Рубрики
Разное

Серый дым из выхлопной трубы бензин: Почему идет серый дым из выхлопной трубы 🦈 avtoshark.com

Содержание

Почему идет серый дым из выхлопной трубы 🦈 avtoshark.com

Если белый оттенок выхлопных газов появляется только в холодное время года и пропадает через несколько минут прогрева, причин для беспокойства нет – это просто испаряется конденсат, скопившийся в банке (банках) глушителя.

Характеристики выхлопа для опытного автомобилиста – как лист с анализами для врача, причем некоторые из признаков указывают на необходимость незамедлительного визита к специалисту. Появившийся серый дым из выхлопной трубы — один из таких симптомов.

Что значит серый дым из выхлопной трубы

Идеальная «серость» выхлопа встречается редко, обычно приходится иметь дело с его вариациями. «Классикой» является серый цвет, появляющийся из-за нарушения правильного соотношения топлива и воздуха при сгорании горючего. В случаях, когда «на холодную» смесь предельно богатая, на это указывает не только серый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя, который по мере прогрева «перекрашивается» в оттенки черного, но и заметный «аромат» несгоревшего горючего.

И если в случае с карбюраторными моторами речь обычно шла об избыточном обогащении смеси вследствие неправильной настройки карбюратора, то с инжекторными двигателями все несколько сложнее. Учитывая, что именно они сегодня установлены более чем на 90 % эксплуатируемых в нашей стране автомобилях, обсуждать мы будем именно их неисправности.

Выхлопной дым из трубы

Давайте разбираться, что может значить серый дым из выхлопной трубы, на какие проблемы указывает, и как их можно решить. Желательно – каким-нибудь бюджетным способом.

Почему из выхлопной трубы бензинового двигателя идет серый дым

Чаще всего явление это обусловлено неполным сгоранием топливовоздушной смеси. Бывает это по причине ее обеднения или обогащения. Разберемся, когда и на каких режимах двигателя симптомы становятся наиболее отчетливыми.

На горячую

Чаще всего на прогретом моторе из выхлопной трубы идет серый дым, свидетельствующий об излишне бедной смеси. Есть две основные причины такого явления: неисправность какого-то из элементов топливной аппаратуры или же подсос воздуха. О неполадках аппаратуры можно догадаться по появлению следующих признаков:

  • Резкое увеличение объема потребляемого топлива (ярче всего проявляется на бензине).
  • Неустойчивая работа мотора под нагрузкой, возможно пропадание тяги на разгоне.
  • Появление ошибок.

Подсос воздуха проявляется примерно теми же признаками: крайне нестабильная работа на холостых, появление множественных ошибок ЭБУ, машина может внезапно заглохнуть без причин. Еще один признак – задирание оборотов. Блок управления старается «вытащить» тягу, пропадающую из-за появления лишнего воздуха.

На холодную

Иногда посерение выхлопа – свидетельство проблем с компрессией. В последнем случае дым даже не серый – его оттенок явственно смещается к черному. Отметим, что сильнее всего выражен этот симптом у дизеля, т. к. моторы этого типа сильнее зависят от соотношения топлива и воздуха. Появляется серый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя тоже, но до полного «разноса» движка признак этот может быть не сильно выражен. Характерной особенностью всех вышеперечисленных случаев является отчетливо чувствующийся запах несгоревшего топлива.

Если рассматривать причины серого дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя с карбюраторным питанием, то для него это может быть нормой. Дело в том, что в первые минуты после запуска такие моторы работают «на подсосе». В случаях, когда на улице холодно, «коптить» такое авто может несколько минут.

Если серый дым из выхлопной трубы дополняется отчетливо видимым сизым оттенком, речь идет о сгорании в цилиндре не только топлива, но и масла, что часто указывает на предельный износ маслосъемных колец поршней. Другая распространенная причина – «задубевшие» маслосъемные колпачки. Эти два фактора можно отнести к «бюджетным». Если же появление серо-сизого оттенка выхлопа обуславливают изношенные стенки цилиндров, все куда хуже. Здесь поможет лишь качественно сделанная «капиталка», или же замена всего двигателя в сборе.

Отдельной разновидностью следует признать ситуации, когда выхлоп сначала белый, серый дым из выхлопной трубы начинает идти уже после прогрева. Есть большая вероятность, что такой симптом прямо указывает или на прогар прокладки ГБЦ, или же (самый печальный и недешевый вариант) на трещину в самой головке. Последнюю в большинстве случаев выявить бывает сложно, и помогает диагностике лишь опрессовка, проведенная в условиях хорошо оборудованного сервиса.

Если белый оттенок выхлопных газов появляется только в холодное время года и пропадает через несколько минут прогрева, причин для беспокойства нет – это просто испаряется конденсат, скопившийся в банке (банках) глушителя.

Причины появления

Выше мы уже прямо или косвенно упоминали многие предрасполагающие факторы, но подытожить их перечень не помешает:

  • Подсос воздуха в систему – серый густой дым из выхлопной трубы может появляться из-за некачественной или рассохшейся прокладки дроссельной заслонки, рассохшихся колечек форсунок, трещинах в резиновых гофрах и т.д.
  • Неисправности топливной аппаратуры, включая «льющие» или забитые форсунки, грязные фильтры, «умирающий» топливный насос, барахлящий ТНВД.
  • Для всех инжекторных двигателей актуальны проблемы с «несбалансированной» смесью, являющиеся следствием загрузки неподходящих прошивок.
  • Если дымок белый, обязательно диагностируют состояние ДМРВ или ДАД, у автомобилей с механическим дросселем проверяют состояние ДХХ (датчика холостого хода) – неисправность этих элементов прямо влияет на бедность или богатство смеси.
  • Есть вероятность, что бело-серый дым из выхлопной трубы на бензине появляется из-за проблем со свечами, катушками или модулем зажигания, высоковольтными проводами.
  • Густой «пареж» светло-белесого цвета – явный признак попадания антифриза в камеры сгорания.

Также серый дым идти из выхлопной трубы (бензин или дизельный ДВС – не так важно) может из-за проблем с маслосъемными кольцами или колпачками. Правда, в этих случаях к его оттенку примешивается хорошо заметная синюшная «нотка», не говоря уже о высоком расходе масла. При таких симптомах масложор может доходить до 300-500 мл на тысячу километров, если не больше.

Если при покупке авто потенциальный владелец подозревает, глядя на цвет дыма, проблемы с «поеданием» масла, есть смысл глянуть, в каком состоянии находится выхлопная труба. Если она покрыта слоем нагара и там совсем «темно», подозрения явно не беспочвенные.

Методы устранения

Лучше идти от простого к сложному. Если серый дым валит из выхлопной трубы бензинового двигателя (причины появления которого уже были рассмотрены выше), появляется исключительно «на холодную», есть смысл провести ревизию топливной системы. В остальных случаях обязательно проверяем:

Читайте также: Замена рулевой рейки «Иж Ода 2126» своими руками

  • Состояние свечей, катушек и системы зажигания (актуально, если ДВС бензиновый).
  • Наличие подсоса воздуха – для диагностики нужен дымогенератор.
  • Актуальность и правильность «залитой» в ЭБУ прошивки.
  • Состояние ДМРВ, ДАД, ДХХ, а также дроссельной заслонки.
  • Стабильность уровня антифриза – если он постоянно «улетучивается», то в лучшем случае дело в прокладке ГБЦ, в худшем же – автомобилист «попадает» на замену головки (частое следствие серьезного перегрева двигателя).

Методы устранения дыма из трубы

Если темно-серый дым из выхлопной трубы появляется (бензин или дизель – разницы особой нет), когда ДВС горячий, сопровождаясь резко увеличившимся масляным «аппетитом» автомобиля, и в нем есть отчетливо видные сизые примеси, то лучше подготовиться к диагностике колец, маслосъемных колпачков и стенок цилиндров.

Напоследок – полезная рекомендация для покупателей подержанных авто. Если газование сопровождается появлением «эффектных» клубов темного дыма, а на асфальте (снегу, подставленном листке бумаги) появляются кусочки сажи, а то и капельки масла, брать такую машину не стоит.

Что бы ни говорил владелец о «недорогой замене колечек», слушать его не нужно – на самом деле эти признаки будут означать капитальный ремонт или замену ДВС. Даже относительно «живой» ДВС так дымить при резком нажатии на педаль акселератора не будет. Не стоит забывать, что «ошметки» масла будут гореть в коллекторе и катализаторе, ускоряя кончину последнего. Если покупается авто вроде «Ланос», движки на который идут по цене металлолома – это не страшно, а вот в других случаях все будет очень печально по финансам.

Белый, черный и сизый дым из выхлопной трубы дизельного и бензинового двигателей, причины, как устранить

Автор Сергей Сергеев На чтение 8 мин. Просмотров 841 Опубликовано

Цвет выхлопных газов мало волнует хозяина автомобиля до тех пор, пока не увеличится их количество. Это закономерно, ведь небольшой дымок из трубы во время работы двигателя практически незаметен. Появление клубов дыма позади авто наводит на мысль о причинах серьёзной неисправности двигателя либо системы подачи топлива. Предварительно определить природу неполадки можно цветовому оттенку выхлопа, который бывает черным, белым и сизым.

Содержание

  • 1 Как выглядит дым от исправного автомобиля

  • 2 Диагностика неисправностей двигателя по цвету выхлопа

    • 2.1 Причины переобогащения топливной смеси (чёрный на дизеле или бензиновом)

    • 2.2 Откуда вода в цилиндрах авто на инжекторе или карбюраторе (идёт сильный белый дым)

    • 2.3 Признаки износа поршневой группы (дымность серая, синяя, сизая)

Как выглядит дым от исправного автомобиля

При работе на холостых оборотах прогретый двигатель почти не дымит, потому и владельцы исправных авто не ощущают дискомфорта и не обращают на этот фактор внимания. Когда выхлопные газы еле заметны, то и определить их цвет невозможно. Только в режиме прогрева, выполняемого в холодное время года, различается дымок серого оттенка, пропадающий после выхода двигателя на рабочую температуру.

Другой эффект, отмечаемый в холодный период, чаще зимой, — выброс из трубы глушителя капель воды. Но это нормальный процесс, сопровождающий испарение конденсата, образующегося внутри выпускного тракта от перепада температур. После прогрева всех частей системы — коллектора, глушителя и резонатора капли воды пропадают.

Посадив за руль помощника, резко нажимающего на педаль газа, можно наблюдать кратковременный чёрный выхлоп. Это тоже вполне нормально, поскольку в момент нажатия на акселератор топливная система временно обогащает топливовоздушную смесь. На дизельном двигателе чёрный выброс будет чуть заметнее, чем на бензиновом.

Диагностика неисправностей двигателя по цвету выхлопа

Когда выхлопные газы валят из трубы клубами, то определить их окраску несложно. Другое дело — правильно их интерпретировать по отношению к неполадкам машины. Расшифровка по цветам автомобильных выбросов выглядит так:

  1. Появление чёрного дыма свидетельствует о том, что доля бензина или солярки в топливовоздушной смеси слишком велика (переобогащённая смесь).
  2. Густой белый дым, в действительности являющийся водяным паром. Говорит о том, что в цилиндры двигателя уходит охлаждающая жидкость (антифриз, тосол).
  3. Темно-сизый выхлоп — это результат горения масла, поступающего в камеры сжигания силового агрегата.

Поскольку в двигателях применяются разные моторные масла с различными присадками, окрас выбрасываемых газов может варьироваться от серого до тёмно-синего оттенка, включая голубой. Отсюда и разные описания явления от автомобилистов.

Когда понятен источник образования повышенного количества дыма того или иного цвета, можно приступить к поиску неполадок. Важно понимать, что точно диагностировать симптомы неисправности только по окраске дыма нельзя. Этот признак помогает очертить зону поиска, а дальше нужно определять дефекты другими методами.

Причины переобогащения топливной смеси (чёрный на дизеле или бензиновом)

Клубы чёрного дыма могут появляться как на инжекторных, так и на карбюраторных авто

В карбюраторных двигателях излишне обогащённую смесь готовит сам карбюратор либо она становится такой из-за длительной езды на изношенных свечах зажигания. Природа явления следующая: старые свечи пропускают циклы воспламенения или дают слишком слабый разряд, отчего горючее в камере не сжигается. Этот бензин стекает через цилиндры в картер и разжижает масло. При нагреве смесь начинает испаряться и по шлангу вентиляции картера снова подаётся в карбюратор и цилиндры. Процесс течёт лавинообразно: чем богаче становится смесь, тем больше бензина снова попадает в картер.

Проблема обнаруживается при снятии патрубка сапуна на холостых оборотах двигателя. Из него явственно пахнет бензином, а силовой агрегат после отключения шланга работает ровнее и стабильнее. Устранить несложно, необходимо поменять свечи и моторное масло, какое было рекомендовано производителем. С неисправностями карбюратора справиться сложнее, в подобной ситуации лучше обратиться на автосервис. Кто желает справиться с проблемой самостоятельно, может изучить причины переобогащения топливной смеси карбюратором:

  • вышел из строя игольчатый клапан или поплавок, отчего уровень бензина в камере слишком высокий;
  • порвалась мембрана насоса-ускорителя;
  • то же, мембрана экономайзера;
  • засорился воздушный канал холостого хода;
  • износились дроссельные заслонки и через просветы мотор тянет горючее напрямую;
  • засорились главные воздушные жиклёры;
  • имеет место трещина в корпусе.

В инжекторных двигателях список причин не настолько велик:

  1. Износились и перестали держать давление форсунки, бесконтрольно пропуская бензин в цилиндры.
  2. Вышел из строя датчик ДМРВ либо лямбда-зонд, по чьим показаниям контроллер готовит смесь. В этом случае он переводит систему в аварийный режим работы с большим расходом горючего, а на приборной панели горит табло Chek Engine.

    Сигнал Chek Engine на приборной панели не всегда является признаком переобогащённой топливной смеси, но часто говорит о других, более серьёзных неполадках

  3. В магистрали топливоподачи слишком высокое давление, причина — неработающий регулятор или перепускной клапан.

Все перечисленные поломки рекомендуется устранять на СТО, для самостоятельной работы с инжектором нужны соответствующие знания и диагностическое оборудование. Кроме того, в инжекторном моторе, как и в карбюраторном, встречается та же проблема со свечами и попаданием бензина в масляный картер.

Аналогичные с инжектором проблемы возникают и в дизельных силовых агрегатах, только вместо бензонасоса с регулятором в них может превысить давление неоткалиброванный насос ТНВД. Есть и другая неисправность — неверно выставлено дизельное «зажигание», из-за чего впрыск солярки происходит не вовремя и часть её не сгорает, вылетая в трубу в виде чёрного дыма.

Откуда вода в цилиндрах авто на инжекторе или карбюраторе (идёт сильный белый дым)

Влага, превращающаяся в пар, — это охлаждающая жидкость, попадающая в камеры сгорания следующими путями:

  • через пробитую прокладку головки цилиндров;
  • то же, только через прокладку впускного коллектора;
  • сквозь трещину в корпусе головки.

Есть способ убедиться, что из выхлопной идёт именно пар, а не масляный угар. Нужно поднести к ней белую бумагу при работающем моторе. Пар не оставит следов, а от сгоревшей смазки появится чёрный налёт. Вторичный признак — чистые, как будто вновь отмытые электроды свечей зажигания.

Состояние и окрас рабочей части свечей, как и дыма из выхлопной, может многое сказать о работе силового агрегата и системы топливоподачи. При исправном состоянии всех узлов нормальный цвет электродов — светло-коричневый.

Белый дым может появляться и в тёплое время года, и далеко не всегда это безобидный пар

Следующий шаг — заглянуть в расширительный бачок с антифризом. На горячем двигателе крышку откручивать осторожно и медленно, чтобы стравить воздух! Если уровень жидкости снизился, появилась белая пена или масляные разводы, которых быть не должно, можно приступать к разборке силового агрегата.

Точный диагноз удастся поставить только при снятой головке цилиндров, но чаще всего виновата прокладка, трещина — крайне редкий случай. Прокладку следует заменить, как и масло с антифризом. Подобные неисправности идентичны для всех типов двигателей как бензиновых, так и дизельных.

Признаки износа поршневой группы (дымность серая, синяя, сизая)

При появлении такого выхлопа первым делом нужно вывернуть свечи зажигания и осмотреть рабочую часть. Если электроды покрыты тёмным пушистым налётом, а на юбке и резьбовой части заметно масло в жидком виде, то оно точно проникает в цилиндры по следующим причинам:

  • износились маслосъемные и компрессионные поршневые кольца;
  • выработка стенок цилиндров в виде эллипса настолько велика, что смазка проникает в просвет между гильзами и поршнями;
  • растрескались или задубели маслоотражающие колпачки, стоящие на толкателях клапанов;
  • в наддувных дизельных моторах источником проблемы может оказаться турбина или компрессор, подбрасывающий масло в камеры сгорания.

Не забывайте проверять состояние маслосъёмных колпачков!

Чтобы точнее найти «виновника» в бензиновом двигателе, необходимо снять патрубок вентиляции картера во время его работы. Если оттуда пойдёт такой же едкий сизый дым, как из выхлопной, то дело в поршневой группе, пропускающей газы в картер. Когда дыма нет, надо вскрыть клапанную крышку и проверить состояние колпачков-маслоотражателей.

Универсальный метод проверки состояния поршневой в дизельных и бензиновых моторах — замер компрессии. Он сразу даст понять, когда пора заменить поршни с кольцами либо поменять клапаны. Устранение неисправностей связано с полной или частичной разборкой силового агрегата, поэтому производится силами автосервиса. При наличии соответствующих навыков и инструментов возможен и самостоятельный ремонт, хотя для расточки гильз и подгонки поршней придётся всё равно обратиться на СТО.

При запуске дизелей иногда отмечается появление большого количества дыма, который спустя пару минут пропадает, а работа агрегата входит в норму. Практика показывает, что данное явление не есть признак неисправности. Возможно, топливной аппаратуре требуется регулировка или очередное обслуживание. Чтобы в этом удостовериться, достаточно проверить состояние свечи накала. При увеличении расхода масла или солярки на ней появится нагар либо чёрный налёт.

Клубящийся дым позади автомобиля — верный признак приближающегося ремонта. Вопрос — сколько до него осталось. В этом отношении наиболее опасен белый паровой выхлоп, сигнализирующий о немедленном ремонте. Иначе вместе с прокладкой ГБЦ придётся менять коленвал с поршневой группой. С чёрным или сизым дымом ездить крайне нежелательно, хотя и возможно, но только на короткие расстояния.

  • Автор: Сергей Сергеев