Рубрики
Разное

Признаки неисправности дпкв: Признаки неисправности датчика коленвала | Блог сети автосервисов Wilgood

признаки неисправности и способы проверки

Коленчатый вал ДВС отвечает за преобразование возвратно-поступательных движений поршневой системы во вращательные. Датчик положения коленвала (ДПК) необходим для синхронной работы системы топливного впрыска и стартера двигателя. Электронный прибор сигнализирует о неисправностях в механизме подачи топлива двигателя и системе зажигания.

Содержание статьи:

  • 1 Зачем нужен датчик коленвала и где он находится в моторе
  • 2 Признаки неполадок датчика
    • 2.1 ДВС не запускается
    • 2.2 Двигатель постоянно глохнет
    • 2.3 Мотор работает неустойчиво (детонация), плавают обороты
    • 2.4 Снижение мощности автомобиля
  • 3 Как проверить датчик положения коленчатого вала

Зачем нужен датчик коленвала и где он находится в моторе

ДПК является электромагнитным элементом, отвечающим за синхронизацию механизма запуска ДВС и топливных форсунок.

Основные функции датчика:

  • Информация для ЭБУ двигателя. Данные ДПК об угле поворота, частоте и направлении вращения КВ передаются на блок управления (ЭБУ). Сигнал, переданный с ДПК на ЭБУ, позволяет точно определить объем впрыска топлива и запустить зажигание;
  • Расчет среднего числа оборотов ДВС — данные передаются в электронную систему управления мотором и могут выводиться на цифровое табло на приборной панели;
  • Определение ускорения подкрутки КВ после зажигания топливной смеси в каждом цилиндре. Когда смесь загорается, давление газов повышается, под его воздействием КВ разгоняется, а переходя к следующему цилиндру снова замедляется. Таким образом, по ускорению подкрутки, ЭБУ оценивает эффективность работы каждого цилиндра по отдельности и выравнивает их скорость, тем самым изменяя длительность топливного впрыска для каждой форсунки;
  • Диагностика синхронизации КВ и распредвала (РВ) путем сравнения сигналов, поступающих с двух датчиков: ДПК и ДПРВ.

Чтобы понять, где находится ДПК, необходимо разобраться в классификации датчиков и знать, как они выглядят, так как в зависимости от типа датчика — его местоположение в ДВС может отличаться.

Статья по теме: Почему горит лампа давления масла на холостом ходу и что надо делать

ДПК бывают трех типов:

  1. Индуктивные (электромагнитные). Принцип действия: магнитом продуцируется магнитное поле, которое меняется задающим диском в момент прохождения зуба синхронности через него, в результате возникает импульс, который преобразуется в сигнал, передаваемый в БЭУ для обработки.
  2. Использующие эффект Холла (цифровые). Конструкция — полупроводник, принцип работы: диск синхронности, попадая в переменное магнитное поле, вступает с ним во взаимодействие и формирует сигнал, поступающий в БЭУ для расшифровки.
  3. Оптические. В основу работы таких датчиков положен принцип перебивки свето-потока, идущего от светодиода на диск синхронности, в котором сделаны специальные отверстия. Когда диск вращается, поступающий на него свет перебивается, формируя импульс, поступающий в блок управления.

Обычно ДПК устанавливается рядом со шкивом коленвала в спец-кронштейне. На диске маховика коленчатого привода насчитывается 58 зубьев, которые размещены в промежутках по 60 мм между каждым. Промежуток, где нет 2-х зубьев, создает электро-импульс синхронности оборотов КВ, который далее преобразуется и передается в ЭБУ.

Обратите внимание, что ДПК внешне мало чем отличается от того же ДПРВ. Единственное существенное отличие, по которому можно найти и определить индикаторное устройство КВ — это идущий от него длинный провод (около 70 см).

Признаки неполадок датчика

Если датчик КВ неисправен, то показателем его поломки может быть ряд симптомов, свидетельствующих о том, что устройство должно быть в срочном порядке проверено и заменено.

ДВС не запускается

После поворота ключа в замке зажигания или попытки запуска ДВС другим способом — силовой агрегат не запускается. Поломка ДПК является причиной отсутствия искры в системе зажигания, в результате — не происходит синхронизация с топливной подачей и мотор не заводится. В данном случае поможет только полноценная замена датчика на новый.

Двигатель постоянно глохнет

ДВС глохнет на «нейтралке» или во время движения автомобиля. Это говорит о том, что ДПКВ работает нестабильно или вот-вот выйдет из строя. В этой ситуации следует как можно скорее посетить СТО или устранить проблему самостоятельно;

Мотор работает неустойчиво (детонация), плавают обороты

Работа мотора нестабильна, при больших нагрузках на силовой агрегат (резкое ускорение или плавают обороты холостого хода) может возникать детонация. Когда есть проблема с работой ДВС на приборной панели загорается соответствующий индикатор «Check», сигнализирующий о неполадках;

Падение или внезапное повышение оборотов двигателя. Неисправный ДПКВ провоцирует неконтролируемый впрыск топлива в систему, в результате чего мотор начинает «троить»;

Снижение мощности автомобиля

Еще может наблюдаться снижение мощностных характеристик мотора. Из-за некорректной работы датчика коленвала двигатель работает в холостую даже на повышенных передачах, разогнать авто до нужной скорости практически невозможно. Это происходит из-за отсутствия синхронности между механизмом топливного впрыска и ЭБУ.

Это надо знать: Признаки, причины и последствия перегрева двигателя автомобиля

Важно знать, что все перечисленные признаки, могут также быть спровоцированы выходом из строя и других компонентов ДВС. Поэтому прежде чем снимать, ремонтировать и менять датчик КВ следует провести диагностику других устройства, например, ДПРВ, который работает с ДПКВ в паре.

Проще всего это сделать с помощью автомобильного диагностического сканера. К примеру, можно воспользоваться универсальным устройством Rokodil ScanX Pro.

Данный сканер предназначен для диагностики импортных и отечественных автомобилей с OBDII разъемом подключения. С его помощью можно проверить все имеющиеся датчики, в том числе и ДПКВ, в режиме реального времени. Также следует проверить автомобиль на наличие ошибок. Явными признаками неисправности ДПКВ будут ошибки P0320 – P0323.

Как проверить датчик положения коленчатого вала

Есть несколько способов диагностирования неполадок ДПКВ. Рассмотрим самые популярные из них.

Проверка при помощи измерительного прибора — мультиметра

Подключив его к вызывающему подозрения в исправности датчику нужно измерить сопротивление. Нормой считается показатель равный от 560 до 745 Ом, но лучше прочитать «мануал» конкретной марки автомобиля, так как для разных моделей значения нормы могут отличаться.

Обратите внимание, что для того чтобы провести измерение сопротивления — датчик нужно снять.

Применение осциллографа

Здесь все происходит почти по той же схеме что и с мультиметром. Осциллограмма проверки отображает  любой дефект в работе датчика. Измерительный прибор подключается к снятому ДПК и производится диагностика.

В первую очередь следует обратить внимание на показатели напряжения, если оно не соответствует нормативам, заявленным в паспорте авто (обычно 5 или 12 В), значит ДПК сломан, и подлежит замене.

Тестирование значения индуктивности

Это комплексный и точный метод определения неполадок ДПК, но наиболее сложный. Для замера индуктивности помимо мультиметра, понадобятся дополнительные измерительные приборы: вольтметр, сетевой трансформатор и мегаомметр.

В этом случае производится комплексный замер всех электронных характеристик датчика: сопротивление, напряжение, индуктивность. Все результаты сопоставляются с нормой и анализируются в комплексе, на основании чего делается вывод о работоспособности устройства.

В заключении, стоит отметить, что езда на авто с неисправным датчиком положения коленчатого вала небезопасна, так как может привести к выходу из строя мотора в самый неподходящий момент.

Неисправности ДПКВ


Андрей
20 комментариев
двигатель, Диагностика неисправностей, ДПКВ, Зависание оборотов, Шевроле, Электрооборудование

⏰Время чтения: 5 мин.

На этой странице я привёл хитрую неисправность ДПКВ и в очередной раз постарался показать, что система управления двигателем – это единый механизм, в котором выход из строя одного элемента может оказать влияние на совершенно другие части системы. Поэтому и неисправность ДПКВ может быть с совершенно разными симптомами.

Вообще, лечение автомобиля по симптомам – это неблагодарное дело, которое больше отнимает время, чем реально может решить проблему.

Это же касается и датчика положения коленчатого вала (ДПКВ).

Изо дня в день люди штурмуют поисковые системы с вопросами – Неисправности ДПКВ, Признаки неисправности ДПКВ и т. п.

И в основном все сайты дают одни и те же ответы:

  • двигатель не запускается
  • перебои в работе двигателя
  • детонация и прочее

К слову, все эти симптомы можно применить к большей части элементов системы управления двигателем. Даже убеждение, что без ДПКВ двигатель не запустится – является неверным. На двигателях с датчиком положения распредвала (ДПРВ), система управления двигателем может работать и без ДПКВ.

Поэтому даже отключение ДПКВ не приведет к тому, что двигатель не запустится.

Именно этот момент и играет с автовладельцами злую шутку. Ведь добрая их часть убеждены, что если двигатель запустился, то значит у ДПКВ нет неисправностей. А причина, например, плавающих оборотов, кроется в чем-то другом.

Принцип работы ДПКВ подробно рассматривать не будем, чтобы не тратить время. Отметим лишь то, что ДПКВ служит для синхронизации процессов в двигателе.

На коленвале имеется задающий зубчатый диск. Зубья на этом диске равномерно расположены по всей окружности, но в одном месте несколько зубьев удалено. При прохождении каждого зуба мимо ДПКВ, датчик вырабатывает импульс. Вот так это выглядит на осциллограмме, снятой с ДПКВ двигателя F16D3

Сигнал имеет форму синусоиды. А там, где зубья отсутствуют, сигнал немного изменяется, как видно на скриншоте.

Благодаря сигналу этого датчика, блок управления двигателем знает реальное положение коленвала в данный момент времени, а также видит, что двигатель начал вращение и начинает управлять двигателем. В общем, всё просто и совершенно не подумаешь, что ДПКВ может влиять, например, на самопроизвольное повышение или понижение оборотов.

Но такое может вполне реально произойти. Вот реальный пример.

Имеем автомобиль Шевроле Лачетти 1.6 с двигателем F16D3. Жалобы выглядят следующим образом:

  • двигатель периодически становится “вялым” и медленно набирает обороты с низов
  • обороты двигателя периодически живут своей жизнью. Если даже не трогать педаль газа, то обороты постепенно поднимаются с холостых до 1500-1700. Если кратковременно нажать немного на педаль газа и снова отпустить, то обороты снижаются до положенных 800 на холостом ходу, но через некоторое время снова начинают возрастать.

Проводим диагностику и снимаем логи.

Графики диагностики на экране подтверждают всё, что мы видим глазами.

Как видим – дроссельная заслонка закрыта. А вот регулятор холостого хода (РХХ) ведет себя странным образом – постепенно открывается до максимума, повышая обороты двигателя.

Если кратковременно нажать на педаль газа, то РХХ резко закрывается до необходимого положения, но потом снова плавно открывается

Что это такое? Неисправность РХХ? ДПДЗ? Что-то с дроссельным узлом? Или ещё что-то?

Проверка сопротивлений в цепи РХХ проблем не выявила. Но почему же ЭБУ так манипулирует регулятором холостого хода? Или может сам ЭБУ неисправен?

Но затем мы решили снять логи от момента запуска двигателя и до прогрева, чтобы попытаться понять хоть какой-то алгоритм такого странного поведения.

Но долго ждать не пришлось. При анализе логов я сразу обратил внимание на запуск двигателя.

Вот, смотрим внимательно

Напряжение упало – это работает стартер и вращает двигатель. Абсолютное давление снизилось – значит двигатель начал вращение. Но посмотрите по линии сетки, что обороты двигателя в этот момент равны нулю и возрастают лишь через пару секунд.

Это означает, что ЭБУ не видит, что двигатель начал вращение! То есть, ДПКВ в этот момент не вырабатывает сигнал. Другими словами, он попросту не работает!

Только спустя время по косвенным признакам ЭБУ начинает понимать, что идет запуск двигателя и переходит на управление по ДПРВ и мотор запускается.

Вот для наглядности можно посмотреть, как проходит запуск с исправным ДПКВ

Казалось бы, что проблема решена, но на самом деле проблем только прибавилось. К странному поведению оборотов прибавилась ещё и неисправность ДПКВ. Никто не мог увязать одно с другим, а после проверки проводки на ДПКВ и замены самого датчика, в мой довод, что ДПКВ неисправен, вообще, перестал кто-либо верить…

Действительно, измерение сопротивления проводов от ЭБУ к ДПКВ не вызвало вопросов. И замена самого датчика проблему со странным поведением двигателя не решила.

Всё больше мнений склонялись к тому, что неисправен каскад управления регулятором холостого хода в самом ЭБУ. Но лично мне не давал покоя тот самый странный запуск двигателя и почему ЭБУ не видит оборотов двигателя при этом. Да и продолжительный запуск также указывает не неисправность ДПКВ.

Также был ещё один момент. Связан он с процедурой обучения ДПКВ на моторах 1.8. Кто хоть раз проводил эту процедуру, тот знает, как ЭБУ играет оборотами двигателя при этом.

Может быть и в этом случае всё-таки что-то с ДПКВ? Временами пропадает контакт с ДПКВ и ЭБУ пытается что-то предпринять, чтобы выйти из положения?

В общем, было решено перепроверить досконально проводку ещё раз. Но уже с полной разборкой разъёма ЭБУ и визуальным контролем состояния контактов

В общем, ларчик просто открывался. Контакт на ДПКВ был сильно разогнут. Такое бывает, когда в контакты лезут толстыми щупами от измерительных приборов и прочих физических воздействий. А окисление ещё больше усугубляло ситуацию. Поэтому при “прозвонке” проводов всё было исправным, а нарушение контакта было между разъемом и самим ЭБУ.

После восстановления нормальной работы ДПКВ, обороты пришли в норму и больше проблем не доставляли.

Вот так можно было и дроссельный узел поменять, и даже ЭБУ. А подвисание и странное поведение оборотов оказалось следствием неисправной цепи ДПКВ…

Так что подвисание оборотов также можно отнести к неисправностям ДПКВ. И много ещё чего может к этому относиться. Даже то, о чём не можешь и предполагать.

Поэтому только омметр, вольтметр, сканер, осциллограф и другие диагностические инструменты помогут найти настоящего виновника проблемы, а отталкивание лишь от симптомов неисправностей того или иного датчика, может долго водить за нос автомобилиста. А решение может быть совсем рядом и порой оно совершенно не подходит ни под один “симптом”.

Такая она – диагностика. Непредсказуемая.

На этом сказ окончен.

Всем Мира и ровных дорог

О датчике коленвала ВАЗ 2107

Работа инжекторного двигателя напрямую зависит от такой детали, как датчик коленвала. Он служит для обеспечения синхронной работы форсунок с системой зажигания, поэтому другое его название — датчик опережения зажигания. На ВАЗ 2107 со временем может выйти из строя датчик коленвала форсунок.

Датчик положения коленчатого вала или ДПКВ на ВАЗ 2107 обеспечивает работу двигателя (не стабильную, а в целом). С его помощью ЭБУ знает, в каком положении находится коленчатый вал. Отсюда блок управления знает расположение поршней в цилиндрах, что напрямую влияет на впрыск топлива через форсунки и возникновение искры для воспламенения ТВС. .

Рассматриваемое устройство имеет простую конструкцию. Датчики, установленные во всех семи, работают по принципу индуктивности. Деталь состоит из цилиндрического металлического основания, на поверхность которого намотана проволока (катушка). Верхняя часть катушки покрыта постоянным магнитом. Работа устройства связана с зубчатым венцом, который крепится к коленчатому валу. Именно с помощью этого зубчатого венца датчик улавливает сигналы и передает их на компьютер. Принцип действия устройства следующий: при нахождении зуба венца на уровне стального сердечника ДПКВ в обмотке индуцируется электродвижущая сила. На концах обмотки появляется напряжение, которое задается ЭБУ.

Звездочка имеет 58 зубьев. С колеса удалены два зуба, что требуется для определения исходного положения коленчатого вала. Если ДПКВ выходит из строя, что бывает крайне редко, то запустить двигатель и запустить его просто невозможно. Марка датчика, который устанавливается на ВАЗ 2107, имеет следующий вид: 2112-3847010-03/04.

Признаки поломки датчика

Основным признаком поломки ДПКВ является невозможность запуска двигателя. Такой сбой возникает из-за полной неисправности устройства. При загрязнении поверхности ДПКВ или окислении контактов могут быть обнаружены следующие неисправности:

  1. Ухудшение динамики автомобиля: слабый разгон, потеря мощности, рывки при переключении передач.
  2. Обороты начинают плавать, причем не только на холостых, но и во время движения.
  3. Увеличение расхода топлива. Если ЭБУ получает искаженный сигнал, это негативно сказывается на работе форсунок.
  4. Появление стуков в двигателе.

При обнаружении вышеперечисленных симптомов следует проверить ДПКВ. Для этого нужно знать, где находится датчик коленвала. На ВАЗ 2107 ДПКВ расположен на передней крышке двигателя, где крепится на кронштейне. На других моделях автомобилей этот элемент может располагаться с другой стороны коленчатого вала возле маховика. При подозрении на неисправность ДПКВ следует его проверить.

Способы проверки ДПКВ

Проверить исправность датчика коленвала на всех семи можно тремя разными способами. Для начала сразу следует отметить, что неисправность устройства можно определить визуально. Для этого осматривают деталь, и по наличию загрязнений, а также микротрещин в корпусе магнита можно судить о его выходе из строя. Загрязнения удаляются легко, но при наличии микротрещин деталь приходится менять.

Датчик коленвала на ваз 2107 инжектор проверяется тремя способами:

  1. Проверка сопротивления. Мультиметр установлен в режим измерения сопротивления. Щупы касаются клемм устройства. Если прибор показывает значение от 550 до 750 Ом, то элемент пригоден к использованию. Если значение выше или ниже нормы, то деталь подлежит замене.
  2. Проверка индуктивности. Подключите светодиод или мультиметр к клеммам устройства. При этом установите прибор в режим измерения постоянного напряжения. Поднесите металлический предмет к концу куска и быстро снимите его. При этом должно произойти повышение напряжения (загорится светодиод). Это свидетельствует о том, что ДПКВ исправен.
  3. Проверка осциллографом. Самый точный и надежный способ проверки с помощью осциллографа. Для этого ДПКВ подключается к устройству, а затем к нему необходимо поднести металлическую деталь. Схема определяет правильность работы ДПКВ.

Индуктивный датчик положения коленчатого вала, используемый на семерке, создает синусоидальные импульсы. Они поступают в компьютер, где выпрямляются в прямоугольные импульсы. На основании этих импульсов блок управления принимает решение о подаче импульса на форсунки и свечи зажигания в нужный момент. Если в ходе проверки выяснилось, что ДПКВ неисправен, его необходимо заменить.

Как заменить датчик коленвала на семерке

Зная, где находится ДПКВ на ВАЗ 2107, разобрать устройство не составит труда. Эта процедура не сложная и не занимает много времени. Подробная инструкция как заменить датчик коленвала на ВАЗ 2107 выглядит так:

  1. Работы проводятся под капотом автомобиля, но можно и снизу.
  2. Отсоедините кабельную стяжку от ДПКВ.
  3. С помощью отвертки Phillips отвинтите зажим, фиксирующий датчик.
  4. Снимите устройство и установите на его место новое. Сборка производится в порядке, обратном разборке.

После замены устройства можно проверить работоспособность двигателя. Хотя деталь редко выходит из строя, рекомендуется всегда иметь в машине запасной датчик. Если элемент выходит из строя, его всегда можно быстро заменить, чтобы продолжить движение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *