Система стабилизации движения ESP (Еlektronischen Stabilities Program) (стр. 1 из 2). Система стабилизации esp
Электронная система стабилизации траектории ESP
Электронная система стабилизации траектории ESP предотвращает занос автомобиля в критических ситуациях, если он теряет стабильность на дороге. Если автомобиль оснащен системой ESP, он будет реагировать на повороты рулевого колеса при объезде неожиданно возникших препятствий, резких поворотах, а также на дорогах с плохим покрытием.
Видеодемонстрация работы ESP Volkswagen Jetta с включённой и отключённой системой стабилизации
В состав системы ESP входят следующие компоненты:
- Гидравлический узел с электронной панелью управления
- Датчик давления
- Модуль управления дроссельной заслонкой
- Панель управления силовым агрегатом
- Контрольная лампочка и выключатель системы ESP/ПБС
- Датчик угла поворота рулевого колеса
- Датчик угла поворота автомобиля вокруг вертикальной оси и величины его поперечного ускорения
- Датчик скорости вращения колес
- Электронная педаль акселератора (электронное управление дроссельной заслонкой)
- Блок передачи по сети результатов обработки данных обоюдного воздействия системы ESP и панели управления силовым агрегатом
Систему ESP рекомендуется выключить в следующих случаях:
если необходимо «раскачать» автомобиль, застрявший в глубоком снегу или песчаном грунте, при езде с цепями,
при проверке автомобиля на динамическом стенде.Система ESP включается и выключается нажатием кнопки с надписью «ESP» на панели управления. При запуске двигателя система ESP активизируется автоматически.
Как работает система стабилизации ESP: victorborisov
Попробуем вместе в этом разобраться.
Массовое внедрение систем контроля курсовой устойчивости началось в конце 90-х годов прошлого века. В то же время произошёл один из самых скандальных случаев в истории компании Mercedes, когда представленный осенью 1997 года новый А-класс (без системы стабилизации) позорно перевернулся на прохождении «лосиного теста». Именно этот случай в какой-то мере стал толчком к массовому оснащению автомобилей системами электронной стабилизации.
Первое время система предлагалась в качестве опции на автомобилях представительского и бизнес-класса. Затем она стала более доступной и для более компактных бюджетных автомобилей. В настоящее время система электронного контроля устойчивости является обязательной (в Европе, США, Канаде и Австралии) для всех новых легковых автомобилей начиная с осени 2011 года. А с 2014 года абсолютно все продаваемые автомобили должны быть оборудованы системой ESP.
Как работает ESP
Задача системы стабилизации помочь автомобилю двигаться в том направлении, куда повёрнуты передние колёса. В простейшем представлении система состоит из нескольких датчиков, контролирующих положение автомобиля в пространстве, электронного блока управления и насоса с раздельным управлением тормозными магистралями каждого колеса (он же используется для работы антиблокировочной системы ABS).
Четыре датчика на каждом колесе с частотой 25 раз в секунду отслеживают скорости вращения колёс, датчик на рулевой колонке определяет угол поворота рулевого колеса, и еще один датчик расположен максимально близко к осевому центру автомобиля — Yaw sensor, фиксирующий вращение вокруг вертикальной оси (обычно это гироскоп, но в современных системах используются акселерометры).
Электронный блок сопоставляет данные о скорости вращения колёс и боковых ускорений с углом поворота рулевого колеса и если эти данные не совпадают, то происходит вмешательство в систему подачи топлива и тормозные магистрали. Важно понимать, что система стабилизации не знает и не может знать правильную траекторию движения, всё что она делает — пытается направить автомобиль в том направлении, куда водитель повернул руль. При этом система стабилизации способна сделать то, что физически не способен сделать ни один водитель — выборочное притормаживание отдельных колёс автомобиля. А ограничение подачи топлива используется для того, чтобы прекратить ускорение автомобиля и максимально быстро его стабилизировать.
Существует два основных случая отклонения автомобиля с намеченной траектории: снос (потеря сцепления с дорогой и боковое скольжение передних колёс автомобиля) и занос (потеря сцепления с дорогой и боковое скольжение задних колёс автомобиля). Снос возникает в том случае, когда водитель пытается выполнить манёвр на высокой скорости, и передние колёса теряют сцепление с дорогой, автомобиль прекращает реагировать на вращение рулевого колеса и продолжает двигаться прямо. В этом случае система стабилизации затормаживает заднее внутреннее к повороту колесо, тем самым удерживая автомобиль от сноса. Занос обычно возникает уже на выходе из поворота и преимущественно на заднеприводных автомобилях при резком нажатии на педаль газа, когда задняя ось поскальзывается и начинает двигаться наружу поворота. В этом случае система стабилизации затормаживает внешнее переднее колесо, тем самым гася начинающийся занос.
На самом деле для динамической стабилизации автомобиля используется выборочное торможение с различной интенсивностью не только одного колеса. В некоторых случаях используется торможение двух колёс одной стороны одновременно или даже трёх (кроме внешнего переднего).
Некоторые водители считают, что система стабилизации мешает им ездить, однако простейший эксперимент на ледовой трассе со среднестатистическим водителем за рулём показывает, что без системы стабилизации у него гораздо больше шансов вылететь с трассы, не говоря уже о том, что лучшее время он способен показать только при помощи со стороны электроники.
Если вы не имеете титула мастера спорта по авторалли и при этом уверены, что система стабилизации мешает вам ездить — значит вы просто не умеете ездить правильно и совершенно не знакомы с законами физики, балансом автомобиля и техникой управления автомобилем. А на дорогах общего пользования не существует ситуаций, где отсутствие системы стабилизации может помочь избежать аварии. Больше всего претензий к системе стабилизации у водителей, которые не понимают простой истины: Электроника пытается направить автомобиль в том направлении, куда повёрнуты передние колёса.
У разных автопроизводителей разные настройки чувствительности и скорости срабатывания системы стабилизации. Это в том числе связано с массой и габаритами автомобиля. Некоторые системы обладают крайне высокой чувствительностью, это сделано потому, что снос и занос проще всего погасить в самом начале, не дожидаясь критических углов отклонения автомобиля от траектории.
Система стабилизации будет лишней только в двух случаях — либо вы хотите эффектно покружиться волчком, либо вы мастер спорта и на гоночной трассе у вас стоит задача проехать как можно быстрее. В этом случае система стабилизации будет мешать использовать управляемый занос для доворота автомобиля (особенно при использовании техники смены скольжения с одной стороны на другую), а ограничение подачи топлива не позволит ускоряться в боковых скольжениях.
При этом даже включенная система стабилизации в разумных пределах позволяет скользить боком в управляемом заносе. Всё, что для этого нужно — не вращать руль в сторону заноса, т.к. это приведёт к моментальному вмешательству электроники (машина скользит в одну сторону, а поворачивая руль вы направляете её в другую). Если же на выходе из поворота вам надо ускориться, а система стабилизации ограничила подачу топлива, то просто поставьте руль прямо, реальное направление движения автомобиля совпадёт с требуемым и система стабилизации прекратит своё вмешательство. То есть необходимо просто ездить правильно, чтобы передние колёса всегда были направлены туда, куда реально едет автомобиль.
Но учиться правильно управлять автомобилем нужно с выключенной системой стабилизации, иначе у вас не будет навыков чтобы определить начало сноса или заноса, и соответственно правильно рассчитывать скорость при выполнении манёвров. Единственной возможностью в случае, если автопроизводитель не предусмотрел возможность отключения электроники штатными средствами — отключить один из датчиков скорости с любого колеса или предохранитель насоса ABS. При этом следует иметь ввиду, что вы также лишитесь антиблокировочной системы и системы распределения тормозных усилий по осям.
Система стабилизации не в силах изменить законы физики и она эффективна до тех пор, пока не достигнут предел сцепления шин с дорогой. Во всех остальных случаях она является главным элементом активной безопасности любого современного автомобиля.
victorborisov.livejournal.com
Система стабилизации движения ESP (Еlektronischen Stabilities Program)
Введение
Электронные помощники, созданные для облегчения жизни автолюбителя, все множатся и множатся и в количественном, и в качественном отношении. Электроника при массовом производстве – вещь недорогая, поэтому автомобиль все больше и больше обрастает подобными системами.
В бюджетных версиях они призваны несколько нивелировать посредственную управляемость вследствие дешевизны общей конструкции, в дорогих машинах их предназначение – помочь справиться водителю с возможностями, которые дарит прогрессивное устройство шасси и избыточно мощный двигатель.
Самая совершенная система на сегодняшний день это, безусловно, ESP – Еlektronischen Stabilities Program. Именно так, по-немецки, поскольку впервые данное устройство было разработано фирмой Bosch. Неплохо бы всем производителям называть одинаковые вещи одинаковыми именами, а то путаница получается. Хорошо профессионалам, а что делать любителям, когда одна и та же система имеет с десяток разных названий: VDC, ESC, VSC, DSC и т.д. В принципе, суть не меняется, и это уже хорошо. Хотя, надо заметить, не всегда подобные системы работают без нареканий, особенно у молодых автопроизводителей. Поэтому цель моей работы сводится к тому, чтобы разобраться, что же такое ESP и как она помогает или мешает водителю в аварийных ситуациях.
1. История создания системы стабилизации движения ESP
Система ESP была создана в 1995 году, но громко заявить о себе ей удалось только через два года, когда дебютировал первый компактный Mercedes-Benz А-класса. При его проектировании были допущены серьезные ошибки, которые привели к тому, что новая модель имела склонность к опрокидыванию даже не на очень высокой скорости при выполнении маневров типа «переставка» («лосиный» тест, объезд препятствия).
В Европе, давно помешанной (в хорошем смысле) на безопасности, разразился настоящий скандал. Продажи автомобилей Mercedes-Benz А-класса были приостановлены, а уже проданные машины – отозваны для устранения недостатков. Перед инженерами компании Daimler-Benz встала непростая задача: как, не перепроектируя заново автомобиль и сохранив его потребительские качества, решить проблему повышения устойчивости. Эта задача была решена в значительной степени за счет установки с февраля 1998 года на автомобили Mercedes-Benz А-класса соответствующим образом настроенной системы ESP.
Главный контроллер ESP – это пара микропроцессоров, каждый из которых имеет по 56 Кбайт памяти. Система позволяет, например, считывать и обрабатывать значения, выдаваемые датчиками скорости вращения колес с 20 миллисекундным интервалом. Помимо А-класса, система ESP является стандартным оборудованием для Mercedes S-класса, E-класса и других. На автомобилях фирмы DaimlerChrysler применяются системы ESP от лидера в данной области – фирмы Bosch. Системы ESP производства Bosch используют также фирмы BMW, Volkswagen, Audi, Porsche и другие.
2. Работа системы стабилизации движения ESP
Электронная программа стабилизации или, как ее обычно называют, система стабилизации движения (ESP) срабатывает в опасных ситуациях, когда возможна или уже произошла потеря управляемости автомобилем. Путем притормаживания отдельных колес система стабилизирует движение. Она вступает в работу, когда, например, из-за большой скорости при прохождении правого поворота передние колеса сносит с заданной траектории в направлении действия сил инерции, т.е. по радиусу большему, чем радиус поворота. ESP в этом случае притормаживает заднее колесо, идущее по внутреннему радиусу поворота, придавая автомобилю большую поворачиваемость и направляя его в поворот. Одновременно с притормаживанием колес ESP снижает обороты двигателя. Если при прохождении поворота происходит занос задней части автомобиля, ESP активизирует тормоз левого переднего колеса, идущего по наружному радиусу поворота. Таким образом, появляется момент противовращения, исключающий боковой занос. Когда скользят все четыре колеса, ESP самостоятельно решает, тормозные механизмы каких колес должны вступить в работу. Время реакции ESP – 20 миллисекунд. Работает система на любых скоростях и в любых режимах движения.
Данная система пока является наиболее эффективной системой безопасности. Она способна компенсировать ошибки водителя, нейтрализуя и исключая занос, когда контроль над автомобилем уже потерян.
Безусловно, ESP высокоэффективная система. Однако, в действительности ее возможности ограничены. Причиной этого являются законы физики, изменить которые электроника не в силах. Поэтому если радиус поворота слишком мал или скорость в повороте превышает разумные границы, даже самая совершенная программа стабилизации движения здесь не поможет.
Рисунок 1. Схема ESP
Рисунок 2. Принцип работы ESP
3. Мешает ли ESP активному вождению?
Еще до появления электронных помощников считалось, что мощность переднеприводного автомобиля малого класса не должна превышать 200 л.с. Более мощные модели традиционно были заднеприводными. Не оборудованную системой Traction Control Toyota Supra разворачивало на скользкой дороге при срабатывании второй турбины, а ведь ее двигатель выдавал всего-то 245 л.с.
С другой стороны, некоторые владельцы скоростных автомобилей сетуют, что система ESP мешает в полной мере реализовать их драйверские амбиции. В защиту электронных помощников можно сказать, что многое зависит от настройки момента срабатывания системы. В этом смысле, чем дороже машина, тем более тонка настройка ESP. В крайнем случае, неудовлетворенность алгоритмом ее работы может быть поводом для тюнинга, но не более того.
На вопрос: «Стоит ли сделать систему ESP полностью отключаемой хотя бы для некоторых спортивных марок авто?», опытные водители ответили категорически: «Нет».
Дело в том, что в рамках одной автомобильной тестировался новый скоростной автомобиль на автотреке «Чайка». Заезды проводились как с подключенной, так и отключенной системой ESP. Так вот, наилучшие результаты были получены тогда, когда удавалось ехать буквально на грани срабатывания системы.
Обусловлено это тем, что с одной стороны ESP вмешивается в управление только тогда, когда занос превышает разумные пределы. С другой стороны, ненавязчивая коррекция помогает сохранить более прямолинейное движение и, как следствие, получить более высокую среднюю скорость круга. Конечно, самые эффектные кадры получились именно с отключенной системой ESP, когда машина уходила в глубокий занос, но на времени прохождения круга такой стиль вождения сказывался отрицательно.
4. Наличие ESP в автомобиле может сохранить вам жизнь
Американская организация IIHS (Insurance Institute for Highway Safety) проводит свои исследования в области безопасности различных автомобильных систем. По ее данным, благодаря оснащению современных автомобилей системами активной безопасности, в частности ESP, смертность в обычных ДТП удалось снизить на 43%, а в тех, где участвует один автомобиль, даже на 56%. Последняя цифра наиболее показательна, так как авария с участием одного автомобиля происходит в тех случаях, когда водитель просто не справился с управлением.
По данным того же института, вероятность переворота автомобиля со смертельными последствиями снижается на 77%, а для больших внедорожников и SUV – даже на 80%.
А вот немецкие страховщики, проведя свои исследования, пришли к выводу, что от 35 до 40% всех аварий, в которых погибли люди, могли окончиться благополучно, если бы машины, попавшие в них, были оборудованы системой стабилизации.
Основной недостаток ESP – оторванность от автомобиля! Водитель не ощущает себя полноправным водителем и не имеет возможности повлиять в тех случаях, когда мастерство вождения (силовой занос, занос резким торможением, движение по многограннику и прочее) может предотвратить ДТП, а ESP уже бессильна. ESP, как и менее продвинутые электронные системы, это системы борьбы с уже начавшийся ситуацией заранее спланированными средствами, в то время как человек имеет возможность принять нестандартное решение. Также ESP в случае заноса не всесильна и не всегда может преодолеть сильные смещения автомобиля, когда «физика движения» оказывается много выше возможностей работы колодок, дифференциалов и КПП. Не рекомендуется обучение на автомобилях с ESP. Зато с ESP удобно трогаться, не будет пробуксовок, на автомобилях с передним приводом особенно. В большинстве ситуаций окажется крайне полезной. К тому же появляются техники управления для достижения симбиоза человека и ESP. Когда подготовленный водитель своими действиями помогает системе, а система способна это учитывать в своих действиях.
Важные особенности работы ESP:
1. На большинстве машин ESP можно отключить только долгим (1–5 секунд в зависимости от производителя) нажатием на кнопку. Единичные машины позволяют это делать оперативно на ходу.
2. На большинстве машин отключенная ESP снова активируется при наборе скорости выше 30–40 км/ч. Исключения так же единичны. Так же система снова активируется при каждом запуске двигателя.
3. На некоторых дешевых автомобилях, которые по мнению производителя точно не окажутся на бездорожье, отсутствует кнопка выключения ESP. Особенно это качается автомобилей класса А. Среди производителей замечены Форд и Опель определенных комплектаций.
На бездорожье, траве, неоднородном льду, ямах, при подскоке и в случае сухого песка на асфальте. В этих случаях ESP может не только серьезно ограничить вас в управлении и торможении, но и привести к серьезному ДТП, ведь ESP – система реакции, информация о дороге приходит уже после того, как машина проехала. Компьютер может принять решение, которое будет противоположным тому, какое следовало бы принять в следующий момент исходя из резко меняющейся дорожной ситуации.
При преодолении бездорожья многие полагаются на ESP, как на блокировки дифференциалов, ведь подтормаживая буксующее колесо автоматика передает крутящий момент на другие колеса. Производители автомобилей особо указывают на это свойство. Тем не менее, это не совсем так. Во-первых, данным приемом можно стереть тормозные колодки. Во-вторых, блокировки позволяют самому более тонко чувствовать автомобиль и посылать тягу тогда, когда это надо в особенностях на автомобилях с МКПП, в то время как электроника ориентируется по уже сложившийся ситуации. На серьезном бездорожье лучше отключить ESP, а при наличии блокировок дифференциалов обязательно их использовать. На слабом бездорожье ESP может быть вполне эффективна и достаточна.
mirznanii.com
Как работает электронная система динамической стабилизации автомобиля ESP
Систему динамической стабилизации ESP (Electronic Stability Program) разработала компания Bosch. Сегодня она присутствует в большинстве современных автомобилей, в том числе и во многих бюджетных моделях.
Аналогом ESP от других производителей являются системы VSC (Vehicle Stability Control), VSA (Vehicle Stability Assist), ESC (Electronic Stability Control) и др. Суть при этом неизменна – данная электроника позволяет справиться с автомобилем в опасных ситуациях. Как работает электронная система динамической стабилизации автомобиля ESP?
Какие задачи решает система ESP
Основное предназначение данной программы – контроль поперечной динамики транспортного средства и помощь водителю в критической ситуации. Система предотвращает срыв автомобиля в боковое скольжение или занос, сохраняет траекторию движения и курсовую устойчивость, стабилизирует положение кузова при выполнении манёвров. Поэтому ESP называют “системой поддержания курсовой устойчивости” и “противозаносной системой”.
Программа ESP предотвращает потерю контроля над машиной на грязной, мокрой или скользкой дороге, в условиях неожиданного крутого поворота или из-за внезапного препятствия на пути. Система на начальной стадии распознаёт угрозу заноса и стабилизирует транспортное средство.
Как работает система ESP
Электронная система динамической стабилизации автомобиля работает совместно с ABS, блоком управления двигателем и антипробуксовочной системой. Комплексная работа перечисленных устройств позволяет обеспечить широкий набор контраварийных мероприятий. Сам модуль ESP включает электронный контроллер обработки сигналов, поступающих от многочисленных датчиков.
См. также нашу статью Как работает система ABS в автомобиле.
Программа 20-30 раз в секунду сравнивает фактическую траекторию движения с углом поворота рулевого колеса. В случае угрозы устойчивости транспортного средства система мгновенно уменьшает крутящий момент мотора. Если для возврата устойчивости такой меры оказывается недостаточно, программа дополнительно притормаживает определённые колёса, чтобы создать противодействие, которое заставит машину слушаться руля.
В моделях авто с автоматической коробкой передач программа ESP способна также переключать передачи, корректируя работу трансмиссии сообразно возникшей ситуации. Ещё одной полезной функцией ESP является Hill Hold Control — предотвращение отката автомобиля назад при старте на подъёме.
В 2013 году компания Bosch предоставила возможность скачивать настройки ESP со своего сайта в интернете. Пользователям предложили параметры для четырёх режимов: безопасного, дрифта, спортивного и пользовательского с самостоятельной настройкой поведения системы. По умолчанию система ESP включена на всех автомобилях, где она присутствует. Тем не менее, многие автопроизводители дают возможность хотя бы частично отключить “стабилизационный ошейник”.
При определённых обстоятельствах программа может мешать опытным водителям, которые привыкли ездить на пределе возможностей автомобиля. Для большинства же водителей ESP реально необходима, поскольку является важным компонентом комплекса активной безопасности транспортного средства. Программа исправляет многие ошибки водителя и помогает в сложных ситуациях. Даже на крутых виражах водителю достаточно просто поворачивать руль, а система сама обеспечит безопасное прохождение поворота.
all-drive.net
Система курсовой стабилизации (ESC, DSC)
Современные автопроизводители доверяют водителю все меньше. Развитие электроники привело к тому, что различные системы берут на себя все больше функций водителя. В былые годы, например, для быстрого вхождения в поворот без заноса автомобилисту приходилось порой усиленно работать и рулем, и рычагом КПП, и всеми тремя педалями. Теперь это, похоже, останется в прошлом, так как всю самую сложную работу готовы на себя взять электронные помощники – в том числе, система стабилизации движения. Названия у нее могут быть различные – ESP, ESC, DSC, RDC, RSC и другие, в зависимости от производителя, но суть остается одной – идеально вписывать траекторию движения автомобиля в направлении, намеченном рулем.
Все к лучшему
Родоначальником идеи создания электронной системы стабилизации автомобиля стала компания Mercedes-Benz, которая разрабатывала ее совместно с компанией Bosch в течение 5 лет (с 1987 по 1992гг). В то же время, первым автомобилем, который был оснащен прообразом подобной системы, стал Diamante от Mitsubishi. Конструкторы модели впервые интегрировали системы контроля тяги и курсовой устойчивости в «один флакон» под названием TCL. Однако несовершенство данного устройства не способствовало его широкому распространению. К 1995 году «Мерседес» и «Бош» все-таки завершили разработку своей системы и назвали ее ESP (Elektronisches Stabilitätsprogramm). Но, возможно, автомобильный мир еще не скоро услышал бы о возможностях системы стабилизации, если бы не Mercedes A-класса.
Эта модель появилась в 1997 году и едва не стала катастрофой для Mercedes. Дело в том, что даже при маневрировании на не самой высокой скорости, автомобиль легко мог опрокинуться. Это вызвало приостановку продаж и отзыв уже проданных машин. Чтобы не переделывать автомобиль с нуля, инженерам пришлось срочно искать решение данной проблемы. Тут-то все и вспомнили о новой системе ESP, которая и стала основным «стабилизатором» А-класса с 1998 года. С тех пор система стабилизации ESP стала активно внедряться на другие модели «Мерседес», а впоследствии и на продукцию других марок – «Фольксваген», БМВ, «Ауди» и пр. Высокий уровень безопасности и комфорта, который обеспечивают системы стабилизации, привел к тому, что с 2010 года они стали обязательны для всех новых автомобилей, продаваемых в Израиле, а ближайшее время аналогичный шаг планируют сделать Евросоюз и США.
Сложно сделать просто
Вхождение в поворот на автомобиле без системы стабилизации на слишком большой скорости может привести к опасным последствиям. Существует два варианта развития событий в зависимости от типа привода. У переднеприводных машин передние колеса не могут справиться с инерцией автомобиля, вследствие чего он не вписывается в поворот, проходит его по большой дуге и вылетает с дороги. Заднеприводные машины в таких случаях пускаются в занос и вылетают с дороги. И в том, и в другом случае суть проблемы в том, что колеса «не знают» с какой скоростью им нужно вращаться для правильного прохождения поворота. Зато это «знает» система электронной стабилизации.
Принцип ее действия основан на управлении крутящим моментом одного или нескольких колес. В качестве основного источника информации, система стабилизации использует датчики положения руля и реального поворота автомобиля. Идея проста – сделать так, чтобы теоретическая траектория (поворот руля) совпадала с действительной траекторией автомобиля. Если показания двух датчиков не соответствуют, значит, требуется корректировка курса, которую система производит с помощью подтормаживания одного или нескольких колес. Таким образом, система стабилизации представляет собой, по сути, «старшего брата» антиблокировочной и антипробусковочной систем – не зря большинство узлов у них объединены между собой. Некоторые автомобили, помимо тормозов, дополнительно могут использовать и другие «рычаги влияния» на стабилизацию курса – активный задний дифференциал (например, BMW X6), подруливание передними или задними колесами (некоторые модели BMW, Audi, Infiniti и пр.). Одновременно, система стабилизации также уменьшает обороты двигателя, то есть «отпускает» педаль газа за водителя.
Быстрота действия системы позволяет эффективно решать задачи стабилизации курса на очень больших скоростях и при различных режимах движения. 20 миллисекунд – ровно столько нужно времени вычислительному процессору системы, чтобы принять правильно решение, даже если с траектории «съехали» все четыре колеса.
Далеко идущие последствия
Из всего вышесказанного становится понятно, что основной задачей системы стабилизации является исправление водительских ошибок – неправильно выбранной скорости или слишком резкого поворота руля. Но применение системы может иметь и более существенные последствия. Дело в том, что она кардинально снижает требования к водительскому мастерству. Настолько снижает, что европейский автожурнал Quattroroute даже предложил провести соревнование между одним из журналистов издания и самим Михаэлем Шумахером на одинаковых Ferrari F430. Этот автомобиль оснащен новейшей системой стабилизации CST, поэтому, по словам тест-пилота Феррари Марка Жене, на нем можно ездить, фактически просто вдавив газ до упора и поворачивая руль в нужном направлении.
Не исключено, что в будущем водители, привыкшие к автомобилям с системой стабилизации, просто не смогут безопасно ездить на автомобилях, которые такой системой не оборудованы. Поэтому инженеры всерьез задумываются над тем, чтобы снабдить систему звуковым оповещением при срабатывании – чтобы водитель знал, что скорость или угол поворота выбраны не правильно. В любом случае, водителям следует помнить, что система стабилизации не снимает с них ответственности за безопасность движения, и что при слишком неадекватной «работе» рулем и газом от неприятных последствий может не выручить и самая совершенная электроника.
blamper.ru
ESP - система динамической стабилизации автомобиля
Electronic Stability Program или ESP (аббревиатура) – именно так называют электронную систему динамической стабилизации автомобиля. Эта технология призвана помочь водителю в критических моментах езды.
Суть данной системы заключается в предотвращении опасных заносов или бокового скольжения автомобиля. Если при выполнении каких-либо маневров автомобиль начинает заносить, ESP сохраняет его устойчивость, тем самым помогая водителю контролировать процесс езды. Часто такую электронику называют «противозаносной» или «системой поддержания курсовой устойчивости».
Первую подобную систему, под названием «управляющее устройство», разработали в компании Daimler-Benz еще в конце 50-х годов. Однако, использовать ее в автомобиле стали, лишь, в 1994 году. Модели Mercedes-Benz CL 600 стали первыми автомобилями, комплектовавшимися ESP. Затем, установка системы производилась на все модели S-класса и SL.
Такой вид имеет блок управления ESP на автомобилях Mercedes-Benz.
В наше время такой системой оснащаются, практически, все автомобили, не зависимо от класса и стоимости.
Основным узлом ESP является электронный блок-контроллер. Он постоянно осуществляет обработку сигналов, которые поступают с множества датчиков(датчик положения рулевого колеса, датчик давления в тормозной системе). Контроль скорости вращения колес производится с помощью датчиков AБС. Система ESP связана с антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем.
Основную информацию блок-контроллер получает с двух специальных сенсоров – угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения. Принцип их работы заключается в фиксации бокового скольжения на вертикальной оси, вычисления его величины и даче команд на устранение угрозы. Благодаря всем установленным датчикам, ESP постоянно фиксирует скорость автомобиля, обороты двигателя, на какой угол повернут руль, наличие заноса и т.д.
Схема работы ESP
Путем постоянного анализа поступающих с датчиков сигналов, контроллер делает сравнение между поведением автомобиля в реальности и тем, что загружено в его программе. Если между этими параметрами возникает несоответствие, блок-контроллер расценивает такую ситуацию как опасную и дает команды для ее устранения. Это может быть притормаживание одного или нескольких колес. Выбор переднего или заднего колеса, внешнего или внутреннего по отношению к повороту, системой определяется, в зависимости от конкретной ситуации.
Притормаживание колес производится с помощью гидромодулятора АБС, который нагнетает давление в тормозной системе. Синхронно с этим действием, поступает команда и на блок управления двигателем на уменьшение подачи топлива и крутящего момента на колесах.
На рисунке можно посмотреть пример, в котором показан занос(разворот или вылет с дороги) – красная линия. В такой ситуации система ESP произведет торможение нужных колес и автомобиль останется устойчив при вхождении в поворот – зеленая линия.
Система контролирует автомобиль в любом режиме езды – набор скорости, торможение, движение накатом. Определение критической ситуации и включение электроники зависит от конкретного случая и типа привода автомобиля. К примеру, если датчик углового ускорения зафиксировал начало заноса задней оси, ESP даст команду на блок управления двигателем и подача топлива будет уменьшена. Далее, будет следовать команда на притормаживание внешнего переднего колеса и т.д., в соответствии с заложенной программой.
Если в автомобиле автоматическая КПП с электронным управлением, система может переключать передачи, подбирая оптимальный режим работы трансмиссии.
Есть ситуации, в которых такая система мешает. Но, это больше относится к экстремальной езде водителя, чем к самой ESP. Например, в случае выхода из заноса необходимо резко увеличить скорость, а система сделать это не дает, уменьшая обороты двигателя.
Однако, во многих автомобилях систему ESP можно, принудительно, отключить. В некоторых моделях система не реагирует на небольшие заносы и скольжения, добавляя больше адреналина водителю во время езды. При этом, в критической ситуации она мгновенно срабатывает.
Система ESP – одна из главных в общем комплексе активной безопасности автомобиля. Благодаря ей даже неопытный водитель сможет справиться с управлением в сложных ситуациях. Нужно просто поворачивать руль, а система сама проконтролирует безопасное вхождение в поворот. Главная особенность системы ESP - в большинстве случаев она предотвращает аварийные ситуации, с которыми водитель сам никогда не справится.
Но, не стоит забывать о том, что электроника не может на 100% обезопасить автомобиль от заносов. Есть законы физики, на которые не может распространяться действие ни одной системы безопасности автомобиля, в частности это касается и системы ESP. Она способна в значительной мере контролировать устойчивое поведение автомобиля на дороге, тем самым уменьшая шансы попадания в аварию. Однако, максимальных результатов ее работы можно добиться, только, при соблюдении правил дорожного движения или, хотя бы, адекватном вождении.
www.cartica.ru
Система стабилизации спасет жизнь
Согласно отчетам одной из известнейших американских организаций, система ESP за последние три года спасла более двух тысяч жизней на дорогах США. Подобный результат вовсе не случаен, поскольку после одного досадного инцидента все автомобили, производимые и продаваемые на рынке США, укомплектовываются системой ESP. Это не инициатива производителя, подобное решение было принято в законодательном порядке, и вот результат. Подробнее о том, что такое система стабилизации, расскажут автоинструкторы.
Случай из практики
Несколько лет назад, один незадачливый американский журналист, проводивший вероятно, тестирование новой модели автомобиля известнейшей марки, перевернулся. Конечно же, произошло это не на ровном месте. Дело в том, что водитель решил поэкспериментировать и провести один из сложный автомобильных трюков. О возможной опасности он даже не задумался, поскольку не иначе, как твердо был уверен в том, что современный автомобиль перевернуться не может.
Однако то ли карты так легли, то ли у сидящего за рулем журналиста просто-напросто не хватило водительского мастерства, но автомобиль перевернулся. К счастью, пострадавших в том инциденте не было. За исключением автомобиля, конечно. С того самого происшествия все и началось.
Сначала на систему ESP обратила внимание общественность, а затем, необходимость оснащения каждого вновь произведенного автомобиля этой системой была закреплена законодательно.
Что такое ESP?
Итак, что же такое ESP и для чего она нужна? Инструкторы по вождению помогут разобраться с данным вопросом. Система стабилизации ESP иначе называется системой курсовой устойчивости. Контролируется она при помощи специального блока управления. За счет работы многочисленных датчиков слежения автомобиль получает информацию о положении руля, о педали акселератора, а также о боковых ускорениях и возможной ориентации заноса.
Как результат, на основании всех этих данных делается вывод о возможной угрожающей ситуации. В том случае, когда водитель теряет контроль над автомобилем, в действие вступает система ESP. Работать она начинает молниеносно, контролируя курс путем подтормаживания колес по левому или же правому борту, в зависимости от направления заноса. В самом крайнем случае, когда подтормаживание колес не дает результата, ESP приглушает работу двигателя путем ограничения поставки топлива в инжектор. Сама работа ESP происходит очень быстро и практически незаметно для водителя.
Система ESP способна предотвратить возникновение заноса или сноса в сложных дорожных условиях.
Она сработает быстро и безотказно, автоматически, лучше самого надежного водителя.Система стабилизации способна предотвратить риск и даже спасти вам жизнь в опасной ситуации. Тем не менее, элементарных законов физики никто не отменяет. Так или иначе, устойчивость автомобиля определяется в большей степени сцеплением с дорогой. А потому, какими бы новейшими системами безопасности не был оснащен ваш автомобиль, если вы на большей скорости швырнете его в скользкий поворот, то система стабилизации может и не справиться.
А нужна ли ESP?
Большинство водителей не до конца понимают необходимость оснащения автомобиля системой стабилизации. Для некоторых это вообще пустой звук. Зачастую деньги, выделенные из бюджета на покупку авто, скорее будут потрачены на повышение комфортности салона, нежели на системы безопасности. Необходимо понимать всю важность системы ESP.
Особенно это актуально для молодых водителей, еще не набравших серьезного водительского стажа.
Видеосюжет о принципе действия системы ESP:
Берегите себя и удачной вам дороги!
В статье использовано изображение с сайта www.gazetairkutsk.ru
spokoino.ru