Содержание
Тормозная система автомобиля и ее классификация, принцип работы, неисправности
Безопасная эксплуатация любого транспортного средства немыслима без наличия тормозной системы. Помимо своей основной функции — остановки движения транспортного средства, она также используется для снижения его скорости и удерживания на месте. В зависимости от назначения, а также в целях увеличения безопасности транспорта на современных автомобилях устанавливают несколько тормозных систем. Рассмотрим подробнее тормозную систему легкового автомобиля.
Классификация тормозных систем автомобилей
Тормозное управление можно разделить на следующие виды:
- рабочее,
- запасное,
- стояночное,
- вспомогательное (износостойкое).
Рабочая тормозная система автомобиля — это основное средство торможения авто от сброса скорости до его полной остановки. Приводится в действие посредством нажатия педали ножного тормоза. Это самая эффективная система торможения среди прочих установленных.
Запасная тормозная система авто начинает действовать в случае отказа основной рабочей системы. Как правило, в роли запасного тормоза выступает оставшаяся исправной часть рабочего тормоза или стояночный тормоз.
Стояночная тормозная система машины используется для удержания авто после остановки, исключая возможность самопроизвольного начала движения. Управление происходит путем нажатия рычага ручного тормоза.
Вспомогательная тормозная система устанавливается, как правило, в грузовые автомобили для снижения износа основного рабочего тормоза во время длительного процесса торможения.
Если речь идет об автомобиле с прицепом, то прицепы, как и авто, снабжены своей отдельной системой торможения. Система носит название «тормоз наката» из-за лежащего в основе принципа срабатывания тормоза в процессе накатывания прицепа на автомобиль.
Помимо самого тормозного управления в автомобиле также должна быть предусмотрена сигнализация для оповещения о неисправности или поломке тормозной системы.
Принцип работы тормозной системы
Работа тормозной системы легкового автомобиля осуществляется благодаря тормозным механизмам и приводам. Принцип ее работы заключается в следующем: тормозной привод, передавая давление от ноги водителя, запускает механизмы, препятствующие вращению колес. Рассмотрим процесс подробнее:
- давление на педаль,
- при нажатии происходит давление на жидкость поршнем главного цилиндра,
- переход жидкости по трубкам к тормозным механизмам,
- передача усилия нажатия механизмам за счет свойств жидкости,
- передача дополнительного усилия с помощью гидровакуумного усилителя,
- преобразования усилия в сопротивление вращению колес.
Тормозная система
Обслуживание и уход за тормозной системой
От состояния тормозного управления напрямую зависит безопасность вождения, поэтому важно вовремя проводить техническое обслуживание, а в случае неисправности, срочный ремонт тормозной системы.
Самые распространенные неисправности тормозной системы:
- Износ накладок тормозных колодок;
- Негерметичность вакуумного усилителя тормозов;
- Попадание воздуха в каналы гидравлической системы;
- Вытягивание троса стояночного тормоза.
Как правило, некоторые проблемы в работе узлов можно заметить сразу, без специальной диагностики. Посмотрим, какие сигналы может подавать нам тормозная система.
1. «Мягкая» педаль или увеличенный ход.
Есть риск утечки тормозной жидкости и попадания воздуха с гидропривод. Для установки более точного диагноза контролируйте уровень тормозной жидкости: если вы заметили увеличенный расход, то, скорее всего, повреждены трубки или гидрошланги. Однако не путайте расход жидкости из-за повреждений привода с обычным испарением, которое происходит с течением времени. Вызванное повреждением шлангов попадание воздуха может привести к отказу тормозной системы. Если вы заметили первые признаки поломки нужно незамедлительно заменить вышедшие из стоя детали и выкачать воздух из каждого цилиндра.
2. Во время торможения автомобиль уходит в сторону.
Это может свидетельствовать о поломке рабочего цилиндра или же об износе накладок на колесе.
3. Шум при нажатии на педаль.
Необходимо проверить тормозные механизмы на загрязнение.
Чтобы минимизировать опасность возникновения поломки, необходимо периодически проводить обслуживание тормозной системы автомобиля, а также бережно относиться к рабочей системе тормозов, используя соответствующие виды тормозов под конкретные задачи. В случае обнаружения каких-либо проблем с тормозным управлением, рекомендуется сразу же устранить их самостоятельно или обратиться с автосервис.
1 — Неисправности тормозной системы
1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.
1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
- Транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно;
- Легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
- Грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.
Примечание. Разница между полной и снаряженной массами заключается в весе водителя, пассажиров и грузов, перевозимых машиной.
При какой наименьшей величине падения давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозных приводах за 15 минут после полного приведения их в действие при неработающем двигателе запрещается эксплуатация транспортного средства?
1. | ? | 0,05 МПа. |
2.![]() | ? | 0,07 МПа. |
3. | ? | 0,09 МПа. |
Эксплуатация ТС с пневматическим или гидропневматическим приводом запрещается, если падение давления воздуха при неработающем двигателе составляет 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие.
При какой неисправности тормозной системы Вам запрещается эксплуатация транспортного средства?
1. | ? | Не включается контрольная лампа стояночной тормозной системы. |
2. | ? | Уменьшен свободный ход педали тормоза. |
3. | ? | Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние транспортного средства с полной нагрузкой на уклоне до 16% включительно. |
Эксплуатация ТС Вам запрещается, если стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние ТС с полной нагрузкой на уклоне до 16% включительно.
Запрещается эксплуатация автобуса, если стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние автобуса в снаряженном состоянии на уклоне:
1.![]() | ? | До 23% включительно. |
2. | ? | До 16% включительно. |
3. | ? | До 31% включительно. |
Если стояночная тормозная система автобуса не обеспечивает неподвижное состояние автобуса в снаряженном состоянии (имеется в виду определенная изготовителем масса комплектного ТС с водителем без нагрузки, включающая не менее 90% топлива) на уклоне до 23% включительно, то эксплуатация такого ТС запрещается.
Запрещается эксплуатация грузового автомобиля и автопоезда, если стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние транспортного средства в снаряженном состоянии на уклоне:
1. | ? | До 31% включительно. |
2. | ? | До 23% включительно. |
3. | ? | До 16% включительно. |
Если стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние грузового автомобиля и автопоезда в снаряженном состоянии на уклоне до 31% включительно, то эксплуатация такого ТС запрещена.
Стояночный тормоз вашего автомобиля · BlueStar Inspections
Стояночный тормоз вашего автомобиля часто называют ручным тормозом, электронным тормозом или аварийным тормозом. Однако, поскольку большинство современных тормозных систем имеют меры безопасности и системы предупреждения, такие как сигнальные лампы тормоза на приборной панели и датчики низкого уровня жидкости, стояночный тормоз редко используется в качестве экстренного торможения.
Стояночный тормоз — это вспомогательная тормозная система, не работающая от гидравлики и независимая от основных гидравлических тормозов, используемых для замедления и остановки автомобиля. Чаще всего стояночный тормоз используется для удержания автомобиля в неподвижном состоянии, когда он припаркован. Те, кто водит автомобили с механической коробкой передач, обычно включают стояночный тормоз каждый раз, когда выходят из автомобиля. Если не задействовать, автомобиль может просто откатиться сам по себе.
Водители с автоматической коробкой передач, как правило, используют стояночный тормоз гораздо реже, если вообще используют. Рекомендуется включать стояночный тормоз всякий раз, когда автомобиль припаркован на склоне, вне зависимости от того, используете ли вы автоматическую или стандартную коробку передач. Использование стояночного тормоза для остановки движущегося транспортного средства за пределами полного отказа тормозов не рекомендуется, но в случае полного отказа основной тормозной системы стояночный тормоз может помочь остановить автомобиль, возможно, предотвратив аварию и спася вашу жизнь.
В стояночной тормозной системе используются рычаги и тросы, а не основная гидравлическая тормозная система. Это гарантирует, что автомобиль может быть полностью остановлен в случае отказа гидравлической тормозной системы. Он также обеспечивает простое механическое средство, обеспечивающее остановку транспортного средства.
Существует четыре типа включения стояночного тормоза. К ним относятся рукоятка (которая обычно находится под приборной панелью на старых моделях автомобилей), центральный рычаг или рукоятка (находится между двумя передними сиденьями на центральной консоли), педаль (находится слева от пола). педали) и электрическая или нажимная кнопка (находится среди элементов управления центральной консоли или на приборной панели).
Когда вы включаете стояночный тормоз на своем автомобиле, тормозной трос проходит через промежуточный рычаг, который увеличивает силу тяги, а затем проходит через уравнитель. У П-образного эквалайзера кабель разделяется на два кабеля. Уравнитель разделяет силы и распределяет их равномерно по двум тросам, соединенным с тормозными механизмами на задних колесах.
В транспортных средствах используются барабанные или дисковые тормоза. Дисковые тормоза на всех четырех колесах являются наиболее распространенной конфигурацией тормозов. При использовании заднего барабанного тормоза (что редко встречается на современных автомобилях) тросы аварийного тормоза проходят непосредственно к задним тормозным колодкам, минуя гидравлическую тормозную систему. Автомобили с задними дисковыми тормозами имеют более сложную систему стояночного тормоза (иногда требующую полной барабанной тормозной системы, установленной внутри роторов заднего тормоза), называемую эксклюзивным стояночным тормозом или вспомогательным барабанным тормозом.
Если автомобиль оснащен задними дисковыми тормозами без дополнительного барабанного тормоза, используется стояночная тормозная система с калиперным приводом. В этой системе к существующему поршню суппорта добавляются дополнительный рычаг и штопор. При включении стояночного тормоза рычаг прижимает штопор к поршню суппорта и включает тормоз, опять же в обход основной гидравлической тормозной системы.
Некоторые автомобили оснащены электрическими стояночными тормозами. Вместо педали, рычага или рычага на центральной консоли небольшая кнопка на приборной панели сигнализирует электродвигателю о необходимости потянуть тормозной трос. Усовершенствованные электрические стояночные тормозные системы используют двигатели с компьютерным управлением для включения тормозного суппорта.
Несмотря на то, что тросы стояночного тормоза находятся в защитных чехлах, тросы могут подвергаться коррозии и ржавчине при нечастом использовании. Это может привести к выходу троса из строя именно тогда, когда вам больше всего нужны стояночные тормоза. Это хорошая причина часто использовать стояночный тормоз независимо от того, у вас механическая или автоматическая коробка передач. Нормальное использование предотвращает налипание и поддерживает кабели в хорошем рабочем состоянии.
Стояночные тормоза могут быть опасны, если ими неправильно пользоваться. Легко забыть о том, что стояночный тормоз включен, если вы не используете его часто. Чтобы избежать движения с включенным стояночным тормозом, включите стояночный тормоз как можно сильнее. Транспортному средству будет труднее двигаться, что поможет водителю почувствовать, что стояночный тормоз включен. При низких температурах тросы стояночного тормоза могут замерзнуть и не отпустить их при отключении. Парковка в гараже или другом охраняемом месте может помочь избежать этой проблемы. Не пытайтесь управлять автомобилем, если стояночный тормоз заедает или не отпускает.
Стояночный тормоз можно безопасно использовать в случае отказа основных гидравлических тормозов, но не тяните за рукоятку и не нажимайте на педаль слишком быстро. Это приведет к заносу автомобиля, блокировке и, возможно, неконтролируемому заносу автомобиля. Если вы когда-нибудь окажетесь в маловероятной ситуации отказа гидравлического тормоза, постарайтесь сохранять спокойствие и медленно и плавно включите стояночный тормоз, что приведет к более длительной, но более контролируемой остановке автомобиля.
Не реже одного раза в год поручайте сертифицированному специалисту ASE проверять работу вашего стояночного тормоза, чтобы убедиться, что тросы закреплены и проложены правильно, механизм включения (рукоятка, рычаг, педаль или кнопка) правильно включается и освобождается, стояночный тормоз стоп-сигнал на приборной панели загорается и гаснет при включении и выключении стояночного тормоза, тросы легко перемещаются в своем защитном корпусе, а стояночный тормоз правильно отрегулирован для полной остановки автомобиля при включенной передаче.
При регулярном осмотре и обслуживании вы можете быть уверены, что ваш стояночный тормоз находится в хорошем рабочем состоянии, если вам по какой-либо причине придется на него положиться. Помните: заботьтесь о своем автомобиле, и он позаботится о вас.
Как работает стояночный тормоз
Убедившись, что ваш двигатель работает оптимально, не менее важно, чтобы ваш автомобиль мог остановиться в случае необходимости. Как известно, все транспортные средства оборудованы тормозами, которые позволяют транспортному средству замедляться или полностью останавливаться. Автомобили также оснащены менее популярным, но не менее важным тормозом, известным как стояночный или аварийный тормоз. Стояночный тормоз так же важен, как и ваши обычные тормоза, и имеет определенные задачи, а также может быть использован в случае чрезвычайной ситуации, если ваши обычные тормоза отказали.
Стояночные тормоза часто располагаются в одном из двух мест: ручной рычаг, расположенный между двумя передними сиденьями, или ножная педаль меньшего размера слева от стандартной педали тормоза. В транспортных средствах устанавливаются два типа стояночных тормозов: суппорт или барабанно-колодочный тормоз. Тормоза с суппортом соединены с тормозным суппортом кабелем, который подсоединяется к ручке или ножной педали. Когда трос натягивается, он сразу же прижимает суппорт к ротору. Барабанные или тормозные колодки также имеют трос, но вместо того, чтобы прикрепляться к суппорту, он соединяется с тормозными колодками в задних тормозах. Башмаки расширяются внутри барабана, препятствуя движению автомобиля. В старых автомобилях использовались одни и те же задние колодки для обычного торможения, а также для стояночного тормоза, однако в современных автомобилях используются специальные колодки внутри заднего дискового ротора.
Когда использовать стояночный тормоз
Ваши тормоза отказали
Аварийный тормоз будет очень полезен в случае чрезвычайной ситуации, когда отказали ваши обычные тормоза. Аварийный тормоз представляет собой полностью механическую тормозную систему, которая полностью обходит гидравлическую систему. В случае полного отказа тормозов автомобиль можно безопасно полностью остановить.
Парковка
В автомобилях с автоматической коробкой передач — Общее предположение состоит в том, что когда транспортное средство находится в положении «парковка», тормоза включаются, чтобы предотвратить движение транспортного средства. Наоборот, трансмиссия отвечает за удержание транспортного средства от движения. Небольшой штифт внутри трансмиссии полностью блокирует трансмиссию. Тем не менее, использование положения «парковка» в вашем автомобиле не препятствует его полному движению, поскольку он может раскачиваться вперед и назад. Использование стояночного тормоза является лучшей защитой от поломки штифта или его движения.
Парковка на холме создает чрезмерную нагрузку на трансмиссию из-за гравитационного притяжения от веса автомобиля, поддерживаемого парковочным штифтом. Позволить вашему автомобилю немного «покатиться» после того, как автомобиль находится в парковке, значительно затруднительно для трансмиссии. Точно так же при попытке перевести автомобиль обратно в положение «движение» вы можете заметить некоторое сопротивление, которое в конечном итоге может повредить трансмиссию.
В автомобилях с механической коробкой передач – В отличие от автоматических коробок передач, стандартные автомобили не имеют ни штифта, отключающего коробку передач, ни положения «стоянка». Автомобили с механической коробкой передач следует оставлять на первой передаче с включенным стояночным тормозом, чтобы предотвратить скатывание, особенно на холмах или неровных поверхностях.
Техническое обслуживание и уход
Стояночные тормоза не требуют особого ухода. На самом деле, лучший способ поддерживать аварийный тормоз — это использовать его! Каждый раз при включении тормоза происходит его автоматическая регулировка. Однако имейте в виду, что хотя они регулируются автоматически, время от времени их нужно чистить. Тросы, установленные на суппорте, необходимо смазывать, чтобы избежать блокировки из-за ржавчины и/или мусора. Конфигурации барабана или тормозной колодки более трудоемки, поскольку необходимо разобрать всю тормозную систему.