Что из себя представляет аккумуляторная батарея. Что такое акб в автомобиле
Устройство аккумулятора
Базовый принцип работы свинцово-кислотного аккумулятора (АКБ), определяемый термином «двойная сульфатация», был разработан (изобретен) более полутора веков назад в районе 1860 года и с тех пор никаких принципиальных новшеств не претерпел. Появилось достаточное количество специализированных моделей, но устройство аккумулятора выпущенного вчера в Японии или производимого сегодня в России или в Германии, такое же, как и устройство самой первой батареи собранной «на коленке» во Франции, с неизбежными улучшениями и оптимизацией.
Назначение
АКБ в обычном автомобиле предназначен для работы стартера при запуске двигателя и для устойчивого снабжения заданного вольтажа электроэнергией, многочисленного электрооборудования. При этом роль автомобильного аккумулятора, как «энергетического буфера», при недостаточном поступлении энергии от генератора не менее важна. Типичный пример подобного режима – при работе двигателя на холостых оборотах во время стояния в пробке. В такие моменты весь электропакет и дополнительное сервис-оборудование запитаны только от аккумулятора. Критически важна роль кислотного аккумулятора при аварийных форс-мажорах: поломка генератора, регулятора напряжения, выпрямителя тока, при обрыве ремня генератора.
Правила подзарядки
Подзарядка свинцово-кислотного автомобильного аккумулятора в штатном режиме производится от генератора. При интенсивной работе батареи требуется ее дополнительная подзарядка в стационарных условиях через специальное зарядное устройство. Особенно это актуально в зимнее время, когда возможность холодной батареи принимать заряд резко снижается, а потребление энергии на раскрутку мотора на морозе возрастает. Поэтому зарядку автомобильного АКБ необходимо проводить в тепле после его согревания естественным образом.
Важно! Ускорение согревания батареи горячей водой или феном недопустимо, так как реально разрушение пластин вследствие резкого перепада температур. При опадении наполнителя на дно банок, резко возрастает возможность саморазряда за счет замыкания пластин.Для так называемых «кальциевых» аккумуляторов, недопущение полного или значительного разряда критически важно, потому что ресурс этого типа батарей ограничен 4-5 циклами полной разрядки, после чего аккумулятор приходит в негодность.
Устройство кислотного АКБ и принцип его работы
Устройство кислотной АКБ (свинцово-кислотного) различного назначения, от разных производителей отличается не принципиально и в тезисной форме выглядит следующим образом:
- пластиковый контейнер-корпус из инертного, устойчивого к агрессивной среде материала;
- в общем корпусе располагается несколько модулей-банок (как правило шесть), которые являются полноценными источниками тока и соединяются между собой тем или иным способом в зависимости от основных задач;
- в каждой банке располагаются плотные пакеты, состоящие последовательно из разделенных диэлектрическими сепараторами отрицательно и положительно заряженных пластин (свинцовый катод и анод из диоксида свинца соответственно). Каждая пара пластин является источником тока, их параллельное соединение кратно увеличивает выдаваемое на напряжение;
- пакеты залиты раствором химически чистой серной кислоты, разбавленной до определенной плотности дистиллированной водой.
Работа кислотного аккумулятора
В процессе работы кислотного аккумулятора на катодных пластинах образуется сульфат свинца и выделяется энергия в виде электрического тока. За счет выделяемой в процессе электрохимической реакции воды плотность кислотного электролита падает, он становится менее концентрированным. При подаче напряжения на клеммы в процессе зарядки происходит обратный процесс с восстановлением свинца до металлической формы и повышается концентрация электролита.
Как устроена щелочная батарея и принцип ее работы
Устройство щелочной батареи аналогично таковому у кислотного. Но положительно и отрицательно заряженные пластины имеют другой элементный состав, а в качестве электролита используется раствор едкого кали определенной плотности. Есть и другие отличия — в самом корпусе контейнера, выводе клемм и в наличии мелкосетчатой «рубашки» вокруг каждой отдельной пластины.
Отрицательные катоды традиционного щелочного аккумулятора выполнены из губчатого кадмия с примесью губчатого железа, положительные – из гидроокиси трехвалентного никеля с добавлением чешуйчатого графита, добавка которого, обеспечивает лучшую электропроводность катода. Пары пластин параллельно соединяются между собой в банках, которые тоже соединены параллельно. В процессе зарядки щелочного аккумулятора двухвалентный никель в гидрате закиси меняет валентность до значения «8» и превращается в гидрат окиси; соединения кадмия и железа восстанавливаются до металлов. При разрядке процессы противоположны.
Достоинства щелочной АКБ
К достоинствам щелочного типа относятся:
- внутреннее устройство обеспечивает повышенную устойчивость к механическим нагрузкам, в том числе к тряске и ударам;
- разрядные токи могут быть значительно выше, чем у кислотного аналога;
- в принципе отсутствует испарение/выделение вредных веществ с газами;
- легче и меньше при равных емкостях;
- имеют очень высокий ресурс и служат в 7-8 раз дольше;
- для них не является критичными перезаряд или недозаряд;
- эксплуатация их проста.
По достижении максимального возможного заряда и при продолжении подключения к зарядному устройству никаких отрицательных электрохимических процессов с элементами не происходит. Просто начинается электролиз воды на водород и кислород с ростом концентрации едкого кали и падением уровня электролита, что безопасно и легко компенсируется добавлением дистиллированной воды.Очевидно, что имеются показатели, по которым этот тип аккумуляторов хуже кислотного:
- использование дорогостоящих материалов повышает стоимость на единицу емкости до четырех раз;
- более низкое – 1,25 В против 2 и выше В — напряжение на элементах.
Заключение
Правильная эксплуатация любого типа АКБ обеспечивает его долгую и надежную работу, что не только позволяет экономить финансы, но и гарантирует большую безопасность и комфорт при езде на автомобиле.
znanieavto.ru
Аккумулятор
Само слово «аккумулятор» в переводе с латинского означает «собиратель» (от accumulo – собираю). Аккумулятор и генератор являются источниками электрической энергии автомобиля. Энергия аккумулятора используется для работы стартера, инжектора, светового оборудования и блока управления двигателем. Ток высокой силы, который необходим автомобилю для полноценной работы, один аккумулятор выдать не в силах, поэтому в машинах обычно устанавливают аккумуляторную батарею (АКБ), которая представляет собой несколько аккумуляторов, соединенных последовательно. Сила тока в них суммируется, на выходе получается мощность, достаточная для запуска двигателя.
Устройство автомобильного аккумулятора
Автомобильный аккумулятор – это химический источник тока. В зависимости от конструкции автомобиля он может находиться под капотом, в салоне, под сиденьем водителя, в багажнике и т.д.
Каждый аккумулятор, входящий в состав батареи, представляет собой емкость с водным раствором серной кислоты (электролитом). На техническом жаргоне такие емкости называются «банки». Именно от качеств серной кислоты и воды, которые входят в состав электролита, зависит срок эксплуатации автомобильного аккумулятора.
В электролит помещены электроды - пакеты пластин (множество положительно и отрицательно заряженных пластин), изготовленные из сплавов свинца. В сплавах содержатся компоненты, защищающие свинец от коррозии. Пластины разделены на мелкие ячейки для нанесения активной массы. Активная масса – это основной химический реактив в работе аккумулятора.
Положительно и отрицательно заряженные пластины попарно соединяются токосборниками, которые, в свою очередь, выводятся наружу к выводным зажимам (борнам). К ним подключаются клеммы аккумулятора. Существуют аккумуляторы с верхними или боковыми клеммами.
Под пакетами пластин снизу есть так называемый «шламовый зазор». Туда попадают отходы химических реакций (кусочки активной массы, свинца и т.д). Эти отходы не должны загрязнять нижние края пластин, так как в противном случае произойдет замыкание.
Между электродами установлен сепаратор. Это, как правило, тонкий пористый лист из полимерных материалов, который устанавливается, чтобы не произошло короткое замыкание.
Вся конструкция собрана в пакет и стянута бандажом, который не допускает смещения пластин, ведь под действием вибраций пластины могут перемещаться.
Принцип работы
Принцип работы аккумулятора основан на преобразовании химической энергии в электрическую. Активные вещества электродов под действием кислоты частично растворяются. На отрицательном электроде (катоде) при этом остаются электроны, а на положительном электроде (аноде) появляются положительно заряженные ионы свинца. Между электродами возникает разность потенциалов (напряжение). Вследствие этого по цепи начинает идти электрический ток.
История создания
С момента создания аккумулятора французом Гастоном Планте принцип работы и схема устройства ничуть не изменились. А ведь с появления этого устройства прошло почти 150 лет.
Однако вряд ли первый аккумулятор можно установить на одну из современных моделей авто. С течением времени конструкция совершенствовалась: аккумулятор уменьшался в размерах, приобретая новые качества. Если раньше его использовали только для запуска двигателя, то в настоящее время при выключенном двигателе он обеспечивает работу разнообразных потребителей электроэнергии. Если же двигатель включен, аккумулятор помогает генератору снабдить энергией все потребляющие устройства авто.
До конца 40-х годов все автомобили имели электрооборудование 6В (это значит, что в составе батареи находилось три аккумулятора по 2В). Сейчас аккумуляторы с таким напряжением используются преимущественно в мототехнике. На всех легковых автомобилях напряжение соответствует 12В, а на тяжелых грузовиках, троллейбусах, трамваях и армейском транспорте - только 24В.
Типы автомобильных аккумуляторов
Автомобильные аккумуляторы бывают четырех типов.
1.Обслуживаемые АКБ. Это классические аккумуляторные батареи. Их металлические пластины содержат сплав свинца и сурьмы. Данный тип аккумуляторов допускает замену (долив) электролита через специальные заливные горловины. Сегодня обслуживаемые аккумуляторы практически не выпускаются.
2. Малосурьмянистые АКБ. С течением времени производители поняли, что, если свести уровень сурьмы в составе сплава к минимуму, бурного испарения воды не происходит. Аккумулятор стал малообслуживаемым. Основные производители малосурьмянистых аккумуляторов – Baren, Varta, Bosch.
3. Кальциевые АКБ. Отличаются, в первую очередь, составом пластин: они изготовлены из кальциевого свинца. Это практически необслуживаемый аккумулятор, который впервые придумала и построила американская фирма Delco Remi.
4. Гибридные (комбинированные) АКБ. Созданы на основе кальциевого (катодные пластины) и малосурьмянистого (анодные пластины) сплавов. Такое «смешение» технологий позволяет увеличить срок эксплуатации. На сегодняшний день наиболее популярный тип батарей.
Одной из важнейших характеристик аккумуляторов является их энергоемкость. Это количество электроэнергии, которое аккумулятор выделяет в процессе разряда до итогового напряжения. У малолитражных автомобилей (Mercedes B200, Fiat Uno60, Daewoo Matiz и др.) энергоемкость аккумулятора, соответственно, тоже небольшая - порядка 30-40А/ч. У автомобилей с большим объемом двигателя, как правило, и аккумуляторы на 100-120 А/ч.
Плюсы и минусы разных типов аккумуляторов
Все разновидности аккумуляторов имеют свои плюсы и свои минусы. Однозначно сказать, какой вид самый лучший, очень сложно. Например, кальциевые аккумуляторы обладают низким саморазрядом, не требуют никакого обслуживания, но не терпят глубоких разрядов.
Для обслуживаемых и малообслуживаемых аккумуляторов глубокий разряд допустим, но они требуют периодической доливки дистиллированной воды.
С понижением температуры падает зарядная способность аккумулятора. Короткие поездки в морозную погоду могут разрядить даже новый аккумуляторов, что, в свою очередь, может привести к снижению срока эксплуатации (особенно для кальциевых АКБ).
Вопросы эксплуатации
Если уровень заряда батареи постоянно будет соответствовать 70-90%, она прослужит очень долго.
Обслуживание АКБ упрощается, если у них имеется индикатор. Зеленый цвет индикатора означает, что батарею можно эксплуатировать, черный цвет – батарею необходимо зарядить. Если глазок индикатора белеет, необходимо добавлять электролит (дистиллированную воду).
«Необслуживаемые» батареи сделаны таким образом, что заботиться об уровне электролита в них не нужно. Но это относится только к полностью исправному автомобилю. Если забарахлит или выйдет из строя реле-регулятор, батарея любой конструкции тут же закипит. Если кипение будет продолжительным, то даже полностью новую батарею придется менять, так как она придет в негодность.
Нельзя допускать глубокой разрядки аккумулятора.
Нежелательно заменять аккумулятор при работающем двигателе, так как скачки напряжения могут привести в негодность электрооборудование автомобиля.
Следует также учитывать, что у различных моделей авто соответственно и различное расположение клемм аккумулятора. У некоторых аккумуляторов плюсовая клемма расположена слева, у некоторых наоборот. Именно от этого зависит полярность АКБ. Подбирая батарею, необходимо учитывать полярность и диаметр клемм, в противном случае провода могут не дотянуться до клемм АКБ другой полярности.
Необходимо помнить, что имеются свои различия и у корпусов различных АКБ. У автомобилей марок Honda, Subaru, Suzuki, Toyota европейского производства размер корпуса АКБ не соответствует европейскому стандарту, клеммы же имеют европейский стандарт. У этих же машин японского и азиатского производства ни корпус, ни клеммы не соответствуют европейским.
Кроме того, АКБ Jeep, к примеру, выше и короче в сравнении с европейской.
Во избежание утечки электролита, периодически нужно проверять, насколько прочно закреплены клеммы. При необходимости нужно подтянуть гайки. Также необходимо удалять с клемм возможный солевой налет и смазывать их специальной пластичной смазкой для полюсов.
blamper.ru
Автомобильный аккумулятор - это... Что такое Автомобильный аккумулятор?
Автомобильный аккумулятор (для краткости может именоваться АКБ) — тип электрического аккумулятора, применяемый на автомобильном или мототранспорте. Энергия аккумулятора используется в первую очередь для работы стартера, инжектора, светового оборудования и блока управления двигателем (ECU).
На электротранспорте является не вспомогательным источником энергии, а основным. Такие аккумуляторы принято называть тяговыми.
Основные характеристики
- Напряжение:
- 6 В — до конца 40-х годов практически все автомобили имели шестивольтовое электрооборудование. В настоящее время аккумуляторы на напряжение 6 В применяются только на мототехнике.
- 12 В — в данный момент на всех легковых автомобилях используются аккумуляторы только с таким значением напряжения.
- 24 В — используются на тяжёлых грузовиках, троллейбусах, трамваях, и армейском автотранспорте. На лёгких грузовиках могут использоваться аккумуляторы как на 12 вольт, так и на 24.
Оценить заряженность аккумулятора по напряжению возможно не менее чем через сутки после отключения его от источников питания (отключения от зарядного устройства, поездки на автомобиле).
12,65 В | 6,32 В | 100% | 1,265 г/см3 |
12,35 В | 6,22 В | 75% | 1,225 г/см3 |
12,10 В | 6,12 В | 50% | 1,190 г/см3 |
11,95 В | 6,03 В | 25% | 1,155 г/см3 |
11,70 В | 6,00 В | 0% | 1,120 г/см3 |
- Ёмкость аккумулятора, измеряющаяся в ампер-часах. На автомобилях с бóльшим количеством электропотребителей ёмкость аккумулятора должна быть выше.
- Пусковой ток. Или ток холодной прокрутки (cold cranking amps CCA) Максимальный ток, который способен отдавать аккумулятор без посадки напряжения на клеммах ниже 9В в течение 30 секунд при −18oC по ГОСТ 53165-2008.
Типы АКБ
Тип батареиВ основном используется свинцово-кислотный тип. Обычный электролит представляет собой смесь дистиллированной воды и серной кислоты, но сейчас появились АКБ построенные на базе технологии AGM (Absorbent Glass Mat), электролит в которых абсорбирован в стеклянном волокне, а также т. н. гелевые аккумуляторы, где электролит загущается до гелеобразного состояния силикагелем (технология носит название GEL).
ГабаритыСуществует несколько формфакторов батарей. Аккумуляторы для японского и европейских рынков имеют разные размеры.
ПолярностьОбратная или прямая. Определяет расположение электродов на корпусе АКБ. Для автомобилей отечественного выпуска характерна прямая полярность, при которой плюсовая клемма находится слева, а минусовая — справа, при положении аккумулятора "клеммы ближе к вам".
Диаметр контактных клеммВ типе Euro — type 1 — 19,5 мм плюсовая клемма и 17,9 мм минусовая клемма. Тип Asia — Type 3 — 12,7 мм у плюсовой клеммы, — и 11,1 мм у клеммы «минус».[1]
Тип крепленияВ конкретном транспортном средстве может быть реализован один из типов крепления АКБ — верхнее или нижнее. В ряде автомобилей конструкции для закрепления батареи может быть не предусмотрено. Обозначения типов нижнего крепления следующие: B00, B01, B03, B13.
Необходимость обслуживанияПо этому принципу АКБ делятся на два типа: обслуживаемые (и как их подкатегория — малообслуживаемые) и необслуживаемые (в тексте ГОСТа обозначенные как безуходные).
Стандарты в Российской Федерации
Существует ГОСТ 53165-2008 Введен в действие 01.07.2009 Дата издания 30.06.2009, в котором автомобильные аккумуляторы именуются «стартерными батареями».
Интересные факты
- Следует знать, что различные типы аккумуляторов обладают разными особенностями, которые не позволяют однозначно назвать "лучший" тип аккумулятора.
Можно говорить только о лучшей применимости различных типов аккумуляторов в разных условиях. Так, например, современные "кальциевые" аккумуляторы обладают низким саморазрядом, не требуют никакого обслуживания, однако не терпят глубоких разрядов, например, при коротких поездках в зимние морозы, или длительной стоянке автомобиля. Напротив, для "обслуживаемых" (практически не производятся) и "малообслуживаемых" аккумуляторов глубокий разряд не столь губителен, но такие типы аккумуляторов требуют доливки дистиллированной воды (при исправном электрооборудовании и среднем пробеге - примерно 1 раз в 4-7 месяцев). Дистиллированную воду можно купить в аптеке или на автозаправочных станциях.
- С понижением температуры падает и способность аккумулятора "принимать заряд". Поэтому короткие поездки в зимние морозы, особенно с фарами, могут довольно быстро привести к полному разряду даже абсолютно исправного аккумулятора. Это приводит не только к невозможности запуска мотора, но и к сокращению срока службы аккумулятора, особенно "кальциевого".
Зимой аккумулятор рекомендуется периодически снимать с автомобиля и заряжать зарядным устройством после согревания на воздухе до положительной температуры. Согревать холодный аккумулятор в горячей воде нежелательно по причине возможного частичного осыпания активной массы пластин из-за быстрых температурных деформаций.
- При крайне низких температурах, рекомендуется сперва (перед попыткой завести двигатель) включить на несколько минут дальний свет фар: это способствует лучшей работе аккумулятора.
- На автомобильных форумах неоднократно отмечалось, что данная рекомендация «прогреть» аккумулятор кратковременной подачей нагрузки носит спорный характер, поскольку расчётный нагрев, согласно закону Джоуля-Ленца, не превышает долей градуса, что несложно проверить[2]; но обоснованность данной рекомендации подтверждается одними специалистами[3] и опровергается другими[4].
А проведённые испытания демонстрируют даже обратный эффект: при разряде токами небольшой величины происходит охлаждение батареи, благодаря эндотермической реакции восстановления диоксида свинца на положительном электроде при разряде[5].
- Крайне нежелательно заменять аккумулятор при работающем двигателе, поскольку связанные с отключением и подключением аккумулятора скачки напряжения могут вывести из строя электрооборудование автомобиля. При необходимости замены аккумулятора при работающем двигателе, для минимизации скачка напряжения необходимо перед отключением аккумулятора включить в автомобиле максимальное количество электроприборов (фары, мотор "печки", магнитолу, обогрев заднего стекла и т.д.). Подключение каждой клеммы должно производиться быстро, без многократного касания клеммой вывода аккумулятора. Обороты двигателя не должны превышать холостых.
- При севшем аккумуляторе, т. н. «прикуривание» от другой автомашины необходимо осуществлять с тщательным соблюдением определенного набора правил, определяемых производителем автомобиля. Нарушение этих правил может оказаться причиной выхода из строя оборудования или даже взрыва АКБ.
См. также
Примечания
Ссылки
biograf.academic.ru
Как выбрать аккумулятор для автомобиля правильно
Популярнейшей составляющей автомобиля является аккумуляторная батарея. О существовании этого источника тока в машине знают даже начинающие автолюбители. И когда в один не очень прекрасный день при повороте ключа в замке зажигания не происходит запуск автомобиля, в первую очередь ревизии подвергается АКБ. Если диагностика доказала вину источника тока, автомобилисту придется узнать, как выбрать аккумулятор для автомобиля.
Причины выхода из строя АКБ
Перед тем как выбрать автомобильный аккумулятор, следует выяснить причину выхода старого прибора из строя. Если источник тока отслужил 5-7 лет, то вины бортовой системы, скорее всего, нет. При более раннем выходе АКБ из строя, возможно, имеются проблемы в электрической цепи авто.
- Основными виновниками неисправности аккумулятора становятся такие электроприборы, как генератор и стартер. Генератор после запуска мотора должен обеспечить машину электроэнергией и одновременно подзарядить батарею. При неисправности стартера требуется повышенный расход электричества при запуске силового агрегата.
- Механические повреждения корпуса аккумуляторной батареи становятся причиной выхода АКБ из строя. При этом часто появляются течи электролита или видны дефекты при внешнем осмотре.
- Иногда аккумулятор после зарядки быстро теряет свою силу. Причина этого явления может быть достаточно тривиальна. Автолюбитель просто не знает, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля. При неверно выставленных параметрах тока, а также при недостаточном времени зарядки батарея не успевает полностью восстановиться. Поэтому автолюбителю следует правильно подключить зарядное устройство и рассчитать, время зарядки автомобильного аккумулятора.
Выбор аккумулятора для автомобиля
Аккумуляторная батарея имеет несколько важных для автомобилиста параметров. Зная, как правильно выбирать аккумулятор для автомобиля, в будущем поможет избежать преждевременного выхода АКБ из строя или появления проблем в системе зажигания.
Емкость аккумулятора автомобиля
В первую очередь подбирать батарею следует по показателю емкости. Узнать, какая емкость должна быть в конкретном автомобиле можно из инструкции на автомобиль. Если владелец покупал новый автомобиль, то достаточно взглянуть на этикетку старого аккумулятора, чтобы определить этот параметр. Номинальная емкость указывается в ампер-часах (А·ч). Она показывает емкость при 20-часовом разряде батареи. Этот показатель регламентируется большинством европейских и российских производителей. Для легковушек чаще всего требуются аккумуляторы емкостью 40…80 А·ч.
Емкость аккумулятора не должна быть ни меньше, ни больше рекомендуемой. В первом случае будет недостаточно электроэнергии для запуска мотора (особенно это важно для дизеля) и обеспечения всех электроприборов. Происходит быстрый разряд, что снижает долговечность источника тока. Бытует мнение, что установка АКБ с повышенной емкостью предпочтительнее для эксплуатации авто. Однако необходимо учесть, что батарея будет постоянно недозаряжена, т. к. генератору требуется больше времени на полную зарядку. Это негативно отразится на сроке службы АКБ.
Мощность пускового тока
Этот параметр аккумуляторной батареи особенно важен для автомобилей с дизельным двигателем. Для запуска дизеля требуется источник тока с более высоким значением пускового тока. Данная характеристика показывает выходную мощность устройства в интервале 30 с при температурном режиме -18˚С. Чем выше мощность пускового тока, тем быстрее будет стартер вращать двигатель при запуске.
В разных странах используются свои стандарты и подходы к определению пускового тока.
- Немецкие производители испытывают аккумулятор при -18˚С на протяжении 30 с, пока напряжение не упадет до 10 В.
- В большинстве стран Евросоюза при той же температуре измерение производится в течение 10 с до напряжения 7,5 В.
- Американская методика предусматривает разряд батареи до 7,2 В при той же температуре в течение 30 с.
Наиболее близким стандартом к российскому ГОСТу является методика Германии. В случае приобретения АКБ для автомобиля других стран следует учитывать разницу в подходе к измерениям.
Расположение выводных клемм
Следующим важным моментом при подборе батареи становится местонахождение выводных клемм. Дело в том, что длина силовых проводов в автомобилях делается минимальной. А удлинять проводку достаточно опасно.
Полярность АКБ бывает прямой или обратной. В случае прямой полярности выводная клемма «+» располагается слева, а отрицательный вывод «-» справа. При этом смотреть следует с лицевой стороны. При обратной полярности положительная клемма будет справа.
Легко можно сориентироваться с полярностью батареи по марке автомобиля. Например, американские авто имеют прямую полярность, а у японских авто она обратная.
Габариты батареи
Не следует забывать и о такой простой характеристике, как размер аккумулятора. При помощи рулетки следует измерить высоту, ширину и длину старой модели, и если она идеально находилась в гнезде, то такие же габариты подойдут и для нового источника тока. Использование батареи меньшего или большего размера не позволит надежно закрепить аккумулятор, что чревато поломкой или коротким замыканием.
Гарантийный срок службы
Каждый аккумулятор имеет определенный гарантийный срок эксплуатации. Чтобы получить гарантийный талон, автомагазины действуют двумя способами.
- Некоторые продавцы самостоятельно определяют исправность электрооборудования автомобиля при помощи специального измерительного прибора (нагрузочная вилка). Если дефектов не обнаруживается, выдается гарантийный талон.
- Другие продавцы не оказывают услуги по диагностике автомобильной бортовой системы. Получить гарантийный талон можно только после посещения СТО, где автовладельцу выпишут справку, подтверждающую полную исправность электроприборов.
Виды аккумуляторов по возможности обслуживания
Все аккумуляторные батареи можно разделить на три категории.
- Обслуживаемые АКБ относятся к устаревшим видам источников тока. Это свинцово-сурьмянистые батареи, в верхней крышке которых есть откручивающиеся пробки. Обслуживаемые устройства можно разобрать, заменить блок пластин, устранить течь и т. д. Такие модели отличаются низкой стоимостью.
Устройство для проверки плотности электролита в АКБ
Основным недостатком обслуживаемого аккумулятора будет необходимость регулярного контроля уровня электролита. Так как объем жидкости постоянно уменьшается (испаряется вода), то требуется периодически добавлять дистиллированную воду. Срок службы таких аккумуляторов редко превышает 2 года.
- Малообслуживаемые аккумуляторы изготавливаются на основе свинцово-малосурьмянистых пластин. Данный тип АКБ также требует заботы со стороны автовладельца, но при этом устройство не такое требовательное к обслуживанию. Батарея достаточно надежна при низкой цене.
Что касается недостатков, то они аналогичны обслуживаемым моделям. Срок службы таких АКБ составляют около 3 лет.
- Самым актуальным сегодня видом автомобильных аккумуляторов являются необслуживаемые модели. Для изготовления данного источника тока используются свинцово-кальциевые пластины. В необслуживаемых батареях не нужно контролировать уровень электролита. Все банки надежно запаяны, доступ к электролиту для автолюбителя отсутствует.
Понятно, что и стоимость необслуживаемых батарей выше других типов, но и долговечность часто превышает отметку 5 лет.
Способы проверки аккумулятора при покупке
Недостаточно знать, какой аккумулятор выбрать для автомобиля. Еще важно уметь проверять его работоспособность, чтобы не получить бракованный экземпляр.
Лучше всего с диагностикой новой батареи справится нагрузочная вилка. Сначала прибор подключается к аккумуляторной батарее. После включения устройства под нагрузкой напряжение АКБ не должно опуститься ниже 9 В на протяжении 5 мин. Обычно в каждой торговой точке, которая специализируется на продаже аккумуляторов есть такие измерительные приборы.
Измерительный прибор для АКБ
Некоторые продавцы на рынке демонстрируют работоспособность батареи подключением автомобильной лампочки или же показаниями тестера. Такой способ проверки не является правильным, т. к. измерение происходит без нагрузки.
Где покупать аккумулятор
Сегодня у автомобилиста есть несколько способов приобрести аккумуляторную батарею. Когда старый АКБ еще позволяет запустить мотор автомобиля, то можно отправиться по магазинам или на рынок. А вот когда машина не подает признаков жизни, возникает дополнительная проблема с доставкой.
- Привычным местом для приобретения аккумуляторной батареи становится автомобильный рынок. Здесь можно выбрать источник тока по самым низким ценам. Однако велика вероятность покупки некачественной продукции, которую сложнее потом заменить.
- Постепенно набирает популярность приобретение аккумуляторов через интернет-магазины. Среди преимуществ можно выделить возможность покупки, не выходя из дома. Кроме того, доставка увесистого товара будет произведена в указанное место. Из недостатков можно выделить отсутствие личного осмотра до момента доставки.
- Лучше всего приобретать автомобильный аккумулятор в специализированном магазине. Выгоднее будет немного переплатить за АКБ, зато получить гарантию, проверить исправность товара и бортовой системы авто. При возникновении проблем с источником тока его можно возвратить в эту же торговую точку.
Производители автомобильных аккумуляторов
Сегодня автомобилист имеет возможность выбрать аккумулятор в широком ценовом диапазоне. Производством батарей занимаются многие страны мира, но на российском рынке чаще всего встречаются модели из стран СНГ, Европы и Азии. Самые высокие позиции в рейтинге автомобильных аккумуляторов занимают следующие бренды.
- Одним из самых известных аккумуляторных брендов является Bosch. Товары этой немецкой фирмы славятся качеством, долговечностью и высокой ценой. АКБ от Bosch отличаются высоким пусковым током, простотой обслуживания и серебряным покрытием внутренних пластин. Сегодня филиалы Bosch имеются в разных странах, но качество всех изделий остается на высоте.
Особенности аккумулятора BOSCH
- Продукция концерна Varta не уступает по качеству Bosch, зато привлекает потребителей доступной ценой. Согласно отзывам автовладельцев батареи Varta являются лучшими в соотношении цена и качество. Филиалы немецкой фирмы имеются во многих странах, в том числе и в России. Дешевым аналогом Varta является АКБ из Украины ISTA.
- Турецкая компания Mutlu достойно конкурирует с мировыми лидерами. Аккумуляторные батареи отличаются хорошим качеством и прекрасной работоспособностью в морозную погоду.
- Поклонникам обслуживаемых аккумуляторов пришлись по душе модели таких фирм, как Тюмень (Россия) и Titan (Украина). Они занимают на рынке социальный сегмент благодаря низкой стоимости.
Правила обслуживания АКБ
Во многом длительность безотказной работы аккумуляторной батареи зависит от обслуживания. Поэтому от водителя требуется минимальный уход за аккумулятором автомобиля.
Аккумулятор для машины можно обслуживать в домашних условия
- В первую очередь необходим контроль уровня заряда. Даже если автомобиль каждый день находится в дороге, один раз в полгода рекомендуется полностью зарядить его при помощи стационарного устройства.
- Чтобы исключить саморазряд батареи, необходимо периодически очищать клеммы от налета солей.
- В обслуживаемых моделях автовладелец должен регулярно проверять уровень электролита и при необходимости добавлять дистиллированную воду.
- Не следует надолго включать стартер, если мотор не желает запускаться. Сначала необходимо найти причину плохого старта, а не разряжать батарею до минимума.
Эти простые рекомендации помогут автолюбителям решить проблему выбора аккумулятора, проверить его работоспособность и дать ему возможность трудится много лет.
vybratauto.ru
Как выбрать аккумулятор для автомобиля?
Большинство автомобилистов понимают, что со временем аккумулятор нуждается в особом уходе и внимании, а в большинстве случаев – в своевременной замене. И тогда владелец транспортного средства задается вполне резонными вопросами – как выбрать аккумулятор для автомобиля и какому типу АКБ отдать предпочтение? Сегодня мы попытаемся предоставить полную информацию о том, как подготовиться к покупке, на какие критерии стоит обращать внимание, а также какие эксплуатационные характеристики имеют значение при выборе аккумулятора.
Прежде чем перейти к рассмотрению основных параметров выбора аккумулятора для автомобиля, давайте познакомимся с наиболее распространенными типами автомобильных аккумуляторов (АКБ).
Типы аккумуляторов для автомобиля
Автомобильные аккумуляторы разделены на три категории: обслуживаемые (заряженные), необслуживаемые, малообслуживаемые.
Обслуживаемые (заряженные) аккумуляторы
Отличительной особенностью таких батарей является то, что добавление электролитного вещества и полная зарядка АКБ происходит в процессе производства. Поэтому такой аккумулятор после изготовления уже готов к эксплуатации. Следует отметить, что в настоящее время в продаже представлено небольшое количество обслуживаемых аккумуляторов, при этом 10 лет назад они являлись одним из наиболее популярных типов автомобильных батарей. Заряженные АКБ время от времени нуждаются в техническом обслуживании – доливе дистиллированной воды в емкостный бак. При коротком замыкании в аккумуляторе достаточно произвести замену пластинного блока, а также 1 или нескольких аккумуляторных банок. Если аккумулятор длительное время не эксплуатируется, срок его годности может составить не более 12 месяцев.
Необслуживаемые аккумуляторы
Принцип работы такого вида аккумулятора в чем-то схож с заряженными АКБ, однако имеются некоторые отличия. Во-первых, благодаря герметичному корпусу, водный конденсат не испаряется наружу, а циркулирует внутри бака. С такой аккумуляторной батареей практически ничего нельзя сделать: на её корпусе нет заливных отверстий и пробок, а это значит, что вам нет необходимости постоянно контролировать долив воды в бак батареи. Такой вид АКБ предназначен для крайне мягких условий эксплуатации.
Малообслуживаемые (сухозаряженные) аккумуляторы
Такой тип батареи занимает большую часть рынка автомобильных аккумуляторов. Их ассортимент широк, да и стоимость их варьируется в зависимости от производителя. Конкретных и жестких ограничений работы и обслуживания такие АКБ не имеют. Такой вид АКБ имеют схожие черты с двумя предыдущими вариантами батарей. Малообслуживаемые аккумуляторы оснащены баком специальной конструкции, имеющего небольшие крышки для контроля уровня электролита. По мере высыхания батареи требуется осуществлять периодический долив необходимого количества жидкости. Батареи такого типа являются достаточно устойчивыми к быстрым разрядам, а также хорошо переносят повышенное напряжение во время зарядки.
По типу материала, используемого для изготовления пластин, АКБ могут быть: кальциевыми и сурьмянистыми.
Кальциевые аккумуляторы
В качестве основного материала в таком типе батареи используют кальций. Кальциевые аккумуляторы имеют небольшие габариты и вес, а также низкий уровень самостоятельной зарядки. Кальциевые аккумуляторы могут быть представлены не обслуживаемыми или малообслуживаемыми. К недостаткам таких батарей относят их высокую стоимость и восприимчивость к глубоким зарядам.
Сурьмянистые аккумуляторы
Для такого типа аккумуляторов в качестве основного материала для изготовления пластин используется свинец в состав которого входит токсичный элемент – сурьма. Такие батареи абсолютно не поддаются утилизации по окончании срока годности (в силу своей токсичности и высокому содержанию газов). Еще одним наиболее распространенным недостатком таких аккумуляторов является быстрый износ и выкипание. Однако, несмотря на имеющиеся недостатки, такие аккумуляторы все же имеют некоторые достоинства – низкую стоимость и устойчивость к глубоким зарядам.
Не будет лишним осмотреть и пакетированные пластины. Все пластины АКБ находятся в отдельных конвертах-сепараторах, которые препятствуют возникновению между ними короткого замыкания, когда осыпается активная масса. Пластины можно посмотреть, сняв заливную пробку.
Технические параметры
Прежде чем выбрать аккумулятор для авто стоит ознакомиться с основными техническими параметрами изделия: емкость, пусковой ток, расположение клемм, габариты, срок годности и гарантия.
Емкость аккумулятора
Емкость АКБ является достаточно важным параметром выбора, поскольку определяет общие энергозатраты батареи за временной промежуток. Единицами измерения емкости аккумулятора являются Ампер/час. Например, при подаче пускового тока в 35 А, продолжительность работы батареи емкостью 35А/час составит 60 минут. Как правило, емкость указывается на баке аккумулятора при температуре электролита не более +25 градусов. Стандартные автомобильные аккумуляторы малых объемов для бензинового двигателя имеют емкость 35-55 А/ч, аккумуляторы больших объемов для бензиновых и дизельных двигателей имеют емкость в 80-120 А/ч, в некоторых случаях – 140-20 А/ч.
Предпочтительней купить АКБ с характеристиками, рекомендованными в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если выбрать АКБ с меньшей мощностью, то он выйдет из строя гораздо быстрее. И с пуском в морозы такой аккумулятор будет справляться значительно хуже. При выборе автомобильного аккумулятора большей ёмкости срок его службы всё равно будет меньше из-за постоянной недостаточности зарядки.
При длительной эксплуатации аккумулятора необходимо тщательно следить за уровнем его зарядки. Если АКБ разрядилась на 50%, ее следует снять и оставить на полную подзарядку.
Во время зарядки аккумуляторной батареи вода распадается на кислород и водород. Для недопущения взрыва аккумулятора, для выхода паров в пробках сбоку или сверху проделывают небольшие технологические отверстия. В наиболее простых и дешёвых моделях это просто маленькая дырочка, со временем забиваемая грязью. А в более дорогих моделях, пробки представляют собой клапаны, препятствующие выплеску электролита и имеющим полости для конденсации газов.
Пусковой ток
При выборе аккумулятора для автомобиля важной технической характеристикой является пусковой ток, предназначенный для проворачивания холодного мотора. Если выбрать АКБ со значением пускового тока выше рекомендованного изготовителем автомобиля, то возникнет угроза спалить стартер. Единицами измерения пускового тока, как и емкости, являются Амперы. Пусковой ток зависит от параметра емкости и отличительных особенностей конструкций аккумуляторов и регламентируется отечественными и европейскими стандартами – ГОСТ, SAE, IEC, EN. Чем выше показатель пускового тока, тем будет выше скорость работы стартера.
Наибольшая нагрузка на аккумулятор идёт при холодном запуске в морозных условиях. Используя простые рекомендации, можно достаточно легко продлить жизнь аккумулятору. Во-первых, перед зимним сезоном следует заменить масло более жидкой консистенции. Во-вторых, замена требуется и свечам зажигания. Предпочтительней выбрать свечи, имеющие зимнее калильное число. В сильный мороз, прежде чем запустить стартер, необходимо как следует «разогреть» батарею, включив дальний свет несколько раз по 3 секунды. После чего необходимо включить стартер на некоторое время, для того чтобы поршни в цилиндрах разогнали загустевшее масло. Далее можно запускать мотор. Если с первого раза запуск не удался, то следует подождать около 3 минут и повторить операцию. Наиболее эффективным режимом запуска принято считать серию попыток по 10-15 секунд, с паузами в 3 минуты.
Расположение клемм
Следующий не менее важный параметр – полярность или расположение отрицательного и положительного вывода клемм. Расположение клемм может быть разное и отличаться в зависимости от типа аккумулятора и производителя. Положительная клемма может иметь как лево, так и правостороннее положение. Правостороннее расположение положительной клеммы используется на аккумуляторах, предназначенных для автомобилей европейских производителей, левостороннее расположение клеммы – для батареи отечественных автомобилей. Поэтому обязательно обратите внимание на этот показатель при покупке АКБ.
Габариты корпуса
При выборе аккумулятора для автомобиля важно измерить точные габариты корпуса, а по возможности выбрать аналогию старой батареи. Габариты корпуса могут отличаться в зависимости от страны-производителя. Для европейских и отечественных автомобилей подойдут АКБ, соответствующие европейским стандартам, для автомобилей азиатского производства стоит приобретать аккумулятор, выполненный в соответствии с азиатскими стандартами.
Срок годности
Информация о дате выпуска и сроке годности содержится на корпусе аккумулятора. Специалисты советуют приобретать автомобильный аккумулятор, который был произведен не позже 2-3 месяцев от момента поступления в продажу. Ведь так вы гарантированно сможете приобрести качественный товар, соответствующий заявленным производителем характеристикам. Кроме того, советуем приобретать АКБ только проверенных производителей.
Гарантия
Приобретая сертифицированный товар, вы получаете официальную гарантию производителя на бесплатное обслуживание АКБ в случае поломки или обнаружения заводского брака. Поэтому, для того чтобы избежать подделок, лучше осуществлять покупку автомобильного аккумулятора исключительно в специализированных точках продаж. Обязательно стоит поинтересоваться у продавца предоставлением гарантийных обязательств. Если таких гарантий нет, в таком случае лучше выбрать другого более надежного продавца. При покупке АКБ проверьте наличие голографических знаков, кодов страны-производителя и значков качества, попросите при вас проверить исправную работу аккумулятора, напряжение и пусковой ток.
Выбрать аккумулятор для автомобиля – сложно и трудоемко, но мы надеемся, что смогли помочь вам разобраться в этом вопросе. Приятной и удачной покупки!Вы можете оставить свой комментарий под этим постом. Будем рады узнать ваше мнение и ответить на ваши вопросы.
viborok.ru