Рубрики
Разное

Маршрутный компьютер: Бортовой компьютер — виды, основные функции и возможности «мозгов» для авто

Бортовой компьютер — виды, основные функции и возможности «мозгов» для авто

Еще каких-то 40 лет назад люди, управляющие автомобилями, не могли и представить, что ждет в будущем автомобилестроение в целом. Если раньше человек делал такие вещи, как диагностику неисправностей самостоятельно, то сейчас это за него может сделать специальная электроника. Сегодня речь пойдет о бортовых компьютерах. Что такое бортовой компьютер? Разновидности, основные функции и возможности.

Что называют бортовым компьютером и каковы его функции?

Бортовой компьютер – это специальное устройство, предназначенное для выполнения вычислительных операций на основе данных, полученных с самых различных датчиков, расположенных в важных частях автомобиля.

Условно все бортовые компьютеры можно разделить на два класса:

 

  • Узконаправленные. К ним относят компьютеры, способные выполнять какую-то конкретную функцию. К примеру, измерять расход топлива, показывать время и влиять на какие-то электрические системы автомобиля.
  • Универсальные. К ним относятся специальные устройства, имеющие возможность выхода в интернет. При помощи них, можно определить свои географические координаты, погоду и получать различные данные о ситуациях на дороге.

Большинство современных компьютеров прекрасно совмещают в себе диагностический сканер, который ищет неисправность в электронной системе и ускоряет ремонт автомобиля, а также маршрутный компьютер, позволяющий вычислить расход топлива и километраж. Некоторые компьютеры имеют набор мультимедийных систем, которые позволяют им воспроизводить аудио и DVD-файлы. Таким образом, бортовой компьютер становится заменой радио и автомагнитолы.

Бортовой компьютер может влиять на многие параметры программного обеспечения ЭБУ. К примеру, управлять системой зажигания или форсунками и многими другими системами, влияющими на экономические и мощностные показатели мотора.  

Сегодня существуют компьютеры, которые можно просто подключить к 12-вольтовой системе и работать на них, как на самом обычном ПК. Не все водители об этом знают.

Разновидности БК

  • Маршрутный БК

Является первым бортовым компьютером автомобиля, который стал серийно выпускаться в 2000-х годах. Конечно, они появились еще гораздо раньше, примерно, в 70-х на раллийных автомобилях для простейших вычислений данных, из которых складываются все параметры движения автомобиля. А вот на серийные автомобили они стали устанавливаться только в 21 веке. Кроме того, современные маршрутные компьютеры стали оборудоваться системой спутниковой навигации, которая не только предоставляет информацию о передвижении, но и выводит информацию о месте нахождения, а то и сам рельеф местности.

Основными задачами маршрутных компьютеров принято считать:

 

  • Время, за которое был пройден какой-либо отрезок пути.
  • Средняя скорость движения.
  • Километраж.
  • Средний расход топлива.
  • Общее время поездки.
  • Стоимость расходов по заправке.
  • Расчетное время прибытия к пункту назначения.

И это далеко не все параметры устройства. Такие компьютеры, как правило, имеют символьно-буквенное отображение данных. Современные компьютеры могут включать в себя также не большой сервисный сканер или даже управляющий модуль.

  • Сервисный компьютер

По-другому, его называют диагностическим, потому как в его основные функции входит поиск неисправностей автомобиля. Отдельно диагностический компьютер встречается очень и очень редко, потому, как он уже постепенно становится лишь функцией общей системы БК. А в полный перечень функций такой системы входят:

Общий контроль за электрической частью автомобиля. Это могут быть обнаруженные замыкания, утечки тока, перенапряжения, проблемы в осветительных приборах и каких-либо датчиках.

  • Наблюдение за износом тормозных колодок и прочих элементах, подвергающихся износу.
  • Контроль за уровнем каких-либо жидкостей. Это может быть масло в двигателе, ОЖ, тормозная жидкость, масло в коробке передач, редукторах и прочих системах, нуждающихся в постоянной смазке.
  • Полная диагностика всех систем автомобиля, с сохранением данных, полученных в результате проверки.

В памяти устройства хранятся все данные о наличии тех или иных ошибках. На их основании формируется специальный отчет о состоянии различных систем автомобиля и необходимости проведения соответствующего ремонта.

  • Управляющий компьютер

Разновидность ЭБУ, или как его еще называют, главный блок управления. Впервые компьютер компании IBM был установлен на автомобили марки BMW еще в далеком 1981 году. Такой компьютер имеет собственные независимые датчики и исполнительные механизмы, но чаще всего, его применяют в тесном взаимодействии с контроллером автомобиля. Такой компьютер может влиять на работу следующих систем и устройств:

 

  • АБС
  • Блок, предназначенный для управления автоматической коробкой передач
  • Управление электромагнитными клапанами (форсунками)
  • Система, отвечающая за положение угла опережения зажигания
  • Системы, отвечающие за климатические условия
  •  Круиз-контроль

И это далеко не весь перечень функций. Помимо них, компьютер может контролировать, отображать и другие, не менее важные параметры. К ним относятся:

  • Вождение автомобиля с непристегнутым ремнем
  • Количество потребляемого воздуха
  • Величина давления масла
  • Частота вращения коленчатого вала
  • Температура ОЖ
  • Регулировка электросистем, например, изменение напряжения бортовой сети и зарядного тока аккумуляторной батареи
  • Сигнализация, указывающая на перегрев мотора
  • Превышение скоростного режима

Тенденции развития бортовых компьютеров

В настоящее время, производители цифровых систем стремятся работать в двух направлениях – это объединить все функции компьютера в одну, единственную систему. Другое направление – это создание отдельных компьютеров, которые будут отвечать за конкретные задачи.

Конечно, объединение всех систем позволяет упростить процессы монтажа таких устройств и общей диагностики автомобиля, позволяя выводить наиболее точную информацию о контролируемых параметрах. С другой стороны, применение отдельных компьютеров позволит установить такое устройство даже на те автомобили, которые совершенно не предусматривают монтажа таких систем, однако при этом, количество функций будет ограничено.

Тем не менее, второе тип компьютеров сейчас распространяется намного стремительнее, в отличие от первого и постоянно совершенствуется. 

Маршрутный компьютер Multitronics VC731

Цветной дисплей

Цветной TFT дисплей 2.4″ разрешением 320х240 и рабочей температурой от -20 градусов. Цветовое оформление дисплеев может быть настроено пользователем индивидуально (по RGB каналам). Четыре предустановленные цветовые схемы с быстрым переключением.

Мультидисплеи

Дисплеи х 1 параметр, 6 настраиваемых дисплея х 4 параметра, 4 настраиваемых дисплея х 7 параметров, 3 настраиваемых дисплея х 9 параметров, 8 графических настраиваемых дисплеев х 2 (или 1) параметр, 8 стрелочных настраиваемых дисплея х 2 параметра, 7 дисплеев средних параметров х 7 параметров, 2 дисплея парктроника, 4 горячих меню х 10 функций.

32-разрядный процессор

Мощный 32-разрядный процессор обеспечивает большую точность и скорость работы.

Универсальное крепление

Бортовой компьютер может быть легко установлен на лобовое стекло или парприз («торпедо») автомобиля. Крепление позволяет отрегулировать прибор в 2-х плоскостях и обеспечит нулевой уровень вибрации.

Поддержка протоколов

Бортовой компьютер поддерживает самое большое количество универсальных и оригинальных протоколов диагностики автомобилей. Это позволяет установить его практически на любой автомобиль. Даже если протокол диагностики автомобиля не поддерживается, всегда можно подключиться к датчику скорости и форсунке и задействовать большинство функций.

Расширенная диагностика

До 200 параметров диагностики ЭБУ для множества оригинальных протоколов, включая паспорт, сервисные записи ЭБУ на уровне диагностического сканера. Чтение данных стоп-кадра (до 40 параметров) при возникновении ошибки в работе системы, состояния контрольных систем автомобиля из оригинального протокола без переключения в протокол OBD-2. Диагностика не только ошибок, но и параметров АБС, электропакета и других дополнительных систем.

Простая настройка

Большую часть настроек можно редактировать и сохранять при помощи программы с обычного персонального компьютера (при подключении стандартным кабелем mini-USB).

Перенос статистики поездок на ПК

Статистика поездок может быть перенесена на персональный компьютер и импортирована в различные программы для дальнейшего анализа и ведения статистики за продолжительный период времени.

Сохранение файла конфигурации на ПК

Все настройки бортового компьютера могут быть сохранены в файл на ПК пользователя — это позволяет обмениваться конфигурационными файлами между пользователями идентичных автомобилей. Сделав все необходимые калибровки на одном автомобиле (калибровку расхода топлива, скорости, бака), готовый файл конфигурации можно передать другим пользователям аналогичных машин.

Легкая установка

Возможность подключения бортового компьютера только к колодке диагностики автомобиля (для большинства автомобилей).

Подключение до 2-х парковочных радаров

Бортовой компьютер позволяет произвести подключение до 2-х парковочных радаров Multitronics одновременно (спереди и сзади) (рекомендуется Multitronics PU-4TC). Допускается одновременное подключение парктроников только одной модели (например совместная работа PT-4TC и PU-4TC невозможна).

Встроенный голосовой синтезатор

Голосовое сопровождение режимов, всех параметров, проговаривание их числовых значений, 21 голосовое предупреждение об авариях и выходах за пределы установок.

Проговаривание неисправности сразу при ее возникновении

При возникновении ошибки в ЭБУ автомобиля бортовой компьютер не только предупредит о факте ее возникновения, но и проговорит код ошибки и ее расшифровку. Таким образом водитель сразу же будет знать, стоит ли устранять причину ошибки немедленно или можно продолжить движение.

Полностью новый программный интерфейс

“Горячие меню” (быстрый вызов «Любимых функций»)

“Горячие меню” позволяют осуществить быстрый доступ к функциям, расположенным в “Дисплее установок”. Пользователь может по своему усмотрению настроить состав “Горячих меню” (до 10 функций каждое) и нажатием всего одной кнопки вызывать список функций и настроек, находящихся в различных местах “Дисплея установок”. Существует четыре независимых “Горячих меню” для дисплеев Параметры, Средние, Таксометр и Парковка.


Журналы поездок и заправок

Журналы средних параметров на 20 поездок и 20 заправок.

“Обратный отсчет”


На экране компьютера возможно одновременное отображение до двух графиков мгновенных параметров. С помощью функции “Обратный отсчет” можно перемещаться по графикам (по оси времени, 259 отсчетов) и определять численные значения параметров в “прошлом времени”, а также сравнивать их между собой.

“Контроль качества топлива”

С высокой точностью отслеживается изменение расхода топлива или длительности впрыска. При изменении выводится предупреждение и числовое значение ухудшения / улучшения качества топлива (в процентах к эталону).

“Эконометр”

Позволяет устанавливать значение пробега на остатке топлива в баке и контролировать стиль поездки (расход топлива). На основании установленного пробега, средней скорости и расчетного расхода топлива, эконометр указывает время прибытия и отклонение от установленного пробега.


“Габариты” / “Газовое оборудование”

Бортовой компьютер предупредит как о невключенном ближнем свете при начале поездки, так и о невыключенных габаритах после окончания поездки. Возможно использование бортового компьютера совместно с газовым оборудованием: максимально точный расчет расхода топлива с учетом отдельной поправки для газа.

«Осциллограф»

Бортовой компьютер может работать в качестве осциллографа (при подключении опционального кабеля «Multitronics ШП-2»): наблюдение и анализ сигналов различных датчиков и цепей а/м непосредственно на экране компьютера, сохранение и перенос осциллограм на персональный компьютер. Сравнив записанный сигнал с эталонным, вы получаете дополнительную возможность диагностики узлов автомобиля в случае сложно диагностируемых неисправностей: износ, заклинивание, замыкание, плохой контакт и т. д. По своим возможностям “Осциллограф” максимально приближен к настольным решениям: имеется возможность управлять разверткой, триггером, измерять временные интервалы, оценивать амплитуды сигналов.

Что такое автомобильный маршрутный компьютер?

Бортовой компьютер есть почти во всех современных автомобилях, но что это за системы и как они работают?

Первый электронный маршрутный компьютер появился в 1978 году и был установлен на Cadillac Seville. Механические системы существовали и раньше, но способность «Севильи» рассчитывать собственную экономию топлива и позволять водителю вводить количество миль до места назначения была новаторской идеей.

Автомобильные бортовые компьютеры с тех пор развивались и становились все более совершенными (особенно это касается электромобилей), но принцип, лежащий в их основе, остался неизменным. Здесь мы подробно расскажем, что такое маршрутный компьютер, как он работает и какую информацию вы можете разумно ожидать от него.

Что делают бортовые компьютеры?

Маршрутный компьютер Mercedes C63, показывающий (слева направо, сверху вниз) пройденное расстояние, затраченное время, средний расход топлива и среднюю скорость

Как гласит старая поговорка, маршрутный компьютер делает то, что говорит олово: он вычисляет данные, связанные с поездкой.

Бортовой компьютер предоставляет информацию о пяти ключевых областях:

  • Время
  • Расстояние
  • Скорость
  • Расход топлива
  • Диапазон

Каждая из этих четырех областей имеет несколько слоев информации, и хотя то, что показывает бортовой компьютер, зависит от автомобиля, вы можете разумно ожидать следующего: путешествовал с тех пор, как вы начали свое путешествие. Если они связаны со спутниковой навигацией, они также могут сообщить вам, сколько времени вам осталось идти, пока вы не достигнете пункта назначения.

Расстояние

Как вы понимаете, это покажет вам, как проехала машина.

Скорость

Это даст вам среднюю скорость автомобиля.

Расход топлива

Как правило, это дает два показания: средний расход топлива вашего автомобиля и мгновенный расход топлива – т.е. сколько миль на галлон расходует автомобиль в каждый момент времени, что позволяет вам видеть, как различные условия (например, холмы, скорость, насколько агрессивно вы нажимаете на педаль акселератора) влияют на расход топлива.

Диапазон

Это покажет вам, как далеко вы можете проехать, прежде чем ваш топливный бак опустеет. Хотя, вообще говоря, показатель дальности будет уменьшаться по мере того, как ваше путешествие продолжается и вы опустошите топливный бак, показатель дальности может фактически увеличиться, если вы начнете поездку в городе, а затем отправитесь на открытую дорогу, где эффективность выше, поскольку расчеты будут меняться в зависимости от вашего вождения по ходу поездки.

Бортовые компьютеры: Поездка A и Поездка B

Многие бортовые компьютеры предоставляют информацию о трех «поездках»: Поездка A, Поездка B и с момента сброса.

Это позволяет измерять всю приведенную выше информацию отдельно и параллельно в течение трех периодов времени. Вы можете сбросить каждую поездку по отдельности или сбросить все сразу.

Например, вы можете использовать параметр «Поездка А», чтобы определить, как далеко, как быстро и насколько эффективно автомобиль проедет на каждом топливном баке, сбрасывая значение параметра «Поездка А» каждый раз, когда вы заправляете бак.

Вы также можете узнать, занимает ли новый маршрут на работу меньше времени, обеспечивает ли он лучшую экономию топлива или быстрее, чем ваш обычный маршрут. Таким образом, вы можете сбросить поездку B, чтобы определить это, в то время как поездка A будет продолжать тикать в фоновом режиме, пока вам не понадобится заправиться топливом.

Что касается информации «с момента сброса», многие люди никогда не касаются ее, а это означает, что она может показать, как далеко, быстро и эффективно проехал автомобиль с момента выхода с завода (или, возможно, с момента последнего извлечения аккумулятора).

Также обратите внимание, что если вы совершаете серию коротких поездок (например, забираете детей из школы, заглядываете в супермаркет, направляетесь на футбольную тренировку), эти поездки часто будут рассматриваться как одна поездка на машине, которая обычно сбрасывается на новую «поездку» после того, как машина была выключена в течение четырех часов или около того.

Бортовые компьютеры для электромобилей

Дисплей Audi e-tron GT, показывающий оставшийся запас хода

Пожалуй, самое большое изменение в мире бортовых компьютеров произошло с появлением электромобилей.

Бортовой компьютер электромобиля обычно показывает вам всю информацию, указанную выше, а также электрический эквивалент экономии топлива: вместо миль на галлон вы будете показывать мили на киловатт-час (например, если у вас аккумулятор на 100 кВтч и автомобиль делает 3 мили на кВтч, вы получите 300 миль от одной зарядки — см. здесь для получения дополнительной информации.)

зарядки, и где вам нужно будет остановиться для подзарядки, если вы предпримете долгое путешествие.

Поменяйте автомобиль онлайн с carwow

Ищете простой способ поменять свой автомобиль? Тогда carwow — это то, что вам нужно. Вы можете продать свой старый автомобиль по отличной цене и получить лучшие предложения на новый. Все через нашу сеть надежных дилеров и все, не выходя из дома. Нажмите кнопку ниже, чтобы начать сегодня.

Простой способ изменить свой автомобиль

Hyundai Tucson >> Бортовой компьютер

Бортовой компьютер представляет собой управляемую микрокомпьютером информационную систему для водителя, которая
отображает информацию, связанную с вождением.

✽ ВНИМАНИЕ

Вся информация о вождении, хранящаяся в бортовом компьютере (кроме одометра и расстояния).
до полного разряда) сбрасывается, если батарея отключена.

Режимы отключения

Нажмите кнопку для выбора следующих режимов:

 

Счетчик пройденного пути

В этом режиме отображается расстояние отдельных поездок, выбранное с момента последней поездки.
сброс счетчика пройденного пути.

Рабочий диапазон счетчика составляет от 0,0 до 999,9 миль (от 0,0 до 9999,9 км).

Нажатие кнопки TRIP более 1 секунды, когда отображается счетчик пройденного пути,
сбрасывает счетчик пройденного пути до нуля (0,0).

Расстояние до пустого

В этом режиме отображается расчетное расстояние до опорожнения на основе текущего запаса топлива.
в топливном баке и количество топлива, подаваемого в двигатель. Когда оставшиеся
расстояние менее 30 миль (50 км), будет отображаться —- и расстояние до
пустой индикатор будет мигать.

Рабочий диапазон измерителя составляет от 30 до 9999 миль (от 50 до 9999 км).

Средний расход топлива

Этот режим вычисляет средний расход топлива из общего израсходованного топлива и
расстояние с момента последнего сброса среднего потребления.

Нажатие кнопки TRIP более 1 секунды, когда средний расход топлива
отображается, обнуляет средний расход топлива (—. -).

✽ ВНИМАНИЕ

Не отображается средний расход топлива для более точного расчета
если автомобиль не проехал более 10 секунд или 0,186 мили (300 метров) с момента
ключ зажигания находится в положении ON.

✽ ВНИМАНИЕ

  • Если автомобиль стоит не на ровной поверхности или питание аккумуляторной батареи прервано,
    функция расстояния до опорожнения может работать неправильно.
  • Расстояние до опорожнения может отличаться от фактического пробега, т.к.
    это оценка доступного расстояния вождения.
  • Бортовой компьютер может не регистрировать дополнительное количество топлива, если оно меньше 1,6 галлона.
    (6 литров) топлива заливается в автомобиль.
  • Экономия топлива и запас хода могут значительно различаться в зависимости от
    Условия вождения, стиль вождения и состояние автомобиля.

Средняя скорость автомобиля

В этом режиме рассчитывается средняя скорость автомобиля с момента последней средней скорости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *