Содержание
Как пользоваться роботизированной коробкой передач
Как известно, современные авто сегодня могут оснащаться различными типами коробок-автомат: классическая АКПП, вариаторная трансмиссия CVT, а также роботизированная коробка передач. При этом автоматическая КПП независимо от типа проще в управлении, чем «механика», однако такие коробки сложнее в плане устройства и обслуживания.
Каждый из указанных типов АКПП имеет как плюсы, так и минусы. В попытке создать наилучшее решение сравнительно недавно появилась роботизированная КПП, которая сочетает в себе надежность и экономичность «механики», а также комфорт «автомата». Далее мы рассмотрим, что такое коробка передач робот и как пользоваться данным типом КПП.
Содержание статьи
- Управление роботизированной коробкой передач: что нужно учитывать
- Особенности эксплуатации РКПП
- Советы и рекомендации
- Что в итоге
Управление роботизированной коробкой передач: что нужно учитывать
Для лучшего понимания принципов работы и управления РКПП следует начать с устройства трансмиссии данного типа. Фактически, робот является механической КПП, которая при этом имеет отдельные механизмы для управления работой сцепления и включения передач. Также присутствует электронный блок управления.
Получается, все те функции, которые на МКПП выполняет водитель (выжим педали сцепления, выбор передачи, включение передачи при помощи рычага) выполняют актуаторы (сервоприводы, работающие под управлением электронного блока). Водителю остается только перевести селектор коробки-робот в тот или иной режим (аналогично обычной автоматической КПП), после чего переключения передач будут происходить автоматически.
Также РКПП, подобно многим АКПП с Типтроником, имеет ручной режим переключения передач. Данный режим полуавтоматический, позволяет водителю управлять коробкой вручную, при этом не нужно выжимать сцепление (педаль попросту отсутствует). Так или иначе, режимы РКПП похожи, однако несколько отличаются от «классического» автомата. Давайте разбираться.
- Режим «N» — нейтральная передача (нейтраль). Есть как на АКПП, так и на роботах. Данный режим означает, что крутящий момент на колеса не передается, хотя двигатель работает и на саму коробку передается момент. Данный режим больше сервисный (подходит для буксировки, перекатывания авто в рембоксе), однако также может использоваться при длительном простое машины с заведенным двигателем.
- Режим «R» — реверс, задний ход. Необходим такой режим для движения назад, включается только после полной остановки авто.
- Режимы «А/М» или «Е/М» указывают на движение вперед (аналогично режиму «D» на АКПП), то есть КПП осуществляет переключение передач автоматически.
- Режим «М» позволяет перевести коробку на ручное управление (селектор нужно перевести в специальный паз). Обозначения «+» и «-» указывают, куда нужно двигать селектор для повышения и понижения передачи при ручном режиме управления.
Особенности эксплуатации РКПП
Начнем с прогрева коробки-робот. Прогревать роботизированную КПП, в отличие от АКПП, нет необходимости. Другими словами, не следует переводить селектор в разные режимы на неподвижной машине и заведенном двигателе для того, чтобы повысить температуру масла в агрегате.
Роботизированная коробка напоминает механику, то есть не требует прогрева. Единственное, как и в случае с МКПП, после холодного пуска лучше дать мотору поработать на холостых и прогреть ДВС. Параллельно немного погреется и КПП. Если точнее, густое масло распределится по коробке, снижая нагрузку и сухое трение.
Для этого просто заведите двигатель, коробка должна оставаться в режиме «N». Спустя 5-10 мин (в зависимости от наружной температуры) можно начать движение, двигаясь плавно, без резких разгонов и высоких скоростей около 3-5 км. За это время КПП прогреется, что позволит более активно нагружать трансмиссию без рисков сильного износа.
- Движение на подъем или на спуске на машине с РКПП должно производиться с учетом особенностей такой коробки. Как правило, машины с роботом не имеют системы помощи при старте на подъеме. В отличие от автомата АКПП, робот может откатиться назад при старте на подъем (по аналогии с обычной «механикой»).
Чтобы стартовать без отката, нужно затянуть ручник, затем убрать ногу с педали тормоза и немного добавить газ, одновременно опуская стояночный тормоз. Это позволит избежать отката авто назад. Данный прием требует практики, так что рекомендуется отдельно провести тренировку, пока водитель не почувствует момент начала схватывания сцепления.
Также зимой оптимально трогаться в ручном режиме на первой передаче, при этом не сильно нажимать на газ. Если активно дросселировать, колеса могут начать буксовать. Если машина с роботом преодолевает подъем, при этом включен автоматический режим, роботизированная КПП начнет сама переключаться на пониженные передачи. В устройстве коробки есть гироскоп, определяющий положение кузова. Такая работа логична, так как на подъеме нужно больше тяги и обороты двигателя должны быть высокими.
При этом можно перейти и в ручной режим, выбрав одну передачу. Однако следует помнить, что робот не позволит двигаться в натяг, то есть обороты во время преодоления подъема должны быть не ниже 2500 об/мин. Что касается движения на спуске, от водителя каких-либо действий не требуется. Можно использовать как автоматический, так и ручной режим. При этом эффект торможения двигателем будет явно выражен.
- При кратковременных простоях с заведенным мотором (до 3-5 минут) важно понимать, что переводить рычаг из положения «A» в «N» не обязательно, однако стоит учитывать, что в режиме «А» на неподвижном авто при нажатой педали тормоза сцепление остается включенным.
Если машина стоит дольше, лучше переключиться в нейтраль. Что касается парковки, после полной остановки селектор нужно перевести в нейтраль «N», затянуть ручник и далее глушить двигатель.
- Также часто коробка робот имеет допрежимы (спортивный, зимний). Так вот, зимний режим обозначается пиктограммой в виде значка «снежинки». Режим направлен на то, чтобы трогаться как можно более плавно, избегая пробуксовок на льду или в снегу. Если просто, в этом режиме машина стартует сразу со второй передачи, а также максимально плавно переходит на повышенные.
Спортивный режим S позволяет сильнее раскручивать мотор, то есть переход на повышенную передачу происходит позже, чем в обычном автоматическом режиме работы КПП. Режим «спорт» на коробке робот нужен для активного разгона, совершения обгонов и маневрирования.
- Еще добавим, что во время езды можно без всяких ограничений переходить из полностью автоматического режима в ручной, а также обратно. Параллельно можно вручную повышать и понижать передачу.
Однако нужно учитывать, что ручной режим полностью таковым не является. Управление коробкой все равно контролирует электронный блок. Например, при движении с высокой скоростью водитель не сможет сразу переключиться на две ступени «вниз».
ЭБУ коробкой учитывает обороты двигателя, после чего включит только ту передачу, которой данные обороты соответствуют. Получается, происходит переход только на допустимую передачу, а не на ту, которую пытается включить водитель.
Фактически, такая особенность является защитой коробки и мотора от ошибок водителя и поломок. В ЭБУ прописаны алгоритмы, по которым для каждой передачи отдельно определен допустимый диапазон оборотов двигателя.
Если выбранная водителем передача в ручном режиме соответствует диапазону, коробка включит эту скорость, если же обороты не соответствуют выбранной передаче, ЭБУ включит ту скорость, которая оптимально «подходит » по диапазону оборотов.
Советы и рекомендации
Хотя коробка робот похожа на автомат, нужно учитывать определенные уникальные особенности. Прежде всего, такая коробка на рассчитана на агрессивную эксплуатацию, больше подходит спокойным водителям.
Это значит, что при езде на РКПП лучше избегать резких нажатий на газ. При необходимости активного разгона лучше или заранее переходить в ручной или спортивный режим, или же нажимать на газ плавно.
Что касается торможения, в этом случае лучше всего подходит полностью автоматический режим работы роботизированной коробки передач. Также характерной особенностью РКПП является наличие легких толчков при переключениях передач. Еще могут возникать задержки и провалы, то есть коробка долго «думает» в том случае, если водитель, двигаясь плавно, вдруг принимает решение резко ускориться.
Если говорить о толчках, от водителя потребуется привыкнуть к такой особенности. Еще можно немного сгладить толчки, отпуская педаль газа в момент, когда КПП переключает передачу. Это позволяет немного понизить обороты двигателя (аналогично езде на механической коробке).
Даже с учетом того, что робот конструктивно похож на механику, буксовать на такой коробке все равно не рекомендуется. Если для «классических» АКПП пробуксовки весьма опасны перегревом масла в автомате, на роботе выходит из строя сцепление, сильно изнашиваются сервомеханизмы, сбиваются их калибровочные настройки.
Это значит, что в ручном режиме выехать «в раскачку» можно, однако такое решение может не пройти без последствий, как в случае с механикой. Если машина застряла, лучше попытаться выбраться не своим ходом или вытолкать автомобиль.
Рекомендуем также прочитать отдельную статью о том, что такое коробка робот. Из этой статьи вы узнаете о видах роботизированных КПП, как они работают, какие преимущества и недостатки имеет коробка робот по сравнению с другими типами трансмиссий и т.д.
Еще следует отметить, что каждые 10 тыс. км. необходимо проводить диагностику РКПП, а также делать инициализацию (адаптацию) коробки робот. Такой подход позволит повысить качество работы и избежать преждевременных поломок. Дело в том, что в отличие от водителя на МКПП, который самостоятельно управляет работой сцепления, робот не способен учитывать износ сцепления.
Получается, «точка схватывания» смещается, коробка может начать дергаться, переключения передач жесткие. Чтобы этого избежать, робот нужно «обучать», позволяя учесть изменившиеся по мере износа параметры.
Что в итоге
Как видно, роботизированная коробка передач типа АМТ является достаточно неплохой альтернативой в бюджетном сегменте. Фактически, РКПП является промежуточным звеном между МКПП и «классическими» автоматами, позволяя получить владельцу преимущества автомата по доступной цене.
Однако нужно учитывать, что по комфорту роботы данного типа сильно отстают от АКПП и вариаторов, а также ресурс сервомеханизмов и сцепления на таких КПП обычно находится на отметке около 100 тыс. км. При этом актуаторы достаточно дорогие и плохо поддаются качественному ремонту.
Напоследок отметим, что сегодня многие производители оснащают свои авто роботизированными коробками данного типа. Главное, перед началом эксплуатации водитель должен учитывать все особенности такой трансмиссии, а также нужно заранее знать, как управлять роботизированной коробкой передач.
Ремонт роботизированной коробки передач в Санкт-Петербурге
Актуатор управляется электроблоком, автоматика сама выбирает передачу в зависимости от показателей скорости и оборотов двигателя.
В процессе эксплуатации авто именно на сцепление приходятся повышенные нагрузки, поэтому на коробках такого типа сцепление часто относят к расходникам, меняя его едва ли не каждые 50-70 тысяч километров пробега. Такие коробки в большей степени предназначены для размеренной плавной езды, а вот агрессивный стиль управления авто существенно сокращает срок службы коробки. В итоге, ремонт роботизированной коробки передач требуется каждые сто тысяч километров.
Симптомы неисправностей
Важно правильно и своевременно определить имеющиеся поломки робота, что позволит автовладельцу оперативно обратиться в сервис и выполнить необходимый ремонт роботизированной коробки передач.
Симптомами неисправностей робота является следующее:
- Рывки при переключении передач
- Снижение чувствительности у селектора переключения КПП
- Ухудшение динамики разгона.
- Появление соответствующей предупреждающей индикации.
В силу сложности конструкции самостоятельный ремонт робота невозможен. При появлении симптомов неисправностей следует сразу же обращаться в сервис, специалисты смогут выполнить диагностику робота и полностью устранят имеющиеся поломки.
Ремонт робота
Типичной причиной обращения автовладельцев в сервис является износ сцепления, на которое приходятся повышенные нагрузки. Если появились стуки и удары при смене ступеней, трансмиссия работает словно классическая механика или автомат, в подобном случае нужно выполнять ремонт робота проводить дефектовку и менять сцепление.
Также могут отмечаться проблемы с электрической частью. Блок управления и многочисленные датчики выходят из строя, что приводит как к неправильной работе трансмиссии, так и полному обездвиживанию автомобиля. Диагностика выполняется на специальных сканерах, которые считывают ошибки с блока управления, после чего проводится замена дефектных модулей.
Ещё одной типичной причиной обращения автовладельцев в сервис является износ электродвигателя, который отвечает за включение передач. Со временем щетки электродвигателя загрязняются и выгорают, что приводит к заметным ударам при включении ступеней. Ремонт роботизированной коробки передач будет заключаться в подобном случае в замене электродвигателя или его восстановлении.
Ремонт ЭБУ
Появление на приборной панели соответствующей сигнализации о неисправности коробки или же полное обездвиживание автомобиля может говорить о неисправностях блока управления. В подобном случае необходим демонтаж ЭБУ и его диагностика на специальном сканере. В зависимости от выявленных неисправностей требуется проводить замену дефектных датчиков или восстанавливать соединение шлейфов. Если робот длительное время эксплуатировался в условиях перегрева, требуется замена блока управления, что позволяет полностью восстановить работу роботизированной трансмиссии.
Адаптация робота
Под адаптацией принято понимать обнуление имеющихся настроек у блока управления. Коробка калибруется под новые режимы работы, что позволяет обеспечить правильное и максимально плавное переключение передач. При выполнении такой адаптации выполняется программная инициализация сцепления, программируются приводы, которые отвечают за включение передач. Правильно выполнить такую работу можно, исключительно используя специальное оборудование и программные комплексы, которые позволяют провести такую адаптацию в соответствии с техрегламентом производителя, восстановив трансмиссию после её ремонта.
Предложение компании АКПП СПБ Центр
В компании АКПП СПБ Центр собраны квалифицированные специалисты, мы сможем максимально точно и в короткий срок выполнить диагностику трансмиссии, определим имеющиеся неполадки и полностью их устраним. На выполненный ремонт роботизированной коробки передач предлагаются соответствующие гарантии, при этом стоимость такой работы не слишком высока.
Шестерни внутри запястья промышленного робота
С механической точки зрения, запястье — это три последних соединения механизма робота (для шестиосного робота: J4 / J5 / J6). Больше механизмов — самая интересная часть манипулятора робота. Мне всегда интересно посмотреть, как эта часть робота устроена в разных типах рук. К счастью, у нас есть YouTube, так что можно заглянуть под обложку, не разбирая робота самостоятельно 🙂 Вот краткий список моих любимых видео, показывающих разные решения.
Шестерни Fanuc M-10iA пятой и шестой оси погружены в маслоПроверьте лучшее Книга по промышленным роботам
«Все, что вам нужно знать о робототехнике от новичка до эксперта!»
«Такие термины, как «Кинематика» и «Прямая/обратная кинематика», кажутся сложными, хотя в этой книге они описаны таким образом, чтобы их мог понять ребенок».
«Настоятельно рекомендуется».
Узнать больше ➡️
Купить прямо сейчас на Amazon!
KUKAKUKA — производитель промышленных роботов и решений для автоматизации производства. Корпорация KUKA Robotics Corporation имеет 25 дочерних компаний по всему миру, в основном дочерние компании по продажам и обслуживанию, в том числе в Соединенных Штатах,… Подробнее Запястье промышленного робота KR500Запястье мотоциклиста со скрытыми двумя серводвигателями внутри корпуса
Как видите, механизм запястья робота может быть действительно сложный. Еще одна интересная вещь внутри манипулятора — это редукторы для осей A1-A3. Сегодня все используют гармонические редукторы, которые представляют собой довольно сложный механизм. Ниже видео, объясняющее, как они работают.
Помните, что для бесперебойной, безотказной работы робота необходимо подумать о правильной смазке. Всегда используйте масла и шестерни, рекомендованные вашим поставщиком роботов. Внимательно прочитайте руководство по техническому обслуживанию, оно может быть разным для каждой оси!
GPL Роботизированный планетарный редуктор с нулевым люфтом
Революционный роботизированный планетарный редуктор серии GPL GAM сочетает в себе самый низкий люфт и высокую жесткость при наклоне с движением без вибрации для плавного, контролируемого движения в робототехнике и приложениях управления движением.
Характеристики
- Люфт ≤ 0,1 угловой минуты (6 угловых секунд) , в 10 раз лучше, чем у других прецизионных редукторов
- Лучшая на рынке жесткость на кручение для ≤ 0,6 угловых минут при потере движения
- Работает без вибраций для превосходной точности позиционирования и непрерывного контроля на протяжении всего движения
- Регулировка не требуется: Запатентованная конструкция гарантирует, что люфт не увеличится за срок службы коробки передач
- Срок службы 20 000 часов
- Проверенная эффективность
- Встроенный адаптер двигателя готов к установке вашего двигателя
- Заменяет двигатели с прямым приводом при значительном снижении затрат
- Превышение производительности циклоидального редуктора почти во всех областях применения
Узнайте больше о люфте, холостом ходу и других терминах точности редуктора в руководстве: Определения точности редуктора GAM (pdf)
Конструкция редуктора
Серия GPL состоит из трех ступеней:
- Цилиндрическая шестерня и шестерня : высокая коэффициенты и тихая работа
- Планетарная передача : фиксированное передаточное число
- Коническая шпилька : нулевой люфт на весь срок службы
youtube.com/embed/hKCpsnAreMQ?rel=0″ frameborder=»0″ allow=»autoplay; encrypted-media» allowfullscreen=»»>
Модели серии GPL
Редукторы GPL доступны в виде компонентов или с крышкой и встроенной входной шестерней с адаптером двигателя
Цельный фланцевый выход
- Фланцевый выход
- Размеры от 056 до 400
- Отношения от 50:1 до 200:1
- Номинальный крутящий момент от 445 до 3500 Нм
- Технические характеристики и модели САПР
Выход с полым фланцем
- Выход с полым фланцем
- Размеры от 057 до 400
- Передаточное число от 35,5:1 до 131,1:1
- Номинальный крутящий момент от 445 до 3500 Нм
- Технические характеристики и модели САПР
Георадар
Вход для прямого угла
- Включает встроенный вход для прямого угла