Что такое детонация двигателя: причины, последствия и их устранение. Что такое детонация двигателя и как ее определить
Детонация двигателя. Что это такое, какие основные причины ее возникновения
После моего материала – крутить или не крутить двигатель, многие запомнили мои слова про детонацию. Что при «уменьшении» камеры сгорания (скажем от нагара), этот разрушительный процесс начинает прогрессировать. Но вот многие не знают, что это вообще такое и какие основные причины ее возникновения. Сегодня будем разбираться (просто и на пальцах), как обычно будет статья + подробная видео версия …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Для начала, как обычно, рассказываю, что это такое:
Детонация – это процесс, взрывного воспламенения воздушно-топливной смеси в цилиндрах ДВС. Нормальная волна воспламенения двигается со скоростью в 30-45 м/с, а при детонации фронт пламени может двигаться до 2000 м/с. Возникшая ударная волна негативно сказывается на все части с которыми она соприкасается, в основном страдает КШМ (кривошипно-шатунный механизм), стенки блока цилиндров, головка блока и клапана.
Нормальная работа бензинового ДВС
В основном такой процесс как детонация свойственен именно бензиновым вариантам, все же дизеля работают по другой системе.
Если рассмотреть нормальные условия работы бензинового ДВС, то получается что на такте сжатия воздушно-топливной смеси, в верхней мертвой точке (ВМТ) происходит искра, которая и воспламеняет наше топливо.
Если быть точным, то угол опережения 2 – 3 градуса до ВМТ, то есть поршень еще не успел подойти к верху, а искра подалась, и топливо начинает поджигаться. НО основной фронт пламени, происходит после того, как поршень уже идет вниз (этот фронт как бы подталкивает поршень), благодаря чему происходит работа ДВС.
Это нормальная работа! Еще раз – сжатие – воспламенения от свечи – далее этот «фронт пламени» толкает поршень вниз
Что происходит при детонационных процессах?
Теперь рассмотрим другой вариант. Когда поршень идет верх, но не дойдя до ВМТ, воздушно-топливная смесь воспламеняется, да еще так что фронт этого горения очень сильный.
Таким образом, поршень идущий вверх (до ВМТ), испытывает очень большие нагрузки!
Это совсем не нормальная работа мотора, потому как топливо воспламеняется от давления, а не от искры свечи. Силовой агрегат при этом может выйти из строя, но про это чуть ниже
Причины возникновения детонации
Давайте пробежимся по основным причинам, точных причин не много, но они реально могут погубить мотор и очень быстро. ИТАК:
- Любой современный мотор имеет определенную степень сжатия, и он рассчитан под определенное топливо (в нашем случае бензин). Если вы зальете бензин, не тот который рекомендует производитель. Тогда возможно, возникнет детонация. В дело в том что, число которое красуется на заправках, «80 – 92 – 95 – 98» и т.д. Это как раз стойкость бензина к детонационным процессам. Простыми словами если в мотор, степенью сжатия в 11 единиц, залить 76 – 80 бензин, он просто воспламенится от сжатия, а не от свечи зажигания. Так что если у вас написано 92 или 95 бензин, стоит лить именно такой. Производитель вам дает понять, что именно такое топливо в этом ДВС не воспламенится от сжатия!
- Поддельный бензин. Этот пункт вытекает как бы из «первого». Если вам обещают 95 или 98 бензин, а в итоге вас обманывают и подсовывают 92 или чего хуже 80. Тогда опять е мотор будет детонировать
- Уменьшение камеры сгорания. Со временем, при не правильной эксплуатации, или от некачественного топлива, камера сгорания может зарастать отложениями (как собственно и поршни). Она уменьшается в объемах, а соответственно степень сжатия начинает расти. То есть если раньше мотор ездил и не детонировал, то сейчас с заросшей камерой сгорания все чаще и чаще начинает проявляться это явление (четкий металлический звук)
- Система зажигания. Если она не правильно настроена (такое очень часто было характерно для карбюраторных моторов), например зажигания раннее, этот процесс не заставлял себя ждать
- Исправность системы охлаждения. Силовой агрегат, всегда должен хорошо охлаждаться, если температура слишком высокая (забита, неисправна система охлаждения), то давление в камере сгорания может расти! Опять же проявляются детонационные процессы
Конечно, стоит смотреть еще и на саму конструкцию ДВС, формы поршней, камеры сгорания, наличие наддува и т.д. Но основные причины я перечислил сверху
Чем опасна детонация?
Как я уже писал выше, что при детонационных процессах, происходит взрывообразное воспламенение топлива (до 2000 м/с, а должно быть около 30 – 45 м/с). Кстати температура при таком процессе может достигнуть +3500, +3700 градусов Цельсия
Таким образом, давление на поршень, стенки блока цилиндров, клапана, головку блока, прокладку головки блока и т.д. намного возрастает. Банально они не рассчитаны на такое:
- Если детонация продолжается длительное время, то прогорают поршни, клапана, может оплавиться даже головка блока
- НО самое первое что выходит из строя, это прокладка головки блока. Ее попросту (как говорят мотористы) – «выдувает». Она сгорает от высокой температуры и давления.
Так что не зря утверждают, что это самый разрушительный процесс для мотора.
Как распознать и не допустить?
Распознать достаточно легко, ДВС работает нестабильно (многие путают с «троением»), проявляется четкий металлический стук (как будто кто-то стучит по поршню молотком, цепь стучит намного тише), мощность падает (давите на газ, а машина не тянет).
Не допустить очень просто:
- Заправляйтесь всегда тем бензином, что вам указал производитель
- Используйте проверенные заправки, желательно сети. Все же у них контроль, за топливом лучше
- Иногда давайте повышенные обороты мотору (как говорят многие мотористы «дать просраться»). «Вылетает» большая часть налета в камере сгорания
- Периодически меняйте ТОСОЛ или антифриз, следите за чистотой радиаторов, не допускайте перегрева
Тогда ваш силовой агрегат будет ходить долго и только радовать вас.
Сейчас видео версия смотрим
НА этом заканчиваю, думаю вы поняли что это такое и почему нужно избавляться от детонации. ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР
avto-blogger.ru
Детонация двигателя - что это такое
Детонация двигателя является одной из самых тревожных проблем транспортного средства, но не многие знают, что это такое и с чем связано. В принципе, она возникает, когда смесь воздух/топливо внутри цилиндра неправильно распределяется, что делает неравномерным горение. В нормальных условиях топливо сгорает в цилиндре в процессе смешивания с воздухом и необходимой энергией. Когда начинается взрыв внутри цилиндра, оно горит неравномерно, что может повредить стенки цилиндра и сам поршень.
Что это такое – детонация двигателя?
Детонация мотора появилась одновременно с рождением двигателя внутреннего сгорания и описывается как автоматическое зажигание газа в камере сгорания. В первое время не было возможности проверить её действие и бытовало мнение, что всё дело в зажигании. Тем не менее только в 1940 годах была проверена теория её возникновения, возможность обнаружения и последующие действия устранения этого явления.
Когда двигатель переходит в детонацию, слышится громкий шум. Поскольку её последствия очень печальны, важно определить, что является причиной такого взрывного горения горючей смеси. Чтобы устранить проблему, возможно, нужно изменить работу двигателя, в противном случае она может его разрушить в короткий промежуток времени. Характерный звук от двигателя в процессе этого явления обусловлен давлением волны в случае сгорания от вибрации стенок цилиндра. Газ и форма, размеры и толщина камеры сгорания и стенки цилиндра определяют высоту звуковой волны.
Детонация двигателя на холостом ходу может произойти после прохождения транспортным средством условий, которые способствуют повышению нагрева деталей силового агрегата. Даже если выключить зажигание, под воздействием энергии коленчатый вал продолжает движение, что приводит к попаданию топлива в цилиндр мотора, а там оно успевает нагреться до такой температуры, что само по себе воспламеняется.
Детонация двигателя – устанавливаем причины
Детонация двигателя является крайне нежелательным процессом при работе двигателя вашего автомобиля. Так как сама детонация является неконтролируемым процессом ускоренного сгорания топливно-воздушной смеси сопровождаемая резкими ударными нагрузками на ЦПГ (цилиндро поршневую группу), а так же кривошипно-шатунный механизм. Разберемся с причинами возникновения детонации:
1. Заниженное октановое число
Первым делом при возникновении детонации двигателя следует перейти на заправку двигателя более высокооктановым бензином (в пределах разрешенных заводом производителем). В современных двигателях степень сжатия является повышенной, что подразумевает использование топлива с повышенным октановым числом.
2. Раннее зажигание
Часто встречаются случаи с установкой сильно раннего зажигания. Делается это для того, чтобы двигатель лучше «реагировал» на открытие дроссельной заслонки. Так оно и есть, но в этом трюке есть одна тонкость. Устанавливая слишком раннее зажигание мы провоцируем возникновение преждевременного воспламенения топливно-воздушной смеси как раз в тот момент, когда поршень движется вверх к ВМТ (верхней мертвой точке), а раннее воспламенение оказывает на него противодействующую ударную нагрузку, что и приводит к детонации и повышенному перегреву внутри цилиндра.
3. Обеднённая смесь
Обедненная смесь имеет повышенное содержание воздуха и недостаточное содержание топлива. Такая смесь создается в двух случаях: либо в случае ошибки в регулировках, либо намеренно для увеличения мощности двигателя.
В случае качественной смеси (как предусмотрено заводом) топливо обеспечивает более плавное ее воспламенение, что позволяет контролировать температуру горения. Обедненная же смесь вызывает перегрев внутренних элементов двигателя, что влечет при дальнейших впрысках топлива, неконтролируемое воспламенение смеси. Обедненная смесь сильно увеличивает шансы возникновения детонации двигателя.
4. Нагар/отложения в камере сгорания
Детонация двигателя может возникать в случае образования отложений, которые создают «тепловую рубашку» в камере сгорания, что соответственно приводит к значительному повышению рабочих температур и неконтролируемому воспламенению смеси в цилиндре.
5. Свечи зажигания
Для каждого двигателя внутреннего сгорания предназначены свечи подходящие под конкретный двигатель по тепловым характеристикам. Несоответствием же свечей может быть вызвана детонация двигателя. Следует помнить, что при регулярно повторяющейся детонации прогорают днище поршня и клапана. А так же возникает сильный износ двигателя за счет не рассчитанных ударных нагрузок на внутренние детали. При обнаружении детонации следует заняться скорейшим устранением причины, во избежание дорогостоящего ремонта.
Последствия детонации
При таком «неправильном» сгорании топлива температура в цилиндрах резко повышается, что пагубно сказывается на свечах зажигания, клапанах и поршневых кольцах. Резкая температура способствует выгоранию масляной пленки на цилиндрах, что в свою очередь, неизбежно приводит к более интенсивному износу цилиндропоршневой группы вплоть до залегания колец и появления задиров на стенках цилиндров. Выгорание электродов свечей, трещины, зазубрины и оплавления на поршнях, клапанах и цилиндрах, – это далеко не полный список последствий детонационных стуков в двигателе.
Наряду с высокой температурой возникает и ударная нагрузка на все движущиеся части механизмов двигателя. В первую очередь страдает кривошипно-шатунный механизм. Сильные ударные нагрузки негативно сказываются на состоянии поршня, шатуна, а также коренных и шатунных вкладышей и коленчатого вала. Другими словами, ни один механизм двигателя не приспособлен к детонационным нагрузкам.
Звук детонации двигателя – стоит ли обращать внимание на дефект?
К чему приводит сильная детонация двигателя, признаки которой изложены выше?
Во-первых, существенно падает мощность мотора и происходит интенсивный износ деталей кривошипно-шатунного механизма.
Во-вторых, в результате этих негативных процессов двигатель сильно перегревается, что приводит к разрушению поршней и поверхности цилиндров.
В-третьих, если не устранить причину детонации, может прогореть прокладка под головкой цилиндров. Иногда для увеличения крутящего момента повышают угол опережения зажигания, что является одной из самых распространенных причин возникновения детонации. Существенно увеличивается риск ее появления, если осуществлялось самостоятельное и неоправданное изменение заводских регулировок для соотношения в горючей смеси топлива и воздуха (обедненная смесь).
Как устранить детонацию двигателя?
Естественно, мы должны посоветовать, как устранить детонацию двигателя, приступим. Детонация не возникает на пустом месте. Если до заправки двигатель работал, как часы, а после нее стал детонировать, то причина может быть в топливе, которое необходимо слить и заправить автомобиль качественным бензином (соляркой).
При продолжительной эксплуатации автомобиля без существенных нагрузок возможно образование нагара в цилиндрах, что вызывает увеличение степени сжатия и снижение эффективности отвода тепла. Существует простой способ решения этой проблемы. Рекомендуется раз в несколько дней давать двигателю максимальную нагрузку, то есть разогнать автомобиль до максимальной скорости буквально на пару минут. Только не стоит этого делать в условиях плотного потока городского транспорта. Иногда детонация дизельного двигателя сопровождается черным или зеленоватым выхлопом. Это говорит о том, что в цилиндрах произошло разрушение поршней, и через выхлопную трубу вылетают частицы алюминия. В этом случае простыми регулировками уже ничего не исправить. Потребуется замена поршневой группы.
Небольшая детонация при запуске двигателя может возникать в результате нарушения работы свеч зажигания. На дизельном моторе это происходит, если запала игла форсунки. В первом случае ничего не стоит просто заменить неисправные свечи, а вот во втором – не обойтись без посещения СТО.
Как избежать детонирование двигателя?
Чтобы избежать последствий данной проблемы, рекомендуется:
Заправлять автомобиль только бензином с октановым числом, отмеченным в руководстве по эксплуатации машины и только на сертифицированных АЗС.
Важно следить за состоянием элементов системы охлаждения, регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости, при необходимости заменять ее. Также рекомендуется регулярно осматривать радиатор, при необходимости очищать его, а также следить за работоспособностью охлаждающего вентилятора. Выполнение этих несложных условий поможет избежать внезапного перегрева двигателя и как его следствия, детонации.
Также верным избавлением от этой дисфункции двигателя служит регулировка угла опережения зажигания. После регулировки зажигания желательно сделать пробный заезд, на котором следует разогнать автомобиль до 40-50 км/ч и резко нажать педаль акселератора. Если при этом характерные звуки под капотом несильные и непродолжительные, то зажигание можно считать отрегулированным. Если же нет, процедуру регулировки необходимо повторить. Ну и, разумеется, свечи и проводка должны быть чистыми и исправными. Зная, что такое детонация и методы ее устранения, можно обеспечить двигателю своего автомобиля долгую и безаварийную жизнь.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
Причины возникновения и последствия детонации двигателя авто
Силовая установка автомобиля работает за счет сгорания топливовоздушной смеси в цилиндрах. Процесс горения должен проходить по определенным условиям, чтобы обеспечить максимальный выход энергии с дальнейшим её преобразованием в механическое действие. Одно из нарушений процесса горения топлива — детонация двигателя.
Содержание статьи
Как проявляется детонация
Возникновение детонации в цилиндрах сопровождается металлическим звоном. При этом сам мотор вибрирует, что передается на кузов, а также запозданием прекращения работы (после отключения зажигания двигатель некоторое время еще работает). Если эти симптомы появились – в цилиндрах двигателя происходит детонационное сгорание.
В бензиновом двигателе топливовоздушная смесь, которая закачана в цилиндры, предварительно сжимается поршнем, что обеспечивает смесеобразование и повышение температуры, которая сказывается на воспламеняемости. Находящуюся под давлением смесь поджигает искра свечи зажигания. При этом образуется фронт пламени, который распространяется по всему объему от точки воспламенения к краям. Процесс распространения медленный – 20-30 метров в секунду. Сгорание топлива сопровождается возрастанием температуры внутри цилиндра и давления, которое и выступает как энергия, преобразуемая в механическое действие.
Детонационное сгорание – процесс, при котором возрастание давления и температуры приводит к появлению окислительных процессов компонентов смеси, что становится причиной возникновения дополнительного очага воспламенения. В результате фронт пламени распространяется быстрее, чем при нормальном горении (скорость распространения пламени превышает 1500 м/сек). Вместо одного очага (от свечи) становится два (второй – самопроизвольный), при этом фронт пламени каждого из них идет навстречу друг другу.
Видео: ДЕТОНАЦИЯ НАГЛЯДНО
В цилиндре от такого процесса происходит взрыв смеси, а не постепенное распространение пламени. Столкновение двух фронтов пламени приводит к увеличению давления и температуры. А это приводит к усилению ударных нагрузок на цилиндропоршневую группу и кривошипно-шатунный механизм, а из-за температуры перегревается мотор.
Детонационное сгорание и калильное зажигание
Детонационное сгорание и калильное зажигание часто путают между собой. Коротко охарактеризовать их можно так: калильное зажигание – самопроизвольное воспламенение смеси от сильно разогретых элементов, расположенных в цилиндре. Детонация – самостоятельное поджигание смеси в результате воздействия давления (при сильном сжатии смеси происходят процессы, приводящие к самовоспламенению).
При этом детонация — процесс, который возникает при резкой смене режима работы двигателя и носит кратковременный характер. Она появиться может при резком нажатии на педаль газа. В результате смесь обогащается, но обороты двигателя еще не соответствуют требуемым. Из-за богатого топливом состава смеси возникает детонационное сгорание, но как только мотор выйдет на нужные обороты, детонация исчезает и процесс горения становится нормальным.
Калильное зажигание – следствие детонации. Если по каким-то причинам детонационное сгорание продлится длительное время, высокая температура, появляющаяся при детонации, разогреет элементы в камере сгорания и самовольное возгорание смеси будет происходить уже от них.
Причины возникновения
Причины появления детонации:
- Несоответствие пропорций топливовоздушной смеси. Рабочей считается пропорция воздуха к бензину на уровне 14,7 к 1. Если эта пропорция снизится до 9 к 1, то в топливе при сжатии происходят окислительные процессы, воспламеняющие смесь. Это наблюдается при резком изменении режима работы мотора. Но там детонация кратковременна. Длительный же процесс происходит из-за нарушения работы системы питания автомобиля.
- Несоответствие угла опережения зажигания. Смесь поджигается, пока поршень не пройдет ВМТ. Но при нормальных процессах, пока фронт пламени распространится на весь объем, поршень уже пройдет точку и направится вниз. И в этот момент произойдет повышение давления, которое дополнительно толкает поршень вниз. Если же поджигание смеси происходит постоянно чуть раньше (ранее зажигание), то смесь горит, что сопровождается повышением давления и в дополнение давление создает и поршень, которые еще пока движется вверх. В итоге создаются условия для появления стороннего источника воспламенения.
- Низкая детонационная устойчивость топлива. Этот показатель характеризует октановое число. Чем оно выше, тем больше бензин «сопротивляется» появлению окислительных процессов при воздействии давления. Это зависит от степени сжатия в цилиндрах силовой установки. Для наглядности эту причину рассмотрим так: степень сжатия мотора составляет 12, и в документации указывается, что требуется бензин с октановым числом не ниже, чем 92. Это указывает на то, что только топливо с таким показателем и выше сможет устоять воздействию давления, которое создаётся в цилиндре. Если в такой мотор залить 80-й бензин, то детонационной устойчивости будет недостаточно, чтобы не самовоспламеняться. Примечательно, что не всегда именно бензин «виноват» в детонации. Если в цилиндры попадает масло, то оно понижает октановое число. В результате даже на 95-м бензине двигатель будет детонировать.
- Степень сжатия. Она тоже влияет на вероятность появления детонации. Если она увеличилась, то топливо уже не противостоит воздействию давления. Яркий пример – заливка масла в цилиндры изношенного двигателя перед запуском. Масло повышает давление, что приводит к детонационному воспламенению, и двигатель запускается. Но в таком моторе детонационное сгорание происходит только на начальном этапе – пуске. А вот если степень сжатия повысилась из-за большого количества отложений в цилиндре или попадающего в него масла, то детонация будет постоянной.
Видео: Детонация двигателя и методы устранения в прошивке
Последствия детонации
Воздействия ударных нагрузок и температуры пагубно влияет на элементы ЦПГ, клапанов, свечей.
Ударные нагрузки приводят к:
- интенсивному износу кривошипно-шатунного механизма;
- износу цилиндропоршневой группы;
- разрушению стенок цилиндров и днищ поршней.
Высокая температура оплавляет днище поршня (вплоть до полного прогорания), подгорают седла и кромки клапанных тарелок, оплавляются свечные электроды, повреждается прокладка ГБЦ.
Где искать причину?
- Детонация на всех режимах («виноват» скорее всего некачественный бензин или нарушение угла зажигания). Если мотор «ест» масло, то детонация может происходить и из-за этого.
- Детонирует на холостых оборотах. Проявляется, если двигатель был под нагрузкой, а затем обороты были сброшены. Детонация из-за смены режима может усиливаться неправильным зажиганием, сильной закоксовкой мотора, неправильным смесеобразованием.
- Детонирует после выключения зажигания (в этом случае детонация переросла уже в калильное зажигание. Причина кроется в изменении любых условий – зажигания, степени сжатия, топливе).
При появлении детонации в первую очередь обращаем внимание на качество бензина. Благодаря смене топлива от проблемы избавляемся. Далее уже проверять остальные условия – выставить зажигание, проверить работу топливной системы и т. д.
Если появляется калильное зажигание, то в этом случае помогает раскоксовка мотора.
avtocity365.ru
что это? Причины и последствия детонации
Все непонятные звуки и последствия после них списывали исключительно на неправильное зажигание. Правда на ранних этапах не было возможности диагностировать, как все это происходит, чтобы в дальнейшем принимать определенные меры реагирования на детонацию двигателя.
Впервые нормально удалось разобраться с этой проблемой только в 1940 году. И после этого уже начались разрабатываться меры по устранению пагубных последствий детонации на все элементы двигателя. Сегодня эта проблема периодически возникает даже в самых продвинутых топливных системах. Но связана она, как правило, с человеческим фактором. Если четко следовать инструкциям завода производителя – избежать проблемы детонации двигателя весьма просто.
Основные причины детонации
Что такое детонация двигателя автомобиля и из-за чего она происходит мы определились. Но прежде чем начинать что-либо делать, следует изучить возможные причины возникновения неисправности, понять процессы, которые происходят в этом случае и на что они влияют. Из основных причин детонации ДВС автомобиля следует выделить следующие.
1. Низкое октановое число. Учитывая, что степень сжатия в двигателях современного типа существенно выше, чем в их предшественников, низкое октановое число обеспечивает преждевременное воспламенение, еще до того, как поршень дойдет в нужное положение. Итог – разрушение элементов поршня и цилиндра, преждевременный износ.
2. Раннее зажигание. Некоторые владельцы, чтобы увеличить мощность своего «стального коня» стараются установить раннее зажигание. Но здесь присутствует очень тонкая грань, когда преждевременное (до захода поршня на «позицию») зажигание выходит за пределы сбалансированного такта и дополнительно способствует воспламенению не полного объема топливной смеси.
3. «Бедная» смесь. Другой момент, используемый лихими автовладельцами для повышения мощности авто, использование обеднённой смеси. В этом случае в камеру сгорания подают смесь, где пропорция воздуха несколько превышает необходимую, а топлива меньше требуемого. В итоге элементы камеры сгорания больше накаляются и дальше способствуют преждевременному воспламенению и детонации топлива.
4. Детонация двигателя если в камере образован нагар. Если использовать некачественное топливо, ездить исключительно с одной мощностью (без периодической нагрузки автомобиля) вероятность образования на стенках камеры сгорания нагара очень сильно возрастает. Это становится причиной увеличения внутренней температуры и, как следствие, непроизвольной детонации смеси в двигателе автомобиля.
5. Неправильные свечи. Как не странно, но это также может оказаться весьма серьезной проблемой. Дело в том, что для каждого типа авто предусматриваются свои типы свечей. Их несоответствие может стать причиной неравномерного воспламенения топливной смеси, и, как следствие этого микровзрывы внутри камеры сгорания. Последствия всего этого – прогорание поршней и клапанов, а также повышенный износ остальных, задействованных в обеспечении крутящего момента элементов.
Последствия неконтролируемых взрывов
Нужно отметить, что если топливо сгорает неконтролируемо, да еще и с большей нагрузкой на поршневую систему, чем предусмотрено разработчиками, вероятность преждевременного выхода всей системы из строя и появления неприятного звука детонации двигателя существенно возрастает.
Здесь важно отметить, что такой процесс сопровождается резким повышение температуры внутри камеры сгорания, и началом повреждения имеющихся (взаимодействующих там) элементов. В частности это свечи, головки цилиндров, масляная пленка, кольца и другие части, которые от высокой температуры могут попросту прогореть.
Еще одним механизмом, которому сильно достается от таких перегрузок, является кривошипно-шатунный механизм. Чрезмерные ударные нагрузки в буквальном смысле выбивают отдельные его элементы, расшатывают, создают трещины, изгибы, повышенную выработку.
В итоге очень скоро такую часть потребуется менять (обычно степень износа узла или детали такой сильный, что ремонту они уже не подлежат). И это не удивительно, ибо механизмы автомобиля изначально к таким нагрузкам не готовились. Итог весьма неутешительный – смена поврежденных деталей вместе с ремонтными работами влетит владельцу автомобиля в хорошую копеечку.
Что нужно для борьбы с детонацией двигателя
Учитывая, что последствия детонации своей серьезностью ни у кого не вызывают никаких сомнений, многие ищут способы как можно избежать этого явления на ранних стадиях, чтобы не пришлось тратиться на ремонт. Сделать это не сложно. Достаточно придерживаться некоторых простых правил эксплуатации транспортного средства, определенных производителем.
Прежде всего, следует следить, чтобы автомобиль постоянно заправлялся правильным топливом с нужным октановым числом, в противном случае детонация в двигателе будет появляться постоянно. Здесь также важно качество топлива, поэтому не упускайте возможность поинтересоваться имеющимися у владельцев автозаправок сертификатами.
Дальше нужно смотреть за уровнем охлаждающей жидкости, периодически проверять систему охлаждения, осматривать радиатор, проверять, как работает нагнетающий воздух вентилятор. Эти, на первый взгляд, не сложные шаги дадут возможность своевременно обнаружить возможные проблемы с охлаждением двигателя и избежать его внезапного перегрева, и, как следствие, внутренней детонации.
Четким сигналом появления проблем в двигателе из-за того, что он детонирует, может стать черный, либо же зеленоватый дым из выхлопной трубы. Но такие проявления, как правило, сигнализируют об уже имеющихся серьезных неприятностях, исправить которые поможет исключительно замена отдельных частей.
Если же причиной детонации является раннее зажигание, его следует в срочном порядке отрегулировать. После этого на средней скорости дать максимальную нагрузку для двигателя и отследить детонацию мотора. Если не помогло, продолжить регулировку до полного его устранения.
Поделитесь информацией с друзьями:
shokavto.ru
Причины, проявление и способы устранения детонации двигателя
Многим опытным автолюбителям когда-либо приходилось сталкиваться с такой проблемой, как детонация. Это неприятное явление представляет собой процесс взрывного (очень быстрого) сгорания горючей смеси в цилиндрах ДВС. Его сущность заключается в том, что топливовоздушная смесь воспламеняется во время сжатия слишком рано.
Из-за этого давление на поршень появляется еще до достижения им верхней мертвой точки. Еще при движении поршня вверх на него начинает воздействовать сила, заставляющая двигаться в обратном направлении. Разумеется, такое явление крайне негативно сказывается не только на мощности мотора, но и на экономичности транспортного средства.
При детонации излишек тепла, который неизбежно возникает при сгорании топливной смеси, начинает передаваться на стенки камеры сгорания и днище поршня, что становится причиной перегрева силового агрегата, а также коррозии днища поршня и внутренней поверхности цилиндра. Кроме того, разрушается прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ). В итоге она просто прогорает. Основной проблемой, возникающей при детонации, является то, что процесс сгорания топлива начинает идти неконтролируемо, а это приводит к появлению механических и термических перегрузок деталей ДВС. Наибольшую опасность это явление представляет для прокладки ГБЦ, которая может выполнять свои функции в режиме работы, связанном с экстремальными перегрузками, лишь в течение относительно небольшого отрезка времени.
Вследствие неконтролируемого процесса сгорания топлива появляются ударные волны, сопровождающиеся чрезмерно быстрым увеличением давления и повышением температуры. Последняя может превысить отметку в +3700 градусов. Прокладку головки, поврежденную из-за детонации, можно узнать без особого труда по окантовкам камеры сгорания, которые бывают сильно измяты. Этому может предшествовать целый ряд причин. Далеко не последнее место среди них занимает использование топлива, не относящегося к разряду антидетонационных, имеющего чересчур низкое октановое число. Некоторые горе-водители заливают в баки своих автомобилей бензин А-76 вместо А-95, что не может в конечном итоге не сказаться на работе двигателя. Отдельные автомобили приспособлены к потреблению только высокооктановых бензинов (вроде АИ-98).
Бензины с низким октановым числом производятся для применения в ДВС, обладающих меньшей степенью сжатия, нежели двигатели, рассчитанные на использование высокооктановых топлив. Именно поэтому рабочая смесь, в состав которой входит низкооктановый бензин (при его применении в несоответствующих двигателях), сгорает со взрывной скоростью, сопровождающейся выделением огромного количества избыточной тепловой энергии. Длительная эксплуатация двигателя в таких условиях чревата его существенными повреждениями.
При работе ДВС с преждевременным сгоранием топлива быстро изнашиваются многие детали, входящие в состав кривошипно-шатунного механизма. В некоторых случаях ранняя детонация возникает из-за повышенного образования нагара в цилиндрах. Кроме того, причинами данного явления бывают неисправности в системе охлаждения ДВС, раннее зажигание, продолжительная работа на малых оборотах коленчатого вала (это характерно для отечественных транспортных средств), поступление в камеру сгорания слишком бедной топливовоздушной смеси.
Результатами детонации могут оказаться не только пробитые головки ГБЦ, но и поврежденные вкладыши, а также треснутые поршни. Одной из самых частых причин детонационного сгорания топливовоздушной смеси можно назвать неправильную эксплуатацию автомобиля. Регулярная езда на слишком высокой передаче характерна для тех водителей, которые не утруждают себя переключением на более низкую передачу после прохождения поворота, при движении на подъем, а также при нечаянном переключении рычага КПП в ненадлежащее положение. Длительная эксплуатация машины в режиме холостого хода при движении становится причиной повышения температуры воздуха, поступающего для образования горючей смеси. Все это также может привести к детонации.
Чаще всего явление детонации дает о себе знать стуком металлических деталей, которые ударяются друг о друга. Этот звук может напоминать бренчание перекатывающихся шариков. Для опознавания детонации можно воспользоваться электронными устройствами. Зачастую применяют датчик, анализирующий звуки, которые передаются через блок цилиндров. Этот датчик может определить частоту детонации среди массы иных звуков, доносящихся из силового агрегата.
Преждевременное сгорание топливной смеси никогда не приносит двигателю пользу, однако принято выделять неприемлемую и допустимую детонацию. Допустимую детонацию можно и не услышать. Она происходит на низких оборотах и продолжается в течение небольшого временного промежутка. Это явление происходит во многих серийных автомобилях, особенно, если компания-производитель старается выпускать двигатели с максимальным крутящим моментом при минимальном объеме. Неприемлемая детонация зачастую встречается в модифицированных моторах, обладающих высокой мощностью. Этот вид взрывного сгорания происходит при высокой нагрузке (на высоких оборотах коленчатого вала). Работы двигателя в таком режиме в течение нескольких секунд может хватить для возникновения множества внутренних повреждений деталей двигателя.
Иногда для повышения крутящего момента устанавливают опережение зажигания, что всегда бывает связано с неоправданным риском. Слишком раннее зажигание приводит к тому, что волна давления воспламеняет горючую смесь в самых разных частях камеры сгорания. Именно это является самой распространенной причиной появления детонации в модифицированных автомобилях. Риск возникновения детонации существенно возрастает при изменении заводского соотношения смеси воздух-топливо (обеднение), что довольно часто практикуется среди многих тюнеров.
Большую роль в вероятности возникновения детонации играет степень сжатия. В ДВС без наддува ее обычно устанавливают на уровне порядка 10,5:1, если планируется работа на обыкновенном неэтилированном бензине марки АИ-92. Если степень сжатия составляет примерно 13:1, то необходимо использовать топливо, имеющее более высокое октановое число (АИ-95 либо АИ-98). Двигатели с наддувом чаще всего имеют сравнительно низкий коэффициент сжатия (от 7:1 до 9,5:1), который необходим для дополнительного объема воздуха, нагнетаемого в камеру сгорания специальной турбиной. Во время впуска этот воздух повышает эффективную степень сжатия.
После определения причин детонации необходимо убедиться в отсутствии самовоспламенения смеси (без искры). Очень часто водители совершают ошибку, путая детонационное сгорание с самовоспламенением. Последнее связано с перегревом силового агрегата в конце такта сжатия. В это время сжатая смесь сильно нагревается, что приводит к ее самовозгоранию. Кроме того, возможно самовоспламенение смеси из-за ее соприкосновения с частицами нагара либо раскаленными электродами. Во избежание каких-либо ошибок нужно выключить зажигание. Если двигатель останавливается сразу, значит более вероятной причиной стуков является детонационное сгорание, потому что данное явление возникает лишь после того, как горючая смесь загорается при помощи электрической искры.
Нельзя не сказать, что вероятность преждевременного сгорания уменьшается с увеличением частоты вращения коленвала, что связано с сокращением времени нахождения топливовоздушной смеси в цилиндрах. Это происходит благодаря повышению скорости распространения пламени, что в итоге приводит к уменьшению концентрации перекисных соединений. Поэтому следует стремиться к езде на более высоких скоростях (с повышенными оборотами коленчатого вала). Разумеется, такое движение допускается исключительно в тех случаях, когда дорожная обстановка этому не препятствует.
Детонацию, вызванную использованием несоответствующей марки топлива, можно попробовать устранить при помощи установки более позднего зажигания. При этом снижаются давление газов и температура в цилиндрах, а также остается меньше времени для возникновения перексидных соединений, концентрация которых не будет достигать критических значений. В результате сгорание топливной смеси будет происходить нормально. В противном случае необходимо заменить топливо (в соответствии с требованиями, предъявляемыми в заводской инструкции). Новое топливо должно обладать требуемыми антидетонационными свойствами. Помните, что, используя соответствующий тип топлива, вы существенно снижаете риск возникновения детонации, одновременно увеличивая срок службы своего автомобиля.
www.avtozone.net
Что такое детонация двигателя. Особенности, причины возникновения и чем опасна
ЧТО ТАКОЕ ДЕТОНАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ. ОСОБЕННОСТИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЧЕМ ОПАСНА
Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется детонацией двигателя автомобиля, что происходит в силовой установкой при детонационных процессах и каковы основные причины возникновения сбоев в работе мотора. Кроме того, расскажем про то, насколько опасна детонация двигателя для узлов силовой установки, как распознать и не допустить появления взрывных процессов в цилиндрах мотора, а также, каким образом данная неприятность способна влиять на срок службы двс. В заключении поговорим о том, почему дизельные двигатели почти лишены проблем с детонационными процессами, которые образуются в камерах сгорания топливно-воздушной смеси и как можно устранить такую неисправность в силовой установке.
В процессе эксплуатации любого двигателя его износ ежедневно увеличивается и происходит это до определенного периода времени. В том случае, когда происходит плавное изнашивание силовой установки, то как правило, это осуществляется не заметно и двигатель продолжает работать в штатном режиме. Однако, когда штатный режим работы мотора сбивается и сгорание топливной смеси в камерах цилиндров протекает с нарушением воспламенения, то это может приводить в серьезным последствиям для узлов силовой установки. Первыми ласточками, которые свидетельствуют о проблемах в цилиндрах двигателя являются потеря мощности и повышенный расход моторного масла с топливом. Зачастую детонацию вызывает чрезмерный нагар на стенках цилиндров, что вызывает уменьшение объема камеры сгорания и как следствие процесс приводит к разрушительным последствиям в двигателе.
ЧТО ТАКОЕ ХОНИНГОВАНИЕ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ
Итак, что же такое детонация силовой установки? Детонацией называется процесс протекающий в моторе автомобиля, который сопровождается взрывным воспламенением топливно-воздушной смеси в камерах сгорания цилиндров силовой установки. Справочно заметим, что оптимальной волной воспламенения смеси является скорость в 30-50 метров за секунду времени, а при возникновении детонации, скорость пламени может достигать 1500-2000 метров за секунду. Ударная волна, возникающая в камере сгорания очень пагубно сказывается на всех деталях, с которыми она соприкасается. Как правило, первыми узлами мотора, которые начинают страдать от детонации являются кривошипно-шатунный механизм, стенки блока цилиндров, голова блока (гбц) и клапана силовой установки.
1. ОСОБЕННОСТИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЧТО ПРОИСХОДИТ ПРИ ДЕТОНАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ
В подавляющем большинстве детонационные процессы возникают в бензиновых силовых установках, так как дизельные моторы функционируют иначе. Для того, чтобы понять, как возникает детонация в двигателе, первоначально нужно рассмотреть нормальные условия работы бензинового мотора. Как мы знаем, бензиновый двигатель работает таким образом, что на такте сжатия топливно-воздушной смеси, в верхней мертвой точке камеры сгорания происходит искра от свечи, которая обеспечивает воспламенение топлива.
Справочно заметим, что угол опережения при воспламенении свечи находится примерно в 2 градусах от верхней мертвой точки. То есть получается такая ситуация, что поршень не успевает подойти к самому верху камеры сгорания, а искра уже подалась, что вызывает молниеносное возгорание топлива. Однако основная область горения пламени в камере, происходит в тот момент, когда поршень опускается вниз, то есть фронт воспламенения, как бы подталкивает элемент цилиндра в нужнем направлении. Благодаря таким "телодвижениям" в двигателе, происходит оптимальная работа мотора. Таким образом, еще раз обобщим: первоначально происходит сжатие в камере сгорания, затем осуществляется процесс воспламенения от свечи зажигания и наконец созданное пламя толкает поршень вниз, а как следствие автомобиль начинает движение.
А теперь давайте рассмотрим, какие же процессы происходят при детонации? Как видим при нормальной работе двигателя происходит плавное воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания. В том случае, когда поршень еще не успевает дойти до верхней мертвой точки, а топливно-воздушная смесь уже возгорается, причем с таким мощным фронтом горения смеси, что это напоминает настоящий взрыв в цилиндре. Таким образом, получается такая ситуация, что когда те поршни, которые поднимаются вверх к верхней мертвой точки они начинают испытывать колоссальные перегрузки. Такое функционирование силовой установки не является нормальным, так как топливо в камере воспламенятся не от искры свечи, и из-за высокого давления. Если мотор работает именно так, как мы описали, то двигатель способен достаточно скоро выйти из строя, потому что детонация раз за разом просто уничтожает детали внутри цилиндра своими взрывами.
Итак, из-за чего же возникает детонация в камерах сгорания двигателя. Основных причин появления детонационных процессов в цилиндрах не так много, однако такой аномальный режим работы силовой установки может просто напрочь вывести из строя ключевые узлы мотора, причем происходит это довольно быстро.Основные причины возникновения детонации:
- Как мы знаем каждый современный двигатель обладает определенной степенью сжатия и как правило, он рассчитан под ту или иную марку топлива. Например автопроизводитель рекомендует заливать тот же бензин с минимальным октановым числом в 95 единиц, а мы постоянно льем 92-ой, то благодаря этому создается детонация в цилиндрах. Те единицы, которые указываются на заправках, как раз и указывают на стойкость топлива к детонационным процессам. Проще говоря, если двигатель рассчитан на степень сжатия в 10 единиц, то к примеру, если мы зальем 80-ый бензин, то он воспламенится не от искры, а за счет давления или сжатия. Таким образом, если на лючке бензобака у нас указаны цифры с минимально допустимым бензином в 95 октановых чисел, то не стоит заливать топливо с показателями ниже этих. В том случае, если автомобиль находится на гарантии, то такое нарушение регламента будет являться хорошим поводом для снятия нас с нее.
- Поддельное или некачественное топливо косвенно касается вышеописанного пункта, только в этом случае мы думаем, что покупаем одну марку бензина, а по факту нам продают другую, как правило, хуже качеством. В этом случае, детонация мотора также обеспечена;- Уменьшение объема камеры сгорания, которое происходит в связи с неправильной эксплуатацией автомобиля, в следствии использования некачественного топлива. Когда автовладелец систематически заливает бензин низкого качества, то со временем камеры сгорания цилиндров зарастают налетом или отложениями. Такие отложения, которые появляются, как на стенках цилиндров, так и на поршнях, уменьшают объемы камер сгорания, следственно степень сжатия мотора значительно повышается. Признаком уменьшения объема цилиндров из-за отложений, зачастую служит специфический металлический звук при работе двигателя.- В связи с неправильно настроенной системой зажигания, которое особенно характерно для карбюраторных моторов в процессе эксплуатации транспортного средства могут также возникать детонационные процессы в камерах сгорания топлива. Как правило, если в автомобиле выставлено именно ранее зажигание, то детонация приходит к мотору достаточно быстро.- В том случае, если система охлаждения двигателя находится в неисправном состоянии, в следствии наличия пробок и рабочая температура мотора постоянно высокая, то давление в камерах сгорания топлива начинает стремительно расти. Опять же такая ситуация служит хорошим началом для образования детонационных процессов в силовой установке.Кроме вышеописанных основных причин, которые способны вызывать детонацию в двигателе, порой не менее весомым признаком появления взрывного воспламенения топлива в камерах сгорания мотора является не продуманная конструкция узлов силовой установки, например не правильные формы поршней, шатунов, камер сгорания и прочих элементов. Однако, как правило, большинство современных двигателей практически лишены проблем с не продуманной конструкцией узлов мотора, поэтому упор в поиске причин, стоит делать на пункты, которые мы описали ранее.2. ЧЕМ ОПАСНА И КАК ОБНАРУЖИТЬ ДЕТОНАЦИЮ ДВИГАТЕЛЯ
А теперь давайте все таки подробней разберемся, чем так опасна детонация для силовой установки. Как мы говорили ранее, при детонационных процессах образуется взрывообразное воспламенение топливно-воздушной смеси, скорость перемещения в камере сгорания, которой порой достигает 2000 метров в секунду, при норме в 30-40 метров в секунду. Кроме высокой скорости перемещения, такое воспламенение обладает еще и не малой температурой в 3000-4000 градусов по Цельсию. Поэтому такие детали двигателя, как поршни, стенки цилиндров, клапана, голова блока, прокладка гбц и прочие компоненты мотора находятся под мощнейшей нагрузкой. Проще говоря, исходя из своей конструкции они просто не рассчитаны на такие "издевательства".
В том случае, если детонация в двигателе длится продолжительное время, то зачастую первыми прогорают поршни с клапанами, а затем черед может наступить головки блока, которая просто оплавляется. Наряду с прогоранием поршнем также часто выходит из строя прокладка головки блока цилиндров. Прокладка под воздействием сильного давления с высочайшей температурой просто слетает со своего места и сгорает. Вот поэтому не зря многие специалисты по обслуживанию и ремонту транспортных средств называют детонационный процесс самым опасным разрушительным влиянием на внутренние узлы силовой установки.Как же распознать надвигающуюся проблему и не допустить ее пагубное влияние на мотор? В принципе обнаружить симптомы начинающейся детонации довольно просто. При начальной детонации, силовая установка начинает функционировать не стабильно, то есть возникает подтраивание, характерный металлический звук при работе (со стороны звук напоминает удары молотка о металл), если мотор с цепным приводом, то цепь начинает перемещается по шестерням намного тише обычного, а мощность заметно снижается, то есть при нажатии на педаль газа у автомобиля не появляется тяги.Для того, чтобы не допустить такого страшного сна для любого автовладельца, как детонация существуют легкие правила помогающие избежать проблемы. Самое главное действие помогающее предотвратить появление детонации - это использование только той марки топлива, которое указано в документации на автомобиль, то есть рекомендованное автопроизводителем. Чтобы не быть обманутым в плане качества топлива, заправляться нужно только на проверенных АЗС, лучше на сетевых. Иногда для профилактики стоит повышать обороты двигателя, чтобы прочистить образовавшийся налет в камерах сгорания. Кроме того, рекомендуется четко по регламенту производить плановую замену охлаждающей жидкости и прочищать радиатор, а также не допускать перегревов системы.Видео обзор: "Что такое детонация двигателя. Особенности, причины возникновения и чем опасна"
В заключении отметим, что как правило, при правильной эксплуатации силовой установки, а также своевременной профилактики от образования детонационных процессов, современные моторы способны отходить до серьезных проблем не менее 150-200 тысяч километров пробега, а то и больше. Также справочно заметим, что в случае обнаружения выше описанных детонационных признаков, рекомендуется первым делом заменить текущее заправляемое топливо на другое, с более высоким октановым числом и произвести тщательную диагностику силовой установки на станции технического обслуживания. Кроме того, о необходимости ремонта мотора может говорить не каждый признак в отдельности, а наличие многих из перечисленных.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ. ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
bazliter.ru
Детонация двигателя
Такое явление, как детонация двигателя, знакомо практически каждому автовладельцу. Чаще всего она возникает при движении в гору на высокой передаче с небольшой скоростью. К звуку работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) примешивается жесткий металлический стук, который многие принимают за стук поршневых пальцев.
Что такое детонация
Детонация – это процесс взрывного воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. В то время как нормальная скорость распространения фронта пламени составляет около 30 м/с, при детонации огонь распространяется в десятки раз быстрее – до 2000 м/с.В нормальных условиях смесь начинает воспламеняться, когда поршень немного не доходит до верхней мертвой точки, угол опережения зажигания составляет обычно 2-3 градуса. Завершается вспышка после того, как поршень минует ВМТ. В случае детонации смесь воспламеняется еще в середине такта сжатия. Поршень испытывает сильное противодействие, в итоге пропадает мощность двигателя и значительно повышается расход топлива.
Данное явление никогда не идет на пользу мотору, однако детонацию можно разделить на допустимую и недопустимую. В первом случае ее даже не всегда удается заметить. Обычно она возникает на низких оборотах и продолжается недолго. Чаще всего подобное происходит в двигателях небольшого объема с относительно большой мощностью и крутящим моментом (например, 107 л.с. и 135 Нм при объеме 1,4 л). Недопустимая детонация, как правило, возникает в форсированных ДВС при повышенных нагрузках на высоких оборотах. Всего после нескольких секунд работы в таких условиях, мотор может получить критические повреждения.
Существует еще одно явление, которое автовладельцы нередко путают с детонацией – дизелинг. Мотор после выключения зажигания продолжает работать рывками, то с повышением, то с понижением оборотов, звук работы двигателя при этом металлический, схожий со звуком детонации. Это явление иного рода и причины его появления иные: при глушении мотора, бензин в цилиндрах самовоспламеняется из-за высокой степени сжатия, как в дизельном ДВС, отсюда и название. Не следует путать дизелинг с калильным зажиганием – там при глушении рабочая смесь воспламеняется от нагретых электродов свечей и нагара.
Чем опасна детонация
Весь кривошипно-шатунный механизм и головка блока цилиндров испытывают разрушающие нагрузки, способные при длительном воздействии привести к поломке ДВС. Кроме того, температура в цилиндрах также поднимается до недопустимых значений (до +3700 градусов), что грозит прогаром прокладки ГБЦ, а также коррозией днища поршня и зеркала цилиндров.Прокладка головки блока – это первая деталь, которая придет в негодность из-за детонации. Она способна перенести лишь кратковременную работу в режиме запредельных термических и механических нагрузок. Худшее, чем грозит детонация – замена блока цилиндров, коленчатого вала, поршневой группы и головки блока.
Причины возникновения детонации
Причины, в силу которых возникает данное явление, можно разделить на три группы:
- октановое число бензина;
- конструктивные особенности ДВС;
- условия эксплуатации автомобиля.
Влияние октанового числа
В отличие от дизельного двигателя, в котором воспламенение рабочей смеси происходит благодаря высокой степени сжатия, в бензиновом для этой цели применяется система зажигания. Смесь бензина и воздуха поджигается искрой, возникающей между электродами свечей.
Степень сжатия у бензиновых моторов намного меньше, это связано с тем, что бензин не столь устойчив к детонации, как дизельное топливо. Основной характеристикой бензина является октановое число, отражающее его детонационную стойкость. Чем оно выше, тем сильнее можно сжать топливно-воздушную смесь.
Если автомобиль, силовой агрегат которого рассчитан на применение топлива с октановым числом не ниже 95, заправить бензином марки АИ-92, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что при высоких нагрузках рабочая смесь в цилиндрах будет детонировать.
Однако проблема может появиться и в случае, если марка топлива соответствует рекомендациям производителя. Все дело в качестве бензина. Недобросовестные продавцы нередко самостоятельно повышают октановое число, путем добавления в горючее сжиженного пропана или метана. Эти газы очень быстро испаряются, после чего в баке остается низкооктановый бензин.Вследствие детонации низкооктанового топлива, в камере сгорания усиленно образуется нагар, который, в свою очередь, может вызвать такое явление, как калильное зажигание. В этом случае двигатель продолжает работать даже после выключения зажигания. Причины его возникновения в том, что воспламеняется топливно-воздушная смесь не от искры, а от раскаленных электродов свечи или нагара.
Влияние конструктивных особенностей
Причины возникновения детонации могут крыться в конструктивных особенностях двигателя.К их числу можно отнести:
- степень сжатия;
- форму камеры сгорания;
- форму днища поршня;
- наличие наддува;
- расположение свечей зажигания.
Так, чем выше степень сжатия, тем ДВС более склонен к детонации. То же можно сказать и о системах наддува («надутым» моторам требуется высокооктановый бензин).
Влияние условий эксплуатации
Не последнюю роль играют и условия, в которых эксплуатируется машина. Детонация может возникать при движении на повышенной передаче с низкой скоростью. Так, если попытаться въехать в гору на четвертой передаче со скоростью 30 км/ч, из-под капота незамедлительно раздастся характерный металлический стук.
Свое влияние оказывает правильность работы системы зажигания (рабочая смесь в цилиндрах детонирует при раннем зажигании), исправность системы охлаждения двигателя, наличие нагара на поршнях и в камерах сгорания. Подвергают себя опасности автовладельцы, стремящиеся любыми способами уменьшить аппетит машины. С этой целью электронный блок управления «перепрошивается» для приготовления более бедной смеси, чем нужно. В результате ухудшается динамика авто, а при повышенных нагрузках возникает детонация.
Способы борьбы с детонацией
Для того чтобы устранить данное явление, необходимо обратить внимание на причины его возникновения и помнить, что детонация происходит при включенном зажигании, ненормальные явления, возникающие при глушении мотора, имеют иное название и требует иных мер.
Если ДВС стал работать с детонацией сразу после заправки – значит, в бак попало некачественное горючее. Если мотор бензиновый, можно добавить в топливный бак ацетон, он повысит октановое число. Либо топливо придется попросту слить и заправиться более качественным.
Если автомобиль постоянно эксплуатируется в щадящих условиях, с минимальной нагрузкой или же мотор подолгу работает на холостом ходу, в камерах сгорания откладывается нагар, из-за чего повышается степень сжатия и увеличивается риск появления детонации. В данном случае необходима профилактика: двигателю необходимо периодически давать работать с большой нагрузкой. Хороший метод профилактики – периодические динамичные разгоны (что называется «тапка в пол») и езда на пониженной передаче с высокими оборотами. Разумеется, это допустимо только если позволяет обстановка на дороге.Детонация дизельного ДВС иногда сопровождается черным или зеленоватым выхлопом. Это означает, что разрушились поршни, и выхлопным газам добавляются частицы алюминия. В такой ситуации необходима замена поршневой группы.
Из-за неисправных свечей зажигания может возникать детонация при запуске двигателя. В этом случае все, что нужно сделать – заменить их. У дизельного двигателя такая проблема возникает после западания иглы форсунки. Чтобы устранить неполадку, придется посетить СТО.
znanieavto.ru