно разбавить его как можно ближе к 50/50 только дистиллированной водой (или наоборот). Вы хотите, чтобы ваша система имела смесь 50/50, чтобы получить идеальный компромисс между точкой замерзания и температурой кипения, максимизировать поглощение тепла, а 50% антифриз (этиленгликоль) будет содержать ингибиторы коррозии, которые помогают сохранить детали и двигатель от ржавчины/коррозии. Одна из причин, по которой промывка системы необходима для технического обслуживания, заключается в том, что ингибиторы коррозии изнашиваются или «израсходованы». Потом вещи начнут ржаветь. Но суть в том, что ваш вопрос зависит от того, что там уже есть. Если это 100% антифриз, то да, добавьте воды, чтобы разбавить как можно ближе к половине на половину. Если у вас уже есть смесь, вы должны добавить 50/50, чтобы сохранить баланс. Надеюсь, это поможет.
Если вы знаете объем и концентрацию того, что там находится, вы можете сделать некоторые расчеты, чтобы выяснить, сколько чистого антифриза нужно добавить, чтобы получить желаемую смесь.
Кроме того, если вы добавляете чистый антифриз, рекомендуется запустить двигатель достаточно, чтобы обеспечить надлежащее смешивание, т.е. прогреть до тех пор, пока не включатся охлаждающие вентиляторы.
Заливаю чистый антифриз. И это прекрасно работает. Проверяю каждую осень перед зимой и тестирую при 20 морозах. Зеленый и чистый из года в год.