Содержание
Что будет, если смешать тосол и антифриз — Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
Формально, «тосол» — просто название одной из разновидностей антифриза для систем охлаждения мотора. Если это действительно так, то получается, что в двигатель иномарки можно спокойно заливать «советский» тосол?
Максим Строкер
С тосолом, вроде как, все понятно. Это древняя жидкость для систем охлаждения двигателей, созданная еще в СССР. Синего цвета — для условий эксплуатации до −40ºС, красный тосол — для 65-градусных морозов. Состоит из этиленгликоля с пакетом присадок и дистиллированной воды.
Антифризов, применяемых для двигателей иномарок и современных отечественных машин, сейчас имеется аж три разновидности — стандартов G11, G12 и G13. Автовладельцы долгое время различали их по цвету жидкости, но в последне время производители автохимии стали окрашивать свою продукцию в самые разные цвета и потому теперь однозначно утверждать, что, к примеру, «G11 всегда имеет синий цвет, а G12 — обязательно красный» — дело достаточно опрометчивое.
Как бы то ни было, но антифризы G11 и G12 в своей основе, как и тосол, имеют этиленгликоль, разбавленный дистиллированной водой и собственные пакеты присадок.
Самый современный и «долго живущий» антифриз — стандарта G13. Его делают уже с применением пропиленгликоля, разбавленного, опять таки, водой и сдобренного своим собственным пакетом присадок. Тут нужно заметить, что присадки во всех антифризах и тосоле применяются разные по химическому составу, но сходные по выполняемым задачам.
Среди них выделяют защитные, образующие пленку на внутренних поверхностях системы охлаждения, а также противопенные, протвокавитационные, аникоррозийные и т. п. Бывают еще так называемые «гибридные» присадки, которые могут решать сразу две и белее задач. Считается, что они более характерны для антифризов G13.
Основа всех охлаждающих жидкостей — так называемые одноатомные спирты: этиленгликоль у тосола, G11 с G12 и пропиленгликоль — у G13. То есть, теоретически, жидкости на базе этиленгликоля должны смешиваться без проблем. Да и этиленгликоль с веществом-«родственником», пропиленгликолем, может спокойно ужиться.
Так то оно так, но основная загвоздка тут — в химическом составе присадок, которые присутствуют в ОЖ. Между веществами, входящими в разные их пакеты, возможны нежелательные химические реакции. Это приводит, прежде всего, к исчезновению изначальных свойств той или иной присадки, оставляя поверхности системы охлаждения без защиты.
Кроме того, продуктом таких химических взаимодействий могут стать нераствроимые соединения, частицы которых вполне в состоянии засорить мелкие отверстия и патрубки — например, вывести из строя радиатор охлаждения. Выводы из всего вышесказанного следующие.
Смешивать тосол с G11, теоретически, можно — все таки обе жидкости существовали в одно время, а «советская» разрабатывалась именно как альтернатива G11. Подливать тосол к G12 уже не желательно. Присадки тут совершенно другие и «химический конфликт» более вероятен. Ну а с G13 тосол точно соединять не стоит — если, конечно, вам не безразлична судьба системы охлаждения авто. Кстати, менять антифриз, как пишут эксперты ресурса «ТриБолта», надо менять каждые 20 000 км пробега.
- Автомобили
- Тест-драйв
Компактный баварский «паркетник» для продвинутого водителя
22789
- Автомобили
- Тест-драйв
Компактный баварский «паркетник» для продвинутого водителя
22789
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.Дзен
двигатель, автосервис, ремонт, моторное масло, антифриз
Смешивать Антифриз с Тосолом — Можно Ли, с Какими Классами Разрешается, Классификация и Соответствие Охлаждающих Жидкостей, Таблица Совместимости Присадок
Содержание
- 1 Что такое тосол
- 2 Чем отличается антифриз
- 3 Классификация присадок
- 4 Можно ли смешивать тосол с антифризом
- 5 Можно ли смешивать охлаждающие жидкости с водой
Нередко во время движения возникают критические ситуации, и иногда приходится смешивать различные охлаждающие жидкости. Поскольку современный рынок автохимии пестрит различными хладагентами, не всегда их смешивание приводит к хорошему результату. Иногда появляется пена, выпадает осадок и забиваются соты радиаторов, а также рубашка охлаждения двигателя.
Смешивать антифризы по цветам ни в коем случае нельзя, поскольку цвет дает краситель, добавленный в охлаждающую жидкость. Производитель вправе самостоятельно изменить оттенок хладагента. Да, все придерживаются определенной цветовой гаммы, и чаще всего она соответствует классификациям. Но на рынке с каждым годом появляются новые продукты. В последнее время для того, чтобы выделиться, различные жидкости стали окрашивать в яркие неординарные цвета.
Что такое тосол
Тосол — это российское название антифриза. Это просто товарный знак. Очень глупо думать, что тосол и антифризы — разные жидкости. В общем и целом это хладагенты, выполняющие функцию охлаждения силовой установки. Тосол соответствует антифризам класса G11.
Тосол всегда синего цвета
Тосол — обычный гибридный антифриз, предназначенный для старых автомобилей. Его главная задача — обеспечивать отвод тепла и не замерзать при низких температурах. В составе есть силикаты или фосфаты, а также кислоты карбоксильной группы. Он отлично обеспечивает защиту системы охлаждения от коррозии, имеет хорошую теплопроводность, а его температура кипения равна 105 градусам Цельсия.
ГОСТ тосолы:
Наименование показателя | Норма для жидкости | Метод испытания | ||
ОЖ-К | ОЖ-65 | ОЖ-40 | ||
1. Внешний вид | Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесей | По п. 4.1 | ||
2. Плотность, г/см3 | 1,100-1,150 | 1,085-1,100 | 1,065-1,085 | По п. 4.2 |
3. Температура начала кристаллизации, °С, не выше | Минус 35 при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1 | Минус 65 | Минус 40 | По п. 4.3 |
4. Фракционные данные: | ||||
температура начала перегонки, °С, не ниже | 100 | 100 | 100 | По п.![]() |
массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150 °С, %, не более | 5 | 40 | 50 | По п. 4.4 |
5. Коррозионное воздействие на метилы, г/м2•сут, не более: медь, латунь, сталь, чугун, алюминий | 0,1 при разбавлении солевым раствором в объемном соотношении 1:1 | 0,1 | 0,1 | По п. 4.5 |
припой | 0,2 при разбавлении солевым раствором в объемном соотношении 1:1 | 0,2 | 0,2 | |
6. Вспениваемость: | ||||
объем пены, см3, не более | 30 | 30 | 30 | По п. 4.6 |
устойчивость пены, с, не более | 5 при разбавлении раствором хлористого цинка в объемном соотношении 1:1 | 3 | 3 | |
7. Набухание резин, %, не более | 5 при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1 | 5 | 5 | По ГОСТ 9.![]() |
8. Водородный показатель (рН) | 7,5-11,0 при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1 | 7,5-11,0 | 7,5-11,0 | По ГОСТ 22567.5 и п. 4.8 настоящего стандарта |
9. Щелочность, см3, не менее | 10 | 10 | 10 | По п. 4.9 |
10. Устойчивость в жесткой воде | Расслоение и выпадение осадка не допускаются | Не определяется | По п. 4.10 |
Чем отличается антифриз
Антифриз G11 ничем не отличается от всем известного ТОСОЛА. А вот более совершенные виды охлаждающей жидкости с классификациями G12 и G13 имеют абсолютно другой состав, благодаря которому они отличаются от тосола. Например, срок службы современных хладагентов составляет более 5 лет, они лучше защищают элементы системы охлаждения, а также обладают смазывающими свойствами, что увеличивает ресурс помпы. К плюсам можно отнести более широкий температурный диапазон.
Антифризы различных классов
Обычный ТОСОЛ противопоказан современным автомобилям. Его использование в новых машинах может привести к плачевным последствиям. Агрессивная жидкость с легкостью может разъесть радиаторы охлаждения, рубашку охлаждения. Тосол не обеспечивает должную смазку подшипника помпы.
Классификация присадок
Всем известная классификация антифризов была придумана компанией Volkswagen для облегчения разделения жидкостей по составам. По сей день широко распространена, используется при сертификации охлаждающих жидкостей.
Таблица классификаций антифризов:
Класс антифриза | Описание |
G11 | Гибридный антифриз (G11) — зеленая, бирюзовая, синяя или желтая жидкость, содержащая силикаты или фосфаты в качестве ингибиторов. Срок службы — 3 года. Тип: неорганический. Производят «гибриды» с 90-х годов. Подклассы G1+ и G11++ отличаются процентным соотношением карбоновых кислот.![]() G11 антифризы (Тосол) рассчитаны на старые автомобили с большим объёмом охлаждающей системы. Они создают по всей охлаждающей системе защитную пленку, которая защищает детали от коррозии, но у этой защиты есть недостаток — эта защитная пленка понижает теплопроводность. Поэтому в современном автомобиле с тонкими каналами охлаждающей системы G11 не подходит, т.к. ухудшается охлаждение двигателя. К тому же температура закипания антифриза G11 составляет 105 градусов. Максимальный срок службы таких ОЖ 2-3 года или до 50-80 тыс. км. пробега |
G12 | Карбоксилатный антифриз (G12) — органическая жидкость красного цвета (разных оттенков). Служит уже 5 лет и намного лучше защищает металл от ржавчины и кавитации, чем хладагенты класса G11. Красные антифризы адсорбируются только в очагах коррозии, формируя слой толщиной 0,1 микрон. То есть внутренняя поверхность системы охлаждения не покрывается полностью, а только там, где есть необходимость. Это положительно сказывается на теплообмене: эффективность охлаждения двигателя не снижается.![]() |
G13 и G12+ | Лобридный антифриз G13 (ранее G12+) — органическая основа дополнена минеральными ингибиторами. Такой антифриз образует сверхтонкую защитную пленку на металле, которая реагирует только с очагом коррозии. В состав лобридных жидкостей входят органические кислоты и силикаты. Срок службы такого антифриза неограничен при условии заливки в новый автомобиль. Цвет — красный (первые составы), оранжевый и желтый (новые составы), фиолетовый (составы после 2012 года). Составы разработаны в 2008 году, активно применяются производителем «Пежо» и «Ситроен». G13 2008 года — оранжевая или желтая охлаждающая жидкость, созданная, в отличие от предшественников, на основе стал пропиленгликоля. Из-за этого свойства антифриза намного лучше, чем у других классов, но и цена самая высокая. Так что определить G13 можно даже не по цвету, а по ценнику в автомагазине. |
Довольно легко провести аналогию соответствия цвета жидкости и ее состава. Антифризы класса G11 обычно синие и зеленые. G12, как правило, красного цвета. А хладагенты G13 получили фиолетовый, красный и желтый цвета.
Красный антифриз G12
Технические характеристики антифризов:
Наименование показателя | Нормы для антифриз g11 | Нормы для антифриз g12 |
1. Внешний вид | Однородная прозрачная окрашенная жидкость без механических примесей зелёного цвета. | Однородная прозрачная окрашенная жидкость без механических примесей красного цвета. |
2. Плотность при температуре 20°С в пределах | 1,065 – 1,085 г/cм3 | 1,065 – 1,085 г/cм3 |
3.Температура начала кристаллизации не выше | Минус 37 °С | Минус 37 °С |
4. Температура кипения при давлении 101,3кПа (760 мм.рт.ст.) не ниже | 108 °С | 108 °С |
5. Массовая доля воды не более | 50 % | 50 % |
6. Запас щелочности не менее | 10 см3 | 3 см3 |
7.![]() объем пены через 5 мин не более время исчезновения пены не более | 30 cм3 3 мин | 30 cм3 3 мин |
8. Водородный показатель (рН) при температуре 20 °С, в пределах | 6,5-11,0 | 6,5-11,0 |
9. Коррозионное воздействие на металлы, г/м3 в сутки не более: медь М1 (ГОСТ 859-78) латунь Л68 (ТУ 48 — 2 1- 5005 — 80) припой ПОС-35 (ТУ 48 — 13 — 10 — 84) алюминий АК-6М2 (ОСТ 48-178-80) чугун GН-190 (по нормам ФИАТ ВАЗ 52205) или Сч-25 (ГОСТ 1412- 85) сталь СТ-20 (ГОСТ 1050) | 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 | 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 |
10. Воздействие на резину при температуре 100 °С в течение 72 часов. Изменение объема не более: стандартные образцы резины 57-5006 (ТУ 38 — 105 — 250 — 77) класс ТРП-100-60 стандартные образцы резины 57-7011 (ТУ 38 — 105 — 262 — 78) класс ТРП-100-60 | 5% 5% | 5% 5% |
11.![]() | Не определяется | не определяется |
12. Фракционные данные: температура начала перегонки не ниже массовая доля жидкости, перегоняемой до температуры 150 °С не более | 100 °С 55% | 55 °С 5% |
Стоит отметить, что цвет жидкости ни на что не виляет. Это обычный краситель, как правило, неестественного цвета. Изначально цвет был введен для того, чтобы человек случайно не выпил сладковатую на вкус жидкость. Именно поэтому автопроизводители специально добавляли в свои жидкости красители ярких оттенков.
Можно ли смешивать тосол с антифризом
Смешивание тосола с антифризом допустимо не всегда. Смешивание не совместимых жидкостей может привести к очень плачевным последствиям. Даже если никакого осадка не выпало, пена не появилась и доливка вроде бы прошла гладко, не стоит радоваться. Смесь антифриза с тосолом не обеспечит достойной смазкой помпу, а отвод тепла от рубашки охлаждения двигателя ухудшится.
Доливка тосола в систему охлаждения автомобиля
Давайте конкретно разберемся, с чем можно смешивать тосол:
- Тосол и G11 гибридный (зеленый) — по составу две абсолютно одинаковые жидкости, различаются только цветом, ведь тосол обычно синий. Такое смешивание допустимо и не повлечет за собой никаких негативных последствий, разве что цвет жидкости изменится ближе к черному. Благодаря одинаковым составляющим, тосол и антифриз G11 можно смешивать без опаски;
- Тосол и G12 карбоксилатный (красный). Такие жидкости нельзя смешивать ни в коем случае. Даже доливка тосола в антифриз класса G12 полностью противопоказана. Как правило, при смешивании таких жидкостей выпадает осадок, забиваются соты радиаторов. Это может привести к серьезному перегреву двигателя. Если невозможно добавить подходящий антифриз, то лучше долить воды и доехать до ближайшего автомагазина для покупки новой охлаждающей жидкости;
- Тосол и G13 лобридный (фиолетовый)— смешать данные жидкости можно.
Никаких осадков и новообразований не будет. Но надо понимать, что срок службы такой жидкости существенно уменьшится, также не стоит рассчитывать на заявленную защиту элементов системы охлаждения от коррозии. В целом ничего страшного не произойдет, но смешивать Тосол с фризом G13 не рекомендуется.
Абсолютно точной информации о смешиваемости нет, поскольку производители автохимии используют разные компоненты в своих продуктах. Реакция отдельных составляющих и присадок абсолютно не предсказуема. Лучшим вариантом будет доливка такой жидкости, которая залита в двигателе вашего автомобиля.
Очень популярный на рынке антифриз класса G11
Таблица смешиваемости антифризов:
Тип жидкости для доливания | Тип антифриза в охлаждающей системе | ||||
G11 | G12 | G12+ | G12++ | G13 | |
G11 | + | Запрещено смешивание | + | + | + |
G12 | Запрещено смешивание | + | + | + | + |
G12+ | + | + | + | + | + |
G12++ | + | + | + | + | + |
G13 | + | + | + | + | + |
Таким образом, смешивать можно практически все охлаждающие жидкости, главное, не мешать антифризы классов g11 и g12.
Можно ли смешивать охлаждающие жидкости с водой
Любую охлаждающую жидкость можно смешать с водой. Но нужно помнить, что вода должна быть дистиллированной, иначе система охлаждения забьется различной накипью и отложениями. При смешивании температура замерзания охлаждающей жидкости серьезно увеличится. Смесь антифриза с водой может с легкостью замерзнуть при минус 10-15 градусах. В критических случаях можно с добавить обычной воды и продолжить движение, главное, после этого промыть систему охлаждения и залить новый антифриз.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поделиться с друзьями:
Можно ли смешивать охлаждающие жидкости разных марок, цветов или смесей?
Похоже, что производители автомобилей выбирают разные цвета охлаждающей жидкости и антифриза для своих автомобилей. У вас есть зеленая, оранжевая, розовая, красная и синяя охлаждающая жидкость, циркулирующая по шлангам радиатора в автомобилях по всему миру.
Из-за всего этого разнообразия важно, чтобы вы не смешивали неправильную охлаждающую жидкость или неправильные типы охлаждающих смесей, когда в следующий раз будете доливать охлаждающую жидкость.
Вам может быть интересно, можно ли смешивать марки охлаждающей жидкости? Возможно, бывают случаи, когда вы покупаете охлаждающую жидкость разных марок, но не уверены, безопасно ли это для вашего двигателя?
Не волнуйся. Вы не единственный автомобилист, который так себя чувствует. Таких водителей, как вы, много. Я когда-то тоже оказался в такой же ситуации. Поэтому я решил собрать эту статью, чтобы пролить свет на это.
Краткий ответ заключается в том, что вы можете смешивать охлаждающие жидкости разных марок и смеси, если они относятся к одному и тому же типу охлаждающей жидкости. Цвет не имеет большого значения, так как это просто краситель. Но лучше всего соответствовать этому, потому что каждая охлаждающая жидкость имеет специальные пакеты присадок, которые помогают с коррозией, производительностью и потоком охлаждающей жидкости.
В этом блоге мы подробно рассмотрим марки охлаждающих жидкостей и расскажем, безопасно ли смешивать охлаждающие жидкости разных марок. Но прежде чем приступить к делу:
Чем отличаются охлаждающие жидкости?
Недавно мы писали о смешивании жидкости омывателя ветрового стекла. С омывающей жидкостью почти не имеет значения, что с чем смешивается. Но все с точностью до наоборот, когда речь идет о смешивании одного типа охлаждающей жидкости с другим.
То, что у вас дома есть зеленая охлаждающая жидкость в кувшине, не означает, что вы всегда можете добавить ее в радиатор и смешать с существующим антифризом в бачке охлаждающей жидкости.
Антифриз и охлаждающая жидкость бывают неподходящие и подходящие охлаждающие жидкости в зависимости от области применения, марки автомобиля и места вашего проживания.
Три типа охлаждающих жидкостей, о которых вам следует знать:
- Типичные охлаждающие жидкости, которые вы, скорее всего, найдете на рынке, содержат технологию неорганических кислот (IAG), подходящую для старых автомобилей.
Они обладают такими же свойствами, как фосфаты (используемые в качестве ингибитора коррозии) и силикаты. Они доступны в зеленом (наиболее распространенном), красном или оранжевом цвете.
- Технология органических кислот (OAT), подходящая для новых автомобилей. В отличие от ИАГ, они содержат не силикаты и фосфаты, а азолы и нейтрализованные органические кислоты. Он также доступен в оранжевом, желтом, красном и фиолетовом цветах. Охлаждающие жидкости OAT обеспечивают такую же защиту, как и «обычный» зеленый антифриз, но обычно лучше подходят для новых автомобилей.
- Наконец, вы найдете Hybrid Organic Acid Technology (HOAT), смесь вышеперечисленных охлаждающих жидкостей. Что хорошо, так это срок службы до 5 лет.
Каковы основные ингредиенты охлаждающей жидкости или антифриза ?
Основными ингредиентами большинства охлаждающих жидкостей являются этиленгликоль (EG) или менее токсичный пропиленгликоль (PG).
EG представляет собой органическое соединение, содержащее незамерзающие составы.
С другой стороны, PG является широко используемым соединением для пероральных, внутривенных, местных фармацевтических препаратов или ингибиторов.
Другим веществом в охлаждающей жидкости или антифризе является рН-буфер, отвечающий за поддержание щелочности раствора, и антикоррозионные соединения, препятствующие износу двигателя.
Наиболее распространенным антифризом является этиленгликоль для старых автомобилей, обычно он зеленого цвета.
Что означают коэффициенты?
Я уверен, что вы видели соотношение 30:70 или 50:50 и хотите знать, что они означают? Не парься. Соотношения, связанные с охлаждающими жидкостями и антифризом, — это некоторые из тех вещей, которые большинство автомобилистов сначала находят ошеломляющими.
Но как только кто-нибудь объяснит вам их, вы узнаете, что они довольно просты.
Как правило, охлаждающая жидкость представляет собой смесь антифриза и воды в соотношении 50/50, хотя нередко можно найти и смесь 30/70.
Например, соотношение 30:70 означает 30 % антифриза и 70 % воды, что хорошо подходит для умеренного климата. Напротив, соотношение 50:50 оптимизировано практически для любого климата. Если вы живете в стране или штате, где температура опускается ниже 0 ℃ в течение более длительного периода, вам потребуется 60% антифриза и 40% воды.
Эти соотношения часто называют «смесями». У нас есть отличная статья о том, как проверить вашу жидкость и проверить соотношение антифриза.
Prestone AF-1420 Тестер антифриза/охлаждающей жидкости
Проверить цену на Amazon
Мы можем получать комиссию, если вы покупаете без каких-либо дополнительных затрат для вас.
Что означают цвета?
Охлаждающая жидкость и антифриз доступны в различных цветах: красном, розовом, оранжевом, синем, желтом и зеленом. Когда речь идет об антифризе или охлаждающей жидкости, вы должны знать следующее: цвет определяет ее химический состав.
Различные цвета могут также означать, что у каждого антифриза или охлаждающей жидкости есть другие свойства жидкости. Например, оранжевый и зеленый антифриз предотвратит замерзание или перегрев двигателя. Зеленые охлаждающие жидкости для двигателей идеально подходят для моделей до 2000 года, старых автомобилей, содержащих множество стальных и медных компонентов. Но вы также можете использовать оранжевый цвет на этих автомобилях.
Итак, прежде чем покупать марку охлаждающей жидкости, необходимо знать, какой цвет подойдет для вашего автомобиля. Обратитесь к руководству, производитель вашего автомобиля должен указать предпочтительную марку охлаждающей жидкости.
Можно ли смешивать охлаждающие жидкости разных марок или смеси?
Это два отдельных вопроса, поэтому мы ответим на них таким образом. У вас есть вопрос о смесях (или коэффициентах разбавления, а также вопрос о различных марках охлаждающих жидкостей.
Такие марки, как Peak, Zerex, Dexcool или Prestone.
Эти МАРКИ будут производить несколько различных типов, смесей (60:40, 70:30, 50:50 и т. д.) и химических соединений (HOAT, OAG или IAG) для целого ряда транспортных средств и приложений (UTV, RV, Автомобильная, низкотемпературная, гоночная и т. д.)
Поэтому важно прояснить несколько моментов, когда речь идет о смешивании охлаждающей жидкости.
Можно ли смешивать антифризы и охлаждающие жидкости разных марок?
Теперь, когда я пролил свет на то, что входит в состав охлаждающих жидкостей, давайте обратимся к слону в комнате: можно ли смешивать разные бренды?
Да. Вы можете смешивать Peak с Zerek или Prestone, но только при условии, что охлаждающая жидкость относится к тому же химическому типу. Соотношение не имеет большого значения, но тип и применение должны совпадать.
Самый простой способ запомнить — попробовать сопоставить тип — IAG с IAG, OAG с OAG и HOAT с HOAT.
Однако, как и все остальное, это квалифицировано и зависит от того, насколько хорошо вы можете совместить вещи. Смешивание различных марок антифриза или охлаждающей жидкости может уменьшить коррозионные свойства и поставить двигатель под угрозу.
В некоторых случаях у вас не будет другого выбора, кроме как использовать другие марки антифриза или охлаждающей жидкости. Например, когда вы идете на заправку или в хозяйственный магазин, но обнаруживаете, что марки, которую вы обычно используете, нет в наличии.
Если вы оказались в такой ситуации, самое безопасное, что вы должны сделать, это слить старую охлаждающую жидкость, а затем заменить ее охлаждающей жидкостью или антифризом, который вы можете найти.
Но если вы в затруднительном положении, вы можете использовать ближайшее совпадение, особенно если оно временное.
Можно ли смешивать различные смеси охлаждающих жидкостей?
По мере того, как вы регулируете соотношение в сторону большего или меньшего количества воды, вы изменяете свойства охлаждающей жидкости/антифриза. Если вы добавляете жидкость зимой, вам нужно поддерживать как можно более высокий коэффициент антифриза. Но, пока вы соответствуете типам антифриза, можно смешивать разные смеси.
Как упоминалось выше, оптимальное соотношение для большинства мест составляет 50:50. Что представляет собой 50% воды и 50% антифриза.
Эта смесь обладает отличными охлаждающими свойствами, так как вода испаряется и остывает быстрее, чем многие продукты. Это помогает, когда становится тепло.
В более прохладную погоду вода замерзает быстрее (при 32 градусах по Фаренгейту), поэтому антифризы вступают в действие и выполняют свою работу. Они могут защитить жидкость от замерзания до -100 градусов в некоторых смесях.
Просто имейте в виду, что вы можете разбавлять антифриз, добавляя в бачок различные смеси или чистую воду (лучше дистиллированную).
Как насчет смешивания различных типов охлаждающей жидкости?
Никогда не делайте ошибку, смешивая различные типы охлаждающих жидкостей, если вы не являетесь экспертом в области химии или не разбираетесь в химическом составе каждой марки охлаждающей жидкости.
Почему? Потому что, если вы смешаете два разных типа охлаждающих жидкостей, они могут образовать густое вещество, которое в конечном итоге повлияет на работу вашего двигателя двумя способами:
- Во-первых, эти охлаждающие жидкости могут образовать желеобразное вещество, которое вызовет перегрев вашего двигателя. .
- Или еще хуже — продуть прокладку, водяной насос и прочее.
В целях безопасности используйте только марки охлаждающей жидкости, рекомендованные производителем вашего автомобиля. Или, по крайней мере, когда есть чрезвычайная ситуация. Кроме того, было бы полезно, если бы вы любой ценой избегали марок охлаждающей жидкости.
Помните, что любая охлаждающая жидкость двигателя, которую вы используете, должна не только снижать температуру двигателя. В лучшем случае отличная охлаждающая жидкость должна предотвращать коррозию вашей машины.
Что делать, если вы смешали неподходящую охлаждающую жидкость для двигателя?
Если вы обнаружите, что смешали два несовместимых типа охлаждающей жидкости в своем автомобиле, лучше всего выполнить промывку охлаждающей жидкости и заменить ее подходящим типом, смесью и маркой для вашего автомобиля. Поскольку системы охлаждения на большинстве современных автомобилей имеют такие узкие допуски, важно, чтобы вы соответствовали спецификациям производителей автомобилей.
Выполнение промывки охлаждающей жидкостью может помочь вам избежать густого желеобразного вещества, которое может образоваться при смешивании неправильных типов охлаждающей жидкости, что может привести к очень дорогостоящему ремонту (и образующиеся гелеобразные вещества не годятся хоть на что нибудь).
Как правило, вы должны регулярно менять антифриз и охлаждающую жидкость. Так же, как и с маслом, воздухом и омывающей жидкостью. Если охлаждающая жидкость выглядит ржавой, это означает одно: «Поменяй меня сейчас же!» Вы же не хотите, чтобы ваша любимая машина (назовем ее «Старая голубая») злилась на вас за то, что вы пренебрегаете ею. [кстати, вы должны проверить наш огромный список имен для вашего автомобиля / Jeep]
Если вы мучились вопросом смешивания разных антифризов, мы надеемся, что мы смогли ответить на ваши вопросы и помочь вам охладиться немножко!
Можно ли смешивать антифриз? 🏎️ Вот что рекомендуют профессионалы
В большинстве случаев у вас может возникнуть соблазн смешать два разных типа антифриза. Таким образом, возникает вопрос: «Можно ли смешивать антифризы?» Читайте дальше, чтобы узнать, является ли смешивание различных типов антифриза хорошим или плохим выбором для вашего автомобиля!
Помимо масла, значительная часть технического обслуживания автомобиля включает уход за жидкостями. Автомобиль имеет различные основные жидкости, которые важны для эффективной работы транспортного средства. Среди них охлаждающая жидкость/антифриз двигателя, предотвращающая его замерзание. Хотя эти химические вещества играют важную роль в системе охлаждения автомобиля, они со временем разрушаются и становятся менее эффективными.
Частота замены антифриза зависит от автомобиля. Однако стандартная продолжительность составляет каждые 30 000 миль или два года. Итак, можно ли смешивать антифриз, чтобы упростить обслуживание? Что ж, давайте узнаем…
- Что такое антифриз?
- Состав
- Можно ли смешивать?
- Типы антифриза
- Правильный выбор антифриза
- Добавление или замена
- Проблемы с перегревом двигателя
- Предотвращение перегрева
- Итог
Итак, что же такое автомобильный антифриз?
Автомобильный антифриз или охлаждающая жидкость представляет собой окрашенную жидкость, в частности этиленгликоль, смешанную с водой. Он играет несколько целей в вашем автомобиле. Как следует из названия, зимой он предотвращает замерзание воды. Летом он помогает отводить чрезмерное тепло от двигателя автомобиля, чтобы избежать перегрева.
Антифриз также помогает защитить двигатель вашего автомобиля от коррозии и предотвращает образование ржавчины и накипи. Грязь, ржавчина и другие частицы могут засорить систему охлаждения вашего автомобиля и вызвать проблемы.
Что делает антифриз хорошим?
Хороший антифриз защищает двигатель вашего автомобиля от перегрева и замерзания. Кроме того, это также помогает улучшить характеристики вашего автомобиля и защитить двигатель от агрессивных элементов. При этом крайне важно иметь представление об ингредиентах, из которых состоит высокоэффективный автомобильный антифриз. Это также должно помочь нам узнать больше о том, можно ли смешивать антифриз.
1) Вода
Почти все антифризы для двигателей на 50% состоят из воды. Смесь воды и антифриза образует охлаждающую жидкость. Большинство автовладельцев выбирают этот процесс «сделай сам», в то время как некоторые покупают уже перемешанную охлаждающую жидкость.
2) Этиленгликоль
Известно, что этиленгликоль является наиболее активным ингредиентом большинства антифризов. Это химическое вещество было впервые использовано в качестве антифриза после Первой мировой войны. Этиленгликоль играет важную роль в системе охлаждения вашего автомобиля, поскольку он гарантирует, что жидкость, циркулирующая в двигателе вашего автомобиля, не испарится при сильной жаре и не замерзнет при экстремальных температурах. холодно.
3) Пропиленгликоль
Вместо этиленгликоля в некоторых моторных антифризах используется пропиленгликоль, который является более вязким, чем этиленгликоль. Это означает, что этиленгликоль обладает более эффективной теплопередачей. Однако тот факт, что пропиленгликоль считается менее токсичным, сделал его основным аргументом в пользу владельцев автомобилей с домашними животными и детьми.
4) Ингибиторы коррозии
В то время как вода, этиленгликоль и пропиленгликоль составляют основу большинства антифризов, различные присадки, предотвращающие коррозию, создают различные типы антифризов. Однако ингибиторы коррозии могут варьироваться в зависимости от того, где они производятся. Например, автомобили азиатского производства используют фосфаты и карбоксилаты в качестве ингибиторов коррозии в охлаждающей жидкости двигателя.
Антифриз для автомобилей азиатского производства не может использовать силикаты в качестве ингибитора коррозии. Но европейские автомобили используют смесь карбоксилатов и силикатов в своих охлаждающих жидкостях для защиты от коррозии.
Один ингибитор коррозии не обязательно лучше другого. И существуют различные ингредиенты для решения различных проблем. Например, автомобили азиатского производства часто имели проблемы с плохой теплоотдачей. По этой причине в моторных антифризах для этих автомобилей не используются охлаждающие жидкости с силикатами, а вместо них используются карбоксилаты и фосфаты для выполнения антикоррозионной функции.
В Европе охлаждающие жидкости решают другую проблему. Жесткая вода, содержащая магний и кальций, реагировала с ингибиторами фосфатов в охлаждающей жидкости, образуя накипь в двигателях автомобилей. Поэтому автомобильный антифриз для автомобилей европейского производства не содержит фосфатов. Вместо этого они используют карбоксилаты и силикаты.
Можно ли смешивать антифриз?
Охлаждающие жидкости бывают нескольких цветов. Некоторые автовладельцы и механики считают, что можно просто смешивать разные цвета. Если вы не являетесь экспертом в различных типах реакций и точном химическом составе, никогда не смешивайте разные типы антифризов/охлаждающих жидкостей. Итак, ответ на вопрос «можно ли смешивать антифриз» — однозначный «нет». Будьте проще и придерживайтесь рекомендаций производителя.
Смешивание антифриза — большая ошибка, которая может привести к дорогостоящему ремонту. В сочетании они могут образовывать густое желеобразное вещество, которое забивает систему охлаждения вашего автомобиля. Это полностью останавливает поток охлаждающей жидкости, что может привести к перегреву. Другие проблемы, которые могут возникнуть, включают повреждение водяного насоса и радиатора. Водяной насос может перегреться и перестать работать, а стоимость ремонта может привести к тому, что вы потеряете сознание на полу.
Как вы видели, смешивать антифриз — не лучшая идея. Если это произойдет, обязательно промойте всю систему, прежде чем отправиться в путь. Так вы можете быть уверены, что ваша система охлаждения чиста и не подвергается риску. Невыполнение этого требования часто приводит к поломке двигателя и дорогостоящему ремонту.
Распространенные типы антифризов
Несмотря на то, что существует множество типов антифризов, основными двумя типами антифризов, используемых в автомобиле, являются оранжевый антифриз, в котором используется Dexcool, и традиционный зеленый антифриз. Однако, хотя цвет может быть отличной отправной точкой для определения типа охлаждающей жидкости, иногда он может вводить в заблуждение.
Например, не все автомобили с оранжевым антифризом имеют Dexcool. Когда вы смешиваете Dexcool с обычным оранжевым антифризом, вы ищете проблемы. Обязательно перепроверьте тип охлаждающей жидкости в вашем автомобиле — не рассчитывайте только на цвет.
Зеленый антифриз
Зеленая охлаждающая жидкость раньше была единственным доступным типом охлаждающей жидкости и на сегодняшний день является наиболее распространенным типом охлаждающей жидкости в автомобилях. Это означает, что если у вас более старый автомобиль, он, вероятно, все еще использует зеленый антифриз. Если у вас зеленая охлаждающая жидкость, у вас есть охлаждающая жидкость на основе технологии неорганических кислот (IAT). Этот тип охлаждающей жидкости иногда называют обычной охлаждающей жидкостью с низким содержанием силикатов, поскольку в ней используется силикат в качестве ингибитора коррозии.
Несмотря на то, что зеленая охлаждающая жидкость не обязательно долговечна, убедитесь, что вы дважды проверяете рекомендуемый интервал обслуживания вашего автомобиля, прежде чем спешить смывать антифриз каждые несколько миль.
Это связано с тем, что большинство современных автомобилей становятся намного лучше и имеют герметичную систему охлаждения, которая позволяет дольше сохранять жидкость между заменами. Поэтому очень важно, чтобы вы заглянули в руководство пользователя, прежде чем промывать систему.
Обратите внимание, что эти интервалы относятся к охлаждающей жидкости, рекомендованной владельцами. Поэтому, если вы используете что-то другое, интервалы обслуживания, скорее всего, также изменятся. По словам производителя, зеленый антифриз годен примерно на 36 000 миль или три года.
Оранжевый антифриз
Оранжевый антифриз является примером охлаждающей жидкости на основе технологии органических кислот (OAT). Оранжевая охлаждающая жидкость использует органическую кислоту в качестве ингибитора. Это тип охлаждающей жидкости, предпочтительный для автомобилей VW, Saab и GM.
Хотя зеленый антифриз является самой популярной охлаждающей жидкостью, оранжевый антифриз также довольно распространен. Разница между оранжевым и зеленым антифризом заключается в сроке службы продукта. Охлаждающая жидкость Orange, часто называемая Dexcool, по-прежнему содержит этиленгликоль и другие дополнительные добавки для увеличения срока службы.
GM производила Dexcool и обещала своим пользователям, что им придется промывать систему только каждые 150 000 миль, если они будут использовать его. Однако охлаждающая жидкость не всегда работала так, как рекламируется. Раньше у большинства водителей с этим были проблемы. Были даже поданы иски о влиянии Dexcool на автомобили.
Тот факт, что вы открываете капот и видите оранжевую охлаждающую жидкость, не означает, что у вас есть Dexcool. Дважды проверьте тип охлаждающей жидкости в вашем автомобиле, а не просто полагайтесь на цвет. Существуют и другие виды оранжевого антифриза, которые не являются Dexcool. Например, производитель оригинального оборудования (OEM) имеет оранжевый антифриз в своей линейке, предназначенной исключительно для автомобилей Jeep, Dodge и Chrysler.
Если вы никогда не сливали антифриз в своем автомобиле, обратитесь к руководству производителя. Если вам довелось заменить охлаждающую жидкость вашего автомобиля, вам может не повезти. Но если вы не уверены, промойте всю систему, прежде чем смешивать неподходящую охлаждающую жидкость. Помните, что нет хорошего результата для проверки того, можете ли вы смешивать антифриз.
Менее распространенные типы антифризов
Хотя зеленый и оранжевый антифризы являются наиболее распространенными типами антифризов, существуют и другие разновидности. За последние 20 или 30 лет несколько компаний начали производить другие формы охлаждающих жидкостей разных цветов. Цвета предназначены для соответствия различным маркам автомобилей и производителям. Тем не менее, обычному потребителю может быть несколько непонятно, когда он пытается их отличить.
Различия между этими антифризами различны, но обычно это результат присадок, используемых в каждой охлаждающей жидкости. Все они на спиртовой основе, но тип присадки, используемой в каждой охлаждающей жидкости, имеет существенное значение.
Если вы не можете определить точную охлаждающую жидкость, используемую в вашем автомобиле, обратитесь к местному дилеру или промойте всю систему, прежде чем заменять ее новой охлаждающей жидкостью.
Синий антифриз
На самом деле существует множество синих антифризов, которые вы можете получить немедленно. Некоторые из них имеют более светлый оттенок синего, а другие — более темный оттенок синего. Любой из этих типов разработан для использования в японских автомобилях, таких как Infiniti, Nissan, Mazda и Mitsubishi. Предполагается, что он не содержит антикоррозийных присадок и охлаждающей жидкости с увеличенным сроком службы, которая может служить вам почти пять лет.
Точно так же другой состав синего антифриза выполняет ту же задачу, но предназначен только для автомобилей Subaru, Honda и Acura. Единственная разница между ними заключается в том, что они содержат немного скрученное количество присадок для защиты от коррозии.
Как правило, стандартный зеленый антифриз также хорошо работает в любом из этих автомобилей. Но так же, как некоторые автомобили предназначены для работы с премиальным бензином, хотя вы можете использовать и обычный; если вы ищете идеальную охлаждающую жидкость, вы можете использовать один из этих составов для вашего Mitsubishi, например, вместо стандартного типа.
Желтый антифриз
Желтая охлаждающая жидкость имеет увеличенный срок службы, как и синий антифриз, но лучше всего подходит только для автомобилей Hyundai и Kia. Такой тип антифриза может прослужить вам около пяти лет.
Золотой антифриз
Золотой антифриз представляет собой густую желто-оранжевую жидкость, которую на первый взгляд можно легко принять за масло. Одна формула предназначена для автомобилей Ford, таких как Mercury и Lincoln. Другой тип представляет собой европейскую смесь, предназначенную для таких автомобилей, как BMW, Volvo, Jaguar, Mercedes-Benz и mini.
Розовый антифриз
Розовый антифриз выпускается в двух различных составах. Один предназначен для японских автомобилей, а другой для европейских автомобилей. Европейская формула, продаваемая OEM, по сути представляет собой розовую жидкость, но хранится в фиолетовой бутылке. Однако предполагается, что он будет работать с автомобилями Audi, Volkswagen и Porsche.
Японская формула предназначена для работы с Toyota и родственными производителями, такими как Lexus и Scion, и должна обеспечить работу вашего автомобиля в течение примерно пяти лет. Опять же, обычный зеленый антифриз, к которому мы привыкли, хорошо работает во всех этих автомобилях. Вам не нужно придерживаться специальных составов в каком-либо конкретном автомобиле.
Правильный выбор антифриза для вашего автомобиля
Антифриз двигателя так же важен, как и масло, когда речь идет о вашем автомобиле. Как мы упоминали ранее, это помогает предотвратить замерзание или перегрев двигателя в экстремальных климатических условиях. И когда дело доходит до добавления или замены, вам нужно будет найти подходящий антифриз для работы. Это вместо того, чтобы пытаться экспериментировать, можно ли смешивать антифриз.
Правильный антифриз для вашего автомобиля зависит от типа вашего автомобиля, возраста и места производства. Знание марки, модели и года выпуска вашего автомобиля поможет вам выбрать подходящую охлаждающую жидкость для вашего автомобиля. Неправильный выбор охлаждающей жидкости приведет к снижению производительности или даже отказу двигателя. Следующие шаги помогут вам сделать правильный выбор.
Проверьте цвет
Различные цвета охлаждающей жидкости соответствуют совместимости с различными автомобилями. Например, охлаждающая жидкость IAT обычно зеленого цвета, а HOAT — бирюзового. Однако помните, что цвет не обязательно является полным индикатором идеального антифриза для вашего автомобиля.
Существует несколько марок, предназначенных для определенных типов автомобилей и стран происхождения, что может привести к путанице из-за разнообразия цветов. Всегда читайте, что написано на бутылке, прежде чем наполнять ее, и не полагайтесь на конкретный цвет, который вы наливаете.
Прямо к источнику
Если вы споткнулись из-за указаний на бутылке, обратитесь к руководству пользователя, чтобы проверить совместимость антифриза с вашим автомобилем. Руководство пользователя содержит огромное количество информации. Он поможет вам выбрать лучший антифриз для вашего автомобиля.
Если у вас нет доступа к руководству пользователя, вы также можете найти необходимую информацию в Интернете. Формула, предложенная в вашем руководстве пользователя, и ваш дилерский центр, вероятно, будут одобрены OEM. Но, вероятно, есть и другие рыночные варианты на выбор.
А как насчет воды?
Если вы меняете антифриз в автомобиле, обязательно прочитайте информацию на бутылке, чтобы узнать, следует ли смешивать формулу с водой. И если да, то в какой пропорции. Одни охлаждающие жидкости можно заливать в систему автомобиля без присадок, а другие нужно смешивать с водой в пропорции 50/50. Мягкая водопроводная вода делает свое дело.
Производительность вашего автомобиля имеет большое значение; поэтому будьте точны при измерении соотношения. Создание слишком сильного или слишком слабого антифриза может привести к снижению производительности. Модель вашего автомобиля может диктовать, какой антифриз предпочтительнее: предварительно разбавленный или разбавленный самостоятельно.
Добавление или замена антифриза
Во-первых, в руководстве по эксплуатации приведены подробные инструкции по добавлению или замене антифриза в автомобиле. Охлаждающие жидкости/антифризы обычно продаются в виде готового раствора, который следует разбавлять водой до получения смеси 50-50. Самое приятное то, что вы можете сделать это самостоятельно или получить предварительно разбавленный раствор.
Если температура в вашем районе часто падает до -34⁰F, соотношение антифриза и воды должно составлять 60-40 или 70-30.
Что касается цвета антифриза, то он не влияет на его эффективность. Производители добиваются цвета антифриза с помощью различных красителей, а оранжевый и розовый цвета — результат органических кислот, а зеленый цвет антифриза указывает на использование силикатов и фосфатов.
Независимо от качества антифриза, автомобильную охлаждающую жидкость следует менять раз в два-пять лет (средний срок, после которого она начинает терять большую часть своих преимуществ). Если не заменить охлаждающую жидкость двигателя, это может привести к значительному повреждению двигателя, если он начнет перегреваться.
Проблемы с перегревом двигателя
Если ваш автомобиль продолжает работать без надлежащего антифриза из-за того, что вы смешали его или не удалили, вы рискуете перегреть двигатель. И вы не хотите, чтобы ваш двигатель работал горячим. Хотя большинству людей это не кажется большой проблемой, это может привести к серьезным проблемам с двигателем и самому дорогому ремонту, с которым приходится сталкиваться автомобилю.
1) Поврежденные шланги
Шланг подает антифриз к радиатору, где он охлаждается, а затем обратно к двигателю, чтобы предотвратить перегрев автомобиля. Когда ваш автомобиль перегревается, антифриз сам закипает и расширяется, как и любая другая жидкость. Это может привести к повышению давления в шлангах, что приведет к их расширению и отсоединению от двигателя или радиатора.
2) Деформация головки блока цилиндров
Деформация головки блока цилиндров также является серьезной проблемой для транспортных средств. Это означает, что головка блока цилиндров вашего автомобиля достаточно деформирована, что может привести к утечке под капотом, потому что она не герметична или не находится в том месте, для которого она была предназначена.
Когда ваш автомобиль перегревается и продолжает греться, головка блока цилиндров деформируется. И если это не лечить, это может вызвать несколько пропусков зажигания в двигателе, что потенциально может привести к повреждению прокладки головки блока цилиндров.
3) Сломанная прокладка головки блока цилиндров
Неисправность прокладки чаще всего может быть вызвана перегревом двигателя (из-за утечки охлаждающей жидкости, забитого радиатора, неисправного вентилятора и т. д.), но продувка прокладки головки блока цилиндров приведет к перегреву двигателя, т.к. Что ж. Горячие газы могут попасть в антифриз, или антифриз может попасть в цилиндры и сгореть в виде пара. И тем самым вы только что заглушили свой двигатель.
Из машины начнет идти дым, и исправить это, скорее всего, будет полная переборка двигателя. К сожалению, этот ремонт стоит дорого, и если автомобиль едет при перегреве, пар может повредить каталитический нейтрализатор, что значительно увеличивает стоимость ремонта.
Как предотвратить перегрев двигателя
Наилучший способ предотвратить эти проблемы с двигателем — устранить причины, которые их вызывают. Например, вы были глупы и смешивали охлаждающие жидкости перед тем, можно ли смешивать антифриз? К счастью, предотвратить перегрев несложно, и это поможет вам сэкономить много денег в долгосрочной перспективе. Запоминание нескольких советов во время вождения может помочь уменьшить необратимое повреждение двигателя в будущем.
1) Проверьте ремни двигателя
Различные типы двигателей и автомобилей имеют разные системы ремней. У некоторых есть несколько ремней меньшего размера для аксессуаров, а у других есть один длинный ремень для намотки. Ремни передают энергию от двигателя к его жизненно важным компонентам, таким как водяной насос и вентилятор. Поэтому, если ваш ремень вентилятора упадет или порвется, система охлаждения вашего автомобиля выйдет из строя, и двигатель, вероятно, сразу же перегреется.
Вот видео о том, как проверить ремень вентилятора
2) Часто проверяйте крышку радиатора
Крышка радиатора играет огромную роль в системе охлаждения вашего автомобиля. Он поддерживает вашу систему для предотвращения перегрева. Колпачок подпружинен, и со временем он ослабевает и изнашивается, что приводит к незначительным утечкам воздуха. Впоследствии это приводит к снижению давления в системе, что легко может привести к перегреву двигателя.
Не прикасайтесь к крышке радиатора, когда двигатель горячий! Он находится под давлением, и жидкость внутри очень горячая. Перед выполнением любого технического обслуживания убедитесь, что двигатель остыл.
3) Убедитесь, что ваш радиатор заполнен охлаждающей жидкостью
Радиатор вашего автомобиля зависит от охлаждающей жидкости для правильной работы и поддержания температуры двигателя под контролем. Поэтому вы должны часто проверять его и следить за тем, чтобы он был заполнен перед поездкой.
4) Очистите конденсатор
Мусор и грязь имеют тенденцию скапливаться и скапливаться в передней части автомобиля. С кондиционированием воздуха ваш конденсатор возьмет на себя эффект этого отставания. Поскольку конденсатор расположен перед радиатором, заторы в этой точке препятствуют притоку воздуха к радиатору, препятствуя охлаждению двигателя.
Очистка конденсатора помогает снизить давление, тем самым повышая эффективность системы охлаждения вашего автомобиля. Кондиционеры – это в основном системы теплообмена. Они отбирают тепло от двигателя и передают его наружу через конденсатор.
Как мы уже видели, смешивать антифриз — не лучшая идея, так как это может привести к серьезному и дорогостоящему ремонту. Но если это произойдет, промойте всю жидкость в вашей системе, прежде чем переключаться на антифриз. Это лучший и самый безопасный способ поддерживать автомобиль в хорошем состоянии и гарантировать, что вы не повредите какую-либо его часть.
Кроме того, следуйте приведенным выше советам по обслуживанию, чтобы избежать перегрева и, в конечном итоге, значительных затрат на ремонт.
Однако ничего из этого не поможет, если вы забудете о процессе через несколько месяцев.