Рубрики
Разное

Схема прикуривания от другого автомобиля: купить, продать и обменять машину

Содержание

Как правильно «прикурить» автомобиль: пошаговая инструкция, основные ошибки

Зимние холода – тяжелое испытание для автомобильного аккумулятора. Даже если в преддверии холодов купить новую батарею, нет никакой гарантии, что она добросовестно отслужит все морозные месяцы. Хорошо, если автовладелец забирает АКБ на ночь домой на подзарядку, но так поступают далеко не все. Морозная ночь, загустевшее в двигателе масло, «уставший» аккумулятор, несколько неудачных попыток запустить-таки мотор… И вот страдалец, опаздывая на работу, просит соседа «прикурить». А так ли всё просто?

Существуют определенны ограничения на то, чтобы «делиться электричеством» с другим автомобилем. И еще больше мифов, слухов, страшилок и откровенной спекуляции фактами. Поэтому, чтобы не навредить себе и товарищу, нужно четко знать, как правильно прикурить автомобиль (свой или чужой), что для этого надо и какие есть способы.

Содержание

  1. Сразу договоримся о терминах
  2. Как прикурить автомобиль от другого автомобиля: схема с подсоединением «+» «донора» до «+» «разряженного» авто и «-» «донора» к двигателю «разряженного» авто
  3. Как прикурить автомобиль от другого автомобиля: схема с подсоединением клемм «донора» до клемм «разряженного» авто
  4. Как прикурить автомобиль от другого аккумулятора
  5. Какие провода лучше использовать
  6. Распространенные ошибки: чего нельзя делать при «прикуривании» автомобиля
  7. Мифы и страшилки
  8. Вывод

Сразу договоримся о терминах

Прежде, чем начинать разъяснения, нужно определить правильное понимание терминов. Итак:

  1. Автомобиль-донор или аккумулятор-донор – тот, с которого будет подаваться заряд на севший аккумулятор;
  2. Автомобиль-реципиент или аккумулятор-реципиент – тот, который разряжен и нуждается в помощи;
  3. Красный и черный провод – так обычно маркируют провода в наборе для прикуривания. Чтобы не было разночтений, красный провод используют для соединения «плюсовых» клемм аккумулятора. Традиционно их маркируют красным цветом, так что будет легче запомнить.

У новичков могут возникнуть затруднения с определением «+» и «-» на АКБ. Чтобы ни в коем случае не запутаться, надо знать, что плюсовые клеммы всегда толще, чем минусовые. Черный провод подключается только к минусовым клеммам, их еще могут маркировать синим цветом и они всегда тоньше, чем плюсовые.

Как прикурить автомобиль от другого автомобиля: схема с подсоединением «+» «донора» до «+» «разряженного» авто и «-» «донора» к двигателю «разряженного» авто

Итак, встретились два одиночества: один не может завестись, другой «добрый самаритянин» согласился ему помочь.

Вариант первый это заводить «разряженную» машину с заведенным донором как показано на видео с канала «Bosch Mobility Solutions»

Но в этом способе есть одно «но!». При заводе реципиента, его стартер потребляет большой ток и есть риск выхода из строя включенной электроники донора, при заведенном двигателе.

Второй же способ является более безопасным и делается в такой последовательности:

Схема прикуривания автомобиля от другого автомобиля — схема «+» к «+», «-» к двигателю

  1. Машины подогнать близко друг к другу, но чтобы они ни в коем случае не соприкасались. Обе машины поставить на ручной тормоз.
  2. Завести двигатель автомобиля-донора, он должен поработать на холостом ходу, чтобы генератор дополнительно подзарядил АКБ. После чего мотор заглушить, всё электрооборудование выключить, ключи зажигания обеих машин поставить в нулевое положение.
  3. Отсоединить минусовую клемму с аккумулятора-донора. Это делается для того, чтобы обезопасить автомобиль от перепадов напряжения, которые обязательно возникнут при запуске двигателя второй машины.
  4. Красный провод присоединить к «+» клемме аккумулятора-донора, второй конец – к «+» клемме аккумулятора-реципиента. «Плюс» соединяем с «плюсом», следите за этим внимательно и не путайте!
  5. Черный провод присоединить к «-» клемме батареи-донора, второй конец – на «массу» автомобиля-реципиента. В данном случае «массой» будет двигатель или металлический корпус автомобиля. Главное, чтобы этот участок был чистый и не окрашенный. Отлично подойдёт любой болт на корпусе двигателя, например. В этот момент зажим будет искрить и важно, чтобы искры не попали на что-нибудь горючее.
  6. Не отсоединяя провода завести автомобиль-реципиент. Если завелся – всё отлично, дать ему поработать на холостых оборотах минут 5, чтобы аккумулятор подзарядился. Затем заглушить двигатель.
  7. Отсоединить провода в обратном порядке от подключения. Сначала снять черный провод с «массы» автомобиля, затем второй его конец с минусовой клеммы АКБ-донора. Красный провод сначала отсоединить от аккумулятора-реципиента, затем от аккумулятора-донора.
  8. Поставить на место минусовую клемму на батарее, с которой ее снимали.

То есть, как мы видим, разница лишь в том, что донор не заведен, но зато мы спокойны за сохранность электроники на нем.

Почему «минусовую» клему цеплять лучше к двигателю, а не в любом месте на кузове? Да потому что нам нужно подать ток на стартер реципиента, а он находится близко к двигателю. В противном случае, есть риск, что напряжение пойдет по цепи в те места и приборы, которые не предназначены для такой силы тока, что может причинить их поломку.

Что делать, если автомобиль не запустился? Можно завести двигатель «донора» с подключенными клеммами, дать поработать на 2-3 тыс. оборотов минут 5-10, тем самым зарядив оба аккумулятора. Затем, заглушив двигатель «донора», повторить попытку. Если снова неудача, есть смысл пробовать завести «разряженный автомобиль» с заведенным «донором», как показано на видео выше.

Как прикурить автомобиль от другого автомобиля: схема с подсоединением клемм «донора» до клемм «разряженного» авто

Этот способ используется, если в подкапотном пространстве автомобиля-реципиента не нашлось места, куда можно было бы подключить последний зажим черного провода. В этом случае его устанавливают на минусовую клемму аккумулятора, соединяя таким образом «плюс» с «плюсом» и «минус» с «минусом».

Почему этот способ рекомендуют во вторую очередь? Тут нужно понимать, что в разряженной батарее скапливается «гремучий газ» – смесь кислорода и водорода, которая образуется при «кипении» воды (а по факту – разложении ее электролизом на кислород и водород). Искра, которая проскакивает при подключении последнего зажима (а минусовая клемма аккумулятора-реципиента подключается последней), может спровоцировать взрыв. Но если не удается найти место, чтобы вывести провод на «массу», его можно присоединить к минусовой клемме.

Схема действий такая же, как и в предыдущем способе, с разницей только в пункте 5. Черный провод сначала подключают к минусовой клемме аккумулятора-донора, затем к минусовой клемме реципиента.

Важно! При соединении «минусовых» клемм обоих аккумуляторов ток от рабочей батареи начинает заряжать нерабочую, а это потери электричества. Поэтому данный способ менее эффективный, по сравнению с предыдущим.

Как прикурить автомобиль от другого аккумулятора

Нередко бывает так, что счастливый владелец исправного заряженного аккумулятора и рад бы помочь попавшему в беду товарищу, но мастера на СТО запретили «прикуривать» кого-либо под угрозой выхода из строя всей электроники. В этом случае можно полностью отключить аккумулятор машины-донора, сняв обе клеммы.

Бывает и так, что у самого автовладельца дома есть нормальный аккумулятор, который заряжен и работоспособен, но не подходит на автомобиль.

Схема прикуривания от другого аккумулятора выглядит так:

Схема прикуривания автомобиля от другого аккумулятора — схема «+» к «+», «-» к «-«

  1. Запустить двигатель автомобиля-донора и дать ему поработать, чтобы дополнительно подзарядить батарею. Затем заглушить мотор.
  2. На автомобиле-доноре отсоединить обе клеммы, таким образом, полностью изолировать аккумулятор от электросистемы.
  3. Красный провод присоединить на «плюс» аккумулятора-реципиента, затем второй зажим на «плюс» аккумулятора-донора.
  4. Черный провод подключить сначала к «минусу» донора, затем второй конец – к «минусу» разряженного аккумулятора.
  5. Подождать минут 15, пока подзарядится севшая батарея. Не заводить двигатель сразу.
  6. Не отключая провода, попробовать завести двигатель автомобиля, который заряжается. Если удалось, дать ему поработать 10 минут, чтобы подзарядить АКБ. Затем заглушить мотор.
  7. Отсоединить провода в обратном порядке: сначала снять «минус» реципиента, затем «минус» донора, затем «плюс» реципиента и последним «плюс» донора.
  8. Подключить клеммы аккумулятора-донора.

Но если Вам не нужно предварительно заряжать севший аккумулятор, то можно подсоединить «минусовой» провод «донора» сразу к двигателю реципиента, используя схему как в первом варианте. Тем самым минуя подзарядку севшего аккумулятора. В этом случае можно сразу заводить мотор, не ждать подзарядки.

Схема прикуривания «разряженного автомобиля» от аккумулятора

Итак, памятка на все варианты прикуривания не меняется. Это оптимальная последовательность подключения, которая позволит избежать ошибок, в каких бы условиях ни пришлось работать.

Ниже есть еще полезное видео о разных способах завести машину при разряженном аккумуляторе.

Какие провода лучше использовать

Иногда можно встретить залихватские истории про то, как кто-то прикуривал автомобиль обрывком проволоки, женской шпилькой или куском арматуры. Смешно? Если не хотите становиться последователем таких кулибиных, нужно выбирать и покупать правильные провода. Чтобы они справились со своей задачей, необходимо соблюсти несколько условий:

Провода для «прикуривания» автомобиля

  1. Главное – сечение провода. Чем больше, тем лучше, рекомендуется 16 мм. Слишком тонкие провода могут перегреться и даже устроить пожар, когда через них пойдет ток 300-400 А.
  2. Материал – медь, здесь даже китайские производители одноразовых проводов не халтурят.
  3. Изоляция – мягкая и эластичная, при этом достаточно толстая. Дешевые изоляционные материалы твердеют и трескаются на морозе.
  4. Зажимы-крокодилы должны быть достаточно тугими, а медные зубья на них – цепкими и по возможности массивными. Сейчас многие производители грешат тем, что делают контактные части зажимов из тонких полос меди, что не всегда подходит для мощных аккумуляторов.
  5. Провод должен надежно присоединяться к зажимам: либо приварен, либо хорошо обжат с большим пятном контакта.
  6. Длина проводов нужна не менее 3 метров, но лучше больше. Причина в том, что на дороге не всегда можно поставить автомобили «нос к носу», иногда приходится тянуть провода через всю длину кузова. Поэтому лучше брать длину с запасом, то есть при покупке выбирать 5-метровые провода.

Распространенные ошибки: чего нельзя делать при «прикуривании» автомобиля

Соблюдать правильную последовательность действий нужно, чтобы сделать процесс максимально безопасным. Вот несколько распространенных ошибок, которые совершают новички:

  1. Попытка прикурить автомобиль, у которого явно неисправен аккумулятор: вздутый, потекший, с наслоениями на клеммах. Если батарея в таком состоянии, лучше ее не насиловать, а сразу покупать новую.
  2. Такие же требования предъявляются и к аккумулятору-донору: он должен быть без следов неисправности, полностью заряжен и работоспособен.
  3. Нельзя заряжать более мощный автомобиль от менее мощного. Причина разной емкости аккумуляторов и потреблении электроэнергии при старте: условно говоря, внедорожник посадит батарею малолитражки с первого же запуска. А вот маленькую машину от большой прикуривать можно.
  4. Вольтаж обеих батарей должен быть одинаковым. В легковых автомобилях ставятся батареи на 12 V, на грузовиках используются АКБ на 24 V, а в мотоциклах на 6 V. Нельзя соединять батареи с разными показателями номинального напряжения!
  5. В различных источниках можно встретить совет запустить двигатель автомобиля-донора после подсоединения проводов, чтобы дополнительно зарядить аккумулятор. Лучше так не делать, не зря же мы снимали минусовую клемму. Современная электронная «начинка» может выйти из строя от перепада напряжения в момент запуска второго автомобиля, так что целесообразней позаботиться о заряде АКБ до того, как подключать провода, а потом уже не заводить.
  6. Желательно не нарушать порядок подключения проводов. Теоретически, можно подключать их в любом порядке, но столько коротких замыканий, повреждений и даже взрывов было из-за такой путаницы, что эксперты рекомендуют придерживаться максимально безопасной очередности работы.
  7. Техника безопасности при работе: использовать перчатки, защитные очки (если есть), не наклоняться низко над аккумулятором, не прикасаться к металлическим деталям кузова в момент прикуривания.
  8. Обычно советуют проводить все работы на улице, не в помещении. Причина – пожароопасные пары бензина и испарения аккумулятора, которые могут загореться от искры.
  9. И, наконец, перед тем, как начинать работу, многие специалисты рекомендуют не только полностью отключить двигатель и все приборы, но и вынуть ключ из замка зажигания «донора».

Мифы и страшилки

Бытуют самые разнообразные рекомендации по прикуриванию автомобиля, не подкрепленные логикой или фактами. И эти мифы очень живучи.  Так уж мы устроены, что охотно им верим. Пришло время избавляться от стереотипов.

Миф 1. Нельзя прикуривать автомобиль на морозе.
А когда еще его прикуривать? Летом такие проблемы случаются крайне редко, чего не скажешь про зиму. Температура не влияет на успех задачи, главное, чтобы автомобиль-донор был прогрет, а его АКБ полностью заряжен.

Миф 2. Нельзя прикуривать инжекторный автомобиль.
Можно! Тип топливной системы никак не влияет на аккумулятор. Да и карбюраторных машин становится всё меньше и меньше.

Миф 3. Прикуривание может навредить автомобилям, в частности, ЭБУ.
Если всё сделать правильно, не навредит, это же просто подзарядка батареи. А вот ошибок лучше не допускать!

Вывод

Помогать соседу, попавшему в неприятную ситуацию, или нет, каждый решает для себя сам. Иногда приходится отказывать, если собственный аккумулятор «на последнем издыхании» или автомобиль-реципиент явно больше и мощнее. Но если есть возможность оказать помощь, лучше это сделать. И человека выручить, и себе «плюсик в карму».

Ну а чтобы не теряться в сложных ситуациях, можно заранее приобрести качественный набор для прикуривания и возить в багажнике. Тогда точно будет легче уговорить кого-то помочь, или даже самому стать добрым волшебником.

Как правильно прикурить автомобиль от аккумулятора или авто


На чтение 8 мин. Просмотров 26.6k. Опубликовано
Обновлено

Не все знают, как правильно прикурить свой автомобиль. Хотя на первый взгляд, наука нехитрая: подключил свой севший аккумулятор проводами к батарее соседской машины, крутнул стартером коленвал, завел машину, сказал соседу «спасибо» и поехал по своим делам. На практике все не так просто. В этом процессе нужно разобраться, чтобы не навредить аккумуляторам и машинам.

Содержание

  1. Схема прикуривания от другого автомобиля
  2. Схема прикуривания для легкового авто
  3. Схема прикуривания для грузовых машин
  4. Топ 10 ошибок при прикуривании автомобиля
  5. Как правильно прикурить автомобиль: пошаговые инструкции
  6. Как выбрать провода для прикуривания
  7. Распространенные вопросы и мифы о прикуривании

Схема прикуривания от другого автомобиля

О том, что на автомобиле должен стоять исправный и полностью заряженный аккумулятор, знают все автомобилисты. Однако не все, особенно новички, следуют этому правилу.

Отсюда и появляется необходимость прикурить авто ранним утром на морозе, когда стартер натужно тянет обгонную муфту и не может даже зацепить венец маховика. Такие неприятности могут произойти даже с новой батареей. Поэтому автомобилисты должны знать, как правильно завести автомобиль от другого аккумулятора на машине-доноре.

Схема прикуривания для легкового авто

Если речь идет о легковых автомобилях, то подключение заряженного аккумулятора к автомобилю с севшей батареей производится в такой последовательности:

  1. соединяют проводом (красного цвета) плюсовые клеммы батарей;
  2. подключают черный провод к минусовой клемме машины-донора;
  3. второй конец черного провода подводят к массе автомобиля реципиента.

АКБ легковушек должны быть примерно одинаковы по ампер метражу.

Схема прикуривания для грузовых машин

На грузовых машинах бортовая сеть рассчитана на питание от 24 В, поэтому там устанавливают два аккумулятора по 12 Вольт, соединенных последовательно. Прикуривание у грузовиков происходит по той же схеме, что у легковушек.

Важно, чтобы аккумулятор, от которого будет пускаться машина с севшей АКБ, был полностью заряжен.

Топ 10 ошибок при прикуривании автомобиля

Запуск двигателя от другой машины – распространенное явление в условиях морозных зим и хранения авто на открытой стоянке. В гараже у автовладельца всегда найдется способ завести транспорт. Если не лениться и снимать батарею на ночь, то по утрам, даже в сильный мороз, машина будет запускаться без проблем. Но раз уж произошла неприятность, и двигатель не пускается стартером, от процедуры прикуривания не уйти.

Не допускайте ошибок при запуске своей техники от другого аккумулятора. В лучшем случае, при неправильных действиях, вы можете нанести вред своей батарее, в худшем – вывести из строя электронику на авто товарища или, что еще хуже, допустить взрыв АКБ и пожар.

Среди ошибок начинающих автомобилистов выделяют десятку самых распространенных ляпов, которые расположим по степени опасности – от меньшего к большему.

  1. Перед прикуриванием водитель не осматривает батарею на предмет целостности и утечки, прочности контактов.
  2. Пренебрегает правилами безопасности, прежде всего, пожарной.
  3. Пользуется некачественными проводами (недостаточными по сечению, потертой изоляцией, с плохими контактами, слабыми крокодилами).
  4. Нарушает последовательность подключения контактов (отступает от схемы).
  5. Подключает минусовый провод к минусовой клемме на разряженной батарее.
  6. Берет в доноры батарею с меньшей емкостью, чем стоящая на его машине.
  7. Допускает контакт автомобилей корпусами или контакт плюсовой клеммы провода с массой.
  8. Путает подключение контактов «+» и «–».
  9. Оставляет включенными зажигание и приборы на время прикуривания.
  10. Питается от авто с запущенным движком.

Предупредить водителей и предостеречь от ошибок в таком тонком деле, как прикуривание, поможет следующий четкий порядок действий. Придерживаясь алгоритма, вы сможете без последствий запустить свое авто с посаженной батареей.

Материал по теме: Топ 20 лучших аккумуляторов для авто: свинцовые, AGM, гелевые

Как правильно прикурить автомобиль: пошаговые инструкции

Не трудно представить себе морозное зимнее утро и тщетные попытки завестись – хоть раз, но в такой ситуации бывал каждый автомобилист. Если вы недавно получили права и приобрели машину, то знайте, иногда такое случается.

Провода для прикуривания лучше купить заранее и возить их в багажнике.

Постарайтесь запомнить порядок действий и следуйте ему неукоснительно.

  • Вначале попросите помощника подъехать к вашей машине передком и остановиться на таком расстоянии, при котором ваши провода достанут до его аккумулятора (обычно провода берут длиной 3–5 метров).
  • Затем обратитесь к коллеге с просьбой, чтобы он подержал движок на 2000–3000 оборотов в минуту в течение 5 минут. Это даст гарантию, что электролит в его батарее прогреется и она получит необходимый заряд от генератора.

Дальше нужно поступать в таком порядке.

  • Попросите водителя машины-донора заглушить двигатель, выключить все приборы и вытащить ключ из замка зажигания.
  • Проследите, чтобы на вашем авто также были отключены потребители электроэнергии и ключи находились у вас в руках.
  • Откройте капоты автомобилей и осмотрите батареи. Прежде всего, в порядке должна быть АПК вашей машины (без следов разрушения).
  • Определите, к какой металлической части под капотом вы будете подключать минусовый зажим провода. Это должен быть не защищенный краской чистый болт иди деталь. Например, место крепления на двигателе, генераторе, болт на кузове.
  • Возьмите провод в красной изоляции и одним концом подключите его к плюсовой клемме на аккумуляторе-доноре. Проследите, чтобы зубы крокодила хорошо вцепились в металл. Другим концом провода запитайте плюс своей батареи. Обеспечьте прочность контакта.
  • Крокодилом черного провода зажмите минусовую клемму батареи донора, а затем свободный зажим зафиксируйте на заранее подготовленной детали под капотом вашей машины.
  • Еще раз напоминаем, что место подключения должно быть чистым от краски и на нем не должно быть пятен масла. Дело в том, что при проворачивании ключа в замке зажигания между минусовым крокодилом и массой при неплотном контакте, может проскочить искра. Это источник возможного возгорания.
  • Также напоминаем о необходимости перепроверить правильность подключения проводов по схеме. Если вы перепутаете полярность подключения проводов и попытаетесь завести машину, то это выведет из строя электронику.
  • Сядьте в салон своего авто и сделайте пробный запуск. Если ваша машина технически исправна и не заводилась раньше по причине севшего источника питания, то от прикуривания она заведется сразу.
  • Запустив двигатель, дайте ему поработать в течение пяти минут при 1500–2000 оборотов в минуту. Ваша батарея при этом подзарядится и потом сможет самостоятельно запустить двигатель с прогретым маслом.
  • Отсоедините провода в такой последовательности: сначала снимете крокодил с плюсовой клеммы вашего авто, затем с плюса батареи-донора. После этого снимайте минусовый провод.
  • Благодарите товарища, прячьте провода в багажник и отправляетесь в путь.

Если двигатель не пускается с первого раза

Бывает так, что после первых оборотов коленвала, двигатель упорно не пускается и дальнейшее прикуривание может привести к посадке хорошей батареи. Остановите попытки и попросите коллегу пойти таким путем.

  1. Выньте ключи зажигания из своей машины и оставьте схему подключения кабелей прежней.
  2. Пусть помощник заведет авто и даст ему поработать минут десять на оборотах в 2000–3000 в минуту. Так вы сможете подзарядить свой аккумулятор и возобновить зарядку донорской батареи.
  3. По истечении 10 минут дайте сигнал водителю выключить мотор и все приборы.
  4. Возобновите попытку прикурить. Обычно после таких процедур машина должна завестись.
  5. Уже по дороге хорошенько подумайте, как вы будете заводиться завтра.

Видео “Как прикурить машину”

Как выбрать провода для прикуривания

Непременным условием для успешного прикуривания без последствий для батарей и бортовых сетей машин, является использование специальных проводов.

В магазинах продают такие провода – они обычно имеют изоляцию красного и черного цветов. Так сделано для того, чтобы при подключении клемм не перепутать полярность. Черный – всегда минус, а красный – плюс. Удобная для использования длина изделия составляет 3–5 метров.

В момент пуска двигателя стартовый ток, выдаваемый аккумулятором, высокий, поэтому провода должны быть рассчитаны на силу тока в 200 А. Отлично справляются с такими токами медные провода с поперечным сечением на 16 мм2 (можно взять больше).

Покупайте провода в ПВХ изоляции – она не дубеет и не трескается на морозе. При покупке обратите внимание на зажимы-крокодилы, – они должны быть из меди, с острыми зубами и мощной пружиной. Берите прикуриватели, у которых обеспечен качественный контакт с крокодилами (обжим, пайка).

На покупке проводов не стоит экономить – качественные изделия обеспечивают результат и не доставляют хлопот.

Распространенные вопросы и мифы о прикуривании

Среди молодых автомобилистов распространяются истории-мифы о прикуривании, которые возникают от неопытности и слабой информированности.

  • Миф 1. Нужно прикуривать от машины с работающим двигателем.

Категорически так поступать нельзя. Дело в том, что в момент пуска происходит бросок тока, который может убить электронику машины. Водитель с опытом всегда дает прикурить со снятой минусовой клеммой со своего аккумулятора, тем самым он исключает возможные печальные последствия в результате броска тока и напряжения даже при неработающем двигателе.

  • Миф 2. Нельзя прикуривать машину с электронным блоком управления, так как тот выйдет из строя.

Это заблуждение, – аккумуляторы таких машин могут выступать как в роли доноров, так и реципиентов только при условии, что автомобиль, который дает прикурить, заглушен.

Как читать электрические схемы автомобилей

Примечание редактора: эта статья была первоначально опубликована 27 января 2017 г. Некоторая информация может быть уже неактуальной, поэтому используйте ее по своему усмотрению.

Электрические схемы и дорожные карты имеют много общего. Дорожные карты иллюстрируют, как добраться из пункта «А» в пункт «Б». Однако вместо того, чтобы соединять межштатные автомагистрали, автомагистрали и дороги, электрическая схема показывает основные электрические системы, подсистемы и отдельные цепи, все взаимосвязано.

Еще одна общая черта — это уровни детализации. Например, если вы посмотрите на карту дорог Калифорнии, вы не сможете найти адрес в Лос-Анджелесе. Вы можете найти город или поселок, но не найдете конкретный адрес. Чтобы найти точное местоположение конкретного дома или здания, вам понадобится подробная карта улиц или доступ в Интернет и использование Google Maps или функции GPS на смартфоне.

То же самое (в меньшей степени) относится к схемам подключения. Автомобили, выпущенные до 19Электрические схемы 70-х обычно содержались на одной или двух страницах в руководстве по обслуживанию. К 1980-м годам сложность автомобильной бортовой электроники изменилась, и в большинстве руководств по эксплуатации транспортных средств было несколько страниц схем электрических соединений, показывающих всю электрическую систему автомобиля. В 1990-х печатные руководства по обслуживанию начали исчезать, и теперь руководства и электрические схемы можно найти на цифровых носителях или в Интернете.

Есть один аспект электрических схем, который, к сожалению, остался неизменным. Им не хватает указаний относительно того, как на самом деле их читать. Подобно карте, электрические схемы будут иметь легенду, в которой прописаны символы и соглашения об именах, но не будет инструкций «как это сделать».

В то время как онлайн-руководства по обслуживанию автомобилей написаны для «профессиональных» техников, каждый техник должен был научиться читать и интерпретировать электрические схемы в какой-то момент своей карьеры. Дизайн и компоновка схем подключения не подходят для технических специалистов среднего или начального уровня, поскольку они начинают с простых для понимания схем, которые постепенно становятся все более трудными для чтения и понимания. В этой статье будет использован другой подход, и мы начнем с простых схем и схем подключения, а затем перейдем к более сложным схемам.

Этот пошаговый процесс не только делает обучение чтению электрических схем менее болезненным, но и способствует лучшему пониманию того, как работают электрические цепи. Чтобы стать более опытным в чем-либо, включая чтение электрических схем, требуется практика, и для этой цели также включены некоторые сложные вопросы.

3 предмета

Упрощенная схема подключения аккумулятора, лампочки и проводов проста для понимания. Однако, если бы эта же схема была более сложной и включала бы несколько реле, несколько источников питания и компьютер, управляющий всей схемой, получившуюся электрическую схему было бы гораздо сложнее читать. Краткий обзор основных электрических цепей облегчит понимание того, как они изображены на электрической схеме.

Каждая электрическая цепь в автомобиле должна иметь 3 элемента для работы:

  1. Источник питания
  2. Загрузочное устройство
  3. Возврат через землю

Система зарядки и аккумулятор функционируют как источники питания и проходят по всему автомобилю с помощью многочисленных проводов. Нагрузочные устройства — это просто все, что выполняет электрическую работу, и может включать в себя освещение, стартер, бортовые компьютеры, реле, электрические стеклоподъемники, вход без ключа и многие другие компоненты. Возврат заземления завершает электрический путь от положительной клеммы аккумулятора к нагрузочному устройству и обратно к отрицательной клемме аккумулятора. Если какая-либо из трех вещей отсутствует, схема не будет работать, а схемы соединений предоставляют «карту», ​​помогающую определить, какая из трех вещей отсутствует.

В дополнение к трем вещам необходимо контролировать нагрузочные устройства. Некоторые нагрузочные устройства включаются или выключаются путем управления их источником питания, в то время как другие управляются путем включения или выключения заземления. Наиболее распространенным сценарием является использование электронного блока управления автомобиля или ECU для заземления реле, которое, в свою очередь, управляет нагрузочными устройствами. Процесс выяснения того, как управляется нагрузочное устройство, а также его источники питания и заземления, можно определить с помощью схемы подключения. Чтобы изучить логический процесс чтения сложных электрических схем, мы начнем с простой схемы противотуманных фар.

На рис. 1 показана простая электрическая схема, показывающая цепь противотуманных фар. Цепь состоит из аккумулятора, предохранителя на 20 А (используется для защиты цепи), выключателя (расположенного на приборной панели) и двух противотуманных фар. Отражения от земли показаны символом земли в виде вертикальной линии с тремя горизонтальными линиями. Не на всех схемах показаны провода заземления, и предполагается, что символы заземления обозначают провода, подключенные к отрицательной клемме аккумуляторной батареи. Эта диаграмма необычна тем, что наличие 12 В показано на схеме как в состоянии «ВКЛ», так и «ВЫКЛ».

Красные линии указывают на наличие 12 В, а черные линии представляют собой заземление цепи, которая подключается к отрицательной клемме аккумулятора. В части схемы «ВЫКЛ» показано, что 12 В подается от аккумулятора, через предохранитель и к открытому выключателю приборной панели. Нижняя часть схемы показывает закрытый переключатель приборной панели, подключение аккумулятора к фарам и их включение. Это также иллюстрирует один из аспектов закона Киршоффа, согласно которому нагрузочное устройство (устройства) будет использовать всю мощность (12 В) в цепи, поскольку напряжение на отрицательной клемме аккумулятора и на стороне заземления противотуманных фар близко к 0,0 В. .

К сожалению, реальные электрические схемы не обеспечивают ни одного из этих преимуществ, а схемы автомобилей последних моделей могут не изолировать цепи в такой степени — более вероятно, что они будут частью общей системы освещения. Цвет, если он вообще используется на электрической схеме, предназначен для идентификации отдельных цветов проводов, а не для обозначения силовой и заземляющей сторон цепи. Кроме того, электрические схемы по умолчанию всегда показывают устройство нагрузки в состоянии «ВЫКЛЮЧЕНО», и техническим специалистам приходится представлять себе наличие питания по всей цепи при включенной и работающей нагрузке.

Существует неотъемлемая проблема конструкции цепи противотуманных фар, как показано на рис. 1. Для работы этих конкретных противотуманных фар требуется батарея большой силы тока (8 А каждая или всего 16 А), и эта высокая электрическая нагрузка должна проходить через все провода и приборная панель переключаются, чтобы добраться до огней. Провода, и особенно выключатель, должны быть прочными, чтобы выдерживать большой ток. Простым решением является добавление реле на 12 В, как показано на рис. 2 .

Реле заменяет силовой выключатель и обеспечивает высокоамперную связь между противотуманными фарами и аккумулятором. Выключатель приборной панели по-прежнему является частью общей цепи, но теперь он должен переключать только управляющую катушку реле с малой силой тока (0,3 А) вместо противотуманных фар с большой силой тока. Переключатель на приборной панели и провода, соединяющие его с цепью, могут быть меньше, поскольку реле подключает аккумулятор к фарам, а не к переключателю.

Катушка управления внутри реле представляет собой электромагнит, и, когда вывод 4 реле соединен с массой переключателем на приборной панели, катушка находится под напряжением и притягивает сильнодействующие контакты реле, соединяющие выводы 1 и 2. , На этой схеме показана цепь в положении «ВЫКЛ.», и она более типична для реальной схемы проводки, поскольку техник должен визуализировать, где в цепи присутствует питание, когда горит свет.

Хотя на рис. 2 показана базовая схема использования реле для управления высокоамперной цепью, она имеет отношение к современной электронике, используемой в современных автомобилях. Многие автомобильные схемы управляются PCM (модулем управления питанием) автомобиля, который не может напрямую управлять сильноточными нагрузками. Использование нескольких реле решает эту проблему, так как PCM должен только включать и выключать реле с низким током.

Схема подключения, изображенная на Рис. 3 , показывает, как добавление второго реле в цепь противотуманных фар улучшает ее функциональность. Реле №1 подает питание на реле №2, то же реле, что и на предыдущей схеме. Реле № 1 управляется выключателем зажигания и позволяет включать противотуманные фары только тогда, когда ключ зажигания находится в положении «аксессуар» или «работа». Если ключ зажигания находится в положении «заперто», «выключено» или полностью вынут из замка зажигания, на реле № 2 не подается питание. Это предотвращает непреднамеренное включение противотуманных фар, даже если переключатель на приборной панели остается включенным. Эта схема более типична для схем подключения, которые можно найти в руководстве по обслуживанию. Провода идентифицируются по их цвету, но нет цвета, указывающего, где присутствует питание; схема показана в выключенном состоянии, а клеммы реле обозначены номерами.

Самый эффективный способ научиться читать электрические схемы и пользоваться ими — это практиковаться. Имея это в виду, следующие три практических вопроса проверят ваши знания и способность читать и интерпретировать электрические схемы. Мы вместе рассмотрим первые два вопроса и предоставим вам ответ на третий.

Вопросы по электрической схеме

Вопрос 1:

Этот вопрос относится к рисунку 3. Когда ключ зажигания находится в положении «Acc» и приборная панель выключена, какие номера клемм на реле № 1 и № 2 будут иметь 12 В ? Рисунок 3 типичен для схем подключения, которые можно найти в руководстве по обслуживанию. Реле и переключатели показаны в их «разомкнутом» положении, и цвет не используется для обозначения того, где присутствует питание или заземление.

При чтении любой электрической схемы начните с того места, где находится известный источник питания (12 В), обычно с положительной клеммы аккумуляторной батареи. Реле №1, клемма 3, напрямую подключено к аккумулятору через предохранитель на 20А. Клемма 1 идет к замку зажигания, а в положении «Accy» тоже будет 12В (КРАСНЫЙ провод к замку зажигания и ОРН провод между замком и реле). Клемма 2 является постоянным заземлением управляющей катушки реле. Реле включено, а клеммы 3 соединены с 4 через сильноамперные контакты.

Клеммы реле № 2 с напряжением 12 В: 1 (КРАСНЫЙ/БЕЛЫЙ) и 3 (КОРИЧНЕВЫЙ), которые получают питание от клеммы 4 реле № 1. Клеммы 1 и 2 подключены через низкоамперную катушку реле, поэтому на клемму 2 подается питание, поскольку выключатель на приборной панели разомкнут. Если бы переключатель на приборной панели был замкнут, на клемме 2 было бы 0 В, поскольку она подключена к земле, а реле было бы «включено». На клемму 4 не подается питание, потому что реле выключено.

Вопрос 2:

Проследите путь, который обеспечивает питание и заземление для каждого охлаждающего вентилятора в высокоскоростном режиме. В вопросе 2 используется более сложная схема соединений, чем в первом вопросе. Рисунок 4 представляет собой типичную автомобильную электрическую схему, на которой показана цепь вентилятора охлаждения радиатора.

Два предохранителя (40 и 10 А) питают цепь и напрямую подключены к аккумулятору автомобиля (постоянно горячий). Есть три реле, которые подключают питание к охлаждающим вентиляторам и контролируют низкую и высокую скорость.

Реле управляются модулем управления питанием автомобиля или PCM. Схема также содержит примечания относительно маркировки компонентов, их физического расположения и информации о том, какие другие схемы соединений являются частью общей схемы. Катушки управления реле выглядят немного иначе, чем те, что показаны на рис. 3. Показан резистор (прерывистая линия), который используется для предотвращения попадания скачков напряжения на блок управления двигателем при работе реле. В остальном реле работают так же, как на рис. 3  9.0005

Примечание. Эта схема работает от 12 В. Однако при работающем двигателе рабочее напряжение составляет 14 В или зарядное напряжение, обеспечиваемое генератором.

Три реле вентилятора охлаждения определяют пути питания и заземления к вентиляторам охлаждения. Чтобы оба вентилятора системы охлаждения работали в режиме высокой скорости, блок PCM заземляет обе клеммы 42 и 33 (управление реле низкой и высокой скорости вентилятора системы охлаждения). При заземлении клеммы 33 блока управления двигателем провод DK BLU становится заземлением для управляющей катушки реле вентилятора охлаждения № 3 на клемме B4. Это включает реле, потому что на клемму C6 все время подается питание от предохранителя на 10 А.

КРАСНЫЙ провод на клемме C4 реле подключен к предохранителю вентилятора охлаждения на 40 А, а при включенном реле подключается к клемме B6 внутри реле. Провод WHT от реле (клемма B6) подключен к правому вентилятору охлаждения и обеспечивает питание. Правый вентилятор охлаждения имеет постоянную массу на ЧЕР проводе. При напряжении 14 В (двигатель работает) на проводе WHT и заземлении на проводе BLK правый вентилятор охлаждения работает на высокой скорости.

Левый вентилятор охлаждения получает питание от предохранителя 40А на КРАСНОМ проводе на реле №1 вентилятора охлаждения (клемма B3). Управление реле низкоскоростного вентилятора системы охлаждения (42) компьютера PCM заземляется с помощью блока PCM, обеспечивающего заземление провода клеммы B1 (DK GRN) на реле № 1 вентилятора системы охлаждения. На этом же реле клемма С3 получает питание от предохранителя 10А на проводе ОРН.

При наличии питания на C3 и заземления на B1 реле срабатывает и соединяет клеммы реле B3 с C1, обеспечивая питание левого вентилятора охлаждения на синем проводе. СЕРЫЙ провод от левого вентилятора охлаждения представляет собой массу, но только тогда, когда реле вентилятора охлаждения № 2 включается заземлением управления высокоскоростным реле PCM на клемме C10 реле на проводе DK BLU. Реле №2 соединяет СЕРЫЙ провод левого вентилятора охлаждения с ЧЕРНЫМ проводом (номер клеммы не указан). ЧЕРНЫЙ провод обеспечивает заземление левого вентилятора охлаждения и работает на высокой скорости.

Мы рассмотрели ответы и анализ вопросов 1 и 2. Ответ на вопрос 3 зависит от вас.

Вопрос 3:

Проследите путь, по которому подается питание на каждый вентилятор охлаждения в низкоскоростном режиме. Определите цвета проводов, реле и клеммы реле, на которые подается питание во время работы вентилятора. Проследите путь заземления для реле и охлаждающих вентиляторов — определите цвета проводов и клеммы реле, используемые на стороне заземления цепи.

Ответ на вопрос 3

Для понимания работы низкоскоростного вентилятора поможет краткий обзор теории электричества. В параллельной схеме (наиболее распространенный тип, используемый в автомобилях) все нагрузочные устройства работают от сетевого напряжения. Например, когда вентиляторы охлаждения работают в скоростном режиме, на каждый подается 14В от предохранителя 40А.

Последовательная схема работает иначе. При последовательном подключении двух нагрузочных устройств доступное напряжение распределяется между ними. В низкоскоростном режиме вентиляторы охлаждения соединены последовательно, и каждый вентилятор работает от 7 В — половины системного напряжения 14 В.

Во время работы вентилятора на низкой скорости управление реле низкой скорости PCM заземляется, включая реле №1 вентилятора охлаждения. С заземлением на клемме реле B1 (провод DK GRN) и питанием на C3 управляющая катушка реле соединяет высокоамперные контакты (клеммы B3 и C1). Это подключает питание (14 В) от предохранителя 40 А (КРАСНЫЙ провод) к ГОЛУБОМУ проводу, идущему к левому вентилятору охлаждения.

СЕРЫЙ провод от левого вентилятора охлаждения идет на клемму С8 реле №2. Реле вентилятора охлаждения № 2 не срабатывает от PCM в режиме низкой скорости, а от C8 до B9релейное соединение нормально замкнуто. Провод WHT на реле вентилятора охлаждения № 2 (B9) идет к правому вентилятору охлаждения, обеспечивая 7 В (половина 14 В) для питания вентилятора. Реле вентилятора охлаждения №3 не работает при работе вентилятора на низкой скорости.

ЧЕР провод от правого вентилятора обеспечивает заземление для обоих вентиляторов. Поскольку вентиляторы подключены последовательно, они делят системное напряжение (14 В) поровну между собой, и оба работают от 7 В, заставляя их работать на низкой скорости.

Как читать электрические схемы автомобиля

Схемы электропроводки автомобилей являются ценным ресурсом для обнаружения, диагностики и устранения любых проблем с электрооборудованием автомобиля. На первый взгляд электрические схемы могут показаться пугающими и сложными, особенно схемы в книжном переплете. Однако чтение и интерпретация электрических схем становится намного проще при использовании правильной технологии.

Традиционное чтение автомобильной электрической схемы

Автомобильная электрическая схема похожа на дорожную карту. Но вместо того, чтобы показывать маршруты и пункты назначения в географической области, он помогает вам ориентироваться в электрических системах автомобиля, подсистемах, отдельных цепях и взаимосвязях компонентов. С традиционными схемами подключения может быть сложно каждый раз находить подходящий компонент. Вот где на помощь приходят технологии. 

В 1960-х электрические схемы автомобилей обычно состояли из нескольких страниц руководства по обслуживанию. В конце концов, в 1980-х годах развитие бортовой электроники и другие технические достижения в автомобилестроении сделали автомобильные электрические системы более сложными. Это привело к тому, что руководства по обслуживанию стали более толстыми с несколькими страницами, иллюстрирующими различные уровни электрической системы автомобиля.

Теперь техническим специалистам приходилось тратить больше времени на просмотр толстых руководств по обслуживанию, чтобы диагностировать и устранять проблемы с электрикой автомобиля. Кроме того, им также приходилось перенаправлять часть своей умственной энергии на:

Только в 1990-х годах цифровые медиа и онлайн-сервисы начали заменять печатные руководства по обслуживанию в качестве справочного источника по автомобильным схемам. Сегодня в этих решениях используются лучшие современные технологии, чтобы устранить боль от чтения схем в книжных переплетах, а также предоставить техническим специалистам более продвинутые функции и преимущества.

Как цветовые коды и символы помогают читать электрические схемы автомобилей?

Производители автомобилей используют символы, чтобы помочь техническим специалистам идентифицировать различные компоненты цепи на своих электрических схемах. Они также используют цветовые коды для идентификации проводов и номеров и маркировки цепей. Хотя эти наглядные пособия полезны, они могут сбивать с толку без правильных справочных инструментов.

Вот почему легенда жизненно важна для прочтения одной из этих диаграмм. Обычно размещаемая в начале руководства по электромонтажу легенда содержит графический список символов и их определения, состоящие из двух-четырех слов. Например, легенда может отображать следующее:

Правильная технология избавляет от необходимости перемещаться между легендой и схемой соединений, с которой вы работаете. Гораздо проще идентифицировать компоненты, когда легенда и схема расположены рядом.

Как технологии упрощают чтение и отслеживание электрических схем

Традиционные электрические схемы в книжном переплете обычно состоят из нескольких страниц. В результате вы можете потратить немало времени, листая страницу за страницей схем подключения. Кроме того, ручной просмотр страниц может привести к тому, что вы потеряете свое место или заставите начать все сначала.

Даже если бы вы могли уместить всю информацию о проводке на одной большой раскладывающейся странице, бумажная схема проводки была бы нечитабельной. Правильное цифровое решение обеспечивает наилучшее решение этой проблемы, предлагая возможность просмотра рядом или на одной странице нескольких схем проводки.

Например, программное обеспечение для ремонта Direct-Hit® от Solera Identifix предоставляет эту возможность и охватывает более 85% автомобилей, находящихся в настоящее время на улицах. Наряду с расширением возможностей форматирования страниц, Direct-Hit опережает другие решения для магазинов, предоставляя следующее:

Кроме того, Direct-Hit предоставляет вам доступ к более чем трем миллионам проверенных и подтвержденных исправлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *