Автоматическая коробка передач для новичка: виды, принцип работы. Акпп виды
какие бывают КПП, классическая трансмиссия, классификация
С каждым годом автолюбителей становится все больше. Комфорт, удобство и быстрота передвижения на личном транспорте едва ли сопоставимы с общественным, а количество дополнительных опций, полезных и нужных технологий, применяемых для авто, не могут не радовать потенциального покупателя. Однако мало кто знает техническую начинку машины, различные узлы и составляющие, их функции и предназначение. Сегодня мы расскажем про такой механизм, как КПП, рассмотрим основные виды коробок передач и их особенности.
Краткая справка
Прежде чем выяснить, какие бывают КПП, стоит подробнее узнать их устройство, назначение и, наконец, функции. Тем, кому не довелось сталкиваться с необходимостью собственноручного ремонта того или иного узла авто, коробка передач кажется таким загадочным механизмом, который заставляет одним движением менять разгонные характеристики, изменять передаточное число и крутящий момент путем смены одной передачи на другую.
На самом деле, так оно и есть.
Документация, которая описывает основные механизмы и агрегаты современного автомобиля, утверждает, что КПП — это не что иное, как устройство, обеспечивающее передачу крутящего момента двигателя на ведущую ось, обеспечивая их постоянную связь.
При этом главная функция, которую обеспечивают все, без исключения, виды трансмиссии — это изменение крутящего момента для улучшения разгонных характеристик машины и более оптимального распределения мощности силового агрегата в целях экономии топлива и ресурса двигателя.
Какие же бывают коробки передач? Какой принцип работы на автомобиле они имеют? На данный момент, основные типы коробок передач составляют механическая, автоматическая и роботизированная трансмиссии, а также вариатор. Каждое из устройств имеет свои преимущества и недостатки. Об их особенностях и предназначении их составляющих читайте далее.
Механика
Самый распространенный и классический тип КПП автомобиля — это механическая коробка передач. Принцип ее работы наиболее примитивен и прост, а потому позволяет наилучшим образом погрузиться в данную тематику и разобраться в устройстве столь сложного механизма.
Ручная коробка позволяет выбирать передаточное число самому. В салоне располагается рычаг переключения скоростей, и в зависимости от выбранного его положения, можно изменять работу узлов машины и их свойства.
По сути, все сводится к тому, чтобы определенным образом соединить друг с другом два вала, расположенные в колоколе КПП. Оба вала имеют на себе набор шестерен разного размера. Один идет к двигателю авто, а другой — к ведущим колесам.
Так, уменьшается размер ведомой шестерни и увеличивая размер ведущей, и постепенно достигается максимальная скорость автомобиля с минимальным вращением маховика мотора. Это приводит к более рациональному использованию механизмов и достижению максимального их ресурса.
Автомат
Автоматические коробки передач не являются чем-то новым и ультрасовременным. История создания агрегатов подобного типа относится к середине 20 века, и примитивные механизмы КПП, способные автоматически переключать скорости, в зависимости от выбранного режима и скорости езды, насчитывают не одно десятилетие.
Главная функция подобного агрегата на авто — по-прежнему соединять двигатель и ведущую ось, обеспечивать рациональное распределение мощности и крутящего момента при максимальной экономичности.
Тем не менее, принцип работы механизма на авто несколько иной.
Как бы то ни было, устроен он куда более сложнее, чем в случае с механикой, а потому имеет меньшую надежность, да и ремонтировать автомат гораздо труднее и дороже.
О основе автоматической КПП лежит набор фрикционов. Каждый из фрикционов представляет собой диск, который имеет на своей плоскостной поверхности определенные шероховатости и рельеф, что позволяет ему получить неплохие сцепные свойства. Чтобы понять смысл подобного механизма, стоит вспомнить устройство сцепления автомобиля: здесь все происходит практически так же.
Иными словами, фрикционы различного размера поочередно соединяются друг с другом и вращаются синхронно. Смена фрикционов осуществляется посредством системы подачи масла высокого давления и цепочки клапанов. При достижении маслом максимального давления, клапан открывается в ту или иную сторону, и происходит смена одних фрикционов на другие.
Робот
Рассмотрев механическую и автоматическую коробки передач, можно перейти и к более сложным разновидностям КПП, которые возникли в истории создания автомобилей сравнительно недавно.
Так, одним из наиболее современных типов трансмиссий является робот. По своей сути, данный тип является гибридом механики и автомата и сочетает в себе все их преимущества. Так, принцип работы взят от механической трансмиссии. То есть здесь в роли ведущего и ведомого звеньев предстают металлические шестерни на валах, которые поочередно сменяются и изменяют передаточное число.
Также здесь есть и сцепление, но его управление на авто происходит автоматически, равно как и само переключение скоростей. Такие операции производит искусственный интеллект, построенный на системе чипов и плат. К сожалению, наряду с удобством, стоимость ремонта такого оборудования значительно возрастает, а надежность агрегатов теряется.
Вариатор
Последним рассматриваемым на сегодня типом является вариатор, или бесступенчатая коробка передач.
Механизм представляет собой два конуса, имеющих ступенчатую форму и шестеренчатый рельеф. Посредством электронного чипа, при возрастании скорости конусы постепенно надвигаются навстречу друг другу. Выходит так, что размер шестерен постоянно изменяется, и передаточное число становится иным.
Данный вид трансмиссии на авто не имеет большой популярности из-за некоторого психологического эффекта: при разгоне число оборотов двигателя остается неизменным. Это привело к тому, что производители внедряют функции имитации переключения скоростей, чтобы нивелировать данный недостаток окончательно.
Резюме
В данной статье мы рассмотрели все существующие виды трансмиссий. КПП — это сложный механизм, который, тем не менее, является незаменимым в каждом современном авто. Современные агрегаты имеют разительное отличие от тех, что устанавливались на авто еще несколько десятилетий назад, а потому есть все основания полагать: в скором времени будет достигнуто абсолютное совершенство механизма, которое полностью решит все проблемы ныне существующих и выпускающихся устройств.
portalmashin.ru
Виды АКПП автомобилей, отличия
Не стоит в деталях говорить о преимуществах автоматической коробки передач. Ведь абсолютно каждый человек, который интересуется автомобилями знает:
- автоматическая коробка передач довольно сильно уменьшает нагрузки, которые возлагаются на водителя;
- АКПП переключает передачи в очень плавном режиме, в отличии от ручной коробки передач, по этой причине механизмы не изнашиваются быстро;
- в результате использования «автоматики» ходовая часть «движка» и он сам защищены от дополнительных нагрузок.
К тому же, в большинстве механизмов имеется возможность выбора либо автоматической, либо ручной схемы переключения передач.
АКПП делятся на разные виды, которые имеют отличия между собой в принципе работы, своем устройстве, а также массу недостатков и преимуществ.
Какие виды АКПП бывают
1. Гидравлика - классический вид. Особенностью такого устройства является то, что двигатель не имеет никакой механической связи с колесами: благодаря рабочей жидкости крутящий момент осуществляется двумя турбинами - ведущей и ведомой. В настоящее время автоматические коробки передач имеют разнообразные режимы, такие как возможность переключения на ручной режим управления, зимний, спортивный и экономичный.
Обычно в гидравлическую систему встроена функция для включения ручного режима. Производители этого оборудования по-разному называют свои творения, но наиболее распространенными являются Autostick, Steptronic и Tiptronic. Необходимо выделить два момента: ручной режим управления не имеет возможности включиться полноценно, так как компьютер трансмиссий после своего запуска продолжит осуществлять контроль за автомашиной.
Таким образом он просто не позволит резко тронуться с места на высоких передачах. Вторым моментом является то, что Autostick (Tiptronic, Steptronic) позволяет осуществить превращение рычага трансмиссий в своеобразный джойстик, благодаря легкому движению «Вперед» происходит активация более высокой передачи, при чем сам джойстик после этого возвращается в положение «по средине».
2. Вторым видом является вариатор. Этот тип коробки передач обладает уникальной и полезной возможностью - он позволяет плавно изменять крутящий момент, благодаря чему можно не смотреть на показания тахометра, так как машина сама определят тот момент, когда нужно переключить скорость.
Но все же и у этого типа имеется свой недостаток: при своей работе вариатор издает однотипный шум, а поэтому шуму совершенно нельзя осуществить контроль над работой двигателя. К преимуществам можно отнести то, что маленькая масса отличается от классических с выгодой, а потребление топлива гораздо меньше.
3. Автоматизированная механика. Этот вид трансмиссий также имеет и положительные и отрицательные стороны своего использования. К отрицательным относятся такие недостатки, как то, что действия при переключении передач не ощущаются только на малых скоростях. Если же водитель автомобиля наберет приличную скорость, то каждый раз при переключении он будет чувствовать толчок. Но зато по своей массе этот тип невелик, потребляет меньше топлива, чем механический, а также имеет меньшие цены по сравнению с другими АКПП.
4. Роботизированная АКПП. Этот тип имеет два сцепления для того, чтобы раздельно управлять четными и нечетными скоростями. По сравнению с автоматизированной механикой этот тип работает в плавном режиме все время. К отрицательным сторонам стоит отнести высокую цену этого типа. Данный тип трансмиссий часто используется в спортивных целях и видах езды.
5. Кулачковая коробка передач. Этот тип, как правило, применятся на спортивных карах. Его можно назвать и полуручным и полуавтоматическим типом устройства: на самом старте работает ручная передача, а дальнейшее продолжение езды осуществляется на автомате. Передачи переключаются очень быстро, что имеет огромное значение для людей, занимающихся спортом.
Такая коробка передач имеет много отрицательных сторон: высокая стоимость, неудобное переключение передач, сильные шумовые эффекты. Но все вышеперечисленное является издержками, которые свойственны для всех автомобилей такого класса.
akpp-servis.com
Виды коробок передач - Автомобильный журнал
Коробка передач в автомобиле предназначена для передачи крутящего момента двигателя на ведущие колеса, а также для изменения тяги силового агрегата, в зависимости от условий эксплуатации машины. Поскольку прогресс автомобилестроения не стоит на месте, а шагает вперед, постепенно происходит улучшение и изменение коробок передач автомобилей.
На сегодняшний день различают следующие виды коробок передач:
Первая коробка передач, механическая, была создана более ста лет назад, она идеально подойдет водителю, который хочет почувствовать всю мощь мотора своего железного коня. Автомобили с МКПП чаще всего используют в соревнованиях по стрит-рейсингу, именно там пилоту необходимо своевременное изменение крутящего момента двигателя. Также автомобили, оборудованные механической коробкой, используются при эксплуатации на бездорожье, во всевозможных соревнованиях и шоу. Машина с МКПП удобна тем, что водитель самостоятельно контролирует крутящий момент и динамику разгона.
Плюсы механической коробки передач (Механика):
- Относительно небольшой вес МКПП
- Не требуется дополнительного охлаждения
- Небольшая стоимость
- Высокий КПД
- Возможность буксировать другое транспортное средство
- Возможность завести автомобиль с «толкача»
К значительным минусам МКПП можно отнести следующие моменты:
- Утомительное переключение передач
- Необходимость опыта эксплуатирования (плавное переключение передач)
- Большое время переключения самой передачи
Следует отметить, что для нормальной работы механической коробки передач необходимо сцепление и, соответственно, третья педаль в автомобиле. Сцепление – это дополнительный узел, который отвечает за плавность переключения передачи. По структуре МКПП делят на два вида: трехвальная и двухвальная коробка. Трехвальная состоит из промежуточного, ведущего и ведомого валов, в двухвальной промежуточный вал отсутствует.
Несмотря на все минусы МКПП, она достаточно часто используется в создании автомобилей, к примеру, в России, в Америке, как ни странно, потребители предпочитают машины с автоматическими коробками передач.
Роботизированная коробка переключения передач РКПП (Робот)
Казалось бы, по названию РКПП больше подходит в разряд автоматических коробок передач, но нет. Отнести РКПП можно к механическим коробкам. Собрана роботизированная КПП по принципу механики, но главным отличием от нее является переключение передач, осуществляемых электроникой. Говоря простым языком, РКПП немного доработанная механическая КПП.
К сожалению, работу РКПП нельзя назвать хорошей, такой вид коробок передач устанавливается на дешевые модели автомобилей. Роботизированная коробка, как и механическая, состоит из узла с валами и шестернями и микропроцессора, который управляет внешними датчиками.
Плюсы роботизированной КПП:
- Облегчает процесс управления транспортным средством
- Экономичность
- Удобство в эксплуатации
- Невысокая стоимость механизма и комплектующих
Наряду с небольшим количеством положительных моментов, РКПП имеет значительный отрицательный: в процессе переключения передачи сама коробка «задумывается» и смена передач происходит рывками, что в свою очередь сказывается на работе двигателя не лучшим образом. При работе автомобиля с роботизированной коробкой может наблюдаться небольшой откат при старте.
Считается, что за роботизированными коробками переключения передач стоит будущее, учитывая их огромный ресурс и относительно низкую стоимость, такие компании, как Форд, Митсубиси и БМВ, делают ставку на усовершенствование именно такого вида коробок передач.
Автоматические коробки передач (Автомат)
Автоматическая коробка передач – это специальный агрегат трансмиссии, который служит для передачи крутящего момента от мотора к колесам автомобиля без участия водителя. Автоматические коробки передач широко применяются в мировом автомобилестроении, машины, оборудованные таким видом КПП, предпочитают покупать люди всех стран и возрастов.
Автоматические коробки различаются по количеству передач, по способу их переключения и по типу сцепления, это единственный на сегодняшний день вид КПП, у которого может быть до 8 передач.
В состав АКПП входят:
- Планетарный редуктор с шестернями и сателлитами
- Гидротрансформатор
- Система гидравлики
Редуктор является главным органом АКПП, гидротрансформатор отвечает за преобразование крутящего момента, а система гидравлики отвечает за управление планетарным редуктором. Для нормальной работы автоматической коробки передач в ней используется специальное трансмиссионное масло, которое смазывает основные составляющие коробки. Марка масла должна быть указана на щупе АКПП.
Данный вид коробок передач имеет несколько режимов: спортивный, классический и зимний, что достаточно удобно при работе автомобиля в определенных условиях, а также обладает и особенностью ручного переключения.
Плюсы в работе автомобиля с автоматической коробкой переключения передач следующие:
- Удобство управления. Нет необходимости думать, какую передачу включить, можно сконцентрировать внимание только на движении. Именно такая КПП подходит начинающим водителям и женщинам.
- Щадящий режим эксплуатации двигателя. За счет гидротрансформатора АКПП сама выбирает режим при начале движения, отсутствие рывков при переключении.
- Возможность увеличения количества передач
Недостатки эксплуатации авто с АКПП:
- Повышенный расход топлива
- Большой вес
- Высокая стоимость обслуживания и комплектующих
- Потеря в динамике и скорости по сравнению с МКПП
- Отсутствие возможности управления при сносе/заносе автомобиля
- Невозможность буксировки другого транспортного средства
- При застревании автомобиля с АКПП в грязи и снегу его нельзя «раскачать»
Вариаторная коробка переключения передач (Вариатор)
Еще одна КПП, которая представляет виды автоматических коробок переключения передач, вариаторная. Вариатор – это тот же автомат, только бесступенчатый. Его задача та же – передача крутящего момента от силового агрегата на ведущие колеса.
В состав вариатора входят: дифференциал, отвечающий за распределение крутящего момента, гидротрансформатор, который преобразовывает передачи, планетарный механизм, который в свою очередь обеспечивает вращение вторичного вала и блок управления, отвечающий за управление электроникой.
Популярные типы вариаторов – с ременным приводом, их название вариатор CVT, менее распространены вариаторы клиномерные и торовые. Вариатор - единственный вид автоматических коробок передач, который производит переключение без характерного «рычания» мотора.
И все же, для того, чтобы выбрать автомобиль с подходящей коробкой передач, необходимо определить для себя, что в итоге вы хотите получить: динамику и скорость, экономичность, удобство управления автомобилем или низкую стоимость авто. После того, как будут расставлены все приоритеты, можно сделать верный выбор в пользу того или иного агрегата трансмиссии.
Более подробно работа вариатора описана в отдельной статье на нашем сайте.
Похожие статьи:
www.rulevo.com
Виды КПП автомобилей: кому подходят разные трансмиссии
Еще до приобретения автомобиля перед владельцем обязательно встанет вопрос, какому виду трансмиссии отдать предпочтение. Единого мнения по поводу какая коробка передач лучше – нет. Сделать правильный выбор, поможет знание, какие типы коробок существуют, их преимущества и недостатки, особенности эксплуатации, возможные поломки и другие нюансы.
Воспользуйтесь помощником для выбора КПП
Виды автомобильных коробок передач
1.Механическая трансмиссия (МКПП). Предназначение – служит для ступенчатого изменения крутящего момента и передачи его от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Классификация МКПП по количеству ступеней:
- Четырехступенчатые.
- Пятиступенчатые коробки (получили широкое применение на автомобилях отечественного производства).
- 6-ти ступенчатые.
- 8-ми ступенчатые.
Устройство и принцип работы: при переключении рычага 2 в одно из требуемых по условиям движения положений, ведущая шестерня (на схеме красного цвета) на первичном валу 1 от двигателя, входит в зацепление с другой шестеренкой (на схеме голубого цвета), закрепленной на промежуточном или ведомом валу 6. Для выравнивания скоростей вращения валов и предохранения зубьев шестерен от поломки в момент зацепления, предусмотрен специальный механизм переключения передач 3 и муфты синхронизаторов. Промежуточный вал через шестерню (на схеме зеленого цвета) передает крутящий момент к ведущим колесам с помощью вала 4. При нейтральном положении рычага 2, первичный вал 1 от двигателя и вал к ведущим колесам 4 разъединены и передачи крутящего момента не происходит. Принцип включения задней передачи тот же, только в этом случае ведомый вал с шестерней вращается в обратном направлении.
Чтобы узнать, что такое климат-контроль в автомобиле, пройдите по этой ссылке.
Также у нас вы найдете информацию о допустимом износе шин.
2.Коробка – робот.
Это механическая коробка передач, в которой работой сцепления и переключением передач управляет электронный блок с датчиками. Этот блок включает или выключает сцепление и соответствующие передачи с помощью исполнительных органов, выполненных в виде сервомеханизмов или гидроцилиндров с электромагнитными клапанами.
Водитель не работает сцеплением и не переключает передачи, так как эти функции за него исполняет электроника, но во время городских поездок, в пробках, при движении на крутых подъемах, ему потребуется переключиться на ручное управление.
3.Автоматическая коробка передач (АКПП).
Рабочей средой, с помощью которой крутящий момент передается от двигателя к ведущим колесам через планетарные механизмы, является масло. Управление коробкой осуществляется посредством золотников, распределяющих и направляющих потоки масла под давлением. Смотрите, как работает АКПП (видео):
4.Вариатор.Автоматические коробки передач часто называют секвентальными, поскольку переключение передач у них происходит последовательно. Вариатор – это АКПП, у которой изменение передаточного числа и передача крутящего момента на колеса, происходит плавно, бесступенчато, то есть без фиксации первой, второй и последующих передач.
Виды автомобильных вариаторов.
- Клиноременные.
В упрощенном виде такой вариатор представляет собой два шкива переменного диаметра в виде двух конусов, соединенных между собой стальной лентой сложного сечения. При разгоне или торможении машины, лента перемещается по конусу, передаточное число при этом плавно увеличивается или уменьшается, а ведущие колеса автомобиля, соответственно, вращаются быстрее или медленнее.
- Тороидальные.
Такой вариатор выполняет свою функцию постоянно меняющейся трансмиссии, с помощью дисков и роликов. Ведущий диск соединен с валом двигателя, а ведомый – с карданным валом. Ролики, расположенные между дисками, передают мощность от одного диска другому.
- Гидростатические.
Коленчатый вал двигателя приводит в действие насос, который гонит масло под давлением к другому насосу, соединенному с ведомым диском вариатора и передает вращение карданному валу. Насосы имеют изменяющийся объем, что позволяет изменять передаточное число и скорость вращения ведомого диска и автомобиля в целом.
Достоинства и недостатки различных видов трансмиссий
1.Механические коробки передач. К плюсам МКПП относится:
- Автомобили с механикой дешевле, чем такие же укомплектованные автоматической трансмиссией.
- Ремонт и техническое обслуживание дешевле, чем у остальных видов трансмиссий.
- Возможность полноценного контроля над автомобилем при разгоне, обгонах и других маневрах за счет полного использования мощности двигателя.
- Экономия топлива.
2.Роботизированная коробка передач: плюсы и минусы. Достоинства:
- Надежность конструкции.
- Экономия топлива до 30%.
- Ресурс коробки больше на 40%, если сравнивать с механикой.
- Наличие возможности ручного управления коробкой.
Недостатки:
- Несовершенство электронной программы коробки приводит к ухудшению динамических свойств машины, «задумчивости» (до 2 секунд) при переключении передач. Все это усложняет возможность водителя адаптировать автомобиль под свой индивидуальный стиль вождения.
- Повышенный износ сцепления в случае несвоевременного перехода на ручное управление. На крутых подъемах коробка перегревается, если не переключиться вовремя на ручной режим.
- Рывки при автоматическом переключении передач при полностью утопленной в пол педали акселератора.
3. Плюсы и минусы автоматической коробки передач. Положительные стороны от установки на автомобиле АКПП:
- Удобство и комфорт. Отсутствие сцепления и возможность держать руль двумя руками, не отвлекаясь на манипуляции с переключением передач, повышает безопасность и работоспособность – водитель меньше устает. На гололеде машина не теряет управляемость, так как двигатель, не имеющий сцепления, не глохнет.
- Переход по ступеням при разгоне и торможении короче по времени, чем у МКПП и происходит без потери мощности.
- Поскольку выбор передачи происходит автоматически, то риск перегрузить двигатель исключается.
Недостатки автоматической трансмиссии:
- Увеличенный расход топлива.
- Дорогостоящее обслуживание и ремонт.
- Невозможно оказать помощь другим водителям в буксировке, как и буксировать автомобиль с АКПП. В случае поломки машины нужна помощь только эвакуатора.
- Если разрядился аккумулятор, то авто с автоматической трансмиссией не завести с толкача.
4.Вариатор: плюсы и минусы. «Плюсы» вариатора:
- Бесконечное количество передач вариатора обеспечивают максимально комфортный режим работы двигателя, продлевая его моторесурс и долговечность.
- Экономия топлива.
Во время плавного разгона, когда скорость автомобиля растет, а тахометр показывает неизменное число оборотов (5-6 тысяч) экономится топливо. Это обусловлено конструктивными особенностями вариатора.
К недостаткам вариатора можно отнести:
- Дорогостоящий ремонт и обслуживание.
Замена ремня и специальной трансмиссионной жидкости (7 литров вместо 3 – 4 литров стандартного масла для обычной АКПП) обходится недешево.
Вариаторы пока устанавливаются в основном на компактных маломощных и средних автомобилях. Бывают и исключения – так на тяжелом внедорожнике Nissan MuranoV6 (234 л.с.) установлен вариатор X-Tronic.
Особенности эксплуатации различных типов трансмиссий
- В зимнее время до начала движения масло в автоматической трансмиссии желательно прогреть. Для этого удерживайте автомобиль тормозом и переключите последовательно несколько раз все режимы на селекторе.
- Чтобы избежать перегрева АКПП избегайте перевозки тяжелых прицепов и грузов. Буксировка на расстояние более 50 км может вызвать перегрев и поломку коробки. Рекомендованная буксировочная скорость не более 40 км/час.
- Причиной пробуксовки гидротрансформатора может быть недостаток масла в коробке. При избыточном количестве масла оно может вспениться, что приведет к поломке АКПП.
- При прохождении поворотов и в момент обгона, необходимо помнить, что коробка с вариатором реагирует на увеличение числа оборотов с опозданием. Нажать на педаль акселератора надо чуть ранее, до начала совершения маневра.
- Буксировка автомобиля с вариатором осуществляется либо путем частичной погрузки при вывешенных ведущих колесах, либо с помощью эвакуатора.
- В пробках, нежелательно переводить селектор в положение «Нейтрал». Такой прием увеличивает износ трущихся деталей и сокращает ресурс вариатора. Для роботизированной коробки, наоборот, требуется перевести ее в нейтральное положение, поскольку в положении «D» включено сцепление. При этом изнашивается корзина, выжимной подшипник и ведомый диск.
Итог
Любой тип трансмиссии имеет достоинства и недостатки, но все КПП требуют ухода и соблюдения правил эксплуатации. Если регулярно проверять уровень масла и менять его в сроки, рекомендованные заводом изготовителем, не допуская перегрева и перегрузок, то КПП прослужит долго и без проблем.
procrossover.ru
виды, принцип работы » АвтоНоватор
И в реальной жизни, и в виртуальном пространстве идёт извечный спор между владельцами автомобилей с автоматами и ручными КПП. Этот спор также бесконечен, как и тот, что первично: яйцо или курица. Не вступая в него, мы попробуем просто напросто восполнить определенные пробелы в знаниях тех начинающих автовладельцев, у которых установлена автоматическая коробка передач.
Какая она, коробка «автомат»?
Помимо того, как пользоваться АКПП, наверное, все же надо иметь представление какая она и как она действует, эта коробка – автомат.
Автоматическая коробка переключения передач, устройство, которое обеспечивает без участия водителя выбор передаточного числа в соответствии с текущими условиями движения. В данном случае педаль акселератора («газа») задает не обороты двигателя, а скорость движения.
История создания и развития АКПП берет начало с 30-х годов прошлого века. С момента появления принцип работы автоматической коробки передач поменялся мало, но был, естественно дополнен. Благодаря чему, и существуют различные виды автоматических коробок передач, которые развились в отдельные направления, т.к. разрабатывались разными автостроителями.
Виды АКПП
- Бесступенчатая автоматизированная трансмиссия (вариатор).
- Различные «роботизированные» АКПП с электропневматическими, электронными или электромеханическими исполнительными устройствами. В настоящее время первый тип роботизированной КПП с одним сцеплением, практически снят с производства. Второе поколение этого вида автоматических коробок передач носит название «преселективная КП», известная как Audi S-tronic, Volkswagen DSG, Ford Dualshift, Mitsubishi SST и т.д.
У нас на слуху такие типы АКПП как типтроник и стептроник. Пару слов об этих общепринятых названиях.
Tiptronic – это АКПП имеющая возможность ручного переключения передач. В режиме ручного управления водителем осуществляется ручной выбор передачи путем подталкивания рычага селектора в направлении «+» или «-».
Steptronic – АКПП применяемая в БМВ. Имеет также возможность ручного переключения передач, но скорость переключения увеличена, и сравнима с МКПП. В стептронике рычаг передвигается по положениям P, R, N, и D. Кроме того здесь имеется положение «M/S» (Manual/Sport), которое в режиме «спорт» удерживает передачу до момента достижения максимального количества оборотов, затем происходит повышение передачи.
Как работает автоматическая коробка передач?
Автоматическая гидромеханическая коробка передач в классическом варианте состоит из планетарных редукторов, гидротрасформатора, обгонных и фрикционных муфт, соединительных барабанов и валов.
Не вдаваясь в дебри, тем более ремонт АКПП своими руками делать настоятельно не рекомендуется, принцип работы автоматической КПП отличается тем, что переключение передач происходит за счет взаимодействия планетарных механизмов и гидромеханического привода при помощи электронных исполнительных устройств.
Особенности эксплуатации АКПП уже освещались на страницах сайта. Но мы повторимся.
- Коробка – автомат перед началом движения требует тщательного прогрева, особенно в зимнее время.
- Не рекомендуется переводить рычаг селектора на ходу в положения P и R.
- Нет необходимости включать нейтраль при спуске с горы, экономии топлива (как это считается) не будет, а вот проблемы с торможением, могут возникнуть.
- Торможение двигателем осуществляется не на всех режимах. Более подробно об эксплуатации в различных режимах производитель дает инструкции в Руководстве. При всей нашей безалаберности, желательно придерживаться этих инструкций. В первую очередь – это безопасность движения, а во вторую, не последнюю – это стоимость ремонта или полной замены нежного и чувствительного агрегата – АКПП
Ну вот, собственно, можно заводить, прогревать и начинать движение.
Удачи вам, любители своего автомобиля.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!carnovato.ru
Автоматическая коробка передач. Принцип работы, типы АККП
Выбирая тип коробки передач — механика или автомат, мы руководствуемся не только финансовыми соображениями и условиями эксплуатации автомобиля, но и собственными предпочтениями — для кого-то более важен полный контроль над машиной, кто-то жертвует им ради комфорта. Но и самых разновидностей автоматической коробки передач есть несколько, и каждая из них имеет свои особенности, недостатки, лучше проявляет себя в тех или других условиях.
Начнем наш обзор типов автоматических коробок передач с так называемой классической — коробки передач с гидротрансформатором.
Содержание статьи
Принцип работы автоматической коробки передач с гидротрансформатором
Классическая, наиболее простая автоматическая коробка передач с гидротрансформатором
Последний фактически не является её частью, а выполняет функцию сцепления. Конструкция гидротрансформатора предусматривает наличие центростремительной турбины и центробежного насоса, между которыми располагается реактор. Турбинное колесо соединено с валом коробки передач, насосное — с коленвалом двигателя, а реактор может как вращаться, так и фиксироваться обгонной муфтой. Передача крутящего момента осуществляется посредством трансмиссионного масла, которое циркулирует по кругу под достаточно высоким давлением. Такая АКПП напоминает механическую, если не брать во внимание некоторые детали.
Полученную с многочисленных датчиков информацию обрабатывает электроника, которая и отвечает за работу АКПП с гидротрансформатором. Способ переключения передач зависит от вашей манеры вождения в данный момент — при более мягком движении передачи переключаются достаточно быстро, экономя топливо, сильное нажатие на педаль позволяет воспользоваться потенциалом двигателя. Некоторые АКПП такого типа имеют опцию ручного переключения передач, но особого толку от такой функции нет, ведь за действиями водителя всё равно следит электроника.
Способы переключения передач в классической автоматической коробки передач
АКПП с гидротрансформатором имеет сравнительно небольшой срок жизни, а также невысокий коэффициент полезного действия, поскольку ощутимое количество энергии тратится на то, чтобы нагреть трансмиссионное масло и перегонять его по системе, а также на создающий необходимое давление насос. Купив автомобиль с такой коробкой передач, вам придется особо пристально следить за состоянием масла и при первой же необходимости его менять (а стоит оно не так уж и дёшево). Кроме того (особенно это касается 4-ступенчатых механизмов), такие коробки не отличаются быстрой отзывчивостью — во многом это объясняется стремлением автопроизводителей уменьшить расход топлива; автомобили более высокого класса лишены таких недостатков.
Что касается преимуществ, то АКПП с гидротрансформатором хорошо нейтрализует сильные толчки, передающиеся с двигателя на трансмиссию и в обратном порядке, что позволяет продлить срок жизни силовой установки и трансмиссии.
Следующий тип автоматических коробок переключения передач — роботизированная АКПП.
Роботизированная коробка передач Opel Zafira
Принцип работы роботизированной коробки передач
Ответственность за выбор передач и смыкание-размыкание сцепления несут сервоприводы (их ещё называют актуаторами; в большинстве случаев в этой роли выступает электромотор с исполнительным механизмом и редуктором, но определенная доля принадлежит гидравлическим актуаторам). Управление осуществляется с помощью электронного блока: первый сервопривод выжимает сцепление, второй в это время включает передачу путем перемещения синхронизаторов, после чего сцепление отпускается.
Поскольку во время переключения связь между колесами и двигателем разрывается и, как следствие, образуются провалы, была изобретена роботизированная АКПП с двумя сцеплениями. Её конструкция предусматривает наличие двух вторичных валов, на которых располагаются синхронизаторы и ведомые шестерни, и двух первичных валов, которые вставлены друг в друга; валы соединяются с двигателем благодаря многодисковому сцеплению.К внешнему первичному валу прикреплены шестерни четных передач (2, 4, 6), а к внутреннему — нечетных и заднего хода. При включении первой передачи происходит замыкание первого сцепления и передача крутящего момента на колеса через первичный вал, а вторичная шестерня второй передачи в этот момент блокируется, чтобы как можно скорее при наличии сигнала от электроники включиться в работу.Такой тип КПП называют преселективными; главное их преимущество — быстрая скорость переключения передач, которая в отдельных случаях не превышает десятка миллисекунд, а также способность экономить топливо за счет выбора наиболее удачного момента переключения передач.
Если вспомнить о негативных моментах, то на ум приходит некая «заторможенность» при попытке добавить газу сильным нажатием педали — в такие моменты электроника способна непозволительно долго «думать». Не лучшим образом роботизированная КПП проявляет себя и при движении в пробках — езда получается резковатой и рваной, а коробка передач издает скрежущие звуки. Из-за этого данный тип КПП при постоянной необходимости двигаться в пробках ломается чаще, чем его аналоги.
Видео: Принцип работы АКПП
Третий тип автоматических коробок переключения передач — вариаторы, самый известный их вид — клиноременной.
Вариатор
В основе устройства вариатора лежит два шкива, между которыми натягивается ремень или цепь; каждый шкив — это два обращенные острыми концами друг к другу конусы, которые посредством своего движения изменяют рабочий диаметр, по которому, собственно, и движется ремень. Если конусы сближаются — ремень движется по большему диаметру, если они отдаляются — по меньшему. Таким образом, передаточное отношение меняется без физических переключений. Для движения авто задним ходом устанавливаются механизмы вроде планетарного редуктора.
Плюсами вариатора являются плавный ход, меньшую, чем у других АКПП, цену, а также за разумный расход топлива.
Минусом вариатора можно назвать более дорогое обслуживание, а в случае необходимости — и ремонтные работы. Например, трансмиссионное масло придется менять не реже, чем через каждые 50 тыс. км; после пробега в 150 тыс. км может понадобиться замена ремня. В случае чего буксировать такое авто нужно будет только со включенным двигателем и со скоростью, не превышающую отметку в 40 км/час.
Выбирать тип коробки желательно, учитывая будущий пробег и стиль вождения. Для любителей погонять по душе придется роботизированная КПП, а для спокойной езды — автоматическая с гидротрансформатором.
Видео — как правильно выбрать для себя коробку передач
avtomotoprof.ru
Виды современных автоматических коробок передач в автомобиляхAutoRemka
Современное автомобилестроение – одна из отраслей, где наиболее отчетливо заметно развитие инженерной мысли.
Практически все автокары, сходящие с конвейеров передовых предприятий, обладают огромным количеством разного рода нововведений, правда, некоторые производители попросту покупают разработки, идеи, проекты или готовые агрегаты у других. Иные же готовы вкладывать миллионы долларов в «задумки» и мысли сотрудников собственных конструкторских бюро. Как говорится, сколько людей – столько и мнений, сколько производителей автомашин – столько и агрегатов, которые выполняют одну и ту же функцию. Рассмотрим, например, автоматическую коробку передач… Знаете ли вы, сколько существует на настоящий момент времени типов АКПП? Какие виды автоматических коробок передач наиболее востребованы, в чем их преимущества и недостатки?
Разновидности современных автоматических коробок передач
- Классический автомат: главное отличие АКПП от механики состоит в том, что в первом случае отсутствует прямая связь двигателя и колес. Для каждой отдельно взятой передачи в классическом автомате существует собственное многодисковое сцепление. Подобными коробками управляют специально установленные и предназначенные для этого электронные устройства. Основной недостаток классического автомата состоит в том, что он имеет большой вес и приводит к повышенному расходу топлива.
АКПП классика- Вариатор: отличается от иных типов АКПП тем, что плавно изменяет крутящий момент. Главные преимущества вариатора – существенная экономия топлива, незначительное увеличение динамических параметров, а также намного меньший по сравнению с классической АКПП вес. Так, если классический автомат просто переключает передачи, что отражается на показаниях тахометра, то вариатор функционирует очень плавно, настолько, что может постоянно снимать с мотора максимальную мощность, параллельно поддерживая соответствующие работе обороты. Главный недостаток — шум, сравнимый со звуками, издаваемыми троллейбусом при разгоне.
Вариатор- Роботизированная механика (MTA): по сути, такая коробка является не чем иным, как механикой, однако по управлению это все же полноценный автомат: электроприводы выжимают сцепление, одновременно переключая передачи. При этом манера езды остается той же, что и на автомате, однако расход топлива существенно снижен по сравнению с механикой. В случае с МТА водитель самостоятельно выбирает необходимую ему передачу, ориентируясь на дорожную ситуацию, при этом выжимать педаль сцепления уже нет необходимости. И все же ряд неудобств остается. Во-первых, на автомобиле, оснащенном МТА, весьма трудно тронуться плавно, а это, в свою очередь, значительно осложняет перемещение машины в пробке. Во-вторых, если не использовать ручник, машина при старте с места даже на пологом склоне будет скатываться назад. Что же касается преимуществ коробки-робота, то они заключаются в небольшом весе, невысокой стоимости и экономичности.
Роботизированная механика (MTA)- Последовательные или секвентальные: в данном случае скорости переключаются строго последовательно, одна за другой, а рычаг перемещается только вперед (повышение передачи) и назад (понижение). Электроника отвечает за точное, быстрое и мягкое переключение. Водителю достаточно лишь двигать рычагом и в нужный момент резко нажимать или отпускать педаль газа. За остальное управление отвечает автоматика. Подобные коробки передач являются неизменным атрибутом суперкаров и гоночных болидов.
Секвентальная коробка передач- DSG (Direct Shift Gearbox): это плод инженерной мысли специалистов компании Audi. DSG оптимально совмещает в себе современный автомат и механическую шестиступенчатую ручную коробку передач. Благодаря такому механизму парного сцепления стало возможным одновременное использование всех передач сразу! DSG позволяет водителю переключать передачи, не задействовав при этом педаль сцепления. Допустим, автомобиль двигается на четвертой передаче, а сцепление пятой уже активировано… И для того, чтобы перейти на пятую передачу, достаточно всего лишь передвинуть рычаг.
Direct Shift Gearbox- Роботизированная трансмиссия с двумя сцеплениями: ее основное отличие состоит в наличии двух сцеплений: одно отвечает за «обслуживание» четных передач, а другое — нечетных. Такая коробка используется на спортивных автомобилях, работает она намного мягче, нежели обычный робот. По сути, данная коробка является механической, и в машинах, оснащенных ею, присутствует педаль сцепления, правда, используется она лишь на старте, а далее можно переключать скорости, не выжимая сцепление, по аналогии с мотоциклом. Главное преимущество такой коробки заключается в возможности переключить передачу за считанные доли секунд (примерно за 0,15-0,20 сек.), что является для спортсменов-гонщиков очень важным параметром.
Роботизированная трансмиссия с двумя сцеплениямиЧто же касается недостатков, то к ним можно отнести практически полное отсутствие комфорта при переключениях, шум в салоне и очень высокую стоимость.
autoremka.ru