Эксплуатация автомобиля с АКПП. Эксплуатация акпп
Советы по эксплуатации АКПП
Что означают символы положения рычага выбора диапазона и зачем они нужны?Рычаг выбора диапазона (РВД) работы коробки передач имеет несколько положений, которые имеют буквенное и цифровое обозначение. Количество этих положений у разных моделей автомобилей разные, но на всех автомобилях РВД обязательно имеет положения, обозначенные буквами «Р», «R» и «N».Позиция «P»Выбирается при длительной стоянке автомобиля. В этом положении РВД в АКПП выключены все элементы управления, а ее выходной вал заблокирован, поэтому движение автомобиля невозможно. На этом режиме разрешен запуск двигателя.Позиция «RЗадний ход. Перевод рычага в положение «R» во время движения может привести к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии. В этом положение РВД запуск двигателя невозможен.Позиция «N»В коробке передач выключены либо все элементы управления, либо включен только один. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться. На этом режиме разрешен запуск двигателя.Для автомобилей, оборудованных четырехскоростными коробками передач, РВД диапазона имеет, как правило, четыре положения движения вперед: «D», «3», «2» и «1»(«L»). Следует отметить, что в случае установки РВД в одно из этих положений запуск двигателя невозможен.Диапазон «D» – основной режим движения. Он обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу. В нормальных условиях движения рекомендуется использовать именно его.Диапазон «3» - разрешено движение на первых трех передачах. Рекомендуется использовать при движении по холмистой дороге или в условиях частых остановок.Диапазон «2» - разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется использовать на извилистых горных дорогах. Переключение на третью и четвертую передачи запрещено.Диапазон «1» - разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется при движении на крутых спусках.
На некоторых моделях автомобилей разрешение на использование четвертой, повышающей, передачи осуществляется с помощью специальной кнопки «OD». Если она находится в утопленном состоянии и РВД установлен в положение «D», то переключение на повышающую передачу разрешено. В противном случае включение четвертой повышающей передачи запрещено. Состояние системы управления в этом случае отражается с помощью индикатора «O/D OFF». В случае разрешения использования повышающей передачи индикатор не горит, а при запрете загорается.
Для чего нужны дополнительные кнопки (переключатели)? Что такое зимний режим?На большинстве современных автомобилей с автоматической трансмиссией в систему управления заложено несколько вариантов управления переключением передач. К ним относятся - экономичная, спортивная, зимняя и т.п.Экономичная программа. Программа настроена на обеспечение движения с минимальным расходом топлива. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер.Спортивная программа. Эта программа настроена на максимальное использование мощности двигателя. Автомобиль в этом случае развивает, по сравнению с экономичной программой, значительно большие ускорения.Для реализации экономичной или спортивной программы на приборной панели или рядом с рычагом выбора диапазона расположена специальная кнопка или переключатель, которые в зависимости от марки автомобиля может иметь обозначение «POWER», «S», «SPORT», «AUTO», «A/T MODE» и т.п.
Электронные блоки управления практически всех современных автомобилей имеют специальную программу трогания с места на скользкой дороге (зимняя программа). Для ее активизации так же имеется специальная кнопка или переключатель, которые могут иметь обозначения «WINTER», «W», «HOLD», «*» и т.п. В случае ее действия возможны различные алгоритмы работы АКПП, но, как правило, во всех случаях трогание осуществляется либо со второй, либо с третьей передачи.
Что такое овердрайв (overdrive)? Какой из режимов предпочтительней в городских условиях драйв или овердрайв?Оverdrive в терминологии американских автомобилестроителей означает повышающая передача. Обозначается, обычно, как “OD”, либо D, либо D в кружочке.Повышающую передачу рекомендуется использовать для размеренной, экономичной езды на магистрали.
Можно ли переключать рычаг выбора диапазона на ходу?Можно, но только не во все положения. Категорически запрещается при движении вперед переводить РВД в положения «Р» и «R». В оба эти положения рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКПП. Кроме того, не рекомендуется во время движения переводить РВД в положение «N», поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем и резкое торможение может вызвать занос автомобиля. А во все остальные положения РВД можно спокойно переводить. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так перевод РВД из положения «3» в положение «2» увеличит эффективность торможения двигателем и т.д.
Следует ли переводить рычаг выбора диапазона в “N” при остановке у светофора?Имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду, для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла коробке. В остальных случаях это делать даже не рекомендуется.
Нужно ли использовать стояночный тормоз на стоянке, если рычаг выбора диапазона находится в положении “P”?Для надежной фиксации автомобиля на стоянке на относительно ровных участках исправного механизма блокировки выходного вала АКПП вполне достаточно. Но если автомобиль стоит на уклоне, то включение ручного тормоза обязательно. Причем первым необходимо затянуть ручной тормоз и только после этого установить РВД в положение «Р». В этом случае Вы освобождаете от дополнительной нагрузки, связанной со стремлением автомобиля скатиться вниз, механизм блокировки выходного вала АКПП.
Как определить количество передач в АКПП?В японских автомобилях четырехскоростную АКПП можно опознать по дополнительной кнопке на РВД, которая имеет маркировку “OD OFF”, либо “Hold”. Если такой кнопки нет, то, скорее всего, АКПП трехскоростная без повышающей передачи.В европейских автомобилях рычаг выбора диапазона трехскоростных АКПП маркируется символами PRND21. Четырехскоростных – PRND3. Пятискоростных – PRND4…В американских автомобилях о наличии четвертой (иногда пятой) повышающей передачи говорит символ D в кружочке.
Имея некоторый опыт, определить количество передач можно и на практике, следя за стрелкой тахометра во время разгона автомобиля. Каждое переключение будет сопровождаться некоторым понижением оборотов двигателя. Только при этом, надо иметь в виду, что стрелка тахометра таким же образом реагирует и на блокировку гидротрансформатора (правда, падение оборотов в этом случае будет не столь заметным, как во время переключения передач).
Можно ли буксовать на машине с АКПП?Ничего криминального во время буксования в АКПП не происходит. Повышенное тепловыделение в гидротрансформаторе в этом случае может быть критичным, если система охлаждения имеет низкую эффективность (радиатор охлаждения АКПП засорен продуктами износа).
Как буксировать автомобиль с АКПП?В этом вопросе тоже нет единого ответа. Для некоторых автомобилей имеются очень жесткие паспортные ограничения. Например, Jeep Grand Cherokee рекомендуют транспортировать только на эвакуаторе. Немного проще у Chrysler`а с передним приводом. Автомобили с трехскоростной АКПП можно буксировать со скоростью 40 км/ч на расстояние 25 км, а с четырехскоростной АКПП – со скоростью 72 км/ч на расстояние до 160 км. И все же, какая бы машина ни была, в случае неисправной трансмиссии предпочтительнее эвакуатор. Дело в том, что в АКПП смазка осуществляется принудительно, т.е. масло подводится к каждой паре трения под давлением. Если трансмиссия неисправна, значит, нет уверенности в наличии смазки. Правда, косвенно работоспособность насоса оценить можно. Надо сравнить уровень масла при заглушенном и работающем моторе. Если уровень не меняется, о буксировке даже и не думайте.
Буксировку же осуществляйте при работающем двигателе и установке РВД в положение “N”.Есть еще один способ буксировки автомобиля с вышедшей из строя АКПП. Налейте максимально в АКПП масло, что обеспечит хоть какую-то смазку всех ее деталей.
Допускается ли буксировка прицепа автомобилем оборудованным АКПП?Допускается. Но надо помнить, что чем выше нагрузка, тем больше выделение тепла в гидротрансформаторе. Если вы постоянно пользуетесь прицепом, подумайте об установке дополнительного радиатора в систему охлаждения АКПП. Кроме того, в случае длительного буксирования прицепа использование повышающей передачи нежелательно. Лучше это делать на диапазонах «3» или «2».
Надо ли прогревать АКПП перед началом движения?Первое время после начала движения рекомендуется избегать динамичной езды, пока масла во всех агрегатах не прогрелось до рабочей температуры. В холодное время года, до начала движения не помешает немного прогреть масло в АКПП. Для этого необходимо переместить РВД во все положения, задерживаясь в каждом из них на несколько секунд. Затем включите один из диапазонов движения, и несколько минут удерживайте автомобиль тормозом, двигатель при этом должен работать на холостых оборотах.
Что такое кикдаун (kickdown)?Если во время движения нажать до упора педаль управления дроссельной заслонкой, то в коробке передач произойдет переключение на одну или две передачи вниз. Этот режим рекомендуется использовать для получения более высоких значений ускорения, что бывает полезным, например, во время обгона. Обратное повышающее переключение в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль управления дроссельной заслонкой, то коробка передач перейдет в штатный режим работы.
Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время принудительного понижения передачи ведущие колеса могут начать буксовать, что может привести к возникновению заноса.
Как правильно начинать движение автомобиля с АКПП?Перед началом движения всегда следует нажать на педаль тормоза, перевести РВД в нужную позицию, не нажимая при этом на педаль управления дроссельной заслонкой. После легкого толчка можно отпустить педаль тормоза и начать движение, воздействуя для этого на педаль управления дроссельной заслонкой.
Что такое Autostick (Steptronic, Tiptronic)?Это система управления работой АКПП, в которой на ряду с автоматическим, предусмотрен и полуавтоматический режим управления, при котором команду на переключение передачи дает водитель, а качество этих переключений обеспечивает система управления. В зависимости от производителя этот режим имеет разные названия (Autostick, Steptronic, Tiptronic), реализуется он только на автомобилях, имеющих электронную систему управления АКПП, и то не на всех. В автомобилях оборудованных такой системой, РВД имеет специальное положение, в котором включается режим Autostick. Относительно этого положения есть два противоположных, не фиксируемых положения РВД. Эти положения имеют обозначения “+”(“Up”) и “-”(“Dn”), соответственно для переключения на более высокую или более низкую передачу.
Режим Autostick является скорее полуавтоматическим, чем ручным, т.к. трансмиссионный компьютер, не перестает контролировать действия водителя и не позволит ему, например, тронуться с высшей передачи, или выбрать передачу таким образом, чтобы обороты двигателя превысили допустимые. В остальном же, полная иллюзия механической трансмиссии. По желанию водителя можно перейти и на обычный автоматический режим управления, переведя РВД в положение “D”.
АКПП зимойТак вот. АКПП, работают отлично и крайне надежны во все времена года, кроме зимы. Поэтому рассказываю, как не засадить АКПП если температура ниже 15 град.1) Надо греть машину до РАБОЧЕЙ! температуры. Маслянный радиатор коробки и двигла один и тот же, а коробка от двигла дальше, поэтому АКПП прогревается ПОЗЖЕ.2) Если уж очень не втерпеж, догреть хотя бы до 40, а потом на ходу, включив 3 передачу и на скорости не более 40 км/ч до рабочей.3)Перед зимой смените масло и фильтр. Азбучная истина - но результат отнюдь не азбучный - экономия денег на ремонте.Теперь, что будет,если этого НЕ делать.В управляющей системе АКПП ("мозгах")есть некоторое кол- во клапанов, состоящих из пластмасски и пружинки, которые открываются от давления. При густом масле давление выше и пластмасску, если вы газанули с пробуксовкой, ломает. Следствие - пружинка с осколками пластика пролетает дальше и клинит шестерни. Поскольку приводная шестерня включения/выключения тоже из пластика - она ломается. Результат - коробка не переключает передачи либо выше 2, либо быстро перетыкается со 2 на 4. Если так поездить - засаживаются фрикционы и ремонт по полной программе.Для тех, кто любит все делать сам - я бы вообще советовал перед зимой уменьшить рабочее давление на полоборота.
Некоторые обязательные условия- Все переключения рычага селектора при троганье и изменении направления движения (вперед-назад) должны производиться при нажатой педали тормоза и полной остановке автомобиля.- Начинать движение, снимая ногу с педали тормоза и перенеся ее на педаль газа, следует только после характерного толчка, свидетельствующего о полном включении передачи. При движении на длинных спусках, остановках у светофоров и в "пробках" не рекомендуется устанавливать рычаг селектора в положение "N".- Следует избегать длительной пробуксовки ведущих колес, например при застревают автомобиля. В этом случае необходимо включить режим понижающей передачи и, действуя педалью тормоза как сцеплением, обеспечить медленное их вращение. Наличие АКПП вынуждает при "раскачивании" автомобиля не просто переключать селектор вперед-назад, а останавливать движение в точке зависания тормозом.- Буксировать автомобиль можно не далее 30 км со скоростью до 50 км/ч.При крайней необходимости буксировки на более дальние расстояния рекомендуем залить в трансмиссию дополнительно 2-3 литра масла. Предпочтительнее снять приводы ведущих колес или карданный вал.- При сильных морозах ниже 25° рекомендуется прогреть коробку, принудительно включив первую или вторую передачу, проехать около 2-5 км и только после этого устанавливать рычаг селектора в положение "D" - движение вперед.
Перелив масла тоже не менее опасен. Когда уровень масла высок и движущиеся детали начинают касаться поверхности, масло начинает вспениваться. Это приводит, как и в предыдущем случае, к падению линейного давления в системе. Возможны сбои при переключении передач. Кроме того могут продавиться сальники и появиться течь масла.Очень часто перелив возникает при смене старого масла на новое. Распространенная ошибка - масло доливается до верхнего уровня на теплом двигателе, а не на горячем. Езда по городу редко приводит к полному прогреву. Желательно проехать километров 30 в хорошем темпе и после этого проверить уровень ATF в автомате. Если вы видите превышение уровня немедленно слейте излишки. Если есть пена на щупе - тем более. Небольшое количество пузырьков допустимо. Даже если потом на холодной машине уровень будет понижен не обращайте на это внимания. Различные ATF различных производителей имеют разные коэффициенты расширения и не обеспечивают точного соответствия меткам на щупе. Перелив масла опаснее недолива. При переливе на переднеприводном автомате достаточно 500...700 грамм чтобы масло вспенивалось. При недоливе надо недолить литра полтора для того же эффекта.
Если после смены масла у вас на холодном двигателе автомат переключает без рывков, а после прогрева появляются рывки - смотрите перелив масла. Пробуксовка дисков фрикционов ведет к их ускоренному износу, подгоранию и осыпанию, что в свою очередь влечет засорение масляного фильтра и подвисание соленоида линейного давления автомата и опять же к падению линейного давления. Начинается цепная реакция. На некоторых автоматах фильтр выполнен из фетра и засоряется активнее сетчатого, при ремонте он требует замены.
Что обозначают P-R-N-D-S-L, Hold, Power ? P-R-N-D-S-L, Hold, Power это режимы работы автомата. К ним можно также отнести красную кнопочку около селектора и кнопку фиксации режима на селекторе. Красная кнопка при сдвиге или нажатии разрешает включение автомата при выключенном зажигании.
P - PARKING - служит для удержания автомобиля на стоянке. Переключать в этот режим можно только при полной остановке автомобиля. Случайное включение блокируется кнопкой на селекторе автомата.
R - REVERSE - задний ход. Переключать в этот режим можно только при полной остановке автомобиля. Случайное включение блокируется кнопкой на селекторе автомата.
N - NEUTRAL - нейтральная передача. Не совсем то, что на ручных коробках. На этой передаче нельзя долго катиться под уклон или буксировать машину с выключенным двигателем без риска повредить автомат. Масляный насос находится на первичном валу АКПП и поэтому в такой ситуации не работает и коробка остается без масла.
D - DRIVE - самый основной режим работы - разрешена езда на всех передачах, а их в автомате 4, первая (1), вторая (2), третья (3), четвертая или овердрайв (overdrive) (4). четвертая передача аналогична пятой в ручных коробках, то есть является повышающей (overdrive), в отличие от третьей, являющейся прямой передачей
При движении никогда не переключайте селектор автомата между положениями S-D-N при нажатой кнопке на нем. Можно случайно включить L или R.S - в этом режиме включаются только 1-2-3 передачи. Можно использовать этот режим для торможения двигателем с горок при движении со скоростью около 80 км/час.
L - LOAD - в этом режиме включаются только 1-2 передачи. Можно использовать для торможения двигателем с горок при движении со скоростью около 60 км/час. Случайное включение блокируется кнопкой на селекторе автомата.
HOLD - оказывает непосредственное влияние на режимы D-S-L, обозначим их при Hold On (лампочка на панели горит) соответственно Dh-Sh-Lh. Этот режим можно использовать для ручного переключения 1 и 2 передач.
Dh - включаются только 2-3 передачи. Автоматическая коробка становится двухскоростной. Начало движения происходит со второй передачи. Переключение на третью происходит при более высоких оборотах чем обычно и обратно на вторую при более низких. Можно использовать этот режим для торможения двигателем под уклон при движении со скоростью около 80 км/час. Можно при движении по городу, чтобы избежать необоснованных переключений. Но основное его применение это езда по скользкому или сыпучему грунту и зимой. При старте со второй передачи уменьшается момент на ведущих колесах и соответственно вероятность пробуксовки одного из них.
Sh - включаются только 2-я передача. Основное применение езда при замедленном движении при скоростях 40...60 км/час
Lh - включается только 1-я передача. Основное применение езда в пробках при низких скоростях чтобы тормозить двигателем и избежать переноса ноги на педаль тормоза.
Для предотвращения превышения максимальных оборотов двигателя при нажатой кнопке Hold все-таки идет переключение на более высокую передачу и обратно.POWER - Режим работы автомата при котором все передачи включаются при более высоких оборотах двигателя. На современных автоматах уже не устанавливается, при полном нажатии на педаль газа автомат все равно переключается при более высоких оборотах.
Все вышесказанное относится к автоматам Mazda.
На автомобилях Toyota другая логика работы. Там положения селектора ограничивают переключение вверх указанной на селекторе передачей. То есть при 1 включается только первая передача, при 2 только 1 и 2. При 3 включаются 1, 2, 3 и если включена OD, то и 4. Если OD Off - 4 не включается. Заставить машину трогаться со 2 передачи нельзя если у вас на Toyota нет кнопки MANU. Кроме того резкое нажатие на педаль газа не приводит к переключению на более высоких оборотах, надо предварительно нажать кнопку Power. Эта кнопка почему-то на разных моделях располагается в разных местах. Наверное чтобы доставить удовольствие водителю, когда он ее сможет найти.
На автомобилях Subaru Dh - это другой режим работы коробки - обратный Power. Вялая, задумчивая. Работают ВСЕ передачи.3h - переключение 2-3-2-3 и момент 50х50 по осям. Именно ЗИМНИЙ режим.2h - момент 50х50 по осям и только 2.1h - без разницы, Hold, не Hold - момент 50х50 по осям. И только первая передача. .
Что заливать в автомат? Только то, что указано заводом изготовителем. Не все масла под названием Dexron одинаковы в своих свойствах. По взаимозаменяемости их объединяют в группы, в зависимости от требований оборудования:Dexron III (третий) заменяет Dexron II (второго)в случае, если оборудование допускает увеличение модификаторов понижающих трение. Сюда входят автоматические коробки GM. Учитывая плохие низкотемпературные характеристики Dexron IID, рекомендации группируются как Dexron IIE/III. (Дексрон второй не заменяет третьего!)
Dexron III не заменяет Dexron II, если оборудование не допускает снижение коэффициента трения за счет увеличения эффективности модификаторов. Рекомендации на оборудование группируются как Dexron IID/IIE. (Дексрон IID не заменяет IIЕ)Dexron IIE заменяет Dexron IID на любом оборудовании (но не наоборот), т.к. не отличается эффективностью модификаторов, и, фактически, является Dexron`ом IID, но с улучшенными низкотемпературными свойствами.Экономия на масле в АКПП ни в какое сравнение не идет со стоимостью её ремонта. Хорошие масла, например, Mobil.
Не заливайте Dexron II вместо Dexron III. Пока масло холодное, автомат будет работать без замечаний, но после прогрева станет работать неадекватно. Потом выйдет из строя.
На подкапотной табличке можно найти марку масла после букв ATF (Automatic Transmission Fluid). Это обозначение встречается обычно два раза, для ГУР и АКПП.
Хорошие результаты дает присадка в автомат под названием TransX. В некоторых случаях позволяя продлить период эксплуатации неисправной АКПП до ремонта на год..
Как поменять масло в автомате? Мне известно четыре способа смены масла. Первый. Самый распространенный. Масло просто сливается через сливную пробку автомата или путем снятия поддона. А заливается через отверстие для щупа. Недостатком является то, что таким способом сливается практически только половина объема. А значит для полной замены необходимо повторить процедуру несколько раз.
Второй. Для него необходимо специальное оборудование и используется он на станциях смены масла. Через щуп для контроля уровня просовывается тонкий шланг, через который масло и высасывается насосом. Недостатком является, как и при первом способе, не полная смена масла. Шланг при опускании упирается в поддон не в самом низком его месте, кроме того остается масло в гидротрансформаторе и радиаторе. Для полной замены надо повторить процедуру несколько раз. Преимущество лишь в том, что для смены не нужна яма и какая-либо разборка.
Третий. Этим способом пользуются специалисты по ремонту автоматов. Каждый автомат имеет контур охлаждения масла в радиаторе двигателя, потому что, масло в гидротрансформаторе находится под большим давлением и при высокой температуре, при выходе из гидротрансформатора оно должно было бы закипеть. Во избежание этого масло сразу же направляется в радиатор для охлаждения. Процедура замены состоит в следующем:- снимается шланг (отвинчивается) от автомата к радиатору и в его место вставляется аналогичный, но более длинный, второй конец которого опускается в подходящую емкость. Заводится двигатель и масло под действием насоса автомата сливается. Двигатель глушится сразу после слива.- заливается через щуп (для этого используем воронку с шлангом) первая банка (4л) масла для автоматов. Это промывочная стадия, поэтому можно использовать самое дешевое масло, например Mitsubishi. Опять заводится двигатель и сливается это масло. Только на последних полулитрах будет заметно, что масло идет чистое! Двигатель глушится сразу после слива.
Все завинчивается на место и заливается чистое масло хорошего производителя контролируя по рискам на щупе. Двигатель заводим после залива первых 3-х литров.Излишне говорить, что это самая полная замена масла плюс промывка гидротрансформатора.
Четвертый. Этот способ просто вариант третьего но проводимый на специальном оборудовании марки Wynn's на станциях замены масла Mobil. Отличие состоит в том, что одновременно со сливом масла идет его залив и тем самым сохраняется постоянный уровень. Кроме того как побочный эффект измеряется давление в положении N АКПП. По его величине можно делать выводы о состоянии некоторых механизмов коробки.
Что делать если мигает индикатор HOLD на панели приборов? Ехать в сервис. Ну, конечно же это шутка. Кто ж поедет в сервис если ещё сам все не перепробовал. Необходимо отыскать диагностический разъем под капотом двигателя и в нем соединить перемычкой контакты TAT (Test Automatic Transmission) и GND (GrouND). Включить зажигание (двигатель не заводить). Индикатор HOLD должен загореться один раз на несколько секунд и погаснуть. Это означает, что нет неисправностей с кодами.Если же после этого он продолжает вспыхивать длинными или короткими импульсами - считываем коды. Длинный сигнал означает десятки, а короткий единицы. Например, один длинный и 2 коротких - код 12 - неисправность датчика положения дроссельной заслонки. Потом после паузы идет следующий код. В течение эксплуатации автомобиля возникают такие случаи, когда при его заводке напряжение в сети резко падает (при слабом аккумуляторе, при плохих контактах на его клеммах и т.д.). В этом случае в компьютерах как АКПП, так и двигателя появляются ложные коды. Их надо стереть..
Как правильно эксплуатировать автомат? Эх, если б кто-нибудь это знал... Есть случаи, когда ломается автомат, эксплуатируемый по всем канонам и долго работает обслуживанию которого вообще не уделялось внимания.Для защиты АКПП японские инженеры предусмотрели ряд ограничений в режиме работы: - отключается 4-я передача при температуре масла ниже -10 градусов. - нет локапа (lock-up - блокировка гидротрансформатора) при температуре масла ниже +40 градусов и при движении со скоростью менее 120 км/час когда дроссельная заслонка закрыта.
Из этих двух пунктов следует, что меры предосторожности при эксплуатации АКПП при пониженных температурах уже приняты и IMHO других (прогревать АКПП) предпринимать нет необходимости. Да и затруднительным мне представляется сделать это на холостом ходу. Во-первых давление масла на ХХ около 4,5 против 11 при движении вперед и 18 при задней скорости. Во-вторых масло проходит через систему охлаждения двигателя, которая пока заперта на внутренний контур и находится в самом холодном состоянии, то есть охлаждение идет интенсивнее. - сам селектор имеет кнопку блокировки, которая не позволяет случайно включить R, P или L. Чтобы избежать неприятностей при нормальном переключении SDN никогда не нажимайте кнопку блокировки селектора. Если вы при каждом переключении будете ее нажимать, возможно случайное включение (например при резком торможении в момент переключения) передач, которые должны включаться либо после полной остановки (R и P), либо при невысокой скорости (L).- для предотвращения перекрутки двигателя при Hold On все-таки будет переключение на более высокую передачу. Небольшие вариации на разных типах автоматов. - в АКПП имеется датчик оборотов не только вторичного вала, но и первичного. При несоответствии оборотов компьютер включает программу обхода данной передачи.
В Интернете ходят правила эксплуатации (60% из них на мой взгляд довольно спорные). Большинство пунктов следуют один из другого и видимо написаны только для того чтобы задействовать все буквы алфавита от А до Я. Я выделил из них только действительно вредные.
Губят АКПП:Низкий и высокий уровень маслаБуксировка машины с АКПП на большие расстояния и с большой скоростью, нормальным режимом считается принцип 50х50, то есть не более чем на 50 км и не более чем со скоростью 50км/часЕзда на некачественном или старом масле или не соответствующем мануалу (Dexron-II вместо Dexron-III, например)Езда с перегретым мотором и, следовательно, на перегретой коробке Эксплуатация автомобиля с разряженной или в плохом состоянии аккумуляторной батареей если коробка с электронным управлением.Буксировка легковым автомобилем с АКПП грузового.Преодоление глубоких водных преград, когда сапун АКПП попадает в воду. В этом случае из-за резкого охлаждения корпуса через сапун поступает вода. Из-за влаги происходит расслоение фрикционов и муфты локапа гидротрансформатора..
Как проверить автомат?Существует много разных методов проверки, но мы остановимся на основных. 1. Уровень и состояние масла. Уровень должен соответствовать рискам при данной температуре. Масло на запах не должно отдавать резкой гарью, должно быть чистого красного цвета (возможно небольшое потемнение) и при растирании на пальце со щупа не должно быть заметных примесей. Если масло слито в емкость, то при перемешивании его не должно оставаться разводов белесого цвета.
2. Время готовности. Прогреваем двигатель до нормальных оборотов холостого хода. Стоя на тормозе переключаем N-->D и N-->Dh и засекаем время до толчка, свидетельствующего что автомат включился, это время должно быть 0,5с...1с. Аналогично переключаем N-->R и тоже засекаем время, должно быть менее 1,2с. Время большее указанного свидетельствует об износе фрикционов. Аналогично N-->Dh. На автомобилях Toyota эти времена больше на 0,2...0,3с.
3. Тест на дороге. Для проведения этого теста необходим желательно ровный и прямой участок дороги не контролируемый радарами ГИБДД.- проверьте положения селектора и индикацию его на панели приборов.- переключите селектор в D. Ускоряйте, а потом замедляйте машину при полном и половинном открытии дроссельной заслонки. Удостоверьтесь, что идет переключение 1-->2, 2-->3, 3-->4 и 4-->3, 3-->2, 2-->1.- при движении на 4-ой передаче переключите селектор в положение S и удостоверьтесь, что немедленно произошло переключение 4-->3.- Включите режим Dh. Проверьте, что идет переключение 2-->3 и 3-->2 и нет включения 1 и 4.- Замедляйте машину. Удостоверьтесь что идет торможение двигателем на 3 и 2 передачах при открытии дроссельной заслонки на 1/8 или меньше.- при движении на 2, 3 и 4 передачах удостоверьтесь, что не слышно необычного шума (скрежета) или вибрации при легком нажатии на педаль газа в диапазоне 40...60 км/час.
4. Диагностика по кодам. Необходимо отыскать диагностический разъем под капотом двигателя и в нем соединить перемычкой контакты TAT и GND. Включить зажигание (двигатель не заводить). Лампочка HOLD должна загореться один раз на несколько секунд и погаснуть. Если после этого она продолжает вспыхивать длинными или короткими импульсами АКПП нуждается в ремонте. В течение эксплуатации автомобиля возникают такие случаи, когда при заводке его напряжение в сети резко падает (при слабом аккумуляторе, при плохих контактах на его клеммах и т.д.). В этом случае в компьютерах как АКПП, так и двигателя появляются ложные коды.
Вот вкратце диагностика АКПП. Диагностика с кодами описана выше более подробно. Лучшие результаты диагностики механической части АКПП получаются при подключении манометра к коробке и проверка линейного давления во всех режимах. Но здесь требуется специальное оборудование и должно проводиться в специализированных мастерских.Интерпретацию полученных результатов я здесь намеренно не провожу, так как это уже дело специалистов автомастерских. Отмечу только, что при несоответствии нормальным параметрам автомобиль с таким автоматом лучше не покупать, так как он требует ремонта. Однако же если очень хочется, то можно. Но тогда надо получить скидку на его ремонт. Во Владивостоке ремонт автомата обходится от $200 до $500. В некоторых сервисах до $1000, что впрочем не влияет на качество ремонта. Бывший в употреблении автомат стоит от $150. Установка его на автомобиль - 1000 рублей. ATF обойдется около 150...200р за литр.
В тоже время и сказать, что с автоматом выдержавшим все тесты вы проездите хотя бы год, тоже нельзя.
Надо ли прогревать автомат перед началом движения? Для защиты АКПП японские инженеры предусмотрели ряд ограничений в режиме работы: - отключается 4-я передача (OD) при температуре масла ниже -10 градусов. - нет локапа при температуре масла ниже +40 градусов.
Из этих двух пунктов следует, что меры предосторожности при эксплуатации АКПП при пониженных температурах уже приняты и IMHO прогревать АКПП нет необходимости. Да и практически невозможно сделать это на холостом ходу. Во-первых давление масла на ХХ около 4,5 против 11 при движении вперед и 18 при задней скорости. Во-вторых масло проходит через систему охлаждения двигателя, которая пока заперта на внутренний контур и находится в самом холодном состоянии, то есть охлаждение идет интенсивнее. Это не значит, что можно резко ездить на холодной коробке. Поскольку масло еще холодное и более вязкое переключение идет с большими задержками и следовательно с пробуксовками дисков или ленты. Что не есть хорошо, но и не смертельно. Следует ограничить число переключений на холодной коробке. Например двигаясь в режиме Hold, или вообще 1h->2h->3h пока выезжаете из гаража или стоянки и мотор еще не прогрет.
Критерием прогрева коробки до нормального режима может служить время включения передачи. Если оно в норме, то и автомат прогрет достаточно. Напомню на Мазде оно составляет 0,5...1с, а на Тойоте 0,8...1,3с..
Как быстро идет переключение передач на АКПП?Неверна сама постановка вопроса применительно к АКПП.Основным элементом автоматической коробки является не набор валов с парами шестерен, входящих в зацепление при механическом передвижении селектора передач, как это реализовано на механических коробках, а планетарный редуктор. И как раз одним из свойств планетарных редукторов является то, что при срабатывании муфты или тормозной ленты идет плавное изменение передаточного числа коробки за время полного срабатывания (0,5...1с). И, соответственно, передача момента от двигателя на колеса не прекращается ни на долю секунды.
Все вышеизложенное применимо и к торможению двигателем на автомобиле с АКПП. Тоесть тормозное усилие плавно изменяется, ни на долю секунды не прерываясь, при соответствующих действиях водителя.
Можно ли заводить с толкача или буксира машину с автоматом? Ничего не получится!В машине с автоматом нет жесткой связи между двигателем и трансмиссией пока не запущен двигатель.Масляный насос создает давление, которое прижимает диски, тем самым передавая момент на колеса. Таким образом пока не работает двигатель нет связи с колесами и, соответственно, обратно.
Есть некоторые модели автоматов на автомобилях Mercedes с двумя масляными насосами, один от первичного вала, другой от вторичного вала, которые переключаются автоматически, так вот эту машину можно завести с толкача.
remrai.ru
Эксплуатация автомобиля с АКПП — правила, рекомендации, особенности эксплуатации
Несомненные удобства управления, которые предоставляют своим хозяевам автомобили с «автоматом», отрицать невозможно. В режиме городских поездок даже неопытные водители облегчают себе жизнь, исключая из набора необходимых действий меры по постоянному переключению нужных скоростей. С автоматической коробкой в этом нет необходимости. Достаточно лишь выставить рычаг в положение «D» и начать движение. Однако не каждый человек знает, как не нужно ездить и чего не надо делать, если ваша машина оборудована «автоматом». Сегодня мы поговорим об этом более подробно.
Начало движения
Во время начала движения после долгого простоя, автоматическую трансмиссию рекомендуется прогревать. Ни при каких условиях, особенно зимой, не стоит ехать сразу. Дело в том, что загустевшее масло не успевает принять нужную консистенцию и распределиться по всем взаимодействующим узлам трения. Несколько минут «автомат», по сути, работает вообще без смазывания с увеличенным уровнем износа. Также на первых километрах пути крайне нежелательно подвергать его серьезным нагрузкам. Двигайтесь равномерно, без значительных ускорений, чтобы ваша АКПП вошла в нормальный рабочий режим.
Езда по городу
Чрезвычайно большое число автовладельцев задается вопросом, стоит ли переключать рычаг в положение «Нейтраль», во время краткосрочных остановок. В этом нет нужды. Сохраняйте режим движения, удерживая автомобиль выжатой педалью тормоза. Однако если остановка требует более длительного времени, например, в результате возникновения пробки, а на улице жаркий летний день, то переключиться в режим «Нейтраль» все же стоит. Это снизит тепловыделение трансмиссии и предотвратит её перегрев.
Еще одна ошибка, которая периодически возникает у некоторых водителей, это включение нейтрали во время спуска с горы. Наверняка многие знают, что этого не допускается делать даже при езде на «механике», не говоря уж об автоматической коробке. Во-первых, такой способ спуска с горы способен перегреть ваши тормоза, которые могут попросту отказаться работать, а, во-вторых, при этом значительно ухудшится связь силового агрегата с колесами, что способно вызвать возникновение неуправляемого заноса.
Движение по бездорожью
Поехать на машине, оснащенной АКПП, в откровенное бездорожье, могут решиться только совсем неграмотные в автомобильном смысле водители. Любая пробуксовка, даже самая незначительная и кратковременная может обернуться выходом из строя гидротрансформатора, и сделает невозможной дальнейшую эксплуатацию авто. Залезать в непролазную грязь на «автомате» ни в коем случае нельзя.
Если вы подобную ситуацию допустили и, как следствие, застряли, сразу ищите буксир, который вытащит вас с помощью троса. Никаких методов «в раскачку» использовать категорически нельзя, иначе сразу после застревания вы отправитесь на ремонт трансмиссии.
Буксировать машины с «автоматом» вопреки мнению многих водителей можно. При этом нужно соблюдать всего несколько правил:
- не разгоняться слишком быстро;
- не преодолевать слишком больших расстояний;
- периодически останавливаться, чтобы дать коробке охладиться.
Постановка автомобиля на стоянку
Наверняка вы задавались вопросом, нужно ли пользоваться стояночным тормозом при постановке авто «с автоматом» на стоянку или достаточно включения рычага в положение «Паркинг»? Ответ на этот важный вопрос зависит от того, находится ли место стоянки под уклоном или нет. В случае парковки на горке, «ручником» необходимо пользоваться. Те автолюбители, которые пренебрегают этим, подвергают выходной вал своей «автоматики» дополнительной нагрузке. Это вредно. На ровной поверхности вполне достаточно переключиться в режим парковки.
Итоги
Подводя итоги, отметим, что процесс эксплуатации автомобиля с АКПП не такой сложный, как может показаться на первый взгляд. Бояться его не нужно, а вот соблюдать определенный набор рекомендаций необходимо в обязательном порядке. Их выполнение будет способствовать бесперебойной работе «автомата», что значительно продлит его ресурс, а также сбережет ваш семейный бюджет от затрат на осуществление дорогостоящего ремонта.
servicing-auto.ru
Длительная эксплуатация АКПП
Начало движения:
Сразу после начала движения специалисты рекомендуют избегать динамичной езды, позволяя маслу во всех агрегатах равномерно прогреться до требуемой температуры. В зимнее время прогревать масло в АКПП следует еще до начала движения. Сделать это можно путем перевода рычага выбора диапазона (РВД) во все позиции, задерживаясь на каждой из них по несколько секунд. После этого необходимо включить любой из диапазонов АКПП и удерживать машину тормозом несколько минут. Работа двигателя при этом должна происходить исключительно на холостых оборотах.Начинать движение рекомендуется с зажатия педали тормоза и переключения РВД в требуемое положение (без нажатия на педаль дроссельной заслонки). При этом произойдет легкий толчок, после которого можно снять машину с тормоза и начать нормальное движение.Переключать диапазон АКПП в желаемую позицию следует только при холостых оборотах двигателя. При движении автомобиля вперед переводить РВД в позиции «Р» и «R» категорически запрещается. Эти два положения можно включать только после полной остановки автомобиля. Если же не следовать данному правилу, то АКПП может серьезно пострадать. Также рекомендуется избегать переключения РВД в позицию «N» в процессе движения, так как при этом связь двигателя и колес теряется, что может повлечь занос машины из-за резкого торможения. Все остальные положения РВД доступны для переключения без ограничений.
Остановка:
Во время непродолжительной остановки, например, около светофора, удерживать автомобиль следует исключительно тормозом, избегая переключения рычага диапазонов в режимы «Р» или «N». Позиция «N», в свою очередь, должна быть задействована только при длительном простое, к примеру, в уличной пробке летом, для исключения перегрева масла и снижения тепловыделения.
Буксировка автомобиля с неисправной АКПП:
Различные модели коробок «автомат» требуют разного подхода к буксировке машины. Так, автомобили, укомплектованные трехскоростной АКПП, необходимо буксировать на скорости до 40 км/ч, с общим расстоянием до 25 км, с четырехскоростной коробкой – на скорости дот72 км/ч и предельным расстоянием в 160 км.При этом следует знать, что тащить автомобиль можно только после выключения двигателя и переведения рычага диапазонов в позицию «N», предварительно долив трансмиссионной жидкости до максимума. Если же диагностика АКПП неизбежна, то лучше вызывать специальный эвакуатор.
Замена трансмиссионного масла:
Подобно маслу в моторе, трансмиссионная жидкость так же подвержена загрязнению, старению и потере своих функциональных качеств. Именно поэтому столь важно поддерживать ее нормальное состояние. Осуществить это можно, придерживаясь 2 условий:
1. Производить замену масла АКПП вовремя;
2. Промывать масло до его непосредственной замены.
Промывка, в свою очередь, является весьма значимым этапом процесса обновления масла, поскольку без нее существует высокая вероятность того, что большая часть грязи останется в коробке даже после полной замены жидкости. В целом данная процедура обеспечивает:
1. Размягчение и выведение нагара, углеродистого осадка и продуктов износа;
2. Очищение масляных каналов, нормализацию циркуляции масла;
3. Более полноценный слив старой трансмиссионной жидкости.
Общие рекомендации:
1. Соблюдайте предельную скорость для каждого диапазона;
2. Производите принудительное понижение передачи путем выбора необходимого диапазона только на скорости автомобиля, которая не превышает максимум для включаемой передачи;
3. Избегайте выполнения принудительного понижения передачи в условиях езды по скользкой дороге.
Мероприятия по обслуживанию трансмиссии автомобиля.
1. При минусовых температурах окружающей среды, требуется прогреть двигатель до минимальных значений и первые 500-1000 м. двигаться на небольшой скорости до 60 км/час
2. При высоких плюсовых температурах окружающей среды, долговременная езда на повышенных скоростях сокращает срок службы АКПП в РАЗЫ
3. Один раз в год продув сжатым воздухом или промыв всех радиаторов
4. При движении по пересеченной местности необходимо двигаться на соответствующей одной передаче
5. При буксовке автомобиля, переключения между «D» и «R» на коробке и в обратном порядке должны сопровождаться небольшими паузами (1-2 сек)
6. Каждые 50-60 тыс.км требуется обновить трансмиссионное масло в АКПП и по возможности фильтр
7. Проверка цвета и запаха трансмиссионного масла
Эти меры по обслуживанию помогут сохранить работоспособность АКПП вашей машины на долгие годы.
Ручной режим АКПП:
Предположим, что вы собрались ехать на отдых. И возможно расстояние до курорта вполне внушительное. Если вы едете на собственном автомобиле, то для вас самым важным условием будет – экономия.
В таком случае вам поможет ручной режим АКПП. Если дорога полна спусков и подъёмов, то автоматическая КПП будет переключаться на одну-две ступени ниже при езде под горку, а значит, и расход бензина станет больше. Но если вы переключитесь в ручной режим и повысите передачу, то вы сможете немного сэкономить, благодаря тому, что двигатель будет работать на небольших оборотах.
Большинство современных коробок перемены передач не позволят переключиться на шестую передачу при низкой скорости. Но если развить скорость до 100 км/ч, то система разрешит повысить передачу вручную. Однако таким способом вы вряд ли сэкономите пару литров бензина, проехав 100 км. Вот когда общий пробег составит 1000 км, в таком случае вы сэкономите до семи литров топлива. А это немало, если учесть нынешние цены на бензин.
Делать обгон на наших дорогах не простое дело. Если учесть их состояние, а также разъезжающие по дорогам фуры, то это становится ещё и не безопасным занятием. И автоматический режим КПП не упрощает эту задачу, поскольку даже если вы жмёте педаль газа, коробка переключится на низкие ступени, то автомобиль всё равно не сможет разогнаться резко. А вот в ручном режиме может помочь режим «спорт», если он, конечно, есть.
Поэтому, чтобы подстраховаться и придать автомобилю большую динамику, перейдите на ручной режим, затем понизьте передачу и, доведя мотор до красной зоны, сделайте обгон.
Ручной режим тем более незаменим на горных дорогах. Причём не важно, едете ли вы под горку или же спускаетесь вниз – в таких случаях не желательно пользоваться тормозами, чтобы не довести их до перегрева. Для этого можно понизить передачу, как это делают с механической КПП.
Когда извилистая дорога ведёт вверх, в отличие от волнистой трассы на прямой местности, на которой можно было бы сэкономить при помощи повышения передачи, на крутых подъёмах передачу придётся понизить. Тогда преодолеть их будет легче. Несмотря на то что АКПП сама понизит передачу, на таких дорогах лучше контролировать переключение вручную.
Многие водители любят механику за то, что можно реже использовать тормоза, управляя скоростью при помощи КПП. Если у вас АКПП с возможностью переключаться в ручной режим, то вы сможете делать то же самое, при этом безопаснее и быстрее, в отличие от случая, когда АКПП сама переключает передачу.
Автоматическая коробка передач плохо справляется с бездорожьем. А именно с пробуксовкой. И, если вам не посчастливилось увязнуть в грязи или песке, то благодаря ручному режиму вы избежите перегрева КПП и выберетесь из этой ловушки. Для этого начните движение с первой передачи, затем сразу перейдите на вторую и – газ.
Многие автолюбители практически всё время пользуются ручным режимом, для экономии топлива. Но тогда возникает резонный вопрос: для чего было покупать автомобиль с автоматической КПП?Ручной режим полезен при езде по городу. Когда вы попадаете в медленный поток машин или пробку, то вы можете сами выбрать необходимую передачу, двигаясь дальше в таком темпе. Так вы экономите бензин, а КПП не «скачет» по передачам.
Таким образом, мы видим, что ручной режим полезен только при езде в горах, зимой, по бездорожью и для экономии топлива, в остальных же случаях удобнее пользоваться автоматическим режимом.
avtoat.ru
Эксплуатация автомобиля с АКПП: управление и обслуживание
Следствием такого прогресса стало внедрение огромного множества инноваций, в том числе, и замена «механики» на АКПП. Как показывает опыт, автоматическая коробка намного проще в эксплуатации, и не требует от владельца чрезмерного внимания.
Однако же, при несоответствующей эксплуатации автомобиля с АКПП, даже столь совершенные изделия в состоянии сильно осложнить жизнь своему владельцу. Поэтому давайте остановимся и рассмотрим, как правильно эксплуатировать автомобиль с АКПП.
Правильные действия — никаких резких разгонов
Как свидетельствует жизненный опыт, чрезмерная сложность автоматики в сравнении с простой механикой не всегда идет ей «в плюс», потому как большее количество составных частей существенно повышает риск преждевременного износа. А потому, эксплуатация АКПП, пожалуй, совершенно не предназначена для езды на повышенных оборотах.
Безусловно, зачастую, автоматика не позволяет коробке превышать безопасные обороты, и переключает передачи своевременно. Тем не менее, при резком нажатии на педаль газа, АКПП переходит в режим обгона. Ведь для того чтобы быстро набрать достаточную для обгона скорость, автомат сбрасывает передачу, и происходит так называемый «кикдаун».
Как вы, наверное, догадались, основная проблема заключается лишь только в том, что многие автолюбители, особенно темпераментные молодые люди, воображающие себя новоиспеченными «шумахерами», используют эту возможность чрезмерно активно, провоцируя ускоренный износ и без того хрупкого автомата.
Как правильно переключать АКПП
Одна из наиболее распространенных ошибок среди тех автолюбителей, кто до АКПП пользовался только механикой – слишком активное использование рычага переключения режимов работы.
При использовании автоматической КПП нет риска «убить» сцепление, так что, кратковременный простой в режиме «драйв» достаточно безопасен. Ведь, в результате, потеря моторесурса будет даже меньше, чем от частого переключения. Поэтому, желательно сразу отучить себя от переключения режимов в пробках и на светофорах.
Какое трансмиссионное масло заливать в автоматическую коробку
Как показывает опыт, пожалуй, ничто не отражается на работоспособности автоматической коробке переключения передая так сильно, как качественный показатель трансмиссионного масла. Так что, за качеством подбора масла для коробки нужно следить не менее тщательно, чем, скажем, за процессом выбора масла моторного.
Сами же изготовители требуют, чтобы с каждым определенным типом автоматической КПП использовалось исключительно сертифицированное трансмиссионное масло конкретных серий, не допуская возможности использования каких-либо аналогов, вне зависимости от их реального качества.
Следовательно, для обеспечения максимальной работоспособности автоматической коробки, масло должно быть не только желательно оригинальным, но и качественным, поэтому к его выбору нужно подходить с определенной скрупулезностью.
Как видите, наряду с преимуществами, автомат выдвигает и особые требования к условиям эксплуатации. Тем не менее, при правильном подходе, автоматическая коробка переключения передач гарантированно прослужит не меньше, чем предполагается.
Эксплуатация авто с автоматической коробкой передач — видео
Поделитесь информацией с друзьями:
shokavto.ru