Рубрики
Разное

Шкода чье производство страна: страна производитель, чье производство Skoda

Содержание

Время и стекло – Картина дня – Коммерсантъ

Можно с уверенностью сказать, что вместе с пивом и хоккеем в десятку предметов и понятий, с которыми у нас ассоциируется Чехия, обязательно войдет чешское стекло и автомобили марки Skoda. Представители компании из Млады-Болеслава, кстати, постоянно подчеркивают, что граненые кузова и хрустальные фары их машин — отражение чешских стекольных традиций. А принципы ведения хозяйства наследуют принципам старых мануфактур из этих же краев.






Предыдущая фотография




Фото:
Skoda




Фото:
Skoda




Фото:
Skoda




Фото:
Skoda




Фото:
Skoda




Фото:
Skoda




Фото:
Skoda




Фото:
Skoda




Фото:
Skoda




Фото:
Skoda




Фото:
Skoda




Фото:
Skoda




Фото:
Skoda




Фото:
Skoda






Следующая фотография


1
/
14


Фото:
Skoda


Фото:
Skoda


Фото:
Skoda


Фото:
Skoda


Фото:
Skoda


Фото:
Skoda


Фото:
Skoda


Фото:
Skoda


Фото:
Skoda


Фото:
Skoda


Фото:
Skoda


Фото:
Skoda


Фото:
Skoda


Фото:
Skoda

Валерий Чусов, фото Skoda

В апреле этого года случилась круглая дата: четверть века назад Volkswagen приобрел 31% акций Skoda. В этой интернациональной семье чешское предприятие чувствует себя довольно уверенно и совсем не выглядит бедной родственницей. В начале 1990-х Skoda выпускала только одну модель, а теперь расширила гамму до семи — от сверхкомпактной Citigo до солидного Superb — и вскоре добавит к ним еще и кроссовер среднего класса.


Фото: Skoda

История Skoda — непростая, но какая-то очень оптимистичная. Как и сама Чехия, которая своими нарядными городками и уютными пейзажами оставляет ощущение повседневного праздника. Что не помешало этой стране создать мощную промышленность, причем самую разнообразную. Рожденные в СССР могут помнить обувь марки «Цебо» — в теории должно быть «Чебо», то есть «Ческе боты», но галочка над «С» потерялась — продукцию национализированных обувных фабрик ныне всемирно известного концерна Bata. Трамваи Tatra до сих пор работают на линиях во многих бывших соцстранах. Одной из причин интереса фюрера к Чехословакии был не только судетский вопрос, но и развитое машиностроение: страна была одним из европейских лидеров в производстве транспорта и вооружений. При этом с металлургическими заводами и предприятиями по выпуску локомотивов, автомобилей, пушек и танков, а позже — тепловозов и атомных реакторов уживается почти ручное производство знаменитого чешского стекла.

Самая старая стеклодувная мануфактура Чехии в местечке Новый Свет рядом с городом Гаррахов работает уже более 300 лет, она старше, чем знаменитый французский завод Baccarat. И возможно, является старейшим из ныне существующих стекольных производств в Европе. В Чехии вообще очень сильны традиции, и одна из них — стремление хорошо работать, несмотря ни на что. Именно в этом и есть секрет успеха Skoda.

По буквам латинского алфавита

Правда, в отличие от стеклодувов в Гаррахове, которые до сих пор делают все вручную, на Skoda предпочитают современные технологии. Конечно, приятно пользоваться продуктами ручного труда, но если бы автомобилестроители придерживались этих традиций, то машину пришлось бы ждать несколько месяцев и заплатить за нее стоимость нескольких квартир.

Именно так дело обстояло с первыми автомобилями, которые изготовил концерн Skoda, — это были шикарные французские модели Hispano-Suiza H6B, стоимость одного только шасси с двигателем составляла 140 000 крон. На эти деньги тогда можно было купить пару небольших домов. И еще столько же стоил кузов. Всего было выпущено сто лицензионных Hispano-Suiza, и это была единственная модель, которую Skoda выпускала по лицензии. Собственно, к «настоящему» автомобильному производству Skoda, чье 120-летие компания отпраздновала в прошлом году, эта история почти не имеет отношения. Дело в том, что лицензию концерн Skoda приобрел в 1924 году, а в 1925-м в его состав вошла автомобильная компания Laurin & Klement, основанная в 1895-м в Млада-Болеславе, и нынешняя Skoda Auto является наследником и преемником традиций компании Вацлава Лаурина и Вацлава Клемента. В память о первых тридцати годах истории Skoda топовые версии ее моделей носят обозначение Laurin & Klement.


Фото: Skoda

Лаурин и Клемент начали в 1895 году с производства велосипедов. В 1899 году сделали свой первый мотоцикл, а в 1905-м — автомобиль под не очень оригинальным, но информативным названием Voiturette A. C французского можно перевести как «легковушка А». Успех не заставил себя ждать, причем машины пользовались спросом не только в Австро-Венгрии, частью которой тогда была Чехия, но и за рубежом. В том числе и в России, куда уходило до трети продукции. Laurin & Klement стала крупнейшим автопроизводителем Австро-Венгерской империи и выпускала не только легковые модели, которые без затей именовала по буквам латинского алфавита, но и гоночные. К концу Первой мировой войны начался выпуск грузовиков. А вот после разделения Австро-Венгрии появились проблемы: на территории Чехии осталось более двух третей промышленности бывшей империи, конкуренция была очень сильной, да тут еще пожар в 1924 году, который уничтожил значительную часть оборудования… В итоге в 1925 году компания стала частью концерна Skoda.


Не стоит жалеть

Пожары случались и в истории стекловарни в Гаррахове. Трижды предприятие серьезно страдало от огня, но каждый раз восстанавливалось. Правда, в отличие от Skoda, последний пожар на стекловарне случился уже после перехода к новым хозяевам, в 1946 году. Именно то, что предприятие было национализировано, и спасло его от закрытия — огонь уничтожил производственный цех и административные помещения, включая архив. По просьбе рабочих сам Клемент Готвальд отдал указание начать строительство нового производства.

А прежнего хозяина не стоит жалеть: он пробыл владельцем чуть больше двух лет и выкупил предприятие у графа Гарраха за 300 000 рейхсмарок, в несколько раз дешевле реальной стоимости. Будучи директором фабрики, он воспользовался своими связями в администрации протектората Богемия и Моравия, как с 1938 года называлась оккупированная Германией Чехия. Стекловарню миновала участь других предприятий протектората, которые были вынуждены выпускать военную продукцию, — производили здесь роскошную посуду и декоративное стекло, хотя был готов проект по изготовлению призм для танковых прицелов и стеклянных деталей для мин.

На государственной службе

Skoda в 1945 году также была национализирована и довольно быстро приступила к выпуску автомобилей, хотя в конце войны завод в Млада-Болеславе был почти полностью разрушен бомбардировками союзников. Первой послевоенной продукцией стала небольшая Skoda 1101, представлявшая собой модернизированную довоенную модель. Также было выпущено 62 роскошных Superb — тоже довоенной разработки. Эти машины отправились на государственную службу.

Наследником Superb стала модель VOS — сокращение чешских слов, означающих «Государственный спецавтомобиль», — с 5,2-литровым двигателем, бронированным кузовом и уникальным для тех времен оборудованием — кондиционером! Тут ЧССР обошла даже «старшего брата» — в Советском Союзе кондиционер появился на правительственных ЗИЛах лишь через девять лет. Впрочем, объем выпуска VOS сопоставим с производством ЗИЛов: за три года было сделано всего 107 машин.

«Железный занавес» при всех его недостатках стал одним из стимулов для развития автомобильной промышленности в социалистическом блоке. Но если румынская Dacia, югославская Zastava, польские Fiat и советская Lada появились при участии производителей из лагеря идеологического противника, то Skoda развивалась полностью самостоятельно. И при этом всегда была готова к нестандартным решениям. Например, универсал Skoda 1202 имел не пять, как обычно, а четыре двери: одну слева, две справа и дверь багажника сзади.

В 1964 году началось производство Skoda 1000 MB. Это была первая Skoda с несущим кузовом и заднемоторной компоновкой. Модель оказалась настолько удачной, что заднее расположение двигателя стало фирменным решением марки на следующие 25 лет. Учитывая, что другая чешская марка, Tatra, по традиции использовала только такую компоновку еще с довоенного периода, заднее расположение двигателя стало национальной особенностью чешских легковых автомобилей. Надежные и недорогие Skoda пользовались популярностью и за рубежом, так что марка обрела известность во всей Европе. Проникновение на высококонкурентные западные рынки помогло существованию в гамме Skoda совершенно несоциалистических моделей с открытым кузовом или купе-хардтоп без центральной стойки.

Осталась река

Любовь и вкус к хорошей жизни способствовали и процветанию стекольных заводов — изысканные бокалы и вазы ручной работы, конечно, роскошь, но куда более доступная, чем автомобиль. Правда, завод графов Гаррахов был включен в структуру крупных госпредприятий и не использовал свой собственный бренд, так что, в отличие от Skoda, это знаменитое некогда имя постепенно стали забывать.

Хотя развитие не прекратилось. Когда-то стекловарни ставили в горах ради близости к месторождениям кварцевого песка, свинца и, главное, по причине наличия вокруг лесов, которые служили источником топлива. С 1952 года в Гаррахове отказались от производства хрусталя с добавкой свинца, сосредоточившись на высококачественном богемском стекле с добавками натрия и калия. К 1971 году стекловарня перешла на использование природного газа вместо генерации газа из дров. Одним из немногих традиционных источников энергии осталась река — от погруженного в нее колеса приводились абразивные диски, которые используются для нанесения на стекло резьбы. Но и их теперь вращает электропривод.

В 1993 году стекловарня сменила владельца в третий раз — его выкупил у государства Франтишек Новосад, и теперь компания называется Novosad a syn. Чтобы увеличить доходы, новый хозяин превратил свою фабрику в туристическую достопримечательность — добавил пивоварню и отель с пивным спа. А в музее при предприятии можно познакомиться не только с историей стекловарения, но и увидеть горные лыжи разных лет: Гаррахов и близлежащие городки — традиционный лыжный курорт, они расположены на склонах массива Крконоше, части Судетских гор. По словам местных жителей, здесь немало туристов не только из Чехии и Польши, но и из Австрии: их привлекает не только возможность попробовать горы, на которых они еще не бывали, но и сравнительная дешевизна отдыха в Чехии по сравнению с родными для них Альпами.


Фото: Skoda

На горных дорогах

Skoda тоже модернизируется и стремится расширить свое предложение. Правда, теперь чешские автомобили, в отличие от моделей 80-х годов, привлекают не простотой и доступностью: новая Octavia, например, заметно выросла в размерах и теперь стала одним из самых крупных и просторных представителей класса С. А Superb хоть формально и считается моделью класса D, по размерам вполне сопоставим с автомобилями классом выше.


Фото: Skoda

В ближайшее время Skoda обещает поразить нас снова, и опять своим движением вверх по «классовой» лестнице: на автосалоне в Женеве в этом году был показан кроссовер VisionS. Это скорее прототип серийной модели, чем концепт, производство должно начаться во второй половине этого года. С этим автомобилем чешский производитель выходит в новый для себя класс: длина — 4,7 и ширина 1,9 м, три ряда сидений, совокупная мощность силового агрегата 225 л. с. — никакой скромности, сплошная забота о комфорте и даже где-то престиже. И пожалуй, именно в этом автомобиле новый стиль дизайна с острыми гранями стал особенно гармоничным. В таком масштабе он как раз сочетает нужную долю — нет, не агрессивности, но уверенности — с утонченностью и динамикой. Силовой агрегат гибридный, с возможностью подзарядки. Skoda не собирается пренебрегать современными трендами. Электромоторов здесь два: один работает вместе с бензиновым двигателем 1,4 л/156 л. с. впереди, а второй, мощностью 85 кВт, приводит заднюю ось.

Уверен, что на горных дорогах, ведущих к Гаррахову, этот автомобиль обеспечит водителю максимальное удовольствие.


Фото: Skoda

ретротест спорткупе Skoda Garde — журнал За рулем

Даже непонятно, чем эта машина заводит. Почему хочется ехать быстро и с огоньком? Непритязательное внешне, купе подкупает какой-то юношеской мускулистостью и собранностью. Да и заднемоторная компоновка здесь скорее достоинство, нежели архаизм.

Материалы по теме

Skoda Felicia — родстер эпохи социализмаПижон времен социализма: тест редчайшей SkodaПо Чехии на старых Шкодах: годы и секунды

Последний из массовых заднемоторных

Материалы по теме

Первые Rapid и Octavia — элитная Шкода времен социализма

Когда в 1964 году после масштабной реконструкции завода в Млада Болеславе, направленной на значительный рост производства, с его конвейера сошла первая заднемоторная и с несущим кузовом модель — Skoda 1000 MB, даже ее создатели наверняка не предполагали, что общая схема автомобиля проживет четверть века. Конечно, машины модернизировали — меняли дизайн, форсировали двигатели, но концепция была неизменной, и чехословацкие Шкоды, наряду с нашими Запорожцами и польским FIAT 126, по сути, стали последними в истории массовыми заднемоторными автомобилями. Спортивные суперкары в данном случае не в счет.

Последнее заднемоторное семейство седанов Skoda 105/120 стартовало в 1976 году. А в 1981‑м появилась традиционная для фирмы двухдверная версия спортивного типа. Фирма Skoda, кстати, была единственной на тот момент в странах социализма, делающей подобные автомобили — непрактичные и легкомысленные с точки зрения нужд неизбалованного покупателя.

Оригинальная крышка багажника обеспечивала удобный и безопасный доступ — с тротуара.

Оригинальная крышка багажника обеспечивала удобный и безопасный доступ — с тротуара.

Забавный квест: найди радиатор! Он прижат к решетке. Гораздо больше места занимает кожух, прикрывающий элементы тормозной системы.

Забавный квест: найди радиатор! Он прижат к решетке. Гораздо больше места занимает кожух, прикрывающий элементы тормозной системы.

Машине присвоили даже собственное имя Garde (по-чешски — «гвардия») и оснастили, конечно, самым мощным на тот момент двигателем. Не бог весть что: 1,2 литра, 54 л.с. Коробка передач — обычная для тех лет четырехступенчатая.

Важным отличием этого семейства от предыдущих стал радиатор системы охлаждения, перенесенный, наконец, вперед — в багажник. Конечно, пришлось тащить через машину шланги, зато значительно улучшилось охлаждение. Что особенно заметно при больших нагрузках.

Машина выглядела вполне современно — не хуже большинства европейских аналогов тех лет.

Производство Skoda Garde наладили на филиальном заводе в Квасинах, где традиционно делали спортивные модификации — родстеры и купе. Эта ярко-желтая машина, с которой мы и знакомимся, — 1982 года и практически в первозданном виде, если не считать нескольких дополнений в стиле «соцтюнинга» (спортивных противотуманок и довольно продвинутой по тем временам магнитолы).

ГВАРДИИ КУПЕ

Материалы по теме

Лучший способ сберечь нервы и деньги — подписаться на любимый журнал

Skoda Garde — купе, построенное на основе заднемоторного семейства Skoda 105/120, запустили в производство в 1981 году. Четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 1,2 л при 5200 об/мин развивал 54 л.с. Максимальный момент составлял 85,5 Н·м при 3250 об/мин. Машины комплектовали четырехступенчатой коробкой передач.

В 1982 году производство перевели на завод BAZ в Братиславе, а в 1984 году Garde переименовали в Rapid. С 1986‑го на Шкоду ставили двигатель рабочим объемом 1,3 л, мощностью 59 л.с. и пятиступенчатую коробку передач. В 1987‑м начали выпуск версии с 63‑сильным двигателем. Производство купе вели до 1990 года. Всего собрали 11 179 машин Garde и 33 455 машин Rapid.

Соцреализм

Материалы по теме

Рождение «зубилы»: как появился ВАЗ-2108 (и при чем тут Porsche)

Конечно, постоянно напрашиваются сравнения с нашей «восьмеркой». С поправкой, правда, на то, что ВАЗ‑2108 появился на пятилетку позже, и создавали его все-таки не в качестве спорткупе, а как семейный трехдверный хэтчбек. И тем не менее от сопоставлений не открутиться. Здорово было бы свести машины в очном поедин­ке, но пока в отношении «восьмерки» доверюсь памяти.

Skoda Garde

Skoda Garde

ВАЗ‑2108 с базовым мотором 1,3 литра был на 11 сил мощнее чешского и порезвее. Но и Skoda с её 54 силами едет на удивление энергично. Особенно если не лениться вовремя переключать передачи. Кстати, четкость работы рычага переключения тоже похожа на вазовскую. У «восьмерки» тяга идет вперед, у Шкоды — назад. Избирательность в обоих случаях — неидеальная (особенно по сравнению с Жигулями), но вполне сравнимая и в целом приличная.

Двигатель традиционно для социалистической Шкоды — сзади, но шланги системы охлаждения идут вперед через всю машину.

Двигатель традиционно для социалистической Шкоды — сзади, но шланги системы охлаждения идут вперед через всю машину.

Чешский «гвардеец» цепко держится за дорогу и при этом вовсе не вытрясает душу. Полностью независимые подвески Шкоды обеспечивают хороший комфорт даже на неидеальных участках. Усилителя руля нет, но он и не нужен. Некая небольшая тяжесть вовсе не напрягает, напротив — обеспечивает хорошее взаимопонимание между водителем и автомобилем.

Материалы по теме

Skoda 130 RS — ретротест «За рулем»

Даже управляемость Шкоды и ВАЗ‑2108 сравнимы. При том, что Шкода — заднемоторная, а «восьмерка» — переднеприводная. Но сравнимы в том смысле, что обе машины сконструированы грамотно, ведут себя понятно и предсказуемо, и для своего времени и своего класса в какой-то мере даже эталонно.

Ездить на Шкоде, чье поведение, в общем-то, близко к машинам классической компоновки, не сложно и даже интересно. Конечно, в быстрых поворотах, особенно на гравии, корму Шкоды начинает сносить. Но она делает это так деликатно и предсказуемо, что вертлявость не только не пугает, а даже по-мальчишески заводит. Конечно, степень этой вертлявости зависит от скорости, можно и переборщить. Тем не менее, очень захотелось попробовать Garde зимой. Может, когда-нибудь и получится. Все-таки два десятка лет, которые завод Skoda делал заднемоторные автомобили, даром для инженеров не прошли: конструкцию довели до очень приличного уровня.

Модный массивный руль, как и угловатая панель приборов, - в типичном для 1980‑х стиле.

Модный массивный руль, как и угловатая панель приборов, - в типичном для 1980‑х стиле.

В приборах переборщили со «спортивностью». Показания маленького спидометра с метками до 180 км/ч плохо различимы.

В приборах переборщили со «спортивностью». Показания маленького спидометра с метками до 180 км/ч плохо различимы.

Включатель звукового сигнала — в торце подрулевого рычажка указателей поворота.

Включатель звукового сигнала — в торце подрулевого рычажка указателей поворота.

Сейчас такие крутилки выглядят наивно, но от этого они не перестали быть менее понятными и удобными.

Сейчас такие крутилки выглядят наивно, но от этого они не перестали быть менее понятными и удобными.

Материалы по теме

Советские автомобили против иномарок — супертест к юбилею

У Шкоды и «восьмерки» есть и ещё одна общая черта — эстетика салонов очень похожа и отражает типичные стилистические решения начала 1980‑х: рационализм, но с претензией на некую монументальность. Пластиковая архитектура с довольно большим количеством сопряжений с точки зрения дизайна — вполне на европейском уровне тех лет. Однако по неровности зазоров, не всегда аккуратной подгонке элементов Skoda сродни, опять же, «восьмерке». Вдобавок чехи явно перемудрили с маленькими кругленькими приборами. Желая, видимо, добиться некой спортивности, сделали уж совсем мелкие, полуслепые циферблатики.

Но на этом купе вполне можно ездить и сегодня, даже получать некое удовольствие. И не надо никакой электроники, никаких ассистентов. Сюда бы только добавить кондиционер — этого достаточно. Правда, тогда 54 лошадям будет тяжеловато…

Как и положено спортивному купе, эта Skoda официально имела посадочную формулу 2+2.

Как и положено спортивному купе, эта Skoda официально имела посадочную формулу 2+2.

ВРЕМЯ ОТКРЫТИЙ

На базе Garde и Рапида, как и на основе ВАЗ‑2108, на Западе делали мелкосерийные кабриолеты. Существовала и своя, чешская, версия работы мастерской Metalex, известной гоночными и спортивными машинами. Открытые версии Шкоды делали также в ФРГ и Великобритании.

Кабриолет работы фирмы Metalex.

Кабриолет работы фирмы Metalex.

Британский вариант чехословацкой Шкоды.

Британский вариант чехословацкой Шкоды.

Немецкий кабриолет мастерской Heinzunger.

Немецкий кабриолет мастерской Heinzunger.

Постоянные и переменные

Материалы по теме

Иномарки в СССР: машины, которые нам не достались (а ведь могли!)

Начало 1980‑х — время противоречивое. Мир стремительно менялся: в музыке на смену року пришли диско и новая волна, изменилась архитектура, кино, да и автомобили.

Кстати, и Чехословакия, и СССР старались угнаться за мировым автопромом и во второй половине 1980‑х выпустили-таки совсем новые переднеприводные автомобили. Но в остальном в начале десятилетия гражданам стран соцлагеря мир казался прочным и стабильным. Правда, в 1982‑м в польском Гданьске ввели комендантский час, поскольку рабочие были не в восторге от очередного повышения цен. Зато в СССР приняли «Продовольственную программу», не увеличившую количество еды, зато куда более широко, нежели польские события, освещаемую в прессе. Но всё это недели на две померкло на фоне неожиданной кончины и пышных похорон престарелого советского генсека Леонида Брежнева.

Полностью независимые подвески обеспечивают хороший комфорт даже на неидеальных участках.

Полностью независимые подвески обеспечивают хороший комфорт даже на неидеальных участках.

Мощная накладка на решетку воздухозаборника — тюнинговое приспособление в стиле соцарта.

Мощная накладка на решетку воздухозаборника — тюнинговое приспособление в стиле соцарта.

Горловину бензобака, не мудрствуя, сделали снаружи — на заднем крыле.

Горловину бензобака, не мудрствуя, сделали снаружи — на заднем крыле.

Именно в 1982 году производство модели Garde перевели в Словакию, в Братиславу. Автомобиль ждала вторая жизнь. В 1984 году его немного модернизировали и нарекли новым именем — Skoda Rapid. Вернее — старым. Вспомнили вдруг довольно успешную модель по имени Rapid, выпускавшуюся еще в 1935–1947 годах. В 1986‑м купе получило двигатель рабочим объемом 1,3 л и мощностью 59 л.с., а в 1987‑м — даже 63‑сильный мотор. Вот эта версия по динамике была уж точно сравнима с «восьмеркой».

Материалы по теме

Opel Manta: такой могла быть наша «шестерка»

Однако и в нашей — ранней — машине есть своя притягательность. По ездовым повадкам она куда современней автомобилей 1960‑х и 1970‑х (при всем моем к ним уважении!), но еще — настоящая, натуральная. В том смысле, что не замучена сама и не мучает меня электроникой, бесконечно предупреждающей, одергивающей, мешающей прямому и честному общению человека с машиной. Эта поджарая, задорная, собранная Шкода искренне и с энтузиазмом делает свое дело, стараясь изо всех невеликих 54 сил. Отсюда и возникает некое ощущение гармонии, дружбы водителя и автомобиля. А это дорогого стоит.

Имя Garde наносили и спереди, и сзади. А фары «в клеточку» — более позднее, любительское дополнение к машине.

Имя Garde наносили и спереди, и сзади. А фары «в клеточку» — более позднее, любительское дополнение к машине.

ПОРТРЕТ НА ФОНЕ

Автомобили Skoda широко экспортировали, в том числе и в страны Западной Европы. Но в 1980‑е годы экспорт стабильно снижался и держался лишь на очень низких ценах. В этом смысле Skoda Garde была сравнима не со скоростными компактными модификациями, а лишь с базовыми западными моделями аналогичного класса. Для примера: в 1984 году Skoda Garde 120 (1,2 л, 54 л.с.) стоила в Швейцарии 9887 франков.

Volkswagen Golf, 1,3 л, 55 л.с. - 13 750 франков.

Volkswagen Golf, 1,3 л, 55 л.с. - 13 750 франков.

Ford Fiesta, 1,1 л, 50 л.с. - 12 195 франков.

Ford Fiesta, 1,1 л, 50 л.с. - 12 195 франков.

FIAT Uno 45, 0,9 л, 45 л. с. - 11 300 франков.

FIAT Uno 45, 0,9 л, 45 л.с. - 11 300 франков.

Opel Kadett, 1,2 л, 55 л.с. - 13 480 франков.

Opel Kadett, 1,2 л, 55 л.с. - 13 480 франков.

Lada Nova (ВАЗ‑2105), 1,3 л, 69 л.с. - 9345 франков.

Lada Nova (ВАЗ‑2105), 1,3 л, 69 л.с. - 9345 франков.

  • Захватывающая история чешского купе Skoda 110R — предшественника купе Garde — в этой публикации.
  • Хотите пройти техосмотр без проблем? Тогда вам нужна качественная аптечка «За рулем» с оптимальным составом и лучший огнетушитель по результатам наших тестов. Идеальным дополнением станет набор автомобилиста в удобной сумке.

Фото: Сергей Шерстенников

«Восьмерка» из ЧССР: ретротест спорткупе Skoda Garde

Всего-то 54 силы, зато харизма!

«Восьмерка» из ЧССР: ретротест спорткупе Skoda Garde

Skoda сотрудничает с поставщиками для обеспечения безопасности производства кабельных жгутов | News

Skoda работает со своими поставщиками над переносом производства кабельных жгутов из Украины в Чешскую Республику из-за перебоев, вызванных военным вторжением России в Украину. Автопроизводитель также работает с поставщиками, чтобы увеличить производство компонентов в Марокко.

Всего через пять недель после начала войны Skoda Auto в партнерстве с PEKM Kabeltechnik 9 переместила часть производства кабельных жгутов из Украины в Млада-Болеслав.0003

В то время как производство компонентов возобновилось на западе Украины, цель перехода к созданию альтернативных производственных мощностей состоит в том, чтобы защитить производство автомобилей и устранить любые перебои с поставками перед лицом продолжающейся войны, которая сейчас находится в самом разгаре. третий месяц.

Украина является домом для ряда ведущих поставщиков кабельных жгутов, включая Fujikura, Leoni, PEKM Kabeltechnik и Yazaki. Воздействие войны привело к проблемам с поставками для ряда автопроизводителей в Европе за последние несколько месяцев, включая Skoda 9.0003

Skoda заявила, что может удвоить объемы производства важнейших компонентов, перенеся производство в другие места.

«В Skoda Auto мы очень тесно сотрудничали с нашими партнерами в течение последних нескольких недель, чтобы свести к минимуму влияние войны в Украине на поставку жгутов проводов», — сказал Карстен Шнаке, глава отдела закупок автопроизводителя. «С большой самоотдачей нам удалось в короткие сроки возобновить производство в Украине, а также значительно увеличить производственные мощности».

В то же время Шнаке заявил, что Skoda остается полностью приверженной своим украинским партнерам.

Влияние на производство электромобилей
Skoda была вынуждена приостановить производство полностью электрического Enyaq iV на восемь недель с 3 марта из-за нехватки кабельных жгутов в результате конфликта в Украине.

В ответ Skoda и ее поставщик PEKM Kabeltechnik перенесли часть производства кабельных жгутов из Украины в Млада-Болеслав в Чешской Республике. Процесс занял всего пять недель. PEKM построила необходимые производственные инструменты в сборочных цехах, предоставленных Skoda, и с апреля производство было увеличено.

На новых производственных участках работают 35 женщин с украинского завода во Львове, которые сейчас обучают новых сотрудников. По данным Skoda, подвески для модельных рядов Octavia, Kodiaq, Karoq и Superb поступят «в ближайшие недели» с завода в Млада-Болеславе.

Skoda также получила дополнительные мощности от компании Kromberg & Schubert на марокканском заводе в Кенитре, недалеко от Рабата. Кроме того, Kromberg & Schubert удалось увеличить мощности по производству кабельных жгутов на своем украинском заводе в Житомире.

Skoda также планирует в этом месяце начать закупку жгутов проводов для производства электромобилей в Румынии. Между тем, производство на заводе в Хмельницком, Украина, будет увеличено благодаря договоренностям с материнской группой Volkswagen.

Skodatown: за кулисами завода Skoda в Чехии

Особенности

  • Главная
  • Skoda
  • Enyaq
  • Новый Skoda Enyaq: полный путеводитель по первому сделанному на заказ электромобилю Skoda
  • 7

    Мы обнаруживаем, как Skoda обновила свою фабрику, чтобы создать Enyaq IV, и поговорить с некоторыми из людей, которые работают там

    : Джон Макилрой

    16 июня 2021

    16 июня 2021

    • ВВЕДЕНИЕ
    • Технология
    • 69

    • Technology
    • 66

      • . Дизайн
      • Автопутешествие
      • Производство
      • Дилеры

      Даже до дней Ковида промышленный город Млада-Болеслав не фигурировал бы в списке популярных направлений для британских путешественников. Даже те, кто отважится отправиться в Чешскую Республику, с большей вероятностью получат вместо этого прелести культурной Праги. Но для тех, кто интересуется автомобилями, просто подумайте о городе в 30 с лишним милях к северу от чешской столицы как о Skodatown, чистом и простом.

      Статус Млады как промышленного центра сформировался задолго до изобретения автомобиля; его расположение на берегу реки Йизеры давало ему источник воды для всего, от мельниц и пивоварен до текстильной фабрики, которая раньше занимала место нынешнего подразделения Skoda по разработке двигателей.

      В наши дни, однако, более широкий завод Skoda Auto и окружающие его поставщики и офисы просто необходимы для Млады. Общая численность населения города составляет около 44 000 человек; официальное количество сотрудников на объектах Skoda составляет чуть более половины этой цифры. Впечатляющий музей Skoda ощущается таким же центром города, как ратуша или замок.

      Таким образом, решение разместить производство Enyaq iV на той же площадке, что и Octavia, Fabia и Karoq, имеет огромное значение для Mlada и производственного персонала в целом.

      Это важный шаг и для родительской группы VW, поскольку такие автомобили, как VW ID.3, Audi Q4 e-tron и Cupra Born, производятся на одном заводе в Цвикау. Enyaq — первый полностью электрический автомобиль MEB, который будет производиться на европейском заводе за пределами Германии. Млада — единственная площадка во всей группе VW, где модели с традиционными двигателями и электромобили нового поколения собираются на одной производственной линии.

      Эта возможность не была дешевой; Skoda потратила на проект около 32 миллионов евро (27 миллионов фунтов стерлингов). Во-первых, в конце 2019 года модель Rapid была переведена с чешского завода в новый дом в России, что дало Skoda возможность внести изменения в здание, а также изменить конвейер и реорганизовать линию окончательной сборки.

      Установка электромобиля на обычном заводе — фактически в том же здании, что и Octavia и Karoq — вызвала ряд проблем. Здание и инфраструктура в нем должны были выдерживать более тяжелые автомобили, потому что Enyaq iV 80 весит примерно на 600 кг больше, чем даже самая загруженная Octavia Estate. Для подъема аккумуляторных блоков пришлось установить дополнительных роботов, которые, опять же, находятся на новом уровне по сравнению с двигателем внутреннего сгорания, а окончательная сборка пола была автоматизирована, чтобы свести к минимуму взаимодействие с высоковольтными компонентами.

      Даже такие элементы, как проекционный дисплей Enyaq, пришлось приспособить, потому что для его калибровки и настройки требовалась рабочая станция большего размера. И вся операция требовала дополнительного оборудования для обеспечения безопасности, в том числе большего количества противопожарных и тепловизионных камер, чтобы выявлять любые производственные проблемы.

      Натиск глобальной пандемии делу не помог; это поставило под угрозу существующее производство Octavia и Karoq на заводе, который уже работал на максимальной мощности. Но несмотря на Covid-19, процесс конверсии в Млада-Болеславе был завершен вовремя летом 2020 года, что позволило начать пилотное производство Enyaq в ноябре.

      Теперь, благодаря сложной реконфигурации, Mlada способна производить от 250 до 350 Enyaq в день, сохраняя при этом возможность производить Octavia и Karoq вместе с ними. Учитывая, что в 2020 году завод произвел 480 000 автомобилей, несмотря на пандемию и процесс настройки Enyaq, справедливо сказать, что Skodatown должен вернуться к своему уровню 2019 года.рекорд 6

      автомобилей в этом году. А также теперь они готовы реагировать на то, что кажется безжалостным переключением общественного спроса на электромобили.

      Что персонал думает о разработке и переходе на электричество? Чтобы оценить настроение, мы поговорили с четырьмя «пожизненными» — сотрудниками «Млада-Болеслава», проработавшими в Skoda в общей сложности более 80 лет, — о том, как развитие бренда и его первый сделанный на заказ электромобиль повлияет на них и их коллеги.

      Как строится Enyaq

      1. Начало сборки

      Окончательная сборка Enyaq происходит в том же здании в Млада-Болеславе, что и Octavia. Процесс начинается, когда прибывает кузов, свежеокрашенный на ультрасовременном покрасочном заводе стоимостью 215 млн евро (185 млн фунтов стерлингов). Двери машины убраны, потому что они собираются отдельно и иначе только мешали бы. Именно в этот момент устанавливаются основные компоненты — все, от люка (если указано) до ремней безопасности.

      2. Приборная панель помещается в

      Приборная панель Enyaq приземляется в автомобиле раньше электродвигателя. Вставляется с помощью робота-помощника. В этот момент также устанавливается жгут проводов, а переднее и заднее стекла приклеиваются на место.

      3. Шасси соответствует кузову

      Только теперь Enyaq действительно стал настоящим автомобилем; электродвигатель предварительно монтируется в шасси, которое затем соединяется с кузовом.

      4. Присаживайтесь

      До сих пор Enyaq был относительно пустой оболочкой, но теперь пришло время установить все сиденья. На этом этапе также заливается рабочая жидкость (только охлаждающая, учитывая, что это электромобиль), а предварительно собранные двери снова крепятся к кузову.

      5. Зажигание

      Когда основные системы подключены, автомобиль включается в первый раз в так называемом «инициировании». На этом этапе заводские рабочие устанавливают и настраивают все программное обеспечение управления автомобилем.

      6. Катайтесь с ним

      Пришло время проверить подвеску Enyaq и убедиться, что она правильно отрегулирована. После этого автомобиль перемещается на ролики, чтобы можно было проверить тормоза и выбор передачи. Опять же, это более простая работа, потому что Enyaq работает только автоматически.

      7. Кодовое название CP7A

      Это первая область с броским названием, предназначенная исключительно для проверки автомобиля, в частности, внешнего вида и окраски. Техники ищут любые царапины и проверяют, не были ли случайно повреждены компоненты во время сборки.

      8. За рулем

      Enyaq готов к движению своим ходом (аккумулятор был предварительно установлен с некоторым зарядом), поэтому он проехал короткий тестовый трек. Инженеры сосредотачиваются на контрольном списке поведения и прислушиваются к любым скрипам или грохотам.

      9. Мокрая мокрая мокрая

      Вагон возвращается на конвейер и подается в зону испытания воды. Ряд форсунок распыляет жидкость на Enyaq со всех сторон, стремясь обнажить любые слабые места в уплотнениях и предотвратить попадание воды в салон.

      10. Готовы для вас

      Enyaq теперь проходят еще два контрольно-пропускных пункта, называемых CP7 и CP8, прежде чем они могут быть подписаны как готовые для клиента. К этому моменту с техническими элементами все в порядке; техники ищут любые недостатки в экстерьере и салоне.

      11. Увидеть свет

      В прежние времена эта секция, расположенная в самом конце сборочной линии, занималась исключительно регулировкой фар. Это все еще происходит, но здесь также калибруются вспомогательные системы, включая радар и камеры автомобиля.

      12. Время в пути

      Автомобиль собран и готов к отправке клиенту. Наносится защитная пленка и колпаки на колеса, чтобы обеспечить безопасную доставку Enyaq; затем они удаляются дилером во время предпродажной проверки автомобиля.

      Познакомьтесь с производителями

      Дана Плат

      Руководитель отдела развития бизнеса, продаж (25 лет в Skoda)

      Когда вы пришли в Skoda?

      Я пришел в Skoda сразу после окончания университета в девяностых. Для меня компания была на первом месте в списке потенциальных работодателей, даже когда я учился. Бренд со мной с детства. Моя семья — типичная «скодианская» семья; мои бабушка и дедушка, родители и большинство моих родственников работали в Skoda и работают до сих пор.

      Как изменилась ваша работа за эти годы?

      Многое изменилось. Когда я начинал, у нас было несколько компьютеров, но у персонала не было доступа к электронной почте, что сегодня очень трудно себе представить, особенно для молодого поколения.

      Новые технологии сделали работу намного быстрее, а пандемия Covid-19 перенесла мир работы из офиса в дом. Это вызовы, с которыми всем нам приходится сталкиваться в эти дни. И, наконец, моя ответственность изменилась за последние 25 лет. Я прошел путь от члена команды, ответственного за проекты, до лидера, отвечающего за 50 сотрудников.

      Как карьера в Skoda повлияла на вашу жизнь?

      Будучи молодой женщиной, я воспользовалась возможностью перейти в Volkswagen в Германии в рамках программы развития талантов Skoda. То, что первоначально было трехлетним стажировкой, в конечном итоге превратилось в 15 лет — опыт, который позволил мне почувствовать себя как дома как в Чешской Республике, так и в Германии, и я приобрел международных друзей на всю жизнь. Моя дочь была воспитана на двух языках и узнала об обеих культурах — большой подарок на всю жизнь.

      Почему Skoda так важна не только для Млада Болеслав, но и для Чехии?

      Факты таковы, что Skoda является здесь одним из важнейших работодателей и вносит значительный вклад в ВВП страны. Но есть и эмоциональный аспект. Skoda была основана двумя чехами и добилась успеха благодаря чешской изобретательности и инженерному делу. Этот дух до сих пор является важной чертой культуры Skoda.

      Изменил ли вашу работу создание электромобиля, такого как Enyaq в Младе?

      Да, есть. Я и моя команда отвечаем за вывод на рынок электромобилей, а электрификация — это новое оборудование для зарядки и обучение персонала в дилерской сети.

      Клиент, покупающий электромобиль, часто также заинтересован в других услугах, таких как зарядная карта для общественной зарядки или настенная зарядка для зарядки дома. Такие продукты и услуги были разработаны отделом продаж Skoda, и вместе мы следим за тем, чтобы дилеры объясняли и предлагали их клиентам.

      Мы также знаем, что некоторых потенциальных клиентов может беспокоить запас хода, поэтому мы разработали инструмент, который позволяет людям вводить свои привычки вождения — например, в основном по городу или по автостраде — и затем видеть вероятный запас хода электромобиля. исходя из их поведения.

      Петра Мелишка

      Руководитель отдела подбора персонала и брендинга работодателя (14 лет в Skoda)

      Когда вы пришли в Skoda?

      Я пришел в Skoda в 1995 году, через четыре года после того, как ее купил VW Group. В то время на местах уже работало немало немецких менеджеров, и компания предлагала много привлекательных возможностей для людей, говоривших по-немецки. Моя первая должность была в международном маркетинге, и это был совершенно новый мир возможностей, о которых я раньше мог только мечтать. С несколькими перерывами — командировкой за границу, декретным отпуском — я остался в Skoda до сегодняшнего дня. у меня была возможность
      работать на различных должностях в области маркетинга, а также PR и, в настоящее время, HR.

      Как изменилась ваша работа за эти годы?

      Теперь моя работа стала более систематической и целенаправленной. Когда я начинал здесь свою карьеру, компания запускала Felicia; мы продали 210 000 автомобилей этой модели, более трети из них в Чехии. На сегодняшний день у нас есть 27 вариантов моделей, и недавно мы поставили более миллиона автомобилей шестой год подряд. Это означает, что мы действительно не можем относиться к вещам так же, как 25 лет назад.

      Как карьера в Skoda повлияла на вашу жизнь?

      Я последовал за Шкодой в Млада Болеслав, и теперь я поселился здесь со своей семьей. За годы работы в компании я познакомился со многими замечательными людьми. Некоторые из них стали друзьями, а один стал моим мужем. Я также считаю привилегией встречаться и работать с коллегами из-за рубежа.

      Почему Skoda так важна не только для Млада Болеслав, но и для Чехии?

      Наша компания, которая в этом году отмечает свое 126-летие, дала работу десяткам тысяч чехов. Как правило, чехи гордятся своими амбассадорами, такими как хоккеист Яромир Ягр, который стал международной мегазвездой, и они гордятся Skoda, потому что они видят автомобили чешского производства с логотипом по всему миру.

      Изменил ли вашу работу создание электромобиля, такого как Enyaq в Младе?

      Я отвечаю за подбор персонала и продвижение бренда работодателя, а профили кандидатов, которых компания ищет, постоянно меняются. Специалисты-электрики и люди с опытом работы в электрификации сейчас очень востребованы.

      Мы также активно поддерживаем техническое образование в области электронной мобильности, чтобы наше обучение соответствовало последним тенденциям. Мы разработали новые семинары по электронной мобильности для наших программ управления талантами (стажеры, стажеры и аспиранты), чтобы их участники могли опробовать Enyaq iV в полной мере, включая все его возможности и функции.

      Лукаш Шустек

      Контроллер сборочной линии (17 лет в Skoda)

      Когда вы пришли в Skoda?

      Я вырос во Врхлаби, где расположен один из заводов Skoda. Мне всегда нравился мир автомобилей. Это мое хобби стало ключевым фактором при выборе направления обучения, и я стал частью команды Skoda сразу после окончания школы в 2004 году.

      Как развивалась ваша работа за эти годы?

      Когда в 2004 году я начал работать с системой сборки педалей в качестве производственного оператора на заводе в Врхлаби, Skoda предлагала лишь несколько базовых моделей, а ее годовой объем производства составлял полмиллиона автомобилей. Сегодня мы производим более 900 000 автомобилей только на наших местных заводах и более миллиона по всему миру. Широкий ассортимент продукции поставляется с бесконечным количеством силовых агрегатов.

      Теперь я отвечаю за крупнейшую сборочную линию Skoda. Он расположен в Млада-Болеславе, и его ежедневное производство составляет более 1300 автомобилей. Помимо Octavia, нашего бестселлера, мы также используем эту линейку для создания нашей полностью электрической модели: Enyaq iV.

      Оцифровка и автоматизация привели к революционному прогрессу за 17 лет, что я работаю здесь, и они абсолютно необходимы; они являются одним из ключевых инструментов в моей работе. Когда я вспоминаю 2004 год, то, что я делаю сейчас, в то время считалось бы научной фантастикой.

      Как карьера в Skoda повлияла на вашу жизнь?

      Очень сильный, и я благодарен за это! Мне нравятся перемены и постоянное движение в моей жизни. Начав свою карьеру на заводе в Врхлаби, я переехал в Калугу, в Россию, где провел пять лет, работая на заводах Skoda и VW.

      Мы с женой переехали в Россию с нашим восьмимесячным сыном, который провел там большую часть своего детства, и наша дочь родилась в России. Моя следующая миссия была в Млада-Болеславе, штаб-квартире компании, поэтому мы снова переехали. Я встретил много интересных коллег, завел новых друзей, столкнулся с различными культурными различиями и осознал важность разнообразия во время моей командировки за границу.

      Я сотрудничал с людьми со всего мира, что дало мне возможность смотреть на вещи со стороны, а также получить массу ценного опыта.

      Почему Skoda так важна не только для Млада Болеслав, но и для Чехии?

      Думаю, в каждом из нас есть доля патриотизма. Мы маленькая страна, люди которой могут вместе делать великие дела, и Skoda тоже. Мы производим более миллиона автомобилей в год, которые становятся все более популярными и известными во всем мире. Мы очень конкурентоспособны и даже превосходим более крупных производителей.

      Большая часть нашей деятельности, от разработки до конечного производства, осуществляется в Чешской Республике, что, безусловно, оказывает положительное влияние на экономику. Skoda уже давно является лучшим работодателем в стране, и это, несомненно, оказывает положительное влияние на условия труда во многих других компаниях страны.

      Изменил ли вашу работу создание электромобиля, такого как Enyaq в Младе?

      Весь автомобильный сектор переживает невероятную трансформацию, и я думаю, что динамика этого процесса исторически беспрецедентна. Электромобильность сопряжена с большим спросом на новые ноу-хау, и это касается лично меня, а также всей моей команды. Нам нужно постоянное обучение и непрерывная трансформация традиционных компетенций, и нам нужно это быстро.

      Милан Дуфек

      Менеджер по обеспечению качества (29 лет в Skoda)

      Когда вы пришли в Skoda?

      Я присоединился к Skoda как раз в то время, когда компания поглощалась концерном Volkswagen. Я работаю здесь уже 29 лет.

      Как изменилась ваша работа за эти годы?

      Я работал в нескольких областях, от производства коробок передач до качества цепочки поставок. Теперь я сосредоточен на всей системе управления качеством.

      Как карьера в Skoda повлияла на вашу жизнь?

      Очень сильный. Здесь я многому научился, завел много друзей и объездил полмира. Я вырос здесь, правда.

      Почему Skoda так важна не только для Млада Болеслав, но и для Чехии?

      Здесь работает лучший работодатель, и многие выпускники колледжей и университетов стремятся получить работу в Skoda. Конечно, есть и длинная цепочка подрядчиков и поставщиков не только запчастей для автомобилей, но и услуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *