Содержание
что это такое в автомобиле, принцип работы и неисправности системы стабилизации
С развитием электронных систем помощи водителя в ходе управлении автомобилем, появилась возможность для вмешательства электроники в некоторых сложных ситуациях, когда навыков новичка уже не хватает. Автоматика действует быстрее, а главное правильнее, поскольку её программы написаны на основании знаний квалифицированных специалистов, как по практическому вождению, так и по теории поведения автомобиля.
Содержание статьи:
- 1 Зачем нужна электронная система стабилизации автомобиля
- 2 Устройство ESP
- 3 Принцип работы Electronic Stability Program
- 3.1 Занос
- 3.2 Снос
- 4 Неисправности
- 5 Плюсы и минусы
- 6 Можно ли установить систему ESP на автомобиль с ABS
Зачем нужна электронная система стабилизации автомобиля
Одна из подобных программ, в совокупности с датчиками, микрокомпьютерами и исполнительными механизмами, получила название Electronic Stability Program (ESP), что означает систему контроля над стабильностью автомобиля при потере колёсами сцепления с дорогой или на грани такой потери.
Это важно: Что лучше полный привод, передний или задний
Не обязательно употребление именно такого термина, разные автомобильные фирмы могут использовать другие обозначения, в том числе и на других языках.
ESP призвана обеспечить курсовую стабилизацию автомобиля, то есть способность двигаться прогнозируемо для водителя и не терять управляемость, насколько это вообще возможно.
Естественно, когда сцепление потеряно окончательно и никакие действия уже не помогут, в пассажира превратится не только водитель, но и все его автоматические помощники, чуда не произойдёт.
Но если ещё существует возможность вернуть машину на траекторию и успокоить её колебания, просто водитель в силу разных причин с этим не справится, то электроника обязательно поможет.
В определённой степени ESP можно сравнить с идеальным человеком, обладающим мгновенной реакцией и самыми лучшими навыками, к тому же располагает такими органами управления, которых у водителя нет вообще.
Читайте также: Причины быстрого износа деталей тормозной системы
Даже автогонщики, долго и упорно тренировавшиеся, могут повлиять на ситуацию только косвенно, поскольку они при всём желании неспособны, в частности, управлять торможением отдельных колёс. В лучшем случае они перераспределят тормозной баланс по осям и то, далеко не на каждом автомобиле такое возможно.
Устройство ESP
В состав системы входят устройства, которые до её появления применялись в антиблокировочных системах тормозов, а также ряд новых, работающих только на стабилизацию:
- вся гидравлика системы ABS, включающая быстродействующий насос тормозной жидкости, гидроаккумулятор, систему клапанов;
- электронный блок управления с программой;
- датчики вращения колёс;
- датчик угла поворота руля;
- датчик вращения автомобиля вокруг вертикальной оси;
- датчик ускорения по всем направлениям;
- датчики органов управления, тормозной и акселераторной педали;
- интерфейсные устройства связи с двигателем, усилителем руля и коробкой передач;
- в некоторых дорогих и продвинутых системах могут быть добавлены специальные устройства в трансмиссии, например муфты и управляемые дифференциалы.
Таким образом, инженеры получают в свои руки мощное оборудование, способное серьёзно повлиять на перераспределение векторов тяги и тормозного усилия в любом направлении и под любым углом.
Осталось только разработать алгоритмы управления всей системой и тщательно отработать их миллионами тестовых километров, как и всё, имеющее отношение к безопасности.
Принцип работы Electronic Stability Program
Из теории автомобиля известно, что существуют два нежелательных явления при движении – избыточная и недостаточная поворачиваемость.
В идеале, когда наступает предел сцепления колёс с дорогой, автомобиль должен скользить наружу поворота всеми четырьмя колёсами с одинаковой интенсивностью, точно так же прекращая скольжение одновременно передней и задней осью.
Реально это случается редко, поэтому одна ось неминуемо обгоняет другую, что приводит к появлению ненулевого угла между продольной осью автомобиля и касательной к его траектории.
Причём угол увеличивается, реакция водителя может быть неправильной или запоздалой, машина начинает совершать курсовые колебания, что и означает потерю стабилизации и переход в неуправляемое вращение.
Избыточная управляемость означает опережение в уводе или срыве задней оси. Машина поворачивает нос внутрь поворота, развитие явления принято называть заносом. В определённой мере это условно, но терминология сложившаяся.
Читайте также: Что такое тормозной суппорт и как он работает
Обратная ситуация считается недостаточной управляемостью. Первой срывается передняя ось, автомобиль «плужит», уходя наружу поворота, при этом почти не слушается руля, поскольку наименьшее сцепление именно у управляемых колёс.
Занос
Попасть в занос может любой автомобиль, хотя у заднеприводных, тем более заднемоторных компоновок такая вероятность больше, поскольку именно на заднюю ось приходится избыток тяги в первом случае и основная масса во втором.
Ещё в автошколах водителей учат, что для компенсации заноса надо поворачивать руль в сторону заноса и сбрасывать газ.
Советы настолько же правильные, насколько, как это ни парадоксально, бесполезные, и даже вредные:
- водитель и так инстинктивно вывернет руль в сторону заноса, это естественное движение в случаях, когда нос машины уходит в сторону от траектории;
- необходимо точно дозировать угол и время поворота руля, на что неопытный человек не способен;
- для стабилизации машины надо выполнить компенсирующее обратное движение руля, чему не учат;
- сброс газа поможет только заднеприводной машине, при заносе переднего привода или полного газ надо наоборот, добавлять.
Система ESP отреагирует куда адекватней, просто притормозив наружное колесо, а также обеспечив правильное управление тягой, в зависимости от типа привода.
Сам тип начавшейся потери управляемости компьютер заметит по датчику вращения кузова и воздействию водителя на рулевое колесо. Причём влияние будет строго дозированным, без возникновения колебательного процесса.
Предотвращается самое страшное и типичное развитие ситуации, когда машину начинает «разматывать» с нарастанием амплитуды и выбрасывает с дороги на втором или третьем лихорадочном вращении руля запаниковавшим водителем.
Таким образом, вмешательство системы проявится двояко:
- произойдёт компенсация заноса на первом же колебании кузова;
- отклонение от траектории плавно погасится, без заброса в обратную от первого смещения сторону.
Пока машина сохраняет хоть какое-то сцепление с дорогой, ESP способна надёжно погасить занос в самом его начале, водитель не успеет даже испугаться, а скорее всего ничего и не заметит.
Прочитайте обязательно: Где самое безопасное место в машине для ребенка
Единственное, что ему доступно в штатной ситуации – высвечивание лампочки на передней панели, говорящей, что система сработала и надо быть осторожней, машина на пределе устойчивости.
Снос
При опережающей потери зацепа на передней оси автомобиля, да ещё и переднем приводе, ситуация становится совсем неприятной для рядового водителя:
- скользят именно управляемые колёса, машина не реагирует на поворот руля;
- для компенсации надо совершать действия, прямо противоположные инстинктивным, распускать руль в ту же сторону, куда сносит нос машины, а вместо сброса газа поддерживать нейтральную тягу на передних колёсах или даже добавлять крутящий момент;
- всё происходит неожиданно, поскольку переднеприводные машины устойчивее по своей природе;
- снос может совершенно внезапно перейти в занос из-за продольного перераспределения веса автомобиля.
ESP точно так же, как и в предыдущем случае, спокойно отреагирует подтормаживанием нужных колёс, возьмёт на себя управление тягой, а изменением степени усиления рулевого управления прозрачно намекнёт водителю на неправильные действия рулём.
С работающими на пределе передними колёсами система ничего делать не станет, им и так тяжело, а аккуратно притормозит заднее внутреннее колесо. Обычно этого достаточно для стабильного восстановления траектории.
Неисправности
Поскольку ESP базируется на всех основных узлах антиблокировочной системы тормозов, то и её неисправности связаны с ними. Нарушения в работе самой программы маловероятны.
- Чаще всего отказывают датчики вращения колёс и их проводка, поскольку они работают в самых тяжёлых условиях.
- Проблемы могут быть связаны с гидравлическим блоком, его насосом и клапанами. Особенно если пренебрегать плановой заменой тормозной жидкости.
- Все прочие датчики отказывают не чаще, чем любая другая электроника, причинами могут стать естественное старение компонентов, влага и коррозия. Как всегда, особое внимание проводке.
При отказе система самодиагностики высветит соответствующую лампу на приборной панели. Ездить без ESP очень нежелательно, поведение машины станет непривычным, а с самыми мощными двигателями водитель может просто не справиться с управлением.
Ехать нельзя!» src=»https://www.youtube.com/embed/bxTVbsrfBXs?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Плюсы и минусы
Все достоинства системы понятны из описания её действий в критических ситуациях. Она спасёт автомобиль, когда уже ничто другое ему не поможет.
Более того, при быстрой езде иногда неопытные водители в независимых тестах опережали автоспортсменов, у которых такой системы не было. Не стоит на это надеяться, но ESP умножает способности водителя, если конечно они не нулевые.
Но случаются и неприятные ситуации.
- В самых тяжёлых случаях ESP неэффективна, у колёс уже нет сцепления с дорогой, а нестандартным приёмам опытного водителя она не обучена.
- Пока плохо проработаны алгоритмы управления тягой двигателя, особенно её добавления на передне- и полноприводных автомобилях. Хотя для тех же автоспортсменов это азы, без которых на дороге им нечего делать.
Но автоматизации такие приёмы поддаются с большим трудом.
- Иногда система неверно понимает хаотичное вращение руля неопытным водителем. По заложенной в неё логике безопасности, упрощенно говоря, она должна подчиняться человеку, способности которого ей неизвестны. Поэтому радикально действовать, отстранив его от управления, ESP пока не имеет права.
Для борьбы с недостатками существует одно средство – кнопка отключения ESP, имеющаяся на многих автомобилях. Пользоваться ею надо только когда точно известны последствия.
Хотя полностью система не отключается и в этом случае, просто существенно снижается порог её вмешательства.
Можно ли установить систему ESP на автомобиль с ABS
Теоретически возможно изменение конструкции автомобиля с добавлением в него функций ESP.
Для этого заменяется штатный контроллер ABS на такой же, но с новыми функциями, главный тормозной цилиндр, проводка, крепёжные детали, устанавливаются подходящие для данной модели дополнительные датчики и перепрошиваются программы управления. Работа достаточно сложная и дорогая.
Но необходимости в этом практически нет. Во-первых, система давно стала штатной и обязательной для всех новых автомобилей, а во-вторых вмешательство в конструкцию тормозной системы запрещено законодательно.
Ошибки в работе здесь могут непоправимо повлиять на безопасность, что даст эффект, противоположный желаемому. Это занятие лишь для неисправимых энтузиастов тюнинга автомобилей, которых единицы.
Всем остальным проще поменять автомобиль, если уж он настолько стар, что в нём отсутствует такая полезная система.
ESP — что это такое и как работает
Статистика автомобильных аварий на дорогах ужасает. При этом количество смертей и травм, которые превращают будущее водителей в настоящий кошмар, можно значительно снизить.
Электронное оснащение для обеспечения транспортных средств курсовой устойчивостью активно развивается с 90-х гг. 20-го века, но далеко не один владелец транспортных средств по-прежнему считает ESP факультативным компонентом и неохотно внедряет в свою жизнь.
Что такое ESP, для чего нужна в машине?
Когда происходят аварии, и нередко с трагическим исходом, часто можно услышать: на автомобиле отсутствовала/была неисправна система ESP?
Давайте рассмотрим функции ESP и что это за система по своей сути.
Аббревиатура ESP расшифровывается как Electronic Stability Program. В русскоязычном пространстве термин употребляется в нескольких вариантах:
- электронный контроль устойчивости,
- динамическая стабилизация авто,
- система поддержания курсовой устойчивости,
- противозаносная система,
- система курсовой устойчивости.
Под контроль берутся:
- Занос, боковое скольжение автомобиля – нарушения движения машины вдоль продольной плоскости колёс.
Занос возникает в ситуациях, когда воздействующая на колёса боковая превышает силу сцепления шин с дорожным полотном.
- Курсовая устойчивость – устойчивость транспортного средства при потере сцепления с дорогой.
Результаты исследований свидетельствуют: оснащение машины средствами электронного контроля устойчивости способно уменьшить уровень аварий с заносом на 80%, а если машина всё же попадает в ДТП, то существенно снижается количество смертельных исходов.
У большинства машин система известна именно как ESP. Это торговая марка, запатентованная компанией Robert Bosch GmbH. Системы стабилизации, известные именно как ESP, активно ставятся на автомобили Mercedes Benz, Opel, Volkswagen, Peugeot, Nissan, Renault, Saab, Scania, Smart, Suzuki, Jaguar, Chrysler Jeep, Kia.
Однако есть и системы, которые очень схожие по своей сути, но имеющие иные названия, например,
- DSC (Dynamic Stability Control). Система под таким названием стоит на ряде автомобилей BMW (BMW M3, BMW M5, BMW X5 M).
- VSA (Vehicle Stability Assist). Такая система монтирована на автомобилях Honda и Hyundai.
- IVD (Interactive Vehicle Dynamics). За таким наименованием – система курсовой устойчивости на автомобиле Ford.
Решения работают на единые глобальные задачи. Но у каждой системы есть свои настройки, технические решения, адаптированные под различные условия вождения.
У некоторых машин (ставится, главным образом, на внедорожники и кроссоверы) кроме базовой системы для контроля курсовой устойчивостью при заносах, есть отдельные системы для контроля за опрокидыванием (RSC – Roll Stability Control, AdvanceTrac). Системы работают вместе. Но одна ориентирована именно на контроль за заносами, другая – за опрокидыванием.
Необходимость в контроле не только за заносами, но и опрокидыванием особенно актуальна для авто с большой высотой центра тяжести. Как правило, это касается тяжелого коммерческого транспорта (грузовиков).
У машин с адаптивным круиз-контролем дополнительно может быть реализована опция мониторинга и оценки рисков предотвращения столкновения с иным транспортным средством (Braking Guard), у автопоездов с тягово-сцепным устройством – за так называемым рысканием прицепа (непредсказуемым изменением курса прицепа вправо или влево при движении автопоезда).
Плюсы и минусы
На ряд современных моделей транспортных средств система ставится уже самими автопроизводителями по «умолчанию», на ряд машин их владельцы ставят системы как дополнительное оборудование.
Чтобы понять для чего устанавливать оборудование, сфокусируемся на его плюсах:
- Электроника способна реагировать на непредвиденную ситуацию быстрей, нежели водитель, какая бы внимательность ему ни была присуща. Начало заноса определяется за миллисекунды, и система тут же начинает автоматически принимать меры после начала процесса. В частности, активируется тормозное усилие на нужных колёсах.
- Даже при езде на быстрой скорости существенно упрощается прохождение поворотов.
- Система ESP обеспечивает идеальные условия для того, чтобы в нужный момент притормаживать каждое колесо транспортного средства по отдельности.
- Система обеспечивает расширенный контроль целого комплекса параметров (угла поворота рулевого колеса, тормозного крутящего момента, крутящего момента двигателя, поперечного ускорения, скорости при повороте машины вокруг собственного центра масс, скорости транспортного средства при заблокированном колесе).
- Экономия расхода топлива. Энергия затрачивается только при поворотах, изменении направления.
Не секрет, что на управляемость авто напрямую влияют конструкция рулевого механизма, углов развала и схождения колёс, шкворня, но чем более скоростным становится движение (а с развитием автодорог это естественно), тем больше и потребность в ESP.
Однако, увы, без минусов тоже не обойтись:
- Если водитель ранее ездил без ESP и привык к тому, что для выхода из заноса нужно поддать «газа», теперь он будет сталкиваться на дороге с постоянными «разрывами шаблона». Он будет действовать, как и прежде, а электроника будет ему сопротивляться, «душить» движок.
- Далеко не всегда эффективно система работает на грунтовых дорогах. Но тут важно обращать внимание на общее оснащение авто. Как правило, если дополнительно есть антипробуксовочная система, то проблему можно нивелировать. То есть, чтобы ликвидировать этот минус, систему ESP нужно поддержать.
В идеале на машине должен стоять полный комплекс средств активной безопасности, который включает несколько систем: контроля курсовой устойчивости, дифференциала, антиблокировочную систему тормозов и антипробуксовочную систему.
- Некоторые водители, пересаживаясь на машину с оборудованием, где всё подконтрольно электронике, излишне расслабляются. Доверяя контроль за заносами на дорогах, они излишне теряют бдительность и плохо следят за дорогой. Особенно беспечно доверять свою безопасность исключительно автоматике на езде при высоких скоростях и в морозное время года (при наледи на дорожном полотне).
Устройство ESP и принцип работы
В базовое устройство входят следующие элементы:
- Входные датчики. Отвечают за фиксацию как действий водителя, так и параметров машины. Все эти данные мгновенно трансформируются в электрические сигналы. Датчики быстро реагируют на изменение давления в тормозной системы, частоту вращения колёс, скорость авто, ускорение (поперечное и продольное), угол поворота руля.
Классическая система курсовой устойчивости обязательно снабжена такими датчиками, как:
- Датчики скорости вращения колеса бесконтактным способом посредством магнитных полей. Бывают двух видов: пассивные (индуктивные) и активные датчики, которые известны также как датчики Холла). Активные датчики современные производители автокомпонентов устанавливают чаще, чем интуитивные. Кроме скорости они также способны реагировать на момент остановки колеса, определять направление их вращения.
- Датчики скорости рыскания. Анализирует движения транспортных средств вокруг своей вертикальной оси.
- Датчики поперечного ускорения.
- Датчики угла поворота рулевого колеса. В фокусе этих инструментов – положение руля. Результаты измерения этого датчика для системы особенно ценны вместе с данными скорости вращения колёс.

В зависимости от вариации системы в комплекс также могут входить устройства для удаления влаги с тормозных дисков, предотвращения опрокидывания, столкновения. У некоторых систем присутствует гидравлический усилитель тормозов. Посредством шины данных возможен обмен данными между блоком управления ESP и двигателем. За счёт этого можно быстро снизить крутящий момент при случайном ускорении.
Что делает система ESP?
- При резких маневрах, поворотах, которые потенциально могут привести к заносу, движении накатом включается автоматика.
- Система уменьшает крутящий момент на ведущих колесах.
- Каждое колесо приобретает автономное управление и может отдельно затормозить. Уменьшается как скорость движения транспортного средства, так и действие сил в поперечном направлении.
- В передаче команд к тормозной системе участие принимает модулятор АБС. Именно он задаёт нужное давление в тормозной системе автомобиля.
Алгоритм срабатывания устройств формируется индивидуально. На него влияют три группы факторов:
- Что происходит с транспортным средством?
- Какие параметры изменяются?
- Какой у автомобиля привод? Передне-, задне-, полноприводные автомобили при заносе ведут себя абсолютно по-разному.
В зависимости от ситуации на дороге, техпараметров и типа привода активируются одна или несколько следующих функций:
- Изменение крутящего момента двигателя.
- Подтормаживание колёс.
- Изменение угла поворота колёс.
- Изменение степени демпфирования амортизаторов.
Отдельно стоит отметить, как работает ESP при пробуксовке во время разгона. Если она чрезмерная, система начинает её компенсировать.
Это возможность за счёт совместной работы ESP и ABS (антиблокировочной системы торможения). Активная система безопасности берёт во внимание специфику вращения транспортного средства вокруг вертикальной оси, скорость вращения колёс.
Как пользоваться ESP в машине?
- Для включения системы ESP, как правило, достаточно нажать кнопку “ESP OFF” и убедиться в том, что индикатор “ESP OFF” погас. Но такой механизм – не аксиома для всех транспортных средств. Например, у некоторых кроссоверов Hyundai за счёт единичного нажатия на кнопку можно деактивировать только пробуксовочную систему, а для выключения ESP требуется повторное нажатие с удержанием (не менее 3 секунд).
- Если ESP – в активном рабочем состоянии, при запуске двигателя вы услышите щелчок. Он как-раз свидетельствует о том, что ESP готова к выполнению контроля за машиной.
- Динамическая стабилизация авто адаптивна. Можно самостоятельно выполнить настройки относительно тех или иных параметров. Зачем это нужно? У каждого водителя – своя манера вождения, кто-то ездит только по городским асфальтированным дорогам, а кто-то и по качественному асфальтированному полотну, и по грунтовке. И есть возможность подстроиться к чувствительности датчиков к конкретным маневрам при движении.
- Для того, чтобы получить от системы максимальную отдачу, нужно регулярно следить и при необходимости регулировать сенсор угла поворота руля. С помощью современных диагностических комплексов сделать это совсем несложно. Но главное, не забывать это делать каждый раз при ремонте узлов, которые влияют на ESP. Так, например, если вы заменяли руль, нужно каждый раз делать поверку и при необходимости приводить систему к исходным параметрам.
Как и когда отключать ESP
Казалось бы, если ESP чрезвычайно полезна для обеспечения безопасности при вождении и работает на минимизацию рисков, связанных с аварией, то зачем её отключать.
Но автопроизводители сконструировали систему таким образом, что её в любой момент можно отключить.
Когда это актуально? Прежде всего, при езде по очень плохим дорогам или вовсе бездорожью:
- Склону, покрытого наледью,
- Сухому песку,
- Глубокому снегу.
Если в таких условиях включить ESP, весь потенциал автомобиля никак нельзя будет задействован по полной.
Для деактивации системы применяется 4 способа:
- Выключение кнопки.
- Извлечение предохранителя (плавкой вставки предохранителя). В этом случае будьте готовы к тому, что индикатор может дать сигнал о неисправности системы.
- Отсоединение колёсного датчика ABS.
- Демонтаж разъема с центрального блока АБС.
Наиболее простой способы 1, но, если кнопка не работает? стоит воспользоваться вариантами 3 или 4. Технически это тоже несложно, но перед выполнением работ требуется обязательно обеспечить разъём от влаги, пыли.
Часто задаваемые вопросы
Причины включения лампы ESP
Если включилась лампа, то причин быть может только две:
Водитель сознательно отключил систему.
Устройства или одно из устройств ESP вышли из строя.
Кстати, если причина в сбое работы ESP, дело – не только в электронике. Причина может быть и в механических неисправностях из-за поломок или неграмотного сервиса. Яркий пример: водитель при замене колеса поспешил и выбрал колесо другой размерности.
По этой причине в ремонтных работах могут быть задействованы автомехатроники, автомеханики, автоэлектрики, шиномонтажники.
Можно ли ездить с неисправным ESP?
Теоретически езда с неисправным ESP возможна. Это не вышедшие из строя тормоза, руль или коробка передач. Для ряда транспортных средств ESP – по-прежнему факультативное оборудование.
Но если ESP вышла из строя? Важно помнить: систему нужно отключить (как это сделать, указано выше). Иначе датчики могут передать блоку управления некорректные данные, и вместо того, чтобы уберечь себя от неприятностей, легко «наградить» себя ими.
Некоторые владельцы авто боятся ехать с неисправной ESP в Европу, ссылаясь на то, что она там обязательна. Но картина немного другая: в странах Евросоюза запрещены новые автомобили без ESP, а не езда на авто с нерабочей системой.
Так что здесь законодательство касается больше автопроизводителей, а не водителей.
Есть ли смысл переплачивать за ESP при покупке нового авто?
Некоторые покупатели машин считают приобретение транспортных средств с ESP непозволительной для себя лишней роскошью. Они не то, чтобы против такой системы. Ими, скорей, правят такие соображения: «Сейчас денег и так в обрез, авто куплю сейчас, а о контроле курсовой устойчивости можно будет позаботиться потом. Ведь оборудование, которое предлагается для дооснащения, всегда есть в свободной продаже».
Но здесь есть два подводных камня:
- Провести дооснащение машины электрооборудованием – всегда дороже. При включении ESP в комплектацию авто изначально она обходится для потребителя дешевле.
- Есть риски несовместимости. Разными могут оказаться, к примеру, блоки управления и гидроблоки. На практике такое случается нередко.
Можно ли установить на автомобиль с ABS систему ESP?
В теории установить систему ESP на авто с ABS можно, но заниматься такой процедурой должен только высококвалифицированный специалист, который сможет адекватно оценить совместимость устройств, софта в блоках управления.
Надстройка, установка в «кустарных» (гаражных) условиях чревата тем, что некорректно будет работать как ABS, так и ESP.
Идеальный вариант – обращение в крупный центр, где есть оригинальные автозапчасти, работают опытные автомехатроники и электрики, которые проведут диагностику и грамотно выполнят установку оборудования.
Различаются ли ESP на авто разных классов?
Несмотря на то, что у всех ESP – схоже устройство, в зависимости от класса автомобиля (бюджетные среднеразмерные авто, автомобили бизнес-класса, коммерческий транспорт) может отличаться как электроника, так и механика. Поэтому диапазон цен на ESP – очень большой.
У таких решений отличается опционал. У машин премиум-класса, например, присутствует автоматическая просушка тормозов.
У бюджетных решений нет «подстройки» под стиль вождения, а у систем премиум-класса есть. Можно выбрать и настроить оборудование на обычную, агрессивную езду, движение «привязанное» к максимально высокому уровню безопасности.
Достаточно большой выбор модификаций ESP – и в зависимости от грузоподъёмности, целевого назначения транспортного средства.
- Для седельных тягачей (автопоездов). Выпускаются системы для автопоездов с разным количеством прицепов, с оснащением и без оснащения ABS.
- Для грузового транспорта с кузовом. Здесь ESP активно комбинируется с системами против опрокидывания.
- Решения для грузовиков с малой высотой и высоких или сильно загруженных автомобилей: бетономешалок, лесовозов, в том числе специальные модели для лесовозов с закрепленным краном.
Нужно ли отключать ESP на бездорожье?
На бездорожье от функции курсовой устойчивости рекомендуется отказаться. Ведь в этом случае нужна особая мощность. И, если не отключить ESP, её получить будет невозможно.
Более того, возникают риски застрять. В случае, если проблема уже произошла, а ESP, не была отключена, деактивировать систему важно при первой же возможности.
Нужно ли отключать ESP летом?
Всё зависит от того, какая дорога:
- Если мокрая, но ровная, то стабилизация курсовой устойчивости необходима. Это важный компонент безопасности.
- Если дорога скользкая, но в гору, ESP, к сожалению, не поможет. Лучше использовать весь потенциал и при этом аккуратно ехать на небольшой скорости.
Обратите внимание: системы безопасности, датчики систем автомобиля, разновидности, принцип работы, способы проверки, а также сигналы, способы их измерения, анализ входят в программы обучающих курсов «Автоэлектрик. Технологии диагностики, обслуживания и ремонта электрооборудования автомобилей» (полный, дистанционный и курс самостоятельного обучения) на платформе ELECTUDE.
Что такое ESP в автомобиле?
За прошедшие годы было достигнуто много достижений в области безопасности дорожного движения. Наряду с механическими («пассивными») устройствами безопасности — например, дугами безопасности, зонами деформации и улучшенными составами шин — существуют «активные» системы, обычно управляемые бортовой электроникой. Это включает в себя то, что называется электронной программой стабилизации или ESP, которую часто называют просто «контроль устойчивости».
ESP — это специальный набор электроники, предназначенный для предотвращения столкновений. Он делает это, активируя системы, которые могут вернуть своенравный автомобиль под контроль. Датчики вокруг автомобиля — обычно прикрепленные к колесам и рулевому управлению, но в наши дни часто подкрепленные такими вещами, как камеры и мониторы угла рыскания / крена — следят за поведением автомобиля каждую долю секунды и могут взять на себя управление, когда автомобиль компьютер обнаруживает, что он может вот-вот заскользить.
Однако автопроизводители подчеркивают, что ESP — это вспомогательная система, и на нее нельзя полагаться, чтобы помочь водителю избежать неприятностей. В то время как может помочь предотвратить вращение, он не может полностью смягчить аварии, вызванные плохим ожиданием или действиями со стороны водителя.
Как работает ESP?
Автомобильная система ESP вмешается, если обнаружит, что автомобиль не движется в направлении, указанном колесами. Это вмешательство может произойти независимо от того, поворачивает ли автомобиль больше (избыточная поворачиваемость) или меньше (недостаточная поворачиваемость), чем рулевое управление водителя, и его вмешательство должно быть обнаружено водителем либо по ощущениям с места водителя, либо по мигающему свету на рулевом колесе. приборная панель.
При активации ESP притормаживает передние или задние колеса, а в современных системах — каждое колесо в отдельности, чтобы восстановить сцепление с дорогой и привести автомобиль в соответствие с направлением, в котором поворачиваются колеса. В некоторых автомобилях есть системы, которые также снижают мощность двигателя, чтобы добиться того же результата.
В некоторых сценариях — например, при движении по трассе в спортивном автомобиле — ESP может быть помехой, поскольку опытные водители иногда могут захотеть вызвать потерю сцепления с дорогой, поэтому многие автомобили предлагают возможность отключения ESP. обычно с помощью кнопки на приборной панели. Чтобы отключить ESP, часто требовалось удерживать кнопку нажатой в течение нескольких секунд, чтобы водители не отключили ее по ошибке. В выключенном состоянии на приборной панели загорится сигнальная лампа.
Крайним случаем, когда водитель может захотеть отключить ESP, является «дрифтинг» (который раньше назывался пауэрслайдингом). Проще всего это сделать в автомобиле с задним приводом, когда водитель намеренно поворачивает задние колеса в повороте и в то же время противодействует повороту (руление в направлении, противоположном повороту, также известном как «обратная блокировка»), чтобы предотвратить полный спин.
Система ESP противодействует этому, задействуя тормоза и, возможно, снижая мощность двигателя, чтобы вернуть автомобиль в курс дела, что делает невозможным дрифтинг при включенной ESP.
История ESP
Первые электронные системы безопасности появились в Японии и Германии в конце 1980-х и 1990-х годах, как правило, на моделях класса люкс. Эти системы вскоре были преобразованы в более продвинутые настройки, которые мы видим сегодня, а некоторые производители предлагают системы (обычно в более спортивных моделях), которые можно настроить в соответствии со вкусом водителя.
ESP стала важным устройством в обеспечении безопасности дорожного движения, настолько, что с ноября 2011 года все новые автомобили, продаваемые в Европейском союзе, теперь должны быть оснащены системой ESP в стандартной комплектации, чтобы соответствовать одобрению типа.
Что делать, если контрольная лампа ESP продолжает гореть
Если на приборной панели загорается лампа ESP, а вы ее не выключили, возможно, это неисправность. Попробуйте нажать кнопку на приборной панели, чтобы убедиться, что при этом снова включается ESP. Если это не поможет, возможно, система неисправна, и вам нужно проверить ее в гараже.
Несмотря на то, что с 1 ноября 2014 года в Европе запрещено продавать новые легковые автомобили и легкие коммерческие автомобили без системы ESP, не существует закона, согласно которому автомобиль без нее непригоден для эксплуатации, поскольку это означало бы, что все классические автомобили без системы ESP будут объявлены вне закона. .
Однако в Приложении 6 Правил дорожного движения, посвященном техническому обслуживанию и безопасности транспортных средств, говорится: «Не игнорируйте предупреждающие знаки, они могут указывать на развитие опасной неисправности».
И когда ваш автомобиль будет проходить техническое обслуживание, тестер проверит наличие сигнальных ламп, в том числе сигнальных ламп электронной системы стабилизации. Они будут специально проверять, работает ли сигнальная лампа, а также искать отсутствующие, поврежденные или неправильно отремонтированные или модифицированные компоненты и электрическую проводку, связанную с системой, например, отсутствующий переключатель ESC, ненадежный или неисправный.
Другими словами, не вмешивайтесь в работу системы ESC, если она установлена, и если сигнальная лампа продолжает гореть, как можно скорее отдайте ее на проверку квалифицированному механику.
Статьи по теме
- Узнав, что означает ESP в автомобиле, вам может быть интересно узнать, что такое синтетическое электронное топливо и как Porsche надеется использовать его в будущем для классических автомобилей и гоночных автомобилей.
- Законны ли номерные знаки 3D и 4D в Великобритании?
- Смотрите телепередачи и фильмы в беспилотных автомобилях в соответствии с изменениями Правил дорожного движения… но использование телефона по-прежнему будет незаконным
Последние статьи
Что делать, если загорается индикатор ESP?
Современные автомобили имеют много отдельных систем, работающих в унисон, что не только повышает эффективность транспортного средства, но и делает их более безопасными в управлении, чем их предшественники. Одной из таких систем является ESP, которая срабатывает, когда автомобиль чувствует, что происходит экстремальный маневр рулевого управления.
Вы должны заметить, что при таких обстоятельствах загорается индикатор, но он также может загореться или начать мигать во время обычного вождения. Как правило, это указывает на наличие проблемы с автомобилем, связанной с ESP, от неисправности одного из датчиков до неправильной работы основного компонента.
Ниже мы рассмотрим, что такое ESP, как она работает и каковы потенциальные проблемы, если на приборной панели загорится индикатор.
Что такое ESP?
Система ESP обычно называется по-разному в зависимости от производителя, но для Mercedes она остается просто ESP. Это расшифровывается как Electronic Stability Program и представляет собой умную электронную систему, встроенную во все новые автомобили, обеспечивающую большую степень безопасности в экстремальных условиях на дороге. Водители смогут увидеть, когда сработает система ESP, благодаря загорающемуся индикатору на приборной панели.
Если по какой-либо причине вам нужно затормозить машину, движущуюся по автомагистрали, или резко повернуть, система ESP сработает, чтобы компенсировать действия водителя. Это может включать использование антиблокировочной тормозной системы (ABS) или системы контроля тяги (TCS) для компенсации и удержания автомобиля на дороге при экстремальном маневрировании.
Как он предупредит вас, если с ESP что-то не так?
Хотя индикатор ESP обычно загорается, когда система используется в экстремальных условиях вождения, он также может загораться, когда чувствуется, что в системе возникла неисправность. Обычно на это указывает свет, который горит все время или вместо этого мигает и выключается.
Первое, что нужно проверить, это то, что вы случайно не нажали переключатель ESP, который включает и выключает функцию. Это легко допустить ошибку, и вы можете избежать ненужной поездки в гараж, если вы можете просто снова включить функцию. Единственный случай, когда вам не нужно, чтобы ESP функционировала, — это когда вы гоняете по замкнутой трассе, а не по дороге общего пользования.
Что случилось с вашим автомобилем?
Если проблема не в том, что вы отключили систему ESP, то непрерывный или мигающий свет может указывать на незначительную или серьезную проблему с автомобилем. Однако это может быть неочевидно с самого начала, поэтому на всякий случай необходимо будет проверить его у механика.
Наиболее распространенные проблемы, связанные с загоранием индикатора ESP, включают следующее:
— Выключатель стоп-сигналов
— Датчик колеса ABS
— Низкое напряжение аккумулятора
— Модуль ABS
— Датчик угла поворота рулевого колеса
Хотя большинство этих компонентов относительно недорогая замена (за исключением модуля ABS), стоит убедиться, что система работает эффективно, так как вы никогда не знаете, когда она будет задействована. Мы рекомендуем проверить его как можно скорее, если вы чувствуете, что индикатор горит в течение длительного периода времени. Если вам нужно осмотреть свой Mercedes или вам нужно провести техническое обслуживание, получите предложение, заполнив нашу простую форму здесь.