Содержание
Для чего нужен катализатор в автомобиле и зачем его удалять
Для чего нужен катализатор в автомобиле и зачем его удалять
27 мая, 2022 11:18 дп
Нейтрализатор выхлопных газов в автомобиле — что это такое? Для чего устанавливаются и где находятся катализаторы, что будет, если удалить катализатор в автомобиле? Это серьезные вопросы, от ответов на которые зависит возможность грамотно эксплуатировать машину, уберечь двигатель от преждевременного износа, а иногда и сохранить гарантию.
Содержание статьи:
- 1 Назначение катализатора в автомобиле
- 2 Где находится катализатор в автомобиле
- 3 Как устроен катализатор для автомобиля
- 4 Что происходит с каталитическим нейтрализатором со временем
- 5 Что будет если удалить катализатор в автомобиле?
- 6 Что делать если катализатор пришел в негодность?
Назначение катализатора в автомобиле
Каталитический нейтрализатор выхлопа — это блок, установленный перед глушителем, и выполняющий роль очищения выхлопных газов от вредных примесей. Начиная с момента введения экологического стандарта ЕВРО-3 катализаторы должны быть установлены на все автомобили с бензиновыми двигателями.
Никакой другой функции у нейтрализатора нет, хотя, если его снять, то это сразу станет заметно — вероятнее всего, усилится шум выхлопа в салоне, может появиться вибрация, возможен перегрев трубы перед глушителем. Это вторичные эффекты, так как при прохождении потока через керамические соты частично снижается температура и давление выхлопных газов на выходе из катализатора . Вопреки легендам, топливо он не экономит, мощность и крутящий момент не снижает, пока не разрушится внутри.
На что влияет катализатор в машине? — его роль экологическая. Чем отличается катализатор от нейтрализатора? — это один блок, каталитический нейтрализатор. Иногда катализатор называют дожигателем выхлопных газов, но это не совсем правильное определение.
Где находится катализатор в автомобиле
В подавляющем большинстве случаев каталитический нейтрализатор установлен сразу после выпускного коллектора, на участке трубы перед резонатором. Найти бачок катализатора можно, посмотрев на днище авто — вы увидите гофру выхлопной трубы и после нее нейтрализатор. Это неразборный блок, вскрыть его можно только болгаркой. В поперечном сечении блок катализатора цилиндрический, овальный или эллипсовидный.
Как устроен катализатор для автомобиля
Наиболее распространенный вариант конструкции катализатора — установленный на выхлопной трубе блок в виде металлического бачка с двумя фланцами и трубкой лямбда зонда. Более сложные и редкие системы могут быть встроены в систему рециркуляции выхлопных газов, но это редкие конструкции для двигателей с очень высокой мощностью и крутящим моментом.
Если посмотреть на катализатор в разрезе, то внутри блока можно найти две секции из цериевой керамики. Они пронизаны лабиринтами каналов с напылением на стенках. Обычно это слой палладия, платины и золота. При прохождении потока газов через первую секцию происходит каталитическая реакция восстановления, в результате которой из выхлопа удаляются вредные оксиды азота. Вторая секция после промежутка обеспечивает удаление окиси углерода и несгоревших углеводородов. Иногда в катализаторе могут стоять металлические решетки с металлическим напылением.
Сразу после входного фланца имеется тепловой экран для защиты днища от перегрева. С двух сторон от активной зоны расположены датчики кислорода — они подают на ЭБУ двигателя информацию о разнице в составе выхлопных газов. Если на втором (выходном) датчике резко снизится количество кислорода, ЭБУ посчитает катализатор неисправным, включит на панели чек ошибки Р030 (Р040) и переведет мотор в аварийный режим с пониженной мощностью.
Что происходит с каталитическим нейтрализатором со временем
Катализатор не вечен, хотя служит в целом довольно долго. На новой машине его пробег должен составлять примерно 120 тысяч километров, но чаще его хватает на 100 тысяч, иногда чуть меньше. На состояние катализатора влияет:
- качество и чистота топлива, особенно присутствие плохо сгорающих частиц и избыточных углеводородов, парафинов, вязких примесей;
- стиль вождения, если он агрессивный, с превышением мощности, резкими разгонами, гоночной динамикой;
- буксировка тяжелых прицепов, связанная с повышенной мощностью;
- состояние системы зажигания, полнота сгорания топлива, наличие и качество работы системы дожигания и рециркуляции выхлопных газов, в частности, исправность клапана ЕГР.
Внутри блока происходит каталитический процесс. Это означает, что напыление из активных редкоземельных металлов постепенно истончается, и очистка газов ухудшается. На лямбда зонд поступает меньше кислорода. Кроме того, каталитическая реакция идет только при значительных температурах, поэтому сотовая керамика рано или поздно разрушается, начинает препятствовать прохождению газов.
Известно три наиболее распространенных проблемы автомобильного катализатора:
- истощение активного слоя, появление чека ошибки, загрязнение воздуха продуктами сгорания топлива;
- оплавление металлического напыления и решеток, снижение или полная потеря эффективности;
- разрушение керамических блоков со снижением пропускной способности, возникновением противодавления на входе.
При потере способности у каталитической реакции нейтрализатор нужно либо заменить, либо снять, но у этого решения есть свои особенности.
Что будет если удалить катализатор в автомобиле?
Давайте поставим вопрос правильно: нужно ли удалять катализатор, когда это делать, как понять, что катализатор вырезан?
Удалять катализатор нужно только при признаках его неисправности, не раньше. Пока он работает, пусть остается на своем месте, потому что это штатный элемент конструкции автомобиля. Если вырезать его просто так, то можно потерять гарантии на двигатель. Пока он не прошел свои 100 тысяч км и не начал создавать проблемы, не нужно ничего трогать.
Если вы купили авто с пробегом, то следует уточнить или проверить, был ли вырезан катализатор. Понять это можно по внешнему виду выхлопного тракта, признакам замены на пламегаситель, установленным эмуляторам лямбда зондов, прошивке мотора под ЕВРО-2.
Что делать если катализатор пришел в негодность?
Главные признаки неисправности катализатора:
- чек ошибки Р030, Р040 не гаснет;
- потеря мощности и динамики разгона;
- нестабильность холостых оборотов;
- возможен шум под днищем, запах сероводорода в салоне;
- прирост расхода топлива при отсутствии прироста мощности.
Проблема в том, что перечисленные проблемы возникают не только от нейтрализатора. Поэтому мы предлагаем провести диагностику катализатора эндоскопом (заглянуть в него без снятия), замерить противодавление на входе (без снятия), проверить работу лямбда-зонда, который может выдавать ошибочный чек. После этого у вас есть варианты — поставить новый оригинальный нейтрализатор, подобрать ремонтный или универсальный блок по размерам и пропускной способности, вырезать нейтрализатор и установить пламегаситель с эмуляторами датчиков. Можно прошить ЭБУ под ЕВРО-2 — это зависит от модели автомобиля. Обратите внимание, что при снятии катализатора его не нужно просто выбрасывать, мы готовы принять его на утилизацию и засчитать стоимость в цену ремонта.
Можно ли ездить с неисправным оплавленным катализатором?
Недолго. Вы не просто теряете мощность, расходуете топливо и постоянно видите чек на панели. Из-за противодавления возникает риск повреждения двигателя, а это чревато большими затратами на ремонт. Рекомендуем после 100 тысяч километров пробега проверить катализатор в нашем сервисе, а если проблемы уже есть, приехать на его замену или удаление.
Что такое катализатор в автомобиле и для чего он нужен
Содержание
- Для чего нужен катализатор в автомобиле
- Почему катализатор ставят ближе к мотору
- Зачем удаляют катализатор в машине
- Почему забивается катализатор в машине
- Стоит ли удалять катализатор на автомобиле
- Почему бесплатно удаляют катализатор в чем подвох
Катализатор – важная деталь любого современного автомобиля. Необходимость его установки продиктована нынешними нормами экологии.
Катализатор — это своеобразный нейтрализатор, способный сделать выхлоп автомобиля менее токсичным, содержащий керамический фильтр с мелкими отверстиями в виде сот, где и происходит догорание остатков топлива.
А вы задумывались почему катализатор ставят ближе к мотору? Нет? Тогда рекомендую дочитать до конца.
Для чего нужен катализатор в автомобиле
Катализатор ускоряет распад выхлопных газов. Его работа заключается в преобразовании вредных веществ в безвредные для окружающей среды.
Благодаря этому в атмосферу попадают выделенные из бензина, оксида азота и углекислого газа кислород и вода.
Катализатор способен работать только при высокой температуре. Для этого он должен нагреваться до 450 °C.
Это является его рабочей температурой, которая запускает каталитические процессы. А именно они и происходят в нём, что можно понять из названия этого элемента системы выпуска.
К слову, топливо в катализаторе не дожигается. Наоборот, оно вовсе не должно попадать в него. Его сгорание в исправном автомобиле происходит в цилиндрах.
Почему катализатор ставят ближе к мотору
Теперь нетрудно догадаться, почему катализатор ставят как можно ближе к автомобильному двигателю. Ведь именно здесь выхлопные газы имеют самую высокую температуру. Это обеспечивает быстрый нагрев и правильную работу катализатора.
Кроме того, близость к силовому агрегату обусловлена тем, чтобы быстрее преобразовать вредные газы. Это не позволит им попасть в окружающую среду.
К слову, для быстроты и эффективности этого процесса на некоторых авто стоит не один, а два или даже три катализатора. Но и одного вполне достаточно, чтобы справиться со своей задачей.
Стоит отметить, что при том, что работает катализатор при высокой температуре, излишний перегрев опасен для него. В противном случае соты катализатора могут оплавиться. А тому виной неполное сгорание топлива в силовом агрегате.
Поэтому грозит такая проблема лишь неисправным автомобилям. Внимательное отношение к авто и регулярное обслуживание помогут избежать таких неприятностей и продлить срок службы катализатора.
Зачем удаляют катализатор в машине
Если катализатор удалён или неисправен, в автомобиле не будет происходить эффективной очистки выхлопных газов. В атмосферу будут попадать вредные и опасные выбросы.
Кроме того, нарушится работа различных электронных систем автомобиля. Ведь они запрограммированы с учётом наличия и исправной работы катализатора.
Правда, как считают некоторые специалисты и автолюбители, после удаления катализатора машина будет разгоняться бодрее и быстрее.
Но добиться этого можно и иными способами. Да и не всегда это нужно. А вы уже удалили катализатор?
Почему забивается катализатор в машине
Т.к. катализатор задерживает продукты неполного сгорания, то от некачественного топлива и неправильно подобранного моторного масла любой катализатор со временем забивается и его необходимо, как и любую другую запчасть менять на новый.
Стоит ли удалять катализатор на автомобиле
Удаляют катализатор те, кто не имеет возможность купить новый, т.к. стоимость нового катализатора высокая (в районе 1.000-1.500 у.е.), а ресурс рассчитан на 150.000 км.
Почему бесплатно удаляют катализатор в чем подвох
Никакого подвоха нет — просто его потом продают, т. к. сам керамический фильтр содержит драгоценные металлы.
Например, на BMW 3 E36 1999 BEC 1,9кг ЦЕНА 120.000 руб/шт
От забитого катализатора ухудшается тяга автомобиля, как будто автомобиль держат «за задницу», плюс повышенный расход топлива. Удалив катализатор, автомобилю легче дышать, что благоприятно сказывается на мощности и расходе, но и появляется неприятный запах, который раньше задерживал керамический фильтр катализатора.
Ремонт не возможен, разве только монтировкой выбить весь керамический фильтр, либо поставить обманку, так называемый, прямоток, который только повторяет форму катализатора, но без фильтра внутри.
Так может проще без катализатора? Нет, не проще, т.к. все современные автомобили оснащены катализатором, который снижает выброс вредных веществ в атмосферу, а удалив его придется перепрошивать мозги, а какой специалист как сделает — хороший вопрос.
Понимание важности каталитических нейтрализаторов
Понимание того, как работают каталитические нейтрализаторы, а также как устранять неполадки и ремонтировать эти невероятно полезные и новаторские компоненты, является обязательным навыком, которым должен обладать моторист. В этом месяце наша команда подробно расскажет о работе, сроке службы и наиболее распространенных неисправностях каталитического нейтрализатора.
Как работают каталитические нейтрализаторы?
Основной функцией каталитического нейтрализатора является преобразование вредных выбросов двигателя, таких как окись углерода и различные оксиды азота, в менее токсичные газы, такие как двуокись углерода и водяной пар, посредством мощных химических реакций.
В каталитических нейтрализаторах используются катализаторы – драгоценные металлы, такие как платина, палладий и родий, – которые работают при высокой температуре и ускоряют химические реакции.
Эти катализаторы покрыты внутри сотовой структуры каталитического нейтрализатора для увеличения площади поверхности. Когда выхлопные газы вступают в контакт, они инициируют химическую реакцию, чтобы расщепить вредные газы и преобразовать их в менее токсичные формы.
Количество каталитических нейтрализаторов, используемых в каждом автомобиле, зависит от типа автомобиля и количества имеющихся выхлопных труб.
В дорогих автомобилях, например, используются два последовательных каталитических нейтрализатора для минимизации вредных выбросов, в то время как в автомобилях с более чем одной выхлопной трубой используется несколько нейтрализаторов параллельно — по одному на каждую выхлопную трубу.
Тем не менее, в большинстве автомобилей в выхлопной системе используется только один каталитический нейтрализатор.
Как автомеханики обнаруживают неисправный каталитический нейтрализатор?
Срок службы этих компонентов обычно составляет до 10 лет, и большинству владельцев транспортных средств может никогда не понадобиться ремонт или замена своих узлов в течение всего срока службы.
Тем не менее, каталитические нейтрализаторы могут быть повреждены или стать менее эффективными по нескольким причинам, в том числе из-за неэффективных топливно-воздушных смесей, неисправных свечей зажигания и кислородных датчиков, а также из-за неправильных фаз газораспределения.
В большинстве таких случаев блоки преобразователя перегреваются и расплавляют внутреннюю сотовую структуру, снижая эффективность их работы.
Каталитические нейтрализаторы также могут полностью или частично забиваться из-за утечек антифриза и масла, вызванных неисправными прокладками, поврежденными уплотнениями клапанов и изношенными поршнями.
Сегодня есть несколько явных признаков неисправных каталитических нейтрализаторов, на которые вы можете обратить внимание для более эффективной и точной диагностики.
Отсутствие ускорения
Работа двигателя на оптимальном уровне зависит от эффективного потока выхлопных газов. Блоки каталитического нейтрализатора могут ограничивать поток выхлопных газов, снижая производительность двигателя.
Высокий расход топлива
Высокий расход топлива является побочным эффектом плохого ускорения: чтобы получить большее ускорение, двигатель впрыскивает в поршни больше топлива, чем обычно, что приводит к снижению эффективности использования топлива.
Дребезжащие звуки
Автомеханики могут заметить дребезжащий шум, когда данное транспортное средство находится на холостом ходу или движется из-за сломанного каталитического нейтрализатора. Выбитые металлические части сотовой конструкции могут попасть в двигатель через глушитель, что приведет к остановке автомобиля.
Загорится индикатор проверки двигателя
Большинство современных автомобилей оснащены кислородными датчиками, которые контролируют эффективность каталитического нейтрализатора. Датчик активирует контрольную лампу двигателя, если каталитический нейтрализатор поврежден или работает ниже оптимального уровня.
Запах тухлых яиц в выхлопных газах
Бензин обычно содержит следовые количества серы, которые в процессе сгорания превращаются в сульфид и имеют запах тухлых яиц. Каталитические нейтрализаторы маскируют этот запах, превращая сульфид в диоксид серы без запаха. Неисправные блоки не проходят процесс преобразования.
Каков наилучший способ решения проблем, связанных с каталитическими нейтрализаторами?
Лучший способ устранения неполадок, связанных с каталитическими нейтрализаторами, — заменить старые агрегаты новыми. Тем не менее, если каталитический нейтрализатор физически не поврежден, очистка устройства может восстановить его эффективность.
Техники также могут посоветовать своим клиентам использовать бессвинцовое топливо, повышающее эффективность процесса катализа.
Оптимизация использования каталитических нейтрализаторов имеет решающее значение в нашей борьбе с изменением климата
Когда речь идет о современных автомобилях, каталитические нейтрализаторы играют решающую роль в обеспечении соответствия транспортных средств стандартам выбросов и минимизации воздействия транспортной отрасли на окружающую среду на планету .
Таким образом, устранение неполадок и ремонт каталитических нейтрализаторов — это навыки, которые автомеханики могут улучшить, чтобы внести свой вклад в обеспечение максимально устойчивого функционирования отрасли.
Действительно ли мне нужно заменить неисправный каталитический нейтрализатор?
РИЧАРД РАССЕЛ
Специально для The Globe and Mail
Эта статья была опубликована более 11 лет назад. Некоторая информация может быть устаревшей.
Дилер сказал, что мой «кот» умер, а новый будет стоить 1500 долларов. Мне это нужно? – Рэнди
Да, каждый легковой автомобиль, проданный за последние 35 лет, должен иметь «кошку» – каталитический нейтрализатор, используемый в выхлопной системе для снижения вредных выбросов и позволяющего автомобилю проходить обязательные испытания на смог.
Каталитический нейтрализатор стал стандартным оборудованием большинства новых автомобилей, начиная с 1975 года, и стал обязательным к 1981 году, когда он был установлен на автомобили для продажи в Соединенных Штатах, что позволило им соответствовать недавно введенным нормам выбросов.
По данным Международной платиновой ассоциации, каталитические нейтрализаторы получили признание за то, что «обезвредили более 12 миллиардов тонн вредных газов во всем мире».
Этот блок, очень похожий на глушитель, наполнен экзотическими материалами, такими как платина, палладий или родий, которые используются для преобразования вредного монооксида углерода, углеводородов и оксидов азота в безвредный диоксид углерода, азот, кислород и воду.
Эти металлы платиновой группы (МПГ) являются причиной высоких расходов, а также чистоты выхлопных газов в современных автомобилях. МПГ физически, химически и атомарно похожи и сгруппированы вместе как элементы периодической таблицы. Они вместе встречаются в природе и могут быть получены из одной и той же руды, добываемой в Южной Африке, России, США и Канаде.
Но не зря их называют драгоценными металлами. Их добыча — очень трудоемкий процесс, занимающий до трех месяцев, и для производства одной ничтожной тройской унции (31,135 грамма) платины требуется от 7 до 12 тонн руды.
«Кот» предназначен для того, чтобы подвергать максимальную площадь поверхности PGM выхлопным газам, проходящим через них. Он действует как второй двигатель, используя топливо и кислород для «зажигания», сжигая большую часть вредных компонентов в потоке выхлопных газов.
«Кот» работает только при очень высоких температурах. При первом пуске холодного двигателя «кошка» мало что делает для снижения вредных выбросов. По этой причине его размещают как можно ближе к камере сгорания, чтобы горячие газы поступали к нему и нагревали его как можно быстрее. В некоторых случаях «кошка» предварительно нагревается с помощью электричества.
В зависимости от двигателя и конфигурации выхлопа у автомобиля может быть более одного «кошки». Хотя каталитические нейтрализаторы не требуют технического обслуживания в течение ожидаемого срока службы автомобиля, они могут быть повреждены этилированным топливом и некоторыми добавками, которые оседают на керамическом покрытии и делают их бесполезными.