Рубрики
Разное

Селектор передач: Как выбрать селектор АКП | Новости автомира

Почему одни АКПП имеют ступенчатый ход селектора, а другие — прямой? | Об автомобилях | Авто

Владимир Гаврилов

Примерное время чтения: 4 минуты

12361

Категория: 
Обслуживание Авто

Автоматические коробки передач таят в себе много секретов. Один из них — это алгоритм переключения селектора. В некоторых автомобилях пазы расположены прямо, а в других — «лесенкой». Почему?

Отгадка проста. Ступенчатые прорези появились в середине прошлого века для безопасности. Автоматические коробки тогда стали устанавливать не только на премиальные автомобили, но и на массовые модели. В США к началу семидесятых годов более половины легковых автомобилей использовало трехступенчатые гидроавтоматы. Однако алгоритм управления ими не был еще закреплен в качестве отраслевого стандарта. Поэтому каждый производитель старался привнести в конструкцию кулисы нечто свое. Это приводило к путанице.

Задний ход вместо первой скорости

В то время на многих американских автомобилях с ручной коробкой селектор находился под рулем, и, чтобы перевести его на первую скорость, приходилось нажать ручку на себя и дернуть вниз. Однако с появлением автоматической трансмиссии внизу стал располагаться задний ход. На первых гидроавтоматах рычаг двигался в такой последовательности: P-N-D-L-R (АКПП Buick DynaFlow) или P-N-D-S-L-R (GM Hydramatic).

Водители, еще недавно пересевшие с машин с ручной коробкой на автомат, забывались и проскакивали рычагом с D на R, искренне удивляясь, почему машина едет назад, а не вперед. Под рулем люди не видели, куда передвигают кулису, а ориентироваться на ощупь трудно. Кроме того, стопорная пружина на подрулевых рычагах была слабой и со временем ослабевала еще больше. Во время тряски рычаг выпадал из паза и на ходу активировал задний ход, что приводило к мгновенной блокировке колес, заносу и ДТП. На автопроизводителей стали подавать в суд. Поэтому пришлось придумывать защиту в виде пазов, чтобы избежать непредвиденных включений. Но под рулем места мало, и многие фирмы стали переносить кулису на центральный тоннель между двумя передними сидениями. Так идея с пазами реализовалась в новом качестве.

Теперь все пазы находились на виду у водителя. Горизонтальные прорези не позволяли случайно «выбить» рычаг из своего паза при случайном касании локтем. А ступенчатый ход рычага помогал водителю буквально на ощупь определять расположение режимов движения. Можно было управлять коробкой буквально не глядя.

Но, главное, изменился алгоритм смены режимов. Задний ход (R) перенесли в промежуток между нейтралью (N) и паркингом (P). Впервые это было сделано на автомобилях Ford. А в 1964 году в США была законодательно закреплена последовательность переключения автомата P-R-N-D-L. Такая последовательность исключала случайное включение заднего хода. Сообщество автомобильных инженеров (SAE) превратило ее во всемирный отраслевой стандарт, который поддержали европеские и азиатские фирмы.

Таким образом, пазы — вынужденная мера, призванная обезопасить автомат от неопытных водителей.

Фиксатор под пальцем

Однако вскоре инженеры стали экспериментировать, и на спортивных автомобилях появился прямой ход селектора. Он экономил время и нравился водителям за быстроту и логичность. Кроме того, такая конструкция оказалась более компактной и впоследствии перешла на небольшие переднеприводные машины. Чтобы избежать случайного перескока селектора между D и R, инженеры вставили пружинный фиксатор под большим пальцем. Только при его нажатии селектор передвигался вперед или назад.

Со временем прямые кулисы с фиксатором вытеснили ступенчатые. Однако и им приходит конец. Новые премиальные автомобили оборудуются электронными кулисами, которые уже не имеют прямой механической связи с трансмиссией. Управление идет по проводам в виде электронных сигналов. Поэтому селектор превращается в джойстик, который не передвигается, а лишь качается из стороны в сторону. Если даже попытаться на ходу активировать задний ход, то электроника не даст это сделать.

Смотрите также:

  • Можно ли на скорости включить заднюю передачу и что из-за этого будет? →
  • Секреты «автомата». Какие тайные кнопки АКПП могут спасти вам жизнь →
  • Почему на «роботе» нельзя ездить так же, как на обычной АКПП? →

коробка передач

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Новости СМИ2

Шайба или булава? Почему селекторы АКПП стали такими маленькими | Об автомобилях | Авто

Владимир Гаврилов

Примерное время чтения: 5 минут

1899

Yauhen_D / Shutterstock.com

​Еще пять лет назад на всех автомобилях с автоматической коробкой передач между двумя сиденьями водителя и пассажира можно было видеть большую «булаву» селектора режимов трансмиссии. Двигалась она с определенным усилием и приходилось тянуть рукоятку на себя, чтобы активировать режим «D». Кроме того, большой размер рукоятки превращал ее в место отдыха для правой руки. Однако сейчас многие машины изготавливаются с небольшими электронными селекторами, которые на премиальных моделях даже превратились в некое подобие клавиш или манипуляторов, как на компьютерных приставках. Для чего это все делается?

Какая рукоятка лучше?

С середины прошлого века селекторы автоматических коробок приобрели два типа конструкции. На американских машинах часто применялась схема компоновки с подрулевым расположением рукоятки. Селектор крепился под рулевым колесом, и от него шли тяги к автомату, который располагался продольно за двигателем в специальном тоннеле примерно между ногами водителя и пассажира. Отсутствие на центральном тоннеле селектора позволяло высвободить дополнительное место в салоне машины для размещения там еще одного пассажира. Поэтому впереди американцы ставили широкие диваны на трех человек, которые обладали завидной функциональностью. Диван был и в советских машинах, таких как «Победа» и «Волга» ГАЗ-21, изготовленных по американской моде тех лет. Однако вместо автоматических коробок на них стояли обычные ручные, но с подрулевым расположением селектора.

Длинная рукоятка под рулем имела и недостатки. Во время активной рулежки ее можно было задеть руками и выбить режим «D» в нейтраль или, что хуже, в задний ход «R». Тогда невнимательный водитель мог спровоцировать серьезное повреждение трансмиссии.

Европейская школа автомобилестроения выбрала иное место для селектора АКПП. Его стали размещать на центральном тоннеле между сидений. Автомобили европейцы делали в основном небольшие, и даже при сильном желании третий человек на переднем диване не помещался. А селектор на полу позволял упростить связь с коробкой и удешевить конструкцию.

Затем изменились требования по безопасности, и даже на больших машинах уже не рекомендовали делать впереди третье место для пассажира. Центральное расположение селектора автоматической коробки признали удачным, и многие автоконцерны с начала 90-х стали копировать европейскую схему.

Однако селектор между сиденьями тоже не идеален. Он имеет механическую связь с коробкой через тросик, который соединен с аналогичным рычагом в недрах коробки. Поэтому ходы рычага делаются большими, чтобы исключить случайные переключения из одного положения в другой. На рычаг ставится фиксатор, который запирает его в том или ином положении, а открывает замок реле, которое срабатывает при нажатии на педаль тормоза. При перегорании предохранителя реле обесточивается, и активировать коробку невозможно. Иногда тросик закисает или замерзает зимой при попадании воды, из-за чего переключения передач становятся затруднительными.

Селектор меньше, а места больше

В общем, решение проблем с надежностью виделось в полностью электронных селекторах. Среди массовых автомобилей подобные трансмиссии впервые появились на BMW и Land Rover. Они отличались необычным селектором в виде небольшого джойстика, как на игровой приставке. Рукоятка в таком перемещается легко, а расстояния между положениями режимов вообще отсутствуют. Программы движения выбираются последовательным покачиванием селектора вперед или назад. Паркинг «P» выставляется отдельной кнопкой.

На внедорожниках Land Rover и на седанах Jaguar место рукоятки занимает крутящаяся шайба, как на стиральной машине. Поворот по часовой стрелке помогает выбрать и активировать режимы езды.

Эти электронные коробки имеют массу преимуществ перед аналоговыми механическими селекторами. В первую очередь они намного надежнее, так как не имеют трущихся исполнительных механизмов. Команды отдаются по проводам. Селектор передвигается легко и не требует больших усилий от водителя.

Электронный джойстик занимает мало места. Дизайнеры получили возможность превратить все пространство между передними сиденьями в органайзер с подстаканниками и емкостями для сотового телефона, беспроводной зарядки, места для ключей, проводов, USB-разъемов и прочих приспособлений. В некоторых случаях между сиденьями рядом с подлокотником удается разместить даже нечто вроде столика для фастфуда.

Селектор уменьшается с каждым новым поколением той или иной модели. К примеру, на обновленной Volvo XC60 он вообще превратился в качающуюся клавишу, размерами со спичечный коробок.

Главная же особенность электронного селектора в том, что он предотвращает возможное включение заднего хода, когда автомобиль еще не остановился и катится вперед. Такое включение возможно на машинах с аналоговым селектором и часто приводит к перегрузке гидротрансформатора и серьезному риску повреждения трансмиссии.

Электроника же просто игнорирует случайное нажатие на селектор. Кроме того, режим паркинга включается автоматически, если водитель по какой-то причине при остановке откроет дверь и выйдет из машины. В этом случае электроника также затянет «ручник», предотвращая непреднамеренное начало движения машины.

В общем, электронное управление трансмиссией защищает от многих неприятностей. Правда, если такую машину утопить при неудачном проезде брода, то электроника начнет ошибаться. Это касается не только управления коробкой, но и электронных программаторов работы полного привода на внедорожниках. Порой при намокании они переходят в аварийный режим, чего не случается со старыми раздатками.

автоматическая коробка передачавтомобили

Следующий материал

Новости СМИ2

Gear Shift — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Как эффективно решать проблемы с переключателем передач в вашем Mercedes-Benz

Авторемонтная мастерская с полным спектром услуг в Лос-Анджелесе, Калифорния, специализирующаяся на автомобилях отечественного, европейского и азиатского производства

Опубликовано 1 мая 2021 г. автором Gary Kasbarian — Ремонт Mercedes

Автомобили Mercedes-Benz известны своей надежностью, но, как и любой другой автомобиль, они иногда сталкиваются с проблемами. Одной из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются владельцы Mercedes-Benz, является износ селектора передач . Читайте дальше, чтобы узнать о том, что делает селектор передач, о симптомах, на которые следует обратить внимание, которые подскажут вам, что что-то не так, и о том, как решить проблему, если она возникнет.

Назначение переключателя передач

Как и следовало ожидать из названия, селектор передач позволяет вам переключать передачи . В автомобилях с автоматической коробкой передач он определяет такие параметры, как скорость и положение рычага переключения передач, чтобы сообщить трансмиссии , на какой передаче должна двигаться машина.

Как видите, переключатель передач играет решающую роль, и она не работает должным образом, вы можете внезапно начать двигаться назад, когда хотите двигаться вперед, или переключиться на более низкую передачу , когда вы хотите ускориться. Вы также можете столкнуться с несколькими другими проблемами, каждая из которых потенциально опасна как для вашего здоровья, так и для здоровья ваших пассажиров, а также для здоровья вашей трансмиссии.

К счастью, есть вероятность, что вы довольно быстро заметите симптомы потенциальной неисправности селектора передач, поэтому вы сможете устранить ее как можно скорее и избежать дальнейшего повреждения трансмиссии или, что еще хуже, опасности для жизни люди, которые ездят в вашей машине.

Предупреждающие признаки проблем с селектором передач

Проблема с проблемами селектора передач заключается в том, что симптомы очень похожи на другие проблемы с трансмиссией, поэтому вы не сможете сразу сказать, что селектор передач работает, просто по наблюдая за симптомами.

Однако любая проблема с трансмиссией серьезна, поэтому, несмотря ни на что, если вы заметите одну из вещей, о которых я упомяну ниже, вам следует отдать машину в ремонт. Профессиональный механик будет иметь диагностические инструменты необходимы, чтобы точно определить, в чем проблема, и устранить ее намного быстрее, чем вы могли бы.

С учетом вышесказанного, вот некоторые распространенные признаки неисправности селектора передач:

  • Скрежет или щелчки , особенно если они возникают при переключении передач. В любом транспортном средстве, особенно в роскошных, таких как Mercedes-Benz, переключение между передачами должно быть плавным процессом.
  • Грубое переключение. Может включать внезапные рывки при попытке автомобиля переключить передачу, вибрации или задержки между переключениями.
  • Трудности при переключении между приводом, задним ходом и нейтралью. Ваш автомобиль должен немедленно переключаться между ними, как только вы ему прикажете. Если вместо этого вы заметите, что колеблется , или вы продолжаете некоторое время двигаться вперед, даже несмотря на то, что вы переключили в положение заднего хода , это признак того, что трансмиссия имеет проблемы.
  • Проскальзывание передач. Это распространенный симптом проблем с коробкой передач , когда автомобиль внезапно переключается на более низкую (или более высокую) передачу, даже если вы не изменили скорость. Это также может произойти, когда вы ускоряетесь, и автомобиль неожиданно переключается на более низкую передачу, когда он должен переключаться на более высокую по мере того, как вы ускоряетесь.

Что делать при проблемах с селектором передач

В идеале желательно, чтобы эти симптомы вообще не возникали. Лучший способ сделать это — не отставать от графика текущего обслуживания, предложенного в вашем руководство пользователя . Регулярные проверки и настройки позволяют механикам выявлять проблемы до того, как они станут проблемами, и предотвращать их превращение в нечто гораздо большее (и более дорогое).

Если вы уже испытываете один или несколько симптомов, которые я упомянул, вам следует как можно скорее записаться на прием к местному специалисту Mercedes-Benz , прежде чем проблема станет еще хуже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *