Все о седанах. Авто инжектор
Лучшие посты по тегу: Инжектор
Показаны записи 1-24 из 24.
... На смену карбюраторным автомобилям уже давно пришли инжекторные. И хоть оба вида транспортных средств одинаково часто встречаются на отечественных дорогах, принцип устройства последнего вызывает куда больше вопросов. Эта обзорная статья разъяснит ... ... Если вы владелец автомобиля с инжекторным двигателем, то должны знать, что для качественной работы системы впрыска требуются исправные форсунки. Осуществить проверку работы форсунок инжекторного двигателя и устранить неполадки в их работе можно ... ... Многие автомобилисты до сих пор теряются в догадках, что же лучше: карбюратор или инжектор? На вторичном рынке автомобилей можно встретить и то, и другое. Но ещё больше запутывает их одинаковая стоимость. В данной статье мы дадим подробный ответ на ... ... Эта статья создана специально для владельцев ВАЗ 2110, 2111 и 2112, которые привыкли решать любые проблемы с машиной своими силами. Данная проблема решается достаточно легко, и обращаться в СТО нет смысла. При ремонте в сервисе, процедура замены и ... ... Топливная система играет одну из основных ролей в качестве работы двигателя автомобиля. Состояние топливного бака, фильтров, насосов, дроссельной и воздушных заслонок, приборов впрыска и подачи топлива влияют на качественную работу двигателя. ... Некоторые автовладельцы просто жить не могут без всевозможных опытов над своей машиной. Установка дополнительных систем, переделка уже имеющихся узлов и демонтаж старых деталей – это основные составляющие любого тюнинга. Зачастую все выполняемые ... ... Всем, даже тем, кто не является водителем транспортного средства, известно, что для его движения необходимо топливо. По мере повышения оборотов силового агрегата, в него попадает всё больше и больше топлива и воздуха. За приготовление этой горючей ... ... Особенности инжекторных двигателей мы уже обсуждали в наших статьях, однако, конечно же, еще не все вопросы были раскрыты. В частности, самой обсуждаемой темой на автомобильных форумах является отключение аккумулятора на инжекторе. Вот мы и решили ... ... Многим автомобилистам известно, что у бензинового двигателя может быть или карбюратор, или топливный инжектор. Но если спросить у рядового автовладельца, в чем главные отличия инжектора от карбюратора, то, скорее всего, внятного ответа Вы не ... ... Инжектор – это специальные топливные форсунки, предназначенные для распыления топлива или топливовоздушной смеси и подачи его во впускной коллектор или непосредственно в цилиндр двигателя внутреннего сгорания, с последующим поджогом свечой ... ... В двигателях внутреннего сгорания система подачи топлива предназначается для непосредственной подачи топлива к топливной рейки из топливного бака, а избыток топлива посредством регулятора давления будет напрямую возвращаться в топливный бак. В ... ... Ультразвуковая чистка форсунок – это такой метод очищения этого элемента двигателя, при котором детали сначала демонтируются, а потом помещаются в ёмкость, где поддаются воздействию высоких ультразвуковых частот. Эти высокие частоты провоцируют ... ... Инжектор автомобиля являет собою форсунку, которая является распылителем жидкости (топлива) или газа в двигателе внутреннего сгорания. Кроме того, инжектором называют и часть инжекторной системы впрыска топлива (подачи топлива) в двигателях ... ... Как правило, на сегодня, большое количество автомобилей оборудуются специальными системами впрыска горючего. Интересно будет узнать, о том что идея о внедрении такой системы в автомобильный мир появилась уже в далеких 50-х годах. Так, 1951 год стал ... ... Двигатель автомобиля – сложная система, которая работает слаженно в любых условиях. Еще несколько десятилетий назад автомобили были оснащены карбюраторами, со временем данная технология устарела, а ей на смену пришел инжектор. Инжекторный двигатель ... ... В последнее время автомобилисты стали много внимания уделять достаточно интересному и в то же время важному вопросу, который касается непосредственной чистки инжектора автомобиля. Одни автолюбители утверждают, что такого рода чистка является ... ... Карбюратор являет собою узел системы питания двигателя внутреннего сгорания, который предназначается для приготовления воздушно-топливной смеси оптимального состава посредством соединения воздуха с жидким топливом и регулирования объема подачи ... ... Топливная форсунка сейчас стала неотъемлемой частью топливной системы многих современных автомобилей. Подобные приспособления начали ставить в 30-х годах 20 века на авиамоторы, а позже на гоночные автомобили. Более широкое распространение в ... ... Инжектором автомобиля называется особая форсунка, которая имеет конструктивную составную распылителя топлива или газа непосредственно в двигателе внутреннего сгорания. Кроме того, инжектором называется устройство системы подачи топлива в двигателях ... ... Работоспособность любого транспортного средства, в первую очередь, обеспечивается исправной работой его «сердца» - двигателя. В свою очередь, составляющей частью стабильной деятельности этого «органа» есть слаженная работа системы впрыска, с помощь ... ... Сегодня у нас на повестке дня автомобили с инжекторной системой впрыскивания топлива и проблема, которая вызывается необходимостью периодически промывать этот самый инжектор. Конечно, двигатели такого типа, которые пришли на замену старому ... ... Любой, кто хоть немного разбирается в автомобиле, знает, что один из важнейших элементов в системе впрыска являются форсунки. От их исправности зависит самочувствие всего автомобиля. И потому каждый начинающий водитель должен знать, как почистить ... ... Наверняка в жизни каждого водителя бывали случаи, когда самостоятельно завести автомобиль нет возможности. И уж тем более вероятно, что в такой ситуации водители задавались вопросом, как завести машину с толкача. Хорошо, если в автомобиле находится ... ... Инжектор (форсунка) – это элемент системы впрыска горючей смеси в двигатель транспортного средства. Иногда под понятием «инжектор» подразумевается вся система впрыска топлива. Его предназначение – подача топлива дозами к двигателю, распыление ...где находятся и для чего нужны?
Многие владельцы автомобилей, заезжая к мастерам на станции технического обслуживания, выслушивают от них о том, что необходимо промыть или заменить форсунки. При этом автолюбители не знают, что это. Что такое форсунка в автомобиле и для чего она нужна?
Краткое описание
Все существующие сегодня дизельные и бензиновые двигатели внутреннего сгорания имеют в своей конструкции систему для впрыска топлива. Форсунка является аналогом насоса, подающего мощную, но очень тонкую струю топлива. Это неотъемлемая часть системы впрыска. Где находятся форсунки и каков их принцип работы, будет рассказано далее.
Виды форсунок
Форсунка является электромагнитным клапаном, управляемым при помощи специальной программы в блоке, управляющем двигателем автомобиля. Именно благодаря форсунке топливо подается в цилиндры дозами. Если говорят про инжектор, то здесь имеется в виду система управляемых форсунок.
Есть несколько видов форсунок, которые предназначены:
- для распределенного впрыскивания топлива;
- центрального впрыскивания;
- непосредственного впрыскивания.
Принцип функционирования форсунок
Топливо от рамы к каждой отдельно взятой форсунке подается под необходимым определенным давлением. От блока управления на электромагнит форсунок поступают электрические импульсы. Именно они задействуют игольчатый клапан, предназначение которого – открывать и закрывать форсуночный канал. От длительности поступления электрического импульса зависит длительность открытия игольчатого клапана и количество подаваемого топлива. Эту длительность регулирует блок, управляющий двигателем. Кроме того, разные типы форсунок могут создавать несколько форм факела топлива, а также менять его направление. А это очень сильно влияет на смесеобразование в двигателе.
Расположение
Многие не знают про форсунки в автомобиле. Где находятся эти элементы? Их расположение зависит от типа впрыска:
- При центральном впрыске топлива одна или пара форсунок находятся внутри впускного трубопровода, возле дроссельной заслонки. Так, форсунка является заменой уже устаревшего устройства – карбюратора.
- При распределенном впрыске топлива для каждого цилиндра устанавливаются свои форсунки в автомобиле. Где находятся они в этом случае? У основания трубопровода для впуска, в который и осуществляется впрыск топлива форсункой.
- При непосредственном впрыске топлива они располагаются в верхней области стенок цилиндра. Они впрыскивают топливо в саму камеру сгорания.
Вот такое расположение имеют форсунки в автомобиле. Где находятся эти части, стало ясно.
Промывка
По той причине, что в топливе присутствуют вредные примеси, на форсунках часто оседает нагар. Их необходимо промывать. Операция эта подразумевает вымывание ненужной грязи из форсуночной системы. Форсунки можно промывать при помощи специальной жидкости. Ее еще называют специальной присадкой. При этом сами форсунки с двигателя можно даже не вынимать. Присадка эта добавляется в топливо, а двигатель заставляют поработать на этой смеси пару тысяч километров. Можно осуществлять и более быструю промывку, при этом не снимая форсунки с двигателя. Для этой цели применяют специальную установку. Она подсоединяется к мотору на место топливного насоса. В сами форсунки подается сольвенте. Это специальное топливо для промывания. Время такого процесса – около пятнадцати минут.
Форсунки от нагара можно очищать также при помощи ультразвука. Этот способ уже подразумевает снятие их с двигателя.
Итоги
Таким образом, становится ясно, что такое форсунки в автомобиле, где находятся, как работают, для чего нужны. Очевидно, что это очень важные части двигателя, без которых его работа невозможна. Необходимо следить за их исправностью, а также регулярно их промывать.
Инжектор, инжектор автомобиля и как его ремонтировать.
А знаете ли вы, что исправно работающий инжектор, способен уменьшить расход топлива, уменьшить время разгона автомобиля, способен улучшить управляемость автомобилем и увеличить срок службы двигателя автомобиля? И наоборот, если инжектор неисправен или загрязнен — он может послужить причиной нарушения работы мотора транспортного средства. Именно по этой причине, необходимо следить за исправностью инжектора, вовремя, в случае необходимости, сделать его промывку или ремонт.
Инжектор, основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при диагностики инжектора
Качественный инжектор может добросовестно работать огромный срок и за это время сделать не один миллион циклов разбрызгивания горючего.
Но, если автовладелец заправляет свой автомобиль топливом плохого качества, тяжелые фракции горючего способны загрязнить инжектор, это приводит к заметному уменьшению диаметра каналов впрыска, что приводит к уменьшению пропускной способности более чем на 25%.
Намного реже требуется ремонт инжектору и даже замена.
Чтобы определиться какую работу нужно сделать инжектору — ремонт или промывку, автовладелец должен сделать диагностику инжектору.
Опытный водитель может самостоятельно обнаружить проблему по следующим признакам:
-у двигателя снизилась мощность;
-двигатель тяжело запускается и работает неустойчиво, особенно при понижении температуры атмосферного воздуха;
-без причины повысился расход топлива;
-датчик кислорода быстро выходит из строя;
-из выхлопной трубы идет черный дым;
-работающая машина издает звуки в виде хлопков;
-нажимая на газ, имеются промежутки в работе двигателя.
Если обнаружены выше указанные признаки, в первую очередь, необходимо инжектор промыть, иногда это можно сделать своими руками.
Инжектор, как промыть инжектор своими руками
Один из простых методов промывки инжектора новых автомобилей состоит в том, что примерно через каждые 5 — 6 тысяч километров пробега в бензобак емкостью до 80 литров заливается одна бутылочка чистящего вещества специальных присадок.
Еще раз повторимся, что это средство подходит только для самых новых автомобилей.
Для других автомобилей этот метод не подходит, используя его можно получить обратный результат, вплоть до выхода инжектора из строя.
Большинству автомобилей подходит метод связывателя жидкости, такое чистящее вещество заливают через каждые 5 тысяч километров.
А через 10 тысяч километров используют специальный очиститель.
Работа выполняется следующим образом:
-с работающего двигателя из среднего ряда снимается крайний левый предохранитель, двигатель останавливается и давление топлива снижается;
-отсоединяются обратный и нагнетательный шланги бензопровода и отсоединяются клеммы форсунок;
-форсунки демонтируют и тщательно промывают, в случае необходимости производят замену уплотнительных колец;
-инжектор собирается в обратном порядке и делается проверка для исключения протечек форсунок.
Принцип заключается в том, что водитель вместе с помощником одновременно замыкая и размыкая контакты, подают промывочную жидкость в форсунку, тем самым искусственным образом включают форсунку в работу.
Жидкая фракция из форсунки собирается в специальную емкость и повторно уже не применяется.
Не говорим о повторном применении очистителя, так как форсунку необходимо промыть неоднократно каждый раз новым очистителем.
Только после третьего, четвертого раза можно достичь нужного эффекта. После этого цикла необходимо поменять свечи и масло, так как свойства этих расходных материалов могут ухудшиться в результате нагара и возможности попадания очищающей жидкости в масло.
Попутно проверьте и датчики инжектора.
Выше описанная работа под силу практически любому водителю, но не всегда способны решить проблему с работой инжектора, так как некоторые моменты смогут выполнить только профессионалы.
Инжектор, как промывают инжектор в автосервисе
Работники автосервиса проводят промывку инжектора и стандартным, выше указанным способом и используя ультразвук.
Порой используют оба варианта с применением специального оборудования.
На станции технического обслуживания проведут полную диагностику инжекторной системы и сделают выводы, нужна ли промывка форсунок, проверят производительность и герметичность системы, направление и форму факела распыления.
Для прочистки ультразвуком, форсунки помещаются в специальную емкость, затем включается ультразвуковой генератор.
Под действием ультразвукового генератора происходит очищение поверхности форсунок, грязь удаляется из самых труднодоступных мест.
После очищения в ультразвуковой ванне, все детали инжектора промываются в системе “обратной промывки”.
Порой промывку делают несколько раз, но достигают идеальной чистоты. Кроме выше указанных способов, в случае невозможности завести инжекторный двигатель, применяют универсальную установку типа СNС -602. Такая установка способна одновременно чистить до шести форсунок и с ее помощью можно чистить инжектор ультразвуком, промывать устройство химическим способом, при этом производится очистка камер сгорания и клапанов без разборки автомобиля.
Данная универсальная установка способна произвести диагностику неполадок транспортного средства.
Производя диагностику и промывку при помощи универсальной установки, можно применять сразу две технологии очищения инжектора.
При помощи выше указанной установки, возможно произвести тест при работе двигателя на разных оборотах, установить время впрыска и давления топлива, возможно произвести быструю проверку качества промывки.
Промывка на универсальной установке не требует замены свечей после очистки.
Инжектор, в каком случае требуется ремонт инжектора
К сожалению иногда простая очистка не помогает в работе инжектора и здесь необходим ремонт а иногда полная замена.
Особо актуально это в том случае, когда автомобиль часто глохнет.
Довольно часто выходят из строя датчики, бывают проблемы с системой впрыска горючего. Увы!
Эти проблемы самостоятельно решить нельзя, необходимо обратиться в автосервис, здесь определят поломку и сделают качественный ремонт.
Но а если диагностика показывает, что ваш инжектор пришел в полную негодность, его придется заменить.
Радует лишь то, что замена инжектора производится через 100 — 150 тысяч километров пробега и на вашу долю, это может не достаться.
prosedan.ru
Инжектор двигателей автомобилей ВАЗ | Twokarburators.ru
Подробно о системах впрыска двигателей автомобилей ВАЗЭлектронная система управления двигателем (ЭСУД) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Электронная система управления двигателем включает в себя следующие функции: включает и выключает топливный насос, контролирует количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, впрыскивает необходимое количество топлива в впускной коллектор двигателя, изменяет угол опережения зажигания и в зависимости от режима работы двигателя, управляет искрообразованием на свечах зажигания, регулирует обороты холостого хода двигателя и принудительного холостого хода, включает-выключает электровентилятор системы охлаждения двигателем. ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 электронная, с распределенным впрыском топлива.
— Порядок работы ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Виды впрыска на инжекторных двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Режим холостого хода инжекторного двигателя
— Элементы ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Применяемость контроллеров (ЭБУ) на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик положения распределительного вала (ДПРВ, датчик фаз) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик кислорода (ДК, Лямбда-зонд) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик детонации (ДД) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик скорости (ДС) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— СО-потенциометр ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Регулятор холостого хода (РХХ) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик неровной дороги ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Дроссельный патрубок инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Реле и предохранители ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Схемы ЭСУД инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ
— Схема электронной системы управления двигателем (ЭСУД), нормы токсичности ЕВРО-2, автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Электрическая схема ЭСУД двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема ЭСУД ВАЗ 2108, 2109, 21099 (нормы Россия-83) с СО-потенциометром
Неисправности в работе двигателя связанные с системой впрыска топлива
— Пропал холостой ход на инжекторном двигателе, причины, рекомендации по устранению
Диагностика и устранение неисправностей системы впрыска топлива без специальных приборов
— Диагностика неисправностей инжекторного двигателя по свечам зажигания
— Проверка датчика кислорода (ДК, Лямбда-зонд) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка датчика положения коленчатого вала (ДПКВ) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка датчика положения распределительного вала (ДПРВ, датчик фаз) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка регулятора холостого хода (РХХ) ЭСУД ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Регулировка выступания иглы регулятора холостого хода (РХХ)
Определение неисправностей системы впрыска топлива с помощью диагностического оборудования
Система питания инжекторного двигателя
— Справка по топливной системе инжекторного двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Регулятор давления топлива системы подачи топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Топливная рампа системы подачи топлива инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Форсунки системы подачи топлива инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема системы питания инжекторного двигателя (нормы токсичности ЕВРО-2) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Электробензонасос (топливный модуль) системы подачи топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Топливный фильтр системы питания инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Адсорбер
— Как сбросить давление в топливной системе автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 с инжекторным двигателем
Система зажигания инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Модуль зажигания инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка модуля (катушки) зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с инжекторным двигателем
— Схема системы зажигания инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Система выпуска отработанных газов инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Система выпуска отработанных газов инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Система нейтрализации отработанных газов инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Каталитический нейтрализатор
twokarburators.ru
Инжектор автомобиля, принцип работы, описание
Инжекторы - насколько это важный элемент устойчивой работы двигателя, и какие параметры важны при их проверке?В различных статьях уже говорилось о конструкции инжекторов, поэтому не будем повторяться, а попытаемся рассказать о тех случаях, которые происходили в практике ремонта. Иногда, при ремонте, у очередного клиента возникает такой вопрос: "Мне в разных мастерских проверили все, чуть ли не весь двигатель разобрали, а он как "троил", так и "троит" и не хочет ехать". В нашей практике ремонта тоже возникают вопросы, что некоторые машины устойчиво работают на холостых оборотах, а вот при резком ускорении создается такое впечатление, что машина "упирается в стенку" или, говоря так же образно - "ее что-то тянет за зад". Особенно это ощущается при трогании с места. Конечно, во всех этих ситуациях, нельзя говорить однозначно о той или иной причине. Потому что следствие может быть внешне похожим, а причины - разные. Но раз мы решили поговорить об инжекторах, тогда и перейдем к ним.
Так как я считаю, что в любой работе надо начинать с более простого, а значит и более дешевого для клиента, то в первую очередь необходимо проверить правильность работы системы зажигания (это свечи, бронепровода, правильность установки угла опережения зажигания). Об этом уже много говорилось. Если при устранении всех недостатков в работе системы зажигания проблема осталась (хотя чаще бывает, что двигатель начинает работать более уверенно), мы приступаем к проверке инжекторов. Очень важным параметром работы инжекторов является равномерность подачи топлива. При проверке - неравномерность подачи топлива не должна превышать 9%. Я измеряю ее отношением объема минимальной подачи к объему максимальной подачи топлива из комплекта инжекторов х 100%. Если разность подачи топлива превышает 9% (а встречаются случаи, где неравномерность подачи составляла 25, 30 и более %), то инжекторы, которые обеспечивают минимальную подачу, подлежат замене.
Мы пытались различными способами "привести в чувство" неисправные инжектора, используя для этого различные химические присадки высокой концентрации , ультразвуковую очистку, однако полностью привести в порядок неисправные инжекторы у нас не получалось - увы. "Если он мертв - то это навсегда". В этом случае, замена допускается только на тот тип инжектора, который установлен на этой модели двигателя. Это обусловлено тем, что каждый тип инжектора расчитан на определенный объем подачи топлива и если попытаться заменить его на другой тип, то не будут выполняться условия по оптимальному соотношению топливо-воздушной смеси. В некоторых автомагазинах - авторазборках нас пытались убедить, что замена на другой тип инжектора вполне и вполне возможна! Например, по их словам, можно "с чистой совестью" переставлять инжектора с двигателей 4A-FE на 5A-FE, 4S-FE на 3S-FE и наоборот. Поверьте на слово - это утопия.
Можно привести еще такой пример : на двигателях 4S-FE встречаются два типа инжекторов: 23250-74110 и 23250-74130. На первом типе инжектора объем подачи топлива в режиме холостого хода составляет 57-60 мл, а на втором - 61-63 мл. В начале своей работы с инжекторами мы пытались немного поэксперементировать, тем более что такую возможность нам давали. Интересно, подумали мы, если поставить инжекторы с меньшими объемами подачи топлива, машина будет более экономичной или нет??? А если подачу немного увеличить, она лучше поедет? А как будет с расходом?
Результатом этого эксперимента стал однозначный вывод: если за счет инжекторов уменьшить объем топлива, то расход не только не уменьшиться, а наоборот увеличится и машина практически перестанет нормально ездить (да, она будет "передвигаться", но нормально ездить - никогда). Если объем топлива увеличить, то машина станет немного резвее, но расход топлива резко возрастает. Этот вывод был сделан субъективно по словам человека, который доверил нам свою машину для этого эксперимента. Конечно, о "чистоте" эксперимента говорить не приходится, однако и такие выводы - тоже выводы. Если возникла необходимость произвести профилактическую проверку и чистку инжекторов, то результатом этой работы является улучшение облака распыления топлива, что приводит к лучшему смешиванию частиц топлива и воздуха. Таким образом, удается снизить расход топлива. Опять же, по оценке клиентов, после ультразвуковой чистки инжекторов расход топлива на машинах с объемом двигателя до 1600 см3 снижался на 1-1,5 литра, на двигателях с объемом двигателя свыше 1600 см3 - на 1,5-2 литра.
Основные принципы работы инжектораКак известно, абсолютное большинство японских автомобилей вообще, и Тойот в частности, оснащаются не карбюраторами, а системами впрыска топлива. Есть мнение, что впрыск - это хорошо, современно и прогрессивно. Также есть другое мнение, диаметрально противоположное первому: впрыск - это сложно, дорого, не ремонтопригодно. Этого мнения придерживаются в основном автовладельцы со стажем, имеющие богатый опыт эксплуатации отечественной техники и прекрасно знающие, что такое карбюратор, но не знающие, что делать с этими “новомодными” компьютерами, инжекторами, датчиками и т.д. Разумеется, для понимания того, как работает принципиально другая система питания, нужно, во-первых, иметь желание разобраться в этом, а во-вторых - нужна информация, которой очень и очень мало. Именно поэтому мы и попробуем сейчас в общих чертах дать описание функционирования системы впрыска TCCS (Toyota Computer Control System) фирмы Тойота, рассказать, как это все работает, и какие действия может предпринять автовладелец в случае, когда что-то не работает или работает не так.
Прежде всего, хотелось бы напомнить основные принципы работы любой современной автомобильной электронной системы впрыска. В двух словах процесс работы системы впрыска выглядит так: масса воздуха, поступающая в двигатель, измеряется датчиком расхода воздуха, эти данные передаются компьютеру, который на основе этой информации, а также на основе некоторых других текущих параметров работы двигателя, таких, как температура двигателя, температура воздуха, скорость вращения коленчатого вала, степень открытия дроссельной заслонки (и скорость ее открытия), расчитывает необходимое количество топлива, которое нужно сжечь в данном количестве воздуха. После этого компьютер подает на форсунки электрический импульс нужной длительности, форсунки открываются, и топливо, находящееся под давлением в топливной магистрали, впрыскивается во впускной коллектор. Все, дело сделано.
Как все просто, скажут многие и, в общем-то, будут правы - в системе впрыска есть одна-единственная сложность - это сложная программа, находящаяся в памяти компьютера и составленная таким образом, чтобы учитывать все разнообразие режимов работы двигателя и внешних условий, в которых ему приходится работать, а механические же узлы и составные части ничего сложного из себя не представляют и их можно перечислить по пальцам: это бензонасос, перепускной клапан топливной магистрали, клапан поддержания холостых оборотов (он же зачастую отвечает за прогревание обороты и компенсацию падения оборотов при включении кондиционера и других электроприборов), форсунки.
Ну и, естественно, датчики. Один из таких датчиков, о котором в автомобильной среде ходит очень много разных слухов и “гаражных баек”, является датчик кислорода или, иначе, лямбда-зонд. Чуть позже мы уделим ему особое внимание. Итак, рассмотрим процесс функционирования системы TCCS. Следует сразу сказать, что автомобильные системы впрыска бывают двух типов - с обратной связью и без нее. Системами с обратной связью оснащаются автомобили, предназначены для рынков развитых стран, таких как США, Япония, европейские страны, где нормы на содержание токсичных веществ в выхлопных газах очень строги и к автомобилям предъявляются соответствующие требования. В таких системах обязательно есть два компонента - каталитический нейтрализатор и лямбда-зонд. В системах без обратной связи ни лямбда-зонда, ни, как правило, нейтрализатора нет.
Система TCCS не является исключением и также выпускается в двух вариантах. Мы начнем с более сложного и передового варианта с обратной связью, тем более, что автомобили, приходящие из Японии, имеют именно этот вариант системы, ведь требования к чистоте выхлопа в Японии очень высоки.
Компьютер (ECU)Начнем мы, пожалуй, с компьютера управления, который общепринято называть ECU (Electronic Control Unit). В памяти компьютера находятся собственно программа управления и набор так называемых “карт” (maps), в которых отражена необходимая для работы программы информация. При этом сама программа более-менее стандартна для любого двигателя, а вот карты, используемые ею, уникальны для каждой модели и каждой модификации двигателя. Для большей наглядности можно представить себе простейшую программу, которая работает с двумя картами, одна из которых представляет собой трехмерную таблицу, в которой по горизонтали (вдоль оси X) заданы значения массы поступающего воздуха, по вертикали (вдоль оси Y) - значения оборотов двигателя, а вдоль оси Z - значения углов открытия дроссельной заслонки.На пересечении всех трех колонок и столбцов таблицы проставлены значения количества топлива, которое необходимо впрыснуть при данных условиях работы двигателя. Во второй карте, двумерной, заданы соответствия между количеством топлива и временем открытия форсунок, в результате из этой карты программа может узнать то, для чего и городился весь этот огород - длительность электрического импульса, который должен быть подан на форсунки. В процессе работы программа каждые несколько миллисекунд опрашивает датчики, сравнивает полученные значения с заданными в первой карте, выбирает из соответствующей ячейки содержащееся там значение количества топлива, потом переходит ко второй карте и выбирает исходя из этого значения требуемое время открытия форсунок. Далее следует импульс на форсунки - все, цикл завершен.
Описанный процесс отличается от реального тем, что на самом деле таких карт больше и в них отражены взаимные зависимости гораздо большего числа параметров, чем было перечислено, в том числе нагрузка на двигатель, температура двигателя, температура воздуха и даже высота над уровнем моря. Но цель работы программы управления та же - конечным результатом сбора и обработки данных от датчиков должна быть длительность электрического импульса на форсунку.
Таким образом, вся сложность заключается не в написании собственно программы, которая всего-то и делает, что сверяется последовательно с несколькими картами и в результате “добирается” до некоторого значения, а в самих картах, которые должны быть очень точными и подобраны под конкретную модификацию двигателя. Кроме этого, ECU системы TCCS управляет также и углом опережения зажигания, зависимость которого от различных текущих параметров работы двигателя также задается соответствующими картами.
Обратная связьОбратная связь в системе TCCS, как и в любой другой системе впрыска, обеспечивается лямбда-зондом (датчиком кислорода). Необходимость ее обусловлена тем, что как бы ни были хороши и точны карты, находящиеся в памяти ECU, каждый экземпляр двигателя все- равно в той или иной мере отличается от остальных и требует индивидуальной подстройки топливной системы. В процессе эксплуатации двигателя также происходят изменения, связанные с его старением и износом, и которые тоже было бы неплохо компенсировать.
Кроме этого, сами карты могут быть изначально составлены не оптимально для некоторых сочетаний внешних условий и режимов работы двигателя и, таким образом, требовать корректировки. Именно эти задачи и позволяет решить наличие обратной связи. Но главная цель при решении всех этих задач - это достижение наиболее полного сгорания горючей смеси в цилиндрах двигателя для получения наилучших характеристик его токсичности. Известно, что оптимальным для полного сгорания топлива является соотношение воздух/топливо равное 14.7:1. Это отношение называют “стохиометрическим” или, иначе, “коэффициент лямбда” (именно отсюда и пошло название “лямбда- зонд”).
Выглядит обратная связь так. После того, как компьютер определил необходимое количество топлива, которое нужно впрыснуть в текущий момент работы двигателя исходя из текущих условий и режима его работы, топливо сгорает и выхлопные газы поступают в выпускную систему. В этот момент с датчика кислорода считывается информация о содержании кислорода в выхлопных газах, на основании чего можно сделать вывод, а так ли все прошло, как было рассчитано, и не требуется ли коррекция состава горючей смеси. Образно говоря, компьютер постоянно проверяет свои расчеты по конечному результату, информацию о котором он получает от датчика кислорода, и, если это требуется, выполняет окончательную точную подстройку состава горючей смеси. В англоязычной литературе эта процедура обычно именуется “short term fuel trim”. Но так происходит не всегда - в некоторых режимах работы двигателя компьютер игнорирует информацию от датчика кислорода и руководствуется только своими собственными расчетами. Давайте посмотрим, когда же это происходит.
Режимы управленияКомпьютер любой системы управления впрыском с обратной связью, в том числе и TCCS, в процессе работы может находиться в одном из двух режимов управления - либо в режиме замкнутого контура (closed loop), когда он использует информацию датчика кислорода в целях точной корректировки, либо в режиме разомкнутого контура (open loop), когда он игнорирует эту информацию. Ниже мы рассмотрим основные режимы работы двигателя и режимы управления.Запуск двигателя. В момент запуска требуется, в зависимости от температуры как самого двигателя, так и окружающего воздуха, обогащенная горючая смесь с повышенным процентным содержанием топлива. Это всем известный факт, характерный вообще для всех бензиновых двигателей внутреннего сгорания, как карбюраторных, так и двигателей с впрыском, поэтому мы не станем подробно останавливаться на причинах. Скажем только, что соотношение воздух/топливо в этом режиме варьируется в среднем от 2:1 до 12:1. В этом режиме компьютер системы TCCS работает в режиме разомкнутого контура.
Прогрев двигателя до рабочей температуры. После запуска двигателя компьютер системы TCCS постоянно проверяет текущую температуру двигателя и в зависимости от этого параметра производит расчет состава горючей смеси, а также устанавливает требуемую величину прогревных оборотов посредством воздушного клапана ISC (Idle Speed Control). В процессе прогрева двигателя с ростом температуры соотношение воздух/топливо изменяется компьютером в сторону обеднения, а прогреваемые обороты также уменьшаются. В это же время происходит разогрев датчика кислорода в выпускном коллекторе до рабочей температуры. Компьютер при этом работает в режиме разомкнутого контура.
Холостой ход. По достижении заданной температуры двигателя и при условии достаточного для работы разогрева датчика кислорода (датчик кислорода начинает выдавать правильные показания только при температуре от 300C и выше) компьютер переключается в режим замкнутого контура и начинает использовать показания датчика кислорода для поддержания стехиометрического состава горючей смеси (14.7:1), обеспечивающего наименьший уровень содержания токсичных веществ в выхлопных газах.
Движение с постоянной скоростью, плавное увеличение или уменьшение скорости. В этом случае компьютер TCCS также находится в режиме замкнутого контура и использует показания датчика кислорода. Вы можете раскрутить двигатель хоть до 6500 об/мин, наполовину нажав педаль газа, но компьютер все-равно будет оставаться в режиме замкнутого контура, обеспечивая состав горючей смеси в пределах примерно от 14.5:1 до 15.9:1. Резкое ускорение. Как только Вы нажимаете педаль газа “в пол” и полностью открываете дроссельную заслонку - компьютер безоговорочно переходит в режим разомкнутого контура. Под нагрузкой (а компьютер всегда в состоянии определить, велика ли нагрузка на двигатель) компьютер может переключиться в режим разомкнутого контура несколько раньше - уже при открытии дроссельной заслонки на 68 или более процентов от ее хода. При этом он будет поддерживать состав горючей смеси в пределах от 11.9:1 до 12:1 для получения большей мощности.
Принудительный холостой ход (торможение двигателем). Компьютер также переходит в режим разомкнутого контура в случаях, когда текущие обороты двигателя превышают величину оборотов холостого хода, а дроссельная заслонка полностью закрыта - например, когда Вы движетесь под уклон, убрав ногу с педали газа и не выключив передачу. При этом компьютер обеспечивает обедненный состав горючей смеси. Таким образом, мы видим, что большую часть времени компьютер TCCS находится в режиме замкнутого контура, который обеспечивает оптимальный состав горючей смеси. Более того, находясь в этом режиме, компьютер “самообучается”, корректируя и модифицируя карты, используемые в режиме разомкнутого контура, адаптируя их к текущим условиям эксплуатации и состоянию двигателя.
Т.е., если, скажем, компьютер замечает, что в режиме замкнутого контура для достижения оптимального сгорания ему приходится все время обогащать топливо-воздушную смесь на, скажем, 5% относительно базовых значений, прописанных в соответствующих картах, то через некоторое время, когда он удостоверится в стабильности этого корректирующего коэффициента, он соответствующим образом модифицирует сами карты, тем самым влияя и на смесеобразование в режиме разомкнутого контура. Это и есть тот самый процесс “самообучения”, о котором тоже ходит столько слухов. “По-научному” он называется “long term fuel trim”. Следует заметить, что модифицированные карты сохраняются только в энергозависимой памяти компьюетра, поэтому после отключения аккумулятора восстанавливаются заводские значения этих карт, и компьютер должен “самообучиться” заново.
Все было бы просто замечательно, если бы не один фактор, портящий эту красивую картину - лямбда-зонд имеет обыкновение выходить из строя в результате заправок этилированным бензином. В реальной жизни это приводит к тому, что рано или поздно после пробега по нашим дорогам система TCCS лишается своей способности к адаптации под текущие условия и работает строго по тем картам, которые изначально находились в памяти компьютера, постоянно находясь в режиме разомкнутого контура. Естественно, что ничего хорошего из этого не получается, ведь большинство автомобилей к тому времени, когда они попадают к нам, уже немало побегали по японским дорогам, и двигатели их, увы, уже не новые. Впрочем, практика показывает, что и ничего особенно плохого тоже не происходит.
Более того, система TCCS “нативных” японских Тойот в случае выхода из строя лямбда-зонда даже не зажигает на панели лампочку “check engine” в отличие от Тойот для американского и/или европейского рынков.
Кстати, следует заметить, что каталитический нейтрализатор (именуемый в народе “катализатор”) и лямбда-зонд - это совершенно разные устройства, хотя их и можно назвать “сладкой парочкой” - как правило, если в машине есть лямбда-зонд - то есть и нейтрализатор, и наоборот. Оба эти устройства служат одной и той же цели - снижению уровня токсичности выхлопа, но выполняют каждое свою часть работы: лямбда-зонд помогает системе управления впрыском готовить оптимальную с точки зрения полноты сгорания горючую смесь, а нейтрализатор эту смесь дожигает.
Каталитический нейтрализаторНейтрализатор, который представляет собой керамические “соты”, покрытые активным слоем, способным дожигать остающиеся в выхлопных газах частички топлива, также выходит из строя после нескольких заправок этилированным бензином. Выходит из строя - это означает, что он теряет способность к дожиганию не сгоревших частичек топлива. Известны случаи, когда соты катализатора оплавлялись, забивались нагаром и такой нейтрализатор уже создавал серьезную помеху на пути выходящих из двигателя выхлопных газов. Но следует сказать, что сама по себе заправка, даже неоднократная, этилированным бензином к такому результату не приведет.Причина оплавления нейтрализатора - это работа двигателя в течение длительного времени на обогащенной (или богатой) смеси, к чему может привести как выход из строя лямбда-зонда, так и неисправности в системе питания и зажигания.
Принцип работы датчика кислородаНаиболее распространённый тип - циркониевый кислородный датчик. По сути дела он является переключателем, резко меняющим свое состояние на рубеже 0.5% кислорода в составе выхлопных газов.
Это количество кислорода соответствует идеальному стехиометрическому соотношению воздух/топливо 14.7:1. Обычно интерфейс датчика устроен таким образом: прогретый датчик (более 300 градусов Цельсия) при количестве кислорода менее 0.5% (богатая смесь), являясь слабым источником тока, выставляет на сигнальном выходе напряжение в диапазоне от 0.45 до 0.8 вольта, а при количестве кислорода более 0.5% (бедная смесь) - от 0.2 до 0.45 вольта. Какой точно уровень напряжения при этом - роли не играет, учитывается его положение относительно средней линии.
Если ECU видит сигнал бедной смеси - топливо добавляется. Если в следующий измерительный период ECU видит сигнал богатой смеси - то подача топлива уменьшается. Таким образом состояние системы постоянно колеблется вокруг оптимальной величины и подача топлива настраивается по практическим результатам сгорания. Это позволяет системе адаптироваться к различным условиям работы. Частота колебаний напряжения на датчике кислорода составляет примерно 1-2 Гц на холостых оборотах и 10-15 Гц при 2000- 3000 об/мин. Так как датчик работает надежно только в хорошо прогретом состоянии, то ECU системы TCCS начинает замечать его показания только после определенного уровня прогрева двигателя.
Для ускорения прогрева датчика в него зачастую монтируют электрический подогреватель. Бывают датчики с одним проводом (сигнал), бывают с двумя (сигнал, земля сигнала), с тремя (сигнал, 2 провода подогревателя), с четырьмя (сигнал, земля сигнала, 2 провода подогревателя).
Самодиагностика компьютера системы TCCSЛюбая современная система впрыска имеет встроенную подсистему самодиагностики, которая позволяет определить различного рода неисправности датчиков, исполнительных механизмов и узлов системы.
В результате процедуры самодиагностики компьютер вырабатывает диагностические коды, которые можно тем или иным способом извлечь из памяти компьютера и расшифровать в соответствии с таблицами. Способ извлечения этих кодов у разных производителей - разный. В системе TCCS для этого используется лампочка “Check Engine” на панели приборов, а переключение компьютера в режим вывода диагностических кодов осуществляется путем закорачивания пары контактов на диагностическом разъеме в моторном отсеке автомобиля. Диагностический разъем обычно находится вблизи левой опоры стойки передней подвески и представляет собой черную или серую коробочку с надписью “DIAGNOSIS” на крышке.
Пошаговая процедура самодиагностики: Начальные условия напряжение в бортовой сети превышает 11 вольт дроссельная заслонка полностью закрыта трансмиссия в положении “нейтраль” (или “парковка” для автоматических трансмиссий) кондиционер выключен Металлическим проводником (провод, разогнутая канцелярская скрепка) замкнуть контакты T (или TE1) и E1 на диагностическом разъеме. Повернуть ключ зажигания в положение “ON”, но не запускать двигатель стартером. Считать коды путем подсчета количества мигание лампочки “Check Engine”. Считывание кодов диагностики. При считывании кодов возможны две ситуации:
Неисправностей не обнаружено: лампочка будет мигать непрерывно с интервалом в 0.25 секунды Обнаружены неисправности: последует серия мигание с интервалом 0.5 секунды - первая цифра кода (например, пять миганий - цифра 5) пауза 1.5 секунды серия мигание с с интервалом 0.5 секунды - вторая цифра кода (например, четыре мигания - цифра 4) в случае, если кодов больше одного - пауза 2.5 секунды после отображения всех кодов следует пауза в 4.5 секунды и процесс повторяется сначала Сброс кодов диагностики.
Обнаруженные коды диагностики (за исключением кодов 51 и 53) будут находиться в памяти компьютера даже после устранения неисправности. Чтобы очистить область памяти компьютера, в которой хранятся коды, нужно при заглушенном двигателе вынуть на 30-60 секунд предохранитель EFI (15A) из блока предохранителей. Коды диагностики также сбрасываются при отключении аккумуляторной батареи.Таблица диагностических кодов.
Все коды системы TCCS унифицированы и значение их одинаково для всех двигателей Toyota, но для каждого конкретного двигателя используется специфичное для него подмножество кодов. Например, код 34 может присутствовать только на двигателях, оборудованных турбонаддувом.
remrai.ru
Первый авто-инжектор - Chevy_ | Дневники.Ykt.Ru
Впрыск топлива на двигателях внутреннего сгорания появился еще до Второй Мировой, но именно в ее ходе он был доработан и испытан боями. Накопленный опыт, разумеется, пропадать не желал – и уже в первой половине 50ых годов, один из гигантов авто- и авиагрегатного производства Америки, компания Bendix, предложила сотрудничество по этой теме компаниям Chrysler и American Motors.
Система, установленная впоследствии на автомобили концерна Chrysler, представляла собой фактически современный инжектор. Топливо подавалось посредством распределенного впрыска, где на каждый цилиндр приходилось по одной электромагнитной форсунке. Форсунки питались из топливной рейки, давление в которой создавал электрический бензонасос, смонтированный в бензобаке автомобиля (причем, для упрощения его замены, в багажнике предусматривался специальный лючок). Топливная магистраль имела регулятор давления топлива с перепускным клапаном, «стравливающим» лишний бензин в бензобак через обратную магистраль. Управление всей системой велось транзисторным электронным блоком управления, который посредством датчиков замерял не только разрежение во впускном коллекторе, температуру двигателя и положение дроссельной заслонки, но и объем цилиндров и давление топлива. При этом, информацию о тайминге в «мозги» сообщал дополнительный контактный трамблер, смонтированный рядом с трамблером системы зажигания. В общем счете, система во многом предсказала направление для дальнейшего развития, о чем не стеснялись повторять разработчики. Сравнительно с карбюраторным питанием, "электроджектор" давал заметный прирост крутящего момента на более низких оборотах чем карбюраторы; а также прибавлял до 20 лошадиных сил в общую мощность лучших 8-цилиндровых моторов Крайслера.
Вскрытый блок управления впрыском
Однако, на этом хорошее кончается. Несмотря на улучшившиеся показатели относительно стандартной пары карбюраторов, впрыск стоил баслословных денег – свыше шестиста долларов, что доходило до четверти цены седана от Chevrolet. Более того, ввиду несовершенства технологий тех лет, система оказалась достаточно капризной и требовательной к своевременной проверке и обслуживанию; таким образом, требуя от механиков быть еще и инженерами-электронщиками. В 1958 году, на 35 автомобилей концерна смонтировали впрыск – ими были два Plymouth Fury, пять DeSoto Adventurer в разных кузовах, двенадцать «доджей» и еще 16 купе Chrysler 300. Вскоре все эти автомобили были переделаны обратно на карбюраторную систему, кроме одного DeSoto, который успел попасть в аварию до этого (автомобиль ныне восстановлен). В 1959-ом году инжекторных машин конвеер уже не увидел. Chrysler с досады был вынужден продать не оправдавшую себя систему компании Bosch, которая узрела в ней потенциал – и уже в 60ых, когда надежная современная электроника стала дешеветь, компания довела систему «до ума» и вовсю устанавливала свой впрыск под названием D-Jetronic на «фольксвагены».
Единственный в мире рабочий автомобиль с установленным на заводе и полностью работоспособным впрыском Electrojector - кабриолет DeSoto Adventurer 1958 года, восстановлен в 2002 году. Примечательно, что автомобиль прошел свыше 77 тысяч миль, не демонтируя системы впрыска.
Шильдик на автомобилях с впрыском
Музыка: бунтарский сын
www.dnevniki.ykt.ru