НЕУСТОЙЧИВАЯ РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ЧИСЕЛ ОБОРОТОВ НА ПЕРЕХОДНЫХ РЕЖИМАХ. Неустойчивая работа двигателя на переходных режимах
НЕУСТОЙЧИВАЯ РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ЧИСЕЛ ОБОРОТОВ НА ПЕРЕХОДНЫХ РЕЖИМАХ
Опыт эксплуатации показывает, что неустойчивая работа турбореактивных двигателей часто возникает на режимах разгона (при увеличении числа оборотов) и связана с помпажем компрессора и сгоранием переобогащенной топливовоздушной смеси.
Внешние признаки неустойчивой работы двигателя такие двигатель трясет, в компрессоре слышен характерный шум — “урчание”, из реактивного насадка выбрасывается дым и пламя. Температура газов за турбиной повышается против нормальной иногда на 30°. При полетах на высотах более 8000 м при работе двигателя на помлажном режиме наблюдались случаи самовыключения двигателя.
При медленном разгоне двигателя (медленном перемещении сектора газа) в камеры сгорания подаются такие количества воздуха и топлива, которые обеспечивают образование в зоне горения смеси с α <=1. Нормальная или слегка обогащенная смесь быстро и полно сгорает, температура газов перед турбиной увеличивается медленно, не превышая допустимых величин, при этом .происходит плавное увеличение числа оборотов — нормальный разгон двигателя.
Картина меняется, когда мы, желая осуществить быстрый разгон двигателя, резко перемещаем сектор газа.
При быстром движении сектора газа или резком открытии стоп-крана подача топливным насосом топлива в зону горения сильно увеличивается. Число же оборотов двигателя вначале разгона двигателя остается неизменным или увеличивается очень мало. Следовательно, остается неизменной или также увеличивается незначительно (пропорционально числу оборотов) подача воздуха компрессором. Таким образом, поступление воздуха в камеры сгорания отстает от увеличения подачи топлива.
В первый момент увеличение подачи топлива приводит к обогащению смеси, при этом температура газов повышается, объем газов в камере сгорания от нагревания их увеличивается. Увеличившийся объем газов не успевает вытечь из камеры сгорания через каналы турбины и своим присутствием тормозит поступление воздуха из компрессора в камеру сгорания.
В зону же горения продолжает поступать топливо, и смесь еще больше обогащается. Топливо не успевает сгореть в зоне горения, и горение идет за счет вторичного воздуха в каналах турбины, за турбиной и даже за реактивным соплом. Этим и объясняются выбросы пламени и дыма из реактивного насадка.
Температура газов перед турбиной при этом не только не повышается, а, наоборот, начинает уменьшаться. Это приводит к уменьшению избыточной мощности турбины — разгон двигателя замедляется.
Уменьшение числа оборотов вызывает уменьшение количества воздуха, подаваемого компрессором; топливовоздушная смесь переобогащается еще больше, процесс горения топлива идет еще медленнее, температура газов перед турбиной еще уменьшается и число оборотов двигателя падает. Наконец, двигатель останавливается. (Вспомните горение переобогащениой смеси в осветительной лампе.)
Ранее было рассмотрено, как при уменьшении секундного расхода воздуха в компрессоре появляются вихревые зоны, которые вызывают пульсацию — колебание давления и скорости воздушного потока на выходе из компрессора. Неравномерное поступление воздуха в камеры сгорания сильно затрудняет образование устойчивого факела пламени. В зоне горения образуется то нормальная, то богатая топливовоздушная смесь, температура и давление газов перед турбиной колеблются, скорость истечения газов из реактивного насадка меняется, двигатель трясет.
Неустойчивая работа компрессора способствует нарушению процесса сгорания и вызывает неустойчивую работу всего двигателя — помпаж.
Если во время помпажа уменьшить подачу топлива — взять сектор газа на себя или прикрыть стоп-кран, то через непродолжительное время процесс сгорания улучшается. Качество смеси в зоне горения приближается к нормальному (α ≈ 1), температура газов перед турбиной повышается до допустимых пределов, и двигатель начинает работать нормально.
Похожие статьи:
poznayka.org
Приведение характеристики двигателя по числу оборотов к стандартным атмосферным условиям
Характеристика двигателя по числу оборотов снимается при испытании двигателя на стенде.
Давление и температура воздуха при испытании двигателя будут различны в зависимости от времени года и места испытания. Поэтому полученные при испытании двигателя тяга и удельный расход топлива могут быть выше или ниже величин, указанных в техническом описании данного типа двигателя. Для суждения о соответствии замеренных величин величинам, приведенным в техническом описании, их нужно пересчитать на стандартные атмосферные условия (говорят — привести к стандартным атмосферным условиям).
Стандартными атмосферными условиями считаются:
1. Барометрическое давление воздуха 760 мм рт. ст. (1,033 кг/см2).
2. Температура — 15° С (288° абс.).
Приведение к стандартным атмосферным условиям производится по следующим уравнениям:
а) тяги:
б) числа оборотов:
в) удельного расхода топлива
г) температуры газов в удлинительной трубе
В этих формулах РЗАМЕР, nЗАМЕР, СЗАМЕР, TЗАМЕР - величины, замеренные при испытании двигателя; Р0 — давление воздуха в мм рт. ст. во время испытания двигателя;Т0, = 273 + t — температура воздуха во время испытания двигателя.
Неустойчивая работа двигателя при увеличении чисел оборотов на переходных режимах
Опыт эксплуатации показывает, что неустойчивая работа турбореактивных двигателей часто возникает на режимах разгона (при увеличении числа оборотов) и связана с помпажем компрессора и сгоранием переобогащенной топливовоздушной смеси.
Внешние признаки неустойчивой работы двигателя такие двигатель трясет, в компрессоре слышен характерный шум — “урчание”, из реактивного насадка выбрасывается дым и пламя. Температура газов за турбиной повышается против нормальной иногда на 30°. При полетах на высотах более 8000 м при работе двигателя на помлажном режиме наблюдались случаи самовыключения двигателя.
При медленном разгоне двигателя (медленном перемещении сектора газа) в камеры сгорания подаются такие количества воздуха и топлива, которые обеспечивают образование в зоне горения смеси с α <=1. Нормальная или слегка обогащенная смесь быстро и полно сгорает, температура газов перед турбиной увеличивается медленно, не превышая допустимых величин, при этом .происходит плавное увеличение числа оборотов — нормальный разгон двигателя.
Картина меняется, когда мы, желая осуществить быстрый разгон двигателя, резко перемещаем сектор газа.
При быстром движении сектора газа или резком открытии стоп-крана подача топливным насосом топлива в зону горения сильно увеличивается. Число же оборотов двигателя в начале разгона двигателя остается неизменным или увеличивается очень мало. Следовательно, остается неизменной или также увеличивается незначительно (пропорционально числу оборотов) подача воздуха компрессором. Таким образом, поступление воздуха в камеры сгорания отстает от увеличения подачи топлива.
В первый момент увеличение подачи топлива приводит к обогащению смеси, при этом температура газов повышается, объем газов в камере сгорания от нагревания их увеличивается. Увеличившийся объем газов не успевает вытечь из камеры сгорания через каналы турбины и своим присутствием тормозит поступление воздуха из компрессора в камеру сгорания.
В зону же горения продолжает поступать топливо, и смесь еще больше обогащается. Топливо не успевает сгореть в зоне горения, и горение идет за счет вторичного воздуха в каналах турбины, за турбиной и даже за реактивным соплом. Этим и объясняются выбросы пламени и дыма из реактивного насадка.
Температура газов перед турбиной при этом не только не повышается, а, наоборот, начинает уменьшаться. Это приводит к уменьшению избыточной мощности турбины — разгон двигателя замедляется.
Уменьшение числа оборотов вызывает уменьшение количества воздуха, подаваемого компрессором; топливовоздушная смесь переобогащается еще больше, процесс горения топлива идет еще медленнее, температура газов перед турбиной еще уменьшается и число оборотов двигателя падает. Наконец, двигатель останавливается. (Вспомните горение переобогащениой смеси в осветительной лампе.)
Ранее было рассмотрено, как при уменьшении секундного расхода воздуха в компрессоре появляются вихревые зоны, которые вызывают пульсацию — колебание давления и скорости воздушного потока на выходе из компрессора. Неравномерное поступление воздуха в камеры сгорания сильно затрудняет образование устойчивого факела пламени. В зоне горения образуется то нормальная, то богатая топливовоздушная смесь, температура и давление газов перед турбиной колеблются, скорость истечения газов из реактивного насадка меняется, двигатель трясет.
Неустойчивая работа компрессора способствует нарушению процесса сгорания и вызывает неустойчивую работу всего двигателя — помпаж.
Если во время помпажа уменьшить подачу топлива — взять сектор газа на себя или прикрыть стоп-кран, то через непродолжительное время процесс сгорания улучшается. Качество смеси в зоне горения приближается к нормальному (α ≈ 1), температура газов перед турбиной повышается до допустимых пределов, и двигатель начинает работать нормально.
studfiles.net
Проблемы с оборотами двигателя и способы их устранения
Одна из самых распространенных проблем с двигателем автомобиля - это нестабильные обороты холостого хода или их отсутствие. Управление таким автомобилем становится настоящей проблемой при движении в плотном городском потоке. Помимо того, что водитель сможет узнать много «лестного» о себе от других участников движения, он может создать реальную аварийную ситуацию.
Система холостого хода имеет решающее значение для работы двигателя, начиная с его запуска и заканчивая мощностными режимами, потому так важно уделять ей внимание
Система холостого хода имеет решающее значение для работы двигателя в целом, начиная с его запуска и заканчивая мощностными режимами, и потому так важно уделять ей внимание. Опытные автомобилисты знают, чем могут быть вызваны проблемы с оборотами на карбюраторных и инжекторных моторах, а главное, как «лечить» эти неприятные автомобильные «болезни».
Система холостого хода
Автомобильные карбюраторы ранних выпусков имели зависимый холостой ход, и в силу своей конструкции практически не доставляли каких-либо проблем с оборотами холостого хода своим владельцам.
ТахометрОднако времена, когда литр бензина стоил 9 копеек, а бутылка минералки - 10, закончились, стала актуальной экономия топлива. Она, собственно, и способствовало появлению автономного холостого хода, внедренного, в основном, с целью уменьшения расхода горючего.
Появление в конструкции карбюратора автономного холостого хода повысило требования к чистоте топлива, а также усложнило обслуживание этого устройства. В систему питания стали вводить фильтры для очистки топлива, так как их отсутствие стало напрямую сказываться на стабильной работе двигателя.
Если на ранних карбюраторах для установки холостого хода достаточно было специальным винтом приоткрыть дроссельную заслонку на определенный угол, то теперь все усложнилось. Холостой ход был выделен в отдельную систему, со своими каналами и жиклерами, отвечающими за подачу и дозирование топлива и воздуха. Помимо этого появился электромагнитный клапан холостого хода, работающий лишь при наличии питания на его обмотке.
Система холостого хода усложнилась, что снизило ее надежность, так как теперь любая соринка или волосок в топливе способны привести к перебоям в работе двигателя или даже к его полной остановке.
Карбюратор, оснащенный электроклапаном холостого хода, более экономичен по расходу топлива, но менее надежен в плане стабильности этого самого холостого хода. Это связано с тем, что в любой момент может засориться топливный жиклер, находящийся в клапане, также может пропасть питание электроклапана.
Нестабильные обороты и причины их возникновения
Нестабильные обороты двигателя могут быть вызваны заеданием дроссельной заслонки, в основном, из-за ее невозвращения в исходное положение. Чаще всего причина кроется в неисправной механике привода заслонки, либо в большом количестве отложений на внутренних стенках нижней части карбюратора.
ДроссельВ этом случае необходимо проверить элементы привода дроссельной заслонки и прочистить дроссельный узел. Действие привода лучше проверять с помощником: помощнику необходимо плавно нажать до упора на педаль газа, а водителю – проследить за рычагом привода дроссельной заслонки. Заслонка должна занять вертикальное положение и вернуться без заеданий в исходное положение. Если привод вторичной камеры механический, то в конце хода заслонки первой камеры должна открыться и заслонка вторичной камеры, а затем также вернуться в исходное положение.
Когда помощник утопит до конца педаль газа, нужно проверить полный ход рычага привода дроссельной заслонки, пытаясь рукой дожать рычаг в крайнее положение. Если рычаг имеет ход, то необходимо добиться полного его хода от педали газа.
Когда наблюдается неровный ход заслонок (они закрываются рывками или не полностью возвращаются в исходное положение), карбюратор необходимо снять, разобрать и прочистить корпус дроссельных заслонок.
Если автомобиль эксплуатируется преимущественно в черте города, то заслонка вторичной камеры может вообще быть заклинена, так как, в основном, движение в городе осуществляется на первой камере. Не стоит пытаться приложить силу для ее разработки. Для этих целей существует аэрозоль «Очистка карбюратора», отлично справляющийся с этой работой.
С помощью этого средства очищается и дроссельный узел на инжекторных моторах. К тому же, его можно применять, не разбирая карбюратор: при снятом воздушном фильтре необходимо вспрыснуть небольшую дозу промывки в первичную камеру, одновременно добавляя газ. Мотор как бы «захлебнется », сбросив обороты, и тут же отзовется повышением. Повторив эту процедуру 2-3 раза, можно быть уверенным, что узел дроссельной заслонки промыт. Однако чтобы досконально «навести порядок» в корпусе заслонок, все же лучше разобрать карбюратор и промыть его детально.
Плавающие обороты инжекторного двигателя
Нестабильные обороты холостого хода на инжекторных моторах в большинстве случаев связаны с загрязнением дроссельного узла или посторонним подсосом воздуха.
При загрязнении дроссельного узла (когда при визуальном осмотре видно масло с грязью) забиваются его каналы и регулятором холостого хода не полностью перекрывается байпасный канал. Дроссельный узел снимается и вычищается.
Регулятор холостого ходаПри постороннем подсосе воздуха датчик массового расхода воздуха дает неправильные данные в ЭБУ, который то добавляет, то уменьшает количество топлива, чтобы выровнять соотношение смеси. Обороты, соответственно, то падают, то поднимаются. Выявляется подсос путем тщательного осмотра канала подачи воздуха.
«Быстрый запуск» - решение проблемы или экстренная мера?
Нестабильный запуск двигателя связан с неисправностью либо самого двигателя, либо систем его жизнеобеспечения: топливной и системы зажигания (при исправном аккумуляторе и масле, соответствующем сезону).
Многие при этом используют средство для пуска двигателя «Быстрый запуск», но это лишь временное решение проблемы. Им можно воспользоваться лишь в экстренном случае, когда действительно «промедление смерти подобно», однако при первом же удобном случае необходимо найти и устранить причину нестабильного запуска.
Средство «Быстрый запуск» содержит большое количество легко воспламеняющихся фракций и способствует быстрому запуску двигателя, что особенно эффективно при отрицательных температурах.
Использовать средство «Быстрый запуск» надо следующим образом: не запуская двигатель, впрыснуть состав в впускной коллектор или первичную камеру карбюратора, а затем запускать двигатель. Если необходимо, повторить процедуру.
«Быстрый запуск» можно использовать и для диагностики системы питания. Когда наблюдаются нестабильные обороты, перебои в работе мотора, необходимо впрыснуть состав в впускной трубопровод. Если работа двигателя стабилизируется, в системе питания есть неисправности. Когда изменения не наблюдаются, неисправна либо система зажигания, либо газораспределения.
Применение эфира для запуска мотора
Для запуска двигателей также применяют пусковую жидкость –диэтиловый эфир. Эфир обладает высокой летучестью и низкой температурой воспламенения (в смеси с воздухом в соотношении от 2 до 48%).
Однако эфир очень коварен, при неумелом его использовании (либо использовании контрафактного эфира) возможны катастрофические последствия для двигателя буквально в первые секунды запуска. Это связано с тем, что эфир обладает высокой скоростью сгорания, создавая огромные ударные нагрузки на все элементы цилиндро-поршневой группы. Его сгорание иногда сопровождается взрывным эффектом, что ведет к мгновенной поломке деталей двигателя.
Для предотвращения этого в пусковую эфирную жидкость вводят дополнительные компоненты, обладающие смазывающими, стабилизирующими и снижающими скорость сгорания и температурный порог самовоспламенения смеси свойствами.
Если дело происходит зимой, необходимо учитывать, что двигатель должен быть подготовлен к зимней эксплуатации. При запуске мотора на летнем масле при сильном морозе детали двигателя могут просто «прихватитьтся» друг к другу и после запуска просто сломаться. К тому же, летнее масло не сможет после запуска обеспечить подачу ко всем трущимся парам, что многократно увеличит их износ.
Запуск с применением эфиросодержащего пускового аэрозоля лучше всего выполнять вдвоем: один включает зажигание, а второй делает впрыск в впускной трубопровод (отодвинув гофру с дросселя) путем 1-3 нажатий распылителя, и лишь затем производится запуск. Это позволит минимизировать ударные нагрузки в момент пуска мотора.
Теоретически, смесь допускается впрыскивать и в полость воздушного фильтра, но так как были случаи воспламенения, лучше воздержаться от этого способа.
Исправный и полностью отрегулированный двигатель должен запускаться самостоятельно без применения каких-либо пусковых смесей при температуре до – 35 С. Первоочередное внимание надо уделять его техническому состоянию, а применять пусковые смеси следует лишь в самом крайнем случае.
blamper.ru
Пропал холостой ход на инжекторном двигателе, причины
Перечень основных, наиболее распространенных, причин появления неустойчивых оборотов холостого хода или полного их исчезновения на инжекторных двигателях (2111) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099. Все неисправности сгруппированы по системам двигателя: система зажигания, система питания, система управления (ЭСУД), сам двигатель. Большинство из них легко определяются при помощи диагностического оборудования, но можно найти неисправности и без него.
Перед выявлением неисправности необходимо произвести визуальный осмотр подкапотного пространства (элементов системы зажигания, датчиков, трубок, шлангов), проверку плотности посадки контактов в соединительных колодках, наконечников высоковольтных проводов в катушке зажигания и свечах .Причины неустойчивого холостого хода инжекторного двигателя, связанные с системой зажигания
— Неисправны свечи зажигания
Неисправности свечей: залиты после неудачного пуска, «пробит» изолятор, зазор между электродами не соответствует норме (0,9 – 1,1 мм), свечи по калильному числу не соответствуют двигателю. Внешние признаки: неустойчивый холостой ход, неравномерность выхлопа из глушителя (периодические или частые пропуски). Необходимо продуть свечи: нажав до отказа педаль «газа» и прокрутить двигатель стартером несколько секунд (т. н. режим продувки). Вывернув их оценить состояние контактов, наличие и цвет нагара, проверить зазор круглым щупом. Неработающие свечи очень часто забиты нагаром или мокрые. Но в ряде случаев определить их неисправность визуально невозможно, поэтому проще всего установить новый комплект и проверить наличие холостого хода двигателя снова.
— «Пробиты» высоковольтные провода
Внешние признаки аналогичны свечным. Можно проверить исправность проводов тестером в режиме омметра. Можно запустить двигатель в темноте и наблюдать свечение на «пробитых» проводах. Помимо этого необходимо визуально убедиться в целостности проводов и их наконечников, отсутствия на них загрязнений и трещин.
измерение сопротивления высоковольтных проводов— Неисправна катушка (модуль) зажигания
Вначале осматриваем катушку: проверяем наличие трещин и повреждений. Потом проверяем ее тестером в режиме омметра (См. «Проверка модуля зажигания»). Не прошедшую проверку заменяем на исправную.
Неисправности, связанные с системой управления двигателем (ЭСУД)
— Неисправен регулятор (датчик) холостого хода (РХХ)
Шток неисправного регулятора может не вовремя перекрывать канал подачи воздуха необходимого для работы двигателя на ХХ под дроссельную заслонку. Признаки неисправного регулятора помимо нестабильного холостого хода: пуск двигателя с нажатием на педаль «газа», рывки и падение оборотов при переключении передач и движении накатом, «плавающие» обороты, холостой ход то есть, то нет, падение оборотов при включении мощных электропотребителей. При этом на других режимах с нажатой педалью «газа» двигатель может работать нормально без провалов, рывков и дерганья. Датчик можно проверить тестером или заменить заведомо исправным (отрегулировав выступание его иглы).
— Неисправен датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
Неисправный ДПДЗ может выдавать на блок управления неверную информацию о положении дроссельной заслонки. В результате на холостом ходу обороты двигателя могут сильно повышаться и с неохотой снижаться до нормы или не снижаться вовсе. ДПДЗ можно проверить тестером или заменить исправным.
— Неплотно закрывается дроссельная заслонка
Необходимо проверить плотность закрытия воздушной заслонки сняв корпус воздушного фильтра. Нажав несколько раз на педаль «газа» проконтролируйте четкость работы привода заслонки и ее открытие-закрытие. При наличии нагара в дроссельном узле, мешающем плотности закрытия заслонки удалите его например, очистителем карбюратора.
— Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
По показаниям датчика блок управления определяет величину и продолжительность впрыска, насколько отодвинуть шток РХХ и открыть доступ воздуха в двигатель. Если ДТОЖ неисправен, то например, на морозе блок не разрешит сильно обогащать смесь при пуске и на холостых (двигатель или не запустится, или запустится, но будет «троить»). А в жару наоборот дать богатую смесь и обороты ХХ будут зашкаливать.
— Неисправен датчик скорости (ДС)
Признаки: после остановки автомобиля двигатель работает неравномерно, потом обороты стабилизируются, падение оборотов при переключении передач и движении накатом.
— Неисправен датчик концентрации кислорода (ДК)
Возможно, вышел из строя чувствительный элемент датчика (например, из-за применения некачественного топлива, применения несоответствующих герметиков при ремонте двигателя), перегорела спираль подогрева или неисправна электрическая цепь. Возможно, закупорено отверстие для подсоса воздуха в датчике (грязью, антикором). Предварительно проверить датчик можно тестером без демонтажа, но желательна проверка на диагностическом оборудовании.
Причины, связанные с двигателем автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— «Подсос» постороннего воздуха во впускной тракт
Проверьте плотность посадки шлангов идущих к дроссельному узлу и на вакуумный усилитель тормозов, крепление хомутов. Шланг на вакуум можно пережать, чтобы исключить его влияние на работу двигателя.
— Не отрегулированы зазоры в клапанном механизме
Проверьте и отрегулируйте при помощи шайб зазоры в клапанном механизме.
— Изношены кулачки распредвала
Можно определить визуально или проверкой микрометром.
— Нарушены фазы газораспределения
Ремень привода ГРМ перескочил на зуб-другой. Или, при проведении ремонта метки на шкивах выставлены с отклонением.
— Низкая компрессия в цилиндрах двигателя
Изношены, поломаны либо залегли кольца на поршнях, прогорел клапан. Выявить неисправность можно измерением компрессии в цилиндрах двигателя.
— Зубчатое колесо сместилось относительно шкива привода генератора.
В результате управляющий импульс от датчика положения коленчатого вала приходит не вовремя.
Причины, связанные с системой питания (системой подачи топлива) и системой улавливания паров топлива
— Засорен топливный фильтр
Периодичность замены топливного фильтра 30.000 км пробега, но можно и чаще с учетом качества топлива.
— Низкое давление в системе питания
Возможно, неисправен регулятор давления на рампе (постоянно открыт сливной канал), бензонасос или повреждены топливные магистрали. Необходим визуальный осмотр и проверка давления в системе питания (2,5-3,5 бар).
— Засорены форсунки
В этом случае перебои в работе двигателя возможны не только на холостом ходу, но и на других режимах. Выхлоп из глушителя с неравномерными частыми пропусками. Возможны повышенные обороты ХХ из-за их негерметичности.
— Неисправен адсорбер
В первую очередь проверьте трубки идущие к адсорберу.
Примечания и дополнения
— При выходе из строя датчиков системы управления двигателем (ЭСУД) загорается лампа «Проверь двигатель» на щитке приборов.
Еще статьи по инжектору автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Порядок работы системы впрыска топлива на инжекторных двигателях автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Топливная рампа системы подачи топлива инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— ЭСУД ВАЗ 2108, 2109, 21099, нормы Евро-2
— Дроссельный патрубок (узел) системы впрыска инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2103, 2109, 21099
— Виды впрыска на инжекторных двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
twokarburators.ru
Основные признаки загрязнения форсунок .
Основные признаки загрязнения форсунок .
В процессе работы двигателя на элементах его топливной системы – форсунках, топливопроводах, топливной рампе, регуляторе давления, впускных клапанах постепенно осаждаются загрязнения, находящиеся в топливе. Современные электромагнитные форсунки изготавливаются с допусками 1мкм и способны проработать до миллиарда циклов. Основной причиной нарушения их работы является загрязнения в процессе эксплуатации, хотя на пути механических частиц стоят топливные фильтры, отсеивающие частицы крупнее 10-20мкм.
Они устанавливаются в топливной магистрали и в самой форсунке. Главной причиной загрязнения является неизбежное присутствие тяжелых фракций в составе топлива. Наиболее интенсивное накопление отложений происходит сразу после остановки двигателя. В это время температура корпуса форсунки возрастает за счет нагрева от горячего двигателя , а охлаждающее действие топлива отсутствует. Легкие фракции топлива в рабочей зоне форсунки испаряются, а тяжелые накапливаются в виде лаковых отложений, уменьшающих сечение калиброванного канала. К примеру, слой отложений толщиной 5мкм может изменить пропускную способность этого канала на 25%. Загрязнение распылительных отверстий форсунок ухудшает образование топливо-воздушной смеси, в регуляторе давления нарушается герметичность его запорного клапана, а в топливном насосе высокого давления для дизелей существенно уменьшается его производительность.
Основными признаками загрязнения форсунок являются:
1. Затрудненный пуск двигателя.
2. Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу и переходных режимах.
3. Провалы при резком нажатии на педаль газа.
4. Ухудшение динамики разгона двигателя и потеря мощности.
5. Увеличение расхода топлива.
6. Повышение токсичности отработавших газов.
7. Появление детонации при разгоне вследствии обеднения смеси и повышения температуры в камере сгорания.
8. Пропуски воспламенения.
9. Хлопки в выпускной системе.
10. Быстрый выход из строя кислородного датчика (лямбда-зонда) и каталитического нейтрализатора.
Загрязнение форсунок становиться особенно заметным с наступлением холодов, когда испаряемость топлива ухудшается : появляются проблемы с пуском холодного двигателя.
Возникает вопрос – как очистить загрязненные форсунки?
В настоящее время получили распространение:
1. Очистка форсунок без демонтажа с двигателя . 2. Очистка форсунок на ультразвуковом стенде с их демонтажем. Эффективность промывки на ультразвуковой установке выше, чем у предыдущего способа очистки, но кроме форсунок другие элементы топливной системы не очищаются. Например сама топливная рампа, регулятор давления с запорным клапаном, впускные клапана, дозатор- распределитель (в электромеханических системах впрыска) и топливный насос высокого давления в дизелях.
Стоимость очистки зависит от конструктивных особенностей двигателя и колеблется от 10 до 30 $ за одну форсунку. Для недорогих иномарок и отечественных автомобилей иногда экономически целесообразнее установить новые форсунки.
demio121.narod.ru
ПРИЧИНА |
МЕТОД УСТРАНЕНИЯ |
Двигатель не запускается | |
При включении зажигания не работает электрический топливный насос | Проверьте электрическую цепь подачи напряжения к топливному насосу и надежность подсоединения электрических разъемов |
Неисправен предохранитель | Проверьте целостность и, при необходимости, замените предохранитель топливного насоса или устройства управления двигателем |
Неисправно реле топливного насоса | Проверьте работоспособность и, при необходимости, замените реле топливного насоса |
Не подается напряжение на топливные форсунки | Проверьте электрическую цепь питания топливных форсунок |
Затрудненный запуск холодного двигателя и работа двигателя с перебоями | |
Неисправен датчик температуры | Проверьте и, при необходимости, замените датчики температуры охлаждающей жидкости и температуры поступающего в двигатель воздуха |
Двигатель работает с перебоями | |
Ненадежный контакт в электрических разъемах цепи питания топливного насоса | Проверьте состояние, очистите и подожмите контакты электрических разъемов в цепи питания топливного насоса. Проверьте и, при необходимости, очистите контакты предохранителя и реле топливного насоса |
Уменьшено количество подаваемого в двигатель топлива | Проверьте производительность топливного насоса |
Загрязнение топливного фильтра | Замените топливный фильтр |
Неисправен топливный насос | Проверьте работоспособность топливного насоса |
Неисправна топливная форсунка | Проверьте и, при необходимости, замените топливные форсунки |
Неустойчивая работа двигателя на переходных режимах | |
Негерметична система подачи воздуха в двигатель | Проверьте и, при необходимости, подтяните соединения системы подачи воздуха в двигатель |
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости или воздуха, поступающего в двигатель | Проверьте и, при необходимости, замените датчики температуры охлаждающей жидкости и температуры поступающего в двигатель воздуха |
Нарушена герметичность топливной системы | Визуально проверьте герметичность топливной системы. Проверьте надежность соединений топливной системы |
Затрудненный запуск горячего двигателя | |
Повышенное давление в топливной системе | Проверьте давление в топливной системе и, при необходимости, замените регулятор давления топлива |
Забит или деформирован трубопровод возврата топлива между регулятором давления топлива и топливным баком | Прочистите или замените трубопровод |
Ускорение двигателя происходит с задержкой | |
Негерметичны топливные форсунки | Проверьте и, при необходимости, замените топливные форсунки |
carmanz.com
Причина неисправности | Способ устранения неисправности |
Поплавковая камера карбюратора переполнена | |
1. Попали посторонние частицы, препятствующие герметичному закрытию игольчатого клапана | 1. Промыть и продуть клапан и его седло |
2. Нарушена герметичность поплавка | 2. Заменить или запаять поплавок, предварительно удалив из него топливо |
3. Ослабло крепление корпуса (седла) топливного клапана | 3. Подтянуть корпус топливного клапана |
4. Повреждена уплотняющая прокладка корпуса топливного клапана | 4. Заменить уплотняющую прокладку |
Двигатель не пускается, зажигание исправно | |
1. Засорился и закупорился гибкий дюритовый шланг, подводящий бензин к бензиновому насосу | 1. Заменить шланг |
2. Загрязнился приемный фильтркарбюратора | 2. Отвернуть пробку фильтра, вынуть фильтр, тщательно промыть и продуть сжатым воздухом |
3. Загрязнился фильтр бензинового насоса | 3. Снять стаканчик отстойника, снять фильтр и промыть их в бензине |
4. Поломалась обойма пластинчатого клапана бензинового насоса | 4. Сменить клапан в сборе |
Двигатель неравномерно и неустойчиво работает на малых числах оборотов холостого хода | |
1. Отсутствуют или занижены зазоры между наконечниками стержней клапанов и нажимными болтами коромысел | 1. Установить правильные зазоры
|
2. Недостаточная герметичность впускных и выпускных клапанов | 2. Снять головку цилиндров и притереть клапаны |
3. Неисправны приборы системы зажигания | 3. Обнаружить и устранить неисправность |
4. Ослабло крепление болтов, соединяющих поплавковую камеру со смесительной | 4. Подтянуть болты крест-накрест |
5. Ослабло крепление карбюратора на двигателе | 5. Подтянуть равномерно крест-накрест гайки крепления карбюратора |
6. Недостаточно прогрет двигатель | 6. Прогреть двигатель, чтобы температура охлаждающей жидкости была 80—85°С |
7. Засорен топливный или воздушный жиклеры холостого хода (в первичной камере) | 7. Вывернуть сначала топливный, а затем воздушный жиклеры холостого хода, тщательно промыть и продуть их |
8. Засорены каналы холостого хода (в первичной камере) | 8. Снять карбюратор, отсоединить смесительную камеру, вывернуть топливный жиклер и винт холостого хода; продуть каналы сжатым воздухом |
9. Ослабло крепление воздушного, топливного жиклеров холостого хода
| 9. Отвернуть пробку канала холостого хода, вывернуть топливный жиклер, довернуть воздушный жиклер; завернуть топливный жиклер, поставить пробку на место |
Двигатель при переходе от малых чисел оборотов к большим, и при плавном открытии дроссельных заслонок работает с перебоями | |
1. Засорены жиклеры или каналы главных дозирующих систем в первичной или вторичной камерах
| 1. Снять крышку поплавковой камеры, отвернуть пробки топливных жиклеров, вывернуть топливные и воздушные жиклеры, тщательно промыть и продуть. Вывернуть пробки эмульсионных колодцев, вынуть эмульсионные трубки, продуть каналы главной системы |
При резком открытии дроссельных заслонок двигатель работает с перебоями | |
1. Не работает ускорительный насос. Засорены: распылитель, седла впускного или нагнетательного клапанов | 1. Снять крышку поплавковой камеры. Отвернуть блок распылителя. Промыть и продуть отверстия. Вынуть нагнетательный клапан, очистить от грязи, продуть топливный канал |
2. Заедает поршень ускорительного насоса | 2. Отъединить смесительную камеру, вынуть поршень, очистить колодец и поршень от грязи |
3. Ослабло крепление винтов блока распылителя | 3. Подвернуть винты |
Частые «выстрелы» в карбюратор, двигатель работает с перебоями (при движении автомобиля) | |
1. Карбюратор готовит переобедненную смесь | 1. Отрегулировать карбюратор или заменить новым |
2. Недостаточно количество топлива в поплавковой камере | 2. Прочистить бензопроводы. Проверить и отрегулировать уровень топлива |
3. Холодный двигатель | 3. Прогреть двигатель |
4. Подсасывается воздух | 4. Обнаружить место подсоса воздуха и устранить |
«Выстрелы» в карбюратор только после длительной езды и при работе двигателя на полной мощности | |
Использование свечи с недостаточным калильным числом (горячие) | Заменить свечи па другие с соответствующей двигателю тепловой характеристикой (с калильным числом 200—220) |
Двигатель хорошо работает при большом числе оборотов, при среднем числе оборотов карбюратор «стреляет», при малом числе оборотов двигатель перестает работать | |
Засорен топливный жиклер холостого хода карбюратора | Вывернуть жиклер из карбюратора, продуть сжатым воздухом или промыть в бензине |
Прогретый двигатель плохо пускается; если пускается, то не развивает соответствующего числа оборотов | |
Карбюратор переполнен бензином | 1. Проверить герметичность игольчатого клапана, при необходимости промыть |
2. Проверить герметичность поплавка; если требуется, заменить его | |
3. Проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере | |
При проворачивании коленчатого вала двигателя не ощущается сопротивления — нем компрессии в цилиндрах | |
1. Отсутствует зазор между наконечниками стержней клапаном и нажимными болтами коромысел | 1. Установить правильные зазоры |
2. Зависают стержни клапанов в направляющих втулках | 2. Устранить зависание клапанов |
3. Обгорели фаски выпускных клапанов | 3. Сменить повреждённые клапаны |
4. Негерметичны клапаны | 4. Притереть клапаны к седлам |
5. Закоксовались поршневые кольца, снизилась их упругость или поломались кольца | 5. Двигатель частично разобрать,поршневые кольца сменить |
6. Изношено зеркало цилиндров | 6. Разобрать двигатель, расточить и отшлифовать цилиндры, сменить поршни |
Давление масла ниже 0,5 кГ/см2 на холостом ходу и ниже 1,8 кГ/см2 при скорости движения 40 км/ч и выше | |
1. Загрязнен фильтр грубой очистки масла | 1. На прогретом двигателе прочистить фильтрующий элемент, вращая его при помощи рычага; при необходимости промыть фильтр |
2. Неправильно работает датчик указателя давления масла | 2. Сменить датчик указателя давления масла |
3. Неправильно дают показания приборы | 3. Проверить давление масла контрольным манометром |
4. Засорен редукционный клапан масляного насоса или ослаблена пружина клапана | 4. Снять картер двигателя, снятьмасляный насос и промыть редукционный клапан. Отрегулировать редукционный клапан |
5. Загрязнен сетчатый фильтр масляного насоса | 5. Разобрать фильтр и промыть его в бензине |
6. Изношены подшипники (втулки)распределительного вала | 6. Разобрать двигатель, заменить изношенные детали |
Высокий расход (угар) масла при применении масла требуемой вязкости | |
1. Закоксовались или заполнились масляными отложениями прорези и поршневых маслосъемных кольцах и отверстия в поршнях под кольцами | 1. Разобрать частично двигатель, снять маслосъемные поршневые кольца, промыть их или заменить новыми. Прочистить маслосливные отверстии в поршнях |
2. Изношены поршневые кольца | 2. Сменить поршневые кольца |
3. Изношено зеркало цилиндров | 3. Расточить и отшлифовать цилиндры, сменить поршни и поршневые кольца |
4. Непараллельны оси большой и малой головок шатуна (поршни работают с перекосом) | 4. Сменить или поправить шатуны |
5. Происходит утечка масла через негерметичные прокладки масляного картера, крышки распределительных шестерен или крышки коробки толкателей | 5. Подтянуть винты и болты крепления масляного картера и крышек или заменить негерметичные прокладки |
6. Происходит утечка масла через уплотнительное устройство задней коренной шейки коленчатого вала, но разъемам масляного картера, крышки клапанов и крышки распределительных шестерен | 6. Устранить неисправность в системе вентиляции картера (отсоединился или закупорился шланг отсоса картерных газов в воздухоочиститель). В зимнее время утеплять подкапотное пространство двигателя во избежание образования ледяной пробки в патрубке отсоса картерных газов в воздухоочистителе |
7. Изношены стержни клапанов и направляющих втулок для них; потеряла упругость резиновых уплотнительных колец, установленных в тарелках пружин | 7. Снять головку блока цилиндровдвигателя, разобрать клапанный механизм и заменить изношенные или поврежденные детали |
Дымление двигателя после пуска, которое затем прекращается | |
Резиновые кольца, установленныев тарелках пружин выпускных клапанов, не обеспечивают необходимое уплотнение | Сменить резиновые кольца |
Искровой промежуток свечи систематически забрасывается маслом | |
1. Неисправна свеча | 1. Заменить свечу |
2. Резиновые кольца, расположенные в тарелках пружин клапанов, не обеспечивают необходимого уплотнения | 2. Сменить резиновые кольца
|
3. Высокий расход (угар) масла | 3. Устранить высокий расход масла, как указано выше |
Двигатель перегревается | |
1. Ослаблено натяжение ремняпривода вентилятора — водяного насоса | 1. Отрегулировать нормальное натяжение ремня. Вытянувшийся или оборванный ремень заменить |
2. Недостаточно количество жидкости в системе охлаждения | 2. Долить охлаждающую жидкостьи радиатор |
3. Слишком поздно происходит зажигание | 3. Установить более раннее зажигание |
4. Карбюратор приготовляет бедную горючую смесь | 4. Устранить причину обеднения горючей смеси |
5. Образовалось большое количество накипи в системе охлаждения двигателя | 5. Промыть систему охлаждения двигателя |
Двигатель продолжительное время не прогревается до рабочей температуры | |
Неисправен термостат системы охлаждения | Снять отводящий водяной патрубок, вынуть термостат и проверить исправность его работы. Неисправный термостат заменить |
Двигатель не развивает полной мощности | |
1. Образовался чрезмерный слой нагара на стенках камер сгорания, головках клапанов, днищах поршней вследствие использования горюче-смазочных материалов низкого сорта или в результате избыточного проникновения масла в камеру сгорания | 1. Снять головку блока цилиндров, удалить нагар с деталей. Одновременно притереть фаски головок клапанов к седлам. Установить причину и устранить избыточное проникновение масла в камеры сгорания (устранить причины большого угара масла) |
2. Уменьшились зазоры между наконечниками стержней клапанов и нажимными болтами коромысел | 2. Проверить и отрегулировать зазоры в приводе клапанов |
3. Понизилась компрессия в цилиндрах вследствие неплотной посадки клапанов в седлах | 3. Снять головку блока и притереть клапаны. Клапаны с обгоревшей рабочей фаской заменить новыми |
4. Ослабла упругость клапанных пружин или они поломались | 4. Снять с двигателя и осмотреть клапанные пружины; проверить их упругость; заменить слабые или сломанные пружины |
5. Не полностью открываются дроссельные заслонки карбюратора при нажатии на педаль подачи топлива до упора | 5. Отрегулировать и смазать привод управления дроссельными заслонками карбюратора |
6. Начальный момент зажигания не соответствует октановому числу, применяемого для двигателя бензина | 6. Установить начальный момент зажигания в соответствии с октановым числом применяемого бензина |
7. Нарушилась работа распределителя и свечей зажигания
| 7. Проверить и отрегулировать зазоры между контактами прерыватели и между электродами свечей. Загрязненные свечи очистить, а поврежденные заменить. Проверить на специальных стендах исправность работы центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, исправностьсвечей, бесперебойность искрообразования |
8. Понизилась компрессия в цилиндрах двигателя вследствие поломки или снижения упругости поршневых колец | 8. Частично разобрать двигатель и замесить неисправные поршневые кольца |
9. Нарушился нормальный составгорючей смеси | 9. Промыть жиклеры и топливные каналы карбюратора, проверить и установить правильный уровень бензина в поплавковой камере. При необходимости заменить неисправный карбюратор |
Повышенный расход бензина | |
1. Понизилась компрессия в цилиндрах двигателя из-за износа или пригорания поршневых колец, неплотного прилегании прокладки головки блока или неплотной посадки клапана
| 1. Частично разобрать двигатель,проверить состояние, а при необходимости заменить поршневые кольца, притереть клапаны к седлам, отрегулировать зазоры в приводе клапанов, подтянуть болты крепления головки блока цилиндров или заменить поврежденную прокладку |
2. Нарушилась герметичность соединений бензопроводов между баком и карбюратором | 2. Подтянуть ослабленные соединения. При необходимости заменить прокладки. Устранить течь бензина |
3. Карбюратор приготовляет обогащенную горючую смесь вследствие частичного прикрытии воздушной заслонки | 3. Отрегулировать привод управления воздушной заслонкой карбюратора |
4. Происходит позднее зажигание | 4. Установить нормальный угол опережения зажигания |
5. Повысился уровень топлива в поплавковой камере | 5. Установить нормальный уровень |
6. Засмолились воздушные жиклеры | 6. Вывернуть воздушные жиклеры,как указано выше. Очистить жиклеры от засмолений и продуть |
Детонационные стуки в двигателе | |
1. Применен низкооктановый бензин (октановое число ниже 76) | 1. Установить соответствующее запаздывание зажигания или применять бензин соответствующего качества |
2. Слишком раннее зажигание | 2. Установить соответствующее запаздывание зажигания |
3. Образовался значительный слой нагара на поверхности камер сгорания, на днищах поршней и на головках клапанов | 3. Снять головку блока цилиндров, вынуть клапаны, удалять нагар и притереть клапаны к их седлам |
Самовоспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя после выключения зажигания | |
1. Применен для двигателя низкооктановый бензин | 1. Если невозможно обеспечить питание двигателя соответствующим бензином, несколько обогатить состав смеси холостого хода и установить насколько возможно раннее зажигание. Перед остановкой двигателя выключением зажигания дать поработать ему с минимальным числом оборотов на холостом ходу в течение 30 сек |
2. Нарушена регулировка зазоров между наконечниками клапанов и регулировочными болтами коромысел | 2. Проверить и при необходимостиотрегулировать зазоры в приводе клапанов |
Воздухоочиститель самопроизвольно переполняется маслом | |
1. Негерметично соединен маслопровод с передней или задней осью коромысел | 1. Заменить резиновые уплотнительные кольца маслопровода |
2. Увеличился зазор между маслоотражателем и крышкой клапанов у отверстия для вентиляции картера (более 5 мм) | 2. Подогнуть маслоотражатель, установив зазор не более 5 мм |
ustroistvo-avtomobilya.ru