Рубрики
Разное

Как двигатель стучит: определяем неисправности на слух — журнал За рулем

Стуки в двигателе»японца»

Самый страшный стук в двигателе японского автомобиля —
это стук шатунов при износе вкладышей, и если он уже появился, ничего вы с
ним «быстренько» не сделаете. Не помогает ни более вязкое масло, ни более
позднее зажигание, ни подкладки («шуба») под вкладыши. Это может только на
время чуть приглушить удары шатуна о шейку коленвала. Это капитальный
ремонт. Надо снимать коленчатый вал, так как на его шейке «набит» эллипс,
протачивать его под ремонтные вкладыши и т.д. Об этом стуке, о его тоне и
месте, откуда он раздается, столько разного написано, но у каждого
японского двигателя стук будет свой. Два «стучащих» двигателя будут
стучать по-разному, но у обоих, если отключить дефектный цилиндр, стук,
если он недавно начался, исчезнет; особенно сильно этот стук проявляется
при сбрасывании газа. Если двигатель дизельный, то картина шатунного стука
может быть несколько иной. Поршни в дизельных двигателях при своем
движении вплотную подходят к головке блока цилиндров, поэтому при
увеличении зазора в шатунной шейке головка поршня касается головки блока
цилиндров. Поэтому после отключения «стучащего» цилиндра грохот из-за
этого «касания» остается и он очень похож на стук при «проскочившем» ремне
газораспределения. Ездить на стучащем из-за шатуна двигателе нельзя, если
вы не собираетесь покупать новый двигатель. «Доехать до дома» со стучащим
шатуном можно только на автомобиле фирмы «Subaru» с двигателями ЕА-81 и
ЕА-82, т.к. оппозитная конструкция этих двигателей делает их чрезвычайно
жесткими. Коленчатый вал, поскольку он короткий, также более жесткий, чем
у обычных двигателей. Известен случай, когда стучащий двигатель этой фирмы
эксплуатировался больше месяца. Правда, потом его, не вскрывая, заменили.
Шатунный стук в двигателе возникает только из-за нарушений правил
эксплуатации. Впрочем, иногда в ремонт попадают двигатели с шатунным
стуком, причиной которого является открученная гайка на шатуне. Если вы
вовремя этот стук заметили, то, может быть, можно будет обойтись без
расточки коленвала. Но вовремя его заметить, пока там все не размолотило,
в нашей практике еще ни одному владельцу машины не удавалось, так как
гайки, если уж они начали откручиваться, откручиваются очень быстро.

В японских двигателях, в общем-то, стучит все то же, что
и в российских: клапаны, привод бензонасоса (очень неприятный стук,
похожий на стук клапана, но может быть сильнее; неприятный еще и потому,
что пока до него «дойдешь», пару раз отрегулируешь тепловые зазоры в
клапанах), стучат шкивы на коленчатом валу после того, как отвернется
крепящая их гайка (это случалось с двигателями серии «Toyota 2Y» и «Subaru
Ledacy», при этом сальник лобовины моментально разрушается, и через него
начинает течь масло. Если по ряду причин зубчатый ремень проскочит на
несколько зубьев (а у дизельных двигателей — на один зуб), то поршень
может доставать головки клапанов, и это также вызывает стук, который легко
убирается при установке ремня газораспределения на место. Но этот дефект в
двигателях, за исключением дизельных, встречается крайне редко и только
там, где при обрыве ремня газораспределения гнет клапаны, и при этом
ощутимо снижается мощность двигателя. Если двигатель был в ремонте, и
после смены прокладки головки блока у него появился стук, похожий на
клапанный, то почти наверняка виновата новая самодельная прокладка головки
блока. Прокладка была сделана размер в размер, но после того, как
установили головку блока и обжали ее, эта прокладка слегка расплющилась, и
отверстие под поршень в ней слегка уменьшилось. Теперь головка поршня при
прохождении верхней мертвой точки касается выступающей части прокладки.
Слегка, но достаточно, чтобы двигатель работал с хорошо различимым стуком.
В общем это не страшно (один такой двигатель «Toyota 13Т» стучал, но ездил
около года, да и теперь ездит, но уже почти не стучит), но если прокладка
изрядно выступает, то поршнем расколотит выступающую часть прокладки,
которая обвальцована металлом и, возможно, вам придется ставить диагноз:
«пробита прокладка головки блока». Если у вас двигатель с
гидрекомпенсаторами клапанных зазоров, то эти гидрокомпенсаторы могут
стучать. Это следствие каких-нибудь неполадок в системе смазки (обычно
из-за грязного масла). Бывает так, что двигатель заведется, постучит
немного своими компенсаторами и успокоится. Это значит, что пока еще
гидрокомпенсаторы способны «набиваться», но уже надо планировать их
замену, а, скорее всего, чистку их и всего двигателя. А пока надо
немедленно заменить грязное масло в двигателе. Причиной стука может стать
слабо натянутый зубчатый ремень. При оборотах все ветви ремня начинают
вибрировать. Из-за этой вибрации ремень может касаться кожуха (например, у
СА-18(S)), где кожух металлический, стук из-за этого касания очень
громкий), эта вибрация может привести к стуку в приводе трамблера (Toyota
1G-GEU).

В заключение этого раздела хотелось бы сказать о
детонационных стуках. Когда в японский двигатель налит наш А-76, то при
резком нажатии на газ двигатель стучит. Стучит сам поршень в цилиндре (а
не пальцы), вернее, его «юбка», когда проходит ВМТ. С этим все ясно:
возникает детонация, т.е. взрывообразное горение топлива. Но у дизельных
двигателей тоже бывают детонационные стуки. Несколько лет назад пришел в
ремонт автомобиль с дизельным двигателем Toyota 2С. Стучит. Гораздо
звонче, чем шатун, и очень похоже на стук поршня о головку блока.
Отключаем цилиндр (отдаем гайку на форсунке), стук полностью исчезает.
Двигатель, естественно, «троит». Поскольку опыта было еще немного, мы
разобрали двигатель и обнаружили… великолепное состояние всех деталей.
Зазоры во вкладышах, овальность шеек, состояние поршней — ни одного
замечания! Единственное, что мы обнаружили из «ненормальностей» — это то,
что поверхность вкладышей «стучащего» шатуна была чуть-чуть наклепана. На
ней не было микрорисок, которые были на рабочих поверхностях других
вкладышей. В общем, собрали мы двигатель обратно, он по-прежнему стучит
(да так громко!), и тут только заметили, что при отвинчивании накидных
гаек на форсунках из всех трубок «летит» топливо, а из трубки, питающей
«стучащий» цилиндр, ползет пена. Виноват был напорный клапан в ТНВД. Сняли
его, промыли, поставили обратно — больше никаких стуков. Мы решили, что
бедная смесь, которая образовалась в камере сгорания и была причиной
детонации, из-за чего и был стук.

Еще в дизельных двигателях, особенно на холостом ходу,
стучат плунжерные пары. С этим ничего не поделаешь. Но со стуком
плунжерных пар можно долго ездить. Так же, как когда у двигателей с
впрыском «щелкают» топливные инжекторы. Ни на что это не влияет. Может
быть, через год-два это «щелканье» и приведет к какому-нибудь износу, и
инжектор станет «лить» больше бензина, чем задумывалось японцами, но,
скорее всего, вы этого не заметите, так как по всем эксплуатационным
параметрам (расход топлива, выбросы СО, NО, СН, мощность и т.д.) двигатель
с впрыском намного лучше японского карбюраторного и, тем более,
российского двигателя. И последнее. Если появился подозрительный стук,
покажите двигатель как можно большему количеству технически грамотных
людей. Чем больше аргументированных компетентных мнений вы услышите, тем
легче будет принять решение.

(Статья взята с сайта
https://express.irk.ru/)







Более 2000 руководств

по ремонту и техническому обслуживанию

автомобилей различных марок

 



  Toyota-Club

Поддержать · Donate











Что стучит под клапанной крышкой двигателя автомобиля?

Стук по клапанной крышкой двигателя автомобиля — верный признак появления целого ряда проблем в его работе.

В большинстве случаев этот стук хорошо различим при работе двигателя на холостом ходу и может пропадать по мере его прогрева.

Считается, что обычно стучат клапана в клапанном механизме. Но это не всегда так. Под клапанной крышкой двигателя еще много что может сломаться и застучать.

Попробуем перечислить основные неисправности двигателя автомобиля признаком которых будет являться стук под клапанной крышкой.

В качестве примера используем карбюраторный двигатель 21083 (1,5 л) с верхним расположением распределительного вала, пружинами, регулировочными шайбами и толкателями в клапанном механизме.

Что стучит под клапанной крышкой двигателя автомобиля?

1. Стучат детали газораспределительного механизма из-за недостатка масла.

При падении уровня масла в поддоне двигателя или если по какой-то причине давление масла в двигателе недостаточное, при запуске наступает так называемое «масляное голодание» (к контактирующим деталям ГРМ не поступает моторное масло или поступает, но недостаточно). Водитель слышит тарахтящий звук, а детали двигателя изнашиваются ускоренными темпами.

Возможно все от того, что засорен маслоприемник в поддоне двигателя или помят поддон и его дно прижато к сетке маслоприемника, либо не держит противодренажный клапан масляного фильтра (он отвечает за то чтобы масло не сливалось из системы после остановки двигателя). Помимо этого к низкому давлению в системе смазки может привести подклинивание в открытом положении редукционного клапана масляного насоса или износ его шестерен.

Слишком жидкое масло залитое в изношенный двигатель, либо если в масло попадает охлаждающая жидкость или бензин, так же приведет к миганию лампы давления и «масляному голоданию».

Распредвал двигателя 21083 смазывается под давлением, через несколько отверстий, в случае масляного голодания он крутится на сухую издавая шум

2. Стучат клапана газораспределительного механизма двигателя.

Стук из-за больших тепловых зазоров.

Частый металлический дробный стук под клапанной крышкой во время работы двигателя на холостом ходу — признак наступивших проблем с клапанами. В большинстве случаев стук клапанов появляется при увеличенных тепловых зазорах между торцом стержня клапана и толкателем. Происходит это либо из-за неправильной регулировки теплового зазора, либо от стирания торцов клапанов на двигателях с большим пробегом или с плохим маслом. Стучать могут как все (или почти все) клапана, так и один или пара.

Шайбы для регулировки клапанов могут стираться со временем тем самым увеличивая зазор между ними и кулачками распредвала, что приводит к стуку

В худшем случае клапан начинает стучать если он погнут и подвисает в направляющей втулке. В таком случае придется снимать и разбирать головку блока чтобы заменить его.

Многие автовладельцы на слух довольно точно определяют неисправность клапанов (стук под клапанной крышкой в большинстве случаев довольно явный и отчетливый). Если возникают сомнения, в том, что «стучат» именно клапана можно провести проверку при помощи стетоскопа. Прикладываем его к клапанной крышке работающего на холостом ходу не прогретого двигателя. Стук клапанов будет слышен отчетливо. Можно даже определить какой клапан стучит больше.

Зоны прослушивания стуков в двигателе автомобиля

3. Стучит распредвал.

Распределительный вал двигателя обладает значительным запасом прочности, но со временем происходит износ его трущихся частей. Это кулачки, контактирующие с толкателями, шейки, опорные подшипники. Так же у распредвала на двигателях с пробегом появляется осевой люфт. Все эти проблемы напрямую влияют на шумность работы двигателя. И в частности на появление глухого стука при его запуске, который уменьшается по мере увеличения оборотов.

4. Стучат толкатели клапанов.

Толкатели клапанов тоже со временем стираются и начинают грохотать добавляя свою долю шума и стуков под клапанной крышкой двигателя.

Толкатели клапанов и регулировочные шайбы газораспределительного механизма двигателя 21083

В большинстве случаев имеет место не одна какая-либо неисправность (из перечисленных), а сразу две или несколько. Так как двигатель 21083 имеет  значительный пробег и соответственно имеет место износ всех его деталей.

Что делать если присутствует стук и повышенный шум под клапанной крышкой двигателя автомобиля?

Для начала нужно разобраться, когда проявляется этот стук, на холостом ходу или в движении, на холодном двигателе или если двигатель уже прогрет. Перечисленные выше неисправности проявляют себя стуком и шумом при работе холодного двигателя автомобиля на холостом ходу и могут исчезать или уменьшаться по мере его прогрева. С ними можно ездить, даже не смотря на то, что наносится определенный ущерб двигателю. Устранить их не так уж и трудоемко — клапана можно отрегулировать, масло долить или заменить на более свежее и густое, распредвал и детали ГРМ можно так же заменить своими силами.

Но если стук отчетливо слышен при работе прогретого двигателя на средних и высоких оборотах, то нужно как можно быстрее определить его причину так как скорее всего двигателю уже необходим капитальный ремонт.

Примечания и дополнения

— Добавить лишнего шума в работу двигателя автомобиля могут также разбитые направляющие втулки клапанов, либо если они неплотно посажены в своих гнездах в головке блока при некачественном ремонте. Помимо этого шум появляется при поломке пружин клапанов.

Еще статьи по неисправностям двигателей автомобилей ВАЗ

— Что делать если «стучат пальцы» в двигателе?

— Признаки неисправности цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя

— Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения двигателя на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Применяемость основных деталей двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Замена зубчатого венца на маховике двигателя

Подписывайтесь на нас!

Почему разные конфигурации двигателей издают разные звуки?

Каждый настоящий автолюбитель может отличить Aston V12 от AMG V8 и Audi V10 от Nissan V6. Но что создает этот огромный набор автомобильных мелодий?

Напомнить позже

У каждого есть своя любимая конфигурация двигателя, и самый большой вес в этом решении обычно придается звуку, который он издает. Шаблон, который щекочет мое воображение, — это V10, просто из-за интенсивного визга, издаваемого автомобильными королевами, такими как Porsche Carrera GT и Lexus LFA. От баритона V12 до хриплого рева четырехцилиндрового двигателя возникает вопрос: почему разное количество цилиндров производит разный шум двигателя?

Звук основан на давлении воздуха и взаимодействии между вибрациями, создаваемыми изменением давления, и нашими ушами. Высота звука зависит от частоты производимой звуковой волны, причем частота определяется как количество колебаний звуковой волны за одну секунду. Из-за огромного количества движущихся компонентов в автомобиле, особенно в двигателе, во время движения автомобиль производит сотни частот. Однако только одна основная частота проходит от двигателя к вашим ушам в качестве преобладающего звука рассматриваемого автомобиля, и это основная нота.

Основная нота двигателя создается синхронизацией и давлением выхлопных газов, выходящих из камеры сгорания в коллектор. Известные как импульсы, выхлопные газы вытесняются из цилиндров при каждом такте выпуска, который посылает импульс газа высокого давления через клапан в выпускной коллектор.

Скорость, с которой эти импульсы достигают ваших ушей, зависит от скорости вращения двигателя. Чем выше скорость двигателя, тем больше тактов выхлопа выполняется, поэтому увеличивается частота импульсов выхлопа. Вот почему ноты двигателя увеличиваются в громкости и высоте по мере увеличения оборотов. Чтобы различать звуки различных конфигураций двигателя, вы должны смотреть на порядок зажигания.

Например, вы можете задаться вопросом, почему двигатель V8 Ferrari California может плавно работать на холостых оборотах, а затем может резко подняться до красной черты, но олдскульный американский мускул-кар, такой как Charger, булькает и булькает и может показаться, что он работает гораздо грубее, чем итальянский автомобиль. Это связано с разным порядком воспламенения в двигателе из-за разницы в конфигурации. В Ferrari используется так называемый кривошип с плоской плоскостью, а в Charger — кривошип с поперечной плоскостью.

Плоский кривошип от Shelby GT500

Для плоского самолета это означает, что цилиндры срабатывают один за другим на противоположных сторонах V-образной формы, поэтому импульсы выхлопа сбалансированы с точки зрения времени и формы, когда они проходят по выпускному коллектору. Двигатель поперечного самолета имеет неправильный порядок работы из-за того, что соединительные пути расположены на девяносто градусов друг к другу. С первого взгляда кажется, что он срабатывает в случайном порядке, прыгая по всему ряду цилиндров.

В порядке запуска есть моменты, из-за которых два импульса выхлопа производятся с одной и той же стороны двигателя, что создает неравномерность в последовательности и интервале импульсов выхлопа. Затем это производит этот гортанный звук американского V8 из-за сгущения и смешивания импульсов, а не чистой, ровной частоты пульса Ferrari. Плоский кривошип в Ferrari создает целую тонну вибрации, поэтому он намного громче при увеличении оборотов. Он также намного легче, чем конструкция с поперечной плоскостью, поскольку американскому автомобилю нужны балансировочные грузы, чтобы держать коленчатый вал под контролем. Эта легкость также способствует высокой скорости двигателя V8 Ferrari.

Различные конфигурации двигателей различаются по звуку из-за значений доминирующей частоты, излучаемой каждым двигателем. Чтобы вычислить эту частоту, скорость двигателя должна быть разбита на число оборотов в минуту на число оборотов в секунду, что означает простое деление числа оборотов на шестьдесят.

Затем это значение нужно умножить на количество цилиндров, срабатывающих при каждом обороте коленчатого вала, что в Honda NSX с двигателем V6 будет равно трем, а в рядной четвёрке Golf R — двум. Вот краткий пример расчета:

Таким образом, с точки зрения основного фонового звука двигателя, он в основном зависит от того, как двигатель запускается, а также от количества цилиндров, которые имеет двигатель. До какой-либо настройки выхлопа или звуковых трюков V12 будет иметь примерно такой же тон звука двигателя, как и V6, рядная пятерка будет иметь тот же доминирующий тон, что и V10, и так далее. Только после того, как другие частоты менее доминирующих движущихся частей двигателя объединятся с основной частотой, можно различить ноту двигателя и отнести ее к определенному автомобилю. Таким образом, это отличает двигатели, такие как V6 NSX, от KV6 в MG ZS, а другие вспомогательные компоненты вносят свой вклад в выходной тон каждого автомобиля.

Другим фактором, который следует добавить к звуку, который мы слышим, является настройка выхлопа. Целые группы инженеров в секторах NVH (шум, вибрация и жесткость) компании будут исследовать влияние различных диаметров и сужений выхлопной трубы на усиление или подавление определенных частот. Каждое изменение давления из-за сжатия и расширения выхлопной системы приведет к изменению частоты, излучаемой выхлопными трубами.

Камера NVH используется для измерения выходных частот автомобиля при настройке 9.0002 Крупногабаритные выхлопные трубы, например, снижают выходное давление выхлопных газов, создавая низкочастотный, глубокий гул, который обычно не затихает в глушителе.

Производители автомобилей тоже серьезно относятся к шуму. Миллионы фунтов инвестируются в создание больших камер шумоподавления, в которых может сидеть автомобиль. Это позволяет инженерам выбирать точные частоты, которые они хотят настроить, чтобы получить именно тот тон выхлопа, который искал бы клиент. Кто может винить производителей, тратящих столько денег, когда инженеры могут придумывать симфонии, такие как Ferrari 458, Audi R8 и Lamborghini Aventador?

Несмотря на то, что все точные настройки, выполняемые в наши дни на новых автомобилях, могут показаться умаляющими сырой характер автомобиля, я думаю, мы должны очень похвалить производителей, которые оставляют тон выхлопа, по крайней мере, механическим процессам, таким как слегка модифицированный выхлоп. Теперь, когда такие компании, как BMW, синтезируют шум двигателя в салоне, чтобы имитировать большие конфигурации двигателя, следует проявить некоторое уважение к инженерам, которые до сих пор заставляют свои двигатели петь старомодным способом. И с учетом того, что в индустрии высокопроизводительных автомобилей сейчас широко распространено сокращение размеров, я рекомендую вам послушать несколько классических двигателей V8, чтобы снова поверить в человечество. Я рекомендую Lola T70.

Как вы думаете, вы отличите свои рядные четверки от своих монстров Bentley W12? Пройдите этот тест, чтобы узнать!

5 Шум двигателя, который может означать неисправность

Перейти к основному содержанию

Нежный гул или торжествующий рев — ваш двигатель имеет свой характерный звук. Со временем вы привыкнете к этому конкретному звуку, поэтому появление нового звука может вас нервировать. Визг, скрежет и другие звуки могут вызывать беспокойство. На этой странице мы рассмотрим несколько часто слышимых звуков и их значение. Хотя эта информация не является исчерпывающей, она дает хороший обзор некоторых из наиболее распространенных причин странных шумов и может помочь вам понять, какой уход требуется вашей Toyota.

5. Визг

Визг и крик не всегда являются хорошим признаком, когда исходят от людей, и то же самое относится к автомобилям. Если визг исходит из-под капота, это, вероятно, связано с ослаблением или износом поликлинового ремня. Поскольку этот ремень управляет вспомогательными устройствами двигателя, такими как водяной насос, генератор переменного тока и другими жизненно важными функциями, изношенный ремень требует немедленного внимания. Однако есть и другие виновники, которых следует подозревать, если визг появляется в другое время. Визг во время поворотов означает, что система рулевого управления, вероятно, требует внимания, а визг, когда вы нажимаете на педаль тормоза, вероятно, означает, что пришло время заменить тормозные колодки.

4. Скрежет

Существует множество причин, из-за которых ваш автомобиль может издавать скрежет. Если вы слышите этот скрежет как во время движения, так и на холостом ходу, возможно, виноваты изношенные подшипники. Если при переключении передач слышен скрежещущий звук, скорее всего, это связано с изношенным сцеплением. Скрежет при повороте может быть вызван заменой ШРУСа или другой проблемой подвески. И если вы заметили скрежет при торможении, ваши тормозные колодки могут быть полностью изношены до металла. Ни один из этих звуков не является хорошим, поэтому обязательно немедленно проверьте свой автомобиль.

3. Стук и щелчок

Если вы слышите звук, напоминающий стук, тиканье или щелчок, возможно, в вашем автомобиле низкий уровень масла. В этом достаточно легко убедиться, проверив масло. Если уровни слишком низкие, вы можете решить проблему в краткосрочной перспективе, добавив больше масла. Однако это только краткосрочное решение, и его следует использовать только для предотвращения повреждения двигателя во время поездки в сервисный центр. Низкий уровень масла может иметь много причин, поэтому необходимо провести осмотр для определения основной причины.

Если вы проверите уровень масла и уровень не низкий, постукивание может быть вызвано чем-то вроде проблемы с клапанным механизмом. Это также может быть серьезно и должно быть рассмотрено немедленно.

2. Внезапный громкий взрыв

Громкий взрыв, похожий на звук фейерверка, почти наверняка имеет неприятные последствия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *