Содержание
Можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор?
Содержание статьи:
- Заряжать или не заряжать?
- Устройство аккумулятора
- Чем опасен глубокий разряд
- Виды необслуживаемых АКБ
- Как правильно заряжать необслуживаемый АКБ
Привет всем владельцам автомобилей! У многих начинающих автомобилистов, возникает вопрос – можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор? Вроде бы, само их название подразумевает, что этого делать не нужно – просто поставил под капот и забыл. Но так ли это? Давайте разбираться.
Содержание
- Заряжать или не заряжать?
- Устройство аккумулятора
- Чем опасен глубокий разряд
- Виды необслуживаемых АКБ
- Как правильно заряжать необслуживаемый АКБ
Заряжать или не заряжать?
Давайте сразу же проясним главный вопрос – заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля не только можно, но и нужно. Тем более, в процессе эксплуатации любого автомобиля, подзарядка происходит постоянно. А зачем тогда, в автомобиле генератор? Если бы этого не было, средней батареи хватило бы на день езды.
А если взять, например кальциевый аккумулятор – то по рекомендациям производителя, его нужно заряжать внешним устройством раз в 3-4 месяца. А если этого не делать – он выйдет из строя.
Еще один факт, который нужно знать – генератор не обеспечивает полной зарядки АКБ. Обычно это 85-90% от его полной емкости. Т.е. можно сказать, что он работает в режиме хоть и легкого, но постоянного недозаряда. А это чревато медленной сульфатацией пластин и потерей емкости. Поэтому заряжать необслуживаемые аккумуляторы нужно.
Итак, давайте немного углубимся в теорию и проясним, какие бывают необслуживаемые батареи, и что происходит с АКБ если его не заряжать.
Устройство аккумулятора
Сам по себе, аккумулятор устроен довольно просто. Основные элементы – это плюсовые и минусовые контактные пластины, залитые электролитом. Все это дело упаковано в отдельные емкости, называемые банками.
Всего в аккумуляторе 6 одинаковых банок, т.е. каждая представляет собой небольшой аккумулятор, который вырабатывает 2-2,1 В. Т.к. они соединены последовательно, на выходе получается 12В.
Возможность накопления электрической энергии, обеспечивает электролит, который состоит из серной кислоты и дистиллированной воды. Если говорить просто, то:
- при разрядке аккумулятора из серной кислоты выпадают кристаллы, которые оседают на контактных пластинах, а плотность электролита падает. Эти кристаллы еще называют сульфатами – отсюда и название сульфатация пластин;
- при зарядке, эти кристаллы разрушаются, а концентрация серной кислоты увеличивается.
Кроме того, в процессе работы, из электролита испаряется дистиллированная вода. Здесь кроется основное различие между обслуживаемыми и необслуживаемыми АКБ. Первые требуют периодической доливки дистиллята, иначе есть риск работы банок на сухую.
В необслуживаемых батареях, система газоотвода реализована таким образом, что все пары собираются в конденсат, и возвращаются назад в банки. Возможно, вы слышали такое понятие как лабиринтная крышка – она как раз и служит для этих целей.
Чем опасен глубокий разряд
Итак, мы с вами выяснили, можно ли подзаряжать необслуживаемый аккумулятор. А также немного коснулись процессов, происходящих внутри банок. Теперь давайте ответим на вопрос, что же произойдет, если АКБ не заряжать.
Как уже писалось выше – при разрядке аккумулятора, плотность электролита падает. С одной стороны, ничего страшного в этом нет, при последующем заряде, сульфаты начнут разрушаться и плотность выровняется.
Но это действительно, только до определенного момента. Если допустить именно полный разряд, т.е. посадить аккумулятор полностью, то:
- образуются сульфаты больших размеров;
- повышается температура замерзания батареи.
О чем это говорит? А о том, что кристаллы запаковывают полезную площадь контактных пластин, а т.к. они крупные, серная кислота их уже разъесть не может. Из-за этого безвозвратно теряется емкость. И 3-4 полных разряда приводит к ее потере на 70-80% от первоначальной.
Восстановить аккумулятор необслуживаемого типа довольно проблематично. По крайней мере, это сделать сложнее, чем в случае с малосурьмянистой батареей.
Еще один момент, это температура замерзания. У нормального АКБ с плотностью электролита 1,26-1,27 г/см3 он составляет -55 оС. Когда аккумулятор разряжается, плотность в банках падает. Итак, смотрим, что происходит с ее понижением:
- при плотности 1,21 г/см3, что соответствует уровню заряда батареи 65%, электролит замерзнет при температуре -30 оС;
- при 1,18 г/см3, это будет уже -20 оС, а уровень заряда равен 45%;
- если же разрядить АКБ до 15%, то плотность составит 1,14 г/см3, а электролит замерзнет уже при -10 оС.
Вот такая вот нехитрая зависимость. А зимой наблюдается еще один неприятный момент. Из-за низкой температуры емкость АКБ падает сама по себе, а нагрузки на него наоборот возрастают. Падение емкости, может быть вплоть до 40%. Кстати, если верить статистике, то около 80% отказов автомобильных аккумуляторов приходится именно на зимнее время года.
Помимо снижения емкости и угрозы замерзания, полная разрядка АКБ грозит и другими бедами. Например, может возникнуть вопрос, как открыть машину если сел аккумулятор. Если, например, потерялся ключ или задубела личинка замка, сделать это будет не так просто.
Виды необслуживаемых АКБ
АКБ, не требующие постоянного обслуживания, делятся на несколько видов, в зависимости от технологии, по которой они произведены. Естественно, каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Но, всех их объединяет отсутствие сурьмы в пластинах.
Необслуживаемые аккумуляторы бывают:
- кальциевые;
- AGM;
- GEL.
Отдельно стоит отметить гибридные батареи. Обозначаются Ca+ или Ca\Sb. Минусовые пластины в них изготавливаются из свинцово-кальциевого сплава, а плюсовые из свинца с низким содержанием сурьмы. Т.е. они являются в некотором смысле переходным вариантом, между обычными АКБ и полностью необслуживаемыми.
Большой их плюс, в том, что эта технология объединяет в себе преимущества обоих классов, а стоимость гибридных АКБ вполне приемлема. Что касается обслуживания, его делать нужно, но гораздо реже, чем в аккумуляторах, сделанных без использования кальция.
Основное преимущество AGM и GEL аккумуляторов, в том, что они не боятся глубоких разрядов. Они способны выдержать более 400 циклов зарядки разрядки. Единственный их минус это высокая стоимость.
Как правильно заряжать необслуживаемый АКБ
Лучше всего для зарядки таких аккумуляторов использовать автоматические зарядные устройства. В чем их плюс перед обычными? Дело в том, что обычное зарядное выставляется в нужный режим и работает так до отключения.
Автоматическое же, самостоятельно регулирует напряжение, подаваемое на клеммы аккумулятора. Т.е. при полном заряде, оно просто перейдет в режим сохранения АКБ и все. А вот обычное, будет подавать изначально заданное напряжение, из-за чего аккумулятор может закипеть. Если аккумулятор заряжается дома – ничем хорошим это не кончится.
Заряжаем аккумулятор:
- подключаем зарядное к батарее. При этом проверяем правильность подключения клемм. Т.е. плюс к плюсу, а минус к минусу, иначе аккумулятор не просто не сможет зарядиться – если на устройстве нет соответствующей защиты, произойдет короткое замыкание;
- напряжение ставится на 14,5В;
- максимально допустима сила тока составляет 1\10 часть от емкости батареи, а минимальная 1\20. Например, для АКБ с емкостью 70 Ач, максимальное значение будет 7 А.
И все. По мере зарядки, сила тока будет уменьшаться в автоматическом режиме. Совсем не сложный процесс. Собственно говоря, весь уход за необслуживаемыми батареями и сводится к их периодической зарядке.
Как уже и писалось выше – необслуживаемую батарею заряжать не просто можно, но и нужно. Иначе она просто сядет. А это повлечет за собой довольно неприятные процессы. Поэтому, стоит выделять немного времени, и изредка проверять уровень заряда у аккумулятора. Хуже от этого точно не станет.
Можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор? Как правильно это делать
Avtopub0
Особенность необслуживаемых аккумуляторных батарей заключается в немного другой конструкции. В таких аккумуляторах вы не сможете определить плотность электролита или добавить дистиллированную воду. Именно поэтому АКБ этой группы имеют такое название. Они не нуждаются в обслуживании, но как тогда их заряжать? Можно ли заряжать необслуживаемые автомобильные аккумуляторы? Вопрос актуален, так как сегодня большинство АКБ относятся именно к этой категории.
Зарядка необслуживаемого аккумулятора – это неизбежная процедура. АКБ в автомобиле необходим для запуска двигателя, её заряд пополняется генератором во время работы силового агрегата. Необслуживаемый автомобильный аккумулятор не придётся подзаряжать лишь в тех случаях, если все системы в авто работают исправно, нет утечек тока и машина активно используется.
Почему вообще возник вопрос о том, можно ли заряжать?
Мы выделим несколько основных отличий необслуживаемых АКБ, которые привели к появлению этого вопроса:
- Невозможно проверить плотность. Все привыкли работать с обслуживаемыми АКБ, в которых нужно лишь выкрутить пробки и воспользоваться ареометром.
- Невозможно контролировать кипение электролита. Обычно, когда начинает кипеть электролит в аккумуляторе, это считается признаком завершения процесса подзарядки. В необслуживаемом изделии невозможно заглянуть внутрь.
- Герметичный корпус. Это ещё одна причина для страха – во время кипения электролита пары могут разорвать аккумулятор в результате повышенного давления.
Наверное, вы также думали над этими вопросами. Поэтому мы научим вас, как правильно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор.
Зарядка необслуживаемой АКБ
В этом случае уже не получится заряжать до появления пузырьков в электролите. Необходимо понимать основные способы пополнения заряда:
- Зарядка постоянным напряжением. Этот метод подразумевает выбор стабильного напряжения. В зависимости от выбранной величины в начале процесса ток может достигать существенной силы и постепенно падать до нулевого значения. Как правило, напряжение источника составляет 14,6-15 В. Этот способ позволяет зарядить аккумулятор примерно на 90-95% от номинальной емкости. Его недостатком является существенный нагрев АКБ в начале заряда.
- Зарядка постоянным током. АКБ подключается к источнику постоянного тока. Если заряд длится 10 часов, необходимо использовать силу тока, равную 1/10 номинальной емкости аккумулятора (для АКБ на 60 А·ч – 6А). Если идет 20-часовой заряд, сила тока должна составить уже 1/20 емкости. Это позволяет полностью пополнить заряд батареи. Недостаток этого метода – обильное выделение газа и нагрев.
Принцип работы практически всех современных зарядных устройств базируется на использовании постоянного напряжения с автоматической коррекцией силы тока в процессе зарядки.
Сколько времени заряжать необслуживаемый аккумулятор
Сейчас будет идти речь об использовании старых зарядных устройств с возможностью ручной регулировки. Если у вас современная зарядка-автомат, эту часть статьи можете смело пропускать.
Для ответа на вопрос о длительности процедуры, необходимо установить уровень разряда АКБ. Известно, что напряжение полностью заряженной батареи составляет 12,7 Вольта. Если же аккумулятор разряжен, показатель равен 11,7 В (бывают случаи и похуже, но возьмем средний показатель). То есть, разница составляет около 1 Вольта.
Больше информации о том, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром в нашей статье — http://avtopub. com/kak-proverit-akkumulyator-multimetrom/
Если напряжение на клеммах вашей необслуживаемой АКБ составляет 12,2 Вольта, путем нехитрых вычислений приходим к выводу, что аккумулятор разряжен наполовину (падение напряжения на 0,1В = потеря 10% емкости).
Емкость АКБ обычно составляет от 55 до 75 А·ч. Если в вашем авто установлена АКБ на 60 А·ч и её напряжение равно 12,2 В, это признак потери емкости примерно на 30 А·ч. Для пополнения заряда необходимо подать соответствующий ток. Не стоит подавать сразу 30А, так как аккумулятор придётся выбросить. Специалисты советуют заряжать АКБ силой тока 10% от емкости. Если 60 А·ч, то требуемая сила тока – 6А. Поскольку нам надо пополнить 30 А·ч, разделяем эту цифру на силу тока (6А) и получаем 5 часов. Именно столько должна длиться зарядка.
Современные зарядные устройства
Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля зарядным устройством – самый удобный и правильный вариант. Вам не нужно следить за силой тока, производить расчеты или менять напряжение. Современные зарядные устройства весьма умные, поэтому работают в автоматическом режиме. На протяжении первого времени они заряжают АКБ с большой силой тока, постепенно уменьшая её.
В конце процесса сила тока падает до минимального значения, поэтому необслуживаемый аккумулятор точно не закипит. Наиболее современные устройства вообще периодически отключаются, поддерживая АКБ в работоспособном состоянии и не перезаряжая её.
Чем грозит перезаряд батареи
Опять же, эта часть статьи актуальна только для тех водителей, которые пользуются старыми зарядными устройствами с необходимостью ручного выбора напряжения и силы тока. Если подзаряжать батарею слишком высоким током, начнётся процесс кипения электролита. Будет ли взрыв? Современные аккумуляторы оснащаются специальным защитным клапаном для сброса чрезмерно высокого давления. Он срабатывает в тех случаях, когда идёт слишком большой перезаряд.
Зарядка АКБ в домашних условиях
Производители всех аккумуляторов не рекомендуют пополнять заряд батареи дома. В случае с обслуживаемыми изделиями это понятно, поскольку они выделяют вредный газ, который также может привести к взрыву (при некоторых обстоятельствах).
Также читайте нашу статью о том, как не ошибиться при покупке новой АКБ. Необходимо просто уметь определять дату изготовления аккумулятора — http://avtopub.com/kak-uznat-datu-vypuska-akkumulyatora-markirovka-proizvoditelej/
А в случае с необслуживаемым аккумулятором всё выглядит немного проще, поскольку электролит находится в герметичном корпусе. Конечно, при условии, что вы не будете перезаряжать АКБ. Но мы, всё же, не советуем пренебрегать советами разработчиков.
Предыдущая запись
Следующая запись
Аккумулятор
101: плюсы и минусы аккумулятора с гелевым матом
Если вы когда-либо покупали батарею, вы знаете, что 1) их очень много и 2) все они имеют свои преимущества и недостатки . Аккумуляторы с гелевым матом ничем не отличаются. Понимание плюсов и минусов гелевой батареи — лучший первый шаг в определении , подходит ли вам этот тип батареи.
Что такое гелевая батарея?
Прежде чем вы сможете определить за и против гелевой батареи и как они повлияют на вас, важно понять, что именно представляет собой гелевая батарея. Гелевая батарея очень похожа на традиционную свинцово-кислотную батарею с добавлением кремнезема в электролит для создания гелеобразного вещества .
Это загущение электролита означает, что гелевые батареи можно устанавливать в различных положениях и они не выделяют столько дыма.
Pro Tip: Это позволяет использовать гелевые батареи в условиях ограниченной вентиляции.
Как это работает?
Гелевая батарея (часто называемая гелевой батареей) представляет собой свинцово-кислотный аккумулятор то есть регулируемый клапан . Когда электролит смешивается с серной кислотой и кремнеземом, он становится относительно неподвижным гелеобразным веществом.
Эта гелевая смесь позволяет аккумулятору использовать кислоту и электролит так же, как и в традиционном свинцово-кислотном аккумуляторе, только без дополнительного обслуживания.
Профи
– Не требует обслуживания: Поскольку аккумуляторы состоят из геля, а не из жидкости, для поддержания их нормальной работы практически не требуется техническое обслуживание.
– Утечек нет: Несмотря на то, что жидкостные аккумуляторы запечатаны в пластиковый корпус, все еще существует вероятность протечки. Гелевые аккумуляторы тоже герметичны, но с клапаном, сбрасывающим избыточное давление. Это означает, что между гелеобразным веществом и снятием давления смеси деваться некуда.
— установка в любом месте: Гелевые аккумуляторы можно использовать практически в любом положении, поскольку они не протекают и, как правило, не требуют обслуживания. Это значительно увеличивает количество приложений, для которых можно использовать гелевые батареи.
– Минимальный риск: При повреждении традиционной свинцово-кислотной батареи вам предстоит масштабная и опасная очистка (не говоря уже о воздействии на все, с чем аккумуляторная кислота может соприкасаться во время процесса). . Гелевые батареи не вытекают, если корпус поврежден, поэтому снижается риск повреждения оборудования и опасности очистки.
– Устойчивость к вибрации: Одна из самых больших претензий к батареям с жидкостным электролитом заключается в том, что они очень чувствительны к сильной вибрации и другим воздействиям. Гелевые аккумуляторы поглощают удары и вибрации, что делает их отличными аккумуляторами для таких предметов, как четырехколесные транспортные средства.
– Без дыма: Поскольку эти батареи состоят из гелевого вещества, в результате использования образуется минимальное количество дыма. Это означает, что потребность в вентиляции снижается, что расширяет возможности применения гелевых аккумуляторов, а также облегчает их зарядку в любом месте.
– Устойчивость к разрядке Смерть: При использовании жидкостного аккумулятора важно не допускать слишком сильного разряда аккумулятора. В противном случае он никогда не перезарядится. Гелевые аккумуляторы не такие. их батареи глубокого цикла , что означает, что они могут больше разряжаться и при этом заряжаться как новые.
Минусы
– Цена: Несмотря на то, что преимущества гелевых аккумуляторов весьма значительны, не менее высока и цена. Многие люди, желающие перейти с жидкостных аккумуляторов на гелевые, считают это самым большим недостатком.
– Запрос на подзарядку: При зарядке гелевого аккумулятора вам следует планировать дополнительное время. Медленные циклы зарядки довольно распространены с этими батареями, но вы не можете уйти и оставить их. Поскольку это гель, а не жидкость, вам нужно будет снять его с зарядного устройства, как только оно будет готово. Если оставить его включенным, это может привести к образованию пустот в электролите, что является необратимым повреждением.
– Контроль нагрева: Это действительно недостаток большинства аккумуляторов, и гелевые аккумуляторы не являются исключением. Нагрев — один из самых быстрых способов сократить срок службы батареи. Контролируя воздействие тепла на аккумуляторы, вы можете продлить срок службы и поддерживать аккумулятор в рабочем состоянии, как новый.
AGM против залитых аккумуляторов — что вам нужно знать
Сегодня большинство компаний эксплуатируют свои транспортные средства, рабочее оборудование или системы возобновляемой энергии, используя перезаряжаемые батареи. Чаще всего используются свинцово-кислотные аккумуляторы. Эта зрелая технология известна своей надежностью, долговечностью и экономичностью. Однако в категории свинцово-кислотных аккумуляторов есть много разных типов, о которых следует знать. В этой статье мы поговорим о различиях между батареями Absorbed Glass Mat (AGM) и Flooded.
Аккумуляторы с абсорбированным стекловолокном (AGM) и аккумуляторы с жидким электролитом или «затопленные» аккумуляторы считаются свинцовыми аккумуляторами и содержат раствор электролита, который вызывает химическую реакцию и производит электроны. Эти батареи перезаряжаются при контакте с обратным током. Но, учитывая то, как они спроектированы, у каждого из них есть свои плюсы и минусы, и эти варианты следует учитывать перед использованием.
Что такое аккумулятор AGM
Аккумуляторы с абсорбированным стекловолокном или аккумуляторы AGM стали популярными в 1980-е годы. Они использовались для питания мотоциклов, военных, самолетов и подводных лодок, но теперь вы можете найти их в повседневных автомобилях и грузовиках.
Аккумуляторы AGM представляют собой необслуживаемую альтернативу традиционным залитым свинцово-кислотным аккумуляторам. Они предназначены для обеспечения мощных импульсов пускового тока и обеспечения работы электроники в течение более длительного периода времени.
Как работают аккумуляторы AGM
Аккумулятор AGM (абсорбированный стекломат) содержит специальный сепаратор из стекломата, который пропускает раствор электролита между пластинами аккумулятора. Конструкция этого материала позволяет пропитать стекловолокно электролитом и хранить электролит в «сухом» или взвешенном состоянии, а не в свободной жидкой форме.
При работе батареи электролит переносится со стекломата на пластины батареи по мере необходимости. В коврике содержится достаточно электролита, чтобы аккумулятор мог работать на полную мощность, а в случае повреждения корпуса аккумулятора или опрокидывания аккумулятора на бок электролит не прольется.
Плюсы и минусы аккумуляторов AGM
Плюсы
Эти аккумуляторы называются необслуживаемыми и не требуют полива. Поскольку отсутствует свободная жидкость и выделяется минимальное количество газа, батареи AGM могут работать лучше, чем залитые батареи, в приложениях, где обслуживание затруднено.
Минусы
Пользователи должны соблюдать осторожность при зарядке этого аккумулятора, так как чрезмерная или недостаточная зарядка может повлиять на срок службы и производительность. Аккумуляторы AGM работают наиболее надежно, когда их использование ограничивается разрядом не более 50% емкости аккумулятора.
Аккумуляторы AGM часто можно найти в автономных энергосистемах, включая экологически безопасные системы возобновляемой энергии, такие как энергия ветра и солнца. Также они отлично подходят для обслуживания электромобилей и систем бесперебойного питания, а также робототехники и некоторых квадроциклов и мотоциклов.
Что такое залитая батарея
Возможно, самый «традиционный» тип батареи, залитые или залитые батареи широко используются в автомобилях, стационарных (больших) источниках бесперебойного питания и, конечно же, автономных энергосистемах. Эти батареи содержат комбинацию жидкого электролита. Жидкость в этих батареях должна тщательно измеряться и поддерживаться в рабочем состоянии, чтобы батарея работала должным образом.
Как работают залитые аккумуляторы
Залитые аккумуляторы используют среду, содержащую жидкий электролит, для запуска химической реакции. Когда батарея подключена, кислота батареи связывается со свинцовыми пластинами. Это вызывает реакцию, которая посылает электрический ток через подключенную цепь.
Плюсы и минусы залитых аккумуляторов
Плюсы
Гидравлические аккумуляторы обычно являются лучшим выбором для приложений резервного питания, коммунальных услуг и хранения энергии в сети. Кроме того, они более экономичны по сравнению с аккумуляторами AGM.
Минусы
Большинство минусов залитых аккумуляторов связано с тем, что они содержат свободную жидкость, которая требует периодического осмотра и обслуживания.