Содержание
Стук в двигателе при холостых оборотах – в чём причина и как их определить | Авто-Советник
Даже новички в вождении автомобиля или те, кто его ни разу не водил, знают о важности двигателя. Основной агрегат, обеспечивающий бесперебойную работу автомобилю. Толковые автовладельцы знают, что если машина долгое время простаивала, то необходимо сначала разогреть двигатель. Многие запускают его на холостом ходу для выполнения такой задачи, но в этот момент могут столкнуться со странными звуками, а если быть точнее – стуками.
Из-за чего двигатель может застучать
Если в автомобиле что-то застучало, то это с большой долей вероятности мотор и значит, ему требуется помощь. Уточнить этот момент можно узнав о снижении давления масла на холостом ходу. Как только водитель замечает, что уровень упал, должен прислушаться к тому, как работает его двигатель. Если из под капота слышны удары молотком о металл – это стучит в моторе.
Бывает, что при холостом ходе стук есть, а при высоких оборотах пропадает. В таком случае беспокоиться сильно не стоит. Если при нажатии на педаль газа стук усиливается, то это повод бить тревогу. Вот самые распространённые причины, почему может появиться стук в двигателе:
- Колесо генератора или помпа касаются картера мотора;
- Газораспределительный механизм или защита двигателя дрожат;
- Появился зазор на шестернях агрегата, который оснащён шестерёнчатой передачей;
- Колесо коленчатого вала открутилось;
- Шестерни коленвала уже не такие устойчивые;
- Слабо зафиксирована звёздочка на распределительном вале;
- Некачественное топливо;
- Деформация махового колеса при оснащении автоматом.
Стук клапанов
Довольно распространённая причина стука в двигателе кроется в клапанах. Частый случай и не всегда он является поводом бить тревогу. Если стуки продолжаются независимо от оборотов, то потребуется ремонт. Причины стука клапанов:
- Корпус распределительного вала был деформирован;
- Повреждено коромысло клапана;
- Каналы распредвала засорились, и масло не поступает в коромысло.
Знакомые многим причины, но есть ещё несколько. У многих водителей клапана стучали после отдаления рычага кулачка распредвала. Два узла бьют друг об друга, и в результате появляется характерный звон. Если не обращать на это внимание, то рано или поздно мотор откажется работать. Лучше всего заняться регулировкой клапанов или делать это после каждых 10 тысяч пройденных километров. Если стук сопровождается черными выхлопными газами и перегревом двигателя – это детонация в клапанах мотора.
Если стуки появляются только когда авто набирает обороты – это говорит о нехватке масла. Если масло было добавлено, но стук усилился, тогда проблема кроется в подшипниках коленчатого вала.
Для выяснения реальных причин появления шума в клапанах необходимо выяснить в каком состоянии находится выпускной клапан, определить наличие и уровень давления масла в моторе. Толкатель может быть загрязнён и препятствует поступлению жидкости, либо она убегает и не попадает в клапана. В случае если с давлением полный порядок, необходимо осмотреть и отрегулировать клапана.
Стучит распредвал
Когда стучит распределительный вал, то он приглушён и появляется только при холостых оборотах. Долго стоящая в заведённом состоянии машина заставляет масло стекать, освобождая тем самым узлы и агрегаты. В свою очередь они начинают взаимодействовать без смазки. Попробовать увеличить обороты и если громкость усилится, то проблема точно в распредвале.
Если сломается гидрокомпенсатор, то это тоже приведёт к появлению характерных звуков. Если удастся обнаружить такие удары, то следует сделать диагностику машины. Лучше предупредить проблемы, чем потом менять двигатель целиком. Если гидрокомпенсатор отсутствует в данной модели авто, то со стучащим распредвалом оно может ездить ещё 50 000 километров, но итог будет одинаковым. Детальные причины стука в распределительном вале:
- Произошла деформация постели узла;
- Система смазки работает не так как нужно;
- Распредвал повреждён и потерял форму;
- Нарушена подача топлива в систему;
- Кулачки износились.
Стуки в поршнях
Если удалось выяснить, что звук идёт с нижней части двигателя, то это указывает на проблемы в поршневой системе. Возможно, цилиндрам не хватило немного проточки, поэтому их так барабанит. Кроме того, это указывает на другие причины:
- Поршни сместились, и образовался люфт;
- Поршневой палец сталкивается с топорами. В народе назвали «пальцы стучат»;
- Ошибочная компоновка поршня с изменением положения оси;
- Подвижность деталей утрачена.
В основном причина одна – изменение форм изделия. Конкретно в данном случае – поршней. Если от поверхности цилиндра поршня до его юбки образовалось большое расстояние, то потребуется ремонт и нужно подогнать их дистанцию точнее. Тогда стук пропадёт.
Если цилиндр был установлен неправильно, то образуются стуки при любых оборотах. Возможно, проблема кроется в прокладке. Важно, чтобы она идеально подходила по размерам. Если причины стука в этом, то необходимо подобрать новую.
Стучит коленчатый вал
Независимо от типа двигателя может образоваться стук в коленчатом вале. Фокусируется звук в нижней части двигателя, а как только салон прогреется, он усиливается с левой стороны. В большинстве случаев проблема связана с плохой амортизацией подшипников на валу. Вероятнее всего у них образовались проёмы и в скором времени двигатель должен перегреться. Есть ещё несколько причин:
- Шейки коленвала износились;
- Слишком мало масла в подшипнике;
- Отсутствует масло в двигателе;
- Шейка повреждена или имеет неправильную форму;
- В масле образовалась или попала в него вода;
- Если на подшипнике образовался зазор в 0,07 мм, то требуется вмешательство СТО.
Стук коренных шеек
Если в системе ослабло давление, и появился глухой стук, который появляется независимо от оборотов, то это указывает на проблемы с шейками коленвала. Чтобы убедиться можно попробовать поменять масло. Заливающие ранее полусинтетическое масло должны попробовать залить минеральное, тогда звук становится тише. Либо необходимо поменять масла в обратном порядке, но в такой ситуации стук усилится.
Проблемы с трансмиссией
Причины стука в двигателе не всегда находятся внутри него. Вполне реально, что проблемой является коробка передач. Необходимо выжать педаль сцепления до максимума при заведённом двигателе. Если стук пропал, то это указывает на неисправность в трансмиссии.
Вывод
Как удалось выяснить, причин появления стука в двигателе на холостых оборотах действительно много. Можно попробовать определить их самостоятельно, но лучше обратиться к профессионалам. Замена двигателя порой обходится дороже самого автомобиля.
Стук в двигателе на холостых оборотах, при запуске на холодную
Что ожидать
Если двигатель совсем не стучит, значит его или не завели, или он уже давно сломался. Работающий двигатель постукивает деталями, выполняющими возвратно-поступательные движения, в это число входят клапаны, поршни, форсунки, гидрокомпенсаторы и т. д. Он присутствует во всех моторах. Стандартами не определено на какую величину определяется норма, но даже неопытный, начинающий водитель может различить посторонний возникший звук. При возникновении ярко выраженного шума двигателя, который может быть звонким, глухим, тихим, громким желательно как можно быстрее выяснить причину возникновения. Это может нанести вредное воздействие двигателю, в результате чего могут сломаться отдельные элементы деталей или коленчатый вал перестанет вращаться («заклинит»).
Простой пример. Автомобиль проехал небольшое расстояние после замены помпы. Через некоторое время при сбросе газа или наборе оборотов под нагрузкой, а также при глушении мотора возникли стуки около помпы. Оказалось, что новая помпа задевала крыльчаткой корпус. Двигатель подвергся перереву и после перегрева возникли дополнительные проблемы связанные с расходом масла и износом направляющих клапанов.
На холостых оборотах
Обычно на холостом ходу при малых оборотах прослушиваются легкие стуки работы клапанов. На восьми клапанных двигателях более выражен, чем на шестнадцати клапанных, несмотря на их увеличенное количество в два раза. Это объясняется двумя причинами: во-первых, тепловые зазоры регулируются гидрокомпенсаторами, во-вторых, с увеличением количества клапанов, число колебаний амплитуд также увеличивается и в совокупности звуковые волны смешиваясь образуют шумовой эффект, а не отдельные звуки.
На многих восьми клапанных двигателях тепловой зазор регулируется в «ручную». И в случае установки теплового зазора выше предельной нормы, установленной производителем, клапанный механизм начнет стучать во время работы двигателя, особенно выразительным звук будет на холодном двигателе в верхней его части. Большой зазор скажется также и на изменении фазы впрыска топливной смеси, так как газораспределительный механизм ДВС начнет работать с некоторым запаздыванием, как в открытии клапанов, так и в их закрытии.
В случае работы двигателя на холостом ходу без прослушиваемых легких стуков, можно сделать безошибочный вывод о сильно уменьшенные тепловые зазоры клапанов. При таких зазорах падает динамическая компрессия двигателя, возникают неплотности в паре седло-клапан и возможен прогар кромок тарелок клапанов. При этом, снижается динамическая характеристика двигателя и повышается расход топлива.
Необходимо отметить, что чаще всего явно выраженные шумы прослушиваются на малых оборотах коленчатого вала, т.е. на холостом ходу. Стук шатунов также хорошо выражен в нижней части блока цилиндров, если даже не использовать стетоскоп. Шатунный стук может появиться из-за износа вкладышей и это может сопровождаться миганием аварийной лампочки давления масла. Чрезмерно сильный шум шатунов опасен тем, что если, например, после ремонта не произвели нормированную затяжку болтов крышки шатуна, то она может отсоединиться и шатун, отскочив от шейки коленчатого вала может стучать о стенку блока и в конечном итоге пробить ее. В народе такую техническую аварию называют «шатун показал кулак».
На форсунках, в режиме холостого хода прослушиваются звуки от работы клапанного механизма, в виде стержня-иглы, запирающая и открывающая путь впрыску топлива. Стуки форсунок своеобразны и в зависимости от частоты срабатывания иглы напоминают больше треск. На больших оборотах коленчатого вала, частота следования импульсов увеличивается и звук практически уже не слышен на общем фоне.
Застучал мотор на ходу: что делать водителю
При появлении стука двигателя первым делом нужно проверить уровень моторного масла. Появление стука вполне может быть связано с падением давления в смазочной системе. Если с уровнем все в порядке, тогда на начальном этапе потребуется точнее локализовать неисправность, исключив возможные стуки топливной аппаратуры, приводов, шкивов навесного оборудования и т.д. Далее необходимо определить характер стука, а также подтвердить или опровергнуть факт его усиления под нагрузкой. Если с ростом нагрузки на ДВС мотор стучит сильнее, тогда вероятнее всего проблемы возникли в КШМ и ЦПГ.
В том случае, если частота стука отлична от частоты вращения коленвала в два раза, тогда вероятны проблемы с ГРМ. Это объясняется тем, что коленвал вращается в два раза быстрее распредвала. Прогрев двигателя в подобном случае может приводить к усилению стука, так как с ростом температуры происходит увеличение зазоров клапанного механизма. Что касается нагрузки на ДВС, то стук механизма газораспределения обычно не зависит от режима работы двигателя. Исключением могут являться гидрокомпенсаторы, которые стучат более интенсивно под нагрузкой.
На основании сделанных выводов о характере стука можно принять решение о поездке в сервис своим ходом или же вызове эвакуатора. Напоследок добавим, что усиление стука под нагрузкой и быстрое его прогрессирование при езде является четким признаком того, что от самостоятельного перемещения лучше отказаться. В этом случае двигатель следует заглушить для предотвращения дальнейшего разрушения силового агрегата.
Весьма неприятным событием в жизни автомобилиста становится появление стука в двигателе его автомобиля. Особенно плохо, когда стучит двигатель на оборотах. Зачастую основными причинами появления стука является естественный износ деталей шатунно-кривошипного механизма или же неправильно проведенная регулировка механизмов двигателя. Редко в моторе появляются временные стуки. Основными причинами такого явления может быть раннее зажигание или же сильные перегрузки и связанная с этим детонация. Преимущественно временные стуки проявляются, когда двигатель работает на повышенных оборотах и пропадают они после перехода на более низкую передачу.
Нередко водитель начинает слышать стуки двигателя в пути. Давайте разберемся, как определить источник проблемы без специальных приборов. Для прослушивания мотора можно использовать металлический или деревянный стержень. Один конец взятого стержня прислоняется к месту прослушивания, а другой – к уху. Чтобы понять причину появления стуков, нужно разобраться в их тональности и частоте.
Изношенный слой баббита на коренных вкладышах дает глухой, низкий стук, ярко проявляющийся в нижней части двигателя. Такой стук заметно увеличивается при работе двигателя на оборотах. Устраняется данная проблема заменой вкладышей.
Звонкий и менее интенсивный стук характеризует появление проблем в шатунных подшипниках коленвала двигателя. Звук от постукивания подшипников ритмичный, средней тональности. Прослушивается он немного выше, чем звук от стука в коренных вкладышах. Устраняется этот звук также заменой вкладышей.
Ритмичное биение высокого тона, проявляющееся в месте расположения цилиндров, говорит о проблеме с поршневыми пальцами. Проявляется этот звук при всех режимах работы мотора (от холостых оборотов до работы на оборотах достигающих максимального уровня) и заметно увеличивается при движении под нагрузкой. Причиной может быть раннее зажигание или увеличение зазоров между пальцами и втулками. Советуем первым делом проверить зажигание, если это не помогло, то остается лишь заменить поршневые пальцы.
Звук, похожий на дребезжание глиняной посуды, проявляющийся только когда двигатель запускается на холодную и исчезающий при нагреве, говорит об увеличенном зазоре между цилиндрами и поршнями.
Мотор стучит с высоким тоном и хорошей частотой на малых оборотах вращения коленвала. Скорее всего, проблема в клапанах. Вероятнее всего, увеличен зазор между стержнем клапана и толкателем. Устраняется эта проблема путем регулировки клапанов или их заменой (при сильном износе).
Стук высокого тона в прогретом двигателе, возникающий при увеличении нагрузки, может говорить о появлении детонации в камере сгорания цилиндров.
Характерные симптомы детонации:
– мотор стучит звонко и часто;
– из глушителя начинает появляться дым черного цвета;
– двигатель быстро перегревается и резко теряет мощность.
Подробнее остановимся на этом сложном и опасном явлении. Детонация – это сгорание топливно-воздушной смеси с распространением взрывной волны на огромной скорости. Скорость движения волны достигает 2500 м/с, в то время, как при обычном взрыве смеси скорость волны находится в пределах 20-25 м/с. Стук появляется потому что взрывная волна на большой скорости врезается в стенки цилиндров.
Детонацию двигателя нужно устранить сразу после ее выявления, так как она приводит к быстрому разрушению деталей кривошипно-поршневого узла и значительно увеличивает расход топлива.
К причинам возникновения детонации можно отнести:
– нагарообразование в цилиндрах;
– использование низкокачественного топлива с малым октановым числом;
Детонация топливной смеси в цилиндрах объясняется появлением пероксидов в камере сгорания, активно способствующих увеличению скорости горения смеси и придающих процессу горения взрывной характер.
Также появлению детонации может способствовать ряд дополнительных причин:
– плохое охлаждение двигателя;
– поступление в двигатель обеденной смеси;
– увеличение давления в камере сгорания.
Детонация устраняется путем снятия головки цилиндра и очистки ее от слоя нагарообразования. Отметим, что при работе двигателя на оборотах выше среднего, вероятность появления детонации уменьшается. Происходит это из-за того, что время нахождения топливно-воздушной смеси в цилиндрах сокращается и увеличивается количество газов в смеси, оставшихся после сгорания.
Детонацию, появляющуюся при использовании несоответствующего топлива, устраняют путем установки позднего зажигания. При этом сокращается время на сгорание топливной смеси, что, соответственно, уменьшает количество образованных пероксидов. Если это не поможет, то остается лишь использовать топливо с более высоким октановым числом.
Помимо вышеописанных звуков, которые может издавать двигатель, хотим отметить еще вероятность появления стука от вала водяного насоса и вентилятора при осевом смещении и от приводного вала при больших зазорах в местах соединения.
Какой бы стук вы ни определили, помните, что его нужно устранить в кратчайшие сроки. Чем дольше вы будете эксплуатировать мотор, который стучит, тем дороже вам обойдется последующий его ремонт.
При запуске на холодную
Если при запуске мотора на холодную температуру начинается стук, это связано с вязкостью масла на холодном двигателе, особенно по этой причине происходит шум компенсаторов.
Если водитель поменял масло, то при запуске услышал стуки в моторе. Это нормальное явление, так как масло при замене было слито, а новое масло еще не успело поступить полностью в систему смазки. Некоторое время двигатель работает с масляным голоданием, вследствие чего. Чтобы ускорить процесс заполнения масла все системы смазки двигателя, перед тем как поменять новый масляный фильтр, его заполняют маслом.
При снижении уровня масла в картере также появляется непонятный шум в двигателе, постепенно усиливающийся по мере прогрева внизу. На горячую усиливается с повышением оборотов и это признаки масляного голодания шатунов и поршневых пальцев.
Почему двигатель начинает стучать
Прежде всего, нужно понимать, что стучать может как сам двигатель, так и навесное оборудование. Например, владелец может услышать шум и стук помпы, генератора, насоса ГУР и т.д. Если же говорить о самом двигателе, стуки могут появляться в результате износа или повреждения шатунных вкладышей, поршней, в случае проблем с ГРМ и т.п.
Итак, если неожиданно появился стук в двигателе, основными причинами могут быть:
Однако с учетом того, что поршни алюминиевые, после прогрева происходит их расширение. Не трудно догадаться, что после расширения зазор становится меньше и стук в двигателе пропадает на горячую. Также на холодном моторе может шуметь цепь ГРМ.
Дело в том, что давление масла после пуска ДВС бывает недостаточным. Если конструктивно предусмотрен гидравлический натяжитель цепи ГРМ, натяжения попросту недостаточно и появляется шум, который исчезнет с прогревом.
Прежде всего, может стучать коленвал или детали ЦПГ. Это указывает на большой износ. В двух словах, пока мотор холодный, масло менее текучее и не так сильно разжижено. Фактически, смазка заполняет увеличенные от износа зазоры.
В результате стуков в сопряженных парах после запуска холодного мотора нет. Однако по мере прогрева силовой установки масло становится жидким и стук начинает проявляться, причем достаточно отчетливо.
Еще стуки на горячую могут проявляться тогда, когда трескается поршневой палец, а также если трещины образовались на юбке поршня. Так или иначе, стук в моторе после прогрева требует прекращения эксплуатации и немедленной диагностики.
Сразу отметим, стуки на холостых могут указывать как на то, что какая-либо деталь задевает за другую от вибраций (например, могут стучать крышки, кожухи и т.д.), так и на люфты различных шкивов, шестеренок и приводов.
Как видно, причин для стука двигателя много, по этой причине важно локализовать источник как можно точнее. Теперь давайте остановимся на самых распространенных неполадках и рассмотрим наиболее частые источники шумов в двигателе более подробно.
Стук в головке блока цилиндров
Обычно, если речь заходит о стуках в области ГБЦ, чаще всего стучат клапана или гидрокомпенсаторы. Также клапанный стук можно услышать на моторах с ГК, а не только в агрегатах, которые имеют механический привод клапанов.
Так или иначе, стук гидрокомпенсаторов нужно устранять присадкой, промывкой или заменой, а клапана следует регулировать. Если же данные процедуры не помогают, тогда высока вероятность износа кулачков распредвала.
Следует помнить, что в головке изнашиваются и втулки клапанов, седла, постепенно образуется выработка постели распредвала. Сами стуки в ГБЦ могут по тональности меняться от звонких высокочастотных до низких и рокочущих.
Если зазоры слишком большие, могут вылететь регулировочные шайбы, что приведет в негодность распредвал и т.д. В случае, когда стучат гидрокомпенсаторы, сильно изнашиваются кулачки распредвала.
Стук в блоке цилиндров двигателя
Появление стука в БЦ, особенно если локализуется стук в нижней части двигателя, часто указывает на проблемы с КШМ. Такие стуки говорят о серьезной поломке, двигатель нужно прекратить эксплуатировать. В противном случае можно привести в негодность коленчатый вал.
Стук шатунных шеек металлический, отличается резкостью, особенно если нажать на газ. Также в подобной ситуации падает давление масла, загорается лампочка давления масла на панели приборов. Снижение давления приводит к тому, что двигатель может заклинить уже через несколько минут работы под нагрузкой.
Также стучать могут коренные шейки коленвала. Такой стук более низкий, по мотору идет вибрация. Причина – в результате износа коренных шеек появляется зазор между шейками коленвала и опорами в блоке. Еще такой стук может появиться по причине низкого давления в системе смазки, что приводит к появлению задиров на шейках вала.
Теперь перейдем к ЦПГ. Если стала стучать поршневая группа, это говорит об увеличении зазора между поршнем и цилиндром, а также возникновении дефектов как на гильзе, так и на самом поршне.
Еще следует отметить, что причиной стуков также может оказаться поршневой палец и место его соединения с шатуном. Например, если палец выдвинут из поршня, тогда он может бить по стенке цилиндра. Причина — недостаточная запрессовка пальца или стопор на поршне вылетел (в зависимости от типа посадки поршневого пальца на том или ином ДВС, которая бывает «горячей» и «плавающей»).
Шумы и стуки в навесном оборудовании ДВС
Как уже было сказано выше, стучать может не сам двигатель, а его навесное оборудование. Дело в том, что в силовой установке может шуметь или застучать помпа, стартер, генератор и т. д. Также не следует исключать возможных проблем с КПП.
Причины стука пальцев
Большая часть водителей стакивалась с своеобразным металлическим лязгом во время резкого нажатия на педаль газа. До капремонта или замены прокладки ГБЦ такое явление не происходило, а после капиталки стал постоянным при разгоне. Звук не постоянный и исчезает с уменьшением нагрузки. Часто путают со стуком клапанов, но на самом деле стучат поршневые пальцы.
Во время капитального ремонта мотор тщательно осматривают, производят замеры износа цилиндров, прогиба и неровности ГБЦ, а также сопряженной поверхности блока с ГБЦ. Если произошел сильный увод поверхностей, их подвергают выравниванию методом фрезеровки, т.е. снимается слой от 0,01 до 0,05 мм поверхности, что, естественно, изменяет геометрические размеры высоты цилиндра и радиуса камеры сгорания в головке блока. Изменение геометрических параметров влечет к отклонению степени сжатия от заводских параметров. Степень сжатия увеличивается и требуемый угол опережения зажигания, заложенный в калибровка программы уже не соответствует исходной. Мотор собрали, залили тот же самый бензин с октаном 92, и звон появился. Это одна из причин, появления треска пальцев на двигателе. Почему стучат пальцы на автомобиле с установленным газобаллонным оборудованием во время работы на бензине. При установке газового оборудования, специалисты в программе смещают угол опережения зажигания в «раннюю» сторону, и при переключении режима работы двигателя с газа на бензин, происходит стук пальцев при разгоне, вызванный небольшой детонацией в цилиндрах. Некоторые владельцы автомобилей с установленным газовым оборудованием пытаются перешивать блок управления с двойными калибровками, рассчитанными на бензин и газ.
Частным причиной стука поршневых пальцев может быть не корректно установленная метка на распределительном вале двигателя после замены ремня ГРМ.
Классификация стуков в двигателе
Классифицировать стуки, возникающие в работающем двигателе, можно на слух по ряду критериев, среди которых:
- Сила удара.
- Динамика интенсивности стука.
- Частота основной гармоники звука удара.
- Цикличность звука.
Сила удара
По силе ударов, раздающихся во время работы автомобильного мотора водитель может оперативно принять решение о дальнейших действиях.
В случае, если удары:
- сильные и их нельзя ничем заглушить, нужно выключить зажигание и буксировать транспортное средство в ближайший автосервис;
- средней громкости, которые неслышны в салоне при работе магнитолы – можно медленно ехать в автосервис самостоятельно;
- слабые, слышимые только при открытом капоте и в полной тишине – диагностику можно провести в свободное время.
Интенсивность удара
Появившийся внезапно стук в двигателе, интенсивность которого во времени не меняется, свидетельствует о быстротекущих процессах разрушения деталей вследствие различных причин, в том числе превышения пределов циклической усталости.
Если стук появился незаметно и со временем его интенсивность увеличивается, это следствие процессов постепенного изнашивания деталей.
В общем случае интенсивность стука напрямую связана с режимом работы силового агрегата, который зависит от нагрузки и частоты вращения коленчатого вала. При увеличении нагрузки на двигатель резко возрастает нагрузка на детали кривошипно-шатунного механизма и поршневой группы.
Поэтому признаком, свидетельствующим о дефектах внутри этих групп деталей, является увеличение интенсивности стуков при возрастании нагрузки.
Кроме того, на интенсивность ударов существенное влияние оказывает изменение подачи моторного масла к узлам трения, работающим на износ.
К таким относятся пары взаимодействующих деталей:
- Поршневой палец – поршень.
- Распределительный вал – головка блока цилиндров.
- Клапан – направляющая втулка.
- Коленчатый вал – блок цилиндров.
- Поршень – цилиндр и др.
Моторное масло обладает демпфирующими свойствами. При этом подача масла к этим узлам при возрастании нагрузки на двигатель увеличивается. Большее количество масла в зоне взаимодействия поврежденных деталей иногда может привести к снижению интенсивности ударов.
Частота основной гармоники звука удара
Звуки удара, которые доносятся из двигателя бывают:
- звонкие;
- глухие.
Звонкий металлический стук свидетельствует о том, что в соприкосновение входят детали:
- двигающиеся с большой амплитудой;
- изготовленные из твердых металлов.
Кроме того при взаимодействии этих деталей отсутствует демпфирование моторным маслом.
Глухие звуки удара слышны из двигателя в случае, если:
- одна из взаимодействующих деталей изготовлена из мягкого металла;
- амплитуда движения соприкасающихся деталей невелика;
- присутствует демпфирующий слой смазки.
Если звонкие звуки раздаются в верхней части двигателя, то их причиной скорее всего является стук клапанов. Звуки, похожие на шелест, свидетельствуют о проблемах с ремнем или цепью привода газораспределительного механизма. Звуки средней и низкой тональности издают детали цилиндро-поршневой группы.
Цикличность удара
Различают стуки, которые:
- совпадают с частотой вращения двигателя;
- носят случайный характер.
Появление стука, совпадающего с частотой вращения автомобильного мотора, показывает, что неисправность связана с дефектами деталей газораспределительного, кривошипно-шатунного и других механизмов, работа которых совпадает с рабочим циклом силового агрегата.
Стуки случайного характера могут быть вызваны:
- попаданием внутрь двигателя посторонних предметов или отломанных частей деталей;
- неисправностями системы управления сгоранием горючего.
Почему стучат клапана
Работа двигателя сопровождается стуком клапанов. Цокающий звук клапанов, но не очень громкий является признаком их правильной регулировки, хотя не является фактом, подтверждающим этот признак. При пуске на холодную двигатель застучал громко и потом пропадает громкий стук по мере нагрева. Симптомы неправильной регулировки тепловых зазоров – это или отсутствие цоканья, или, наоборот, очень громкий стук. Есть ряд двигателей, которые стучат достаточно весело и на горячей температуре, например, восьми клапанный мотор ульяновского моторостроительного завода (УМЗ), дизельный Cummins, Steyr-560.
Звонкая работа клапанов на двигателе УМЗ объясняется нижним расположением распределительного вала и применяя для передачи к коромыслам специальные штанги, общее количество зазоров между элементами, контактирующими между собой увеличивается и в итоге стук клапанов контрастно выделяется на общем фоне шумов. Шумно работает дизель из-за больших тепловых зазоров клапанов и к этому звуку прибавляется стук плунжерной пары.
Датчик контроля стука
Узнать стучит ли сильно двигатель можно посредством датчика детонации установленного на блоке цилиндров. Датчик представляет собой пьезокристалл, который сжимаясь от ударной волны вырабатывает напряжение, которое поступает на логический элемент блока управления. Если при проверке сканером в параметрах напряжение датчика детонации показывает выше 3 Вольт это означает, что появились посторонние стуки, вызванные, износом направляющих клапанов или свободно перемещается поршень в цилиндре.
Главное назначение датчика детонации заключается в моментальном изменении угла опережения зажигания. Неправильно поджигаемая смесь со взрывом вызывает стуки внутри двигателя, что приводит к поломке поршней и шатунов.
Поэтому датчик является важным при работе мотора, защищая его от детонационных стуков.
При неисправности датчика детонации возможны пропуски воспламенения смеси, так как угол опережения зажигания становится не контролируемым. Пропуски зажигания (правильнее – воспламенения), возникшие в двигателе, контролирует программа драйверной диагностики отключая неисправный цилиндр. После отключения цилиндра блокированием работы форсунки, включить ее вновь возможно переключением замка зажигания.
Таким образом, мы частично рассмотрели вопросы, связанные со стуками на автомобиле, их причины и возможные места. Природа стуков при эксплуатации автомобиля очень разнообразна. Стучать может установленная защита, пластмассовая декоративная крышка на двигателе, акпп или крестовина карданной передачи. При возникновении любого постороннего стука необходимо выяснять причину его возникновения и незамедлительно устранять, так как растет вероятность сложной и дорогостоящей поломки.
Шум двигателя: что является нормальным и когда следует беспокоиться
Если вы долгое время водили старый автомобиль, вождение нового автомобиля часто кажется совершенно новым опытом. Это не потому, что рулевое управление лучше или тормоза имеют правильную чувствительность. Это потому, что по какой-то причине вы не слышите ничего, кроме работающего двигателя. Ничего, кроме урчания двигателя на холостых или рева при ускорении. Никаких щелчков или жесткого лязга металла о металл, из-за которых вы чувствуете, что ваш автомобиль скоро разберут.
Ни один двигатель не работает по-настоящему тихо. Тем не менее, некоторым звукам действительно не место под капотом. Но что нормально и когда следует беспокоиться?
Давайте узнаем.
Шум двигателя – норма
Нормальный шум двигателя обнаружить довольно просто. Это безошибочно. Тем не менее, вы все равно можете услышать ряд других шумов под капотом.
Например, электрические компоненты автомобиля могут издавать тихое тиканье. Хотя этот шум обычно очень тихий и тихий, поэтому вы обычно его не слышите, вы можете заметить его случайно.
Кроме того, при запуске некоторых автомобилей можно услышать тиканье/стук. Это может ухудшиться, когда погода холодная. Однако это вполне нормально, если находится в пределах допустимого уровня. Следует отметить, что такие «шумы при холодном запуске» можно уменьшить, используя синтетическое масло в двигателе.
Шум двигателя – что ненормально
Итак, теперь, когда мы установили, как обычно звучит двигатель, давайте попробуем выяснить, каких звуков вам следует опасаться. Обратите внимание, что, хотя это общее руководство по диагностике проблем с вашим автомобилем, всегда будет лучше, чтобы на него посмотрел эксперт.
Свистящий звук
Всякий раз, когда вы слышите свистящий звук или что-то похожее на воздух, проходящий через узкий выход, вы автоматически проверяете, не приоткрыты ли окна частично или нет ли проблем с уплотнителем. Однако, если свистящий звук исходит из-под капота, это может означать более серьезные проблемы.
Если вы слышите свистящий звук во время движения автомобиля, это может быть трещина в шланге. Одним из распространенных виновников является шланг системы охлаждения вашего двигателя. Это одна из самых слабых частей вашего двигателя, и нередко шланги внезапно трескаются и нарушают вакуумное уплотнение. Свистящий звук, который вы слышите, может быть вызван выходом воздуха из небольшой трещины. Чтобы выяснить, действительно ли проблема связана со шлангом, найдите безопасное место для парковки и выключите машину. Если вы все еще слышите свист, это может быть герметичная крышка радиатора. Герметичная крышка предназначена для предотвращения утечки охлаждающей жидкости, но когда резиновая прокладка рвется, некоторое количество охлаждающей жидкости и воздуха может выйти, что приводит к свистящему звуку.
Жужжащий звук
Если вы слышите жужжащий звук, исходящий из передней части вашего автомобиля, например, гигантский вентилятор, работающий на максимальной скорости, возможно, у вас проблемы с ремнями двигателя. Ремни двигателя работают вокруг системы шкивов внутри вашего автомобиля и работают на высоких скоростях. С возрастом они трескаются или растягиваются. В результате они издают жужжащий звук.
Если виноваты не ремни двигателя, возможно, проблема в подшипнике переднего колеса. В любом случае замена ремня или неисправного подшипника обходится очень дешево.
Громкий холостой ход
В зависимости от вашего автомобиля при работе на холостом ходу должен издаваться определенный шум. Для одних это может быть нежное мурлыканье, а для других — громкий рык. Однако, если вы чувствуете, что ваш автомобиль работает на холостом ходу намного громче, чем обычно, у вас может быть проблема.
Громкий холостой ход обычно вызван проблемами с компрессией в цилиндрах. Когда возникают проблемы с компрессией в цилиндрах, получается неравномерное соотношение топлива и воздуха. В результате горение становится необычным. Более высокое давление внутри цилиндра приведет к громкому шуму на холостом ходу. Иногда это может даже привести к стуку. Немедленно обратитесь к механику для проверки вашего двигателя, так как длительное воздействие такой проблемы может привести к повреждению двигателя.
T3 Atlanta: специалисты по шуму двигателя
Если вам кажется, что двигатель вашего автомобиля странно звучит, вам следует приехать в T3 Atlanta. Наша команда экспертов может осмотреть ваш автомобиль и совершить короткий тест-драйв, чтобы определить проблему, с которой вы столкнулись. Затем они порекомендуют вам варианты на выбор. В конце концов, мы заботимся о вашей безопасности.
Почему мой автомобиль громко работает на холостом ходу?
Последние публикации
Задачи по подготовке вашего автомобиля к зиме
4 быстрых совета по экономии топлива
Как завести машину
Как узнать, когда ваши амортизаторы вышли из строя
Топ-5 наиболее распространенных услуг по техническому обслуживанию автомобилей
Категории
Новости компании (7)
Шины — 101 (7)
Автосервис — 101 (13)
Автосервис 101 (163)
Шины 101 (70)
10 ноября 2020 г.
Ни одному водителю не понравится заводить свой автомобиль только для того, чтобы услышать таинственные автомобильные звуки неизвестного происхождения из своего двигателя. Однако не всегда легко отличить серьезную проблему от чего-то, о чем не стоит беспокоиться, и грубый холостой ход с сопутствующими шумами может особенно беспокоить. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных причин, по которым ваш автомобиль громко звучит на холостом ходу.
Неисправные свечи зажигания
Если ваш автомобиль трясется, подпрыгивает или издает странные звуки на холостом ходу, возможно, проблема со свечой зажигания требует вашего внимания. Свечи зажигания отвечают за воспламенение комбинированной смеси топлива и воздуха в камере сгорания вашего автомобиля. Если один из ваших поврежден или установлен неправильно, ваш автомобиль может сжигать топливо с неравномерной, спорадической скоростью.
Шумный или неровный холостой ход часто является одним из первых признаков того, что вам следует как можно скорее проверить свечи зажигания. Если проблема достаточно выражена, вы также можете заметить, что ваш двигатель дергается, дрожит или иным образом кажется, что он работает неровно во время движения.
Негерметичный вакуумный шланг
Все автомобили используют вакуумную систему для подачи топлива в двигатели. Подавляющее большинство из них делают это с помощью целой сети шлангов и трубок. Однако некоторые новые автомобили имеют систему дроссельной заслонки, которая поддерживает постоянный поток воздуха через систему и регулирует работу двигателя.
Даже самые лучшие вакуумные шланги со временем изнашиваются и требуют замены. В старых шлангах появляются утечки, что позволяет слишком большому количеству воздуха смешиваться с вашим топливом. Одним из признаков того, что это может происходить, является неровный холостой ход, особенно при более высоких оборотах. Другим является пропуск зажигания в двигателе, поэтому, если вы заметили какой-либо из этих симптомов в последнее время, пришло время проверить шланги.
Проблемы с карбюратором
Если вы водите старый автомобиль, велика вероятность, что в нем установлен карбюратор, а не более современная топливная форсунка. Если вы слышите странные звуки автомобиля под капотом или имеете дело с неровным холостым ходом, возможна проблема с карбюратором. Если ваша система также производит черный дым, вы можете быть почти уверены, что виноват карбюратор.
Один из способов предотвратить превращение отложений в карбюратор в более серьезную проблему — использовать очиститель карбюратора, чтобы растворить лишний углерод и обеспечить бесперебойную работу вашей системы. Проконсультируйтесь с механиком, если это не прояснит проблему.
Грязная топливная форсунка
Автомобили, оснащенные топливными форсунками, не обязательно застрахованы от шумного или неровного холостого хода. Топливные форсунки могут со временем накапливать грязь и грязь, как и карбюраторы. Если ваш автомобиль громко работает на холостом ходу, у него низкий расход топлива или и то, и другое, проблема может заключаться в грязном карбюраторе.