Содержание
Широкополосный лямбда зонд Innovate MTX-L
Новости » Компоненты ГБО
14 236 admin
Компоненты ГБО,Новости
Настройка газового оборудования может быть произведена с помощью Innovate MTX-L (MTX-L: Wideband Air/Fuel Ratio Gauge). Новая разработка компании Innovate motorsports – широкополосная лямбда Innovate MTX-L – ШДК (Широкополосный Датчик Кислорода) контроллер, интегрированный в 52мм корпус прибора-индикатора. Мы также занимаемся его установкой на легковые автомобили.
Основные особенности:
• Диапазон измерения 7.35-22.4 AFR (0.50-1.52 Lambda)
• Водонепроницаемый 52mm корпус подходит для использования на автомобилях, снегоходах, моторных лодках и т.д.
• Встроеннеый в прибор ШДК контроллер упрощает подключение, отдельный LC-1 уже не нужен.
• Широкополосный сенсор совместим со всеми видами топлива – пропан-бутан, метан, бензин (этилированый и неэтилированый), дизель, метанол, Е85 и т. д.
• Поддерживает возможность перекалибровки сенсора для максимальной точности в течении всего периода эксплуатации.
• Два 0-5v полностью программируемых линейных выхода для использования с блоками управления двигателем в режиме closed-loop или внешними даталоггерами.
• Сменные лицевые панели черного, серебряного и белого цвета.
• Поддержка интерфейса к софту LogWorks
• Последовательные порты IN и OUT для подключения к PC и другим приборам от Innovate
Что такое лямбда-зонд
Широкополосный лямбда-зонд позволяет измерить численное значение соотношения Воздух/Топливо (Air Fuel Ratio – AFR) или численное значение коэффициента λ(Лямбда) путём измерения уровня содержания кислорода в отработавших газах, но может работать только в паре с соответствующим контроллером.
Комплекс Innovate MTX-L является альтернативой дорогостоящим газоанализаторам, способным рассчитывать значение λ, которые при этом могут применяться только стационарно, а не в движении автомобиля. Одновременно обладает очень высоким быстродействием, что позволяет проводить измерения не только на установившихся режимах, но и на переходных режимах работы двигателя. Подключение комплекса к многоканальному осциллографу или ноутбуку по которой можно в дальнейшем анализировать показания смеси и позволяет сопоставлять сигналы датчиков и исполнительных механизмов системы управления двигателем со значением соотношения Воздух/Топливо, что даёт возможность выявить отклонения настроек, характеристик датчиков, исполнительных механизмов и систем, влияющих на смесеобразование.
Комплекс может быть применён при проведении регулировки топливных систем любых типов (бензин, газ, дизельное топливо, спирт…). Наиболее актуальным является его применение для точной регулировки газобаллонного оборудования, спортивных автомобилей, а также для проведения тонкой настройки соотношения Воздух/Топливо при проведении чип тюнинга.
Оптимальное соотношение Воздух/Топливо для бензиновых двигателей теоретически составляет 14,7 килограммов воздуха для сжигания каждого килограмма бензина (14,7:1). При сгорании такой смеси, теоретически, весь кислород, содержащийся в воздухе, вступает в реакцию со всем топливом. В результате в отработавших газах не остаётся ни несгоревшего топлива, ни свободного кислорода. Такое соотношение топлива и воздуха называют стехиометрическим. Стехиометрические соотношения Воздух/Топливо для различных видов топлива различны:
Тип топлива | Стехиометрическое соотношение Воздух:Топливо |
Неэтилированный бензин | 14,7:1 |
Пропан (сжиженный газ) | 15,5:1 |
Метан (сжатый газ) | 17,2:1 |
Дизельное топливо | 14,6:1 |
Метанол (метиловый спирт) | 6,4:1 |
Этанол (этиловый спирт) | 9,0:1 |
Значение коэффициента λ(Лямбда) – это отношение фактического соотношения Воздух/Топливо (AFR) к стехиометрическому.
Коэффициент Лямбда
Для бензинового двигателя при соотношении Воздух/Топливо (AFR) равном 14,7:1 значение λ= 1. Если двигатель работает на “богатых” смесях, то λ 1, при этом, в отработавших газах содержится свободный кислород.
В большинстве случаев, для бензинового двигателя оптимальной считают топливовоздушную смесь со значением λ= 0,95…1. Если система управления двигателем оснащёна штатным двухуровневым лямбда-зондом, то в таком случае при работающем лямбда регулировании на установившихся режимах работы двигателя поддерживается соотношение Воздух/Топливо со средним значением λ= 1.
Максимальная мощность бензинового двигателя может быть достигнута, когда двигатель работает на “обогащённой” топливовоздушной смеси при следующих ориентировочных значениях коэффициента Лямбда:
λ= 0,8 … 0,9 для атмосферных бензиновых двигателей;
λ= 0,75 … 0,85 для бензиновых двигателей оснащённых турбо-наддувом и/или компрессором.
Максимальная экономичность бензинового двигателя может быть достигнута, когда двигатель работает на установившихся средних оборотах на “обеднённой” топливовоздушной смеси при λ= 1,04 … 1,08.
Контроллер широкополосного лямбда-зонда позволяет измерить численное значение соотношения Воздух/Топливо (AFR) или численное значение коэффициента λ(Лямбда) на работающем двигателе путём измерения уровня содержания кислорода в отработавших газах с помощью широкополосного лямбда-зонда.
Применение лямбда-зонда
Широкополосный лямбда зонд неотъемлемая часть для точной настройки спортивных автомобилей и последующей оценки качества смеси при эксплуатации. Во-первых, для первичного понимания, это некое устройство для измерения количества кислорода в отработанных газах. Устанавливается в выпускном тракте. Разберем по словам выражение — широкополосный лямбда зонд. Широкополосный — означает что диапазон измерений выходит за пределы штатных значений. Штатный (узкополосный) датчик кислорода, работает в диапазоне 0-1 Вольт (0.1-0.9 обычно). Узкополосный датчик меряет в диапазоне 0.9-1.1 Лямбды что соответствует смеси 13.18-16.10. Широкополосный датчик Innovate меряет в диапазоне 7. 4 – 22.4 AFR. Широкополосный кислородный датчик меряет в диапазоне 0-5 вольт соответственно. Как вы понимаете есть значение Лямбда. Есть значение AFR. Это одно и тоже значение просто в разных единицах. 1 Lambda = 14.7 AFR.
Если вы заметили, то узкополосный датчик меряет в диапазоне 13-16 AFR, что в принципе на первый взгляд может хватить для настройки атмосферного – 1.5 мотора. Есть два но! Двигатель на скорости 8000 RPM совершает 1 оборот за 7.5 мс. Узкополосная лямбда успевает срабатывать на 100-300мс, что соответствует примерно 600 RPM. Узкополосная лямбда успевает обрабатывать точно только очень низкие обороты, более высокие обороты будут идти с инерционной погрешностью. Широкополосная лямбда примерно меряет 8мс, что соответствует примерно 7500 RPM (и это не предел). Поэтому корректно отстроить на сток лямбде можно только холостой ход.
Компания Innovate Motorsports занимается оборудованием для настройки топливно-воздушной смеси. За основу взяты качественный датчики Bosch с быстродейственными контроллерами Innovate.
Bosch 0 258 007 351 — номер лямбды идущей в комплекте MTX-L. Gauge O2 Sensor — монитор состояния AFR. Дополнительный кабель удлинитель. Это база комплекта MTX-L. Данный датчик кислорода — является премиум продукцией для автомобилей типа Bentley Continental GT, хотя и ставился на WAG VolksWagen Phaeton. Имеет 5 проводов. Innovate MTX-L имеет два сигнальных выхода, либо широкополосный канал, либо симуляция узкополосной лямбды 0-1. Т.о. Установив широкополосный лямбда зонд в штатное место родного лямбда зонда вашего автомобиля, мы можем подключить его показания на канал бензоконтролера штатной лямбды. Т.е. сигнал с широкополосного датчика кислорода он обработав перевел в понятные для бензинового контролера 0-1 вольта.
Марка авто: любая, модель авто: любая, двигатель: любой
Цена установки MTX-L и настройки с его помощью
Широкополосный лямбда-зонд занедорого. Чуда не произошло
В один «прекрасный день» жена сообщила «радостную новость» — в машине загорелся чек. Ремонт своей машины всегда даётся тяжело — за него ж не платят 😉
Диагностика показала неисправность первого лямбда-зонда. А лямбда-зонд тут непростой…
Лог я к сожалению не сохранил, но «сгенерировал» вам вот такую подделку:
Address 01: Engine Labels: 06A-906-033-BGU.lbl
Control Module Part Number: 06A 906 033 CA
Component and/or Version: SIMOS71 1.6l 2VG 5755
Software Coding: 0000071
Work Shop Code: WSC 01279 785 00200
VCID: 60CFC6A5B392304189-8034
3 Faults Found:
17589 — Linear O2 Sensor; Reference Voltage
P1181 — 006 — Open Circuit — MIL ON
Freeze Frame:
RPM: 608 /min
Bin. Bits: 00000100
Voltage: 0.000 V
Voltage: 0.440 V
17511 — Oxygen (Lambda) Sensor Heating; B1 S1
P1103 — 009 — Performance too Low
Freeze Frame:
RPM: 1056 /min
Mass Air / Rev.: 267.1 mg/str
Voltage: 1.940 V
Voltage: 14. 28 V
19617 — Linear Oxygen (Lambda) Sensor B1 S1; Pump Current Wire
P3161 — 008 — Open Circuit — MIL ON
Freeze Frame:
RPM: 1216 /min
Bin. Bits: 00100000
Voltage: 5.000 V
Voltage: 0.080 V
Новый оригинальный широкополосник стоит весьма значительных денег, при этом датчик от именитого брэнда NTK только чуть дороже какого-нибудь M&D. Принципы такого ценообразования мне не совсем понятны, а кучу денег вываливать — задушила жаба, плюс — интересно же попробовать чего там китайцы изготовили.
Кратенький «экскурс в теорию», для тех кому это интересно. Лямбда-зонды предназначены для достижения правильной смеси, то есть соотношения воздух-топливо — они выдают блоку управления текущее содержание кислорода в выхлопе, на основании чего ЭБУ понимает текущее соотношение воздух-топливо и корректирует топливоподачу. Изначально они предназначались скорее для поддержания оптимальной смеси для работы катализатора. Первые лямбда-зонды были на основе диоксида циркония — это «керамический электролит». Суть работы лямбда-зонда: это батарейка которая работает на разности содержания кислорода по обе стороны от измерительного элемента. Эти лямбда-зонды достаточно примитивны, они по сути могут говорить только богатая смесь или бедная, соответственно коррекция смеси осуществляется «волнообразно» — богатая? бедним. бедная? обогащаем. и так всё время. Для работы лямбда-зондов требуется определенная температура. Первые шли без подогрева, потом начали делать и датчики с подогревом, что способствует более быстрому выходу на рабочий режим.
Потом появились лямбда-зонды на основе диоксида титана. Эти датчики также «ступенчатого типа», но работают на другом принципе — у них в зависимости от разности содержания кислорода в глушителе и на улице изменяется сопротивление. Баловалась такими датчиками фирма Сименс, применялись они на Опелях, БМВ и некоторых других марках в середине 90х — начале 2000х. Датчики дорогие, потому что редкие. Отличительная особенность — все провода разных цветов, обычно красный-черный-желтый-белый, бывают только 4-проводные. У циркониевых датчиков может быть один, два, три или 4 провода, в последних двух случаях два из них ВСЕГДА одного цвета.
Японцы баловались еще и датчиками обедненной смеси — штука в наших краях крайне редкая и экзотическая. От обычного циркониевого отличается тем, что может работать в том числе и в режимах переобедненной смеси, но на немного другом принципе — ток через датчик в режимах обедненной смеси зависит от концентрации кислорода. Поэтому в режиме нормальной смеси он работает как обычный датчик, а в режиме обедненной смеси на него подается напряжения и контролируется протекающий ток. Если я, конечно, ничего не путаю.
Ну и в итоге производители придумали широкополосные лямбда-зонды. Отличительная внешняя особенность — 5 проводов. Пара картинок: внутреннего устройства и графика зависимости тока от содержания кислорода (ниже опишу что это)
вот что пишет фирма NTK о принципе действия:
Широкополосные датчики имеют две ячейки — измерительную ячейку и ячейку накачки. С помощью измерительной ячейки измеряется содержание кислорода в отработавшем газе, находящемся в камере детекции и затем сравнивается с заданной величиной 450 мВ.
Если эта величина отличается, то ячейка накачки включает ток накачки, при этом в камеру детекции поступают ионы кислорода до тех пор, пока величина напряжения измерительной ячейки не будет снова соответствовать 450 мВ.
Этот ток накачки является измерительной величиной, которая почти линейно описывает точную лябда-величину смеси. При стехиометрической смеси эта величина равна нулю, поскольку частичное давление кислорода в камере детекции соответствует упомянутой заданной величине.
Теперь я поясню грубо и «на пальцах». Датчик отличается от «обычного» наличием ячейки накачки, которая перегоняет кислород извне в измерительную камеру. Вот значение (и направление) этого тока — и есть величина связанная с коэффициентом избытка воздуха λ. Напомню, что λ<1 это богатая смесь, λ>1 — бедная.
Общая идея работы такова: на проводе Vs поддерживается напряжение 450мВ, путём изменения тока накачки Ip. Величина и направление этого тока показывают состав смеси.
Чуть подробнее о типовой схеме включения: компаратор А сравнивает сигнал кислородной ячейки Vs с эталоном 450мВ и выдает результат на контроллер, который управляет источником тока В для поддержания Vs равного эталонным 450мВ. Этот ток (Ip) измеряется операционным усилителем С по падению напряжения на резисторе 62 Ом и включенном параллельно корректирующем резисторе. Значение этого тока и показывает коэффициент избытка воздуха λ. как они связаны — см график выше.
Широкополосники можно условно разделить на два типа — BOSCH и NTK. У них немного отличается конструкция, в частности, у бошевского датчика присутствует внешний калибровочный резистор, у NTK — нет его. Соответственно, и работа ЭБУ с датчиками тоже немного отличается. Кроме того заметно отличается распиновка датчиков, то есть поставить один вместо другого просто так не получится. Внешне проще всего отличить по цветам проводов: у условного боша будет серый-белый-красный-желтый-черный, у условного нтк — серый-белый-синий-желтый-черный
На этом теоретическую часть я думаю можно закончить и перейти к сути обзора.
Я, как вы знаете, молодец, и конечно же не могу без косяков и приключений. поэтому я при выборе датчика заказал «бош», чему был «страшно рад» (кстати, обзор на аналогичный датчик был). Поэтому был заказан уже правильный датчик, ну и вот он у меня в руках.
Самое сложное — выкрутить старый датчик. стоит он в глушителе и как правило значительно пригорает, что крайне затрудняет его выкручивание. А в данном конкретном автомобиле еще и подлезть к нему — нетривиальная задача. Но мне удалось открутить его прям из моторного отсека, потому что из ямы его и не видно даже толком…
Старый датчик:
Вместе с новым:
Ну и группенфото старого датчика с двумя новыми:
Внешний вид датчиков порадовал. Если бы на них написали бош и нтк — я б пожалуй поверил. Сложилось впечатление, что они, в отличие от оригинала, полностью из нержавейки. На разъеме правильного датчика даже «314» написали, как на оригинале. 😉 Единственное отличие — на оригинальном датчике на выходе есть гофра (на фото не видно, спряталась под кембрик), на китайском — провода выходят из датчика без неё. Длина провода как у оригинала.
Вкручиваем датчик, и идём подключать ноутбук и проверять работу.
Коррекции меняются, воздух-топливо меняется, лямбда работает, ошибки не появились.
Счастье однако длилось не долго. Через пару дней начали появляться ошибки по лямбда-зонду:
19058 — Linear Oxygen (Lambda) Sensor B1 S1 Pump Current Trim Circuit
P2626 — 000 — Open
Freeze Frame:
RPM: 1376 /min
Mass Air / Rev.: 87.2 mg/str
Voltage: 5.100 V
Bin. Bits: 00000100
(no units): 0.99
Voltage: 0.000 V
16514 — Oxygen (Lambda) Sensor B1 S1
P0130 — 000 — Malfunction in Circuit
Freeze Frame:
При этом на холостых всё работает отлично, и тесты датчик проходит, но в движении при сбросе газа — увы имеем вот такую картину с большим значением параметра A/F что вроде бы и правильно по логике, но неправильно с точки зрения ЭБУ, и как следствие — вышеприведенные ошибки
Таким образом можно констатировать, что широкополосные датчики — датчики непростые, и могут не работать нормально с некоторыми системами. При этом в данном конкретном случае датчик нормально работает на всех режимах кроме режима принудительного холостого хода (отсечки топлива при сбросе газа). При этом нельзя сказать что датчик работает совсем уж неправильно, но тем не менее такое его поведение не нравится блоку управления и он зажигает лампочку.
На другом блоке управления, другом двигателе, другой машине — «китаец» может и прокатить. Но на двигателе BSE данный датчик работать не захотел. Точнее, с ним не захотел работать блок управления двигателем. Кстати, не исключено что с другой прошивкой — будет работать нормально. Мне же придётся таки купить оригинал (ну, точнее, как «придётся купить оригинал» — собственно, оригинал куплен и установлен, и с ним всё
ок уже пару месяцев)… А эти датчики — я при случае опробую на других машинах, но уже с большой осторожностью, благо знаю что возможны «подводные камни».
Измерение широкополосным кислородным датчиком
Download measurement
Type: | broadband zirconia oxygen sensor |
---|---|
Power supply: | 12 V from system relay |
Signal type: | pump cell and measurement cell: amplitude varying, |
нагревательный элемент: переключатель рабочего цикла | |
Уровень сигнала: | насосная ячейка: от -9 мА (богатая) до 18 мА (обедненная), измерительная ячейка: ~450 мВ, |
нагревательный элемент: от 0 В до 12 В |
Работа широкополосного датчика кислорода
Широкополосный лямбда-зонд или широкополосный кислородный датчик — это датчик, который может измерять
концентрации кислорода в выхлопных газах.
Широкополосный кислородный датчик основан на 4-проводной версии циркониевого кислородного датчика.
с модификацией для измерения фактической концентрации кислорода вместо того, чтобы генерировать сигнал только для слишком
богатая или слишком бедная смесь.
Рисунок 1: Схематическое изображение широкополосного датчика кислорода
Датчик состоит из трех частей: насосной камеры, измерительной камеры и измерительной ячейки.
Насосная ячейка и измерительная ячейка состоят из пластины из диоксида циркония (циркония), к которой прикреплена
тонкий слой платины нанесен с обеих сторон.
Когда между двумя сторонами существует разница в концентрации кислорода, разница в напряжении
будет присутствовать между двумя платиновыми пластинами.
Это напряжение зависит от разницы концентраций и составляет около 450 мВ для идеальной смеси.
Измерительная ячейка контактирует с наружным воздухом с одной стороны и с измерительной камерой.
в другом.
Напротив измерительной камеры расположена насосная ячейка, которая может накачивать кислород в камеру или из нее.
измерительную камеру с помощью электрического тока.
Небольшое количество выхлопных газов может поступать в измерительную камеру через небольшой канал.
Это может изменить концентрацию кислорода в измерительной камере, изменив измерительную ячейку.
напряжение от его идеального значения 450 мВ.
Чтобы вернуть измерительную ячейку обратно к 450 мВ, ЭБУ посылает ток через ячейку насоса.
В зависимости от направления и величины тока ионы кислорода могут быть закачаны в измерение или из него.
камеру, чтобы вернуть напряжение измерительной ячейки к 450 мВ.
При сгорании богатой смеси выхлопные газы содержат мало кислорода.
и через насосную ячейку подается ток, чтобы накачать больше кислорода в измерительную камеру.
И наоборот, при сгорании обедненной смеси выхлопные газы содержат много кислорода и
ток через насосную ячейку реверсируется, чтобы откачивать кислород из измерительной камеры.
В зависимости от величины и направления тока ЭБУ изменяет количество впрыскиваемого
топливо.
Когда идеальная смесь сгорает, через ячейку насоса не протекает ток, и количество
впрыскиваемого топлива остается неизменным.
Для оптимальной работы датчик должен иметь температуру около 750°C.
Датчик оснащен сопротивлением PTC для электрического нагрева,
который подается от системного реле или иногда от ECU.
Минус регулируемого нагрева переключается на массу ЭБУ с переменным режимом работы
сигнал цикла.
Подключение лабораторного эндоскопа
Правильность работы широкополосного датчика кислорода можно проверить, измерив следующие напряжения сигналов:
см. рисунок 1:
Канал | Зонд | Напряжение | Диапазон |
---|---|---|---|
1 | Положительная сторона ячейки насоса | 800 мВ | |
Отрицательная сторона ячейки насоса | |||
2 | Положительная сторона измерительной ячейки | 800 мВ | |
Отрицательная сторона измерительной ячейки | |||
3 | Датчик нагрева | 20 В | |
Масса на аккумуляторе |
Рисунок 2: Схема измерения Рисунок 3: Измерение работающего широкополосного кислородного датчика
Лабораторный прицел подключается к широкополосному кислородному датчику через измерительный провод TP-C1812B и обратный датчик TP-BP85.
и установите режим записи.
В режиме записи выполняется потоковое измерение,
непрерывное отображение сигналов в прямом эфире на экране.
Поскольку измеряемые сигналы изменяются медленно, Automotive Test Scope ATS5004D настроен на медленную скорость измерения.
Измерение
Как объяснялось выше, величина тока, протекающего через ячейку насоса, является мерой отклонения
от идеального соотношения воздуха и топлива.
Для проверки работы датчика необходимо измерить ток.
Самый простой способ измерить этот ток без разрыва цепи — измерить
напряжение на сопротивлении, включенном последовательно с ячейкой насоса, чтобы преобразовать его обратно в
текущее значение.
В большинстве случаев точное значение тока не важно, достаточно измерения напряжения.
Ниже сначала рассматривается измерение напряжения ячейки накачки.
Далее поясняется, как это измерение можно использовать для определения тока ячейки накачки.
Измерение напряжения ячейки насоса
На рис. 4 представлены осциллограммы широкополосного датчика кислорода с регулируемым обогревом,
измеряется на автомобиле с работающим на холостом ходу двигателем при рабочей температуре.
Этот сигнал можно загрузить и использовать для правильной настройки лабораторного объема или в качестве эталонного сигнала.
Загрузить измерение напряжения широкополосного кислородного датчика
Рис. 4. Лабораторное измерение напряжения широкополосного датчика кислорода
Канал 1 (красный) показывает сигнал ячейки насоса, а канал 2 (желтый) — сигнал измерительной ячейки.
Во время этого измерения дроссельная заслонка нажимается дважды, что видно по небольшим изменениям в
сигналы от измерительной ячейки и ячейки насоса.
Изменения в сигнале насосной ячейки вызваны ECU, который изменяет ток насосной ячейки.
чтобы вернуть сигнал измерительной ячейки обратно к 450 мВ.
Небольшие вариации в сигнале ячейки измерения присутствуют из-за того, что датчик и ECU имеют
определенное время реакции для регулировки тока ячейки насоса.
Канал 3 (зеленый) показывает сигнал рабочего цикла регулируемого нагрева датчика.
Подсказка :
Вход/выход рабочего цикла можно использовать для расчета процента рабочего цикла регулируемого нагрева.
Измерение тока ячейки насоса
Ток через насосную ячейку можно получить из напряжения на
резистор, включенный последовательно с насосной ячейкой (см. рис. 1) с использованием закона Ома.
Этот ток равен измеренному напряжению, деленному на сопротивление: I = V/R.
Следовательно, ток можно рассчитать по измеренному напряжению, если известно значение резистора.
Определение последовательного сопротивления
Полностью выключите автомобиль перед измерением сопротивления.
Сопротивление можно измерить между двумя контактами разъема датчика, если он отключен
с использованием измерения сопротивления Automotive Test Scope ATS5004D, см. рис. 5.
Последовательное сопротивление в этом примере измерения имеет значение 77,8 Ом.
Рисунок 5: Измерение последовательного сопротивления
Теперь значение последовательного сопротивления известно, коэффициент усиления/смещения ввода/вывода
с усилением, установленным на 1/77,8 в программном обеспечении многоканального осциллографа, можно использовать для преобразования напряжения канала 1 в ток ячейки накачки.
Единицей измерения усиления/смещения ввода/вывода является ампер «А».
Ввод/вывод усиления/смещения можно перетащить на график, чтобы сделать текущий видимым.
На рис. 6 снова показано измерение, но теперь с током ячейки накачки вместо напряжения.
через последовательное сопротивление.
Этот сигнал можно загрузить и использовать для правильной настройки лабораторного объема или в качестве эталонного сигнала.
Скачать измерение тока широкополосного кислородного датчика
Рисунок 6: Лабораторное измерение тока широкополосного датчика кислорода
Напряжение канала 1 (красный) теперь преобразуется в сигнал тока (фиолетовый) с помощью входа/выхода усиления/смещения.
Сигналы ведут себя так же, как и в предыдущем измерении.
Диагностика
Значения сигналов могут отличаться на разных типах блоков управления двигателем и широкополосных кислородных датчиках.
Обратитесь в ATIS за информацией о конкретных блоках управления двигателем и широкополосных кислородных датчиках.
Следующие отклонения сигнала ячейки насоса (канал 1) могут указывать на проблему:
- Нет сигнала:
Причина: задние датчики не подключены (выполните проверку подключения),
Неисправен усилитель ЭБУ,
датчик неисправен - Слишком высокое напряжение сигнала:
Причина: смесь слишком бедная (проверить газоанализатором),
утечка в выхлопной системе между двигателем и широкополосным кислородным датчиком,
датчик неисправен - Напряжение сигнала слишком низкое:
Причина: смесь слишком богатая (проверить газоанализатором),
датчик неисправен - Сигнал показывает больше шума, чем пример сигнала:
Причина: повреждена проводка сигнального провода,
плохой контакт в клеммах разъема - Сигнал показывает смещение по отношению к примерному сигналу:
Причина: область действия не настроена на связь по постоянному току:
,
датчик неисправен
Следующие отклонения сигнала измерительной ячейки (канал 2) могут указывать на проблему:
- Нет сигнала:
Причина: задние датчики не подключены (выполните проверку подключения),
датчик неисправен - Слишком высокое напряжение сигнала:
Причина: смесь слишком богатая (проверить газоанализатором),
датчик неисправен - Напряжение сигнала слишком низкое:
Причина: смесь слишком бедная (проверить газоанализатором),
утечка в выхлопной системе между двигателем и широкополосным кислородным датчиком,
датчик неисправен - Сигнал показывает больше шума, чем сигнал примера:
Причина: повреждена проводка сигнального провода или заземления,
плохой контакт в клеммах разъема,
датчик неисправен - Сигнал показывает смещение относительно примера сигнала:
Причина: область действия не настроена на связь по постоянному току:
,
датчик неисправен
Следующие отклонения сигнала нагрева (канал 3) могут указывать на проблему:
- Нет сигнала:
Причина: задние датчики не подключены (выполните проверку подключения),
Неисправен усилитель ЭБУ,
датчик неисправен - Слишком высокое напряжение сигнала:
Причина: плохое заземление или его отсутствие для ЭБУ,
сопротивление в проводке к ЭБУ - Слишком низкое напряжение сигнала:
Причина: плохое питание или его отсутствие - Сигнал показывает больше шума, чем пример сигнала:
Причина: повреждена проводка сигнального провода,
плохой контакт в клеммах разъема - Сигнал показывает смещение по отношению к примерному сигналу:
Причина: область действия не настроена на связь по постоянному току:
,
плохая или отсутствующая масса для ECU,
сопротивление в проводке к ЭБУ
СВЯЗАННЫЕ
PRODUCTS
Automotive Test Scope ATS5004D
Measure lead TP-C1812B
Back Probe TP-BP85
Automotive Diagnostics Kit ADK5004D
ATIS
RELATED
ARTICLES
- Циркониевый кислородный датчик
- С помощью лабораторного эндоскопа циркониевый лямбда-зонд измеряется на холостом ходу двигателя при рабочей температуре.
Сигнал с датчика отображается и может быть загружен.
Чтобы помочь определить, правильно ли работает циркониевый лямбда-зонд и его подогрев,
различные возможные отклонения от примеров сигналов упоминаются вместе с вероятными причинами. - Toyota MR2 неисправна форсунка
- У Toyota MR2 возникли проблемы после замены двигателя, код неисправности P0304 Обнаружен пропуск зажигания в цилиндре № 4.
В гараже меняют местами несколько компонентов, но решить проблему не удается.
Необходимы измерения автомобильным осциллографом, чтобы выяснить, что код неисправности несколько вводит в заблуждение.
проблема не в 4 цилиндре
Отказ от ответственности
Этот документ может быть изменен без уведомления.
Все права защищены.
Информация в этом примечании к применению тщательно проверена и считается надежной.
однако TiePie Engineering не несет ответственности за любые неточности.
Предупреждение о безопасности:
- Перед измерением убедитесь, что источники опасно высокого напряжения отключены или защищены от прикосновения.
Опасными считаются напряжения свыше 30 В переменного тока (среднеквадратичное значение), 42 В переменного тока пикового значения или 60 В постоянного тока. - Соблюдайте чистоту на рабочем месте при выполнении измерений.
- Это измерение и процедуры являются примерами / рекомендациями по измерению и не являются предписанными протоколами.
- Инженеры TiePie не могут предвидеть действия по обеспечению безопасности, которые необходимо предпринять для защиты людей и оборудования.
Перед началом измерения проверьте, какие меры безопасности необходимо применить.
Широкополосный лямбда-зонд Bosch LSU 4.2
Современные нормы выбросов требуют более строгого контроля систем управления двигателем во всех диапазонах частоты вращения и нагрузки. Традиционный датчик кислорода может точно определить стехиометрическое соотношение воздух-топливо при 14,7: 1 (лямбда 1,0) с выходным сигналом примерно 450 мВ. Однако за пределами стехиометрической точки традиционный кислородный датчик будет выдавать либо сигнал обогащения (900 мВ), либо сигнал обеднения (100 мВ) без указания того, насколько богато или бедно. Таким образом, управление двигателем будет компенсировать это, регулируя подачу топлива (управление по замкнутому контуру) вперед и назад (богатая/обедненная) в попытке поддерживать правильное стехиометрическое соотношение воздух-топливо. Поэтому традиционный кислородный датчик может точно работать только в очень узком диапазоне соотношений воздух-топливо (14,7: 1), отсюда и название «узкополосный кислородный датчик».
Потребность в повышенной точности, более быстром времени отклика и надежности привела к переделке узкополосного датчика кислорода в широкополосный кислородный датчик, который сегодня используется всеми производителями.
Широкополосный датчик кислорода часто называют широкополосным датчиком или датчиком соотношения воздух-топливо (датчик AFR) и может устанавливаться как на автомобили с бензиновыми, так и на дизельными двигателями.
Название «широкополосный» происходит от способности датчика точно определять соотношение воздух-топливо в широком диапазоне от 10:1 до 20:1 (20:1 — окружающий воздух), в отличие от способности узкополосного датчика определять только стехиометрическое соотношение. 14,7:1.
Однако широкополосный кислородный датчик включает часть рабочих характеристик узкополосного датчика в форме измерительной ячейки. Измерительная ячейка подвергается воздействию атмосферного воздуха с одной стороны (эталонный воздух) и кислорода выхлопных газов в измерительной камере с другой. Предполагая, что содержание кислорода в измерительной камере поддерживается на заданном уровне, 450 мВ выводится из измерительной ячейки широкополосного кислородного датчика на PCM (канал A).
Поддержание правильного уровня кислорода в измерительной камере имеет первостепенное значение для обеспечения того, чтобы выходное напряжение измерительной ячейки оставалось как можно ближе к 450 мВ при любых условиях заправки. Это достигается с помощью ячейки насоса.
Характеристики ячейки насоса таковы, что в зависимости от количества и направления тока, протекающего через ячейку насоса (управляемого PCM), кислород можно накачивать в измерительную камеру или из нее, поддерживая выходное напряжение измерительной ячейки 450 мВ. .
Таким образом, текущий поток через ячейку насоса используется для прямой и точной индикации соотношения воздух-топливо в широком спектре в результате содержания кислорода в выхлопных газах.
Управление нагревательным элементом широкополосного датчика кислорода имеет решающее значение для правильной работы датчика. Кислородные датчики, которые остаются ненагретыми, со временем «засоряются» и требуют замены, а электрохимические реакции внутри датчика, обеспечивающие транспортировку кислорода и генерацию напряжений, просто не могут происходить, если температура кислородного датчика не поддерживается.
Рисунок 1
Поиск и устранение неисправностей
Нагревательный элемент кислородного датчика
Если значение сопротивления нагревательного элемента кислородного датчика, полученное на шаге 1, отличается от указанного значения (4,5 Ом приблизительно при 20 °C), замените кислородный датчик.
Проверьте наличие короткого замыкания между контактами 3 и 4 и остальными контактами 1, 2, 5 и 6. >1 МОм.
Проверьте наличие короткого замыкания между контактами 3 и 4 и внешним металлическим корпусом кислородного датчика (масса шасси) > 1 МОм. Если получено значение сопротивления ниже 1 МОм, замените кислородный датчик.
Цепь калибровочного резистора
Если значение калибровочного резистора, полученное на шаге 2, отличается от указанного значения, отсоедините коммутационные провода (датчик кислорода и аккумулятор автомобиля отсоединены) и измерьте сопротивление калибровочного резистора внутри разъема датчика кислорода между клеммы 6 и 2. Оно должно составлять приблизительно от 100 до 110 Ом (рис. 7). Если полученное значение выходит за пределы указанного диапазона, замените кислородный датчик.
Если значение резистора калибровки датчика кислорода правильное, измерьте значение сопротивления жгута проводов двигателя (датчик кислорода и аккумуляторная батарея автомобиля отсоединены) между контактами 6 и 2.