Устройство турбины автомобиля. Из чего состоит турбина
устройство, принцип действия, основные элементы
Конструкция данного агрегата описывается еще в учебниках 8 класса по физике. Об устройстве паровой турбины рассказывается в книгах следующим образом. Данный вид турбины - это вид двигателя, в котором пар или же нагретый воздух способен вращать вал двигателя без взаимодействия с поршнем, шатуном или коленчатым валом.
Краткое описание устройства
Кратко устройство паровой турбины можно описать следующим образом. На основной элемент, то есть вал, закрепляется диск, к которому крепятся лопатки. Около данных элементов также располагаются такие части, как трубы-сопла. Через них и происходит подача пара из котла. При прохождении пара сквозь сопло он оказывает определенное давление на лопатки, а также диск всей установки. Именно это воздействие приводит во вращение диск турбины вместе с лопатками.
В настоящее время в таких агрегатах чаще всего используется несколько дисков, которые насаживаются на один вал. При таком устройстве паровой турбины происходит следующее. Энергия пара, проходя через каждую лопатку каждого диска, будет отдавать часть своей энергии этим элементам. Основное применение паровые турбины нашли на атомных, а также тепловых электрических станциях, где они соединяются с валом электрического тока. Скорость вращения вала паровой турбины достигает 3000 оборотов в минуту. Данного значения хватает для приемлемой работы генераторов электрического тока.
Если говорить о применении данных агрегатов, то стоит упомянуть, что они успешно эксплуатируются на кораблях и суднах. Однако из-за устройства паровой турбины, в частности, по причине того, что необходимо большое количество воды для работы турбины, ее эксплуатация на сухопутных и воздушных средствах передвижения невозможна.
Устройство сопла турбины. На что оно влияет
Одним из важнейших элементов для работы устройства стало сопло, сквозь которое и осуществляется прохождение пара.
В наиболее раннем устройстве паровой турбины, когда еще до конца не были изучены такие вещи, как расширение пара, построить рационально функционирующий агрегат с высоким КПД было проблематично. Причина заключалась в том, что сопло, которое использовалось вначале, имело одинаковый диаметр по всей своей длине. А это влекло за собой то, что пар, проходя через трубу и попадая в пространство с меньшим давлением, чем внутри, терял давление и увеличивал свою скорость, но только до определенного значения. Если говорить о насыщении сухого пара, то его давление на выходе из трубки не может быть меньше, чем 0,58 от начального давления. Данный параметр называют критическим давлением. Основываясь на этом значении, можно получить и предельную скорость движения пара, которую называют также критической скоростью, а ее значение для перегретого пара равно 0,546 от начального давления.
Таких параметров оказалось мало для нормального функционирования турбины. К тому же при выходе из сопла такой формы пар начинал клубиться из-за расширения в атмосфере. Все эти недостатки удалось устранить, когда устройство паровой турбины, ее сопла, было изменено. В начале отбора труба была узкой, постепенно расширяясь к концу. Основная отличительная особенность, которая стала решающим фактором, - это то, что с такой формой стало возможно привести давление у конца сопла к давлению окружающей среды после трубы. Это решило проблему с клубами пара, которые сильно снижали скорость, а также удалось добиться сверхкритических значений для этого параметра, а также давления.
Устройство паровой турбины и принцип работы
Здесь важно сказать о том, что паровая турбина использует два различных принципа работы, которые зависят от ее устройства.
Первый принцип называют активными турбинами. В этом случае, имеются в виду устройства, у которых расширения пара осуществляется только в неподвижных соплах, а также до поступления его на рабочие лопатки.
Устройство паровой турбины и принцип работы второго типа называют реактивным. К таким агрегатам относят те, у которых расширение пара происходит не только до вступления его на рабочие лопатки, но и во время прохождения между таковыми. Еще такие устройства называют работающими на реакции. Если падения тепла в соплах составляет примерно половину от общего теплопадения, то турбину называют также реактивной.
Если рассматривать устройство паровой турбины и ее основных элементов, то нужно обратить внимание на следующее. Внутри турбины происходит такой процесс: струя жидкости, которая направляется на лопатку, будет оказывать на нее давление, которое будет зависеть от таких параметров, как расход, скорость при входе, а также при выходе на поверхность, форма поверхности лопатки, угол направления струи по отношению к данной поверхности. Здесь важно отметить, что при такой работе вовсе не нужно делать так, чтобы поток воды бил о лопатку. Напротив, в устройствах паровых агрегатов этого принято избегать, и чаще всего делают так, чтобы струя плавно обтекала лопатку.
Активная работа
Каково устройство паровой турбины, работающей на таком принципе. Здесь за основу взят закон о том, что любое тело, обладающее даже малой скоростью, может иметь высокую кинетическую энергию, если движется с большой скоростью. Однако здесь сразу же надо учитывать, что эта энергия очень быстро пропадает, если скорость тела начнет падать. В таком случае, имеется два варианта развития событий, если струя пара ударится о плоскую поверхность, которая будет перпендикулярна ее движению.
Первый вариант - удар происходит о неподвижную поверхность. В таком случае вся кинетическая энергия, которой обладало тело, частично превратится в тепловую энергию, а остальная часть израсходуется на то, чтобы отбросить частицы жидкости в обратном направлении, а также назад. Естественно, что никакой полезной работы выполнено при этом не будет.
Второй вариант - поверхность может перемещаться. В таком случае некоторая часть энергии уйдет на то, чтобы сдвинуть платформу с места, а остальная все так же будет затрачена впустую.
В устройстве паровой турбины и принципе действия, который называется активным, используется именно второй вариант. Естественно, нужно понимать, что при работе агрегата необходимо добиться того, чтобы расход энергии на бесполезную работу был минимальным. Еще одно важное условие заключается в том, что необходимо направить струю пара таким образом, чтобы она не повреждала лопатки при ударе. Достичь выполнения этого условия можно лишь при определенной форме поверхности.
Путем испытаний и расчетов было установлено, что наилучшей поверхностью для работы со струями пара является та, которая сможет обеспечить плавный поворот, после которого движение рабочего вещества будет перенаправлено в противоположную сторону от изначальной. Другими словами, необходимо придать лопаткам форму полукруга. В таком случае, сталкиваясь с препятствием, максимальная часть кинетической энергии будет передаваться механическом устройству, заставляя его вращаться. Потери же сведутся к минимуму.
Как работает активная турбина
Устройство и принцип действия паровой турбины активного типа заключается в следующем.
Свежий пар с определенными значениями давления и скорости передается в сопло, где происходит его расширение также до определенного показателя давления. Естественно, что вместе с этим параметром, будет увеличиваться и скорость струи. С увеличенным значением скорости, поток пара доходит до механических частей - лопаток. Воздействуя на эти элементы, струя рабочего вещества заставляет вращаться диск, а также вал, на котором он закреплен.
Далее, при выходе из лопаток, поток пара обладает уже другим значением скорости, которое обязательно будет ниже, чем перед этими элементами. Это происходит из-за того, что часть кинетической энергии преобразовалась в механическую. Здесь также важно отметить, что во время прохождения по лопаткам значение давления меняется. Однако важно то, что на входе и на выходе из этих элементов данный параметр имеет одинаковое значение. Это обусловлено тем, что каналы между лопатками обладают одинаковым сечением по всей своей длине, а также внутри этих деталей не происходит добавочного расширения пара. Для того чтобы выпустить пар, который уже отработал, имеется специальный патрубок.
Механическое устройство турбины
Устройство и работа паровой турбины с точки зрения механики выглядят так.
Агрегат состоит из трех цилиндров, каждый из которых представляет собой статор, имеющий неподвижный корпус, а также вращающийся ротор. Отдельно расположенные роторы соединяются муфтами. Цепочка, которая собирается из отдельных роторов цилиндров, а также из генератора и возбудителя, называется валопроводом. Длина данного устройства при максимальном значении составляющих компонентов (в настоящее время - это не больше 5 генераторов) - 80 метров.
Далее, устройство и работа паровой турбины выглядят так. Валопровод выполняет вращательное движение в таких элементах, как опорные подшипники скольжения вкладышей. Вращение происходит на тонкой масляной пленке, металлической же части этих вкладышей вал во время вращения не касается. На сегодняшний день все роторы конструкции размещаются на двух опорных подшипниках.
В некоторых случаях между роторами, принадлежащими к ЦВД и ЦСД, имеется лишь один общий опорный подшипник. Весь пар, который расширяется в турбине, заставляет каждый из роторов выполнять вращательное движение. Вся мощность, которая вырабатывается каждым из роторов, складывается на полумуфте в общее значение и там достигает своего максимального показателя.
Кроме того, каждый элемент находится под воздействием осевого усилия. Эти усилия суммируются, а их максимальное значение, то есть общая осевая нагрузка, передается с гребня на упорные сегменты. Эти детали устанавливаются в корпусе упорного подшипника.
Устройство ротора турбины
Каждый ротор помещается в корпус цилиндра. Показатели давления на сегодняшний день они могут достигать 300 МПа, так что корпус данных устройств выполняется двустенным. Это помогает уменьшить разность давления на каждый из них, что позволяет уменьшать толщину каждой из них. Кроме того, это помогает упростить процесс затяжки фланцевых соединений, а также дает возможность турбине при необходимости быстро изменить показатель своей мощности.
Обязательным является наличие горизонтального разъема, который предназначен для легкого процесса монтажа внутрь корпуса, а также должен обеспечивать быстрый доступ к уже установленному ротору, во время проведения ревизии или ремонта. Когда осуществляется непосредственный монтаж турбины, то все плоскости разъемов нижних корпусов монтируются специальным образом. Чтобы упростить данную операцию, принято считать, что все горизонтальные плоскости соединены в одну общую.
Когда в дальнейшем наступает момент монтажа валоповоротного устройства паровой турбины, то его помещают в уже имеющийся горизонтальный разъем, что обеспечивает его центровку. Это необходимо для того, чтобы избежать ударения ротора о статор во время вращения. Такой дефект может привести к довольно серьезной аварии на объекте. Из-за того, что пар внутри турбины характеризуется очень высокой температурой, а вращение ротора происходит на масляных пленках, температура масла должна быть не более чем 100 градусов по Цельсию. Это значение подходит как по требованиям пожаробезопасности, так и соответствует наличию определенных смазочных свойств у материала. Для того чтобы добиться таких показателей, вкладыши подшипников выносятся за корпус цилиндра. Их размещают в специальных точках - опорах.
Паровые установки на атомных станциях
Устройство паровой турбины на АЭС можно рассматривать на примере установок насыщенного пара, которые имеются лишь на тех объектах, где используется водяной теплоноситель. Здесь стоит отметить, что начальные характеристики паровых турбин на атомных станциях, характеризуются низкими показателями. Это вынуждает пропускать большее количество рабочего вещества, чтобы добиться нужного результата. Кроме того, из-за этого образуется повышенная влажность, которая быстро нарастает по ступеням турбины. Это привело к тому, что на таких объектах приходится использовать внутритурбинные и внешние влагоулавливающие устройства.
Из-за высокой влажности используемого пара снижается коэффициент полезного действия, а также довольно быстро развивается эрозийный износ проточных частей. Для того чтобы избежать данной проблемы, приходится использовать различные методы укрепления поверхности. К таким способам относятся хромирование, закаливание, электроискровая обработка и т. д. Если на других объектах удается использовать простейшее устройство паровых турбин, то на АЭС нужно не только думать о защите от коррозии, но и об отводе влаги.
Наиболее эффективным способом отвода лишней влаги из турбины стал отбор пара. Отбор вещества осуществляется на регенеративные подогреватели. Тут важно отметить, что если такие отборы установлены после каждой ступени расширения, то необходимость в разработке дополнительных внутритурбинных влагоулавливателей отпадает. Также можно добавить, что допустимые пределы влажности пара основываются на диаметре лопатки, а также на скорости вращения.
Каково устройство паровых и газовых турбин
Наилучшим качеством, которое стало важнейшим преимуществом паровой турбины, является то, что она не требует какого-либо соединения с валом электрического генератора. Также это устройство отлично справлялось с перегрузками, и его легко можно было регулировать по частоте вращения. Коэффициент полезного действия у таких агрегатов также довольно высок, что в сочетании с другими преимуществами и вывело их на передний план, если возникала необходимость соединения с электрическими генераторами. Таким же является и устройство паровой турбины AEG.
Схожими объектами стали и газовые турбины. Если рассматривать эти приспособления с точки зрения конструкции, то они практически ничем не отличаются. Как и паровая турбина, газовая является машиной лопаточного типа. Кроме этого, в обоих агрегатах вращение ротора достигается за счет того, что происходит трансформация кинетической энергии потока рабочего вещества.
Существенное отличие между этими установками заключается как раз в типе рабочего вещества. Естественно, что в паровой турбине таким веществом является водяной пар, а в газовой установке - это газ, который чаще всего получен при сжигании каких-либо продуктов, либо является смесью пара и воздуха. Еще одно отличие заключается в том, что для образования этих рабочих веществ необходимо иметь разное дополнительное оборудование. Таким образом, получается, что сами по себе турбины очень похожи, но установки, образующиеся на объектах вокруг них, довольно сильно отличаются.
Паровая турбина с конденсатом
Конденсационные устройства и паровые турбины Лосев С. М. описывал в своей книге, выпущенной в 1964 году. Издание содержало теорию, конструкцию и эксплуатацию паровых установок, а также конденсационных агрегатов.
Турбинная установка, которая находится в котле, имеет три среды - вода, пар и конденсат. Эти три вещества образуют между собой некий замкнутый цикл. Тут важно отметить, что в такой среде во время преобразования теряется достаточно малое количество пара и жидкости. Чтобы компенсировать небольшие потери, в установку добавляют сырую воду, которая перед этим проходит водоочистительное устройство. В этом агрегате жидкость подвергается воздействию различных химикатов, основное предназначение которых в удалении ненужных примесей из воды.
Принцип работы в таких установках следующий:
- Пар, который уже отработал и обладает пониженным давлением и температурой, попадает из турбины в конденсатор.
- При прохождении этого участка пути имеется большое количество трубок, по которым непрерывно качается охлаждающая вода при помощи насоса. Чаще всего эта жидкость берется из рек, озер или прудов.
- В момент соприкосновения с холодной поверхностью трубки отработавший пар начинает образовывать конденсат, так как его температура все еще выше, чем в трубах.
- Весь скопившийся конденсат постоянно поступает в конденсатор, откуда он непрерывно откачивается насосом. После этого жидкость передается в деаэратор.
- Из этого элемента вода снова поступает в паровой котел, где превращается в пар, и процесс начинается сначала.
Кроме основных элементов и простого принципа работы, имеется пара дополнительных агрегатов, таких как турбонаддув и подогреватель.
fb.ru
Давайте обо всем подробно разберемся. Из чего состоят турбины: паровые и газотурбины.Турбина бывает паровая, и бывает газотурбина. Так из чего состоит турбина? Паровая турбина устроена довольно просто: две части - подвижная и неподвижная, подвижная – ротор с лопатками, неподвижная – статор с соплами. Также они бывают аксиальные и радиальные. В зависимости от направления движения пара – по оси или перпендикулярно. По количеству цилиндров турбины также можно поделить на турбины, у которых только один цилиндр - одноцилиндровые, или множество: двух-, трех-, пятицилиндровые. По числу валов – одновальные и двувальные. Пар в турбине расширяется, достигает критической точки и идет на спад. Также существуют конденсационные турбины: они служат для преобразования тепловой энергии пара в механический процесс. Кроме основных частей турбина содержит и вспомогательное оборудование такое, как: газоохладители го, ог, огпф, огп, от, маслоохладители и насосы. Охладители используют для охлаждения рабочей жидкости (масло турбинное) или газа (водород в газоохладителях), а насосы для приведения механизмов в рабочее состояние. Эл турбина – плюсы и минусыЭл турбина способна существенно увеличить поток воздуха, вследствие чего в разы повысится мощность двигателя. Она «ест», т.е. питается от 12V. Ее можно при большом желании напрямую подключить к аккумулятору. Данный вид агрегатов имеет 3 АПП, что исключает волнения на счет потери мощности или плохой работы световых приборов автомобиля. Режимы работы турбины можно переключать, используя их как для временного ускорения, так и для постоянного. Эта «махина» может работать с абсолютно любыми видами впускных систем, вследствие чего никаких дорогих интеркуллеров или блоу-офф клапанов не потребуется. Такая турбина увеличивает мощность, крутящий момент, поток воздуха, улучшает разгон. Ее достаточно легко установить, и она подходит для любых автомобилей, т.е. универсальна. ПВД турбины – высокое давление в турбинеКорпусы ПВД паровых турбин, которые бывают мощностью от 300 до 800 МВт, стальнолитые, в принципе не просто схожи, а однотипны по конструкции. Отличаются они только размерами и некоторыми элементами своей конструкции, которая определяется количеством ступеней. Практически все корпусы ПВД турбины выполнены с возможностью разъема в горизонтальном положении. Цилиндр крепится к плите стороной низкого давления, которая остается неподвижной, мертвую точку в таких случаях называют фикс-пунктом. Сторона высокого давления закреплена несколько иначе и имеет возможность движения по оси. Прогрев осуществляется тремя способами: автономной горелкой, электронагревательным аппаратом, паром или горячим воздухом. Купить комплектующие для турбин: просто?В России есть множество фирм-поставщиков, занимающихся реализацией комплектующих для турбин. Как правило, запчасти продаются цельным комплектом, в который входят все нужные детали, связки и комплектующие. Многие из таких компаний проводят диагностику (это входит в услугу) или установку нужных комплектующих. Пользователь на сегодняшний день уже вкусил все прелести европейского рынка и предпочитает «брендовые» комплекты, т.е. комплекты фирм узнаваемых марок. Качество таких комплектов, следует заметить, действительно выше, и работает турбина дольше. Наш завод выпускает большой ассортимент запчастей турбин и оборудования. Статьи данной рубрикиИнтересные материалы
Для заказа в производство запчастей, аппаратов, комплектующих просьба обращаться в отдел сбыта или воспользоваться формой обратно связи прямо на сайте. Телефон:+7 351 735–88–69, Факс:+7 351 735–95–79, Электронная почта: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ... Наш завод рад вас видеть в качестве новых партнеров! Заказывайте теплообменники и составные части турбин на заводе МеталлЭкспортПром! |
www.ural-mep.ru
Схематическое устройство турбины автомобиля
Турбина
Наличие турбонаддува позволяет заметно улучшить динамику двигателей и уменьшить расход топлива на единицу мощности. Устройство турбины автомобиля современных двигателей дает возможность значительно увеличить их эффективность на различных оборотах и адаптировать количество подаваемого воздуха к режимам его работы.
Энергию движения турбонаддув получает от отработанных газов, выходящих с большой скоростью из камеры сгорания. Газы попадают на лопасти специальной геометрии приводной турбины, вращение через вал подается на привод нагнетающих лопастей. Происходит захват воздуха и под давлением подача его в камеры сгорания цилиндров.
Для чего нужна турбина в автомобиле? С помощью этого агрегата автомобильные производители получили возможность значительно улучшать характеристики двигателя и выдерживать существующие стандарты по экологичности.
Турбина в разрезе
За счет принудительного увеличения количества подаваемого воздуха есть возможность понижать степень сжатия горючей смеси. Чем ниже степень сжатия – тем меньше нагрузки на кривошипно-шатунный механизм, тем ниже вероятность возникновения явлений детонации, тем длительнее ресурс их работы, тем больше гарантированный пробег.
Принципы работы и устройство турбонаддува
Устройство турбины, как в целом устройство автомобиля, постоянно совершенствуется, в результате новых разработок улучшается его реальная эффективность. Сегодня это сложный механизм, в максимальной степени учитывающий количество индивидуальных факторов эксплуатации двигателя. Все виды турбин состоят из нескольких базовых агрегатов:
- Воздухозаборник с воздушным фильтром.
- Турбокомпрессор для подачи воздуха под давлением в камеры сгорания цилиндров.
- Интеркулер для снижения температуры воздуха. При высокой температуре воздуха понижается его плотность, а это негативно сказывается на общем количестве кислорода.
- Турбина.
- Впускные коллекторы.
Установка турбонаддува
Современные модели агрегатов имеют дополнительные клапаны для обеспечения расчетного цикла подачи воздуха и поддержки оптимального давления, перепускного клапана для отвода лишнего воздуха. Для улучшения параметров подаваемого воздуха на низких оборотах некоторые модели могут иметь по две турбины.
Это дает возможность улучшать динамические характеристики двигателя даже на небольших оборотах. Если еще не так давно многие владельцы автомобилей не понимали всех преимуществ нового агрегата и спрашивали себя, для чего нужна турбина в автомобиле, то сегодня этот вопрос не задает никто.
Лопасти турбины могут менять свой угол наклона, таким методом стабилизируются ее технические показатели вне зависимости от скорости выхлопных газов. К турбине предъявляются жесткие требования по качеству материалов изготовления – все элементы устройства работают в условиях высоких температур и высоких скоростей.
Схема работы
Для улучшения режимов работы турбин на них устанавливаются системы охлаждения. Система охлаждения может выполняться маслом или антифризом, подключается к действующей системе двигателя.
Охлаждение маслом имеет более простую конструкцию с инженерной точки зрения, но поступается эффективностью перед водяной. Современные модели турбонаддува в большинстве случаев имеют водяное охлаждение.
Многие детали турбин изготавливаются из инновационных керамических материалов, что увеличивает ресурс их работы.
К недостаткам турбонаддувом относится относительно большая стоимость, сложный ремонт и возможность появления «турбинных ям» – режимов работы двигателя с низкими показателями коэффициента полезного действия.
Стенд для ремонта
Похожие статьи
www.em-grand.ru
ТУРБИНА - это... Что такое ТУРБИНА?
ТУРБИНА — (фр. turbine). В механике: колесо с вертикальной осью, приводимое в движение течением воды; горизонтальное водяное колесо. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТУРБИНА водяные двигатели, устраиваемые в… … Словарь иностранных слов русского языка
ТУРБИНА — ТУРБИНА, турбины, жен. (от лат. turbo вертящийся предмет) (тех.). Двигатель с вращательным движением, в котором используется энергия пара, газа или движущейся воды, преобразуемая в механическую работу. Гидравлическая турбина. Паровая турбина.… … Толковый словарь Ушакова
турбина — турбинка, полукаплан Словарь русских синонимов. турбина сущ., кол во синонимов: 12 • газотурбина (1) • … Словарь синонимов
ТУРБИНА — ТУРБИНА, вращающееся устройство, приводимое в движение потоком газа или жидкости. Турбины дают возможность преобразовать энергию ветра, воды, пара и других текучих сред в полезную работу. Простейший пример турбины ВОДЯНОЕ КОЛЕСО. В ранних… … Научно-технический энциклопедический словарь
турбина — ы, ж. turbine f. < лат. turbo кружение, вращение. 1. Лопаточный двигатель, преобразующий энергию воды, пара, газа в механическую энергию. БАС 1. Машина, с лежащим водяным колесом. Даль. Тюрбины. Энц. Дельфина 1860 200. Турбины горизонтальныя… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ТУРБИНА — ТУРБИНА, машина, с лежачим водяным колесом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ТУРБИНА — (франц. turbine от лат. turbo вихрь, вращение с большой скоростью), первичный двигатель с вращательным движением рабочего органа ротора, преобразующий в механическую работу кинетическую энергию подводимого рабочего тела пара, газа, воды. Струя… … Большой Энциклопедический словарь
ТУРБИНА — ТУРБИНА, ы, жен. Двигатель, в к ром энергия пара, газа или движущейся воды преобразуется в механическую работу. Паровая, газовая, гидравлическая т. | прил. турбинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Турбина — Turbine первичный двигатель с вращательным движением рабочего органа (ротора с лопатками), преобразующий кинетическую энергию рабочего тела (пара, газа, воды) в механическую работу. Термины атомной энергетики. Концерн Росэнергоатом, 2010 … Термины атомной энергетики
Турбина — – двигатель с вращательным движением рабочего органа (ротора), преобразующий кинетическую энергию и/или внутреннюю энергию в механическую работу при помощи подводимого рабочего тела – пара, газа, воды. Струя рабочего тела воздействует … Нефтегазовая микроэнциклопедия
турбина — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN turbine A fluid acceleration machine for generating rotary mechanical power from the energy in a stream of fluid. (Source: MGH) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?lan… … Справочник технического переводчика
dic.academic.ru