Рубрики
Разное

Схема работы сцепления автомобиля: виды, устройство и принцип работы

Содержание

Как работает сцепление в автомобиле

Представим себе автомобиль, у которого двигатель соединен на прямую с коробкой передач. Завели автомобиль и… поехали? Не тут то было! Автомобиль начнет рывками трогаться с места, переключить передачу станет невозможным, а при остановке придется полностью заглушить двигатель. После такой езды коробка передач прослужит примерно три дня, а может и меньше. Двигатель внутреннего сгорания от перегрузок сократит свой ресурс в несколько раз. Ну как перспектива? Избежать всех этих мрачных последствий поможет сцепление.

Сцепления автомобиля

Главное назначение сцепления состоит в плавном присоединении маховика двигателя к первичному валу коробки передач во время движения с места и во время переключения коробки передач. Если уж совсем просто, сцепление — это выключатель крутящего момента. Очень важный момент – при резком торможении на включённой скорости, сцепление убережет трансмиссию от механической перегрузки и, как следствие, от дорогостоящего ремонта.

Рассмотрим виды сцепления. По количеству ведомых дисков сцепления делятся на однодисковые и многодисковые. Наиболее распространено однодисковое сцепление. Из-за того в какой среде работает сцепление, оно бывает сухим и «влажным». Сухие сцепления самые популярные у автопроизводителей, если сцепление работает в масляной ванне, оно считается «влажным». По приводу в действие механизма сцепления существуют механические, гидравлические, электрические и комбинированные варианты. Более подробно привод рассмотрим ниже. Конструктивно сцепление различается по способу нажатия на прижимной диск, существует два вида: круговое расположение пружин и сцепления с центральной диафрагмой.

Сцепление автомобиля

Схема сцепления автомобиля: 1 — картер сцепления; 2 — подшипник выключения сцепления; 3 – втулка опорная вала вилки выключения сцепления; 4 — вилка выключения сцепления; 5 — нажимная пружина; 6 — ведомый диск; 7 — маховик; 8 — нажимной диск; 9 — кожух сцепления; 10 — первичный вал коробки передач; 11 — трос; 12 — педаль сцепления; 13 — муфта подшипника выключения сцепления; 14 — пластина соединяющая кожух сцепления с нажимным диском; 15 — пружина демпфера; 16 — ступица ведомого диска.

В состав узла (сцепления) входят: нажимной диск, диск сцепления (ведомый), выжимной подшипник, вилка привода выжимного подшипника, система привода и педаль выключения сцепления.

Сцепление автомобиля

Схема сцепления: 1 — маховик; 2 — ведомый диск сцепления; 3 — корзина сцепления; 4 —выжимной подшипник с муфтой.

  1. Нажимной диск, в народе именуемый «корзиной», представляет собой основание выпуклой круглой формы. В основание встроены выжимные пружины, которые соединены с прижимной площадкой, так же круглой формы. Площадка имеет диаметр соизмеримый с диаметром маховика и отшлифована с одной стороны. Нажимные пружины сводятся к центру «корзины», где на них, во время выжима, воздействует выжимной подшипник. Нажимной диск жестко соединен с маховиком. В зазор между прижимной площадкой и маховиком вставляется, ведомый диск сцепления.
  2. Диск сцепления (ведомый) имеет округлую форму и конструктивно состоит из лучевого основания, фрикционных накладок, шлицевой муфты, для присоединения первичного вала коробки передач. Так же в состав входят пружины – успокоители, или демпферные пружины, которые расположены по кругу шлицевой муфты. Предназначены для сглаживания вибраций во время включения сцепления.
  3. Фрикционные накладки изготавливаются из углеродного композитного материала, существуют накладки из кевларовых нитей, керамики и т.д. Накладки крепятся к основанию при помощи заклепок, так же как и шлицевая муфта, которая расположена внутри накладок.
  4. Выжимной подшипник представляет собой подшипник, у которого одна сторона выполнена в виде нажимной площадки круглой формы соизмеримой с диаметром расположенных в центре «корзины» выжимных пружин. Выжимной подшипник располагается на выступающем из коробки передач первичном вале. Правда, крепится подшипник не на сам вал, а на защитный кожух вала. Подшипник в действие приводит «коромысло» или вилку привода, которая нажимает на оправку подшипника, имеющую специальные выступы. В некоторых случаях вилка и подшипник фиксируются стопорными пружинами. Выжимной подшипник может быть нажимного действия, или оттягивающего. Оттягивающий принцип работы подшипника применяется во многих моделях автомобилей Peugeot.
  5. Система привода в действие сцепления, как говорилось выше, может быть механическая, гидравлическая, электрическая или комбинированная.
    1. Механическая система привода предполагает передачу усилия нажатия на педаль сцепления на выжимную вилку тросом. Подвижный трос находится внутри кожуха. Кожух фиксируется перед педалью выжима сцепления и перед выжимной вилкой.
    2. Гидравлическая система привода состоит из главного гидравлического цилиндра и рабочего цилиндра, соединённых между собой трубкой высокого давления. При нажатии на педаль, в действие приводится шток главного цилиндра, на конце которого установлен поршень с масло-бензо-стойкой манжетой. Поршень в свою очередь нажимает на рабочую жидкость, обычно тормозную, и создает давление, которое передается по трубке к рабочему цилиндру. Рабочий цилиндр, так же имеет рабочий шток, соединенный с поршеньком. Под давлением поршенек приводится в действие и толкает шток. Шток нажимает на выжимную вилку. Рабочая жидкость находится в специальном бачке и самотеком подается в главный цилиндр.
    3. Электрическая система привода сцепления включает в себя электромотор, который включается при нажатии на педаль сцепления. К электромотору присоединен трос. Далее выжим происходит как в механическом варианте.
  6. Педаль сцепления находится в салоне автомобиля, всегда является крайней слева. В автомобилях с АКПП педали сцепления нет. Но сам механизм сцепления присутствует, о нем будет рассказано ниже.

Как работает сцепление? Самое распространенное на данное время это сухое однодисковое, постоянно включенное сцепление. Принцип работы сцепления автомобиля сводится к плотному сжатию между собой рабочих поверхностей маховика, накладок диска сцепления и прижимной поверхности «корзины».

В рабочем положении, под действием выжимных пружин прижимной диск «корзины» плотно прилегает к диску сцепления и прижимает его к маховику. В шлицевую муфту заходит первичный вал, соответственно и крутящий момент передается на него от диска сцепления.

При нажатии на педаль водителем в действие вступает система привода, выжимной подшипник нажимает на выжимные пружины и рабочая поверхность «корзины» отходит от диска сцепления. Диск высвобождается, и первичный вал коробки передач прекращает вращение, хотя двигатель продолжает работать.


В двух дисковых вариантах применяются два диска сцепления и «корзина», которая имеет две рабочие поверхности. Между рабочими поверхностями ведущего диска расположена система регулировки синхронного нажатия и ограничительные втулки. Весь процесс отсоединения маховика от первичного вала происходит, как и в однодисковом варианте.

В автоматических коробках передач применяется в основном многодисковое влажное сцепление, хотя существуют АКПП с сухим сцеплением. Только вот выжим происходит не нажатием на педаль (педали просто нет), а специальным сервоприводом, в народе именуемым актуатором. Кстати, переключение передач происходит так же при помощи этих механизмов. Различаются несколько видов актуаторов: электрический, представляющий собой шаговый двигатель и гидравлический выполненный в виде гидроцилиндра. Управление сервоприводами осуществляется при помощи электронного блока управления (для электрических сервоприводов) и гидравлическим распределителем (для гидро актуаторов).

В роботизированных коробках передач применяются два сцепления, которые работают попеременно. При выжиме первого сцепления для автоматического переключения, например первой передачи, второе ожидает команды для выжима для переключения следующей передачи.

Рассмотрим два варианта выжима сцепления электрическим и гидравлическим актуатором.

  1. В блок управления АКПП поступают данные о скорости вращения двигателя и при достижении нужного значения, подается управляющий сигнал на сервопривод. Двигатель приходит в движение и при помощи передаточного механизма разъединяет двигатель от коробки. Дальше происходит небольшая пауза, автоматика определяет, повышаются ли обороты, и стоит ли включать повышенную передачу. Вот этот «провал» так сильно не нравится автолюбителям. Роботизированные коробки лишены этого недостатка.
  2. При увеличении оборотов двигателя, масляный насос в АКПП нагнетает масло в распределитель и, по достижении определенного значения давления, распределитель по маслопроводящим каналам предает давление на актуатор. Последний приводит в движение механизм нажатия сцепления. После переключения передачи, давление сбрасывается, и двигатель присоединяется к коробке.

Сцепления автомобиля

Есть еще один вид сцепления применяется в вариаторе. Классический вариатор это шкив, у которого от центробежной силы начинают «сходиться» «щеки». Между ними располагается клиновидный ремень, который натягивается во время сжатия «щек». После сжатия ремень начинает вращать ведомый шкив. Вариатор применяется еще не так часто. Многие автолюбители называют его ещё «сырым» и недоработанным.

Принцип работы сцепления автомобиля


Оно является одним из элементов трансмиссии. Главным принципом функционирования считается передача вращательного момента от мотора на коробку скоростей. При помощи сцепления можно на небольшой промежуток времени провести отключение от ДВС остальных трансмиссионных узлов и вновь подсоединить их плавно. Такое действие сделает начало движения машины равномерным, без рывков, снизить нагрузочное воздействие на механические агрегаты.

Содержание:

  1. Конструктивные особенности
  2. Рабочая схема
  3. Наиболее вероятные поломки
  4. Диагностика сцепления машины
  5. Разновидности сцеплений

Конструктивные особенности

Сцепление на один диск, которое устанавливается на жигулях девятой модели, состоит из ведущих и ведомых частей.

Ведущие:

  • маховик;
  • диск и пружины нажимного действия.

Ведомые:

  • диск с накладками фрикционного типа;
  • демпфер, необходимый для погашения колебаний.

Теперь рассмотрим принцип работы сцепления автомобиля.

Рабочая схема

Когда начинает выжиматься педаль, с помощью тросика или гидравлики двигается вилка, перемещая выжимной к пружинке дифрагмента. Ее лепесточки выгибаются, снаружи расположенные края отодвигаются от нажимного дискового элемента, высвобождая последний. Подача вращения от мотора на трансмиссионный привод заканчивается.

Следует добавить, что пружинки, располагаемые на дисковой поверхности, необходимы для поглощения ударов от трансмиссии, образующихся при резковатых сбросах сцепления. Система функционирует устойчиво, но некоторые проблемные вопросы случаются.

Наиболее вероятные поломки

Раньше сцепление меняли после стотысячного пробега. Современные конструкции отличаются несколько большим ресурсом, если организована грамотная эксплуатация транспортного средства и необходимый уход за ним.
Чаще всего изнашивается фрикционный дисковый материал, напоминающий колодки тормозов. При существенном истирании диска появляется проскальзывание, сцепление перестает подавать силу от мотора на колесную базу.
Такое возможно только в том случае, если диски крутятся с различными скоростными режимами. Когда они плотно прижаты один к другому, фрикционный состав сдерживает диски, которые вынуждены вращаться одинаково.

Еще одна вероятная проблема – диск системы сцепления не отрывается от нажимного. Отжатое не полностью сцепление будет продолжать вращение ведущего вала. В такой момент при включении скорости слышен «хруст» или ощущается подклинивание. Этому есть несколько причин:

  • растянулся или повредился тросик;
  • износился либо подтекает цилиндр механизма сцепления;
  • в гидравлику попал воздух;
  • педальный рычаг выставлен с нарушением;
  • установлены детали от другого автомобиля.

Очередной сложностью считают тугость в сцеплении. Для каждого включения скорости необходимо прикладывать некоторую силу. Чрезмерно туговатая педаль подтверждает, что в системе появилась поломка.
Порой износ уплотнений и заторы в гидравлике приводят к тому, что в педали появляется тугость. Это возможно, если износился выжимной, отвечающий за отключение сцепления.

Диагностика сцепления машины

Когда слышны посторонние звуки, то это не означает, что проблема в сцеплении. Шумность при холостых оборотах, исчезающая после отжимания педали, может быть вызвана неполадками в контактной точке подшипниковой вилки.
Машину следует запустить, установив на ручной тормоз, и включить нейтральную передачу. Послушать, имеется ли гул на холостых оборотах без нажатой педали. Если да, необходимо проверять трансмиссию. При отсутствии шумовых признаков на «найтралке» выжимаем сцепление и внимательно слушаем. Возникший скрежет станет свидетельством того, что необходим ремонт вилки либо выжимного подшипникового устройства. Но если и на этом этапе проверки нет шума, то сцепление выжимаем до упора. При возникновении скрипа можете быть уверены – неисправность кроется в вилке или подшипнике управления.

Разновидности сцеплений

Коробка-автомат может иметь несколько вариантов сцеплений, включаемых и выключаемых планетарными передачами. Каждое устройство приводится в работу специальной жидкостью под определенным давлением.
Есть авто, в которых имеется охлаждающий вентилятор, работающий от мотора. Он находится под управлением вязкостной муфты – еще одной разновидности сцепления.

Зная принцип работы сцепления, всегда есть возможность без проблем выполнить его ремонт самостоятельно, меняя определенные детали либо весь механизм в комплекте. Но при недостаточном опыте все же рекомендуется воспользоваться помощью профессиональных специалистов.

Читайте также:


Принцип работы сцепления автомобиля

3.9 — Оценок: 56


Типы сцепления и их части

Основное назначение системы сцепления – изолировать движение двигателя от колес при движении с переключением передач. Благодаря сцеплению мы можем добиться правильной передачи мощности двигателя от коробки передач, которая затем передается на колеса автомобиля.

В этом посте Frenkit мы рассказываем о различных типах сцеплений, существующих на рынке, все они отличаются друг от друга, но служат одной и той же цели. Здесь мы расскажем вам о них все, вы не можете их пропустить!

 

Типы сцепления в автомобилях

Система сцепления в основном является частью системы сцепления автомобилей, оборудованных коробками передач. Как упоминалось в предыдущих постах, сцепление в автомобиле «обеспечивает правильную передачу мощности от двигателя к коробке передач, которая затем передается на колеса автомобиля».

В зависимости от характеристик каждой модели автомобиля различаются разные виды сцепления. Например, мы можем различать систему сцепления по дискам, которая может быть гидравлической, однодисковой, двухдисковой или многодисковой; по типу охлаждения бывают сухие или мокрые сцепления; или тип управления, которые, среди прочего, делятся на фрикционные, электромагнитные или гидравлические муфты.

Далее мы подробно опишем различные типы приводов сцепления, которые мы упомянули выше и которые доступны на рынке. Каждый из них имеет свои особенности.

По дискам

  • Гидромуфта . Для правильной работы сцепления этого типа необходимо, чтобы гидравлическая жидкость приводилась в действие. По этой причине гидравлическое сцепление не имеет дисков, так как мощность, необходимая для привода автомобиля, вырабатывается турбиной, которая приводится в движение за счет вращения двигателя автомобиля. В частности, этот тип сцепления не используется из-за большого расхода топлива и больших затрат на поддержание автомобиля в рабочем состоянии. Тем не менее, это тип сцепления, который можно увидеть в промышленных транспортных средствах.
  • Однодисковое сцепление . Этот тип сцепления называется однодисковым, поскольку между маховиком двигателя и нажимным диском имеется только один диск.
  • Двухдисковое сцепление . В данном случае эта модель сцепления имеет два диска для правильной передачи мощности от двигателя к коробке передач. Двухдисковую систему сцепления можно найти в автомобилях, которые имеют тенденцию генерировать довольно большую мощность.
  • Многодисковое сцепление. Эта модель сцепления состоит из ряда фрикционных дисков, которые отвечают за управление передачей мощности в автомобиле. Многодисковое сцепление можно найти, например, в мотоциклах.

По типу охлаждения

  • Сухое сцепление . В зависимости от типа охлаждения системы сцепления мы можем обнаружить, что охлаждение является воздушным, в случае сухого сцепления.
  • Мокрое сцепление . Когда охлаждение осуществляется маслом, речь идет о мокром типе сцепления.

По типу управления

  • Фрикционная муфта . Эта модель сцепления является наиболее распространенной на автомобилях, находящихся в обращении. С точки зрения работы фрикционная муфта состоит из маховика, который опирается на первичный вал коробки передач с помощью бронзовой втулки. Кроме того, в зависимости от типа охлаждения фрикцион охлаждается маслом.
  • Гидравлическое сцепление. Этот тип системы сцепления позволяет двигателю передавать крутящий момент при достижении определенной частоты вращения. Таким образом, мощность передается центробежным насосом, который сообщается с турбиной.
  • Электромагнитная муфта . Также известная как муфта с электроусилителем, она работает по принципу электромагнита, то есть электромагнитное поле создается железным сердечником и катушкой для передачи крутящего момента.

 

Детали системы сцепления

Система сцепления состоит из ряда элементов, которые составляют полную передачу, в которой педаль сцепления и рычаг переключения передач с первого взгляда являются двумя частями. Что касается деталей сцепления, мы опишем наиболее распространенный тип — фрикционную муфту. Можем выделить следующее:

  • Маховик . Эта плоская круглая деталь вращается при запуске двигателя. Маховик, прикрепленный болтами к коленчатому валу (базовому компоненту, на котором построен двигатель внутреннего сгорания), вращается вместе с двигателем.
  • Нажимная пластина или ступица . Прикрученная к маховику ступица или нажимной диск отвечает за синхронное вращение. Он также состоит из диафрагмы или пружин, с помощью которых происходит выключение диска сцепления.
  • Фрикционный диск или диск сцепления . Состоит из двух сторон тормозных колодок, фрикционный диск или диск сцепления соединяется с коробкой передач с помощью вала. Когда педаль сцепления отпущена, она вращается вместе с маховиком и ступицей. При нажатии на педаль фрикционный диск выходит из зацепления, что прерывает передачу на колеса автомобиля.
  • Вилка толкателя . Последний отвечает за оказание давления на диафрагменную пружину пластины и, таким образом, освобождение или нажатие на диск. Вилка толкателя перемещается при нажатии на педаль сцепления.

Теперь, когда вы знаете, какие существуют типы сцеплений и их частей, мы рекомендуем вам посетить раздел нашего блога на веб-сайте Frenkit, где вы найдете все, что вам нужно знать для правильного обслуживания компонентов. вашего автомобиля, например, все, что касается главного цилиндра сцепления.

Независимо от того, являетесь ли вы профессионалом в автомобильной отрасли или решили самостоятельно заменить системы своего автомобиля, в Frenkit мы являемся дистрибьютором тормозных деталей для всех моделей автомобилей, как легковых, так и легковых.

Что вы думаете об этом посте? Оставьте нам свои комментарии!

Сцепление в сборе | Автозапчасти O’Reilly

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект сцепления Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект сцепления Power Torque

Сравнить

Комплект моментной муфты

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект моментной муфты

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект муфты Power Torque

Сравнить

Комплект сцепления Power Torque

Проблемы со сцеплением могут проявляться по-разному.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *