Рубрики
Разное

Как управлять автомат коробкой: Как управлять машиной с автоматической коробкой передач и пользоваться данным типом КПП

Содержание

переходим на ручное управление — журнал За рулем

Автоматическая коробка передач хороша тем, что выполняет часть работы за водителя, но до искусственного интеллекта ей еще далеко, а потому в сложной ситуации порой приходится брать дело в свои руки. Из основных органов управления машиной, пожалуй, только автоматические трансмиссии предоставляют такое количество разных вариантов управления. Вспомним основные из них.

С расположением педалей и направлением вращения рулевого колеса конструкторы экспериментировать не решаются. А вот к органам управления коробкой передач такого пиетета они не испытывают. Наиболее ярко все разнообразие вариантов видно на примере автоматических коробок передач, вариаторов и роботизированных трансмиссий. В рамках этого обзора «железо» нам не важно, так что для простоты позвольте использовать просторечное слово «автомат».

Чайка ГАЗ-13 — блок автоматической коробки передач

Из советских машин кнопочным блоком автоматической коробки щеголяла Чайка ГАЗ-13.

Из советских машин кнопочным блоком автоматической коробки щеголяла Чайка ГАЗ-13.

Самый редкий тип управления — кнопочный. Знатоки ретротехники вспомнят, например, советский лимузин ГАЗ-13 Чайка, где четырехкнопочный блок располагался слева от руля на передней панели. На легковых машинах схема не прижилась, и сегодня ее могут лицезреть редкие счастливчики, к примеру обладатели суперкаров Ferrari и Aston Martin. А вот для автобусов клавиши выбора режимов в порядке вещей. У них, напротив, практически нереально встретить иной вид управления автоматической коробкой передач.

Кнопочное управление автоматом

Кнопочное управление автоматом — редкость на легковых машинах. На фото — Aston Martin Rapide с кнопками выбора режимов под центральными дефлекторами вентиляции.

Кнопочное управление автоматом — редкость на легковых машинах. На фото — Aston Martin Rapide с кнопками выбора режимов под центральными дефлекторами вентиляции.

Еще один тип управления автоматом получил распространение уже в новейшей истории. Это вращающаяся шайба, которую параллельно делают утапливаемой в нерабочем состоянии — решение стильное и нестандартное. В пристрастии к нему замечены британские марки Jaguar и Land Rover. На шайбы перешел весь модельный ряд двух брендов. Что удивительно, похожий подход практикует брутальный пикап Ram. Уж ему-то сам автомобильный бог велел быть верным американским традициям!

Пикап RAM

Пикап RAM сложно упрекнуть в неверности американским ценностям. Но посмотрите на его шайбу управления автоматом!

Пикап RAM сложно упрекнуть в неверности американским ценностям. Но посмотрите на его шайбу управления автоматом!

С подрулевой «кочерги» история автоматов начиналась. Они пришли в автомобильный мир из США начала прошлого века, где мода на такое расположение селектора держалась долгие десятилетия. Сейчас она близка к вымиранию. Так, из «большой тройки» пикапов-бестселлеров ей верен только Chevrolet Silverado, а Ford F-150 и Ram записались в ренегаты.

Cadillac Escalade

Cadillac Escalade (на фото) и соплатформенный ему Chevrolet Tahoe верны американским традициям: из-под руля торчит массивная кочерга автомата.

Cadillac Escalade (на фото) и соплатформенный ему Chevrolet Tahoe верны американским традициям: из-под руля торчит массивная кочерга автомата.

Из других марок в массовом применении схемы с селектором на рулевой колонке замечен только Mercedes-Benz, начавший переходить на нее в середине 2000-х годов. У BMW попытка была только одна — на седьмой серии в кузове Е65 2001 года. Даже родственная ей по стилю двухдверная «шестерка» осталась верна классике, как и следующее поколение флагмана, представленное в 2008-м.

Можно было бы сказать, что и мы приобщились к этому веянию. Но, увы, на отечественных машинах для массового потребителя АКП дебютировала только на Ладе Гранте в 2012 году. Хотя рычаг под рулем советским шоферам был отлично знаком, ведь он появился сразу после войны на «Победе».

Интерьер Лады и Bentley

Классическое расположение рычага АКП — от Лады до Bentley.

Классическое расположение рычага АКП — от Лады до Bentley.

Самый популярный тип селектора автомата — с расположением на центральном тоннеле между передними креслами. Классике остается верным подавляющее большинство автомобильных марок с ежегодным суммарным объемом выпуска в десятки миллионов машин. Хотя в премиум-сегменте рычаг, механически связанный с коробкой, ушел в прошлое, оставив вместо себя рудиментарный электронный джойстик.

Тут мы подошли еще к одному нюансу управления автоматическими трансмиссиями. До 1990-х годов массовый потребитель и не помышлял о том, что, доплатив при покупке машины за АКП, ему вдруг понадобится щелкать передачами вручную. Однако инженеры придумали новую «фишку», а маркетологи быстро объяснили ее пользу. Так появились всевозможные степ-, тип- и прочие «троники». Иными словами, функция ручного выбора ступеней для автоматической коробки передач.

Руль Audi A4

Одна из первых реализаций ручного управления коробкой передач без помощи селектора — кнопками на спицах руля на Audi A4 конца 1990-х годов.

Одна из первых реализаций ручного управления коробкой передач без помощи селектора — кнопками на спицах руля на Audi A4 конца 1990-х годов.

Даже при одинаковом классическом расположении селектора на центральном тоннеле единства в реализации ручного режима у производителей не было. Для примера возьмем модели «большой немецкой тройки» родом из второй половины 1990-х годов. Audi требовала перевести рычаг вправо из положения D и менять передачи движениями вперед-назад. Концерн BMW применял ту же схему, но рычаг нужно было перевести влево. А Mercedes умел переключать ступени прямо из режима D при покачивании селектора вправо-влево.

С дальнейшим распространением ручного управления АКП практически все автомобили разделились на два лагеря. У бюджетных и массовых осталось переключение с помощью селектора путем перевода его в отдельный паз левее или правее основного. Исключение — ряд моделей Chevrolet, Opel и Ford, где применяется на редкость неудобная клавиша, расположенная на рычаге под большим пальцем руки. Даже корейцы применили когда-то подобную схему на своем SsangYong Actyon и, по всей видимости, остались ей верны на новой модели Tivoli,с которой планируют вернуться на российский рынок.

Селекторы автомата

Слева — селектор автомата с крупной клавишей сверху. Такой можно увидеть в салоне кроссовера Opel Mokka. А справа — рычаг Актиона. Корейцы разместили незаметный джойстик сбоку.

Слева — селектор автомата с крупной клавишей сверху. Такой можно увидеть в салоне кроссовера Opel Mokka. А справа — рычаг Актиона. Корейцы разместили незаметный джойстик сбоку.

А премиальные и спортивные машины остановились на решении с подрулевыми лепестками. Один отвечает за повышение передачи, другой — за понижение. Одним из пионеров в их внедрении была компания Audi. Правда, в конце 1990-х на «четверке» из Ингольштадта это были не рычажки за баранкой, а клавиши «+» и «-» на ее спицах.

Лада Веста и Лада Иксрей с АМТ

Лада Веста и Лада Иксрей: коробка передач одна, алгоритмы управления — разные.

Лада Веста и Лада Иксрей: коробка передач одна, алгоритмы управления — разные.

Две новинки от АВТОВАЗа, Веста и Иксрей, оснащаются одной и той же автомеханической трансмиссией (АМТ). Вот только почему-то алгоритмы управления разные. На седане повышенная передача включается движением рычага от себя, на кроссовере — на себя. В автомобильном мире имеют место оба варианта, но в рамках одной марки концепция обычно единая. Учитывая, что робот с одним сцеплением часто требует перехода в ручной режим, проблему можно назвать существенной. Но только для тех, кто ездит на Весте и Иксрее поочередно.

АКП: переходим на ручное управление

Автоматическая коробка передач хороша тем, что выполняет часть работы за водителя, но до искусственного интеллекта ей еще далеко, а потому в сложной ситуации порой приходится брать дело в свои руки.

Из основных органов управления машиной, пожалуй, только автоматические трансмиссии предоставляют такое количество разных вариантов управления. Вспомним основные из них.

АКП: переходим на ручное управление

Фото: «За рулем» и фирмы-производители

Как управлять коробкой автомат и режимы переключения на АКПП

Как управлять коробкой автомат и не поломать трансмиссию? В АКПП водитель подаёт команду, используя рычаги. Электроника принимает сигналы и переключает коробку по своим алгоритмам. Несмотря на то, что часть функций водителя перешла к автомату, расслабляться нельзя. Если неправильно управлять трансмиссией, может появиться шум, толчки, задержки переключений. И тогда придётся готовиться к дорогому ремонту АКПП.

Что такое автоматическая коробка передач

Автомат — это трансмиссия, в которой передачи переключаются без вмешательства водителя. Чтобы управлять коробкой, в салоне расположены педали тормоза и газа (акселератора), а также селектор переключения режимов.

Автоматическая коробка передач бывает разных типов:

  • «классическая» коробка с планетарным механизмом;
  • бесступенчатый CVT;
  • робот.

В качестве сцепления в первых двух типах используется гидротрансформатор, а в роботе — диски.

Коробка автомат передаёт крутящий момент от двигателя к колёсам. Кроме прямой передачи автоматическая коробка передач снижает или повышает передаточные числа, что позволяет трогаться и передвигаться на машине с разной скоростью. Так, чтобы сдвинуть автомобиль с места, нужна большая мощность, поэтому первая ступень имеет передаточное число выше 2. Для поддержания высокой скорости нужен «спринтер» — высшая ступень с числом меньше 1.

От количества ступеней зависит, какой крутящий момент сможет переварить автоматическая коробка передач, и насколько незаметны будут переключения. До 2000-х годов автоматы имели 3 — 4 ступени. Наиболее популярные сейчас 5-, 6-. 8-ступенчатые. Встречаются также 9-ступки, например, ZF9HP28/48, и 10-ступки, GM 10L90.

Другие положения рычага переключения передач

«3» — коробка передач использует только три первых передачи. Режим предназначен для периодического использования при большой нагрузке, например, в горной местности.

«2» — коробка передач использует только первые две передачи. Режим предназначен для использования, когда автомобиль, например, сильно загружен.

«1» — коробка передач заблокирована на первой передаче. Данный режим используется, например, для преодоления грязи или подъему по крутому склону с прицепом.

Несколько советов по правильному переключению режимов

Количество режимов работы АКПП зависит от модели коробки. Основные расположены на панели селектора. Управлять программами автомата нужно, передвигая рычаг в нужную позицию:

  • «Р» — «Паркинг» блокирует ведущие колёса, поэтому используется для долгой стоянки. Равнозначен затянутому ручнику. Переходить в режим можно только после остановки;
  • «N» — «Нейтраль» не блокирует колёса, поэтому машина может покатиться, если не затянут ручник;
  • «D» — «Драйв» позволяет автомобилю ехать вперёд. Система сама выбирает передачу, которая подходит для условий движения. Скорость разгона зависит от силы нажатия акселератора. При плавном отпускании педали машина будет тормозить двигателем;
  • «R» — «Реверс» или «Задний ход». Управлять «Реверсом» допустимо только после остановки.

Читать
Где расположен газ и тормоз на машине с автоматической коробкой передач

Управлять программами коробки автомат можно только на заведённом двигателе:

  1. Нажмите на тормоз.
  2. Нажмите кнопку на рукоятке селектора (при наличии).
  3. Переместите рычаг в соответствующее положение.

Особенностью езды на автомате является использование только правой стопы, в отличие от механики. Для переключения тормоза и акселератора стопу перекидывают с одной педали на другую. Если управлять обеими стопами, в экстренный момент может сработать не та нога, что приведёт к аварии.

Езда на автомате для начинающих

Итак, рычаг селектора переключения АКПП имеет несколько основных положений: P, R, N, D, D2 (или L), D3 или S. Рассмотрим каждый по отдельности.

  • Положение рычага переключения передач в позиции «P» — паркинг. Движение автомобиля невозможно, при этом в таком режиме разрешен запуск двигателя.
  • Положение рычага переключения передач в позиции «R» — реверс. Задний ход. Нельзя пользоваться этой позицией во время движения автомобиля вперед. В этом режиме запуск двигателя невозможен.
  • «N» — нейтраль. Автомобиль может свободно перемещаться. В этом режиме разрешен запуск двигателя, а также буксировка авто. Положение рычага переключения передач в позиции «D» – драйв (основной режим движения). Этот режим обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу (рекомендуется использовать в нормальных режимах движения).
  • Положение рычага переключения передач в позиции D3 (S) второй диапазон пониженных передач (на дорогах с небольшими подъемами и спусками) или D2 (L) диапазон пониженных передач (на бездорожье).

Такие режимы переключения есть не на всех АКПП, все зависит от модификации трансмиссии. Переключение рычага из положения D в положение D2 или D3 и обратно может производиться во время движения транспортного средства. АКПП также могут дополнительно оборудоваться режимами переключения скоростей: N – нормальный, Е – экономичный, S – спортивный.

Зимний и другие специальные режимы

Помимо основных программ в автомат встраивают дополнительные настройки для расширения возможностей вождения. Подробнее, как ими управлять, написано в инструкции. Один и тот же режим может называться по-разному. Например, «Зимний». Он же «Snow», «Winter», «Hold».

Читать

Технические характеристики АКПП, виды и их отличие друг от друга

«Зимний» режим коробки активируется нажатием кнопки. Данная настройка предотвращает пробуксовку колёс на льду, защищая автоматическую коробку передач от нагрузки. Автомобиль трогается с места сразу на 2 — 3 передаче. А следующие скорости включаются на меньших оборотах двигателя, снижая перепад ускорений. Управлять зимней программой летом нельзя: гидротрансформатор перегревается, что вредит автомату.

Какими ещё настройками можно управлять в автоматической коробки передач:

  • «OD» — «Овердрайв» поддерживает стабильное движение на трассе на повышенной передаче, что позволяет экономить топливо. Часто управлять автомобилем в «OD» вредно. Режим задействует гидротрансформатор, то подключая, то отключая блокировку. От этого быстро загрязняется масло, и изнашиваются детали. Программа включается кнопкой во время движения на скорости 75 — 110 км/ч;
  • «S» — Спортивные настройки помогают управлять АКПП, используя мощность мотора по максимуму. Разгоны становятся резче, сжигая много топлива и ресурс узлов автомата;
  • «E» — «Экономичный» режим позволяет двигаться плавно и спокойно, сберегая топливо;
  • «KickDown» — «Кикдаун» при резком нажатии акселератора сбрасывает 1 — 2 передачи и ускоряет машину на высоких оборотах двигателя. Часто управлять АКПП в режиме «Кикдаун» нельзя: коробка быстро изнашивается.

С использованием различных программ езда с автоматом становится приятней и безопасней. Однако, чтобы пользоваться полезными функциями, нужно разобраться как управлять автоматической коробкой передач в разных ситуациях.

https://www.youtube.com/watch?v=yJojxTWbBn8&t=547s

Обозначения (символы) на панели АКПП

Чтобы научиться правильно пользоваться «автоматом», сначала нужно разобраться, что же означают буквенные символы (английские буквы) и цифры на панели АКПП с рукояткой переключения передач. Сразу отметим, что в зависимости от марки машины цифры и буквы могут различаться.

  • «P»
    – «паркинг». Включается при парковке автомобиля на стоянке. Некий аналог стояночного тормоза, только с блокировкой вала, а не с прижатием тормозных колодок.
  • «R»
    – «реверс». Включается для движения назад. Обычно его называют – «задняя скорость».
  • «N»
    – «нейтральный». Нейтральная передача. Часто называют – «нейтралка». В отличие от режима паркинга «P», в нейтральном режиме «N» колеса разблокированы, поэтому машина может двигаться накатом. Соответственно, машина также может самопроизвольно покатиться под уклон на парковке, если колеса не зафиксированы ручным тормозом.
  • «D»
    – «драйв». Режим движения вперед.
  • «A»
    – «автомат». Автоматический режим (практически, то же самое, что и режим «D»).
  • «L»
    – «лоу» (низкий). Режим пониженной передачи.
  • «B»
    – Такой же режим, как и «L».
  • «2»
    – режим движения не выше второй передачи.
  • «3»
    – режим движения не выше третьей передачи.
  • «M»
    – «мануал». Режим ручного управления с повышением/понижением передачи через знаки «+» и «–». Данный режим имитирует механический режим переключения с МКПП, только в более простом варианте.
  • «S»
    – «спорт». Спортивный режим движения.
  • «OD»
    – «овердрайв». Повышение передачи (ускоренный режим).
  • «W»
    – «винтер». Режим движения для зимнего периода, при котором трогание с места начинается со второй передачи.
  • «E»
    – «экономик». Движение в экономичном режиме.
  • «HOLD»
    – «удержание». Используется совместно с «D», «L», «S», как правило, на машинах марки «Мазда». (Читать руководство).

При эксплуатации АКПП особое внимание следует уделить изучению руководства по эксплуатации конкретного автомобиля, так как некоторые обозначения могут функционально отличаться.

Например, в руководстве некоторых автомобилей буква «B» означает «Block» (блокировка) – режим блокировки дифференциала, который нельзя включать во время движения.

А если в полноприводном автомобиле присутствуют обозначения «1» и «L», то буква «L» может означать не «Low» (понижение), а «Lock»

(замок) – что также обозначает блокировку дифференциала.

Как начать движение в выбранном режиме

Чем современнее коробка автомат, тем больше в ней электроники. Автоматическая коробка усложняется, чаще капризничает. Чтобы избежать разочарований и дорогих вложений, нужно знать особенности езды на автомате, как новичкам, так и водителям, пересевшим после механики.

Читать

Как правильное затормозить двигателем на коробке автомате

В некоторых машинах коробка автомат блокируется. Например, без поворота ключа в замке зажигания водитель не сможет управлять селектором. Электроника в большинстве автоматов не разрешает управлять запуском двигателя, если селектор не был переведён в позицию «Паркинга».

Приучите себя всегда держать ногу на педали тормоза во время запуска мотора и перемещения селектора автоматической коробки передач. Это предотвратит откатывание машины.

Запуск автомобиля с АКПП

Запустить мотор можно через удалённую систему или с помощью ключа:

  1. Сядьте на водительское место.
  2. Потяните ручной тормоз, чтобы убедиться в полном заторможении автомобиля.
  3. Селектор должен быть установлен в положении «Р».
  4. Выжмите тормоз.
  5. Переведите переключатель двигателя в положение «Старт». На панели загорятся лампочки. Подождите несколько секунд, чтобы подключился бензонасос.

Управлять машиной с автоматической коробкой передач можно после прогрева двигателя и масла АКПП. Рабочая температура жидкости — 75 — 95℃. В холодном состоянии ATF не может полноценно смазывать и охлаждать автомат. Летом достаточно проехать 10 мин на медленной скорости. Зимой для разогрева нужно перемещать селектор по всем положениям, задерживаясь по 5 — 10 секунд.

Как трогаться на автомате

Как управлять автоматической коробкой во время трогания:

  1. Держите тормоз.
  2. Переведите рычаг переключения передач в режим «D» или «R».
  3. Отпустите ручник.
  4. Плавно отпускайте педаль тормоза — автомобиль начнёт движение.
  5. Находясь в «D», нажимайте педаль акселератора для разгона.
  6. Для перехода из «Реверса» в режим движения в перёд, нажмите на тормоз и переведите селектор.

Управлять АКПП нужно плавно: электроника за это время успеет принять сигнал и передать команду исполнительным механизмам коробки. Резкие действия заставляют автомат работать с высокой нагрузкой. Маслонасос не успевает прокачивать масло, и коробка испытывает недостаток смазки.

Как тормозить двигателем на автомате

Торможение двигателем экономит топливо и сберегает колодки, поскольку не задействует тормозную систему. Сбрасывать скорость за счёт двигателя лучше всего на спуске со склона, на горном серпантине или скользкой дороге. Там, где приходится постоянно держать тормоз.

Читать

Как правильное ездить на автомате

Управлять автоматом для торможения двигателем можно в ручном режиме «М» или «L»:

  1. Двигаясь в позиции «D» на скорости 90 км/ч, перейдите на управление АКПП в ручном режиме.
  2. Для спуска с крутой горы переключитесь на первую передачу. Если уклон небольшой включите третью.
  3. Отпустите акселератор.

Как пользоваться ручником

Настройка коробки автомат «Паркинг» блокирует колёса, чтобы машина самопроизвольно не покатилась. Однако, производитель рекомендует всегда использовать стояночный тормоз. Ручник задействует тормозные колодки для фиксации колёс, что иногда приводит к проблемам:

  • зимой, после мойки или езды по лужам колодки могут примёрзнуть, и машина не тронется с места;
  • при долгом простаивании автомобиля на ручнике колодки могут «заржаветь».

Пользоваться ручником нужно при остановке на крутом склоне, остановках с включенным двигателем или во время ремонта для дополнительного стопорения машины с автоматом:

  1. Остановитесь.
  2. Удерживайте тормоз и резко потяните ручник.
  3. Переведите селектор на «Паркинг».
  4. Отпустите тормоз. Выключите двигатель.

Коробка автомат – как пользоваться

Прежде всего следует разобраться, как переключаются режимы в автоматической коробке передач

Режимы переключения и управления АКПП

Управление автоматической коробкой передач состоит в следующем. • Парковочный (буква Р на селекторе) – предназначен для пуска двигателя. Переключение в позицию Р производится после полной остановки и постановки авто на «ручник»;

• Движение вперед (D) – стандартный режим работы АКПП, используемый чаще остальных;

• Реверс (задний ход, позиция R) – автомобиль способен двигаться только назад. Переключение во время остановки с нажатой педалью тормоза;

• «Нейтралка» (N) – режим, когда двигатель и коробка автомат полностью разомкнуты. Чаще всего используется для прогревания мотора на холостых оборотах при холодной погоде;

• D3 (S) — Режимы пониженной передачи: переключается на спусках или подъемах. Автомобиль больше тормозит двигателем;

• D2 – предназначен для тяжелых условий (скользкое покрытие, горная дорога и т.п.). Движение возможно на первой и второй передаче. Движение на третьей и четвертой передаче запрещено.

• D1 на японских автомобилях обозначается как L — движение возможно только на первой передаче. В основном применяется при торможение двигателем на крутых спусках, движение по грязной, заболоченной или заледенелой дороге, где нужно двигаться «внатяг», без перегазовки.

Дополнительные режимы работа АКПП

Кроме того, более современные коробки автоматы оснащаются все большим количеством добавочных алгоритмов работы: нормальный или обычный (N), экономичный (Е), спорт-режим (S) и прочие. Имеется режим овердрайв, этот режим обсуждается в отдельной статье.

Это интересно: Лампочка заряда аккумулятора отказывается гореть: почему и как это исправить

Как правильно прекращать движение при АКПП

Как правильно управлять автомобилем с автоматической коробкой передач для полной остановки и выхода из салона:

  1. Нажмите на тормоз и остановитесь.
  2. Переведите селектор в позицию «Паркинга».
  3. Затяните ручник.
  4. Отпустите тормоз.
  5. Заглушите мотор.

Читать

Как правильно дрифтовать на автомате

Для остановки на минуту не жгите зря топливо и дайте отдохнуть двигателю. Переведите коробку на программу «Паркинга», чтобы дать ноге отдохнуть, или «Нейтрали», удерживая тормоз.

Диапазон R (Reverse) — режим заднего хода.

Попытка включить режим R во время движения вперед неизбежно приведет к поломке коробки-автомата и прочих трансмиссионных элементов (на автомобилях, в трансмиссиях которых отсутствует соответствующая блокировка, строго противопоказано до полной остановки включать режим R). Также невозможен запуск двигателя если рычаг переключения режимов передач находится в этом положении. Четырехступенчатые автоматические коробки переключения передач для движения вперед имеют четыре режима: D, 3, 2 и 1 (L). Здесь необходимо отметить, что запуск двигателя невозможен если включен один из перечисленных режимов.

Чего нельзя делать с АКПП

Специалисты по ремонту коробок автомат ведут статистику причин поломок. Бывают неудачные конструкции, но чаще виноваты водители. Автоматическая коробка дольше живёт у заботливых хозяинов, которые меняют масло по регламенту и соблюдают правила эксплуатации автомобиля. Об этом можно прочитать в техническом руководстве.

Чего нельзя делать с автоматом Последствия
Ездить на непрогретой машинеНедостаточная смазка, охлаждение. Появляются пинки, толчки.
Буксовать по грязи, льду, пустыням, бездорожью.Коробка перегревается от долгой пробуксовки колёс
Буксировать прицепы, превышающие допустимую массуАвтомат перегревается и быстро изнашивается.
Буксировать машину без соблюдения правил по скорости и расстояниюБуксировка на дальше 30 — 50 км может привести к перегреву АКПП. Со сломанным двигателем, автоматическая коробка передач не сможет работать.

Главное правило, как управлять коробкой автомат — избегать резких ускорений, торможений, виражей. От высокой нагрузки в узлах АКПП изменяются зазоры, появляются задиры, усиливается трение из-за недостатка смазки. Управлять трансмиссией становится некомфортно. Коробка начинает дёргаться, появляются задержки или провалы в переключениях. В этом случае придётся перебирать автомат.

Диапазон D (Drive) — основной режим для движения вперед.

Этот режим производит автоматическое последовательное переключение скоростей (в этом режиме обычно задействованы все передачи за исключением повышающих). Именно этот режим рекомендован при нормальных условиях движения. Диапазон 3 (Цифра 3 на некоторых типах АКПП) — три первых передачи задействованы во время движения. Этот режим активный, он отлично подходит для городского движения, при отключении зажигания выключается. Особенно при большой скорости работы коробки-автомата экономить топливо не получится, этот режим не допускает того чтобы муфта гидротрансформатора многократно блокировалась-разблокировалась в условиях рваной городской езды(не более 80 км.ч.) , также частично блокируется переключаясь на передачи повышенные. Наиболее подходит для движения когда неизбежны частые остановки и для езды по дорогам насыщенных спусками и подъемами. Торможение двигателем в этом режиме возможно. Диапазон 2 (Цифра 2 на АКПП) — в этом режиме допустимо движение только на второй и первой передаче. Наиболее подходит для использование в условиях горных извилистых дорог. Запрещено переключение на четвертую и третью передачу. Диапазон 1 (L или Low) — пониженная передача. В этом режиме разрешено движение лишь на первой передаче. Тяговые возможности двигателя в этом диапазоне реализовываются максимально, так как крутящий момент передаваемый на колеса только на первой передаче максимален. Особенно эффективное торможение двигателем именно в этом режиме. Движение на крутых спусках и подъемах необходимо осуществлять именно на первой передаче.

Пикап RAM

Пикап RAM сложно упрекнуть в неверности американским ценностям. Но посмотрите на его шайбу управления автоматом!
Пикап RAM сложно упрекнуть в неверности американским ценностям. Но посмотрите на его шайбу управления автоматом!

С подрулевой «кочерги» история автоматов начиналась. Они пришли в автомобильный мир из США начала прошлого века, где мода на такое расположение селектора держалась долгие десятилетия. Сейчас она близка к вымиранию. Так, из «большой тройки» пикапов-бестселлеров ей верен только Chevrolet Silverado, а Ford F-150 и Ram записались в ренегаты.

Кнопочное управление автоматом

Кнопочное управление автоматом — редкость на легковых машинах. На фото — Aston Martin Rapide с кнопками выбора режимов под центральными дефлекторами вентиляции.
Кнопочное управление автоматом — редкость на легковых машинах. На фото — Aston Martin Rapide с кнопками выбора режимов под центральными дефлекторами вентиляции.

Еще один тип управления автоматом получил распространение уже в новейшей истории. Это вращающаяся шайба, которую параллельно делают утапливаемой в нерабочем состоянии — решение стильное и нестандартное. В пристрастии к нему замечены британские марки Jaguar и Land Rover. На шайбы перешел весь модельный ряд двух брендов. Что удивительно, похожий подход практикует брутальный пикап Ram. Уж ему-то сам автомобильный бог велел быть верным американским традициям!

Как водить автомобиль с автоматической коробкой передач? | Блог

Автомобили с автоматической коробкой передач никогда не были так популярны, как с механической коробкой передач».
Это 3 причины:

  • они дают меньше контроля над вождением (потому что мы не можем управлять сильными частями автомобиля с коробкой передач, поэтому мы чувствуем, что машина самоходная, мы не можем ею управлять)
  • они потребляют больше топлива
  • они дороже

Во время длительной поездки они означают больше комфорта для вождения. Огромным преимуществом является то, что они полностью вписываются в разные стили вождения.

В автомобиле с механической коробкой передач водитель может решить, когда он хотел бы переключить коробку передач таким образом, чтобы он нажимал сцепление и переводил коробку передач в нужное положение.
В автомобиле с автоматической коробкой передач отсутствует педаль сцепления. Если коробка передач находится в положении D, автомобиль автоматически выбирает правильный режим в зависимости от двигателя и скорости.

 

Коробка передач

Почти все автоматические коробки передач содержат следующие ступени:

  • P — парковка (блокировка коробки передач, надо выбрать, если машина стоит)
  • R — задний парктроник
  • N – нейтраль (аналогично автомобилям с МКПП)
  • D – вождение
  • 2 – вторая ступень
  • 1 – первая ступень

Максиму интересно, а зачем там 1 и 2 ступени, если переключение передач автоматическое? Иногда водителю необходимо отключить автоматическую систему, например, если он едет вниз по крутому склону. В этой ситуации автоматическая коробка передач пытается переключиться на более высокую ступень, даже несмотря на то, что из соображений безопасности мы должны двигаться на более низкой передаче.

 

 

Как запустить, переместить и остановить?

Запуск
Нам нужно сделать 2 вещи: коробка передач должна быть в положении P, и мы должны нажать на педаль тормоза. Большинство автомобилей с автоматической коробкой передач не заведется, пока мы не предпримем эти шаги. Итак, правая нога на тормозе, коробка передач в положении P, поверните ключ и заведите машину. Чтобы двигаться, мы переключаемся с P на D.

«Ползучесть»
Автомобили с автоматической коробкой передач спроектированы так, чтобы двигаться вперед, не нажимая педаль акселератора. Из-за этого, если мы хотим достичь положения стоя, приходится использовать педаль тормоза или ручной тормоз.

Притормози и остановись
С автомобилями с автоматической коробкой передач все проще, чем с механической коробкой передач». Но надо помнить, что коробка-автомат не так быстро реагирует на возврат педали акселератора, поэтому меньше шансов затормозить моторным торможением.
Чтобы затормозить, снимаем ногу с педали газа и нажимаем на тормоз. Из-за более слабого тормоза двигателя приходится тормозить раньше и сильнее, коробка автоматически переключается обратно на более низкую передачу. Это хорошее подспорье на перекрестках или в других ситуациях, когда нам нужно снизить скорость, потому что мы можем уделять больше внимания внешним факторам, что может быть безопаснее.
В конце поездки переключаем коробку передач на P и подтягиваем ручной тормоз, перед тем как заглушить двигатель автомобиля.

Парковка и ожидание
Мы всегда пользуемся ручным тормозом, если стоим в пробке. Если есть небольшая остановка, то педали тормоза может хватить.
При парковке пользуемся ручным тормозом и переключаем в положение P, перед тем как отпустить педаль тормоза. Просто если поедем еще раз, то нажимаем тормоз, отпускаем ручник и переключаемся на Д.

Поворот
Автоматическое переключение передач часто включается, когда мы уменьшаем давление на педаль акселератора при повороте, что может привести к тому, что мы едем быстрее в повороте, чем хотелось бы. Чтобы этого избежать, прежде чем мы дойдем до поворота, мы должны плавно ускориться. Так автомат переключается на более низкую передачу. Если на дороге много поворотов, поставьте коробку передач на второе или третье положение.

Парковочная дистанция
Ставим ногу на педаль тормоза, переключаем коробку передач на R. Медленно отпускаем тормоз и плавно нажимаем на педаль акселератора.

Маневрирование
Поскольку автомобили с автоматической коробкой передач движутся автоматически и медленно, нам не нужно нажимать педаль акселератора при маневрировании на малых скоростях.
Если мы делаем это на холмистой местности, конечно, мы должны нажать немного на газ.
Большинство автомобилей с автоматической коробкой передач допускают ручное переключение передач. Это обозначено на коробке передач цифрами в соответствии с механической коробкой передач. Первая передача часто обозначается буквой L (низкая).
Эти пониженные передачи могут быть очень полезны в замедленной съемке (пробке) и если нам нужен моторный тормоз (на спуске).

Кик-даун
Если нам нужно резко ускориться, используйте кик-даун. С его помощью можно заставить автоматическую коробку передач долгое время находиться в нижнем положении.
Чтобы активировать это, мы должны сильно нажать на педаль акселератора и удерживать ее до тех пор, пока мы не достигнем желаемой скорости. Если мы дошли до этого, убираем ногу с педали акселератора.

Трогание в гору
Если мы хотим двигаться вперед по крутому склону, при старте недостаточно убрать ногу с педали тормоза. В некоторых автомобилях с АКПП есть функция, предотвращающая проскальзывание назад, но у нас ее нет, делаем следующее:

  • проверить, что ручной тормоз отключен
  • осторожно нажмите на педаль акселератора
  • мы чувствуем, что нос машины начинает подниматься
  • отпускаем фирменный тормоз и даем машине немного скользить вперед, пока не нажмем на акселератор.

Вниз по склону
Если мы движемся вниз по склону, выберите более низкую передачу (1,2 или 3), чтобы контролировать скорость автомобиля. Это удерживает автомобиль на более низкой передаче и не позволяет переключиться на более высокую передачу.

Езда по снегу, льду
Чтобы колеса не пробуксовывали на скользкой дороге, включите более высокую передачу. Некоторые автомобили с автоматической коробкой передач имеют функцию для этих условий, которую мы можем выбрать вручную, но если мы этого не сделали, выберите положение 2 или 3, чтобы уменьшить скорость автомобиля.

Как работает автоматическая коробка передач?

Автоматическая коробка передач – шедевр автомобильной техники. Устройство связано с компьютером автомобиля, гидравлической и механической системой, поэтому оно переключается, когда это необходимо.

Коробка передач должна следить за тем, чтобы обороты двигателя сохранялись и оставались на безопасном уровне, при этом обеспечивая достаточный крутящий момент на приводной вал, чтобы автомобиль мог двигаться с необходимой скоростью.

  • На пониженной передаче двигатель работает сильнее, а колеса вращаются медленнее. Нам нужна более низкая передача, когда колеса находятся под более высоким давлением. (например, когда автомобиль ускоряется первым, когда мы обгоняем другой автомобиль или движемся в гору.)
  • На более высокой передаче двигатель находится ближе к нейтральному положению, а колеса вращаются быстро с небольшим крутящим моментом. Это работает до тех пор, пока автомобиль не сможет легко катиться по шоссе или под гору, потому что в этом случае автомобилю требуется очень небольшое усилие для движения.

Работа коробки передач заключается в измерении давления, например, если мы едем в гору или хотим резко ускориться, она сравнивает текущую скорость и давление колес. Если разница большая, то компьютерная система решает, чем она переключается на более низкую передачу, чтобы получить больше мощности на колеса, чтобы увеличить скорость.

 

Советы

  • Не переключайтесь в положение P или R во время движения автомобиля!
  • Избегайте медленной езды и движения на холостом ходу.
  • Если нам нужно сделать короткую паузу (пробка), не нужно переключаться с D на P. Поднимите ручник, чтобы машина не двигалась.
  • Если мы стоим в пробке, переключитесь на нейтраль (N) и держите ногу на тормозе. Это прерывает привод на колеса и предотвращает перегрев двигателя.
  • Если мы застряли в грязи и колеса дальше не идут, не давите на газ, потому что это может повредить трансмиссию. Вместо этого позовите на помощь.
  • Так же, как в автомобиле с механической коробкой передач, используйте правую ногу для торможения.
  • Автоматическое торможение двигателем автомобиля менее эффективно, поэтому используйте его с осторожностью.
  • Техническое обслуживание коробки передач важно – мы должны регулярно проверять уровень трансмиссионной жидкости.

 

Автоматическая коробка передач: основы вождения с ручкой

Все мы слышали термины «рукоять» или «автомат», но знаете ли вы, что на самом деле означают эти фразы, когда вы находитесь за рулем? Эти типы вождения на самом деле относятся к типу трансмиссии вашего автомобиля. Оба типа трансмиссии требуют разных шагов, чтобы заставить автомобиль работать и вести себя так, как вы хотите.

В этом посте мы рассмотрим основы автоматических коробок передач и информацию, которую вам необходимо знать для обслуживания и эксплуатации автомобиля с такой конструкцией.

Как обслуживать вашу автоматическую коробку передач

Есть несколько вещей, за которыми вы должны следить, чтобы ваша коробка передач прослужила долго и исправно: нужный. Вы можете проверить уровень жидкости, вытащив щуп трансмиссии, расположенный в задней части двигателя, и проверив цвет и уровень жидкости. И автоматические, и механические коробки передач (или рычаги переключения передач) используют трансмиссионную жидкость для смазки и охлаждения внутренних деталей. Разница в том, что автоматические трансмиссии также зависят от этой жидкости для гидравлической передачи мощности, которая подвергает жидкость гораздо большему нагреву, чем в модели с ручным переключением передач. Вот почему чистота жидкости особенно важна в автоматике. Вы можете прочитать эту статью о признаках того, что ваша трансмиссионная жидкость нуждается в замене, чтобы получить дополнительные советы.

  • Регулярная замена масла важна не только для исправности вашей трансмиссии, но и для каждой движущейся части вашего автомобиля. Рекомендуется менять масло каждые 3000 миль. Сделать это довольно быстро и недорого, в зависимости от того, куда вы идете, поэтому обязательно будьте в курсе.
  • Следите за признаками повреждения трансмиссии. Последнее, что вы хотите, чтобы маленькая проблема превратилась в большую и, вероятно, очень дорогостоящую проблему. Признаками того, что вам может понадобиться ремонт трансмиссии, являются такие вещи, как скрежет при переключении передач, любая утечка жидкости, оставшаяся под автомобилем, когда он был припаркован, или затрудненное переключение передач. Часто проблема с вашей коробкой передач может проявляться месяцами, поэтому следите за небольшими признаками, чтобы вы могли обнаружить ее на ранней стадии.
  • Если вы не знаете, как часто вам следует выполнять работы с коробкой передач, посмотрите в руководстве по эксплуатации рекомендуемый период технического обслуживания для вашей конкретной модели автомобиля. Чем больше вы знаете, тем лучше вы будете!
  • Как заставить его двигаться?

    Автомобили не двигаются в нужном вам направлении простым поворотом руля. Для того, чтобы управлять своим транспортным средством, вам нужно использовать автоматическое переключение передач, или штуковину рядом с водительским сиденьем с кучей букв и цифр, когда вы управляете автомобилем с автоматической коробкой передач. Эта «штучка» — рычаг переключения передач, а эти, казалось бы, случайные буквы и цифры обозначают передаточные числа, которые могут изменить движение вашего автомобиля. Эти буквы и цифры будут отличаться от тех, которые вы найдете на механической коробке передач, поэтому давайте посмотрим, что означают эти разные передачи на автоматическом переключателе.

    P для парковки

    Когда вы хотите припарковать машину, P — ваш друг. P блокирует вторичный вал и предотвращает скатывание автомобиля. Это делается с помощью небольшой внутренней детали, называемой парковочной собачкой, которая действует как клин в выходном валу, удерживая его на месте и останавливая ваш автомобиль. Когда вы припаркованы на ровной поверхности, вполне нормально использовать только выбор парковочной передачи. Однако, если вы находитесь на холме, обязательно используйте стояночный тормоз. Это снижает нагрузку на передачу P и фактически может увеличить срок службы вашей автоматической коробки передач. Не забудьте снять стояночный тормоз в следующий раз, когда будете ехать, иначе вы будете ехать с неприятным визгом.

    R для заднего хода.

    Используйте передачу R, когда хотите дать машине задний ход. Но прежде чем переключить рычаг переключения передач на задний ход, убедитесь, что ваша нога находится на педали тормоза. Если вы попытаетесь переключить передачу с движения вперед на движение назад, не нажимая педаль тормоза, вы рискуете повредить трансмиссию или вызвать резкое ускорение автомобиля. Однако вам, возможно, даже не придется беспокоиться об этом, поскольку многие современные автомобили имеют функцию безопасности, состоящую из электромагнитных клапанов, которые блокируют переключение селектора передач на задний ход, когда он уже движется вперед. Но типа, все равно — не делай этого.

    N означает нейтральное положение

    Позиция N — это ваша Швейцария, ваша нейтральная. Вы, вероятно, не будете часто переключаться на эту передачу — она отключает автоматическую коробку передач от ведущих колес и в основном используется для буксировки или толкания автомобилей.

    D для вождения

    D для вождения или того, чем вы будете заниматься 99% времени, находясь за рулем. Привод запускает полный диапазон передаточных чисел переднего хода, которые меняются в зависимости от скорости.

    L для низкого

    Опустите его, опустите его ниже, когда требуется больше мощности на более низких скоростях автомобиля. Низкий уровень означает, что коробка передач заблокирована на первой передаче.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *