Рубрики
Разное

Абс что это: ABS — что это такое

Блок АБС — что это, преимущества и недостатки системы

Содержание
  1. История АБС
  2. Как работают тормоза с АБС?
  3. Преимущества АБС
  4. Недостатки АБС

АБС уже давно стала жизненно-важным элементом в комплексе безопасности каждого нового автомобиля, на порядок повышая эффективность торможения. И сегодня мы попытаемся рассказать вам почему…

Одним из самых важных изобретений в автоиндустрии, без сомнения, является антиблокировочная система, известная также как АБС или ABS (anti-lock brakes system). Говоря простым языком, система АБС с помощью электроники определяет и предотвращает блокирование колеса автомобиля при торможении, сохраняя контроль водителя над ним, поскольку рулевое управление при активной АБС функционирует в штатном режиме.

Уже с 1970 года эту без преувеличения чудодейственную систему начали ставить на ряд новых автомобилей, а с 2004 года каждое производимое в Европе новое авто по закону обязано иметь АБС.

История АБС

Да, сама идея неблокируемых тормозов появилась довольно довно, а в 50-х годах XX века появились ее первые полностью рабочие образцы, правда применялись они в авиастроении – это была разработка Maxaret английской компании Dunlop. Данная система на базе гидравлики помогала сократить тормозной путь приземлившихся самолетов, причем, даже на обледенелой посадочной полосе с явлением блокировки колес было практически покончено. Попутно решен вопрос со спусканием и даже взрывом камер. Совсем немного времени понадобилось инженерам для того, чтобы понять – эта система может принести пользу и автомобилям!

Самым первым автомобилем с системой ABS был спорткар Jensen FF 1966 года. К слову, эта модель первой в своем классе получила и полный привод. В качестве атиблокировочной системы использовалась уже знакомая нам Maxaret, которая хотя и помогала сократить тормозной путь, но ее гидравлика для автомобилестроения явно была не лучшим выбором. Плюс, чересчур экстравагантный и дорогой спорткар даже для автомобилей своего класса продавался из рук вон плохо, так что в тот момент о популяризаии АБС говорить не приходилось.

Бурное развитие электроники в 70- 80-х годах прошлого века позволило таким компаниям как Chrysler, General Motors и Bosch серьезно усовершенствовать технологию АБС. Уже в 1985 году модель Ford Scorpio стала первым автомобилем, который имел АБС во всех комплектациях в качестве базового оборудования. Далее технология продолжала распространяться головокружительными темпами, добралась до мотоциклов и вот, в 2004 году стала необходимой по закону для всех новых продаваемых в Евросоюзе авто.

Как работают тормоза с АБС?

АБС – это контролируемая электроникой тормозная система, которая работает по принципу, похожему на технику прерывистого торможения, однако, гораздо более эффективно. Техникой прерывистого (или импульсного) торможения пользуются водители на автомобилях, не оснащенных АБС. Принцип прерывистого торможения состоит в частом нажатии и отпускании водителем педали тормоза. Это помогает не только быстрее остановиться, но и сохранит управляемость автомобиля (сцепление каждого колеса отличается и если все они резко перестанут вращаться, то траектория движения автомобиля не будет прямой).

Система АБС с помощью электронных датчиков определяет какое из колес под тормозным усилием вращается медленнее других – это означает, что колесо уже заблокировалось или же вот-вот заблокируется. Тогда в действие вступает ослабляющий поршень, который снижает тормозное усилие, прикладываемое к колесу, до тех пор, пока скорость его вращения не выровняется со скоростью других колес. Естественно, блокировке тут же может вновь подвергнуться любое другое или это же колесо, тогда процесс повторяется вновь.

Как видите, принцип действительно аналогичен импульсному торможению с той лишь разницей, что электроника точно знает какое колесо и на сколько отстает, и свое действие ослабления производит именно с запаздывающим колесом, а не со всеми сразу. Плюс, замеры и действие АБС может происходить множество раз за одну секунду, чего человеческая нога сделать не в состоянии (лишь пара раз в секунду). Если вы сильно нажмете на тормоза, то почувствуете как педаль вибрирует под ногой – это работает система АБС вашего автомобиля.

Конечно, такой продвинутой АБС была не всегда – более ранние версии не имели датчиков на каждом из колес и ограничивались одним (на ведущей оси), двумя (на двух осях) или тремя (два на колесах ведущей оси и один на ведомой оси).

Преимущества АБС

Эффективность тормозной системы с АБС сложно переоценить. К примеру, на асфальте автомобиль с АБС остановится гораздо раньше, чем машина без этой системы, даже если за рулем второго авто будет сидеть опытный водитель, давно практикующий импульсное торможение.

Вторым преимуществом является полное сохранение рулевого управления даже при максимальных тормозных усилиях, приложенных к колесам. У тормозящего автомобиля с заблокированными колесами нет никакой возможности скорректировать направление движения, поскольку руль просто не будет функционировать и автомобиль будет продолжать двигаться в том направлении, которое определено изначальным вектором и изменено разной величиной силы трения под разными колесами (машина может сорваться в занос и вращение).

Есть ли таковые вообще? Обязательно, и о них необходимо знать. Так, если под колесами рыхлая поверхность с изначально плохим сцеплением (грязь, снег и т.п.), то вмешательство системы АБС может только помешать. Вы будете пытаться остановиться, но АБС сразу же начнетослаблять тормозное усилие, словно вы и не жмете на тормоз. То есть, электроника не сократит, а наоборот увеличит тормозной путь.

В случае торможения на рыхлых поверхностях заблокировавшиеся колеса более эффективны, поскольку они начнут зарываться в нее и в итоге остановят автомобиль довольно быстро. Именно поэтому многие настоящие внедорожники имеют специальный режим “off-road” в котором чувствительность и вмешательство системы АБС в работу тормозом минимально или она вообще отключается.

Если АБС автомобиля неисправна – на приборном щитке начинает мигать оранжевая лампочка. Возможно, у вашего авто повреждены датчики АБС или блокирующие/ослабляющие цилиндры. Такое случается довольно редко, поскольку современные системы АБС очень надежны, но, все же, иногда и они выходят из строя и требуют незамедлительного ремонта.

Система ABS: что это такое и как работает?

Что такое ABS, из чего состоит, как работает антиблокировочная система тормозов и что делать, если загорелась лампочка — отвечаем на самые актуальные вопросы об одной из главных систем безопасности автомобиля

Фото: Shutterstock

  • Что такое АБС
  • Зачем нужна АБС
  • Как работает АБС
  • Как работает АБС
  • АБС не работает
  • Типы АБС
  • Советы по эксплуатации АБС

Содержание

  1. Что такое ABS?
  2. Зачем нужна ABS?
  3. Как устроена ABS
  4. Как работает ABS
  5. Не работает ABS
  6. Виды ABS
  7. Советы по эксплуатации ABS

Что такое ABS?

АБС означает антиблокировочная тормозная система, а в русской транскрипции АБС означает антиблокировочная тормозная система. АБС (ABS) — система, предотвращающая блокировку колес автомобиля при торможении. Принцип его работы следующий. Если при интенсивном торможении автомобиля одно или несколько его колес блокируются и начинают скользить по дорожному покрытию, АБС автоматически сбрасывает давление тормозной жидкости в соответствующей магистрали и колесо снова начинает пробуксовывать. В этом случае, если водитель постоянно нажимает на педаль тормоза, этот процесс блокировки и разблокировки буксующего колеса продолжается непрерывно до окончания торможения и, как правило, происходит несколько раз в секунду.Такое поведение тормозной системы ABS позволяет автомобилю оставаться управляемым даже при резком и экстренном торможении.

Зачем нужна ABS?

Как мы уже упоминали ранее, основной задачей ABS является сохранение контроля над автомобилем во время движения. Однако у него есть и другие важные свойства:

  • Сохраняйте контроль над автомобилем при резком и экстренном торможении.
  • Обеспечение плавного прямолинейного торможения на поверхностях с неоднородным покрытием и разными коэффициентами трения.
  • Уменьшенный тормозной путь на ровных твердых поверхностях с ровным покрытием и достаточно высоким коэффициентом сцепления.

Основная задача ABS – удерживать автомобиль под контролем при резком и экстренном торможении. (Фото: liputan6. com)

Как устроена ABS

Конструкция системы АБС интегрирована в штатную тормозную систему всех современных автомобилей и включает в себя следующие компоненты:

  • Датчики скорости

Датчики скорости работают по принципу магнитной индукции и жестко закреплены на каждой ступице колеса, а на некоторых АБС — на редукторе заднего моста. Это магнитные катушки. Каждый кубик имеет зубчатый обод. При вращении колес в катушке создается ток, величина которого зависит от скорости вращения колес. Данные, полученные датчиками, передаются в электронный блок управления ABS.

  • ЭБУ (электронный блок управления)

ЭБУ анализирует данные, поступающие от датчиков, и рассчитывает момент блокировки колес, следит за давлением жидкости в тормозной системе и при необходимости выдает управляющие команды на модулятор с клапанами на замыкание необходимого тормозного контура.

  • Клапанный модулятор

Клапанный модулятор встроен в главную тормозную магистраль. Получив сигнал от ЭБУ, первый клапан модулятора перекрывает доступ тормозной жидкости короткими импульсами, тем самым регулируя давление тормозных механизмов.

  • Гидроаккумулятор

Гидроаккумулятор позволяет регулировать давление в системе. Если давление приближается к максимально допустимому, второй электромагнитный клапан сливает тормозную жидкость в аккумулятор. При недостатке жидкости она стекает из аккумулятора обратно в тормозную магистраль.

  • Насос АБС

Насос, как правило, кулачкового типа, не всегда устанавливается в антиблокировочных системах и работает только в момент срабатывания АБС, позволяя быстро восстановить давление во всей тормозной системе автомобиля.

Как работает ABS

Принцип работы антиблокировочной системы тормозов достаточно прост. Итак, как это работает?

Как только водитель с большим усилием нажмет на педаль тормоза и вдавит ее, что называется, в пол, он тут же почувствует характерный «хрипящий» звук и пульсацию в педалях. Это означает, что антиблокировочная система сработала. После этого процесс торможения контролируется не водителем, а блоком управления АБС. В этот момент датчики считывают скорость вращения колеса и давление в тормозной магистрали. Компьютер вычисляет скорость торможения, необходимую для данной ситуации, и посылает команду модулятору на замыкание того или иного тормозного контура. Если скорость замедления соответствует расчетной скорости, доступ жидкости к тормозному контуру возобновляется. Кроме того, в современных системах АБСтакая операция может выполняться для каждого контура до 18-20 раз в секунду, поэтому система предотвращает блокировку колес при резком и экстренном торможении и позволяет автомобилю оставаться на ходу.

Система ABS предотвращает блокировку колес при резком и экстренном торможении и позволяет автомобилю оставаться на ходу. (Фото: Global Look Press)

Не работает ABS

Неисправности антиблокировочной системы тормозов во всех современных автомобилях сразу отображаются водителю специальным индикатором на приборной панели. Загорание «лампочки ABS» может указывать на следующие неисправности:

  • Обрыв провода
  • Датчики ABS загрязнены и отключены или вышли из строя
  • Поврежден зубчатый венец на ступице колеса
  • ЭБУ перестал работать

Так что в любом случае загоревшийся индикатор – это повод обратиться в сервис. Особенно, если он загорелся во время движения автомобиля. При этом необходимо быть предельно осторожным и внимательным, особенно при резких торможениях или внезапных остановках.

Однако перед походом в автосервис можно попробовать устранить проблему самостоятельно или хотя бы понять ее причину. При обнаружении нарушений в работе АБС необходимо провести визуальный осмотр всех элементов системы. Для начала нужно проверить ЭБУ на наличие воды внутри устройства или повреждения корпуса. ЭБУ расположен рядом с распределителем тормозных усилий. Для вашей собственной безопасности важно отключить аккумулятор, чтобы обесточить машину.

Исправность предохранителей также можно проверить самостоятельно. Различные электронные компоненты, относящиеся к антиблокировочной системе, расположены на общей панели под капотом и отмечены необходимой маркировкой.

Если у вас в собственном гараже есть домкрат или яма, провода, подсоединенные к колесным датчикам, можно осмотреть и в районе ступицы колеса. Такая проверка также может выявить ослабление тросов или их перетирание и повреждение.

Визуальный осмотр может выявить ослабленные, изношенные или поврежденные кабели. (Фото: Shutterstock)

Виды ABS

Существует несколько типов антиблокировочных тормозных систем:

  • Четыре канала — это система, где есть 4 датчика, которые контролируют каждое колесо в отдельности. Такая схема на сегодняшний день является наиболее эффективной.
  • Трехканальная — это система с тремя датчиками, один из которых работает на заднюю ось, а два других — на пару передних управляемых колес.
  • Двухканальная система — это система, управляемая отдельными датчиками на передней и задней осях.
  • Одноканальная — это система, в которой на заднюю ось устанавливается только один датчик, и он работает при блокировке двух задних колес. Такая система АБС является наиболее экономичной в эксплуатации, но и наименее эффективной.

Ранние антиблокировочные тормозные системы были одноканальными, работающими только на заднюю ось автомобиля. Кроме того, механизмы работали одновременно и в равной степени воздействовали на оба колеса задней оси. Современные антиблокировочные системы поддерживают четыре канала, по одному на каждое колесо, каждый из которых может работать независимо.

Также со временем был расширен функционал антиблокировочной тормозной системы, а с помощью разных конфигураций электронного блока управления также удалось интегрировать систему распределения тормозных усилий EBD. Эта система работает перед поворотом и при экстренном торможении контролирует распределение тормозных усилий в механизмах еще до блокировки колес. Кроме того, позднее для работы на ABS и EBD были добавлены датчики положения руля, дроссельной заслонки и поперечного ускорения, что позволило «вшить» в блок ABS противобуксовочную систему и систему стабилизации ESP. Последний, в зависимости от производителя автомобиля, имеет разные коммерческие названия, а также может называться ASR, DSC, VDC и т д

Советы по эксплуатации ABS

Для наиболее точной и эффективной работы системы АБС следует:

  • Проверьте давление в шинах. Оно должно соответствовать значению, рекомендованному производителем. Ведь точность измерения скорости вращения колес напрямую зависит от радиуса колеса, и, в свою очередь, зависит от давления в шинах.
  • Зимой старайтесь не очищать колесные арки и тормозные механизмы ото льда и агрессивных реагентов. Активная внешняя среда может привести к окислению датчиков АБС и выходу их из строя.
  • Внимательно следите за показаниями на приборной панели и при появлении ошибки АБС немедленно обращайтесь к специалисту.
  • Об авторе
  • Хотите связаться со мной?

Главный редактор
, wekauto. ru

Василий Штормин

Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.

Что такое ABS и как она работает?

ABS, или антиблокировочная тормозная система, звучит нелогично. Конечно, если вы резко тормозите, вы хотите, чтобы колеса перестали вращаться?

Ну, на самом деле это последнее, что должно произойти, так как вы больше не имеете никакого контроля над транспортным средством.

Вот что вам нужно знать о технологии ABS.

 

Что такое АБС?

Не знаете, что означает ABS? Антиблокировочная система тормозов — это функция безопасности, предназначенная для предотвращения заклинивания колес вашего автомобиля. Когда автомобиль все еще движется по тому же относительно небольшому участку шины, вы обычно теряете сцепление с дорогой.

Это означает, что автомобиль будет скользить независимо от того, куда направлены колеса.

Что делает ABS, так это предотвращает блокировку колес, что означает, что вы все еще имеете некоторый контроль над автомобилем.

Это также означает, что колеса будут продолжать вращаться, и автомобиль может двигаться в любом направлении, в котором они находятся.

Сама система была первоначально использована еще в 1950-х годах, когда она применялась в качестве противоскользящего решения для самолетов. Впервые он появился в автомобилях два десятилетия спустя благодаря Ford и Chrysler.

Это стандартная функция для всех новых автомобилей, продаваемых в Великобритании с 2004 года.

  • ABS может предотвратить блокировку тормозов.
  • ABS не предназначена для сокращения тормозного пути.
  • Наличие ABS должно снизить вероятность заноса.
  • Система ABS не так эффективна на таких поверхностях, как грязь, снег или гравий.
  • Автомобили с антиблокировочной системой тормозов реже попадают в аварии.
  • Если лампочка АБС не гаснет во время вождения, идите в гараж.

 

Как работают антиблокировочные тормозные системы?

Антиблокировочная система тормозов является частью электронной системы контроля устойчивости автомобиля (ESC).

ESC также помогает предотвратить такие проблемы, как избыточная или недостаточная поворачиваемость, и связана с блоком управления двигателем (ECU), который фактически является мозгом автомобиля.

АБС постоянно контролирует датчики на каждом колесе автомобиля.

При обнаружении внезапного и значительного давления на тормоза система АБС периодически ослабляет тормоза, чтобы предотвратить блокировку колес.

Эта серия управляемых компьютером действий предотвращает занос автомобиля, обеспечивая водителю полный контроль над автомобилем.

 

Насколько эффективна антиблокировочная система тормозов?

Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что если авиационная промышленность и производители автомобилей доверяют ABS, это, вероятно, хорошо. Тот факт, что это обязательная функция на всех проданных новых автомобилях, свидетельствует о доверии правительства и других регулирующих органов к системе.

Вот 4 преимущества антиблокировочной тормозной системы:

  • Автомобили, оснащенные ABS, реже попадают в аварии со смертельным исходом.

  • ABS снижает вероятность лобового столкновения на мокрой и сухой дороге.

  • Автомобили с АБС редко сбиваются с дороги впереди.

  • В экстренной ситуации автомобиль с АБС обычно останавливается на гораздо меньшем расстоянии, чем автомобиль без АБС.

 

Проблемы с ABS

Антиблокировочная система тормозов лучше всего работает на чистых поверхностях, таких как типичная асфальтированная дорога. Они, как правило, менее эффективны на поверхностях с рыхлым гравием, грязью или снегом, о чем стоит помнить при езде зимой.

Это связано с тем, что система ABS может неправильно интерпретировать данные с датчиков и реагировать не лучшим образом. В этих случаях ваш тормозной или тормозной путь, вероятно, удлинится.

Итак, в ответ на часто задаваемый вопрос «работает ли ABS на льду?» ответ будет «не до такой степени, чтобы вы хотели полагаться только на нее».

Кстати, проблема рыхлого или скользкого дорожного покрытия объясняет, почему внедорожники склонны отключать АБС.

Заблокированное колесо, скорее всего, зацепится за дорожное покрытие, эффективно заякорив себя во время гонок по бездорожью.

 

Сократит ли ABS тормозной путь при аварийной остановке?

Распространено заблуждение, что ABS помогает сократить тормозной путь.

Он не для этого предназначен. Вместо этого он снижает вероятность заноса даже при выполнении чрезмерных маневров уклонения.

Часть 120 Правил дорожного движения говорит о тормозном пути:

«АБС должна обеспечивать сохранение управляемости, но не предполагайте, что автомобиль с АБС остановится на более коротком расстоянии».

Во всяком случае, прерывистое применение и ослабление тормозов может фактически увеличить тормозной путь.

Поэтому так важно соблюдать дистанцию ​​до впереди идущего автомобиля и соблюдать скоростной режим.

 

Как узнать, есть ли в вашем автомобиле АБС?

Самый простой способ узнать, установлена ​​ли в вашем автомобиле система ABS, — это повернуть ключ в замке зажигания, пока не загорятся все индикаторы на приборной панели.

Если в центре горит лампочка с надписью «ABS», у вас установлена ​​антиблокировочная система тормозов.

 

Безопасно ли водить машину с включенной лампочкой ABS?

Когда вы включаете зажигание автомобиля, загорается индикатор ABS, проверяя, работает ли система нормально.

После этого свет должен погаснуть. Если он продолжает гореть, ABS работает неправильно.

Если вы едете, когда загорается сигнал светофора, вы можете продолжить движение к месту назначения, но, возможно, с большей осторожностью, так как система не будет реагировать на резкое торможение.

Если также загорается сигнальная лампа тормозной системы, необходимо остановиться, как только это будет безопасно, и вызвать аварийную службу.

 

Из-за чего может загореться индикатор ABS?

Не игнорируйте индикатор ABS, так как в чем бы ни заключалась проблема, она не исчезнет сама по себе.

Если вы подаете заявку на страхование автомобиля после столкновения, а специалист по оценке рисков устанавливает, что ваш ABS неисправен, ваша страховая компания может не произвести выплату.

Первое, что нужно сделать, если индикатор ABS загорается или продолжает гореть, — это проверить уровень тормозной жидкости и долить, если он низкий.

Если это не так или индикатор продолжает гореть, проблема может быть связана с электронным блоком управления (ЭБУ) или датчиками АБС.

Этот тип проблемы требует внимания профессионального механика, вы можете получить расценки на ремонт и сравнить гаражи через нас.

Сравните расценки на автострахование

Рассчитать стоимость

 

Что делать, если в моей машине нет ABS?

Законодательство не требует установки антиблокировочной тормозной системы на ваш автомобиль, если он был зарегистрирован до 2004 года. А установка АБС может быть дорогостоящей.

Если вы обнаружите, что ваш автомобиль заносит после попытки резкого торможения, нажмите на педаль тормоза как можно быстрее и чаще.

Это называется торможением частоты педалирования. Ваши усилия не будут соответствовать производительности управляемой компьютером ABS, но это может помочь вам сохранить контроль над автомобилем.

Что делать, если он появится

28 февраля 2017 г.
Сэм Бисби

Итак, у вас загорелся индикатор ABS, и вы думаете, что делать дальше. Это неудивительно, учитывая, что ваша антиблокировочная тормозная система могла серьезно выйти из строя, что в худшем случае может серьезно повлиять на поведение вашего автомобиля при торможении, особенно во влажных или обледенелых условиях.

Что делает ABS?

Ваша ABS, или антиблокировочная тормозная система, делает именно то, что говорит; он предотвращает блокировку колес вашего автомобиля при резком торможении, тем самым сохраняя больший контроль и ограничивая вероятность заноса вашего автомобиля.

Когда вы резко тормозите, возможно, чтобы избежать столкновения, датчики на каждом из колес вашего автомобиля отправляют сообщения в блок управления двигателем или ECU, сообщая ему, какие колеса могут заблокироваться и занести. Затем ваш ECU периодически отпускает тормоза на каждом колесе, чтобы предотвратить их блокировку и позволить вам сохранить контроль над автомобилем.

Когда вы заводите машину, автоматически загорается индикатор ABS. Это потому, что ваш автомобиль всегда проверяет систему ABS при запуске; если нет проблем, свет погаснет. Если индикатор продолжает гореть, это признак того, что в системе ABS вашего автомобиля возникла проблема.

Запишитесь на следующее обслуживание

Что может привести к тому, что загорится индикатор ABS?

Существует множество причин, по которым загорается индикатор ABS, и вы можете определить некоторые из них.

Во-первых, вы должны проверить бачок тормозной жидкости, чтобы убедиться, что уровень не слишком низкий, так как сигнальная лампа ABS может активироваться, если уровень тормозной жидкости упал. Если это явно проблема, вы можете долить тормозную жидкость самостоятельно, что должно привести к тому, что индикатор ABS погаснет.

Если это не сработает, это явный признак более серьезной проблемы, которую вы, возможно, не заметите сами. Возможно, один или несколько колесных датчиков, которые передают информацию обратно в ЭБУ, каким-то образом повреждены. Это может привести к тому, что он сообщит об аномальных показаниях или вообще не сообщит о них, что приведет к тому, что ECU сообщит о неисправности ABS.

Контрольная лампа ABS также могла загореться из-за потери давления в тормозной системе, которая могла быть вызвана трещинами или разрывами в бачке тормозной жидкости или тормозных магистралях. Обе эти проблемы, вероятно, будут выявлены в результате испытаний, проведенных обученными техниками в гараже.

Что делать, если загорается индикатор ABS

Если индикатор ABS загорается отдельно, вы можете спокойно ехать на автомобиле до места назначения, так как ваши обычные тормоза будут продолжать работать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *