Рубрики
Разное

Что такое шрус: Что такое ШРУС?

Что такое ШРУС?


Шарнир равных угловых скоростей, он же ШРУС, он же «граната» — достаточно живучий узел, о котором вспоминают, как правило, во время ТО. Прочность и надежность ШРУСа позволяют ему служить в течение длительного срока, если, конечно, все работы по обслуживанию выполняются вовремя, а автомобиль эксплуатируется в штатном режиме.

 

Назначение, конструкция

ШРУС – шарнирный механизм, обеспечивающий передачу вращения под изменяющимся углом. Именно он дает возможность автомобилю выполнять повороты, не теряя скорости и плавности вращения каждого из колес. Современный вид ШРУС приобрел в результате «эволюции», постепенно изменяясь в соответствии с меняющимися требованиями.

Первые шарнирные устройства не подходили для переднеприводных автомобилей: карданный шарнир при изменении угла между ведущим и ведомым валом не обеспечивал передачу полного момента вращения (то есть при поворотах колесо начинало вращаться медленней и рывками). Нужна была другая конструкция шарнира, которая передавала бы равную скорость вращения, каким бы ни был угол поворота ведомого вала. На решение этой задачи ушло время: не так сложно сделать передачу равных скоростей вращения, как обеспечить достаточно большой угол, при котором шарнир будет работать эффективно.

Прототипом современных ШРУСов стал четырехшариковый шарнир «Вейсс», разработанный в 20-е годы. Он обеспечивал передачу вращения до угла 32 градуса, и использовался на полноприводных автомобилях как советского, так и американского производства до 60-х годов. Основным недостатком был не только малый угол поворота, но и быстрый износ: нагрузка при движении приходилась всего на 2 шарика из четырех, из-за чего ресурс шарнира был не более 30 тыс. км.

Схема и общий вид шарнира «Вейсс»

Следующей моделью стал шестишариковый шарнир «Рцеппа», лишенный конструктивных недостатков своего предшественника. Он обеспечивает полную (от 95 до 99%) передачу вращения при смещениях полуоси до 70 градусов, а шесть шариков, на которые равномерно передается нагрузка, изнашиваются значительно меньше. На сегодняшний день «Рцеппа» используется практически на всех легковых автомобилях в наружных и внутренних ШРУСах. Качественная смазка и выполнение регламентных работ обеспечивают современным ШРУСам пробег от 100 до 200 тыс. км.

Схема и общий вид ШРУСа «Рцеппа»:

1. Обойма. 2. Сепаратор. 3. Шарик. 4. Корпус наружного шарнира.

Модификацией «Рцеппы» стал трехшариковый шарнир «Трипод», более прочный и простой в изготовлении, по сравнению с обычным. «Трипод» используется в качестве внутреннего ШРУСа, поскольку не обеспечивает большой угол поворота, зато выдерживает значительные нагрузки.

Схема и общий вид шарнира «Трипод»

Установка по два ШРУСа на каждую полуось обеспечила равномерное вращение колеса (без биения) за счет разделения угла поворота на два шарнира: каждый из них принимает на себя часть нагрузки, и автомобиль движется в повороте без рывков.

 

Внутренний и внешний ШРУС

ШРУСы устанавливаются на ведущую ось, по два на каждую сторону: в переднеприводных автомобилях их 4 штуки, в полноприводных – 8.

Полуось автомобиля со схемой разделения угла поворота

Внутренний передает вращение на боковую ось от коробки передач (дифференциала). Основная нагрузка на внутренний ШРУС – передача вращения при поворотах в горизонтальной плоскости.

Внешний шарнир крепится на конце полуоси и передает вращение на само колесо. При этом он должен компенсировать не только повороты, но и движение колеса в вертикальной плоскости (наезд на препятствия или углубления). Внешний ШРУС нагружен значительно больше, чем внутренний, следовательно, он чаще выходит из строя.

Полуось с внутренним и наружным ШРУСами

Поскольку левая и правая полуоси разные по длине и конструкции, ШРУСы разделяют на левые и правые: внутренние могут отличаться размерами самих шарниров и пыльников, а внешние – резьбой ступичной гайки (на левой и правой ступице разное направление резьбы, иначе одно колесо будет постоянно откручиваться во время движения). Покупая новые ШРУСы, нужно отслеживать этот момент: в каталогах автозапчастей указывается сторона установки.

 

Особенности конструкции, комплектация

Основной особенностью механизма ШРУСа является высокая точность подгонки всех элементов. Это делало изготовление ШРУСов сложным и дорогостоящим: до внедрения в производство станков с программным управлением соблюсти точность размеров было на порядок сложней.

Но именно эта точность, обеспечивающая качественную работу, делает всю конструкцию чувствительной к любым загрязнениям: вода и абразивные частицы, попадающие в ШРУС, в кратчайшие сроки вызывают его коррозию и износ. Даже закаленная сталь, из которой изготовлены детали шарнира, не выдерживает длительной работы в таких условиях. Поэтому вместе со ШРУСом поставщики поставляют в комплекте защитный пыльник, хомуты для его крепления и молибденовую смазку, выдерживающую ударные нагрузки и надежно предохраняющую механизм от трения.

В зависимости от модели автомобиля, внешний ШРУС комплектуется компонентом датчика ABS – шестеренчатым кольцом, благодаря которому считывается скорость вращения колеса.

Внешний ШРУС с кольцом ABS и без него

И в дополнение ШРУС может комплектоваться стопорными кольцами для установки, прокладками, ступичной гайкой и т.д.

 

Поломка ШРУСа

Благодаря своей конструкции, ШРУС является одной из самых надежных деталей в автомобиле, и при нормальной эксплуатации не ломается.

Есть четыре основных причины поломки ШРУСа:

1. Изначальный брак самой детали. Плохой металл, неточности при изготовлении, ошибки со сборкой приводят к преждевременному выходу шарнира из строя.

2. Попадание в ШРУС воды и грязи. Это самая частая причина поломки: через трещину в пыльнике из механизма вытекает смазка, а внутрь попадает вода и песок. Именно поэтому своевременная замена пыльников – профилактическая работа, позволяющая не менять сам ШРУС.

Признаки абразивного износа деталей

3. Износ смазки. Даже при очень хороших пыльниках нужно время от времени менять смазку в ШРУСе, т.к. от нагрузок она со временем деградирует и расслаивается, а значит, снижаются ее защитные свойства.

4. Экстремальная езда. ШРУСы часто выходят из строя при сильных ударных нагрузках: езде на высокой скорости по бездорожью. Закаленный металл не боится трения (при наличии смазки), но при этом достаточно хрупкий, и при ударах детали шарнира могут просто расколоться.

 

Признаки и диагностика неисправности

При износе ШРУСа (неважно по какой причине) первым внешним признаком будет характерный хруст, который ни с чем невозможно спутать. ШРУС может хрустеть при поворотах, наезде колесом на препятствие или углубление, а также при резком наборе скорости.

Причиной шумной работы шарнира является износ канавок (углублений), в результате чего шарики начинают свободно перекатываться внутри корпуса, издавая звук, больше всего напоминающий хруст металла. И это верный признак того, что ШРУС нужно менять.

Самостоятельная проверка начинается с осмотра пыльников: они должны быть целыми, без намечающихся трещин и потеков смазки. Лопнувший пыльник или недостаточно затянутый хомут – основная причина поломки.

Повреждение пыльника

Затем можно проверить полуоси: пошатать в разные стороны левую и правую, любой люфт или стук – признак поломки шарнира.

Как правило, внешние ШРУСы хрустят при поворотах, и для диагностики необходимо на невысокой скорости выполнить поворот под максимальным углом в одну и другую сторону. Колесо, на которое идет поворот, испытывает большую нагрузку, и, если его ШРУС неисправен, он будет хрустеть. То есть, если хруст слышен при повороте вправо, это сломан правый ШРУС, если при повороте влево – то левый.

Для проверки внутренних ШРУСов нужно найти участок с достаточно глубокой ямкой: когда колесо опускается в нее во время движения, максимально возрастает нагрузка на внутренний ШРУС. Поочередно проезжая колесом углубление, можно определить, правый или левый шарнир неисправен.

 

Немного о пыльниках

В отличие от самого ШРУСа, пыльник является расходным материалом и периодически требует замены. Основной причиной повреждения пыльников являются перепады температуры, воздействие агрессивной химии (выхлоп, бензин, реагенты с дороги) и при этом – значительные механические нагрузки. В зависимости от материала (резина, термопласт, полиуретан, силикон), пыльник служит от 1 до 3 лет, но требует периодического контроля: его повреждение поначалу никак не сказывается на качестве езды, но вода и грязь уже начинают свое «черное дело».

Разрыв пыльника по хомуту

При замене пыльников (плановой или экстренной) одновременно выполняется профилактика ШРУСа: осмотр на предмет износа, замена смазки (порция смазки идет в комплекте с пыльником), а также ставятся новые хомуты (тоже идут в комплекте). Если причиной замены было повреждение пыльника, необходима очистка и дефектовка ШРУСа для определения степени повреждения.

Хомуты, которые продаются вместе с пыльником, могут быть металлические ленточные или винтовые, или пластиковые самозатягивающиеся. В работе и эксплуатации лучше всего себя показывают именно самозатягивающиеся хомуты, которые надежно и герметично фиксируют края пыльника на металлических деталях.

 

При соблюдении норм эксплуатации ШРУС вообще никак не будет себя проявлять. Проблемы с ним начинаются с того момента, когда нарушается штатный режим его использования.

 

Рекомендации по выбору ШРУСа и перечисление лучших брендов – в нашем «Гиде покупателя».

 

в чем опасность его поломки и как не допустить серьезного ДТП?

Шарнир равных угловых скоростей, то есть ШРУС или граната – одна из составляющих ходовой части автомобиля. Посредством ШРУСа происходит передача крутящего момента на колеса. Соответственно, выход этой детали из строя приведет к тому, что автомобиль не сможет продолжать движение.

Само собой разумеется, ШРУС не ломается за одну секунду. Сначала появляются признаки, свидетельствующие о том, что время «жизни» гранаты начало обратный отсчет. Остаться незамеченными они могут только если водитель крайне невнимательный и всегда ездит с громко включенной музыкой. Во всех остальных случаях внимание автовладельца непременно привлечен характерный хруст, усиливающийся при наборе скорости, проезде препятствий и на поворотах.

Другое дело, что далеко не все водители спешат в автосервис, едва только диагностируют поломку ШРУСа на слух. Кто-то делает вид, что не заметил неприятного звука и откладывает замену детали (именно замену, поскольку ремонт ШРУСа невозможен) до лучших времен, кто-то смотрит на тахометр и ждет, когда тот покажет 100 тысяч км пробега. Почему? Потому что теоретически регламент замены гранаты приходится именно на эту отметку, но по факту время замены может подойти и через полгода эксплуатации автомобиля и даже на следующий день после его покупки, ведь всегда возможен производственный брак детали или ошибка, допущенная при сборке узла.

Помимо гарантийных неисправностей, на срок службы ШРУСа влияют особенности вождения. Агрессивная езда с постоянными разгонами и экстренными торможениями, резкие вхождения в поворот и частая езда по бездорожью (как, собственно, и по российским дорогам) буквально убивают гранату на глазах. Многие водители вынуждены менять ШРУС по два-три раза в год.

Еще один фактор, от которого зависит продолжительность жизни шарнира равных угловых скоростей, – целостность его пыльников. Многие автовладельцы не считают пыльник слишком уж важной запчастью, и очень напрасно. Пыльники – это своеобразные капюшоны, закрывающие особо уязвимые механизмы, в частности, ШРУС, от пыли, грязи, реагентов и мусора, летящих с дороги. Если пыльник протирается или рвется – а это происходит довольно часто – механизм оказывается беззащитным. Мелкие частицы, попадающие в него, становятся абразивом, а влага усугубляет процесс выхода из строя. Поэтому замена пыльника – самое правильное, что можно сделать, заметив его повреждение – это обойдется гораздо дешевле замена ШРУСа.

Что же будет, если на свой страх и риск продолжать ездить с хрустящей гранатой? Могут отвалиться иголки роликовых подшипников. Это опасно тем, что они попадут в корпус коробки, а оттуда, вместе с маслом, под напором, поднимутся к шестеренкам и выведут агрегат из строя. Тогда придется менять не только ШРУС, но и коробку, что гораздо дороже, дольше и сложнее.

Еще более печальный сценарий развития событий при езде с хрустящим ШРУСом: внезапное заклинивание. Это весьма частое последствие легкомыслия водителя, которое может произойти на любой скорости и в любом месте. Представьте сами, что произойдет с автомобилей, водителем, пассажирами и другими участникам движения, если колесо машины заклинит на скорости 80, 100, 150 км/час?

Вывод может быть только один: следите за состоянием гранаты – проверяйте и своевременно меняйте пыльники, прислушивайтесь к звукам, исходящим от колес и не затягивайте с заменой ШРУСа, если таковая необходимость заявит о себе.

В чем разница между кустарниками и кустарниками?

Сравнение популярных растений для ландшафтного дизайна

По

Ванесса Ричинс Майерс

Ванесса Ричинс Майерс

Ванесса Ричинс Майерс — опытный садовод, писатель и педагог с более чем 10-летним стажем обучения и опытом работы в качестве профессионального садовода и садовника. Она имеет степень бакалавра наук в области садоводства со специализацией в области ландшафтного дизайна и городского садоводства. Она работает волонтером в качестве специалиста по садоводству.

Узнайте больше о The Spruce’s
Редакционный процесс

Обновлено 15.09.22

Факт проверен

Джессика Врубель

Факт проверен
Джессика Врубель

Джессика Врубель имеет опыт работы писателем и редактором, работая в различных изданиях, газетах и ​​публичных библиотеках, помогая со справочной информацией, исследованиями и специальными проектами. В дополнение к своему опыту журналистики, она более 15 лет занимается просветительской деятельностью на темы здоровья и хорошего самочувствия как в классе, так и за его пределами.

Узнайте больше о The Spruce’s
Редакционный процесс

Ель / К. Дэйв

Вы когда-нибудь задумывались, в чем разница между кустами и кустарниками? Что касается садоводства (искусства и практики возделывания садов), нет точного определения того, когда растение является кустарником или кустарником.

Кустарник и куст являются древесными растениями с несколькими многолетними стеблями, которые могут быть прямостоячими или оставаться близко к земле. Обычно они имеют высоту менее 15 футов и стебли не более трех дюймов в диаметре.

Многие люди используют как «кустарники», так и «кусты» для описания одних и тех же растений. Они ошибаются? В целом, это просто вопрос личных предпочтений и регионального языка.

Кусты и кустарники в садоводстве

В классическом садоводстве куст обычно больше относится к форме, которую он придает, чем к типу растения. Например, описывая растение, вы можете сказать, что оно «формирует куст» (в отличие от древовидного или растущего вертикально). В классическом садоводстве под кустарником может подразумеваться растение, которое сохраняет свою структуру над землей круглый год. Его нельзя разделить или разделить, потому что у основания всего растения есть только один набор корней. Кустарники могут быть вечнозелеными растениями, но это не обязательно, а некоторые кустарники могут считаться небольшими деревьями, но все же могут быть определены как кустарники.

Забавный факт

Самшиты — это вечнозеленые кустарники, которым легко придавать форму и обрезать — из них делают культовые фигурные стрижки Диснея, представленные в их тематических парках по всему миру.

Кустарник, кустарник или живая изгородь?

Так что насчет создания живой изгороди? Живые изгороди — это просто кусты и кустарники, которые были посажены близко друг к другу, чтобы сделать забор для уединения вдоль границы участка, на грядке перед домом или рядом с дорожкой. Они могут быть высокими или низкими, обрезанными до точных рисунков и форм, цветущими или нецветущими.

Различия в зависимости от местонахождения

Еще один способ разграничить кустарник и кустарник — рассмотреть расположение рассматриваемого растения. Например, некоторые садоводы считают экземпляры, выращиваемые в саду, кустами. Кусты, с другой стороны, — это растения в дикой природе, которые соответствуют определению кустарника.

Хотя это хорошее предложение, оно не всегда может быть жестким правилом. Рассмотрите как розовые кусты, так и кусты бабочек. Оба они часто выращиваются в садах и не известны как кусты роз или кусты бабочек, хотя, согласно определению, основанному на местоположении, они были бы кустарниками.

У других разные представления о разнице между кустарниками и кустарниками. Merriam-Webster говорит, что куст может быть кустом или целой группой (зарослей) кустов или кустовидных деревьев. Другие могут сказать, что кустарник меньше и находится в дикой природе, или подобные варианты.

Разница в листве

Еще один популярный способ отличить кусты от полукустарников — по их листве. Некоторые считают кустом стебли и листья, которые почти касаются земли. Его можно найти в дикой природе, он может расти и переплетаться с другими кустами, дикими растениями или травами. Кустарник может быть выше куста, но не таким высоким, как дерево, и может иметь более густую листву, чем куст. Кустарник можно ухаживать, обрезать и формировать, в то время как куст обычно оставляют расти в диком виде.

Окончательный вердикт

В конце концов, все, что вам нужно знать, это то, что общепринятой разницы между кустарниками и кустарниками нет.

Что такое кустарники? — Сады Виктории

/

Виктория Койн

В Victoria Gardens продаются деревья, кустарники, многолетники и однолетники. Именно так мы думаем и говорим о растениях в нашем питомнике.

Но время от времени нам напоминают, что домашний садовник говорит НЕ так.

Когда кто-то спрашивает: «Что такое кустарник?»

Мы отвечаем: «Это куст».

И они бросают на нас косые взгляды, например,  почему вы тогда просто не сказали куст?

Я думаю, что когда люди начинают заниматься садоводством, у них есть «зелень», «кусты» и «цветы». По мере того, как вы узнаете больше о растениях, вы не можете не ЛЮБИТЬ их все больше и больше. И вы начинаете видеть тонкие различия не только между цветами, но и текстурами, формой и особенностями роста.

Ниже кольцо декодера, на случай, если вы в следующий раз будете разговаривать с одним из нас, или если захотите углубить свои знания о растениях, или если вам просто любопытно.

«О чем говорят эти люди-растения?»

 

Детский язык переведен на английский

  • Многолетник = цветущее растение, которое повторяется каждый год (но цветет только часть лета**)
  • Однолетнее растение = цветущее растение, которое цветет все лето (но конец сезона*** –  эй, у тебя не может быть всего )
  • Дерево = Ты знаешь это, не глупи
  • Кустарник = Куст

Но, с садоводческой точки зрения, «куст» и «кустарник» ‘ не означают одно и то же.

В садоводстве* «куст» используется для описания формы растения, например «формирует куст». круглый, который не может быть расщеплен или разделен, потому что рост происходит из одного набора корней. (Некоторые кустарники можно считать небольшими деревьями, но они все равно будут определяться как кустарники.)»

Теперь куст может быть таким крошечным, как карликовый кизильник Tom Thumb, ширина которого составляет всего около 12 дюймов, или куст может вырасти от 8 до 10 футов в высоту, как сирень.

У нас есть и другие запутанные отраслевые термины.

Виктория разговаривает с клиентом и объясняет, что принесет растительный материал в такой-то день. Клиент спросит: «Что такое растительный материал?»

«Растительный материал — это… растения». И они бросают на нее косые взгляды, типа, , почему ты тогда просто не сказал растения?

Или она скажет: «Я думаю, тебе нужны древесные растения в посадку фундамента возле дома».

«Что такое древесные растения?»

А она отвечает: «Деревья и кустарники».****

См. начало статьи.

Шучу!

Посетите и вдохновитесь!

*Пока мы определяем вещи…»Садоводство — это наука и искусство выращивания, улучшения, сбыта и использования фруктов, овощей, цветов и декоративных растений. Она отличается от ботаники и других наук о растениях тем, что садоводство включает в себя как науку, так и эстетику». – Американское общество садоводческих наук

**Некоторые многолетники имеют ДЛИТЕЛЬНЫЙ период цветения – некоторые с мая по сентябрь – но это исключение, а не правило.

***Однолетники цветут все лето и завершают свой жизненный цикл в течение одного сезона. Их работа состоит в том, чтобы производить семена, поэтому они снова и снова производят много цветов, чтобы выполнить свою репродуктивную миссию. Однолетние растения дают вам большой эффект цветения, даже несмотря на то, что они умирают, когда осенью приходят морозы.

*** «Древесные растения» — деревья и кустарники — обычно имеют кору в качестве отличительного признака.

Заметка о нашем питомнике (если вы никогда не посещали):

Великолепный дизайн сада достигается с помощью гобеленов различных форм, размеров, цветов и текстур. Посетите наш питомник растений в Розендейле, штат Нью-Йорк, в эти выходные и полюбуйтесь цветами, деревьями и кустарниками, которые не только будут процветать в долине Гудзона, но и вдохновят вас по-новому взглянуть на ваши открытые пространства.

Мы размещаем питомник в зонах, в зависимости от того, какие условия им необходимы: устойчивые к оленям затенение, устойчивые к оленям солнечные лучи, влагоустойчивые растения и т. д. Мы знаем, что это делает покупку более приятной, потому что растения, которые вы видите вместе в питомнике можно посадить вместе на одной грядке, как только вы принесете их домой.

Нет ничего плохого в том, чтобы понять, что два растения, которые ты выбрал, не выживут в твоем тенистом палисаднике. (Как профессиональные ландшафтные дизайнеры, мы занимаемся садоводством в округе Ольстер более 30 лет, так что поверьте нам, мы знаем, каковы эти условия!) Водопады.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *