Диагностика инжекторного двигателя по свечам зажигания. Состояние двигателя по свечам зажигания
Диагностика двигателя по свечам зажигания
Свечи зажигания в бензиновых двигателях непосредственно участвуют в процессе сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах, осуществляя воспламенение топливного заряда при помощи электрической искры. Свеча зажигания, которая выполнена из металла и керамики, фактически, находится в камере сгорания. Другими словами, данный элемент системы зажигания частично находится внутри ДВС.
Благодаря такой особенности расположения по внешнему виду свечей зажигания можно определить исправность работы и общее состояние двигателя, так как различные неполадки силового агрегата существенно влияют на эффективность сгорания топливно-воздушной смеси. С учетом относительной простоты демонтажа многие специалисты и опытные автолюбители проводят быструю диагностику состояния двигателя именно по свечам. Давайте посмотрим, по каким признакам определяются различные неисправности мотора после анализа внешнего вида свечей зажигания.
Читайте в этой статье
Состояние мотора по свечам зажигания
Начнем с того, что свечи зажигания необходимо выкручивать для поверки уже после того, как двигатель полностью вышел на рабочую температуру и прошел несколько десятков километров с учетом различных режимов нагрузки. Например, перед осмотром свечей можно проехать по трассе на средних оборотах. Отметим, что считается неправильным выкручивать свечи сразу после запуска холодного двигателя. Дело в том, что во время прогрева мотор определенное время работает на обогащенной смеси, сама работа агрегата бывает неустойчивой, особенно в морозы.
В результате на свечах в холодном моторе может образоваться серо-черный нагар, который ошибочно принимается за явный показатель неисправности ДВС. Также сбои в работе непрогретой силовой установки на холостом ходу (троение, рывки, провалы) могут быть результатом изношенных высоковольтных проводов зажигания или распределителя зажигания, забитых форсунок и т.д. Как показывает практика, с дальнейшим прогревом мотора большинство из этих симптомов зачастую практически полностью исчезают. Соответственно, меняется и состояние свечей.Проверка свечей и оценка работы двигателя
В исправно работающем двигателе на свечах не должно быть явных обильных отложений, нагара, следов моторного масла. При этом допускается окрашивание юбки центрального электрода в светлый коричневатый оттенок. Такое состояние свечи зажигания говорит о том, что двигатель оптимально расходует топливо, то есть полноценно сжигает смесь, не перегревается, не отличается повышенным расходом масла.
- Появление «пушистого» черного нагара на центральном электроде четко указывает на увеличенный расход топлива и работу двигателя на переобогащенной топливно-воздушной смеси. Такой нагар может быть результатом неправильно настроенного карбюраторного впрыска или проблем с инжектором. Также следует уделить внимание состоянию системы впуска, так как нехватка воздуха по причине забитого воздушного фильтра вызывает излишнее обогащение смеси.
- Серый оттенок или побеление центрального электрода является верным признаком того, что мотор работает на бедной смеси или сильно перегревается. Такое состояние свечей зажигания указывает на необходимость детальной проверки двигателя, работы системы топливоподачи, системы охлаждения, ЭСУД и т.д. Помните, активная эксплуатация агрегата под нагрузками на бедной смеси вызывает перегрев не только свечей зажигания, но и камеры сгорания. В результате может возникнуть детонация, локальные перегревы мотора, прогар выпускных клапанов и т.д.
- Наличие красного (кирпичного) цвета на юбке центрального электрода свечи зажигания свидетельствует о повышенном содержании металлосодержащих присадок в бензине, на котором эксплуатируется автомобиль. В таких случаях необходимо уделить внимание качеству заправляемого топлива, полностью сменить привычную АЗС. Дело в том, что регулярная езда на таком горючем с присадками металла вызывает образование налета, который проводит электрический ток. В результате искра не проходит должным образом между электродами свечи, сама свеча зажигания быстро выходит из строя. Стоит добавить, что от такого топлива сильно страдает система электронного управления двигателем и система по очистке отработавших газов в выпускном тракте. Речь идет о кислородном датчике (лямбда-зонд) и каталитическом нейтрализаторе, которыми оборудованы все современные инжекторные автомобили.
- Замасливание свечей зажигания часто определяется по оценке состояния той части свечи, где на данном элементе выполнена резьба. На витках резьбы можно увидеть моторное масло, перемешанное с серо-черным нагаром и другими отложениями. В таких случаях мотор «на холодную» после простоя часто троит до прогрева, после чего температура растет и работа ДВС стабилизируется. Также двигатель может дымить серовато-синим или сизым дымом некоторое время после холодного пуска. С выходом на рабочую температуру такое дымление прекращается или становится почти незаметным. Добавим, что наличие на свече обильных отложений в виде толстого черно-серого слоя также указывает на то, что в камере сгорания вместе с топливом горит лишнее масло. Смазка попадает в рабочую камеру в результате износа или залегания маслосъемных поршневых колец. В случае проблем с кольцами двигатель дымит сизым дымом при резком нажатии на газ, на переходных режимах в выхлопе появляется характерный запах, присутствуют частицы несгоревшего масла и т.д.
- Если двигатель начал троить постоянно, это значит, что цилиндр полностью не работает. Двигатель теряет мощность, дымит, сильно расходует топливо и масло. Сначала необходимо точно определить неисправный цилиндр. Затем можно попытаться диагностировать проблему по состоянию свечи зажигания, которую выкручивают из проблемного цилиндра. В том случае, если центральный электрод и его юбка сильно замаслены, на поверхности присутствуют частицы топлива, которое не сгорело в рабочей камере, заметны металлические фракции, тогда проблема «троения» мотора явно не в системе зажигания или топливоподачи. Высока вероятность того, что произошло разрушение поршневых колец или клапана ГРМ. После оценки состояния свечи дополнительно рекомендуется замерить компрессию в двигателе.
- Одним из наиболее тревожных показателей также является свеча, у которой полностью разрушен центральный электрод и керамический материал в области юбки. К таким последствиям приводит детонация двигателя, эксплуатация ДВС на топливе, октановое число которого ниже рекомендуемого для данного мотора. К разрушениям может также привести слишком ранний угол опережения зажигания, неправильно подобранный комплект свечей. Также разрушиться может свеча, которая изначально является низкосортным изделием или случайным браком. Кроме возможных имеющихся неисправностей двигателя дополнительную опасность представляют отпавшие от электрода части, которые могут застрять под клапаном или вызвать другие дефекты. В отдельных случаях после разрушения свечи зажигания неизбежен ремонт ГБЦ.
Советы и рекомендации
Как видно, свечи зажигания являются индикатором, который позволяет сразу заметить определенные сбои в работе ДВС. По этой причине рекомендуется проверять состояние свечей на каждом плановом ТО, то есть через 10-15 тыс. км. пробега. Для исправной работы двигателя иногда необходимо производить регулировку зазора между центральным и боковым электродом, очищать свечи от нагара при помощи щетки с металлической щетиной.
Более того, чтобы не допустить случайного разрушения свечи зажигания в цилиндре, нужно правильно подбирать и своевременно менять свечи зажигания. Также отметим, что многие владельцы бюджетных моделей и авто среднего класса используют следующую схему. Автолюбители из этой группы предпочитают использовать самые простые и приемлемые по цене свечи зажигания известных производителей надлежащего качества.
Такой подход вполне оправдан. Хотя дешевые свечи рассчитаны всего на 25-30 тыс. пробега (что в два-три раза меньше дорогостоящих иридиевых, платиновых и других аналогов), комплект таких свечей регулярно меняется на новый на каждом плановом ТО параллельно замене моторного масла и фильтров.
Логика таких действий заключается в том, что новая свеча, даже самая простая, будет работать в двигателе лучше сравнительно с дорогим изделием, которое рассчитано на срок службы около 60-80 тыс. км. и уже отработало больше половины своего ресурса. Еще одним аргументом в пользу более частой замены свечей является низкое качество топлива на территории СНГ, высокое содержание присадок в бензине и т.п. В таких условиях ресурс любых свечей значительно сокращается.
Получается, проще и не особо дороже использовать более дешевые варианты и чаще их менять. При этом отпадает необходимость чистить свечи, переставлять их с учетом разных температурных режимов по цилиндрам, следить за зазорами и общим состоянием. Также снижается риск самопроизвольного разрушения свечи в результате эксплуатации, что иногда бывает, когда владелец пытается отъездить на одном комплекте «элитных» свечей зажигания весь заявленный производителем срок.
В качестве итога необходимо упомянуть двигатели, которые оборудованы ГБО и постоянно работают на газу. Следует помнить, что на таком виде топлива ресурс свечей зажигания сокращается до двух раз. Так происходит по причине повышенной температуры во время сгорания газа в цилиндрах двигателя. Дополнительно нужно учитывать и такой нюанс, что моторы с газобаллонным оборудованием чаще работают на обедненной топливно-воздушной смеси по сравнению с агрегатами на бензине, что также негативно сказывается на общем ресурсе свечей зажигания.
Читайте также
-
Свечи зажигания
Назначение и устройство свечей зажигания бензинового двигателя. Конструктивные особенности, виды свечей зажигания. Калильное число, искровой зазор.
krutimotor.ru
Диагностика состояния двигателя по свечам зажигания
Нормальная стабильная работа двигателя невозможна без правильно подобранной свечи зажигания. Искра должна образовываться в нужный момент времени — перед тем, как поршень поднимется на самый верх, и газ будет сжат максимально. Не раньше и не позже. Не вовремя проскакивающая искра ведет к увеличению выброса, нестабильной работе двигателя (троит, нестабильны обороты на холостом ходу, не развивает достаточной мощности).
Диагностика свечей зажигания
Средний срок службы свечи зажигания 30 тыс. км пробега, но правильно подобранная качественная свеча может работать и вдвое больше. Рабочий ресурс зависит также от материала, из которого изготовлены электроды, их количества и вида. Например, свечи с биметаллическими электродами работают надежнее и служат дольше. Свечи с несколькими электродами «массы» имеют продолжительный срок эксплуатации и не требуют регулировки искрового зазора, а с платиновым напылением работают очень стабильно. В любом случае, необходимо подбирать свечу, отвечающую требованиям производителей.
Диагностика двигателя по свечам зажигания
При воспламенении топливной смеси на свече образуется нагар. Часть его обгорает (так называемое самоочищение), но некоторая его часть все же оседает на корпусе. По виду и количеству нагара, а также состоянию электродов, можно с большой долей вероятности сказать о наличии или отсутствии проблем в работе двигателя.
Диагностика по свечам зажигания
Правильно подобранная свеча при нормально работающем двигателе имеет небольшое количество нагара. Его цвет кофейный или светло-коричневый, нет даже намека на масло. Электрод выгорает равномерно, заметных повреждений на ее поверхности нет. В этом случае расход топлива минимальный, количество масла стабильно, заводится двигатель легко и не сбоит.
Если на свече присутствует обильный сухой нагар
Диагностика свечей зажигания
черного цвета, двигатель работает на чересчур богатой топливной смеси. Причиной может быть неправильно отрегулированный карбюратор, засоренный воздушный фильтр, нарушение в работе топливной заслонки или неправильная работа системы управления (запуска) двигателя (проверить правильность работы датчиков). Главный симптом: большой расход топлива, непрогретый двигатель ведет себя нестабильно.
Диагностика свечей зажигания
Свеча, забрызганная бензином, свидетельствует о том, что система зажигания, инжектор или карбюратор требуют регулировки или профилактического ремонта. Если такая ситуация возникла зимой, то скорее всего, бензин просто не успевает сгорать при низких температурах. В этом случае свечи стоит продуть воздухом или протереть спиртом.
При использовании бензина с большим количеством присадок, содержащих частицы металлов (чаще всего это марганец, при помощи которого повышается октановое число топлива), на юбке электрода образуется красноватый налет. Этот налет имеет хорошую токопроводимость и при достаточном его количестве ток будет проходить по этому налету, а свеча работать не будет. При использовании присадок, содержащих свинец, на свече образуется желтый налет. Он также ведет к тому, что искра образуется нерегулярно.
Диагностика свечей зажигания
Если электрод на выкрученной свече имеет цвет белый или светло-серый, двигатель работает на обедненной топливной смеси. Причиной может быть: опережение зажигания, чересчур «горячая» свеча (капельное число должно
Диагностика двигателя по свечам зажигания
соответствовать рекомендациям производителя), топливо с низким октановым числом. Длительная работа на бедной топливной смеси приводит к перегреву и свечи и камеры сгорания, что в свою очередь может стать причиной прогорания выпускных клапанов. Симптомом может служить невыключение двигателя даже при выключенном зажигании. Это также говорит о чересчур «горячей» свече.
Диагностика двигателя по свечам зажигания. Холодная свеча
Если свеча покрыта смесью масла и топлива, скорее всего, цилиндр поврежден. Возможно: чересчур «холодная» свеча, повреждение клапанов, износ маслосъемных колпачков и поршневых колец, чересчур высокий уровень масла. Симптом: двигатель троит после запуска, через некоторое время работа стабилизируется, при прогреве выхлоп имеет бело-синий цвет. Исправить можно только капитальным ремонтом, заменой свечей и регулировкой топливной системы.
Полностью или частично разрушен центральный электрод. В этом случае двигатель постоянно троит, повышен в 1,5-2 раза расход топлива. Причины: бракованная свеча, топливо с низким октановым числом, слишком раннее зажигание, продолжительная работа двигателя с детонацией. Если частицы электрода застряли под выпускным клапаном, ремонта головки блока цилиндров не избежать.
Диагностика двигателя по свечам зажигания
Зольные отложения на электродах вне зависимости от цвета и места расположения оставляют сгоревшие легирующие компоненты масла, скорее всего, моторного. Симптом: потеря мощности. Значительное количество золы может вызвать самопроизвольное возгорание топливной смеси, что приведет к повреждению мотора. Необходима обязательная замена свечей, и желательна замена масла.
Диагностика двигателя по свечам зажигания
Диагностика двигателя по свечам зажигания
Причиной любого вида эрозии электродов является либо слишком загнутый электрод, либо пропущенный срок замены свечи. В этом случае двигатель работает на пониженных мощностях, заводится не с первого раза, часто троит и работает нестабильно даже в прогретом состоянии. Еще одной причиной эрозии электрода может стать использование бензина с добавлением освинцованных присадок. Длительное использование такого типа топлива приводит к быстрому разрушению электрода, иногда к практически полному его «растворению».
Диагностика по свечам зажигания метод, доступный каждому автовладельцу, причем нет необходимости ждать заявленного производителями пробега в 30 тыс. Км. При нашем бензине проверять состояние нужно каждые 5-7тыс. Своевременно обнаруженные сбои в большинстве случаев можно подкорректировать быстро и без особых затрат.
Порядок снятия/установки свечи зажигания
Проводить диагностику свечей зажигания тоже нужно правильно: машина должна пройти приличное расстояние по трассе, чтобы двигатель поработал с хорошей нагрузкой. Затем дать ему остыть: цилиндры обычно изготовлены из алюминия, который при нагревании сильно расширяется, и выкрутить из неостывшего двигателя свечу будет проблематично.
Снимают свечу на остывшем двигателе так:
- Отсоединить провода высокого напряжения (за провод не тянуть).
- Ключом отвернуть свечу на один оборот, очистить головку цилиндра и углубление в ней (продуть сжатым воздухом или с помощью чистой кисточки). Грязь и пыль не должны попасть в камеру сгорания или на резьбу.
- Выкрутить свечу, осмотреть ее. Для свечей с плоской опорной поверхностью оценить также состояние уплотнительного кольца.
Устанавливать новые или очищенные старые свечи также нужно с соблюдением определенных правил:
- Новые свечи промывают в растворителе, бензине, иногда кипятят (для удаления консервационной смазки).
- Внимательно осматривают ее внешнее состояние. Никаких сколов, царапин или других дефектов быть не должно. При необходимости регулируют зазор между электродами (его величина есть в инструкции к авто).
- Смазывают резьбу графитовой или медной смазкой. Это даст возможность даже при некотором искажении витков резьбы во время эксплуатации без особых усилий выкрутить свечу для диагностики или замены.
- Устанавливают и заворачивают руками, затем затягивают ключом (усилие 2 кг/м).
Диагностика ДВС по свечам зажигания надежный метод для поддержания движка в нормальном состоянии. Точное определение «болезней» конечно требует опыта, но вы сможете оценить состояние мотора и правильность работы топливной системы, системы зажигания, качество использованного бензина и еще целой кучи параметров.
avtofirst.ru
о чем говорит их цвет
Проведение полной диагностики двигателя – это мероприятие, которое займет много времени и способно опустошить ваш кошелек на внушительную сумму. Можно использовать современные электронные приборы для диагностики, а можно и вовсе разобрать двигатель до винтиков и, вооружившись микрометром, проверять все размеры и зазоры, влияющие на его работу. Но есть способ намного проще – один только цвет свечей зажигания расскажет вам многое о состоянии двигателя.
Особенности диагностирования ДВС по свечам
Осмотр свечей зажигания — один из самых простых способов диагностики мотора
Для начала стоит разобраться с тем, что такое свеча зажигания, для чего она необходима и какие ее характеристики наиболее важны. Ее роль в двигателе – это воспламенение смеси бензина и воздуха, поступающей в камеру сгорания. Заметьте, что полную картину вы можете получить только в случаях с бензиновыми моторами. Двигатели, работающие на дизтопливе, имеют в своей конструкции свечи, но их функции совершенно другие. Поломка такого, казалось бы, незначительного, элемента, способна нанести двигателю непоправимый ущерб. Обычно возникает цепная реакция, в результате чего неисправность всего одной свечи может дорого стоить автовладельцу. Нередко ломаются крышка трамблера или катушки зажигания (или одна катушка, в зависимости от автомобиля). Даже лямбда-зонд или каталитический нейтрализатор могут выйти из строя, если барахлит какая-либо свеча в бензиновом моторе.
Обратите внимание: свечи бывают: дуговые, искровые, накаливания, каталитические. Для воспламенения топливной смеси из воздуха и бензина применяются искровые.
В то время, когда в цилиндре закрыты клапаны, а поршень находится в районе верхней мертвой точки, происходит электрический разряд между электродами. Сила тока невелика, но напряжение может достигать 20-35 кВ (зависит от типа системы зажигания – контактная, бесконтактная, с микропроцессорным управлением), в результате чего между электродами появляется искра, способная воспламенить бензин. Момент возникновения искры зависит от правильности регулировки зажигания. Для нормального функционирования необходимо, чтобы ремень ГРМ (или цепь) был установлен с необходимым натяжением и метки на коленчатом и распределительном валах совпадали с метками на блоке. Также важна правильная установка трамблера, который распределяет высокое напряжение на соответствующие свечи.
О чем говорит состояние свечей
Всегда обращайте внимание на цвет электрода
Ниже мы привели наиболее распространенные способы определить состояние двигателя по свечам зажигания, а также выявить неполадки некоторых других систем автомобиля.
Рисунок 1. Рабочая свеча, выкрученная из правильно работающего мотора. Цвет центрального электрода – светло-коричневый, практически нет нагара и иных отложений, а также следов масла.
Рисунок 2. Черный бархатистый нагар. Чаще это говорит о переобогащении смеси из-за неправильно настроенного карбюратора или инжектора, либо о том, что в автомобиле засорился воздушный фильтр.
Рисунок 3. Светло-серый или белый электрод. В этом случае смесь в мотор, скорее всего, подается обедненная. Если ничего не предпринимать, в результате можно получить перегрев свечи либо камеры сгорания, что нередко приводит к прогару клапанов.
Рисунок 4. Красноватый цвет электрода. Говорит о том, что мотор длительное время работает на топливе с большим количеством металлосодержащих присадок (в основном марганцевых). Такой налет проводит ток легче, чем электроды свечи. Это приводит к тому, что свеча перестает работать.
Рисунок 5. Хорошо заметные следы масла на резьбе. Это может быть следствием плохого состояния маслоотражательных колпачков. В таком моторе зачастую повышенный расход масла. Также сразу после пуска из выхлопной трубы валит синеватый дым, а двигатель подтраивает, но по мере прогрева мотора, «симптомы» исчезают.
Обращайте внимание также на наличие следов масла и бензина
Рисунок 6. Эта свеча была извлечена из нерабочего цилиндра. Юбка центрального электрода, собственно, как и он сам покрыта слоем масла с вкраплениями несгоревшего бензина, а также частичками разрушений, которые произошли в цилиндре. Причиной может быть разрушение клапана или перегородки между поршневыми кольцами. Такой двигатель будет «троить» постоянно, а расход топлива значительно возрастет. Решение однозначно – капитальный ремонт мотора.
Рисунок 7. Центральный электрод и керамическая юбка полностью разрушены. Причин может быть масса. Вот лишь наиболее вероятные из них: двигатель продолжительное время работал с детонацией, длительное использование низкооктанового бензина, ранее зажигание, или заводской брак свечи зажигания. Симптомы работы мотора приблизительно такие же, как и в предыдущем случае. Если частицы разрушенного центрального электрода не смогут проскочить в систему выхлопа, а застрянут под выпускным клапаном, то ремонт ГБЦ гарантирован.
Рисунок 8. Обрастание электрода свечи зольными отложениями, причем не имеет особого значения их цвет. Такие отложения возникают в результате поломки или залегания маслосъемных колец (внутри цилиндра сгорает много масла). В таком моторе будет повышенный расход масла, выхлоп будет напоминать мотоциклетный.
Рисунок 9. Эрозия электродов. Чаще всего возникает из-за несвоевременной замены свечей либо использование топлива, содержащего большое количество свинца. В последнем случае благодаря интенсивным химическим процессам электроды из никелевого сплава стремительно разрушаются, особенно под воздействием высоких температур. Такой мотор работает неустойчиво, затруднен запуск, постоянно «троит», мощность его падает.
Внимательно осматривайте не только электроды, а и керамическую изоляцию
Рисунок 10. Свеча забрызгана бензином. Зачастую подобное явление возникает из-за неправильной работы системы зажигания либо инжектора (карбюратора). В зимнее время топливо может не успевать испариться, поэтому и оседает на стенках цилиндров и свечах. Можно попробовать выкрутить свечи и просушить их.
Послесловие
Чтобы мотор вашего автомобиля работал без проблем, о свечах зажигания стоит вспоминать регулярно. Хотя производители свечей и дают гарантию около 30 000 км на свои изделия, диагностику их лучше производить чаще (например, при каждой смене масла). Тем более что диагностика двигателя по свечам зажигания занимает мало времени и осуществляется без затрат с точки зрения финансов. И если менять свечи своевременно, вы избавитесь от многих проблем не только в системе зажигания, но и в системе смазки, выпуска отработавших газов, и немаловажно – сэкономите немало денег на бензине.
Интересное по теме:
загрузка...
Вконтакте
Одноклассники
Google+
ktonaavto.ru
Как читать свечи зажигания? Как диагностировать проблемы двигателя по свечам?
Да, именно свечи зажигания являются самым ценным среди самых простых методов диагностики разного рода проблем двигателя. Вы на самом деле можете "прочитать" свои свечи и получить ценные подсказки о том, как работает двигатель Вашего автомобиля, чего ему больше всего не хватает и с какой стороны подкрадывается беда.
Конечно, чтобы прочитать свечу и оценить проблемы двигателя, Вы должны сначала снять её. Используйте свечной ключ для этого.
Более подробно о том, как снять свечу зажигания, Вы можете прочитать в статье о замене свечей. А для начала давайте взглянем, из каких основных частей состоит свеча зажигания:
Как видим, всё предельно просто и очевидно. Теперь давайте взглянем, какие состояния свечей зажигания что означают, как правильно диагностировать неисправности и проблемы двигателя по таким состояниям, а также варианты решения проблем.
Выберите из изображений ниже, как выглядит Ваша свеча зажигания:
Нормальная свеча
Налёт кофейного, коричневого или серо-коричневого цвета на белой юбке (если автомобиль работает на газе, то цвет будет, скорее, коричневый), и небольшие следы эрозии на электродах.
Двигатель работает нормально.
Изношенная свеча
Это нормальный процесс износа свечи, когда она требует замены. Помните, что свечи нужно регулярно менять, потому что по мере износа растёт зазор между электродами свечи, что требует большего напряжения для выдачи искры.
Нормальные темпы роста зазора для большинства свечей принято считать следующими: для четырёхтактных двигателей: 0.01~0.02 мм на каждые 1 000 км пробега; для двухтактных двигателей: 0.02~0.04 мм на каждые 1 000 км пробега. В этом случае требуется просто замена свечей зажигания.
Зольные отложения
Центральный и боковой электроды покрыты налётом пепельного цвета. В результате такой "маскировки" электродов Ваш двигатель может испытывать осечки. В запущенных случаях такое накопление отложений сгорания в конечном итоге может (но обычно такого не бывает) заполнить весь зазор между двумя электродами.
Причины:
- Плохое качество топлива (наличие вредных добавок).
- Масло проникает в камеру сгорания из-за неплотных поршневых колец или по другим причинам.
Что делать:
- Свечи заменить.
- Сменить привычную АЗС.
- Проверить компрессию двигателя для определения необходимости капремонта.
Сухой чёрный нагар
Чёрный, сухой, даже, возможно, пушистый нагар сажи на кончике изолятора и электродов. Сопровождается заметно повышенным расходом топлива.
Причины:
- Чрезмерно богатая воздушно-топливная смесь (ВТС).
- Грязный воздушный фильтр (и, как следствие, слишком богатая ВТС).
- Слишком частое вождение на низких скоростях или стоянка на холостом ходу в течение длительного времени.
- Неправильная регулировка карбюратора или инжектора (например, неисправность кислородного датчика).
- Если такой копотью покрыты только одна или несколько свечей (но не все), то причина возможна в системе зажигания (провода зажигания, распределитель).
Что делать:
- Проверить и заменить воздушный фильтр.
- Продиагностировать неисправности инжектора или отрегулировать карбюратор.
- Заменить провода или крышку распределителя зажигания (если проблема только с некоторыми свечами).
Свеча в масле
Влажные, чёрные масляные отложения на кончике юбки и электродов. Двигатель плохо заводится и может испытывать осечки.
При запуске двигателя на холодную он может "троить", а из выхлопной трубы идти синий или бело-синий дым. Сопровождается повышенным расходом масла.
Причины:
- Это часто является причиной сильно изношенных поршневых колец или стенок цилиндров.
- Масло также может быть втянуто в камеру из-за чрезмерного зазора в направляющих штока клапана, или сильно изношенных уплотнителей клапанов.
- Износ маслосъёмных колпачков.
- Слишком "холодная" свеча (несоответствующий двигателю температурный режим свечи).
Что делать:
- Проверить компрессию двигателя на предмет возможного капитального ремонта.
- Отрегулировать клапаны или заменить уплотнители клапанов.
- Заменить свечу на более "горячую".
Сожжённая свеча
Пузыри на юбке центрального наконечника, расплавленные электроды и иные следы воздействия высокой температуры. Сожжённая свеча означает, что искра между электродами протекает с более высокой температурой, и температура будет только расти по мере дальнейшего износа свечи, поэтому её нужно заменить как можно быстрее.
Сопровождается потерей тяговитости двигателя и повышенным расходом бензина. Двигатель может не глохнуть сразу после прекращения подачи искры (выключения зажигания ключом).
Причины:
- Перегрев двигателя.
- Неправильно отрегулированное зажигание (опережение зажигания).
- Слишком бедная ТВС.
- Несоответствующий двигателю температурный режим свечи (слишком "холодная")
- Езда с большой нагрузкой.
Что делать:
- Заменить сожжённые свечи зажигания (с подходящим режимом температуры).
- Отрегулировать зажигание.
Загрязнение (остекление) юбки
Этот симптом может вызвать пропуски зажигания на высоких оборотах двигателя. Глянцевые отложения, как правило, жёлтого цвета.
Причины:
Такой симптом показывает использование бензина с большим содержанием свинца.
Что делать:
Следует заменить привычную АЗС.
Красноватая юбка
Юбка свечи зажигания покрывается красноватым оттенком - он токопроводящий.
Причины:
Повышенное содержание тяжёлых металлов в бензине и их оседание на юбке (и других частях) свечи.
Что делать:
Следует заменить привычную АЗС.
Механическое повреждение всей свечи
Боковой электрод обломился, или даже вся свеча имеет механические повреждения. Цилиндр при этом, скорее всего, не будет работать.
Причины:
Механическое повреждение обусловлено посторонним предметом в камере сгорания.
Что делать:
Проверить камеру сгорания на наличие посторонних предметов.
Механическое повреждение юбки
Юбка центрального электрода переломилась или имеет небольшие механические повреждения.
Причины:
Детонация, вследствие чего образовалось сверхдавление, которое разрушило юбку как саму слабую часть рабочей поверхности свечи. А причины такой детонации:
- Неправильно настроенный угол опережения зажигания.
- Неисправный клапан рециркуляции выхлопных газов.
- Недостаточно октановое число бензина.
- Резкое охлаждение свечи.
- Брак самой свечи зажигания.
Что делать:
- Настроить угол опережения зажигания.
- Проверить клапан рециркуляции выхлопных газов.
- Проверить соответствие октанового числа используемого бензина характеристикам авто.
Свеча расплавилась
Оба или один из электродов выглядят выжженными или расплавленными. В этом случае машина может также испытывать потерю мощности.
Причины:
- Неправильно отрегулированный угол опережения зажигания.
- Обеднённая воздушно-топливная смесь.
- Слишком "холодная" свеча по характеристикам.
Что делать:
- Подобрать подходящую свечу, если причина в несоответствии температурного режима.
- Проверить угол опережения зажигания.
Эрозия бокового электрода
Боковой электрод разъело, или же он выглядит расплавленным, став значительно короче, не доходя до центрального электрода по своей длине.
Причины:
Бензин с большим содержанием свинца. Свинец воздействует чаще только на боковой электрод, так как тот изготовлен из никелевого сплава и вступает в химическую реакцию со свинцом, становясь хрупким и слабым.
Что делать:
Сменить привычную АЗС.
Металлическая "молния" на внешнем изоляторе
На внешнем изоляторе (который находится снаружи двигателя, когда свеча вкручена в мотор) идёт, извиваясь, металлическая полоса.
Причины:
Это результат того, что искровой зазор между электродами свечи сильно расширился из-за износа электродов, и свече требуется гораздо более высокое напряжение. Такая молния на изоляторе возникает, когда требуемое напряжение между штырями электродов выше, чем может удержать изолятор, в результате чего искра появляется не между электродами, а между корпусом свечи и верхним контактом (куда вставляется штекер свечных проводов). Конечно, такое условие также появляется одновременно из-за изношенных изоляторов самого штекера, которые не могут удержать напряжение.
Так как более высокое напряжение требуется для двигателей с турбонаддувом, возникновение таких повреждений на них более вероятны. Важно признать, что штекер является расходным материалом, который должен быть периодически заменён.
Что делать:
Заменить свечные провода и сами свечи зажигания.
Рыжий цвет корпуса свечи
Не волнуйтесь, 99% вероятности, что это всего лишь ржавчина, которая появилась вследствие попадания воды в углубление со свечами на корпусе двигателя, например, после мойки двигателя или из-за плохой гидроизоляции подкапотного пространства (отсутствие подкрыльника, к примеру). Такую свечу, тем не менее, необходимо заменить, так как это потенциальная проблема.
howcarworks.ru
Как опредедить состояние двигателя по свече зажигания.
При неустойчивой работе двигателя нужно обязательно осмотреть свечи. Опытный водитель знает, что по внешнему виду свечи можно много рассказать о состоянии двигателя. Прежде чем выкручивать свечу тщательно очистите от грязи пространство вокруг свечи,чтобы грязь не попала в цилиндр.
Посмотрите на фотографии и запомните как выглядит свеча при различных состояниях двигателя.
На фото 1 нормальное состояние свечи. Серо-коричневый цвет и незначительный износ электродов. Калильное значение свечи соответствует типу двигателя и общему его состоянию.
На второй фотографии показана свеча с чёрным нагаром на юбке изолятора. Это говорит о переобогащённой смеси и повышенном расходе горючего. Неправильно отрегулирован карбюратор или неисправен инжектор. Возможно засорён воздушный фильтр.
На третьем фото показано состояние свечи при чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до белого. Это опасное состояние. При езде на очень обедненной смеси и повышенных нагрузках происходит значительный перегрев как самой свечи, так и камеры сгорания, что может привести к прогоранию выпускных клапанов.
На фото 4 юбка центрального электрода имеет красноватый оттенок, похожий на кирпич. Такой цвет юбки обусловлен наличием в топливе большого количества присадок содержащих металл. Длительная работа двигателя на таком топливе приведёт к отказу свечи так как толстый налёт от присадок проводит электрический ток.
Свеча на фото 5 замаслена, особенно это заметно на резьбовой части. Это говорит о том, что изношены маслоотражающие колпачки. Двигатель с такими свечами обычно троит после запуска и заметен бело-сизый выхлоп из глушителя, но по мере прогрева работа стабилизируется. Двигатель расходует масла больше нормы.
Эта свеча (фото 6) вывернута из неработающего цилиндра. Юбка и центральный электрод покрыты маслом, капельками не сгоревшего топлива и частицами металла. Такое может быть из-за разрушения клапана или повреждения поршня. При заведенном двигателе он троит всё время, мощность значительно падает, расход топлива возрастает в полтора раза.
На фото 7 мы видим полное разрушение центрального электрода вместе с керамической юбкой. Такое происходит из-за длительной детонации двигателя при использовании низкооктанового бензина. Причиной может быть также очень ранее зажигание. Возможен также брак свечи. Естественно, что при заведенном двигателе он троит.
На фото 8 электрод свечи оброс зольными отложениями. Они могут быть как белыми так и чёрными. Такое происходит при сильном износе или залегании маслосъёмных поршневых колец. В следствии этого отмечается повышенный расход масла. При перегазовке из выхлопной трубы идёт сильный дым похожий на мотоциклетный.
Об авторе
avto-sovet.com
Диагностика двигателя по свечам | Twokarburators.ru
По внешнему виду свечей зажигания можно судить о том, какие проблемы в настоящий момент имеет инжекторный двигатель автомобиля. Все его неисправности и неисправности его системы управления напрямую отражаются на состоянии свечей зажигания. По нагару на электродах свечей зажигания можно судить как о состоянии двигателя, так и состоянии самих свечей.
Рассмотрим некоторые, наиболее часто встречающиеся, варианты возникновения различного нагара на свечах зажигания на примере двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 оборудованного системой впрыска топлива.
Диагностика по свечам зажигания
— Нормальная свеча
Цвет электродов и резьбовой части свечи зажигания коричневый или серовато-желтый (см. фото выше). Износа электродов практически нет, зазор между ними соответствует норме. Свеча по своим характеристикам и калильному числу соответствует двигателю. Система управления инжекторным двигателем работает нормально.
— Свеча с сажевыми отложениями
Сухой черный или темно-серый налет (сухая копоть) на электродах и резьбовой части свечей зажигания говорит о богатой топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя, засоренности форсунок, проблемах с системой зажигания или выходе самой свечи из строя (пробое). При этом двигатель работает с пропусками зажигания, возможен затрудненный запуск и неустойчивый холостой ход, черный дым из глушителя. Следует проверить степень загрязненности воздушного фильтра, исправность датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), датчика кислорода, регулятора ХХ.
— Белый или серый налет на электродах
Свеча не соответствует по калильному числу для данного двигателя («холодная»). Постоянный сильный перегрев двигателя. Возможно неисправен вентилятор системы охлаждения на радиатор или датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Обедненная топливная смесь по причине неправильной работы какого-либо датчика ЭСУД (например. датчика кислорода, датчика температуры ОЖ) или регулятора ХХ.
— Замасленные электроды
Электроды и резьбовая часть покрыта маслом. Причиной может служить попадание лишнего моторного масла в камеру сгорания. Масло может попасть из-за изношенных поршневых колец или маслосъмных колпачков, направляющих втулок клапанов. При этом запуск двигателя будет затруднен, возможны пропуски в работе цилиндров, сизый дым из глушителя (постоянно идет — проблемы с кольцами, при перегазовках — с колпачками), подергивания двигателя при работе. В такой ситуации необходим ремонт головки двигателя или его цилиндропоршневой группы. Виновника неисправности можно выявить, проведя замер компрессии в цилиндрах двигателя.
— Металлосодержащий налет
Кирпично-красные отложения окислов железа на изоляторе. Появляются при наличии в бензине металлосодержащих антидетонационных присадок (ферроценов). При работе двигателя на режиме больших нагрузок, при высокой температуре в камерах сгорания окислы железа восстанавливаются в токопроводящие дорожки из чистого железа и замыкают центральный электрод на «массу». Это вызывает пропуски зажигания и как следствие падение мощности и приемистости двигателя, повышенный расход топлива. Возможно скорое разрушение каталитического нейтрализатора из-за превышения в нем температуры при догорании не сгоревшего топлива. Рекомендуется в такой ситуации сменить заправку и свечи (так как такой налет ни чем не удаляется).
— Разрушенный изолятор
Изолятор может быть растрескавшимся или со сколами, что может привести к повреждению поршня. Причина – повышенная детонация в цилиндрах двигателя, неисправный датчик детонации. Возможно, применяется топливо с октановым числом не соответствующим данному двигателю.
Очень часто присутствует сочетание нескольких видов налета. Например, свеча с черным налетом и к тому же замасленная свидетельствует об износе цилиндропоршневой группы или клапанного механизма.
Примечания и дополнения— При замене свечей зажигания новыми, рекомендуется устанавливать свечи с характеристиками идентичными старым свечам. Производитель может быть иной.
— Черный и масляный налет со свечи можно удалить прочистив ее металлической щеткой и промыв в бензине. В случае особо сильного загрязнения рекомендуется замачивание свечей в ортофосфорной кислоте или преобразователе ржавчины (содержит ортофосфорную кислоту).
Еще статьи по свечам зажигания
— Проверка искры на свечах зажигания
— Подбор свечей зажигания для карбюраторных и инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ
— Проверка и регулировка зазора между электродами свечей зажигания
twokarburators.ru
Нормальная свеча - цвет отложений на изоляторе (юбке центрального электрода) светло-коричневый или кофейный; нагар и отложения минимальны. Полное отсутствие следов масла. Умеренное выгорание электрода | Владельцу данного мотора можно только позавидовать, и есть чему - это экономичный расход топлива и отсутствие необходимости доливать масло от замены до замены | |
Типичный пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива - центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром - сухой копотью | Богатая воздушно-топливная смесь - неправильная регулировка карбюратора или неисправность инжектора - сбой в работе системы управления двигателем (например, отказ или неверные показания кислородного датчика), неисправность механизма привода воздушной заслонки, засорение воздушного фильтра | |
Пример чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до белого. Езда на слишком обедненной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева свечи (фото 3.1) её плавления (фото 3.2), и перегрева камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания - прямой путь к прогару выпускных клапанов | Возможные причины : неправильный подбор свечи (слишком "горячая" свеча), слишком большое опережение зажигания, топливо с низким октановым числом, бедная воздушно-топливная смесь. Чрезмерно бедная воздушно-топливная смесь - это повод для беспокойства: езда на слишком обедненной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева, как самой свечи, так и камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания прямой путь к прогару выпускных клапанов. Так же следует обратить внимание на то, не проявляется ли при выключении двигателя так называемое калильное зажигание, выражающееся в нежелании двигателя глохнуть даже при выключенном зажигании. Если такое явление наблюдается, то свеча однозначно перегрета | |
Юбка центрального электрода свечи имеет характерный красноватый оттенок, этот цвет можно сравнить с цветом красного кирпича. Работа двигателя на освинцованном бензине приводит к образованию токопроводящих отложений желтовато-коричневого цвета, также снижающих вероятность образования искры на свече. При комнатной температуре наличие токопроводящих отложений приборами(омметр) не фиксируется |
Это покраснение вызвано работой двигателя на топливе содержащем избыточное количество присадок имеющих в своем составе металл. Длительно использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который току будет легче пройти, чем между электродами свечи, и свеча перестанет работать. Такой налет на свече наиболее характерен при применении маргенцевых добавок в бензин, которые используются для повышения октанового числа топлива | |
Ярко выраженные следы масла - черный маслянистый нагар, особенно, в резьбовой части. Двигатель с такими свечами после длительной стоянки, имеет обыкновение после запуска "троить" некоторое время, а по мере прогрева работа стабилизируется | Как правило, это указывает на неправильный температурный режим в сторону недостаточной температуры свечи или же - на попадание моторного масла в цилиндр. Возможные неисправности: неправильный подбор свечи (слишком "холодная" свеча), износ направляющих втулок клапанов, маслосъемных колпачков, поршневых колец. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело-синий выхлоп | |
Эта свеча вывернута из неработающего цилиндра - центральный электрод и его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями не сгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом цилиндре | Причина этого - разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В данном случае двигатель "троит" уже не переставая, заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза. Выход один - ремонт. | |
Полное разрушение центрального электрода с его керамической юбкой | Причиной данного разрушения мог стать один из перечисленных ниже факторов: длительная работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким октановым числом, очень раннее зажигание, и - просто бракованная свеча. Симптомы работы двигателя такие же, как в предыдущем случае. Единственное на что можно надеяться так это на то, что частицы центрального электрода сумели проскочить в выхлопную систему, не застряв под выпускным клапаном, иначе тоже не избежать ремонта головки блока цилиндров. | |
Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы | Причина этого нароста - сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синее дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный | |
Фото 9 Разрушение керамического изолятора. |
Причины возникновения : резкое изменение температуры, например при охлаждении свечи, выкрученной с горячего мотора, в холодной воде. В некоторых случаях разрушение может быть вызвано дефектом самой свечи (брак или подделка), либо механическим повреждением, например в результате падения | |
Фото 10.1, 10.2, 10.3 Эрозия электродов. Признаки эрозии электродов: двигатель плохо заводится, "троит", неустойчиво работает даже после прогрева, пропускает зажигание, не развивает требуемой мощности |
Наиболее частая причина: несоблюдение интервалов замены свечей зажигания, чрезмерное увлечение подгибанием заземляющего электрода (фото 10.1,10.3). Вторая причина: использование освинцованных бензинов. В результате при этом химических процессов, электроды свечи быстрыми темпами разрушаются, и в итоге заземляющий электрод, может иметь вид как на фото 10.2 или даже 7 | |
Фото 11 Забрызгивание свечи бензином. |
Часто происходит из-за неисправности системы зажигания или карбюратора / инжектора (льёт). Зимой может происходить из-за того, что бензин, попавший в камеру сгорания, не успевает испариться и оседает на свечах зажигания и стенках цилиндров. Выход - вывернуть свечи и промыть их спиртом и дать высохнуть, либо продуть воздухом |
mashki.net.ru