Содержание
Почему стучат гидрокомпенсаторы: что делать
Содержание
- 1 Устройство гидрокомпенсатора
- 2 Что собой представляют гидрокомпенсаторы
- 3 Основные производители
- 4 Почему стучат новые гидрокомпенсаторы на холодную?
- 5 Причины стука гидрокомпенсаторов
- 6 Выявление неисправных гидрокомпенсаторов
- 7 К чему приводит неисправность гидрокомпенсаторов
- 8 Профилактические мероприятия
Устройство гидрокомпенсатора
Гидрокомпенсатором называют устройство, которое регулирует зазоры клапанов мотора. Двигатель способен нагреваться во время работы, что приводит к природному расширению металлических элементов. Конструкторы учитывают такие особенности и поэтому создают специальные тепловые зазоры.
Тем не менее, еще одной особенностью мотора является постепенный износ элементов, что соответственно расширяет зазоры и мы видим такие отрицательные моменты, как снижение компрессии, постепенное разрушение элементов мотора, уменьшение мощности и повышенный расход топлива и масла.
1.Шкив распредвала, который начинает вращаться при помощи ремня ГРМ (газо-распределительный механизм).
2. Толкатели клапанов.
3. Выпускные и впускные клапаны.
4. Распределительный вал с кулачками, проточенными на нем.
Здесь перечислены лишь основные детали, на самом же деле их больше. Суть работы ГРМ заключается в синхронном вращении распредвала с коленчатым валом, попеременном давлении кулачков на толкатели, что приводит клапаны в движение.
1.Гидротолкатель.
2. Роликовый гидротолкатель.
3. Гидроопора.
4. Гидроопора для установки в коромысла или рычаги.
Под влиянием времени между толкателями (коромыслами) и рабочими поверхностями распредвала образуются зазоры. Когда-то для их компенсации использовали простой режим регулировки при помощи гаечных ключей и специальных меток. Регулировать зазоры было нужно почти каждые десять или пятнадцать тысяч километров.
1.Корпус.
2. Канал для поступления внутрь компенсатора масла.
3. Плунжерная пара — втулка плунжера, пружина, шарик.
Гидрокомпенсатор монтируют на специально отведенное место в головку цилиндрического блока. Кроме того, их можно установить на старые типы моторов, в которых не была предусмотрена их установка.
Принцип работы гидрокомпенсатора довольно прост. Кулачок распредвала имеет неправильные формы. Когда он на толкатель не давит, между ними увеличивается зазор. В тот же момент на клапан плунжера давит плунжерная пружина и из системы смазки внутрь компенсатора поступает масло, что немного приподнимает рабочую часть гидрокомпенсатора, приводит толкатель в движение и зазор между толкателем и кулачком исчезает.
Когда распредвал производит оборот и кулачок начинает давать нагрузку на толкатель, рабочая часть гидрокомпенсатора опускается до перекрытия канала поступления масла. Таким образом внутри компенсатора увеличивается давление и передается штоку клапана мотора.
1.На распредвал и клапаны уменьшилось число ударных нагрузок.
2. Работа мотора стала более тихой и мягкой.
3. Больше не нужно ежевременно регулировать зазоры клапанов.
Поступление топливной смеси в цилиндры осуществляется через специальные отверстия в головке блока цилиндров. Они открываются и закрываются тарельчатыми клапанами, которые приводятся в движение толкателями. Последние, в свою очередь, приводятся в движение кулачками (выступами) распределительного вала, который вращается с некоторой скоростью.
Кулачки расположены в последовательности цилиндров. При работе толкатели нагреваются. Это объясняется тем, что кулачки действуют на них с немалой силой, а с обратной стороны их подпирает возвратная пружина. Нагрев вызывает тепловое расширение. Вследствие этого кулачки сильнее нажимают на толкатели, и зазор между ними полностью исчезает.
Что собой представляют гидрокомпенсаторы
Автомобильный гидрокомпенсатор представляет собой поршень, с дном которого взаимодействует кулачок распределительного вала. В поршне находится шариковый клапан, задачей которого является открытие заслонки для поступления масла в полость поршня. За передачу усилия от кулачка распределительного вала к стержню клапана отвечает плунжер.
В процессе работы внутрь поршня поступает масло. Оно заполняет свободное пространство, после чего начинает давить на плунжер. Это приводит к его перемещению вместе с поршнем вверх до тех пор, пока механизм не упрется в кулачок распределительного вала.
Таким образом, удается достичь автоматического выбора оптимального зазора за счет механизма гидрокомпенсатора. Когда кулачок распределительного вала надавливает на поршень гидрокомпенсатора, часть масла из него выливается, после чего шариковый клапан блокирует путь маслу, поршень опускается вниз и создается зазор.
Гидрокомпенсатор, в отличие от шайб и рычагов, не требует дополнительной настройки при износе деталей двигателя. Зазор в любом случае регулируется, благодаря поступлению большего количества масла внутрь гидрокомпенсатора.
Основные производители
Конечно, оригинальные детали и расходники, те, которые устанавливались на заводе-изготовителе, качественнее и надежнее. Поэтому надо стремиться сохранить их работоспособность. Тем не менее иногда аналоги превосходят оригинал. Гидрокомпенсаторы производятся самыми различными компаниями.
Но больше всего в этом преуспели немцы. Гидрокомпенсаторы компаний INA, SWAG, FEBI хорошо зарекомендовали себя в надежной и продолжительной работе самых различных двигателей. Также эти детали выпускаются компаниями AE и AJUSA – они тоже европейские, но, по отзывам, имеют невысокое качество изготовления.
Элементы могут начать стучать уже через несколько тысяч километров. Основной проблемой для всех таких деталей является опасность брака или некачественного исходного материала. В результате быстро происходит выработка трущихся поверхностей — гидрокомпенсатор стучит на холодную и на горячую. Ездить с такой неисправностью крайне не рекомендуется.
Почему стучат новые гидрокомпенсаторы на холодную?
Прежде всего, нужно определить какой гидрокомпенсатор стучит. Для мотористов определить какой гидрокомпенсатор вышел из строя обычно не составит труда. Да вы и сами сможете это сделать. Это просто.
Для этого нужно снять клапанную крышку. Так же потребуется устройство которое называется фонендоскоп.
Фонендоскоп устройство с длинной спицей на конце и наушниками.
Если данного устройства нет под рукой, можно попробовать воспользоваться стетоскопом. Суть я думаю Вы уже поняли, нужно прослушать где же сильнее всего стучит, таким образом можно определить какой гидрокомпенсатор барахлит.
Проблемы с работой гидрокомпенсаторов могут возникать в двух случаях: при неисправности самого механизма или из-за возникновения проблем в системе подачи масла. На холодном двигателе можно выделить следующие основные причины, почему стучат гидрокомпенсаторы:
- Загрязнение элемента. При загрязнении гидрокомпенсатора плунжер механизма может заклинить в посадочном месте. Также повышается риск заклинивания шарикового клапана в открытом положении;
- Загрязнение масла. Грязная эксплуатационная жидкость, засоренная продуктами трения, приведет к возникновению стука гидрокомпенсатора на холодном двигателе. Из-за нее может засориться канал подачи масла, но данная проблема исчезнет при прогреве мотора, благодаря вымыванию «мусора» текучей разогретой эксплуатационной жидкостью;
- Механический износ гидрокомпенсатора. Если на плунжере или его посадочном месте возникли повреждения, масло не будет удерживаться в подплунжерном пространстве, сохраняя требуемое давление, соответственно, механизм не сможет работать должным образом, обеспечивая необходимый зазор;
- Высокая вязкость масла. Когда в машине используется масло высокой вязкости, до полного прогрева двигателя оно не успевает поступать к гидрокомпенсаторы, из-за чего в них возникает стук;
- Сильное загрязнение масляного фильтра. При возникновении преград через масляный фильтр холодное масло не сможет в полном объеме подаваться в головку блока цилиндра.
Важно: Необходимо различать стук гидрокомпенсаторов на холодном двигателе и при старте двигателя. Многие водители ошибаются, считая, что если при запуске мотора слышен характерный звук, имеются проблемы с гидрокомпенсаторами. Стук может возникать и быстро стихать, поскольку некоторые из клапанов продолжают оставаться открытыми (учитывая расположение распределительного вала) после остановки двигателя.
Ситуация, когда гидрокомпенсаторы стучат только на горячем двигателе, возникает редко. Чаще всего проблема имеет место быть, как на холодном, так и на прогретом моторе, и она связана с плохим маслом, загрязненным масляным фильтром или повреждением гидрокомпенсатора.
В большинстве случаев стук гидрокомпенсаторов связан с проблемами системы смазки, которые вызваны плохим маслом. Поэтому при появлении посторонних звуков из гидрокомпенсаторов на холодном или горячем двигателе следует первым делом произвести замену масла и масляного фильтра.
Обратите внимание: Первый пуск двигателя после замены масла будет вновь сопровождаться стуками гидрокомпенсаторов. Это связано с тем, что после слива старого масла гидрокомпенсаторы становятся «пустыми».
Если замена масла не помогла исправить проблему, необходимо определить какой именно гидрокомпенсатор стучит в процессе работы. Выявив неисправный элемент, его можно снять с двигателя и попробовать промыть в бензине или керосине, после чего поставить на место. Это поможет в том случае, если причина возникновения стука кроется в загрязнении гидрокомпенсатора.
Важно: Устанавливать после промывки гидрокомпенсаторы необходимо на позиции, где они стояли до снятия.
Когда промывка гидрокомпенсаторов не помогает решить проблему с возникновением стука в них, элементы потребуется заменить.
Причина звука может быть проста – не до конца разогретое масло просто не успело дойти до плунжерной пары. Металлические детали при отсутствии смазки стучат друг о друга. Со временем жидкость расходится по всем элементам и звон пропадает. Часто бывает, что на холодную стучат гидрокомпенсаторы на «Приоре».
Причины могут быть те же самые, ведь конструкция ГРМ типична для таких моторов. Неисправность или износ самого гидрокомпенсатора, засорение системы смазки, некачественное масло или несоответствие его сезону и типу, рекомендованному для данного двигателя, вызывает подобные проблемы.
Также можно перечислить список причин, помогающих ответить на вопрос, почему стучат гидрокомпенсаторы на холодную:
- Неисправность самого гидрокомпенсатора, его выработка. Следует отметить, что в таком случае он будет постукивать и при горячем двигателе. Поэтому такую версию можно рассматривать лишь после проверки всех остальных. Здесь единственный вариант – полная замена.
- Слишком густое моторное масло вследствие несоответствия сезону и применяемому типу. Выход один – поменять смазку.
- Отток масла от самого узла при неработающем двигателе, вследствие чего в гидрокомпенсатор попадает воздух. Он препятствует нормальной работе механизма. Это происходит вследствие негерметичности клапана гидрокомпенсатора, который стоит заменить, а сам узел – промыть и прокачать.
- Засорение впускного отверстия для масла в корпусе гидрокомпенсатора. Во время работы двигателя жидкость разогревается и проникает внутрь, а отложения и грязь могут этому препятствовать.
Новые механизмы должны приработаться. Поэтому незначительный стук в начале работы считается нормой. Но если звук и после долгой работы продолжается, значит, дело не в них. Конечно, не исключена возможность производственного брака, для чего при покупке желательно оформлять гарантию.
Причины стука гидрокомпенсаторов
К основным причинам стука гидриков можно отнести две неисправности:
- механическая части гидрокомпенсатора
- масло подачи двигателя к гидрокомпенсатору
К механическим неисправностям можно отнести:
- Выработка и износ плунжерной пружины. Чаще всего является естественным износом, возникает из-за того, что кулачки распредвала оставляют выработку на поверхности.
- Засорение гидрокомпенсатора. А именно засорение клапана который отвечает за масло подачу. В следствии данной неисправности гидрокомпенсатор начинает залипать.
- Завоздушивание. Возникает при недостаточной подачи масла в механизм.
- Нагар и загрязнение основных элементов гидрокомпенсатора. Возникает при использовании некачественного масла или присадок.
Неисправности масло подачи к гидрокомпенсатору, могут быть вызваны:
- Неисправность масляного фильтра.
- Низкое давление масла
- Неправильная вязкость масло, либо не то масло
- Перегрев мотора, вследствие чего масло теряет свои свойства.
Как говорилось ранее стук гидрокомпенсаторы возможен как на горячую, так и на холодную.
Когда мотор хорошо прогрет, и появляется отчетливый стук гидриков который означает, что есть проблемы с маслом. Возможно масло уже потеряло свои свойства и требует замены. Либо залито масло, которое не подходит по регламенту к вашему мотору. Так же не исключен вариант засорившегося масляного фильтра.
Помочь в данном случае может замена масла и масляного фильтра. Если стук на горячую остался, стоит продиагностировать другие элементы двигателя. Возможно проблема в них.
Что касается стука на холодную, то тут не стоит беспокоится, практически всегда данный стук не является критичным.
Разберемся в причинах, из-за которых гидрокомпенсаторы начинают стучать. Это явный признак того, что с машиной не все хорошо, есть неисправность.
Ключевыми причинами выступают:
- загрязнение самого ГК;
- на плунжерной паре образовалась механическая выработка;
- клапан, отвечающий за подачу масла, работает некорректно;
- было залито плохое или не соответствующее двигателю масло;
- забился фильтр масла;
- масляные каналы забились;
- двигатель слишком быстро нагревается;
- в масле появились пузырьки воздуха, негативно влияющие на сжимаемость жидкости;
- в гидрокомпенсаторы попал воздух.
Не стоит думать, что при поломке в двигателе на 8 или 16 клапанов одновременно начнут звенеть все компенсаторы. Нет. Затрагивается только одна деталь. Но важно в ходе разбирательств выяснить, на какой конкретно. Для этого требуется диагностика.
Совет лично от меня. Если слышите стук, лучше заехать на СТО. Хотя бы для проведения профессиональной диагностики. Наличие современного оборудования творит чудеса.
Проверка осуществляется на горячую и, скажем так, на холодную. То есть когда силовой агрегат остывший и прогретый. И причины стука бывают разными:
- Если стук на холодную, скорее проблема в вязкости масла (если масло не менялось давно, советую это сделать). Также на холодную компенсаторы стучат из-за плохой работы клапана элемента. Это приводит к вытеканию масла при неработающем движке. Оно может иметь неправильную температуру, низкое качество или состав, который не соответствует машине.
- Проверка на горячую тоже показывает, что причина неисправности может быть в масле, загрязненном фильтре и забитых каналах. При этом есть несколько иных причин, которые можно обнаружить только при такой диагностике горячим методом. Речь идет о неисправном насосе (масляном), гидравлической составляющей ГК или увеличении места посадки этих деталей.
Только в некоторых случаях можно самостоятельно выявить причину. Потому лучше обратиться в хороший автосервис.
Основной задачей диагностики является поиск гидрокомпенсатора, который издает посторонний шум. Для этого используют метод акустической диагностики. В гаражных условиях шансы добиться результата, увы, минимальны.
Стук может возникнуть в двух ситуациях — если механика гидрокомпенсатора неисправна или проблема в системах мотора, отвечающих за подачу масла. Профессиональный автомобильный механик может в точности определить причину стука гидрокомпенсатора.
1.Загрязнение элементов гидрокомпенсатора. Это происходит из-за постепенного нагара масла и попадания в него инородных примесей.
2. Попадание в гидравлический компенсатор воздуха. Возникает вследствие малой подачи масла в систему.
3. Забивание клапана подачи масла, из-за чего он может залипать.
4. Заводской брак некоторых элементов гидрокомпенсатора.
5. Износ ударного покрытия плунжерной пары. Возникает в результате того, что под влиянием времени кулачки распредвала способны оставлять вмятины на рабочем покрытии плунжера.
1.Перегрев мотора, из-за чего меняются характеристики двигательного масла.
2. Плохая вязкость масла, качество или неправильные климатические условия.
3. Вышел из строя масляный фильтр.
4. Засорились грязью или нагаром масляные каналы, по которым в гидрокомпенсатор поступает масло.
5. Наличие в масле воздуха. Это может произойти, если уровень масла в моторе ниже или выше оптимального.
Как мы уже говорили выше, гидрокомпенсаторы способны стучать на холодную и на горячую. Стук при прогретом моторе, как правило, вызван уже отработавшим свое или некачественным маслом. В большинстве случаев проблему можно легко решить, просто залив новое качественное двигательное масло.
Если вы слышите стук на холодном моторе, это не так критично. Дело в том, что холодное масло имеет совсем другую вязкость, чем при нагреве. В этом и есть причина стука на непрогретом двигателе. Масло просто не способно попасть внутрь гидрокомпенсатора. Большинство автолюбителей не обращают внимание на стук, если двигатель еще холодный.
Как уже говорилось, гидрокомпенсаторы уменьшают тепловые зазоры и автоматически регулируют их в процессе работы двигателя.
Появлению стука способствуют три основные причины:
- Механический износ гидрокомпенсаторов или их брак при производстве.
- Неисправности в системе смазки двигателя.
- Особенности моторного масла.
Все три причины можно разобрать более подробно и выяснить, почему же стучат гидрокомпенсаторы (на холодном двигателе в том числе).
В процессе эксплуатации на рабочей поверхности данных элементов появляются различные дефекты и естественная выработка. Кроме того, сами детали и клапан подачи масла могут заклинить вследствие недостаточной смазки. Еще одной причиной стука гидрокомпенсаторов является загрязнение системы смазки.
Еще одной причиной стука являются проблемы с масляным фильтром, в котором может быть некачественный перепускной клапан. Из-за этого плохо очищается смазка. Подобранное не по сезону и с неподходящими характеристиками масло также может стать причиной того, что гидрокомпенсатор стучит на холодную, а также на горячем двигателе.
Масса может быть слишком вязкой, а на горячем двигателе – наоборот, жидкой, и не обеспечивать всей полноты смазочных свойств. Серьезной причиной того, что гидрокомпенсатор стучит на холодную, могут стать последствия перегрева двигателя. Также это попадание антифриза или топлива в систему смазки двигателя, избыток картерных газов вследствие неисправной или забитой вентиляции.
Таким образом, в моторное масло попадают посторонние примеси. В результате меняются его физические свойства, гидрокомпенсаторы начинают постукивать. Этот звук может проявляться в разные периоды работы двигателя – в начале работы, на прогретом или непрогретом моторе, под нагрузкой или без нее.
Гидрокомпенсатор все-таки не регулировочная шайба, которая может разве что только уменьшиться в толщине из-за постоянного трения, он вполне может выйти из строя.
Проблемы с работой гидрика проявляются в виде отчетливо слышимого стука во время работы силовой установки. Причем стук может быть на одних режимах работы мотора, а на других он исчезает.
Также стук гидрокомпенсаторов может проявляться при непрогретом двигателе и исчезать после достижения оптимальной температуры или же наоборот.
Чаще всего причиной стука гидрика является моторное масло, хотя есть и достаточно других причин.
Если при запуске силовой установки слышен стук гидрокомпенсаторов, но при этом он быстро стихает – это не является причиной выхода их из строя.
Просто после очередной остановки силового агрегата часть клапанов остаются выжатыми из-за расположения распредвала, каналы подачи масла тоже остаются открытыми и рабочая жидкость из гидрика через них стекает.
При запуске же количество масла в каналах быстро восполняется.
Но если стук на холодном двигателе продолжается длительное время или до полного прогрева мотора – это свидетельствует о возникших неисправностях в работе.
Стучит гидрокомпенсатор на холодную.
Стук на холодную может свидетельствовать о:
- Механический износ плунжера и его посадочного места. В таком случае рабочая жидкость не сохраняет свое давление и постоянно вытекает из подплунжерного пространства;
- Заклинивание плунжера в посадочном месте из-за загрязнения;
- Заклинивание в открытом положении шарикового клапана вследствие его загрязнения;
- Засорение канала подачи масла. При прогреве же засор вымывается текучим маслом и гидрокомпенсатор работает нормально;
- Применение на авто масла с повышенной вязкостью. При работе холодного двигателя вязкое масло просто не успевает поступать в гидрокомпенсатор;
- Выработанный ресурс масла, а также значительное его засорение продуктами трения;
- Значительное засорение масляного фильтра, вследствие чего пропускная способность его падает, и холодное масло не подается в полном объеме в ГБЦ.
Причины возникновения стука гидриков на холодном моторе во много сходны с причинами их стука на горячем.
Выявление неисправных гидрокомпенсаторов
Поскольку гидрокомпенсаторов устанавливается в двигателе несколько, необходимо перед заменой или детальной диагностикой определить, какой именно из них стучит при работе. В сервисных центрах поиск неисправного механизма проводится с помощью специального прибора для измерения уровня шума. Акустическая диагностика является эффективным методом при поиске проблемного гидрокомпенсатора.
Также провести диагностику гидрокомпенсатора можно на разобранном двигателе. Для их проверки потребуется снять клапанную крышку, после чего приложить усилия для продавливания каждого элемента в отдельности. Гидрокомпенсаторы, которые при внешнем воздействии будут с легкостью утапливаться, имеют недостаточное давление масла, что говорит об их неисправности. Заклинивший гидрокомпенсатор утопить не получится силами человека.
Важно: Обращайте внимание, чтобы в процессе диагностики гидрокомпенсаторы не были прижаты кулачком распределительного вала.
Выявить вышедший из строя гидрокомпенсатор достаточно просто. При снятой клапанной крышке достаточно сильно нажать на него. Исправный элемент будет держать нагрузку, а изношенный провалится даже под небольшим давлением. Точно так же он будет проваливаться и не компенсировать зазор при работе двигателя. Посторонние звуки здесь неизбежны.
Выявить застучавший гидрокомпенсатор, в принципе, несложно. Достаточно с авто снять клапанную крышку, чтобы получить частичный доступ к ним, которого будет достаточно для проверки.
Чтобы проверить гидрики, достаточно воспользоваться не толстым деревянным бруском.
Проверка осуществляется путем нажатия на днище гидрика. При создании усилия он начнет утапливаться в своем посадочном месте. Важно при проверке, чтобы на днище гидрика не воздействовал кулачек распредвала.
Заклинивший гидрокомпенсатор созданным усилием попросту не будет утапливаться в посадочном месте, воздействия человека будет недостаточно, чтобы преодолеть усилия пружины клапана.
Если же в нем отсутствует масло по какой-либо из перечисленных причин, утапливание гидрика в посадочном месте будет производиться при значительно меньшем усилии, чем нормально работающих.
Таким методом можно вычислить поломанные гидрокомпенсаторы.
К чему приводит неисправность гидрокомпенсаторов
Проблемы с гидрокомпенсаторами не оказывают сильного влияния на износ других компонентов двигателя, но откладывать решение проблемы не следует. Провести поиск неисправности гидрокомпенсатора следует, поскольку возникающие проблемы могут указывать на нарушение работы системы смазки.
Сами по себе неисправные гидрокомпенсаторы приведут к снижению мощности двигателя, ухудшению динамики разгона автомобиля и увеличению расхода бензина.
Как было написано выше, многие автолюбители не реагируют на доносящийся из-под капота стук, который вызван гидрокомпенсаторами. А напрасно. Ведь еле слышный стук со временем может вырасти в проблему посерьезнее.
Неисправные гидрокомпенсаторы способны привести к уменьшению срока эксплуатации ГРМ привода и оказывают губительное медленное влияние на головку цилиндрического блока. А вот стоимость ремонта этих узлов оставляет желать лучшего.
Естественно, многих интересует вопрос о том, можно ли эксплуатировать мотор со стучащими компенсаторами зазоров клапанов. Можно, но нежелательно, потому что автомобиль не будет соответствовать заявленным параметрам, а именно:
- Снизится мощность двигателя и вырастет расход топлива.
- Уменьшится эластичность и приемистость двигателя (хуже будет набирать обороты).
- Повышенная вибрация и шум, а также снижение общего ресурса газораспределительного механизма.
Поэтому стучащие гидрокомпенсаторы приравниваются к неисправности двигателя и требуют скорейшего ремонта или устранения причины проблемы.
Интересно, что к каким-либо повреждениям других механизмов силовой установки поломка гидрокомпенсаторов не приводит.
У стучащих гидрокомпенсаторов всего лишь нарушается тепловой зазор, что приводит только к снижению мощности и приемистости силовой установки и повышению расхода топлива.
Но появившийся стук может сигнализировать о нарушении в работе системы смазки, поэтому важно узнать, почему они застучали и устранить проблему.
Что касается применения на авто систем газораспределения SOHC и DOHC, то разница лишь в количестве установленных гидрокомпенсаторов.
Так, на современных авто, в том числе и отечественных, к примеру, ВАЗ 2112 и Лада Приора уже используется система газораспределения DOHC, с 4 клапанами на цилиндр, а значит и с 4 гидриками, общее же количество их – 16.
Причины появившегося стука для всех авто, в том числе и упомянутых, одинаковы.
Наличие такого количества гидриков влияет лишь на более затрудненное выявление застучавшего гидрокомпенсатора, если стучит только один или несколько из общего количества.
Профилактические мероприятия
Для обеспечения бесперебойной и долговременной работы гидрокомпенсаторов необходимо соблюдать достаточно простые правила эксплуатации.
Их мы перечислим ниже:
- Во-первых, своевременно менять моторное масло. Причем руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя и сезонными особенностями: зимой заливать более жидкое, летом – более густое, чтобы при рабочей температуре двигателя характеристики смазки были одинаковыми.
- Во-вторых, при возникновении стука надо как можно быстрее выявить его причину, чтобы эта неисправность не привела к возникновению других. Ведь стучащие компенсаторы – признак неисправности не только последних, но и множества других, сопряженных с ними систем и агрегатов автомобильного двигателя.
Итак, мы выяснили, почему стучит гидрокомпенсатор на холодную, что делать с этим и как решить проблему.
Симптомы общих гидравлических проблем и их основные причины
Упреждающее техническое обслуживание делает упор на регулярное выявление и исправление основных причин, которые в противном случае привели бы к отказу оборудования. В случае гидравлических систем есть три легко обнаруживаемых признака, которые дают раннее предупреждение о первопричинных состояниях. Эти симптомы включают ненормальный шум, высокую температуру жидкости и медленную работу.
Аномальный шум
Аномальный шум в гидравлических системах часто возникает из-за аэрации или кавитации. Аэрация происходит, когда воздух загрязняет гидравлическую жидкость. Воздух в гидравлической жидкости издает тревожный стук или стук, когда он сжимается и разжимается, циркулируя по системе.
Другие симптомы включают вспенивание жидкости и неравномерное движение привода. Аэрация ускоряет разложение жидкости и вызывает повреждение компонентов системы из-за потери смазки, перегрева и возгорания уплотнений.
Воздух обычно поступает в гидравлическую систему через впускное отверстие насоса. По этой причине важно убедиться, что всасывающие линии насоса находятся в хорошем состоянии, а все хомуты и фитинги затянуты. Гибкие впускные линии со временем могут стать пористыми; поэтому замените старые или подозрительные впускные линии. Если уровень жидкости в резервуаре низкий, может образоваться вихрь, позволяющий воздуху попасть во всасывающее отверстие насоса.
Проверьте уровень жидкости в бачке и, если он низкий, долейте до нужного уровня. В некоторых системах воздух может попасть в насос через уплотнение вала. Проверьте состояние уплотнения вала насоса и, если оно протекает, замените его.
Кавитация возникает, когда объем жидкости, потребляемой какой-либо частью гидравлического контура, превышает объем подаваемой жидкости. Это приводит к тому, что абсолютное давление в этой части контура падает ниже давления паров гидравлической жидкости. Это приводит к образованию паровых полостей внутри жидкости, которые взрываются при сжатии, вызывая характерный стук.
Последствия кавитации в гидравлической системе могут быть серьезными. Кавитация вызывает эрозию металла, которая повреждает гидравлические компоненты и загрязняет жидкость. В крайних случаях кавитация может привести к механическому отказу компонентов системы.
Хотя кавитация может возникнуть практически в любом месте гидравлического контура, чаще всего она возникает в насосе. Забитый впускной фильтр или засоренный впускной трубопровод могут привести к испарению жидкости во впускном трубопроводе. Если насос имеет сетчатый фильтр на входе, важно, чтобы он не засорялся. Если на впускной линии установлен запорный клапан шиберного типа, он должен быть полностью открыт.
Этот тип изоляционного устройства склонен к вибрации в закрытом состоянии. Всасывающая линия между резервуаром и насосом не должна быть перекрыта. Гибкие впускные линии со временем разрушаются; поэтому замените старые или подозрительные впускные линии.
Высокая температура жидкости
Температура жидкости выше 180°F (82°C) может повредить уплотнения и ускорить разложение жидкости. Это означает, что работа любой гидравлической системы при температурах выше 180°F вредна и ее следует избегать. Температура жидкости слишком высока, когда вязкость падает ниже оптимального значения для компонентов системы. Температура, при которой это происходит, зависит от класса вязкости жидкости в системе и может быть значительно ниже 180°F.
Высокая температура жидкости может быть вызвана чем угодно, что либо снижает способность системы рассеивать тепло, либо увеличивает ее тепловую нагрузку. Гидравлические системы рассеивают тепло через резервуар. Поэтому уровень жидкости в резервуаре необходимо контролировать и поддерживать на правильном уровне. Убедитесь, что вокруг резервуара нет препятствий для потока воздуха, таких как скопления грязи или мусора.
Важно осмотреть теплообменник и убедиться, что сердцевина не заблокирована. Способность теплообменника рассеивать тепло зависит от расхода как гидравлической жидкости, так и охлаждающего воздуха или воды, циркулирующих через теплообменник. Поэтому проверьте работоспособность всех компонентов охлаждающего контура и при необходимости замените.
Когда жидкость движется из области высокого давления в область низкого давления, не совершая полезной работы (падения давления), выделяется тепло. Это означает, что любой компонент с аномальной внутренней утечкой увеличит тепловую нагрузку на систему. Это может быть что угодно: от цилиндра, из которого протекает жидкость под высоким давлением через уплотнение поршня, до неправильно отрегулированного предохранительного клапана. Определите и замените любые компоненты, выделяющие тепло.
Воздух выделяет тепло при сжатии. Это означает, что аэрация увеличивает тепловую нагрузку на гидравлическую систему. Как уже объяснялось, кавитация — это образование паровых полостей внутри жидкости. Эти полости выделяют тепло при сжатии. Как и аэрация, кавитация увеличивает тепловую нагрузку. Поэтому осмотрите систему на наличие возможных причин аэрации и кавитации.
Помимо повреждения уплотнений и сокращения срока службы гидравлической жидкости, высокая температура жидкости может привести к повреждению компонентов системы из-за недостаточной смазки в результате чрезмерного утончения масляной пленки (низкая вязкость). Для предотвращения повреждений, вызванных высокой температурой жидкости, в системе следует установить датчик температуры жидкости, а также немедленно исследовать и устранять все признаки высокой температуры.
Медленная работа
Снижение производительности машины часто является первым признаком неисправности гидравлической системы. Обычно это проявляется в более длительном цикле или медленной работе. Важно помнить, что в гидравлической системе поток определяет скорость и отклик привода. Следовательно, потеря скорости указывает на потерю потока.
Поток может выйти из гидравлического контура через внешнюю или внутреннюю утечку. Внешняя утечка, такая как лопнувший шланг, обычно очевидна и поэтому ее легко обнаружить. Внутренняя утечка может произойти в насосе, клапанах или исполнительных механизмах, и если вы не одарены рентгеновским зрением, ее труднее локализовать.
Как отмечалось ранее, при наличии внутренней утечки возникает перепад давления, а при перепаде давления выделяется тепло. Это делает инфракрасный термометр полезным инструментом для определения компонентов с аномальной внутренней утечкой. Однако измерение температуры не всегда позволяет определить внутреннюю утечку, и в этих случаях потребуется использование гидравлического расходомера.
Влияние внутренних утечек на тепловую нагрузку означает, что медленная работа и высокая температура жидкости часто проявляются одновременно. Это может быть порочный круг. При повышении температуры жидкости вязкость уменьшается. Когда вязкость уменьшается, увеличивается внутренняя утечка. Когда внутренняя утечка увеличивается, тепловая нагрузка увеличивается, что приводит к дальнейшему повышению температуры жидкости, и цикл продолжается.
Упреждающий мониторинг шума, температуры жидкости и продолжительности цикла является эффективным способом обнаружения условий, которые могут привести к дорогостоящим отказам компонентов и незапланированным простоям гидравлического оборудования. В большинстве случаев достаточно информированного наблюдения.
Подробнее о том, как обеспечить надежность гидравлики:
Как бороться с протечками гидравлических соединений
Проведение эффективного ремонта гидравлических цилиндров
Плюсы и минусы расположения гидравлического фильтра
Об авторе
Наиболее распространенные причины отказа гидравлических систем
Автор: Мишель Бейкер | Опубликовано: 13 февраля 2020 г.
Когда гидравлическая система выходит из строя, поиск источника проблемы может стать проблемой. Хотя гидравлические системы в основном состоят из поддона, двигателя, насоса, клапанов, исполнительных механизмов и гидравлической жидкости, любая из этих частей может быть источником неисправности. Это не говоря уже о дополнительной возможности отказа из-за человеческого фактора и неправильного обслуживания. Если ваша система выходит из строя, вы должны знать, почему она выходит из строя, как обнаружить неисправность и как обеспечить ее бесперебойную работу в будущем, сохраняя при этом безопасность персонала.
Содержание
- Распространенные причины отказа гидравлической системы
- Поиск и устранение неисправностей гидравлической системы
- Как предотвратить отказ гидравлической системы
- Техническое обслуживание гидравлической системы
- Как безопасно работать с гидравликой
Распространенные причины отказа гидравлической системы
Часто легко определить, когда гидравлическая система выходит из строя — симптомы могут включать высокие температуры, низкие показания давления и медленную или неустойчивую работу, которые являются вопиющими проблемами. Но каковы наиболее распространенные причины отказов гидравлических систем? Мы можем проследить большинство проблем с гидравликой до нескольких распространенных причин, перечисленных ниже.
1. Загрязнение воздуха и воды
Загрязнение воздуха и воды являются основными причинами отказа гидравлической системы, на которые приходится 80–90 % отказов гидравлической системы. Неисправные насосы, нарушения в системе или проблемы с температурой часто вызывают оба типа загрязнения.
Загрязнение воздуха — попадание воздуха в гидросистему и бывает двух видов — аэрационное и кавитационное. И то, и другое может со временем привести к серьезному повреждению гидравлической системы из-за износа насоса и окружающих компонентов, загрязнения гидравлических жидкостей и даже перегрева системы. Хотя мы не являемся производителями насосов, мы знаем, что важно знать об этих типах загрязнения и о том, как идентифицировать их симптомы.
- Кавитация: Гидравлическое масло состоит примерно на 9 % из растворенного воздуха, который насос может вытолкнуть и взорвать, со временем вызывая проблемы с насосом и повреждение насоса и других компонентов гидравлической системы. Вы можете определить эту проблему, если ваш гидравлический насос издает свистящий звук.
- Аэрация: Аэрация происходит, когда воздух поступает в полость насоса из внешнего источника. Обычно эту проблему вызывают ослабленные соединения или утечки в системе. Аэрация также создает звук при работе насоса, похожий на стук.
Загрязнение водой также является распространенной проблемой в гидравлических системах, часто вызванной утечками в системе или конденсацией из-за изменений температуры. Вода может со временем повредить гидравлические компоненты из-за окисления и замерзания. Молочный цвет гидравлической жидкости может помочь определить загрязнение водой.
2. Проблемы с температурой
Гидравлические системы, работающие при слишком высокой или слишком низкой температуре, со временем могут вызвать серьезные проблемы. Некоторые из этих проблем включают следующие симптомы.
- Разжижение жидкости: Нагревание может привести к разжижению гидравлических жидкостей, препятствуя смазке и увеличивая вероятность утечки жидкости.
- Окисление жидкости: Сильный нагрев может привести к окислению и загустению гидравлической жидкости. Это сгущение жидкости может вызвать накопление в системе, которое ограничивает поток, но также может еще больше уменьшить способность системы рассеивать тепло.
- Загущение жидкости: Низкие температуры повышают вязкость гидравлического масла, что затрудняет его поступление в насос. Помещение систем под нагрузку до того, как масло достигнет 70 градусов или более, может повредить систему из-за кавитации.
Плохое рассеивание тепла обычно является причиной накопления тепла, в то время как факторы окружающей среды чаще всего вызывают переохлаждение систем.
3. Уровни и качество жидкостей
Уровни и качество жидкостей могут влиять на работу гидравлической системы. Низкий уровень жидкости и неправильная фильтрация могут привести к загрязнению воздуха, а загрязнение жидкости может вызвать проблемы с температурой. Утечки могут еще больше усугубить обе проблемы.
Также очень важно использовать правильный тип жидкости, поскольку некоторые гидравлические масла совместимы с конкретными приложениями. Есть даже варианты масла, которые обеспечивают более высокую устойчивость к проблемам, связанным с температурой. Некоторые масла даже содержат противоизносные и антипенные присадки, помогающие предотвратить износ и загрязнение воздуха соответственно.
4. Человеческий фактор
Человеческий фактор является основной причиной многих проблем с гидравлической системой. Некоторые из наиболее распространенных ошибок, которые могут привести к тому, что ваш гидравлический насос не создает давление, включают следующее.
- Неправильная установка: Неправильная установка любого компонента гидравлической системы может привести к серьезным ошибкам. Например, вал насоса может вращаться в неправильном направлении, что негативно влияет на создание давления, или трубы могут быть неправильно установлены, что приводит к утечкам.
- Несовместимые детали: Неопытный установщик может соединить несоответствующие компоненты вместе, что приведет к функциональным сбоям. Например, у насоса может быть двигатель, работающий за пределами максимальной скорости привода.
- Неправильное техническое обслуживание или использование: Использование систем за пределами их эксплуатационных возможностей или невыполнение регулярного технического обслуживания являются одними из наиболее распространенных причин повреждения гидравлической системы, но их легко устранить с помощью обновленных правил обслуживания и обучения.
Устранение неполадок гидравлической системы
Источники отказов гидравлической системы бывает сложно определить, но некоторые шаги по устранению неполадок могут помочь сузить круг возможных вариантов. Итак, как устранить неполадки в гидравлической системе? Вот некоторые из основных принципов.
- Проверьте двигатель: Убедитесь, что двигатель правильно подключен и может включаться и выключаться.
- Проверьте насос: Разберите насос в сборе и осмотрите все детали, чтобы убедиться, что они работают и установлены правильно. Наиболее распространенными проблемными зонами являются вал насоса, муфта и фильтр.
- Проверка жидкостей: Проверьте уровень, цвет и вязкость гидравлического масла, чтобы убедиться, что оно соответствует спецификациям и не загрязнено. В случае сомнений слейте и замените жидкости.
- Обратные клапаны и линии: Осмотрите все линии на наличие потенциальных утечек и затяните все точки соединения. Кроме того, проверьте предохранительный клапан на наличие признаков повреждения.
- Запустите систему: После завершения всех этих основных проверок включите систему и следите за ее колебаниями давления и температуры, а также посторонними звуками. Если все выглядит хорошо, проверьте датчик давления на предмет потенциальной неисправности.
Как предотвратить отказ гидравлической системы
В какой-то момент проблемы с гидравлической системой неизбежны. Тем не менее, простые шаги могут помочь вам избежать этих проблем и увеличить срок службы вашей гидравлической системы. Помимо эффективного поиска и устранения неисправностей, вы можете предотвратить отказ гидравлической системы, выполнив следующие действия.
- Следуйте спецификациям: Мы можем проследить наиболее распространенные проблемы с гидравлической системой до фундаментальных системных проблем, таких как несовместимость или неправильная установка деталей. По этой причине важно всегда перепроверять спецификации, чтобы убедиться, что купленные детали могут работать вместе без проблем.
- Проконсультируйтесь со специалистами: При покупке нового оборудования проконсультируйтесь с коллегами и профессионалами отрасли, чтобы узнать, что они рекомендуют. В то время как производители могут рассказать вам, как должен работать продукт, профессионалы отрасли могут предоставить конкретные примеры того, насколько хорошо оборудование работает в их отрасли.
- Выполнение технического обслуживания: Очень важно сосредоточить свои операции на долговечности оборудования. Пересматривайте свои ежедневные, ежемесячные и ежегодные процедуры обслуживания, чтобы убедиться, что вы охватываете каждый аспект своей системы в соответствии с передовыми методами обслуживания и улавливаете симптомы на ранней стадии.
Помимо этих шагов, обратите внимание на продукты для гидравлических систем, которые специально разработаны для предотвращения отказов. Одним из таких продуктов является Bear-Loc® от York Precision. Этот инновационный блокирующий привод представляет собой безопасную и надежную функцию для гидравлических компонентов, которая автоматически блокируется при сбросе давления в рукаве и предотвращает движение в случае отказа гидравлической системы. Таким образом, вы можете защитить свой персонал от травм, связанных с гидравлическими отказами. Более того, York Precision предлагает собственный дизайн, инженерный опыт, а также возможности обработки и производства для производства гидравлического запирающего устройства, которое точно соответствует вашим спецификациям.
Техническое обслуживание гидравлической системы
Регулярно проверяйте техническое обслуживание гидравлической системы, всегда следуя рекомендациям производителя и лучшим отраслевым практикам. Кроме того, примите во внимание условия хранения, внешние воздействия, рабочее давление и частоту использования вашей системы, чтобы разработать график и процедуры технического обслуживания.
Вообще говоря, вы должны выполнять техническое обслуживание на трех уровнях.
- Ежедневные задачи: Выполняйте несколько простых ежедневных проверок, чтобы избежать проблем. Например, персонал должен проверить уровень масла, шланги и соединения и прислушаться к насосу на наличие ненормальных звуков.
- Обычные задачи: Планируйте и выполняйте еженедельные и ежемесячные процедуры обслуживания, проверяя наиболее распространенные источники сбоев с учетом условий работы вашей системы. К ним должны относиться компоненты, фильтры и состояние масла.
- Полные проверки системы: В зависимости от состояния вашей системы вы и ваша команда должны выполнять полные проверки системы ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Задачи должны включать создание всеобъемлющего отчета о системе, очистку устройств, слив системы и замену поврежденных частей.
Как безопасно работать с гидравликой
При выполнении технического обслуживания системы необходимо соблюдать основные правила техники безопасности. Неисправные или сломанные детали могут стать причиной протечек, взрывов и осколков, которые могут серьезно травмировать персонал. Некоторые распространенные травмы включают синяки, порезы и ссадины. Однако точечная утечка может привести к попаданию масла в организм, вызывая септицемию, которая может привести к потере конечности, если не принять меры немедленно. Чтобы избежать этих травм, обязательно соблюдайте основные правила безопасности.
- Носите защитное оборудование: Всегда надевайте соответствующие защитные средства при работе вблизи системы, включая шлем, очки, перчатки, защитную одежду и обувь.
- Системы отключения питания: Никогда не обслуживайте работающую гидравлическую систему, если в этом нет крайней необходимости.
- Помните о местоположении: Не стойте на крайних точках при работе с гидравлическими системами. Эта мера безопасности может помочь предотвратить потерю конечностей и жизни, так как в этих областях создается большое давление, которое может высвободиться и привести к опасным для жизни ситуациям.
- Используйте предохранители: Гидравлические предохранители спасают жизни. Всегда используйте их при транспортировке или подъеме оборудования для обслуживания.
- Будьте осторожны с работающими системами: Всегда следите за кранами, муфтами и шлангами, когда они находятся под давлением. Если что-то не так, выключите систему перед проверкой. Ослабленные или неисправные детали могут легко стать смертельными снарядами.
Однако лучшими мерами безопасности являются качественное техническое обслуживание и использование высококачественных деталей.