Рубрики
Разное

Износ колодок: Перевірка браузера, будь ласка, зачекайте…

Как определить износ тормозных колодок автомобиля

Износ колодок определяет качество торможения автомобиля. Расскажем как самостоятельно определить критический износ колодок и необходимость их замены. 3 легких способа.

Сколько «ходят»

Обычно у грамотных водителей, которые привыкли ездить без резких остановок, колодки прослужат 30-50 тысяч километров или намного больше. Но ориентироваться на количество пройденного пути следует не всегда. Стиль езды у каждого водителя свой. У любителей агрессивного движения они потребуют замены в два раза быстрее. Кроме того, многое зависит от качества самих накладок или производителя.

Также влияет состояние тормозных дисков машины. Если на них есть коробления, «волны» или трещины — они серьёзно сокращают срок службы накладок тормозов.

Какие бывают признаки износа

Чтобы начать искать причины неполадок в тормозах машины, для начала нужно проверить необходимое давление в шинах. Если какое-то колесо спущено, то возможно причина именно в нём. Отсюда неадекватные реакции при торможении автомобиля.

При резком торможении ощущается биение

Под самый конец службы накладки стираются неравномерно. В этот период могут возникать сколы или трещины на фрикционном слое. Износившаяся колодка создает шум и биение при торможении.

Для этого, например, при подъезде к красному сигналу светофора необходимо обратить внимание на присутствие биения на педали тормоза. Если отпустили педаль тормоза и биение прекратилось — значит точно виноваты колодки. Если уровень износа максимальный, то должны также услышать противный писк. Этот шум создают противоизносные пластины, которые напоминают водителю о необходимости замены.

Стоит отметить, что такой эффект может возникать и вследствие износа тормозного диска. В этом случае требуется его проточка или замена.

Тормозная система ведет себя неадекватно

Слишком слабые, или наоборот, чрезмерно резкие тормоза могут свидетельствовать об износе колодок. В первом случае можно заметить, что педаль тормоза при нажатии опускается ниже чем обычно или торможение не такое интенсивное (педаль вялая при нажатии). А если колеса резко блокируются, то возможно, фрикционная накладка износилась совсем и происходит трение металла о металл. Это очень опасно для тормозных дисков, т.к. они при такой работе они изнашиваются мгновенно.

Если педаль тормоза полностью проваливается, то причина в тормозной жидкости. Возможно она полностью отсутствует (вытекла) или её минимальный уровень в бачке главного цилиндра под капотом.

Тормозная пыль на колесных дисках с металлической стружкой

В некоторых случаях при движении износа накладок тормозов не замечается. Стоит заглянуть под колпак колеса или внимательно осмотреть колёсный диск автомобиля. Если налет равномерно темный (угольный) – у колодки еще сохранена накладка. Если в налете видны блестящие металлические вкрапления – накладка стерлась и царапает диск. При такой картине – нужно незамедлительно менять колодки на новые.

Все способы проверки являются косвенными. Оптимальным способом оценки необходимости замены колодок автомобиля является их визуальный осмотр в сервисе или самостоятельно. Для этого придётся снимать колёса с машины. В специальное отверстие через суппорт оцените толщину фрикционного слоя. Она должна быть приблизительно более 5-10 мм.

Проверить накладки в задних барабанных тормозах без их разборки — невозможно. Во время этой процедуры также осмотрите тормозные диски и барабаны, оценит состояние шлангов тормозной системы.

Видео — когда надо менять колодки

Выбираются колодки по состоянию автомобиля, необходимости, стилю езды, предпочитаемому бренду и сумме, которую автолюбитель готов на них потратить. Важно помнить, что менять их нужно часто, примерно после 30 – 50 000 км пробега, не дожидаясь полного износа. Если это время упустить, можно получить более серьезные проблемы, которые приведут к существенным затратам или выходу автомобиля из строя.

При невысоком бюджете чаще всего останавливают свой выбор на изделиях от ABE, JP Group, LPR, Delphi. Сторонники спортивного стиля при управлении машиной предпочитают таких производителей, как Ferodo, Brembo. Для спокойных поездок в условии городов лучше всего подходит продукция от Bosch, Remsa, TRW и ATE.

Когда надо менять тормозные колодки. Как определить износ тормозных колодок?

Эффективность работы тормозной системы во многом зависит от технического состояния колодок – элементов, прижимаемых к диску или барабану колеса при нажатии на педаль. Они оснащены накладками, которые постепенно истираются и в какой-то момент приходят в негодность. Реальный срок «жизни» деталей может быть разным и зависит от многих факторов. Поэтому каждый автомобилист должен следить за тормозными механизмами колес и четко определять, когда менять колодки. Чтобы контролировать износ накладок, не обязательно ездить на СТО, проверку можно выполнить самостоятельно.



Рекомендации производителей


Тормозная колодка представляет собой основание из толстого металла с прикрепленной к нему накладкой, сделанной из фрикционного материала. Составляющими в нем выступают каучук, графит и минеральные волокна, скрепленные технологическими смолами. Как часто менять эти важные для безопасной езды детали, указано в инструкции по эксплуатации авто. Обычно производители легковых машин рекомендуют соблюдать между заменами следующие интервалы:


  • на автомобилях постсоветских стран предусматривается установка новых деталей через 10-15 тыс. км пробега;
  • на иномарках, чьи запчасти традиционно качественнее, интервал составляет от 15 до 25 тыс. км;
  • отдельная категория – мощные спорткары, где замена производится каждые 5-10 тыс. км.

Практика показывает, что передние тормозные колодки испытывают большую нагрузку, нежели задние, оттого изнашиваются быстрее.


Российским автолюбителям не стоит целиком полагаться на рекомендации в техническом паспорте, поскольку на износ накладок влияет множество факторов:


  1. Чем агрессивнее стиль езды, тем быстрее истираются рабочие поверхности, ведь на 1 км пути вы используете тормоза вдвое чаще среднестатистического водителя.
  2. Условия эксплуатации машины. Если вы постоянно двигаетесь по грунтовым и плохим дорогам, то износ ускоряется из-за попадания грязи на тормозные диски и барабаны.
  3. Качество материала, из которого выполнена деталь.
  4. Техническое состояние тормозных барабанов и дисков. Когда на поверхностях этих элементов появляется выработка в виде канавок, то и накладки истираются гораздо быстрее.
  5. Постоянная перевозка грузов.

Отсюда возникает вопрос, сколько ходят колодки системы тормозов в реальной жизни. Диапазон пробега довольно широк – от 5 до 45 тыс. км в зависимости от марки авто и степени воздействия указанных факторов. Вот почему важно самостоятельно отслеживать состояние накладок.


Симптомы износа деталей


В процессе езды отмечается несколько признаков, по которым можно сориентироваться, когда пора менять колодки передних либо задних тормозов, а то и все вместе. Симптомы такие:


  • металлический скрежет при нажатии на педаль говорит о полном износе накладок;
  • увеличенный ход педали тормоза, ее вибрация в нажатом состоянии;
  • при торможении появляется ощущение, что переднюю либо заднюю часть автомобиля уводит в сторону, а на скользкой дороге машина легко уходит в занос;
  • не действует исправный ручной тормоз;
  • для остановки необходимо прикладывать больше усилия на педаль.

Если при торможении со стороны колес слышится металлический скрежет и писк, то вопрос, через сколько менять негодные детали, уже не стоит. Замену необходимо сделать в срочном порядке, поскольку фрикционных накладок уже не осталось и стальное основание трется о рабочую поверхность диска.



Никогда не доводите тормоза до состояния полного износа, иначе вместе с колодками придется заменить диски, что существенно дороже.


Обнаружив один или несколько симптомов, указывающих на проблемы с колесными механизмами тормозов, проверьте состояние накладок. Рекомендации по выполнению диагностики следующие:


  1. Если на автомобиле установлены легкосплавные колесные диски с большими отверстиями, то для обследования передних суппортов ничего разбирать не придется. При необходимости поднимите машину домкратом, чтобы выставить проем диска напротив механизма тормозов.
  2. Колеса со стальными дисками нужно снимать. Осмотрите передние тормозные колодки и оцените толщину накладок. Если она составляет меньше 3 мм, детали следует заменить немедленно. С толщиной 3-5 мм можно проехать еще 1-2 тыс. км, не более.
  3. Задние тормоза бывают дисковые и барабанные. Первые обследуются аналогично передним, а вторые придется разобрать. Снимите колесо и отпустите «ручник», затем открутите барабан и аккуратно сбейте его со ступицы. В отличие от передних колодок, задние надо менять при толщине 1,5-2 мм.

Когда в результате диагностики обнаружен износ элементов, близкий к максимальному, но замена откладывается по различным причинам, ездите аккуратно и без спешки. Случается, что изношенная накладка при резком нажатии на педаль отрывается целиком.


Проводя диагностику, обратите внимание на рабочую поверхность тормозных барабанов и дисков. Если ее выработка составляет 2 мм и больше (определяется по глубине канавки штангенциркулем), то деталь подлежит замене.



Другие причины замены колодок


Помимо ситуации с критическим износом, менять тормозные колодки необходимо в таких случаях:


  • толщина фрикционного материала составляет больше 5 мм, но сама накладка начала отслаиваться от стального основания;
  • на поверхности возникли трещины и сколы, материал начал крошиться;
  • на деталях обнаружены пятна масла либо тормозной жидкости, снижающей фрикционные свойства;
  • когда произведена замена тормозного барабана или диска.

Еще одна причина замены связана с обилием низкокачественных подделок на рынке автомобильных запчастей. Новые колодки, купленные в ненадежной торговой точке, спустя 1-2 тыс. км начинают ужасно скрипеть либо пищать, хотя до полного истирания рабочей части еще далеко. Виновник — материал детали, чья твердость сравнима с металлом, отчего поверхность «зализывается» и появляется скрип. Если сделанные неизвестно из чего элементы не заменить, то резко увеличится выработка на тормозных дисках.


Многие современные авто оборудованы специальными датчиками, регистрирующими уменьшение толщины фрикционного слоя и подающими сигнал водителю, когда она достигает критического уровня. Это тоже причина, чтобы снять детали с изношенными накладками и поставить новые.


Правда, датчики нередко забиваются грязью, и теряют работоспособность, поэтому хозяину машины не помешает самостоятельно проверять состояние тормозов.


Рекомендации по выбору


Правило первое и очень важное: нельзя менять передние либо задние тормозные колодки поодиночке. Нужно ставить комплект новых элементов на переднюю или заднюю ось, иначе при торможении автомобиль может сильно сносить вбок. Даже когда изношена одна накладка, замене подлежат все четыре. В качестве временного варианта допускается установка 2 новых деталей на одном заднем колесе.


Выбирая в магазине новые колодки, пользуйтесь такими рекомендациями:


  1. Изделия должны соответствовать модели авто и продаваться в качественной упаковке с вложенной инструкцией. Надписи на коробке – четкие и без ошибок, указывающих на китайское происхождение.
  2. Смотрите, чтобы фрикционный материал был одинакового цвета, без инородных вкраплений.
  3. Поверхность, прижимаемая к плоскости диска, должна быть ровной. Допускаются маленькие сколы по краям и углубления, если они занимают не больше 1% от общей площади рабочей плоскости.
  4. Трещины на границе металла и фрикционного материала недопустимы.

В идеале следует покупать оригинальные изделия в заводской упаковке. Это избавит вас от неприятных неожиданностей, внеочередных замен и аварийных ситуаций при эксплуатации авто.


 



Будьте в курсе износа тормозных колодок

Способность различать разные типы износа тормозных колодок является важным навыком для любого техника. Это поможет точно определить возможные причины и упростить диагностику, сэкономив время и деньги вам и вашим клиентам и обеспечив более точный ремонт. Здесь ведущий производитель тормозной системы Delphi Technologies предоставляет полезное руководство по типам износа, причинам, основным действиям по устранению и более подробные рекомендации по установке.
 
Равномерный износ: Хотя ваши клиенты могут не согласиться, даже износ как внутренних, так и внешних колодок на каждом колесе является положительным — это показывает, что тормозная система работает правильно. В этом случае замените колодки и крепежные детали и выполните техническое обслуживание направляющих штифтов и направляющих суппорта.

Износ внешней колодки: Если наружная колодка изнашивается больше, чем внутренняя, крепежное оборудование вызывает заедание суппорта. Следовательно, суппорт не сможет полностью убрать колодку с диска, создавая трение, даже когда тормоза не задействованы. Этот тип износа обычно вызывается заеданием ползунков, направляющих штифтов и сухих болтов и может быть устранен путем обслуживания монтажного оборудования, смазки ползунков и замены колодок.

Износ внутренней колодки: Если внутренняя колодка изношена больше, чем внешняя, вполне вероятно, что поршень суппорта зависает и не возвращается в исходное положение. Это может быть вызвано повреждением или коррозией суппорта или проблемой с главным цилиндром. Чтобы отремонтировать, отремонтировать или заменить оборудование суппорта, осмотрите суппорт на наличие повреждений отверстия для направляющего пальца или пыльника поршня, при необходимости замените его, проверьте гидравлическую тормозную систему на наличие остаточного давления и замените колодки.

Конический износ колодки: Если фрикционный материал изнашивается клинообразным образом, горизонтально или вертикально, это хороший признак неправильной установки колодки. Это также может быть вызвано изношенными направляющими штифтами и заклинившим ползунком суппорта на одной стороне колодки. Чтобы решить эту проблему, отремонтируйте или замените оборудование суппорта, смажьте ползунки и замените тормозные колодки. Это также может произойти с двухпоршневыми, 4-поршневыми и 6-поршневыми суппортами, где внутренние отверстия для выравнивания давления заблокированы.

Износ или трещины колодок: Глазурованные или треснутые колодки с приподнятыми краями будут иметь признаки физического повреждения и/или теплового повреждения фрикционного материала и могут указывать на несколько проблем, обычно вызванных чрезмерным нагревом в тормозная система. Наиболее распространенными причинами являются чрезмерное использование, неправильная приработка новых колодок, заедание суппортов, неисправная колодка или стояночный тормоз, который не полностью втянут. Чтобы исправить это, просто замените и приработайте колодку и при необходимости отрегулируйте стояночный тормоз.

Износ колодок внахлест: Это происходит, когда верхний край колодки перекрывает верхнюю часть диска. Распространенные причины включают установку неправильных колодок или дисков на автомобиль или чрезмерный износ направляющих штифтов, суппорта или скобы суппорта. Чтобы предотвратить износ внахлест, устанавливайте колодки и диски правильного типа.

Конечно, одним из лучших способов предотвратить чрезмерный износ является использование колодки, изготовленной в соответствии с теми же стандартами производительности и долговечности, что и оригинальная. В колодках Delphi Technologies используется более 130 различных фрикционных компонентов и 20 уникальных составов для наилучшего соответствия колодок транспортному средству.

 

Характер износа тормозных колодок

Прежде чем выбросить старые тормозные колодки или заказать новый комплект, внимательно осмотрите их. Изношенные тормозные колодки могут многое рассказать о всей тормозной системе и предотвратить повторение той же участи новых колодок. Это также может помочь вам порекомендовать ремонт тормозов, который вернет автомобиль в состояние, как новое.

Правила осмотра

• Никогда не оценивайте состояние тормозных колодок по одной колодке. Необходимо проверить и задокументировать как колодки, так и их толщину.

• Никогда не относитесь легкомысленно к ржавчине или коррозии. Коррозия на суппорте и колодках указывает на то, что покрытие, металлизация или краска вышли из строя и требуют устранения. Коррозия может мигрировать в область между фрикционным материалом и опорной пластиной. Некоторые производители тормозных колодок прикрепляют фрикционный материал к опорной пластине с помощью клея. Когда коррозия попадает между клеем и фрикционным материалом, может произойти расслоение. В лучшем случае это может вызвать проблемы с шумом, в худшем случае коррозия может привести к отделению фрикционного материала и уменьшению эффективной площади тормозной колодки.

• Никогда не игнорируйте направляющие штифты, чехлы или направляющие. Редко можно найти суппорт, который изнашивает тормозные колодки без износа или деградации направляющих пальцев или направляющих. Как правило, при замене колодок следует менять и фурнитуру.

• Никогда не оценивайте срок службы или толщину в процентах. Невозможно предсказать срок службы тормозной колодки в процентах. Хотя большинство потребителей могут понимать проценты, они вводят в заблуждение и часто неточны. Чтобы точно оценить процент материала, изношенного на тормозной колодке, вам сначала нужно знать, сколько фрикционного материала присутствовало, когда колодка была новой.

Каждое транспортное средство имеет «спецификацию минимального износа» для тормозных колодок, число обычно составляет от двух до трех миллиметров.

Нормальный износ

Независимо от конструкции суппорта или автомобиля, желаемый результат состоит в том, чтобы обе тормозные колодки и оба суппорта на оси изнашивались с одинаковой скоростью.

Равномерный износ колодок свидетельствует о правильной работе колодок, суппортов и крепежных деталей. Тем не менее, это не гарантия того, что они будут работать так же для следующего набора колодок. Всегда обновляйте фурнитуру и обслуживайте направляющие штифты.

Износ наружных колодок

Условия, при которых внешние тормозные колодки изнашиваются быстрее, чем внутренние, встречаются редко. Вот почему датчики износа редко ставят на внешнюю колодку. Повышенный износ обычно вызван тем, что внешняя колодка продолжает двигаться по ротору после того, как поршень суппорта втягивается. Это может быть вызвано залипанием направляющих штифтов или направляющих. Если тормозной суппорт представляет собой конструкцию с оппозитным поршнем, износ внешних тормозных колодок указывает на заедание внешних поршней.

Внутренний износ колодок

Износ внутренних тормозных колодок является наиболее распространенным видом износа тормозных колодок. В тормозной системе с плавающим суппортом внутренняя часть изнашивается быстрее, чем внешняя, но эта разница должна составлять всего 2-3 мм.

Более быстрый износ внутренней колодки может быть вызван заеданием направляющего штифта или направляющих суппорта. Когда это происходит, поршень не плавает, и всю работу выполняет выравнивающая сила между колодками и внутренней колодкой.

Износ внутренней колодки также может произойти, когда поршень суппорта не возвращается в исходное положение из-за изношенного уплотнения, повреждения или коррозии. Это также может быть вызвано проблемой с главным цилиндром.

Чтобы устранить этот вид износа, выполните те же действия, что и при устранении износа наружных колодок, а также осмотрите гидравлическую тормозную систему и суппорт на наличие остаточного давления и повреждения отверстия направляющего штифта или пыльника поршня соответственно. Если отверстия для штифтов или пыльник поршня проржавели или повреждены, их следует заменить.

Конический износ колодки

Если тормозная колодка имеет клиновидную или конусообразную форму, это означает, что суппорт слишком сильно перемещается или одна сторона колодки зажата в кронштейне. Для некоторых суппортов и автомобилей конический износ является нормальным явлением. В этих случаях у производителя будут спецификации для конусного износа.

Этот вид износа может быть вызван неправильной установкой колодок, но более вероятной причиной является износ втулок направляющих пальцев. Кроме того, коррозия под упорным зажимом может привести к тому, что одно ухо не будет двигаться.

Единственный способ скорректировать конический износ, чтобы убедиться, что крепеж и суппорт могут воздействовать на колодки с одинаковой силой. Имеются комплекты крепежа для замены втулок.

Трещины, остекление или приподнятые края на колодках

Существует множество причин, по которым тормозные колодки могут перегреваться. Поверхность может иметь блестящую поверхность и даже трещины, но повреждение фрикционного материала происходит глубже.

Когда температура тормозной колодки превышает ожидаемый диапазон, смолы и исходные компоненты могут разрушиться. Это может изменить коэффициент трения или даже повредить химический состав и сцепление тормозной колодки. Если фрикционный материал приклеен к опорной пластине с помощью только клея, связь может быть нарушена.

Не обязательно спускаться с горы, чтобы перегреть тормоза. Часто причиной подгорания колодки является заклинивший суппорт или заклинивший стояночный тормоз. В некоторых случаях причиной является низкокачественный фрикционный материал, который не был надлежащим образом спроектирован для данного применения.

Механическое крепление фрикционного материала может обеспечить дополнительный уровень безопасности. Механическое крепление входит в последние 2–4 мм фрикционного материала. Механическое крепление не только повышает прочность на сдвиг, но также создает слой материала, который остается на фрикционном материале и не отделяется в экстремальных условиях.

Дефекты

Опорная пластина может быть согнута в результате любого из нескольких условий.

• Тормозная колодка может застрять в скобе суппорта или проскользнуть из-за коррозии. Когда поршень давит на заднюю часть колодки, сила на металлической опорной пластине неравномерна.

• Фрикционный материал может отделиться от опорной пластины и изменить взаимосвязь между ротором, опорной пластиной и поршнем суппорта. Если суппорт имеет плавающую конструкцию с двумя поршнями, колодка может погнуться и даже вызвать гидравлический отказ. Основной причиной разделения фрикционного материала обычно является коррозия.

• Если при замене тормозной колодки используется опорная пластина низкого качества, которая тоньше исходной, она может погнуться, что приведет к отделению фрикционного материала от опорной пластины.

Коррозия

Как указывалось ранее, коррозия суппорта и колодок не является нормальным явлением. OEM-производители тратят много денег на обработку поверхности для предотвращения ржавчины. За последние 20 лет OEM-производители начали использовать гальванические покрытия и покрытия для предотвращения коррозии суппортов, колодок и даже роторов. Почему? Частично проблема заключается в том, чтобы клиенты не увидели ржавый суппорт и колодки через стандартный легкосплавный диск, а не через штампованный стальной диск. Но основная причина борьбы с коррозией — предотвратить жалобы на шум и продлить срок службы компонентов тормозной системы.

Если запасная колодка, суппорт или даже крепеж не имеют такого же уровня защиты от коррозии, интервал замены становится намного короче из-за неравномерного износа колодки или даже хуже.

Некоторые OEM-производители использовали гальваническое покрытие опорной пластины для предотвращения коррозии. В отличие от краски, это покрытие защищает поверхность раздела между опорной пластиной и фрикционным материалом.

Но чтобы два компонента оставались вместе, требуется механическое крепление.

Коррозия на опорной пластине может вызвать расслоение и даже заедание ушек в скобе суппорта.

Советы и рекомендации

Когда придет время заказывать тормозные колодки на замену, изучите вопрос. Поскольку тормозные колодки являются третьим наиболее часто заменяемым элементом автомобиля, существует множество компаний и линий, конкурирующих за ваш бизнес. Некоторые приложения ориентированы на требования клиентов к автопарку и транспортным средствам с высокими характеристиками. Кроме того, некоторые запасные колодки обладают характеристиками «лучше, чем у оригинальных», которые могут уменьшить коррозию за счет лучших покрытий и гальванопокрытий.

Дополнительные функции, такие как полные комплекты крепежа, в которых используется высококачественная сталь и эластомерные покрытия, могут предотвратить заедание колодок в суппорте и предотвратить проблемы с шумом в течение всего срока службы колодки. Если вам нужно заменить колодки на вашем личном автомобиле, используйте это как возможность оценить компанию по производству тормозных колодок для себя.

Если износ колодок и ротора превысил рекомендованный уровень, осмотрите пыльник поршня суппорта и сам поршень. После того, как поршень вышел наружу, он может не втянуться должным образом из-за коррозии на открытом поршне. Кроме того, уплотнение поршня теряет свою гибкость с возрастом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *